Федеративное государство
TR | UK | KK | BE | EN |федеративное государство, что такое федеративное государство
Федера́ция (лат. foederātiō — объединение, союз) — форма государственного устройства, при которой части федеративного государства являются государственными образованиями, обладающими юридически определённой политической самостоятельностью.
Для федерации характерно наличие территориальных образований — субъектов федерации, которые не обладают государственным суверенитетом, но имеет достаточно широкие полномочия в проведении внутренней политики. Наиболее известными государствами, имеющими федеративную форму правления являются: Российская Федерация, Соединенные Штаты Америки и Федеративная Республика Германия.
Составные части федерации — это своеобразные подобные государству образования, которые называются субъектами федерации, а территория федерации состоит из территорий её субъектов.
Содержание
- 1 Основные признаки федеративного государства
- 2 Виды федераций
- 3 «Мягкая федерация»
- 4 Современные федеративные государства
- 5 Федеративные государства, существовавшие в прошлом
- 5.1 Европа
- 5.2 Азия
- 5.3 Африка
- 5.4 Америка
- 6 Вымышленные федерации
- 7 См. также
- 8 Примечания
- 9 Смотреть. также
Основные признаки федеративного государства
В федеративном государстве, в отличие от унитарного, имеются две системы высших органов власти (федеральные и субъектов федерации). Наряду с федеральной конституцией субъекты федерации имеют право издавать собственные нормативные правовые акты учредительного характера (например, конституции, уставы, основные законы). Они наделены правом издавать региональные законы. У субъектов федерации нередко имеется собственный институт гражданства, столица, герб и иные элементы конституционно-правового статуса государства, за исключением государственного суверенитета.
При этом субъект федерации не может быть субъектом международных отношений, не выйдя из состава федерации (сецессии). Субъекты федерации могут иметь различные наименования, которые, как правило, определяются историческими или правовыми факторами: штаты, провинции, области, края, республики, земли или федеральные земли (как в Германии и Австрии) и иное. Федерацию следует отличать от конфедерации, которая является международно-правовым союзом суверенных государств. Однако на практике различить правовую природу тех или иных образований бывает весьма затруднительно — многие ныне существующие конфедерации по своему устройству очень близки к федерациям или даже почти являются федерациями.
Можно выделить наиболее общие черты, которые характерны для большинства федеративных государств:
- Территория федерации состоит из территорий её отдельных субъектов: штатов, кантонов, республик, эмиратов и т. д.
- В федеративном государстве верховная законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежит федеральным государственным органам законодательной, исполнительной и судебной властей соответственно. Компетенция между федерацией и её субъектами разграничивается федеральной конституцией.
- В некоторых федерациях субъекты обладают правом принятия собственной конституции, имеют собственные внутренние высшие законодательные, исполнительные и судебные органы.
- Основную общегосударственную внешнеполитическую деятельность в федерациях осуществляют федеральные государственные органы. Они официально представляют федеративное государство в межгосударственных отношениях (США, Российская Федерация, ФРГ, Бразилия, Индия и др.).
- Обязательным признаком федеративности государства считается двухпалатная структура федерального парламента. Одна палата является органом общефедерального представительства и депутаты в неё избираются со всей страны. Вторая палата призвана представлять интересы субъектов федерации.
Виды федераций
По особенностям конституционно-правового статуса субъектов федеративного государства выделяют:
- Симметричные
- Aсимметричные.
В симметричных федерациях субъекты обладают одинаковым конституционно-правовым статусом (например, Федеративная Демократическая Республика Эфиопия, Соединённые Штаты Америки), в асимметричных — конституционно-правовой статус субъектов различен (например, Республика Индия, Федеративная Республика Бразилия).
По особенностям формирования федерации выделяют:
- территориальные
- национальные
- смешанные (комбинированные)
При формировании территориальных федераций используется территориальный географический признак (например, Соединённые Штаты Америки, Германия), в национальных — по национальному признаку (например, бывшие федерации Чехословакия, Югославия). В смешанных федерациях формирование идёт по обоим признакам (например, Россия). Способы формирования федерации в значительной мере определяют характер, содержание, структуру государственного устройства.
По способу образования федерации делятся на:
- договорные
- конституционные
Конституционные федерации часто возникают на базе ранее существовавшего унитарного государства (нередко империи). Вопреки распространённому заблуждению, в конституциях таких федераций, как правило, прописан принцип территориальной целостности страны и субъекты федераци
www.turkaramamotoru.com
Страны мира с федеративным административно-территориальным устройством
Страна | Административно-территориальные единицы |
Российская Федерация | (49 области, 10 краев, 6 округов, 21 республика) |
Зарубежная Европа | |
Австрийская Республика | 9 земель |
Королевство Бельгия | 9 провинций |
Федеративная Республика Германия | 16 земель |
Швейцарская Конфедерация | 23 кантонов |
Союзная Республика Югославия | 2 республики |
Зарубежная Азия | |
Республика Индия | 25 штатов, 7 союзных территорий |
Малайзия | 13 штатов, 2 федеральные территории |
Союз Мьянма | 7 национальных областей, 7 административных областей |
Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ) | 7 эмиратов |
Исламская Республика Пакистан | 4 провинции, 1 федеральный округ, 1 территория племен |
Австралия и Океания | |
Федеративные Штаты Микронезии | 4 штата |
Австралийский Союз | 6 штатов, 2 территории |
Африка | |
Федеральная Исламская Республика Коморские острова | 3 острова |
Федеративная Республика Нигерия | 30 штатов, 1 федеральный округ |
Южно-Африканская Республика | 9 провинций |
Эфиопия | 14 провинций |
Америка | |
Федеративная Республика Бразилия | 26 штатов, 1 федеральный округ |
Республика Венесуэла | 21 штат, 1 федеральная территория, 1 округ, 1 владение |
Канада | 10 провинций, 3 территории |
Мексиканские Соединенные Штаты | 31 штат, 1 федеральный округ |
Соединенные Штаты Америки | 50 штатов, 1 федеральный округ |
Аргентинская Республика | 22 провинции, 1 федеральный округ, 1 национальная территория |
унитарные
, характеризуются наличием единой конституцией и единой системой органов государственной власти. Таких стран большинство на политической карте мира (Италия, Германия, Финляндия, Перу, Китай и т.д.).
уровень экономического развития:
экономические развитые (США, Германия, Япония, Австралия),
развивающиеся (Индия, Бразилия, Индонезия),
страны с переходной экономикой (Украина, Польша, Китай и т.д.).
Одной из форм международного сотрудничества являются международные группировки, образованные с целью решения экономических, политических и общечеловеческих задач. Примерами таких международных сообществ могут служить ООН, НАТО, ЕС, АСЕАН, ОПЕК, ОБСЕ, ОЭСР.
Тесты для самоконтроля
1. Выберите республики, входящие в состав современной Югославии:
а) Македония
б) Хорватия
в) Словения
г) Сербия
д) Босния и Герцеговина
е) Черногория
2. Какое из государств имеет такую же форму административно-территориального деления, как и Россия?
а) Великобритания
б) Малайзия
в) Италия
г) Болгария
3. Определите среди перечисленных единственное государство с унитарной формой правления:
а) Нигерия
б) Индия
в) Италия
г) Бразилия.
4. Укажите ряд, где страны правильно расставлены в порядке убывания площади:
а) Китай, Австралия, Канада;
б) Индия, Бразилия, Канада;
в) Канада, США, Индия.
5. Выберите столицу одного из африканских государств:
а) Могадишо
б) Каракас
в) Мельбурн
г) Сеул
6. Укажите строку, в которой перечислены только столицы государств Азии:
а) Аккра, Баку, Ханой, Сеул, Манила, Каир, Доха
б) Катманду, Абу-Даби, Маскат, Ереван, Коломбо
в) Лусака, Сеул, Бангкок, Асмэра, Тегеран, Кабул
г) Джакарта, Оман, Прая, Исламобад, Киншаса
д) Дамаск, Куала-Лумпур, Кингстон, Пекин, Багдад
7. Отметьте страну, которая не относится к странам «переселенческого капитализма»:
а) США г) Канада
б) Австралия д) ЮАР
в) Новая Зеландия е) Израиль
8. В десятку крупнейших стран по населению и в семерку крупнейших по площади входит…
1) Австралия 2) Бангладеш 3) Япония 4) Бразилия
9. Одной из древнейших в мире парламентских республик считается…
1) Франция 2) Германия 3) Андорра 4) Сан-Марино
10. Наибольшее число абсолютных монархий расположено в …
1) Африке 2) Зарубежной Азии
3) Зарубежной Европе 4) Латинской Америке
studfiles.net
5.6. Россия — федеративное государство.
Территория каждого государства делится на части, определяющие его внутреннюю структуру, территориальное устройство. В рамках территориального устройства государства формируются система территориальных единиц, из которых складывается государство, система государственных связей между государством в целом и этими территориальными единицами, характер которых зависит от их правовых статусов.
Подобного рода устройство территории государства принято называть государственным устройством.
С точки зрения их формы все государства делятся на две группы — унитарные и федеративные.
Унитарным считается государство, не имеющее в своей внутренней территориальной структуре других государств. В этом смысле унитарное государство (т.е. одно, единое) принято называть простым государством.
Федерация — это объединение двух или нескольких государств в одно новое государство. Таким образом, федеративное государство представляет собой сложное государство, в состав которого входят другие государства.
Следует сказать, что, объединяясь, государства не обязательно образуют федерацию. Они могут образовать и конфедерацию. Однако в отличие от федерации, которая является союзным государством, т.е. государственно-правовым объединением, обеспечивающим государственное единство всех входящих в его состав государств и сохраняющим за ними определенную политико-юридическую самостоятельность, конфедерации представляет собой союз государств, т.е. международно-правовое объединение.
Государства, образующие федеративное государство, называются его субъектами. Последние, как правило, обладают одинаковым правовым статусом. Однако мировой практике известны и такие федерации, субъекты которых обладают различным правовым статусом.
Между федерацией и ее субъектами проводится разграничение компетенции, цель которого обеспечить наиболее эффективное осуществление федерацией своих задач путем объединения ресурсов и возможностей всех ее членов как в интересах самой федерации, так и ее субъектов. Сохраняя за собой полномочия в определенном объеме, субъекты федерации добровольно ограничивают свою компетенцию в пользу федерации, признавая приоритет ее задач и целей. Они признают также на своей территории высшую юридическую силу нормативных правовых актов федерации.
В мире в настоящее время существует немало различных федераций, включая такие крупные, как Бразилия, Германия, Индия, США. Федеративным государством был Союз ССР. Федеративным государством является и Россия.
Однако Российская Федерация имеет ряд особенностей, существенно отличающих ее от других федераций. Федерация обычно образуется путем объединения двух или нескольких государств в единое союзное государство. Образование же Российской Федерации шло совсем иным путем. Россия как федерация не является объединением нескольких государств. Она была образована в результате создания в ее составе ряда автономных государств и автономных национально-государственных образований народов, населяющих ее территорию. Эти государства, а также национально-государственные образования и были признаны субъектами Российской Федерации.
В настоящее время Россия имеет в своем составе три вида субъектов — государства в составе Российской Федерации, преобразованные, как правило, из бывших автономных республик, государственно-территориальные образования — края, области и города федерального значения, бывшие прежде наиболее крупными административно-территориальными единицами РФ, и национально-государственные образования — автономную область и автономные округа. Таким образом, в числе субъектов Российской Федерации и сейчас сохраняются традиционные автономные образования.
Автономия в Российской Федерации — это самостоятельное осуществление государственной власти находящимися в ее составе национально-государственными образованиями в пределах компетенции, устанавливаемой федеральными органами государственной власти при участии соответствующей автономной единицы.
studfiles.net
Федеративные государства Википедия
Федера́ция (лат. foederātiō — объединение, союз) — форма государственного устройства, при которой части государства являются государственными образованиями, обладающими юридически определённой политической самостоятельностью в рамках федерации.
Для федерации нужно наличие государственно-территориальных образований — субъектов федерации, — не обладающих государственным суверенитетом, но имеющих достаточно широкие полномочия во внутренней политике. Наиболее известные государства-федерации: Российская Федерация, Соединённые Штаты Америки, Канада, Бразилия, Германия, Индия, Австралия, Мексика, Объединённые Арабские Эмираты, Бельгия, Швейцария, Австрия.
Субъект федерации — не политическое образование, имеющее ряд признаков государства, но не имеющее государственного суверенитета.
Основные признаки федеративного государства[ | ]
В федеративном государстве, в отличие от унитарного, имеются две системы высших органов власти: федеральные и субъектов федерации. Наряду с федеральной конституцией субъекты федерации издают собственные нормативные правовые акты учредительного характера (например, конституции, уставы, основные законы). Они наделены правом издавать региональные законы. У субъектов ряда федераций нередко имеется собственный институт гражданства, столица, герб и иные элементы конституционно-правового статуса государства, за исключением государственного суверенитета.
При этом субъект федерации не может быть субъектом международных отношений, не выйдя из состава федерации (сецессия). Субъекты федерации могут иметь различные наименования, которые, как правило, определяются историческими или правовыми факторами: штаты, провинции, области, края, республики, земли (как например Земли в Германии или федеральные земли в Австрии) и иное. Федерацию следует отличать от конфедерации, которая является международно-правовым союзом суверенных государств. Однако на практике различить правовую природу тех или иных образований бывает весьма затруднительно — многие ныне существующие конфедерации по своему устройству очень близки к федерациям или даже почти или фактически являются федерациями. Например, Швейцария [также Швейцарский Союз], до сих пор провозглашаемый как конфедерация, де-факто есть федерация, в котором кантоны давно превратились в классические субъекты федерации. Евросоюз, напротив, являет собой пример клас
ru-wiki.ru
2.1.5. Федеративное государство
Федерация сегодня является самой распространенной (и получающей все большее распространение) сложной формой государственного устройства.
Федерация – это форма государственного устройства, подразумевающая деление государства на ряд политико-территориальных образований (субъектов федерации), политический и юридический статус которых предполагает их самостоятельность и независимость от центральных властей федеративного государства в вопросах, относимых к их компетенции.
Среди признаков федеративного государства называют следующие.
Территория федеративного государства состоит из территорий входящих в нее субъектов и в этом смысле не является единой с политико-административной точки зрения.
Различные варианты государственно-правового статуса, а также различные объемы самостоятельности разных территориальных образований позволяют говорить о возможности существования различных типов субъектов федерации. Многие авторы в связи с этим различают федерации симметричные, асимметричные и симметричные с элементами асимметрии.
Симметричная федерация предполагает единый (универсальный) статус для всех субъектов федерации и их равенство во взаимоотношениях с федеральным центром.
Асимметричная федеративная модель закрепляет существование двух или нескольких видов субъектов федерации с конституционно закрепленным различным экономико-правовым статусом и особым характером взаимоотношений с федеральным центром.
Абсолютно симметричная федерация предполагает одинаковый правовой статус ее субъектов, полное равноправие, единообразное распределение предметов ведения и полномочий. На деле таких идеальных федераций, пожалуй, нет.
Говоря о государствах, в которых конституцией и иными правовыми актами закреплено политическое и правовое равенство субъектов федерации, следует отметить, что фактическое состояние дел может быть несколько отличающимся от закрепленного конституционно. Поэтому говорят о существовании симметричных федераций с элементами асимметрии, к которым относят Германию, Австрию, Швейцарию и др. В данном случае все субъекты федерации признаются однородными по их природе и политико-правовому положению в федерации, а их различия не всегда относятся к их государственно-правовой природе, затрагивая лишь отдельные элементы формального или фактического статуса. Например, разные субъекты федерации могут обладать различным представительством в законодательных органах федерации. В Германии, согласно конституции, количество представителей земли в бундесрате зависит от численности ее населения: земля с населением более семи миллионов обладает уже шестью голосами в верней палате федерального парламента.
Симметричным федеративным государством можно было бы считать США, однако политико-правовая система страны предполагает возможность существования образований, хотя и обладающих высокой самостоятельностью, но значительно уступающих в правах субъектам федерации – штатам. То же можно сказать и о Канаде, наряду с десятью провинциями включающей в свой состав три территории: Северо-Западные территории, Юкон и Нанавут. «Ассоциированные территории» США с правовой точки зрения вообще считаются самостоятельными государствами. Таким образом, кроме собственно субъектов федерации в состав географического пространства федерации могут входить специальные округа и политико-территориальные единицы, например столичные округа (округ Колумбия в США, столичный округ Бразилиа в Бразилии). Статусом субъекта федерации они не обладают, хотя в перспективе могут таковой получить, если не де-юре, то де-факто (как, например, территории Аляска и Гавайи в США, постепенно получившие формальный статус штатов, фактически до того уже обладая широкими правами самоуправления).
Такие федерации, следуя формальным критериям обозначенной классификации, следует отнести к асимметричным. К числу явно асимметричных федераций можно отнести, кроме того, Индию, Пакистан и др.
Особую разновидность асимметричной федерации представляет собой Российская Федерация. Во-первых, в ней существуют шесть разновидностей субъектов федерации. Во-вторых, согласно Конституции 1993 г. все они являются равноправными субъектами федерации. В других же странах с федеративной формой государственного устройства существуют субъекты федерации, абсолютно равные между собой в правах, и несубъектные территориальные образования: федеральные территории, федеральные округа, зависимые территории и т. д., статусом субъекта федерации не обладающие.
Различный статус образований, входящих в состав федерации, часто связан с базовыми принципами выделения субъектов федеративного государства, обособления их территории и формирования политической самостоятельности. С этой точки зрения различают три принципа:
национально-территориальный;
территориальный;
комплексно-территориальный.
Подавляющее большинство федераций построено по территориальному признаку без учета этнического фактора (Аргентина, Бразилия, Германия, Мексика, ОАЭ, США, Швейцария).
Национально-территориальный принцип построения федерации предполагает создание субъектов федерации на территориях, где компактно проживает та или иная этническая группа. Этот принцип был положен в основу образования СФРЮ, Чехословакии, Бельгии, Эфиопии, частично он же используется в Индии.
Особым являлось отношение к процессу формирования федерации у советских марксистов. Федерализм воспринимался только как временный вариант разрешения «национального вопроса». Вообще же с точки зрения образования социалистического государства федерализм считался бесполезным, поскольку динамичное экономическое развитие возможно только в условиях единой социально-экономической системы, не отягощенной региональными особенностями и ограничениями24. Последующая интернационализация населения всех стран сделает его попросту ненужным, федерализм отомрет. Более поздние советские правоведы и государствоведы несколько изменили свое отношение к федерализму, но по-прежнему видели в нем не более чем способ разрешения того же «национального вопроса», воплощающий в себе специфический принцип «демократического централизма», являющийся прогрессивной особенностью советской федерации в отличие от федераций буржуазных25.
В настоящее время как теоретическое, так и практическое предпочтение чаще всего отдается комплексно-территориальному подходу. В этом случае при создании федерации учитывается и национальный фактор, и наряду с ним все иные: исторический, географический, экономический и др. (Индия, Пакистан, Малайзия).
Конституционно закрепленное и/или договорное разграничение предметов ведения и полномочий между федеральным и региональным уровнями власти.
В зависимости от того, какой именно способ был использован, различают различные типы федераций.
Договорными федерациями (или федерациями на основе союза) называются те федерации, которые были созданы на основе союза независимых государств (например, образование Танзании на основе договора об объединении Танганьики и Занзибара в 1964 г. или Союзной Республики Югославии в результате объединения Сербии и Черногории в 1992 г.). Также к этому типу относятся федерации, образованные в результате объединения или вступления в союз государственных образований или политических единиц, имевших фактически признаки государственности (штаты в США, кантоны в Швейцарии, эмираты в ОАЭ). Границы субъектов договорных федераций не могут быть изменены без их согласия.
Часто именно договорные федерации с точки зрения процесса формирования относятся к возникающим в результате объединения (ассоциации). Многие федеративные государства (в частности США и Швейцария, одними из первых реализовавшие именно федеративный опыт государственного устройства) родились в итоге процесса сближения между различными до этого времени суверенными государствами (государственными образованиями). Важными факторами, влияющими на принятие такого решения, как правило, являются военная угроза, желание создать единое экономическое пространство, гарантировать устойчивость против внутренних и внешних потрясений. Достаточно часто интеграции государств в федерацию предшествует этап создания конфедеративного объединения (те же США и Швейцария).
Конституционные федерации (или федерации на основе автономии) образовываются «сверху», актами государственной власти (Индия при реорганизации федерации в 1956 г., Пакистан на основе конституции 1973 г.). Их границы могут быть изменены актами центральных органов.
Деление существующих федеративных государств на две упомянутые группы актуально лишь в диахроническом аспекте и носит по преимуществу исторический характер, поскольку в настоящее время многие федерации являются конституционно-договорными. В них договоры могут служить средством «тонкой настройки» взаимодействия между федерацией и субъектами федеративного государства.
Для конституционных и конституционно-договорных федераций часто характерен иной способ образования: формирование в результате разделения единства (диссоциации) унитарного государства (или империи). Это разрушение унитарного государства происходит, как правило, благодаря давлению определенных этнических, лингвистических или религиозных меньшинств, которые, будучи недовольны политикой правительства, добившись автономии, хотят обеспечить себе независимость в решении своих проблем. Классическим примером такого рода федераций являются Россия, Бельгия. При определенных условиях государство унитарного типа может трансформироваться даже не в федерацию, а в конфедерацию (возможно, пройдя сначала федеративный этап: Российская империя – СССР – СНГ)26.
Субъект федерации обладает учредительными полномочиями: вправе принимать свои собственные конституционные акты, особенным образом по сравнению с федерацией в целом определяющие политико-правовую и экономико-правовую систему субъекта федерации.
Субъекты конституционных федераций характеризуются тем, что их субъекты могут не иметь собственных конституций.
Как правило, у субъектов федерации отсутствует право на сецессию.
Конституционно такое право за субъектами в современных федерациях не закрепляется. Исключения представляют собой конституции Сент-Китс и Невис и Эфиопии. Однако в последней право сецессии предоставлено скорее не субъектам федерации, а нациям, национальностям, народностям. К тому же процедура выхода из состава федерации такова, что решение все равно требует утверждения федеральным парламентом.
Субъекты федерации наделяются правом издания законов в пределах своей компетенции.
Обычно утверждается примат федеральных законов по отношению к законам субъекта федерации. Однозначно в пользу бесспорного главенства федерального законодательства решается вопрос об иерархии законов в Германии. Однако в пределах сферы своей собственной компетенции субъекты федерации могут обладать правом издания законов более высокой юридической силы, чем федеральные, принятые по тем же вопросам. Кстати, принятие федерацией законов по вопросам, отнесенным к компетенционной сфере субъекта федерации, зачастую рассматривается как нарушение. По крайней мере, формально подобное положение закреплено в Конституции России (пп. 4, 6 ст. 76), хотя расширительное толкование компетенции федерации позволяет обходить это положение.
Субъект федерации может обладать собственной судебной системой.
Классический пример – США. Более того, судебные системы пятидесяти штатов ощутимо отличаются друг от друга, хотя и имеют некоторые общие черты. Состав судебных органов штатов включает в себя суды двух или трех инстанций (общие суды), специальные суды, а также суды магистратов. Количество судей в судах одного уровня в разных штатах варьируется в широких пределах: суды промежуточной апелляционной инстанции (если она имеется) могут включать в себя от 10 до 50 судей. В каждом штате функционирует верховный (или называемый иначе, например, «апелляционный») суд. Судьи назначаются или выбираются на уровне штатов, муниципалитетов.
В Индии существует единая централизованная система судов; в Российской Федерации судебная система обладает лишь отдельными элементами децентрализации.
Двойное гражданство.
Этот признак также нельзя считать общеобязательным, хотя он присутствует довольно часто: конституционно закреплен в США, ФРГ, Австрии, Швейцарии. Обычно субъекты договорной федерации имеют свое гражданство в дополнение к гражданству федеральному.
Парламентский бикамерализм на уровне федерации (не является общеобязательным признаком, но встречается очень часто).
Нижняя палата двухпалатного федерального парламента формируется на основе принципа всенародного представительства (палата представителей в конгрессе США, палата общин канадского парламента, народная палата индийского парламента, палата депутатов в национальном конгрессе мексиканских штатов).
Верхняя палата представляет интересы субъектов федерации (сенат в конгрессе США, в парламенте Канады и в Мексике, совет штатов в Индии). Основной принцип ее формирования – территориальный, но возможно его дополнение и другими принципами (в Индии, например, часть сенаторов назначается президентом из числа лиц «с большим практическим опытом» и «особыми заслугами» в сфере литературы, науки и искусства, общественной жизни). Фактически двухпалатной является структура представительной власти на уровне федерации в Германии: нижняя палата – бундестаг, верхняя – бундесрат.
Встречаются и исключения: однопалатный парламент (национальная ассамблея) в Судане, в Федерации Коморских островов (федеральная ассамблея), Сент-Китс и Невис (национальное собрание). Особым образом устроена высшая власть на уровне федерации в Объединенных Арабских Эмиратах, где существует высший совет федерации (правители эмиратов) и федеральный национальный совет (совещательный орган при правительстве – совете министров, – члены которого в настоящее время назначаются правителями эмиратов).
Обычно федеративные государства характеризуются значительной степенью автономии политико-территориальных единиц, закрепленной в конституции.
В настоящее время федеративными, так или иначе, признаются 24 государства: Аргентина, Австралия, Австрия, Бельгия, Босния-и-Герцеговина, Бразилия, Канада, Коморские острова, Эфиопия, Германия, Индия, Малайзия, Мексика, Микронезия, Нигерия, Пакистан, Российская Федерация, Сент-Китс и Невис, Судан, Швейцария, ОАЭ, США, Венесуэла, Югославия. Некоторые из них стремительно эволюционируют к унитарному государству (например, Нигерия), некоторые поддерживаются в целостности только при помощи усилий мирового сообщества (например, Босния-и-Герцеговина), а некоторые находятся на грани распада (например, Сент-Китс и Невис).
Вместе с тем большие государства с многонациональным составом, использующие унитарную модель отношений «центр – регионы», тяготеют к авторитаризму, так как различие интересов населения разных регионов толкает их на сопротивление центральной власти, ослабление которой часто приводит к распаду государства. Последние примеры: СССР, СФРЮ, Индонезия, Эфиопия.
Именно поэтому очень велико историческое значение практического опыта по построению успешного федерализма, пример которого могут продемонстрировать США, Германия, Бельгия и т. д. Обращает на себя внимание то обстоятельство, что, как правило, государства с эффективными моделями федеративных отношений принадлежат к европейской культуре, имеющей достаточно богатый опыт становления и развития демократии. Взаимосвязь демократии и федерализма очевидна, так как федерализм – это демократия в отношениях между центром и регионами. Построить федеративное государство при практическом отсутствии демократии часто оказывается невозможным, подобный федерализм будет, скорее всего, фиктивным, «фантомным», в большей степени похожим на отношения сюзеренитета-вассалитета.
Если говорить о культурно-исторических особенностях федерализма как принципа государственного устройства, то интересной является следующая типология федеративных государств27, которая основана как раз на систематизации специфических моделей развития федераций.
Западноевропейский тип: Австрия, Бельгия, Германия, Швейцария – старые западноевропейские федерации с длительными традициями самоуправления или независимой государственности составных частей, устойчивым соотношением между политической и этнической идентичностью граждан.
К этому же типу в данной классификации относятся многие унитарные западноевропейские государства, имеющие в своей структуре федерированные элементы, – Испания, Великобритания, Финляндия, Италия и др. (в литературе называемые часто полуфедеративными или квазифедеративными).
Североамериканский тип: США, Канада, Австралия – старые англоязычные «переселенческие» федерации, созданные «снизу» в ходе строительства либеральной демократии, мало связанные с этническими и иными социальными различиями, характеризующиеся высокой децентрализацией государственной власти и устойчивой политической идентичностью граждан.
Латиноамериканский тип: Мексика, Аргентина, Венесуэла, Бразилия – старые «переселенческие» федерации, созданные «сверху» в результате распада испанской и португальской империй из частей их колоний, не связанные с этническими различиями. Асимметричны, обладают большим числом субъектов и высокой централизацией государственной власти параллельно с развитыми институтами самоуправления в субъектах. Многочисленность регионов и асимметричность федерации – создание новых полноправных субъектов из территорий или путем деления «старых» штатов – традиционно используются в латиноамериканских странах как клапаны для регулирования внутрифедеративных отношений и социальной напряженности.
Островной тип: Федеративные Штаты Микронезии, Сент-Китс и Невис, Коморские острова – молодые островные федерации, созданные в результате распада колониальных империй. Асимметричны и слабоинтегрированны.
Афро-азиатский тип: Индия, Малайзия, ОАЭ, ЮАР – молодые, но устойчивые централизованные федерации, созданные «сверху» на базе компромисса между элитами существовавших прежде федеративных государств и/или национальными элитами регионов, ставших субъектами федерации. Высокоасимметричны, с сильными различиями в потенциале регионов; как правило, в центре и на местах сохраняются существенные элементы авторитарного правления.
Нигерийский тип: Нигерия, Пакистан, Эфиопия – молодые высокоцентрализованные федерации с неустойчивыми авторитарными режимами, возникшие в результате деколонизации, в которых принципы федеративного устройства используются центральными властями как средство сохранения единства разнородных в этническом, социальном и экономическом отношении регионов. Асимметричны, со слабыми и формальными институтами самоуправления на местах, узаконенным частым вмешательством центра в дела регионов, вплоть до коренной перекройки границ между ними.
Российская модель. Нынешний российский федерализм чрезвычайно эклектичен и сочетает многие элементы из советского и имперского наследия с новейшими заимствованиями из опыта либеральных демократий и собственными «наработками». Россию, наряду с Югославией, можно отнести к уникальному «постсоциалистическому» типу. Обе эти страны – молодые многонациональные федерации с глубокими внутренними этническими и социально-экономическими различиями, унаследовавшие от своих исторических предшественников асимметричность и использование в государственном устройстве принципа национально-территориальной автономии.
studfiles.net
Унитарные и федеративные государства — часть 5
Относительно децентрализованными унитарными государствами являются такие, в которых высшие территориальные единицы носят исключительно или главным образом административный характер, а самоуправляются лишь низовые единицы.
Например, Конституция Республики Болгарии 1991 года[12] устанавливает: «Республика Болгария является единым государством с местным самоуправлением. В ней не допускаются автономные территориальные образования». Нетрудно видеть, что последняя норма направлена против возможных намерений компактно проживающего и растущего турецкого меньшинства. Но независимо от этого не слишком точного конституционного положения (местное самоуправление по определению предполагает территориальную автономию), Конституция характеризует общину как основную административно-территориальную единицу, в которой осуществляется местное самоуправление. Что же касается единиц высшего уровня — областей, то это — административно-территориальная единица для проведения региональной политики, осуществления государственного управления на местах и обеспечения соответствия между национальными и местными интересами, а поэтому управление в области осуществляется областным управляющим с помощью областной администрации. Областной управляющий назначается Советом министров и обеспечивает проведение государственной политики, отвечает за защиту национальных интересов (о согласовании с местными уже речи нет), законности и общественного порядка, осуществляет административный контроль.
Наконец, централизованные унитарные государства — это те, в которых нет местной автономии вообще, а функции власти на местах осуществляют только назначенные сверху администраторы. Это государства с выраженными авторитарными политическими режимами. В ряде стран Тропической Африки значительная роль в осуществлении власти на местах принадлежит родоплеменным вождям. Впрочем, сейчас редко можно встреть государства, где на местах отсутствуют выборные органы. Однако в странах с однопартийной системой формальное наличие местных выборных органов власти есть не более чем ширма для всевластия на местах единоличных партийных руководителей, которые, в свою очередь, находятся под жестким контролем центральной партийной власти.
Подводя итог вышесказанному, можно заключить, что унитарное государство – это единое государственное образование. Государство при этом делится лишь на административно-территориальные части. Для такого государства характерно существование общих для всей страны высших органов государственной власти и управления, единой судебной системы и конституции. Унитаризм вызывался потребностями единого рынка, удобствами осуществления государственной администрации и не ставился в связь с национально-этнической или расовой структурой населения. Подавляющее большинство современных унитарных государств – государства мононациональные.
3. ФЕДЕРАЦИЯ
3.1 Понятие федерации
Более сложной формой государственного устройства является федерация — сложное, союзное государство, части которого являются государственными образованиями и обладают той или иной мерой суверенитета[13] .
Понятие федеративной формы государства достаточно полно было сформулировано классической юриспруденцией с акцентом на анализ, прежде всего юридической характеристики ее признаков, без учета социально-классового содержания этой формы. Ценность такого подхода заключается в раскрытии общих конституционно-правовых свойств федерации, известной универсальности ее определения и возможности широкого его использования в условиях различных исторических типов федерации.
Сам термин «федерация» происходит от латинского слова foedus, которое переводится как «договор» или «союз», что нередко служит основанием для определения федерации как союзного государства, основанного на договоре ряда государств. Это не вполне точно с позиции юридического, а не просто грамматического толкования. Дело в том, что понятие союзного государства гораздо шире, чем понятие федерации как с точки зрения сферы охватываемых отношений, так и форм объединения государств (к формам союзного государства, помимо федерации, могут относиться личные или реальные унии, формы вассалитета и суверенитета, содружества государств, ассоциативные формы). К тому же в своем большинстве федерации – это не союзы, основанные на договоре.
Таким образом, федерация как форма государственного устройства – это единое государство, объединяющее в своем составе либо состоящее из выделяемых в пределах ее территории самостоятельных государственных образований, обладающих властью в отношении тех вопросов, которые не относятся к компетенции федеральной власти. Значит федерация – это уже не союз разрозненных государств, каковым является конфедерация, а единое государство, которое может быть союзным, если в его основе лежит союзный договор, либо не обладать качеством союзного государства. Но в любом случае она является государством, существующим сверх и наряду с теми государствами (или иными образованиями), которые входят в ее состав.
Важно также отметить, что «в последние годы термин «федерация» становится размытым, что произошло не без влияния сначала известного американского политолога Д. Элейзера, а затем другого американского социолога А. Лейпхарта».[14] К федерациям в западной литературе теперь относят ООН, федерализм видят в отношениях этнических групп и другого населения в Швеции и Норвегии, в структуре политической системы общества и т.д. На наш взгляд, это ошибочное мнение, так как здесь происходит смешивание государственного и негосударственного федерализма и из понятия федерации исключается главное – сочетание двух государственных (хотя и неодинаковых) властей.Различают автономную и союзную федерации. В различных странах федеративное государственное устройство имеет свои уникальные особенности, которые определяются историческими условиями образования конкретной федерации, в том числе национальным составом населения, своеобразием культуры и быта народа и т. д. Вместе с тем можно выделить наиболее характерные юридические признаки для большинства федеративных государств. Так, в федеративном государстве существуют общефедеральные органы государственной власти, решения которых являются обязательными для субъектов федерации в той мере, в какой это определено законом. Наряду с высшими федеральными органами существуют высшие органы государственной власти субъектов федерации – республик, земель, штатов, кантонов и т. п.
Территория союзной федерации состоит из совокупности территорий ее субъектов, каждый гражданин субъекта федерации является одновременно гражданином всей страны.
В состав современных федераций входит различное число субъектов: США — 50, Австралийского Союза — 6, Канады — 10, Австрии — 9, Бельгии — 3, ФРГ — 16, Швейцарии — 23, Аргентины — 22, Бразилии — 26, Венесуэлы — 20, Мексики — 31, Индии — 25, Пакистана — 4, ОАЭ — 7, Малайзии — 13, Нигерии — 21, Коморских островов — 3. Самое большое количество субъектов входит в состав Российской Федерации — 89.[15]
Для федерации характерны федеральные вооруженные силы, единая финансовая, налоговая, денежная системы. Основную внешнеполитическую деятельность осуществляют федеральные органы.
Федеративная форма государственного устройства может быть выражением и воплощением различных видов общественных отношений. Так, например, США, Мексика, ФРГ – это федеративные государства, образованные не по национальному признаку. Они обязаны своим возникновением и существованием региональным интересам определенных групп населения. Российская Федерация, Индия представляют собой многонациональные государства. Каждый народ официально представлен определенным субъектом федерации.
В условиях Российской Федерации применяется своеобразная форма государственного устройства. В ее основе лежит идея единства и целостности государства[16] , что позволяет говорить о преобладании принципа унитаризма в ее построении, выражающемся в продолжении осуществления реальной политики из центра[17] .
Как правило, федерации возникает на основе нормативного договора (образование СССР в 1922 г.) либо принятия конституции (как это было в 1787 г. в США).
Определенная государственная самостоятельность субъектов федерации закрепляются чаще всего специальным нормативным актом или конституцией союзного государства.
3.2 Особенности федерации как формы государственного устройства
По данным ООН в современном мире 201 государство, десятую часть из этих государств составляют (более двадцати) федерации, в которых проживает около трети населения Земли. Они располmirznanii.com
список, история и интересные факты
Федеративной республикой является государство со сложной структурой и двухуровневой системой органов власти и законодательной деятельностью. Это объединение нескольких территориальных образований, которые имеют юридическую и политическую самостоятельность. То есть государственно-территориальные единицы федерации не обладают суверенитетом, но имеют достаточно большие полномочия в сфере внутренней политики. Еще один признак — ни одна из этих республик не имеет право свободно выйти из состава объединения.
Федеративные республики имеют республиканскую форму правления. Иными словами, органы власти выбираются на определенный срок либо формируются парламентом. Основное отличие республиканской формы правления от других форм – выборность главы государства, никакой наследственной передачи власти не предусмотрено.

Исторические примеры
Естественно, что самый яркий пример — СССР. Государство просуществовало 69 лет: с 1922 по 1991 гг. Страна занимала самую большую площадь в сравнении с другими государствами: около 1/6 обитаемой суши всей планеты.
Образовалось она на территории Российской империи, не включая Финляндию, но частично занимая Польское царство и ряд других государств. С 1989 года начался процесс распада федерации. Он сопровождался острым сопротивлением и противостоянием внутри как в центральной власти, так и на местном уровне. В итоге в марте 1991 году был проведен референдум (только в 9 из 15 республик). По итогам голосования выяснилось, что за сохранение федерации, пускай и в обновленном составе — 2/3 проголосовавших. Но после Августовского путча власти уже не могли сохранить прежние границы. В декабре того же года была подписана декларация о прекращении существования Советского Союза.
В состав СССР входило 15 республик, к примеру — Российская федеративная социалистическая республика. Эта аббревиатура употреблялась еще в отношении независимого государства с 1917 по 1922 гг. Название в официальных документах появилось в 1918-м. В дальнейшем РСФСР вошла в состав Советского Союза.
На уровне Конституции СССР понятие Советская федеративная социалистическая республика было введено в 1936 году. В основном законе самой страны аббревиатура появилась через год.

Чехословацкая Социалистическая Республика
Это государство тоже является историческим примером федерации. Просуществовала она около 30 лет. Хотя конституционный закон о Чехословацкой федерации был принят только в 1969 году, когда унитарную форму упразднили и произошло преобразование в федерацию. В составе было только 2 республики – Чешская и Словацкая. В 1993 году союз распалась, и появились две новых суверенных государственных единицы – Чехия и Словакия.
Республика Соединенных провинций
Одна из самых «старейших» федеративных республик, носившая официальное название – Республика Семи Объединенных Нижних Земель. Просуществовал союз достаточно длительное время: с 1581 по 1795 гг. — 214 лет. Федерация занимала не более 40 тыс. км2, с населением около 1,8 миллионов жителей. Тем не менее, в нее входило 9 провинций:
- Голландия.
- Гельдерн.
- Зеландия.
- Фрисландия.
- Утрехт.
- Оверэйссел.
- Грониген.
А также провинция Ландшафт Дренте. Она не имела даже представителя в Генеральных штатах. Однако значилась с полноценным провинциальным статусом и законодательным органом в своем регионе. В составе еще были Генеральные земли – территории, которые не вошли ни в одну провинцию, руководство ими осуществлялось непосредственно Генеральными Штатами.
Современные реалии
На сегодняшний день в мире насчитывается 23 федеративных государства. Республики представлены в виде парламентских, президентских, смешанных и федеративных форм.
Президентские республики
Особенностью такого федеративного управления является то, что в стране значительную роль играет президент. В его руках сконцентрированы полномочия главы правительства и государства. Охарактеризовать такую форму правления еще можно как дуалистическая республика. Иными словами, исполнительная власть сосредоточена в президентских руках, а законотворческая деятельность отдана на откуп парламенту.
Список государств:
Наименование | Кол-во автономных территориальных единиц | Экономика |
Аргентина | 23 провинции и 1 автономный столичный округ | Входит в десятку крупнейших стран с залежами урана. В 2014 году в стране был технический дефолт, хотя глава государства эту информацию полностью отрицал. ВВП на душу населения в 2015 году – 13 425 долларов США. |
Бразилия | 26 штатов и 1 столичный округ | ВВП на душу населения в 2014 году – 11 281 доллар США |
Союз Коморских островов | 4 автономных острова, подконтрольные Франции | Индекс человеческого развития в республике очень низкий — она занимает 169-е место. ВВП на 1 человека в прошлом году было около 744 долларов |
Мексика | В составе 31 штат и 1 федеральный округ | В стране индекс человеческого развития достаточно высокий – 0,775 и страна находится по этому показателю на 61-м месте |
Федеративные штаты Микронезии | 4 штата | Численность республики около 105 тысяч человек. Государство неразрывно связано с США и здесь наблюдается высокий показатель эмиграции: около 0,28 % |
Нигерия | 36 штатов и 1 столица | Достаточно бедная страна с ВВП на душу населения в 2016 году – 2 640 долларов |
Южный Судан | 10 штатов и есть несколько спорных территорий | Занимает 181-е место по уровню жизни, с ИЧР – 0,418 |
США | 50 штатов | ВВП в 2016 году на 1 человека – 57 220 долларов |
Боливарианская Республика Венесуэла | 23 штата | В 2017 году, в стране около 93% населения жалуется на недоедание, а ожидаемый уровень инфляции – 1000% |
Республика Союз Мьянма | 7 штатов и 5 самоуправляемых зон | 70% населения занято в сельском хозяйстве. В стране огромные природные ресурсы: от газа до золота. Государство — второе после Афганистана по незаконному изготовлению и экспорту опиума |
Сомали | 6 штатов | Несмотря на постоянные внутренние распри, стране удается поддерживать экономику на среднем уровне. Основные направления – животноводство и денежные переводы |
Судан | 18 провинций | Основной сектор экономики – животноводство и добыча нефти, но ИЧР на достаточно низком уровне – 0,479 |
Парламентские государства
Федеративные республики с такой формой правления характеризуются перевесом полномочий в сторону парламента. Правительство страны отвечает за свои действия перед ним, а не перед президентом.
Список государств:
Наименование | Кол-во автономных территориальных единиц | Экономика |
Австрия | 9 федеральных земель | Очень высокий показатель ИЧР – 0,881 |
Босния и Герцеговина | 2 энтитета: Федерация Боснии, Герцеговины и Республики Сербской | Фактически считается конфедерацией — члены имеют право расторгнуть договор с государством и выйти из состав в любой момент |
Эфиопия | Включает в себя 9 регионов и 2 города-региона, деление проводилось по этническому составу | ВВП в 2016 году составило 159 млрд долларов |
Германия | 16 равноправных земель | ИЧР по состоянию на 2015 год составило 0,926 — это 4 место |
Индия | 29 штатов, 6 союзных территорий, 1 национальный столичный округ | Несмотря на самую древнейшую историю и то, что государство по территории занимает 7 место, ВВП на душу населения в 2014 году – 1 626 долларов, а это 145 место в мире |
Ирак | 18 провинций | Аграрная страна, которая по уровню жизни находится на 121 месте |
Непал | 5 регионов | Уровень жизни средний. В стране множество заповедных зон и национальных парков |
Пакистан | 4 провинции, 2 территории Кашмира, 1 территория племен, 1 столичная территория | С 2000 годов в стране устойчивый экономический рост |
Страна с федеральным принципом правления
В этом списке лишь 1 страна – Швейцария. Несмотря на то, что государство по размеру территорий занимает только 132-е место в мире, уровень жизни здесь достаточно высокий. ИЧР в 2015 году достиг уровня 0,917. В республике 20 кантонов и 6 полукантонов. В свою очередь, эти территориальные единицы могут делиться на округа, общины и города.
Смешанный тип правления
Это список представлен двумя странами:
Форма правления предполагает достижение оптимального равновесия в полномочиях парламента и президента.
fb.ru