Республики ссср 16: Как появилась и почему исчезла 16-я республика СССР — Рамблер/субботний

Содержание

Как появилась и почему исчезла 16-я республика СССР — Рамблер/субботний

Сейчас об этой республике напоминает лишь пустое место среди гербов фасада Главного павильона ВДНХ и фонтан «Дружба народов». Его украшают 16 скульптур девушек, каждая из которых символизирует одну из республик Советского Союза.

Пятнадцать республик вспомнить легко, а вот с шестнадцатой будет посложнее. Что это за республика и почему ее упразднили — рассказываем ниже.

Шестнадцатой в составе СССР стала Карело-Финская республика, существовавшая в период с 31 марта 1940 года по 16 июля 1956 года.

После советско-финской войны Карельскую АССР преобразовали в Карело-Финскую ССР и присоединили к ней большинство бывших земель Финляндии, полученных по Московскому мирному договору. Так возникло 7 районов, в том числе Сортавальский, Кегсгольмский и Выборгский. Столицей республики по-прежнему был Петрозаводск.

Создание республики, таким образом, стало наглядной иллюстрацией советской пропаганды об освобождении финского народа от власти капиталистов, под эгидой которой и велась «зимняя» война.

Хотя карелы, вепсы и финны в республике всегда были в меньшинстве. Их доля возросла во время ВОВ, когда республика была оккупирована финской армией, но в 1944 снова снизилась. Многие эвакуировались в центральные районы Финляндии и не вернулись после войны.

В 1954 году на ВДНХ открыли павильон Карело-Финской ССР. Но к тому времени районы республики постоянно реорганизовывались и упразднялись.

Тогда же отношения Союза и Финляндии потеплели настолько, что Хрущев решил навсегда закрыть «карельский вопрос», возвратив Финляндии Порккалу, и успокоить финских националистов.

Для этого из названия республики снова убрали «финскую» часть. Это символизировало отказ от любых посягательств на независимость Финляндии. Кроме того, национальный состав республики к тому времени стал практически славянским, и выделение отдельной республики для коренного населения потеряло смысл. Сыграла свою роль и экономическая отсталость республики.

16 июля 1956 года на картах вновь появилась Карельская АССР.

Изменение статуса республики повлияло на внешний вид советского герба, который «потерял» 16 ленточку. В таком виде герб просуществовал до 1991 года.

80 лет назад была создана Карело-Финская ССР

31 марта 1940 года была создана Карело-Финская ССР, ставшая 12-й республикой Советского Союза. В ее руководство вошли видные финские коммунисты и выходцы из РСФСР. В частности, в КФССР работал будущий генсек Юрий Андропов. В 1944 году республика избежала ликвидации после обвинения части ее населения в измене, а в 1956-м прекратила свое существование решением Никиты Хрущева, стремившегося подружиться с Финляндией.

16-я республика СССР

С июля 1923 года на севере РСФСР существовала Автономная Карельская Социалистическая Советская Республика (АКССР), которая в декабре 1936-го, с принятием новой Конституции, была переименована в Карельскую Автономную Советскую Социалистическую Республику (КАССР) со столицей в Петрозаводске.

12 марта 1940 года между СССР и Финляндией был заключен Московский мирный договор, завершивший советско-финскую войну.

По его условиям к СССР отошла северная часть Карельского перешейка с городами Выборг и Сортавала, ряд островов в Финском заливе, часть финской территории с городом Куолаярви, часть полуостровов Рыбачий и Средний. В результате Ладожское озеро полностью оказалось в границах СССР. Кроме того, Советский Союз получил в аренду сроком на 30 лет южную часть полуострова Ханко для создания военно-морской базы. В общей сложности проигравшая сторона потеряла около 11% своей территории. После подписания договора в составе СССР оказалась значительная часть Карелии, которая была возвращена России по итогам Северной войны в 1721 году и находилась в составе империи до 1917 года.

Население Выборга и Сортавалы, а также других прифронтовых территорий было эвакуировано вглубь Финляндии. В общей сложности были вынуждены переселиться 422 тыс. человек или около 12% жителей этой страны.

31 марта 1940 года на VI сессии Верховного Совета СССР был принят закон о преобразовании КАССР РСФСР в союзную Карело-Финскую Советскую Социалистическую Республику. В состав КФССР включили большую часть бывшей Выборгской губернии (территории на Карельском перешейке и в Северном Приладожье), часть общин Салла и Куусамо. На переданных КФССР бывших финских территориях были образованы семь новых районов — Выборгский, Кегсгольмский, Куркиекский, Питкярантский, Сортавальский, Суоярвский и Яскинский районы, а также три сельсовета — Алакурттинский, Кайрольский и Куолаярвский, включенные в состав Кестеньгского района.

Карело-Финская ССР стала 12-й союзной республикой СССР. В свою очередь, Мурманская область стала полуэксклавом РСФСР, не соединенным с остальной ее территорией.

После вхождения в состав СССР прибалтийских республик и образования Молдавской ССР КФССР традиционно именовалась 16-й республикой Советского Союза. Во второй половине XX века данное прозвище неофициально перекочевало к Монголии и Болгарии.

Советско-финская война значительно поменяла национальный состав Карелии. После отбытия большинства финнов и многих карелов с занятых Красной армией территорий в Финляндию их места в основном заняли выходцы из других регионов СССР. Доля финно-угорского населения сокращалась и по другим причинам. Если в 1939 году карелы, финны и вепсы в Карельской АССР составляли 27% населения, то перепись 1959-го показала снижение их доли до 18,3%. То есть титульная нация фактически являлась меньшинством.

Этническая ситуация примерно в те годы была спародирована в анекдоте: в КФССР осталось всего два финна, фининспектор и Финкельштейн, да и те при детальном рассмотрении оказались одним и тем же человеком. Тем не менее, финский язык имел в республике официальный статус. Благодаря этому написанный по-фински лозунг «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» до 1956 года присутствовал на гербе Советского Союза.

close

100%

По мнению ряда историков, повышение статуса республики до союзной было связано с намерениями Москвы советизировать в перспективе всю Финляндию. Сторонники этой версии обращаются к примеру Молдавской АССР, явившейся плацдармом для присоединения Бессарабии. Еще 1 декабря 1939 на территории СССР было провозглашено марионеточное правительство Финляндской Демократической Республики из коммунистов во главе с Отто Куусиненом.

На протяжении всего периода существования КФССР он занимал высшую в республике должность председателя Президиума Верховного Совета. Первым главой Совнаркома республики был назначен Павел Прокконен.

Чем прославился в Карелии Андропов

В КФССР начал серьезную партийную карьеру будущий генсек Юрий Андропов. Вскоре после создания новой республики 26-летнего комсомольского функционера перевели из Ярославля и 3 июня 1940 года избрали первым секретарем ЦК ЛКСМ. В Петрозаводске Андропов встретил свою вторую супругу Татьяну Лебедеву. Историк Юрий Васильев в своей книге «Юрий Андропов. На пути к власти» утверждал, что в комсомольской среде он выделялся своим интеллектуальным уровнем.

Еще в 1936 году Андропова признали негодным к строевой службе в РККА из-за болезни почек. Во время войны данное обстоятельство являлось поводом для критики. В этой связи замечали, что Андропов прятался «за свою номенклатурную бронь, за свою болезнь, за жену и ребенка». Тем не менее, традиционно признается весомый вклад комсомольской организации КФССР под руководством Андропова в военный период. Комсомольцы строили убежища, организовывали пожарные дружины, шили маскхалаты, стирали и чинили белье. На лесозаводах наладили изготовление лыж для красноармейцев и партизан, волокуш для перевозки раненых, винтовочных прикладов, ящиков для противопехотных мин.

«Еще одно уникальное начинание, личная инициатива Андропова — так называемая «комсомольская промышленность». Кроме вооружения, лыж и прочего бойцам партизанских отрядов в Карелии требовалось еще множество вещей. Например, финские ножи, которые были просто незаменимы в походных условиях. А еще бритвы или такие, казалось бы, приметы сугубо мирной жизни, как наборы шашек, домино или шахмат — их тоже ждали в отрядах. В январе 1942 года Андропов приехал в Сегежу, где на основе ремонтно-механического завода ЦБК был развернуто военное производство. И сумел добиться, чтобы наряду с минами, минометами, автоматами здесь начали изготавливать и «финки», и другую продукцию «комсомольской промышленности».

Две трети территории КФССР были оккупированы финнами в первые же месяцы войны.

Подготовкой партизан, подпольщиков для работы в тылу противника занимались НКВД, ЦК Компартии и ЦК ЛКСМ. Андропов не только лично отбирал кандидатуры среди комсомольцев для подпольной работы на оккупированных территориях, но и разрабатывал для них легенды. У него самого был позывной «Могикан», указывается в статье Натальи Овсянниковой «Юрий Андропов».

Андропов подготовил и направил на подпольную работу десятки человек. Кроме Марии Мелентьевой и Анны Лисицыной, которые стали легендами партизанского движения в Карелии и были посмертно награждены званиями Героев Советского Союза, это Сильвия Паасо, Анастасия Звездина, Павел Удальцов и другие. Секретари подпольных райкомов, разведчики, радисты, связные эффективно работали на оккупированных территориях. Агентурная цепь была хорошо законспирирована.

Окончательно территория Карелии была освобождена от оккупантов к 30 сентября 1944 года. Андропов стал первым из руководителей республики, кто прибыл в освобожденный Петрозаводск. Ему дали должность второго секретаря горкома. Через два года Андропов занял пост второго секретаря ЦК Компартии республики. В июне 1951 года его перевели из КФССР в Москву в аппарат ЦК ВКП(б).

Историк спецслужб Константин Белоусов заключал: «Роль Андропова и в организации партизанской и подпольной работы в Карелии, и в последующем послевоенном восстановлении республики, без сомнения, значительна. Меня, например, очень поразил один факт: уже в первые послевоенные годы в еще полуразрушенной Карелии действовали 30 домов отдыха для трудящихся. Это доказывает, как много внимания руководство республики, в число первых лиц которого входил Андропов, уделяло восстановлению полноценной мирной жизни. Кроме роли Андропова в истории республики не менее важно и то, что значили эти 11 лет работы в Карелии для самого Юрия Владимировича.

Он приехал сюда молодым 26-летним человеком и вырос до второго секретаря ЦК Компартии КФССР.

По сути, здесь происходил первый этап его становления как партийного и государственного деятеля. Неслучайно Андропов и после своего назначения на высокие государственные посты не забывал Карелию, посещал республику, общался с ее руководством, лично вникал в ситуацию. Неслучайно появилось и «андроповское» постановление о комплексном развитии Карелии».

Как финнов и карелов спасли от репрессий

Первый секретарь ЦК КП(б) Карело-Финской ССР в 1940-1950-х годах Геннадий Куприянов десятилетия спустя отмечал в своих воспоминаниях, что в августе 1944-го советское руководство намеревалось ликвидировать республику и выслать карелов, финнов и вепсов в восточные районы СССР. Данные сведения приводил в своей научной статье «О планах ликвидации Карело-Финской ССР в августе 1944 года» директор Института истории, политических и социальных наук ПетрГУ историк Сергей Веригин. Согласно представленным им данным, впервые о планах репрессий против карелов и финнов в конце боевых действий на Карельском фронте рассказал карельский писатель Ортье Степанов. Однако Куприянову, по его словам, удалось предотвратить эту акцию. Инициатором жестких мер против КФССР и ее населения выступал член Военного Совета Карельского фронта Терентий Штыков. Как полагал Куприянов, таким способом генерал хотел выслужиться перед Сталиным.

Из мемуаров первого секретаря также следует, что, потеряв надежду переубедить военных и опасаясь их дальнейших шагов в сторону репрессий против карелов, финнов и вепсов, он принял решение подготовить контраргументы.

«Нельзя было надеяться на благодушие тех, кому в Москве предстояло решить вопрос о судьбе республики и ее народов, выслушав только доводы Штыкова. Надо было готовиться к большому бою, а для него иметь больше фактов», — писал Куприянов.

Он отдал распоряжение собрать по войскам факты подвигов и образцовой службы карелов, финнов и вепсов в годы Великой Отечественной войны.

В специально подготовленной записке на данную тему особо подчеркивалось, что в РККА были призваны до 100 тыс. жителей КФССР, в том числе 24 тыс. карелов и финнов.

Вопрос о республике обсуждался у Иосифа Сталина, рассказывал Куприянову Георгий Маленков. Верховный главнокомандующий ознакомился с материалами генерала Штыкова и первого секретаря ЦК КП(б) КФССР, после чего вынес вердикт.

«Сталин почитал записку Куприянова, нашел ее довольно убедительной и заявил, что аналогию между карелами и крымскими татарами провести нельзя. При этом он, правда, заметил, что Куприянов слишком перехваливает карелов: «он стал карелом больше, чем сами карелы», — указывал историк Веригин.

Так Куприянов отстоял Карело-Финскую ССР и ее жителей, хотя сам позднее был репрессирован по «Ленинградскому делу».

Правда, уже в ноябре 1944-го в связи с передачей Выборгского, Кексгольмского (Приозерского) и Яскинского районов в состав Ленинградской области экономический потенциал КФССР значительно снизился. Небольшие территории позднее вошли в состав Мурманской области.

При Никите Хрущеве в 1950-х годах началось улучшение отношений СССР с Финляндией, возглавляемой Юхо Кусти Паасикиви, а затем Урхо Кекконеном. Оба президента проводили политику налаживания тесного экономического и культурного сотрудничества с географическим соседом при сохранении партнерства с Западом. В самой Финляндии и Советском Союзе такой внешнеполитический курс получил наименование линия Паасикиви — Кекконена.

1 января 1956 года СССР досрочно вернул Финляндии полученный им в аренду на 50 лет по условиям Московского перемирия 1944 года полуостров Порккала.

Военно-морская база в 30 км к западу от Хельсинки была ликвидирована. По замыслу советского руководства, преобразование КФССР в Карельскую АССР должно было закрепить положительные тенденции во взаимоотношениях государств, показать финнам, что у СССР отсутствуют агрессивные цели в отношении Финляндии, и в то же время положить конец попыткам финской стороны вновь поднять вопрос о пересмотре границ и присоединении Карелии.

Официально Закон СССР от 16 июля 1956 года «О преобразовании Карело-Финской ССР в Карельскую АССР и о включении Карельской АССР в состав РСФСР» трактовал обоснованность упразднения КФССР так: «Принимая во внимание пожелания трудящихся Карело-Финской ССР, учитывая национальный состав населения, общность экономики, тесные хозяйственные и культурные связи Карело-Финской Республики с РСФСР, Верховный Совет Союза Советских Социалистических Республик постановляет:

Удовлетворить просьбу Верховного Совета Карело-Финской ССР о преобразовании Карело-Финской Советской Социалистической республики в Карельскую Автономную Советскую Социалистическую Республику».

13 ноября 1991 года Карельская АССР была преобразована в Республику Карелию.

Путин напомнил о претензиях России на активы республик СССР из-за долгов :: Политика :: РБК

Россия признала себя правопреемницей СССР и выплатила долги за бывшие советские республики, в том числе за Украину. Поскольку новые государства свою часть не стали выплачивать, Москва претендует на доставшиеся им активы

Владимир Путин (Фото: Алексей Дружинин / ТАСС)

Россия, став правопреемницей СССР, взяла на себя обязательства по выплате долгов всех его бывших республик в обмен на активы за рубежом. Об этом напомнил президент Владимир Путин на встрече с рабочей группой по подготовке поправок в Конституцию, передает ТАСС. Несмотря на то что долги СССР были выплачены, причитающиеся активы Россия так и не получила, отметил глава государства.

«Мы кредиты-то погасили за всех, а активы за рубежом некоторые вновь образованные на пространствах Советского Союза государства нам так и не передали», — заметил Путин.

По мнению президента, «весь мир был очень счастлив», когда Россия согласилась быть правопреемницей СССР и выплатить все долги бывших республик. «Мы, по-моему, только за Украину 16 млрд выплатили», — сказал он.

В 1993 году Россия взяла на себя обязательства бывших советских республик по внешнему долгу, а те взамен отказались от причитавшейся им доли в зарубежных активах Советского Союза. По данным на январь 1994 года, долг бывшего СССР составлял $104,5 млрд, в том числе почти $50 млрд — перед Парижским клубом кредиторов. В 2006-м Россия досрочно погасила его, а в августе 2017 года выплатила Боснии и Герцеговине $125,2 млн: эта выплата стала последней в ходе работы по погашению внешних долгов Советского Союза.

Юристы оценили предложение судьи не считать Россию правопреемницей СССР

Фонтан «Дружба народов»

История создания

Фонтан «Дружба народов» расположен в юго-восточной овальной части обширной одноименной площади (до 1954 года носившей название площади Колхозов), непосредственно являясь одним из ее художественных и смысловых акцентов. Первоначально на том самом месте ВСХВ 1939 года находилось детское кафе и часть южной зоны отдыха, включавшей себя несколько небольших павильонов. В ходе послевоенной реконструкции 1949–1954 годов в связи с необходимостью создания новых республиканских павильонов было принято решение выстроить их вдоль единой центральной оси, визуально связывающей Мещанскую улицу (проспект Мира) и ВСХВ. Старые деревянные павильоны снесли, и на освободившейся территории была спроектирована площадь для проведения митингов.

В схеме обновленной планировочной структуры под руководством А.Ф. Жукова и Р.Р. Кликса эта часть Выставки была задумана в форме трехлучия, оси которого сходились бы в одной точке — к новому монументу И.В. Сталину, спроектированному на месте, где сейчас начинается цветочный партер фонтана «Каменный цветок». Как раз перед этим монументом, обращенным лицом к Главному павильону, и предполагалась восьмиугольная, с эллипсовидными очертаниями площадь с пониженной центральной частью наподобие римской сцены-арены. Уже в ходе строительных работ художественный совет ВСХВ пришел к выводу, что данная площадка для митингов нецелесообразна — и в центре образованного пространства было решено разместить еще один Главный фонтан. В его основе лежал уже реализуемый в то время проект первого Главного фонтана у павильона Украины. Первоначальный фонтан, из первых «разжалованный» во вторые, переработали те же авторы К.Т. Топуридзе и Г.Д. Константиновский — и так расцвел «Каменный цветок».

Архитектурное решение фонтана прекрасно вписалось как в планировку, так и в образ Выставки в целом. «Дружба народов» всем своим видом напоминает нам известнейшие образцы фонтанного искусства XVII–XVIII веков. Ступенчатая, восьмиугольная чаша фонтана увенчана золотым снопом пшеницы, технической конопли и подсолнухов, сплетенных в огромный сноп. Окружают его 16 золоченых бронзовых девушек, персонифицирующих входившие на тот момент в СССР 16 союзных республик. Скульпторам фонтана-хоровода позировали представительницы этих республик. Известны имена только трех натурщиц: эстонская балерина и актриса Вирве Кипле-Парсаданян, туркменская пианистка Гозель Аннамамедова и жена поэта Михаила Светлова — грузинка Родам Амирэджиби.

Девушка-Россия смотрит на Главный павильон и держит в руках сноп пшеницы, рядом с ней славянские сестры — Украина (девушка в венке) и Белоруссия (девушка в косынке, в руке держит ветку с яблоком). Расположение шестнадцати фигур не случайно, поскольку они стоят попарно, что соотносится с порядком лент в гербе СССР — от окаймляющих девиз «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» Украины, России и так далее.

Помимо национальной подоплеки, несомненно, прослеживается и мифологическая. Образы девушек не случайно напоминают Деметру — богиню плодородия, покровительницу земледелия, так как советское искусство 1930–1950-х годов равнялось на эстетические идеалы классицизма.

Константин Топуридзе, как тонкий знаток и интерпретатор классического наследия, создавая «Дружбу народов», явно ориентировался на шедевры петровской эпохи, облик фонтана очень похож на петергофские прототипы вплоть до воспроизведения отдельных элементов — дельфинов. Интересно, что авторы фонтана не сразу пришли к лаконичному решению, построенному на сочетании красного гранита и золоченой бронзы, поскольку первоначально все фигуры, за исключением снопа, задумывались полихромными, то есть облицованными цветной смальтой. Как ни странно, но в 1954 году именно классический выбор авторов подвергся критике, заслужив оценки как «купецкая дешевка», «16 самоваров» и пр. Признавая художественные удачи, достигнутые авторами фонтана, отечественный искусствовед В.П. Толстой отмечал: «Фигуры девушек лишены декоративности, монументальности, которые необходимы для восприятия на открытом воздухе в столь обширном пространстве. <…> Они лишены пластической выразительности силуэтов, а будучи покрыты позолотой, которая ещё больше уничтожила их пластическую объёмность благодаря тому, что она сильно отсвечивает на солнце, — это совершенно нивелировало их национальное своеобразие, а сами фигуры, по идее составляющие дружный хоровод, недостаточно связаны между собой. В результате сама по себе очень хорошая поэтическая идея фонтана «Дружба народов» не получила достаточно яркого образного воплощения».

Композиция

Есть мнения, что прототипом фонтана послужил и «Гурьевский сервиз» Степана Пименова 1809–1816 годов — его фарфоровые скульптуры напоминали античных богинь с национальными чертами в одежде и атрибутах, как и персонажи работавшего в те же годы Алексея Венецианова. В отличие от современников-академистов, художник искал свой идеал женской красоты среди крестьянок. На фоне реалистичного русского пейзажа его полуфантастические персонажи — античные богини в национальной праздничной одежде — боронят землю, а после отдыхают в тени деревьев в позах красавиц Тициана.

Порядок расположения фигур был скопирован с Герба СССР, который опирался на список республик, закреплённый в Конституции СССР в редакции от 25 февраля 1947 года. В нём республики были отранжированы по численности населения (РСФСР, Украинская ССР, Белорусская ССР, Узбекская ССР, Казахская ССР и т. д.). В фонтане скульптуры расставили в том же порядке, только распределяя республики то вправо, то влево. Единственным исключением стали Молдавская ССР и Киргизская ССР, по неизвестной причине перепутанные местами.

16 аллегорических скульптур фонтана «Дружба народов»

Самый большой фонтан Выставки — «Дружба народов», созданный по проекту архитектора Константина Топуридзе, — был запущен на Центральной аллее 1 августа 1954 года. И сегодня он является одним из любимых мест встречи москвичей и гостей столицы. Примечательно, что на момент проектирования фонтан имел другое название — «Золотой сноп». Оно должно было отражать ценность сельскохозяйственных культур для Советского Союза. Но композиция фонтана стала решающим фактором в выборе финального наименования: вокруг изобильного снопа «кружатся» девушки, всем своим обликом олицетворяя дружбу народов. Статуи фонтана «Дружба народов» символизируют советские республики: их количество равно шестнадцати — по числу республик, входивших в СССР на момент создания объекта культурного наследия. Фигуры расположены в том же порядке, в котором и республики на гербе СССР, а сам герб, в свою очередь, опирается на Конституцию 1954 года.

Вес каждой золотой скульптуры — 2,5 тонны, а высота — четыре метра. Для того чтобы бронзовые изваяния вновь засияли, мастерам потребовалось шесть килограммов сусального золота. 25 специалистов-реставраторов за четыре месяца восстановили 16 золотых красавиц.

РСФСР

Скульптура, которая олицетворяет РСФСР, обращена к Центральному павильону. По замыслу создателей — архитектора Константина Топуридзе и Григория Константиновского — она торжественно встречает гостей, совершающих променад от Главной арки. Облаченная в национальный сарафан бронзовая фигура в руках держит сноп пшеницы — национальное достояние страны.

Украинская ССР

На гербе Украинской ССР изображены пшеница, виноград и подсолнух — главные символы сельского хозяйства Украины. Эти же дары природы держит в руках скульптурное изваяние в народном венке с цветами и лентами и в традиционном наряде. При реставрации было обнаружено, что у фигуры пропал подсолнух. Работа по восстановлению элемента проводилась по архивным чертежам.

Узбекская ССР

Изваяние создано скульптором и художницей декоративно-прикладного искусства Зинаидой Баженовой. Аллегорическая фигура в руках держит хлопок, демонстрируя народное достояние республики Узбекистан. Национальные черты угадываются по головному убору. Косы свободно спадают за спину, а широкий рукав вышитой рубашки словно развевается под порывами ветра.

Грузинская ССР

Для образа Грузинской ССР позировала первая красавица Тбилиси — Родам Амирэджиби, княжна и жена поэта Михаила Светлова. Ее прекрасные черты, воплощенные в бронзе и покрытые сусальным золотом, сияют на солнце. Она тоже облачена в традиционный наряд. Грозди винограда в ее руках напоминают о том, что грузинское виноделие по праву можно считать народным сокровищем.

Литовская ССР

Лента в волосах и драпировки костюма литовской девушки также сияют на солнце. В одной руке она держит лен и ячмень, а в другой — цветы и дубовые листья. Лен, ячмень, цветы и дуб — все это можно найти на гербе Литовской ССР. Эти растения прославили республику, а девушка запечатлела навсегда ее торжество.

Латвийская ССР

Скульптура работы Зинаидой Баженовой олицетворяет Латвийскую ССР. Интересна детальная проработка образа: кроме национального костюма и связки колосьев в руках, которые призваны прославить сельское хозяйство региона, авторы виртуозно изобразили брошь, украшающую ворот. Это традиционное латышское украшение называется сакта.

Таджикская ССР

Платье свободного кроя подчеркивает изящный скульптурный силуэт, олицетворяющий Таджикскую ССР. Республика Таджикистан также выбрала символом на гербе хлопок, потому у девушки со множеством заплетенных косичек в руках именно он. Косички эти доставили реставраторам немало трудов: на то, чтобы заново покрыть позолотой каждую из них, ушло двое суток кропотливой работы.

Туркменская ССР

Известно, что позировала для статуи туркменская пианистка Гозель Аннамамедова, учившаяся на тот момент в Московской консерватории. В руках девушка держит хлопок — как и Таджикистан, Туркменистан выбрал его своим символом. На голове у девушки особым образом повязанный тюрбан — знаковый элемент национального костюма.

Карело-Финская ССР

Девушки расположены в том же порядке, в котором и республики на гербе СССР, а сам герб, в свою очередь, опирается на Конституцию 1954 года. Отсюда и шестнадцатая республика. Карело-Финская ССР стала автономной только в 1956 году. Убирать карельскую девушку с цветами и растущей у ног елочкой и рушить таким образом скульптурный замысел, конечно, никто не стал.

Эстонская ССР

Историки утверждают, что прототипом скульптуры Эстонской ССР была балерина Вирве Кипле-Парсаданян, и она выбрана для позирования во время учебы при ГИТИСе. На девушке традиционный наряд Муху, третьего по величине острова Эстонии, с характерным головным убором. На гербе Эстонской республики изображены сосновая ветвь и пшеничный колос.

Армянская ССР

Тема изобилия сельского хозяйства отразилась и в образе аллегорической скульптуры Армянской ССР: в руках у бронзовой девушки виноград — символ республики. Под воздействием водных потоков листья частично были разрушены за годы существования фонтана, но сейчас их восстановили до мельчайших деталей, опираясь на архитектурные чертежи.

Молдавская ССР

Кукуруза — известная «царицей полей» республик Советского Союза. Но украшала она именно герб Молдавской ССР. Скульптура держит в руках кукурузный початок, а под ногами у нее виноградные лозы и крупные гроздья, сияющие на солнце. Виноград — еще одно сокровище Молдавии, и девушка с гордостью демонстрирует его.

Киргизская ССР

Девушка с двумя сияющими на солнце золотыми косами и в остроконечном головном уборе держит в руках гирлянду из цветов и хлопка. Это Киргизская ССР, чьи луга и засеянные хлопком поля прославили республику на весь Союз. Любопытный факт: она должна была оказаться на месте Молдавской, а Молдавская, соответственно, на ее, но при установке фигуры еще в 1950-е перепутали и так и оставили.

Азербайджанская ССР

Хлопок был одним из главных сокровищ Советского Союза: его даже называли «белым золотом земли». Сразу несколько золотых девушек держат в руках цветы хлопка, и скульптура Азербайджанской ССР не стала исключением, сохранив память о том, насколько высока была ценность этой культуры.

Казахская ССР

Отлитая из бронзы фигура, которая олицетворяет Казахскую ССР, составляет фонд самых известных работ скульптора и художницы Зинаиды Баженовой. Прославляя земледелие и сельское хозяйство, статуя держит в руках сноп колосьев пшеницы. Национальные черты угадываются в головном уборе из перьев.

Белорусская ССР

По часовой стрелке обойдя восьмигранный бассейн фонтана, габариты которого составляют 81 на 56 метров, посетители видят скульптуру, символизирующую Белорусскую ССР. Элементы костюма воссозданы из бронзы с исторической точностью. Прославляя сельское хозяйство республики, в одной руке фигура держит лен, в другой — яблоко. Рядом с ней начинает новый круг РСФСР.

Параллельно с восстановлением скульптур и декоративных элементов фонтана прошла работа по обновлению гидротехнических систем и укреплению каркасов конструкций комплекса. Гидравлическая система фонтана обеспечивает работу нескольких сотен водяных струй, которые по сценарию меняют общую композицию. Рисунок струй в последние годы был упрощен в связи с ветшанием механизмов. Теперь он будет полностью восстановлен. Во всем великолепии стремительные потоки воды засверкают в лучах весеннего солнца уже в этом сезоне. 

Конституция с правом на выход

Провозглашение Союза Советских Социалистических Республик 30 декабря 1922 г. потребовало создания новой общесоюзной Конституции, положения которой были бы обязательны для всех республик, вошедших в его состав: Российской, Украинской, Белорусской советских республик и Закавказской федерации, включавшей Грузию, Армению и Азербайджан.

Основой новой Конституции стали Декларация об образовании СССР и Договор об образовании Союза ССР, утвержденные I Всесоюзным съездом Советов. Накануне принятия Конституции разгорелись споры между сторонниками стремительно терявшего здоровье Владимира Ленина, настаивавшего на равноправии республик, и поборниками автономизации, требовавшими безоговорочного подчинения территорий Москве.

31 января 1923 г. состоялось заседание органа с причудливым названием «Подкомиссия для выработки предварительного проекта союзного договора, Конституции и положения о наркоматах СССР», однако он обсуждал преимущественно второстепенные вопросы, в частности разработку положений о союзных наркоматах. В апреле 1923 г. вопрос об оформлении Союза обсуждался на ХII съезде РКП(б), преимущественно на его секции по национальному вопросу.

Сталин предложил вариант Основного закона, где главную роль играла РСФСР, а остальные республики оказались в подчиненном положении. Нарком по военным делам Михаил Фрунзе раскритиковал его и выступил за полное равноправие союзных республик, против особого положения органов России в Союзе, а также за равноправие палат в Центральном исполкоме (ЦИК) СССР. Некоторые представители Украины и Грузии настаивали на конфедеративном устройстве с минимальной ролью центра, но их идеи также были отвергнуты.

8 июня 1923 г. состоялось первое заседание расширенной комиссии ЦИК СССР по выработке Конституции, в котором участвовали не все представители РСФСР. 13 июня комиссия решила до сессии ЦИК СССР обсудить только проект Конституции (договора), приступив в первую очередь к вопросам об общесоюзном бюджете, о Верховном суде, о союзном гербе и флаге.

В конце июня проект Конституции был рассмотрен Конституционной комиссией ЦК РКП(б), внесшей в него значительные изменения, преимущественно направленные на усиление единства союзного государства. Комиссия отвергла очередные попытки Xристиана Раковского принизить значение Основного закона. Уже не решаясь отрицать идею Конституции в принципе, Раковский предложил прежний свой вариант: принять два документа одновременно – Конституцию, в основе которой лежала бы декларация, и Договор об образовании СССР.

В Центральном ордена Ленина музее революции СССР. Сверху в левом углу ‒ Конституция 1924 г. /РИА

Пленум ЦК РКП(б) 26–27 июня 1923 г. заслушал доклад Конституционной комиссии и, поддержав общую идею проекта, внес в него изменения, укрепившие гарантии суверенитета союзных республик. Вслед за этим проект союзной Конституции обсуждался на заседаниях ЦИК союзных республик. 6 июля 1923 г. ЦИК Союза единогласно утвердил проект Конституции и незамедлительно ввел ее в действие, хотя окончательно ее утвердил прошедший уже после смерти Ленина, 31 января 1924 г., II съезд Советов.

Конституция состояла из 11 глав, которые были посвящены государственному устройству Союза и отдельных республик. Отдельная глава касалась Объединенного государственного политического управления – предшественника НКВД и нынешней ФСБ. Союзным органам власти передавались полномочия в сфере внешней политики, вооруженных сил и государственной безопасности, разработки и принятия союзного бюджета, единого народнохозяйственного плана и устройства транспорта, почты и телеграфа.

Что любопытно, общесоюзная Конституция не касалась прав и свобод граждан и не устанавливала рамок избирательного законодательства, уровень дискриминации представителей прежних имущих классов определялся республиками.

Союзные республики получили достаточно широкие полномочия в сфере внутригосударственного устройства, создания системы местной власти. Четвертый пункт второй главы давал республикам право выхода из СССР.

Быстрое утверждение проекта Конституции было вызвано комплексом причин. Высшие руководители партии стремились принять ее в кратчайшие сроки, в момент, пока Ленин не утратил полностью дееспособности. Они считали необходимым закрепить правовые изменения, вызванные введением новой экономической политики, наконец, стремились пресечь шовинистические поползновения отдельных партийных и государственных руководителей и одновременно сдержать сепаратистские тенденции части украинских и грузинских коммунистов.

История создания

29 января 1990 года

На Политбюро ЦК КПСС обсуждены вопросы совершенствования государственного устройства СССР

В частности, были рассмотрены проекты закона СССР «О порядке решения вопросов, связанных с самоопределением союзной республики» и новой редакции раздела «Национально-государственное устройство СССР» Конституции СССР.

5 февраля 1990 года

Открылся Пленум ЦК КПСС, посвященный обсуждению Платформы ЦК КПСС к XXVIII съезду КПСС «К гуманному, демократическому социализму» ( до 07 февраля 1990 г.)

Пленум проходил в расширенном составе с участием большого количества партийных руководителей, не входивших в состав ЦК КПСС (секретарей горкомов и райкомов партии, парткомов крупных промышленных предприятий, руководителей министерств и ведомств).
На пленуме была поддержана выдвинутая первым Съездом народных депутатов СССР идея обновления Союзного договора 1922 года и предложено развивать договорный принцип построения СССР как Союза Суверенных Государств на основе укрепления экономической самостоятельности союзных республик при координирующей роли союзного Центра.
(см.: РГАНИ. Фонд 2. Оп. 5. 395-459 ед. хр., 1990 г.)

23 февраля 1990 года

Опубликован доклад Института экономики СССР о социально-политической ситуации в РСФСР и перспективах ее развития.

Основным содержанием доклада стала тема реформы государственного устройства РСФСР, которая в итоге привела к реализации так называемого «план автономизации» (см.: ниже, 22 марта 1990 года).
В докладе, в частности, говорится: «очевидно, что на старых принципах федерация советских республик существовать больше не может, необходимо вырабатывать новые. Поэтому вопрос о государственном устройстве РСФСР, традиционно определяющей «лицо» федерации, — один из основных в клубке национальных проблем.
(…) Если до середины 1990 г. правительство РСФСР не подготовит предложения по кардинальной реформе социально-экономических и политических отношений в республике, ситуация может стать неуправляемой и привести в дальнейшем к распаду РСФСР. Это приведет к дальнейшему падению авторитета партии и центрального правительства, страна окажется на грани гражданской войны.
К сожалению, правительство РСФСР пока не осознало всей серьезности положения и не спешит разработать новую концепцию политического устройства Российской Федерации, в то время как общественные организации усиленно занимаются этим вопросом. Предлагается два варианта государственного устройства РСФСР: «федерация в федерации» и «Россия — равноправная республика».
В основе первой модели лежит идея сохранения прежнего принципа формирования РСФСР при определенном расширении самостоятельности автономий, например, предоставлении автономным республикам статуса союзных при их обязательном последующим вхождении в состав РСФСР. Такой вариант не гарантирует долговременной стабильности, так как национальные интересы по-прежнему рассматриваются как вторичные по отношению к глобальным экономическим интересам, республиканская обособленность понимается как норма регионального хозрасчета, а система управления автономиями не отличается от управления административно — территориальными единицами. Кроме того, этот вариант противоречив и в той части, где он предусматривает обязательное вхождение в федерацию автономных республик после придания им статуса союзных, то есть суверенных государств. Принятие такого варианта развития РСФСР мало что изменило бы в сложившейся ситуации.
Другая модель предусматривает развитие России в качестве равноправного партнера нового государственного образования. Она прежде всего предусматривает предоставление всем входящим в РСФСР автономным республикам статуса союзных республик, затем ликвидацию национальных краев и областей и сформирование национально-культурных округов.
Предполагается сформировать Российскую Социалистическую Республику и заключить между РСР и новыми союзными республиками договор о создании Российской Социалистической Федерации. Смысл этой модели в том, что союзные республики, как суверенные независимые государства, объединяются в федерацию на взаимовыгодных условиях и передают центральному правительству только те функции, которые необходимы для совместных их действий. Центр тяжести переносится на экономический и политически суверенитет республик. Этот вариант, по всей видимости, мог бы стабилизировать положение в СССР и смягчить национальные конфликты».
(цит. по: Сообщение ИА «Интерфакс» от 23.02.1990: «Социалистическая федерация: какой ей быть?»)

27 февраля 1990 года

Верховный Совет СССР признал необходимым учредить пост Президента Союза Советских Социалистических Республик.

Верховный Совет СССР решил внести проект закона об учреждении поста Президента СССР и внесении соответствующих изменений и дополнений в Конституцию (Основной Закон) СССР на рассмотрение внеочередного третьего Съезда народных депутатов СССР.
(см.: Постановление Верховного Совета СССР от 27 февраля 1990 г. № 1238-I «Об учреждении поста Президента СССР и внесении соответствующих изменений и дополнений в Конституцию (Основной Закон) СССР» // Ведомости СНД и ВС СССР. 1990. № 9. Ст. 115)

4 марта 1990 года

Состоялся первый тур выборов делегатов на Съезд народных депутатов РСФСР

11 марта 1990 года

Открылся Пленум ЦК КПСС (продолжался 14 и 16 марта 1990 г.)

Пленум принял решение о выдвижении кандидатом от Коммунистической партии Советского Союза на пост Президента СССР М.С.Горбачева.
(см.: Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС. 11, 14, 16 марта 1990 г. М.: Политиздат, 1990. 208с.)

11 марта 1990 года

Генеральный секретарь ЦК КПСС М.С.Горбачев выступил с докладом на Пленуме ЦК КПСС.

В частности, он подчеркнул, что: «новое видение роли КПСС и диктует необходимость коренной перестройки ее Устава. И не только Устава, но и ряда государственных актов, включая и Конституцию СССР. В этой связи представляется целесообразным, чтобы Центральный Комитет вышел с законодательной инициативой об изменении в Основном Законе статей, касающихся партии, на Съезд народных депутатов СССР. Соответствующие предложения у вас имеются. Смысл их сводится к тому, чтобы исключить положение о руководящей роли КПСС, о партии как ядре политической системы, зафиксировать в Основном Законе для КПСС и других политических и общественных организаций равные возможности принимать — естественно, в законных, демократических формах — участие в общественно-политической жизни, бороться за реализацию своих программных целей. Думается, что такие изменения лежат в русле нового понимания роли партии, зафиксированном и в проекте Платформы ЦК, и в проекте Устава».
(см.: Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС. 11, 14, 16 марта 1990 г. М.: Политиздат, 1990. 208с.)

12 марта 1990 года

На третьем внеочередном Съезде народных депутатов СССР (до 15 марта 1990 г.) впервые использована Автоматизированная система проведения голосования (АСПГ).

Юридический алгоритм системы разработан С.М.Шахраем.

14 марта 1990 года

Третий внеочередной Съезд народных депутатов СССР учредил пост Президента СССР и внес соответствующие изменения в Конституцию СССР.

В преамбуле закона было указано, что пост Президента СССР учреждается: «в целях обеспечения дальнейшего развития осуществляемых в стране глубоких политических и экономических преобразований, укрепления конституционного строя, прав, свобод и безопасности граждан, улучшения взаимодействия высших органов государственной власти и управления СССР».
Было также установлено, что учреждение поста Президента СССР: «не меняет правового положения и не влечет ограничения компетенции союзных и автономных республик, закрепленной конституциями союзных и автономных республик и Конституцией СССР».
(см.: Закон СССР от 14 марта 1990 года № 1360-I «Об учреждении поста Президента СССР и внесении изменений и дополнений в Конституцию (Основной Закон) СССР» // Ведомости СНД и ВС СССР. 1990. № 12. Ст. 189)

14 марта 1990 года

Внеочередной третий Съезд народных депутатов СССР исключил из Конституции СССР положения о «руководящей и направляющей роли КПСС».

Статья 6 Конституции СССР была изложена в следующей редакции: «Коммунистическая партия Советского Союза, другие политические партии, а также профсоюзные, молодежные, иные общественные организации и массовые движения через своих представителей, избранных в Советы народных депутатов, и в других формах участвуют в выработке политики Советского государства, в управлении государственными и общественными делами».
(см.: Закон СССР от 14 марта 1990 года № 1360-I «Об учреждении поста Президента СССР и внесении изменений и дополнений в Конституцию (Основной Закон) СССР» // Ведомости СНД и ВС СССР. 1990. № 12. Ст. 189).

15 марта 1990 года

Внеочередной третий Съезд народных депутатов СССР избрал М.С.Горбачева Президентом СССР

Из 1878 депутатов «за» проголосовали 1329 (70,76%), «против» — 495, недействительных бюллетеней – 54.
В своем первом президентском выступлении М.С.Горбачев заявил: «… исхожу из того, что предметом особой заботы президентской власти должно стать принятие мер по укреплению суверенитета союзных республик, их экономической и политической самостоятельности, повышение статуса автономных республик, других национально-территориальных образований». Кроме того, Президент СССР отметил, что считает «безотлагательной разработку нового Союзного договора, который отвечал бы нынешним реальностям и потребностям».
(цит. по: Речь Президента СССР М.С.Горбачева на Третьем внеочередном Съезде народных депутатов СССР // Правда. 1990. 16 марта )

15 марта 1990 года

Внеочередной третий Съезд народных депутатов СССР избрал Председателем Верховного Совета СССР А.И. Лукьянова

18 марта 1990 года

Состоялся второй тур выборов делегатов на Съезд народных депутатов РСФСР.

22 марта 1990 года

Верховный Совет СССР ускорил работу по подготовке проекта закона СССР об обновлении Союзного договора и разграничении полномочий между Союзом ССР и союзными республиками

Совет Национальностей и Совет Союза Верховного Совета СССР приняли этот законопроект в первом чтении в один и тот же день.
В частности, Совет Национальностей постановил:
«1. Принять в первом чтении проект Закона об обновлении Союзного договора и разграничении полномочий между Союзом ССР и союзными республиками.
2. Согласиться с предложениями народных депутатов СССР об изменении названия данного законопроекта на проект Закона о разграничении полномочий между Союзом ССР и субъектами федерации как основы Союзного договора».
Примечание: Тем самым был запущен так называемый «план автономизации», который формально представлял собой своеобразное «правовое оружие» союзного Центра против попыток союзных республик выйти из состава СССР или пересмотреть условия своего нахождения в едином государстве. Этот план подменял решение задачи разграничения полномочий союзного Центра и союзных республик, поставленной Первым Съездом народных депутатов СССР, задачей повышения статуса автономных республик и фактического «уравнивания» его со статусом союзных республик. Несмотря на декларируемые цели укрепления единства СССР и борьбы с сепаратизмом союзных республик, на практике «план автономизации», реализуемый ЦК КПСС, стал средством борьбы с растущей политической самостоятельностью руководства РСФСР.
(см.: Постановление Совета Национальностей Верховного Совета СССР от 22 марта 1990 г. № 1373-I «О проекте Закона об обновлении Союзного договора и разграничении полномочий между Союзом ССР и союзными республиками» // Ведомости СНД и ВС СССР. 1990. № 13. Ст. 202; Постановление Совета Союза Верховного Совета СССР от 22 марта 1990 г. № 1375-I «О проекте Закона об обновлении Союзного договора и разграничении полномочий между Союзом ССР и союзными республиками» // Ведомости СНД и ВС СССР. 1990. № 13. Ст. 203))

3 апреля 1990 года

Принят Закон СССР «О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из СССР»

Согласно закону решение о выходе союзной республики из СССР должно приниматься путем референдума (народного голосования), причем референдум должен был состояться не ранее шести месяцев с момента постановки вопроса о выходе союзной республики из СССР. В союзной республике, имевшей в своем составе автономные республики, автономные области и автономные округа, референдум должен проводиться отдельно по каждой автономии.
Таким образом, предусмотренные законом другие процедурные ограничения и установление переходного периода сроком до пяти лет делали практически невозможным выход союзных республик из СССР.
(см.: Закон СССР от 3 апреля 1990 года «О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из СССР» // Ведомости СНД и ВС СССР. 1990. № 15. Ст. 252)

9 апреля 1990 года

Верховный Совет СССР принял Закон СССР «Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР»

В соответствии с законом, местное (территориальное) самоуправление в СССР представляло собой: «самоорганизацию граждан для решения непосредственно или через избираемые ими органы всех вопросов местного значения, исходя из интересов населения и особенностей административно-территориальных единиц, на основе законов и соответствующей материальной и финансовой базы».
Система местного самоуправления включала «местные Советы народных депутатов, органы территориального общественного самоуправления (советы и комитеты микрорайонов, жилищных комплексов, домовые, уличные, квартальные, поселковые, сельские комитеты и другие органы), а также местные референдумы, собрания, сходы граждан, иные формы непосредственной демократии».
(см.: Закон СССР от 9 апреля 1990 г. «Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР» // Ведомости СНД и ВС СССР. 1990. № 16. Ст. 267)

10 апреля 1990 года

Принят Закон СССР «Об основах экономических отношений Союза ССР, союзных и автономных республик»

Этим актом резко расширялись экономическая самостоятельность, права республик, автономий и территориальных единиц в экономической сфере. В законе все полномочия и гарантии по обеспечению экономической самостоятельности закреплялись для союзных и автономных республик равным образом. Союзные и автономные республики получили также равное право обращаться к Президенту СССР с ходатайством о приостановлении актов Правительства СССР, противоречащих экономическим интересам республик, а их высшие органы управления могли опротестовывать в Совет Министров СССР акты подведомственных ему органов
(см.: Закон СССР от 10 апреля 1990 г. № 1421-1 «Об основах экономических отношений Союза ССР, союзных и автономных республик» // Ведомости СНД и ВС СССР. 1990. № 16. Ст. 270)

26 апреля 1990 года

Принят Закон СССР «О разграничении полномочий между Союзом ССР и субъектами федерации».

Союзные республики были определены в Законе как «суверенные государства, добровольно объединившиеся в СССР», а автономные республики – как «государства, являющиеся субъектами федерации – Союза СССР».
Примечание: Этим законом вводился в действие называемый «план автономизации», который предполагал возможность наделения автономных республик статусом союзных республик. Внешне демократичный план «повышения статуса автономий» фактически был направлен против РСФСР и нового российского руководства, поскольку стимулировал центробежные тенденции в республиках в составе России. В случае реализации этого плана РСФСР могла бы «потерять» более 50% своей территории с огромными запасами природных ресурсов и более 20 млн. человек населения
(см.: Закон СССР от 26 апреля 1990 г. № 1457-I «О разграничении полномочий между Союзом ССР и субъектами Федерации» // Ведомости СНД и ВС СССР. 1990. № 19. Ст. 329)

16 мая 1990 года

Открылся первый Съезд народных депутатов РСФСР (до 22 июня 1990 г.).

В работе Съезда народных депутатов использовалась электронная система голосования.

29 мая 1990 года

На первом Съезде народных депутатов РСФСР (до 22 июня 1990 г.) Б.Н.Ельцин избран Председателем Верховного Совета РСФСР.

I Съезд народных депутатов РСФСР в ходе острых дискуссий проголосовал за избрание Б.Н.Ельцина Председателем Верховного Совета РСФСР только в ходе третьего (заключительного) тура голосований. Главным соперником Б.Н.Ельцина в этом туре был кандидат в члены Политбюро ЦК КПСС, Председатель Совета Министров РСФСР А.В.Власов.
Окончательные результаты голосования были объявлены 30 мая 1990 года: «за» избрание Б.Н.Ельцина Председателем Верховного Совета РСФСР проголосовали 535 депутатов, «против» — 502 (кворум составлял 531 голос).
(см.: Минаев Б.Д. Ельцин: Жизнь замечательных людей. М.: Молодая гвардия, 2010 747с.)

12 июня 1990 года

I Съезд народных депутатов РСФСР принял Декларацию о государственном суверенитете РСФСР.

В преамбуле Декларации отмечено, что первый Съезд народных депутатов РСФСР «торжественно провозглашает государственный суверенитет Российской Советской Федеративной Социалистической Республики на всей ее территории и заявляет о решимости создать демократическое правовое государство в составе обновленного Союза ССР» (курсив – Авт.).
В статье 6 Декларации было указано, что «Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика объединяется с другими республиками в Союз на основе Договора. РСФСР признает и уважает суверенные права союзных республик и Союза ССР» (курсив – Авт.).
В Декларации также была подтверждена необходимость «существенного расширения прав автономных республик, автономных областей, автономных округов, равно как краев и областей РСФСР». Однако было указано, что «конкретные вопросы осуществления этих прав должны определяться законодательством РСФСР о национально-государственном и административно-территориальном устройстве Федерации».
Результаты голосования народных депутатов РСФСР: «за» — 907, «против» — 13, воздержавшихся – 9.
(см.: Декларация Съезда народных депутатов РСФСР от 12 июня 1990 г. «О государственном суверенитете Российской Советской Федеративной Социалистической Республики» // Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1990. № 2. Ст. 22)

16 июня 1990 года

Первый Съезд народных депутатов РСФСР образовал Конституционную комиссию.

Председателем Конституционной комиссии был избран Б.Н.Ельцин, заместителем председателя – Руслан Имранович Хасбулатов.
(см.: Постановление Съезда народных депутатов РСФСР от 16 июня 1990 г. «Об образовании Конституционной комиссии» // Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1990. № 3. Ст. 24)

16 июня 1990 года

Первый Съезд народных депутатов РСФСР исключил из Конституции РСФСР упоминание о Коммунистической партии Советского Союза.

В принятом Съездом законе «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) РСФСР» статья 6 Конституции РСФСР была изложена в следующей редакции: «Политические партии, профсоюзные, молодежные, иные общественные организации и массовые движения через своих представителей, избранных в Советы народных депутатов, и в других формах участвуют в выработке политики государства, в управлении государственными и общественными делами».
Тем самым российские народные депутаты сделали более радикальный шаг по сравнению с союзным Центром, который включил в Конституцию СССР принцип многопартийности, но одновременно сохранил упоминание о КПСС.
(см.: Закон РСФСР от 16 июня 1990 года № 38-I «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) РСФСР» // Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1990. № 3. Ст. 25)

21 июня 1990 года

Определен порядок деятельности Конституционной комиссии, образованной первым Съездом народных депутатов РСФСР.

В составе Конституционной комиссии, в которую вошли 102 народных депутата РСФСР, были образованы шесть подкомиссий, Рабочая группа Конституционной комиссии, группа экспертов и технический секретариат. Председатель Рабочей группы – Р.И. Хасбулатов, секретарь Конституционной комиссии – народный депутат РСФСР Олег Германович Румянцев.
Перед Конституционной комиссией были поставлены, в частности, следующие задачи: подготовка изменений Конституции (Основного Закона) РСФСР и подготовка совместно с Верховным Советом РСФСР проекта новой Конституции РСФСР.

22 июня 1990 года

I Съезд народных депутатов РСФСР утвердил основные принципы разработки нового Союзного договора

Разработка основных начал нового Союзного договора была поручена Верховному Совету РСФСР и Конституционной комиссии. Съезд утвердил принципы разграничения функций РСФСР и Союза ССР. В соответствии с ними, в частности, Совет Министров РСФСР подчинялся непосредственно Съезду народных депутатов и Верховному Совету РСФСР, МВД РСФСР подчинялся Совету Министров РСФСР. Совету Министров РСФСР совместно с КГБ СССР поручалось изучить вопрос об образовании КГБ РСФСР и рассмотреть вопрос создания таможенной службы РСФСР. Российский республиканский банк Госбанка СССР реорганизовывался в Государственный банк РСФСР, который передавался в подчинение Верховному Совету РСФСР и наделялся полномочиями в области денежно-кредитной политики. Также образовывался Внешнеэкономический банк РСФСР.
(см.: Постановление Съезда народных депутатов РСФСР от 22 июня 1990 г. «О разграничении функций управления организациями на территории РСФСР (основы нового Союзного договора)» // Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1990. № 4. Ст. 63)

17 июля 1990 года

Президиум Верховного Совета РСФСР принял Постановление «О Федеративном договоре».

В соответствии с постановлением, для координации работы по заключению Федеративного договора был сформирован совет Федерации в количестве 63 человек в составе Председателя Верховного Совета РСФСР, председателей Верховных Советов автономных республик, председателей Советов народных депутатов автономных областей и автономных округов и 31 представителя от краев, областей и городов республиканского подчинения, определяемых Председателем Верховного Совета РСФСР.
Было рекомендовано «включить в Федеративный договор: Декларацию об основных принципах федеративного устройства РСФСР; договоры субъектов Федерации с РСФСР, двусторонние и многосторонние договоры субъектов Федерации между собой; договоры о восстановлении, преобразовании и создании различных форм национальных и региональных образований».
(см.: Постановление Президиума Верховного Совета РСФСР от 17 июля 1990 г. «О Федеративном договоре» // Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1990. № 8. Ст. 112)

20 июля 1990 года

Состоялось совместное заседание Президентского Совета СССР и Совета Национальностей Верховного Совета СССР.

Была утверждена формула нового Союзного договора как Союза Суверенных Государств.

24 июля 1990 года

Президиум Верховного Совета СССР образовал рабочие группы по обеспечению подготовки проекта Союзного договора

Всего образованы четыре группы: группа Верховного Совета СССР (руководитель Г.С. Таразевич), группа Совета Министров СССР (В.Х. Догужиев), группа научного обеспечения (В.Н. Кудрявцев), группа организационного обеспечения (Л.Д. Шишов).
(см.: Постановление Президиума Верховного Совета СССР от 24 июля 1990 г. № 1617-I «Об образовании рабочих групп по обеспечению подготовки проекта Союзного договора» // Ведомости СНД и ВС СССР. 1990. № 30. Ст. 556)

1 октября 1990 года

Принято Постановление Верховного Совета СССР «О ходе консультаций и разработке концепции нового Союзного Договора».

По предложению Президента СССР М.С.Горбачева решено образовать Подготовительный комитет по разработке концепции и первоначального проекта нового Союзного Договора в составе полномочных представителей союзных республик, Президента СССР, Председателя Верховного Совета СССР и Председателя Совета Министров СССР.
Также решено «считать целесообразным участие в работе Подготовительного комитета представителей автономных республик, автономных областей и автономных округов».
(см.: Постановление Верховного Совета СССР от 1 октября 1990 г. № 1691-I «О ходе консультаций и разработке концепции нового Союзного Договора» // Ведомости СНД и ВС СССР. 1990. № 41. Ст. 815)

16 октября 1990 года

Принят Закон РСФСР «О референдуме РСФСР».

Согласно закону, «референдум РСФСР (всероссийский референдум) — всенародное голосование по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни Республики. Решения, принятые всероссийским референдумом, обладают высшей юридической силой, в каком-либо утверждении не нуждаются и обязательны для применения на всей территории РСФСР.
На всероссийский референдум не могут выноситься вопросы об изменении статуса и территориальной целостности субъектов Федерации, о налогах, бюджете, об амнистии, помиловании, чрезвычайных и срочных мерах по обеспечению общественного порядка, здоровья и безопасности населения».
Принятие закона о референдуме стало одним из важнейших инструментов защиты курса реформ и сохранения политической стабильности. В ситуации острого конфликта ветвей власти неоднократное использование механизма всенародного референдума позволяло снизить напряженность, не допустить неконтролируемой эскалации противостояния.
(см.: Закон РСФСР от 16 октября 1990 г. № 241-I «О референдуме РСФСР» // Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1990. № 21. Ст. 230)

17 ноября 1990 года

На заседании Верховного Совета СССР Президент СССР М.С.Горбачев обнародовал свою программу реорганизации органов государственной власти (т.н. «программа 8 пунктов»).

Программа, в частности, предполагала роспуск Совета Министров и Президентского Совета СССР, создание Совета Безопасности СССР и Кабинета Министров при Президенте СССР, а также введение поста вице-президента СССР.
После представления программы в команде соратников М.С.Горбачева заговорили об авторитарных тенденциях и угрозе диктатуры в Советском Союзе.

22 ноября 1990 года

В «Российской газете» опубликован проект Конституции Российской Федерации-России, разработанный Конституционной комиссией Съезда народных депутатов РСФСР.

(см. Российская газета. 1990. 22 ноября)

23 ноября 1990 года

Принят Закон РСФСР «О земельной реформе».

В соответствии с законом, земельная реформа имела «целью перераспределение земли в интересах создания условий для равноправного развития различных форм хозяйствования на земле, формирования многоукладной экономики, рационального использования и охраны земель на территории РСФСР».
В ходе реформы осуществлялось «наделение землей граждан, предприятий, организаций, учреждений, объединений и товариществ с закреплением их прав на землю в порядке, установленном законодательством РСФСР».
(см.: Закон РСФСР от 23 ноября 1990 г. № 374-I «О земельной реформе» // Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1990. № 26. Ст. 327)

23 ноября 1990 года

В РСФСР принят Государственный гимн на музыку выдающегося русского композитора XIX века Михаила Ивановича Глинки.

Верховный Совет РСФСР, в частности, постановил:
«1. Одобрить музыкальные варианты Государственного гимна РСФСР, созданного на основе мелодии «Патриотической песни» М.И. Глинки.
2. Ввести в практику исполнение Гимна на государственных и других официальных мероприятиях, проводимых на территории РСФСР, а также ежедневную трансляцию по республиканским и региональным телерадиосетям.
3. Исполнить музыкальный вариант Государственного гимна РСФСР в день открытия II Съезда народных депутатов РСФСР 27 ноября 1990 года»
(См.: Постановление Верховного Совета РСФСР от 23 ноября 1990 г. «О Государственном гимне РСФСР» // Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1990. № 26. Ст. 326)

30 ноября 1990 года

Ученый-политолог из Института международного рабочего движения АН СССР доктор исторических наук Алексей Михайлович Салмин прокомментировал СМИ проект Конституции Российской Федерации – России, разработанный Конституционной комиссией.

«- Как в целом вы оцениваете появление такого документа — проект Конституции Российской Федерации?
А.САЛМИН: Как явление положительное. Конечно, как у всякого документа такого рода, у него есть свои сильные и слабые стороны. На мой взгляд, главное достоинство этого документа заключается в том, что это КОНСТИТУЦИЯ в прямом смысле этого слова, а не ДЕКЛАРАЦИЯ, как это бывало у нас прежде. Но, к сожалению, после этой положительной констатации, следует сказать, что документ еще во многом несовершенен.
— В таком случае, в чём его главное несовершенство, коль вы уже сказали о его главном достоинстве?
А.САЛМИН: В свое время российский историк Василий Ключевский, говоря о французской конституции 1791 года, отметил, что она производит впечатление документа, написанного хорошими специалистами, прекрасно знающими все курсы государственного права, но забывшими еще про один курс — про курс истории.
В некоторой степени, боюсь, эта характеристика Ключевского может быть отнесена и к предложенному проекту Российской конституции, потому что в ней не определена природа той общности, юридические отношения в которой она должна регулировать. Да и за пределами этого документа, впрочем, пока еще не сформировалось определенное и общепринятое представление о том, что же такое Российская Федерация?
И, наконец, главная беда проекта состоит в том, что он по сути не только молчаливо предполагает конституцию независимого государства в границах нынешней РСФСР, но предполагает (может быть и не вполне осознанно), что Российская Федерация в ее нынешних границах всегда как бы и была независимым государством и иным быть не собирается.
На самом деле положение не таково. И в сущности прежде чем писать Конституцию такого государства, его надо еще легитимировать. А это довольно сложно, потому что границы этого государства, его состав достаточно произвольны. Впрочем, как и границы и состав самого Союза ССР. То есть здесь часть ничуть не лучше целого.
— Уже в первых откликах на публикацию проекта Конституции Российской Федерации, а также на съезде народных депутатов РСФСР прозвучало обвинение в буржуазной направленности этого документа, в отказе от социалистических принципов предыдущих Конституций. Вы согласны с таким утверждением?
А.САЛМИН: Сами по себе эти обвинения идеологичны, сила же предлагаемой конституции как раз в ее неидеологическом принципе. Но тем не менее, как это ни парадоксально, рациональное зерно во всех этих возражениях есть. В ней действительно довольно много разбросано разных положений идеологического характера, но только наоборот.
Складывается впечатление, что авторы все время спорят с предшествующими текстами Конституции и стараются как можно определеннее подчеркнуть, что эта Конституция — не Конституция эголитарного утопического общества, а конституция, которая исходит из каких-то реальных экономических отношений, конституция, которая не обещает ничего сверхвозможного и так далее. Это тоже своего рода идеологизация, ненужная в такого рода документе.
— Председатель [так в тексте, на самом деле — секретарь] Конституционной комиссии РСФСР, Олег [Германович] Румянцев, отвечая на нападки, которым подвергся проект Конституции со стороны делегатов чрезвычайного съезда народных депутатов РСФСР, согласился с тем. что многие статьи предложенного проекта требуют доработки. На что, на ваш взгляд следует обратить внимание в первую очередь?
А.САЛМИН: Я бы обратил внимание на частности. Так, довольно в общих чертах даются сугубо конституционные категории как, скажем, судебная система, структура органов федеративной власти, структура власти на местах, принципы устроения государственной власти, государственной службы и т.д. Более того, состав парламента, или даже хотя бы представительство в федеральном совете, предлагается отдать на усмотрение особого закона, хотя как раз именно все это и должно было бы содержаться в Конституции.
Есть и более существенные вещи. В частности, президентская система. Согласно проекту Конституции президент избирается всеобщим голосованием. Но в таком случае при избрании простым большинством федерации, он будет безусловно представлять интересы только русского народа, как самого многочисленного. И при этом совсем неважно какой национальности будет президент. Он может быть китайцем, тамилом, кем угодно, но он будет избран русскими избирателями.
И может получиться так, что русские избиратели большинством проголосуют за этого президента, а представители всех остальных народов проголосуют против президента. И тогда возникнет довольно неприятное противоречие, которого, кстати, можно было бы избежать, если бы президент избирался на всеобщим голосованием, а парламентом. То есть вотум был бы в данном случае опосредован и его полномочия были бы несколько меньшими. В этом случае все противоречия могли бы быть преодолены.
В предлагаемом проекте Конституции достаточно хорошо прописаны все то, что относится к составу самой федерации. Там выделяются два типа территорий — республики и земли. Это могут быть чисто региональные общности вроде Сибири, Западной или Восточной, или Дальнего Востока, а могут быть и нынешние национальные территории, то есть автономные республики, области, округа. Здесь авторы идут достаточно последовательно по пути федерализации, по образцу традиционных федераций наподобие США, Канады или Австралии, где нет двух типов общности — скажем, национально-территориальных и территориальных, которые обладали бы разными правами. Права территорий и земель одинаковы. И это хорошо.
Неплохо, на мой взгляд, что введена особая возможность: по Конституции предполагается создание так называемых федеральных территорий. Это такие территории, которые сами передают часть своих полномочий федерации, потому что они по экономическим или другим причинам не в силах нести сами бремя полной самостоятельности, полной ответственности.
(…) И, видимо, надо признать, что будущая Конституция Российской Федерации должна состоять из двух частей. Из части постоянной, которая не может быть отменена в силу естественности тех законов, которые там записаны, и части переменной. Она должна регулировать некие переходные состояния и должна помогать определиться государству в состоянии оформления Союза, более широкого, чем ныне существующая Российская Федерация».
(цит. по: Сообщение ИА «Интерфакс» от 30.11.1990: «ПРОЕКТ КОНСТИТУЦИИ РСФСР: ПЛЮСЫ И МИНУСЫ»)

3 декабря 1990 года

Принято Постановление Верховного Совета СССР «Об общей концепции нового Союзного Договора и предлагаемом порядке его заключения»

В соответствии с постановлением, было решено «поддержать в основном общую концепцию нового Союзного Договора» и вынести его проект для обсуждения на четвертом Съезде народных депутатов СССР
(см.: Постановление Верховного Совета СССР от 3 декабря 1990 г. № 1809-I «Об общей концепции нового Союзного Договора и предлагаемом порядке его заключения» // Ведомости СНД и ВС СССР. 1990. № 50. Ст. 1077)

11 декабря 1990 года

Пленум ЦК КПСС принял постановление «О концепции Союзного договора и задачах партийных организаций»

В постановлении, в частности, отмечалось: «ЦК КПСС выступает за юридическое оформление и закрепление в возможно короткие сроки нового государственного устройства страны в качестве Союза суверенных равноправных советских социалистических республик… Пленум высказывается за четкое определение социалистического характера обновления Союза, раскрытие полномочий республик, определение субъектов договора, обеспечивающие демократическое участие всех народов в строительстве обновленного Союза».
(см.: Постановление Пленума ЦК КПСС от 11 декабря 1990 г. «О концепции Союзного договора и задачах партийных организаций» // Правда. 1990. 13 декабря)

11 декабря 1990 года

Принято Постановление второго Съезда народных депутатов РСФСР «Об итогах обмена мнениями о принципах заключения Союзного договора»

Подтверждена решимость РСФСР быть «полноправным субъектом обновленного Союза ССР на основе нового Союзного Договора». Приняты решения принять участие в разработке проекта нового Союзного Договора и создать «комиссию народных депутатов РСФСР, представляющих все республики, национально-территориальные, административно-территориальные образования, а также депутатские группы Съезда, образованные по политическому признаку».
(см.: Постановление Съезда народных депутатов РСФСР от 11 декабря 1990 г. № 410-I «Об итогах обмена мнениями о принципах заключения Союзного договора» // Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1990. № 28. Ст. 376)

14 декабря 1990 года

Подготовлен проект новой Конституции СССР.

Как сообщил СМИ руководитель рабочей группы Конституционной комиссии СССР академик, вице-президент АН СССР Владимир Николаевич Кудрявцев, закончена подготовка первоначального варианта проекта Конституции СССР.
По мнению В.Н. Кудрявцева, «структура проекта Конституции является принципиально новой. Ее основы составляют разделы о Человеке, Союзном договоре, организации Союзной власти. Раздел Человека в Конституции оформлен в виде декларации, а не обычной главы Основного закона Декларация фиксирует признание государством неотъемлемых и нерушимых прав и свобод граждан, взаимной ответственности государства и гражданина.
Новый Союзный договор, который подпишут Союзные республики, составит в Конституции основную ее часть. Проект по-новому определяет соотношение полномочий Союза и республик. Так, республиканское законодательство на территорий республик имеет верховенство по всем вопросам за исключением тех, которые отнесены к ведению Союза. Законы Союза ССР, принятые по вопросам его компетенции, имеют верховенство и обязательны для исполнения на территории всех республик».
(цит. по: Сообщение ИА «Интерфакс» от 14.12.1990: «ПОДГОТОВЛЕН ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЙ ВАРИАНТ ПРОЕКТА КОНСТИТУЦИИ СССР»)

15 декабря 1990 года

Второй Съезд народных депутатов РСФСР принял ряд поправок в Конституцию РСФСР.

Как было указано, изменения и дополнения в Конституцию РСФСР принимаются в соответствии с Декларацией о государственном суверенитете РСФСР и вызваны «необходимостью обеспечения дальнейшего развития политических и экономических процессов».
В частности, целью деятельности Съездов народных депутатов РСФСР провозглашено «создание демократического правового государства в составе обновленного СССР». Из текста Конституции РСФСР исключена формулировка о «социалистическом общенародном государстве», РСФСР именуется отныне «суверенным государством, созданным исторически объединившимися в нем народами».
В Конституцию РСФСР включен принцип сочетания методов представительной и прямой демократии, а также изменены нормы, связанные с экономической системой и структурой собственности.
В России вместо несозданного Комитета конституционного надзора РСФСР учреждается Конституционный Суд РСФСР и вводится должность Генерального прокурора РСФСР.
Таким образом, изменения в системе государственного управления в РСФСР и новеллы, внесенные в действующую на тот момент российскую Конституцию, начинают постепенно отличаться нововведений, которые происходили на уровне Союза ССР.
(см.: Закон РСФСР от 15 декабря 1990 года № 423-I «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) РСФСР» // Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1990. № 29. Ст. 395)

24 декабря 1990 года

Принято Постановление четвертого Съезда народных депутатов СССР «О сохранении Союза ССР как обновленной федерации равноправных суверенных республик»

На съезде в режиме поименного голосования было принято решение: «считать необходимым сохранение Союза ССР как обновленной федерации равноправных суверенных республик, в которой будут в полной мере обеспечиваться права и свободы человека любой национальности».
(см.: Постановление Съезда народных депутатов СССР от 24 декабря 1990 года № 1853-I «О сохранении Союза ССР как обновленной федерации равноправных суверенных республик» // Ведомости СНД и ВС СССР. 1990. № 52. Ст. 1158)

24 декабря 1990 года

Принято Постановление четвертого Съезда народных депутатов СССР «О названии Советского государства»

В режиме поименного голосования принято решение о сохранении названия «Советского государства — Союз Советских Социалистических Республик».
(см.: Постановление Съезда народных депутатов СССР от 24 декабря 1990 года № 1854-I «О названии Советского государства» // Ведомости СНД и ВС СССР. 1990. № 52. Ст. 1159)

24 декабря 1990 года

Принято Постановление четвертого Съезда народных депутатов СССР «О проведении референдума СССР по вопросу о Союзе Советских Социалистических Республик»

Съезд народных депутатов СССР постановил: «Провести референдум СССР для решения вопроса о сохранении обновленного Союза как федерации равноправных суверенных советских социалистических республик с учетом результатов голосования по каждой республике в отдельности».
(см.: Постановление Съезда народных депутатов СССР от 24 декабря 1990 года № 1856-I «О проведении референдума СССР по вопросу о Союзе Советских Социалистических Республик» // Ведомости СНД и ВС СССР. 1990. № 52. Ст. 1161)

25 декабря 1990 года

Принято Постановление четвертого Съезда народных депутатов СССР «Об общей концепции нового Союзного Договора и порядке его заключения»

В постановлении, в частности, было отмечено: «Обновленный союз, основанный на волеизъявлении народов и принципах, изложенных в декларациях республик и автономий о государственном суверенитете, призван обеспечить: равноправие всех граждан страны независимо от их национальности и места проживания; равноправие народов, какой бы ни была их численность, их неотъемлемое право на самоопределение и свободное демократическое развитие, территориальную целостность субъектов федерации; гарантии прав национальных меньшинств; укрепление позиций и авторитета Союза как гаранта мира и международной безопасности».
В развитие «плана автономизации», предполагалось, что обновленный Союз будет основан на «принципах, изложенных в декларациях республик и автономий о государственном суверенитете». Предполагалось, что в первоочередном порядке должно быть проведено согласование разграничения полномочий между Союзом и каждым субъектом федерации в отдельности. В постановлении подчеркивалось, что «главным условием достижения согласия является соблюдение до подписания нового Союзного Договора всеми государственными органами действующих Конституции СССР и союзных законов».
Также было признано целесообразным, чтобы «организацию дальнейшей работы над проектом нового Союзного договора, определение порядка его заключения осуществлял подготовительный комитет в составе высших должностных лиц субъектов федерации — республик и автономных образований, Президента СССР, Председателя Верховного Совета СССР и Председателя Совета Национальностей Верховного Совета СССР».
(см.: Постановление Съезда народных депутатов СССР от 25 декабря 1990 г. № 1858-I «Об общей концепции нового Союзного Договора и порядке его заключения» // Ведомости СНД и ВС СССР. 1991. № 1. Ст. 2)

25 декабря 1990 года

Состоялось подведение итогов конкурса на лучший проект Конституции для России

Из представленных 38 проектов, для дальнейшего рассмотрения были отобраны двадцать. Жюри под председательством Р.И. Хасбулатова приняло решение не присуждать первую премию.
Вторая премия была присуждена проекту Конституции Российской Федеративной Республики, представленному группой ученых кафедры государственного права Саратовского юридического института во главе с Владимиром Терентьевичем Кабышевым.
(см.: Конституционный вестник. 1991. № 5. С.77-78).

26 декабря 1990 года

На четвертом Съезде народных депутатов СССР принят Закон СССР «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) СССР в связи с совершенствованием системы государственного управления»

Ключевая идея конституционных поправок – усиление власти Президента СССР. Отныне Президент СССР «возглавляет систему органов государственного управления и обеспечивает их взаимодействие с высшими органами государственной власти СССР». Исполнительным и распорядительным органам власти Союза СССР становится Кабинет Министров СССР, подчиненный Президенту СССР. Согласно изменениям и дополнениям Конституции СССР упраздняется Президентский Совет и создается Совет Безопасности СССР, члены которого назначаются Президентом СССР. Вводится должность вице-президента СССР.
(см.: Закон СССР от 26 декабря 1990 г. № 1861-I «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) СССР в связи с совершенствованием системы государственного управления» // Ведомости СНД и ВС СССР. 1991. № 1. Ст.3)

27 декабря 1990 года

Принят Закон СССР «О всенародном голосовании (референдуме СССР)»

В соответствии с законом: «В СССР народ осуществляет государственную власть как через Советы народных депутатов, так и непосредственно, в том числе путем референдума. В настоящем Законе референдум понимается как способ принятия гражданами СССР всенародным голосованием законов СССР и иных решений по наиболее важным вопросам государственной жизни».
(см.: Закон СССР от 27 декабря 1990 г. № 1869-1 «О всенародном голосовании (референдуме СССР)» // Ведомости СНД и ВС СССР. 1991. № 1. Ст.10)

Союз Советских Социалистических Республик (СССР): Тематика: Хрущев Переписка: Вып. I-A, 1961: 20 января — 16 октября

г. ?

Справка с полнотекстовым поиском

Введите ключевое слово в это поле для поиска текста документов в этой папке. Обратите внимание, что распознавание текста лучше всего работает с четко типизированными документами и может не найти все вхождения вашего ключевого слова в этой папке.

Нет результатов по вашему запросу

Измените параметры поиска