Полевое наблюдение это: НАБЛЮДЕНИЕ ПОЛЕВОЕ — это… Что такое НАБЛЮДЕНИЕ ПОЛЕВОЕ?

Содержание

2.4.3.6. Полевое, лабораторное и лабораторно–полевое наблюдение

Полевое наблюдение проводится в естественных для наблюдаемых условиях, в реальной жизненной ситуации (дома, в школьном классе, в цехе, в помещении для собраний и т.д.). Привычная обстановка, в которой изучается группа, сказывается как на действиях наблюдаемых, так и на правильном понимании их поведения. Однако следует отметить ряд следующих недостатков. Полевые условия не всегда создают благоприятные условия для работы исследователя, могут возникнуть ситуации, когда некоторые наблюдаемые могут пропасть из поля зрения исследователя, какие–нибудь внешние обстоятельства могут затруднить фиксацию происходящего или могут возникнуть внешние факторы, не характерные для данной проблемной ситуации (например, временные перебои с поставкой деталей и т.д.). Обычно оно применяется в разведывательных и аналитических исследованиях и имеет очень широкое распространение.

Лабораторное наблюдение, осуществляется в искусственно созданных для наблюдаемой группы и контролируемых исследователем условиях. Наблюдаемых приглашают в специально оборудованные классы или отдельные помещения, где организуют их деятельность, результаты которой наблюдатель фиксирует. Например, моделируя деловую игру по какой–нибудь проблематике, исследователь фиксирует поведение участников, мотивы их деятельности, реакцию и многое другое. Если требуется высокая тщательность и подробность в описании наблюдаемых процессов, то для фиксации результатов используются технические средства (магнитофон, фото–, кино–, телеоборудование). Но необходимо учитывать, что сам факт проведения лабораторного наблюдения, непривычная обстановка может определенным образом исказить информацию и снизить ее объективность. Обычно оно применяется в исследованиях экспериментального плана и главным образом заключается в фиксации изменений, которые произошли в результате воздействия на наблюдаемых экспериментальных фактов.

Классическим примером лабораторного наблюдения является хоуторнский эксперимент, о котором уже говорилось выше. Группа, за которой велось наблюдение, помещалась в различные условия, а в результате наблюдений делались выводы о влиянии условий труда на его производительность (16, т. 2, с.156).

Лабораторно-полевое наблюдение — вид сбора социологической информации, который осуществляется в естественных условиях, но с отдельными ограничениями. В данном случае предпринимается попытка снять недостатки, присущие как полевому, так и лабораторному наблюдению.

2.4.3.7. Систематическое и случайное (несистематическое) наблюдение

Систематическое наблюдение позволяет выявить динамику процессов и явлений, происходящих в изучаемом коллективе. Для него характерна регулярность фиксации результатов в течение определенного периода времени. Наблюдение может быть непрерывным, длительным (ежедневным) или проводиться в циклическом режиме (еженедельно, ежемесячно, раз в декаду, квартал и т.п.).

Систематическое наблюдение обычно проводится по строго регламентированному графику, с регулярной фиксацией заранее обусловленных признаков. Регламент регистрации фактов при эпизодическом наблюдении программой наблюдения обычно строго не фиксируется, хотя наблюдатель рассчитывает получить их в какой–либо момент исследования. Объектом наблюдения могут быть: а) определенные социальные группы в различные моменты изучаемого процесса; б) определенный процесс в различных социальных группах; в) определенный процесс в определенной группе.

Недостатком такого вида сбора информации является трудность операционализации и сравнения данных за различные сроки, так как возникает риск сделать социологический вывод на основе разнопорядковых данных. Систематическое наблюдение широко применяется во всех исследованиях. Чаще всего используется как основной метод сбора первичных социологических данных при монографическом изучении одного локализованного объекта (например, группы семей, коллектива, жителей поселка).

Случайное (несистематическое) наблюдение связано с изучением заранее не запланированного явления, события, ситуации. При таком наблюдении единицы наблюдения заранее не определяются и фиксируются интересные по мнению исследователя факты. Порядок такого наблюдения не регламентирован его программой. Особым видом случайного наблюдения выступает фиксация событий, которые хотя и происходят в рамках запланированного объекта наблюдения, но не предусмотрены карточкой наблюдения. Например, при изучении социальной активности населения исследователь может столкнуться с деятельностью каких-нибудь неформальных объединений и зафиксировать их характеристики, представляющие научный интерес.

“От случайного наблюдения, — как указывает Э.П. Петров, — следует отличать случайное выявление и фиксирование фактов в ситуации запланированного наблюдения. Выявление такого рода фактов — основная задача неструктурированного наблюдения за заранее определенной ситуацией, но оно может происходить и в процессе контролируемого наблюдения. Так, фиксируя содержание труда по заранее разработанной программе в карточке, социолог может обнаружить, что не все факты, касающиеся процесса труда, нашли в ней отражение. Как самостоятельная процедура сбора первичной информации случайное наблюдение обычное не планируется” (16, т.2, с.156).

Случайное наблюдение обычно не бывает самостоятельной процедурой исследования и чаще всего встречается в разведывательных исследованиях для формулировки гипотез предстоящего планомерного исследования или для контроля и пополнения данных, полученных иными видами социологического исследования.

Полевое исследование (наблюдение) — Txtb.ru

Перечень всех учебных материалов

Государство и право

Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология


Полевое исследование (наблюдение)

  В отличие от уже описанных экспериментального и квазиэкспериментального методов исследования, полевое исследование или наблюдение характеризуется подробным, глубоким и всесторонним изучением поведения любого количества людей в местах их естественной жизнедеятельности. Вместо работы с переменными и наблюдения за происходящими вследствие этого изменениями наблюдатель собирает и регистрирует столько информации, сколько возможно из развертывания сложившейся ситуации, не пытаясь при этом влиять на сами события. Люди, ставшие объектом изучения, могут осознавать либо не осознавать присутствие исследователя или сами цели исследования.
  В других случаях исследователь может стать включенным наблюдателем, т. е. активно участвовать в происходящих событиях и в то же время регистрировать поведение тех, в чьем окружении он находится. Вот в каком детективном духе описывает эту ситуацию Роберт Чалдини: “Наблюдение в качестве участника — это специальный подход, при применении которого исследователь играет роль шпиона. Скрывая свою личность и намерение, исследователь внедряется в интересующее его общество и становится членом группы, которую намеревается изучать” (Чалдини Р., 1999, с. 13).

  Является ли наблюдение включенным или нет, оно всегда — ключевой момент полевого исследования. Поскольку наблюдение людей является для большинства из нас делом обычным, то часто трудно понять, насколько сложно это делать специально, с научными целями. Сложность этого занятия обусловлена рядом причин. Первая: исследователь должен в совершенстве знать свое окружение и с поведением какого рода ему придется иметь дело. Вторая: наблюдатель должен решить для себя, поведение какого вида и уровня он будет фиксировать. Необходимо ли ему наблюдать поведение масс людей ( демонстрации, митинги и т.д.) или же ему нужно следить за выражением лиц, интонациями голоса, взглядами. Все это нужно спланировать заранее.
  Выбор типов поведения, естественно, зависит от тех вопросов, на которые исследователь хочет получить ответы. Полевые исследователи не могут специально создавать условия, но они должны заранее сформулировать вопросы и гипотезы. Без них полевое наблюдение увязнет в бесконечном множестве разноречивых событий, в потоках различной информации.
  Когда выбраны для наблюдения типы поведения, исследователь должен продумать вопрос о специальных методах регистрации необходимой информации. В этом случае он получает возможность проявить творческий подход, точно так же, как в том случае, когда он работает в эксперименте с независимыми переменными. Правда, одним творчеством здесь не обойтись, часто уже предварительно собранные данные требуют оценить надежность выбранных приемов наблюдения и привести их в соответствие с имеющимися условиями. В полевом исследовании понятие надежности часто зависит от уверенности, что различные наблюдатели регистрируют одни и те же типы и уровни поведения, причем одинаковыми способами. Без этого вся система кодирования информации будет просто отражать пристрастия и пред-почтения наблюдателей и не сможет стать основой для объективных научных выводов.
  К сказанному добавим, что полевые исследования не ограничиваются только наблюдением повседневного поведения людей в привычных местах. Они могут проводиться также в экзотических, необычных либо экстремальных условиях. Например, в дальних экспедициях, под водой, в воздухе и даже в космосе (Stewart R., 1988).
  Таким образом, основным достоинством полевого исследования-наблюдения является его реализм, жизненность. Исследование всегда сосредоточено на наблюдении событий, естественным образом происходящих в реальной жизни. Т. к. большинство полевых исследований продолжается довольно длительное время, то они дают столько и такой информации, сколько и какой нельзя получить в короткий период экспериментального и квазиэкспериментального исследования. К тому же, благодаря большой продолжительности исследования, у наблюдателей имеется возможность отбирать несколько типов информации разного рода, обусловленных ситуацией. Многосторонние измерения, сделанные для того, чтобы одновременно отрабатывать несколько концепций, дают возможность с большей уверенностью делать заключения, чем если бы было сделано измерение только одного параметра.
  Вместе с тем, хотя успешно проведенное полевое исследование предоставляет богатую информацию, отсутствие контроля за условиями исследования порождает определенные проблемы. Как уже отмечалось, невозможность работать с независимыми переменными и использовать принцип случайности затрудняет возможность каких-либо твердых, определенных заключений о причинноследственных отношениях в происходящих событиях. Как и в квазиэксперименте, использование некоторых статистических приемов расширяет возможности полевого исследования-наблюдения, но для вынесения твердых, неоспоримых суждений все же требуется наличие контролируемого плана исследования.
  Другая потенциальная проблема полевого исследования кроется в том, что участники могут быть осведомлены, что их поведение изучается. А когда люди знают, что за ними наблюдают, то на их поведение влияет ожидание оценки. Как и в других методах исследования, влияние, оказываемое самим исследователем, здесь еще в большей мере создает проблемы. Особенно, если исследователь является включенным наблюдателем.
  В заключение отметим, что полевое наблюдение позволяет исследователю полноценно изучать последовательность событий, протекающих в естественных условиях. Этот метод — не всегда лучший способ проверки гипотез определенного типа (причинно-следственных), но он служит неисчерпаемым источником информации, которая затем может стать основой для выдвижения гипотез и более строгой эксперимен-тальной проверки.


(PDF) Как собрать данные в полевом качественном исследовании

37

Глава 1. Проектирование качественного полевого исследования

конструирования именно репрезентативных выборок, понимае-

мых в ином ключе в этнографических исследованиях, нежели в

количественных опросах, что объясняется возможностью генера-

лизации на основе этнографических данных при изучении одной

характеристики, которой обладают все элементы изучаемой сово-

купности [Gobo, Molle, 2017, p. 106; Gobo, 2008, p. 210]. Другими

словами, если в этнографическом исследовании политической

организации интервьюируются все ее члены, то выборка будет

сплошной, репрезентирующей всю организацию. На сегодняш-

ний день существуют разные типологии качественных выборок.

Например, Штейнберг различает четыре вида выборки: «целена-

правленную, выборку типичных, экстремальных и критических

случаев» [Штейнберг, 2014, с. 44]. Однако если обобщить наибо-

лее распространенные классификации, то чаще всего выборки в

качественном исследовании подразделяют на следующие типы

(стратегии отбора единиц анализа) [Романов, Ярская-Смирнова,

2008, с. 39; Штейнберг и др., 2009, с. 71–76; Штейнберг, 2014,

с. 44–46; Gobo, Molle, 2017, p. 108–110].

• Аналитическая выборка (или теоретическая) содержит тео-

ретические посылки и формируется на основе исследовательских

вопросов. Когда практической информации недостаточно, поле-

вой исследователь проектирует аналитическую выборку и ее кри-

терии, руководствуясь знанием теоретических подходов и научной

литературы. Аналитическая выборка может видоизменяться, по

мере того как исследователь продвигается в полевой работе, под-

тверждает или опровергает свои изначальные предположения.

• Выборка «снежный ком» (или цепная выборка) представля-

ет собой способ поиска участников исследования путем движения

по социальной сети информантов. Предположим, полевой иссле-

дователь изучает сообщество садоводов и, обнаружив среди своих

знакомых человека, увлеченного разведением цветов, договарива-

ется с ним об интервью. После участия в исследовании информант

советует своего знакомого-садовода, а тот своего знакомого и так

далее по цепи контактов.

• Квотная выборка формируется на основе четкого представле-

ния у исследователя о том, с кем планируется проводить интервью в

полевом проекте и в какой пропорции. Предположим, имеется не-

сколько социально-профессиональных групп, которые нужно изу-

чить с помощью метода интервью. Для этого в полевом задании чет-

Метод наблюдения в социологических исследованиях

Метод наблюдения в социологических исследованиях

 

Наблюдение в социологии – это метод целенаправленного, планомерного, определенным образом фиксируемого восприятия исследуемого объекта.

Необходимо различать научное и обыденное наблюдение.

Наиболее характерными особенностями научного наблюдения как метода сбора первичной социальной информации являются целеустремленность и планомерность. Это означает, что научное наблюдение, во-первых, подчинено определенным практическим или теоретическим целям и, во-вторых, оно осуществляется по заранее продуманному плану, по заранее разработанной программе. Планомерность наблюдения и его осуществление по заранее подготовленной программе предполагают, что результаты наблюдения определенным образом регистрируются и поддаются контролю на обоснованность и устойчивость.

Кроме того, отмечают еще ряд специфических особенностей наблюдения. По мнению авторов «Рабочей книги социолога», таких особенностей три. Первой особенностью является специфика связи наблюдателя и объекта наблюдения. Эта специфика заключается в том, что познание социальной действительности всегда связано с личностными позициями ученого, с его ценностной ориентацией.

Вторая особенность наблюдения в социологии выражается в эмоциональности восприятия социологом объекта наблюдения.

Третья особенность – сложность повторного наблюдения. Это связано с тем, что любые объекты социологического наблюдения всегда подвергаются воздействию большого количества различных факторов.

В процессе применения метода наблюдения социолог сталкивается с рядом трудностей. В первую очередь, это трудности субъективного характера. Дело в том, что наблюдатель может истолковывать наблюдаемые явления и процессы через призму своих взглядов. Среди объективных трудностей необходимо выделить, во-первых, то, что не все социальные факты поддаются научному наблюдению, и, во-вторых, ограниченность всех наблюдаемых фактов во времени.

Практика социологических исследований показывает, что чаще всего наблюдение выступает как вспомогательный метод сбора социологической информации. Это обусловлено тем, что наблюдение применяется тогда, когда необходимо углубить знания о проблеме исследования, когда другими методами собрать информацию достаточно полно невозможно.

Как уже отмечалось выше, характерными чертами научного наблюдения является его целенаправленность и планомерность, что предопределяет необходимость наличия программы наблюдения. Программа наблюдения предусматривает следующие этапы:

1. Определение цели и задач наблюдения. Например, цель наблюдения – выявить степень самостоятельной физкультурно-спортивной активности людей зрелого возраста микрорайона. Задачи: а) определить количество занимающихся на спортивных площадках микрорайона; б) определить количество дней занятий в неделю; выявить среднее время одного занятия.

2. Выбор вида наблюдения, наиболее полно отвечающего задачам наблюдения.

3. Выбор объекта и предмета наблюдения. В нашем случае объект наблюдения – лица среднего возраста. Предмет наблюдения – уровень физкультурно-спортивной активности.

4. Выбор способа регистрации наблюдаемого объекта.

5. Обработка и интерпретация полученной информации, написание отчета.

 

Виды наблюдения

 

Наблюдения в социологии можно классифицировать по различным признакам: по степени формализации процедуры, по положению наблюдателя, по условиям организации, по регулярности проведения.

По степени формализации наблюдения подразделяются на структуализированные и неструктуализированные. Первое проводится по заранее разработанному плану, когда социолог хорошо знаком с предметом исследования. Неструктуализированное наблюдение – это такой вид наблюдения, при котором определен только объект наблюдения. Применяется с целью определения проблемной ситуации, получения более конкретной информации об объекте исследования.

По положению наблюдателя наблюдения подразделяются на включенные и невключенные. Включенное наблюдение – это такой вид наблюдения, при котором социолог в той или иной мере сам непосредственно «включен» в изучаемый объект, находится в непосредственном контакте с наблюдаемыми и участвует вместе с ними в одной сфере деятельности, например, занимается физическими упражнениями в наблюдаемой физкультурно-оздоровительной группе. Невключенное наблюдение – это такой вид наблюдения, при котором социолог наблюдает за объектом со стороны, например, за индивидуальными занятиями с трибуны стадиона.

По месту проведения и условиям организации проведения наблюдения делятся на полевые и лабораторные.

Полевое наблюдение проводится в естественной обстановке, в реальных условиях жизни. Лабораторное – это наблюдение, при котором объект изучения находится в искусственно созданных условиях.

В сфере физической культуры в первом случае примером могут быть занятия по месту жительства на дворовой площадке. В другом – занятия в специально оборудованном спортивном зале.

По регулярности проведения наблюдения делятся на систематические и случайные. Основная характеристика систематических наблюдений – регулярность фиксации действий в течение определенного промежутка времени (на период тренировочного цикла определяется эффективность атакующих действий команды, например, в футболе). При случайных наблюдениях изучению повергаются ранее не запланированные действия, ситуации.

Наблюдение – один из интереснейших  методов сбора первичной социологической информации. Его важнейшее преимущество – непосредственность наблюдения изучаемого объекта, что часто бывает незаменимых на начальных этапах исследования. Это помогает исследователю уточнить проблему, более четко определить объект и предмет исследования, позволяет сформулировать гипотезы.

Метод наблюдения. ИНСОМАР. Маркетинговые исследования и исследования рынка.

Метод наблюдения


Социологическое наблюдение –  это отслеживание и регистрация значимых параметров объекта  исследования.  Фиксация  состояния  изучаемого  процесса  или  явления  происходит посредством  различных  инструментов,  наиболее  адекватных  целям  исследования. Так, в зависимости от поставленных задач, могут применяться:  

  • формализованные и полуформализованные бланки наблюдения,  
  • средства аудио­, видеозаписи и фоторегистрации,
  • письменное изложение результатов в свободной форме.

Таким  образом,  в  отличие  от  так  называемого  обыденного  наблюдения,  научно­ практическое  ориентировано  на  получение  специфической  информации,  необходимой  для достижения  определенной  исследовательской  цели  и  характеризуется  организованностью и систематичностью.

Варианты применения метода: 

Благодаря  вариативности  реализации,  метод  наблюдения  предоставляет  широкие возможности для решения разнообразных задач, таких как, например:

  1. оценка  качества  обслуживания,  в  том  числе  mystery  shopping и  мониторинг работы учреждений, предоставляющих государственные и муниципальные услуги населению,
  2. анализ  внешнего  и  внутреннего  состояния  объектов  торговли  и  предоставления услуг,
  3. расчет распределения покупательских потоков в торговых объектах,
  4. оценка интенсивности пассажиропотока,
  5. анализ  автомобильных  и  пешеходных  потоков  при  оценке  эффективности размещения рекламных конструкций, строительства коммерческой недвижимости и т.д.
  6. аудит цен,
  7. изучение  инфраструктуры  территории  (фиксирование  организаций,  указание сферы деятельности и прочих параметров),
  8. анализ эффективности работы сотрудников (регистрирование действий в течение дня),
  9. выявление  социально­психологических  особенностей  поведения  целевой аудитории  (регистрирование  эмоций  и  действий  во  время  обслуживания, совершения покупки и т.д.)

Преимущества и возможности метода:

  1. многообразие  решаемых  задач:  наблюдение  –  незаменимый  инструмент маркетинговых исследований, применяющийся как на стадии разработки проекта 
  2. (будь то объект недвижимости, рекламная конструкция, предприятие торговли и пр.), так и для решения текущих задач (оценка качества работы персонала, анализ различных аспектов потребительского поведения и пр.)
  3. вариативность  степени  формализации:  в  зависимости  от  поставленной  цели, наблюдение  может  проводиться  как  по  максимально  структурированному инструментарию, так и вообще без него с дальнейшим изложением результатов в свободной форме. 
  4. возможность  установления  исследователем  степени  включенности  и  открытости наблюдения:  так,  в  соответствии  с  утвержденной  методологией,  наблюдатель может  сообщить  представителям  изучаемой  аудитории  (объекта)  о  проводимом исследовании  предварительно,  сделать  это  на  любом  этапе  проекта  или  же вообще не информировать никого из участников. Наблюдение может проводиться «со стороны» или же с непосредственным включением наблюдателя в изучаемый процесс. 

Виды наблюдения: 

Социологической практикой чаще всего определяются следующие виды наблюдения: 

По степени открытости наблюдателя:

  1. открытое  наблюдение,  подразумевающее,  что  участники  исследования осведомлены о роли наблюдателя.
  2. скрытое  наблюдение,  в  процессе  которого  представители  изучаемой  группы  не знают о том, что они являются объектом исследования. 

В зависимости включенности наблюдателя в процесс:

  1. включенное наблюдение – исследователь становится частью изучаемого явления / группы, находится в прямом контакте с представителями аудитории.
  2. невключенное наблюдение – исследователь фиксирует значимые характеристики со  стороны,  не  информируя  участников  о  своей  роли  и  настоящей  цели  своего присутствия. 

Включенное  наблюдение  классифицируется  в  свою  очередь  в  зависимости  от роли наблюдателя:

  1. полное участие наблюдателя  в  ситуации («участник  –  скрытый  наблюдатель»).  Классический  пример  –  mystery  shopping.  Исследователь,  выступая  в  роли потребителя, является полноправным действующим лицом ситуации.
  2. участие в ситуации как наблюдателя («участник – открытый наблюдатель»). В данном случае подразумевается, что наблюдатель является участником процесса, активно взаимодействует с группой, однако ее представители осведомлены о его роли,  как  это  может  происходить  в  различных  социально-психологических исследованиях. 
  3. наблюдатель  как  участник  исследования  («открытый  наблюдатель»).  Эта методика предполагает взаимодействие наблюдателя с участниками социального процесса без действительного участия в нем. В качестве примера можно привести хронометраж  временных  затрат,  когда  исследователь  присутствует  при выполнении обязанностей сотрудника и регистрирует необходимую информацию. 
  4. ситуация полного наблюдения («скрытый наблюдатель»). Данная разновидность метода подразумевает полное отсутствие взаимодействия с участниками процесса и,  если  это  предусмотрено  методологией,  работу  наблюдателя  вне  поля зрения наблюдаемых.  Таким  образом  можно  изучать  некоторые  параметры потребительского  поведения,  такие  как  последовательность  действий  при совершении покупки, маршруты движения по торговому залу и т.д. 

По степени формализованности наблюдения:

  1. структурированное наблюдение, предполагающее четкое определение изучаемых аспектов  объекта  и  шкал  измерения.  Методика  реализации  этой  разновидности наблюдения  подразумевает  использование  формализованных  бланков,  а результаты  такого  наблюдения  измеряемы.  Количественные  данные,  в  свою очередь могут оцениваться в динамике. 
  2. неструктурированное,  допускающее  самостоятельный  выбор  и  регистрацию значимых  параметров,  которые,  тем  не менее, могут  быть  также  количественно обработаны и представлены в виде структурированного отчета. 

По условиям организации наблюдения:

  1. Полевое  исследование  –  проводится  в  реальной  жизненной  ситуации,  на  месте происходящих событий. 
  2. Лабораторное  –  предполагает  организацию  условий  (среды)  наблюдения  самим исследователем. 

По отношению к ситуации:

  1. констатирующее  –  наблюдение,  при  котором  происходит  лишь  регистрация интересующих параметров на предмет наличия / отсутствия, отнесения  к  какой­ либо  категории. Фиксируемые факты  носят  безоценочный  характер,  не  требуют интерпретации. 
  2. оценивающее  –  наблюдение,  основанное  на  методиках  ранжирования  и шкалирования,  и  в  результате  которого  изучаемые  характеристики  получают количественное значение.

ВКЛЮЧЕННОЕ ПОЛЕВОЕ НАБЛЮДЕНИЕ — Студопедия

Полевое исследование

Н. Смелзер. Социология. Глава 1.

Неструктурированное наблюдение

Наблюдатель опирается лишь на общий, принципиальный план наблюдения, которое обычно предшествует основному, более глубокому этапу исследования. Все, что попадает в поле зрения исследователя, подробно заносится в дневник наблюдения.

Дополнительный материал

В США первые крупные исследования социальных условий проводили ученые, которые наблюдали поведение людей в ситуациях реальной жизни. Этот метод, известный под названием полевого исследования, впервые был применен в 20-х годах нашего столетия представителями «Чикагской школы», которая (как нам уже известно) господствовала в американской социологии до 40-х годов. И сегодня полевое исследование по-прежнему служит одним из главных методов социологического анализа.

Полевое исследование имеет по крайней мере одно преимущество по сравнению с методом выборочного опроса. При опросе исследователь просит людей вспомнить, как они вели себя или что они чувствовали в определенное время. В результате полученные данные оторваны от реальной жизни опрошенных. С помощью полевого метода исследователи могут решить эту проблему: они находятся на месте действия и осуществляют непосредственное наблюдение за тем, что их интересует. Например, студент-социолог, который является членом футбольной команды колледжа и может непосредственно наблюдать, как игроки прибегают к допингу, конечно же, получит более обоснованные данные, чем тот, который просто спрашивает игроков насчет употребления допинговых средств.


В силу этих причин информация, собранная на основе полевого исследования, может быть более достоверной, чем данные опроса. Вместе с тем, поскольку полевые исследования обычно охватывают какую-то одну ситуацию, их результаты также носят ограниченный характер. Поэтому исследование употребления допинга членами одной футбольной команды способно многое сказать именно о данной команде, но было бы опасно на основе этих сведений пытаться сделать обобщенный вывод о всех футбольных командах.

…….

В отличие от лабораторного эксперимента проведение полевого наблюдения часто не связаны с проверкой гипотезы. Исследователь стремится понять реальную социальную ситуацию и вовлеченных в нее людей. Поэтому он сам отправляется в тюрьмы, бары, закоулки, конторы и т.п. Другими словами, включенное полевое наблюдение проводится в обстановке, где обычно проявляется исследуемое поведение. Хотя на начальном этапе работы «в поле» об исследователе может сложиться предвзятое мнение, обычно он старается ослабить такое впечатление. Например, Уайт (1943), проводивший классическое исследование итальянских трущоб, пояснил, что сначала он старался наблюдать все вокруг — ничего нельзя было упустить, поскольку, как ему представлялось, он не определил самые важные задачи исследования. Однако по мере ознакомления исследователя с людьми и с ситуацией зарождаются некоторые гипотезы. Они могут быть проверены в процессе работы «в поле» или стать темой для дальнейшего исследования.


Одна из самых трудных задач включенного полевого исследования — наблюдение событий без воздействия на них. Само присутствие исследователя может изменить ситуацию. Например, ученый, живущий в городской трущобе, наверное, обладает более высоким уровнем образования, чем люди, которых он изучает. У них может возникнуть представление, что он принадлежит к более состоятельному классу, и это. возможно, вызовет почтение или враждебность с их стороны. Трудно избежать этой проблемы и потому, что полевые исследователи выступают то в роли участников событий, то наблюдателей. Умение сочетать эти роли имеет решающее значение. Роль участника позволяет понять опыт других людей и завоевать их доверие. Но необходима и роль наблюдателя, чтобы сохранить беспристрастность и объективность.

Обычно предполагается, что любые изменения, вызванные присутствием исследователя, со временем уменьшаются. Однако они не исчезают полностью. Например, даже год спустя один из участников исследования Уайта признал, что присутствие социолога мешало ему вести себя естественно. «Теперь, когда я что-то делаю, — рассказывал он, — я вынужден думать о том, что вас интересует в моем деле».


Подобно любой науке, социология стремится к обобщениям. Однако возможность обобщения результатов полевых исследований может быть ограничена не только из-за вероятности воздействия исследователя на поведение людей, но и тем, что обстановка, выбранная для исследования, не всегда типична для других условий и, следовательно, не может служить основой для обобщения. Решение этих проблем связано с трудностями. Спорные вопросы, возникающие в этих случаях, придают особую важность соответствующей подготовке перед началом полевого исследования.

Метод наблюдения в социологических исследованиях Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №02-2/2017 ISSN 2410-700Х_

методы и математическое моделирование, 2004. № 3-4. — С. 164-170.

4. Петров И.Ф. Социальная структура личности и потребности. //Вестник ИМСИТ, 2016. №1. — С.7-8

5. Удальцова М. В. Социология управления. — М.: Изд-во РАГС, 2006. — 465с.

© Милюкова А.В., 2017

УДК 316.014

Д. В. Скубенко

магистрант 1 курса факультета менеджмента Академия маркетинга и социально-информационных технологий

г. Краснодар, Российская Федерация

МЕТОД НАБЛЮДЕНИЯ В СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ

Аннотация

В статье рассмотрен такой метод социологических исследований, как наблюдение. Рассмотрены его характерные черты и этапы, а также приведена классификация по различным признакам.

Ключевые слова

Социология, исследуемый объект, социологическое исследование, наблюдение, наблюдатель.

Наблюдение в социологии — это метод целенаправленного, планомерного, определенным образом фиксируемого восприятия исследуемого объекта.

Необходимо различать научное и обыденное наблюдение.

Наиболее характерными особенностями научного наблюдения как метода сбора первичной социальной информации являются целеустремленность и планомерность. Это означает, что научное наблюдение, во-первых, подчинено определенным практическим или теоретическим целям и, во-вторых, оно осуществляется по заранее продуманному плану, по заранее разработанной программе. Планомерность наблюдения и его осуществление по заранее подготовленной программе предполагают, что результаты наблюдения определенным образом регистрируются и поддаются контролю на обоснованность и устойчивость [1, с. 214].

В процессе применения метода наблюдения социолог сталкивается с рядом трудностей. В первую очередь, это трудности субъективного характера. Дело в том, что наблюдатель может истолковывать наблюдаемые явления и процессы через призму своих взглядов. Среди объективных трудностей необходимо выделить, во-первых, то, что не все социальные факты поддаются научному наблюдению, и, во-вторых, ограниченность всех наблюдаемых фактов во времени.

Практика социологических исследований показывает, что чаще всего наблюдение выступает как вспомогательный метод сбора социологической информации. Это обусловлено тем, что наблюдение применяется тогда, когда необходимо углубить знания о проблеме исследования, когда другими методами собрать информацию достаточно полно невозможно [2, с. 21].

Как уже отмечалось выше, характерными чертами научного наблюдения является его целенаправленность и планомерность, что предопределяет необходимость наличия программы наблюдения. Программа наблюдения предусматривает следующие этапы:

1. Определение цели и задач наблюдения.

2. Выбор вида наблюдения, наиболее полно отвечающего задачам наблюдения.

3. Выбор объекта и предмета наблюдения.

4. Выбор способа регистрации наблюдаемого объекта.

5. Обработка и интерпретация полученной информации, написание отчета.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №02-2/2017 ISSN 2410-700Х_

Наблюдения в социологии можно классифицировать по различным признакам: по степени формализации процедуры, по положению наблюдателя, по условиям организации, по регулярности проведения.

По степени формализации наблюдения подразделяются на структуализированные и неструктуализированные. Первое проводится по заранее разработанному плану, когда социолог хорошо знаком с предметом исследования. Неструктуализированное наблюдение — это такой вид наблюдения, при котором определен только объект наблюдения. Применяется с целью определения проблемной ситуации, получения более конкретной информации об объекте исследования.

По положению наблюдателя наблюдения подразделяются на включенные и не включённые. Включенное наблюдение — это такой вид наблюдения, при котором социолог в той или иной мере сам непосредственно «включен» в изучаемый объект, находится в непосредственном контакте с наблюдаемыми и участвует вместе с ними в одной сфере деятельности. Не включённое наблюдение — это такой вид наблюдения, при котором социолог наблюдает за объектом со стороны.

По месту проведения и условиям организации проведения наблюдения делятся на полевые и лабораторные.

Полевое наблюдение проводится в естественной обстановке, в реальных условиях жизни. Лабораторное — это наблюдение, при котором объект изучения находится в искусственно созданных условиях.

По регулярности проведения наблюдения делятся на систематические и случайные. Основная характеристика систематических наблюдений — регулярность фиксации действий в течение определенного промежутка времени. При случайных наблюдениях изучению повергаются ранее не запланированные действия, ситуации.

Наблюдение — один из интереснейших методов сбора первичной социологической информации. Его важнейшее преимущество — непосредственность наблюдения изучаемого объекта, что часто бывает незаменимых на начальных этапах исследования. Это помогает исследователю уточнить проблему, более четко определить объект и предмет исследования, позволяет сформулировать гипотезы.

Список использованной литературы:

1. Бутенко, И.А. Организация прикладного социологического исследования / И.А. Бутенко. — 1998. — 423с.

2. Петров И. Ф., Петров Л. И. Личность в контексте культурных потребностей. — Кемерово: Кузбассвузиздат, 2012. — 150с.

© Скубенко Д. В., 2017

Что такое полевое наблюдение? — Smartpedia

Взгляд через плечи целевых лиц

Полевое наблюдение — это вариант полевого исследования, которое пытается наблюдать за целевым человеком или группой целевых лиц в их среде, чтобы получить представление о поведении, действиях и процессах. Он используется во многих областях, таких как психология, педагогика или социология. Полевое наблюдение также используется в компаниях, например для того, чтобы

    ,
  • определяют организацию рабочих ступеней и рабочих мест.
  • определяет этапы работы, уровни использования производственных мощностей и стресс на рабочем месте.
  • узнают, как работают команды.
  • оценить усилия, необходимые для выполнения действий.
  • определяет материалы и количество, необходимые для выполнения работ.
  • определяет типы и частоты связи.

Полученные знания могут быть использованы в различных дисциплинах: например, в разработке требований они помогают вывести требования к программному обеспечению и системам; в организации процессов они дают возможность оптимизировать и автоматизировать рабочие процессы; а в области охраны труда и техники безопасности они позволяют определять меры безопасности и т. д.

Виды полевых наблюдений

При полевых наблюдениях встречаются два типичных представителя или вида:

  • При постоянном наблюдении окружающая среда, условия труда и методы работы пользователя, заинтересованного лица или сотрудника наблюдаются в течение определенного длительного периода времени. Результаты обычно оформляются письменно. Документирование с помощью видео или звукозаписи также возможно, но всегда должно быть подробно обсуждено с целевым лицом заранее.
  • В процедуре отбора проб — также называемой в контексте полевых наблюдений множественной выборкой — информация получается посредством наблюдений через заранее определенные интервалы. Значимость полученной информации затем должна быть определена статистически и стохастически.

Как проводить полевые наблюдения?

Полевые наблюдения — это метод, при котором вы наблюдаете за людьми в «реальных» местах и ​​ситуациях, таких как рабочие места, дома и т. Д. Они могут быть особенно полезны, если причины «расточительного» энергетического поведения вам не ясны.Полевые наблюдения помогут вам понять поведение, привычки, потребности и социальные отношения людей в их среде. Полевые наблюдения могут дать вам уникальную информацию, потому что вам не нужно полагаться на словесную интерпретацию ситуаций другими людьми, но вы можете увидеть это сами! Если ваше полевое наблюдение будет успешным, у вас может появиться много новых идей и ценная база знаний для вашего проекта.

Что вам нужно сделать:

  • У вас должно быть разрешение на наблюдение в выбранном вами месте.Вы должны быть открыты для своих целей, но осторожны, чтобы не беспокоить людей.
  • Вам следует лично ознакомиться с локацией и понаблюдать за происходящими действиями.
  • Во время наблюдения делайте заметки о том, что вы видели и слышали (ручка и бумага). Помимо письменных заметок, вы также можете записывать свои наблюдения с помощью видеокамеры или диктофона (если у вас есть разрешение).
  • Попробуйте разделить «роли» наблюдателя и менеджера проекта.Когда вы работаете в поле, вы не должны позволять своим предубеждениям искажать ваши наблюдения. На данный момент ваша цель состоит только в том, чтобы понять места и ситуации. Только после этого вы должны «вернуться» к своей роли менеджера проекта и попытаться решить проблемы и т. Д., С которыми вы столкнулись в этой области.
  • После полевых наблюдений вы также должны проанализировать свои данные, чтобы получить из них значимую информацию.
  • Полевые наблюдения не обязательно являются достаточным источником данных, возможно, вам придется провести интервью, чтобы понять причины действий людей.

Когда это работает ?:

  • Полевые наблюдения больше подходят для фазы планирования проекта, когда вы хотите познакомиться со своей целевой группой и ее контекстом.
  • Полевые наблюдения также полезны, когда вы хотите дальше развивать свой проект, потому что они позволяют вам наблюдать, как ваш проект «функционирует» в определенных местах и ​​ситуациях.

На что нужно обращать внимание:

  • Даже небольшие полевые наблюдения могут занять довольно много времени, и вы не гарантированно получите нужные результаты.Поэтому вам нужно тщательно взвесить, если вы хотите использовать этот метод.

Полевые исследования | Исследовательские связи

Качественные интервью — это метод полевого исследования, который собирает информацию и данные путем непосредственного опроса людей. Существует три основных типа качественных интервью: неформальные (разговорные), полуструктурированные и стандартизированные, открытые. Каждый из них кратко описан ниже вместе с преимуществами и недостатками.

Неформальные (разговорные) интервью
  • Часто возникают во время включенного наблюдения или после прямого наблюдения.
  • Исследователь начинает с разговора с членом интересующей его группы. По мере развития беседы исследователь формулирует конкретные вопросы, часто спонтанно, и начинает задавать их неформально.
  • Подходит, когда исследователь хочет максимальной гибкости для реализации тем и идей по мере их появления во время обмена

Преимущества неформального собеседования:

  • Позволяет исследователю реагировать на индивидуальные различия и фиксировать появляющуюся информацию.
  • Полученная информация не ограничивается заранее определенным набором вопросов и / или категорий ответов.
  • Позволяет исследователю глубже вникнуть в тему и понять, какие ключевые термины и конструкции означают для участников исследования.

Недостатки неформального собеседования:

  • Может генерировать менее систематические данные, которые трудно классифицировать и анализировать.
  • Исследователь может быть не в состоянии уловить все, что говорит интервьюируемый, и поэтому существует вероятность потери важных нюансов или информации.Например, у исследователя в тот момент может не быть магнитофона из-за спонтанного характера этих интервью.
  • Качество полученной информации зависит от навыков интервьюера.
Полуструктурированные интервью
  • Перед собеседованием составляется список заранее определенных вопросов или тестов, также известный как руководство по собеседованию, чтобы каждый респондент ответил на аналогичную серию вопросов и тем.
  • Вопросы, как правило, являются открытыми, чтобы выявить как можно больше деталей и смысла от интервьюируемого.
  • Исследователь может исследовать и исследовать другие темы по мере их появления во время интервью.

Преимущества полуструктурированного интервьюирования:

  • Систематически собирает данные по респондентам.
  • Исследователь может перефразировать или объяснить вопросы интервьюируемому, чтобы убедиться, что все понимают вопросы одинаково, и исследовать (отслеживать) ответ, чтобы ответы человека были полностью изучены.
  • Опрашиваемый имеет право свободно выражать свои взгляды своими словами.

Недостатки полуструктурированного интервьюирования:

  • Не предлагает такой гибкости для ответа на новые темы, которые раскрываются во время интервью, чем неформальное интервью.
  • Ответы на вопросы, которые были заданы немного по-разному, может быть труднее сравнивать и анализировать.
  • Качество полученной информации зависит от навыков интервьюера.
  • Интервьюер может бессознательно посылать сигналы о типах ожидаемых ответов.
Стандартизированные открытые интервью
  • Подобно опросу, поскольку вопросы тщательно составляются и записываются перед собеседованием, что позволяет свести к минимуму вариативность формулировок вопросов и способов их задания.
  • Исследователь задает одинаковую серию вопросов в одинаковом порядке каждому интервьюируемому.
  • Вопросы являются открытыми, чтобы охватить более подробную информацию и индивидуальные различия респондентов.
  • Особенно подходит для качественных исследований с участием нескольких интервьюеров.

Преимущества стандартизированного собеседования:

  • Все вопросы задаются одинаково каждому участнику исследования. Данные сопоставимы по опрашиваемым.
  • Снижает эффект интервьюера при использовании нескольких интервьюеров.
  • Стандартизация помогает облегчить обработку и анализ данных.

Недостатки стандартизированного собеседования:

  • Не предлагает такой гибкости, чтобы отвечать и исследовать новые темы, которые раскрываются во время интервью.
  • Стандартные формулировки вопросов могут ограничивать ответы опрашиваемых.

Как стандартизированные, так и полуструктурированные интервью предполагают формальный набор участников и обычно записываются на магнитофон. Исследователь должен начать с получения информированного согласия от интервьюируемого до начала интервью. Кроме того, исследователь может написать отдельную полевую заметку, чтобы описать реакцию респондента на интервью или события, которые произошли до или после интервью.

ресурсов

Дополнительную информацию о полевых исследованиях и методах качественного исследования см. Ниже.

Содержимое этой страницы подготовил Джерри Уэст. Последний раз он обновлялся в марте 2019 года.

Что это такое и когда его использовать?

10.1 Полевые исследования: что это такое и когда его использовать?

Цели обучения

  1. Дайте определение полевым исследованиям.
  2. Определите включенное наблюдение и опишите континуум включенного наблюдения.
  3. Обсудите хотя бы два примера полевых исследований.

Есть карикатура New Yorker , которая довольно точно изображает жизнь полевого исследователя (Cotham, 2003). На нем изображены «Два варвара и профессор варвароведения». Как полевые исследователи, как и в мультфильме, мы погружаемся в изучаемую обстановку. В то время как степень нашего погружения варьируется (обратите внимание, на карикатуре профессор верхом на лошади, но решил сохранить свою профессорскую куртку и трубку), всех полевых исследователей объединяет их участие в «полевых условиях».”

Полевое исследование Качественный метод сбора данных, который включает наблюдение, взаимодействие и интервьюирование людей в их естественных условиях. это качественный метод сбора данных, направленный на понимание, наблюдение и взаимодействие с людьми в их естественной среде обитания. Таким образом, когда социологи говорят о работе «в поле», они имеют в виду пребывание в реальном мире и участие в повседневной жизни людей, которых они изучают. Иногда исследователи используют термины этнография или включенное наблюдение для обозначения этого метода сбора данных; первое чаще всего используется в антропологии, а второе — в социологии.В этом тексте мы будем использовать два основных термина: полевое исследование и включенное наблюдение . Вы можете думать о полевых исследованиях как о зонтичном термине, который включает в себя бесчисленное множество действий, которыми занимаются полевые исследователи при сборе данных: они участвуют, они наблюдают, они обычно опрашивают некоторых людей, которых они наблюдают, и они обычно анализируют документы или артефакты, созданные люди, которых они наблюдают.

Рисунок 10.2

Полевые исследования обычно включают комбинацию включенного наблюдения, интервью и анализа документов или артефактов.В этой главе основное внимание уделяется включенному наблюдению.

Поскольку мы рассматриваем интервью и анализ документов / артефактов в главе 9 «Интервью: качественные и количественные подходы» и главе 11 «Ненавязчивые исследования: качественные и количественные подходы», здесь мы сосредоточимся только на аспектах участия и наблюдения в полевых исследованиях. Эти аспекты полевого исследования обычно упоминаются вместе и называются включенным наблюдением. Части полевого исследования, которые включают проведение времени с участниками своего исследования и наблюдение за ними; интервью и анализ документов / артефактов — два других компонента полевого исследования.. Подобно полевым исследованиям, включенное наблюдение также имеет несколько значений. Исследователи, проводящие включенное наблюдение, различаются по степени своего участия или наблюдения (Junker, 1960). Можно сказать, что существует континуум включенного наблюдения, где полное наблюдение находится на конце континуума, а полное участие — на другом конце.

В других главах мы обсуждаем две работы, которые могут попасть на любой конец континуума включенного наблюдения. Наблюдения Барри Торна (Barrie Thorne, 1993) за детьми в классах, школьных кафетериях, коридорах и на детских площадках находятся рядом с концом континуума с полным наблюдением.Торн заметил, что вместо того, чтобы на самом деле притворяться ученицей начальной школы и взаимодействовать с участниками своего исследования, как друг с другом (что, как обсуждалось в главе 4 «Начало исследовательского проекта», было, вероятно, мудрым шагом, поскольку это было бы трудно убедить учеников, что она одна из них). Можно сказать, что исследование торговли чайными комнатами Лода Хамфриса (1970), описанное в главе 3 «Этика исследований», находится на другом конце континуума. Вместо только наблюдателя, Хамфрис играл ключевую роль чайной королевы часов, роль, которую также играли неисследователи-участники торговли.Хамфрис также не сказал многим из наблюдаемых им людей, что он был исследователем; таким образом, с точки зрения многих из его «подданных», он был только участником. Континуум включенного наблюдения представлен на рисунке 10.3.

Есть плюсы и минусы, связанные с обоими аспектами роли участника-наблюдателя. Полные наблюдатели могут упускать важные аспекты группового взаимодействия и не иметь возможности полностью понять, на что похожа жизнь людей, которых они наблюдают.В то же время, если сидеть сложа руки и наблюдать, это может дать им возможность увидеть взаимодействия, которые они пропустили бы, если бы были более вовлечены. Полное участие дает возможность исследователям ощутить настоящий вкус жизни в группе, которую они изучают. Некоторые утверждают, что участие — единственный способ понять, что мы исследуем. С другой стороны, полные участники могут оказаться в ситуациях, с которыми они предпочли бы не сталкиваться, но не могут извиниться перед , потому что они приняли на себя роль полных участников.Кроме того, полные участники, которые не проявляют себя как исследователи, должны столкнуться с этическими затруднениями, связанными с возможным обманом своих «субъектов». На самом деле, большинство полевых исследовательских проектов находятся где-то посередине континуума наблюдатель-участник. Полевые исследователи обычно участвуют, по крайней мере, в некоторой степени на своих полевых участках, но бывают случаи, когда они могут просто наблюдать. Где вы, , чувствовали бы себя наиболее комфортно как полевой исследователь — как наблюдатель, участник или и то, и другое?

Как вы, возможно, догадались, основываясь на примерах из работ Торна и Хамфриса, полевые исследования хорошо подготовлены, чтобы ответить на вопросы типа «как?».В то время как исследователи опросов часто стремятся ответить на вопросы «почему», полевые исследователи задают , как происходят изучаемые ими процессы, , как взаимодействуют люди, с которыми они проводят время в полевых условиях, и , как разворачиваются события. Таблица 10.1 «Примеры полевых исследований» представляет лишь несколько примеров вопросов, которые полевые исследователи задавали в прошлых проектах, а также краткое изложение того, где и какую роль эти исследователи играли в данной области. Примеры представлены в таблице 10.1 «Примеры полевых исследований» ни в коем случае не представляют собой исчерпывающий список вариантов вопросов, которые задают полевые исследователи, или ряда полевых исследовательских проектов, которые проводились на протяжении многих лет, но они дают представление о видах социологической работы. полевые исследователи занимаются.

Таблица 10.1 Примеры полевых исследований

Вопрос Роль исследователя Автор (год)
Как организована социальная структура местной «трущобы»? Более 3 лет участия и наблюдений в итальянской общине в Норт-Энде Бостона Уайт (1942)
Как живет городская беднота? Двадцать месяцев участия и наблюдений среди афроамериканского сообщества в Вашингтоне, округ Колумбия Liebow (1967)
Почему и как рабочие соглашаются на собственную эксплуатацию? Десять месяцев работы механизатором на заводе в Чикаго вместе с наблюдениями за рабочими на заводе Буравой (1979)
Как эротический труд организован в двух разных странах и каков опыт секс-работников в каждой из них? Кратковременное участие в секс-операциях в Нидерландах и Калифорнии вместе с наблюдениями и интервью с секс-работниками в обоих местах Чапкис (1997)
Чем отличается воспитание детей в разных социальных классах? Примерно один месяц каждый, участвуя и наблюдая в домах и в жизни 12 разных семей Ларо (2003)
Как мужественность конструируется учениками старшей школы и среди них, и что это означает для нашего понимания гендера и сексуальности? Восемнадцать месяцев наблюдений и интервью в средней школе, принадлежащей к расовому составу рабочего класса Паско (2007)
Как спорт играет роль в формировании пола, класса, семьи и сообщества? Участие в качестве молодежного волонтера по футболу вместе с наблюдениями и интервью Месснер (2009)

Полевые исследования — это метод, который изначально был разработан антропологами с целью культурного понимания и интерпретации (Wolcott, 2008).Недовольные изучением групп людей, основанным исключительно на свидетельствах из вторых рук и осмотре артефактов, несколько антропологов решили попробовать жить в сообществах, которые они изучали, или рядом с ними, чтобы узнать о них и у них. В частности, два антрополога, Франц Боас (1888 г.) и Бронислав Малиновский (1922 г.), приписывают разработку этого метода на рубеже 20-го века. Удавы жили с коренным населением в Канаде и на северо-западе Америки. Малиновский жил в Папуа-Новой Гвинее с людьми, которые были коренными жителями этого района.Социологи уловили идею и преимущества полевых исследований (которые мы рассмотрим в разделе 10.2 «Плюсы и минусы полевых исследований»). Вскоре ряд социологов восприняли этот новый метод и адаптировали полевые исследования для своих собственных исследований групп. Многие из первых полевых исследователей в области социологии были бывшими социальными работниками, которые заинтересовались социологическими исследованиями из-за опыта своей роли социальных реформаторов. Чикагский университет, в частности, сыграл ключевую роль в развитии американских полевых исследований, среди прочего, благодаря его участию в Халл-Хаусе, социальном поселении, основанном для европейских иммигрантов в Чикаго (Deegan, 1986).

Основные выводы

  • Полевые исследования обычно включают комбинацию включенного наблюдения, интервью и анализа документов или артефактов.
  • Различные проекты включенного наблюдения находятся в разных местах континуума от полного наблюдателя до полного участника; большинство из них находится около середины континуума.
  • Полевые исследования берут свое начало в антропологии.

Упражнения

  1. В качестве предварительного ознакомления с некоторыми из плюсов, минусов, радостей и разочарований проведения полевых исследований посмотрите следующий клип, в котором показан «новостной» Стивен Колберт, беседующий с социологом Судхиром Венкатешем о его полевых исследованиях в некоторых беднейших районах Чикаго: http: // www.colbertnation.com/the-colbert-report-videos/156631/march-13-2008/sudhir-venkatesh. В ролике подчеркиваются некоторые преимущества полевых исследований перед опросными интервью; он также подчеркивает некоторые недостатки полевых исследований. Основываясь на том, что вы видите в ролике, каковы некоторые из основных преимуществ полевых исследований по сравнению с опросным интервью? Какие основные недостатки?
  2. Если вы хотите узнать больше о новаторском полевом исследовании Уильяма Фута Уайта, 40-минутное интервью с Уайтом и несколькими участниками его исследования, проведенное почти через 40 лет после публикации Street Corner Society , можно найти по следующему адресу: ссылка: http: // www.northendwaterfront.com/home/2010/6/18/street-corner-society-video-of-william-foote-whyte-north-end.html. Какую роль Уайт играл в этой области: полный наблюдатель, полноценный участник или что-то среднее? Используйте доказательства из интервью, чтобы подтвердить свой ответ. Какие плюсы и минусы полевых исследований упоминаются в интервью?
  3. Как вы думаете, где лучше всего жить в континууме наблюдатель-участник? Почему? Каковы плюсы и минусы каждого из различных мест континуума?

Полевые наблюдения | FRA

Узнайте, как на самом деле выполняется работа в реальных условиях.

Наблюдение за людьми в контексте их рабочей среды может быть использовано для понимания того, как отдельные лица и группы выполняют свою работу. При внимательном наблюдении в реальных условиях работы понимание «возникает из собственных наблюдений исследователя и интервью в реальном мире, а не в лаборатории или академии» (Patton, 2002: 11).

Наблюдение может обеспечить понимание и доступ к информации, которую трудно получить другими методами. Наблюдения могут позволить из первых рук выявить эксплуатационные и экологические требования, такие как тепло и вибрация кабины локомотива.Это может позволить понять, как происходит общение в команде и что препятствует эффективному информационному потоку (например, уровень шума, ненадежные радиоприемники). Он также может пролить свет на то, что влияет на внимание оператора, и на стратегии, которые они используют для управления этим.

Полевые наблюдения могут быть особенно полезны для выявления несоответствий между «выполненной работой» и «работой в соответствии с воображением» (Hollnagel, 2012). Представленная работа относится к тому, что, по мнению менеджеров или официальных лиц, происходит (или , если произойдет ) на работе, в зависимости от того, как она была обучена или предписана нормативными актами и рабочими процедурами.Выполненная работа — это то, что на самом деле происходит на самом деле, когда операторы настраиваются, идут на компромиссы и принимают обходные пути для выполнения своей работы эффективно и безопасно.

Полевые наблюдения наиболее полезны в сочетании с другими методами понимания действий человека, включая интервью с оператором или анализ устного протокола.

Советы по проведению полевых наблюдений:

Определите, возможно ли полевое наблюдение. В некоторых случаях это может оказаться невозможным из-за логистики или опасений по поводу вмешательства в работу операторов.В таких ситуациях вы можете изучить возможность видеозаписи или использования альтернативных методов сбора данных.

Разработайте руководство по наблюдению, которое содержит набор тем или вопросов, чтобы сосредоточить внимание во время наблюдения. Возможные темы:

  • Использование технологий, инструментов и физических артефактов
  • Координация и общение в команде
  • Обходные пути

Хотя руководство по наблюдению может быть полезным, важно также оставаться открытым для открытий.

  • Опишите цель вашего наблюдения тем, кого вы наблюдаете. Наблюдатели, которые производят впечатление информированных, искренних и готовых помочь улучшить инструменты и рабочую среду оператора, с большей вероятностью будут приняты операторами (Crandall et al., 2006).
  • Будьте как можно ненавязчивее, чтобы не прерывать и не мешать наблюдаемой работе. Если операторы понимают вашу цель наблюдения, они с меньшей вероятностью изменят свое поведение из-за вашего присутствия и с большей вероятностью будут работать как обычно .
  • Делайте подробные записи о событиях и поведении, которые вы наблюдаете. Часто бывает полезно фиксировать поток действий по мере их возникновения, а затем систематизировать или классифицировать информацию в более позднее время

Источники

  • Холльнагель, Э. (2012). FRAM: Метод функционального резонансного анализа: моделирование сложных социально-технических систем.Фарнем, Великобритания: Ashgate.
  • Паттон, М. (2002). Качественные методы исследования и оценки. 3-е издание. Таузенд-Оукс, Калифорния: Sage Publications.

Подробнее о полевых наблюдениях см .:

  • Crandall, B., Klein, G., and Hoffman, R. (2006). Рабочие умы: Практическое руководство по анализу когнитивных задач . Кембридж, Массачусетс: MIT Press.
  • Немет, К. (2004). Человеческий фактор Методы проектирования . Бока-Ратон, Флорида: Тейлор и Фрэнсис / CRC Press
  • Стэнтон, Н., Лосось, П., Уокер, Г., Бабер, К. и Дженкинс, Д. (2005). Методы человеческого фактора: Практическое руководство по инженерии и дизайну. Фарнхем, Великобритания: Ashgate Publishing.

Последнее обновление: пятница, 25 октября 2019 г.

Методы наблюдений — натуралистические, участвующие и контролируемые

  1. Методы исследования
  2. Методы наблюдения

Д-р Сол МакЛеод, опубликовано в 2015 г.


Наблюдение (наблюдение за тем, что делают люди) кажется очевидным методом проведения наши исследования в области психологии.Однако существуют разные типы методов наблюдений, и необходимо проводить различия между:

1. Контролируемые наблюдения

2. Натуралистические наблюдения

3. Наблюдения участников

В дополнение к вышеперечисленным категориям наблюдения также могут быть либо открыто / раскрыто (участники знают, что их изучают) или скрыто / не разглашается (исследование хранит их настоящую личность в секрете от субъектов исследования, действующих как подлинный член группы).

В целом наблюдения относительно дешевы в проведении, и исследователю требуется мало ресурсов. Однако они часто могут быть очень трудоемкими и долгими.


Контролируемое наблюдение

Контролируемое наблюдение (обычно структурированное наблюдение), скорее всего, будет проводиться в психологической лаборатории.

Исследователь решает, где будет происходить наблюдение, в какое время, с какими участниками, при каких обстоятельствах и использует стандартизированную процедуру.Участники случайным образом распределяются по каждой группе независимых переменных.

Вместо того, чтобы писать подробное описание всего наблюдаемого поведения, часто проще закодировать поведение в соответствии с заранее согласованной шкалой, используя график поведения (то есть проведение структурированного наблюдения).

Исследователь систематически классифицирует наблюдаемое поведение на отдельные категории. Кодирование может включать числа или буквы для описания характеристики или использование шкалы для измерения интенсивности поведения.

Категории в расписании закодированы, поэтому собранные данные можно легко подсчитать и превратить в статистику.

Например, Мэри Эйнсворт использовала график поведения, чтобы изучить, как младенцы реагируют на короткие периоды разлуки с матерями. Во время процедуры «Странная ситуация» измерялось интерактивное поведение младенца, направленное на мать, например

  1. Поиск близости и контакта
  2. Поддержание контакта
  3. Избегание близости и контакта
  4. Сопротивление контакту и утешение

Наблюдатель записал поведение, отображаемое в течение 15-секундных интервалов, и оценил поведение по шкале интенсивности. С 1 по 7.

Иногда за поведением участников наблюдают через двустороннее зеркало или их тайно снимают на видео. Этот метод использовал Альберт Бандура для изучения агрессии у детей (исследования куклы Бобо).

Много исследований было проведено и в лабораториях сна. Здесь к коже головы участников прикрепляются электроды, и наблюдаются изменения электрической активности мозга во время сна (аппарат называется электроэнцефалограммой — ЭЭГ).

Контролируемые наблюдения обычно являются открытыми, поскольку исследователь объясняет группе цель исследования, чтобы участники знали, что за ними наблюдают.

Контролируемые наблюдения также обычно не участвуют, поскольку исследователь избегает любого прямого контакта с группой, сохраняя дистанцию ​​(например, наблюдение за двусторонним зеркалом).

Сильные стороны

    1 . Контролируемые наблюдения могут быть легко воспроизведены другими исследователями, используя тот же график наблюдений.Это означает, что его легко проверить на надежность.

    2 . Данные, полученные в результате структурированных наблюдений, легче и быстрее анализировать, поскольку они являются количественными (то есть численными), что делает этот метод менее трудоемким по сравнению с натуралистическими наблюдениями.

    3 . Контролируемые наблюдения проводятся довольно быстро, что означает, что многие наблюдения могут быть проведены в течение короткого промежутка времени. Это означает, что может быть получена большая выборка, в результате чего результаты будут репрезентативными и могут быть обобщены на большую популяцию.

Ограничения

    1 . Контролируемым наблюдениям может не хватать достоверности из-за характеристик спроса / эффекта Хоторна. Когда участники знают, что за ними наблюдают, они могут действовать иначе.


Натуралистическое наблюдение

Натуралистическое наблюдение — это метод исследования, обычно используемый психологами и другими социологами.

Этот метод предполагает наблюдение предполагает изучение спонтанного поведения участников в естественной среде.Исследователь просто записывает то, что он видит, любым способом.

В неструктурированных наблюдениях исследователь записывает все релевантное поведение без системы. Может быть слишком много записывать, и записанное поведение не обязательно может быть самым важным, поэтому этот подход обычно используется в качестве пилотного исследования, чтобы увидеть, какой тип поведения будет записан.

По сравнению с контролируемыми наблюдениями это похоже на разницу между изучением диких животных в зоопарке и изучением их в естественной среде обитания.

Что касается людей, Маргарет Мид использовала этот метод для исследования образа жизни различных племен, живущих на островах в южной части Тихого океана. Кэти Сильва использовала его, чтобы изучать играющих детей, наблюдая за их поведением в игровой группе в Оксфордшире.

Сильные стороны

    1 Благодаря возможности наблюдать поток поведения в собственном окружении, исследования имеют большую экологическую значимость.

    2 . Подобно тематическим исследованиям, натуралистическое наблюдение часто используется для генерации новых идей.Поскольку это дает исследователю возможность изучить ситуацию в целом, он часто предлагает способы исследования, о которых раньше не задумывались.

Ограничения

    1 . Эти наблюдения часто проводятся в микро (малом) масштабе и могут не иметь репрезентативной выборки (смещенной по возрасту, полу, социальному классу или этнической принадлежности). Это может привести к тому, что результаты не смогут быть распространены на широкую общественность.

    2 .Естественные наблюдения менее надежны, поскольку другие переменные невозможно контролировать. Это мешает другому исследователю повторить исследование таким же образом.

    3 . Еще одним недостатком является то, что исследователь должен быть обучен распознавать аспекты ситуации, которые являются психологически значимыми и заслуживают дальнейшего внимания.

    4 . При наблюдениях у нас нет манипуляций с переменными (или контроля над посторонними переменными), что означает, что причинно-следственные связи не могут быть установлены.


Наблюдение участников

Наблюдение участников — это вариант вышеперечисленного (естественные наблюдения), но здесь исследователь присоединяется и становится частью группы, которую они изучают, чтобы глубже понять свою жизнь.

Если бы это были исследования на животных, мы бы теперь не только изучали их в их естественной среде обитания, но и жили бы вместе с ними!

Этот подход был использован Леоном Фестингером в известном исследовании религиозного культа, который считал, что конец света вот-вот наступит.Он присоединился к культу и изучал, как они отреагировали, когда пророчество не сбылось.

Наблюдения участников могут быть скрытыми или открытыми. Скрытность — это то место, где исследование проводится «под прикрытием». Настоящая личность и цель исследователя скрываются от изучаемой группы.

Исследователь берет на себя ложную личность и роль, обычно выдавая себя за настоящего члена группы.

С другой стороны, открытость — это когда исследователь раскрывает свою истинную личность и цель группе и просит разрешения на наблюдение.

Ограничения

    1 . Может быть трудно найти время / уединение для записи. Например, при скрытых наблюдениях исследователи не могут делать заметки открыто, так как это станет их прикрытием. Это означает, что им приходится ждать, пока они останутся одни, и полагаться на свою память. Это проблема, поскольку они могут забыть детали и вряд ли запомнят прямые цитаты.

    2 . Если исследователь становится слишком вовлеченным, он может потерять объективность и стать предвзятым.Всегда существует опасность, что мы «увидим» то, что ожидаем (или хотим) увидеть. Это проблема, поскольку они могут выборочно сообщать информацию, вместо того, чтобы отмечать все, что они наблюдают. Таким образом снижается достоверность их данных.


Запись данных

При контролируемых / структурированных исследованиях наблюдения важное решение, которое должен принять исследователь, состоит в том, как классифицировать и регистрировать данные. Обычно для этого используется метод отбора проб. Три основных метода выборки:

  1. Выборка событий .Наблюдатель заранее решает, какие типы поведения (событий) ему интересны, и фиксирует все происшествия. Все остальные типы поведения игнорируются.
  2. Выборка времени . Наблюдатель заранее решает, что наблюдение будет проводиться только в определенные периоды времени (например, 10 минут каждый час, 1 час в день), и регистрирует возникновение указанного поведения только в течение этого периода.
  3. Мгновенный (заданное время) отбор проб . Наблюдатель заранее определяет заранее выбранные моменты, когда будет происходить наблюдение, и записывает, что происходит в этот момент.Все, что происходит до или после, игнорируется.
Как ссылаться на эту статью:
Как ссылаться на эту статью:

McLeod, S. A. (2015, 06 июня). Методы наблюдений . Просто психология. https://www.simplypsychology.org/observation.html

сообщить об этом объявлении

Наблюдение и наблюдение участников | American University Online

Наблюдение и наблюдение с участием участников являются очень важными инструментами сбора данных, которые оценщики используют на протяжении всего проектного цикла.Оценщики используют наблюдение и наблюдение с участием участников для сбора данных о входах, выходах и результатах проекта. Что касается мониторинга и оценки, наблюдение обычно относится к тому моменту, когда оценщик наблюдает деятельность по проекту в действии. Наблюдение позволяет оценщику видеть, что происходит в проекте. Напротив, участвующее наблюдение относится к тому, когда оценщик наблюдает за участниками, которые он или она наблюдает, разговаривают с заинтересованными сторонами и участвуют в деятельности проекта.Как участник, оценщик получает более глубокое понимание деятельности проекта и восприятия заинтересованных сторон.

Мерриан (2009) предлагает рассматривать наше наблюдение и исследование включенного наблюдения в континууме, который отображает роль между наблюдателем и наблюдаемым. Автор очерчивает разделение континуума:

  • Полный наблюдатель
  • Наблюдатель как участник
  • Участник как наблюдатель
  • Сотрудничающий партнер (исследовательская роль не скрывается)
  • Полный участник (исследовательская роль скрыта)

Когда оценщики проводят участника наблюдения, они оказываются где-то в этом континууме между полным наблюдателем и полным участником.Обычно оценщики хотят играть роль партнера по сотрудничеству, где они могут получить эмиссионную перспективу, которая может быть полезна для планирования, мониторинга и оценки проекта.

Полное наблюдение

Когда мы используем полное наблюдение, мы наблюдаем за популяцией проекта, не взаимодействуя с заинтересованными сторонами, только для наблюдения за их поведением. На самом деле мы делаем это все время, когда посещаем проекты. Иногда, посещая проект, мы наблюдаем за ним и включаем эти наблюдения в наши выводы, не думая об этом как об исследовании или сборе данных.

Ключевым моментом здесь является то, что оценщик остается отдельно от группы проекта, не взаимодействует и не задает вопросы. Оценщик просто наблюдает и делает некоторые предварительные выводы как полноценный наблюдатель.

Наблюдение может быть очень полезным как часть плана МиО, который включает несколько различных методов на всех этапах планирования, реализации и оценки проекта. Мы часто используем наблюдение, когда планируем , чтобы наблюдать потребность.Это может быть важной частью оценки потребностей, особенно если у нас есть план наблюдения. Мы также используем наблюдение, чтобы наблюдать или наблюдать за процессом реализации , чтобы увидеть, кто участвует, а кто нет. Мы часто используем наблюдение, чтобы сравнить, что люди делают с тем, что они говорят, и добавить глубины нашей оценке .

Наблюдение с участием участников: сбор эмической точки зрения

Согласно Бернарду (2011), включенное наблюдение дает нам уникальное понимание исследовательского или проектного сообщества, поскольку вы получаете интуитивное понимание культуры, участвуя в нем.Schensul и LeCompte (2013) говорят нам, что включенное наблюдение дает нам интуитивное и интеллектуальное представление о способах организации общества и его приоритетах, а также о том, как люди относятся друг к другу. Для оценщиков это включает в себя то, что приемлемо в культурном отношении, какие проекты могут работать, как проект работает во время его реализации и каково влияние проекта.

Когда мы участвуем в наблюдении, мы надеемся, что нас примут как инсайдера или вы попадете за кулисы, где вы будете настоящим участником.Бернар говорит нам, что включенное наблюдение включает в себя приближение к людям достаточно близко, чтобы они чувствовали себя комфортно, рассказывая нам о своей жизни, тем самым противодействуя эффекту наблюдателя, который мы получаем при наблюдении и включенном наблюдении, и позволяя нам получить эмическое понимание.

Оценщики используют включенное наблюдение при планировании, реализации, мониторинге и оценке проектов. Мы также используем наблюдение с участием участников, чтобы помочь в разработке нашего последующего исследования, включая вопросы для собеседований.На этапе планирования мы используем наблюдение с участием участников для оценки потребностей сообщества и соответствующих способов разработки наших проектов развития. На этапе внедрения мы используем наблюдение с участием участников для улучшения текущей деятельности, такой как учебный семинар, когда мы отслеживаем ее. Мы можем спросить, вовлечены ли участники, а если нет, то почему и что мы можем с этим поделать. Очень важно, что мы используем наблюдение с участием участников, чтобы повысить достоверность наших усилий по мониторингу. Совместное наблюдение помогает нам увидеть и понять, что делают люди, что мы можем сравнить с тем, что говорят люди.Это помогает нам увидеть, делают ли люди что-то отличное от того, что они говорят о том, что делают. Точно так же мы используем наблюдение с участием участников, чтобы добавить глубины нашим оценкам , поскольку это позволяет нам наблюдать и понимать изменение поведения или отношения. Например, мы видим и понимаем, как участники используют свои новые навыки. Как указано выше, это также добавляет обоснованности нашим усилиям по оценке, если мы можем сравнить то, что говорят люди, с тем, что они делают.

Наблюдения и полевые заметки

Нам нужно заранее подумать о том, что мы будем наблюдать, когда будем использовать эти методы.Мой совет, когда вы используете наблюдение и наблюдение с участием участников, — наблюдайте за всем, что имеет отношение к проекту. Известный участник-наблюдатель Спрэдли (1980) отмечает, что мы должны учитывать, что люди делают (культурное поведение), что люди знают (культурные знания) и что люди делают и используют (культурные артефакты). Согласно Спрэдли, мы должны просматривать:

  • объектов,
  • действий,
  • действий,
  • событий,
  • времени,
  • актеров,
  • чувств и
  • пространства.

Занимаясь наблюдением и включенным наблюдением, вы обычно пишете заметки, которые становятся вашими необработанными данными. Я обычно делаю несколько заметок, когда участвую в наблюдении. Я также возьму прямые цитаты, если я думаю, что они будут полезны позже. Когда я покидаю сеттинг, я немедленно резюмирую или обрисовываю в общих чертах свои наблюдения, рисуя схему обстановки и перемещений членов сообщества, чтобы придать глубину своим наблюдениям. Обычно это включает словесные описания обстановки, людей и занятий, как указано выше у Спрэдли.

После наблюдения и включенного наблюдения и записи своих заметок я обычно отступаю на день или два, чтобы обдумать свои мысли. Затем я возвращаюсь к своим заметкам и добавляю анализ или области, в которых мне нужно провести дополнительные исследования. Если я напечатал свои заметки, я добавляю свой комментарий или анализ в виде пузырей комментариев. Если у меня есть рукописные заметки, я пишу свои мысли на полях.

Заключительные мысли

Занимаясь наблюдением и включенным наблюдением, мы должны принимать во внимание потенциальные эффекты наблюдателя, необходимость сопротивляться сбору данных, которые не имеют отношения к нашему проекту, этические проблемы и потенциальную микрополитику.

Кроме того, мы должны учитывать, что наши наблюдения и вопросы, которые у нас возникают, будут зависеть от наших собственных мыслительных процессов и предубеждений. Обнаружение наших собственных предубеждений — один из важных шагов в сборе достоверных и надежных данных на основе наблюдений, включенного наблюдения и других качественных методов. Даже если мы пытаемся подойти к проблеме без излишней предвзятости, мы должны понимать, что наш собственный опыт, который мы привносим в наши наблюдения, влияет на то, что мы видим, и на наши интерпретации этого.Это может привести к тому, что мы будем несовершенными интерпретаторами другой или даже нашей собственной культуры.

Ссылки
H. Russell Bernard, Research Methods in Anthropology , 5th ed., Maryland: Alta Mira, 2011.
Sharan Merriam, Qualitative Research: A Guide to Design and Implementation, San Francisco: Wiley, 2009.
Жан Шенсул и Маргарет ЛеКомпте. Основные этнографические методы , 2-е изд., Мэриленд: Alta Mira, 2013.
Джеймс Спрэдли. Наблюдение за участниками. Нью-Йорк: Холт, Райнхарт и Уинстон, 1980.

Об авторе:

Доктор Беверли Петерс имеет более чем двадцатилетний опыт преподавания, проведения качественных исследований и управления развитием сообщества, микрокредитованием, инфраструктурой и проекты демократизации в нескольких странах Африки. В качестве консультанта д-р Петерс работал над проектами в области инфраструктуры, образования и микрокредитования, финансируемых ЕС и USAID, в Южной Африке и Мозамбике.Она также концептуализировала и разработала предложение по созданию кризисного центра для женщин Дарфурской организации мира и развития — центра, который оказывает физическую и экономическую помощь женщинам, пережившим насилие в лагерях для внутренне перемещенных лиц в Дарфуре. Доктор Петерс имеет докторскую степень. из Университета Питтсбурга. Узнайте больше о докторе Питерсе.

Чтобы узнать больше об онлайн-магистратуре Американского университета по измерению и оценке или о сертификате выпускника по мониторингу и оценке проектов, запросите дополнительную информацию или позвоните нам по бесплатному телефону 855-725-7614.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *