Авторитарный режим в каких странах был – В каких странах мира сейчас, в 2016 году, авторитарные режимы?

4. Авторитарный режим.

В настоящее время во многих странах мира установились авторитарные политические режимы. По некоторым оценкам, около 100 государств в современных условиях относятся к авторитарным режимам. А это достаточно большое число стран с разнообразным государственным устройством – от военно-диктаторских до монархических. Они занимают промежуточное положение между демократическим и тоталитарным политическим режимами. Так, подобно тоталитаризму авторитарные политические режимы отличаются едва ли не неограниченной2 властью государственных органов. Это проявляется в жестком политическом правлении, опоре в случае необходимости на принудительные и силовые методы для регулирования социальных процессов. В то же время, подобно демократии, для авторитаризма характерно сохранение сферы гражданского общества, частной инициативы в экономике, рыночной конкуренции.

Главной социальной опорой авторитарного режима, как правило, являются группы военных (“силовиков”) и государственной бюрократии. Нередко их действия , нацеленные на усиление монополизации власти, оказываются достаточно эффективными. Однако эти режимы плохо приспособлены для налаживания эффективной связи между властью и рядовыми гражданами. И в этом заложена опасность для самого существования авторитарного политического режима.

Авторитаризму присуще следующие характерные признаки:

  1. В центре и на местах происходит концентрация власти в руках одного или нескольких тесно взаимосвязанных органовпри одновременномотчуждении народа от реальных рычагов государственной власти.

  2. Политические права и свободы граждан в значительной мере ограничены.Законы преимущественно защищают интересы государства, а не интересы личности. В законодательной сфере действует принцип: “ все, что не разрешено – запрещено”.

  3. Отсутствует четкое разделение властей.Значительная концентрация исполнительной и зачастую законодательной власти – в руках главы государства при ограничении роли парламента в контроле за государственной политикой. Влияние исполнительной власти на судебную.

  4. Существует частичный плюрализм, оппозиция не допускается, может существовать лишь имитация многопартийности, ибо все имеющиеся партии должны ориентироваться на линию, выработанную правящей партией.

  5. Формирование органов власти не демократическим путем, а посредством назначения сверху.В результате окружение авторитарного лидера подбирается на основе личных симпатий и преданности вождю, а не в соответствии с деловыми качествами и способностями.

  6. Cиловые” структуры обществу практически неподконтрольны

    и подчас используются в сугубо политических целях.

  7. В качестве методов государственного управления доминируют командные, административные;в то же время отсутствует террор, практически не применяются массовые репрессии, жесткие насильственные приемы осуществления политической власти.

Авторитарный политический режим имеет свои достоинства и недостатки. Его достоинства особенно ощутимы в экстремальных ситуациях. Авторитарная власть может обеспечить общественный порядок, политическую стабильность, мобилизовать общественные ресурсы на выполнение определенных задач. К недостаткам авторитаризма относится полная зависимость политики от позиции главы государства и его окружения, отсутствие у граждан политического выражения общественных интересов.

Авторитаризм занимает как бы промежуточное положение между демократией и тоталитаризмом. Под влиянием сложного комплекса экономических, социально-политических, культурных и прочих факторов он в конечном итоге эволюционирует в направлении демократии или тоталитаризма. Такой переходный характер авторитарный политический строй носит в последние десятилетия ХХ в. Так, авторитарный режим Ф.Кастро, установленный в 1959 г. На Кубе, перерос затем в тоталитаризм. В ряде же других государств (Чили, Таиланде, Гаите, Панаме и некоторых других странах) авторитаризм постепенно эволюционировал по пути демократии.

Можно выделить следующие основные типы авторитарных режимов: партийные, военные, национальные, корпоративные и др.

Особенность партийных режимов заключается в осуществлении монопольной власти какой-либо партией или политической группировкой, не обязательно представляющей институт партии. Чаще всего это однопартийные режимы, но к ним могут быть отнесены и формы правления аристократических (Марокко, Непал) или семейных (Гватемала) групп, а также правление первых лиц государства с их сплоченными политическими “командами” (Белоруссия).

Военные режимы, как правило, возникают в результате переворотов, заговоров и путчей. Наибольшее число примеров установления военных режимов дали страны Латинской Америки, Африки, а также Греция, Пакистан, Турция. Такие политические режимы отличаются подавлением значительной части политических и гражданских свобод, внутренней нестабильностью, широким распространением коррупции. Государственные ресурсы используются в основном для подавления сопротивления, снижения социальной активности граждан. При таком правлении может широко использоваться и физическое насилие.

Модели национального авторитаризма возникают в результате доминирования в элитарной группировке определенной национальной или этнической группы. Такие режимы сложились и в ряде стран на постсоветском пространстве (Узбекистан, Туркменистан, Казахстан). В этих странах явно выражено стремление создать социальные и политические преимущества представителям одной группы населения. Это сопровождается проведением негласной политики вытеснения инонациональных групп.

Корпоративные режимы олицетворяют собой власть бюрократических, совмещающих власть и собственность и на этой основе контролирующих процесс принятия решений. Государство становится прибежищем сил, которые используют прерогативы официальных органов для защиты своих узкогрупповых интересов. Экономическим основанием такой системы власти является система квот, разрешительный порядок регистрации предприятия, отсутствие надлежащего контроля за деятельностью государственных служащих. Последние, занимаясь вопреки законодательству предпринимательской деятельностью, получают огромные личные доходы.

Основные признаки политических режимов:

Демократия Тоталитаризм Авторитаризм

-Признание народа — Сверхцентрализованная — Власть находится в руках

источником власти структура власти одного лица или группы

лиц

— Выборность и — Государственная власть — Формирование органов

сменяемость формируется по закрытым власти посредством

органов власти от общества каналам назначения

-Приоритет прав и — Полное бесправие — Ограничение прав и

свобод человека над человека свобод человека

правами государства

— Разделение власти на — Монопольный государ- — Отсутствие четкого

законодательную, ственный контроль всех разделения властей

исполнительную и сфер жизни общества

судебную

— “Силовые ” структуры — “Силовые” структуры -“Силовые” структуры

находятся под контролем выполняют функции обществу практически

общества карательных органов неподконтрольны

-Политический плюрализм — Господство одной — Ограничение и конт-

партии роль политического

плюрализма

— Доминирующий метод — Доминирующие методы — Доминируют коман-

управления – убеждение управления: принуждение, дно-административ-

насилие, террор ные методы осущест-

вления власти

Схема

Вопросы и задания:

  1. Что такое политический режим?

  2. Какие из признаков демократического политического режима вы считаете определяющими и почему.

  3. В чем сущность тоталитаризма?

  4. Назовите основные разновидности тоталитаризма. Сравните тоталитарные режимы различных стран.

  5. В чем отличие авторитарного режима от демократического режима?

  6. Является ли установление авторитарного режима обязательным этапом на пути от тоталитаризма к демократии?

  7. Какие из перечисленных признаков присущи тоталитаризму?

А) монополия одной официальной идеологии;

Б) разделение властей;

В) монополия одной массовой партии;

Г) гарантия прав и свобод человека;

Д) свободные выборы;

Е) всеобщий полицейский контроль и надзор;

Ж) монополия власти на СМИ;

З) многопартийность;

И) централизованный контроль над экономикой.

8. Демократия – это:

А) неограниченная власть одного лица или небольшой группы;

Б) политический режим, при котором государство стремится к целостному, всеохватывающему контролю над жизнью общества в целом и каждой личности в отдельности;

В) власть небольшой группы богатых и привилегированных людей;

Г) политический режим, обеспечивающий и гарантирующий права и свободы человека.

9. Какие из перечисленных признаков присущи авторитарному режиму?

А) реальное осуществление принципа разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную;

Б) политический плюрализм;

В) доминирование командных, административных методов осуществления власти;

Г) террор, насилие, принуждение как методы управления;

Д) существование только одной политической партии;

Е) политические права и свободы человека провозглашаются, но реально не обеспечиваются.

10 В некоторой стране Х проведены выборы и существует парламент. Можно ли на основании этих признаков утверждать о существовании демократии в стране?

11.Какой политический режим существует в Украине? Аргументируйте свой ответ.

Литература

Нікорич А.В. Політологія. – Харків, 2001

Пазенок В. Демократія і людина. Теорія і українська дійсність. // Політика і час. – 2003. №2.

Піча В. М., Хома Н.М. Політологія. – К., 2001.

Політологія. / За ред.. О., В., Бабкіної, В., П., Горбатенка. – К., 2001.

Романьок О. Праві та ліві тоталітарні режими: спільне і специфічне. // Нова політика. – 2002. — №1.

Стур Дж. Дж. Открывая демократию заново. // Полис. – 2003. №5.

Трубайчук А., Розумник В. Три іпостасі тоталітаризму. // Нова політика. – 1998. — №4.

Чабанка М. Авторитаризм і тоталітаризм. Уявна подібність та сутнісна різниця. // Політичний менеджмент. – 2002. — №2.

Шапиро И. Переосмысливая теории. Демократия в свете современной политики. // Полис. – 2001. — № 3,4,5.

Эйзенштадт Ш. Н. Парадокс демократических режимов: хрупкость и изменяемость. // Полис. – 2002. — №2.

studfiles.net

Авторитарный режим Википедия

Авторитари́зм (от лат. auctoritas «власть, влияние») — политический режим, при котором носитель власти (например диктатор и т. д.) провозглашает сам себя имеющим право на власть. Обоснованием для существования такой власти является исключительное мнение на этот счёт носителя данной власти. Авторитаризм как форма политической власти часто сочетается с автократией (Форма отношения к власти) и диктатурой (Форма осуществления власти), хотя это не обязательно. Например, любая революция, в том числе демократическая, будет проявлением авторитаризма (так как революция происходит тогда, когда существующая правовая система не может сся с текущей ситуацией, а иной правовой системы пока не существует. Революция ломает существующую правовую систему и объявляет себя носителем власти).

Происхождение термина[ | ]

Термин «авторитаризм» был введён в научное обращение теоретиками Франкфуртской школы, означал определённый набор социальных характеристик, присущих как политической культуре, так и массовому сознанию в целом.

Авторитаризм — это, во-первых, социально-политическая система, основанная на подчинении государству или его лидерам. Во-вторых — социальная установка или черта личности, характеризующаяся уверенностью в том, что в обществе должна существовать строгая и безусловная преданность правителю, беспрекословное подчинение людей авторитетам и властям.

Политический режим, соответствующий принципам авторитарности, означает отсутствие подлинной демократии, как в отношении свободного проведения выборов, так и в вопросах управления государством. Часто сочетается с диктатурой отдельной личности (группы личностей — олигархией), которая проявляется в той или иной степени.

Типология[ | ]

Одна из самых удачных типологий авторитарных режимов принадлежит немецкому политологу Дирку Берг-Шлоссеруruen. Он выделял следующие разновидности авторитаризма:

  1. Традиционные абсолютистские монархии (примеры: Эфиопия до 1974 г., Непал до 2007 г., Марокко, Саудовская Аравия и другие).
  2. Традиционные авторитарные режимы олигархического типа. Характерны для стран Латинской Америки (примеры: Гватемала,

ru-wiki.ru

Назовите примеры авторитарных,тоталитарных и демократических государств….

1. Саудовская аравия и т. д Тритий мир одним словом говоря) , ПС: если брать Россию по внутренним признакам то авто и выходит. 2. Фашистская германия, Мусолинская Италия и Сталинский СРРР, Совр: Корея, Китай 3. США, Канада, ЕС, как бы Россия

1. С. Корея, Россия, Иран. Венесуэла 2. Канада, Швейцария, Швеция, Голландия

авторитарный режим-Россия, страны Латинской Америки, Африка. тоталитарный-КНР, Иран Демократия-Россия, США, Европа

Демократических на шарике сейчас нет, а на остальных места не хватит.

рашка-не демократия

Вопрос поставлен тройственно. Поскольку тоталитаризм, авторитаризм и демократия понятия противоположные. Что такое тоталитаризм и авторитаризм может почитать в Инете и не только. Демократии сейчас вообще не существует в из начальном смысле. Демократии больше всего осталось В России. Свободное высказывание своих взглядов, даже враждебных по отношению к государству, никаког преследования за эти взгляды, к выборам допускаются партии, имеющие 500 членов.. В США вообще нет всеобщих выборов, а только избранных выборщиков. Цените, что имеете в своей стране, и не облизывайтесь «демократией» на крыльях бомбардировщиков.

Авторитарное — Россия Тоталитарное — Северная Корея Демократическое — США

1. Саудовская аравия и т. д Тритий мир одним словом говоря) , ПС: если брать Россию по внутренним признакам то авто и выходит. 2. Фашистская германия, Мусолинская Италия и Сталинский СРРР, Совр: Корея, Китай

авторитарный — Чили в период правления Пиночета Тоталитарный — фашиская Германия Демократический — Англия, Россия

Фашистской Германии никогда не существовало, умники, была только нацистская, она же — Третий Рейх.

Авторитарные-россия, Казахстан…

touch.otvet.mail.ru

Авторитарный режим Википедия

Авторитари́зм (от лат. auctoritas «власть, влияние») — политический режим, при котором носитель власти (например диктатор и т. д.) провозглашает сам себя имеющим право на власть. Обоснованием для существования такой власти является исключительное мнение на этот счёт носителя данной власти. Авторитаризм как форма политической власти часто сочетается с автократией (Форма отношения к власти) и диктатурой (Форма осуществления власти), хотя это не обязательно. Например, любая революция, в том числе демократическая, будет проявлением авторитаризма (так как революция происходит тогда, когда существующая правовая система не может справиться с текущей ситуацией, а иной правовой системы пока не существует. Революция ломает существующую правовую систему и объявляет себя носителем власти).

Происхождение термина

Термин «авторитаризм» был введён в научное обращение теоретиками Франкфуртской школы, означал определённый набор социальных характеристик, присущих как политической культуре, так и массовому сознанию в целом.

Авторитаризм — это, во-первых, социально-политическая система, основанная на подчинении государству или его лидерам. Во-вторых — социальная установка или черта личности, характеризующаяся уверенностью в том, что в обществе должна существовать строгая и безусловная преданность правителю, беспрекословное подчинение людей авторитетам и властям.

Политический режим, соответствующий принципам авторитарности, означает отсутствие подлинной демократии, как в отношении свободного проведения выборов, так и в вопросах управления государством. Часто сочетается с диктатурой отдельной личности (группы личностей — олигархией), которая проявляется в той или иной степени.

Типология

Одна из самых удачных типологий авторитарных режимов принадлежит немецкому политологу Дирку Берг-Шлоссеруruen. Он выделял следующие разновидности авторитаризма:

  1. Традиционные абсолютистские монархии (примеры: Эфиопия до 1974 г., Непал до 2007 г., Марокко, Саудовская Аравия и другие).
  2. Традиционные авторитарные режимы олигархического типа. Характерны для стран Латинской Америки (примеры: Гватемала, Куба до 1959 г., Никарагуа до 1979 г. и другие).
  3. Гегемонистский авторитаризм новой олигархии (примеры: Камерун, Тунис, Филиппины при Ф. Маркосе в 1972—1985 гг.).
  4. Ряд стран «социалистической ориентации» со всеми особенностями восприятия социализма, его типов, эгалитаристских традиций собственной культуры и так далее (примеры: Россия, Белоруссия, Казахстан, Алжир, Мьянма, Гвинея, Мозамбик, Венесуэла, Танзания).
  5. Военные режимы (примеры: режим Г. А. Насера в Египте, Х. Перона в Аргентине, авторитарные режимы в Ираке, Перу, Пиночета в Чили, Иди Амина в Уганде и другие).
  6. Неоавторитарные режимы. При них допускается оппозиция, проводятся выборы и в общем создаётся иллюзия демократии, свободы слова и прочего. Однако, результаты выборов фальсифицируются, а за СМИ и людьми всё также осуществляется жёсткий контроль. (Пример: Мексика, КНР)[1]

Также следует выделить как разновидность авторитаризма теократические режимы, когда политическая власть сконцентрирована в руках духовенства (например в Иране).

В настоящее время имеет место национальный авторитаризм (его предпосылки заметны в Узбекистане, Туркменистане, Казахстане). Для такого типа авторитаризма характерно доминирование в элитарной группировке, органах власти одной этнической группы. Наблюдается стремление создать различные льготы для представителей определённой национальности, в то время как деятельность иных этнических групп признаётся оппозиционной.

Кроме того, выделяется такой вид авторитарного режима как корпоративный авторитаризм, при котором власть находится в руках олигархических, бюрократических или теневых группировок, которые совмещают в себе и власть, и собственность. Из-за этого всеми решениями государства, по сути, управляют эти группировки, которые используют ветви государственной власти в своих интересах[2].

Отличие авторитаризма от тоталитаризма

  1. Главное отличие авторитаризма от тоталитаризма в том, что авторитарная власть основывается на личности лидера, его способности удержать власть и привлекать сторонников. В то время как в тоталитарных государствах лидера выдвигает уже правящая элита (например правящая партия или религиозная организация), и система власти завязана на главенствующей роли этой элиты и её идеологии. Авторитарный режим часто заканчивается со смертью харизматичного лидера, не оставившего столь же сильного преемника. Тоталитарный режим более стойкий и рушится лишь в случае разрушения всей системы и её идеологии.
  2. Также, различаются цели тоталитарного и авторитарного режимов. Тоталитаризм часто связан с желанием построить утопическое государство («Третий Рейх», коммунизм в СССР и проч.), в то время как авторитаризм предназначен для решения конкретных задач, быстрой мобилизации всего государства.
  3. Принцип тоталитарного режима — «разрешено то, что приказано властью», а принцип авторитарного — «разрешено то, что не имеет отношения к политике»[3].
  4. В отличие от тоталитаризма, при авторитаризме отсутствует единая идеология, власть не подкрепляет свои действия какими-либо идеологическими мотивами. Народ при авторитарной власти в принципе не идеологизирован, так как он полностью отстранён от политической жизни[4].
ТоталитаризмАвторитаризм
ХаризмаБывает как низкая, так и высокаяВысокая
Роль лидераЛидер как функцияЛидер как индивидуум
ИдеологияПрисутствуетМожет как присутствовать, так и отсутствовать [источник не указан 1839 дней]
Ограничение плюрализмаПрисутствуетОтсутствует, хотя возможен запрет оппозиционных политических партий [источник не указан 2883 дня]
ЛегитимностьЧасто присутствуетМожет как присутствовать, так и отсутствовать

«Поэтому оппозиция авторитаризму, как правило, существует, хотя и существенно отличается от оппозиций в условиях демократии. Что отличает оппозиции в условиях авторитаризма и демократии, так это уровень их терпимости к правящей политической группировке. Нетерпимость режима с необходимостью порождает адекватную реакцию со стороны оппозиции — её главной целью и смыслом деятельности становится устранение режима с политической сцены. Естественно, что избираемые для этого средства далеко не всегда являются правовыми и часто вступают в конфликт с тем, что является официально признанным».

Признаки авторитарного режима

Авторитарный режим имеет следующие характерные признаки[6]:

  1. Отчуждение народа от власти: сужена или сведена на нет сфера применения принципов выборности государственных органов и должностных лиц, гласности их деятельности, подотчётности и подконтрольности их населению.
  2. Значительный централизм в руководстве обществом: происходит концентрация и централизация власти в руках определённой личности, группы людей или нескольких тесно взаимосвязанных государственных (либо партийных) органов, решения которых должны выполняться беспрекословно. Разделение властей, направленное на предотвращение необоснованной их концентрации, отсутствует. При этом исполнительная власть становится выше законодательной и судебной.
  3. Руководство и управление обществом во всех сферах жизнедеятельности осуществляется в основном командно-административными, приказными методами: на всех уровнях государственного механизма господствует правило жёсткого обязательного подчинения нижестоящих звеньев вышестоящим. Государство обладает правом вмешиваться в любую область жизни, контролировать деятельность всех сторон жизнедеятельности общества.
  4. Доминирование в политической системе одной, правящей партии: разрешаются только те политические объединения, которые выступают на стороне существующего режима или лояльны по отношению к нему. С другой стороны, те организации, которые угрожают его власти, оказываются вне закона. Государство терпит легальную оппозицию, но сужает пространство её деятельности.
  5. Во многом неправовой характер деятельности власти: роль права и закона в условиях авторитарного режима становится второстепенной — власть получает полномочия, законом не ограниченные и закону не подчиненные.
  6. Ущемление прав и свобод граждан: для авторитаризма характерно «неприятие» демократических прав и свобод, режим отменяет юридически или сводит на нет фактически большинство демократических прав и свобод граждан. Отсутствуют какие-либо реальные гарантии прав личности, социальных общностей, организаций. Личность отчуждается от власти и превращается в объект манипулирования.
  7. Армия, полиция, органы безопасности используются для подавления оппозиционных сил, выступающих против режима, служат инструментом и основной опорой власти: насилие является преимущественным средством для решения любых проблем.
  8. Все средства массовой информации и само их содержание берутся под строгий контроль государства: СМИ разрешается критиковать отдельные недостатки государственной политики и отдельных должностных лиц, но в целом СМИ должны сохранять лояльность к режиму. Может существовать цензура как специальный государственный институт.

Авторитарный режим — это «компромисс» между тоталитаризмом и демократией, он является переходным от тоталитаризма к демократии, равно как от демократии к тоталитаризму[источник не указан 1094 дня]. Авторитарный режим близок к тоталитарному по политическому признаку, а к демократии — по экономическому, то есть люди, не имея политических прав, имеют всю полноту экономических прав.

Однако при любом авторитарном режиме контроль правительства над обществом не является всеобъемлющим, что и отличает его от тоталитаризма[7].

См. также

Примечания

Литература

Ссылки

wikiredia.ru

Авторитаризм — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Авторитари́зм (от лат. auctoritas — власть, влияние) — политический режим, при котором носитель власти (например, диктатор и т. д.) провозглашает сам себя имеющим право на власть. Обоснованием для существования такой власти является исключительное мнение на этот счёт носителя данной власти. Авторитаризм как форма политической власти часто сочетается с автократией (Форма отношения к власти) и диктатурой (Форма осуществления власти), хотя это не обязательно. Например, любая революция, в том числе демократическая, будет проявлением авторитаризма (так как революция происходит тогда, когда существующая правовая система не может справиться с текущей ситуацией, а иной правовой системы пока не существует. Революция ломает существующую правовую систему и объявляет себя носителем власти).

Происхождение термина

Термин «авторитаризм» был введён в научное обращение теоретиками Франкфуртской школы, означал определенный набор социальных характеристик, присущих как политической культуре, так и массовому сознанию в целом.

Авторитаризм — это, во-первых, социально-политическая система, основанная на подчинении государству или его лидерам. Во-вторых — социальная установка или черта личности, характеризующаяся уверенностью в том, что в обществе должна существовать строгая и безусловная преданность правителю, беспрекословное подчинение людей авторитетам и властям.

Политический режим, соответствующий принципам авторитарности, означает отсутствие подлинной демократии, как в отношении свободного проведения выборов, так и в вопросах управления государством. Часто сочетается с диктатурой отдельной личности (группы личностей — олигархией), которая проявляется в той или иной степени.

Типология

Одна из самых удачных типологий авторитарных режимов принадлежит немецкому политологу Дирку Берг-Шлоссеру. Он выделял следующие разновидности авторитаризма:

  1. Традиционные абсолютистские монархии (примеры: Эфиопия до 1974 г., Непал до 2007 г., Марокко, Саудовская Аравия и другие).
  2. Традиционные авторитарные режимы олигархического типа. Характерны для стран Латинской Америки (примеры: Гватемала, Куба до 1959 г. Никарагуа до 1979 г. и другие).
  3. Гегемонистский авторитаризм новой олигархии (примеры: Камерун, Тунис, Филиппины при Ф. Маркосе в 1972—1985 гг.).
  4. Ряд стран «социалистической ориентации» со всеми особенностями восприятия социализма, его типов, эгалитаристских традиций собственной культуры и так далее (примеры: Мьянма, Гвинея, Мозамбик, Венесуэла, Танзания).
  5. Военные режимы (примеры: режим Г. А. Насера в Египте, Х. Перона в Аргентине, авторитарные режимы в Ираке, Перу и другие).

Также следует выделить как разновидность авторитаризма теократические режимы, когда политическая власть сконцентрирована в руках духовенства.

Отличие авторитаризма от тоталитаризма

Основное отличие авторитаризма от тоталитаризма в том, что авторитарная власть основывается на личности лидера, его способности удержать власть и привлекать сторонников. В то время как в тоталитарных государствах лидера выдвигает уже правящая элита (например, правящая партия или религиозная организация), и система власти завязана на главенствующей роли этой элиты и её идеологии. Авторитарный режим часто заканчивается со смертью харизматичного лидера, не оставившего столь же сильного преемника. Тоталитарный режим более устойчив и рушится только в случае упадка всей системы и её идеологии.

ТоталитаризмАвторитаризм
ХаризмаВысокаяБывает как низкая, так и высокая
Роль лидераЛидер как функцияЛидер как индивидуум
ИдеологияПрисутствуетМожет как присутствовать, так и отсутствовать [источник не указан 1559 дней]
Ограничение плюрализмаПрисутствуетОтсутствует, хотя возможен запрет оппозиционных политических партий [источник не указан 2603 дня]
ЛегитимностьЧасто присутствуетМожет как присутствовать, так и отсутствовать

«Поэтому оппозиция авторитаризму, как правило, существует, хотя и существенно отличается от оппозиций в условиях демократии. Что отличает оппозиции в условиях авторитаризма и демократии, так это уровень их терпимости к правящей политической группировке. Нетерпимость режима с необходимостью порождает адекватную реакцию со стороны оппозиции — её главной целью и смыслом деятельности становится устранение режима с политической сцены. Естественно, что избираемые для этого средства далеко не всегда являются правовыми и часто вступают в конфликт с тем, что является официально признанным.»

— Из книги «Современные политические режимы. Структура, типология, динамика» А. П. Цыганкова

Признаки авторитарного режима

Авторитарный режим имеет следующие характерные признаки[1]:

  1. Отчуждение народа от власти: сужена или сведена на нет сфера применения принципов выборности государственных органов и должностных лиц, гласности их деятельности, подотчетности и подконтрольности их населению.
  2. Значительный централизм в руководстве обществом: происходит концентрация и централизация власти в руках определенной личности, группы людей или нескольких тесно взаимосвязанных государственных (либо партийных) органов, решения которых должны выполняться беспрекословно. Разделение властей, направленное на предотвращение необоснованной их концентрации, отсутствует. При этом исполнительная власть становится выше законодательной и судебной.
  3. Руководство и управление обществом во всех сферах жизнедеятельности осуществляется в основном командно-административными, приказными методами: на всех уровнях государственного механизма господствует правило жесткого обязательного подчинения нижестоящих звеньев вышестоящим. Государство обладает правом вмешиваться в любую область жизни, контролировать деятельность всех сторон жизнедеятельности общества.
  4. Доминирование в политической системе одной, правящей партии: разрешаются только те политические объединения, которые выступают на стороне существующего режима или лояльны по отношению к нему. С другой стороны, те организации, которые угрожают его власти, оказываются вне закона. Государство терпит легальную оппозицию, но сужает пространство её деятельности.
  5. Во многом неправовой характер деятельности власти: роль права и закона в условиях авторитарного режима становится второстепенной — власть получает полномочия, законом не ограниченные и закону не подчиненные.
  6. Ущемление прав и свобод граждан: для авторитаризма характерно «неприятие» демократических прав и свобод, режим отменяет юридически или сводит на нет фактически большинство демократических прав и свобод граждан. Отсутствуют какие-либо реальные гарантии прав личности, социальных общностей, организаций. Личность отчуждается от власти и превращается в объект манипулирования.
  7. Армия, полиция, органы безопасности используются для подавления оппозиционных сил, выступающих против режима, служат инструментом и основной опорой власти: насилие является преимущественным средством для решения любых проблем.
  8. Все средства массовой информации и само их содержание берутся под строгий контроль государства: СМИ разрешается критиковать отдельные недостатки государственной политики и отдельных должностных лиц, но в целом СМИ должны сохранять лояльность к режиму. Может существовать цензура как специальный государственный институт.

Авторитарный режим — это «компромисс» между тоталитаризмом и демократией, он является переходным от тоталитаризма к демократии, равно как от демократии к тоталитаризму[источник не указан 814 дней]. Авторитарный режим близок к тоталитарному по политическому признаку, а к демократии — по экономическому, то есть люди, не имея политических прав, имеют всю полноту экономических прав.

Однако при любом авторитарном режиме контроль правительства над обществом не является всеобъемлющим, что и отличает его от тоталитаризма[2].

См. также

Примечания

  1. Дарья Ивановна Дегтева. Авторитарный и тоталитарный политические режимы // Вестник Московского Государственного Открытого Университета. Москва. Серия: Экономика И Право. — 2012. — Вып. 3. — С. 60–73. — ISSN 2220-6841.
  2. ↑ Авторитаризм. Большой юридический словарь. — М.: Инфра-М. А. Я. Сухарев, В. Е. Крутских, А. Я. Сухарева. 2003.

Литература

Ссылки

wikipedia.green

Авторитарные режимы в мировой политике

Узость социальной опоры власти, делающей ставку на принуждение и изоляцию общественного мнения от центров власти, проявля­ется и в практическом бездействии идеологических инструментов. Вме­сто систематического использования идеологических доктрин, спо­собных стимулировать общественное мнение, обеспечивать заинтересованное участие граждан в политической и социальной жиз­ни, авторитарно правящие элиты в основном используют механиз­мы, направленные на концентрацию своих полномочий и внутриэлитарное согласование интересов при принятии решений. В силу этого главными способами согласования интересов при выработке государственной политики становятся закулисные сделки, подкуп, келейный сговор и другие технологии теневого правления.

Дополнительным источником сохранения такого типа правлений является использование властями определенных особенностей мас­сового сознания, менталитета граждан, религиозных и культурно-региональных традиций, которые в целом свидетельствуют о достаточно устойчивой гражданской пассивности населения. Именно мас­совая гражданская пассивность служит источником и предпосылкой терпимости большинства населения к правящей группировке, усло­вием сохранения ее политической устойчивости.

Однако систематическое применение жестких методов полити­ческого управления, опора властей на массовую пассивность не ис­ключают определенной активности граждан и сохранения их объеди­нениям некоторой свободы социальных действий. Свои (пусть скром­ные) прерогативы и возможности влияния на власть и проявления активности имеют семья, церковь, определенные социальные и эт­нические группы, а также некоторые общественные движения (проф­союзы). Но и эти социальные источники политической системы, дей­ствующие под жестким контролем властей, не способны породить сколько-нибудь мощные партийные движения, вызвать массовый по­литический протест. В подобных системах правления существует ско­рее потенциальная, чем реальная оппозиция государственному строю. Деятельность оппозиционных групп и объединений больше ограни­чивает власть в установлении ею полного и абсолютного контроля за обществом, нежели пытается реально корректировать цели и задачи политического курса правительства.

Авторитарные режимы формируются, как правило, в результате госу­дарственных переворотов или «ползучей» концентрации власти в руках ли­деров или отдельных внутриэлитарных группировок. Складывающийся та­ким образом тип формирования и отправления власти показывает, что ре­ально правящими силами в обществе являются небольшие элитарные группировки, которые осуществляют власть либо в форме коллективного господства (например, в виде власти отдельной партии, военной хунты), либо в форме режима единовластия того или иного, в том числе харизмати­ческого, лидера. Причем персонализация правящего режима в облике того или иного правила выступает наиболее часто встречающейся формой орга­низации авторитарных порядков.

Но в любом случае главной социальной опорой авторитарного режима, как правило, являются группы военных («силовиков») и госбюрократия. Однако, эффективно действуя в целях усиления и монополизации власти, они плохо приспособлены для обеспечения функций интеграции государства и общества, обеспечения связи на­селения с властью. Образующаяся в результате дистанция между ре­жимом и рядовыми гражданами имеет тенденцию к увеличению.

В настоящее время наиболее существенные предпосылки для воз­никновения авторитарных режимов сохраняют переходные общества. Как отмечает А. Пшеворский, «авторитарные соблазны» в обществах этого типа практически неискоренимы. Осознание повседневных труд­ностей вызывает искушение у многих политических сил «сделать все прямолинейно, одним броском, прекратить перебранку, заменить политику администрированием, анархию — дисциплиной, делать все рационально». Например, в современном российском обществе склонность к авторитарным методам правления постоянно подпиты­вается потерей управляемости общественными преобразованиями, фрагментарностью реформ, наличием резкой поляризации сил на политическом рынке, распространением радикальных форм протес­та, являющихся угрозой целостности обществу, а также не сложив­шимся национальным единством, распространенными консерватив­ными представлениями, массовым желанием быстрого достижения социальной эффективности.

Авторитарные режимы очень разнообразны. Одним из видов является военно-диктаторский режим. Его пережило большинство стран Латинской Америки, Южная Корея, Португалия, Испания, Греция. Другой разновидностью является теократический режим, при котором власть сосредоточена в руках религиозного клана. Такой режим существует в Иране с 1979 г. Конституционно-авторитарный режим характеризуется сосредоточением власти в руках одной партии при формальном существовании многопартийной системы. Это режим современной Мексики. Для деспотического режима характерно то, что высший руководитель опирается на произвол и неформальные клановые, семейные структуры. Другой разновидностью является персональная тирания, при которой власть принадлежит лидеру и отсутствуют ее сильные институты (режим С. Хусейна в Ираке до 2003 г., режим М. Каддафи в современной Ливии). Еще одна категория авторитарных режимов – абсолютная монархия (Иордания, Марокко, Саудовская Аравия).

В современных условиях «чистый» авторитаризм, не опирающийся на активную массовую поддержку и некоторые демократические институты, едва ли может быть инструментом прогрессивного реформирования общества. Он способен превратиться в криминальный диктаторский режим личной власти.

За последние годы очень много недемократических (тоталитарных и авторитарных) режимов распалось или трансформировалось в демократические республики или государства на демократической основе. Общий недостаток недемократических политических систем состоит в том, что они неподконтрольны народу, а значит, характер их взаимоотношений с гражданами зависит прежде всего от воли правителей. В прошлые века возможность произвола со стороны авторитарных правителей существенно сдерживалась традициями правления, относительно высокой образованностью и воспитанностью монархов и аристократии, их самоконтролем на основе религиозно-нравственных кодексов, а также мнением церкви и угрозой народных восстаний. В современную эпоху эти факторы либо вообще исчезли, либо их действие сильно ослабло. Поэтому надежно обуздать власть, гарантировать защиту граждан от государственного произвола может только демократическая форма правления. Тем народам, которые готовы к свободе и ответственности, уважению закона и прав человека, демократия действительно дает наилучшие возможности для индивидуального и общественного развития, реализации гуманистических ценностей: свободы, равноправия, справедливости, социального творчества.

Среди множества авторитарных по­рядков можно выделить следующие их основные типы: партийные, кор­поративные, военные, национальные и режимы личной власти.

Особенность партийных режимов заключается в осуществлении монопольной власти какой-либо партией или политической группи­ровкой, не обязательно формально представляющей институт партии. Чаще всего это однопартийные режимы, но к ним могут быть отне­сены и формы правления аристократических (Марокко, Непал) или семейных (Гватемала) групп, а также правление первых лиц государ­ства с их сплоченными политическими «командами» (Белоруссия). Обычно такие режимы либо устанавливаются в результате револю­ций, либо навязываются извне (как, например, в послевоенных ус­ловиях в странах Восточной Европы, где были установлены комму­нистические режимы с помощью СССР). Но в отдельных случаях ре­жимы этого типа могут представлять собой и результат эволюции легитимного режима.

Достаточно массовой разновидностью авторитарных режи­мов являются военные режимы. Они стали возникать после Второй мировой войны в развивающихся странах. Это был период освобождения их от колониальной зависимости и формирования национальных государств. Военные оказыва­лись в традиционных обществах наиболее сплоченной и про­свещенной социальной группой, способной объединить обще­ство на основе идеи национального самоопределения. Поведение военных после захвата власти было различным. В одних странах они отстраняли от власти коррумпированную гражданскую политическую элиту и проводили политику в интересах национального государства (как, например, в Индо­незии, на Тайване). В других случаях сами военные оказыва­лись исполнителями воли более могущественных финансовых групп и государств (так, большинст

mirznanii.com

Авторитарный режим

Большим разнообразием отличается авторитарный режим. Во многих странах существуют авторитарные системы, многие прошли авторитарный этап, не исключено, что некоторые страны также могут стать авторитарными. Что же собой представляет авторитарный режим, каковы его основные черты и чем он отличается от тоталитарного и демократического режима?

Первоначально отметим, что проведенная одной из международ­ных организаций оценка различных стран мира с точки зрения со­блюдения прав человека и политических свобод как важнейшего критерия демократии показала, что из 186 государств 75 относятся к свободным, 73 — к частично свободным и 38 — к несвободным.

Согласно данной классификации стран, получается, что пример­но 100 из них можно отнести к авторитарным режимам. А это доста­точно большое число стран с разнообразным государственным ус­тройством — от военно-диктаторских до монархических. И распола­гаются они в силу своих особенностей между двумя полюсами — демократическим режимом, с одной стороны, и тоталитарным ре­жимом — с другой. Авторитарный режим — самая распространен­ная форма политической власти с давних времен. Что же представляет собой авторитарный режим и чем он отличается от тоталитарного? При авторитарном режиме, во-первых, складываются такие отношения между властвующими и подвласт­ными, которые в большей степени основываются на силе, чем на убеждении. Во-вторых, рекрутирование необходимых кадров на ру­ководящие должности в государственно-партийном аппарате осуще­ствляется в основном посредством самопополнения (выдвижения, назначения), а не в результате предвыборной конкурентной борьбы кандидатов.

И, в-третьих, в определенном смысле подобные режимы являют­ся незаконными. Как подчеркивает один из французских политоло­гов, авторитарные режимы незаконны в силу того, что они не соблю­дают основанные на общечеловеческих ценностях правила и зако­ны. И это касается, прежде всего, присвоения, обладания, осуще­ствления и передачи политической власти, но проявляется также в их действиях по отношению к подчиненным им людям.

Для обоих режимов характерна сильная централизованная власть, которая сосредоточена в руках отдельных лиц или групп, которые стремятся избежать какого-либо риска в конкурентной борьбе за об­ладание властью. Она не подконтрольна каким-либо политическим институтам. Оба режима активно практикуют мобилизацию населе­ния на достижение намеченных социально-экономических и политических задач, используя при этом различные монополистические структуры.

При этом в тоталитарном режиме основным элементом полити­ческой структуры является партия, а в авторитарном режиме — госу­дарство. Именно государство выступает здесь решающей полити­ческой силой общества, обеспечивая сохранение сильной, дикта­торской власти. Важная роль при этом отводится армии как опоре авторитарного режима.

В целях достижения национальной независимости и обеспечения социального прогресса авторитаризм культивирует государственный национализм (патриотизм), который призван служить консолидации различных социальных, национальных и этнических групп и общно­стей. Для авторитарных режимов также характерно наличие хариз­матических лидеров, способных повести за собой массы.

Вместе с тем если при тоталитарном режиме верховный прави­тель (вождь, диктатор) выдвигает, как правило, какие-то великие, с его точки зрения, мессианские цели, которые необходимо достичь, ведя за собой массы (построение тысячелетнего рейха, коммунисти­ческого общества и т. п.), то для авторитарных режимов такие амби­циозные цели обычно не характерны. Скорее всего, это связано с тем, что, в отличие от тоталитаризма, авторитарный режим не имеет достаточно разработанной целостной и руководящей идеологии.

Авторитарный режим — это система политического господства, основанная на власти какого-либо авторитета, установленного путем использования недемократических методов (военный, государствен­ный переворот и т. п.). Это может быть господство какой-либо лично­сти (вождя, диктатора, монарха) или группы людей (клан, элита, но­менклатура), которые осуществляют управление обществом, боль­ше опираясь на силу, чем на применение насилия.

Авторитарный тип политического режима предполагает исключи­тельную концентрацию исполнительной власти, а зачастую и законо­дательной, в руках главы государства при ограничении или сведе­нии на нет роли парламента в контроле за государственной полити­кой. Авторитарный режим лишен некоторых признаков тоталитариз­ма, прежде всего власть здесь не имеет тотального характера, он включает в себя такие элементы, которые не позволяют отнести его ни к тоталитаризму, ни к демократии.

Авторитарный режим применяет, естественно, антидемократичес­кие методы властвования, которые не могут быть использованы в обществе, если оно действительно демократическое. Подобным методам присуще прежде всего сочетание прямого насилия полити­ческой власти с идеологическим и социально-политическим манипулированием. Хотя здесь насильственные методы и применяются (по­лицейские, военные репрессии), но в меньшей степени, в основном против открытых противников режима, а не за политические взгля­ды. Авторитаризм вводит ограничения на деятельность средств мас­совой информации, политических объединений, урезает политичес­кие и гражданские права и свободы граждан, старается не допус­кать их широкого участия в политической жизни.

При этом авторитарный режим стремится не вмешиваться в те сферы жизни общества, которые непосредственно не связаны с по­литикой (экономическая, социальная, семейно-бытовая, культура). Здесь политическая власть не осуществляет своего полного контро­ля, как это присуще тоталитаризму. Сфера политики находится под контролем авторитарной власти, которая пытается не допускать кон­куренции политических оппонентов, сохраняя за правящей партией монополию на власть.

Режим широко использует социальную демагогию, прибегает к компромиссам, лавированию, допускает некоторый плюрализм в обществе. Короче говоря, нельзя сказать, что обязательно полнос­тью подавлена несанкционированная политическая деятельность. Здесь, как правило, существуют оппозиционные партии, нет моно­польного господства одной идеологии и различные политические силы могут придерживаться несовпадающих мировоззренческих установок.

Функционирует, хотя и в ограниченном виде, законодательный орган (парламент), проводятся выборы, хотя носят они показной ха­рактер, результаты их часто фальсифицируются и практически зара­нее предопределены. Таким образом, с тоталитарным режимом его сближает по сути не ограниченный законом диктаторский характер власти, а с демократическим — определенное допущение полити­ческой оппозиции, экономического, политического и идеологическо­го плюрализма.

Следует обратить внимание на то, что, поскольку авторитарные режимы существуют с давних времен и до сегодняшнего дня, про­являясь в различных формах (тирания, деспотия, абсолютная мо­нархия, диктатура и т. п.), их подразделяют на старые традиционные и новые современные авторитарные режимы.

Первый основан на религиозных культах, родоплеменных, фео­дальных отношениях и относится к доиндустриальному периоду. Хотя и сейчас среди развивающихся стран существуют традиционные общества с авторитарным типом власти. Здесь слабо развиты ры­ночные отношения, недостаточна социальная дифференциация, силь­ны традиции религии и общины, превалируют этнические нормы, верования в регуляции властных отношений, преобладают патерна­листские настроения.

В настоящее время к такому традиционному типу авторитарных режимов можно отнести абсолютные монархии в Саудовской Ара­вии, Кувейте, Омане, Объединенных Арабских Эмиратах, Брунее, Катаре и в других странах.

Новый современный авторитарный режим основан на развиваю­щихся рыночных, капиталистических отношениях и характерен для стран, переходящих от традиционного общества к индустриальному и от тоталитарного режима к демократическому. Чем же объясняет­ся существование разнообразных форм авторитарного режима во многих странах современного мира? Выделяется целый комплекс различных факторов.

Здесь и неразвитость технико-экономического потенциала в этих странах, сочетание различных типов экономических отношений (от патриархально-общинных до рыночных), недостаточно дифференци­рованная социально-классовая структура общества. Объясняется это и недостаточным развитием различных политических институтов, мно­гообразием представлений, взглядов, идей в духовной жизни обще­ства (традиционных, религиозных, буржуазных, социалистических).

Возникновение и существование авторитарных режимов обуслов­лено также низким уровнем жизни, политической культуры, экономи­ческой и политической зависимостью этих стран от более развитых, перманентным обострением социальных, национально-этнических, ре­лигиозных противоречий и развитием на этой основе многочисленных конфликтов, наличием экономического и политического кризиса и т. п.

Такое переплетение разнообразных факторов, многообразие ус­ловий жизни, своеобразие различных стран не может не породить возникновение и функционирование многочисленных форм новых авторитарных режимов. Наряду с отмеченными выше традиционны­ми формами следует выделить реакционные, консервативные и ли­беральные авторитарные режимы. Для каждого из них характерны собственная расстановка социально-политических сил на политичес­кой арене, методы осуществления властных отношений, существу­ющие институциональные возможности участия масс в политичес­кой жизни и т. п.

Рассмотрим реакционный военно-диктаторский однопартийный режим. При нем, как правило, в руках лидера партии сосредоточива­ется власть и главы государства, и главы правительства, проявля­ясь в основном в виде неограниченной президентской власти. Осо­бенно широко распространено было военное правление в странах Азии, Африки и Латинской Америки в 50-70-е годы.

Здесь особенно часто происходили военные перевороты, в ре­зультате которых к власти, зачастую сменяя друг друга, приходили авторитарные правители, устанавливая фактически диктатуру воен­ных. В этот период армия превратилась в господствующую соци­ально-политическую силу, порождая авторитарные режимы. Приход военных к власти сопровождался обычно ликвидацией парламентов и политических партий, запретом общественных организаций, приме­нением жестких административных, нередко насильственных методов осуществления власти и т. п.

Подобные режимы возникли в свое время в Пакистане, Индоне­зии, Южной Корее, Бангладеш, Бирме, Таиланде, на Филиппинах, Уган­де. По сути военно-фашисткие диктатуры установились тогда в Ника­рагуа, Парагвае, Гаити, военные хунты в Аргентине, Бразилии, Гвате­мале, Уругвае, Чили и в других странах.

К концу 70-х годов волна авторитарных военных режимов схлыну­ла, что объясняется следующими обстоятельствами: для управления таким сложным социально-экономическим организмом, как общество, необходим определенный интеллектуальный потенциал; с этим связа­на настоятельная необходимость разработки конструктивной социаль­но-экономической программы вывода страны из кризиса; и конечно, необходима определенная идеологическая доктрина, которую бы под­держали массы, тем самым укрепив политический режим. Поскольку отмеченные причины отсутствовали, военные режимы сходили с по­литической арены, уступая место гражданским однопартийным или многопартийным правительствам. Но это не означает, что военных режимов нет или их не будет. Режим С. Хусейна в Мраке тому пример.

Другой тип — консервативные однопартийные и многопартийные авторитарные режимы. Власть здесь также сосредоточена в руках главы государства, при жестком контроле за исполнительной и зако­нодательной властью, которая в результате приобретает формаль­ный характер. Власть осуществляет президент, который стремится сохранить многие традиционные, сложившиеся ранее формы госу­дарственного устройства и социальной жизни.

Оппозиция здесь слаба и раздроблена, и допускается опреде­ленная полуконкурентная борьба, проводятся выборы, в том числе и президента, выдвижение разных кандидатов в парламент, хотя от­бор их зачастую идет по закрытым каналам в правящей партии и результаты фактически заранее предрешены. Подобный тип автори­тарного режима присущ большинству стран, варьируя от достаточно жестких форм осуществления власти до более мягких.

Последний — либеральные многопартийные авторитарные режи­мы, которые возникли за последние годы в ряде стран. Для них характерно признание демократических, либеральных принципов (раз­деление властей, свобода конкуренции, прав и свобод граждан и др.) при сохранении авторитаризма, усилении власти государства и его вмешательства в различные области жизнедеятельности общества.

Тенденция к демократизации, либерализации проявляется в про­ведении референдумов, пересмотре старых конституций, организа­ции общенациональных конференций, принятии законов о выборах и партиях и т. п. Подобный процесс можно проследить в Бангладеш, Индонезии, Малайзии, Таиланде, Филиппинах, Южной Корее и дру­гих. Авторитарный режим укрепился в Китае, к авторитарному типу власти следует отнести и сильный президентский режим в России с ориентацией на демократизацию общества.

Авторитарные режимы, как показала историческая практика, ока­зываются достаточно устойчивыми формами осуществления полити­ческой власти. Зачастую им удается довольно успешно сочетать эко­номическое процветание с политической стабильностью. Примером могут служить Южная Корея, Таиланд, Сингапур, Чили и некоторые другие страны, осуществляющие процесс модернизации общества.

19

studfiles.net

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *