Абсолютная и конституционная монархия – , , , , —

Чем отличается абсолютная монархия от монархии современного типа

Монархия как форма правления представлена несколькими разновидностями. В числе таковых — абсолютная монархия. В чем ее основные признаки?

Что представляет собой абсолютная монархия?

Абсолютной монархией принято считать форму правления, которая характеризуется неограниченной властью правителя — царя, короля, эмира. Он осуществляет принятие законов, отдает распоряжения относительно их исполнения, может быть субъектом вынесения судебных решений, в некоторых государственных системах является духовным лидером. Власть главы государства в абсолютной монархии, как правило, передается по наследству.

В системе политического устройства абсолютных монархий могут присутствовать иные органы власти. Но чаще всего это структуры, которые не оказывают существенного влияния на решения, принимаемые правителем, и более того — являются напрямую подотчетными ему.

Административная система в абсолютной монархии чаще всего сильно централизована. Полномочия местной власти сведены к минимуму. Функции представителей центральной власти в отдельных частях страны строго регламентированы.

Экономика государства, являющегося абсолютной монархией, характеризуется постоянным вмешательством властей в хозяйственные процессы. Но при этом могут активно защищаться интересы национальных производителей на международном рынке.

к содержанию ↑

Сравнение

В научной литературе такая форма правления, как абсолютная монархия (называемая также традиционной), чаще всего противопоставляется монархии конституционной, которая характеризует многие современные государства.

По ряду ключевых признаков обе формы правления схожи. Власть правителя и там и там передается по наследству. Монарх в обеих формах правления является юридически независимым от каких-либо иных политических структур. Однако его полномочия неодинаковы в абсолютной и конституционной монархии. В чем это выражается?

Выше мы отметили, что глава государства, являющегося абсолютной монархией, единолично принимает законы, следит за их исполнением, иногда — выступает субъектом принятия судебных решений. В конституционной монархии данные функции распределены между независимыми от монарха и друг от друга ветвями власти — законодательной, исполнительной и судебной.

Их формирование осуществляется посредством выборов или регламентов, установленных в отдельных источниках права, и соответствующие процедуры осуществляются, как правило, без активного участия монарха. Его функции могут сводиться к подписанию необходимых документов, которые удостоверяют полномочия тех или иных органов власти.

Таким образом, главное отличие абсолютной монархии от монархии конституционной — в уровне полномочий правителя. В первом случае они не ограничены и не разделяются с иными политическими структурами. В конституционной монархии их значительная часть передается на уровень законодательной, представительной и судебной ветвей власти.

Административная система в конституционных монархиях чаще всего не так централизована, как в абсолютных. Местные органы власти, муниципалитеты имеют довольно большой объем полномочий. Деятельность чиновников зачастую не подотчетна центральным органам власти.

Экономика в конституционной монархии характеризуется не столь сильным вмешательством государства в хозяйственные процессы, как это может наблюдаться в абсолютных монархиях. За экономическое развитие в данном случае отвечают главным образом министерства и ведомства в рамках исполнительной ветви власти, но их полномочия строго регламентированы законом и нередко сильно ограничены.

Определив, в чем разница между абсолютной монархией и монархией современного типа, отразим основные выводы в таблице.

к содержанию ↑

Таблица

Абсолютная монархияМонархия конституционная (современного типа)
Что между ними общего?
Глава государства — монарх, его власть передается по наследству
Монарх юридически независим от иных политических структур, формируемых в государстве
В чем разница между ними?
Полномочия монарха не ограничены закономПолномочия монарха ограничены законом (значительная часть из них передана на уровень законодательной, исполнительной и судебной власти)
Административная система в государстве сильно централизована: чиновники на уровне местной власти подотчетны центральным органам управленияЦентрализация административной системы, как правило, значительно слабее, чем в абсолютной монархии: чиновники на уровне местной власти могут быть не подотчетны центральным органам управления
Государство осуществляет активное вмешательство в экономикуВмешательство в экономику осуществляет, как правило, только один или несколько государственных органов при наличии ограничений, прописанных в законах

thedifference.ru

Абсолютная и конституционная монархия.: antoin

Гарольд Дж. Берман в книге «Западная традиция права» среди прочих ошибок допускает такую: по его мнению, в Англии перед революциями была абсолютная монархия, а после — конституционная. Это не только его точка зрения, но уже прочная тенденция среди историков, которая юристу непонятна. Ведь, на самом деле, если не воспринимать такие фразы бездумно, то возникает вопрос: а что же там так изменилось? Подобное утверждение оказывается бессмысленным набором слов, ведь в юридической конструкции государственной власти Англии после революций не изменилось ни-че-го. Те акты, которые называют основами конституционной монархии — Акт о habeas corpus, Билль о правах, Акт об устроении, — не привнесли существенных новшеств. Например, процедура habeas corpus, по словам Блэкстона, применялась ещё в царствование Эдуарда I (а истоки лежат вообще в Magna Carta), и кроме того она не имеет никакого отношения к устройству государственной власти. Запреты собирать налоги и армию без Парламента в Билле о правах ничем не отличались от прежней ситуации (именно на этот порядок рассчитывала Палата Общин, когда подкупила шотландцев начать войну, чтобы вынудить Карла I собрать распущенный им Парламент). Акт об устроении вообще имеет только одно значимое в рассматриваем ракурсе положение: о принципе контрасигнатуры (акты короля должен подписывать соответствующий министр), которые не ограничивает власть короля, а наоборот — подчёркивает, что всю ответственность за принятие акта несёт подписавший его министр, и это опять-таки лишь повторяет прежний порядок.
Так что единственный итог изнурительной гражданской войны и двух революций — смена актёров, но не ролей. Потоки крови, лозунги и казни — а единственный результат в том, что финансовые группировки добились возможности влиять на короля и государственную политику, но что общего здесь с конституционализмом?Разве в Англии появилась конституция? Нет. Говорят, будто это просто «неписанная конституция», чьи положения раскиданы по разным местам. Но если понимать её как совокупность основополагающих принципов функционирования государства, то тогда любое государство обладает «неписанной конституцией», те или иные основные принципы осуществления публичной власти всегда так или иначе «раскиданы» по законам. Поскольку историки всё равно любят определять, с какого момента монархия стала «конституционной», очевидно, что несмотря на провозглашение вышеуказанного критерия они вкладывают в рассматриваемое понятие и другой смысл.
На самом деле конституционными принципами историки нам предлагают считать принципы демократии и либерализма, но это уже вопрос не права, а идеологии, и он мало значит для реальной политики. Демократия и либерализм, как известно — тоже всего лишь слова, красивые лозунги для одурения масс, вот и получается так, что на практике «абсолютная» монархия от «конституционной» отличалась только названием.Итак, «конституционная монархия» это миф, а основной итог всех революций не в смене структуры власти — а в том, например, что английский трон занял штатгальтер Нидерландов Вильгельм Оранский, ставленник амстердамских финансистов, а сразу же после его воцарения был создан Банк Англии, во главе которого встал — кто бы вы думали? — амстердамец. При сохранении прежних законов в стране просто возникла такая расстановка сил, когда финансовые группировки превратили представительный орган (Палату Общин) в инструмент своих интересов (ведь короля и лордов подкупить труднее). А действительно важные изменения, которые в конце концов сделали монархов Англии чисто символическими фигурами, произошли а) позже — в XVIII-XIX вв., б) очень медленно, причём большинство изменений имели вид неписаных обычаев, когда король юридически имеет полномочия, но фактически их не использует.Вторая сторона медали, наверное, более важная, чем первая — под «абсолютной монархией» сегодня тоже понимают вовсе не то, что было в действительности. Считают, будто это период, когда король обладает жёсткой централизованной властью и не имеет ограничений по её осуществлению. Но это абсурд: власть не может быть неограниченной. Анализ истории развития государственной власти в Средние века показывает, что в то время действительно было мало документов, где бы исчерпывающе перечислялись права и обязанности короля и подданных. Впрочем, и в области частного права письменных договоров было немного. Однако специфика Средних веков состоит в том, что в силу ряда причин большинство норм существовали в устном виде, но при этом соблюдались строже, чем иной письменный договор в наше время.
Точно так дело обстояло с публичным правом: моменты особенно острых споров между монархом и подданными показывают, что все субъекты властеотношений прекрасно знали и строго исполняли нормы обычаев. Полномочия, привилегии, компетенция — всё это на самом деле было определено крайне жёстко. Король не мог и шагу в сторону сделать от неписаных законов, потому что эти же законы были основанием его власти и обязанностей его вассалов. Нарушив одну норму, он мог спровоцировать неповиновение подданных и крах всей государственной системы. Конфликт Карла I и Парламента в Англии с юридической точки зрения состоял в том, что король соблюдал законы и обычаи, а Палата Общин ломала сложившееся устройство, добиваясь власти для себя (и своих спонсоров-финансистов). А помимо устных норм и письменных законов монарх всегда был ограничен необходимостью учитывать соотношение сил в обществе. Королю было труднее начать войну с соседним государством, чем сегодняшнему президенту. Где уж тут тиранический абсолютизм!
Для примера можно вспомнить, что во время споров Карла I с Парламентом английский король возражает парламентариям, требующим нарушить устоявшуюся систему правления, тем, что указывает на божественное или естественное право, которое содержит ограничения, которые даже он не может преступить своей властью, оно диктует монарху, как именно и с какими целями он обязан себя вести в отношении страны. Внешне это вызывает удивление — что может быть выше воли короля? — но в словах Карла видна твёрдая уверенность, мы видим, что это естественное, нигде не зафиксированное право воспринимается как связанная с титулом норма поведения, которую надо соблюдать так же как и письменные законы. Честное слово, достаточно прочитать эти дебаты, чтобы понять суть сложной системы функционирования монархии и смысл этой формы правления.Однако термин «абсолютная монархия» встречается с XV века. Почему? А потому, что означал он не то, что сегодня говорят малообразованные историки. Если открыть словари XV и XVI веков, то там можно обнаружить другой, настоящий смысл: абсолютным считается тот монарх, который никому не подчиняется.
Это пояснение отсылает нас в глубь Средневековья, когда действовали сложнейшие системы взаимосвязи государств. Как можно говорить о подчинении применительно к королю? Очень просто: юридически титул короля стоит ниже царя и императора. Гордые византийцы были правы: Римская империя не прекратила своё существование с падением императора Запада, ведь власть любого из императоров распространялась на всю территорию. С точки зрения Константинополя все варварские короли были лишь дуксами-наместниками имперских провинций, и короли соглашались с такой позицией, были весьма недовольны, но соглашались.
Потом многое изменилось. Карл Великий всё же договорился с Византией и получил императорский титул. Папа римский добился признания его как верховного владыки и активно вмешивался в европейскую политику. Например, после спора с Ватиканом Иоанн Безземельный был вынужден юридически передать Англию в собственность Папы римского, а тот как бы вернул её королю в лен. За это английские короли, юридически являясь вассалами Пап, ежегодно платили в Рим крупную сумму до тех пор, пока Генрих VIII не провёл церковную реформу и не стал главой англиканской церкви. Только с этого момента он стал называть себя императором — то есть абсолютным владыкой, который не подчиняется никакому высшему суверену. Об отсутствии прочих ограничений власти речи и не шло.На Руси такая ситуация казалась забавной, и царь Иоанн IV («за крутой нрав прозванный Васильевичем») неоднократно указывал, что в отличие от королей его власть самодержавна, ибо не подчинена ни папам, ни императорам.
«Самодержавие» — вот правильный перевод на русский язык термина «абсолютная монархия».
‘The Eve of the Battle of Edgehill, 1642’
By Charles Landseer (1799 — 1879)

antoin.livejournal.com

Абсолютная и конституционная монархия — курсовая работа

  1. Виды монархий в современном мире.

введение

Форма государственного правления характеризует структуру высших органов государственной власти,порядок их образования,распределение компетенции между ними,взаимоотношения этих органов друг с другом.

Характер формы правления,существующей в данном государстве ,зависит от организации верховной государственной власти,точнее — от определения правового положения одного высшего органа государственной власти — главы государства. В конечном счете различие между двумя основными формами правления,существующими в зарубежных государствах,- монархией и республикой,зависит от того,кто стоит во главе государства. Такие его особенности,как демократизм или реакционность,централизация или децентрализация и некоторые другие не находятся в прямой зависимости от формы правления. Тем не менее,форма правления существенна,так как она налагает определенный отпечаток на структуру государственного аппарата и существующие между его отдельными звеньями взаимоотношения.

Современный мир насчитывает немало государств с монархической формой правления. Монархия — традиционная у многих народов система организации государственной власти, и народ стран-монархий до такой степени привыкает к этой форме правления, что монархия может изменяться, реставрироваться, но все равно быть эталоном организации государственной власти.

 

Монархии  многому могут учиться у республик  и наоборот.

Актуальность  темы данной курсовой работы очевидна: ведь из первого десятка стран  с наивысшим уровнем жизни  граждан подавляющее большинство  являются монархиями. Оказывается что  монархии как ни странно, оставили далеко позади страны с иной формой правления  практически по любому показателю.  

Цель данной работы рассмотреть  организацию монархической формы  правления в современном мире.

Исходя из поставленной цели, задачами является:

— раскрытие понятия монархической  формы правления и ее характерных  признаков;

— изучение видов монархий в  современном мире;

— раскрытие понятия престолонаследие;

— освещение ряда государств, где формой правления является монархия.

 

 

 

 

 

  1. Монархия, как форма правления государством

1.1Понятие и признаки монархии

Монархия (от греч. monarchía — единовластие, единодержавие), в эксплуататорских государствах форма правления, при которой верховная государственная власть формально (полностью или частично) сосредоточена в руках единоличного главы государства — монарха. Монархическая форма правления существовала в рабовладельческом и феодальном обществе, она сохранилась и в ряде буржуазных государств.

 

Основными признаками классической формы  правления являются:

  • существование единоличного главы государства, пользующегося своей властью пожизненно (царь, король, император, шах)
    [1]
    ;
  • как правило наследственный (согласно обычаю или закону) порядок преемственности верховной власти;
  • монарх олицетворяет единство нации, историческую преемственность традиции, представляет государство на международной арене;
  • юридический иммунитет и независимость монарха, которые подчеркивает институт контрасигнатуры.

 

  

Власть   монарха,  как  правило,является пожизненной и передается в порядке престолонаследия.

 
1.2. Престолонаследие

 
     Престолонаследие – переход  власти  монарха  от  одного  представителя 
 
царствующего дома (династии) к другому в установленном законом  порядке.  Внастоящее  время  существуют   три   основные   системы   престолонаследия. 
 
Салическая система сводится к тому, что наследование осуществляется  только по  мужской  линии.  Женщины  

из  круга   престолонаследников   исключаются 
 
полностью (Швеция). Кастильская система  не  исключает  женщин  из  очереди 
 
престолонаследия, но отдает предпочтение мужчинам: младший  брат  исключает 
 
старшую сестру (Великобритания). Австрийская система не  исключает  женщин, 
 
но дает мужчинам и мужским линиям преимущество во всех  линиях  и  во  всех 
 
степенях родства. Женщины наследуют  престол  лишь  при  полном  пресечении 
 
всего мужского потомства и всех мужских линий. 
 
 
         Другой важной формой правления  является  регентство  –  временное 
 
коллегиальное  или единоличное осуществление полномочий главы государства в 
 
монархиях в случае продолжительной  болезни,  малолетства,  или  временного 
 
отсутствия монарха. 
 
         В зависимости от принципа наследования власти, монархия может быть 
 
династической, родовой и выборной. 
 
      В династической монархии действует строгий принцип, в соответствии  с 
 
которым престол передается от отца к сыну или от брата  к  брату,  как  это 
 
было на Руси. 
 
      Гораздо чаще нам встречается родовая монархия, где действовал принцип 
 
принадлежности к династии. Претендент на престол должен был  быть  выходцем 
 
из царского рода. Правда, это  вовсе  не  означало,  что  он  автоматически 
 
наследовал корону. 
 
      Особая  разновидность  монархии  –  выборная,   сочетающая   элементы 
 
монархии и республики. Выборная монархия была и в Византии. Она не является 
 
редкостью. В Экваториальной Африке до  сих  пор  совет  старейшин  избирает 
 
племенных королей сроком на год, а через год этот совет вновь  подтверждает 
 
или не подтверждает полномочия  избранного  
правителя.  В  настоящее  время 
 
выборная монархия существует и в Малайзии, где главой государства  является 
 
монарх,  избираемый  на   пять   лет   особым   совещанием   представителей 
 
монархических штатов, входящих в федерацию. 
Таким образом, можно сделать следующие выводы, из трех существующих видов престолонаследия (по избранию, по назначению предшественником и по закону — наследственная монархия) в настоящее время прогрессивной считается наследственная монархия. Законы, определяющие порядок преемства престола, кладут в основание этого порядка весьма разнообразные принципы и для каждой страны с монархической формой правления они различны.

1.3 Виды монархий.

По объёму ограничений

  • Абсолютная монархия — монархия, предполагающая неограниченную власть монарха. При абсолютной монархии возможные существующие органы власти полностью подотчётны монарху, а воля народа официально может выражаться максимум через совещательный орган (в настоящее время Саудовская Аравия, ОАЭ, Оман, Катар).
  • Конституционная монархия — монархия, при которой власть монарха ограничена конституцией, неписаным правом или традициями. Конституционная монархия существует в двух формах: дуалистическая монархия (Австро-Венгерская империя 1867—1918 гг., Япония 1889—1945 гг., в настоящее время существует в Марокко, Иордании, Кувейте и, с некоторыми оговорками, также в Монако и Лихтенштейне) и парламентарная монархия (в настоящее время Великобритания, Дания, Швеция).
    • Парламентарная монархия — вид конституционной монархии, в которой монарх не обладает властью и выполняет только представительную функцию. При парламентарной монархии правительство ответственно перед парламентом, который обладает большей властью, чем другие органы государства (хотя в разных странах это может различаться).
    • Дуалистическая монархия (лат. Dualis — двойственный) — вид конституционной монархии, в которой власть монарха ограничена конституцией и парламентом в законодательной области, но в заданных ими рамках монарх обладает полной свободой принятия решений.

[править] По традиционному устройству

  • Древневосточная монархия — первая в истории человечества форма государственного правления, имела уникальные присущие только ей черты.
  • Феодальная монархия (средневековая монархия) — последовательно проходит три периода своего развития: раннефеодальная монархия, сословно-представительная монархия, абсолютная монархия[2]. Часть исследователей между первым и вторым этапами выделяют этап вотчинной монархии[3][4].
    • Раннефеодальная монархия — хронологически первая в странах северной части Европы форма государственного правления, существовавшая как в периоды создания раннефеодальных империй, так и в последующий период феодальной раздробленности
      [5]
      .
    • Вотчинная монархия — монархия, при которой верховная власть вновь становится реальной и порядок её передачи перестаёт зависеть от воли крупных феодалов, в борьбе с которыми монарх вступает в союз с рыцарством и третьим сословием и начинает процесс государственной централизации.
    • Сословно-представительная монархия — монархия, при которой власть монарха ограничена не только представителями его вассалов, как при вотчинной монархии, но и представителями третьего сословия. Впоследствии, с переходом к наёмной армии и ликвидацией уделов, преобразуется в абсолютную монархию.
    • Абсолютная монархия — монархия, при которой продолжают существовать сословные привилегии, однако, не существует феодальных владений, вассально-ленной системы и в некоторых случаях (Англия, Франция) отсутствует крепостное право.
  • Теократическая монархия — монархия, при которой политическая власть принадлежит главе церкви или религиозному лидеру.

 

1.4. ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННЫХ МОНАРХИЙ

Особенность современной монархии — это отличительная черта данной формы правления, характеризующая  индивидуальность организации ее органов  власти и отличающая современные  монархии от их исторических аналогов.

Среди основных особенностей современных монархий можно выделить десять основных:

 

1. «нетипичность»;

монархия в которой власть монарха полностью ограничена во всех сферах государственной власти. Ярким примером «нетипичной» монархии может служить Англия — Центр Содружества независимых государств, которые раньше входили в ее колонии. Английская монархия являет собой пример классической конституционной парламентской монархии.. Еще один яркий пример «нетипичности» являет собой Япония Японская Конституция 1947г. сводит реальную власть императора к нулю. Фактически за императором остались только традиционно-церемониальные функции: обращение к парламенту с речью на открытии сессии, представительство за рубежом, подписание официальных документов. Эти факты дают полное основание назвать японскую монархию конституционной и парламентской, а так же, и символичной монархией.

2. отсутствие абсолютизма среди  европейских монархий

ни одна монархия Европы не является абсолютной, что еще раз подчеркивает высокий уровень европейской демократичности. Однако Ватикан с юридической точки зрения является абсолютной монархией. Это самое микроскопическое (территория — 0.44 кв. км, население — около 1000 человек) государство Западной Европы, с огромной историей и интереснейшей формой правления. Главой государства является Римский Папа, который избирается на свою должность Коллегией кардиналов пожизненно. Папе принадлежит вся полнота законодательной, исполнительной и судебной власти.

Исходя из приведенных выше фактов выходит то, что в силу наличия у Папы всех трех рычагов власти ватиканская монархия является абсолютной; факт государственной церкви делает ее теократической, а наличие конституционных актов полуконституционной. То есть в Ватикане имеет место абсолютная теократическая полуконституционная монархия.

3   наличие среди монархий принципа: «чем южнее монархия, тем более она абсолютна»; Так из северных монархии можно привести пример Швеции. монарх в Швеции является всего — лишь символом государства наравне с флагом и гимном и не более, и по европейским устоям является данью традициям. Т.е. шведскую монархию можно назвать супер — парламентской.

Из южных монархий в пример можно  привести Бруней. В 1984 г., когда Бруней обрел свою независимость власть перешла в руки султана. В этой стране нет четко очерченных органов законодательной и исполнительной власти.

То есть брунейская монархия по своей сути является абсолютной с незначительными зачатками парламентаризма и демократии.

4. фиктивность законодательных (законосовещательных) органов в ряде мусульманских монархий.

Эта особенность относится к  современным абсолютным мусульманским  монархиям. В Омане, например, «создание  парламента как противоречащего  традициям мусульманского фундаментализма  исключается». Парламент заменяется институтом аш-шуры — законосовещательным органом при монархе, но реальных полномочий он не имеет и находится в полной зависимости от монарха.

5. наличие европейских демократических институтов, у монархий Азии и Африки, побывавших под влиянием государств Европы;

. Ярким примером этой особенности  может служить, например Иордания. Государство на Ближнем Востоке  в Западной Азии. Иордания долгое  время находилась под протекторатом  Англии, практически до 1952г. Что  сказалось на становлении в  ней умеренно авторитарного политического  режима.

Иорданское Хашимитское Королевство  является ярким примером дуалистической конституционной монархии.

Еще одним ярким монархии, побывавшей под протекторатом является Оман. Государство на юго-востоке Аравийского полуострова, получившее свою независимость лишь во второй половине XX в., а до этого долгое время находившееся под протекторатом Англии. И этот факт оказал заметные отпечатки на высшую власть Омана.

Главой Омана является Султан из правящей династии. Ему принадлежит  вся полнота власти: он является главой правительства, полностью контролирует деятельность законосовещательного органа, является верховным главнокомандующим  и т.д.

Роль Конституции выполняет  основной закон Султана от 6 ноября 1996 г. До этого времени Конституцией Омана являлся Коран, что подчеркивает теократичность этого азиатского государства. Таким образом на Аравийском полуострове имеет место быть исключительно абсолютная монархия с начальными зачатками конституциолнализма и парламентаризма.

 

6. наличие института монарха, в монархиях Европы, как дани традициям;

Эту особенность ярко иллюстрируют примеры уже рассмотренной Англии или Нидерландов. Нидерланды — «страна, в которой разрешено все!» — так  называют Нидерланды европейские соседи. Юридически и фактически Нидерланды — конституционная парламентская  монархия, главой государства является королева, королевское звание же передается по наследству.

Выходит, что нидерландская монархия очень приближена по своей сущности к монархии английской, так как монарх фактически является государственным главой по традиции, как и в Англии.

7. возведение монарха в ранг символа, лица государства, во всех монархиях;

 

Абсолютно во всех монархиях глава государства предстает как символ последнего, именно лицо своего государя дороже всего для населения с монархическим правосознанием, нежели флаг, герб, гимн и др. И эта особенность характерна даже не столько европейским монархиям, сколько монархиям африканским. Например Свазиленду. Стране на юге Африки, так же неоднократно подвергавшейся влиянию западной идеологии.

freepapers.ru

Абсолютная и конституционная монархия — курсовая работа

8. выборность монархов в Малайзии и ОАЭ;

это абсолютный феномен монархической  формы правления, который является своеобразным «миксом» монархии и республики.

Эмираты полноценной монархией  нельзя, так как главой государства  является Президент, причем выборный. Однако он выбирается из семи эмиров, являющихся правителями эмиратов, которых соответственно тоже семь.

Полномочия так называемого Президента юридически и фактически очень широки: он является председателем правительства (Кабинета), входит в Высший совет федерации (парламент арабского типа), так же является верховным главнокомандующим и представителем Эмиратов за границей.

Большое значение имеет принятая в 1971 г. Конституция, которая, однако же, регулирует лишь полномочия таких институтов как институт правительства, органов  парламента и Президента, а так  же частично основные права и свободы  граждан.

Самое поразительное в ОАЭ является то, что в каждом из семи эмиратов имеет место абсолютная монархия, которая сочетается еще и с  Конституциями эмиратов. Высшая власть страны не имеет никакого права вмешиваться  во внутренние дела эмиратов.

Таким образом, в восточной части  Аравийского полуострова находится  уникальное государство: республика с монархией (причем абсолютной) в основе или «монархической республикой».

 

9. монархический федерализм как  фактор ограничения власти монарха;

 

По Конституции Бельгии от 1831г. это государство является унитарным, но при развитии этой страны возникли проблемы, обусловленные неоднородностью  национального состава населения. Однако федерализм в монархиях можно  рассматривать как еще один способ ограничения власти монарха с  помощью децентрализации государственного руководства монархией.

 

10. клановый принцип выбора монарха в арабских монархиях;

 

Эта особенность присуща исключительно  азиатским монархиям Персидского  залива.

 

 

2.Абсолютная и конституционная монархия.

2.1 Абсолютная монархия  история и современность.

Историчеким предшественником современной монархии является монархия абсолютная, сформировавшаяся как политическое учереждение в поздний период развития средневековья.           

Абсолютные монархии возникли в  Европе в условиях перехода стран  от феодального общества к обществу индустриальному. Главными чертами  абсолютной монархии, как она предстает  в теориях Ж. Бодена или Т. Гоббса, являются сосредоточение законодательной, исполнительной и судебной власти в руках наследственного монарха, акцентирующего внимание на развитии налоговых институтов и обладающего правом распоряжения государственными финансами.

В абсолютистском государстве управленческие функции сосредоточиваются в  руках обширного бюрократического аппарата во главе с верховным  правителем, появляются постоянная армия  и полиция, осуществляется регламентация  государственной службы и повседневной жизни населения.

Классическим является французский  абсолютизм, а самым ярким воплощением  его служит образ абсолютного  монарха — Людовика XIV. В немецкой истории аналогичный пример дает нам прусский король Фридрих Вильгельм I. Однако немецкий абсолютизм в территориальных  государствах в XVII и XVIII вв. был скорее намерением, чем реализованной практикой.

Только в теории он покоился на неограниченной и безраздельной  власти одной личности. Император  и немецкие князья и государи в большинстве случаев не обладали в своей стране монопольной властью. Их самовластие ограничивалось органами сословного представительства: рейхстагом — на имперском уровне, ландтагами и другими учреждениями — в отдельных территориальных государствах.

Сословное представительство не было легитимировано избирательным договором, но покоилось на признанных сословных  правах. При всех различиях представительных учреждений в разных землях у них было общее, что их объединяло. Они всегда выступали против притязаний монархов на чрезвычайные политические полномочия. Государи, со своей стороны, редко оспаривали этот порядок.

Абсолютизм в рамках империи  и в многочисленных немецких государствах имел разнообразные проявления. Но если понимать под «абсолютизмом» неограниченную власть суверенного государя, то такого абсолютизма в имперском союзе  не было.

В большинстве княжеств Германии существовала такая форма абсолютизма, при  которой государь признавался носителем  высшей законодательной, исполнительной и судебной власти, но в пределах полномочий, предоставленных ему сословным представительством. Он не мог превысить свои прерогативы без согласия сословий и обязан был соблюдать законные права подданных.

Легитимации абсолютной власти в XVII в. способствовало представление о  ней как о силе, которая предотвращает  гражданские конфликты, обеспечивает порядок, пропитание, защищает собственность. Соответственно определялись функции  монаршей власти: объединить разные властные права, создать собственные постоянные законы и судебный аппарат, органы управления и чиновничество, взять на себя управление церковью и организовать финансы  для содержания постоянного войска, создать свою дипломатию.

Удавалось это в полном объеме только большим немецким территориальным  государствам, в то время как в  малых княжествах появились только отдельные элементы абсолютизма. Тем  не менее именно государи и их правительства задавали темп политическому развитию. От них исходили наиболее сильные инициативы в управлении, политике, экономике. Они увеличивали свое воздействие на население с помощью полицейских мер, армии и управленческого аппарата.

Таким образом, можно констатировать, что, хотя в  самых важных для будущего политического  развития Германии немецких государствах в XVII и XVIII вв. в целом сильнее всего  проявляла себя монархическая власть, нельзя недооценивать и значения сословного представительства.

Особенности абсолютизма в различных  странах определялись соотношением сил дворянства и буржуазии. Во Франции, и особенно в Англии влияние буржуазных элементов на политику было значительно  больше, чем в Германии, Австрии  и России. Характерным явлением для  Европы второй половины XVIII века стал просвещенный абсолютизм, тесно связанный с  идеями и практикой эпохи Просвещения. В целом абсолютистская система управления усиливала ощущение государственной общности у представителей различных сословий и социальных групп, способствуя тем самым формированию нации.

По мере развития и усиления капитализма  в европейских странах принципы существования абсолютной монархии, которая консервировала архаичные  феодальные порядки и сословные  перегородки, стали приходить в  противоречие с потребностями изменившегося  общества. Жесткие рамки протекционизма и меркантилизма ограничивали экономическую  свободу предпринимателей, вынужденных  производить лишь товары, выгодные королевской казне. Кардинальные изменения  происходят внутри сословий. Из недр третьего сословия вырастает экономически мощный, образованный, предприимчивый класс  капиталистов, имеющий собственное  представление о роли и задачах  государственной власти. В Нидерландах, Англии и Франции эти противоречия были решены революционным путём, в  других странах происходила постепенная  трансформация абсолютной монархии в ограниченную, конституционную.

В настоящее время в мире осталось только 4 государства, форму правления  в которых можно безо всяких условностей  назвать абсолютной монархией — это Бруней, Саудовская Аравия, Оман, Катар. В них власть безраздельно принадлежит монарху.

Бруней это Азиатское государство с зачатками парламентаризма и конституционности. В 1984 г., когда Бруней обрел свою независимость власть перешла в руки султана. В этой стране нет четко очерченных органов законодательной и исполнительной власти. В роли законодательных органов могут выступать лишь Конституционные советы, являющиеся своего рода совещательным органом при монархе.

Власть в Брунее сосредоточена  в руках одного самодержавного монарха. Хотя на данный момент Бруней напоминает Россию в начале XX века, т.к. сейчас виден  рост брунейского освободительного движения.

То есть брунейская монархия по своей сути является абсолютной с незначительными зачатками парламентаризма и демократии.

 

Особую  разновидность абсолютной монархии представляет абсолютная теократическая монархия — особая форма организации государственной власти, при которой последняя принадлежит церковной иерархии. Примером абсолютной теократической монархии является Ватикан, где законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежат Папе, пожизненно избираемому коллегией кардиналов. 
 
Ватикан — город-государство, расположенный в Риме, на холме Монте-Ватикано. Территория 0,44 кв. км. За пределами государства, в Риме на правах экстерриториальности находятся 13 зданий и замок Гандолфо (летняя резиденция Пап).Ватикан — абсолютная теократическая монархия. Глава государства — избираемый пожизненно коллегией кардиналов Папа Римский. С 16.10.1978 г. на престоле находится Иоанн Павел II. Ему принадлежит законодательная и судебная власть. Функции премьер-министра исполняет государственный секретарь. Административное управление территорией осуществляет губернатор, назначаемый Папой. Высший консультативные органы — Вселенский Собор римско-католической церкви (последний раз созывался в 1962 — 65 гг.), коллегия кардиналов и епископский собор. Практическое руководство религиозной, политической и экономической деятельностью осуществляется римской курией. В ее составе — секретариат, совет по государственным делам, 10 конгрегаций (духовных ведомств) и другие службы. 

Объединенные Арабские Эмираты — федеративное государство, состоящее из семи эмиратов — абсолютных монархий.

В Тонга официальная форма правления — конституционная монархия, но до 2010 года король имел большой контроль над парламентом.

 

В большинстве стран абсолютная монархия эволюционирует в монархию конституционную.

2.2 Достоинства и недостатки  абсолютной монархии.

Современные абсолютные монархии обладают рядом достоинств, которые проявляются:

— в способности верховной власти  концентрировать ресурсы на решении  актуальных задач;

— в единстве государственной  власти, выражающемся в соединении  властных полномочий в одном  центре, что обеспечивает высокую  степень взаимодействия законодательной,  исполнительной, судебной власти, предотвращает  конфликты между ними;

— в способности проводить эффективную  внутреннюю и внешнюю политику, которая гарантирует политическую  стабильность, правопорядок и единство  нации;

— в организации единственного  механизма, который исключает  дублирование управленческих функций  и как следствие существование  относительно дешевого чиновничьего  аппарата;

Однако все эти достоинства  обнаруживаются в том случае, если монархом становится сильная и умная  личность, а правящая семья ориентирована  на отстаивание национальных интересов.

Наряду с достоинствами абсолютная монархия имеет также существенные недостатки, это — политическое бесправие  народа не участвующего в формирование институтов верховной власти и проведении государственной политики, юридическую  безответственность монарха за принимаемые  решения, монополию монарха на власть, способную привести к установлению режима личной диктатуры, злоупотребление  властью.

 

 

 

 

2.3  Конституционная Монархия .

 
— разновидность монархической формы  правления, государство, в котором  власть монарха значительно ограничена  выборным представительным органом  (парламентом). Обычно это определяется  конституцией, которую монарх не  вправе изменить. Как правило, Конституционная Монархия

предполагает  наличие т.ж. и независимой судебной системы. Конституционная Монархия

впервые возникла в Великобритании в конце XVII в. в результате буржуазной революции. Примером таких монархий являются многие государства Европы и Азии: Великобритания, Дания, Бельгия, Испания, Норвегия, Швеция, Япония и др.

 

 

            Конституционная монархия подразделяется на два вида: дуалистическую и парламентарную монархии.

2.4 Монархия дуалистическая.            

 Дуалистическая монархия характеризуется определенными признаками. Прежде всего,при этой форме правления существуют одновременно два политический учереждения- монархия и парламент,которые делят между собой государственную власть. Эта двойственность (дуализм) выражается в том,что монарх юридически и фактически независим от парламента в сфере исполнительной власти. Он назначает правительство,которое несет ответственность только перед ним. Парламент,которому конституция предоставляет реальные полномочия,никакого влияния ни на формирование правительства, ни на его состав,ни на его деятельность не оказывает. Дуалистическая монархия не знает института парламентской ответственности правительства. Законодательные полномочия парламента сильно урезаны монархом,которому предоставляется право вето,право назначения в верхнюю палату,право роспуска парламента.            

 В настоящее время дуалистическая  монархия существует в Иордании,Кувейте,Марокко.

Одним из представителей современной дуалистической монархии является Таиланд. Свое начало тайская монархия берет в 1238г., году основания тайского королевства  в городе Сукотай и коронации первого тайского короля. Первый тайский король, впрочем, был в свое время мелким князем и вассалом кхмерской империи, и для укрепления своего авторитета он еще женился на кхмерской принцессе. В дальнейшем в Таиланде сменились несколько династий. Правящая сейчас династия Чакри появилась в 1782г., когда после разгрома Аюттайи бирманцами, страна погрузилась в темные года. Тайский генерал, впоследствии король-основатель династии Рама I тогда смог победить Бирму и вытеснить их войска за пределы страны. Государство было возрождено, столица перенесена в Бангкок. Нынешний король страны Рама IX — является девятым королем династии Чакри. Он родился в 1927г. в США и получил образование в Бангкоке и Швейцарии. Тайланд определяется как конституционная монархия. 
 
В Конституции Таиланда записано, что король восходит на престол не по закону, а «согласно уважаемой традиции» и не подвергается любого рода наказаниям. Его королевское величество взошел на престол в 1946г. после преждевременной смерти своего брата, который правил всего год. В 1996г. Таиланд отмечал 50-летие правления Рамы IX. По закону ли или согласно традиции большинство простых тайцев воспринимают короля как нечто типа полубога; монархия наряду с религией и национальным единством очень высоко ставится в тайском обществе. Негативные отзывы о тайском короле как осуждаются обществом, так и преследуются по закону. Наказание за оскорбление личности короля и членов королевской семьи — 7 лет тюрьмы, поэтому всеми путеводителями насчет монархии рекомендуется отзываться либо уважительно, либо никак. В то время как позволяется критика правительства и даже культуры (но не буддизма), считается сильным оскорблением нации и монархии не вставать при звуках национального или королевского гимна. Королевский гимн (кстати, сочиненный действующим королем Таиланда, который помимо всего еще и музыкант) исполняется только в кинотеатрах перед фильмами; вся публика должна прослушать королевский гимн от начала и до конца стоя. 

freepapers.ru

Абсолютная и конституционная монархия — курсовая работа

2.5 Парламентарная монархия.           

 В парламентарной монархии не существует никакого дуализма. Власть монарха ограничена не только в области законодательства,но и в сфере государственного управления и контроля над правительством. Юридически за монархом сохраняется право назначения главы правительства и министров,но делает он это только в соответствии с предложениями лидеров партийной фракции,распологающей большинством мест в парламенте (точнее в нижней палате парламента). Формально министры считаются слугами монарха,а само правительство- правительством монарха,но ни министры,ни правительство никакой ответственности (индивидуальной или коллегиальной) перед монархом не несут. В силу применяющихся при этой форме правления принципов парламентаризма правительство формируется парлементским путем и несет ответственность за свою деятельность только перед парламентом. В случае выражения парламентом правительству вотума недоверия последнее уходит в отставку или распускает парламент и назначает внеочередные выборы.            

 В парламентарной монархии  монарх обычно лишен каких-либо  дискреционных полномочий. Все исходящие  от него акты приобретают юридическую  силу только в том случае,если они контрасигнуются соответствующим министром. Без министерской скрепы ни один акт монарха не имеет юридической силы. В отличие от дуалистической монархии в парламентарной монархии центральное место в системе государственных органов  занимает правительство,которое не только осуществляет полномочия и прерогативы монарха,но и контролирует и направляет всю деятельность парламента.

Парламентарная  монархия характеризуется тем, что  монарх не обладает реальными полномочиями по управлению государством. Его полномочия носят в основном представительный характер. Кроме того, он обладает своеобразной функцией государственного нотариуса, скрепляя своей подписью все важнейшие  государственные акты. При условии, что в парламенте ни одна политическая партия не имеет абсолютного большинства  и не может сформировать однопартийное  правительство, действует государственный  режим, именуемый парламентарным, или парламентаризм. Такая ситуация традиционно имеет место, например, в Дании, Нидерландах, а в 1993 г. сложилась и в Японии. Чем шире партийная коалиция, сформировавшая правительство, тем это правительство менее устойчиво, ибо тем сложнее достигать согласия между партнерами по коалиции относительно различных политических вопросов. Подчас стоит какой-либо партии отозвать своих представителей из правительства, как оно утрачивает необходимое большинство в парламенте (нижней палате) и зачастую вынуждено уйти в отставку. 
 
Напротив, в странах, где существует двухпартийная система (Великобритания, Канада, Австралия и др.) или многопартийная система с одной доминирующей партией (Япония в 1955-1993 гг.) и правительства в принципе однопартийные, парламентарная модель отношений между парламентом и правительством практически превращается в свою противоположность. Юридически парламент осуществляет контроль над правительством, однако на деле правительство, которое состоит из лидеров партии, обладающей в парламенте (соответственно в его нижней палате) большинством, через эту партийную фракцию полностью контролирует работу парламента. Такой государственный режим получил название системы кабинета, или министериализма. 
 
Следовательно, при одной и той же форме правления — парламентарной монархии — возможны два государственных режима: парламентаризм и министериализм. Это зависит от существующей в стране партийной системы.           

 Наиболее типичным примеров  парламентарной монархии является  современная Великобритания. Полномочия  британского монарха не подвергались  значительным юридическим ограничениям,однако в силу действующих конституционных соглашений,нигде не зафиксированных,но неукоснительно соблюдающихся,корона практически лишина каких-либо дискреционных полномочий. Все юридические акты,исходящие от монарха,нуждаются в министерской скрепе,причем ответственность за них несет только правительство,что находит свое выражение в известной формуле «король не может поступить неправильно».            

 В силу английской неписаной  конституции все полномочия по  осуществлению исполнительной власти  принадлежат монарху,однако на практике роль его в подавляющем большинстве случаев носит чисто номинальный характер. «Правительство его величества» формируется парламентским путем и сохраняет свои полномочия только до тех пор,пока оно опирается на большинство в палате общин. На должностьпремьер-министра монарх может назначить только лидера победившей на выборах партии. Состав кабинета определяется премьер-министром. Все полномочия короля в отношении парламента (роспуск парламента,назначение лордов,тронная речь) осуществляется только по предложению кабинета. Вся нормотворческая деятельность монарха осуществляется также по воле кабинета.           

 

Швеция-это североевропейская монархия, являющаяся еще более ограниченной, нежели монархия английская. Монарх в Швеции, по Конституции от 1974 г., не имеет практически никаких полномочий, кроме церемониальных: открыть заседание парламента, поздравить население страны с Новым годом и т.д. Т.е. монарх в Швеции является всего — лишь символом государства наравне с флагом и гимном и не более, и по европейским устоям является данью традициям. Т.е. шведскую монархию можно назвать супер — парламентской.

Из южных монархий в пример можно  привести Бруней. Азиатское государство с зачатками парламентаризма и конституционности. В 1984 г., когда Бруней обрел свою независимость власть перешла в руки султана. В этой стране нет четко очерченных органов законодательной и исполнительной власти. В роли законодательных органов могут выступать лишь Конституционные советы, являющиеся своего рода совещательным органом при монархе.

 

 

Заключение 
При исследовании монархий современности, как форм правления чаще всего использовался сравнительно правовой метод, с помощью которого выделялись наиболее важные черты организации государственной власти в монархиях. Несомненно, что особенности монархий вытекают прежде всего из положения личности самого монарха в системе органов государственной власти.

Многие современные ученые, рассматривая монархию, как форму правления  слишком большое внимание уделяют  исторической типологии монархий. Она  очень важна для понимания  того, что монархия является наиболее гибкой формой правления, способной подстраиваться под условия, диктуемые временем.

Исследуя монархии современности, нельзя не заметить того, что каждая из них имеет свои, присущие только ей признаки, которые в совокупности и составляют исследуемые особенности. Именно они показывают те изменения, которые произошли с монархической  формой правления в результате исторического  развития.

 
 
Современные монархические институты  в Европе давно опираются на прочные демократические структуры, парламентские традиции, на высокую политическую культуру избирателей. Вот почему монарх — скорее символ общенационального единства, лицо, санкционирующее самые важные государственные акты, но не имеющее реальных рычагов для осуществления исполнительной власти.  
 
Итак, в целом в современном мире наблюдается преобладание парламентарной формы конституционной монархии, наиболее близкой прогрессу и демократии нашего времени. 
 

 

 

 

 

Список использованных источников 
 
Нормативно-правовые акты 
 
 
1Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 // СЗ РФ. – 2008. — №7. (С изм. и доп. на от 30 декабря 2008), Ст. 1113

2Гражданский Кодекс Российской Федерации (часть 1) от 30 октября 1994. №51 – ФЗ // CЗ РФ – 2009. (С изм. и доп. на 5 мая 2009 № 93-ФЗ.) Ст. 2283.

Научная литература 
 
1 Венгеров А.Б. «Теория государства и права: учебник для вузов». М.: 4-е изд.стереотипное. – М.: Омега-Л, 2007. 
 
2 Комаров С.А. «Общая теория государства и права». Юриспруденция, 2000 
 
Клименко С.В. Основы государства и права, пособие для поступающих в юридические вузы, МГУ, Юрид. фак.- М.: Зерцало 2006.- 427 с.

 
 
4 Конституции государств Центральной  и Восточной Европы, М.,2001. 
 
5 Михалева Н.А. Конституционное право зарубежных стран СНГ. М.,2001 
 
6 Конституционное право зарубежных стран. / Под ред. М.В. Багяая, Ю.И.  
 
Лейбо, Л.М. Энтина. М., 1999.  
 
 
8 “Теория государства и права”. Учебник для ВУЗов. М. 1999. 
 
 
10 Тихомиров Л.А. Монархическая государственность — СПб. Российский  
 
Имперский Союз-Орден, 1992. 
 
10. Правовые системы современного мира. Энциклопедический справочник/Отв. ред. — д.ю.н., проф. А.Я. Сухарев. — 2-е изд., изм. и доп. М., 2007. 589 с.

11. Серегин А.В. Античные мыслители  о монархической форме правления//Правоведение. 2006. №5. С.160-168.

12. Чиркин В.Е. Современное государство.  М., 2001. 432 с.

13. Чиркин В.Е. Нетипичные формы  правления в современном государстве//Государство  и право. 1994. №1. С.109-115.

 

 

 

Приложение1

 

Список монархий по состоянию  на 01.01.2012 года

 [править]Европа

  •  Андорра — со-князья Франсуа Олланд (с 2012) и Жоан Энрик Вивес-и-Сисилья (c 2003)
  •  Бельгия — король Альберт II (с 1993)
  •  Ватикан — папа римский Бенедикт XVI (с 2005)
  •  Великобритания — королева Елизавета II (с 1952)
    •  Гернси — герцогиня Елизавета II (с 1952)
    •  Джерси — герцогиня Елизавета II (с 1952)
    •  Остров Мэн — лорд Елизавета II (с 1952)
  •  Дания — королева Маргрете II (с 1972)
  •  Испания — король Хуан Карлос I (с 1975)
  •  Лихтенштейн — князь Ханс-Адам II (с 1989)
  •  Люксембург — великий герцог Анри (с 2000)
  •  Мальтийский орден — князь и великий магистр фра Мэтью Фестинг (с 2008)
  •  Монако — князь Альберт II (с 2005)
  •  Нидерланды — королева Беатрикс (с 1980)
  •  Норвегия — король Харальд V (с 1991)
  •  Швеция — король Карл XVI Густав (с 1973)

Азия

  •  Абьян (непризнан) — эмир Тарик аль-Фадли (с 2011)
  •  Бахрейн — король Хамад ибн Иса аль-Халифа (с 2002, эмир в 1999—2002)
  •  Бруней — султан Хассанал Болкиах (с 1967)
  •  Бутан — король Джигме Кхесар Намгьял Вангчук (с 2006)
  •  Иордания — король Абдалла II (с 1999)
  •  Камбоджа — король Нородом Сиамони (с 2004)
  •  Катар — эмир Хамад бин Халифа аль-Тани (с 1995)
  •  Кувейт — эмир Сабах аль-Ахмед аль-Джабер ас-Сабах (с 2006)
  •  Малайзия — король Туанку Абдул Халим Муадзам Шах (с 2011)
    •  Джохор — султан Ибрагим Исмаил (с 2010)
    •  Кедах — султан Туанку Абдул Халим Муадзам Шах (с 1958)
    •  Келантан — султан Мухаммад Фарис Петра (с 2010)
    •  Негри-Сембилан — Янг ди-Пертуан Бесар Танку Мухриз (с 2008)
    •  Паханг — султан Ахмад Шах (с 1974)
    •  Перак — султан Азлан Шах (с 1984)
    •  Перлис — раджа Туанку Сиед Сираджуддин (с 2000)
    •  Селангор — султан Шарафуддин Идрис Шах (с 2001)
    •  Тренгану — султан Мизан Зайнал Абидин (с 1998)
  •  ОАЭ — президент Халифа ибн Зайд ан-Нахайян (с 2004)
    •  Абу-Даби — эмир Халифа ибн Зайд ан-Нахайян (с 2004)
    •  Аджман — эмир Хумайд IV ибн Рашид ан-Нуайми (с 1981)
    •  Дубай — эмир Мохаммед ибн Рашид аль-Мактум (с 2006)
    •  Рас-эль-Хайма — эмир Сауд бин Сакр аль-Касими (с 2010)
    •  Умм-эль-Кайвайн — эмир Сауд бин Рашид аль-Муалла (с 2009)
    •  Эль-Фуджайра — эмир Хамад II бин Мухаммад аш-Шарки (с 1974)
    •  Шарджа — эмир Султан III бин Мухаммад аль-Касими (1972-17.06.1987) (с 23.06.1987)
  •  Оман — султан Кабус бен Саид (с 1970)
  •  Саудовская Аравия — король Абдалла ибн Абдель Азиз ас-Сауд (с 2005)
  •  Таиланд — король Пумипон Адульядет (с 1946)
  •  Япония — император Акихито (с 1989)

[править]Африка

  •  Лесото — король Летсие III (с 1996, первый раз в 1990—1995)
  •  Марокко — король Мухаммед VI (с 1999)
  •  Свазиленд — король Мсвати III (с 1986)

[править]Океания

  •  Тонга — король Тупоу VI (с 2012)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
№ п/п

 
Новое понятие

 
Содержание

     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

 

Абсолютная монархия

Разновидность монархической формы  правления, при которой вся полнота  государственной (законодательной, исполнительно, судебной), а иногда и духовной власти юридически и фактически находится  в руках монарха.

Верховная власть

Объединительное начало и высшая сила в государстве.

 
3

 
Дуалистическая монархия

 
форма правления, при которой исполнительная власть принадлежит монарху, а законодательная  – парламенту, который фактически подчинен монарху

 
4

 
Империя

 
сложное государство, созданное насильственным путем

5

Конституционная монархия

Монархия, при которой власть монарха  ограничена конституцией или неписаным  правом или традициями.

6

Контрасигнатура

Порядок, при котором утвержденные монархом законы подлежат обязательному  заверению подписью премьер-министра, ответственного за исполнение данного  закона.

Монархия

Форма государственного правления, при  которой верховная государственная  власть принадлежит одному лицу- монарху, получившему власть в порядке  престолонаследия.

Парламент

Общее название высшего представительного  и законодательного органа в государствах, где установлено разделение властей.

Парламентарная монархия

Разновидность конституционной монархии, в которой монарх выполняет свои функции чисто номинально.

Престолонаследие

Порядок преемства верховной власти в монархиях.

Суверенитет

Неотчуждаемое юридическое качество независимого государства, символизирующее  его политико — правовую самостоятельность, высшую ответственность и ценность как первичного субъекта международного права.

Форма государства

структурный, территориальный и политический способ организации государства, охватывающий форму правления, форму государственного устройства и полити

Теократия

Система правления, при которой  важные общественные дела решаются по божественным указаниям, откровениям  и законам.

Форма государственного правления

Определенный порядок организации  высших органов власти, способ их образования, распределения полномочий между  ними и участие народа в формировании высших органов государства

freepapers.ru

Страны с абсолютной монархией

Абсолютная монархия — форма правления государством, при котором вся исполнительная, законодательная, судебная и военная власть сосредоточены в руках монарха. При этом возможно присутствие парламента, а также проведение выборов в парламент жителями страны, но он является лишь консультационным органом при монархе и не может никак идти против него.

В мире в строгом понимании существует только шесть стран с абсолютной монархией. Если рассматривать более раскрыто, то дуалистическую монархию также можно приравнять к абсолютной, а это еще шесть стран. Таким образом в мире существует двенадцать стран в которых власть так или иначе сосредоточена в одних руках.

Что удивительно, в Европе (так любящей защищать права человека и с раздражением относящаяся к любым диктаторам) расположено аж две такие страны! Но в тоже время нужно отличать абсолютную и конституционную монархию, так как в Европе очень много королевств и княжеств, но большинство их — это конституционная монархия, в которой глава государства — председатель парламента.

И так, вот эти двенадцать стран с абсолютной монархией:

1. Королевство Бахрейн. Маленькое государство на Ближнем Востоке на берегу Персидского залива. Дуалистическая монархия, король Хамад ибн Иса Аль Халифа с 2002 года.

2. Государство Бруней-Даруссалам (или коротко Бруней). Государство в Юго-Восточной Азии на острове Калимантан. Абсолютная монархия, султан Хассанал Болкиах (Hassanal Bolkiah) с 1967 года.

3. Ватикан. Город-государство целиком расположенное в Риме. Теократическая монархия, страной управляет папа Римский Франциск (Franciscus) с 2013 года.

4. Иордания (полное название: Иорданское Хашимитское Королевство). Расположено на Ближнем Востоке. Дуалистическая монархия, страной управляет король Абдалла II ибн Хусейн аль-Хашими с 1999 года.

5. Катар, государство на Ближнем Востоке, абсолютная монархия, страной управляет эмир Шейх Тамим бин Хамад бин Халифа Аль Тани с 2013 года.

6. Кувейт. Государство на Ближнем Востоке. Дуалистическая монархия, страной управляет эмир Сабах аль-Ахмед аль-Джабер ас-Сабах с 2006 года.

7. Люксембург (полное название: Великое Герцогство Люксембург). Государство расположенное в центре Европы. Люксембург — это дуалистическая монархия, страной управляет великий герцог Его Королевское Высочество Анри (Генрих) с 2000 года.

8. Марокко (полное название: Королевство Марокко) — государство, расположенное в северо-западной части Африки. Дуалистическая монархия, страной управляет король Мухаммед VI бен аль Хасан с 1999 года.

9. Объединённые Арабские Эмираты. Государство на Ближнем Востоке, на берегу Персидского залива. Абсолютная монархия, страной управляет президент Халифа ибн Зайд Аль Нахайян с 2004 года.

10. Оман (полное название: Султанат Оман). Государство на Аравийском полуострове. Абсолютная монархия, страной управляет султан Кабус бен Саид Аль Саид с 1970 года.

11. Королевство Саудовская Аравия. Государство на Ближнем Востоке. Абсолютная теократическая монархия, страной управляет король Салман ибн Абдул-Азиз ибн Абдуррахман аль Сауд с 2015 года.

12. Королевство Свазиленд. Государство расположено на юге Африки. Дуалистическая монархия, страной управляет король Мсвати III ( Mswati III ) с 1986 года.


stattur.ru

понятие, особенности, государства Европы и Азии :: BusinessMan.ru

Конституционная монархия – относительно молодая форма правления. Она одновременно объединяет в себе монархические и демократические институты. Степень их соотношения, как и уровень реальной власти коронованной особы, в различных странах значительно отличаются. Давайте подробнее выясним, что представляет собой конституционная монархия и в чем заключаются особенности данной формы правления.

Сущность термина

Конституционной монархией является особый тип государственного устройства, в котором монарх хотя и считается формально главой государства, но его права и функции в значительной мере ограничены законодательством страны. В обязательном порядке данное ограничение должно носить не просто юридический характер, но и фактически применяться.

В то же время нужно отметить, что существуют такие страны, в которых коронованная особа имеет довольно высокие полномочия, несмотря на ограничения, и такие государства, где роль монарха чисто номинальная. В отличие от республики, конституционной монархии зачастую присуща наследственная форма передачи власти, хотя реальный её объем может быть сведен к минимуму.

Классификация монархий

Конституционная монархия — лишь один из множества видов, которые может принимать монархическое устройство. Данная форма правления может быть абсолютной, теократической (власть принадлежит религиозному главе), сословно-представительской, раннефеодальной, древневосточной, ненаследственной.

Абсолютная и конституционная монархия отличаются главным образом тем, что в первой из них любое решение правителя имеет силу закона, а во втором воля монарха в значительной мере ограничена внутригосударственными законами и нормами. Поэтому данные формы правления считаются во многом противоположными друг другу.

В то же время и внутри понятия «конституционная монархия» существует деление на две группы: дуалистическая и парламентарная.

Дуалистическая монархия

Такой вид правления, как дуалистическая монархия, подразумевает под собой значительное участие коронованной особы в государственных делах. Зачастую правитель является полноценным главой государства с большинством вытекающих отсюда прав и функций, но они в некоторой мере ограничены законом.

В подобных государствах монарх имеет право лично назначать и смещать правительство страны. Ограничение власти коронованной особы чаще всего выражается в постановлении о том, что все её распоряжения принимают законную силу только после того, как они будут подтверждены министром соответствующего ведомства. Но, учитывая то, что министров назначает сам правитель, эти ограничения в значительной мере являются формальными.

Фактически исполнительная власть принадлежит монарху, а законодательная — парламенту. В то же время правитель может наложить вето на любой закон, принятый парламентом, или вовсе распустить его. Ограничение власти монарха заключается в том, что вышеупомянутый законодательный орган утверждает одобренный коронованной особой бюджет или отклоняет его, но в последнем случае рискует быть распущенным.

Таким образом, в дуалистической монархии правитель является юридическим и фактическим главой государства, но с ограниченными законом правами.

Парламентарная монархия

Наиболее ограниченная конституционная монархия имеет парламентарную форму. Зачастую в стране с таким государственным устройством роль монарха чисто номинальная. Он является символом нации и формальным главой, но фактической власти практически не имеет. Главная функция коронованной особы в таких странах – представительная.

Правительство ответственно не перед монархом, как это принято в дуалистических монархиях, а перед парламентом. Формируется оно законодательным органом при поддержке большинства парламентариев. При этом коронованная особа зачастую не имеет права роспуска парламента, который избирается демократическим путем.

В то же время некоторые формальные функции все-таки остаются за номинальным правителем. Например, зачастую он подписывает указы о назначении министров, выбранных законодательным органом власти. Кроме того, монарх представляет свою страну за рубежом, выполняет церемониальные функции, а в критические для государства моменты может даже взять на себя полноту власти.

Таким образом, при парламентарной форме монаршая особа не обладает ни законодательной, ни исполнительной властью. Первая принадлежит парламенту, а вторая – правительству, которое ответственно перед законодательным органом. Главой правительства является премьер-министр или аналогичный ему по функциям чиновник. Парламентарная монархия чаще всего соответствует демократическому политическому режиму.

Зарождение конституционализма

Давайте проследим, как развивалась данная форма правления на протяжении веков.

Становление конституционной монархии связывают со Славной революцией в Англии в 1688 году. Хотя и до этого периода существовали страны с формами правления, в которых власть короля была существенно ограничена феодальной верхушкой (священная Римская империя, Речь Посполитая и др.), но они не соответствовали современному значению данного термина. Итак, в 1688 году, вследствие государственного переворота, правившая в Англии династия Стюартов была смещена, а королем стал Вильгельм III Оранский. Уже на следующий год он издал «Билль о правах», который существенно ограничивал королевскую власть и наделял парламент очень большими полномочиями. Этот документ положил начало формированию существующей ныне в Великобритании политической системе. Конституционная монархия в Англии окончательно сложилась в XVIII веке.

Дальнейшее развитие

После Революции 1789 года во Франции некоторое время фактически была введена конституционная монархия. Но действовала она недолго, до 1793 года, когда король был низложен и казнен. Настали времена республики, а затем и наполеоновской империи. После этого конституционная монархия существовала во Франции в периоды с 1830 по 1848 год и с 1852 по 1870 год.

Швецию и Норвегию назвали конституционными монархиями в 1818 году, когда там стала править династия Бернадотов, родоначальником которой являлся бывший наполеоновский генерал. Аналогичная форма власти установилась в Нидерландах с 1815 года, в Бельгии — с 1830 года, а в Дании — с 1849-го.

В 1867 году Австрийская империя, до того бывшая опорой абсолютизма, трансформировалась в Австро-Венгерскую империю, которая стала конституционной монархией. В 1871 году образовалась Германская империя, которая также имела подобную форму правления. Но оба государства прекратили существование вследствие поражения в Первой мировой войне.

Одной из самых молодых монархических систем с конституционным укладом является испанская. Она возникла в 1975 году, когда после смерти диктатора Франко на престол взошел король Хуан Карлос I.

Конституционализм в Российской империи

Разговоры о возможности ограничения власти императора конституцией начали вестись среди передовых представителей дворянства ещё в начале XIX века, во времена Александра I. Знаменитое восстание декабристов 1825 года главной своей целью ставило упразднение самодержавия и установление конституционной монархии, но оно было подавлено Николаем I.

При царе-реформаторе Александре II, отменившем крепостное право, начали предприниматься определенные шаги и со стороны власти в направлении ограничения самодержавия и развития конституционных институтов, но с убийством императора в 1881 году все эти начинания были заморожены.

Революция 1905 года показала, что существующий режим в прежней форме изжил себя. Поэтому император Николай II дал добро на формирование парламентского органа – Государственной Думы. Фактически это означало, что с 1905 года была установлена конституционная монархия в России в её дуалистическом виде. Но данная форма государственного устройства просуществовала недолго, так как Февральская и Октябрьская революции 1917 года ознаменовали начало совершенно другого общественно-политического строя.

Современные примеры конституционных монархий

Ярко выраженными дуалистическими монархиями современного мира являются Марокко и Иордания. С оговорками можно добавить к ним европейские карликовые государства Монако и Лихтенштейн. Иногда к данной форме правления причисляют государственное устройство Бахрейна, Кувейта и ОАЭ, но большинство специалистов по политологии считают их все-таки более близкими к абсолютизму.

Наиболее известные примеры парламентской монархии представлены государственным устройством Великобритании и бывших её доминионов (Австралия, Канада, Новая Зеландия), Норвегии, Швеции, Нидерландов, Бельгии, Испании, Японии и других стран. Нужно отметить, что государств, представляющих данную форму правления, гораздо больше, чем дуалистических.

Значение формы правления

Таким образом, можно констатировать факт, что конституционная монархия в различных её видах является довольно распространенной формой правления. Во многих странах её существование насчитывает ни одну сотню лет, а в других она установлена сравнительно недавно. Это означает, что этот вид государственного устройства остается довольно актуальным и сегодня.

Если в парламентской форме формальное главенство монарха связано в большей мере с уважением к истории и традициям, то дуалистический вид является способом ограничить уровень концентрации власти в одних руках. Но, безусловно, в каждой стране имеются свои особенности и нюансы формирования и функционирования данного вида государственного устройства.

businessman.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.