Авторское право и смежные права интеллектуальная собственность – Интеллектуальная собственность: авторское право, основные положения

Смежные права в системе интеллектуальной собственности

Российское законодательство об интеллектуальной собственности обеспечивает охрану нескольких достаточно разнородных групп объектов, представляющих собой результаты интеллектуальной деятельности, а также условно приравненные к ним средства индивидуализации юридических лиц. 

 

Признаваемые и охраняемые в Российской Федерации объ­екты интеллектуальной собственности условно могут быть классифициро­ваны на несколько групп:

  1. Объекты авторских и смежных прав.
  2. Объекты патентного права.
  3. Средства индивидуализации.
  4. «Нетрадиционные» объекты интеллекту­альной собственности.

Авторское право обеспечивает охрану произведений – объ­ективно выраженных результатов творческой деятельности ав­торов, а смежные права часто рассматриваются как примыкаю­щие к авторскому праву и обеспечивающие охрану результатов твор­ческой и иной деятельности, связанной в большинстве случаев с использованием объектов авторских прав.

 

Так, у артиста, исполняющего произведение, возникают особые смежные права на результат его творческой деятельно­сти – исполнение; у организации, создавшей запись такого исполнения, – смежные права на созданную фонограмму; у вещательной организации – права на результаты осуществляемой деятельности – вещание.

 

Среди перечисленных в ст. 1225 ГК РФ результатов интеллектуальной деятельности к объектам авторских прав относятся произведения науки, литературы, искусства и условно приравненные к ним программы для ЭВМ (компьютерные программы). К объектам смежных прав – исполнения, фонограммы, вещание организаций эфирного или кабельного вещания, «нетворческие» базы данных, права публикаторов произведений.  

 

Патентное право регулирует отношения, возникающие в связи с созданием и использованием изобретений, полезных моделей и промышленных образцов, т. е. результатов техниче­ского (в широком смысле этого слова) творчества, признанных в установленном порядке соответствующими определенным за­конодательством критериям.

 

Законодательство о средствах индивидуализации создает возможность индивидуализации организаций, участвующих в хозяйственном обороте, использования словесных, изобрази­тельных и иных обозначений в качестве товарных знаков, вы­деляющих товары определенных производителей, а также зна­ков обслуживания, используемых при оказании услуг, и наименований мест происхождения товаров, гарантирующих, что данный товар произведен в указанной местности. В ст. 1225 ГК РФ к средствам индивидуализации относятся фирменные наименования, товарные знаки и знаки обслуживания, наименования мест происхождения товаров, коммерческие обозначения [1].

 

Объекты патентного права и средства индивидуализации в ряде международных актов совместно условно именуются «объектами промышленной собственности», чем подчеркивает­ся их основная задача – способствовать развитию производст­ва и торговли в современном мире.

 

К «нетрадиционным объектам интеллектуальной собствен­ности» условно относятся все иные объекты, не вошедшие в указанные выше три группы, но имеющие с ними опреде­ленные черты сходства используемых при предоставлении ох­раны законодательных конструкций.

 

К «нетрадиционным» объектам интеллектуальной собственности относятся селекционные достижения, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау).

 

К последней группе объектов интеллектуальной собствен­ности ранее традиционно относились также такие объекты, как открытия и рационализаторские предложения, которые, однако, не нашли законодательного признания при принятии части четвертой Гражданского кодекса РФ.

 

Как видно из приведенных выше перечней, объекты интел­лектуальной собственности, входящие в различные группы, имеют, как правило, мало общего между собой, однако опре­деленной степенью сходства отличается правовое регулирование связанных с их созданием и использованием правоотношений, что и обусловило возможность объединения такого регулирования в рамках общего правового института [2].

 

Так, на все указанные объекты закрепляются особые «ин­теллектуальные права» (ст. 1226 ГК РФ), включающие исклю­чительное право, позволяющее разрешать или запрещать их использование. Такие права не зависят от права собственности на материальный носитель (вещь), в котором выражен объект интеллектуальной собственности, а передача такого носителя, за исключением специально предусмотренных законодательст­вом случаев, не означает перехода прав на выраженный в нем объект интеллектуальной собственности (ст. 1227 ГК РФ).

 

Основной задачей авторского права обыч­но признается стимулирование деятельности по созданию и использованию произведений, а задачей смежных прав – обеспечение использования объектов, как правило, тесно свя­занных с использованием произведений (исполнений, фоно­грамм, вещания и др.). Аналогичная по своей сути задача в отношении «технических» новшеств ставится перед патентным правом [3].

 

Предполагается, что лица, выходящие на рынок с художе­ственными, техническими или иными новинками, несут до­полнительные затраты на обеспечение их создания и первона­чального продвижения. Для того чтобы стимулировать инве­стиции в технические и художественные новации, необходимо было закрепление особого правового механизма – исключительных прав, гарантирующих в течение определенного срока монопольное положение их обладателей и позволяющих им разрешать  или запрещать  использование  произведений  или изобретений.

 

Для иллюстрации различий между авторским правом и па­тентным правом зачастую используют следующий условный подход. Основной ценностью произведений, как правило, яв­ляется форма их выражения, которую и призвано охранять ав­торское право. Множество авторов независимо друг от друга могут отразить одни и те же сюжеты, идеи, факты в различной форме, при этом каждое из независимо созданных ими произведений автоматически в силу его создания получит авторско-правовую охрану.

 

Точно так же множество изобретателей могут независимо друг от друга найти одно и то же решение технической задачи, однако наиболее ценным при этом будет не форма выражения такого решения, а само его содержание. Охрана патентным правом будет при этом предоставлена только тому решению, которое будет первым зарегистрировано в качестве изобрете­ния, для чего оно должно соответствовать законодательно ус­тановленным критериям (новизна, изобретательский уровень, промышленная применимость), пройти экспертизу, получить охрану в результате признания со стороны государства путем выдачи патента.

 

Любое лицо сможет свободно описывать найденное техни­ческое решение, причем такие описания могут создаваться не­зависимо друг от друга и охраняться авторскими правами как произведения, однако использовать зарегистрированное изо­бретение будет возможно только с разрешения патентооблада­теля [4].

 

На практике современное авторское право нередко оказы­вается тесно связано с иными правовыми институтами интел­лектуальной собственности. Так, для использования произведе­ний, их частей или персонажей из них в качестве товарных знаков необходимо получение согласия от авторов таких про­изведений или их правопреемников. Сложные вопросы могут возникать при рассмотрении вопросов соотношения охраны произведений декоративно-прикладного искусства и промыш­ленных образцов.

 

Таким образом, авторское право и смежные права образуют сложную систему правовых норм, устанавливающих определенные виды прав, исключения из них, а также дополни­тельные права в отношении отдельных видов объектов или опре­деленных способов их использования. Авторское право обеспечивает охрану произведений – объ­ективно выраженных результатов творческой деятельности ав­торов, а смежные права часто рассматриваются как примыкаю­щие к авторскому праву и обеспечивающие охрану результатов твор­ческой и иной деятельности, связанной в большинстве случаев с использованием объектов авторских прав. 

 

Источники:

1. Близнец И. А. Авторское право и смежные права.

2. Там же.

3. Городов О. А. Интеллектуальная собственность: правовые аспекты коммерческого использования.

4. Там же. 

 

Законодательство об охране смежных прав

Понятие и правовая природа смежных прав 

Содержание смежных прав и их реализация

pravoross.jimdo.com

Авторское право и защита интеллектуальной собственности.

Поделись с друзьями

Право интеллектуальной собственности – подотрасль гражданского права, совокупность правовых норм и институтов права, регулирующих отношения в сфере возникновения, использования и защиты объектов интеллектуальной собственности.

Интеллектуальная собственность – совокупность исключительных прав гражданина или юридического лица на результаты творческой, интеллектуальной деятельности, а также приравненные к ним по правовому режиму средства индивидуализации юридических лиц, продукции, работ и услуг (фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания)

Право интеллектуальной собственности не регулирует процесс интеллектуальной деятельности, завершающийся созданием новых, творчески самостоятельных результатов в области науки, техники, литературы и искусства.

Данная подотрасль гражданского права охраняет результаты интеллектуальной деятельности, которые представляют собой нематериальные блага.

Традиционно интеллектуальную собственность делят на две составляющие:

1. Промышленная собственность;

2.                  Авторское право;

            Промышленная собственность характеризуется такими ее составляющими, как промышленные образцы, изобретения, полезные модели, товарные знаки, знаки обслуживания и фирменные наименования.

Авторское право относится к произведениям искусства, литературным и музыкальным произведениям, творениям кинематографии, а также к научным произведениям.

Авторские права в российском законодательстве делятся на:

личные неимущественные права (право авторства, право на имя, право на защиту репутации автора и т.д.), которые являются неотчуждаемыми и непередаваемыми, то есть могут принадлежать только самому автору, а защищаться — автором или его наследниками;

имущественные авторские права (право на воспроизведение произведения, право на его распространение, импорт, передачу в эфир, сообщение для всеобщего сведения по кабелю, право на перевод, право на переработку произведения и т.д.), которые могут передаваться по авторским договорам и переходить по наследству.

Защита авторских прав, как и защита смежных, патентных и других прав интеллектуальной собственности обеспечивается предусмотренными законодательством способами с учетом существа нарушенного права и последствий нарушения этого права» (пункт 1 статьи 150 ГК РФ).

Любые лица, использующие произведение, вправе осуществлять такое использование только с согласия автора или правообладателя, кроме случаев использования произведения в пределах законодательно установленных исключений (например, цитирование, распространение (продажа) экземпляров произведения, правомерно выпущенных в гражданский оборот с согласия правообладателя, и т.д.).

Подтверждением согласия обладателя исключительного права на произведение на его использование является лицензионный договор, заключаемый между правообладателем и пользователем (лицом, использующим произведение).

Нарушение авторского права (также контрафакция от лат. Подделка) – это правонарушение, суть которого составляет использование произведений науки, литературы и искусства, охраняемых авторским правом, без разрешения авторов или правообладателей или с нарушением условий договора о использовании таких произведений. К числу основных способов нарушения авторских прав относится незаконное копирование и распространение произведения, а также плагиат. Не существует такого понятия, как «международное авторское право», которое автоматически защищало бы авторские труды во всем мире. Защита против несанкционированного использования в той или иной стране зависит, в принципе, от национального законодательства страны.

В соответствии с законодательством Российской Федерации нарушителем авторских и смешных прав является физическое или юридическое лицо, которое не выполняет требований закона в отношении как личных неимущественных и имущественных прав автора, исполнителя, так и исключительных имущественных прав иных правообладателей. За нарушение авторских и смежных прав наступает гражданская, уголовная и административная ответственность. Под нарушением авторских прав обычно понимаются следующие действия: создание копии и ее продажа, создание копии и передача ее кому-либо еще.

students-library.com

Интеллектуальная собственность. Авторские и смежные права

Происхождение термина «интеллектуальная собственность» часто связывается с французским законодательством конца XVIII века. Первоначально считалось, что патент или исключительное право на использование произведения представляют собой договор между обществом и изобретателем (автором): общество защищает правообладателя, гарантируя ему вознаграждение за обнародование изобретения (произведения искусства) и соглашаясь обеспечивать его беспрепятственное и монопольное использование в промышленных или коммерческих целях. Однако уже Джон Локк считал, что право интеллектуальной собственности должно рассматриваться как естественное право, а не как право, основанное на законе.

Именно на теорию естественного права опиралась традиция проприетарного подхода к авторскому и патентному праву, получившая наиболее последовательное развитие в трудах французских философов-просветителей. В соответствии с данной теорией право создателя любого творческого результата, литературного произведения или изобретения является его неотъемлемым, «природным» правом, возникает из самой природы творческой деятельности и «существует независимо от признания этого права государственной властью». Возникающее у творца право на достигнутый им результат рассматривалось как аналогичное праву собственности, возникающему у лица, трудом которого создана материальная вещь.

Во Франции при «старом порядке» за автором было окончательно признано право на литературные произведения. Революция 1789 года смела все «привилегии», в результате чего было провозглашено: «Все, что автор открывает для публики, становится общественной собственностью» (Декрет Учредительного собрания 1789 года), но вскоре даже новый режим пересмотрел свое решение. Два закона (1791 и 1793 гг.) впервые в истории гарантировали защиту всех форм творчества (литературного, драматического, музыкального, изобразительного) при воспроизведении всеми известными тогда методами. В докладе Ле Шапелье, который лег в основу первого закона, утверждалось, что «самой священной, самой неопровержимой и, если можно так выразиться, самой личной из всех форм собственности является произведение, которое есть плод писательской мысли». Во вводной части французского патентного закона 1791 года говорилось, что «всякая новая идея, провозглашение и осуществление которой может быть полезным для общества, принадлежит тому, кто ее создал, и было бы ограничением прав человека не рассматривать новое промышленное изобретение как собственность его творца». Следствием такого подхода стало закрепление во французском законодательстве понятий литературной и промышленной собственности. Еще раньше идея об авторском праве как «самом священном виде собственности» была воплощена в законах нескольких штатов США. Так, в законе штата Массачусетс от 17 марта 1789 года указывалось, что «нет собственности, принадлежащей человеку более, чем та, которая является результатом его умственного труда»). Аналогичные конструкции были закреплены в законодательстве многих стран. В «Философии права» Гегель подчеркивал особое значение защиты ученых и художников от произвола и посягательств на их права, оказание покровительства их собственности как наипервейшей задачи поощрения наук и искусств: «подобно тому, как наипервейшими и наиважнейшими поощрениями промышленности было обеспечение от разбоя на большой дороге». Однако философского осмысления категории «интеллектуальная собственность» до настоящего времени произведено не было.

Наряду с проприетарной концепцией (или конструкцией) в виде прав промышленной собственности, литературной, научной, художественной или, в наиболее универсальном виде, — интеллектуальной собственности, в национальном праве ряда стран широко применяется в отношении прав на результаты интеллектуальной деятельности категория «исключительные права» («интеллектуальные права», «охрана промышленных прав» и т.п.), понимаемые как права особого рода. Особенно это характерно для Германии.

Впервые упоминание об интеллектуальной собственности появилось во французском законодательстве эпохи Великой французской революции. В это время господствовала теория естественного права, суть которой состояла в том, что все произведенное человеком, будь то материальные объекты или результаты творческого труда, признавалось его собственностью. Поэтому создатель результатов творческого труда имел исключительное право распоряжаться ими.

В XIX веке авторское право французского образца послужило моделью для остальных стран континентальной Европы, а также, после второй мировой войны, и для Всеобщей декларации прав человека 1948 года: «Каждый имеет право на защиту его моральных прав и материальных интересов, являющихся результатом научных, литературных или художественных трудов, автором которых он является».

Некоторые различия связаны с существованием англо-американской и континентальной систем авторского права. После того, как в XVIII веке охрана произведений впервые стала признаваться не привилегией, даруемой сувереном, а правом, основанным на законе, возникли два направления научной мысли.

Одно из них — школа естественного права — было воспринято странами с римско-правовой традицией. Произведение признавалось принадлежащим автору в силу факта его создания. Внимание акцентировалось на идее распространения охраны не только на имущественные, но и на личные неимущественные права авторов. Законы только кодифицировали естественно существующие права человека, в центре правовой охраны находилась личность создателя, творца.

Между тем общее право развивалось в другом направлении. В странах общего права, главным образом, в США и Великобритании, признавалось предусмотренное общим правом бессрочное право, основанное на «естественных правах собственности» (классическая формула Локка). Однако при кодификации этих прав законодателями авторам была предоставлена лишь ограниченная имущественная защита. Писаные законы не кодифицировали «естественное право», а просто заменили его, изначально представив имущественные права в виде срочного исключительного права на воспроизведение. Целью закона признавалась прежде всего защита имущественных прав создателей и издателей, которые приобретали права у первого создателя либо у его правопреемников. Таким образом, создатели могли уступать все свои права на произведение (если иное не было предусмотрено договором) в обмен на денежное вознаграждение. Подход, принятый в Великобритании и США, по своей сущности мало отличался от прежней системы привилегий.

По Закону США об авторском праве получают защиту такие виды произведений, которые в странах континентального авторского права часто охраняются на основании систем смежных прав, в частности, исполнители аудиовизуальных произведений считаются авторами. Охрана по англо-американской системе распространяется на произведение независимо от категории его правообладателя. Охрана же по континентальной системе авторского права основана на гражданском праве, ее основная идея заключается в том, что произведения являются продуктом творческой деятельности и неразрывно связаны с личностью их создателей. В результате такого подхода законодательство ряда стран, придерживающихся континентальной системы, не распространяло авторско-правовую охрану на юридические лица. В центре регулирования континентальных авторско-правовых систем находится защита создателя произведения, в то время как англо-американская система авторского права нацелена на охрану произведения как такового. Следовательно, в последнем случае отсутствовала необходимость в какой-либо концепции смежных прав, так как эти права регулировались авторским правом в широком смысле.

В ХХ веке большое значение приобрел вопрос о международной охране авторских прав. Это привело к столкновению двух систем и их концепций. Постепенно происходит вынужденное сближение систем. Так, США пришлось пересмотреть свое законодательство об авторском праве в целях защиты неимущественных прав создателей; постепенно начали признаваться, хотя и на основании многочисленных норм общего права, личные неимущественные права авторов в качестве предмета правовой охраны, предоставляемой в соответствии с Бернской конвенцией. В свою очередь, континентальные государства стали обеспечивать охрану юридическим лицам, осуществляющим финансирование творческой деятельности, признавая необходимость такой охраны, например, для эффективной эксплуатации кинопродукции.

В дальнейшем бурное развитие промышленного производства и сельского хозяйства, а также рост международной торговли и обмена между странами последними достижениями науки и техники потребовали более высокой степени правового регулирования международных отношений в сфере интеллектуальной собственности.

В результате этого, во многих странах мира стали появляться международные договоры, касающиеся защиты основных видов интеллектуальной собственности.Так, например, 20 марта 1883 года в Париже была принята «Конвенция по охране промышленной собственности», которая стала основным документом в области охраны прав на интеллектуальную собственность.Следующим документом в системе защиты интеллектуальной собственности была «Бернская конвенция по охране литературных и художественных произведений» от 9 сентября1886 года. Далее, важнейшим соглашением в области охраны интеллектуальной собственности, заключенным также в прошлом веке в Мадриде 14 апреля 1891 года «Соглашение о международной регистрации знаков»

Однако, все эти документы, охраняя важнейшие объекты интеллектуальной собственности, не содержали в себе самого понятия «Интеллектуальная собственность». Впервые оно было введено в международные правовые договоры «Конвенцией, учреждающей всемирную организацию интеллектуальной собственности», подписанную в Стокгольме 14 июля 1967 года и измененную 2 октября 1979 года.

mirznanii.com

Что такое авторское право и интеллектуальная собственность?

У каждого человека имеется жилье, телефон, мебель и другое имущество, которое можно потрогать руками. Все эти предметы являются материальной собственностью и принадлежат нам на правах покупки или дарения.

Однако помимо материальной, существует собственность интеллектуального характера, под которой понимают права на произведения искусства, научные открытия, товарные знаки, фирменные наименования и прочие идеи.

С одной стороны, их нельзя потрогать, но с другой, они воплощаются в музыкальных дисках, книгах, диссертациях, картинах, благодаря чему интеллектуальная собственность приобретает материальные формы и может служить товаром.

Что такое интеллектуальная собственность?

Интеллектуальная собственность – это права создателя на плоды его творчества. Если изобретатель придумал машину, а литератор написал книгу, то эти произведения принадлежат только им.

Авторы могут свободно распоряжаться своими творениями, тогда как все остальные не имеют никаких прав копировать или распространять результаты их интеллектуального труда. Законодательство устанавливает монополию на подобные произведения, то есть другие люди получают возможность использовать их лишь с разрешения создателя.

Продукты интеллектуальной собственности могут приносить доход, но при условии, что авторы закрепили свои права в виде патентов, фирменных знаков, свидетельств и других документов.

Какие бывают виды интеллектуальной собственности?

Существует несколько разновидностей интеллектуальной собственности, которые определяют порядок ее использования. В частности, авторское право появляется в связи с созданием каких-либо литературных, художественных или научных произведений, патентное право распространяется на изобретения, а ноу-хау – на уникальные технологии, знания и умения.

Также одним из видов интеллектуальной собственности выступает охрана новых растительных сортов, предусматривающая получение патентов на инновации в селекционной отрасли.

Что такое авторское право?

Авторское право – наиболее распространенная разновидность интеллектуальной собственности, представляющая собой гражданский институт, который регулирует пользование произведениями науки, литературы либо искусства. Простыми словами, под ним понимают принадлежность каких-либо творений их автору.

Субъектом авторского права является физическое лицо, создавшее конкретный продукт, и иные лица, которым было предоставлено право от автора на законных или договорных основаниях.

Только автор и правообладатели могут без ограничений распоряжаться своим «детищем» и принимать решения относительно его дальнейшей судьбы – продажи, дарения или использования для заработка.

На что распространяется авторское право?

Авторское право может распространяться на любые результаты деятельности в области науки, искусства и литературы. В частности, его объектами являются письменные и устные литературные формы (рукописи, ноты, сценарии, публичные речи), изображения (художественные полотна, рисунки, фотографии, чертежи), видео- и звукозаписи, в том числе кинофильмы, клипы и диафильмы, а также скульптуры, макеты, строения или модели.

С развитием современных технологий авторское право стало распространяться на компьютерные программы, включая игры и операционные системы.

Как защитить авторские права?

Защита авторских прав регулируется законодательно и не требует их обязательной регистрации. Однако многие авторы стараются подстраховаться и обеспечивают себя документальными доказательствами либо используют технические защитные средства.

Например, для защиты электронных книг, аудио- и видеоматериалов применяют технологию DRM, которая не позволяет копировать авторские записи.

Что касается литературных или научных произведений, публикуемых в Интернете, для подтверждения прав на них применяется специальный символ ©, который в сочетании с именем автора ставится под или над статьей.

www.mnogo-otvetov.ru

Авторские и смежные права в системе интеллектуальной собственности


⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 31Следующая ⇒

 

Современное законодательство об интеллектуальной собственности обеспечивает охрану нескольких достаточно разнородных групп объектов, представляющих собой результаты интеллектуальной деятельности (произведения, изобретения и т.д.) или условно приравниваемые к ним средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий (товарные знаки, фирменные наименования и др.).

Признаваемые и охраняемые в Российской Федерации объекты интеллектуальной собственности, перечень которых содержится в ст. 1225 ГК РФ, условно могут быть классифицированы на несколько групп:

— объекты авторских и смежных прав;

— объекты патентного права;

— средства индивидуализации;

— так называемые нетрадиционные объекты интеллектуальной собственности.

Авторское право обеспечивает охрану произведений — объективно выраженных результатов творческой деятельности авторов, а смежные права часто рассматриваются как примыкающие к авторскому и обеспечивающие охрану результатов творческой и иной деятельности, связанной в большинстве случаев с использованием объектов авторских прав.

Так, у артиста, исполняющего произведение, возникают особые смежные права на результат его творческой деятельности — исполнение; у организации, создавшей запись такого исполнения, — смежные права на созданную ею фонограмму; у вещательной организации — права на результаты: осуществляемой ею деятельности — вещание.

 

┌───────────────────────────────────────────────────────────────────────┐

│ Авторские и смежные права │

├───────────────────────────────────────────────────────────────────────┘

│ ┌────────────────────────────────────────────────────────────────────┐

├─►│ Объекты авторских прав — произведения, включая условно │

│ │ приравниваемые к ним программы для ЭВМ (компьютерные программы) │

│ └────────────────────────────────────────────────────────────────────┘

│ ┌────────────────────────────────────────────────────────────────────┐

│ │ Объекты смежных прав: исполнения, фонограммы, вещание организаций │

└─►│ эфирного или кабельного вещания, «нетворческие» базы данных, права │

│ публикаторов произведений │

└────────────────────────────────────────────────────────────────────┘

 

Патентное право регулирует отношения, возникающие в связи с созданием и использованием изобретений, полезных моделей и промышленных образцов, т.е. результатов технического (в широком смысле этого слова) творчества, признанных в установленном порядке соответствующими определенным законодательством критериям.

 

┌──────────────────────────┐

│ Патентное право │

└┬─────────────────────────┘

│ ┌────────────────────┐

├─►│ Изобретения │

│ └────────────────────┘

│ ┌────────────────────┐

├─►│ Полезные модели │

│ └────────────────────┘

│ ┌────────────────────┐

└─►│Промышленные образцы│

└────────────────────┘

 

Законодательство о средствах индивидуализации создает возможность индивидуализации организаций, участвующих в хозяйственном обороте, использования словесных, изобразительных и иных обозначений в качестве товарных знаков, выделяющих товары определенных производителей, а также знаков обслуживания, используемых при оказании услуг, и наименований мест происхождения товаров, гарантирующих, что данный товар произведен в указанной местности.

 

┌────────────────────────────────────────────┐

│ Средства индивидуализации │

└┬───────────────────────────────────────────┘

│ ┌───────────────────────────────────────┐

├─►│ Фирменные наименования │

│ └───────────────────────────────────────┘

│ ┌───────────────────────────────────────┐

├─►│ Товарные знаки и знаки обслуживания │

│ └───────────────────────────────────────┘

│ ┌───────────────────────────────────────┐

├─►│Наименования мест происхождения товаров│

│ └───────────────────────────────────────┘

│ ┌───────────────────────────────────────┐

└─►│ Коммерческие обозначения │

└───────────────────────────────────────┘

 

 

Объекты патентного права и средства индивидуализации в ряде международных актов совместно условно именуются «объектами промышленной собственности», чем подчеркивается их основная задача — способствовать развитию производства и торговли в современном мире.

К «нетрадиционным объектам интеллектуальной собственности» условно относятся все иные объекты, не вошедшие в указанные выше три группы, но имеющие с ними определенные черты сходства используемых при предоставлении охраны законодательных конструкций.

 

┌─────────────────────────────────────────────────────┐

│Нетрадиционные объекты интеллектуальной собственности│

└┬────────────────────────────────────────────────────┘

│ ┌────────────────────────────────┐

├──────► │ Селекционные достижения │

│ └────────────────────────────────┘

│ ┌────────────────────────────────┐

├──────► │Топологии интегральных микросхем│

│ └────────────────────────────────┘

│ ┌────────────────────────────────┐

└──────► │ Секреты производства (ноу-хау) │

└────────────────────────────────┘

 

К последней группе объектов интеллектуальной собственности традиционно относились ранее также такие объекты, как открытия и рационализаторские предложения, которые, однако, не нашли законодательного признания при принятии части четвертой ГК РФ.

Как видно из приведенных выше перечней, объекты интеллектуальной собственности, входящие в различные группы, имеют, как правило, мало общего между собой, однако определенной степенью формального сходства отличается правовое регулирование связанных с их созданием и использованием правоотношений, что и обусловило возможность объединения такого регулирования в рамках общего правового института.

Так, на все указанные объекты закрепляются особые «интеллектуальные права» (ст. 1226 ГК РФ), включающие исключительное право, позволяющее разрешать или запрещать их использование. Такие права не зависят от права собственности на материальный носитель (вещь), в котором выражен объект интеллектуальной собственности, а передача такого носителя, за исключением специально предусмотренных законодательством случаев, не означает перехода прав на выраженный в нем объект интеллектуальной собственности (ст. 1227 ГК РФ).

Основной задачей авторского права и смежных прав обычно признается стимулирование деятельности по созданию и использованию произведений, а задачей смежных прав — обеспечение использования объектов, как правило, тесно связанных с использованием произведений (исполнений, фонограмм, вещания вещательных организаций и др.). Аналогичная по своей сути задача в отношении «технических» новшеств ставится перед патентным правом.

Предполагается, что лица, выходящие на рынок с художественными, техническими или иными новинками, несут дополнительные затраты на обеспечение их создания и первоначального продвижения. Для того чтобы стимулировать инвестиции в технические и художественные новации, необходимо было закрепление особого правового механизма — исключительных прав, гарантирующих в течение определенного срока монопольное положение их обладателей и позволяющих им разрешать или запрещать использование произведений или изобретений.

Для иллюстрации различий между авторским правом и патентным правом зачастую используют следующий условный подход. Основной ценностью произведений, как правило, является форма их выражения, которую и призвано охранять авторское право. Множество авторов независимо друг от друга могут отразить одни и те же сюжеты, идеи, факты в различной форме, при этом каждое из независимо созданных ими произведений автоматически в силу его создания получит авторско-правовую охрану.

Точно так же множество изобретателей могут независимо друг от друга найти одно и то же решение технической задачи, однако наиболее ценным при этом будет не форма выражения такого решения, а само его содержание. Охрана патентным правом будет при этом предоставлена только тому решению, которое будет первым зарегистрировано в качестве изобретения, для чего оно должно соответствовать законодательно установленным критериям (новизна, изобретательский уровень, промышленная применимость), пройти экспертизу, получить охрану в результате признания со стороны государства путем выдачи патента.

Любое лицо сможет свободно описывать найденное техническое решение, причем такие описания могут создаваться независимо друг от друга и охраняться авторскими правами как произведения, однако использовать зарегистрированное изобретение будет возможно только с разрешения патентообладателя.

Следует отметить, что подход, основанный на рассмотрении авторского права как правового механизма, обеспечивающего охрану «формы», и патентного права в качестве обеспечивающего охрану «содержания», является условным и имеет только иллюстративное значение.

На практике современное авторское право нередко оказывается тесно связано с иными правовыми институтами интеллектуальной собственности. Так, для использования произведений, их частей или персонажей из них в качестве товарных знаков необходимо получение согласия от авторов таких произведений или их правопреемников, сложные вопросы могут возникать при рассмотрении вопросов соотношения охраны произведений декоративно-прикладного искусства и промышленных образцов.

Авторское право и смежные права образуют сложную систему правовых норм, устанавливающих определенные виды прав, исключения из них, исключения из исключений, а также дополнительные права в отношении отдельных видов объектов или определенных способов их использования. Изучение данной системы возможно только путем последовательного рассмотрения норм действующего законодательства и международных договоров.

 


Рекомендуемые страницы:

lektsia.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *