В чем заключается рациональное использование невозобновляемых: В чём заключается рациональное использование невозобновляемых и возобновляемых природных

Содержание

Рациональное использование природных ресурсов статья по экологии

Рациональное использование природных ресурсов Основные экологические принципы рационального природопользования Все вышеизложенное заставляет сделать однозначный вывод: как невозобновляемые, так и возобновляемые ресурсы планеты не бесконечны, и чем интенсивнее их используют, тем меньше этих ресурсов остается следующим поколениям. Поэтому повсеместно требуется принятие решительных мер по рациональному использованию природных богатств. Эпоха безоглядной эксплуатации природы человеком кончилась, биосфера остро нуждается в охране, а природные ресурсы следует беречь и расходовать экономно. Основные принципы такого отношения к природным ресурсам изложены в международном документе «Концепция устойчивого экономического развития», принятом на второй Всемирной Конференции ООН по ООС в Рио-де-Жанейро в 1992 г.(см. также тему 7). По поводу неисчерпаемых ресурсов «Концепция устойчивого экономического развития» развития настоятельно требует возврата к их повсеместному использованию и там, где это возможно, замены невозобновляемых ресурсов на неисчерпаемые. В первую очередь это касается энергетической отрасли. Ранее уже говорилось о солнечных батареях. Пока их КПД не очень высок, но это чисто техническая задача, и в будущем она, несомненно, будет успешно решена. Перспективным источником энергии, как уже было сказано, является ветер, и на равнинных открытых приморских территориях использование современных «ветряков» оказывается весьма целесообразным. С помощью горячих природных источников можно не только лечить многие заболевания, но и отапливать дома. Как правило, все трудности применения неисчерпаемых ресурсов заключаются не в принципиальных возможностях их использования, а в технологических проблемах, которые приходится решать. В отношении невозобновляемых ресурсов в «Концепции устойчивого экономического развития» сказано, что их добычу следует сделать нормативной, т.е. уменьшить темпы извлечения полезных ископаемых из недр. Мировому сообществу придется отказаться от гонки за лидерство по добыче того или иного природного ресурса, главное — не объем извлеченного ресурса, а эффективность его использования. Это означает совершенно новый подход к проблеме добычи полезных ископаемых: надо добывать не столько, сколько может каждая страна, а столько, сколько нужно для устойчивого развития мировой экономики. Разумеется, к такому подходу мировое сообщество придет не сразу, для его реализации потребуются десятилетия. Для современной России минеральные ресурсы составляют основу ее экономики. Разумеется, прежде всего, это нефть и природный газ. В России добывается более 17% мировой нефти, до 25% природного газа, 15% каменного угля. Главная проблема при их добыче — неполное извлечение из недр: нефть из скважины выкачивают в лучшем случае на 70%, каменный уголь — не более чем на 80%. Это потери при добыче, далее следуют не менее крупные потери при переработке. Необходимо создание и внедрение новых технологий, позволяющих повысить долю извлеченной нефти, угля, руд металлов. Естественно, на это нужны немалые средства. В нашей в стране множится число «неперспективных» затопленных шахт, которые при умелой эксплуатации вполне могли бы еще давать продукцию, брошенных в тундре нефтяных скважин и буровых (дешевле пробурить новые, чтобы быстрее окупить затраты и качать, качать, чтобы потом бросить, оставив в недрах более 30% ископаемых). К задаче более полного извлечения из недр примыкает и другая — комплексное использование минерального сырья. Как правило, ни один металл не встречается в природе в одиночку. Анализ некоторых руд Урала показал, что кроме основного добываемого металла (например, меди), в них содержится большое количество редких и рассеянных элементов, и их стоимость часто превышает стоимость основного материала. Тем не менее, это ценное сырье очень часто остается в отвалах из-за отсутствия технологии его извлечения. Следующая экологическая проблема горнопромышленного комплекса состоит в том, что он превратился в один из самых крупных источников загрязнения и нарушения ОС. В местах добычи полезных ископаемых, как правило, страдают леса, травяной покров, почва. Если добыча осуществляется в тундре (а большинство наших подземных богатств находится в высокоширотных районах), то природа вынуждена десятилетиями залечивать полученные от людей раны. Итак, принципы ООС требуют от природопользователя при проведении горных работ: максимально полного извлечения из недр полезных ископаемых и их рационального использования; комплексного извлечения не одного, а всех содержащихся в рудах компонентов; обеспечения сохранности природной среды в районах проведения горнодобывающих работ; безопасного для людей проведения работ; предотвращения загрязнения недр при подземном хранении нефти, газа и других материалов. В отношении возобновляемых ресурсов «Концепция устойчивого экономического развития» требует, чтобы их эксплуатация производилась хотя бы в рамках простого воспроизводства, и общее их количество не сокращалось во времени. На языке экологов это значит: сколько взяли у природы возобновляемого ресурса (например, леса), столько и верните (в виде лесопосадок). В России в течение последних 15 лет объемы порубок многократно возросли (древесина — одна из доходных статей бюджета), а лесопосадок в этот период не проводилось вообще. Вместе с тем, для восстановления лесов после порубок требуются двух- или трехкратные по площади лесопосадки: леса растут медленно, для полноценного воспроизводства перестойного, т.е. пригодного для промышленного использования леса требуется 35—40 лет. Бережного отношения и охраны требуют и земельные ресурсы. Больше половины земельного фонда России находится в зоне вечной мерзлоты; земли сельскохозяйственного назначения в РФ занимают лишь около 13% площадей, причем ежегодно и эти площади сокращаются в результате эрозии (разрушения плодородного слоя), нецелевого использования (например, для строительства коттеджей), заболачивания, проведения горных работ (на месте сельскохозяйственных угодий возникают индустриальные пустыни). Для защиты от эрозии используют: лесозащитные полосы; вспашку без переворачивания пласта; в холмистых районах — вспашку поперек склонов и залуживание земель; регулирование выпаса скота. Нарушенные, загрязненные земли можно восстановить, этот процесс называется рекультивацией. Такие восстановленные земли можно использовать в четырех направлениях: для сельскохозяйственного использования, под лесопосадки, под искусственные водоемы и под жилищное или капитальное строительство. Рекультивация состоит из двух этапов: горнотехнического (подготовка территорий) и биологического (посадка деревьев и малотребовательных культур, например, многолетних трав, технических злаков бобовых). К числу важнейших экологических проблем современности относится охрана водных ресурсов. Ранее уже было сказано, что по объему пресноводные источники (в том числе и ледники) составляют лишь 3% гидросферы, а 97% приходится на Мировой океан. Трудно переоценить роль океана в жизни биосферы, осуществляющего процесс самоочищения воды

рациональное использование природных ресурсов

Рациональное использование природных ресурсов и защита окружающей среды от загрязнения производственными выбросами является важнейшей народнохозяйственной задачей. Эта задача решается на базе создания и внедрения малоотходных и безотходных производств.[ …]

Природные ресурсы — то, что человек извлекает для своего потребления. По отношению к ним используется термин «рациональное природопользование». Ресурсы делят на исчерпаемые и неисчерпаемые, возобновляемые и невозобновляемые. В одном природном объекте может быть сосредоточено несколько видов природных ресурсов. Например, лес — совокупность многих ресурсов: древесины, смол, другого технического сырья, животных и растительных пищевых продуктов, кислорода и др. Поэтому рациональное использование природных ресурсов помогает и охране природных объектов в целом.[ …]

Рациональное использование природных ресурсов и эффективные меры по охране окружающей среды возможны только на основе знаний законов природы и их разумного применения: от потребительского отношения к природе человек должен перейти к сотрудничеству с ней и соразмерять свою хозяйственную деятельность с возможностями природы. Решение экологических проблем становится успешным лишь при участии широкого круга специалистов, работающих в различных областях науки и техники.

[ …]

Природопользование рациональное использование природных ресурсов и условий окружающей природной среды, их воспроизводство и охрана. Общественная полезность каждого элемента природной среды есть потребительное благо, которое должно быть оценено, подсчитано, использовано в виде норматива экологического управления (защиты) природной среды. Продуктом капиталовложений природоохранного характера является продукт особого рода — экологически чистая природная среда, сохранение и приумножение темпов прироста воспроизводства ресурсов либо их сбережение (для естественно невоспроизводимых) на высокоэффективной основе. Поддержание оптимальных пропорций в общественном потреблении и воспроизводстве природных ресурсов обеспечивает народнохозяйственную окупаемость затрат природоохранного характера и нормативную (отраслевую) прибыль, как и в любой другой сфере материального производства.[ …]

Усилия по обеспечению рационального природопользования и охраны природы, предпринимаемые на основе природоресурсного законодательства и названных правительственных постановлений, не давали, однако, видимых и ощутимых результатов. В конце 80-х гг. ЦК КПСС и Правительство СССР осознавали, что основными причинами резкого ухудшения состояния окружающей среды в стране являлись: слабое правовое регулирование природопользования и охраны окружающей среды, несовершенная организация государственного управления в этой сфере, «остаточный» принцип финансирования природоохранительной деятельности, отсутствие у предприятий экономических стимулов к рациональному использованию природных ресурсов и охране природы от загрязнения. 7 января 1988 г. ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли постановление «О коренной перестройке дела охраны природы в стране»2.[ …]

Вопросы охраны природы и рационального использования природных ресурсов находятся в центре внимания Советского государства с первых дней его существования. Ленинские идеи об охране окружающей среды и о максимально выгодном для всего народа использовании природных богатств воплотились в принципы политики КПСС. Советское правительство постоянно заботится об охране природы и рациональном использовании природных ресурсов. Особое внимание уделяется охране водных ресурсов. Об этом свидетельствует постановление Совета Министров СССР «О мерах по упорядочению использования и усилению охраны водных ресурсов СССР» (№ 425 от 22 апреля 1960 г.), в соответствии с которым были разработаны мероприятия по сохранению чистоты водоемов и созданы органы Государственного надзора за использованием и охраной водных ресурсов.[ …]

Определяющими факторами рационального использования природных ресурсов водосбора являются размер потребления ресурсов и способ их воспроизводства. Установлена неразрывная связь способов воспроизводства природных ресурсов с неиссякаемостью воды в реках. Правильно организованная взаимозависимость указанных компонентов позволяет оптимизировать поверхностный и подземный сток. В свою очередь оптимальный поверхностный сток без возникновения эрозионных процессов будет формироваться лишь при рациональной структуре сельскохозяйственных и лесных земель (покрытых и не покрытых лесом), а также земель, используемых под жилье, коммунальное и транспортное хозяйства.

Таким образом, планирование мероприятий на водосборе должно осуществляться землеустроительными, лесоустроительными и градостроительными организациями вместе с гидрологами. Кроме того, потребуется и помощь экономистов, чтобы определить их положительный и отрицательный эффект.[ …]

Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов представляет собой сложную и многоплановую проблему. Решение ее сопряжено с регулированием взаимоотношений человека и природы, подчинением их определенной системе законоположений, инструкций и правил. В нашей стране такая система установлена в законодательном порядке.[ …]

В общей проблеме охраны природы и рационального использования природных ресурсов важное место занимает охрана почв от химического загрязнения, рекультивация загрязненных земель.[ …]

Постепенно складывались кодексы законов по рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей среды. Они непрерывно совершенствуются.[ …]

Создание эффективной системы мероприятий по рациональному использование природных ресурсов о гарантированным обеспечением оптимальных для жизни и прогресса условий внешней ореды требует интенсивного развития экологии и совершенствования экологического прогнозирования. Современная производственная деятельность выотупает в роли весьма мощного фактора, способного и только существенно изменить почвенно-растительный покрой отдельных природных зон Земли, но и повлиять на направление и темпы эволюционного процесса в биосфере.[ …]

Экономический принцип ПОД состоит в обеспечении рационального использования природных ресурсов и минимальных экономических ущербов при альтернативно заданном выпуске продукции (добыча нефти и газа).[ …]

Многие актуальные проблемы современной картографии и рационального использования природных ресурсов не могут быть успешно решены без материалов ДС. Так, составление электронных моделей рельефа местности выполняется по электронным файлам изображений, полученных съемочными системами станции SPOT, с применением методов стереокорреляции. Получаемые в результате использования данных методов материалы обходятся намного дешевле, чем выполненные на основе аэрофотоснимков и, тем более, результатов наземных съемок. Многие компании начали производить электронные модели рельефа местности на коммерческой основе, используя электронные файлы изображений SPOT, Landsat — ТМ и “Ресурс”.

[ …]

Численность народонаселения, промышленное производство, потребление природных ресурсов, а следовательно, и загрязнение окружающей среды возрастают экспоненциально, причем считается, что экспоненциальный рост производства — это движущая сила мировой экономики, развитие которой так или иначе направлено к физическим пределам нашей планеты. О реально существующих пределах возможностей Земли и развития общества впервые заговорили в 1972 г. Это вызвало резкие возражения многих ученых и специалистов мира . Однако физическая конечность массы планеты и составляющих ее характеристик (площади поверхности, запасов химических элементов в виде природных ресурсов — объективная реальность. Поэтому объективной реальностью является и необходимость не только рационального использования природных ресурсов, но и самоограничения роста числа людей-потреби-телей. Разумеется, речь не идет о каких-либо насильственных действиях над населением, но повышение благосостояния населения и качества жизни неизбежно требует, например, планирования семьи.

[ …]

В решении проблемы охраны окружающей среды и разработке мероприятий по рациональному использованию природных ресурсов участвуют специалисты разного профиля — географы, геологи, экологи, почвоведы, гидротехники, биологи, экономисты. В Последние десятилетия в обсуждение этой проблемы включились писатели, журналисты, деятели искусства. Такой живой интерес широкой общественности к “взаимоотношениям” человека с природой свидетельствует прежде всего о том, что всем нам далеко не безразлично, в какой окружающей среде будем жить мы сами, наши дети и внуки.[ …]

Центральный Комитет КПСС и Совет Министров СССР отмечают, что охрана природы и рациональное использование природных ресурсов в условиях быстрого развития промышленности, транспорта, сельского хозяйства и вовлечения в эксплуатацию все большего количества естественных ресурсов является одной из важнейших экономических и социальных задач Советского государства.[ …]

Экологическая политика Российской Федерации в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов на современном этапе должна базироваться на программных документах, принятых в 1992 г.

на Конференции ООН в Рио-де-Жанейро, а также на указе Президента РФ «Об утверждении концепции перехода Российской Федерации к устойчивому экономическому развитию» (апрель 1996 г.).[ …]

Указанные министерства и ведомства СССР на основе проектов планов по охране природы и рациональному использованию природных ресурсов и министерств и ведомств СССР и союзных республик разрабатывают и представляют в Госплан СССР (в установленные им сроки) согласованные проекты планов по соответствующим разделам в целом по СССР, с распределением заданий по министерствам, ведомствам СССР и союзным республикам.[ …]

Плата за природопользование — важнейший элемент системы экономического стимулирования рационального использования природных ресурсов. Она состоит: из платы за использование природных ресурсов и платы за загрязнение природной среды.[ …]

Усиление антропогенного воздействия на природу определяет актуальность проблем охраны и рационального использования природных ресурсов. Применительно к водным ресурсам эти проблемы сводятся к их охране от истощения и загрязнения.

Истощение водных ресурсов определяется их потреблением в объемах, превышающих величины возобновления. Под загрязнением вод понимается ухудшение их качества. Водные ресурсы испытывают значительное антропогенное воздействие, оказываемое локальными источниками загрязнения (стоки от накопителей промстоков, от промплощадок, от прудов-накопителей, аварийные порывы трубопроводов и др.). К отрицательным последствиям этого воздействия относятся: уменьшение запасов пресных вод, их загрязнение и засолонение, замазучивание пресноводных горизонтов, ухудшение условий обитания гидробионтов, ихтиофауны и альгофлоры. В общем случае процессы истощения и загрязнения взаимосвязаны, они определяются количественными и качественными характеристиками, которые имеют пространственно-временное распределение. Поэтому исследование этих процессов является задачей экологического мониторинга. Мониторинг включает наблюдение, анализ и оценку состояния окружающей среды, ее изменений под влиянием хозяйственной деятельности человека, а также прогнозирование этих изменений. Содержание любой мониторинговой системы в общем случае включает три подсистемы: «Банк данных», «Модель», «Прогноз».[ …]

К нормативным законодательным документам по охране природы относятся стандарты качества природной среды, которые устанавливают оптимальные характеристики природной среды, достигаемые при существующем уровне технического прогресса и обеспечивающие сохранение здоровья населения, развитие животного и растительного мира. Основными задачами системы стандартов в области охраны природы являются: обеспечение сохранности природных комплексов; содействие восстановлению и рациональному использованию природных ресурсов; содействие сохранению равновесия между развитием производства и устойчивостью окружающей среды; совершенствование управления качеством окружающей природной среды в интересах человечества.[ …]

Проекты пятилетних планов по охране воздушного бассейна и перспективных планов по охране и рациональному использованию природных ресурсов разрабатываются предприятием, объединением и министерством примерно по тем же формам и показателям, что и годовые. [ …]

В период ускорения развития народного хозяйства нашей страны вопросы охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов имеют большое социальное и экономическое значение. В этой связи возникает необходимость дальнейшего совершенствования системы мероприятий по гигиено-токсикологическому обеспечению безопасных условий труда и охраны объектов окружающей среды. Термин «гигиено-токсикологическое обеспечение» является новым, но наиболее правильным, на наш взгляд, отражающим существо вопроса охраны производственной и окружающей среды в связи с широким применением химических продуктов; он означает систему мер, гарантирующих безопасные условия производства и применения химических веществ и охрану окружающей среды. Важным звеном в этой системе является научно обоснованная разработка величин санитарных стандартов на предельно допустимое содержание вредных веществ в различных объектах окружающей среды — воздухе рабочей зоны, атмосферном воздухе, воде водных объектов и почвы. Это является по сути дела основой обеспечения безопасных условий труда и охраны объектов окружающей среды от воздействия различных химических веществ.[ …]

Создание малоотходных и безотходных ТПК является важным направлением развития народного хозяйства, рационального использования природных ресурсов и сохранения экологического равновесия.[ …]

В 1983 г. Межведомственным научно-техническим советом по комплексным проблемам охраны окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов при ГКНТ СССР было рекомендовано разработать для Москвы Целевую комплексную программу на период до 2000 г. по созданию и внедрению в производство малоотходных и безотходных гальванических процессов и увеличению использования гальванических отходов в качестве материальных ресурсов.[ …]

Задачей государственного экологического контроля является обеспечение выполнения правовых требований по рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей среды от загрязнения всеми государственными органами, предприятиями, организациями и гражданами, которым такие требования адресованы. Государственный контроль носит, таким образом, надведомственный характер.[ …]

Главной задачей производственного экологического контроля является проверка: а) выполнения планов и мероприятий по рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей среды; б) соблюдению нормативов предельно допустимых воздействий на природу, установленных предприятию; в) выполнения иных требований законодательства об окружающей среде и др.[ …]

Следуя этому, можно сформулировать сущность понятия «охрана окружающей среды». Это система мер, направленная на поддержание рационального взаимодействия между деятельностью человека и окружающей природной средой, обеспечивающая сохранение и восстановление природных богатств, рациональное использование природных ресурсов предупреждающая прямое и косвенное вредное влияние результатов деятельности общества на природу и здоровье человека.[ …]

Под конкуренцией понимается свободная состязательность участников природопользования, когда их действия активно препятствуют монопольному использованию природных ресурсов с целыо получения одностороннего преимущества и выгод и стимулируют пеистощит ельное, рациональное использование природных ресурсов, в том числе их охрану и воспроизводство. [ …]

Внимание специалистов сельского хозяйства различного профиля должно быть сосредоточено на следующих основных вопросах охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов в процессе сельскохозяйственного производства.[ …]

Прикладная экология — дисциплина, изучающая механизмы разрушения биосферы человеком, способы предотвращения этого процесса и разрабатывающая принципы рационального использования природных ресурсов без деградации среды жизни [4, 5].[ …]

Международное право окружающей среды представляет собой совокупность международно-правовых норм, регулирующих отношения между его субъектами по обеспечению рационального использования природных ресурсов Земли и охране глобальной окружающей среды от вредных воздействий в интересах настоящего и будущих поколений людей. Предметом международного права окружающей среды являются международные экологические отношения, т.е. отношения в сфере взаимодействия человечества с природой.[ …]

Таким образом, под правом окружающей среды понимается совокупность основанных на эколого-правовых идеях норм, регулирующих конкретные общественные отношения собственности на природные ресурсы, по обеспечению рационального использования природных ресурсов и охране окружающей среды от вредных химических, физических и биологических воздействий в процессе хозяйственной и иной деятельности, по охране экологических прав и законных интересов физических и юридических лиц. [ …]

Геологическая среда обладает определенными физическими, геохимическими, биологическими и инженерно-геологическими свойствами, которые оцениваются экологическим качеством. Сущность рационального использования природных ресурсов при инженерной деятельности человека и состоит в познании процессов взаимодействия основных компонентов геологической среды с различными инженерными сооружениями и в предотвращении или снижении воздействия на нее техногенных процессов.[ …]

Механизмы управления рисками. Их следует понимать в широком и узком смыслах. В широком смысле вся экологически значимая деятельность есть источник риска, и все меры по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов есть управление рисками. Практически это важно. Удорожание энергоресурсов, в частности связанное со старением основных фондов и повышением цен на газ, объективно приводит к стремлению расширить производство электроэнергии на атомных электростанциях. Управление рисками тогда в первую очередь связано с рационализацией деятельности станции, продуцирующей электроэнергию, в расчете на уменьшение потребности в атомных электростанциях. [ …]

Смежным с понятием государственной экологической политики является понятие экологической функции государства. М. М. Бринчук определяет ее как деятельность по распоряжению в интересах общества природными ресурсами, находящимися в собственности государства, а также деятельность, направленную на обеспечение рационального использования природных ресурсов с целью предупреждения их истощения, на охрану окружающей среды от деградации ее качества, охрану экологических прав и законных интересов физических и юридических лиц. Экологическая функция государства выражается в том, чтобы обеспечить сбалансированное соотношение экологических и экономических интересов общества и предоставить необходимые гарантии для реализации (и защиты) прав человека на благоприятную для жизни природную среду. А. С. Шестерюк, к примеру, считает основной стратегической целью экологической политики обеспечение стабилизации обстановки, выхода из состояния, близкого к катастрофическому, и последующие улучшения качества окружающей среды, соответствующего мировым стандартам. С этим мнением трудно не согласиться, учитывая сегодняшние российские реалии.[ …]

Из изложенного следует важный вывод: проблема обеспечения экологической безопасности должна рассматриваться в единой, целостной системе национальных интересов и целей, а механизм ее обеспечения — рациональное использование природных ресурсов и особенно лесных, при соблюдении правил лесопользования.[ …]

Пятый этап концептуального развития маркетинга (экологический): временной период развития — конец XX века и начало XXI века, концепция рынка — экологическая, ключевое звено — экологическая безопасность и рациональное природопользование, уровень действия — человеческая цивилизация и природа, отражение в организационно-штатной структуре фирм серьезного внимания вопросам охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов — введение должности вице-президента по экологической безопасности, должности менеджера по экологической политике.[ …]

В основе пятилетних планов развития народного хозяйства лежит глубокое естественнонаучное, хозяйственно-экономическое и государственно-правовое обоснование. Основы социалистического законодательства об использовании природных богатств и охране окружающей среды в СССР заложены первыми декретами первого в мире социалистического государства о мире и земле, принятыми 8 ноября 1917 г. II Всероссийским съездом Советов. Национализация земли, ее недр, вод, лесов и других природных богатств, ставших всенародным достоянием, послужила правовой основой проведения широких государственных мероприятий по сохранению и улучшению окружающей среды. Забота о бережном и рациональном использовании природных ресурсов в настоящее время стала одним из ведущих принципов политики КПСС и Советского правительства.[ …]

Установить, что министерства и ведомства СССР и Советы Министров союзных республик одновременно с представлением н Совет Министров СССР и Госплан СССР проектов перспективных и годовых планов по охране природы и рациональному использованию природных ресурсов направляют соответствующие разделы проектов этих планов по подведомственным им объединениям, предприятиям, учреждениям и организациям (с указанием объемоз капитальных вложений и заданий по вводу в действие природоохранных мощностей и объектов) в Государственный комитет СССР по гидрометеорологии и контролю природной среды, Министерство мелиорации и водного хозяйства СССР. Министерство сельского хозяйства СССР, Комитет по надзору за безопасным ведением работ в промышленности и горному надзору при Совете Министров СССР.[ …]

Первыми в России в советский период были декреты » 0 земле», » 0 лесах «, » 0 недрах земли «, Земельный кодекс и Лесной кодекс. В конце 50-х и начале 60-х годов принимается ряд новых законодательных актов, в которых закрепляется комплексный подход к охране природы и рациональному использованию природных ресурсов — это Водный кодекс. Земельный кодекс и ряд других.[ …]

Вполне очевидно, что математические модели являются неполным абстрактным отображением реального мира. При отсутствии реальных моделей математический подход является весьма отвлеченным, но при его исключении бывает трудно уловить общий смысл реальной модели. Поэтому в изучении проблем охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов реальные (материальные) модели и знаковые (идеальные) используются параллельно, дополняя и обогащая друг друга. [ …]

На беду, часть современных природоохранников не вняла этической заповеди Г.А. Кожевникова «охранять первобытную дикую природу ради нее самой». Из-за прагматических ценностей и утилитарных резонов — экономических, хозяйственных, научных, образовательных, рекреационных и т.п. современное природоохранное движение больше смахивает на движение «рационального использования природных ресурсов». Но как метко подметил один из лидеров Международного Социально-Экологического Союза Святослав Забелин, охранять дикую природу по причине того, что она научно или хозяйственно-полезна — не что иное, как скотство [Забелин, 2000].[ …]

Под оценкой воздействия на окружающую среду (ОВОС) понимается деятельность, направленная на определение характера и степени потенциального воздействия намечаемого проекта на окружающую среду, ожидаемых экологических и связанных с ними социальных и экономических последствий в процессе и после реализации такого проекта и выработку мер по обеспечению рационального использования природных ресурсов и охрану окружающей среды от вредных воздействий в соответствии с требованиями экологического законодательства. [ …]

Важнейшими основополагающими документами в решении вопросов научного природопользования являются Конституция СССР, постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР, которые определили ответственность министерств, организаций, учреждений и граждан СССР за охрану природы. Эти документы стали основой для создания отраслевых нормативных документов и научно обоснованных планов по рациональному использованию природных ресурсов и охране природы [1].[ …]

На современном этапе научно-технической революции дальнейшее развитие химической промышленности, также как и других отраслей народного хозяйства, связано с необходимостью более тщательного учета экологических факторов. Практически в каждой подотрасли создан базис для внедрения новых технологических процессов, резко снижающих количество вредных выбросов. Однако требования охраны природы и рационального использования природных ресурсов выдвигают новые, серьезные вопросы. Количество накапливаемых отходов все еще продолжает расти, Перед народным хозяйством стоит серьезная задача максимального сокращения и утилизации образующихся отходов, а также переработки уже накопленных отходов. [ …]

Кроме того, формируется законодательная база, регламентирующая условия природопользования и ответственность за их нарушения. На основании законодательной базы, действующей на определенной законом территории, разрабатываются краткосрочные и долгосрочные планы улучшения состояния ОС и природоохранные мероприятия. Планирование природоохранных мероприятий, основанных на современных технологиях, обеспечивающих рациональное использование природных ресурсов и существенное сокращение поступления загрязняющих веществ в ОС, — часть инвестиционной политики и служит для ранжирования объектов по приоритетам.[ …]

Учебное пособие является кратким изложением основ экологии, преподаваемой в высших учебных заведениях для студентов, изучающих цикл не естественных наук. Дисциплина обязательна для студентов всех специальностей высшего образования. Основы экологии — естественно-научная дисциплина, направленная на формирование у студента биоцентрического мировоззрения и способностей оценивать профессиональную деятельность с позиций рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды. [ …]

Одной из важнейших особенностей планирования в нашей стране является динамичное развитие всех отраслей экономики и улучшение народнохозяйственных межотраслевых, внутриотраслевых и территориальных пропорций. Особое место в планировании отводится решению практических проблем охраны природы. Для этого с 1974 г. в состав Государственного плана экономического и социального развития народного хозяйства включен раздел «Охрана природы и рациональное использование природных ресурсов», в который входят натуральные показатели, характеризующие очистку сточных вод и отходящих газов и работу водооборотных циклов по всем отраслям народного хозяйства и выделяемые на эти мероприятия капиталовложения. Эффективность охраны природы в масштабах всей страны зависит от разработки и внедрения конкретных мероприятий по использованию природных ресурсов каждым министерством.[ …]

В 1960—1970 г. приняты «Основы земельного законодательства Союза ССР и союзных республик» (1968 г.), Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о здравоохранении (1969 г. ), «Основы водного Законодательства Союза ССР и союзных республик» (1970 г.), «Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о недрах» (1975 г.), «Основы лесного Законодательства Союза ССР и союзных республик» (1977 г.). Важным природоохранным документом является Постановление Верховного Совета СССР «О мерах по дальнейшему улучшению охраны природы и рациональному использованию природных ресурсов» (сентябрь 1972 г.). В этих документах определен комплексный подход к решению задач охраны природы и рационального использования природных ресурсов во всех отраслях народного хозяйства, распределены функции между министерствами и ведомствами в области планирования и контроля за ходом реализации природоохранных мероприятий и состоянием природной среды.[ …]

Экологическая безопасность при строительстве объектов в городе Москве

В.В.Леонов, руководитель Мосгосэкспертизы, В. Ю.Денисов, руководитель аппарата Мосгосэкспертизы, В.Н.Седых, начальник Управления охраны окружающей среды ,С.В. Новиков, начальник экологического отдела.


Концепция национальной безопасности является важным фактором обеспечения интересов Москвы в области экономико-социального развития. Она предусматривает переход к устойчивому развитию мегаполиса, в том числе решение социально-экономических задач, проблем сохранения окружающей среды в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущего поколений, что требует формирования новой стратегии, которая должна быть экологически и экономически сбалансированной.

Сегодня важно осознавать превалирующую роль экологизации всех сфер жизнедеятельности как главного условия выживания и устойчивого развития.

Применительно к области строительного производства это означает: уметь предвидеть нежелательные побочные последствия всех видов строительных технологических процессов, оценить интенсивность их воздействия на природную среду и точно обозначить технические возможности, которые позволяют сократить нежелательные последствия. При этом важно учитывать, что проблемы охраны окружающей среды, возникающие в ходе промышленного и гражданского строительства, связаны не только с результатами строительного производства — быстрым ростом промышленности и урбанизованных агломераций. Не менее существенным является и сам процесс строительного производства, оказывающий техногенное воздействие на все основные составляющие природной среды: атмосферу, гидросферу, биосферу и геосферу. Это воздействие усиливается по мере возрастания масштабов строительства — увеличения мощности строительной техники, интенсификации технологических процессов.

В связи с этим возникло новое направление экологии — строительная экология, наука о создании благоприятной среды обитания человека в условиях города.

Во всех случаях строительное производство образует наряду с другими факторами техногенную экосистему, которая изменяется под воздействием строительных технологических процессов, создающих кроме целевого продукта также и механизм разрушения биосферы. Задача состоит в предотвращении или снижении интенсивности этих разрушающих воздействий и в разработке таких принципов и технологий строительного производства, которые не ведут к деградации жизненной среды.

Экологическая безопасность строительства означает защищенность природной среды от неустранимых отрицательных последствий. Эту защищенность обеспечивают природоохранные меры, к которым относятся:

  • экологически рациональное размещение предприятий, населенных пунктов и транспортной сети;
  • выбор экологичных объемно-планировочных и конструктивных решений;
  • выбор экологически чистых материалов при проектировании и строительстве;
  • применение малоотходных и безотходных технологических процессов и производств добычи и переработки строительных материалов;
  • строительство и эксплуатация очистных и обезвреживающих сооружений и устройств;
  • меры по борьбе с эрозией и загрязнением почв;
  • решения по охране вод и недр и по рациональному использованию минеральных ресурсов.

Экологическая безопасность в строительном комплексе города Москвы чрезвычайно важна, так как любой вид деятельности человека начинается, как правило, с создания материальных объектов инфраструктуры, с их строительства. И именно на стадии проектирования объекта любого назначения, любой отрасли проводится первая оценка экологической безопасности будущего объекта.

Особое место в сфере градостроительства занимает охрана окружающей природной среды. Учет экологических факторов при застройке территорий имеет очень важное значение для сохранения здоровья нынешних и будущих поколений людей.

Города, как правило, являются центрами промышленного производства и их рост нередко сопровождается заметным ухудшением состояния окружающей среды. Население городов непрерывно увеличивается, масштабы коммерческой и производственной деятельности возрастают, поэтому на территории городов концентрируется потребление энергии и ресурсов, образуется громадное количество отходов, причем искусственные и естественные системы обезвреживания и очистки оказываются перегруженными, а управление этими системами и регулирование их функций становится все более затруднительно. В результате ущерб, причиняемый окружающей среде, и, соответственно, затраты на ее охрану становятся настолько крупными, что создает угрозу для здоровья людей и ухудшает условия их жизни. Города стали основными «горячими экологическими точками», в связи с чем необходимо уделять особое внимание оценке качества среды на уровне генплана, экологической оценке застройки и конкретных проектов, а также при планировании охраны и рационального использования окружающей среды в масштабе территории города.

Правительство России и Правительство Москвы уделяют этому первостепенное внимание.

Краеугольным камнем социально-экономической политики является градостроительство. Оживление строительства является основой для подъема экономики в целом. Однако важно,чтобы охрана окружающей среды стала одним из приоритетных направлений государственной строительной политики. Принятые основополагающие законодательные акты: (Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 190-ФЗ (в редакции от 6.12.2011 г., «Градостроительный кодекс города Москвы», утвержденный Законом г. Москвы от 25 июня 2008 г. N 28, и Федеральный закон от 17 ноября 1995 г. N 169-ФЗ (в редакции от 19.07.2011г.) «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации») регулируют отношения, возникающие в процессе профессиональной деятельности архитекторов в целях обеспечения безопасной, экологически чистой, благоприятной среды жизнедеятельности человека и общества. В настоящее время в стране действует около трех тысяч нормативных и методических документов природоохранной направленности, немалая часть которых имеет прямое или косвенное отношение к строительству.

Недостаточное знание специалистами строительного комплекса природоохранных и санитарно-гигиенических нормативно-правовых требований, конкретных юридических процедур, порядка и условий разработки и согласования проектных материалов, получения разрешительной документации, ответственности и санкций за экологические нарушения, экономических рычагов природоохранного регулирования резко повышает инвестиционные риски, снижает инвестиционную активность в строительство, зачастую приводит к задержкам в реализации инвестиционных проектов. Около 40% проектной документации, представляемой на экспертизу, в среднем, ежегодно возвращается на доработку по причине несоблюдения природоохранных требований, что говорит о недостаточной экологической подготовке и знании природоохранных нормативно-правовых документов проектировщиками и заказчиками. Часто строителями не соблюдаются природоохранные требования в процессе производства строительных работ. Незнание или пренебрежение процедурами и принципами участия общественности в обсуждении предполагаемого строительства часто приводит к социально-экологической напряженности и конфликтам с населением, задержке, а иногда и прекращению строительства, судебным издержкам и в конечном счете — к экономическому ущербу.

Таким образом, на сегодняшний день, обеспечение требований экологической безопасности в строительном комплексе является весьма актуальной проблемой и соответственно ставит новые задачи при подготовке, переподготовке и повышении квалификации проектировщиков и строителей.
Сегодня для архитектора и инженера — строителя наиболее важны современные принципы, касающиеся защиты здоровья людей, удаления отходов, рационального использования ресурсов, демографической политики, борьбы с уничтожением территорий природного комплекса.

Правительство Москвы в своей деятельности стремится к устойчивому развитию города, представляющего новую фазу историко-цивилизационного процесса.

Для Москвы с учетом ее особенностей как мегаполиса, основные принципы развития формулируются следующим образом:

  • каждый человек имеет право на здоровую и плодотворную жизнь в гармонии с природой, на жизнь в благоприятной для него окружающей среде;
  • социально-экономическое развитие должно быть направлено на улучшение качества жизни людей и естественных условий их жизнедеятельности при охранении воспроизводственного потенциала природного комплекса страны;
  • сохранение окружающей природной среды должно составлять неотъемлемую часть процесса устойчивого развития;
  • рациональное природопользование должно основываться на неистощительном использовании возобновляемых и экономном использовании невозобновляемых ресурсов, утилизации и безопасном захоронении отходов;
  • экологобезопасное хозяйствование должно базироваться на укреплении взаимосвязи экономики и экологии, формировании единой экологизированной экономической системы развития;
  • необходимо опережающее принятие эффективных мер по недопущению ухудшения состояния окружающей природной среды, предотвращению экологических и техногенных катастроф;
  • ведение хозяйственной деятельности должно предусматривать отказ от проектов, способных нанести невосполнимый ущерб окружающей среде, а также если экологические последствия возведения недостаточно изучены;
  • в перспективе значение рационализации масштабов и структуры личного потребления населения должно возрастать;
  • развитие города следует осуществлять на основе международного сотрудничества и партнерства;
  • необходим свободный доступ населения к экологической информации, создание соответствующей базы данных;
  • в ходе развития законодательной базы следует учитывать экологические последствия предполагаемых действий, исходить из необходимости повышения ответственности за экологические правонарушения, обеспечивать компенсации лицам, пострадавшим от загрязнения окружающей среды.

Интенсивный рост городов в последние десятилетия, концентрация основной массы населения на ограниченных территориях, насыщенных промышленными предприятиями, транспортными магистралями, жилыми домами, породили целый ряд проблем, в том числе и общую проблему выживания человечества.

Вопросы охраны окружающей среды и рационального природопользования не могут быть решены без постоянно действующего механизма предупреждения, локализации и ликвидации отрицательных антропогенных воздействий от планируемой и осуществляемой деятельности, а также их последствий. Одним из элементов такого механизма является комплексная оценка состояния окружающей среды, разработка природоохранных и ресурсовоспроизводящих мероприятий в градостроительной и другой проектной документации, экологическое обоснование хозяйственной деятельности на начальной стадии принятия народнохозяйственных, социальных, градостроительных и иных управленческих решений.

Разработка разделов «Перечень мероприятий по охране окружающей среды» в составе проектной документации является обязательной для проектов строительства, расширения, реконструкции объектов. Материалы этого раздела являются основой экологического обоснования и выбора приоритетных направлений использования, развития и реконструкции территорий, определяют условия и ограничения реализации проектных решений и хозяйственной деятельности на территории.

Как и многие города мира, Москва, несмотря на значительную площадь своей общей территории, является высокоурбанизированным городом. Тенденция увеличения городского населения сохраняется в силу политических, социальных, экономических и других причин.

Природный комплекс города Москвы как уникальная часть ландшафта, поддерживающая здоровую среду, чистоту почвы и воды, биологическое разнообразие растительного и животного мира, должны быть сохранены, а при необходимости и восстановлены. Проектирование в г.Москве должно осуществляться с учетом экологического планирования ландшафта, устойчивого землепользования, использования традиционных и местных способов ведения хозяйства и др. Экологизация градостроительной и жилищной политики в столице, при условии реализации предлагаемых принципов и методов, призвана обеспечить дальнейшее экологически безопасное развитие урбанизированных территорий, гарантируя комфортные условия проживания и жизнедеятельности городского населения.

К сожалению, до сих пор не разработаны принципы и методы экологической безопасности в сферу жилищного строительства, отсутствует система критериев по оценке экологичности зданий и сооружений, по оценке степени экологической безопасности стеновых и отделочных строительных материалов, используемых в процессе строительства, реконструкции и эксплуатации жилых домов.

Как обеспечить устойчивое развитие строительного комплекса без ущерба для окружающей среды, вот — тот вопрос, который требует безотлагательного решения.

Московский регион относится к территории с очень высокой экологической напряженностью, которая обусловлена высоким уровнем экономической освоенности, сильным воздействием мощных промышленных узлов на окружающую среду, а также активным загрязнением и истощением вод суши, загрязнением почв. Несмотря на значительный спад в последние годы производства, уровень загрязнения окружающей природной среды в г.Москве продолжает оставаться высоким.

Основными источниками загрязнения воздуха остаются предприятия черной и цветной металлургии, химической и нефтехимической промышленности, строительной индустрии, энергетики, а также автотранспорт автотранспорт. Доля влияния загрязненного воздуха на общую заболеваемость детей составляет в среднем 17%, у взрослых – 10%. Загрязнение воздуха вызывает 41% заболеваний органов дыхания, 16% эндокринной системы, 2,5% онкологических заболеваний у лиц в возрасте 30–34 года и 11% – у лиц 55–59 лет.

Не отвечает нормативным требованиям качество воды большинства водных объектов, так как часть сбрасываемых в них сточных вод существенно загрязнены. Неэффективная работа очистных сооружений также является важнейшей причиной обострения экологической обстановки. Наиболее водоемкими отраслями хозяйства остаются энергетика, топливная, химическая и нефтехимическая, пищевая промышленность, жилищно-коммунальное хозяйство. Отмечаются потери воды во внешних сетях при транспортировке от водоисточников до водопотребителей. Значительные объемы забранной воды теряются также в процессе промышленного производства из-за несовершенства технологий и утечек. Несмотря на сокращение в последние годы сброса сточных вод и соответственно содержащихся в них загрязняющих веществ, тенденция увеличения загрязненности поверхностных вод сохранилась.

Отмечается ухудшение состояния используемых земель, происходит деградация почвенного покрова. Пристального внимания требуют процессы техногенного загрязнения земель, в результате которого увеличиваются площади земель, загрязненных тяжелыми металлами, нефтью и нефтепродуктами, токсичными веществами. Выбросы в атмосферу от промышленных предприятий и автотранспорта, орошение земель загрязненными водами, нарушения требований использования нефтепродуктов, приводят к накоплению вредных веществ в почвах, ухудшают их физические и химические свойства. Следующая по значимости проблема – захламление земель, обусловленная появлением на территории города мест несанкционированных свалок. В связи с недостаточным количеством полигонов для складирования и захоронения промышленных отходов распространена практика их вывоза в места неорганизованного складирования (несанкционированные свалки), что представляет особую опасность для окружающей среды. Техногенные выбросы от промышленных источников и транспорта распространяются на прилегающую территорию, являясь причиной ухудшения состояния древостоя и снижения его фитоцидной роли.

На состоянии растительного и животного мира неудовлетворительно сказывается деятельность человека. Большой ущерб природному комплексу города Москвы наносят незаконные вырубки. Остро стоит проблема сохранения природной растительности, которая представляет огромную ценность и является базой естественных возобновляемых ресурсов.

Недостаточно изучена проблема загрязнения окружающей природной среды диоксидами и другими супертоксикантами.

В сложившихся условиях Правительством Москвы в настоящее время делается все возможное для развития города.

Формирование экономики, не разрушающей биосферу, — одна из центральных задач развития столицы. Именно на этом этапе решается проблема взаимодействия общества и природы и обеспечивается безопасное во всех отношениях развитие цивилизации, когда человек в полной мере может раскрыть свой творческий потенциал.

Главная задача экологической политики на ближайшую перспективу — преодоление негативных проявлений деэкологизации производства и обеспечение стабилизации экологической ситуации, что предусматривает:

  • совершенствование природоохранного законодательства, системы экологических ограничений и регламентации режимов природопользования;
  • совершенствование экономического механизма природопользования и охраны окружающей среды;
  • проведение широкого комплекса научно-исследовательских и опытно- конструкторских работ, направленных на оздоровление среды обитания человека и обеспечение экологической безопасности;
  • государственную поддержку реконструкции действующих производств при переходе на малоотходные, безотходные и ресурсосберегающие технологии;
  • обеспечение проведения экспертизы и оценки Перечня мероприятий по охране окружающей среды при реализации программ и проектов хозяйственной и иной деятельности.

Следует отиметить, что серьезную угрозу для Московского региона представляют катастрофы природного и техногенного характера, частота, масштабность и разрушительность которых в последние годы значительно возросли: лесные пожары, затопления, паводки, землетрясения, оползни, обвалы, ураганы, аномальная жара. Эти явления не только наносят большой ущерб хозяйству и окружающей природной среде, но и нередко сопровождаются разрушением построек и человеческими жертвами. Возникновение чрезвычайных и катастрофических ситуаций природного характера происходит стихийно и не может быть предотвращено. В то же время величина причиняемого ими ущерба во многом зависит от своевременности и точности их предсказания, от принятия предупредительных мер защиты.

В техногенной сфере наибольшую опасность представляют радиационные и транспортные катастрофы, аварии с выбросом химически и биологически опасных веществ, взрывы и пожары, гидродинамические аварии, а также аварии на электроэнергетических системах и очистных сооружениях. Основными причинами возникновения чрезвычайных техногенных ситуаций являются износ основных фондов, достигающий в ряде отраслей 70–80%, снижение профессионального уровня работников, производственной и технологической дисциплины, а также просчеты в проектировании и строительстве объектов. В свою очередь техногенная деятельность может приводить к инициированию природных катастроф), опасных изменений климата и разрушений защитного озонового слоя (вследствие возрастающих антропогенных выбросов в атмосферу). На ликвидацию последствий катастроф отвлекаются значительные финансовые, материально-технические и трудовые ресурсы, которые могли бы быть использованы для развития экономики и социальной сферы. Это выдвигает в число приоритетных задач разработку и осуществление эффективных мер по минимизации неизбежных ущербов от природных катастроф и концентрацию усилий на предотвращении катастроф техногенного и природно-техногенного характера.

Основными нормативно – правовыми актами, призванными способствовать охране и восстановлению природы и ее богатств как основы устойчивого социально-экономического развития и благосостояния человека являются Конституция Российской Федерации и Закон Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды». В совокупности с другими законодательными актами (Земельный кодекс, Лесной кодекс, Водный кодекс, Федеральный закон о санитарно – эпидемиологическом благополучии населения и др.) указанный закон образует систему природоохранительного законодательства России.

Здоровье является высшим неотчуждаемым благом человека, без которого утрачивают значение многие другие блага и ценности. Говоря об окружающей природной среде и ее охране, имеется в виду сохранение не всякой, а именно здоровой, качественной среды, благоприятной для жизни человека, общества (атмосферный воздух и водоемы чисты, земля и леса не деградированы, живые ресурсы не погибают). Она может быть и некачественной; тогда задача природоохранительного законодательства заключается в том, чтобы обеспечить ее оздоровление. Понятие «благоприятная» применительно к окружающей среде может означать такое ее состояние, в котором возможны достойная жизнь и здоровье человека.

Право на благоприятную среду обитания зафиксировано в основах правового регулирования строительной деятельности. Так Градостроительный кодекс Российской Федерации предусматривает:

  • обеспечение устойчивого развития территорий на основе территориального планирования и градостроительного зонирования;
  • обеспечение сбалансированного учета экологических, экономических, социальных и иных факторов при осуществлении градостроительной деятельности;
  • обеспечение инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения;
  • осуществление строительства на основе документов территориального планирования и правил землепользования и застройки;
  • участие граждан и их объединений в обсуждении градостроительной деятельности, обеспечение свободы такого участия;
  • ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека;
  • осуществление градостроительной деятельности с соблюдением требований технических регламентов;
  • осуществление градостроительной деятельности с соблюдением требований безопасности территорий, инженерно-технических требований, требований гражданской обороны, обеспечением предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, принятием мер по противодействию террористическим актам;
  • осуществление градостроительной деятельности с соблюдением требований охраны окружающей среды и экологической безопасности и др.

В своей практической работе архитектор, проектировщик и строитель постоянно соприкасаются с проблемами охраны природы. Поэтому, они должны четко исполнять требования законодательных и правовых нормативных документов в области строительства и в других областях, на которые влияет строительство. Застройщик, используя проектную документацию, разработанную по его заказу проектной организацией, несет полную ответственность за нарушение требований действующих актов в области охраны окружающей среды , возникшие при реализации объекта капительного строительства.

Систему экологических нормативов составляют три группы документов:

Санитарно-гигиенические нормативы. К ним относятся нормативы предельно допустимых концентраций вредных (загрязняющих) веществ в окружающей природной среде, предельно допустимые уровни акустического, электромагнитного, радиационного и другого вредного физического воздействия на окружающую природную среду, предельно допустимое содержание вредных веществ в продуктах питания), а также нормативы санитарных и защитных зон. Цель таких нормативов – определение показателей качества окружающей природной среды для человека.

Экологические нормативы. Устанавливают предельно допустимые выбросы и/или сбросы в окружающую природную среду загрязняющих химических веществ (ПДВ, ПДС), уровни вредного воздействия физических и биологических факторов. К ним также относятся строительные, градостроительные, технологические правила, содержащие экологические требования.

Вспомогательные нормы. Регламентируют терминологию, организационные и правовые аспекты. Их цель – обеспечение единства терминологии в деятельности организационных структур и в правовом регулировании экологических отношений.

Государственная экспертиза при рассмотрении проектной документации оценивает соответствие предлагаемых застройщиком проектных решений требованиям экологической безопасности, определяет долгосрочное влияние проектируемых объектов на состояние окружающей среды, в том числе выбросов недопустимых загрязнений в среду.

В процессе экспертизы проверяется соответствие заложенных в проекте технологий, градостроительных, архитектурно-строительных, конструктивных и технологических решений требованиям экологии, защиты среды от загрязнений.

В соответствии с Градостроительным кодексом РФ разработка проектной документации, строительства и реконструкции объектов капитального строительства должны осуществляться с соблюдением требований охраны окружающей природной среды, экологической безопасности и санитарных правил, с учетом состояния территорий города и ограничений в области экологической безопасности, установленных территориальными комплексными схемами охраны природы и природопользования, а также с учетом последствий вредного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую природную среду и здоровье человека. При разработке градостроительной документации следует предусматривать мероприятия по охране окружающей природной среды, определенные заданием на разработку этой документации.

Экологическое обоснование хозяйственной и иной деятельности в документации осуществляется в целях оценки экологической опасности намечаемых мероприятий, своевременного учета экологических, социальных и экономических последствий воздействия планируемых объектов на окружающую среду.

Экологически и экономически обоснованные решения участников хозяйственной и иной деятельности в документации должны гарантировать:

  • экологическую безопасность населения;
  • минимальный ущерб природной среде и населению при устойчивом социально- экономическом развитии территорий;
  • благоприятные экологические условия для проживания населения;
  • рациональное и экономное расходование природных, материальных, топливно- энергетических и трудовых ресурсов;
  • выпуск экологически безопасной продукции;
  • сохранение биологического разнообразия, чистоты воздуха, источников водоснабжения и других природных объектов, а также объектов культурно-исторического наследия;
  • внедрение высокопроизводительного мало– и безотходного технологического оборудования и техники.


Мосгосэкспертиза при анализе и оценке предлагаемых застройщиком проектных решений, экспертном сопровождении программ и проектов, активно взаимодействует с Мосгосстройнадзором, Росприроднадзором, Роспотребнадзором по городу Москве, Департаментом приодопользования и охраны окружающей среды города Москвы, Москомархитектурой, ГУП НИиПИ Генплана города Москвы, службами пожарной безопасности и другими заинтересованными организациями.

Одна из главных задач Мосгосэкспертизы – дать экспертные оценки по всем разделам проектной документации, всем исходным данным, что гарантирует правильность проектных решений, а в дальнейшем конструктивную безопасность и эксплуатационную долговечность будущего объекта.

Совместная работа экспертных органов с заказчиками и проектировщиками, органами надзора позволяет оперативно рассматривать предложения по совершенствованию нормативно-методологической базы государственной экспертизы, вносить соответствующие изменения в проектную документацию и нормативы, существенно сокращать сроки подготовки проектов и самое главное гарантировать сохранение жизни и здоровья людей.

Итоги рассмотрения проектной документации в Мосгосэкспертизе за 2011 год и I квартал 2012 года показывают , что количество замечаний экспертов по выявленным недоработкам проектировщиков в разделе « Перечень мероприятий по охране окружающей среды» и смежных разделах, касающихся снижению возможного негативного воздействия намечаемой хозяйственной деятельности на окружающую среду, сократилось на 5-7%, что говорит о положительных тенденциях и о повышении эффективности работы экспертов.


Журнал «Бюллетень строительной техники»,
№ 5 от 14 мая 2012 г.

Экономические принципы эффективного использования природных ресурсов

О.А. Барабанова, И.Н. Безкоровайная, Е.Б. Бухарова [и др.]
Экология: курс лекций
Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2010. – 325 с.

Лекция 15. Основы экономики природопользования

15.

6. Экономические принципы эффективного использования природных ресурсов

15.6.1. Экономика невозобновляемых ресурсов

К невозобновляемым природным ресурсам относят такие ресурсы, как нефть, природный газ, медь, железо, платина и т. п. Некоторые из этих ресурсов не являются абсолютно невозобновляемыми, поскольку с течением времени природные процессы приводят к увеличению их запасов. Однако период времени, необходимый для этого, настолько длителен (десятки, сотни тысяч лет и более), что с точки зрения экономического анализа его можно не принимать во внимание. Иными словами, можно предположить, что функция роста таких ресурсов равна нулю. Экономические вопросы использования невозобновляемых природных ресурсов связаны с эффективным распределением факторов производства и потребления.

Одним из важных факторов, которые необходимо учитывать при принятии решений об оптимальном распределении ресурсов, является нерыночная (не определяемая рынком) ценность объектов окружающей среды. Кроме того, следует учесть, что использование каждой единицы невозобновляемого ресурса сегодня означает, что его запас для будущего потребления снизится на единицу. Следовательно, проблема владельца некоторого невозобновляемого ресурса (например, угольной шахты) заключается в определении тoгo плана использования ресурса с течением времени, который максимизировал бы дисконтированную стоимость данного ресурса.

Если невозобновляемые ресурсы добываются быстро и продаются по низкой цене, это приведет к снижению благосостояния будущих поколений. И одна из наиболее важных проблем управления невозобновляемыми природными ресурсами состоит в том, что ныне живущее поколение людей должно принять решение о том, какую часть подаренных ему природой невозобновляемых ресурсов можно потребить сейчас, а какую оставить для будущих поколений. Тот факт, что ресурс, потребленный сегодня, уже не доступен для будущего потребления, означает, что текущее потребление может негативно сказаться на благосостоянии будущих поколений.

В связи с этим необходимо определить, как быстро нужно использовать невозобновляемый ресурс – как с точки зрения фирмы, добывающей такого рода ресурс, так и на уровне отрасли в целом. Рынок невозобновляемого ресурса может находиться в равновесии только при условии, что предельная прибыль (чистый доход) от продажи ресурса возрастает со скоростью, равной рыночной ставке процента. Равновесие рынка ресурса означает, что владельцы его запасов безразличны к тому, добывать ли предельный объем ресурса сейчас или временно отказаться от его добычи, поскольку доход от владения данным запасом ресурса равен доходу от владения альтернативным активом, приносящим доход с такой же ставкой процента.

Это означает, в частности, что по мере исчерпания месторождения невозобновляемого ресурса (например, нефти) доход от его продажи может быть инвестирован в альтернативный актив, например положен на счет в банк, который будет приносить доход по ставке процента для того, чтобы владельцу было выгодно потреблять имеющийся у него запас ресурса постепенно.

Такой подход позволяет решить проблему эффективной добычи ресурса и с точки зрения общества. В отдельных случаях, когда не существует товара-заменителя и ресурс является необходимым фактором производства, для него может не существовать максимального уровня цены. Тогда траектория эффективной добычи может определяться с учетом того, что запас ресурса должен достичь нулевого уровня в бесконечности. Если начальный уровень добычи хотя бы немного был ниже этого уровня, то часть первоначального запаса может оказаться неиспользованной в бесконечно долгом периоде, означая, что больший объем ресурса был добыт во всех прошлых периодах и что решение не является эффективным. Если добыча была «слишком высокой», то в последующих периодах станет ясно, что запас будет исчерпан в конечный промежуток времени. Цена в этом случае в определенный момент будет расти быстрее, чем ставка процента. Таким образом, если откладывать добычу ресурса на более поздние периоды, может быть получена более высокая прибыль. Ограниченная добыча приведет к ускорению роста цены, что, в свою очередь, создаст стимулы для увеличения добычи и получения дополнительной выгоды. Можно утверждать, что первоначальный уровень добычи ресурса должен быть на таком уровне, чтобы достичь полного исчерпания запаса в бесконечно долгом промежутке времени.

Поскольку предполагается, что распределение объемов добычи ресурса во времени между отдельными владельцами запасов специально не определено, совершенная конкуренция приведет к оптимальному использованию ресурса с точки зрения исчерпания его общего запаса. В описанной модели предполагается, что выполняются все условия совершенной конкуренции, включая совершенную информацию о спросе и предложении ресурса на рынке в бесконечно долгой перспективе. Таким образом, текущие условия на рынке полностью отражают ограниченность ресурса в будущем. Если такая предпосылка не выполняется, это является одним из аргументов в пользу вмешательства правительства для обеспечения эффективного межвременного распределения добычи невозобновляемых природных ресурсов.

15.6.2. Возобновляемые ресурсы и их эффективное использование

Запасы возобновляемых ресурсов изменяются в общем случае в результате естественного возобновления, например, увеличения популяции рыб, роста леса и т. п. Одним из важных параметров, характеризующих возобновляемые ресурсы, является показатель производительности запаса природного ресурса. При этом на прирост запаса может влиять не только величина запаса, но и более сложные факторы, такие, как возраст, тип природного ресурса, его качественные характеристики и др. Так, на прирост запаса древесных ресурсов леса большое влияние оказывают не только площадь земли, занятая лесом, но и такие показатели, как тип деревьев, их возраст, химический состав почв и т. д. Однако в некоторых случаях связь между уровнем запаса и величиной прироста может быть незначительной. В других случаях период естественного восстановления может быть слишком длительным, поэтому такой ресурс более корректно рассматривать как невозобновляемый. Заметим, что ресурсы, величина запаса которых не зависит от их использования (например, ветер, солнечный свет, морские волны и т. д.), часто рассматриваются как возобновляемые. Однако, чтобы не путать понятия, можно считать такие ресурсы «вечными» и не рассматривать их в качестве возобновляемых.

Можно выделить две категории выгод, которые люди получают от использования природного ресурса:

–  выгоды от использования ресурса в качестве фактора производства или с целью потребления;

–  выгоды от существования природного ресурса как такового, независимо от возможностей его использования, например, в производстве.

–  Ресурс может, например, иметь эстетическую ценность, способствовать сохранению биоразнообразия и т. д.

Рассматриваются различные виды функциональных зависимостей, описывающих соотношение «запас-поток ресурса». При этом наиболее часто используется логистическая функция. Предположим, что X – текущий запас природного ресурса (например, определенная площадь леса), g – прирост ресурса, соответствующий его биологическим характеристикам, К – такой запас ресурса, выше которого не происходит прирост ресурса. Тогда соотношение прироста dX/dt и запаса будет описываться формулой

.

Прирост равен нулю, если запас равен нулю или находится на уровне К и достигает максимума в некоторой промежуточной точке. По мере возрастания величины запаса его предельная биологическая продуктивность (определяемая как изменение прироста при малом изменении запаса ресурса) сначала является положительной, а после точки максимума становится отрицательной и постепенно уменьшается. Если для сохранения способности ресурса самовоспроизводиться необходимо, чтобы величина запаса была строго положительной, в производственную функцию ресурса должна быть добавлена соответствующая отрицательная константа. В долгосрочном плане равновесным состоянием природного ресурса, не используемого обществом, будет точка К. В случае непрерывной функции времени запас ресурса возрастает постепенно до величины К.

Вмешательство человека влияет на изменение запаса природного ресурса. Существует два класса экономических проблем, связанных с использованием возобновляемого ресурса. Типичным примером проблем первого класса является выращивание леса: весь запас ресурса должен быть рано или поздно использован, проблема заключается в определении оптимального интервала времени между посадкой и вырубкой леса. Типичным примером проблем второго класса является лов рыбы: запас ресурса должен использоваться постоянно, проблема заключается в определении уровня вылова рыбы в каждый момент времени. Разница между этими двумя классами проблем несколько условна, поскольку, например, заготовка древесины в отдельных случаях может производиться путем выборочных рубок. В этом случае запас ресурса используется постепенно с течением времени. При этом существует возможность сохранения биологического разнообразия и естественного возобновления ресурса, а также сохранения некоторых способностей леса, обеспечивающих целостность экосистемы (таких, как сохранение естественной системы подземных вод и т. п.). Однако рыболовство в закрытых водоемах зачастую осуществляется по принципу, согласно которому существует время начала и окончания ведения рыбного промысла, что накладывает определенные ограничения на вылов рыбы и соответственно задачу ее оптимальной добычи. Пусть V – объем ресурса, изъятого человеком из природной среды, в любой момент времени. Предполагая неизменность биологических и экологических условий, запас возобновляемого ресурса будет оставаться постоянным только в том случае, если V равно или превышает величину прироста ресурса. Если ресурс используется только на величину, равную его естественному приросту, то запас находится в точке равновесия, а такое использование ресурса можно считать устойчивым. Предположим, что уровень потребления ресурса определяется не путем сопоставления затрат и выгод, а некоторым волевым решением. Очевидно, что объем потребления ресурса не может превышать максимальный уровень прироста в течение неопределенного периода времени, поскольку в этом случае запас ресурса постепенно сокращается и его естественное возобновление не будет достаточным для поддержания запаса ресурса на одном уровне. Такой неустойчивый уровень потребления природного ресурса является простейшим путем, приводящим к полной его деградации.

что под этим подразумевают, особенности, основные пути

В мире существует несколько глобальных проблем, которые могут привести человечество к экологической катастрофе. Одна из них — это проблема рационального использования природных богатств.

Что такое рациональное природопользование

Рациональное природопользование — это такой процесс взаимодействия человека с природой, при котором он в полной мере пользуются всеми ее ресурсами, но при этом охраняет и защищает ее от нежелательных последствий своей деятельности.

Наука понимает под природопользованием комплексные меры человечества по рациональному использованию тех ресурсов, которые нам дает природа. 

Классификация природных ресурсов

Существует несколько классификаций природных ресурсов: 

  • по происхождению;
  • по производственному использованию;
  • по степени истощаемости.  
По происхождению

В первую очередь природные ресурсы подразделяют по происхождению.

  1. К биологическим природным ресурсам относятся все живые организмы, которые населяют биосферу нашей планеты. Это растения, деревья, животные, насекомые и т.д.
  2. Под минеральными ресурсами понимают все полезные ископаемые, которые находятся в литосфере Земли. Из них добывают минеральное сырье: металлы, уголь, нефть, газ и др.
  3. К энергетическим ресурсам относят источники энергии естественного и искусственного происхождения. Естественными источниками получения энергии являются солнце, ветер и вода. Искусственные источники получения энергии — это топливо и атомная промышленность. 
По производственному использованию

Природные ресурсы по производственному использованию делят на:

  1. Гидроресурсы. Это вся вода, которая есть на нашей планете: моря, океаны, реки, грунтовые воды.  
  2. Земельные ресурсы. Это и лесной фонд и земли, используемые для ведения сельского хозяйства.
  3. Флору.
  4. Фауну.
По степени истощаемости

Природные богатства можно разделить и по степени истощаемости.

  1. К неисчерпаемым ресурсам относятся ресурсы, которые могут использоваться в течение длительного времени и в неограниченном количестве. Это солнечная энергия, энергия ветра, приливы и т. д. 
  2. Исчерпаемыми называют такие природные ресурсы, которые не подлежат восстановлению или их возобновление занимает миллионы лет (ископаемые ресурсы).
  3. К группе исчерпаемых и возобновимых природных ресурсов относят те ресурсы, которые могут быть естественным или искусственным образом возобновлены в небольшие сроки. Естественно обновляющимися ресурсами являются, например, леса и почвы. Искусственными — очистка воздуха и воды, восстановление видов животных или растений.
Источник: mypresentation.ru

Рациональное и нерациональное природопользование

Рациональное природопользование подразумевает эффективное использование природных ресурсов, при котором человек не только не вредит природе, но бережно к ней относится, стремится к ее охране и восстановлению. Рациональное природопользование лежит в основе геоэкологии и охраны окружающей среды.

Признаками рационального природопользования считаются следующие действия человека: 

  1. Восстановление ресурсов природы. 
  2. Сохранение гидроресурсов, земельных ресурсов, флоры и фауны. 
  3. Бережное и экономное использование исчерпаемых полезных ископаемых.
  4. Применение экологичных способов получения энергии.
  5. Сохранение природного ареала обитания животных, растений и человека.
  6. Регулирование численности населения Земли.