7.2 Административное правонарушение и административная ответственность
Административным правонарушением признается противоправное виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Как любое правонарушение административный проступок имеет следующие признаки: общественную опасность, противоправность, виновность, наказуемость, аморальность.
Не является административным правонарушением причинение лицом вреда охраняемым законом интересам в состоянии крайней необходимости,то есть для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или других лиц, а также охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный.
Не подлежит административной ответственности физическое лицо, которое во время совершения противоправных действий (бездействия) находилось в состоянии невменяемости, то есть не могло осознавать фактический характер и противоправность своих действий (бездействия) либо руководить ими вследствие хронического психического расстройства, временного психического расстройства, слабоумия или иного болезненного состояния психики.
При малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Понятие юридического состава административного правонарушения содержится в научной литературе: «Состав административного правонарушения — совокупность закрепленных нормативно-правовыми актами признаков, наличие которых может повлечь административную
ответственность» .
Признаками состава административного проступка являются объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона. Признаки состава административного правонарушения кажутся идентичными признакам состава преступления, однако именно их сопоставление и позволяет разграничить данные виды правонарушений.
Объектом административного правонарушения являются общественные отношения, урегулированные нормами административного права.
Объективная сторона заключается в совершении действий или бездействия, запрещенных нормами административного права.
Субъекты административного правонарушения делятся на две основные группы: физические лица и юридические лица.
моменту совершения административного правонарушения возраста шестнадцати лет.
С учетом конкретных обстоятельств дела и данных о лице, совершившем административное правонарушение в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав указанное лицо может быть освобождено от административной ответственности с применением к нему меры воздействия, предусмотренной федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних.
К другой группе субъектов — специальным субъектам — относятся лица, для которых установлены дополнительные основания для привлечения к ответственности — должностные лица.
Административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Под должностным лицом следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, а также лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное.Военнослужащие и призванные на военные сборы граждане несут ответственность за административные правонарушения в соответствии с дисциплинарными уставами. Сотрудники органов внутренних дел, органов уголовно-исполнительной системы, федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов несут ответственность за административные правонарушения в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок прохождения службы в указанных органах. За нарушение законодательства о выборах и референдумах, в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, правил дорожного движения, требований пожарной безопасности вне места службы, законодательства об охране окружающей природной среды,
таможенных правил и правил режима Государственной границы Российской Федерации, пограничного режима, режима в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, а также за административные правонарушения в области налогов, сборов и финансов, невыполнение законных требований прокурора, следователя, лица, производящего дознание, или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении, лица, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов или специальных положений о дисциплине, несут ответственность на общих основаниях. К указанным лицам не могут быть применены административные наказания в виде административного ареста, а к военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, также в виде административного штрафа.Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица, совершившие на территории Российской Федерации административные правонарушения, подлежат административной ответственности на общих основаниях.
Вопрос об административной ответственности иностранного гражданина, пользующегося иммунитетом от административной юрисдикции Российской Федерации в соответствии с федеральными законами и международными договорами Российской Федерации и совершившего на территории Российской Федерации административное правонарушение, разрешается в соответствии с нормами международного права.
Юридические лица подлежат административной ответственности за совершение административных правонарушений в случаях, предусмотренных статьями КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях (ст. 2.10 КоАП).
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.
Субъективная сторона административного правонарушения отражает его внутреннее содержание. Основным элементом субъективной стороны является вина. Под виной понимается психической отношение субъекта к совершенному им противоправному деянию. Вина может выражаться в форме умысла и неосторожности (ст. 2.2 КоАП).
Административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично.
Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.
Административная ответственность — это особый вид юридической ответственности, выражающийся в применении уполномоченными органами и должностными лицами административных наказаний к физическим и юридическим лицам, совершившим административное правонарушение.
Административная ответственность урегулирована нормами административного права, которые содержат исчерпывающие перечни административных правонарушений, административных взысканий и органов, уполномоченных их применять, детально регулируют производство по делам об административных правонарушениях и составляют нормативную основу правового института административной ответственности.
Основанием для привлечения к административной ответственности является совершение административного правонарушения. Ответственность состоит в применении к субъектам, совершившим административное правонарушение, административных наказаний.
Меры административной ответственности применяют органы и должностные лица, которым такое право предоставлено законодательством.
Уполномоченные органы и должностные лица применяют административную ответственность только к не подчиненным им правонарушителям и только в особом процессуальном порядке.
Административная ответственность применяется независимо от наступления вредных последствий совершенного правонарушения.
Применение мер административного наказания не влечет судимости и, как правило, не является основанием для увольнения с работы.
studfiles.net
За какие правонарушения наступает административная ответственность
Административные наказания являются наиболее частыми мерами пресечения, назначаемыми судебными инстанциями. Однако далеко не все граждане чётко различают понятия — административное правонарушение и административная ответственность, подвергая себя опасности. Наказание часто настигает тех, кто своевременно не был ознакомлен с законодательными документами.
Что такое административное правонарушение
Под данным понятием подразумевается неправомерное действие или бездействие юридического, или физического лица, за которые установлена ответственность согласно действующему законодательству или Кодексу об административных правонарушениях (КоАП).
Основные признаки такого рода проступков приведены в таблице ниже.
Молоток судьи
Признак | Описание |
---|---|
Опасность для общества | Выявляется степень посягания на нормальные общественные отношения, а также права и свободы других граждан. Как пример: административными нарушениями общественного порядка являются хулиганство, возникновение угрозы для здоровья и жизни других людей при нарушении правил ПДД и вождении транспорта в нетрезвом состоянии и т. д. |
Противоправность | Определяется в том, что содеянный проступок является действием, которое запрещается действующими федеральными или региональными нормативно-правовыми документами. Как пример, таковыми являются: нарушение правил реализации продовольственных и непродовольственных товаров, пренебрежение правилами охоты и другие противозаконные деяния. |
Виновность | Наступление правовой административной виновности состоит в том, что ответственность возникает, только если имеется прямая вина нарушителя, то есть умышленный или неумышленный проступок (бездействие). |
Отдельные правонарушения совершаются с умыслом, когда гражданин производит противоправное деяние (бездействие) с осознанием происходящего и дальнейших последствий. К таковым нарушениям относятся: неподчинение сотруднику правоохранительных органов, умышленное невыполнение прокурорских требований, умышленное создание помех дорожному движению и т. д. | |
А некоторые нарушения порядка происходят по неосторожности, когда гражданин не предвидел возможности наступления негативных последствий, возникающих по причине своего действия или бездействия. Такими проступками являются: управление транспортным средством лицом, которое не имеет права на вождение, и надеется самостоятельно предотвратить ДТП, полагаясь на свой опыт и малый трафик. | |
Наказуемость | Означает, что привлечение к ответственности возможно только, если наказание предусмотрено федеральными законодательными документами либо кодексом об административных правонарушениях (КоАП). |
Согласно действующему законодательству, данное понятие формируется при участии 4 основных элементов, которые подробно разобраны в таблице ниже.
Составляющая | Описание |
---|---|
Объект правонарушения | Общественные отношения в различных сферах, которые охраняются на законодательном уровне от противоправных действий, влияющих на нормальный ход правоотношений. |
Как пример, объектом правонарушения при нарушении ПДД является безопасность дорожного движения, а при порче имущества – непосредственно недвижимость или вещи и т. д. | |
Субъект правонарушения | Гражданин, достигший шестнадцатилетнего возраста, который является полностью вменяемым. А также лица несовершеннолетнего возраста от 16 до 18 лет, которые согласно КоАП могут привлекаться к административной ответственности за нарушение ПДД, мелкое хулиганство и нарушение государственной границы РФ. |
Согласно действующему законодательству дела несовершеннолетних могут рассматриваться специальными комиссиями. Также в учет берется и два следующих нюанса: | |
при вынесении приговора по отношению к таким лицам не применяется административный арест; | |
недостижение восемнадцатилетия признается как смягчающее обстоятельство. | |
Тогда как лица, достигшие 18 лет, несут полную ответственность по всей строгости закона. | |
Объективная сторона | Перечень противоправных действий (бездействий), нарушающих действующее законодательство. Как пример, при нарушении безопасности дорожного движения могут происходить следующие деяния: |
превышение допустимой скорости передвижения на транспортном средстве; | |
невыполнение требований дорожной разметки и знаков; | |
нарушение правил перевозки грузов; | |
использование запрещенных внешних световых приборов; | |
непристегнутый ремень безопасности и т. д. | |
Тогда как неправомерное бездействие при нарушении правил ПДД может устанавливаться, когда водитель не включает ближний свет фар при недостаточной видимости либо в темное время суток | |
Субъективная сторона | Это психологическое отношение правонарушителя к своим проступкам, которое может проявляться в двух формах: умышленные действия (при осознанном преступлении) или неосторожные (без понимания будущих последствий). |
Видеорегистрация нарушителей ПДД
Какие виды административного правонарушения существуют?
Действующими законодательными документами установлено несколько видов административных нарушений, зависимо от объекта. Разновидности такого рода правонарушений приведены в таблице ниже.
Вид АП | Описание |
---|---|
Гражданские | Нарушение трудового законодательства и условий на рабочем месте, а также пренебрежение правилами гигиены и санитарно-эпидемиологических норм и т. д. |
Имущественные | Кражи в мелких размерах, нарушение прав госсобственности на земельный, лесной и водный фонды, и т. д. |
Экологические, культурные и исторические | Загрязнение окружающей среды, нарушение пожарной безопасности в лесах, незаконная охота или вырубка деревьев и т. д. |
Промышленные | Неправильное использование газа, повреждение электросетей, надругательство над памятниками культуры и истории, и т. д. |
Сельскохозяйственные, транспортные и сферы ЖКХ | Нарушение безопасности авиаперевозок, повреждение телефонных автоматов, неправильное использование жилых помещений и т. д. |
Финансовые и торговые | Неправомерная реализация товаров и услуг, уклонение от подачи декларации о доходах в Налоговую службу и т. д. |
Сфера управления | Неподчинение сотрудникам правоохранительных органов, мелкое хулиганство, нарушение правил таможни, употребление спиртного в общественных местах и т. д. |
Что такое административная ответственность
Под данным правовым понятием принимается применение административных взысканий. Она проявляется в применении госорганами и их должностными лицами мер воздействия к гражданам или организациям, которые в разной степени нарушают действующее законодательство.
Назначение административной ответственности (АО) имеет характерные особенности, которые заключаются в следующем:
- вердикт о назначении АО может быть выдан только законодательными и исполнительными органами власти, которые имеют на это компетенцию;
- установить АО могут только на основании совершенного административного правонарушения, которое перечит действующему законодательству;
- основное отличие такой ответственности от дисциплинарной в том, что вторая применяется, если наказание назначается начальником для своего сотрудника, тогда как административная может наступить только после назначения исполнительными органами власти;
- нести ответственность придётся вне зависимости от того, возникли ли какие-либо последствия или нет. Назначение административного взыскания происходит по факту нарушения закона.
Действующими законодательными документами определены разновидности административной ответственности, которые прописаны в таблице ниже.
Вид АО | Краткое описание |
---|---|
Предупреждение | Разновидность взыскания, которая заключается только в моральном осуждении нарушителя закона. Право на предупреждение чаще всего предоставляется для граждан, которые совершили незначительный проступок впервые. Взыскание производится в письменной форме, которая выдается правонарушителю |
Административный штраф | Единоразовое денежное взыскание, насчитываемое в фиксированной сумме. Размер штрафа может рассчитываться на основании следующих факторов: |
в сумме МРОТ; | |
в размере оценочной стоимости украденного, потерянного или поврежденного имущества; | |
в фиксированной сумме. |
Терминал для оплаты административных взысканий
Каждому гражданину, пребывающему на территории Российской Федерации, требуется знать КоАП. Понимание того, за какие правонарушения наступает административная ответственность, необходимо во избежание правонарушений и возникновения проблем с законом. Действующее законодательство строго определяет перечень действий, которые являются нарушениями и разновидности административной ответственности, которая за ними последует.
shtrafsud.ru
Административные правонарушения и административная ответственность
Административным правонарушением признается противоправное виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Как любое правонарушение административный проступок имеет следующие признаки: общественную опасность, противоправность, виновность, наказуемость, аморальность.
Не является административным правонарушением причинение лицом вреда охраняемым законом интересам в состоянии крайней необходимости, то есть для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или других лиц, а также охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный.
Не подлежит административной ответственности физическое лицо, которое во время совершения противоправных действий (бездействия) находилось в состоянии невменяемости, то есть не могло осознавать фактический характер и противоправность своих действий (бездействия) либо руководить ими вследствие хронического психического расстройства, временного психического расстройства, слабоумия или иного болезненного состояния психики.
При малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Понятие юридического состава административного правонарушения содержится в научной литературе: «Состав административного правонарушения — совокупность закрепленных нормативно-правовыми актами признаков, наличие которых может повлечь административную ответственность».
Признаками состава административного проступка являются объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона. Признаки состава административного правонарушения кажутся идентичными признакам состава преступления, однако именно их сопоставление и позволяет разграничить данные виды правонарушений.
Объектом административного правонарушения являются общественные отношения, урегулированные нормами административного права.
Объективная сторона заключается в совершении действий или бездействия, запрещенных нормами административного права.
Субъекты административного правонарушения делятся на две основные группы: физические лица и юридические лица. Физические лица, ответственность которых предусмотрена Кодексом об административных правонарушениях, в свою очередь, делятся на несколько групп, различающихся по правовому статусу участников. Согласно статьи 2.3 КоАП административной ответственности подлежит физическое лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста шестнадцати лет.
С учетом конкретных обстоятельств дела и данных о лице, совершившем административное правонарушение в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав указанное лицо может быть освобождено от административной ответственности с применением к нему меры воздействия, предусмотренной федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних.
К другой группе субъектов — специальным субъектам — относятся лица, для которых установлены дополнительные основания для привлечения к ответственности — должностные лица. Административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Под должностным лицом следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, а также лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное.
Военнослужащие и призванные на военные сборы граждане несут ответственность за административные правонарушения в соответствии с дисциплинарными уставами. Сотрудники органов внутренних дел, органов уголовно-исполнительной системы, федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов несут ответственность за административные правонарушения в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок прохождения службы в указанных органах.
За нарушение законодательства о выборах и референдумах, в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, правил дорожного движения, требований пожарной безопасности вне места службы, законодательства об охране окружающей природной среды, таможенных правил и правил режима Государственной границы Российской Федерации, пограничного режима, режима в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, а также за административные правонарушения в области налогов, сборов и финансов, невыполнение законных требований прокурора, следователя, лица, производящего дознание, или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении, лица, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов или специальных положений о дисциплине, несут ответственность на общих основаниях. К указанным лицам не могут быть применены административные наказания в виде административного ареста, а к военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, также в виде административного штрафа.
Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица, совершившие на территории Российской Федерации административные правонарушения, подлежат административной ответственности на общих основаниях.
Вопрос об административной ответственности иностранного гражданина, пользующегося иммунитетом от административной юрисдикции Российской Федерации в соответствии с федеральными законами и международными договорами Российской Федерации и совершившего на территории Российской Федерации административное правонарушение, разрешается в соответствии с нормами международного права.
Юридические лица подлежат административной ответственности за совершение административных правонарушений в случаях, предусмотренных статьями КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях (ст. 2.10 КоАП).
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.
Субъективная сторона административного правонарушения отражает его внутреннее содержание. Основным элементом субъективной стороны является вина. Под виной понимается психической отношение субъекта к совершенному им противоправному деянию. Вина может выражаться в форме умысла и неосторожности (ст. 2.2 КоАП).
Административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично.
Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.
Административная ответственность — это особый вид юридической ответственности, выражающийся в применении уполномоченными органами и должностными лицами административных наказаний к физическим и юридическим лицам, совершившим административное правонарушение.
Административная ответственность урегулирована нормами административного права, которые содержат исчерпывающие перечни административных правонарушений, административных взысканий и органов, уполномоченных их применять, детально регулируют производство по делам об административных правонарушениях и составляют нормативную основу правового института административной ответственности.
Основанием для привлечения к административной ответственности является совершение административного правонарушения. Ответственность состоит в применении к субъектам, совершившим административное правонарушение, административных наказаний.
Меры административной ответственности применяют органы и должностные лица, которым такое право предоставлено законодательством.
Уполномоченные органы и должностные лица применяют административную ответственность только к не подчиненным им правонарушителям и только в особом процессуальном порядке.
Административная ответственность применяется независимо от наступления вредных последствий совершенного правонарушения.
Применение мер административного наказания не влечет судимости и, как правило, не является основанием для увольнения с работы.
studfiles.net
30) Административное правонарушение и административная ответственность
Административное правонарушение. Основанием для привлечения к административной ответственности является административное правонарушение. В соответствии с КоАП РФ (ст. 2.1) административным правонарушением считается противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие или бездействие, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность. Административная ответственность наступает в том случае, если за эти правонарушения действующим законодательством не предусмотрена уголовная ответственность.
Административное правонарушение характеризуется антиобщественным характером деяния (действия или бездействия), поскольку посягает на государственный или общественный порядок, т. е. причиняет вред интересам граждан и государства. Оно является и противоправным деянием, так как связано с нарушением норм административного и других отраслей права (конституционного, финансового, трудового, гражданского), которые охраняются мерами административной ответственности. Например, в случае уклонения от налога охраняются нормы финансового права. Административная ответственность может наступать только за правонарушения, прямо предусмотренные КоАП и другими правовыми актами.
Административное правонарушение — это виновное деяние, поскольку может быть совершено с умыслом или по неосторожности.
Деяние, квалифицируемое законодательством как административное правонарушение, должно содержать не только вышеперечисленные признаки, но и состав административного правонарушения.
В отличие от признаков, которые перечислены в ст. 2.1 КоАП, состав административного правонарушения в КоАП прямо не назван, но его существование обосновано содержанием административного правонарушения.
Однако даже при наличии всех признаков состав административного правонарушения может отсутствовать. В этом случае применение мер административной ответственности исключается. Например, совершение административного правонарушения лицом, не достигшим 16 лет, не влечет применения к нему мер административной ответственности, поскольку в его действии отсутствует состав административного правонарушения. Субъектами административного правонарушения по закону (ст. 2.3 КоАП) являются лица, достигшие к моменту совершения административного правонарушения 16 лет.
Элементами состава административного правонарушения являются объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона.
Объектом административного правонарушения выступают общественные отношения, охраняемые мерами административной ответственности. В качестве объекта могут выступать какие-либо запреты, предписания, правила, содержащиеся в нормативных актах различных отраслей права, но охраняемых административными взысканиями.
Объективная сторона выражается в действии (бездействии), запрещенном нормами административного права. Она характеризуется и другими признаками: способом, временем, местом, размером ущерба, предметом последствия, повторностью, неоднократностью.
Субъекты административного правонарушения — это физические лица, которых можно поделить на две группы: граждане и другие категории лиц, отличающиеся особенностями труда, служебного положения, состояния здоровья и т. д. Эти особенности могут повлечь дополнительные основания для административной ответственности (должностное лицо, капитан судна, работник торговли, водитель и др.) или же ограничить ее (военнослужащие, инвалиды II и I групп, несовершеннолетние).
Субъективная сторона административного правонарушения выражается в психическом отношении лица к совершенному действию (бездействию) и его последствиям. Оно может выступать в форме умысла или неосторожности, что характеризует состояние виновности.
Административная ответственность — это самостоятельный вид юридической ответственности, которая заключается в том, что орган управления или должностное лицо вправе применить к лицу, совершившему административное правонарушение, меры административного взыскания.
Основанием административной ответственности служит административное правонарушение (проступок), за совершение которого к виновным применяются административные взыскания.
К административной ответственности привлекается широкий круг органов и должностных лиц, перечень которых содержится в Кодексе РФ об административных правонарушениях и других законах и подзаконных актах: органы исполнительной власти, местного самоуправления, их должностные лица, суды и судьи. Административные взыскания в отличие от дисциплинарных применяются органами и должностными лицами в отношении лиц, не подчиненных им по работе или службе.
Административная ответственность регулируется нормами административного права, которые представляют исчерпывающий перечень административных правонарушений и административных взысканий, налагаемых за их совершение.
Основным нормативным актом, устанавливающим административную ответственность физических лиц, является Кодекс РФ об административных правонарушениях, принятый 20 декабря 2001 г. (КоАП РФ). Он содержит не только материальные нормы (перечень взысканий, состав правонарушений и т. д.), но и нормы, регулирующие производство по делам об административных правонарушениях.
Законодательство, регулирующее административную ответственность организаций, в настоящее время не кодифицировано. Отдельные законы и постановления правительства устанавливают виды административных правонарушений и субъекты административной ответственности за них.
studfiles.net
74. Административное правонарушение и административная ответственность
74. Административное правонарушение и административная ответственность
Административное правонарушение – это противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Признаки административного правонарушения:
1) противоправность, т. е. действиями (бездействием) нарушаются установленные нормами права специальные правила, норм, стандарты, защищаемые нормами административного права;
2) виновность, так как нарушение (умышленное или неосторожное) субъектом установленных правил влечет административную ответственность. Административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично. Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть;
3) наказуемость, потому что административным правонарушением может быть признано только конкретное противоправное, виновное действие (бездействие), за которое КоАП РФ или законами субъектов РФ установлена административная ответственность.
Согласно ст. 1.5 КоАП РФ в рамках административных правоотношений действует презумпция невиновности. Данное положение соответствует ст. 49 Конституции РФ и имеет важное практическое значение.
Сущность презумпции невиновности:
а) лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина;
б) лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело;
в) лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность;
г) неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Административной ответственностью является назначение судьями, уполномоченными органами и должностными лицами предусмотренного КоАП РФ наказания за административное правонарушение.
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
law.wikireading.ru
Административное правонарушение 1. Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. 2. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. 3. Назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо. Формы вины 1. Административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично. 2. Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть. Возраст, по достижении которого наступает административная ответственность 1. Административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста шестнадцати лет. 2. С учетом конкретных обстоятельств дела и данных о лице, совершившем административное правонарушение в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав указанное лицо может быть освобождено от административной ответственности с применением к нему меры воздействия, предусмотренной федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних. Административная ответственность должностных лиц Административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Примечание. Под должностным лицом в Кодексе об административных нарушениях следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, а также совершившие административные правонарушения, предусмотренные статьями 13.25, 14.24, 15.17 — 15.22, 15.23.1, 15.24.1, 15.29 — 15.31, частью 9 статьи 19.5, статьей 19.7.3 КОАП РФ, члены советов директоров (наблюдательных советов), коллегиальных исполнительных органов (правлений, дирекций), счетных комиссий, ревизионных комиссий (ревизоры), ликвидационных комиссий юридических лиц и руководители организаций, осуществляющих полномочия единоличных исполнительных органов других организаций, несут административную ответственность как должностные лица. Лица, осуществляющие функции члена конкурсной, аукционной, котировочной или единой комиссии, созданной государственным или муниципальным заказчиком, бюджетным учреждением (далее в статьях 3.5, 7.29 — 7.32, части 7 статьи 19.5, статье 19.7.2, статье 19.7.4 Кодекса — заказчики), уполномоченным органом, совершившие административные правонарушения, предусмотренные статьями 7.29 — 7.32 Кодекса, несут административную ответственность как должностные лица. Лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, совершившие административные правонарушения, несут административную ответственность как должностные лица, если настоящим Кодексом не установлено иное. Административная ответственность военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, имеющих специальные звания 1. За административные правонарушения, за исключением административных правонарушений, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, военнослужащие, граждане, призванные на военные сборы, и имеющие специальные звания сотрудники органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регламентирующими прохождение военной службы (службы) указанными лицами и их статус, несут дисциплинарную ответственность. 2. За административные правонарушения, предусмотренные статьями 5.1 — 5.26, 5.45 — 5.52, 5.56, 6.3, 7.29 — 7.32, главой 8, статьей 11.16 (в части нарушения требований пожарной безопасности вне места военной службы (службы) или прохождения военных сборов), главами 12, 15 и 16, статьями 17.3, 17.7 — 17.9, частями 1 и 3 статьи 17.14, статьями 17.15, 18.1 — 18.4, 19.5.7, 19.7.2, 19.7.4 и статьей 20.4 (в части нарушения требований пожарной безопасности вне места военной службы (службы) или прохождения военных сборов) настоящего Кодекса, лица, указанные в части 1 настоящей статьи, несут административную ответственность на общих основаниях. Административная ответственность иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц 1. Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица, совершившие на территории Российской Федерации административные правонарушения, подлежат административной ответственности на общих основаниях. 2. Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица, совершившие административные правонарушения на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, подлежат административной ответственности на общих основаниях. 3. Вопрос об административной ответственности иностранного гражданина, пользующегося иммунитетом от административной юрисдикции Российской Федерации в соответствии с федеральными законами и международными договорами Российской Федерации и совершившего на территории Российской Федерации административное правонарушение, разрешается в соответствии с нормами международного права. Административная ответственность собственников (владельцев) транспортных средств 1. К административной ответственности за административные правонарушения в области дорожного движения в случае их фиксации работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи привлекаются собственники (владельцы) транспортных средств. 2. Собственник (владелец) транспортного средства освобождается от административной ответственности, если в ходе рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное в соответствии с частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, будут подтверждены содержащиеся в ней данные о том, что в момент фиксации административного правонарушения транспортное средство находилось во владении или в пользовании другого лица либо к данному моменту выбыло из его обладания в результате противоправных действий других лиц. Крайняя необходимость Не является административным правонарушением причинение лицом вреда охраняемым законом интересам в состоянии крайней необходимости, то есть для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или других лиц, а также охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред. Невменяемость Не подлежит административной ответственности физическое лицо, которое во время совершения противоправных действий (бездействия) находилось в состоянии невменяемости, то есть не могло осознавать фактический характер и противоправность своих действий (бездействия) либо руководить ими вследствие хронического психического расстройства, временного психического расстройства, слабоумия или иного болезненного состояния психики. Возможность освобождения от административной ответственности при малозначительности административного правонарушения При малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием. Автор: Полина Кузнецова |
www.kobzew.ru
Глава 2. Административное правонарушение и административная ответственность.
Статья 9. Понятие административного правонарушения.
Административным правонарушением (проступком) признается посягающее на общественный порядок, собственность, права и свободы граждан, на установленный порядок управления противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие либо бездействие, за которое законом предусмотрена административная ответственность.
Административная ответственность за правонарушения, предусмотренные настоящим Кодексом, наступает, если эти правонарушения по своему характеру не влекут в соответствии с законом уголовной ответственности.
(В ред. от 05.04.2001 г.)
Статья 10. Совершение административного правонарушения умышленно.
Административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия или бездействия, предвидело его вредные последствия и желало их или сознательно допускало наступление этих последствий.
Статья 11. Совершение административного правонарушения по неосторожности.
Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия или бездействия, но легкомысленно рассчитывало на их предотвращение либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.
Статья 12. Возраст, по достижении которого наступает административная ответственность.
Административной ответственности подлежат лица, достигшие к моменту совершения административного правонарушения шестнадцатилетнего возраста.
Статья 13. Ответственность несовершеннолетних.
К лицам в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет, совершившим административные правонарушения, применяются меры воздействия, предусмотренные статьей 241 настоящего Кодекса.
В случае совершения лицами в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет административных правонарушений, предусмотренных статьями 44, 51, 121-127, частями первой и второй статьи 130, частью второй статьи 156, статьями 173, 174,185, 190-195 настоящего Кодекса, они подлежат административной ответственности на общих основаниях. С учетом характера совершенного правонарушения и личности правонарушителя к указанным лицам (за исключением лиц, совершивших правонарушение, предусмотренное статьей 185) могут быть применены меры воздействия, предусмотренные статьей 241 настоящего Кодекса.
(В ред. от 29.05.85 г., 19.05.89 г., 29.07.91 г., 15.11.94 г., 15.02.95 г., 22.09.2005 г.)
Статья 14. Ответственность должностных лиц.
Должностные лица подлежат административной ответственности за административные правонарушения, связанные с несоблюдением установленных правил в сфере охраны порядка управления, государственного и общественного порядка, природы, здоровья населения и других правил, обеспечение выполнения которых входит в их служебные обязанности.
Статья 15. Ответственность военнослужащих и иных лиц, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов, за совершение административных правонарушений.
Военнослужащие и призванные на сборы военнообязанные, а также лица рядового и руководящего составов органов внутренних дел несут ответственность за административные правонарушения по дисциплинарным уставам. За нарушение правил, норм и стандартов, касающихся обеспечения безопасности дорожного движения, санитарно-гигиенических и- санитарно-противоэпидемических правил и норм, правил охоты, рыболовства и охраны рыбных запасов, таможенных правил, совершение коррупционных деяний и других правонарушений, связанных с коррупцией, нарушение тишины в общественных местах, неправомерное использование государственного имущества, незаконное приобретение или хранение специальных технических средств для снятия информации с каналов связи, иных средств негласного получения информации, непринятие мер по частному определению суда или частному постановлению судьи, относительно представления органа дознания, следователя или протеста, предписания или представления прокурора, уклонение от исполнения законных требований прокурора, нарушение законодательства о государственной тайне, нарушение порядка учета, хранения и использования документов и иных носителей информации, которые содержат конфиденциальную информацию, являющуюся собственностью государства, эти лица несут административную ответственность на общих основаниях. К указанным лицам не могут быть применены исправительные работы и административный арест.
Другие, кроме указанных в части первой настоящей статьи, лица, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов или специальных положений о дисциплине, в случаях, прямо предусмотренных ими, несут за совершение административных правонарушений дисциплинарную ответственность, а в остальных случаях — административную ответственность на общих основаниях.
В случаях, указанных в части первой настоящей статьи, органы (должностные лица), которым предоставлено право налагать административные взыскания, могут вместо наложения взысканий передавать материалы о правонарушениях соответствующим органам для решения вопроса о привлечении виновных к дисциплинарной ответственности. При нарушении правил дорожного движения водителями транспортных средств Вооруженных Сил Украины или других образованных в соответствии с законами Украины воинских формирований — военнослужащими срочной службы — штраф как административное взыскание к ним не применяется. К указанным лицам в качестве меры административного взыскания применяется предупреждение.
(В ред. от 29.07.91 г., 23.12.93 г., 05.10.95 г., 23.12.98 г., 24.03.99 г., 21.09.99 г., 05.04.2001 г., 15.05.2003 г., 11.05.2004 г.)
Статья 16. Ответственность иностранцев и лиц без гражданства.
Иностранцы и лица без гражданства, находящиеся на территории Украины, подлежат административной ответственности на общих основаниях с гражданами Украины. Вопросы об ответственности за административные право-‘ нарушения, совершенные на территории Украины иностранцами, которые согласно действующим законам и международным договорам Украины пользуются иммунитетом от административной юрисдикции Украины, разрешаются дипломатическим путем. (Вред, от 05.04.2001 г.)
Статья 17. Обстоятельства, исключающие административную ответственность.
Лицо, действовавшее в состоянии крайней необходимости, необходимой обороны либо находившееся в состоянии невменяемости, не подлежит административной ответственности.
Статья 18. Крайняя необходимость.
Не является административным правонарушением действие, хотя и предусмотренное настоящим Кодексом или другими законами, устанавливающими ответственность за административные правонарушения, но совершенное в состоянии крайней необходимости, то есть для устранения опасности, угрожающей государственному или общественному порядку, собственности, правам и свободам граждан, установленному порядку управления, если эта опасность при данных обстоятельствах не могла быть устранена другими средствами и если причиненный вред является менее значимым, чем вред предотвращенный.
(В ред. от 05.04.2001 г.)
Статья 19. Необходимая оборона.
Не является административным правонарушением действие, хотя и предусмотренное настоящим Кодексом или другими законами, устанавливающими ответственность за административные правонарушения, но совершенное в состоянии необходимой обороны, то есть при защите государственного или общественного порядка, собственности, прав и свобод граждан, установленного порядка управления от противоправного посягательства путем причинения посягающему вреда, если при этом не было допущено превышения пределов необходимой обороны.
Превышением пределов необходимой обороны признается явное несоответствие защиты характеру и общественной вредности посягательства.
(Вред. от 05.04.2001 г.)
Статья 20. Невменяемость.
Не подлежит административной ответственности лицо, которое во время совершения противоправного действия или бездействия находилось в состоянии невменяемости, то есть не могло отдавать себе отчет в своих действиях или руководить ими вследствие хронического психического заболевания, временного расстройства душевной деятельности, слабоумия или иного болезненного состояния.
Статья 21. Передача материалов об административном правонарушении на рассмотрение общественной организации или трудового коллектива.
Лицо, совершившее административное правонарушение, освобождается от административной ответственности с передачей материалов на рассмотрение общественной организации или трудового коллектива, если с учетом характера совершенного правонарушения и личности правонарушителя к нему целесообразно применить меру общественного воздействия.
О мерах общественного воздействия, примененных к лицам, совершившим правонарушения, предусмотренные статьей 51, частью первой статьи 129, частями первой и второй статьи 130, статьями 156, 173, 176, 177, 178-180 настоящего Кодекса, собственник предприятия, учреждения, организации или общественная организация должны не. позднее десятидневного срока со дня получения материалов уведомить орган (должностное лицо), направивший материалы.
(В ред. от 29.05.85 г., 16.10.85 г., 27.06.86 г., 12.06.87 г., 19.05.89 г., 28.01.94 г., 15.11.94 г., 05.04.2001 г.)
Статья 22. Возможность освобождения от административной ответственности при малозначительности правонарушения.
При малозначительности совершенного административного правонарушения орган (должностное лицо), уполномоченный решать дело, может освободить нарушителя от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
pravoved.in.ua