Система административного права — Административное право
Административное право регулирует многообразные отношения управленческого характера, которые могут быть сгруппированы в однородные комплексы. На этой основе строится система этой отрасли права, предполагающая выделение административно-правовых норм, регулирующих однородные общественные отношения, в самостоятельные правовые институты (например, институт государственной службы, административной ответственности). Институты административного права регулируют отношения, имеющие общий для всех направлений управленческой деятельности характер. Вместе с тем нормы административного права группируются в рамках их регулирующего воздействия на отдельные области (например, культура, наука, образование, оборона, внутренние дела).
Соответственно складывается следующая система административного права:
1) часть первая административного права — это общие институты административного права, определяющие административное право в системе российского права:
Важно! Следует иметь ввиду, что:
- Каждый случай уникален и индивидуален.
- Тщательное изучение вопроса не всегда гарантирует положительный исход дела. Он зависит от множества факторов.
Чтобы получить максимально подробную консультацию по своему вопросу, вам достаточно выбрать любой из предложенных вариантов:
- Обратиться за консультацией через форму.
- Воспользоваться онлайн чатом в нижнем правом углу экрана.
- Позвонить:
- предмет и метод административного права;
- административно-правовые нормы;
- административно-правовые отношения;
- субъекты административного права;
- административно-правовые формы и методы деятельности субъектов государственного управления;
- административная ответственность;
- административно-процессуальное право;
2) часть вторая административного права определяет вопросы организации государственного управления в сферах государственной деятельности:
- экономики;
- социально-культурной;
- административно-политической.
В рамках указанных институтов выделяются нормы административного права, регулирующие управление в отдельных областях государственной деятельности — промышленности, сельского хозяйства, коммуникаций, торговли, обороны, внутренних дел, юстиции и ряда других.
Таким образом, административное право является крупной и сложной отраслью российского права, что обусловлено необходимостью реализации исполнительной власти во всех сферах жизни общества.
jurkom74.ru
Система административного права
Наряду с предметом и методом регулирования третьей особенностью самостоятельной отрасли права является ее целостность, система.
Система административного права – это совокупность взаимосвязанных правовых институтов, норм, которые регулируют однородные общественные отношения, входящие в предмет отрасли права. Группировка однородных административных норм позволяет обеспечивать целостность системы административного права. Система административного права включает в себя общую и особенную части.
Общая включает в себя нормы, охватывающие управление в целом, а особенная часть состоит из норм, действующих в пределах отдельных сфер деятельности исполнительной власти (образование, охрана общественного порядка и др.).
Каждая из частей включает в себя несколько административно-правовых институтов. В общую часть входят институты, регулирующие:
– административно-правовые статусы субъектов управленческих отношений;
– основы организации и деятельности исполнительной власти (аппарата государственного управления), формы и методы государственного управления, административно-правовые режимы;
– административно-правовой статус негосударственных организаций;
– административное принуждение;
– обеспечение законности в государственном управлении.
Особенную часть составляют административно-правовые институты, регулирующие управленческие отношения в конкретных отраслях и сферах: в экономической, социально-культурной, административно-политической, межотраслевых сферах.
Административное право – одна из самых сложных отраслей правовой системы России, что предопределено большим числом и разнообразием управленческих отношений.
Глубокая связь имеется между административным правом и другими отраслями.
Так, например, административное право, конкретизируя нормы конституционного права, которые определяют принципы организации государственной власти, определяет административно-правовой статус органов исполнительной власти.
Если гражданское право регулирует имущественные отношения, основанные на равенстве сторон, то административное право учитывает наличие властного субъекта в этих отношениях. Уголовное и административное право граничат при определении общественной опасности деяния, при определении границы между административным правонарушением и уголовным преступлением. В сфере государственной службы мы находим связи административного права с трудовым правом.
Административно-правовые нормы. Понятие и структура
Таким образом особенностями административно-правовых норм является то, что они:
– регулируют общественные отношения, складывающиеся в сфере государственного управления.
– определяют административно-правовой статус (компетенцию, права, обязанности) субъектов управленческих отношений:
– содержат в себе юридически обязательные правила поведения, адресованные различным субъектам, действующим в сфере государственного управления.
– часто не имеют конкретных санкций и носят рекомендательный характер.
– обычно императивны, что выражается в односторонности содержащихся в них юридически-обязательных волеизъявлений полномочных субъектов исполнительной власти (государственного управления)для которых не требуется согласие управляемых субъектов,
нарушение административно-правовых норм влечет ответственность перед государством.
За соответствующими субъектами исполнительной власти действующим законодательством закреплены полномочия по самостоятельному установлению правовых норм (административное нормотворчество).
admin-laws.ru
1. Административное право в системе российского права.
Адм право, сохраняя свою специфику, выраженную в его предмете и методе, тесно взаимодействует с другими отраслями российского права. Характеризуя это взаимодействие, необходимо иметь в виду, что адм право охватывает своим регулятивным воздействием широкие области государственной и общественной жизни.
Адм право наиболее тесно взаимодействует со следующими отраслями российского права:
конституционным правом. Конституционное право закрепляет основы государственного устройства, права и свободы человека и гражданина, основы федерального устройства, систему органов государственной власти. Административное право детализирует (конкретизирует) нормы конституционного права, определяет механизм реализации прав и свобод граждан в сфере гос управления, компетенцию органов исполнительной власти; формы и методы гос-управленческой деятельности;
гражданским правом. Нормы граждо права регулируют частноправовые отношения, возникающие в сфере гос управления, по владению, пользованию и распоряжению имуществом, а также отношения, связанные с реализацией личных неимущественных благ. Нормы адм права определяют порядок передачи имущества, лицензирования, контрольной и других видов деятельности
уголовным правом. Нормы адм права взаимодействуют с нормами уг права при обеспечении общественного порядка и общественной безопасности посредством применения мер адм и уг ответственности. На основе анализа совершения деяния, его соотношения с нормами адм и уг права определяется степень общественной опасности деяния;
финансовым правом.Адм право закрепляет систему органов управления в финансово-кредитной сфере, формы и методы их деятельности. Финансовое право регулирует управленческие отношения, связанные с формированием бюджета, его исполнением, функционированием налоговой системы;
земельным и экологическим правом.Значительная часть отношений, отнесенных к предмету земельного и экологического права, особенно в части применения мер государственного принуждения, регулируется нормами административного права;
трудовым правом. Особенно тесно взаимодействует при регулировании вопросов государственной службы, которая является комплексным правовым институтом;
уголовно-процессуальным и гражданско-процессуальным правом. В рамках административного процесса часто имеет место субсидиарное применение норм уголовно-процессуального и гражданско-процессуального права.
2. Предмет и метод административного права.
Административное право – отрасль российского права, система юридических норм, регулирующая общественные отношения, складывающиеся в процессе реализации задач и функций органов государственной власти, местного самоуправления при осуществлении исполнительно-распорядительной деятельности, а также отношения внутриорганизационного характера на предприятиях, в учреждениях, организациях.
Предмет административного права – общественные отношения, которые урегулированы нормами административного права.В предмет административного права входят 3 области правоотношений, а именно:
1) управленческие правоотношения – представляют собой исполнительно-распорядительную деятельность. В рамках данных правоотношений непосредственно реализуются цели, задачи, функции, полномочия исполнительной власти;
2) организационные правоотношения – вспомогательные. Организационные правоотношения реализуются в процессе формирования состава государственных органов, распределения между ними прав, обязанностей и ответственности в целом при формировании структуры управления;
3) контрольные правоотношения – как и любой другой вид деятельности, осуществление государственного управления контролируется специализированными органами. В какой-то мере контрольные полномочия характерны для любого государственного органа, но для некоторых органов данная функция является основной. Методом административно-правового регулирования является совокупность средств и способов воздействия на управленческие отношения, на поведение их участников.
Выделяют следующие методы административного права:
1) метод предписания, возложение на субъекты управленческой деятельности обязанностей совершать те или иные действия, определенные администаривно-правовыми нормами;
2) метод дозволения – юридическое разрешение совершать в условиях, предусмотренных правовой нормой, те или иные действия либо воздержаться от их совершения по своему усмотрению;
3) метод запрета – возложение прямой юридической обязанности не совершать те или иные действия в условиях, предусмотренных правовой нормой.
Административно-правовое регулирование направлено на урегулирование преимущественно таких общественных отношений, в которых исключается юридическое равенство их участников, т.е. в них преобладает императивный метод (метод властных предписаний).
studfiles.net
понятие, методы и функции :: BusinessMan.ru
Процессы, происходящие в современном обществе, требуют динамичного и стабильного правового регулирования, эффективность которого зависит от последовательности их реализации, форм и методов, процессов функционирования органов (государственных и местного самоуправления). Особое значение приобретает в данном случае административное право. Именно оно является основным инструментом регулирования отношений в обществе в области государственного управления.
Место административного права в системе права
Публичное право по сути своей представляет собой совокупность отраслей, которые в различной степени связаны с механизмом организации и процессами функционирования государства и его органов. В этот комплекс, помимо административного права, входит конституционное, уголовное, гражданское, финансовое, налоговое, процессуальное, международное публичное, а также судоустройство. Каждая из отраслей обладает своими собственным предметом, набором методов и структурой нормативного материала, которые вместе составляют ее систему. Право может быть публичным и частным. В первом случае оно защищает и обеспечивает охрану общих государственных интересов, а во втором – отдельных лиц.
Система административного права часто носит название управленческой. Ее механизм воздействия выполняет особую роль. Он выступает в роли инструмента, который управляет социальными процессами в нашем обществе. Наряду с ним в эту систему входит управленческая политика, учение об управлении и т. д. Говоря о предмете данной отрасли права, следует для лучшего восприятия дать его самое простое и наиболее правильное определение. Административное право уполномочено регулировать в области публичного (государственного) управления общественные отношения. То есть оно устанавливает порядок взаимодействия между государством и гражданами, которые попали в сферу его «внимания» при осуществлении административной деятельности.
Предмет: структура и содержание
В первую очередь стоит сказать, что предмет и система административного права взаимосвязаны как часть и целое. Как уже было указано выше про первое понятие, это отношения в обществе, которые формируются в области государственного управления, осуществляемого специализированными органами власти (исполнительной), также должностными лицами. Отрасль административного права в свою очередь является совокупностью слаженных правовых норм, которые призваны:
- Регулировать отношения в области организации и действия государственного и местного самоуправления, действий органов исполнительной власти.
- Определять порядок совершения действий и процедур управленческого характера. К примеру, составление административного протокола или договора и т. д.
- Создавать гарантии правовой защиты не только физических, но и юридических лиц в суде от неправомерных действий (либо бездействия) государственных властных органов, должностных лиц, муниципальных служащих через административное судопроизводство.
- Для обеспечения общественной безопасности и порядка устанавливать различного рода административно-правовые режимы.
- Система административного права РФ, как и любая другая, должна определять виды административного принуждения за «отрицательные», неэффективные результаты управления, ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей, совершение правонарушений и т. д.
- Обеспечивать свободы и права, законные интересы юридических лиц и рядовых граждан.
Методология отрасли права
Для осуществления регулятивной функции административное право использует ряд средств (способов) воздействия. Их принято называть методами. Понятие это весьма емкое и состоящее из множества компонентов. Если сказать лаконично, то это совокупность процедур, способов, приемов и механизмов воздействия юридических правил и правовых норм на определенные общественные отношения.
Отметим, что система отрасли административного права использует все три метода (приема) правового регулирования: главным образом дозволение (при помощи управомочивающих норм), предписание и запрет (применяются наиболее часто, а потому известны).
Существует и другая классификация. Теория права выделяет два основополагающих метода регулирования, характерных для двух больших блоков правовых отраслей: публичного и частного.
Императивный метод
Данный метод и система административного права максимально взаимосвязаны. Этот способ правового регулирования осуществляется путем властных предписаний. Именно они характерны прежде всего для административного права. Метод характеризуется властно-императивными началами, отношениями субординации (подчинения), установлением для субъекта права определенного правового статуса. К примеру, правоохранительная или военная службы. Они включают в себя большое количество императивно-правовых характеристик, обуславливающих их функционирование, должностное построение. Отношения между сотрудниками в этих службах базируются на непосредственной подчиненности, централизации управления и распорядительности.
Диспозитивный метод
Его система административного права использует в наименьшей степени. Диспозитивный метод предполагает равенство между участниками правоотношений и свободу их волеизъявления. Юридическим фактом при этом чаще всего выступает договор, в котором его стороны самостоятельно определяют свои обязанности и права, а также ответственность за нарушение его пунктов. В определенных пределах он может использоваться и в системе административного права. Однако в большей степени он характерен для частных отраслей (трудовое, семейное, гражданское).
Понятие и система административного права
Рассматриваемая отрасль является составной неотъемлемой частью правовой системы России, при этом обладает собственной, оригинальной структурой, характеризующейся взаимосвязью входящих в нее подотраслей, институтов и норм. При этом необходимо понимать, что существуют две различные системы: административного права и законодательства. Обе они тесно взаимосвязаны и неразрывны. Их совместное совершенствование в дальнейшем определяет и обуславливает развитие механизма регулирования (административно-правового). В течении долгих лет многими учеными предлагается приблизительно одинаковая система адм. права, включающая две части: общую и особенную.
Характеристика общей части
В ней подлежат рассмотрению главные институты отрасли. Система административного права в общей части содержит такие структурные элементы, как понятие, предмет, система и методы отрасли, субъекты, правовые акты, правонарушения и ответственность и т. д. На основании всего этого целесообразно выделить четыре главных составляющих.
- Институты и нормы права, регулирующие отношения в области деятельности власти (исполнительной), а также системе государственного управления.
- Нормы права, регламентирующие и регулирующие управленческий процесс.
- Правовые нормы, которые регламентируют порядок защиты в суде свобод и прав граждан от решений и действий публичного управления (судопроизводство в соответствии с КоАП).
- Нормы и институты административно-деликтного права, регулирующие меры и виды принуждения, систему применения; определяют должностных лиц и органы, имеющих право рассматривать дела, касающиеся административных правонарушений.
Характеристика особенной части
С точки зрения структурно построения, она включает главы о государственной системе управления в трех наиболее важных сферах: социально-культурной, экономической, административно-политической. Таким образом, особенная часть подробно рассматривает вопросы регулирования. А именно: государственное управление и соотношение между компетенцией РФ и отдельными субъектами в этой области, межотраслевое управление и его формы организации, соотношение с государственным регулированием и т. д.
Современная система административного права предусматривает его деление на материальное и процессуальное. В первом случае оно устанавливает основные положения, определяет статус субъектов, их права и обязанности, ограничения и запреты, ответственность. Процессуальное право диктует порядок воплощения в жизнь материальных норм.
Об источниках административного права
Под источниками административного права подразумеваются его конкретные внешние формы выражения. Проще говоря, это нормативно-правовые акты, которые содержат определенные нормы, призванные регулировать конкретные общественные отношения. Они могут начать свое существование только в результате появления источника. Нормы права содержатся в достаточно многочисленных, действующих на территории РФ, законодательных и нормативных актах. На современном этапе система источников административного права значительно усложнена. Причиной тому — законодательные акты, принимаемые на уровне субъектов РФ и действующие только внутри них, однако не противоречащие общим принципам и стандартам.
Виды источников
Правовые источники не только административной, но и многих других отраслей принято делить на федеральные и региональные. Помимо этого, Конституция РФ в статье 15 определяет, что общепризнанные в области международного права принципы и нормы, а также международные договора России тоже являются составной частью ее правовой структуры. Они не стоят выше или ниже федеральных источников, а скорее выступают на одном уровне. Однако в случае, если в международном договоре, который РФ ратифицировала, указаны иные правила или положения, чем во внутреннем законодательстве, то необходимо применять именно их.
К федеральным источникам административного права относятся (по иерархической лестнице):
- Конституция РФ – основной документ страны.
- Федеральные конституционные законы (имеют сложную процедуру принятия).
- Законы федерального уровня.
- Постановления ГД и Совета Федерации.
- Указы президента страны.
- Постановления правительства.
- Нормативно-правовые акты, которые устанавливают статус министерств, служб и агентств федерального уровня.
- Нормативные акты федеральных органов власти (исполнительной) и министерств.
Функции административного права
Определив, какое место занимает административное право в правовой системе, необходимо сказать и о функциях, которые оно призвано выполнять. Смысл данного понятия заключается в основных направлениях отраслевого правового воздействия в целом на общественные отношения. Традиционно принято выделять две основные функции: регулятивную и охранительную. Первая выражается в воздействии посредством установления обязанностей и прав, ограничений, запретов, компетенций и полномочий субъектов административного права на общественные отношения. Ее потенциал максимально реализуется посредством организационной, исполнительной, разрешительной, нормотворческой и контроль-надзорной деятельности.
Суть охранительной функции заключается в побуждающем воздействии административного права к соблюдению установленных государством норм в данной области. При этом используются меры принуждения, восстановительные санкции, принципы юридической ответственности.
businessman.ru
Понятие и система административного права
Административное право как наука и отрасль российской правовой системы
Любая самостоятельная отрасль права и законодательства, традиционно рассматривается в нескольких значениях, ввиду многозначности и многоаспектности собственного отраслевого содержания, а также тех научных наработок, которые созданы в процессе изучение и анализа соответствующего юридического массива.
Административное право, обладая давней историей своего становления и развития и традиционно выделяясь в качестве самостоятельной отрасли права в отечественной правовой системе не является исключением и может одновременно рассматриваться в качестве науки и отрасли права.
Так, административное право как наука, будучи самостоятельной областью юридической науки может быть определено следующим образом:
Определение 1
Административное право – это совокупность государственно-властных идей, представлений административного содержания применительно к нормативно-правовым актам, регламентирующим отношения в области государственного управления, взгляды относительно социальной обусловленности соответствующего управления, его тенденциях и закономерностях, необходимости реформирования отдельных сфер административного законодательства, а также научно-обоснованные суждения о принципах, истории и перспективах развития административного права.
В свою очередь, административное право как отрасль права, в современной юридической науке принято определять следующим образом:
Определение 2
Административное право – одна из ключевых отраслей современного отечественного права, нормы которого, руководствуясь целью обеспечения выполнения задач и осуществления государственных функций, направлены на урегулирование общественных отношений управленческого характера, складывающихся в связи с организацией и функционированием органов исполнительной власти, а также в сфере внутриорганизационной и административно-юрисдикционной деятельности различных органов государственной власти и их должностных лиц.
К числу признаков, традиционно характеризующих и раскрывающих понятие любой отрасли, в юридической доктрине традиционно относятся предмет и методы правового регулирования соответствующей отрасли. Применительно к административному праву предмет и метод будут рассмотрены ниже.
Предмет и методы административного права
Как было отмечено ранее, предмет и метод правового регулирования в соответствии с точкой зрения, разделяемой большинством ученых-исследователей вопросов юридической науки, выступают ключевыми признаками любой отрасли права, характеризующими ее содержание и обуславливающими самостоятельность соответствующей отрасли в национальной правовой системе.
В этой связи, необходимо обратить внимание на то, что предметом современного административного права признается совокупность общественных отношений, возникающих и складывающихся в связи и по поводу практической государственно-властной деятельности в области осуществления функций исполнительной власти.
Основными методами административного права выступают:
- Предписание – такой способ правового регулирования, содержание которого выражено в установлении определенного порядка действий, в соответствующих условиях и надлежащим образом, закрепленном конкретной административно-правовой нормой. Основным последствием нарушения требований административно-правового предписания выступает недостижение тех юридически значимых последствий, на которые ориентирована сама норма права.
- Запрет, как административно-правовой метод предполагает запрещение совершения определенных действий под угрозой применения соответствующих видов юридической ответственности. Как правило – дисциплинарной или административной. Так, например, нормами действующего административного законодательства запрещается направлять жалобы граждан на рассмотрение теми должностными лицами, чьи действия обжалуются соответствующим гражданином. Виновные в нарушении соответствующего запрета должностные лица, работающие с обращениями граждан, подлежат дисциплинарной ответственности;
- Дозволение – метод административного права, предполагающий возможность выбора одного из вариантов должного поведения, предусмотренных административно-правовой нормой.
При этом относительно последнего метода в административно-правовой доктрине выработано две формы его реализации:
- «Жесткий» вариант дозволения – существование возможности выбора варианта поведения, при невозможности отказаться от соответствующего выбора. Данный метод как правило применяется при регулировании профессионального поведения должностных лиц;
- «Мягкий» вариант дозволения, выражающийся в предоставлении субъекту административно-правовых отношений возможности действовать или не действовать по собственному усмотрению. Наиболее часто встречается в процессе правового регулирования субъективных прав граждан, участвующих в соответствующих правоотношениях.
Система административного права
Любая отрасль права состоит из множества структурных элементов – норм, отраслей, институтов, существование которых для целей обеспечения эффективного правового регулирования в соответствующей сфере, должно выражаться в форме определенной системы отрасли права. Так, система административного права может быть определена следующим образом:
Система административного права – внутреннее строение рассматриваемой отрасли, одновременно выраженное, с одной стороны, в единстве и согласованности административных норм, а с другой – в разделении административного права на отдельные правовые институты
Замечание 1
Традиционно в системе административного права принято выделять общую и особенную части.
Общую часть административного права составляет совокупность юридических норм, охватывающих все институты и сферы государственного управления.
Элементами общей части административного права выступают, например, нормы, устанавливающие принципы государственно-властного управления, определяющие правовой статус государственных органов, а также формы и методы их деятельности и т.д.
Особенная часть включает нормы, действующие исключительно в пределах соответствующих отраслей и сфер государственного управления: управление в экономической сфере, социально-культурной сфере, политической сфере и т.д.
spravochnick.ru
2.6. Административное право в системе российского права
Административное право наиболее тесно взаимодействует со следующими отраслями российского права:
• конституционным правом. Конституционное право закрепляет основы государственного устройства, права и свободы человека и гражданина, основы федерального устройства, систему органов государственной власти. Административное право детализирует (конкретизирует) нормы конституционного права, определяет механизм реализации прав и свобод граждан в сфере государственного управления, компетенцию органов исполнительной власти; формы и методы государственно-управленческой деятельности;
• гражданским правом. Нормы гражданского права регулируют частноправовые отношения, возникающие в сфере государственного управления, по владению, пользованию и распоряжению имуществом, а также отношения, связанные с реализацией личных неимущественных благ. Нормы административного права определяют порядок передачи имущества, лицензирования, контрольной и других видов деятельности, связанной с данными отношениями;
• уголовным правом. Нормы административного права взаимодействуют с нормами уголовного права при обеспечении общественного порядка и общественной безопасности посредством применения мер административной и уголовной ответственности. На основе анализа совершения деяния, его соотношения с нормами административного и уголовного права определяется степень общественной опасности деяния;
• финансовым правом. Административное право закрепляет систему органов управления в финансово-кредитной сфере, формы и методы их деятельности. Финансовое право регулирует управленческие отношения, связанные с формированием бюджета, его исполнением, функционированием налоговой системы;
• земельным и экологическим правом. Значительная часть отношений, отнесенных к предмету земельного и экологического права, особенно в части применения мер государственного принуждения, регулируется нормами административного права;
• трудовым правом. Особенно тесно взаимодействует при регулировании вопросов государственной службы, которая является комплексным правовым институтом;
• уголовно-процессуальным и гражданско-процессуальным правом. В рамках административного процесса часто имеет место субсидиарное применение норм уголовно-процессуального и гражданско-процессуального права.
Тема 3. Административное право как наука
3.1. Система наук и место в ней административного права
Науки разделяют на общественные (гуманитарные): философия, история, социология, культурология, политология, экономическая теория, юриспруденция и др.; естественные: астрономия, физика, химия, биология, математика и др.; технические: механика, гидравлика, технология металлов и др.
Юридические науки, в свою очередь, делятся:
• на историко-теоретические: история права и государства, история политических и правовых учений, теория права и государства;
• отраслевые: конституционное право, административное право, уголовное право, гражданское право, трудовое право, семейное право, земельное право и др.;
• прикладные: криминалистика, криминология, судебная бухгалтерия, судебная медицина, юридическая психология и др.;
• международные: международное публичное право, международное частное право;
• изучающие зарубежное государство и право: римское право, конституционное право зарубежных стран, история государства и права зарубежных стран.
studfiles.net
Book: Административное право
7.4. Правительство Российской Федерации
Правительство РФ – высший исполнительный орган государственной власти Российской Федерации, коллегиальный орган, возглавляющий единую систему исполнительной власти в Российской Федерации.
В состав Правительства РФ входят Председатель Правительства РФ, заместители Председателя Правительства РФ и федеральные министры.
Председатель Правительства РФ:
1) представляет Правительство РФ в Российской Федерации и за пределами территории Российской Федерации;
2) ведет заседания Правительства РФ, обладая правом решающего голоса;
3) подписывает акты Правительства РФ;
4) представляет Президенту РФ предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти, о назначении на должность и об освобождении от должности заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров, о наложении на них дисциплинарных взысканий и об их поощрении;
5) распределяет обязанности между заместителями Председателя Правительства РФ;
6) систематически информирует Президента РФ о работе Правительства РФ.
Заместители Председателя Правительства РФ:
1) участвуют с правом решающего голоса в заседаниях Правительства РФ, в выработке и реализации политики Правительства РФ;
2) участвуют в подготовке постановлений и распоряжений Правительства РФ, обеспечивают их исполнение;
3) координируют в соответствии с распределением обязанностей работу федеральных органов исполнительной власти, дают им поручения и контролируют их деятельность;
4) предварительно рассматривают предложения, проекты постановлений и распоряжений, внесенные в Правительство РФ.
Федеральные министры:
1) участвуют с правом решающего голоса в заседаниях Правительства РФ;
2) принимают участие в подготовке постановлений и распоряжений Правительства РФ, обеспечивают их исполнение;
3) принимают участие в выработке и реализации политики Правительства РФ;
4) обладают установленными законодательством РФ полномочиями руководителей соответствующих федеральных органов исполнительной власти.
Члены Правительства РФ не вправе:
1) быть членами Совета Федерации, депутатами Государственной Думы, депутатами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ и депутатами выборных органов местного самоуправления;
2) занимать другие должности в органах государственной власти, органах местного самоуправления и общественных объединениях;
3) заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, в том числе участвовать в управлении хозяйствующим субъектом независимо от его организационно-правовой формы. Члены Правительства РФ обязаны передавать в доверительное управление под гарантию государства на время своего пребывания в составе Правительства РФ находящиеся в их собственности доли (пакеты акций) в уставном капитале коммерческих организаций в порядке, установленном федеральным законом;
4) заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности;
5) быть поверенными или представителями по делам третьих лип в органах государственной власти;
6) использовать в неслужебных целях информацию, средства материально-технического, финансового и информационного обеспечения, предназначенные только для служебной деятельности;
7) получать гонорары за публикации и выступления в качестве члена Правительства РФ;
8) получать в связи с осуществлением своих полномочий от физических и юридических лиц не предусмотренные федеральным законодательством ссуды, подарки, денежное и иное вознаграждение, в том числе услуги, оплату развлечений и отдыха;
9) принимать без разрешения Президента РФ почетные и специальные звания, награды и иные знаки отличия иностранных государств;
10) выезжать в служебные командировки за пределы Российской Федерации за счет физических и юридических лиц, за исключением служебных командировок, осуществляемых в соответствии с законодательством РФ, международными договорами РФ или на взаимной основе по договоренности федеральных органов государственной власти с государственными органами иностранных государств, международными и иностранными организациями.
По общим вопросам руководства федеральными министерствами и иными федеральными органами исполнительной власти Правительство РФ: руководит работой федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти и контролирует их деятельность; для осуществления своих полномочий может создавать свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц; утверждает положения о федеральных министерствах и об иных федеральных органах исполнительной власти, устанавливает предельную численность работников их аппаратов и размер ассигнований на содержание этих аппаратов в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете; устанавливает порядок создания и деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, устанавливает размер ассигнований на содержание их аппаратов в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете; назначает на должность и освобождает от должности заместителей федеральных министров, руководителей федеральных органов исполнительной власти, не являющихся федеральными министрами, и их заместителей, руководителей органов и организаций при Правительстве РФ, утверждает членов коллегий федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти; вправе отменять акты федеральных органов исполнительной власти или приостанавливать действие этих актов; вправе учреждать организации, образовывать координационные, совещательные органы, а также органы при Правительстве РФ.
Правительство РФ в пределах своих полномочий: организует реализацию внутренней и внешней политики Российской Федерации; осуществляет регулирование в социально-экономической сфере; обеспечивает единство системы исполнительной власти в Российской Федерации, направляет и контролирует деятельность ее органов; формирует федеральные целевые программы и обеспечивает их реализацию; реализует предоставленное ему право законодательной инициативы. Полномочия Правительства РФ в сфере экономики:
1) осуществляет в соответствии с Конституцией, федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными указами Президента РФ регулирование экономических процессов;
2) обеспечивает единство экономического пространства и свободу экономической деятельности, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств;
3) прогнозирует социально-экономическое развитие РФ, разрабатывает и осуществляет программы развития приоритетных отраслей экономики;
4) вырабатывает государственную структурную и инвестиционную политику и принимает меры по ее реализации;
5) осуществляет управление федеральной собственностью;
6) разрабатывает и реализует государственную политику в сфере международного экономического, финансового, инвестиционного сотрудничества;
7) осуществляет общее руководство таможенным делом;
8) принимает меры по защите интересов отечественных производителей товаров, исполнителей работ и услуг;
9) формирует мобилизационный план экономики РФ, обеспечивает функционирование оборонного производства РФ.
Полномочия Правительства РФ в сфере бюджетной, финансовой, кредитной и денежной политики:
1) обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики;
2) разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение;
3) представляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета;
4) разрабатывает и реализует налоговую политику;
5) обеспечивает совершенствование бюджетной системы;
6) принимает меры по регулированию рынка ценных бумаг;
7) осуществляет управление государственным внутренним и внешним долгом РФ;
8) осуществляет в соответствии с Конституцией, федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными указами Президента РФ валютное регулирование и валютный контроль;
9) руководит валютно-финансовой деятельностью в отношениях Российской Федерации с иностранными государствами;
10) разрабатывает и осуществляет меры по проведению единой политики цен.
Полномочия Правительства РФ в социальной сфере:
1) обеспечивает проведение единой государственной социальной политики, реализацию конституционных прав граждан в области социального обеспечения, способствует развитию социального обеспечения и благотворительности;
2) принимает меры по реализации трудовых прав граждан;
3) разрабатывает программы сокращения и ликвидации безработицы и обеспечивает реализацию этих программ;
4) обеспечивает проведение единой государственной миграционной политики;
5) принимает меры по реализации прав граждан на охрану здоровья, по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия;
6) содействует решению проблем семьи, материнства, отцовства и детства, принимает меры по реализации молодежной политики;
7) взаимодействует с общественными объединениями и религиозными организациями;
8) разрабатывает и осуществляет меры по развитию физической культуры, спорта и туризма, а также санаторно-курортной сферы.
Полномочия Правительства РФ в сфере науки, культуры, образования:
1) разрабатывает и осуществляет меры государственной поддержки развития науки;
2) обеспечивает государственную поддержку фундаментальной науки, имеющих общегосударственное значение приоритетных направлений прикладной науки;
3) обеспечивает проведение единой государственной политики в области образования, определяет основные направления развития и совершенствования общего и профессионального образования, развивает систему бесплатного образования;
4) обеспечивает государственную поддержку культуры и сохранение как культурного наследия общегосударственного значения, так и культурного наследия народов Российской Федерации.
Полномочия Правительства РФ в сфере природопользования и охраны окружающей среды:
1) обеспечивает проведение единой государственной политики в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности;
2) принимает меры по реализации прав граждан на благоприятную окружающую среду, по обеспечению экологического благополучия;
3) организует деятельность по охране и рациональному использованию природных ресурсов, регулированию природопользования и развитию минерально-сырьевой базы Российской Федерации;
4) координирует деятельность по предотвращению стихийных бедствий, аварий и катастроф, уменьшению их опасности и ликвидации их последствий.
Полномочия Правительства РФ в сфере обеспечения законности, прав и свобод граждан, борьбы с преступностью:
1) участвует в разработке и реализации государственной политики в области обеспечения безопасности личности, общества и государства;
2) осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, по охране собственности и общественного порядка, по борьбе с преступностью и другими общественно опасными явлениями;
3) разрабатывает и реализует меры по укреплению кадров, развитию и укреплению материально-технической базы правоохранительных органов;
4) осуществляет меры по обеспечению деятельности органов судебной власти.
Полномочия Правительства РФ по обеспечению обороны и государственной безопасности России:
1) осуществляет необходимые меры по обеспечению обороны и государственной безопасности РФ;
2) организует оснащение вооружением и военной техникой, обеспечение материальными средствами, ресурсами и услугами Вооруженных Сил РФ, других войск и воинских формирований РФ;
3) обеспечивает выполнение государственных целевых программ и планов развития вооружения, а также программ подготовки граждан по военно-учетным специальностям;
4) обеспечивает социальные гарантии для военнослужащих и иных лиц, привлекаемых в соответствии с федеральными законами к обороне или обеспечению государственной безопасности РФ;
5) принимает меры по охране Государственной границы РФ;
6) руководит гражданской обороной.
Полномочия Правительства РФ в сфере внешней политики и международных отношений:
1) осуществляет меры по обеспечению реализации внешней политики Российской Федерации;
2) обеспечивает представительство Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях;
3) в пределах своих полномочий заключает международные договоры РФ, обеспечивает выполнение обязательств РФ по международным договорам, а также наблюдает за выполнением другими участниками указанных договоров их обязательств;
4) отстаивает геополитические интересы Российской Федерации, защищает граждан Российской Федерации за пределами ее территории;
5) осуществляет регулирование и государственный контроль в сфере внешнеэкономической деятельности, в сфере международного научно-технического и культурного сотрудничества.
Правительство РФ осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами Президента РФ.
Исключительно на заседаниях Правительства РФ:
• принимаются решения о представлении Государственной Думе федерального бюджета и отчета об исполнении федерального бюджета, а также бюджетов государственных внебюджетных фондов;
• рассматриваются проекты программ экономического и социального развития, связанных с созданием свободных экономических зон;
• устанавливается номенклатура товаров, в отношении которых применяется государственное регулирование цен;
• устанавливаются объемы выпуска государственных ценных бумаг;
• принимаются решения о внесении Правительством РФ законопроектов в Государственную Думу;
• рассматриваются проекты программ приватизации федеральной государственной собственности;
• рассматриваются вопросы предоставления дотаций, субсидий, оказания иной поддержки на безвозвратной основе за счет средств федерального бюджета, а также вопросы оказания финансовой поддержки на возвратной основе при сроке возврата более двух лет;
• рассматриваются вопросы приобретения государством акций;
• рассматриваются вопросы заключения подлежащих ратификации международных договоров РФ;
• принимаются решения о подписании соглашений с органами исполнительной власти субъектов РФ;
• образуется Президиум Правительства РФ;
• утверждаются положения о федеральных министерствах и об иных федеральных органах исполнительной власти;
• устанавливается порядок создания и обеспечения деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти;
• утверждается Регламент Правительства РФ;
• утверждается Положение об Аппарате Правительства РФ. Акты Правительства РФ делятся: на правовые акты, имеющие нормативный характер, издаваемые в форме постановлений Правительства РФ; акты по оперативным и другим текущим вопросам, не имеющие нормативного характера, издаваемые в форме распоряжений Правительства РФ; не имеющие правового характера – обращения, заявления, иные акты.
www.e-reading.club