Англия система управления – —

Содержание

2.2. Система государственного управления Великобритании

Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии, Великобритания или Англия (по названию основной части страны) государство, расположенное у западного побережья Европы на двух крупных — Великобритания и Ирландия — и примыкающих к ним многочисленных мелких островах.

Великобритания состоит из 4 административно-политических частей: Англии(39 графств, 6 метрополитенских графств и Большого Лондона), Уэльса (8 графств), Шотландии (9 районов и островной территории) и Северной Ирландии (26 округов).

Великобритания — высокоразвитое индустриальное государство, одна из ведущих держав. По объему промышленного производства она занимает пятое место в мире — после сша, Японии, фрг и Франции [8].

Только США уступает Великобритания по объему заграничных инвестиций, а по затратам на научно-исследовательские работы — лишь США, ФРГ и Японии. Лондон — один из крупнейших мировых финансовых центров. Великобритания имеет обширную сеть банков и страховых компаний за границей. В английских фунтах производится около 1/5 всех мировых торговых операций. По объему внешней торговли Великобритания занимает пятое место в мире и осуществляет 1/5 всех международных пассажирских и грузовых перевозок.

Великобритания — конституционная монархия. Главой государства является король (королева). Королевский трон в Великобритании переходит по наследству от отца к старшему сыну, но если у короля нет сыновей, то трон наследует старшая дочь короля. Муж царствующей королевы не приобретает титула и полномочий короля — он носит титул принца — консорта.

Формально монарх обладает весьма обширными полномочиями, но фактически его личная власть ограничена, и притом не столько законодательными актами, сколько нормами прецедентного права и конституционными обычаями. Каждый билль (закон), после того как завершено рассмотрение его в палатах парламента, передается на подпись монарху. Но последний случай отказа биллю в королевской санкции имел место в 1707 г. По существу, с того времени сложился обычай, обязывающий монарха подписывать все поступающие к нему билли.

Король (королева) созывает и распускает парламент, назначает и освобождает от должности министров и других высших должностных лиц, является главой исполнительной власти, верховным главнокомандующим вооруженными силами, главой английской церкви, заключает и ратифицирует международные договоры, осуществляет право помилования и.т.д. Перечислять все полномочия монарха нелегко, в частности потому, что только часть их основывается на нормах статутного права, тогда как другая часть считается непроизводной от власти парламента и составляет так называемую королевскую прерогативу (прерогативными полномочиями являются, например, право объявления войны, право роспуска парламента и др.).

Однако по своему усмотрению монарх не может осуществлять ни статутные, ни прерогативные полномочия. В прецедентном праве Великобритании есть норма, согласно которой “ король не может быть не прав”. Практически это означает, что монарх не несет ответственности за акты, изданные от его имени, — ответственными считаются министры, скрепившие их своими подписями. Королева осуществляет принадлежащие ей полномочия не иначе, как по “ совету “ (предложению) соответствующих министров. Она не может даже присутствовать на заседаниях кабинета министров, но получает регулярную информацию о принятых им решениях. Королеве оказывает содействие Тайный Совет, с которым она консультируется. В его состав входят все министры кабинета, некоторые министры вне кабинета, специальные советники.

Это не значит, что королева не играет никакой роли в осуществлении государственной власти. Хотя она сама не решает почти никаких государственных дел, она может влиять и действительно на решения, принимаемые должностными лицами британского государства [2].

2.2.1. Структура государственного управления Великобритании

Законодательный орган — двухпалатный парламент (палата общин и палата лордов). Центральная исполнительная власть в Великобритании представлена органом, состоящих из министров, — правительством Ее Величества во главе с премьер-министром. Фактически главную роль в управлении государством играют правительство и премьер министр.

Схема правительства Великобритании

Отдельные вопросы организации и деятельности правительства регулируют следующие основные нормативные акты: Акты о министрах Короны 1937, 1934г., 1975г.; Акты о передачи полномочий министров Короны 1946 г., Акты о дисквалификации депутатов палат общин 1957 г, 1975г.; Акт о государственных документах 1967 г.; Акт о жаловании министров 1972 г.

Порядок формирования правительства основывается главным образом на конституционных соглашениях. Новое правительство формируется после каждых парламентских выборов. Королева назначает премьер — министром лидера партии, получившей абсолютное большинство мандатов в палате общин. Поскольку каждая партия имеет заранее избранного лидера, никакого другого на этот пост королева назначить не может. Если же ни одна из партий не получила абсолютного большинства, королева проводит консультации с лидерами парий и, выслушав их советы и предложения, сама принимает решения. После назначения премьер — министр королева по его предложению назначает остальных членов кабинета и всего правительства.

Если премьер — министр уходит в отставку в период между парламентскими выборами, его приемник назначается королевой после того, как партия, располагающая большинством голосов в палате общин, изберет нового официального лидера. Новый премьер — министр, даже если он принадлежит к той же партии, что и его предшественник, формирует новый кабинет. Поражение на выборах влечет коллективную отставку правительства. Что касается королевской прерогативы увольнения премьер — министра, то с 1783 г. монархи ею не пользовались.

Должность премьер-министра возникла как результат конституционного соглашения. До настоящего времени его полномочия и фактическая роль определяются неписанным правом, а также зависят от политических обстоятельств [15].

Согласно обычаю, премьер-министр носит титул первого лорда казначейства, а с 1968 г. занимает должность министра гражданской службы. В исключительных случаях на премьер-министра возлагается непосредственное руководство каким-либо крупным министерством. Например, Гарольд Вильсон возглавлял министерство экономики с 1967 по 1968 г. совместно с соответствующим государственным секретарем.

Премьер министр играет ведущую роль в кабинете и правительстве, осуществляет руководство их деятельности, а так же руководство основными министерствами и центральными ведомствами. Он является главным советником королевы, представляет ей для зачтения в парламенте тронную речь, служащую программой правительства, выполняет представительские функции в международных отношениях. Премьер-министр устанавливает круг вопросов, подлежащих рассмотрению кабинетом и правительством, определяет их общую политическую стратегию, руководит работой комитетов, дает рекомендации монарху относительно состава кабинета, решает вопросы об увольнении министров и об отставке правительства, направляет правотворческую деятельность кабинета. Для современной Великобритании характерно возрастание роли премьер-министра в принятии политических решений и ограничение коллегиальных форм деятельности кабинета. Безусловно, признается, что он вправе вмешиваться в любую область правления. Практика свидетельствует, что премьер-министр играет ведущую роль прежде всего в области внешних отношений, экономической политики и в других наиболее важных сферах государственной жизни.

Премьер — министр осуществляет ряд прерогатив монарха от его имени: назначает высших чиновников государства, созывает и распускает парламент, объявляет войну и заключает мир. Английское право не содержит специальных требований к кандидату на пост премьер — министра. Лицо, претендующее на эту должность, должно быть совершеннолетним, британским подданным, членом парламента.

Для обеспечения эффективной деятельности главы правительства используется личный секретариат премьер-министра, который не имеет постоянного состава. Премьер — министр может создавать в структуре этого органа новые звенья. Секретариат премьер — министра включает лиц, являющихся гражданами служащими — чиновниками высшего ранга. В его функции входит ведение переписки, поддержание связи с членом кабинета, с отдельными министерствами и ведомствами, подготовка информационных и аналитических материалов.

В отличие от других стран, внутри правительства Великобритании формируется и действует кабинет министров с более узким составом. Таким образом, термины “ правительство “ и “ кабинет “ не равнозначны. В правительство входят все министры, тогда как кабинет — это организационно обособленная часть правительства, играющая особо важную роль [2].

Что касается состава кабинета, то он определяется лично премьер — министром, и обычно число министров в нем колеблется от 16 до 24 человек, считая и самого премьера. Премьер — министр группирует вокруг себя несколько министров, занимающих особое положение в кабинете в силу важности возглавляемых им ведомств.

Работа кабинета организуется аппаратом, в который входят ряд органов: секретариат, центральная статистическая служба и др. Структура аппарата может изменяться в зависимости от личного усмотрения премьер — министра, имеющего право создавать в ней новые посты и подразделения.

В Великобритании исторически сложилась несколько уровней местных органов власти: от совета графства до советов приходов и сельских островных советов. В течение 30 последних лет в органах местного самоуправления происходили серьезные структурные изменения; некоторые советы были упразднены, появились новые.

По закону о местном самоуправлении 1972 и 1985гг. Англия, Уэльс, Шотландия и Северная Ирландия, а также британская столица при некоторых общих чертах управляются по-разному.

Так, Англия разделена на 39 графств и 36 городских округов. Графства в свою очередь делятся на округа (296). Округа в графствах состоят из более чем 10 тысяч сельских приходов. Уэльс поделен на 8 графств, состоящих из 37 округов, низовые территориальные единицы называются общинами. В Шотландии действует закон о местном управлении 1972 г., согласно которому создано 9 регионов, 53 округа, 3 островных территории и 1343 общины. В Северной Ирландии существует 6 графств, разделенных на 26 округа.

Все административные территории управляются советами, являющимися юридическими лицами. Приходы и общины без советов управляются собраниями избирателей. Советы графств, округов и городских округов избираются на 4 года.

Главой исполнительной власти является председатель совета, избираемый советом из своего состава ежегодно и руководящий аппаратом наемных служащих муниципалитета.

К ведению советов графств законы о местном самоуправлении относят: полицию, пожарную охрану, землепользование, дороги, социальные службы. В компетенцию советов округов и городских округов входят: налогообложение, городское и сельское землепользование, заводы и учреждения и т.д.

studfiles.net

Система органов государственного управления Великобритании

Великобритания имеет форму унитарного государства, состоящего из исторически сложившихся территорий Соединенного Королевства – Англия, Шотландия, Северная Ирландия, Уэльс.

Административно-территориальное деление в них различно: в Англии и Уэльсе основными единицами являются графства, делящиеся на округа, в Северной Ирландии – округ, в Шотландии – область.

В Англии 47 графств, 7 муниципальных графств, 26 округов, 9 районов, 3 островных территории. В Уэльсе – 8 графств. В Северной Ирландии – 26 округов, в Шотландии – 9 областей и 3 островных территории.

По форму государственного устройства – конституционная монархия, во главе с королевой, имеющей широкие полномочия: назначает примьер-министра и членов правительства, дипломатов, церковных служащих судей, офицеров армии и др. Она открывает сессии парламента, выступает с основными направлениями внутренней и внешней политики. Является главнокомандующим армией и может объявлять войну. Тем не менее, реально её полномочия осуществляются членами правительства, которые подписывают акты, издаваемые королевой, и несут за них ответственность.

Правовую основу Великобритании составляют нормы статусного права, конституционные обычаи и нормы общего права, по сути заменяющие Основной Закон этой страны.

Законодательная власть принадлежит парламенту, состоящему из двух палат: верхняя – палата лордов и нижняя – палата общин. Он принимает законы и контролирует их выполнение. Палата лордов не избирается, в ее состав включают лица  по праву наследования или по представлению королевы. Нижняя палата избирается в ходе парламентских выборов на основе мажоритарной системы голосования относительного большинства.

Правительство формируется по итогам выборов парламента. Примьер-министр – лидер победившей на выборах политической партии. Кабинет министров включает около четверти членов правительства, который и разрабатывает основные направления политики, с которыми выступает королева. Правительство подотчетно перед нижней палатой общин, которая может вынести вотум недоверия и правительство обязано подать в отставку.

Судебную власть в Англии и Уэльсе представляет Верховный суд во главе с лордом-канцлером, членом палаты лордов. Палата лордов является высшей судебной инстанцией в Соединенном Королевстве. Верховный суд состоит из Апелляционного суда, Высокого суда и Суда короны.

Низшие суды в Англии и Уэльсе – суды графств и магистратские суды. Территориальная подсудность дел определяется лордом-канцлером. Магистратские суды могут вынести решение о лишении свободы не более чем на шесть месяцев, дела с более высокими сроками рассматриваются Судом короны. Главы магистратур иногда называются мировыми судьями. Они могут не иметь юридического образования. Все дела в магистратурах рассматриваются коллегиями по два-три человека.

Местное управление в Англии и Уэльсе является результатом демократизации, а не децентрализации. В ХIХ веке появились первые органы местной власти – объединения помощи бедным. Позднее они преобразовались в городские и сельские окружные советы.

Структура местной власти Великобритании имеет трехзвенную систему: графства, районы, приходы в сельской местности. У них свои представительные органы власти самоуправления. Графства включают города, статус которого можно получить только округ по королевской хартии.

Каждый десятый житель страны является служащим местной администрации. Местные власти вынуждены считаться с мнением общественных организаций и вести с ними постоянный диалог.

studfiles.net

Система государственного управления в Великобритании — КиберПедия

Великобритания имеет форму унитарного государства, состоящего из исторически сложившихся территорий Соединенного Королевства – Англия, Шотландия, Северная Ирландия, Уэльс.

Административно-территориальное деление в них различно: в Англии и Уэльсе основными единицами являются графства, делящиеся на округа, в Северной Ирландии – округ, в Шотландии – область.

В Англии 47 графств, 7 муниципальных графств, 26 округов, 9 районов, 3 островных территории. В Уэльсе – 8 графств. В Северной Ирландии – 26 округов, в Шотландии – 9 областей и 3 островных территории.

По форму государственного устройства – конституционная монархия, во главе с королевой, имеющей широкие полномочия: назначает примьер-министра и членов правительства, дипломатов, церковных служащих судей, офицеров армии и др. Она открывает сессии парламента, выступает с основными направлениями внутренней и внешней политики. Является главнокомандующим армией и может объявлять войну. Тем не менее, реально её полномочия осуществляются членами правительства, которые подписывают акты, издаваемые королевой, и несут за них ответственность.

Правовую основу Великобритании составляют нормы статусного права, конституционные обычаи и нормы общего права, по сути заменяющие Основной Закон этой страны.

Законодательная власть принадлежит парламенту, состоящему из двух палат: верхняя – палата лордов и нижняя – палата общин. Он принимает законы и контролирует их выполнение. Палата лордов не избирается, в ее состав включают лица по праву наследования или по представлению королевы. Нижняя палата избирается в ходе парламентских выборов на основе мажоритарной системы голосования относительного большинства.

Правительство формируется по итогам выборов парламента. Примьер-министр – лидер победившей на выборах политической партии. Кабинет министров включает около четверти членов правительства, который и разрабатывает основные направления политики, с которыми выступает королева. Правительство подотчетно перед нижней палатой общин, которая может вынести вотум недоверия и правительство обязано подать в отставку.

Судебную власть в Англии и Уэльсе представляет Верховный суд во главе с лордом-канцлером, членом палаты лордов. Палата лордов является высшей судебной инстанцией в Соединенном Королевстве. Верховный суд состоит из Апелляционного суда, Высокого суда и Суда короны.

Низшие суды в Англии и Уэльсе – суды графств и магистратские суды. Территориальная подсудность дел определяется лордом-канцлером. Магистратские суды могут вынести решение о лишении свободы не более чем на шесть месяцев, дела с более высокими сроками рассматриваются Судом короны. Главы магистратур иногда называются мировыми судьями. Они могут не иметь юридического образования. Все дела в магистратурах рассматриваются коллегиями по два-три человека.



Местное управление в Англии и Уэльсе является результатом демократизации, а не децентрализации. В ХIХ веке появились первые органы местной власти – объединения помощи бедным. Позднее они преобразовались в городские и сельские окружные советы.

Структура местной власти Великобритании имеет трехзвенную систему: графства, районы, приходы в сельской местности. У них свои представительные органы власти самоуправления. Графства включают города, статус которого можно получить только округ по королевской хартии.

Каждый десятый житель страны является служащим местной администрации. Местные власти вынуждены считаться с мнением общественных организаций и вести с ними постоянный диалог.

Система государственного управления в США

В течение многих веков в каждой стране складывалась своя модель государственного устройства, особенности которой были обусловлены уникальными экономическими и социальными факторами, политическими интересами социальных общностей. Из всего многообразия государственного устройства для рассмотрения можно выбрать государственные модели США, Германии, Швеции и Франции, в которых отражены наиболее характерные элементы экономического и политического государственного устройства.

Соединенные Штаты Америки

США – это федеративное государство, в составе которого 50 штатов и федеральный округ Колумбия. По форме правления – президентская республика: президент является главой исполнительной власти, конгресс – законодательной, Верховный суд – судебной.



Высшим органом государственной власти является Конгресс, состоящий из двух палат:

палата представителей (нижняя палата – 435 чел.), избирается на два года на основе прямых выборов по мажоритарной системе относительного большинства, представляя интересы штатов. Плата возглавляется спикером из числа депутатов.

сенат (верхняя палата) – избирается на шесть лет с обновлением 1/3 состава каждые два года. Председательствует на заседании сената вице-президент США.

Президент США – одновременно глава государства и исполнительной власти. Избирается на 4 года путем косвенных выборов с использованием института выборщиков. Законопроекты (билли) конгресса утверждаются президентом. Законопроекты президента США по своему статусу не ниже законов конгресса. Кабинет министров формируется президентом «по совету и согласию» сената. Члены кабинета министров не подотчетны конгрессу.

Судебная система имеет иерархичное построение с четким разделением функций между уровнями. Федеральная система включает: Верховный суд, апелляционные и окружные суды, специальные суды. Апелляционные суды – промежуточное звено судебной системы. Окружные суды образуют основное звено федеральной судебной системы. США разделены на 95 округов с учетом границ между штатами. К специализированным судам относятся: претензионный суд, суд по внешней торговле, налоговый суд и др.

Структура органов местного самоуправления включает в себя различные уровни. Всего в США насчитывается: более 84 тысяч (1997 г. — 84995) органов местного самоуправления, в том числе более 3000 (3043) графств, более 19 тысяч (19279) муниципалитетов, около 17 тысяч (16656) таунов и тауншипов, более 14 тысяч (14422) школьных округа, и 31,5 тысячу (31555) специальных округов.

Наиболее крупными являются графства (в основном в сельской местности) и муниципалитеты (вокруг урбанизированных поселений с высокой интегрированностью хозяйственных функций).

Графства существуют в 48 штатах (кроме Коннектикут и Род-Айленд) и размещаются не равномерно. В штате Техас – 264, Делавер и Гавайи по три. Структура доходов графств на 1/3 формируется за счет межправительственных поступлений и от штата, другая 1/3 за счет налогов, оставшаяся за счет различных платежей и добровольных пожертвований.

Особенностью муниципалитетов является наделение их правами муниципальных корпораций, что определяется автономностью их экономической базы. Графства в отличие от муниципалитетов не имеют права издавать свои законы и должны реализовывать на местах законодательство штатов. Муниципалитеты расположены не равномерно: в штате Иллинойс более тысячи, а в штате Гавайи только один. Границы штата определяются хартиями штатов. Формирование бюджета осуществляется за счет своего производства, налогов и поступлений от правительства штата.

Таунами (тауншипами) называются административные единицы с небольшим (до 25 тыс.) населением. Они имеются в 20 из 50 штатов США. Их права на самоуправление значительно ограничены.

Бюджеты местных органов власти складываются из 4 основных источников: местные налоги, коммунальные платежи, межправительственные поступления, муниципальные займы.

Низший уровень системы местного управления составляют школьные и специализированные округа. Наличие этих округов подчеркивает значение придаваемое школьному образованию. На образование из федерального бюджета направляется до 60 % и более всех выделяемых на региональный уровень финансовых средств. В последние годы количество школьных округов сокращается из-за интеграционных тенденций и растет количество специализированных округов, создаваемых вокруг отраслевых и наукоемких технологических центров.

cyberpedia.su

Государственное управление в Великобритании

Особенности государственного управления Великобритании

Система государственного управления в Великобритании имеет существенные особенности, обусловленные тем, что в стране нет конституции, применяемой в качестве единого законодательного акта, устанавливающего порядок государственного управления. Основы государственного управления составляет неписаная конституция, состоящая из норм статутного права, то есть парламентских актов, прецедентов судебной практики, обычаев и конституционных соглашений.

Главой Великобритании, а также главой исполнительной власти и верховным главнокомандующим является монарх. Власть монарха передается по наследству прямым потомком монарха по старшинству. Королевские обязанности выполняются пожизненно.

Законодательство наделяет монарха следующими правами:

  • назначение премьер-министра;
  • назначение министров;
  • назначение судей и дипломатов;
  • назначение бывших армейских должностных лиц;
  • заключение международных соглашений;
  • объявление войн;
  • заключение мира.

Монарх рассматривается как часть парламента, вследствие чего он наделен правом созыва парламента, его сессии открываются тронной речью монарха, содержащий законодательную программу на предстоящий год, правом роспуска палаты общин, правом абсолютного вето.

Замечание 1

На практике монарх является номинальным исполнителем роли главы государства, его права реализует кабинет министров, а монарх выполняет представительские функции.

Роль Парламента в государственном управлении Великобритании

Высшим органом государственной власти Великобритании является Парламент страны, включающий в свой состав две палаты:

  • палату лордов;
  • палату общин.

Палаты существует и действует отдельно друг от друга, членство в обеих палатах одновременно запрещено, члены палаты лордов члены не участвует в выборах членов палаты общин. Статус палат Парламента различается.

Палата общин избирается сроком на пять лет. Каждый британский подданный, достигший возраста 21 года, имеет право быть избранным в палату общин. Выборы в палату общин осуществляется посредством равного прямого, всеобщего и тайного голосования. От каждого округа избирается один депутат в палату общин на основе мажоритарной системы относительного большинства.

Руководство заседаниями палаты общин осуществляет спикер, который избирается сроком на пять лет и является беспартийным членом палаты, что обеспечивает его беспристрастность. Спикер не имеет права голоса и участвует в голосовании только при условии равенства голосов. Также спикер лишен права комментирования выступления членов палаты и права собственного выступления. Спикер осуществляет руководство дебатами и организует деятельность аппарата Парламента.

В рамках палаты общин создаются комитеты, действующие на постоянной или временной основе. В задачи комитетов входит предварительное обсуждение законопроектов, контроль деятельности администрации, проведение парламентских расследований и прочее. Также в Парламенте формируются партийные фракции.

Политическая жизнь Великобритании наиболее ярко представлена в виде двух влиятельных партий – консервативной и лейбористской, периодически сменяющих друг друга на позициях правящей партии и оппозиции. Лидер партии, занимающий правящую позицию, обычно становится лидером палаты общин.

Палата общин наделена правом законодательной инициативы. Внесение нового закона, или билля, может быть осуществлено любым из членов верхней и нижней палаты Парламента. Часто внесение биллей на обсуждение осуществляется министрами. Такие билли называются правительственными, в противном случае билли именуются биллями частного члена палаты. Билли делятся на три группы:

  • во-первых, билли, регламентирующие значимые вопросы, распространяющие свое действие на территорию всего государства, эти билли называют общественными;
  • во-вторых, билли, предоставляющие особые права отдельным лицам, группам лиц или местностям, эти билли называют частными;
  • в-третьих, билли, содержащие нормы общего или частного применения, называемые гибридными.

Палата лордов включает в свой состав светских пиров, то есть лордов, назначенных пожизненно из числа представителей английских судов, пожизненных пэров, духовных пэров. Общая численность палаты лордов составляет свыше 1000 представителей. Полномочия палаты лордов Великобритании в сфере законодательства ограниченны. Палата лордов обладает правом наложения отлагательного вето, то есть правом отсрочки срока действия закона на год. Причем право отлагательного вето не распространяется на билли финансового характера.

Исполнительная власть Великобритании

Органом исполнительной власти Великобритании является Правительство, во главе которого находится премьер-министр.

Премьер-министр, как и монарх, выступает в качестве лидера государства. Выбор премьер-министра осуществляется монархом из членов палаты общин, имеющих поддержку общин. Назначение министров также осуществляется монархом по представлению премьер-министра. Правительство Великобритании насчитывает около 100 членов, наиболее важные из которых формирует кабинет министров. В состав кабинета министров входит примерно 20 человек.

Замечание 2

Правительство Великобритании отвечает за свою деятельность перед Парламентом страны. Состав Правительства определяется партией большинства палаты общин.

Премьер-министр является советником монарха Великобритании. В том случае если премьер-министр утрачивает доверие палаты общин, это налагает на него обязательство ухода в отставку, либо обращения к монарху с просьбой о новых выборах. Состав полномочий премьер-министра определяется обычаями, а не законодательством. В настоящее время премьер-министром Великобритании является Тереза Мэй.

Замечание 3

Срок полномочий премьер-министра определяется сроком полномочий палаты общин.

spravochnick.ru

Структура государственного управления Англии

Министерство образования Российской Федерации

Липецкий Государственный Педагогический Университет

ФэиИ

Кафедра Менеджмента

Контрольная работа

По учебной дисциплине: Государствоведение

Тема “Структура государственного
управления Англии”.

Выполнил:

студентка группы ГМУ-02-01

Севрюкова Екатерина

Принял:

Доцент Московцев В. В.

Липецк

Оглавление

Введение 3

1. Структура государственного управления Англии

1.1. Краткая характеристика государства, его положение в мире 3

1.2. Система государственного управления 3

1.3. Структура государственного управления 4

1.4. Институциональный анализ государственного управления 7

1.5. Функциональный анализ государственного управления 10

1.6. Организационный анализ государственного управления 12

Заключение 17

Библиографический список 18

Введение

Монархическая форма правления до сих пор широко распространена в мире, приблизительно пятая часть государства является монархиями. Во всех монархических государствах, независимо от их форм, считается, что монарх обладает исполнительной властью, хотя в подавляющем большинстве стран он такой власти реально не имеет.

По общему правилу, монарх занимает свой пост по наследству. Исключения очень редки. Лишь при прекращении династии происходят выборы нового монарха

Цель данного исследования изучить систему государственного управления в современной монархии, на примере Великобритании. Для этого в работе поставлены следующие задачи:

· рассмотреть какова же роль монарха в государственном управлении и его роль в жизни страны;

· рассмотреть и изучить, что представляет собой система государственного управления.

Краткая характеристика государства, его положение в мире

Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии, Великобритания или Англия (по названию основной части страны) государство, расположенное у западного побережья Европы на двух крупных — Великобритания и Ирландия — и примыкающих к ним многочисленных мелких островах.

Великобритания состоит из 4 административно-политических частей: Англии(39 графств, 6 метрополитенских графств и Большого Лондона), Уэльса (8 графств), Шотландии (9 районов и островной территории) и Северной Ирландии (26 округов).

Великобритания — высокоразвитое индустриальное государство, одна из ведущих держав. По объему промышленного производства она занимает пятое место в мире — после США, Японии, ФРГ и Франции.

Только США уступает Великобритания по объему заграничных инвестиций, а по затратам на научно-исследовательские работы — лишь США, ФРГ и Японии. Лондон — один из крупнейших мировых финансовых центров. Великобритания имеет обширную сеть банков и страховых компаний за границей. В английских фунтах производится около 1/5 всех мировых торговых операций. По объему внешней торговли Великобритания занимает пятое место в мире и осуществляет 1/5 всех международных пассажирских и грузовых перевозок.

Система государственного управления

Великобритания — конституционная монархия. Главой государства является король (королева). Королевский трон в Великобритании переходит по наследству от отца к старшему сыну, но если у короля нет сыновей, то трон наследует старшая дочь короля. Муж царствующей королевы не приобретает титула и полномочий короля — он носит титул принца – консорта.

Формально монарх обладает весьма обширными полномочиями, но фактически его личная власть ограничена, и притом не столько законодательными актами, сколько нормами прецедентного права и конституционными обычаями. Каждый билль (закон), после того как завершено рассмотрение его в палатах парламента, передается на подпись монарху. Но последний случай отказа биллю в королевской санкции имел место в 1707 г. По существу, с того времени сложился обычай, обязывающий монарха подписывать все поступающие к нему билли.

Король (королева) созывает и распускает парламент, назначает и освобождает от должности министров и других высших должностных лиц, является главой исполнительной власти, верховным главнокомандующим вооруженными силами, главой английской церкви, заключает и ратифицирует международные договоры, осуществляет право помилования и.т.д. Перечислять все полномочия монарха нелегко, в частности потому, что только часть их основывается на нормах статутного права, тогда как другая часть считается непроизводной от власти парламента и составляет так называемую королевскую прерогативу (прерогативными полномочиями являются, например, право объявления войны, право роспуска парламента и др.).

Однако по своему усмотрению монарх не может осуществлять ни статутные, ни прерогативные полномочия. В прецедентном праве Великобритании есть норма, согласно которой “ король не может быть не прав”. Практически это означает, что монарх не несет ответственности за акты, изданные от его имени,- ответственными считаются министры, скрепившие их своими подписями. Королева осуществляет принадлежащие ей полномочия не иначе, как по “ совету “ (предложению) соответствующих министров. Она не может даже присутствовать на заседаниях кабинета министров, но получает регулярную информацию о принятых им решениях. Королеве оказывает содействие Тайный Совет, с которым она консультируется. В его состав входят все министры кабинета, некоторые министры вне кабинета, специальные советники.

Это не значит, что королева не играет никакой роли в осуществлении государственной власти. Хотя она сама не решает почти никаких государственных дел, она может влиять и действительно на решения, принимаемые должностными лицами британского государства.

Структура государственного управления

Законодательный орган — двухпалатный парламент (палата общин и палата лордов).Центральная исполнительная власть в Великобритании представлена органом, состоящих из министров,- правительством Ее Величества во главе с премьер-министром. Фактически главную роль в управлении государством играют правительство и премьер министр.


Схема правительства Великобритании

Отдельные вопросы организации и деятельности правительства регулируют следующие основные нормативные акты: Акты о министрах Короны 1937, 1934г.,1975г.; Акты о передачи полномочий министров Короны 1946 г., Акты о дисквалификации депутатов палат общин 1957 г, 1975г.; Акт о государственных документах 1967 г.; Акт о жаловании министров 1972 г.

Порядок формирования правительства основывается главным образом на конституционных соглашениях. Новое правительство формируется после каждых парламентских выборов. Королева назначает премьер — министром лидера партии, получившей абсолютное большинство мандатов в палате общин. Поскольку каждая партия имеет заранее избранного лидера, никакого другого на этот пост королева назначить не может. Если же ни одна из партий не получила абсолютного большинства, королева проводит консультации с лидерами парий и, выслушав их советы и предложения, сама принимает решения. После назначения премьер — министр королева по его предложению назначает остальных членов кабинета и всего правительства.

Если премьер — министр уходит в отставку в период между парламентскими выборами, его приемник назначается королевой после того, как партия, располагающая большинством голосов в палате общин, изберет нового официального лидера. Новый премьер — министр, даже если он принадлежит к той же партии, что и его предшественник, формирует новый кабинет. Поражение на выборах влечет коллективную отставку правительства. Что касается королевской прерогативы увольнения премьер — министра, то с 1783 г. монархи ею не пользовались.

Должность премьер-министра возникла как результат конституционного соглашения. До настоящего времени его полномочия и фактическая роль определяются неписанным правом, а также зависят от политических обстоятельств.

Согласно обычаю, премьер-министр носит титул первого лорда казначейства, а с 1968 г. занимает должность министра гражданской службы. В исключительных случаях на премьер-министра возлагается непосредственное руководство каким-либо крупным министерством. Например, Гарольд Вильсон возглавлял министерство экономики с 1967 по 1968 г. совместно с соответствующим государственным секретарем.

Премьер министр играет ведущую роль в кабинете и правительстве, осуществляет руководство их деятельности, а так же руководство основными министерствами и центральными ведомствами. Он является главным советником ко

mirznanii.com

Политическая система Великобритании

Общая характеристика политической системы Великобритании

Политическая система Великобритании представляет собой интересное и в определенной степени сложное явление. Однако самое важное, на что следует обратить внимание – это ее фундаментальность и неизменность. Основополагающим фактором этого, возможно, является то обстоятельство, что Великобританию обошли стороной потрясения революции, что стало характерным явлением для многих других стран. Для данной страны не типичны внешние вторжения, если не считать самые далекие времена.

Определение 1

Рассматриваемая политическая система представляет собой демократическую, конституционную монархию. В ее основе лежит Вестминстерская демократическая парламентская система.

Уникальные черты политической системы Великобритании

Соединенное королевство отличается своей уникальностью. Здесь отсутствует единая, официальная письменная конституция. Однако вместо нее применяются исторические документы, традиции методов политики и юриспруденции. Однако все же можно выделить следующие конституционные документы, такие как:

  • Акт о престолонаследии;
  • великая хартия вольностей;
  • Биль о правах;
  • Петиция вольностей.

Что касается хартии вольностей, то ее следует считать первым документом, который ограничил как права, так и полномочия монарха. В настоящее время главой государства Соединенного королевства Великобритании является королева Елизавета Вторая – наследственный монарх.

Другой уникальной чертой Великобритании можно назвать ограниченные возможности царствующей особы. Возглавление монархии для королевы сводится только к церемониальным функциям, согласно требованиям традиции. Монарх Великобритании в основном не принимает участие в деятельности правительства.

Монаршескую корону можно назвать итоговым окончательным источником исполнительной власти. Другое его название – это «Королевская Прерогатива». Для чего она необходима? Нет четкого списка обстоятельств, для решения которых возможно применение таких полномочий. В качестве примера можно привести назначение или же освобождение от должности премьер-министра, роспуск Парламента. В круг таких полномочий входит даже объявление войны или мира. Кроме того, монаршеская особа может передать свои полномочия от имени короны министрам или чиновникам.

Влияние королевской семьи на законодательный процесс в определенной степени скрытое. Старшие члены семьи, а в первую очередь это касается монарха и принца Уэльского (мужчина-наследник), не лишены и права участия в обсуждении законодательства. Тем более, если тот или иной вопрос напрямую затрагивает их личные интересы, тем самым давая им возможность изменить и исправить ситуацию.

Формирование правительства

Вернемся к формированию правительства. Как уже отмечалось выше, возглавляет его премьер-министр. Важное условие, предъявляемое к главе правительства – состоять в Палате Общин, опираться на поддержку партии при формировании правительства.

На практике это означает, что лидер политической партии, имеющей абсолютное большинство мест в Палате Общин (она состоит из шестисот пятидесяти парламентариев, которые избираются посредством тайного голосования каждые пять лет), назначается премьер-министром. После этого происходит «оснащение» кабинета министрами. В результате получается, что классическая политическая система Великобритании представляет собой единство трех ветвей власти, а именно — исполнительной, стоящей во главе управления страны, представленной Кабинетом министров, предлагающих новые законы.

Рисунок 1. Политическая система Великобритании. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Судебная власть призвана гарантировать подчинение законам, формируемая судами и судьями. Учитывая то обстоятельство, что министры являются членами законодательного органа, а представители старших судей заседают в Палате Лордов, получается, что с формальной точки зрения, судебную власть возглавляет премьер-министр. Однако такое обстоятельство свидетельствует о гибкости и определенной степени прагматичности политической системы Великобритании.

Законодательный орган представлен двумя палатами: верхней в лице Лордов и нижней (Общин). Палата Лордов насчитывает фактически около тысячи двухсот пэров, с председательствующим Лорд-канцлером. Верхняя палата не обладает фактической властью, выступая больше консультативным советом. Палата Общин или нижняя палата отвечает за процесс законотворчества и контролирует деятельность правительства.

Главой палаты считается Спикер, назначаемый правительством. В том случае, если большинство членов палаты выступают за представленный новый законопроект, далее он направляется в Палату Лордов, которая обладает правом на два отклонения закона, с последующим его принятием. Окончательным этапом принятия закона считается его направления для подписания монарху. Теперь рассматриваемый законопроект официально принимает статус закона.

Политические партии Великобритании

Характеризуя избирательную систему Великобритании, стоит обратить внимание на небольшое количество политических партий. Главными из них являются следующие партии:

  • либерально-социал-демократический альянс;
  • консервативная;
  • лейбористская.

Одна из задач каждой партии – выдвинуть своего кандидата от каждого избирательного округа. Победивший входит в состав членов Парламента округа, в то время как победившая партия получает наибольшее количество мест в парламенте, формируя тем самым правительство.

Замечание 1

Заметим, что политические партии не проходят процесс регистрации и не признаются на законодательном уровне.

Однако ситуация складывается таким образом, что победителями становятся те кандидаты, которые представляют названные главные партии. Их лидеры занимают главные места на первых скамьях по разные стороны палаты Общин, в то время как их сторонки располагаются позади них. Для управления партиями существуют специальные парламентские организаторы с помощниками, избираемые внутри партии.

spravochnick.ru

17. Система государственного управления в зарубежных странах (Великобритания)

Парламентское государство. 1) система гос управления формировалась эволюционно новые организации возникали не на основе закона а как результат конституционного соглашения. 2) правительство правит с общего согласия граждан, поэтому политическая культура отличается стремлением к компромиссу. 3) монарх царствует но не правит. 4)Правительство формируется парламентом и ответственно перед ним. Министры-члены парламента. 5) стабильная 2х партийная система – консерваторы и лейбористы. 6) победившая партия формирует правительство. 7)Равновесие между сильным парламентом и оппозицией + подотчетность исполнительной власти парламенту.

Монарх действует в рамках конвенций и прецедентов, почти всегда пользуясь королевскими прерогативами по совету премьер-министра и других министров. Те же ответственны перед Палатой общин, избираемой народом. Права Монарха: вето, роспуск палаты общин, назначение премьера, министров, чиновников, судей, внешнеполитические права. Теоретически монарх может отправить премьера в отставку, но конвенции и прецедент это запрещают.

Парламент — высший законодательный орган (двухпалатный). Его возглавляет Британский монарх.

Палата общин (нижняя): демократически избираемая палата, 650 депутатов, мажоритарно с 21 года. Клерк-советник спикера и парламентариев. Комететы: постоянные, выборные(спец) и соединенные. Партийная структура: в комитетах партии представлены пропорционально. Кнуты-организаторы работы фракций

Палата лордов (верхняя): духовные лорды (высшее духовенство англиканской церкви) и светские (наследные и назначаемые пэры). Палата лордов и Палата общин собираются в разных помещениях Вестминстерского дворца в Лондоне. По обычаю, все министры, включая премьер-министра, выбираются исключительно из состава парламента.

Каждая из двух палат Парламента возглавляется спикером (высшее должностное лицо, представляет палату перед монархом, руководит дебатами). В Палате Лордов Лорд канцлер, член кабинета министров, является спикером, или спикера назначает Корона. Палата Общин имеет право избрать своего собственного спикера. В целом, влияние Лорда канцлера как спикера на палату серьёзно ограничено, в то время как власть спикера Палаты Общин над палатой велика.

Парламент может устанавливать законы своими актами. Новый закон, в его черновой форме называемый биллем, может быть предложен любым членом верхней или нижней палаты. Обычно билли вносятся на обсуждение королевскими министрами. Каждый законопроект проходит несколько этапов обсуждения. Первое чтение – чистая формальность. Последний этап — получение Королевского согласия. Теоретически Суверен может наложить вето на законопроект но закон как правило всегда принимается. Судебные функции парламента. Королева в Парламенте является высшим судом в большинстве случаев, но часть дел решает суд Тайного Совета (например, апелляции от церковных судов).

Правительство Великобритании подотчётно Парламенту, министрам задают вопросы члены обеих палат, и они обязаны отвечать (вотум недоверия, резолюция порицания, импичмент, час вопросов, внесение предложений, омбудсмен). Однако ни Премьер, ни члены правительства не избираются Палатой Общин. Вместо этого Королева просит человека, пользующегося максимальной поддержкой палаты Общин, сформировать правительство. Чтобы они были подотчётны нижней палате, Премьер-министр и большая часть членов кабинета министров выбираются из членов Палаты Общин. Используя своё изначальное большинство в Палате общин, правительство обычно доминирует в законодательной работе парламента, и иногда использует свою патронскую власть чтобы назначить поддерживающих их пэров в Палату лордов. Если правительство потеряло доверие Палаты общин, Премьер-министр обязан либо уйти в отставку, либо попросить роспуска парламента и новых всеобщих выборов. Тогда Суверен может согласиться с этим, а может отказать, принуждая его уйти в отставку и позволяя лидеру оппозиции сформировать новое правительство. Генеральный атторней консультирует правительство, генеральный солистер-его зам.

Центральные органы исполнительной власти.

Кабинет(20 министров) заседают 1 раз в неделю (бюджет, налоги, финансы)

Правительство состоит из министерств (80) человек: министры, члены кабинета, замы (госминистры), младшие министры т.е. заместители министров, особая категория младших министров: парламентские секретари, представляющие министра в парламент. Членами правительства являются некоторые лица, занимающие традиционные еще со времен феодализма должности (например, лорд – хранитель печати). Далее министры без портфеля, которые оказывают помощь премьер-министру по его указаниям. Руководитель-премьер. Высший ранг министра-госсекретарь (обращается к королеве)

Центральные правительственные учреждения: министерства, регулирующие агентства (работают под контролем министерств, обладают совещательной и коордиционой функцией. Там работают гражданские деятели) и корпорации: публичные корпорации – находятся в двойственном подчинение парламенту и правительству. Департаменты корпорации – наделены совещательными и рекомендационными полномочиями (британский совет, королевский монетный двор). Корпорации — агентства — самостоятельные организации. Самостоятельно определяют з/п и условия труда.

Судебная система (прецедентный характер). Низшие суды делятся на: суды -магистратов и суды графств. Высший уровень включает : 1) суд короны (уголовные дела, а также высшая аппеляционная инстанция для судов-магистратов). 2) высокий суд : отделение королевской скамьи; отделение канцлера ;отделение по семейным делам, аппеляционный суд .

studfiles.net

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *