Авторское право на фотографии – Авторское право на фотографии и изображения

Содержание

Авторское право на фотографии и изображения

18 июня 2017      Бизнес, Юридические вопросы

У любого сетевого контента есть автор, который может отстоять свои на него права. Особенно много споров возникает вокруг фотоконтента. Как защитить свои изображения, а какие можно спокойно использовать на своём сайте, рассказывает медиаюрист Маргарита Ледовских.


 

Совсем недавно я провела мастер-класс для журналистов в Челябинске. Обсуждали много вопросов, в том числе юридические риски использования фотографий в СМИ и интернете. И мне очень захотелось кратко, но ёмко рассказать про авторское право на фотографии и вообще изображения в интернете.

Какие фотографии охраняются авторским правом?

Ответ — любые. Авторским правом защищены все фотографии. Не важно, сделал их профессиональный фотограф или любитель. Наличие в изображении творческой составляющей, которая делает произведение объектом защиты, подтверждать не требуется. В судебной практике считается, что все фотографии создаются творческим путём.

 

Даже если планируется использовать только часть изображения в фотоколлаже, шапке сайта, рекламном баннере — обязательно следует получить на это согласие у автора снимка, а в идеале заключить с ним договор.

Когда чужие снимки использовать нельзя

Сначала опровергнем распространённые заблуждения о том, когда якобы можно использовать чужие снимки.

  • Если фотография выложена в интернете, то её можно свободно использовать.
  • Если под фотографией не указан автор, то её можно свободно использовать.
  • Если фотография выложена в соцсетях, её можно использовать.
  • Если вы наняли фотографа, например, на съёмку мероприятия, передача вам фотографий означает и передачу исключительных на них прав.
  • Оплата услуг фотографа по договору об оказании услуг является подтверждением передачи вам исключительных прав.

Еще раз повторюсь, что это распространённые заблуждения, то есть во всех этих случаях фотографии нельзя использовать, так как это будет нарушением авторского права, и могут последовать санкции.

Когда можно использовать фотографии, не нарушая авторских прав

Можно свободно использовать свои фотографии. Это самый очевидный случай.

Можно использовать фотографии, сделанные вашими работниками, если в рамках их трудовых функций на фото зафиксированы их обязанности, ведь исключительные права на снимки в данном случае принадлежат работодателю.

Можно использовать фотографии, если вам передали исключительные права по договору. Это может быть лицензионный договор или договор об отчуждении исключительного права. Если вы заказываете фотосъёмку по договору авторского заказа или возмездного оказания услуг, то необходимо, чтобы в документе отдельным пунктом или даже целым разделом была прописана передача исключительных прав. Для печатных СМИ законодательство отдельно предусматривает, что лицензионный договор может быть заключён в устной форме. Это действительно удобно, но помните, что в случае устного договора иногда бывает сложно определить, на каких условиях состоялась передача прав.

Использование фотографий из интернета

Вы не нарушите авторских прав, пользуясь сетевыми изображениями, если соблюдается хотя бы одно из нижеперечисленных условий.

  1. На сайте разрешается использование размещённых на нём фотографий по открытой лицензии. В этих случаях рекомендуем зафиксировать скриншотом, что фотография действительно была на этом сайте, а также текст открытой лицензии. Формальное указание на сайте на то, что можно использовать фотографии, не является открытой лицензией, но если выбирать между таким сайтом и сайтом, на котором нет подобной пометки или даже есть прямой запрет с угрозами судебного преследования, то лучше выбрать сайт, чей владелец даёт разрешение. Такое разрешение может быть прописано, например, в футере (нижней панели сайта).
  2. Фотографии размещены авторами в интернете на основе открытой лицензии Creative Commons. Это международная лицензия, которая всё шире используется в России. Кстати, вы можете её использовать и на своем сайте. Чтобы найти фотографии, которые размещены на условиях лицензии, можно просто ввести в поисковике “creative commons photo”.
  3. Цитирование фотографии. Гражданский кодекс допускает свободное использование произведений, если они цитируются для целей информационных, научных, полемических в объёме, оправданном целью цитирования. Обычно в судебной практике цитирование применяется в текстах. Однако в последнее время стали появляться решения судов, в которых прямо говорится, что цитирование фотографий также возможно. Надо сказать, что цитирование фотографий — это не то же, что взять чужую фотографию для иллюстрации своей статьи. Цитированием изображений будет считаться ситуация, если вы делаете, например, обзор блогов в интернете по какой-то тематике. И для того, чтобы наиболее полно показать читателю картину, вам надо процитировать не только текст, но и размещённые в соответствующих блогах фотографии. Также может быть признана цитированием фотографии следующая ситуация. Допустим, статья посвящается какому-то провокационному снимку. В этом случае может быть недостаточно его описания в материале, необходима и публикация фотографии, чтобы читателю было понятно, о чём идёт речь.
  4. Использование фотографии в образовательных целях. Если материал носит образовательный характер, например, для презентации к вебинару или тренингу, то в нём можно использовать фотографии других авторов. При этом не надо получать их согласие (заключать договор), достаточно указать имя фотографа и источник, откуда вы взяли фото.
  5. Бесплатные фотостоки. Если вы решили взять фотографии с фотостока, необходимо внимательно ознакомиться с пользовательским соглашением, размещённым на соответствующем ресурсе. Обратите внимание: часто бесплатные фотостоки вместо фотографий, на размещение которых получено согласие фотографа, размещают другие — найденные в интернете. В этом случае нет разницы, взяли вы картинку из Яндекса, или Гугл-поиска, или с такого фотостока — это будет нарушением.
  6. Платные фотостоки (фотобанки). Думаю, с покупкой фотографий в платных фотостоках и так всё понятно. Хотя здесь тоже надо обязательно ознакомиться с пользовательским соглашением, лицензионным соглашением и прочими правилами, так как даже при использовании купленных фотографий необходимо соблюдать требования владельца ресурса.

Немногие знают, что можно бесплатно получить фотографии даже с платных фотостоков, оформив подписку на небольшой срок, обычно — на неделю. За это время вы можете скачать достаточное количество фотографий, на какое-то время вам их точно хватит. А так как платных фотостоков великое множество, то можно использовать вначале один ресурс, потом другой, затем третий. При подписке вас попросят ввести данные банковской карты. Если вы вовремя не отмените подписку, по истечении бесплатного срока пользования ресурсом вас автоматически переведут на платный тариф, сняв с карты деньги. Поэтому обязательно внимательно изучите условия льготного или бесплатного скачивания изображений и поставьте себе напоминание об окончании подписки.

Как защитить свои фотографии

При публикации собственных фотоизображений — не важно, в печати или в интернете — не забывайте указывать имя автора и добавляйте к нему знак копирайта. Так все, кто увидит изображение, будут проинформированы о его владельце.

У автора должен сохраняться полный снимок — необрезанный, в максимальном разрешении. Размещать или передавать в печать следует варианты меньшего разрешения либо с обрезанными краями, чтобы публикуемое изображение отличалось от исходного.

4 способа доказать факт нарушения авторских прав на фотографию

Нарушение авторских прав в отношении фотографий необходимо зафиксировать. Добиться сатисфакции вы сможете, только предоставив в суд доказательства нарушений. В качестве доказательств, которые примет суд, можно применить следующие способы.

  • Сделать скриншот или видеозапись несогласованного размещения, который покажет факт нарушения.
  • Обратиться к нотариусу — он удостоверит контент сайта, использовавшего ваши снимки, в протоколе осмотра сайта. Такой документ будет в суде неоспоримым доказательством. Но этот способ потребует расходов.
  • Привлечь свидетелей. Их показания тоже используются, хоть и редко, в судебных разбирательствах дел об авторских правах. Свидетели могут подтвердить факт распространения информации, даты публикации снимков сторонними ресурсами и прочие факты.
  • Предъявить материал, размещённый в интернете, во время заседания в суде. Если нарушитель к моменту разбирательства не удалит спорный материал с вашими фото.
Обращение к нотариусу для защиты авторских прав на фотографии

Юридически эта процедура называется «удостоверением содержания сайта в сети Интернет по состоянию на определенный момент времени».

Удостоверение контента вашего сайта у нотариуса не является обязательной процедурой. Но если вы хотите обеспечить доказательства того, что именно вами размещены определённые фотографии, можно обратиться к нотариусу и заверить не только содержание сайта (тексты, фото, видео), но и его дизайн, если он был сделан для вас индивидуально. Так вы получите подтверждение ваших авторских прав на опубликованные фотоснимки и остальной контент на конкретную дату.

Заранее побеспокойтесь о том, как обезопасить свой веб-ресурс, не дожидаясь нарушений ваших авторских прав со стороны прочих интернет-пользователей!

Маргарита Ледовских, медиаюрист, руководитель проекта о правовом регулировании Интернета «Право в сети»

Группа ВКонтакте

 

 

И ещё полезные информация:

www.azconsult.ru

Какие права на фотографию имеет фотограф. Авторские права фотографа • ЮристПрав.RU

Нарушение авторских прав фотографа – очень актуальная тема в последнее время. Права в России нарушают все кому не лень от частных лиц до крупных фирм и даже политических партий. Способы самые разные – от размещения чужых фотографий на сайтах в интернете до печати фотографий на рекламной продукции. Например, в журналах, на билбордах, на сувенирной продукции и т.д.

Чтобы умело защищать свои права как фотографа их надо знать. Практика показывает, что далеко не все фотографы знают какими именно правами они обладают на свои фотографии. Давайте в этом разберемся.

Все фотографии представлены на каком-то материальном носителе. Это может быть цифровой файл на диске или напечатанная фотография каким-либо способом. Этой фотографией обладает первоначально сам фотограф. Таким образом, у фотографа есть право собственности на материальный носитель с фотографией.

Право собственности подразумевает, что фотограф может владеть, пользоваться и распоряжаться тем носителем, на котором воплощена его фотография, как вещью.

Но у фотографа есть еще и большой блок авторских прав на свою фотографию

. Здесь важно сделать существенную оговорку, что авторские права никак не связаны с правом собственности на материальный носитель. Иными словами, если фотограф распечатал фотографию и подарил ее другу, у друга не возникает права использовать эту фотографию где угодно: сканировать, выкладывать в интернет и т.д.

Вывод: авторские права на произведение и право собственности на материальный носитель – это разные права.

Авторские права на фотографию возникают с момента создания фотографии, т.е. с момента получения кадра. Регистрация данных прав не требуется. Также не имеет значение была ли обнародована фотография или нет.

Авторские права на фотографию делятся на:

1. исключительное право на произведение;

2. право авторства;

3. право автора на имя;

4. право на неприкосновенность произведения;

5. право на обнародование произведения;

6. другие права (право на вознаграждение за использование служебного произведения, право на отзыв, право следования, право доступа).

Теперь рассмотрим подробнее каждое из этих прав: что они означают и из чего состоят.

Исключительное право на фотографию – это имущественное право. Особенностями данного права является то, что им можно распорядиться (например, продать или подарить). Также данное право переходит по наследству.

У исключительного права есть свой срок действия. Оно действует в течение всей жизни автора и семидесяти лет, считая с 1 января года, следующего за годом смерти автора. Когда срок действия исключительного права истекает – фотография переходит в общественное достояние и ее может использовать кто угодно.

Исключительное право заключается в том, что его обладатель вправе:

1. использовать фотографию самому лично в любой форме и любым не противоречащим закону способом;

2. разрешать или запрещать другим лицам использование фотографии. Причем отсутствие запрета не считается согласием (разрешением).

Использование фотографии возможно как в целях извлечения прибыли так и без такой цели.

Под использованием фотографии понимается следующее:

1) воспроизведение фотографии, то есть изготовление одной и более копии фотографии или ее части на любом материальном носителе. При этом запись фотографии на электронный носитель, в том числе запись в память компьютера, также считается воспроизведением;

2) распространение фотографии путем продажи или иного отчуждения ее оригинала или экземпляров;

3) публичный показ фотографии, то есть любая демонстрация оригинала или экземпляра фотографии непосредственно либо с помощью любых технических средств в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи;

4) импорт оригинала или экземпляров фотографии в целях распространения;

5) прокат оригинала или экземпляра фотографии;

6) сообщение в эфир или по кабелю, то есть показ фотопроизведения для всеобщего сведения по телевидению;

7) переработка фотографии. Переработка предполагает создание нового (производного) произведения на основе уже существующего.

доведение фотографии до всеобщего сведения таким образом, что любое лицо может получить доступ к произведению из любого места и в любое время по собственному выбору. Например, размещение фотографии в интернете.

Эти два права взаимосвязаны друг с другом. Они носят личный неимущественный характер. Они бессрочны и сохраняются после смерти автора. Отказ от этих прав ничтожен.

Право авторства означает право признаваться автором произведения. По заявлению разработчиков части 4 Гражданского кодекса РФ это право является основой всех остальных прав. Оно означает, что человек, создавший фотографию вправе перед всем обществом обозначать себя в качестве автора (создателя) произведения.

Право автора на имя — право использовать или разрешать использование произведения под своим именем, под вымышленным именем (псевдонимом) или без указания имени, то есть анонимно. Однако, в целях лучшей идентификации автора фотографии лучше указывать свое настоящее имя.

Это право является неимущественным, поэтому оно неотчуждаемое и непередаваемое кому-либо. Также это право охраняется бессрочно. По сути право на неприкосновенность – это право на защиту репутации фотографа.

Оно означает, что без согласия автора фотографии нельзя вносить какие-либо изменения и дополнения к фотографии. Если нарушителем было допущено извращение, искажение или иное изменение произведения, порочащие честь, достоинство или деловую репутацию автора он имеет право требовать защиты чести, достоинства и деловой репутации в судебном порядке.

Обнародование фотографии – это когда сам фотограф (или тот, кому фотограф дает свое согласие) впервые делает фотографию доступной для всеобщего сведения путем ее опубликования, публичного показа, сообщения в эфир или по кабелю либо любым другим способом, например, публикует в интернете.

Право на отзыв означает, что автор имеет право отказаться от ранее принятого решения об обнародовании произведения (право на отзыв) при условии возмещения лицу, которому отчуждено исключительное право на произведение или предоставлено право использования произведения, причиненных таким решением убытков. Если произведение уже обнародовано, автор также обязан публично оповестить о его отзыве. При этом автор вправе изъять из обращения ранее выпущенные экземпляры произведения, возместив причиненные этим убытки.

Право следования означает, что в случае отчуждения автором оригинала произведения изобразительного искусства при каждой публичной перепродаже соответствующего оригинала, в которой в качестве продавца, покупателя или посредника участвует галерея изобразительного искусства, художественный салон, магазин или иная подобная организация, автор имеет право на получение от продавца вознаграждения в виде процентных отчислений от цены перепродажи (право следования).

Право доступа — это право автора произведения требовать от собственника оригинала произведения предоставления возможности осуществлять право на воспроизведение своего произведения (право доступа). При этом от собственника оригинала произведения нельзя требовать доставки произведения автору.

Право на вознаграждение за использование служебного произведения означает, что автор имеет право на вознаграждение, если работодатель в течение трех лет со дня, когда служебное произведение было предоставлено в его распоряжение, начнет использование служебного произведения или передаст исключительное право другому лицу.

Заключение:

Как видим, у фотографа достаточно много прав. И все перечисленные в этой статье права фотографа подлежат защите. Но перед тем как защищать свои права и определять размер ущерба, надо четко понимать: какие именно нарушены права фотографа. Потому что для нарушения разных прав предусмотрена разная ответственность. О способах защиты и размере ответственности за нарушение авторских прав фотографа будет написано в других статьях.

yuristprav.ru

Как использовать чужие фотографии, не нарушая авторских прав — опыт BigPicture.ru

Фоторедактор ресурса BigPicture.ru Никита Евдокимов написал для ЦП колонку о том, как онлайн-издание может избежать проблем с нарушением авторских прав на фотографии.

Автор рассказал, какие существуют способы законно копировать картинки с других сайтов, и порассуждал о том, почему большинство изданий не задумывается о соблюдении авторских прав.

Мне кажется, мир делает огромные успехи в области борьбы за соблюдение авторских прав. Как только крупные правообладатели сообразили, что цифровое пиратское распространение контента нельзя остановить или обуздать какими бы то ни было способами, и сосредоточились на том, чтобы легальный контент можно было потреблять быстро и легко — мир изменился.

Я не заметил, как изменился сам. Когда стало проще заплатить, а не своровать — я перестал. Я плачу за книги, за музыку, за кино. Цены разумные, мне приятно и легко расставаться с деньгами, я точно знаю, что часть из них дойдет до авторов.

К сожалению, вся эта радостная история совершенно не касается фотографий. Друзья, с воровством фотографий дело полный швах. Оно тотально. Я не знаю почти ни одного популярного ресурса, где бы я за пару минут не нашел изображений, нарушающих авторские права. Отличаются только те редкие ресурсы, где в штате есть профессиональный фоторедактор.

На самом деле, нельзя взять фотографию, поставить ссылку на то место, где ты ее взял, и опубликовать (возмутительное свинство, когда фотографии вообще не подписывают). Почему нельзя? Потому что все изображения защищены законом об охране авторского права. И если вы не согласовываете публикацию с правообладателем изображения — вы нарушаете закон.

Давайте поставим простой эксперимент. Заходим на главную страницу ЦП, берем любую фотографию и проводим обратный поиск в Google (я совершенно честно ткнул в первую попавшуюся картинку). Вот такая выходит драма в трех частях:

И что выясняется? Выясняется, что фотография принадлежит агентству Global Look Press. И да, они могут пойти в суд. И выиграют. И будут правы. Авторские, блин, права. Они возникают в момент создания фотографии или изображения. А исчезают только через 70 лет после смерти автора.

Поэтому автор фотографии справедливо может возмутиться, обнаружив, что его картинку используют без его ведома (и без вознаграждения тоже). Конечно, до суда доходят единицы. Обычно все сводится к требованию удалить фотографию с сайта (или фотографии).

Иногда, если автор настойчиво ведет переговоры, использует правильные формулировки (авторы, запоминайте: «нотариально заверенный скриншот уже сделал», «связался с адвокатом») — дело заканчивается выплатой компенсации. Размер зависит от наглости или деловитости автора и жадности или сговорчивости сайта. Можно вспомнить иск блогера Ильи Варламова и остальных к «Аргументам и Фактам» — там все закончилось компенсацией в 20,000₽ в пользу авторов за каждую неправильно использованную фотографию.

И мне кажется, что это происходит не потому, что все такие прямо нехорошие редиски кругом, только и думают, как бы и где чего утянуть. А просто не понимают, что у каждой фотографии есть правообладатель, который распоряжается ее судьбой. И по незнанию можно напороться на действительно озабоченного судьбой своих фотографий автора.

Как быть? Во-первых, принять как данность, что нельзя чем попало иллюстрировать сайт. А во-вторых, я набросал пять главных способов получения легальных изображений. Просто следуйте этой инструкции, и все будет хорошо.

1. Общественное достояние

Как правило, фотографии переходят в общественное достояние через 70 лет после смерти автора. Это общемировая практика, однако иногда возникают нюансы. Например, бывает, что изображение у нас в общественном достоянии, а в США — нет. Если нет уверенности, что изображение в общественном достоянии — нужно дополнительно проверять, чтобы себя обезопасить.

Изображениями в общественном достоянии можно пользоваться как угодно. Рекомендую ознакомиться с соответствующей статьей в «Википедии». Также полезно изучить список ресурсов, на которых можно найти фотографии и изображения, которые находятся в общественном достоянии.

2. Лицензия Creative Commons

Многие, наверное, что-то слышали о Creative Commons. Это такая специальная лицензия (даже не одна, их шесть разных видов), которые по умолчанию всегда разрешают распространять произведение с единственным обязательным условием — указание авторства.

Однако есть нюанс, который называется «коммерческое использование». Некоторые виды лицензий его разрешают, некоторые — запрещают. Является ли, например, публикация в СМИ использованием «целью которого является получение коммерческой выгоды или личного вознаграждения в денежной форме»? Я не знаю, поэтому всегда на всякий случай ищу картинки, которые разрешают коммерческое использование.

Почитать подробнее о видах лицензий Creative Commons можно на официальном сайте. Там же есть поиск. Даже Google умеет узнавать произведения по лицензиям Creative Commons и регулярно улучшает алгоритм (в инструментах поиска по картинкам нужно обратить внимание на пункт «права на использования»). Очень жду, когда «Яндекс» научится искать по легальным изображениям.

3. Использовать эмбеды

Взять картинку из Instagram нельзя — нарушение авторских прав. А заэмбедить — можно. То же самое с Twitter, Tumbler, Flickr (не все авторы, правда, включают эмбеды, но все же). И самое главное — Getty Images разрешает эмбеды. Это же праздник какой-то. И все крупные ресурсы, которые заботятся о своей репутации, — совершенно не стесняются эмбедов. Наши почему-то боятся. TJ, например, берет фотографии из Twitter эмбедами, а Instagram всегда пересохраняет к себе.

4. Изображения для прессы

Тут, вроде, всё очевидно. В любой нормальной компании, где работает квалифицированный PR-специалист, всегда есть собственный фотобанк. И они заботятся о том, чтобы там было много легальных и релевантных изображений. Некоторые, спасибо им за это большое, делают онлайн-фотобанк. Например, Airbus.

5. Договориться с автором

Тут тоже всё очевидно. На самом деле, денег за свой труд хотят только профессиональные фотографы — все-таки их хлеб. А все любители всегда с удовольствием разрешают опубликовать их фотографию за так. Многие профессионалы тоже соглашаются. Легче всего договариваться с иностранцами, — легко можно уболтать на публикацию со ссылкой на сайт. Бывает, и с русскими можно договориться. Мы все люди. Просто разговаривать друг с другом надо. И уважать чужой труд.

#золотойфонд #авторское_право #право #big_picture #инструкции

vc.ru

Авторские права на фотографии

Чтобы правильно квалифицировать возникновение прав и обязанностей, связанных с созданием и дальнейшим использованием рекламной фотографии, необходимо проанализировать ее статус как объекта авторского права и статус лиц, чьим трудом и по чьему заказу она была создана.

Рекламная фотография, как и любая фотография, является объектом авторских прав (как исключительных, так и личных неимущественных). В сферу личных неимущественных прав входят защита фотографии как таковой (включая ее целостность, достоверность композиционного и цветового решений и др.), защита имени автора и его связь с фотографией, а также иные вопросы, не связанные с дальнейшим использованием фотографии.

Исключительные права регламентируют порядок дальнейшего использования созданной фотографии, в том числе вопросы ее видоизменения (переработки), включения в сборники, опубликования и др. Помимо авторских прав, при создании и дальнейшем использовании рекламной фотографии реализуются права на использование изображений (образов) людей (граждан) и предметов, к коим помимо неодушевленных предметов относятся растения и животные. Согласно ст. 137 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту – «ГК РФ») животные отнесены к имуществу. Все вопросы, связанные с авторскими правами, а также права на использование изображений (образов) урегулированы нормами ГК РФ (ссылки на его статьи будут приведены далее по тексту). Согласно ст. 1225 (п. 1 п/п 1) и 1259 (п. 1) ГК РФ любая фотография является охраняемым результатом интеллектуальной деятельности, объектом интеллектуальных прав вообще и авторского права в частности. Исходя из содержания ст. 1226 ГК РФ, в рассматриваемом случае интеллектуальные права включают исключительное право, являющееся имущественным правом, и личные неимущественные права. Исключительное право является производным личного неимущественного права – права авторства, которое принадлежит автору. На основании ст. 1228 (п. 1), 1257 ГК РФ автором фотографии признается гражданин, творческим трудом которого она создана. Законодательство России не устанавливает каких бы то ни было ограничений по кругу лиц, которые могут быть авторами фотографии.

Авторство фотографа при создании рекламной фотографии никоим образом сомнению не подлежит. Поскольку в последнее время все чаще при создании рекламной фотографии используют труд фотомоделей, возникает вопрос: может ли фотомодель быть признана автором рекламной фотографии? Положения гражданского законодательства России непосредственно не относят фотомоделей к числу авторов, но не отрицают возможности авторства фотомодели, т.к. она тоже может внести определенный творческий вклад в создание фотографии. Вопрос наличия авторских прав у модели (в том числе исключительных) никогда не будет раскрыт однозначно и решается для каждого конкретного случая по-своему. Как показывает опыт, оптимальным решением является признание авторских прав за моделью и перераспределение их в зависимости от ситуации (об этом разговор пойдет далее).

Может ли рекламодатель (работник рекламодателя) или лицо, сделавшее заказ на создание рекламной фотографии, быть ее автором? Согласно ст. 1228 (п. 1 абз. 2) какие-либо лица, не внесшие личного творческого вклада в создание фотографии, в том числе оказавшие автору только техническое, консультационное, организационное или материальное содействие или помощь, авторами признаны быть не могут. Но очень часто рекламодатель (заказчик) передает фотографу подробное задание (описание) будущей фотографии, в котором описывает, какие предметы должны быть изображены, в каком ракурсе, в композиции с каким предметами и каков должен быть сюжет фотографии. Автору известны случаи, когда заказчик описывал даже требования, предъявляемые к фотомоделям, снимаемым на рекламные фотографии. Однако все эти описания, как бы подробны и конкретны они ни были, непосредственно не создают фотографию, а являются всего лишь идеями. На основании положений ст. 1259 (п. 5) ГК РФ идея как таковая не является объектом авторского права. Исключение может составить случай, когда заказчик либо его работник сами непосредственно будут осуществлять постановку сцен, которые фотограф должен будет только отснять. Но такие случаи, если они и имеются, носят редкий единичный исключительный характер, не являясь типичными. То есть рекламодатель, заказчик рекламной фотографии или же их работники не могут быть авторами рекламной фотографии.

Исходя из предыдущих пунктов, авторами рекламной фотографии могут быть признаны фотограф и фотомодель, и никто более. Соответственно, исключительные права сначала возникают только у этих лиц, т.к. на основании ст. 1228 (п. 3) ГК РФ исключительное право на фотографию первоначально возникает у ее автора и может быть передано автором другому лицу по договору, либо может перейти к другим лицам по иным основаниям, установленным законом. Исключительным правом на фотографию, согласно ст. 1229 (п. 1), 1270 ГК РФ, является право ее использования и распоряжения ею любым не противоречащим закону способом, в том числе право разрешать или запрещать другим лицам использование фотографии исключительно по своему усмотрению. Причем отсутствие запрета таковым согласием (разрешением) не считается, а другие лица не могут использовать фотографию без согласия правообладателя – иначе таковое использование является противозаконным.

Согласно ст. 152-1 ГК РФ целенаправленное изображение человека как основного объекта изображения на фотографии допустимо только с его согласия. Изъявление такового согласия не требуется, если модель позировала за плату.

Правовой статус изображения животных, растений и неодушевленных объектов заслуживает отдельного рассмотрения. Не раз многими юристами было разъяснено, что законодательство предусматривает ограничения на изображение человека, но поскольку подобные ограничения не предусмотрены для вещей, то фотосъемку и иное изображение чужого имущества можно проводить без каких бы то ни было ограничений. Однако необходимо помнить, что фотография является объектом исключительных прав. А сами исключительные права на основании ст. 128, 1013 (п. 1), 1226 ГК РФ охватываются понятием «имущество». То есть вместе с созданием фотографии ее автор (авторы) приобретают имущество, коим являются исключительные права. Согласно ст. 136 ГК РФ таковое приобретение квалифицируется как «получение плодов, продукции, доходов в результате использования», в данном случае речь идет об использовании животных, растений и неодушевленных объектов, т.к. имущество (исключительные права) было приобретено с их помощью. На основании ст. 209 (пп. 1, 2) ГК РФ использовать имущество вправе только его собственник или же иное лицо, которому собственник разрешил таковое использование каким бы то ни было образом. Исходя из изложенного, следует, что фотосъемка животных, растений и неодушевленных объектов возможны только с согласия их собственника. Правда, этот вывод пока что не подтвержден практикой, но и не опровергнут.

Принимая во внимание изложенное, следует рассмотреть вопросы договорных отношений при создании рекламной фотографии. Основной отличительной особенностью этого жанра является то, что создается рекламная фотография по заказу рекламодателя. В подавляющем большинстве случаев рекламодателем или заказчиком является фирма, юридическое лицо. Следовательно, на основании ст. 153, 154 (п. 1), 160, 161 (п. 1 п/п 1), 420, 434 ГК РФ заказ на создание рекламной фотографии должен быть оформлен в виде договора в письменной форме. Названный договор может быть квалифицирован как «договор авторского заказа» (ст. 1288, 1289 ГК РФ). Заказчиком по договору является рекламодатель (иной заказчик), а автором (исполнителем) – фотограф. Следует учесть, что по умолчанию договор авторского заказа не предусматривает переход исключительных прав к заказчику. Поэтому в таковом договоре должна быть прописана процедура передачи исключительных прав на созданные рекламные фотографии. В противном случае исключительные права останутся у фотографа. Даже в этом случае заказчик обретет право использования рекламных фотографий в неограниченном объеме и количестве при осуществлении собственной деятельности на безвозмездной основе, но… он никому не сможет передать этого права! Также в договоре авторского заказа целесообразно прописать обязанности сторон по предоставлению имущества для съемок и взаимоотношения с моделями. Как вариант, заказчик может обеспечить это за счет собственных сил и средств (как полностью, так и частично), наняв модель и предоставив собственное имущество либо урегулировав все вопросы с собственником фотографируемого имущества. Чаще всего заказчик поручает оформить отношения с моделью фотографу. Особенностью оформления отношений с фотомоделью при создании рекламной фотографии является то, что у фотомодели нужно получить разрешение на использование ее изображения и что фотомодель должна полностью передать принадлежащие ей исключительные права фотографу или заказчику. В противном случае у рекламодателя могут возникнуть препятствия при использовании фотографий (связанные с нарушением прав модели – исключительных и на изображение). О том, как должны быть оформлены отношения с фотомоделью, было описано в журнале «Фотодело», № 7–8 (июль-август) 2009 г., стр. 46–47. В договоре авторского заказа целесообразно установить режим соблюдения личных неимущественных прав, т.е. указания имени фотографа и модели. По умолчанию при каждом случае использования рекламной фотографии заказчик (иное лицо) обязано будет указывать имена фотомодели и фотографа. Следует учесть, что сроки выполнения заказа являются существенным условием договора, т.е. согласно ст. 432 (п. 1) ГК РФ они должны быть определены договором авторского заказа в обязательном порядке. Но… указанный срок при невыполнении фотографом своих обязанностей по уважительной причине может быть продлен на одну четверть установленного срока (т. н. «льготный срок») без применения штрафных санкций.

rosphoto.com

Авторское право на фото, защита фотографий

Авторские права на фотографии

 

Фотографии в России являются охраняемыми авторским правом объектами (ст. 1259 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ)). Это означает, что такие фотографические произведения можно использовать только с разрешения того, кто имеет право по закону давать разрешение.

Фотографическое произведение это гораздо шире, чем фотография – всё, что можно создать на основе фотографии в графических редакторах, например (переработанная фотография), и способами аналогичными фотографии.

Разрешение на использование фотографий может давать их автор – фотограф, если он не передал такое право другим лицам по договору. (ст. 1270 ГК РФ). Художник по свету, художник-постановщик, дизайнер, режиссёр и другие творческие участники съемки не создают фотографию, но могут стать её авторами, если между ними и фотографом будет заключен договор о распределении авторских прав на фотографии (ст. 1258 ГК РФ).

Те, кто оказывают техническое, консультационное, организационное или материальное содействие не могут признаваться авторами фото (автор идеи, помощники, а возможно и гримеры — ст. 1226 ГК РФ). Таким образом, если фотограф не передал свои права или не пообещал их передать, то выдает разрешения на использование фото именно он.

Заказать фотографии может работодатель или конкретное лицо, заинтересованное в разовой услуге. Работодатель заключает трудовой договор и дает фотографу задания на создание конкретных фотографий. Такие задания могут быть устными, главное чтобы создание фотографий было закрепленными документами трудовыми обязанностями (ст. 1295 ГК РФ) и прием фотографий фиксировался работодателем. Заказчик может также заключить договор авторского заказа на создание фотографий (ст. 1288 ГК РФ), или приобрести права на фотографии после их создания по лицензионному договору (ст. 1233 ГК РФ) для использования в изданиях, печатной продукции, промышленности, на товарах, например на фотошторах, обоях и других аналогичных продуктах.

Работник обязан передать работодателю права на фотографии, только если работодатель дал задание на их создание. Между заказчиком и фотографом может быть заключен договор заказа или приобретения фотографий (купли-продажи) и прав на них после их создания (отчуждения или лицензионный). По договору заказа заказчик имеет право без согласия фотографа и без выплаты ему вознаграждения демонстрировать приобретенный в собственность оригинал фотографии и воспроизводить его в каталогах выставок и в изданиях, посвященных его коллекции, а также передавать оригинал этой фотографии для демонстрации на выставках, организуемых другими лицами (ст. 1291 ГК РФ), даже если договор не предусматривает получение заказчиком каких-либо прав на фотографии. Все передаваемые заказчику права должны быть точно указаны.

Чаще всего, вознаграждение работникам-фотографам указывается в положении или приказе по организации и устанавливается как единовременная плата. По договору отчуждения предполагается единовременная оплата. Лицензионный договор предусматривает фиксированные отчисления или в процентах за перечисленные случаи и виды использования фотографии.

Если фотограф и заказчик не заключили договор, то обладателем исключительных авторских прав считается фотограф. Это означает, что он может запрещать всем другим лицам использовать фотографию. Если фотограф работал с фотоаппаратом заказчика или третьего лица, желательно обеспечить доказательства авторства, например задепонировать фотографии в авторском обществе или заключить с заказчиком договор, чтобы передать фотографии с их превью по подписанному сторонами акту. В противном случае своё авторство фотографу будет доказать не просто.

Если по договору с фотографом заказчик приобрел исключительное право на фотографию, то будет необходимо спрашивать разрешение на использование фотографий у такого заказчика. Фотограф в этом случае может использовать фотографии наравне со всеми другими лицами только в личных, исследовательских или научных целях.

Модель, изображенная на фотографии, также определяет ее судьбу. Если с моделью есть договор, из которого следует, что модель позирует за плату, то специальное согласие модели не требуется (ст. 152 ГК РФ). Договор с моделью может заключать как фотограф, так и заказчик, в зависимости от того, кто собирается использовать фотографии. Если модель позировала не за плату, но в общественных интересах – например, реклама вакцинации населения, борьбы с курением, то договор можно не заключать.

Защита авторских прав на фото и иллюстрации

Консультация: (495) 921-22-31; Задать вопрос юристу

Статьи и новости по теме:

Глава Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Александр Жаров на встрече с Владимиром Путиным отчитался >>>

Итак, вы обнаружили ваши фотографии, другие изображения или статьи на чужом сайте или портфолио. Что следует сделать, чтобы предотвратить нарушение ваших прав и избежать подобных рисков в будущем? >>>

Фотограф из Светлогорска (Калининградская область) разместил в своем аккаунте несколько оригинальных фотографий. Увидев, что они скопированы и присутствуют на другом сайте (социальной сети), автор обратился в суд с требованием защитить его права и взыскать компенсацию с постороннего пользователя, перепостившего изображения без согласования с ним >>>

Возглавляемый Никитой Михалковым Российский союз правообладателей (РСП) разработал концепцию «глобальной лицензии» для всех видов контента в сегменте российского интернета. Первый вице-премьер Игорь Шувалов поручил нескольким ведомствам оценить нововведение и представить свои рекомендации >>>

О взыскании с информационного агентства AFP и фотобанка GettyImages в пользу правообладателя фотографа Дэниэла Морела 1,2 миллиона долларов за нарушение его авторских прав. Ответчики позволили незаконно пользоваться его авторcкими фотографиями, распространяя их без уведомления и согласования >>>

Если многие из нас грешат копированием в Интернете красивых фоторабот с использованием их для оформления собственных аккаунтов, это никого не волнует, потому что такова устоявшаяся практика. На Западе владельцы фото очень чувствительны к краже своей собственности и готовы добиваться защиты авторских прав в судах. Особенно, если это может сыграть для их репутации промо-роль >>>

Знаменитейший роман Харпер Ли, по версии ВВС входящий в ТОП-200 лучших литературных произведений планеты, станет «героем» судебного разбирательства. Не сам роман, а права на него, оспариваемые автором у родственника своего бывшего литературного агента >>>

Согласно результатам представленного исследования, наступает эпоха «самиздата», когда издательские дома могут утратить роль посредников между авторами и читателями >>>

Удивительный по нелепости промах допустили редакторы «Комсомольской Правды», осуществив публикацию 57 чужих авторских фотографий без согласования с правообладателями >>>

Подведены итоги ежегодного популярного сетевого конкурса «Блог Рунета 2012» >>>

[  1   2  ]

www.copyright.ru

как зарегистрировать и как можно использовать

Авторское право – это сложнейшее юридическое понятие, которое имеет особенный режим правового регулирования. Как и любой из элементов права интеллектуальной собственности, авторам приходится работать не только с материальным объектом (правом владения результатом творческой работы), но и с нематериальным правом – авторским. Каковы особенности работы с этой юридической категорией, как не нарушить закон в этой области и как защитить свои фотографии вы узнаете, изучив эту статью.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.
 
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону

+7 (499) 450-39-61
Это быстро и бесплатно!

Законодательство о защите авторских прав на фотографиях

Какими законодательными актами регулируется право на изображение? Авторское право подпадает под юрисдикцию нормативно-правовых актов, которые относятся к области права интеллектуальной собственности.

Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах» регулирует все правовые аспекты, которые связаны с распространением, использованием фотографий, а также с защитой авторских прав фотографов и имущественных прав собственников фотографий. Также определённые юридические нюансы, которые не перечат закону, но уточняют его, могут быть прописаны в правилах сайта, на котором эти фото размещались.

Какие фото охраняет авторское право

Авторские права на фото распространяются на все фотографии вне зависимости от того, какого они качества, когда они были сделаны и кем конкретно – фотографом-профессионалом или же любителем на домашнюю камеру.

Кроме того, для закона не имеет никакого значения, что именно изображено на фото. Семейные фотографии и изображение природы будут иметь одинаковый режим правовой охраны.

Главное – чтобы они были сделаны лично вами. Необходимости подтверждать творческую составляющую нет необходимости, потому что для закона любое фото – это уже творчество.

Классификация графических объектов, которые охраняет авторское право:

  1. Любые негативы, как цветные, так и чёрно-белые.
  2. Цифровые фотографии (как в электронном виде, так и их распечатанные копии).
  3. Слайды.
  4. Любой кусок фотографии, как негатива, так и цифровой.

Как защитить свои фотографии

Своё произведение в интернете можно защитить, и сделать это не так сложно, как кажется на первый взгляд. Есть два действенных метода, которые помогут авторам установить своё право на изображения:

  1. Установить знак копирайта и подписать фото. Сделать это можно в любой части изображения.
  2. Приобретите патент на изображение (либо группу изображений). Тогда ваши фотографии будут распространяться по отдельным лицензиям, и в случае их незаконного коммерческого использования можно будет не только доказать факт нарушения, но и истребовать упущенную выгоду.

Кроме законных методов защиты своего авторского права, есть и некоторые неофициальные способы, которые используют фотографы. Самые популярные среди них это:

  1. Фотографии передаются заказчику или публикуются не в полном виде, а немного обрезанными. В таком случае, если возникнет спор об авторстве, подлинный автор сможет продемонстрировать исходник.
  2. На фото устанавливаются едва заметные вотермарки на фон. По ним можно будет доказать, что автор именно вы.
  3. На фотографию накладывается фильтр, который автор изображения создаёт в графическом редакторе лично. Этот метод помогает быстро выделить свои фото среди других. Проблема лишь в том, что один фильтр может подойти не под все работы, потому что разный стиль изображения требует разных эффектов.

Как доказать нарушение ваших авторских прав

Доказать нарушение авторского права не так сложно, как кажется на первый взгляд. Процедура доказывания предусматривается непосредственно во время судебного рассмотрения вопроса. Для того, чтобы показать суду, что факт нарушения был, автору нужно:

  1. Сделать скриншот, фотографию экрана или видеозапись, которые продемонстрируют факт нарушения;
  2. Если нарушитель не избавился от доказательств незаконного использования ваших фотографий до момента слушания, то нарушение можно будет продемонстрировать в зале суда. Это не отменяет того, что скриншоты необходимо приложить к делу в качестве доказательств заранее.
  3. Обратитесь к нотариусу. Он может заверить фото или скриншот сайта, подтвердить, что в данный день и время они выглядели именно так. Поможет придать доказательствам большую силу.
  4. Доказать свою правоту автору помогут свидетели. В этом вопросе чем больше граждан, которые не знакомы с собственником в личной жизни, подтвердят факт нарушения, тем лучше. Друзья и родственники также могут свидетельствовать, но их сова чаще ставятся судом под сомнение из-за личной связи с одной из сторон конфликта;

Советы к распространению фотографий

Для того, чтобы не переживать за своё авторское право, при распространении фотографий стоит помнить следующее:

  1. Никогда не выставляйте фото в интернете без своих авторских знаков. Если знак копирайта и ваше имя обрежут, то это будет грубым нарушением закона, и на такого гражданина можно смело подавать в суд.
  2. Не распространяйте в свободном доступе фотографии, которые вы собираетесь продать.
  3. Нельзя выкладывать в интернет (даже с вотермарками и знаками копирайте) изображения, которые проходят процедуру патентирования.
  4. Обязательно оставляйте у себя исходники всех фото на случай, если возникнут какие-либо проблемы с авторским правом либо правом собственности.
  5. Перед размещением фото на сайте изучите правила пользования ресурса. Там вас может ожидать множеству сюрпризов. Например, некоторые недобросовестные владельцы сайтов писали в правилах (которые обычно никто не читает и сразу нажимает галочку «принять»), что все данные (и фото, и тексты), которые размещаются на сайте, автоматически становятся собственностью хозяина веб-ресурса.

Использование фотографий без нарушения авторских прав

Право интеллектуальной собственности достаточно сурово. Как же использовать изображения, не нарушая авторские права фотографа? И возможно ли это в принципе, если фото было сделано не вами?

Ответ – да, возможно. Вот несколько примеров того, как можно использовать чужие фото не нарушая законы и чужие права:

  1. Если фото было сделано вашим сотрудником в рабочих целях, вы можете спокойно использовать это изображение. В таком случае вы получаете имущественное право, а право авторства остаётся за тем, кто сделал этот снимок.
  2. Исключительные права на фотографии передаются отдельным договором. В таком случае вы получаете не только право собственности, но и право называться автором (или просто не упоминать имя того, кто сделал снимок). Видов такого рода соглашений существует множество. Чаще всего это – подписанный обеими сторонами договор. Авторские права на фотографии по нему передаются через лицензионные соглашения, либо через процедуру отчуждения исключительного права.
  3. Картинки можно использовать без разрешения автора в некоммерческих целях. Например, если вы занимаетесь хэндмейдом, вы можете перенести фото другого автора на своё произведение, и это не будет считаться плагиатом, пока вы не попытаетесь начать продавать товары с этим изображением.

Как использовать фотографии из интернета

Авторские права на фотографии в интернете имеют свой, особый правовой режим. На все картинки в сети распространяется открытая лицензия Creative Commons (кроме тех изображений, на которые самим автором установлена другая лицензия для распространения). Если же фото подпадает под действие лицензии CC, тогда правила её использования следующие:

  1. Вы можете спокойно использовать чужие фото, если это необходимо для цитирования (например, вы рассказываете об авторе и хотите показать его фотографии в качестве примера, либо вы критикуете фото, и хотите продемонстрировать её своим читателям в блоге или на странице в социальной сети).
  2. Если фото было выложено на определённом сайте, его можно использовать в границах этого сайта (некоторые социальные сети являются исключением из данного правила, поэтому стоит уточнить этот момент в правилах использования сайта). Касается это только некоммерческого использования.
  3. Фото из интернета разрешается свободно использовать в культурно-образовательных целях. Если вам нужны какие-либо картинки для презентации, постера на научную конференцию или буклетов для студентов, в смело можете использовать чужие фотографии из сети.
  4. В интернете существуют бесплатные фотостоки. Перед началом использования фотографий оттуда нужно проверить, нет ли на них знака копирайта или вотермарки. Если этих защитных элементов на картинках нет, тогда их можно свободно использовать в своих целях, даже коммерческих.

Самое главное, что нужно помнить, когда вы используете картинки из интернета – у каждой из них есть свой автор. То, что фото разместили в сеть, не значит, что она автоматически стала общедоступной, и кто угодно может использовать её для чего угодно. Интернет не делает объекты труда людей общедоступными, он лишь помогает получать больше данных и приобретать права на владение материальными и нематериальными благами проще и быстрее.

Когда чужие снимки использовать нельзя

Существует множество спорных ситуаций, когда пользователям кажется, что картинки использовать можно, а на самом деле законом это строго запрещается. Примером таких коллапсов могут выступать:

  1. Вы заказали фотосессию у фотографа, а он прислал вам изображения. В таком случае фотограф всё равно остаётся автором снимков, а вы, в зависимости от договора, получаете либо услугу (тогда вы не можете использовать фото в коммерческих целях), либо продукт (тогда вы можете использовать изображения для рынка, но авторские права всё равно придётся приобретать отдельно).
  2. Если фото выложили в интернете, это не значит, что его можно свободно использовать. Картинки из поисковых систем или социальных сетей нельзя присваивать себе не нарушая право интеллектуальной собственности.
  3. Без знака копирайта и указания данных автора фотография всё равно остаётся его собственностью, поэтому использовать её просто так, без дополнительных разрешений, нельзя.
  4. Нельзя использовать чужие изображения с целью унизить кого-либо, как автора фото, так и других людей. Например, если кто-то сфотографировал знаменитость, а вы из его фото сделали карикатуру с помощью фотошопа, авто фото может заявить на вас в суд, потому что своей работой вы портите его изначальное изображение.

Заключение

Работа с фотографиями – это совершенно не сложно, если внимательно ознакомиться с законодательством и не выкладывать свои фото в сеть наобум. Подходя к вопросу своего авторского права разумно, можно защитить себя превентивными мерами так, что потом не придётся ходить по судам и доказывать, что автор – вы, а не мошенник, который хочет получить выгоду от результатов вашего труда.

Не нашли ответа на свой вопрос?
Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:
 
+7 (499) 450-39-61
Это быстро и бесплатно!

prava.expert

Авторское право на фотографии: мифы и реальность

 Долгое время фотографы не признавались обладателями  авторских прав на свои произведения, хотя сегодня уже никто не сомневается, что  их труд носит творческий характер и подлежит защите так же, как и любое другое  произведение.

В настоящее время в гражданском кодексе закреплено  положение  о том, что фотографические  произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии, являются  объектами авторских прав (ст. 1259 ГК РФ).

В последнее время с развитием печати и  интернет-ресурсов фотографии стали использоваться все чаще. При этом пользователи  таких фото часто нарушают права фотографов, забывая о том, что у каждой  фотографии есть свой автор, обладающий всем набором авторских прав.

Мифы об авторском праве в фотографии

1. Единожды опубликованная фотография, находящаяся в  архиве редакции, становится общим достоянием, а фотографии, размещенные в  интернете, можно свободно использовать.   

Некоторые еще уверены, что если вместе с фото указан  его автор, то гонорар за использование такого фото платить не нужно, т.к.  автору и так уже сделана бесплатная реклама, за что он должен быть безмерно  благодарен.

Однако закон нам гласит однозначно, что личные  неимущественные права неотчуждаемы и только автор решает, как будет указываться  (или не указываться) его имя.  

Кроме того, как   в случае с любым другим произведением, автору принадлежит имущественное (исключительное) право на произведение, и для его использования нужно получить  согласие автора и заплатить вознаграждение, если это является условием  использования произведения.

2. Возможно указание имен авторов фотоснимков в общем  списке, публикуемом в начале и конце журнала (книги и т.п.).

Это также является нарушением личных неимущественных  прав фотографов (права авторства в данном случае), т.к. читатели не имеют возможности определить, кто является автором какой фотографии.

3. Если фотограф сам передал фотографию, то у вас появляется право использовать ее по своему усмотрению, в том числе напечатать в периодическом издании и разместить в интернете.

На самом деле в данном случае автор передал вам лишь  материальный носитель (определенную фотографию, слайд или фотопленку), но права  на сам объект интеллектуальной собственности осталось у него. Передача снимка  не является автоматической передачей авторских прав на него. Если вам подарили  такой снимок, то вы можете использовать его лишь в личных целях (например, поместить в свой фотоальбом и демонстрировать родственникам), но вы не можете  без разрешения фотографа опубликовать фото в СМИ.

4. Фотографию можно переделать и использовать по  своему усмотрению.

В данном случае будет иметь место искажение  (переработка) фотографии (путем изменения цвета, внесения дополнительных элементов, размещения надписи, текста и т.д.), которое нарушает право автора на неприкосновенность произведения. На любую переработку произведения (в том числе фото) нужно согласие автора.

Кроме того, переработка может нанести ущерб репутации автора. Тогда автор имеет право требовать защиты его чести, достоинства и деловой репутации.

5. Фотографы должны работать без договора.

Часто фотографы сами провоцируют нарушение своих прав, не заключая письменных договоров и не прописывая детально свои взаимоотношения, например, с издателем. 

В соответствии с гражданским кодексом, любое использование объекта авторского права, включая фотографии, возможно только при наличии договора с правообладателем, заключенного в письменной форме. В  договоре сторонам нужно указать объем получаемых заказчиком прав (например, фотограф может передать заказчику только право на воспроизведение фотографии на страницах определенного журнала и т.д.), а также условия относительно цены работы.

6. Любительское фото не охраняется авторским правом

Российское законодательство не устанавливает не устанавливает никаких критериев и условий, которые были бы необходимы для признания фотопроизведения объектом авторских прав, оно не разграничивает профессиональные фото и любительские. Следовательно, автор (фотограф) независимо от художественного значения уже в силу создания произведения обладает авторскими правами на него. 

Почему авторские права фотографов в России часто не соблюдаются?      

Можно выделить три основные причины:

1. Нарушения прав на фотографические произведения получили очень широкое распространение, стало для нас привычным, а все привычное кажется законным, должным.

2. Долгое время в России отсутствовала организация,  которая занималась бы вопросами реализации прав на фотопроизведения на  коллективной основе, а в одиночку фотографам сложно было что-то изменить.

3. Сами фотографы часто провоцируют неуважительное отношение к себе и требованиям законодательства, в том числе не заключая письменных договоров и не оговаривая условий взаимоотношений, идя на всевозможные компромиссы. 

В каких случаях все-таки можно свободно использовать чужие фото?  

Использование фотографий возможно, если они находятся в месте, открытом для свободного посещения, если они не являются основным объектом воспроизведения и если не используются в коммерческих целях.

Пример.

Одна известная газета опубликовала статью о фотовыставке некого автора. Статья была снабжена рядом фотографий с выставки. Разрешения у автора на размещение этих фото редакция не спрашивала. Фотограф обратился в суд за защитой своих прав. Представители редакции построили защиту на том, что поскольку фотографии находились в открытом для свободного посещения месте, газета имела право их опубликовать без разрешения автора. Суд принял позицию истца, посчитав, что его произведения являлись основным объектом такого воспроизведения, а не фоном к статье о проходившем мероприятии.   

nataly-law.livejournal.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *