Административный арест не назначается женщинам имеющим несовершеннолетних детей в возрасте до – 3.9. /

Ст. 3.9 КоАП РФ с Комментариями 2018-2019 года (новая редакция с последними изменениями)

1. Административный арест заключается в содержании нарушителя в условиях изоляции от общества и устанавливается на срок до пятнадцати суток, а за нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо организацию повлекшего нарушение общественного порядка массового одновременного пребывания или передвижения граждан в общественных местах, за нарушение требований режима чрезвычайного положения или правового режима контртеррористической операции либо за совершение административных правонарушений в области законодательства о наркотических средствах, психотропных веществах и об их прекурсорах до тридцати суток. Административный арест назначается судьей.

2. Административный арест устанавливается и назначается лишь в исключительных случаях за отдельные виды административных правонарушений и не может применяться к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до четырнадцати лет, лицам, не достигшим возраста восемнадцати лет, инвалидам I и II групп, военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, а также к имеющим специальные звания сотрудникам Следственного комитета Российской Федерации, органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, войск национальной гвардии Российской Федерации, Государственной противопожарной службы и таможенных органов.

3. Срок административного задержания включается в срок административного ареста.

Бесплатная юридическая консультация по телефонам:

Комментарий к Ст. 3.9 КоАП РФ

1. Административный арест может устанавливаться и применяться только в качестве основного административного наказания.

Административный арест — вид административного наказания, ограничивающий свободу нарушителя. Если административный проступок совершает иностранный гражданин, то к нему применяется еще и наказание в виде административного выдворения (см. комментарий к ст. 3.10).

Административное наказание в виде административного ареста применяется к 20 составам административных правонарушений и в некоторых случаях предусматривает назначение административного ареста на срок до 30 суток (ст. 20.5).

Согласно Федеральному конституционному закону от 30.05.2001 N 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении» чрезвычайное положение — это вводимый в соответствии с Конституцией РФ и указанным Федеральным конституционным законом на всей территории РФ или в ее отдельных местностях особый правовой режим деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, их должностных лиц, общественных объединений, допускающий отдельные ограничения прав и свобод граждан РФ, иностранных граждан, лиц без гражданства, прав организаций и общественных объединений, а также возложение на них дополнительных обязанностей. Административный арест в данном случае представляет собой санкцию, применяемую к нарушителям правил комендантского часа при пресечении насильственных противоправных действий, указанных в п. «а» ст. 3 ФКЗ «О чрезвычайном положении».

Согласно Федеральному закону от 06.03.2006 N 35-ФЗ «О противодействии терроризму» контртеррористическая операция представляет собой комплекс специальных, оперативно-боевых, войсковых и иных мероприятий с применением боевой техники, оружия и специальных средств по пресечению террористического акта, обезвреживанию террористов, обеспечению безопасности физических лиц, организаций и учреждений, а также по минимизации последствий террористического акта.

2. Административный арест может применяться только при наличии обстоятельств, отягчающих административную ответственность, исчерпывающий перечень которых указан в ч. 1 ст. 4.3 комментируемого Кодекса:

1) продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его;

2) повторное совершение однородного административного правонарушения, то есть совершение административного правонарушения в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию в соответствии со ст. 4.6 Кодекса за совершение однородного административного правонарушения;

3) вовлечение несовершеннолетнего в совершение административного правонарушения;

4) совершение административного правонарушения группой лиц;

5) совершение административного правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах;

6) совершение административного правонарушения в состоянии опьянения.

Если таковые отсутствуют, должны быть применены другие, менее суровые административные наказания.

При совершении административного правонарушения, предусматривающего применение наказания в виде административного ареста, беременной женщиной, женщиной, имеющей ребенка в возрасте до 14 лет, лицом, не достигшим возраста 18 лет, инвалидами I и II групп к указанным лицам не может быть применено данное административное наказание.

3. Постановление судьи об административном аресте исполняется органами внутренних дел немедленно после его вынесения. Лицо, подвергнутое административному аресту, содержится под стражей в месте, определяемом органами внутренних дел. При исполнении постановления об административном аресте осуществляется личный досмотр лица, подвергнутого административному аресту.

stkoaprf.ru

Административный арест за нарушение ПДД

Добрый день, уважаемый читатель.

В этой статье речь пойдет про административный арест, который является одним из возможных наказаний за нарушение требований правил дорожного движения.

Административный арест заключается в изоляции водителя от общества, т.е. в помещении человека в спецприемник. Наказание это довольно суровое, поэтому оно накладывается только за самые серьезные нарушения.

В этой статье речь пойдет о том, в каких случаях может быть наложен административный арест, на кого он не может быть наложен, а также об особенностях применения данного наказания.

Нарушения, за которые может быть наложен административный арест

Рассмотрим перечень нарушений, за которые может быть наложен административный арест:

  • Статья 12.7, часть 2. Управление транспортным средством водителем, лишенным прав (до 15 суток).
  • Статья 12.8 часть 3. Управление транспортным средством водителем в состоянии опьянения, лишенным прав или не имеющим их (от 10 до 15 суток).
  • Статья 12.26 часть 2. Отказ от освидетельствования на состояние опьянения водителем, лишенным или не имеющим прав (от 10 до 15 суток).
  • Статья 12.27 часть 2. Оставление места ДТП (до 15 суток).
  • Статья 20.25 часть 1. Неуплата штрафов ГИБДД (до 15 суток).

Как Вы видите, допустить перечисленные выше нарушения случайно вряд ли получится (за исключением легкого ДТП, не замеченного водителем).

К кому не может применяться административный арест?

В соответствии с частью 2 статьи 3.9 КоАП административный арест нельзя применять к:

2. Административный арест устанавливается и назначается лишь в исключительных случаях за отдельные виды административных правонарушений и не может применяться к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до четырнадцати лет, лицам, не достигшим возраста восемнадцати лет, инвалидам I и II групп, военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, а также к имеющим специальные звания сотрудникам органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов.

Отмечу, что на указанных выше лиц может быть наложено другое альтернативное наказание (например, обязательные работы).

Особенности наложения административного ареста

Рассмотрим некоторые особенности наложения административного ареста.

1. Административный арест может быть наложен только судьей. Судьи рассматривают все дела по перечисленным выше административным правонарушениям.

2. Довольно часто водители интересуются, где отбывается административный арест. Для исполнения данного вида наказания существуют специальные приемники МВД. Говоря простыми словами, водитель на 15 суток оказывается за решеткой, где компанию ему могут составить весьма сомнительные личности. Личные вещи при этом изымаются и хранятся у дежурного.

3. Срок административного задержания засчитывается в срок ареста.

4. Административный арест не может быть назначен за неуплату штрафов ГИБДД, зафиксированных автоматическими комплексами фиксации нарушений.

Подводя итоги вышесказанного замечу, что административный арест — достаточно специфичный тип наказания. Так что данная статья носит исключительно информационный характер и, надеюсь, на практике Вам никогда не потребуется.

Удачи на дорогах!

pddmaster.ru

Статья 3.9 КоАП РФ. Административный арест

Кодекс РФ об административных правонарушениях:

Статья 3.9 КоАП РФ. Административный арест

1. Административный арест заключается в содержании нарушителя в условиях изоляции от общества и устанавливается на срок до пятнадцати суток, а за нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо организацию повлекшего нарушение общественного порядка массового одновременного пребывания или передвижения граждан в общественных местах, за нарушение требований режима чрезвычайного положения или правового режима контртеррористической операции либо за совершение административных правонарушений в области законодательства о наркотических средствах, психотропных веществах и об их прекурсорах до тридцати суток. Административный арест назначается судьей.

2. Административный арест устанавливается и назначается лишь в исключительных случаях за отдельные виды административных правонарушений и не может применяться к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до четырнадцати лет, лицам, не достигшим возраста восемнадцати лет, инвалидам I и II групп, военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, а также к имеющим специальные звания сотрудникам Следственного комитета Российской Федерации, органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, войск национальной гвардии Российской Федерации, Государственной противопожарной службы и таможенных органов.

3. Срок административного задержания включается в срок административного ареста.


Вернуться к оглавлению документа: Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ) в действующей редакции

Комментарии к статье 3.9 КоАП РФ, судебная практика применения

Позиция Конституционного Суда РФ

В п. 3.1 Определения Конституционного Суда РФ от 13.06.2006 N 195-О содержится следующая правовая позиция:

Административный арест назначается судом лишь в исключительных случаях

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривая применение административного ареста за грубые нарушения общественного порядка, злостные посягательства на общественную безопасность, порядок управления (статьи 6.8, 6.12, 12.27, 17.3, 19.24, 20.1, 20.3, 20.25 и др.), допускает возможность избрания альтернативного наказания (штрафа) в соответствии с санкцией конкретной статьи (кроме части 2 статьи 20.25), что позволяет суду назначать арест действительно лишь в исключительных случаях, когда только применением ареста могут быть достигнуты цели административного наказания. Судья, рассматривающий дело, обязан дать оценку всем обстоятельствам совершенного правонарушения, назначить наказание, исходя из тяжести содеянного, личности виновного и иных обстоятельств, и в силу части 2 статьи 4.2 может признать смягчающими обстоятельства, не указанные в Кодексе, в том числе такое, как самостоятельное воспитание отцом детей в возрасте до 14 лет.


Разъяснения Верховного Суда РФ

В п. 23 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» содержатся следующие разъяснения:

Арест может быть назначен только в исключительных случаях

При назначении наказания в виде административного ареста следует иметь в виду, что в соответствии с частью 2 статьи 3.9 КоАП РФ данный вид наказания может быть назначен лишь в исключительных случаях, когда с учетом характера деяния и личности нарушителя применение иных видов наказания не обеспечит реализации задач административной ответственности.

К кому не может быть применен административный арест?

Поскольку административный арест не может быть применен к лицам, перечисленным в части 2 статьи 3.9 КоАП РФ, в том числе к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до четырнадцати лет, несовершеннолетним, инвалидам I и II групп, военнослужащим, судья при решении вопроса о привлечении лица к административной ответственности за правонарушение, допускающее наложение ареста, должен проверить наличие данных обстоятельств.

С какого момента начинает течение срок отбывания ареста?

Если лицо, в отношении которого вынесено постановление об административном аресте, отбывает этот вид административного наказания по другому делу, то исходя из части 1 статьи 32.8 КоАП РФ срок отбывания наказания по данному делу начинает течь со дня вынесения постановления об административном аресте одновременно с неотбытой частью срока административного ареста по другому делу.

В постановлении о назначении административного ареста судье следует указать момент, с которого подлежит исчислению срок ареста. При определении начального момента течения этого срока необходимо иметь в виду часть 4 статьи 27.5 КоАП РФ, согласно которой срок административного задержания лица исчисляется со времени доставления в соответствии со статьей 27.2 КоАП РФ, а лица, находящегося в состоянии опьянения, — со времени его вытрезвления.


В Обзоре судебной практики Верховного Суда РФ N 4 (2016), утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 20.12.2016 года содержатся следующие разъяснения:

Административный арест не может быть назначен по делу, рассматриваемому в отсутствие лица, привлекаемого к административной ответственности

Вопрос 4. Вправе ли судья рассмотреть по существу дело об административном правонарушении, за совершение которого предусматривается административное наказание в виде административного ареста, в отсутствие лица, привлекаемого к административной ответственности?

Ответ. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ) связывает производство по делу об административном правонарушении, совершение которого влечет административное наказание в виде административного ареста, с необходимостью исполнения лицами, осуществляющими производство по делу, ряда специальных требований.

В соответствии с ч. 1 ст. 3.9 КоАП РФ административный арест как связанное с лишением лица свободы, а потому наиболее строгое административное наказание, применяемое к гражданам, может быть назначен в исключительных случаях и только судьей.

Протокол об административном правонарушении, совершение которого влечет административный арест, передается на рассмотрение судье немедленно после его составления (ч. 2 ст. 28.8 КоАП РФ). Частью 4 ст. 29.6 КоАП РФ установлен сокращенный срок рассмотрения дела о таком административном правонарушении — в день получения протокола и других материалов дела, а в отношении лица, подвергнутого административному задержанию, — не позднее 48 часов с момента его задержания.

В силу ч. 3 ст. 25.1 КоАП РФ присутствие лица, привлекаемого к административной ответственности, при рассмотрении дела об административном правонарушении, влекущем административный арест, во всех случаях является необходимым.

Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, высказанной в определениях от 21 мая 2015 г. N 1125-О, от 29 сентября 2015 г. N 1902-О, ч. 3 ст. 25.1 КоАП РФ создает для лица дополнительную гарантию полноценной реализации права на защиту при привлечении к ответственности за такие административные правонарушения, за которые предусмотрена возможность применения к нарушителю наиболее ограничительных по своему характеру мер административной ответственности.

Таким образом, принимая во внимание сокращенный срок рассмотрения дел об административных правонарушениях, совершение которых влечет административный арест, судья вправе приступить к рассмотрению дела по существу при совокупности следующих условий:

— лицо не явилось либо не было доставлено в судебное заседание;

— санкция статьи (части статьи) КоАП РФ, на основании которой возбуждено дело об административном правонарушении, предусматривает помимо административного ареста возможность назначения иного вида административного наказания;

— фактические обстоятельства дела не исключают возможности назначения административного наказания, не связанного с содержанием нарушителя в условиях изоляции от общества.

При этом судам надлежит учитывать, что по делу, рассматриваемому в отсутствие лица, привлекаемого к административной ответственности, последнему не может быть назначено административное наказание в виде административного ареста.

Если судья допускает возможность назначения лицу, в отношении которого ведется производство по делу, административного наказания в виде административного ареста (в том числе и в случае, когда санкция статьи (части статьи) КоАП РФ не устанавливает альтернативного административного наказания, не связанного с содержанием нарушителя в условиях изоляции от общества) и лицо не явилось либо не было доставлено в судебное заседание, протокол об административном правонарушении с другими материалами дела подлежит возвращению в орган, должностному лицу, которые составили протокол, в порядке, установленном п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ, со стадии подготовки к рассмотрению дела («Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2016)» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.12.2016 года; извлечение).


В п. 38 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.06.2018 N 28 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел и дел об административных правонарушениях, связанных с применением законодательства о публичных мероприятиях» содержатся следующие разъяснения:

Административный арест за правонарушения, связанные с организацией и проведением публичных мероприятий либо участием в них

Административный арест за совершение административных правонарушений, связанных с организацией и проведением публичных мероприятий либо участием в них, назначается с учетом требований статьи 3.9 КоАП РФ, а также характера совершенного административного правонарушения, личности лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, и иных обстоятельств дела, когда применение иного, более мягкого административного наказания из числа предусмотренных санкцией подлежащей применению статьи (ее части) не будет отвечать задачам законодательства об административных правонарушениях и целям административного наказания.

..При этом следует учитывать, что законодателем установлен запрет на назначение отдельным категориям лиц административного наказания в виде административного ареста, а также обязательных работ (часть 2 статьи 3.9 и часть 3 статьи 3.13 КоАП РФ).


В п. 37 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2014 N 8 «О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих» содержатся следующие разъяснения:

Военнослужащим по призыву не назначается штраф и арест за совершение правонарушений по ч. 2 ст. 12.7 и ч. 3 ст. 12.8 КоАП РФ

За совершение административных правонарушений, предусмотренных в части 2 статьи 2.5 КоАП РФ, военнослужащие и призванные на военные сборы граждане несут административную ответственность на общих основаниях.

При назначении военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, административных наказаний за совершение административных правонарушений, предусмотренных частью 2 статьи 12.7 и частью 3 статьи 12.8 КоАП РФ, судья не вправе назначить предусмотренные их санкциями наказания: административный штраф (часть 6 статьи 3.5), административный арест (часть 2 статьи 3.9) или обязательные работы (часть 3 статьи 3.13), поскольку к указанной категории лиц не применяются данные виды наказаний.

logos-pravo.ru

Административный арест и несовершеннолетний ребенок

«Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 20.12.2017)

«»КоАП РФ Статья 4.2. Обстоятельства, смягчающие административную ответственность

«»1. Обстоятельствами, смягчающими административную ответственность, признаются:

1) раскаяние лица, совершившего административное правонарушение;

«»2) добровольное прекращение противоправного поведения лицом, совершившим административное правонарушение;

3) добровольное сообщение лицом, совершившим административное правонарушение, в орган, уполномоченный осуществлять производство по делу об административном правонарушении, о совершенном административном правонарушении;

4) оказание лицом, совершившим административное правонарушение, содействия органу, уполномоченному осуществлять производство по делу об административном правонарушении, в установлении обстоятельств, подлежащих установлению по делу об административном правонарушении;

5) предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий административного правонарушения;

6) добровольное возмещение лицом, совершившим административное правонарушение, причиненного ущерба или добровольное устранение причиненного вреда;

7) добровольное исполнение до вынесения постановления по делу об административном правонарушении лицом, совершившим административное правонарушение, предписания об устранении допущенного нарушения, выданного ему органом, осуществляющим государственный контроль (надзор) и муниципальный контроль;

(в ред. Федерального закона от 29.12.2015 N 408-ФЗ)

(см. текст в предыдущей «редакции»)

8) совершение административного правонарушения в состоянии сильного душевного волнения (аффекта) либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств;

9) совершение административного правонарушения несовершеннолетним;

10) совершение административного правонарушения беременной женщиной или женщиной, имеющей малолетнего ребенка.

(часть 1 в ред. Федерального закона от 06.12.2011 N 404-ФЗ)

(см. текст в предыдущей «редакции»)

«»2. Судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, могут признать смягчающими обстоятельства, не указанные в настоящем Кодексе или в законах субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

«»3. Настоящим Кодексом могут быть предусмотрены иные обстоятельства, смягчающие административную ответственность за совершение отдельных административных правонарушений, а также особенности учета обстоятельств, смягчающих административную ответственность, при назначении административного наказания за совершение отдельных административных правонарушений.

(часть 3 введена Федеральным законом от 06.12.2011 N 404-ФЗ)

В вашем случае просите применить ст 4.2 КОАП. документы жены медицинская справка.

www.9111.ru

Прокуратура — Административный арест

Административный арест

     Одним из видов административного наказания, влекущим существенное ограничение личных прав и свобод гражданина, является административный арест.

    В соответствии со статьей 3.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ) административный арест заключается в содержании нарушителя в условиях изоляции от общества и устанавливается на срок до пятнадцати суток, а за нарушение режима чрезвычайного положения или правового режима контртеррористической операции до тридцати суток.

    Административный арест назначается только судьей.

    По требованиям закона административный арест устанавливается и назначается лишь в исключительных случаях за отдельные виды административных правонарушений и не может применяться к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до четырнадцати лет, лицам, не достигшим возраста восемнадцати лет, инвалидам I и II групп, военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, а также  имеющим специальные звания сотрудникам органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов.

    Закон предусматривает возможность применения административного ареста за такие правонарушения как повторное неисполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних, незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ и их потребление без назначения врача, незаконное культивирование растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, мелкое хищение, мелкое хулиганство, неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции, появление в общественных местах в состоянии опьянения, уклонение от исполнения административного наказания и другие отдельные виды правонарушений.

    Общие правила исполнения постановления об административном аресте определены в статье 32.8 КоАП РФ.

    Установлено, что постановление судьи об аресте исполняется органом внутренних дел немедленно после вынесения такого постановления.

    Лицо, подвергнутое административному аресту, содержится под стражей в месте, определяемом органами внутренних дел. При исполнении постановления об аресте осуществляется личный досмотр лица, подвергнутого административному аресту. Срок административного задержания засчитывается в срок административного ареста.

    В соответствии с требованиями закона Правительством Российской Федерации постановлением от 02.10.2002 ? 726 утверждено Положение о порядке отбывания административного ареста.

    Согласно Положению арестованные содержатся под стражей в специальных приемниках органов внутренних дел для содержания лиц, арестованных в административном порядке.

    При поступлении в специальный приемник арестованные подлежат дактилоскопированию и фотографированию.

    Арестованные содержатся в закрытых на замки камерах под постоянной охраной, обеспечиваются индивидуальными спальными местами и постельными принадлежностями (на время сна).

    Арестованные при поступлении в специальный приемник проходят первичный медицинский осмотр, в случае необходимости им оказывается медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.

    Порядок обеспечения арестованных питанием устанавливается Министром внутренних дел Российской Федерации.

    Во время содержания в специальном приемнике арестованным разрешается получать передачи.

    Перечень и количество продуктов питания, предметов первой необходимости, обуви и  одежды, которые арестованные могут иметь при себе, хранить и получать в передачах, определяются в порядке, утверждаемом Министром внутренних дел Российской Федерации.

    Арестованным разрешается прогулка в дневное время продолжительностью не менее одного часа на охраняемой территории специального приемника.

    Правила внутреннего распорядка специальных приемников для содержания лиц, арестованных в административном порядке, утвержденные приказом Министра внутренних дел Российской Федерации от 06.06.2000, подробно регламентируют все вопросы, связанные с содержанием арестованных в специальном приемнике, определяют права и обязанности арестованных.

    Арестованным при освобождении из специального приемника по отбытии срока ареста выдается справка, в которой указывается срок нахождения под арестом и основания освобождения.

 

Старший помощник прокурора области

по правовому обеспечению

10.02.2012


Версия для печати

www.orenprok.ru

Статья 3.9 КОАП РФ 2016-2019. Административный арест . ЮрИнспекция

Административный арест — одно из самых строгих наказаний, назначаемых за совершение административного правонарушения. Условия отбывания этого наказания также строгие (см. ст. 32.8 Кодекса) . Оно связано с ограничением конституционного права на свободу и личную неприкосновенность, закрепленного в ст. 22 Конституции РФ, а также права на свободу передвижения, предусмотренного ст. 27 Конституции. Такое ограничение, применяемое за серьезное правонарушение, согласуется с содержанием ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, предусмотревшей, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Назначаться это наказание может на срок до пятнадцати суток, а за нарушение требований режима чрезвычайного положения или правового режима проведения контртеррористической операции — до тридцати суток. Содержание правового режима контртеррористической операции изложено в ст. 11 Федерального закона от 6 марта 2006 г. N 35-ФЗ «О противодействии терроризму». Право назначения административного наказания принадлежит только судье.Как указывается в ч. 1 статьи 3.9 КоАП РФ, административный арест заключается в содержании нарушителя в условиях изоляции от общества. Режим содержания под стражей правонарушителей, подвергнутых аресту в административном порядке, определен Положением о порядке отбывания административного ареста, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 2 октября 2002 г. N 726, и утвержденными МВД России Правилами внутреннего распорядка специальных приемников для содержания лиц, арестованных в административном порядке.В соответствии с данной статьей при рассмотрении дела об административном правонарушении, влекущем административный арест, присутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу, обязательно. Это является дополнительной гарантией от неполного рассмотрения дела, необъективности и принятия ошибочного решения о применении столь строгого наказания.С позиции защиты прав и свобод граждан возможность допускать к административным делам адвокатов и иных лиц, оказывающих юридическую помощь (в качестве защитников и представителей) , с момента административного задержания лица, привлекаемого к административной ответственности, или составления протокола об административном правонарушении, оправданна. Они (защитники и представители) могут знакомиться с материалами административного дела, предоставлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, участвовать в рассмотрении дела, подавать жалобы на решения (ст. 25.5 КоАП РФ).

www.jurinspection.ru

Административный арест работника: методичка для кадровика

«Отдел кадров коммерческой организации», 2013, N 2

АДМИНИСТРАТИВНЫЙ АРЕСТ РАБОТНИКА: МЕТОДИЧКА ДЛЯ КАДРОВИКА

К нам в редакцию поступило письмо, в котором кадровик интересуется: является ли административный арест уважительной причиной отсутствия сотрудника на работе и как его обозначать в табеле учета рабочего времени? Действительно, административный арест может быть применен к любому гражданину за совершение определенных правонарушений и нередко работодатели желают избавиться от таких сотрудников, увольняя их за прогул. Разберемся в ситуации и поясним сложные моменты.

Административный арест как мера наказания

Статьей 3.2 КоАП РФ предусмотрены виды административных наказаний. Одним из них является административный арест. Суть такого наказания заключается в содержании нарушителя в условиях изоляции от общества на срок до 15 суток, а арест за нарушение требований режима чрезвычайного положения или правового режима контртеррористической операции может длиться до 30 суток (ст. 3.9 КоАП РФ).

Административный арест устанавливается и назначается лишь в исключительных случаях за отдельные виды административных правонарушений и не может применяться:

— к беременным женщинам;

— к женщинам, имеющим детей в возрасте до 14 лет;

— к лицам, не достигшим возраста 18 лет;

— к инвалидам I и II групп;

— к военнослужащим и гражданам, призванным на военные сборы;

— к имеющим специальные звания сотрудникам ОВД, органов и учреждений УИС, ГПС, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов.

Такое наказание, как административный арест, может назначаться только судьей. Естественно, в случае вынесения судьей постановления об административном аресте в отношении работника он в течение всего срока нахождения под арестом не сможет исполнять свои трудовые обязанности. Ввиду этого у кадровиков возникают трудности. Считать ли отсутствие по данной причине прогулом или простоем по вине работника? Можно ли его уволить?

Оформляем отсутствие

Как работодатель должен оформить отсутствие работника на работе в связи с административным арестом, законодатель не определил, поэтому давайте разбираться.

В действующей ныне унифицированной форме N Т-12 «Табель учета рабочего времени и расчета оплаты труда» <1> предусмотрен буквенный код «ПР» или цифровой «24», однако, в отличие от ранее действующей формы этого документа, в которой данным кодом обозначались прогулы (неявки на работу без уважительной причины в течение всего рабочего дня или отсутствие на работе без уважительной причины более 3-х часов (непрерывно или суммарно)) в течение всего рабочего дня, административные аресты за административные правонарушения, пребывание в медицинском вытрезвителе, забастовки, признанные незаконными, другие неявки по неуважительным причинам <2>, теперь им отмечаются только прогулы.

———————————

<1> Утверждена Постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 N 1 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты».

<2> Постановление Госкомстата России от 06.04.2001 N 26 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты» — в настоящее время не действует.

Отсутствие работника на рабочем месте в связи с административным арестом можно расценить как неисполнение им трудовых обязанностей по собственной вине. Поэтому, полагаем, в табеле это время можно обозначить буквенным кодом «ВП» (цифровой «33»).

Некоторые кадровики пользуются иными буквенными кодами:

— «НБ» — отстранение от работы (недопущение до работы) по причинам, предусмотренным законодательством, без начисления заработной платы;

— «НН» — неявка по невыясненным причинам (до выяснения обстоятельств).

Такое обозначение не будет нарушать требования трудового законодательства, поскольку после получения работодателем документа об административном аресте работника табель будет скорректирован и вместо кода «НН» будет указан или «НБ», или «ВП».

Как видим, применять вышеназванные коды для обозначения времени административного ареста работника можно лишь с натяжкой. Возможен другой вариант: работодателем будет введен новый код для обозначения отсутствия сотрудника по данной причине. Это позволяет Порядок применения унифицированных форм первичной учетной документации, утвержденный Постановлением Госкомстата России от 24.03.1999 N 20.

Кроме этого, отметим, что с января 2013 г. вступил в силу Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», в соответствии с положениями которого формы, содержащиеся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, не являются обязательными к применению. А это значит, что работодатель вправе разработать свои формы первичных учетных документов, главное, чтобы в них присутствовали обязательные реквизиты, перечисленные в ст. 9 названного Закона. То есть и саму форму табеля, и условные обозначения в нем можно установить самостоятельно.

Уважительная ли причина отсутствия на работе —

административный арест?

Кадровиков неспроста интересует этот вопрос. Определение уважительности причин отсутствия работника играет огромную роль при применении дисциплинарных взысканий.

Поскольку в течение срока административного ареста работник не находится на своем рабочем месте и не исполняет свои трудовые обязанности, а работодателю не известны причины такого отсутствия, возникает вопрос: можно ли уволить этого сотрудника за прогул? Причем данный вопрос возникает не только в период отсутствия работника, но и после его выхода на работу, когда в объяснительной записке в качестве причины отсутствия указан административный арест.

Некоторые работодатели считают так: работник подвергся административному аресту, следовательно, совершил виновное деяние, а значит, у него отсутствует уважительная причина невыхода на работу. Тем не менее есть решение суда, из которого ясно, что назначение административного ареста нельзя отнести к неуважительным причинам отсутствия работника на рабочем месте, так как в этой ситуации от воли работника, от его желания или нежелания исполнять свои трудовые обязанности ничего не зависит — Постановление Президиума Московского областного суда от 13.10.2004 N 631. В частности, суд отметил, что работник отсутствовал на рабочем месте помимо своей воли, т. к. был заключен под стражу за совершение противоправного действия (покушение на грабеж). Это действие не относится к дисциплинарным поступкам, за которые предусмотрено право работодателя применять дисциплинарные взыскания в рамках трудового законодательства.

Такого мнения придерживаются и иные суды. Например, Петрозаводский городской суд Республики Карелия и Чусовский городской суд Пермского края сделали один и тот же вывод, что невыход на работу в связи с административным арестом не является безусловным основанием для увольнения за прогул (http://petrozavodsky. kar. sudrf. ru/modules. php? name=press_dep&op=1&did=74).

На основании данных решений можно утверждать, что уволить за прогул работника, содержащегося под административным арестом, нельзя — это незаконно.

Но, полагаем, если противоправные действия работника, явившиеся основанием для административного ареста, одновременно являются нарушением его должностных обязанностей (например, работник-водитель оставил место ДТП, участником которого являлся, и за это был в соответствии с ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ подвергнут административному аресту), то работодатель имеет все основания для принятия решения о применении к работнику дисциплинарного взыскания.

Обратите внимание! Довольно часто работодатели в таком случае прекращают трудовой договор по п. 4 ч. 1 ст. 83 ТК РФ — осуждение работника к наказанию, исключающему продолжение прежней работы, в соответствии с приговором суда, вступившим в законную силу. Это явное нарушение трудового законодательства, так как рассматриваемый арест является мерой административного наказания за совершение административного правонарушения, решение по которому оформляется в виде постановления. А приговором оформляется решение о невиновности или виновности подсудимого и назначении ему наказания либо об освобождении его от наказания в уголовном судопроизводстве (п. 28 ст. 5 УПК РФ).

Включается ли время пребывания

под административным арестом в стаж для начисления пособия

по временной нетрудоспособности?

За ответом на данный вопрос обратимся к Федеральному закону от 29.12.2006 N 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством», в соответствии с п. 1 ст. 16 которого в страховой стаж для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам (страховой стаж) включаются периоды работы застрахованного лица по трудовому договору, государственной гражданской или муниципальной службы, а также периоды иной деятельности, в течение которой гражданин подлежал обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

Поскольку в период административного ареста действие трудового договора с работником не прекращается, этот период входит в страховой стаж, применяемый для определения размера пособия по нетрудоспособности или по беременности и родам.

Срочный трудовой договор и административный арест

Представим ситуацию. С работником заключен срочный трудовой договор. За 10 дней до окончания его срока работник не выходит на работу, уведомив о том, что к нему применено наказание в виде административного ареста. Как быть работодателю в таком случае?

На первый взгляд, ничего особенного в данной ситуации нет: работодатель должен уведомить работника о прекращении трудового договора в связи с истечением срока его действия не менее чем за три календарных дня и произвести увольнение. Однако не все так просто. Выполнить обязанность по уведомлению арестованного работника будет весьма затруднительно. Обращение с официальным письменным запросом к руководителю специального приемника для содержания лиц, арестованных в административном порядке, — длительная процедура, а вопрос уведомления работника нужно решить оперативно.

Полагаем, что в таком случае нужно составить акт о невозможности предупреждения работника о прекращении трудового договора с ним в связи с истечением срока договора по причине нахождения работника под административным арестом. Сделать это необходимо не менее чем за три календарных дня до истечения срока трудового договора. По окончании ареста и после выхода работника на работу на основании представленной справки <3>, выданной специальным приемником, в которой указаны срок нахождения под арестом и основания освобождения, производится оформление прекращения трудового договора в связи с истечением срока его действия.

———————————

<3> Такая справка выдается в соответствии с п. 15 Положения о порядке отбывания административного ареста, утв. Постановлением Правительства РФ от 02.10.2002 N 726.

О чем еще нужно знать кадровику?

Изучив ст. 83 ТК РФ, можно найти еще одно возможное основание расторжения трудового договора с работником, подвергшимся наказанию в виде административного ареста, — п. 8 (дисквалификация или иное административное наказание, исключающее возможность исполнения работником обязанностей по трудовому договору).

Однако не стоит им пользоваться, так как работник, с которым трудовой договор был расторгнут по п. 8 ч. 1 ст. 83, может потребовать от работодателя восстановления на работе, поскольку примененное к нему административное взыскание не исключило возможности исполнения им своих обязанностей по трудовому договору, а лишь сделало невозможным их исполнение в короткий период.

Более того, расторгая трудовой договор по данному основанию, работодатель обязан предложить работнику другую имеющуюся работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую тот может выполнять с учетом состояния здоровья. Поскольку предложить вакансии работодатель не сможет («свидания» запрещены), получится, что он нарушил процедуру увольнения работника, и в случае трудового спора арестованного обязательно восстановят на работе.

А. И. Сувернева

Эксперт журнала

«Отдел кадров

коммерческой организации»

Подписано в печать 31.01.2013

hr-portal.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *