Бакалавриат что дает – 5 |

Содержание

Бакалавриат или специалитет? | Мел

Рано или поздно перед каждым выпускником 11 класса, планирующим поступить в вуз в нашей стране, встаёт непростой вопрос, какую форму высшего образования выбрать: бакалавриат или специалитет? Наш блогер Мария Кучерова рассказывает, как устроено высшее образование в России и что лучше выбрать.

Рассылка «Мела»

Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу

Я мама двух сыновей-близнецов. Егор готовился поступить на журфак, Ваня — на прикладную информатику или информационную безопасность. Денег на подготовку к ЕГЭ, как вы понимаете, было потрачено немало, поэтому в вопросе, что лучше — бакалавриат или специалитет, мы выбирали вообще третье — бюджет, то есть бесплатное обучение. Это была наша финансовая стратегия.

Что такое калькулятор расходов ЕГЭ и как оптимизировать издержки

Понимаю, что сейчас ещё больше вас запутала, но когда все подробно объясню, станет понятно, что я имею в виду. На семейном совете мы постановили, что в первую очередь стремимся именно к получению бюджетных мест, поэтому выбор в пользу бакалавриата или специалитета ставился нами на второе место.

По-русски, совсем уж просто, логика была такая: неважно — бакалавриат или специалитет — лишь бы попасть на бюджетные места. Оплачивать учёбу сразу двух студентов — это затратно для любой семьи, с любым достатком.

В итоге выяснилось, что журналистов в Москве уже всех готовят по Болонской системе бакалавриат + магистратура. Егор поступил на бакалавриат в РАНХиГС. С ваниным факультетом «информационная безопасность» было сложнее: где-то были программы специалитета (5 или 5,5 лет), где-то двухуровневая система — бакалавриат (4 года) плюс магистратура (2 года). Но для нас при выборе вуза этот факт не был основным.

Ваши приоритеты могут быть расставлены иначе, поэтому объективно постараюсь изложить все тонкости этой ситуации. Зная все различия, легче принимать решение, а оно должно быть взвешенным, поскольку эти две формы высшего образования, принятые сегодня в российских вузах, в некоторых ситуациях взаимоисключающие. Например, если вы захотите перевестись с одной формы обучения на другую, у вас могут быть проблемы. За примерами далеко ходить не надо. Наша родственница недавно хотела перевестись со специалитета на бакалавриат, и в родном вузе получила решительный отказ. Не предусмотрено Уставом.

Болонская система высшего образования

Итак, с 2003 года российские вузы начали участвовать в масштабном реформировании высшего образования, а именно, стали плавно переходить от одной системы обучения к другой, более современной и, главное, принятой в европейском мире. Называется эта система Болонской, по названию известного города Болонья в северной Италии. Бакалавров выпускали и раньше, но именно в 2003 году это приобрело, если можно так сказать, массовый характер.

История возникновения, все преимущества и недостатки этой системы подробно описаны в интернете. Я не буду всё это пересказывать, скажу только коротко, что в 1999 году, накануне начала нового тысячелетия, участники Болонского процесса, а именно 29 европейских стран, подписали декларацию о том, что высшее образование Евросоюза должно быть единым и двухуровневым: бакалавриат и магистратура. Почти сразу список стран, желающих вступить в Болонский процесс, стал расти. В 2003 году к этому процессу присоединилась и Россия. В 2009 году такая система «бакалавриат + магистратура» начала действовать в России официально. Сроки обучения во всех странах разные, но у нас это обычно 4 + 2 года, соответственно. Кстати, именно в 2009 году и ЕГЭ стало обязательным для всех. До этого был экспериментальный период.

Сегодня большинство российских вузов перешло на новую систему образования, но при этом осталась и классическая российская одноуровневая система, которая называется «специалитет». Таким образом, старое и новое высшее образование существуют у нас в стране параллельно, не отменяя одно другое. Как всегда, у нас все приживается с поправкой на российскую оригинальность, так что мы пошли свои путём. Поэтому сегодняшние выпускники, а также их родители (па-па-ра-ра-рам) имеют ещё одну дополнительную дилемму: что выбрать — бакалавриат или специалитет?

Специалитет

Начнём с конца — так будет проще. Специалитет — это всем привычная система пяти или шестилетнего непрерывного обучения в вузе, которая была принята в нашей стране в СССР и вплоть до начала нулевых как основная и единственно возможная. Человек учился и в итоге получал диплом специалиста. В нём, если вы помните, было написано: «специальность такая-то». Понятие «дипломированный специалист» — это как раз об этом.

Бакалавриат и магистратура

Кто такие бакалавр и магистр? Сразу Гарри Поттер почему-то на ум приходит и магистр Йода.

Тут все довольно просто: высшее образование выстроено двумя ступенями. Сначала вы поступаете на бакалавриат. Условия поступления абсолютно идентичные со специалитетом: приносите баллы ЕГЭ вместе со всеми документами, если нужно, то дополнительно сдаёте творческие экзамены. Через четыре года вы получаете диплом о высшем образовании, в котором написано «бакалавр».

Как успешно пройти творческий экзамен при поступлении в вуз

Если вы захотите продолжить своё обучение, вы обязательно должны сдать вступительные экзамены в магистратуру. Кстати, на второй ступени вы можете выбрать любой вуз, не обязательно тот же самый, где учились на бакалавриате! По окончании магистратуры у вас будет диплом магистра.

Распространённое заблуждение, что степень бакалавра — это какое-то недоделанное высшее образование, что на работу не возьмут и так далее

Диплом бакалавра свидетельствует о наличии высшего образования, и точка! (п. 2 ч. 5 ст. 10 Закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ). Разница между двумя студентами, которые параллельно вышли из пункта А, но идут разными путями, будет, конечно, в знаниях. Бакалавр учится четыре года, а специалист — минимум пять лет (иногда 5,5 или вообще 6). Конечно, программа у них будет отличаться.

Принято считать, что бакалавриат даёт более широкие знания с размытой специализацией, а магистратура — более узконаправленное образование. Также существует стереотип, что специалитет — это более качественное образование, поскольку все пять или шесть лет обучения в вузе готовят узких специалистов-практиков. Все это спорно, на мой взгляд. Прошло слишком мало времени, чтобы вести предметный разговор на эту тему. Процесс формирования учебных программ бакалавриата в каждом вузе пока ещё в стадии становления. Эпоха перемен в высшем образовании в России только началась.

9 отличительных черт российского бакалавриата

  1. После получения диплома бакалавра можно сразу идти работать. У вас в кармане высшее образование. И точка. Период обучения — четыре года.
  2. Некоторые специальности не предусматривают в России двухступенчатого обучения. В этот список попали медицинские специальности, таможенное дело, военные специальности и другие. Невозможно стать хорошим врачом за четыре года, это и ежу понятно.
  3. После бакалавриата вы сможете претендовать на бюджетное место в магистратуре, а после специалитета — нет. Правда, не совсем понятно, зачем после специалитета нужно идти в магистратуру. В любом случае, если «приспичит», то это будет считаться вторым высшим образованием, а, значит, оно будет 100% платным (таков закон). Исключение составляют только «дипломированные специалисты» (поступившие на обучение до 2008 года включительно). Отсрочки от армии тоже не будет.
  4. На весь период обучения «бакалавриат + магистратура» на очном отделении вы получаете отсрочку от армии. Специалитет тоже гарантирует отсрочку на весь период учёбы на очном. Тут разницы нет особой.
  5. Что с аспирантурой? После специалитета можно смело идти, после бакалавриата — нет, минуя магистратуру нельзя. Из магистратуры — пожалуйста.
  6. Диплом специалиста в большинстве случаев не удастся подтвердить за границей, а дипломы бакалавра и магистра — можно.
  7. Бакалавриат можно окончить по одной профессии, а магистратуру — по другой. Например, в течение четырех лет учёбы стало понятно, что вам интересны не только технические предметы, но и гуманитарные. Магистратура по гуманитарному направлению — это вполне реально. Вариативность — это преимущество, конечно. Фактически вы получаете два диплома о высшем образовании: «бакалавр» + «магистр». Ещё раз: «бакалавриат + магистратура» — это два диплома о высшем образовании, только они разного уровня.
  8. Учёба в магистратуре возможна в зарубежных вузах и университетах. Здесь, конечно, потребуется знание иностранного языка, но сегодня это не проблема.
  9. Если вы поступили на специалитет на бюджетное место, то все годы обучения вы не будете ничего платить. Если после бакалавриата вы надумаете пойти в магистратуру, то знайте, что шансы поступить на бюджет минимальные (слишком высокая конкуренция). Вполне возможно, что в течение этих двух лет вам придётся платить за обучение. Процент бюджетный мест почти везде меньше, чем на бакалавриате. В каждом вузе статистика индивидуальная.

Недостатки двухступенчатой системы в России

1. Опять эксперимент над нашими студентами и преподавателями. Пока все «устаканится», пройдёт немало времени.

2. Конечно, можно догадаться, что есть «свистопляска» с учебными программами бакалавриата и магистратуры, ведь вузам дали свободу сформировать их самостоятельно, опираясь на государственные стандарты. Практика получения высшего образования по Болонской системе у нас фактически началась с 2009 года, то есть не прошло даже десяти лет с момента старта эксперимента. Конечно, все это требует ручной настройки ещё продолжительное время, поэтому идеал пока только маячит на горизонте.

Чтобы за четыре года сделать из абитуриента полноценного бакалавра, то есть фактически готового выйти на работу профессионала, надо очень грамотно и четко выстроить систему обучения. Согласитесь, что четыре года — срок не очень большой.

В случае со специалитетом, как вы понимаете, проблем с учебными программами нет, поскольку они достались в наследство, как говорится, от прошлых времен. Здесь все стабильнее и построено на классическом преподавании. Насколько классическое образование актуально в современных реалиях — не мне судить, конечно. Только время покажет. Я рада, что, существуя параллельно, обе системы невольно конкурируют друг с дургом. Так становятся очевиднее все плюсы и минусы.

3. Не все вузы при переходе на Болонскую систему поняли, что конкретно надо менять. Например, мало где в России в полную силу используется болонская 100-балльная система оценки знаний. Номинально она есть, но действует как-то странно, на мой взгляд.

Так называемая кредитно-модульная система оценивания European Credit Transfer System (ECTS), о которой мало кто слышал вообще, — это довольно сложная балльно-рейтинговая система, в которой оцениваются не только контрольные работы, но и посещение лекций и семинаров, практика, самостоятельное обучение и ещё что-то. Баллы потом переводятся в буквы. Короче, европейцы намудрили. Но система, справедливости ради надо сказать, оправдывает свою сложность двумя огромными преимуществами. Первое — объективность. Второе — мобильность студенческого и преподавательского состава. Любой участник учебного процесса может в любой момент поменять не только университет, но и страну обучения. Можно сложить рюкзачок и переехать жить в другую европейскую страну, чтобы продолжить обучение или работу в другом вузе. При этом заработанные студентом кредиты (оценки) «перезжают» вместе с ним и продолжают накапливаться. В случае с преподавателями — система, как вы понимаете, снимает большинство проблем адаптации к новым условия, поскольку требования и стандарты универсальные.

Спросила у своих мальчишек, они подтвердили, что «болонские» баллы вроде бы им начисляют в вузах. Оба учатся на бакалавриате, один — в РАНХиГС, другой — в РГГУ. На мои вопросы о 100-балльной системе отвечают как-то невнятно. Видно, что им подробно никто этого не объяснил до сих пор. В зачётной книжке система оценки по-прежнему старая: зачет-незачет и пятибалльная на экзаменах.


Выбирать особенно и не придётся, поскольку специалитет активно вытесняется новой системой. При этом надо понимать, что вытесняется именно искусственно. Такова сегодняшняя стратегия развития высшего образования России. Специалитету остаются только избранные специальности, где необходима тщательная и долгая профессиональная подготовка. Поэтому разницу, разумеется, надо понимать всем.

Правильный ли путь выбрало российское высшее образование? Вопрос пока трудноразрешимый.

Первые выпускники бакалавриата массово появились в нашей стране только летом 2013 года, а магистратуры — 2015, так что вообще рано о чём-либо говорить

Есть мнение, что бакалавров неохотно берут на работу. Мне не совсем понятно, откуда взялся этот стереотип. Большинство сайтов транслируют его как под копирку. Ни о какой статистике пока речи быть не может. Я бы не стала доверять голословным утверждениям. Три с лишним года (с 2013 года), когда на рынке труда в России появились люди с дипломами бакалавров, — это капля в море. Так что никого не слушайте. Хотите устроиться на работу после бакалавриата — пробуйте. Хотите пойти в магистратуру — пожалуйста. Жалко только, что шансы поступить на бюджет будут невелики. Все равно надо не бояться пробовать. Очень интересно услышать истории и о том, как кто-то поступал с нашим дипломом бакалавра в европейскую магистратуру. Если найду такого человека, обязательно об этом напишу.

Мне лично и как маме, и как педагогу история с Болонской системой симпатична, однако апробирование её в России представляется не совсем прозрачным и понятным. Как из этого мог на нашей земле появиться монстр под названием ЕГЭ? Очевидно, что суть Болонской системы высшего образования в Европе нашими чиновниками от образования так до конца и не «переварена», хотя именно она, по сути, была отправной точкой их отечественных экспериментальных идей. А в эпоху импортозамещения иногда мне становится немного страшно, не дадут ли вообще неожиданный задний ход все эти начинания.

Первые звоночки уже есть. В начале 2017 года Ректор МГУ имени М. В. Ломоносова, президент Российского союза ректоров Виктор Садовничий уже сказал это: «Я считаю допущенной нами ошибкой переход на четырёхлетнее образование в высшей школе. Я считаю, что мы должны учить пять лет, шесть лет, как сделали ведущие западные университеты».

Фото: iStockphoto (Ancika)

Подписывайтесь на мой блог, делитесь полезной информацией в соцсетях, добавляйтесь в друзья.

Мой блог на «Меле»: http://mel.fm/blog/mariya-kucherova

Мой канал YouTube: https://www.youtube.com/channel

Я в ВКонтакте: https://vk.com/mary.kucherova

Я на Фейсбуке: https://www.facebook.com/maria.dyachc…

Я на Одноклассниках: https://ok.ru/?_erv=vwhxlyirbwpynedop


ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Международный бакалавриат в школе: что, зачем и для кого

Всё, что нужно знать для поступления в зарубежный вуз

Топ-10 московских вузов с самыми высокими стипендиями

mel.fm

бакалавриат с магистратурой или специалитет?

Что такое специалитет

Специалитет — это традиционный для России вид высшего образования. Студенты по программе специалитета учатся в вузе 5 лет, и после этого получают степень «дипломированного специалиста».

В 2003 году Россия подписала Болонскую декларацию и начала переход на европейскую систему высшего образования. Так в российских вузах появилась двухуровневая система высшего образования: бакалавриат плюс магистратура.

Чем бакалавриат отличается от магистратуры

Бакалавриат — это первый уровень высшего образования, он длится 4 года. За время учёбы вы получите базовые знания по своей специальности и степень «бакалавра». Бакалавриат считается оконченным высшим образованием.

Магистратура — это второй уровень высшего образования, который длится 2 года. В отличие от бакалавриата магистратура даёт возможность выбрать узкую специализацию. Например, если у вас диплом бакалавра менеджмента, можете пойти в магистратуру на менеджмент в торговле или туризме.  

Плюсы бакалавриата и магистратуры

Диплом признают за рубежом. Если вы получили степень бакалавра в России, и хотите дальше учиться за границей, иностранный вуз подтвердит ваш диплом. С дипломом бакалавра или магистра легче устроиться на работу за границей, чем с дипломом специалиста.

Легко сменить профессию. Программы бакалавриата и магистратуры построены таким образом, что вы можете 4 года учиться на психолога, а затем поступить в магистратуру на менеджмент. В итоге у вас будет две специальности. Кроме этого, на магистра можно учиться в другом вузе.

Отсрочка от армии. Если студент поступит на магистратуру в год окончания бакалавриата, он получит 2 года отсрочки от армии. Специалисту при поступлении на магистра такую отсрочку не дают.

Минусы бакалавриата и магистратуры

Недоверие работодателей. Некоторые работодатели настороженно относятся к бакалаврам из-за того, что они учатся на 1-2 года меньше специалистов. Поэтому специалистов чаще принимают на работу.

Платная магистратура. Не все бакалавры, которые учились на бюджете, смогут бесплатно окончить магистратуру. На магистратуре есть бюджетные места, но их гораздо меньше, чем на бакалавриате. Если у вас не хватает денег на магистратуру, можете сделать перерыв в обучении, поработать и накопить на второй диплом.

Плюсы и минусы специалитета

Ценят работодатели. Работодатели охотно берут на работу специалистов, потому что они учатся по узкому профилю, а бакалавры получают знания общего профиля.

Легче поступить в аспирантуру. Если вы собираетесь заниматься наукой или пойти в аспирантуру, выбирайте специалитет. Вы сможете стать аспирантом сразу после специалитета, а бакалавру придётся вначале окончить магистратуру.

Занимает больше времени. Специалист учится на 1-2 года дольше бакалавра. Если вам жаль этого времени и хочется быстрее начать работать, выбирайте бакалавриат.

Сложно подтвердить диплом за границей. За рубежом нет специалитета, поэтому вам будет сложнее подтвердить диплом специалиста для учёбы или работы за границей.

Какой вид обучения выбрать

Нельзя сказать однозначно, что лучше выбрать: специалитет или бакалавриат с магистратурой. Чтобы вы легче определились и увидели разницу между ними, мы собрали плюсы и минусы каждой формы обучения в таблицу.


 

 

Специалитет

Бакалавриат

Магистратура

Диплом о высшем образовании

да

да

да

Срок обучения

5-6 лет

4 года

2 года

Возможность учиться бесплатно

много бюджетных мест

много бюджетных мест

мало бюджетных мест

Отношение работодателей

хорошее

настороженное

хорошее

Признание диплома за границей

с трудом признают

легко признают

легко признают

unic.edu.ru

в чем разница программ с магистратурой?

Довольно часто соотечественники, уезжающие работать в зарубежные страны, сталкиваются с проблемой не принятия нашей образовательной системы.

Заграничным работодателям не понятен термин «специалитет», поскольку общепринятая международная система получения высшего образования сведена к четырехлетнему обучению или к бакалавриату.

Поэтому, претендующим на работу за границей необходимо либо подтверждать свой диплом, либо и вовсе учиться заново. 

Например, понятия «инженер» и «доктор наук» за границей неоднозначные.

Из расхождения понимания и созрела необходимость приведения дипломов к международным стандартам, чтобы их обладателям было проще и без проблем устраиваться на работу в выбранной стране.

Несмотря на то, что Лиссабонская конвенция гласит, что все те страны, принявшие и подписавшие ее, обязаны признавать дипломы друг друга, на практике это выглядит совсем не так. Россия вступила в это соглашение в 1999 году.

В этом же году состоялся Болонский процесс, направленный на сближение образовательных систем высшего уровня тех стран Европы, где была подписана декларация о двухступенчатом высшем образовании: бакалавриат (4 года) и аспирантура (2 года).

Россия подписалась под этой декларацией в 2003 году, а в 2009 году официально был дан старт переходу на двухуровневую систему образования.

Большинство ВУЗов приняли переход на новую систему, но при этом «старая» классическая система пятилетней подготовки специалистов также осталась.

Теперь перед современными будущими студентами стоит вопрос не только о выборе специальности, но о выборе системы обучения.

В чем же отличие бакалавриата от специалитета?

Под бакалавриатом понимается определенный базовый уровень высшего образования, длительностью 4 года и имеющий общетеоретический характер.

После окончания обучения в рамках этой системы, выпускнику ВУЗа присваивается степень бакалавра и вручается диплом о высшем профессиональном образовании.

Значит, по сути своей, новоиспеченный выпускник это тот же специалист, но получивший фундаментальную подготовку без какой-либо определенной специализации.

Бакалавр имеет то же право замещать все те должности, для которых в принципе необходимо наличие высшего образования в соответствии с квалификационными требованиями к вакансии.

Под специалитетом также понимается определенный уровень высшего образования, по окончании которого выпускник получает степень специалиста.

Для россиян специалитет является более привычной и понятной образовательной системой, где специалисты получают профессиональной подготовку для последующей деятельности в определенной отрасли.

Срок обучения и подготовки специалистов – 5 лет.

Но система пятилетнего обучения в российских ВУЗах постепенно сворачивается.

Те учебные учреждения, которые перешли на двухуровневую систему образования, просто не будут набирать студентов на специалитет, а только лишь на бакалавриат и магистратуру.

При этом нужно понимать, если студент уже учится на специалитете, то и выпускаться он будет со степенью специалиста.

Новой системой обучения могут воспользоваться только вновь поступившие студенты.

Отличия бакалавриата от специалитета существенны и понятны. Но что же лучше выбрать?

Рассмотрим далее преимущества и недостатки обоих систем обучения.

Основные плюсы и минусы бакалавриата

Зачастую бакалавриат называют «незаконченным высшим», несмотря на то, что он является хоть и базовым, но полноценным высшим образованием.

Студенты, учась по очной или заочной форме обучения получают необходимые общие знания по выбранной специализации и могут приступать к трудовой деятельности по окончании ВУЗа. Или же воспользоваться дальнейшим обучением в магистратуре.

К плюсам бакалавриата можно отнести:

  • Получение диплома европейского образца;
  • Право на поступление на уровень магистратуры не только на территории РФ, и в любой выбранной европейской стране;
  • Возможность сменить ВУЗ или даже специальность после обучения, если вдруг сделанный выбор будущей профессии оказался не по душе.

Минусы бакалавриата:

  • Работодатели все еще не доверяют нововведению и предпочитают брать на работу специалистов, мотивируя это тем, что они обладают более глубокими знаниями в профессии;
  • Сложность продолжения бесплатного (бюджетного) обучения в магистратуре – мест мало, желающих больше;
  • Дороговизна обучения на платной магистратуре;
  • Без окончания магистратуры в аспирантуру нельзя поступить, то есть прибавляется еще один год к обучению
    . 4+2 против 5 лет обучения.

Преимущества и недостатки специалитета

Преимуществами специалитета являются:

  • Более высокая котировка в глазах работодателей на рынке труда;
  • Получение полноценной специализированной подготовки по выбранному направлению, то есть «готовый специалист»;
  • Поступать в аспирантуру можно сразу после окончания пятилетнего обучения и присвоения статуса «специалист».

Недостатки специалитета в следующем:

  • диплом специалиста за границей достаточно не просто, поскольку в Европе не существует даже самого понятия «дипломированный специалист»;
  • нет права на бесплатное обучение в магистратуре, поскольку для специалиста она приравнивается ко второму высшему образованию;
  • при поступлению таки в магистратуру нет отсрочки от армии, что весьма актуально для студентов мужского пола;
  • практически невозможно перейти на бакалавриат,
    поскольку новая система образования действует еще пока не во всех ВУЗах и программы обучения по одной и той же специальности схожи только на первых двух годах обучения.

Как видно, что у каждая система образования имеет свои как положительные моменты, так и отрицательные. Будущему студенту необходимо тщательно подходить к выбору и системы обучения и к будущей профессии.

Что дает диплом бакалавра и на что сейчас могут рассчитывать специалисты?

Самое главное, что получит студент, имея на руках диплом бакалавра – это большую свободу в выборе своей дальнейшей собственной судьбы как профессионала в выбранной им конкретной области.

Помимо этого, если выбранная изначально специальность пришлась не по душе и возникнет желание сменить профессию, обучение в 4 года обойдется дешевле в плане экономии времени, а также финансов, если студент обучается на платной основе.

Помимо этого, бонусом к диплому бакалавра выступают возможность бесплатного обучения в магистратуре и использование диплома для продолжения обучения за границей.

Диплом специалиста более востребован на рынке труда и будет еще котироваться долгое время.

Также, наличие диплома специалиста говорит о том, что выпускник хорошо подготовлен по профилю конкретной специальности и его знания имеют непосредственное отношение к выбранной профессии.

Это выгодно отличает выпускников узкопрофильных специальностей перед выпускниками бакалавриата. И, конечно, если выпускник мечтает степени доктора наук, то путь в аспирантуру ему открыт сразу же после окончания специалитета.

Бакалавры и специалисты: возможности трудоустройства

Востребованное образование на рынке труда – пожалуй, самый главный критерий выбора направления обучения и специальности.

Сейчас студентов больше волнует не «простота» обучения, то есть какие-либо гуманитарные специальности без особого профиля, а их дальнейшая нужность на рынке труда.

Ведь выучиться и приобрести специальность по душе и стать профессионалом своего дела мечтает каждый.

Пока, к сожалению, работодатели недоверчиво относятся к претендентам на замещение вакансии с четырехлетним стажем обучения и по-прежнему актуально расхожее мнение о том, что бакалавр является «недостаточным специалистом», что связано, конечно, с более короткой программой обучения.

Специалист, при таком стереотипном мышлении, частенько выигрывает на фоне бакалавра.

Однако для бакалавров в нашей стране все только еще начинается.

На сегодняшний день в Российской Федерации уже есть немало крупных, как правило, иностранных, компаний, которые делают ставку на студентов-выпускников с бакалаврским дипломом.

Здесь кроется обыкновенный экономический расчет: проще взять якобы «недоученного» бакалавра с более низкой заработной платой, готовить его под конкретную специальность с внушительной практикой на рабочем месте и постепенно растить в нем магистра.

Способ «взращивания» сотрудника «под себя» не нов, но весьма эффективен, что смогли оценить те компании-работодатели, которые ориентированы за модель развития по западному сценарию.

Поэтому, как уже неоднократно писалось, все зависит от выбора профессии будущего студента.

Выбрав направление, по которому хочется обучаться, работать и достигать профессиональных высот, сразу станет понятно, какая форма обучения необходима для реализации поставленных целей.

Бесплатная консультация юриста

pozvoniuristu.ru

Бакалавриат и специалитет в чем разница

Каждый абитуриент, прежде чем выбирать учебное заведение должен определиться, кем он хочет быть – бакалавром или специалистом. У каждой из этих форм обучения есть свои особенности, достоинства и недостатки.

Разделение на бакалавриат и специалитет началось с того момента, как РФ в 2003 году присоединилась к развитию в стране Болонского процесса. Но в России все ещё существуют ВУЗы с прежней формой образования, дающей возможность пройти только специалитет.

В чём отличие между бакалавриатом и специалитетом?

В вузах, поддерживающих Болонскую систему образования, существует два уровня системы образования. Первый уровень – бакалавриат, который длится 4 года обучения. Следующим уровнем является магистратура, но она необязательна. Степень бакалавра подтверждает получение полного высшего образования.

Специалитет – это другая форма обучения, классическая, которая действовала по всей России до 2003 года. Обучение на специалиста происходит в течение пяти лет, после чего студент получает полное высшее образование.

Бакалавриат

Бакалавриат даёт базовые знания. Вопреки мнению большинства – бакалавриат — это законченное полное высшее образование, и поступать в магистратуру совершенно необязательно для того, чтобы идти работать. [box] Срок обучения – 4 года, а не 5, как в привычном специалитете.[/box]

Обучение в бакалавриате ничем особо не отличается. Студент также сдаёт зачётно-экзаменационную сессию каждый семестр. Но в этой форме обучения программа более насыщенная, больше материала идёт на самостоятельное изучение.

Это происходит за счёт того, что срок обучения стал короче, но компенсировался нагрузкой. Конечно, при окончании четвёртого курса обязательно сдаётся выпускная квалификационная работа с защитой.

Принимает защиту государственная аттестационная комиссия, которая и присваивает выпускнику степень «бакалавр». Если этого покажется недостаточно, тогда можно поступать в магистратуру для получения степени кандидата наук.

Плюсы:

  • По окончании бакалавриата студент получает диплом Европейского образца, с помощью которого он может поступать в магистратуру в любую страну Европы.
  • Экономия времени для получения высшего образования.
  • Возможность поменять вуз или специальность.

Минусы:

  • К сожалению, в стране все ещё не привыкли к бакалавриату, и многие не знают, как к нему относиться.  
    Поэтому чаще всего при устройстве на работу
    между бакалавром и специалистом выберут скорее специалиста.
  • Если есть желание поступить в магистратуру, чтобы повысить свою квалификацию, очень часто можно столкнуться с такой проблемой – бесплатных мест в магистратуре обычно мало, а стоимость контракта довольно высокая.
  • В аспирантуру сразу после бакалавриата поступать нельзя, обязательный промежуточный пункт – магистратура.
  • Многие вузы могут не компенсировать сокращение срока обучения дополнительной нагрузкой, что сказывается на качестве обучения.

Специалитет

Специалитет считается более традиционной формой обучения в Российской Федерации. Здесь даются и общие, и профилирующие знания. [box] На дневной форме обучения длительность составляет 5 лет, на заочной – 6 лет.[/box] По окончании обучения присваивается категория «специалист».

После этого специалист получает полное высшее образование и может устраиваться на работу. Но также имеет право поступать в аспирантуру или магистратуру. Но стоит учитывать, что в РФ специалист стоит практически на одной планке с магистром при устройстве на работу.

Специалитет по привычке считают более полноценным образованием, нежели бакалавр. Но стоит признать, что на деле разница между ними только в количестве лет обучения. В специалитете также есть свои плюсы и минусы.

Плюсы:

  • Специалист чаще всего имеет преимущество перед бакалавром при устройстве на работу.
    Это происходит из-за того, что в России классификатор должностей включает только категорию «специалист», и работодатели склоняются к ним.
  • Специалист имеет право на обучение в аспирантуре и защиту кандидатской диссертации.
  • Более длительный срок обучения (5–6 лет) влияет на качество подготовки для получения полного высшего образования.
  • Имеют приоритет и возможность преподавания в российских вузах, или стать сотрудниками в государственной структуре власти.

Минусы:

  • Более долгий срок обучения, сравнительно с бакалавриатом.
  • Признать диплом специалиста за рубежом практически невозможно. Дело в том, что там действуют категории «бакалавр», «магистр», «аспирант». Поэтому поступить после получения категории специалиста в магистратуру на бюджет невозможно, так как вы не окончили бакалавриат. При поступлении на платную форму обучение будет считаться вторым высшим.
  • В случае поступления на магистратуру, парни лишаются отсрочки от армии.

Каким будет диплом после бакалавриата/специалитета?

При обучении на ступени бакалавра студенту во втором семестре четвёртого курса предстоит защитить диплом бакалавра перед комиссией и получить диплом о получении полного высшего образования. После получения диплома бакалавра необязательно поступать в магистратуру в родной вуз.

Поступать можно в любой вуз страны и даже Европы. Кроме этого, можно поступать на любую специальность, если своя не пришлась по душе. Но при поступлении в магистратуру, как и при любом поступлении необходимо сдавать экзамены. На основе диплома бакалавра в магистратуру не принимают нигде.

При поступлении на специалитет, студент дневной формы обучения во втором семестре 5 курса защищает дипломную работу перед комиссией и получает диплом специалиста и полное высшее образование. Если заочная форма обучения – тогда защита диплома производится по окончании 6 курса.

После этого можно спокойно устраиваться на работу или поступать в магистратуру. Специалист не может со своим дипломом поступить на бюджет в магистратуру за рубежом, так как это привилегия бакалавров. Для специалиста открыты двери для трудоустройства в России, работодатели именно им отдают предпочтение.

Кому легче устроиться на работу?

Это напрямую зависит от того, где именно выпускник собирается устраиваться на работу. Если в России, здесь работодатели предпочтут специалистов, а за рубежом с радостью примут бакалавров. Но везде бывают исключения, тут все зависит от подхода конкретного работодателя.

Выводы:

  • Бакалавриат больше подойдёт тем, кому необходимо сократить свой срок обучения (необходимость или желание скорее самостоятельно зарабатывать), а также тем, кто видит своё будущее за рубежом.
  • Специалитет подойдёт лучше тем, кто планирует продолжать свою учебную или трудовую деятельность в России, работать в государственных органах или учебных заведениях.
  • После бакалавриата НЕобязательно поступать в магистратуру, так как это полное высшее образование.
  • Диплом бакалавра является дипломом Европейского образца
  • Специалитет предполагает более качественную, но и более длительную подготовку.
  • В России работодатель скорее примет специалиста, чем бакалавра.
  • Как после бакалавриата, так и после магистратуры студент имеет возможность продолжить обучение, поступив в магистратуру.

Как видим, у каждого из форм обучения есть свои плюсы и минусы. При выборе стоит опираться на свои дальнейшие планы, желания. Если есть сомнения по поводу выбора, лучше узнать об опыте выпускников, они лучше всех могут определить, каким был путь бакалавриата или специалитета.

Чаще всего разница состоит лишь в длительности обучения, а нагрузка везде примерно одинаковая, ведь получение высшего образования – это всегда сложный образовательный процесс со сдачей зачётов, экзаменов и дипломных независимо от того, где человек учится.

urist7.ru

Бакалавр — это… Что такое Бакалавр?

Бакала́вр (англ. bachelor’s degree[1]) — академическая степень или квалификация, присуждаемая лицам, освоившим соответствующие образовательные программы высшего образования[2]. Завершённое высшее образование в странах, которые участвуют в Болонском процессе[2][3][4].

Бакалавриа́т — высшее образование, подтверждаемое дипломом бакалавра с присвоением академической степени бакалавра или квалификации бакалавра[5].

Диплом бакалавра

Диплом бакалавра является документом, которым подтверждается завершение высшего профессионального образования[3].

Положение в разных странах

В России

В России этот уровень подготовки введён в 1996 году[6]. Нормативный срок обучения для получения квалификации (степени) «бакалавр» — не менее чем 4 года. Квалификация присваивается по результатам защиты выпускной работы на заседании Государственной аттестационной комиссии. Степень «бакалавр» в России — это высшее профессиональное образование. Квалификация «бакалавр» при поступлении на работу дает гражданину право на занятие должности, для которой квалификационными требованиями предусмотрено высшее профессиональное образование[3]. Лица со степенью бакалавра могут быть также допущены к защите диссертации на соискание учёной степени кандидата наук[7].

После 31 декабря 2010 года квалификации (степени) бакалавра и магистра стали основными для выпускников российских высших учебных заведений.

В Европе и Америке

В различных странах и по различным направлениям сроки подготовки бакалавров разнятся от 4 до 6 лет. В Европейском союзе, Канаде и США — 4 года, но на медицинских направлениях подготовки обычно от 5 до 6 лет[8]. После получения степени «бакалавр» выпускник имеет право работать по специальности и занимать должности, требующие высшего образования, а также имеет право продолжить обучение по желанию в магистратуре. Большинство выпускников высших учебных заведений в странах Европейского союза и Северной Америки после бакалавриата не продолжают обучение в магистратуре, потому что бакалавриат является подтверждением полноценного высшего образования[9][8]. Продолжают обучение в магистратуре чаще студенты, которые планируют заниматься научными исследованиями или педагогической деятельностью в вузе[10].

В Казахстане

Лица, завершившие обучение по профессиональной учебной программе высшего образования с присуждением академической степени «бакалавр», могут занимать должности, для которых квалификационными требованиями предусмотрено наличие высшего образования[2]. Содержание профессиональных учебных программ высшего образования предусматривает изучение цикла общеобразовательных дисциплин, цикла базовых дисциплин, цикла профилирующих дисциплин, а также прохождение профессиональной практики по соответствующим специальностям. Каждый цикл дисциплин состоит из дисциплин обязательного компонента и компонента по выбору. Дисциплины из компонента по выбору обучающегося в каждом цикле должны содержательно дополнять дисциплины обязательного компонента. Университеты вправе на конкурсной основе разрабатывать и внедрять инновационные образовательные программы, содержащие новые качественно усовершенствованные технологии, методы и формы обучения. Срок освоения профессиональных учебных программ высшего образования определяется государственным общеобязательным стандартом высшего образования и должен составлять не менее 4 лет[2].

См. также

Примечания

dic.academic.ru

Что такое бакалавриат (уровень образования)

Что такое бакалавриат в вузе?

Первые попытки перехода высшего образования в России на Болонскую систему были предприняты в 1999 году. И уже с 2003 года в систему высшего образования РФ были внесены кардинальные изменения. Высшее академическое образование было разделено на две ступени – бакалавриат и магистратуру.

Звание бакалавра присваивается студенту, закончившему высшее учебное заведение по минимальному, базовому курсу. Бакалавр – это полноценное свидетельство о высшем образовании, которое обеспечивает трудоустройство на любую должность, к которому предъявляется соответствующие требования. В отечественной системе профессионального образования степень бакалавра признана самостоятельной, полноценной формой получения высшего образования.

В большинстве ВУЗов курс бакалавриата составляет 4 года. По окончании обучения студент сдает дипломную работу и выпускные экзамены. Для большинства медицинских и некоторых технических ВУЗов нашей страны система обучения не вписывается в общепринятый стандарт и степень бакалавра там не выдается. Что, впрочем, естественно. Считается, что невозможно подготовить полноценного специалиста в медицине, и некоторых технических специальностях, за 4 года.

По программе бакалавриата студентам выдается базовый объем знаний в выбранной профессии. Как правило, при такой форме обучения отсутствует углубленное изучение каких-то узконаправленных дисциплин и предметов. Многие высшие учебные заведения несколько дифференцируют курс обучения бакалавров. Часто он разделяется на академический и прикладной бакалавриат.

При академическом курсе упор делается на развитие у студентов навыков научно-исследовательской работы, получении углубленных теоретических знаний. Учащееся академического курса бакалавриата ориентируются на дальнейшее обучение по курсу магистратуры и поступление в аспирантуру.

Прикладной бакалавриат рассчитан на подготовку специалистов с высшим образованием с крепкой базовой подготовкой, ориентированных на трудовую деятельность. Впрочем, еще далеко не все ВУЗы придерживаются такой градации. Существует возможность обучения, как в очной, так и в заочной форме. Все ВУЗы нашей страны имеют бюджетные и коммерческие (платные) места обучения.

По окончании учебного заведения студент получает диплом бакалавра о высшем образовании. Такой диплом позволяет не только устроится на хорошую работу, но и сразу, или по истечении какого то времени, продолжить учебу по выбранной специальности.

На нашем сайте вы найдете наиболее полный список ВУЗов нашей страны с обучением по курсу бакалавра по ссылке. Здесь вы сможете выбрать наиболее подходящий Вам вариант обучения и получить всю необходимую информацию о выбранном учебном заведении.

Ответы на вопросы о бакалавриате

Дает ли бакалавриат отсрочку от армии?

Да. Поступающие после 11-го класса получают от службы в армии.

Можно ли жить в общежитии на бакалавриате?

Да.

vuzopedia.ru

Бакалавриат или специалитет — Справочник абитуриента

Бакалавриат или специалитет

Переход на Болонскую систему образования привнес новшества, заменив привычное всем в России одноуровневое высшее образование на двухуровневое. Теперь обучение большинству специальностей возможно лишь по системе бакалавриата и магистратуры, и лишь некоторые (медицинские, инженерные, военные) остались доступны в привычной нам форме пятилетнего образования.

Чтобы ответить на вопрос «что лучше, бакалавриат или специалитет», необходимо рассмотреть преимущества и недостатки этих двух форм образования.

Особенности бакалавриата

Бакалавриат является первой ступенью двухуровневого образования по Болонской системе. Программа бакалавриата позволяет получить студентам общие знания по выбранному направлению. Из ее преимуществ следует отметить следующие:

  • Уже через четыре года обучения выпускники получают диплом о высшем образовании и могут сделать выбор либо в пользу продолжения обучения на второй ступени (в магистратуре), либо в пользу построения карьеры.
  • Существует возможность быстрой смены профессии путем прохождения специальных курсов, без необходимости переучиваться в течение еще нескольких лет.
  • Диплом бакалавра признается в зарубежных странах, что дает его обладателю возможность поступить в магистратуру заграничного вуза либо сразу найти работу в чужой стране.
  • Из недостатков бакалавриата можно отметить:
  • Невозможность трудоустройства на ряд должностей в образовательной сфере в России и в органы власти без прохождения второй ступени;
  • Невозможность поступления в аспирантуру и защиты диссертации.

Особенности специалитета

Отличие специалитета от бакалавриата состоит в том, что специалитет представляет собой привычную для жителей нашей страны форму пятилетнего образования, в конце которого выпускник получает звание дипломированного специалиста. Программа специалитета предполагает и получение базовых знаний, и узкой подготовки по выбранному профилю. К преимуществам данного вида образования можно отнести то, что выпускники специалитета:

  • больше котируются на российском рынке труда, нежели бакалавры;
  • имеют возможность преподавания в российских вузах и право занимать должности в государственных структурах власти.

Теперь о недостатках:

  • Диплом «специалиста» дает меньше шансов поступить в зарубежную магистратуру или устроиться там на работу.
  • Поступление в магистратуру после окончания специалитета не дает отсрочки от армии, тогда как бакалавриат + магистратура – это отсрочка на шесть лет.

Как видно, оба направления высшего образования имеют как свои плюсы, так и минусы. Поэтому вопрос, что выбрать, бакалавриат или специалитет, каждый будущий студент решает для себя сам, в зависимости от своих целей. Бакалавриат с магистратурой в значительной степени ориентированы на получение теоретических знаний, а значит, больше подходят тем, кто хочет развиваться в научной сфере. Специалитет же дает узкоспециализированные знания и навыки для осуществления профессиональной деятельности.

vuz.edunetwork.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *