161 фз о государственных и муниципальных унитарных предприятиях – » » 14.11.2002 N 161- ( ) /

Федеральный закон 161-ФЗ О государственных и муниципальных унитарных предприятиях / 161 ФЗ

Федеральный закон от 14 ноября 2002 г. № 161-ФЗ

«О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»

(в редакции, актуальной с 9 января 2018 г.,

с изменениями и дополнениями, внесенными в текст, согласно Федеральным законам:

от 08.12.2003 г. № 169-ФЗ, от 18.12.2006 г. № 231-ФЗ, от 24.07.2007 г. № 212-ФЗ,

от 01.12.2007 г. № 318-ФЗ, от 02.07.2010 г. № 152-ФЗ, от 18.07.2011 г. № 220-ФЗ,

от 19.07.2011 г. № 246-ФЗ, 06.11.2011 г. № 291-ФЗ, от 30.11.2011 г. № 362-ФЗ,

от 03.12.2012 г. № 240-ФЗ, от 02.07.2013 г. № 188-ФЗ,от 28.12.2013 г. № 396-ФЗ,

от 05.05.2014 г. № 99-ФЗ, от 04.11.2014 г. № 337-ФЗ, от 13.07.2015 г. № 216-ФЗ,

от 23.11.2015 г. № 312-ФЗ, от 23.05.2016 г. № 149-ФЗ, от 18.07.2017 г. № 177-ФЗ,

от 29.07.2017 г. № 267-ФЗ, от 29.12.2017 г. № 470-ФЗ)

Изменения и дополнения, принятые, но не вступившие в силу (в текст не внесены),
согласно Федеральному закону от 03.08.2018 г. № 322-ФЗ

Принят Государственной Думой 11 октября 2002 года

Одобрен Советом Федерации 30 октября 2002 года

Статья 1. Отношения, регулируемые настоящим Федеральным законом

Настоящий Федеральный закон определяет в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации правовое положение государственного унитарного предприятия и муниципального унитарного предприятия (далее также - унитарное предприятие), права и обязанности собственников их имущества, порядок создания, реорганизации и ликвидации унитарного предприятия.

Статья 2. Унитарное предприятие

1. Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником. В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. Имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию.

От имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации права собственника имущества унитарного предприятия осуществляют органы государственной власти Российской Федерации или органы государственной власти субъекта Российской Федерации в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. От имени Российской Федерации права собственника имущества федерального государственного предприятия может осуществлять Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом» в порядке, установленном Федеральным законом «О Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом». От имени Российской Федерации права собственника имущества федерального унитарного предприятия может осуществлять федеральное государственное бюджетное учреждение «Национальный исследовательский центр «Институт имени Н.Е. Жуковского» в соответствии с Федеральным законом «О Национальном исследовательском центре «Институт имени Н.Е. Жуковского». От имени Российской Федерации права собственника имущества государственного унитарного предприятия может осуществлять Государственная корпорация по космической деятельности «Роскосмос» в порядке, установленном Федеральным законом «О Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос». От имени Российской Федерации права собственника имущества федерального унитарного предприятия может осуществлять федеральное государственное бюджетное учреждение «Национальный исследовательский центр «Курчатовский институт» в соответствии с Федеральным законом «О национальном исследовательском центре «Курчатовский институт».

От имени муниципального образования права собственника имущества унитарного предприятия осуществляют органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Имущество унитарного предприятия принадлежит ему на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления, является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками унитарного предприятия.

Унитарное предприятие не вправе создавать в качестве юридического лица другое унитарное предприятие путем передачи ему части своего имущества (дочернее предприятие).

Унитарное предприятие может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Унитарное предприятие должно иметь самостоятельный баланс.

2. В Российской Федерации создаются и действуют следующие виды унитарных предприятий:

унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, - федеральное государственное предприятие и государственное предприятие субъекта Российской Федерации (далее также — государственное предприятие), муниципальное предприятие;

унитарные предприятия, основанные на праве оперативного упр

files.stroyinf.ru

161 ФЗ о государственных и муниципальных унитарных предприятиях

Государственные и муниципальные предприятия, которые находятся в собственности государства называются унитарными. Правила формирования и деятельности данных учреждений регламентируется законом № 161-ФЗ.

Что представляет собой закон?

Федеральный закон “О государственных и муниципальных унитарных предприятиях” был принят 14 ноября 2002 года (номер 161). ФЗ-161 регламентирует порядок создания, управления и ликвидации госучреждений, а также устанавливает их статус и правовую основу.

Краткое содержание закона по главам:

  • Глава 1 предусматривает общие положения закона, описывает статус государственных предприятий и особенности их организации;
  • Глава 2 устанавливает порядок учреждения унитарных предприятий;
  • Глава 3 описывает имущественный и уставной фонд государственных фирм и особенности его использования;
  • Глава 4 предписывает порядок управления унитарных госучреждений;
  • Глава 5 предусматривает правила ликвидации и реорганизации госорганизаций;
  • Глава 6 устанавливает особенности вступления настоящего законодательства в силу и взаимодействия с другими правовыми актами.

ФЗ-161 регулярно редактируется и улучшается с целью совершенствования правового механизма управления государственных предприятий. Последние изменения состоялись 29 декабря 2017 года.

Читайте также о национальной платежной системе (161 ФЗ). Подробности здесь:

Основные положения 161 ФЗ

Унитарное предприятие по ФЗ-161 определяется как коммерческая организация, которая не наделена правом собственности на закреплённое за ней имущество. В такой форме могут быть созданы только государственные и муниципальные организации. Имущество подобного учреждения принадлежит Российской Федерации, её субъекту или муниципальным образованиям.

Унитарные государственные предприятия обладают следующими особенностями:

  • имущество принадлежит единой организации на праве хозяйственного владения или оперативного управления, является неделимым и не может быть распределено по частям, даже среди работников учреждения;
  • унитарное образование не может создавать дочерние организации и передавать им имущество;
  • не допускается приобретение от своего имени личных имущественных и неимущественных прав, а также выступать ответчиком или истцом в суде;
  • предприятие должно иметь собственный баланс;
  • целостная организация должна иметь круглую печать, содержащую её полное название и месторасположение;

На основе права собственности выделяются два типа унитарных учреждений:

  • федеральное государственное предприятие, если основано на праве хозяйственного ведения имущества;
  • федеральное казённое предприятие, если основано на праве оперативного управления имущества.

Последние поправки, внесенные в текст закона

В ходе последнего изменения от 29.12.2017 года был исправлен пункт 4 статьи 24.1, предусматривающий право унитарных образований, имеющих стратегическое значение для оборонно-промышленных комплексов, открывать счета в федеральной корпорации “Внешэкономбанк”, если данное условие предусматривается законом о банке развития от 17.05.2007.

Статья 21 предусматривает следующие полномочия руководителя унитарного предприятия:

  • Руководитель указанной организации является единым исполнительным органом. Он назначается собственником имущества единого учреждения и отчитывается только перед ним.
  • Руководитель вправе действовать от имени предприятия без доверенности. В его полномочия входит:
    • представление интересов организации;
    • заключение сделок от имени унитарного учреждения;
    • утверждение структуры и штата;
    • трудоустройство работников;
    • заключение и изменение трудовых договоров;
    • издание приказов, в установленном законом порядке;
    • организация и выполнение решений собственника имущества;
  • Руководитель не вправе занимать другие оплачиваемые должности. Исключения составляют преподавательская, научная или другая иная творческая деятельность.
  • Руководитель должен быть аттестован в порядке, установленном собственником имущества целостного предприятия;

Статья 22 описывает особенности заинтересованности в совершении сделок унитарным предприятием:

  • Сделка, в которой просматривается заинтересованность руководителя единого предприятия, может быть заключена только с согласия собственника имущества;
  • Руководитель признаётся заинтересованным, если члены его семьи или близкие родственники:
    • являются одной из сторон сделки или выступают в качестве заинтересованных третьих лиц;
    • владеют более двадцати процентов акций юридического лица, которое заключает сделку с унитарной организацией;
    • занимают управляющие места в фирме, являющейся одной из сторон сделки;
    • в других случаях, установленных уставом предприятия;
  • Руководитель обязан сообщать собственнику следующую информацию:
    • сведения об организациях, в которых его родственники или члены семьи занимают руководящие посты;
    • данные об юридических лицах, акциями которых владеют его родственники или члены семьи;
    • другая информация о возможных или совершаемых сделках, в которых его могут признать заинтересованным;
  • Сделка, в которой руководитель оказался заинтересован, признаётся недействительной в соответствии с иском унитарного предприятия или собственника имущества.

Статья 23 рассматривает специфику крупных сделок:

  • Крупной считается сделка или их взаимосвязанный ряд, в результате чего происходит отчуждение у унитарного предприятия суммы в размере более десяти процентов уставного фонда или превышающей в пятьдесят раз минимальный размер оплаты труда;
  • Для установления размера крупной сделки используются:
    • для отчуждённого имущества — данные бухгалтерского учёта;
    • для приобретённого — цена предложения;

Решение о совершении крупной сделки принимается собственником имущества унитарного образования.

Скачать закон об унитарных предприятиях

Скачать текст Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ “О государственных и муниципальных унитарных предприятиях” в последней редакции. Предоставленный документ предназначен для подробного изучения положений закона и будет полезен для юристов, собственников и учредителей.

Если у Вас есть вопросы, проконсультируйтесь у юриста

Задать свой вопрос можно в форму ниже, в окошко онлайн-консультанта справа внизу экрана или позвоните по номерам (круглосуточно и без выходных):

lawlinks.ru

«Комментарий к Федеральному закону от 14.11.2002 N 161-ФЗ

Подготовлен для системы
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ УНИТАРНЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ
(в ред. Федеральных законов от 08.12.2003 N 169-ФЗ,
от 18.12.2006 N 231-ФЗ, от 24.07.2007 N 212-ФЗ,
от 01.12.2007 N 318-ФЗ)
Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Отношения, регулируемые настоящим Федеральным законом
Комментарий к статье 1
1. Согласно положениям настоящей статьи, предметом рассмотрения в рамках комментируемого Закона выступают правоотношения, складывающиеся в сфере учреждения, функционирования, преобразования и ликвидации унитарных предприятий.
При этом важным моментом является тот факт, что основополагающим нормативным актом, закрепляющим основы правового статуса унитарных предприятий как разновидности юридических лиц, является Гражданский кодекс Российской Федерации (далее — ГК РФ).
Так, в соответствии с п. 1 ст. 48 ГК РФ, юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. В зависимости от характера участия учредителей юридического лица в образовании имущества юридического лица, они могут иметь обязательственные права в отношении этого юридического лица либо вещные права на его имущество. К юридическим лицам, в отношении которых их участники имеют обязательственные права, относятся хозяйственные товарищества и общества, производственные и потребительские кооперативы. К юридическим лицам, на имущество которых их учредители имеют право собственности или иное вещное право, относятся государственные и муниципальные унитарные предприятия, а также учреждения (п. 2 ст. 28 ГК РФ).
2. По своей правовой природе унитарные предприятия являются уникальным видом юридических лиц, своего рода переходной формой, и, по мнению ученых, данный термин должен переместиться в раздел об объектах гражданских прав — ст. 132 ГК РФ . Такая своеобразная организационно-правовая форма представляет собой исключение, сохраненное законодателем на период становления рыночной экономики прежде всего для государственных и муниципальных (публичных) собственников. Данная ситуация обусловлена особенностями развития экономики в советский период, когда госпредприятия были основными хозяйствующими субъектами. Государство как единый собственник огромного имущества создавало свои предприятия, утверждало их уставы, определяя объем и характер их правоспособности, назначало их органы управления и, по сути, руководило всей их деятельностью, формально не отвечая за ее результаты .
———————————
Беляева О.А. Предпринимательское право: Учебное пособие. Юридическая фирма «Контракт»; ИНФРА-М, 2006.
Гражданское право: Учебник. В 2 т. Т. I / Под ред. д-ра юрид. наук, проф. Е.А. Суханова (издание второе, переработанное и дополненное). Волтерс Клувер, 2004.
В настоящее время по своей сути унитарные предприятия представляют собой своеобразный инструмент для ограничения ответственности собственника (государства или муниципального образования) за результаты предпринимательской деятельности объемом имущества, выделенного в хозяйственное ведение (оперативное управление) учрежденному предприятию в целях повышения эффективности использования федерального имущества и обеспечения поступления в федеральный бюджет части прибыли федеральных государственных унитарных предприятий. В связи с этим действующее законодательство и сохранило конструкцию унитарного предприятия для публичных собственников. При этом важно отметить, что усиление роли государства в регулировании экономики не следует понимать как политику наращивания массы объектов государственной собственности в экономическом пространстве страны. Сегодня как никогда ощущается объективная потребность в создании стройной, экономически и логически выверенной системы критериев, в соответствии с которыми те или иные объекты выбираются для осуществления государственного управления на базе жесткого, детально регламентированного механизма управления и контроля за государственной собственностью (см. Постановление Правительства РФ от 09.09.1999 N 1024 «О Концепции управления государственным имуществом и приватизации в Российской Федерации» (в ред. от 29.11.2000)).
На современном этапе развития рыночной экономики роль предприятий как субъектов гражданского права резко идет на убыль: их место занимают хозяйственные общества и товарищества. Государственная политика направлена на сужение самостоятельности унитарных предприятий, конечной целью которой является исключение права хозяйственного ведения из отечественного законодательства и закрепление неприватизированного государственного имущества на праве оперативного управления. Тем не менее это не означает полного исчезновения унитарных предприятий из гражданского оборота, поскольку в определенных областях рыночной экономики они остаются необходимой организационно-правовой формой предпринимательской деятельности, осуществляемой государством .
———————————

Беляева О.А. Предпринимательское право: Курс лекций (изд. второе, перераб. и доп.). ЗАО Юстицинформ, 2006; Комментарий к Гражданскому кодексу РФ / Под ред. Т.Е. Абовой, М.М. Богуславского, А.Ю. Кабалкина, А.Г. Лисицына-Светланова. Юрайт-Издат, 2005.
Таким образом, исходя из положений комментируемой статьи, следует сделать вывод, что нормы рассматриваемого Закона являются конкретизацией положений ГК РФ, а именно §§ 1, 4 гл. 4, и должны соответствовать указанному нормативному акту. Это означает, что в случае противоречий между комментируемым Законом и ГК РФ будут применяться нормы последнего, так же как и в случае неурегулированности отдельных вопросов рассматриваемым Федеральным законом.
Статья 2. Унитарное предприятие
Комментарий к статье 2
1. Положения комментируемой статьи определяют правовую природу унитарных предприятий, их виды, устанавливают основные правила функционирования этого вида юридических лиц.
Так, исходя из предложенной законодателем дефиниции унитарного предприятия, можно определить основные признаки таких предприятий, характеризующие особенности их правового статуса.
Во-первых, унитарные предприятия являются коммерческими организациями, т.е. преследующими извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (п. 1 ст. 50 ГК РФ). При этом в п. 2 ст. 50 ГК РФ четко определены организационно-правовые формы юридических лиц, которые могут быть коммерческими организациями, среди них — и унитарные предприятия.
Во-вторых, как всякое юридическое лицо, унитарные предприятия наделены определенным объемом правоспособности. Так, унитарные предприятия могут от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, выступать в качестве истца или ответчика в суде. Однако объем правоспособности унитарного предприятия, по сравнению с иными юридическими лицами, существенно ограничен, что обусловлено особым правовым статусом данной организационно-правовой формы юридического лица (подробнее об этом см. комментарий к ст. 3 комментируемого Закона).
В-третьих, это особый правовой статус имущества унитарных предприятий, характеризующийся следующими чертами:
а) отсутствием права собственности на имущество: имущество принадлежит унитарному предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Право хозяйственного ведения предполагает, что унитарное предприятие самостоятельно владеет, пользуется и распоряжается предоставленным ему на праве хозяйственного ведения имуществом в рамках, определяемых ГК РФ. Юридическая конструкция права хозяйственного ведения предоставляет субъекту такого права широкий круг полномочий по владению, пользованию, распоряжению имуществом собственника. Реально эти полномочия осуществляются единолично руководителем унитарного предприятия, взаимоотношения которого с собственником регулируются законодательством о труде. Напротив, круг полномочий собственника в отношении имущества, находящегося в хозяйственном ведении, определен исчерпывающим образом. Вмешательство государственных органов в деятельность унитарных предприятий (их руководителей) вне установленного круга полномочий является неправомерным. Законодательством установлены определенные ограничения права хозяйственного ведения, связанные с распоряжением недвижимым имуществом. Так, предприятие не вправе продавать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или иным способом распоряжаться этим имуществом без согласия собственника. Более того, собственник имущества, находящегося в хозяйственном ведении, решает вопросы создания предприятия, определения предмета и целей его деятельности, его реорганизации и ликвидации, назначает директора (руководителя) предприятия, осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества, а также имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении предприятия (ст. 295 ГК РФ).
Право оперативного управления означает возможность унитарного предприятия владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом не только в пределах, установленных законом, но и в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества. Распоряжение закрепленным на праве оперативного управления имуществом, в том числе и отчуждение, возможно только лишь с согласия собственника этого имущества. Право оперативного управления предполагает возможность самостоятельной реализации производимой продукции, при этом порядок распределения доходов определяется собственником его имущества. Собственник имущества также вправе изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, закрепленное на праве оперативного управления за унитарным предприятием либо приобретенное им за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение этого имущества (ст. ст. 296 — 297 ГК РФ). Право хозяйственного ведения и оперативного управления возникает в момент передачи имущества государственным и муниципальным предприятиям, а прекращается либо по общим основаниям, либо по решению собственника в случаях правомерного изъятия имущества. В случае смены собственника переданного или закрепленного имущества предприятия и учреждения сохраняют право хозяйственного ведения или оперативного управления на принадлежащее им имущество;
б) собственниками имущества унитарного предприятия могут быть только либо Российская Федерация, либо субъект Российской Федерации (далее — субъект РФ), либо муниципальное образование. Конституцией Российской Федерации от 12.12.1993 (далее — Конституция РФ) презюмируется федеративное устройство нашего государства, в соответствии с чем РФ состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов — равноправных субъектов РФ, а также гарантируется местное самоуправление (ст. ст. 5, 12). Российская Федерация, субъекты РФ, а также городские, сельские поселения и другие муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений. Однако, учитывая специфику вышеперечисленных субъектов, они, с одной стороны, являются юридически равными по отношению к иным участникам гражданских правоотношений, а с другой — обладают властными полномочиями публичного характера. Вступая в гражданские правоотношения, связанные с созданием юридического лица, публично-правовое образование реализует свои правомочия собственника государственного (муниципального) имущества . Вместе с тем создание юридического лица, имущество которого принадлежит ему на праве собственности, фактически является одним из способов приватизации государственного (муниципального) имущества . Поэтому государство как субъект публично-правового воздействия продолжает выполнять свои регулирующие и контрольные функции, надзирая за надлежащим использованием государственного имущества и строго ограничивая рамками закона возможности государственных органов и органов местного самоуправления в сфере учредительской деятельности .
———————————
Слепнев Е.Л. Право собственности муниципальных образований: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2000.
Тяпкина Е.А. Правовые проблемы приватизации государственных предприятий: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 2003.

Козлова Н.В. Правосубъектность юридического лица // Законодательство. 2003. N 12, 2004. N 1.
Исходя из того, что собственниками имущества унитарных предприятий могут быть только вышеназванные публично-правовые образования, законодатель устанавливает требование, согласно которому в форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. Сообразно этому все другие субъекты гражданско-правовых отношений не могут выступать собственниками имущества унитарных предприятий и соответственно их учредителями.
От имени Российской Федерации и субъектов РФ могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов, а от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов (ст. ст. 2, 124 — 125 ГК РФ). Так, федеральные органы исполнительной власти осуществляют соответствующие полномочия в отношении:
— подведомственных федеральных государственных унитарных предприятий, планируемых к преобразованию в открытые акционерные общества, 100% акций которых подлежит сохранению в федеральной собственности;
— подведомственных федеральных государственных унитарных предприятий, подлежащих сохранению в федеральной собственности;
— федеральных государственных унитарных предприятий, включенных в прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества в случае, если акции созданных посредством их преобразования акционерных обществ предполагается внести в уставный капитал других акционерных обществ в соответствии с нормативными правовыми актами Президента РФ и Правительства РФ.
Важно отметить, что Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом с учетом предложений, поступивших от федеральных органов исполнительной власти, осуществляет вышеуказанные полномочия в отношении иных федеральных государственных унитарных

www.lawmix.ru

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 14.11.2002 N 161-ФЗ (редакция от 23.05.2016)

 
    1. Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником. В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. Имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию.
    От имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации права собственника имущества унитарного предприятия осуществляют органы государственной власти Российской Федерации или органы государственной власти субъекта Российской Федерации в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.От имени Российской Федерации права собственника имущества федерального государственного предприятия может осуществлять Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом» в порядке, установленном Федеральным законом «О Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом». От имени Российской Федерации права собственника имущества федерального унитарного предприятия может осуществлять федеральное государственное бюджетное учреждение «Национальный исследовательский центр «Институт имени Н.Е. Жуковского» в соответствии с Федеральным законом «О Национальном исследовательском центре «Институт имени Н.Е. Жуковского». От имени Российской Федерации права собственника имущества государственного унитарного предприятия может осуществлять Государственная корпорация по космической деятельности «Роскосмос» в порядке, установленном Федеральным законом «О Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос». От имени Российской Федерации права собственника имущества федерального унитарного предприятия может осуществлять федеральное государственное бюджетное учреждение «Национальный исследовательский центр «Курчатовский институт» в соответствии с Федеральным законом «О национальном исследовательском центре «Курчатовский институт».
    (в ред. Федеральных законов от 01.12.2007 N 318-ФЗ, от 06.11.2011 N 291-ФЗ, от 04.11.2014 N 337-ФЗ, от 13.07.2015 N 216-ФЗ, от 23.11.2015 N 312-ФЗ, от 23.05.2016 N 149-ФЗ)
    От имени муниципального образования права собственника имущества унитарного предприятия осуществляют органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
    Имущество унитарного предприятия принадлежит ему на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления, является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками унитарного предприятия.
    Унитарное предприятие не вправе создавать в качестве юридического лица другое унитарное предприятие путем передачи ему части своего имущества (дочернее предприятие).
    Унитарное предприятие может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
    Унитарное предприятие должно иметь самостоятельный баланс.
    2. В Российской Федерации создаются и действуют следующие виды унитарных предприятий:
    унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, — федеральное государственное предприятие и государственное предприятие субъекта Российской Федерации (далее также — государственное предприятие), муниципальное предприятие;
    унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления, — федеральное казенное предприятие, казенное предприятие субъекта Российской Федерации, муниципальное казенное предприятие (далее также — казенное предприятие).
    3. Унитарное предприятие должно иметь круглую печать, содержащую его полное фирменное наименование на русском языке и указание на место нахождения унитарного предприятия. Печать унитарного предприятия может содержать также его фирменное наименование на языках народов Российской Федерации и (или) иностранном языке.
    Унитарное предприятие вправе иметь штампы и бланки со своим фирменным наименованием, собственную эмблему, а также зарегистрированный в установленном порядке товарный знак и другие средства индивидуализации.
    4. Создание унитарных предприятий на основе объединения имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальных образований, не допускается.
 

www.referent.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *