Авторитаризм политический режим – Авторитарный политический режим

Содержание

Авторитарный политический режим (авторитаризм).

Авторитарный
режим – это система правления, при
которой власть осуществляется одним
конкретным лицом при минимальном участии
народа. Это одна из форм политической
диктатуры. В роли диктатора выступает
индивидуальный политический деятель
из элитарной среды или правящая элитарная
группа. Если эти лицом является королевская
семья – в этом случае авторитарный
режим называется абсолютной монархией.

Сохраняются
такие режимы с помощью аппарата
принуждения и насилия армии. В отличии
от демократического режима власти, где
репрессивный аппарат действует в рамках
закона, в авторитарном государстве
средства насилия, наоборот, держатся
на виду. Власть, подчинение и порядок
ценятся при авторитарном режиме правления
больше, чем свобода, согласие и участие
в политической жизни народа. В таких
условиях рядовые граждане вынуждены
повиноваться законам, платить налоги
без личного участия в их обсуждении.

Существующие
в авторитарных государствах для ширмы
демократические институты реальной
силы в обществе не имеют. Легализуется
политическая монополия одной партии,
поддерживающей режим. При этом режиме
исключается деятельность других
политических партий и общественных
организаций. Отрицаются принципы
конституционности и законности.
Игнорируются разделения властей.
Происходит строгая централизация всей
государственной власти. Главой государства
и правительства пожизненно становится
лидер правящей авторитарной партии.
Вождизм превращается в официальный
государственный принцип. Теория и
практика авторитарного правления были
выражены в афоризме «Государство – это
я», высказанном Людовиком XIV.

Авторитарные
режимы утверждаются в условиях кризисных
ситуаций или на основе не развитой
политической и социальной структур
общества. Возможность возникновения
авторитарного режима в переходном
периоде от тоталитаризма к демократии
заложена в психологической реакции
людей на кризисную ситуацию, в стремлении
к социальной упорядоченности, надежности,
предсказуемости. Они могут решать
прогрессивные задачи, связанные с
выходом страны из кризиса. Так, до второй
мировой войны, во время кризиса в
некоторых странах Западной Европы
парламентский демократический режим
оказался неспособным решать напряженные
социальные конфликты. В этих условиях
возникли авторитарные системы, переросшие
даже в фашизм. Авторитаризм был желаемым
режимом и после второй мировой войны
под влиянием существовавших острых
экономических и социальных противоречий.

Тоталитарный политический режим (тоталитаризм).

Крайняя
форма авторитарного режима – тоталитаризм.
Формирование политических тоталитарных
режимов стало возможным на индустриальной
стадии развития человечества, когда
технически стали возможными не только
всеобъемлющий контроль над личностью,
но и тотальное управление ее сознанием,
особенно в периоды социально-экономических
кризисов.

Не
следует рассматривать данный термин
лишь как негативно оценочный. Это научное
понятие, требующее соответствующего
теоретического определения. Первоначально
понятие «тотальное государство» имело
вполне позитивное значение. Оно обозначало
самоорганизующееся государство,
тождественное с нацией, государство,
где ликвидируется разрыв между
политическим и общественно-политическим
факторами. Нынешняя интерпретация
понятия впервые предложена для
характеристики фашизма. Затем она была
распространена на советскую и родственные
ей модели государства.

Первые
тоталитарные режимы были сформированы
после первой мировой войны в странах,
относившихся ко «второму эшелону
индустриального развития» (Италия,
Германия, Россия).

Идейные
истоки, отдельные черты тоталитаризма
уходят своими корнями в древность.
Изначально его трактовали как принцип
построения целостного едино действующего
общества. В VII-IV вв. до н. э. теоретики
рационализации китайской политико-правовой
мысли (легисты) Цзы Чань, Шан Ян, Хань
Фэй и другие, отвергая конфуцианство,
выступали с обоснованием доктрины
сильного, централизованного государства,
регулирующего все стороны общественной
и частной жизни. В том числе за наделение
административного аппарата экономическими
функциями, установления круговой поруки
среди населения и чиновничества (наряду
с принципом ответственности чиновника
за свои дела), систематический контроль
государства за поведением и умонастроением
граждан и т.п. При этом государственный
контроль ими рассматривался в виде
постоянной борьбы правителя с подданными.

Близким
к легистам Китая тип тоталитарного
государственного режима предложил
Платон. В его более поздних диалогах
(«Полития», «Законы») нарисована
социально-экономическая характеристика
второго, более совершенного и отличного
от Афинского общества, изображенного
в «Государстве». Свое втрое по достоинству
государство Платон наделил такими
чертами: безусловное подчинение всех
граждан и каждого индивидуума в
отдельности государству; государственная
собственность на землю, жилые дома и
культурные строения, которыми пользовались
граждане на правах владения, а не частной
собственности; насаждения коллективистских
начал и единомыслия в быту; государственное
регламентирование законами воспитания
детей; единая для всех сограждан религия,
политическое и правовое равноправие
женщин с мужчинами, исключая занятие
должностей в высших органах власти.
Платоновский закон запрещал лицам до
40 лет выезжать по частным вопросам за
пределы государства и ограничивал въезд
иностранцев; предусматривал очищение
общества от неугодных лиц с помощью
смертной казни или изгнания из страны.
Платоновская модель государственного
режима для большинства современных
стран неприемлема, но в каком общественном
строе лучше жить, понятнее после Платона.
Либеральные демократы, философы,
Б.Рассел, К.Поппер, в цело пришли к
заключению, что именно к Платону восходят
как средневековый авторитаризм, так и
современный тоталитаризм.

Понятие
тоталитарного режима было разработано
в творчестве ряда немецких мыслителей
XIX в.: Г. Гегеля, К. Маркса, Ф. Ницше,
О.Шпенглера и некоторых других авторов.
И тем не менее как законченное, оформленное
политическое явление тоталитаризм
вызрел в первой половине XX в. Политическое
значение ему впервые придали руководители
идеологи фашистского движения в Италии.
В 1925 году Бенито Муссолини был первым,
кто пустил в оборот термин «тоталитаризм»
для характеристики итало-фашистского
режима. В конце 20-х годов английская
газета «Таймс» также высказалась о
тоталитаризме как негативном политическом
явлении, характеризующем не только
фашизм, но и политический режим в
Советском Союзе.

Западная
концепция тоталитаризма, в том числе и
направления его критиков, складывалось
на основе анализа и обобщения режимов
фашистской Италии, нацистской Германии,
франкистской Испании и в СССР в годы
сталинизма. После первой мировой войны
предметом дополнительного изучения
политических режимов стали Китай, страны
Центральной и Юго-Восточной Европы
некоторых государств «третьего мира».

Это
далеко не полный перечень свидетельствует
о том, что тоталитарные режимы могут
возникать на различной социально-экономической
базе и в многообразных культурно-идеологических
средах. Они могут быть следствием военных
поражений или революций, появляться в
результате внутренних противоречий
или быть навязанными извне.

Западные
политологи К. Фридрих и З. Бжезинский в
работе «Тоталитарная диктатура и
автократия» первыми выделили шесть
признаков, отличающих все тоталитарные
государственные режимы от демократии
и авторитаризма:


всеобщая государственная идеология;

— одна
массовая партия, возглавляемая
харизматическим лидером, то есть
исключительно одаренным и наделенным
особым даром;


монополия государства на средства
массовой информации;


монополия государства на все средства
вооружения;

— особо
организованная система насилия, террора
как специфического средства контроля
в обществе;

— жестко
централизованный контроль над экономикой.

Государство
при тоталитаризме тремится к глобальному
господству над всеми сферами общественной
жизни. Устраняется из социально-политической
жизни плюрализм. Насильственно
демонстрируются социально-классовые
барьеры. Власть претендует представлять
некий всеобщий «сверхинтерес» населения,
в котором исчезают, обезличиваются
социально-групповые, классовые,
этнические, профессиональные и
региональные интересы. Утверждается
тотальное отчуждение индивида от власти.
Тоталитаризм принудительным образом
снимает проблемы: гражданское общество
– государство, народ – политическая
власть. Государство полностью
идентифицирует себя с обществом, лишая
его своих социальных функций саморегуляции
и саморазвития. Отсюда особенности
организации тоталитарной системы
государственной власти:


глобальная централизация публичной
власти во главе с диктатором;


господство репрессивных аппаратов;


упразднение представительных органов
власти;


монополия правящей партии и интеграция
ее и всех других общественно-политических
организаций непосредственно в систему
государственной власти и превращение
последних в своеобразные «приводные
ремни» (средства) тоталитарной диктатуры.

studfiles.net

Авторитарный политический режим

Авторитаризм (от
лат. auctoritas — власть, влияние; auctor —
зачинатель, основатель, автор) —
политический режим, характеризующийся
сосредоточением всей полноты власти у
одного лица (монарха, диктатора) или
правящей группы.

Для
авторитаризма характерны высокая
централизация власти; огосударствление
многих сторон общественной жизни;
командно-административные методы
руководства; безоговорочное подчинение
власти; отчуждение народа от власти;
недопущение реальной политической
оппозиции; ограничение свободы печати.

Политическая
структура авторитарного режима не
предусматривает реального разделения
властей на законодательную, исполнительную
и судебную, хотя формально все эти
структуры власти могут существовать.

При
авторитарных режимах сохраняется
конституция, но она носит декларативный
характер. Существует также система
выборов, но она выполняет показательно-фиктивную
функцию. Результаты выборов, как правило,
заранее предопределены и не могут
повлиять на характер политического
режима.

В
отличие от тоталитаризма при авторитаризме
не существует тотального контроля над
всеми общественными организациями. В
идеологии допускается ограниченный
плюрализм, если он не наносит вреда
системе. Репрессиям подвергаются в
основном активные противники режима.
Люди, занимающие нейтральные позиции,
не считаются врагами. Существуют
определенные личные права и свободы,
но они носят ограниченный характер.

Авторитаризм
является одним из наиболее распространенных
типов политической системы. По своим
характеристикам он занимает промежуточное
положение между тоталитаризмом и
демократией. Поэтому он возможен как
при переходе от тоталитаризма к
демократии, так и наоборот, от демократии
к тоталитаризму.

Авторитарные
режимы весьма разнообразны. Они
различаются по целям и методам решения
проблем, по формам организации власти
и могут быть реакционными, консервативными
или прогрессивными. Например, такие
страны, как Чили, Бразилия, Южная Корея,
через авторитаризм пришли к демократическому
режиму власти.

Демократический политический режим

Демократия (от
греч. demos — народ и kratos — власть) — власть
народа, или народовластие. Это такая
форма государства, его политический
режим, при котором народ или его
большинство является (считается)
носителем государственной власти.

Понятие
«демократия» многогранно. Под демократией
понимают и форму устройства государства
или организации, и принципы управления,
и разновидность социальных движений,
предполагающих реализацию народовластия,
и идеал общественного устройства, в
котором граждане являются основными
вершителями своих судеб.

Демократия
как способ организации и форма управления
может иметь место в любой организации
(семье, научном отделе, производственной
бригаде, общественной организации и т.
д.).

Демократия
ассоциируется со свободой, равенством,
справедливостью, соблюдением прав
человека, участием граждан в управлении.
Поэтому демократию как политический
режим принято противопоставлять
авторитарным, тоталитарным и другим
диктаторским режимам власти.

Слово
«демократия» нередко употребляется в
сочетании с другими словами, например,
такими, как социал-демократ, христианский
демократ, либерал-демократ и т. д. Это
делается для того, чтобы подчеркнуть
приверженность тех или иных социальных
движений демократическим ценностям.

Важнейшими признаками
демократии
 являются:

  • юридическое
    признание верховной власти народа;

  • периодическая
    выборность основных органов власти;

  • всеобщее
    избирательное право, в соответствии с
    которым каждый гражданин вправе
    принимать участие в формировании
    представительных институтов власти;

  • равенство
    прав граждан на участие в управлении
    государством — каждый гражданин имеет
    право не только избирать, но и быть
    избранным на любую выборную должность;

  • принятие
    решения большинством голосов и подчинение
    меньшинства большинству;

  • контроль
    представительных органов за деятельностью
    исполнительной власти;

  • подотчетность
    выборных органов своим избирателям.

В
зависимости от того, как, каким образом
народ осуществляет свое право на власть,
можно выделить три основных способа
реализации демократии.

Прямая
демократия —
 весь
народ (имеющие право голоса) непосредственно
принимает решения и следит за их
исполнением. Такая форма демократии
наиболее характерна для ранних форм
демократии, например, для родовой общины.

Прямая
демократия существовала и в античные
времена в Афинах. Там главным институтом
власти было Народное собрание, которое
принимало решения и нередко могло
организовывать их немедленное исполнение.
Такая форма народовластия иногда
походила на произвол и самосуд толпы.
Очевидно, этот факт являлся одной из
причин того, что Платон и Аристотель
негативно относились к демократии,
считая ее «неправильной» формой
правления.

Подобного
рода демократия существовала в Древнем
Риме, в средневековом Новгороде, во
Флоренции и ряде других городов-республик.

Плебисцитарная
демократия —
 народ
принимает решение лишь в определенных
случаях, например во время референдума
по какому-то вопросу.

Представительная
демократия —
 народ
избирает своих представителей, а они
от его имени управляют государством
или каким-то органом власти. Представительная
демократия является наиболее
распространенной и эффективной формой
народовластия. Недостатки представительной
демократии заключаются в том, что
народные избранники, получив властные
полномочия, не всегда выполняют волю
тех, кого они представляют.

studfiles.net

Авторитарный политический режим

Авторитаризм (от
лат. auctoritas — власть, влияние; auctor —
зачинатель, основатель, автор) —
политический режим, характеризующийся
сосредоточением всей полноты власти у
одного лица (монарха, диктатора) или
правящей группы.

Для
авторитаризма характерны высокая
централизация власти; огосударствление
многих сторон общественной жизни;
командно-административные методы
руководства; безоговорочное подчинение
власти; отчуждение народа от власти;
недопущение реальной политической
оппозиции; ограничение свободы печати.

Политическая
структура авторитарного режима не
предусматривает реального разделения
властей на законодательную, исполнительную
и судебную, хотя формально все эти
структуры власти могут существовать.

При
авторитарных режимах сохраняется
конституция, но она носит декларативный
характер. Существует также система
выборов, но она выполняет показательно-фиктивную
функцию. Результаты выборов, как правило,
заранее предопределены и не могут
повлиять на характер политического
режима.

В
отличие от тоталитаризма при авторитаризме
не существует тотального контроля над
всеми общественными организациями. В
идеологии допускается ограниченный
плюрализм, если он не наносит вреда
системе. Репрессиям подвергаются в
основном активные противники режима.
Люди, занимающие нейтральные позиции,
не считаются врагами. Существуют
определенные личные права и свободы,
но они носят ограниченный характер.

Авторитаризм
является одним из наиболее распространенных
типов политической системы. По своим
характеристикам он занимает промежуточное
положение между тоталитаризмом и
демократией. Поэтому он возможен как
при переходе от тоталитаризма к
демократии, так и наоборот, от демократии
к тоталитаризму.

Авторитарные
режимы весьма разнообразны. Они
различаются по целям и методам решения
проблем, по формам организации власти
и могут быть реакционными, консервативными
или прогрессивными. Например, такие
страны, как Чили, Бразилия, Южная Корея,
через авторитаризм пришли к демократическому
режиму власти.

Демократический политический режим

Демократия (от
греч. demos — народ и kratos — власть) — власть
народа, или народовластие. Это такая
форма государства, его политический
режим, при котором народ или его
большинство является (считается)
носителем государственной власти.

Понятие
«демократия» многогранно. Под демократией
понимают и форму устройства государства
или организации, и принципы управления,
и разновидность социальных движений,
предполагающих реализацию народовластия,
и идеал общественного устройства, в
котором граждане являются основными
вершителями своих судеб.

Демократия
как способ организации и форма управления
может иметь место в любой организации
(семье, научном отделе, производственной
бригаде, общественной организации и т.
д.).

Демократия
ассоциируется со свободой, равенством,
справедливостью, соблюдением прав
человека, участием граждан в управлении.
Поэтому демократию как политический
режим принято противопоставлять
авторитарным, тоталитарным и другим
диктаторским режимам власти.

Слово
«демократия» нередко употребляется в
сочетании с другими словами, например,
такими, как социал-демократ, христианский
демократ, либерал-демократ и т. д. Это
делается для того, чтобы подчеркнуть
приверженность тех или иных социальных
движений демократическим ценностям.

Важнейшими признаками
демократии
 являются:

  • юридическое
    признание верховной власти народа;

  • периодическая
    выборность основных органов власти;

  • всеобщее
    избирательное право, в соответствии с
    которым каждый гражданин вправе
    принимать участие в формировании
    представительных институтов власти;

  • равенство
    прав граждан на участие в управлении
    государством — каждый гражданин имеет
    право не только избирать, но и быть
    избранным на любую выборную должность;

  • принятие
    решения большинством голосов и подчинение
    меньшинства большинству;

  • контроль
    представительных органов за деятельностью
    исполнительной власти;

  • подотчетность
    выборных органов своим избирателям.

В
зависимости от того, как, каким образом
народ осуществляет свое право на власть,
можно выделить три основных способа
реализации демократии.

Прямая
демократия —
 весь
народ (имеющие право голоса) непосредственно
принимает решения и следит за их
исполнением. Такая форма демократии
наиболее характерна для ранних форм
демократии, например, для родовой общины.

Прямая
демократия существовала и в античные
времена в Афинах. Там главным институтом
власти было Народное собрание, которое
принимало решения и нередко могло
организовывать их немедленное исполнение.
Такая форма народовластия иногда
походила на произвол и самосуд толпы.
Очевидно, этот факт являлся одной из
причин того, что Платон и Аристотель
негативно относились к демократии,
считая ее «неправильной» формой
правления.

Подобного
рода демократия существовала в Древнем
Риме, в средневековом Новгороде, во
Флоренции и ряде других городов-республик.

Плебисцитарная
демократия —
 народ
принимает решение лишь в определенных
случаях, например во время референдума
по какому-то вопросу.

Представительная
демократия —
 народ
избирает своих представителей, а они
от его имени управляют государством
или каким-то органом власти. Представительная
демократия является наиболее
распространенной и эффективной формой
народовластия. Недостатки представительной
демократии заключаются в том, что
народные избранники, получив властные
полномочия, не всегда выполняют волю
тех, кого они представляют.

(4)

Формы
государственного режима

Форма
государственного режима представляет
собой совокупность способов и методов
осуществления власти государством.
Государственный режим – важнейшая
часть политического режима, существующего
в обществе.

Государственные
режимы могут быть демократическими и
антидемократическими. Для рабовладельческих
государств характерны и деспотия и
демократия, для феодализма – и
неограниченная власть феодала, монарха,
и народное собрание; для современного
государства – и тоталитаризм и правовая
демократия. Можно выделить наиболее
общие черты, присущие той или иной
разновидности государственного режима.

Антидемократический
режим имеет следующие признак:

  • Во–первых,
    главное, что определяет характер
    государственной власти, это соотношение
    государства и личности. Если государство
    в лице его различных органов подавляет
    личность, ущемляет его права, препятствует
    ее свободному развитию, то такой режим
    называется антидемократическим.

  • Во-вторых,
    характеризуется полным (тотальным)
    контролем государства над всеми сферами
    общественной жизни.

  • В-третьих,
    свойственно огосударствление всех
    общественных организаций (профсоюзов,
    молодежных, спортивных и т.д.).

  • В-четвертых,
    личность в антидемократическом
    государстве фактически лишена каких
    – либо субъективных прав, хотя формально
    они могут провозглашаться даже в
    Конституции.

  • В-пятых,
    реально существует примат государства
    над правом, что является следствием
    произвола, нарушением законности,
    ликвидации правовых начал в общественной
    жизни.

  • В-шестых,
    характерный признак — всеохватывающая
    милитаризация общественной жизни,
    наличие огромного военно – бюрократического
    аппарата, военно – промышленного
    комплекса, довлеющего над мирной
    экономикой.

  • В-седьмых,
    антидемократический режим игнорирует
    интересы национальных государственных
    образований, особенно национальных
    меньшинств.

  • В-восьмых,
    антидемократическое государство во
    всех разновидностях не учитывает
    особенностей религиозных убеждений
    населения. Отрицает полностью религиозное
    мировоззрение или отдает предпочтение
    одной из религий.

Деспотический
режим
 (
от греческого “despotic” – неограниченная
власть ). Этот режим характерен для
абсолютной монархии, когда власть
осуществляется исключительно одним
лицом, становящимся деспотом. Деспотизм
возник в древности и характеризовался
крайним произволом в правлении, полным
бесправием и подчинением деспоту со
стороны его подданных, отсутствия
правовых и моральных начал в управлении.
При деспотии осуществляется жесткое
подавление любой самостоятельности,
недовольства, возмущения и даже несогласия
подданных.

Тиранический
режим
 также
основан на единоличном правлении. Однако
в отличии от деспотии, власть тирана
устанавливается насильно, захватническим
путем, часто смещением законной власти
с помощью государственного переворота.
Она лишена правовых и нравственных
начал, построена на произволе, подчас
терроре и геноциде.

Тоталитарный
режим
 характеризуется
наличием одной официальной идеологии,
которая формируется и задается
общественно-политическим движением,
политической партии, правящей элитой,
политическим лидером, вождем народа, в
большинстве случаев харизматическим. 

studfiles.net

Политология.: Авторитарный политический режим

Одной из форм политической диктатуры является авторитарный (от лат. autoritas – власть) режим, который имеет богатую историю, включающую в себя древние тирании, олигархии, абсолютные монархии периода Средневековья и Нового времени, некоторые фашистские диктатуры и т. п. В современных условиях авторитарные режимы в наибольшей степени распространены в странах Азии, Африки, ближнего и Среднего Востока, а также Латинской Америки.
Среди них можно обнаружить режимы однопартийные и многопартийные, конституционно-монархические, самодержавно-монархические, патриархально-племенные и др.

Авторитарному режиму присущи следующие характерные черты:

1. Концентрация всей полноты государственной власти в руках одного человека (вождя, монарха, диктатора, популистского лидера и т. п.) или правящей группировки (хунты, партийной верхушки, военной, бюрократической или религиозной элиты). При этом отсутствует разделение властей, в руках главы государства концентрируются не только исполнительные, но зачастую и законодательные полномочия. Обычно он не избирается народом, а выдвигается элитой в результате закулисных игр и интриг. Народу нередко предоставляется лишь право «утвердить» выбор элиты. В случае утверждения у власти харизматического лидера могут наблюдаться проявления вождизма и культа личности. Тем не менее, подобный культ не приобретает сакральный характер и не требует от населения выражения горячей любви и преданности диктатору.

2. Монополизация власти, недопущение политической оппозиции и конкуренции. При авторитарном режиме может существовать незначительное число партий, профсоюзов и других организаций, но лишь при условии их подконтрольности власти. При этом исключается деятельность тех политических партий и организаций, которые представляют собой потенциальную угрозу для режима. При этом могут существовать некоторые чисто внешние атрибутов демократии. Так, могут проводиться показные выборы в представительные органы власти, на которые, однако, не допускается подлинная оппозиция, и результаты которых могут быть легко подтасованы. Сами представительные органы обычно не обладают реальной властью и являются простой декорацией, маскирующей авторитарную власть.

3. Отчужденность народа от политики, ограничение прав и свобод граждан. В конституции может быть провозглашен целый ряд прав и свобод, значительная часть которых носит фиктивный характер и реально не обеспечивается. Что же касается политических прав и свобод, то они резко сужены и ограничены. Влияние народа на политический процесс сведено к минимуму. Власть не заинтересована в политической активности граждан и в большинстве случаев обходится без массовой поддержки населения. Для неё главное не любовь и преданность граждан вождю, а их политическая пассивность и отчужденность от политики.

4. Опора на силу. Авторитарная власть в некоторых случаях может пользоваться значительной популярностью среди населения, однако в её арсенале всегда сохраняется достаточное количество силовых ресурсов (органы безопасности, тайная полиция, армия), чтобы в случае потери популярности силой заставить граждан повиноваться. Не прибегая к массовым репрессиям, она обычно использует выборочные репрессии.

5. Отказ власти от тотального контроля над обществом, невмешательство или её ограниченное вмешательство в дела гражданского общества. В условиях авторитаризма действует принцип: «Разрешено всё, что не связано с политикой». Поэтому относительно независимыми от власти могут оставаться экономика, культура, религия, частная жизнь граждан и др. Власть может признавать и личную автономию, и независимость граждан, но в известных пределах. Она не препятствует объединению людей по интересам, но заботится лишь о том, чтобы эти объединения не вторгались в политику. Отказываясь от полного контроля над обществом, она оставляет за собой лишь несколько сфер, которые продолжает жестко контролировать. Это её собственная безопасность, оборона, внешняя политика, общественный порядок, стратегия развития и т. п.

На основе вышесказанного можно определить авторитарный режим как политическую систему, в которой создан институциональный механизм, обеспечивающий монополию на власть одного лица или группы лиц, при невмешательстве государства в дела гражданского общества и частную жизнь людей.

Авторитарные режимы обычно подразделяются на традиционные и современные. Традиционные авторитарные режимы возникают в доиндустриальных обществах. Они основаны на традициях патернализма, религии, харизме вождей, родоплеменных и феодальных отношениях. Так, весьма распространенной в прошлом была тирания, которая обычно возникала в «смутные времена», когда власть захватывалась «вождем толпы» или удачливым военачальником, широко применяющими прямое насилие и демагогическую риторику. Тирании имели низкий уровень институционализации и потому гибли со смертью диктатора. Абсолютные монархии отличались от тираний тем, что власть была институционально организована и осуществлялась на основе строгих правил и процедур. Поэтому в большинстве случаев они были очень устойчивы, а некоторые из них сохранились до настоящего времени – Объединенные Арабские Эмираты, Катар, Бахрейн, Непал.
Современные авторитарные режимы характерны для стран, совершающих экономическую и политическую модернизацию в условиях перехода от традиционного общества к индустриальному и от тоталитарного к демократическому. Для них в той или иной степени характерны экономическая отсталость, неразвитость структур гражданского общества, наличие социальных и национальных конфликтов, длительное сохранение традиций клиентальных отношений, устаревших типов политической культуры. В условиях авторитарных режимов нередко происходит достаточно активное упразднение старых социально-экономических и политических структур и становление новых. В ходе таких преобразований неизбежно появляются силы, выступающие против их проведения, поскольку они очень часто затрагивают их коренные интересы и ломают их прежний образ жизни. Авторитарный режим «сильной властью» подавляет такое сопротивление, создаёт обстановку политической стабильности и порядка.

Авторитарный режим обладает как сильными, так и слабыми сторонами. К числу слабых сторон относится непредсказуемость политики авторитарной власти, её зависимость от личных амбиций главы государства или других высших руководителей, а также отсутствие у граждан легальных каналов воздействия на власть, с помощью которых они могли бы отстаивать свои интересы, предотвращать проявления произвола и политического авантюризма. Сильные стороны авторитарного режима, которые особенно ощутимы в экстремальных условиях, заключаются в том, что власть оказывается способна в течение длительного времени обеспечивать политическую стабильность и порядок в обществе, преодолевать сопротивление политических противников и эффективно мобилизовывать общественные ресурсы на решение стоящих перед страной задач.

В настоящее время общепризнанно, что в условиях экономической и политической отсталости, неразвитости индустриального общества авторитарные режимы могут быть более эффективны, нежели политические системы, копирующие западную модель демократии. Механическое заимствование западных ценностей без учета собственных проблем и потребностей неизбежно порождает экономический хаос, социальную и политическую нестабильность. Отсталым странам, в том числе освободившимся от колониальной зависимости, сегодня требуются не демократия и политическая свобода, а политическая стабильность и общественный порядок, в условиях которых правительство в состоянии реализовать программу реформ и экономической модернизации. Важно поэтому, чтобы у власти находилась более или менее эффективная элита, возглавляемая «просвещенным» диктатором.

politologiya-uchebnik.blogspot.com

признаки, черты, типы :: SYL.ru

История развития многих государств была связана с практикой выстраивания авторитарной модели политического управления. Часто она противопоставляется демократии, а также сравнивается с тоталитаризмом. Однако, авторитаризм имеет как общие с указанными формами политического устройства признаки, так и те характеристики, что существенно отличают его от них. Какие можно выделить примечательные факты об авторитарных режимах? В чем специфика соответствующих систем политического управления?

Сущность авторитаризма

Что такое авторитарный политический режим? Под таковым принято понимать тип государственного управления, занимающий промежуточную позицию между двумя «полярными» способами организации политической власти — демократией и тоталитаризмом. В чем, в свою очередь, специфика двух указанных режимов?

Для демократии характерно полноценное участие в политическом процессе всех граждан — либо их большинства (например, всех совершеннолетних). В свою очередь, тоталитарный режим характеризуется сосредоточением всей полноты власти в руках одного человека или очень узкой группы лиц. Участие граждан в политическом процессе на практике отсутствует или же оно номинально (есть некие каналы включения граждан в соответствующие коммуникации, но они не работают фактически).

Власть в интересах элит

Авторитарный политический режим предполагает, что власть необязательно сосредоточена в руках конкретного человека, однако она принадлежит конкретной группе лиц, которые действуют практически независимо от народного волеизъявления. Безусловно, в ряде случаев ожидания граждан и активности «авторитарных» лидеров могут совпадать. Но в случае если во властной верхушке будут происходить негативные с точки зрения политической устойчивости государства процессы, то народ ничего с этим не сможет поделать.

Таким образом, сами по себе авторитарные политические режимы, равно как и тоталитарные, предполагают управление государством не хуже, чем при демократии, но только при условии, что во власти — адекватные, компетентные, ответственные люди. Однако граждане, если в их стране установлена соответствующая форма политического устройства, не будут иметь возможности контролировать этот процесс. Демократия, в свою очередь, позволяет это делать.

Различия между авторитаризмом и тоталитаризмом: экономика

Итак, тоталитарный и авторитарный политические режимы достаточно близки. Но есть между ними и различия.

Прежде всего, они прослеживаются в механизме управления экономикой. Дело в том, что всякая государственная система должна на что-то существовать. Хотя бы потому, что в органах власти работают люди, которым нужно платить зарплату. Любые структуры — правоохранительные, надзорные, налоговые — предполагают финансирование.

В случае если в стране установлен тоталитарный политический режим, то наличие свободных каналов перемещения денежных средств, характеризующих собственно рыночную экономику, может привести к ситуации, что источники финансирования власти (в виде бюджетных поступлений) будут находиться преимущественно в частных руках. Это не в интересах тоталитарных лидеров, и они с высокой вероятностью пресекут подобные активности. Скорее всего, путем запрета рыночных отношений. Итак, первое, в чем несхожи авторитарный, тоталитарный, демократический политические режимы — это характеристика хозяйственной системы государства.

Предпринимательские свободы

В каких случаях экономика, в свою очередь, будет соответствовать рыночным критериям? Полностью, если государство управляется по демократическим принципам. Наличие предпринимательских прав и свобод — важнейшая характеристика системы политического устройства, в которой ведущая роль принадлежит гражданам. В свою очередь, авторитарные политические режимы также могут существовать и при рыночной экономике.

Однако в этом случае в руках государства будут находиться ключевые инструменты управления хозяйственной системой — возможность утверждать любые законы в интересах правящей верхушки. Например, те, что позволяют изымать из бюджета средства на финансирование проектов, которые интересны элитам, но не слишком полезны для общества. Гражданам может быть позволено иметь бизнес, который в перспективе даже может вырасти в крупный. Более того, авторитарные политические режимы могут поощрять предпринимательскую инициативу за счет низких налогов — в силу того, что бюджет государства, так или иначе, нужно пополнять.

Политическая конкуренция при авторитаризме

Характеристика экономической системы — не единственный, конечно же, критерий различий между авторитаризмом и тоталитаризмом. Следующий примечательный момент — организация выборов. Дело в том, что авторитарные политические режимы, в принципе, допускают наличие неких демократических механизмов и даже политическую конкуренцию. То есть, на выборы в тот или иной орган власти вполне могут выдвигаться несколько кандидатов. Однако на практике с наибольшей вероятность победит только один из них, и его имя, в принципе, легко прогнозируется. Это обусловлено тем, что при авторитарном политическом режиме власти нужны свои люди. Их появление в правящей верхушке организуется, с одной стороны, при задействовании выборных механизмов. С другой стороны ключевые ресурсы, которые позволяют человеку набрать больше рейтинга в глазах избирателя (доступ к медиа, пиар, организация предвыборной агитации) становятся наиболее доступны только тому кандидату, который более всего интересен правящим кругам.

В аспекте выборов авторитарный и демократический политический режим — системы, которые могут быть очень схожими внешне. Но в первом случае победитель — либо очевиден заранее, либо, так или иначе, приводится во власть заинтересованными субъектами. Для демократии характерна более заметная политическая конкурентность и непредсказуемость.

Историческая роль авторитаризма

Итак, мы исследовали ключевые признаки авторитарного политического режима, рассмотрели, чем он принципиально отличается от тоталитаризма и демократии. Рассматриваемый вид политического устройства по-разному оценивается экспертами с точки зрения позитивной или негативной роли для развития государства. Однако представители научных кругов солидарны относительно исторической значимости авторитарных политических режимов. Изучим данный аспект подробнее.

Различные типы авторитарного политического режима имеют давнюю историю. Так, соответствующая форма государственного устройства была характерна для Спарты, Персии, многих средневековых государств Европы. Однако теоретическое обоснование авторитаризм получил только в 19 веке. К тому моменту в различных государствах мира уже успели сформироваться довольно несхожие формы политического устройства, и ученым было что с чем сравнивать.

Авторитаризм как инструмент государственного строительства

Те ключевые признаки авторитарного политического режима, что мы рассмотрели, были определены уже в 19 веке, но по мере процессов трансформации мировой системы международных отношений могли дополняться новыми концептуальными подходами. Особенно большую значимость авторитаризм приобрел в немецкой политической науке образца 19 века. Так, соответствующая форма политического управления рассматривалась как мощный инструмент социальной мобилизации общества. Многие политики видели в авторитаризме идеальный инструмент выстраивания суверенного государства.

Авторитаризм — в теории, тоталитаризм — на практике

В 20 веке авторитаризм перетек в известные формы тоталитаризма. Одной из таковых многие исследователи считают советскую модель государственного управления. При этом практика выстраивания политической системы в СССР, как отмечают некоторые ученые, часто опережала теорию. Во многом впечатляющие успехи коммунистического строительства в СССР стали поводом для дискуссий на предмет того, что демократии, уверенно шагающей по планете, появилась вполне конкурентная альтернатива. Тот факт, что СССР распался, для сторонников тоталитарной модели не стал веским аргументом — вскоре одним из политических и экономических лидеров мира стал такой же коммунистический Китай.

Таким образом, успехи самого «радикального» варианта авторитаризма — в виде тоталитаризма, в современной научной среде становятся аргументом за то, что рассматриваемая форма политического устройства приемлема с точки зрения выстраивания эффективного государства и то, что демократия — не единственный приемлемый вариант для современного мира.

Авторитаризм и общество

Изучим то, какова характеристика авторитарного политического режима в контексте взаимодействия власти и общества. Прежде всего, отметим — и это еще одно отличие авторитаризма от тоталитаризма — рассматриваемая модель государственного устройства не предполагает оспаривания права отдельных граждан или их групп на политическую позицию, отличающуюся от государственной. Вполне допускается плюрализм соответствующих ориентиров и даже некоторая пропаганда таковых. Но права и свободы людей начинают встречать существенное ограничение, как только речь идет о приближении субъектов политического процесса с убеждениями, альтернативными тем, которых придерживается власть, к верхушке управления государством.

Это необязательно будет выражаться в том, что кандидатов с соответствующими взглядами не допустят к выборам. Наоборот, признаком авторитарного политического режима является, как мы отметили выше, наличие в государстве избирательных процессов. Но вероятность того, что человек с альтернативными взглядами попадет в элиту — невысока в силу того, что у него, скорее всего, не будет необходимых ресурсов для набора соответствующего рейтинга в среде избирателей.

Официальная идеология при авторитаризме

Несмотря на то что в авторитарном государстве допускается плюрализм политических убеждений, официальная идеология в нем, скорее всего, будет установлена властью. Ее поддержка может осуществляться административными методами, например, в части принятия законов, по которым в школах должны проводиться уроки с акцентом на определенную тематику, чтобы идеология укреплялась уже в сознании самых молодых граждан. Также данный механизм может быть реализован посредством СМИ. Как правило, в авторитарном государстве есть те, что имеют наибольшую аудиторию, потому весьма эффективно способны воздействовать на сознание граждан.

Открытость границ

Касательно международных активностей — гражданам авторитарных государств в большинстве случаев разрешено выезжать за границу, равно как и иностранцам приезжать в страну. Конечно, соответствующие коммуникации в обоих случаях могут также потребовать оформления виз, но при их наличии иных препятствий для путешествий граждан и иностранцев авторитарное государство, как правило, не устанавливает.

Репрессии как непопулярная мера

Такое явление, как репрессии для авторитаризма — и в этом еще одно его отличие от тоталитаризма — не свойственно. Это обусловлено многими факторами. Например, активными международными коммуникациями авторитарного государства, стремлением привлекать в экономику зарубежных инвесторов. Репрессии могут попросту отпугнуть привыкшим к демократии инвесторам.

Авторитарное государство: резюме

Итак, каковы основные черты авторитарного политического режима? Можно выделить следующий их перечень: рыночная экономика, подвластная частому государственному вмешательству, официальная идеология, поддерживаемая посредством законотворческих активностей, а также в СМИ, относительная открытость границ (ограничения чаще всего относятся к введению визовых режимов), относительная свобода предпринимательства, наличие возможностей для выражения гражданами политических взглядов, не совпадающих с государственными, отсутствие репрессий.

Эффективен ли авторитаризм?

Авторитаризм как система государственного управления не может прямо определять уровень эффективности управления государством. Основные институты политического управления и хозяйственного развития могут быть вполне функциональны. Но все зависит от того, какие интересы преследуют элиты, находящиеся у власти.

Если это компетентные, опытные в решении актуальных сложностей экономики и политического развития субъекты — то у них может получиться выстроить прекрасное государство. В свою очередь, если во власть попадают лица, преследующие корыстные интересы и не желающие работать эффективно — то в стране может наступить глубокий социально-политический кризис. При демократии граждане имеют возможности воздействовать на приоритеты власти. При авторитаризме делать это несопоставимо сложнее.

www.syl.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о