Административно плановая система экономики – Командно-административная (плановая, централизованная) система.

Содержание

Командно-административная (плановая, централизованная) система.

Эта система господствовала ранее в СССР, странах восточной Европы и ряде азиатских стран.

Ее характерными чертами является общая (государственная) собственность практически на все экономические ресурсы, сильная монополизация экономики, централизованное, директивное экономическое планирование как основа хозяйственного механизма. Непосредственное управление всеми предприятиями происходит из единого центра – государственного аппарата. Государство полностью контролирует производство и распределение продукции, следовательно, исключаются рыночные взаимосвязи между отдельными предприятиями. Государственный аппарат руководит хозяйственной деятельностью с помощью административно-командных методов. Структура общественных потребностей также определялась центральными плановыми органами. Однако детализировать и предвидеть изменения общественных потребностей в таких масштабах невозможно, поэтому эти органы руководствовались преимущественно задачей удовлетворения минимума потребностей.

Хозяйственная деятельность общества основывается на необходимости удовлетворять потребности людей в различных экономических благах

Экономические блага — материальные и нематериальные предметы, а точнее их свойства, способные удовлетворять экономические потребности

Как правило экономические потребности превышают возможности производства благ – это происходит потому, что по мере удовлетворения одних потребностей возникают другие.

Закон Энгеля гласит, что с ростом доходов уменьшается их доля идущая на покупку товаров первой необходимости и увеличивается та часть доходов, которая расходуется на товары не первой необходимости.

Экономические блага ограничены и это объясняется ограниченностью экономических ресурсов.

Экономические блага — блага, которые участвуют в обмене, и имеются в ограниченном количестве.

Неэкономические блага — есть в свободном доступе и в обмене не участвуют.

Под экономическими ресурсами понимают все виды ресурсов, которые используются в процессе производства товаров и услуг.

На базе экономических ресурсов осуществляется производство экономических благ. При ограниченности ресурсов приходится определять какие именно блага производить и какие для этого ест производственные возможности. Этот выбор может продемонстрировать кривая трансформации или кривая производственных возможностей.

Представим, что страна производит только два товара и существует ряд допущений :

  1. Экономика функционирует в условиях полной занятости .

  2. Имеющиеся ресурсы постоянны как по количеству так и по качеству, их можно перераспределять для различных целей, но они не являются абсолютно взаимозаменяемыми.

  3. Технология производства принимается постоянной, то есть она не меняется.

Пусть в стране производится 2 товара: автомобили и самолеты. Если страна направит все ресурсы на выпуск только автомобилей, она сможет за год выпустить их 10 миллионов штук, если выпустит только самолеты то их можно выпустить 4 тысячи штук. Промежуточные варианты представлены в таблице.

Вариант

Самолеты (тысяч штук)

Автомобили (миллионов штук)

A

0

10

B

1

9

C

2

7

D

3

4

E

4

0

По приведенным данным можно построить график, который можно построить график, который и будет кривой производственных возможностей.

Если точка лежит на кривой, то это означает, что данный вариант производства двух товаров максимально возможный. Все ресурсы используются максимально эффективно и дальнейшее увеличение производства одного товара возможно только в случае сокращения производства другого товара.

Внутри (F) точка F означает, что ресурсы используются не полностью или не максимально эффективно и существуют возможности одновременно увеличить производство самолетов и автомобилей.

Снаружи (H) точка H недостижима при данной технологии и данном количестве ресурсов.

Альтернативная стоимость – то от чего пришлось отказаться, чтобы получить желаемое, иначе она называется издержками упущенных возможностей. ПРИМЕР: Имеются деньги на которые можно купить сотовый телефон, либо холодильник, но никак не две вещи сразу. В этом случае можно выбрать одну вещь, а от другой отказаться. Пусть выбор пал на холодильник, тогда его альтернативная стоимость будет сотовый телефон, от которого пришлось отказаться.

Если же вернуться к производству самолетов и автомобилей, то альтернативная стоимость производства 4 тысяч самолетов будет 10 миллионов автомобилей, от которых пришлось отказаться в пользу автомобилей.

Вариант

Самолеты (тысяч штук)

Автомобили (тысяч штук)

Альтернативные издержки

A

0

10

—-

B

1

9

1 млн. машин

C

2

7

2 млн. машин

D

3

4

3 млн. машин

E

4

6

4 млн. машин

То есть, чтобы произвести каждую дополнительную тысячу самолетов, нужно отказаться от все большего числа автомобилей, альтернативные издержи 1 тысячи самолетов =1 миллиону автомобилей, а 4 тысячи самолетов = 4 миллиону автомобилей. Для выпуска каждой дополнительной единицы приходится жертвовать все большим количеством другой альтернативной продукции. Причина роста альтернативных издержек, заключается прежде всего в неполной взаимозаменяемости ресурсов.

Закономерности увеличения альтернативных издержек по мере роста выпуска продукции называется

законом возрастания альтернативных издержек. В графическом изображении этот закон находит отражение в том, что кривая трансформации имеет выпуклую форму.

В самом общем виде собственность можно определить, как отношения между экономическими агентами по поводу присвоения экономических ресурсов и потребительских благ. Отношения собственности в любом обществе юридически регулируется Конституцией, законами, подправовыми актами. В настоящее время существует экономическая теория прав собственности, создателем которой является Р. Коуз. В своих исследованиях он использует термин «права собственности»:

«Не ресурс сам по себе является собственностью, а пучок или доля прав по использованию ресурса – вот что составляет собственность».

Полный пучок прав собственности состоит из 11 элементов:

Право владения, т.е. право исключительного физического контроля над благами.

Право пользования, т.е. право применения полезных свойств благ для себя.

Право управления, т.е. право решать кто и как будет обеспечивать использование благ.

Право на доход, т.е. право обладать результатами от использования благ.

Право на суверенитет, т.е. право на отчуждение, потребление, изменение или уничтожение благ.

Право на безопасность, т.е. право на защиту от экспроприации блага и от вреда со стороны внешней среды.

Право на передачу благ.

Право на бессрочность обладания благами.

Запрет на пользование способом, наносящим вред внешней среде.

Право на ответственность в виде взыскания, т.е. право на возмещение взыскания блага и уплату долга.

Право на остаточный характер, т.е. право на существование процедур и инструментов, обеспечивающих восстановление нарушенных правомочий.

Права собственности понимаются, как санкционированные обществом, (административными распоряжениями, традициями, обычаями) поведенческие отношения между людьми, которые возникают в связи с существованием благ, и касается их использования. Эти отношения представляют нормы поведения по поводу благ, которые любое лицо должно соблюдать в своих взаимоотношениях с другими людьми или нести издержки из-за и их несоблюдения.

В рыночной экономике выделяют 2 основные формы собственности: частная и государственная.

Частная собственность делится на индивидуальную и корпоративную. Индивидуальные частные фирмы не велики по размерам, их собственником являются либо 1 лицо, либо небольшое число лиц. Корпоративные предприятия существуют везде, где технологическая база предполагает образование среднее или крупные производства для чего необходимы крупные капиталы. Эти предприятия существуют в виде товариществ, акционерных обществ, обществ с ограниченной ответственностью, некоммерческих организаций.

Государственная собственность сосредоточена в ограниченном секторе отраслей, которые малорентабельны или убыточны, что делает их не привлекательными для малого бизнеса. Речь идет, главным образом о социальной сфере. Предприятия, именуемые государственными, либо целиком принадлежат государству, либо оно владеет контрольным пакетом акций.

Экономические ресурсы имеют своих собственников, которые их потребляют или, что чаще бывает, продают на рынке ресурсов и получают за это плату в виде дохода.

Рынки факторов производства

Факторы производства – задействованные в производственном процессе ресурсы экономики.

Виды экономических ресурсов (факторы производства):

  1. Природные(земля) – земля, водные, лесные, биологические, климатические, полезные ископаемые.

  2. Трудовые(труд) – люди с их способностью производить товары и услуги.

  3. Капитал – в форме денег — денежный капитал, в форме средств производства – реальный капитал.

  4. Предпринимательские способности- способности людей к организации товаров и услуг.

Дохода от экономических ресурсов (факторов производства) называют факторными доходами. Собственники факторов производства получают следующие виды доходов:

1) от земли – ренту,

2) от труда – заработную плату,

3) от капитала – процент,

4) от предпринимательских способностей – прибыль.

Несмотря на специфические черты, независимо от того, какие группы ресурсов включены в рыночный оборот, ценообразование подчинено действию общих экономических законов. К числу таких законов относятся:

  • во-первых, закон ограниченности, дефицитности ресурсов. Как бы ни была богата экономика теми или иными ресурсами, они ограничены, дефицитны и недостаточны по сравнению с потребностями в тех благах, которые фирмы и могли бы и хотели бы выпускать для продажи на рынках:

  • во-вторых, ограниченность ресурсов вызывает необходимость их рыночной оценки, определения цены в соответствии со спросом и предложением;

  • в-третьих, все ресурсы подчинены законам отраслевой специализации хозяйственной деятельности, определяющейся общественным разделением труда.

Цены на факторы производства в условиях совершенной конкуренции определяются соотношением спроса и предложения. Спрос на факторы производства является вторичным (производным) от спроса, формирующегося на рынках потребительских благ.

Вторичный характер спроса фирм-производителей объясняется тем, что их потребность в ресурсах и факторах производства возникает лишь в том случае, если они могут быть применены для выпуска тех конечных потребительских товаров, которые пользуются спросом покупателей. Спрос фирм на факторы производства возникает только при наличии и под влиянием покупательского спроса на обычных потребительских рынках. По мере того как под влиянием покупательского спроса изменяется ассортимент и структура потребительских товаров и услуг, меняется также ассортимент и структура привлекаемых для их выпуска ресурсов и факторов производства. В отличие от потребительского спроса, имеющего практически всеобъемлющий, но «розничный» характер, спрос на факторы производства предъявляет сравнительно узкая группа деловых людей, предпринимателей, способных организовать и осуществить выпуск продуктов и услуг потребительского назначения.

Предприниматели, изучая потребительский спрос, стремятся найти направления для улучшения продукции, ее потребительский свойств, создания новых типов товаров. Одновременно они изучают рынки факторов производства с целью выявить перспективные, но еще не подорожавшие ресурсы, пригодные для будущего выпуска, а также определить разницу между существующими ценами ресурсов и будущими ценами еще только планируемой к выпуску новой и перспективной продукции. Разница этих цен и есть будущая ожидаемая прибыль, потенциальная возможность получения дохода.

Для организации производственного процесса требуются многие факторы, которые в большей или меньшей степени взаимодополняемы или взаимозаменяемы. Труд рабочих может быть частично заменен техникой, и наоборот, дорогостоящая техника может быть заменена дополнительным количеством рабочих. Природные сырьевые ресурсы могут быть заменены искусственными материалами, если они не нарушают заданных стандартов качества. Ресурсы труда, техники, сырья сопряжены, взаимодополняемы лишь в каждом конкретном производственном процессе. Но при прочих равных условиях изменение цен на один из этих факторов, применяемых в данном процессе, вызовет изменение сопряженных с ним ресурсов и факторов.

Таким образом, спрос на факторы производства – это взаимозависимый процесс, где объем каждого привлекаемого в производство ресурса зависит от уровня цен не только на каждый из них, но и на все остальные, сопряженные с ними ресурсы и факторы

Предложение факторов производства также имеет существенные особенности. Предложение на рынке факторов производства – это то их количество, которое поступает в сферу купли – продажи по существующим в данный момент ценам, выступающим в таких формах, как:

1) от земли – рента,

2) от труда – заработная плата,

3) от капитала – процент.

Во многом на рынках факторов производства предложение порождается спросом также, как и на рынках обычных потребительских благ.

studfiles.net

12. Планово-административная экономическая система

Планово-административная экономическая система

тип общественного хозяйства, когда в условиях развитого общественного разделения труда, специализации производителей, многообразия экономических структур осуществляется сознательное регулирование общественного хозяйства как единого целого

основные особенности

  • большинство технических производственных единиц находятся в государственной собственности

  • все экономические действия подчиняются планам и приказам государства

  • государство определяет задачи экономики

  • государство определяет сроки выполнения задач

  • государство определяет средства выполнения задач экономики

  • распределение жизненных благ регулирует государство

  • формальное существование рынков

  • государство устанавливает для каждой технической производственной единицы объем производства и предоставляет ей необходимое количество факторов, необходимых для получения этого объема

  • рыночные цены и расчеты в деньгах подменяют условные административные оценки

  • планы и приказы административных властей основываются на расчетах в физических количествах, которые выражаются в общих учетных ценностях

Планово-административная экономическая система

Схема № 12. Планово-административная экономическая система.

studfiles.net

Административная экономика — Answr

Командно-административная система – разновидность экономических отношений с четким планированием и высокой централизацией ресурсов в руках правительства.

Одни из ярчайших исторических примеров — экономика Советского Союза и фашистской Германии. И там, и там управление национальными ресурсами осуществлялось по строгому регламенту властей. Пример из современного мира — Северная Корея.

Эта система — диаметральная противоположность свободному рынку, где существенное влияние на развитие экономики оказывает частный сектор. Сегодня все развитые страны признают: такое ведение хозяйственной деятельности является губительным, поскольку не поощряет инициативу индивидуальных предпринимателей или даже наказывает за нее.

Возникновение термина

Понятие командно-административной экономики было введено советским экономистом Г. Х. Поповым. Он акцентировал внимание на том, что данная система является пирамидальной: приказы поступают сверху и беспрекословно исполняются нижестоящими чиновниками. Сравнивая ее с рыночной экономикой, он отмечал, что последняя более ориентирована на среднее звено, где менее выражено приказное управление и приветствуется свободомыслие.

По мнению исследователей, труды Попова оказали существенное влияние на исторические события в СССР и развитие экономики постсоветского пространства. Он являлся ярым сторонником демократизации экономической системы во времена «перестройки» и, в частности, выступал за восстановление свобод индивидуальных предпринимателей.

Принципы функционирования административной экономики

Система работает по следующим принципам:
  • Все ресурсы являются общественной собственностью и используются в целях производства.
  • Существует четкая иерархия и сильный бюрократизм.
  • Частный бизнес ликвидируется или его хозяйственная деятельность директивно регулируется правительством.
  • Предусмотрено планирование бюджета.
Идея общественной собственности предусматривает, что в ее управлении принимают участие все граждане страны, что противоречит принципу директивной регулировки хозяйственной деятельности государством.

Для планирования бюджета, как правило, создается специальное ведомство, занимающееся выполнением таких задач:

  • Сбор и анализ макроэкономических показателей.
  • Планирование экономического развития государства на определенный период.
  • Составление заданий для различных направлений экономики и указание графиков их выполнения под началом конкретных лиц.
  • Обработка результатов о хозяйственной деятельности.
Существенный недостаток административной экономики заключается в том, что объемы производства зачастую не зависят от фактических показателей спроса. В результате одни группы товаров являются дефицитными, других же на рынке явный переизбыток. Чтобы решить эту проблему, нужна постоянная обратная связь от потребителя и оперативное реагирование на нее. По факту же система попросту не успевает адекватно отслеживать тенденции спроса.

Утопический муравейник

Как и любые идеи социализма, командно-административная экономика преследует благую цель: искоренить бедность, безработицу, обеспечить каждого жителя страны всем необходимым для нормальной жизни. Но исторические факты свидетельствуют о том, что в условиях этой системы возникает длинный список проблем:
  • Потребитель сильно ограничен в выборе товаров и услуг даже при наличии хорошего дохода.
  • Интенсивно развивается теневая экономика и черный рынок, что способствует росту цен и снижению покупательной способности.
  • В условиях монополизации сложно внедрять новые технологии, что тормозит темпы производства.
  • На предприятиях процветает воровство и коррупция.
  • Деятельные и талантливые люди не могут себя проявить и, как следствие, их интеллектуальный потенциал не используется на благо страны.
Таким образом, административная экономика показала себя нежизнеспособной. Куда более эффективным является современный менеджмент, в котором поощряется инициатива и применяется методология ситуационного подхода к управлению.

answr.pro

Административно-командная система (плановая)

Эта система господствовала ранее в СССР, странах восточной Европы, и ряде азиатских государств.

Характерными чертами АКС является общественная (а в реальности – государственная) собственность практически на все экономические ресурсы, монополизация и бюрократизация экономики в специфических формах, централизованное экономическое планирование как основа хозяйственного механизма.

Хозяйственный механизм КАС имеет ряд особенностей. Он предполагает, во-первых, непосредственное управление всеми предприятиями из единого центра – высших эшелонов государственной власти, что сводит на нет самостоятельность хозяйственных субъектов. Во-вторых, государство полностью контролирует производство и распределение продукции, в результате чего исключаются свободные рыночные взаимосвязи между отдельными хозяйствами. В-третьих, государственный аппарат руководит хозяйственной деятельностью с помощью, преимущественно, административно-распорядительных (командных) методов, что подрывает материальную заинтересованность в результатах труда.

Полное огосударствление хозяйства вызывает невиданную по своим масштабам монополизацию производства и сбыта продукции. Гигантские монополии, утвердившиеся во всех областях народного хозяйства и поддерживаемые министерствами и ведомствами, при отсутствии конкуренции не заботятся о внедрении новинок техники и технологии. Для порождаемой монополией дефицитной экономики характерно отсутствие нормальных материальных и людских резервов на случай нарушения сбалансированности хозяйства.

В странах с АКС решение общеэкономических задач имело свои специфические особенности. В соответствии с господствующими идеологическими установками задача определения объема и структуры продукции считалась слишком серьёзной и ответственной, чтобы передать ее решение самим непосредственным производителям – промышленным предприятиям, совхозам и колхозам.

Централизованное распределение материальных благ, трудовых и финансовых ресурсов осуществлялось без участия непосредственных производителей и потребителей, в соответствии с заранее выбранными как общественные целями и критериями, на основе централизованного планирования. Значительная часть ресурсов в соответствии с господствующими идеологическими установками направлялась на развитие военно-промышленного комплекса.

Распределение созданной продукции между участниками производства жестко регламентировалось центральными органами по средствам повсеместно применяемой тарифной системы, а также централизованно утверждаемых нормативов средств в фонд заработной платы. Это вело к преобладанию уравнительного подхода к оплате труда

Основные черты:

-государственная собственность практически на все экономические ресурсы;

-сильная монополизация и бюрократизация экономики;

-централизованное, директивное экономическое планирование, как основа хозяйственного механизма.

Основные черты хозяйственного механизма:

-непосредственное правление всеми предприятиями из единого центра;

-государство полностью контролирует производство и распределение продукции;

-государственный аппарат руководит хозяйственной деятельностью с помощью преимущественно административно-командных методов.

Этот тип экономической системы характерен для: Кубы, Вьетнама, Северной Кореи. Централизованная экономика с подавляющей долей государственного сектора в большей степени зависит от сельского хозяйства и внешней торговли. ВНП на душу населения немного превышает 1000 долларов.

studfiles.net

2.2 Административно-командная (плановая) экономика. Виды экономических систем

Похожие главы из других работ:

Исторический процесс формирования и развития рынка в России

1.1 Административно-командная экономическая система

рыночный экономика россия Эта система господствовала ранее в СССР и странах восточной Европы, и ряде азиатских государств…

Классификация экономических систем: типы и модели

1.2 Административно-командная система

Эта система господствовала ранее в СССР и странах восточной Европы, и ряде азиатских государств…

Кооперативное движение в СССР в период административно-командной системы управления

1.2 Административно-командная система и кооперативное движение: общие вопросы

Административно-командная экономика — хозяйство, в котором господствует государственная форма собственности и основные, а также менее значимые экономические решения принимаются на высшем уровне управления и административно, в виде команд…

Координация выбора в различных хозяйственных системах

ГЛАВА 1. РЫНОЧНАЯ И КОМАНДНАЯ ЭКОНОМИКА КАК АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ

Координация выбора в различных хозяйственных системах

1.1 Командная система (на примере СССР)

Нерыночная система хозяйства, созданная в нашей стране и по нашей модели в ряде зарубежных стран, имеет много разных названий: «экономика дефицита», «административно-командная экономика», «нетоварный социализм» и т. д. Представляется…

Переход к рыночной экономике в России

1.1 Административно-командная экономическая система России

Эта система господствовала ранее в СССР. Характерными чертами административно-командной системы являются общественная (а в реальности государственная) собственность практически на все экономические ресурсы…

Рыночная экономика

1. Административно-командная система (централизованно-плановая, коммунистическая)

Эта система господствовала ранее в СССР, странах Восточной Европы и ряде азиатских государств. В последние годы многие отечественные и зарубежные экономисты в своих работах попытались дать ее обобщенную характеристику…

Рыночная экономика

2. Командная экономика достоинства и недостатки

Командная экономика — это, как правило, автаркия, т.е. хозяйственная обособленность, закрытость отдельной страны от мировых хозяйственных связей. Один из теоретических аргументов сторонников автаркии в том…

Сравнтительная характеристика экономических систем. Экономическая рента

1. Сравнительная характеристика современных экономических систем: рыночная экономика, командно — административная экономика, смешанная экономика.

1.1 Экономические системы Экономические системы — это совокупность характерных для данной экономики явлений и процессов: способа организации общественного производства, типов и форм собственности…

Три основных вопроса экономики

5. Три фундаментальных вопроса экономики и классификация экономических систем: традиционная экономика, плановая экономика, рыночная экономика и этапы её развития

Отражением проблемы выбора из-за ограниченности ресурсов является постановка трех основных вопросов экономики: «Что?», «Как?», «Для кого?». Для того, чтобы решить главную проблему экономики — распределение редких ресурсов…

Характеристика экономических систем

2.2 Командная экономическая система

Представляет собой полную противоположность рыночной системе, является продуктом практической реализации формационной концепции развития общества…

Экономические системы

3. ПЛАНОВАЯ ЭКОНОМИКА

Быстрый крах плановых систем в большинстве бывших со-циалистических стран породил мнение, что, очевидно, пла-новая экономика появилась как результат, якобы, чисто на-сильственных действий российских большевиков…

Экономические системы общества

2.2 Командная экономика

Эта система образуется в результате тотального доминирования сферы — процесса распределения над сферой — процессом обмена, когда взаимодействие между производством и потреблением опосредуется главным образом распределением…

Экономические системы общества: есть ли альтернатива рыночному хозяйству?

1.2.1 Административно-командная система

Административно-командная система господствовала ранее в СССР, странах Восточной Европы и ряде азиатских государств. Эта система была основана на социалистической доктрине. Притягательность социализма как к теории и практики обусловлено тем…

Экономические системы, их классификация и национальные модели

2.1. Административно-командная экономическая система

Командная система экономики — это способ организации экономической жизни, при котором капитал и земля находятся в собственности государства…

econ.bobrodobro.ru

Административно-командная экономическая система

м инистерство образования и науки украины

национальный технический университет «харьковский политехничексий институт»

Кафедра общей экономической теории

Политическая экономия

Курсовая работа

на тему «Административно-командная экономическая система»

Харьков 2006

Содержание:

Введение

1. СУЩНОСТЬ АДМИНИСТРАТИВНО-КОМАНДНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ

1.1. Теория плановой экономики

1.2. Действие плановой экономики в СССР и Украине.

1.3. Развитие стран с административно-командной системой экономики.

2. СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОМАНДНОЙ И РЫНОЧНОЙ СИСТЕМ ЭКОНОМИКИ

2.1. Преимущества и недостатки рыночной экономики

2.2. Преимущества плановой экономики

2.3. Неэффективность идей плановой экономики в реальных условиях

3. ПЕРЕХОД ОТ ПЛАНОВОЙ К РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ

3.1. Необходимость и теории перехода к рынку

3.2. Мировой опыт реформирования плановой экономической системы

3.3. Трансформационная экономическая система Украины.

Заключение

Список использованных источников

Приложение А. Структура собственности при плановой экономике [13, c. 363].

Приложение Б. Классификация потребностей в плановой экономике [13, c. 385]

Приложение В. Макроэкономические показатели стран с плановой экономикой [9 cс. 233, 311, 536, 679; 1; 22]


Введение

Внедрение административно-командной системы экономики характерно, в основном, для первой половины и середины ХХ века, для стран восточной Европы и Азии. Это обусловлено глубинными процессами, начавшимися в обществе ещё за долго до этого момента. Сильное, для того времени, развитие научно-технического прогресса с одной стороны, и сравнительная отсталость названных регионов в развитии промышленности, сельского хозяйства и социально-экономической сферы в целом, обусловили ухудшение положения больших масс населения данных стран. В свою очередь, это повлекло за собой быстрое распространение социалистической идеологии, частью которой и была идея плановой экономики. После победы октябрьской революции в России, новообразованное государство Союз Советских Социалистических Республик стало основным экспортёром, как социалистической идеологии, так и принципов командной экономической системы.

Тема административно-командной системы экономики интересна и достойна рассмотрения не только и не столько сама по себе, но и в аспекте нынешней ситуации в Украине. Ведь только разобравшись в коренных причинах нынешних проблем в экономике страны, залегающих в прошлом, можно решить их, используя как полученные знания, так и некоторые современные подходы. Разработка этой темы может помочь, как в определении основных причин провала внедрения командной экономики, так и определить основные возможности и руководства к действию в ситуации перехода от плановой экономики к рыночной, сложившейся в Украине в период после получения независимости.

Для разработки данной темы, как и для применения её результатов можно частично использовать опыт более успешных постсоциалистических стран, наработки их учёных и исследователей. К сожалению, экономическая ситуация в Украине не позволила властям выделить необходимое количество средств на исследование поставленного вопроса, кроме того в стране не существовало необходимых технологий и подходов ко всесторонней его проработке.

Учитывая всё вышесказанное, можно сформулировать основную цель данной курсовой работы, которая будет заключаться в изучении и установлении сути административно-командной системы, а так же наиболее эффективных путей перехода от этой системы к рыночной на примере Украины.

Основными задачами курсовой работы являются, прежде всего:

– систематизированный анализ теории плановой системы экономики;

– её действие на практике в нашей стране и странах мира;

– сравнение преимуществ и недостатков командной и рыночной систем;

– доказательство неэффективности плановой экономики на практике;

– исследование необходимости и теорий перехода к рыночным механизмам;

– исследование мирового и украинского опыта трансформации экономики.

Административно-командная экономика – хозяйство, в котором господствует государственная форма собственности и основные, а также менее значимые экономические решения принимаются на высшем уровне управления и административно, в виде команд, обязательных для выполнения, доводятся до каждой экономической единицы. Методы и механизмы товарного производства и рыночной экономики не применяются или применяются в ограниченном, а иногда и в искажённом виде. Централизованная бюрократическая система управления использует в основном нерыночные рычаги выполнения директивных заданий и решений [10; 14 ].

Цель существования плановой системы экономики.

Экономика любого государства, как и сам государственный аппарат, созданы с целью удовлетворения потребностей. Удовлетворение потребностей лежит в основе любой экономической системы хозяйствования, но, в тоже время, каждая такая система предлагает свои специфические механизмы осуществления этого принципа, а так же имеет свою направленность – цель или целевую функцию.

Что касается плановой системы экономики, она провозглашает такую целевую функцию: экономика и производство, в частности, ориентированы на удовлетворение общественных и личных потребностей (классификация потребностей при в плановой экономике СССР представлена в Приложении Б). Производство в интересах повышения благосостояния и развития всего сообщества трудящихся и каждого его члена является основным провозглашаемым мотивом установления плановой системы ведения хозяйствования [13, c. 381; 11].

Роль государства в экономике планового типа.

Как известно, государство – это аппарат управления и координации общественно-политической и экономической жизни общества. В интерпретации плановой экономики, государство приобретает ещё одну важнейшую функцию – оно становится экономическим центром и прямым управляющим звеном всей экономической системы. Это выражается в охране социалистической (государственной) формы собственности, строжайших координации производства и контроле за потреблением.

Государство, представляющее сообщество трудящихся, становится субъектом общественной собственности, что и обеспечивает контроль и главенствующую роль государства во всех сферах деятельности и на всех её этапах. Хотя при этом государство и не отвечает по обязательствам других субъектов собственности, равно как и они не отвечают по обязательствам государства [13, c. 376].

Планомерность как особенность командной экономики.

Руководящая роль государства в экономической деятельности всех субъектов собственности, так же как и сама господствующая форма собственности определяет наличие планомерности, как основного инструмента государства в управлении экономикой.

Планомерность – это согласованность, скоординированность экономических процессов, направленная на формирование пропорций общественного производства в связи с его целями. Фактически она выражалась в постановке планов, обязательных для выполнения, и не всегда отражающих реальные возможности и потребности. Она была одной из главных характерных особенностей командной экономической системы [13, c. 366].

Сущность распределения в командной экономике.

Исходя из роли государства в сферах производства и потребления, а так же учитывая основную цель всей экономической системы, можно представить распределение в обществе следующим образом: совокупность всех произведенных товаров (общественный продукт) аккумулировался государством, оно в свою очередь, устанавливало доли различных сфер деятельности, отраслей, предприятий, социальных групп, трудовых коллективов, семей и их членов в потреблении, и только после этого товары поступали в продажу.

Таким образом, обеспечивался сравнительно однородный уровень потребления среди всех членов общества, при сравнительно однородном уровне доходов каждого. Так удовлетворяются потребности как производителей, так и потребителей [13, c. 409].

Собственность и её роль в плановой экономической системе.

Собственность является первоосновой любой экономической системы. Различны лишь формы собственности – они и обуславливают отличия в экономических системах. К примеру, для традиционной экономики характерна коллективная форма собственности, для рыночной – частная. Для плановой экономической системы наиболее характерна государственная (общественная) форма собственности, являющаяся важнейшей опоро

mirznanii.com

Административно-командная экономическая система — часть 2

Заработная плата в административно-командной экономике.

Оплата труда в плановой экономике рассматривается как основная форма проявления закона распределения по труду, наряду с этим, она остаётся главным и единственным источником формирования доходов населения. Плановая экономика декларирует прямую зависимость величины заработной платы от сложности прилагаемого труда, в чём и заключается принцип дифференциации заработной платы. При этом уровень такой дифференциации остаётся в целом достаточно низким.

Основными формами заработной платы при административно-командной экономике являются повременная и сдельная, одновременно в колхозах могла использоваться и натуральная форма оплаты [13, c. 417].

Экономический рост в административно-командной экономике.

Экономический рост является одним из основных показателей, характеризующих развитие экономики. Опыт внедрения плановой экономики показывает, что для этого типа экономической системы, экономический рост остался лишь количественным показателем. Характерной особенностью административно-командной экономики на практике являлся экстенсивный способ расширения производства, что не обеспечивало качественной стороны экономического роста. Теоретически, провозглашалось так называемое «новое качество экономического роста», которое включало постоянное обновление производственных мощностей, повышение качества продукции и структурную перестройку экономики [13, c. 453; 15].

Роль производственной сферы в плановой экономике.

В отличие от рыночной экономики, в плановой наиболее важной составляющей экономики государства считалась не сфера услуг, а производственная сфера деятельности.

Основным звеном всей структуры народного хозяйства государства с плановой экономикой являлось производственное предприятие (или кооператив). Оно являлось номинальным владельцем и реальным распорядителем средств производства. Предприятие наделяется функциями первичного звена разделения труда, основного звена экономики, обеспечивающего доведение благ до потребителя.

Посредничество, как одно из проявлений непроизводственной сферы, отсутствовало [13, cс. 491, 509; 14].

Спрос и предложение в плановой экономике.

Как известно, спрос – это выражение потребности, подкреплённое платёжеспособностью, а предложение – это сумма товаров, находящихся на рынке. В административно-командной экономике, во избежание отрыва предложения от спроса, с вытекающим отсюда повышением цен, отставанием в качестве продукции и финансовой несбалансированности, использовались различные методы управления как спросом, так и предложением.

В условиях командной экономики важнейшим рычагом влияния и на спрос и на предложение являются цены. При этом государство обладает монополией на установление цен на все виды продукции. в зависимости от разных обстоятельств, устанавливаемая государственная цена может отличаться от реальной цены на продукции, что может негативно сказаться на её производителях [13, c. 523].

После октябрьской революции 1917 года в России, а со временем и на всей территории бывшей Российской империи, была объявлена идея перехода к коммунизму, и установления социализма, как первой ступени на этом пути. Такой переход предполагал глобальную перестройку всех сфер жизни общества в государстве, и образцом для неё была провозглашена политическая и экономическая идеология Карла Маркса, в последствии дополненная и расширенная обстоятельными трудами Владимира Ленина [7 ].

В то время, как на внутренних фронтах шло установление советской власти, большевистское руководство уже провозгласило политику военного коммунизма для осуществления резкого перехода к новой экономической системе хозяйства. Вскоре, когда эта политика показала свою полную неэффективность, была провозглашена Новая Экономическая Политика, которая, в частности, давала некоторую свободу негосударственным кооперативным формам собственности, временно разрешала частную торговлю и т. п., для немедленного выведения экономики нового государства из кризиса. Эти изменения противоречили воззрениям руководства коммунистической партии, которая как раз становилась единственной руководящей силой, в результате чего НЭП была свёрнута И. В. Сталиным.

Необходимо отметить, что на фоне этих изменений в экономической политике происходили и совершенно реальные изменения. Лозунг «землю – крестьянам» воплощался в массовой и обязательной коллективизации в сельском хозяйстве: образовывались колхозы с «общенародной» формой собственности. При этом, с приходом к власти И. В. Сталина, давление на село усиливалось: как проявление планомерности, устанавливались планы производства сельскохозяйственной продукции, которые чаще всего не соответствовали возможностям. Это явление отразилось в первую очередь на сельском хозяйстве Украинской ССР, так как она была наиболее развита в аграрном секторе, и могла приносить наибольшую отдачу. Это, в конечном итоге, приводило к таким кризисным явлениям как голод (1928-1929, 1932-1933, 1946-1947 гг.), которые и проявлялись наибольшим образом на территории УССР.

С приходом к власти Хрущёва был сделан шаг к некоторой децентрализации управления народным хозяйством, что, в принципе, поспособствовало избежанию повторения таких ситуаций. Были созданы совнархозы, замещавшие централизованные министерства на местах. Именно в этот период было официально заявлено, что страна вступила в «стадию развернутого строительства коммунистического общества». В освоении «целины», проходившем в это время приняли активное участие украинские специалисты в аграрной сфере [здесь и далее 17].

Организация совнархозов дала некоторый эффект. Высвободившиеся площади и средства были использованы для организации новых производств. Но вскоре, при увеличении количества совнархозов, затраты на их содержание перекрыли выгоды от их существования.

Приход Брежнева к руководству страной, находившейся в кризисном положении предполагал проведение реформ. В результате, совнархозы были ликвидированы, создавались новые министерства. Суть реформы состояла в следующем: сокращение плановых показателей, доводимых до предприятия; создание на предприятиях фондов материального стимулирования; введение твердой, не зависящей от прибыли, платы за использование предприятиями производственных фондов; финансирование промышленного строительства не путем выдачи безвозвратных дотаций, а путем выдачи кредитов; недопущение изменения планов без согласования с предприятиями.

Реформа была свёрнута, хотя эффект от этого и был на время скрыт притоком средств от продажи сибирской нефти. Экономические задачи, стоявшие перед властью решались как правило экстенсивными методами или умалчивались, что привело к глубочайшему системному кризису экономической и политической системы, который проявился при первой же попытке проведения реформ.

Масштабные и системные реформы, предложенные в конце 80-х годов новым руководителем государства, Михаилом Горбачёвым, уже ничего не могли изменить, а лишь вскрыли кризис, существовавший до того.

Существует множество способов охарактеризовать развитие экономики разных стран, но как наиболее общий и наиболее наглядный, был избран способ сравнения стран по объёмам валового внутреннего продукта и уровню экономического роста (В Приложении В. «Макроэкономические показатели стран с плановой экономикой» рассмотрены основные составляющие ВВП и другие показатели, говорящие об уроне экономического развития для СССР, Украины/УССР, Кубы, законсервировавшей свою экономическую систему и Китая, успешно её реформировавшего) [9].

Для стран с плановой экономикой (социалистических стран) стартовым уровнем можно считать середину ХХ века, когда, в основном, было завершено послевоенное восстановление экономик СССР, стран Центральной и Восточной Европы и уже начались социальные преобразования во Вьетнаме, Китае и КНДР [2 ].

В 1956 — 1958 годах в СССР и многих европейских странах экономический рост существенно улучшился. В СССР — от 101 до 116%, в Центральной и Восточной Европе — с 95 до 108% среднемирового уровня. В то же время Вьетнам, Китай и Куба свои позиции ухудшали. В конце 60-х – 70-х годах произошло значительное замедление экономического роста в СССР, хотя его темпы еще превышали среднемировые, а к 1976 году СССР достиг самого высокого относительного уровня экономического развития — 118% среднемирового показателя [2, c. 23].

В европейских социалистических странах опережающий по сравнению со среднемировым показателем экономический рост продолжался до 1984 года. Показатели их уровня экономического развития в 1989году оказались лучше их показателей 1950-го года, а в ряде случаев (в ГДР, Болгарии, Чехословакии) — и их показателей 1984года. Тяжелый экономический кризис 90-х годов привел к ухудшению их положения. В то же время преодоление его наиболее острой фазы и возобновление экономического роста позволили ряду стран (Болгарии, Польше, Румынии, Словении, Хорватии и Восточной Германии) достигнуть показателей, по крайней мере, не хуже тех с которых они стартовали в 1950 году.

Совокупный ВВП группы стран с развитой экономикой в 1950-1996гг. увеличился в 6,1 раза, группы бывших социалистических стран — в 5,8 раза. В результате этого удельный вес бывших социалистических стран в мировом ВВП повысился с 15,3 до 15,9%, а стран с рыночной экономикой снизился с 84,7 до 84,1%. Однако, фактически единственным фактором относительно лучших показателей 1-ой группы стран явился феноменальный рост экономики Китая (см. Приложение В).

mirznanii.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *