Большая восьмерка стран мира – Большая восьмерка — это… Что такое Большая восьмерка?

Содержание

Большая восьмерка - это... Что такое Большая восьмерка?

Большая восьмёрка

Большая восьмёрка (англ. Group of eight, G8) — международный клуб, объединяющий правительства наиболее индустриально развитых демократий мира («Группа семи» или Большой семёрки (G7)) и России. Так же называют и неофициальный форум лидеров этих стран (США, Великобритания, Франция, Япония, Германия, Россия, Канада, Италия) с участием Европейской комиссии, в рамках которого осуществляется согласование подходов к актуальным международным проблемам.

«Большая восьмёрка» не является международной организацией, она не основана на международном договоре, не имеет устава и секретариата. Решения «восьмёрки» не имеют обязательной силы. Как правило, речь идет о фиксации намерения сторон придерживаться согласованной линии или о рекомендациях другим участникам международной жизни применять определенные подходы в решении тех или иных вопросов.

Термин «большая семёрка» возник в русской публицистике из ошибочной расшифровки английского сокращения G7 как «Great Seven» («большая семёрка»), хотя на самом деле оно расшифровывается как «Group of Seven» («группа семи»). Впервые употребление термина зафиксировано 21 января 1991 года в статье газеты «Коммерсантъ» «Прибалтика обошлась Горбачеву в 16 млрд долларов».

Поскольку "Большая восьмерка" не имеет устава, соответственно, официально принять статус члена этот института невозможно. Но по негласному правилу саммиты Восьмерки проходят ежегодно по очереди в каждой из стран-членов. Поэтому страны вступают в G8 тогда, когда ей предлагается провести на своей территории саммит клуба. Россия вступает в организацию в 2006 году. Встреча клуба, которая прошла в Москве в 1996 году, не была признана саммитом, поэтому нельзя считать, что Россия вступила в клуб в 1996 году.

История

«Большая шестёрка» возникла на совещании глав государств и правительств Франции, США, Великобритании, ФРГ, Италии и Японии в Рамбуйе 15-17 ноября 1975 (с начала 70-х годов подобные встречи проводились на уровне министров финансов). В 1976 году «шестёрка» превратилась в «семёрку», приняв в свой состав Канаду, а в течение 1991—2002 поэтапно (по схеме «7+1») преобразована в «восьмёрку» с участием России.

Идея проведения встреч руководителей наиболее промышленно развитых стран мира возникла в начале 70-х годов в связи с экономическим кризисом и обострением отношений между США, Западной Европой и Японией по экономическим и финансовым вопросам.

На первое совещание (15—17 ноября 1975) по инициативе тогдашнего президента Франции Валери Жискар д’Эстена собрались главы государств и правительств шести стран: США, Японии, Франции, Великобритании, ФРГ, Италии. На встрече была принята Совместная декларация по экономическим проблемам, в которой содержится призыв о неприменении агрессии в торговой области и отказ от установления новых дискриминационных барьеров.

В дальнейшем встречи проводятся ежегодно. Большая восьмёрка (шестёрка, семёрка): Россия, США, Великобритания, Франция, Германия, Япония, Италия, Канада. Прочие — ЕС, страна-председатель ЕС, Индия и Китай.

Лидеры Большой восьмёрки

Председатель

Председателем восьмёрки является в течение каждого календарного года руководитель одной из стран-членов в следующем порядке ротации: Франция, США, Великобритания, Россия (с 2006), ФРГ, Япония, Италия, Канада (с 1981).

Совещания («саммиты»)

Встречи глав государств и правительств стран «Группы восьми» проходят ежегодно (обычно — летом) в очередной стране-председателе. В заседаниях участвуют, помимо глав государств и правительств стран-членов, 2 представителя Европейского союза, а именно — председатель Европейской комиссии и руководитель страны, председательствующей в данный момент в ЕС. Повестку дня саммита формируют шерпы — доверенные лица руководителей стран восьмёрки.

Поимённый список

Великобритания — премьер-министры

Германия — федеральные канцлеры

Италия — Председатели Совета Министров

Канада — премьер-министры

Россия (с 1997) — президенты

США — президенты

Франция — президенты

Япония — премьер-министры

    • Такэо Мики (до 1976),
    • Такэо Фукуда (1976—1978),
    • Масаёси Охира (1978—1980),
    • Дзэнко Судзуки (1980—1982),
    • Ясухиро Накасонэ (1982—1987),
    • Нобору Такэсита (1987—1989),
    • Соукэ Уно (1989),
    • Тосики Кайфу (1989—1991),
    • Киити Миядзава (1991—1993),
    • Морихиро Тосакава (1993—1994),
    • Цутому Хата (1994),
    • Томиити Мураяма (1994—1996),
    • Рютаро Хасимото (1996—1998),
    • Кэйдзо Обути (1998—2000),
    • Йосиро Мори (2000—2001),
    • Дзюнъитиро Коидзуми (2001—2006),
    • Синдзо Абэ (2006—2007)
    • Ясуо Фукуда (2007 — 2008)
    • Таро Асо (с 2008)

Кандидаты

Участники

Главы стран большой двадцатки: Индия, Китай, ЮАР, Мексика, Бразилия, кроме того в g-20 входили Южная Корея, Саудовская Аравия, Турция, Индонезия, Аргентина, Испания, приезжали руководители международных и региональных союзов (ЕС, СНГ).

Саммиты

  • 25 Саммит 8 (1999)
  • 26 Саммит 8 (2000)
  • 27 Саммит 8 (2001)
  • 28 Саммит 8 (2002)
  • 29 Саммит 8 (2003)
  • 30 Саммит 8 (2004)
  • 31 Саммит 8 (2005)
  • 32 Саммит 8 (2006)
  • 33 Саммит 8 (2007)
  • 34 Саммит 8 (2008)

Страны-участницы и их доли в ВВП (Международный Валютный Фонд)

2006 Население ВВП
  Млн % Млрд $ %
Мир 6345,1 100,0 66228,7 100
США 302,5 4,77 13543,3 20,45
Япония 127,7 2,01 4346,0 6,56
Германия 82,4 1,3 2714,5 4,1
Великобритания 60,2 0,95 2270,9 3,43
Франция 64,1 1,01 2117,0 3,2
Россия 142,5 2,25 2076,0 3,13
Италия 59,1 0,93 1888,5 2,85
Канада 32,9 0,52 1217,1 1,84
Страны «Большой
восьмёрки» вместе
871,4 13,73 30006 45,56

Темы и места встреч «Большой восьмёрки»

1975 Рамбуйе Безработица, инфляция, энергетический кризис, структурная реформа международной валютной системы.

1976 Пуэрто-Рико Международная торговля, взаимоотношения Востока и Запада.

1977 Лондон Безработица среди молодежи, роль МВФ в стабилизации мировой экономики, альтернативные источники энергии, уменьшающие зависимость развитых стран от экспортеров нефти.

1978 Бонн Меры по обузданию инфляции, помощь развивающимся странам через Всемирный банк и банки регионального развития.

1979 Токио Рост цен на нефть, дефицит энергоносителей, необходимость развития атомной энергетики, проблема беженцев из Индокитая.

1980 Венеция Рост цен на нефть, увеличение внешнего долга развивающихся стран, советское вторжение в Афганистан, международный терроризм.

1981 Оттава Рост населения земли, экономические отношения с Востоком с учетом интересов безопасности Запада, ситуация на Ближнем Востоке, наращивание вооружений в СССР.

1982 Версаль

Развитие экономических отношений с СССР и странами Восточной Европы, ситуация в Ливане.

1983 Вильямсбург Финансовая ситуация в мире, долги развивающихся стран, контроль над вооружениями.

1984 Лондон Начавшееся оздоровление мировой экономики, ирано-иракский конфликт, борьба с международным терроризмом, поддержка демократических ценностей.

1985 Бонн Опасности экономического протекционизма, политика в области охраны окружающей среды, сотрудничество в сфере науки и технологий.

1986 Токио Определение среднесрочной налоговой и финансовой политики, способы борьбы с международным терроризмом, катастрофа на Чернобыльской АЭС.

1987 Венеция Ситуация в сельском хозяйстве, снижение процентных ставок по внешним долгам для беднейших стран, глобальное изменение климата, перестройка в СССР.

1988 Торонто Роль стран АТР в международной торговле, долги беднейших стран и изменение графика выплат Парижскому клубу, начало вывода советских войск из Афганистана, контингенты советских войск в Восточной Европе.

1989 Париж Диалог с «азиатскими тиграми», экономическая ситуация в Югославии, выработка стратегии по отношению к странам-должникам, рост наркомании, сотрудничество в области борьбы со СПИДом, права человека в Китае, экономические реформы в Восточной Европе, арабо-израильский конфликт.

1990 Лондон Инвестиции и кредиты для стран Центральной и Восточной Европы, ситуация в СССР и помощь Советскому Союзу в создании рыночной экономики, создание благоприятного инвестиционного климата в развивающихся странах, объединение Германии.

1991 Хьюстон Финансовая помощь странам Персидского залива, пострадавшим от войны, миграция в страны G7, нераспространение ядерного, химического, биологического оружия и обычных вооружений.

1992 Мюнхен Проблемы окружающей среды, поддержка рыночных реформ в Польше, мировая ситуация после распада СССР, обеспечение безопасности ядерных объектов в этих странах, партнерство G7 и стран АТР, роль ОБСЕ в обеспечении равных прав для национальных и других меньшинств, ситуация в бывшей Югославии.

1993 Токио Ситуация в странах с переходной экономикой, уничтожение ядерного оружия в СНГ, соблюдение режима контроля над ракетными технологиями, ухудшение положения в бывшей Югославии, усилия по мирному урегулированию на Ближнем Востоке.

1994 Неаполь Экономическое развитие на Ближнем Востоке, ядерная безопасность в Центральной и Восточной Европе и СНГ, международная преступность и отмывание денег, ситуация в Сараево, Северная Корея после смерти Ким Ир Сена.

1995 Галифакс Новая форма проведения саммитов, реформа международных институтов — МВФ, Всемирного банка, предотвращение экономических кризисов и стратегия их преодоления, ситуация в бывшей Югославии.

1996 Москва (встреча) Ядерная безопасность, борьба с незаконной торговлей ядерными материалами, ситуация в Ливане и ближневосточный мирный процесс, ситуация на Украине.

1996 Лион (саммит) Глобальное партнерство, интеграция стран с переходной экономикой в мировое экономическое сообщество, международный терроризм, ситуация в Боснии и Герцеговине.

1997 Денвер Старение населения, развитие малого и среднего бизнеса, экология и здоровье детей, распространение инфекционных заболеваний, транснациональная организованная преступность, клонирование людей, реформирование ООН, освоение космоса, противопехотные мины, политическая ситуация в Гонконге, на Ближнем Востоке, на Кипре и в Албании.

1998 Бирмингем Новый формат встреч — «только лидеры», министры финансов и министры иностранных дел проводят встречи в преддверии саммитов. Глобальная и региональная безопасность.

1999 Кёльн Социальное значение глобализации экономики, списание долгов беднейшим странам, борьба с международной преступностью в финансовой сфере.

2000 Окинава Влияние развития информационных технологий на экономику и финансы, борьба с туберкулезом, образование, биотехнологии, предотвращение конфликтов.

2001 Генуя Проблемы развития, борьба с бедностью, продовольственная безопасность, проблема ратификации Киотского протокола, ядерное разоружение, роль неправительственных организаций, ситуация на Балканах и Ближнем Востоке.

2002 Кананаскис Помощь развивающимся странам Африки, борьба с терроризмом и укрепление роста мировой экономики, обеспечение безопасности международных грузов.

2003 Эвиан Экономика, устойчивое развитие, а также безопасность и борьба с терроризмом.

2004 Си-Айленд Вопросы мировой экономики и безопасности, ситуация в Ираке и на Ближнем Востоке, отношения России и Японии, проблемы свободы слова.

2005 Глениглс Глобальные изменения климата и помощь беднейшим странам Африки.

2006 Санкт-Петербург Энергетическая безопасность, демография и образование, укрепление и расширение сотрудничества по борьбе с терроризмом. Ситуация на Ближнем Востоке.

2007 Хайлигедамм Борьба с глобальными изменениями климата и помощь беднейшим странам Африки

2008 Тояко Борьба с ростом цен на продовольствие и топливо,а также с инфляцией в целом.

2009 Рим Глобальный мировой экономический кризис 2008-2009г[1][2]

Критика «Большой восьмёрки»

«Большую восьмёрку» обвиняют в элитарности, недемократичности и гегемонизме. В июне 2002 года во время саммита в Канаде в Мали прошел контрсаммит — собрание активистов антиглобализационного движения из Африки, Европы, Америки. В 2003 году во французском городке Анмас параллельно саммиту G8 в Эвиане прошел еще один форум антиглобалистов, повестка дня которого полностью копировала программу официальной встречи в Эвиане. Антиглобалисты настаивали на необходимости обсуждения альтернативных программ мирового развития и управления, которое носило бы более гуманный характер и учитывало реальные потребности большинства населения планеты.

Россия и «Большая восьмёрка»

Страной-председателем «Большой восьмёрки» в течение 2006 года являлась Россия (председатель — Владимир Путин). Заявленные приоритеты периода председательства России в «Большой Восьмёрке» это: энергетическая безопасность, образование, борьба с распространением инфекционных заболеваний и прочие актуальные темы (борьба с терроризмом, нераспространение оружия массового уничтожения, урегулирование региональных конфликтов, развитие мировой экономики и финансов, развитие международной торговли, сохранение окружающей среды).

Названия советов

  • Совет глав промышленных государств
  • Совет министров финансов
  • Совет министров иностранных дел
  • Совет министров образования
  • Совет генеральных прокуроров
  • Совет спикеров парламентов промышленных государств

См. также

Примечания

Ссылки

Большая восьмёрка (Группа Восьми, G8)

 

Лидеры Большой восьмёрки

 

Wikimedia Foundation. 2010.

dic.academic.ru

Большая 8 - это... Что такое Большая 8?

Большая восьмёрка

Большая восьмёрка (англ. Group of eight, G8) — международный клуб, объединяющий правительства наиболее индустриально развитых демократий мира («Группа семи» или Большой семёрки (G7)) и России. Так же называют и неофициальный форум лидеров этих стран (США, Великобритания, Франция, Япония, Германия, Россия, Канада, Италия) с участием Европейской комиссии, в рамках которого осуществляется согласование подходов к актуальным международным проблемам.

«Большая восьмёрка» не является международной организацией, она не основана на международном договоре, не имеет устава и секретариата. Решения «восьмёрки» не имеют обязательной силы. Как правило, речь идет о фиксации намерения сторон придерживаться согласованной линии или о рекомендациях другим участникам международной жизни применять определенные подходы в решении тех или иных вопросов.

Термин «большая семёрка» возник в русской публицистике из ошибочной расшифровки английского сокращения G7 как «Great Seven» («большая семёрка»), хотя на самом деле оно расшифровывается как «Group of Seven» («группа семи»). Впервые употребление термина зафиксировано 21 января 1991 года в статье газеты «Коммерсантъ» «Прибалтика обошлась Горбачеву в 16 млрд долларов».

Поскольку "Большая восьмерка" не имеет устава, соответственно, официально принять статус члена этот института невозможно. Но по негласному правилу саммиты Восьмерки проходят ежегодно по очереди в каждой из стран-членов. Поэтому страны вступают в G8 тогда, когда ей предлагается провести на своей территории саммит клуба. Россия вступает в организацию в 2006 году. Встреча клуба, которая прошла в Москве в 1996 году, не была признана саммитом, поэтому нельзя считать, что Россия вступила в клуб в 1996 году.

История

«Большая шестёрка» возникла на совещании глав государств и правительств Франции, США, Великобритании, ФРГ, Италии и Японии в Рамбуйе 15-17 ноября 1975 (с начала 70-х годов подобные встречи проводились на уровне министров финансов). В 1976 году «шестёрка» превратилась в «семёрку», приняв в свой состав Канаду, а в течение 1991—2002 поэтапно (по схеме «7+1») преобразована в «восьмёрку» с участием России.

Идея проведения встреч руководителей наиболее промышленно развитых стран мира возникла в начале 70-х годов в связи с экономическим кризисом и обострением отношений между США, Западной Европой и Японией по экономическим и финансовым вопросам.

На первое совещание (15—17 ноября 1975) по инициативе тогдашнего президента Франции Валери Жискар д’Эстена собрались главы государств и правительств шести стран: США, Японии, Франции, Великобритании, ФРГ, Италии. На встрече была принята Совместная декларация по экономическим проблемам, в которой содержится призыв о неприменении агрессии в торговой области и отказ от установления новых дискриминационных барьеров.

В дальнейшем встречи проводятся ежегодно. Большая восьмёрка (шестёрка, семёрка): Россия, США, Великобритания, Франция, Германия, Япония, Италия, Канада. Прочие — ЕС, страна-председатель ЕС, Индия и Китай.

Лидеры Большой восьмёрки

Председатель

Председателем восьмёрки является в течение каждого календарного года руководитель одной из стран-членов в следующем порядке ротации: Франция, США, Великобритания, Россия (с 2006), ФРГ, Япония, Италия, Канада (с 1981).

Совещания («саммиты»)

Встречи глав государств и правительств стран «Группы восьми» проходят ежегодно (обычно — летом) в очередной стране-председателе. В заседаниях участвуют, помимо глав государств и правительств стран-членов, 2 представителя Европейского союза, а именно — председатель Европейской комиссии и руководитель страны, председательствующей в данный момент в ЕС. Повестку дня саммита формируют шерпы — доверенные лица руководителей стран восьмёрки.

Поимённый список

Великобритания — премьер-министры

Германия — федеральные канцлеры

Италия — Председатели Совета Министров

Канада — премьер-министры

Россия (с 1997) — президенты

США — президенты

Франция — президенты

Япония — премьер-министры

    • Такэо Мики (до 1976),
    • Такэо Фукуда (1976—1978),
    • Масаёси Охира (1978—1980),
    • Дзэнко Судзуки (1980—1982),
    • Ясухиро Накасонэ (1982—1987),
    • Нобору Такэсита (1987—1989),
    • Соукэ Уно (1989),
    • Тосики Кайфу (1989—1991),
    • Киити Миядзава (1991—1993),
    • Морихиро Тосакава (1993—1994),
    • Цутому Хата (1994),
    • Томиити Мураяма (1994—1996),
    • Рютаро Хасимото (1996—1998),
    • Кэйдзо Обути (1998—2000),
    • Йосиро Мори (2000—2001),
    • Дзюнъитиро Коидзуми (2001—2006),
    • Синдзо Абэ (2006—2007)
    • Ясуо Фукуда (2007 — 2008)
    • Таро Асо (с 2008)

Кандидаты

Участники

Главы стран большой двадцатки: Индия, Китай, ЮАР, Мексика, Бразилия, кроме того в g-20 входили Южная Корея, Саудовская Аравия, Турция, Индонезия, Аргентина, Испания, приезжали руководители международных и региональных союзов (ЕС, СНГ).

Саммиты

  • 25 Саммит 8 (1999)
  • 26 Саммит 8 (2000)
  • 27 Саммит 8 (2001)
  • 28 Саммит 8 (2002)
  • 29 Саммит 8 (2003)
  • 30 Саммит 8 (2004)
  • 31 Саммит 8 (2005)
  • 32 Саммит 8 (2006)
  • 33 Саммит 8 (2007)
  • 34 Саммит 8 (2008)

Страны-участницы и их доли в ВВП (Международный Валютный Фонд)

2006 Население ВВП
  Млн % Млрд $ %
Мир 6345,1 100,0 66228,7 100
США 302,5 4,77 13543,3 20,45
Япония 127,7 2,01 4346,0 6,56
Германия 82,4 1,3 2714,5 4,1
Великобритания 60,2 0,95 2270,9 3,43
Франция 64,1 1,01 2117,0 3,2
Россия 142,5 2,25 2076,0 3,13
Италия 59,1 0,93 1888,5 2,85
Канада 32,9 0,52 1217,1 1,84
Страны «Большой
восьмёрки» вместе
871,4 13,73 30006 45,56

Темы и места встреч «Большой восьмёрки»

1975 Рамбуйе Безработица, инфляция, энергетический кризис, структурная реформа международной валютной системы.

1976 Пуэрто-Рико Международная торговля, взаимоотношения Востока и Запада.

1977 Лондон Безработица среди молодежи, роль МВФ в стабилизации мировой экономики, альтернативные источники энергии, уменьшающие зависимость развитых стран от экспортеров нефти.

1978 Бонн Меры по обузданию инфляции, помощь развивающимся странам через Всемирный банк и банки регионального развития.

1979 Токио Рост цен на нефть, дефицит энергоносителей, необходимость развития атомной энергетики, проблема беженцев из Индокитая.

1980 Венеция Рост цен на нефть, увеличение внешнего долга развивающихся стран, советское вторжение в Афганистан, международный терроризм.

1981 Оттава Рост населения земли, экономические отношения с Востоком с учетом интересов безопасности Запада, ситуация на Ближнем Востоке, наращивание вооружений в СССР.

1982 Версаль Развитие экономических отношений с СССР и странами Восточной Европы, ситуация в Ливане.

1983 Вильямсбург Финансовая ситуация в мире, долги развивающихся стран, контроль над вооружениями.

1984 Лондон Начавшееся оздоровление мировой экономики, ирано-иракский конфликт, борьба с международным терроризмом, поддержка демократических ценностей.

1985 Бонн Опасности экономического протекционизма, политика в области охраны окружающей среды, сотрудничество в сфере науки и технологий.

1986 Токио Определение среднесрочной налоговой и финансовой политики, способы борьбы с международным терроризмом, катастрофа на Чернобыльской АЭС.

1987 Венеция Ситуация в сельском хозяйстве, снижение процентных ставок по внешним долгам для беднейших стран, глобальное изменение климата, перестройка в СССР.

1988 Торонто Роль стран АТР в международной торговле, долги беднейших стран и изменение графика выплат Парижскому клубу, начало вывода советских войск из Афганистана, контингенты советских войск в Восточной Европе.

1989 Париж Диалог с «азиатскими тиграми», экономическая ситуация в Югославии, выработка стратегии по отношению к странам-должникам, рост наркомании, сотрудничество в области борьбы со СПИДом, права человека в Китае, экономические реформы в Восточной Европе, арабо-израильский конфликт.

1990 Лондон Инвестиции и кредиты для стран Центральной и Восточной Европы, ситуация в СССР и помощь Советскому Союзу в создании рыночной экономики, создание благоприятного инвестиционного климата в развивающихся странах, объединение Германии.

1991 Хьюстон Финансовая помощь странам Персидского залива, пострадавшим от войны, миграция в страны G7, нераспространение ядерного, химического, биологического оружия и обычных вооружений.

1992 Мюнхен Проблемы окружающей среды, поддержка рыночных реформ в Польше, мировая ситуация после распада СССР, обеспечение безопасности ядерных объектов в этих странах, партнерство G7 и стран АТР, роль ОБСЕ в обеспечении равных прав для национальных и других меньшинств, ситуация в бывшей Югославии.

1993 Токио Ситуация в странах с переходной экономикой, уничтожение ядерного оружия в СНГ, соблюдение режима контроля над ракетными технологиями, ухудшение положения в бывшей Югославии, усилия по мирному урегулированию на Ближнем Востоке.

1994 Неаполь Экономическое развитие на Ближнем Востоке, ядерная безопасность в Центральной и Восточной Европе и СНГ, международная преступность и отмывание денег, ситуация в Сараево, Северная Корея после смерти Ким Ир Сена.

1995 Галифакс Новая форма проведения саммитов, реформа международных институтов — МВФ, Всемирного банка, предотвращение экономических кризисов и стратегия их преодоления, ситуация в бывшей Югославии.

1996 Москва (встреча) Ядерная безопасность, борьба с незаконной торговлей ядерными материалами, ситуация в Ливане и ближневосточный мирный процесс, ситуация на Украине.

1996 Лион (саммит) Глобальное партнерство, интеграция стран с переходной экономикой в мировое экономическое сообщество, международный терроризм, ситуация в Боснии и Герцеговине.

1997 Денвер Старение населения, развитие малого и среднего бизнеса, экология и здоровье детей, распространение инфекционных заболеваний, транснациональная организованная преступность, клонирование людей, реформирование ООН, освоение космоса, противопехотные мины, политическая ситуация в Гонконге, на Ближнем Востоке, на Кипре и в Албании.

1998 Бирмингем Новый формат встреч — «только лидеры», министры финансов и министры иностранных дел проводят встречи в преддверии саммитов. Глобальная и региональная безопасность.

1999 Кёльн Социальное значение глобализации экономики, списание долгов беднейшим странам, борьба с международной преступностью в финансовой сфере.

2000 Окинава Влияние развития информационных технологий на экономику и финансы, борьба с туберкулезом, образование, биотехнологии, предотвращение конфликтов.

2001 Генуя Проблемы развития, борьба с бедностью, продовольственная безопасность, проблема ратификации Киотского протокола, ядерное разоружение, роль неправительственных организаций, ситуация на Балканах и Ближнем Востоке.

2002 Кананаскис Помощь развивающимся странам Африки, борьба с терроризмом и укрепление роста мировой экономики, обеспечение безопасности международных грузов.

2003 Эвиан Экономика, устойчивое развитие, а также безопасность и борьба с терроризмом.

2004 Си-Айленд Вопросы мировой экономики и безопасности, ситуация в Ираке и на Ближнем Востоке, отношения России и Японии, проблемы свободы слова.

2005 Глениглс Глобальные изменения климата и помощь беднейшим странам Африки.

2006 Санкт-Петербург Энергетическая безопасность, демография и образование, укрепление и расширение сотрудничества по борьбе с терроризмом. Ситуация на Ближнем Востоке.

2007 Хайлигедамм Борьба с глобальными изменениями климата и помощь беднейшим странам Африки

2008 Тояко Борьба с ростом цен на продовольствие и топливо,а также с инфляцией в целом.

2009 Рим Глобальный мировой экономический кризис 2008-2009г[1][2]

Критика «Большой восьмёрки»

«Большую восьмёрку» обвиняют в элитарности, недемократичности и гегемонизме. В июне 2002 года во время саммита в Канаде в Мали прошел контрсаммит — собрание активистов антиглобализационного движения из Африки, Европы, Америки. В 2003 году во французском городке Анмас параллельно саммиту G8 в Эвиане прошел еще один форум антиглобалистов, повестка дня которого полностью копировала программу официальной встречи в Эвиане. Антиглобалисты настаивали на необходимости обсуждения альтернативных программ мирового развития и управления, которое носило бы более гуманный характер и учитывало реальные потребности большинства населения планеты.

Россия и «Большая восьмёрка»

Страной-председателем «Большой восьмёрки» в течение 2006 года являлась Россия (председатель — Владимир Путин). Заявленные приоритеты периода председательства России в «Большой Восьмёрке» это: энергетическая безопасность, образование, борьба с распространением инфекционных заболеваний и прочие актуальные темы (борьба с терроризмом, нераспространение оружия массового уничтожения, урегулирование региональных конфликтов, развитие мировой экономики и финансов, развитие международной торговли, сохранение окружающей среды).

Названия советов

  • Совет глав промышленных государств
  • Совет министров финансов
  • Совет министров иностранных дел
  • Совет министров образования
  • Совет генеральных прокуроров
  • Совет спикеров парламентов промышленных государств

См. также

Примечания

Ссылки

Большая восьмёрка (Группа Восьми, G8)

 

Лидеры Большой восьмёрки

 

Wikimedia Foundation. 2010.

dic.academic.ru

"Большая восьмерка". Страны "Большой восьмерки" :: SYL.ru

"Большая семерка" (до приостановления членства России - "Большая восьмерка") - это международный клуб, который не имеет своего устава, договора, секретариата и штаб-квартиры. По сравнению с Всемирным экономическим форумом "семерка" не имеет даже своего веб-сайта и департамента по связям с общественностью. Она не является официальной международной организацией, соответственно, ее решения не подлежат обязательному исполнению.

Задачи

По состоянию на начало марта 2014 года в страны "Большой восьмерки" входят Великобритания, Франция, Италия, Германия, Россия, Соединенные Штаты Америки, Канада и Япония. Как правило, задача клуба заключается в том, чтобы зафиксировать намерения сторон придерживаться определенной согласованной линии. Государства могут лишь рекомендовать другим международным участникам принимать те или иные решения насущных международных вопросов. Тем не менее, клуб играет важную роль в современном мире. Озвученный выше состав "Большой восьмерки" в марте 2014 года изменился, когда из клуба была исключена Россия. "Большая семерка" на сегодняшний день так же значима для мирового сообщества, как и крупные организации типа Международного валютного фонда, ВТО, ОЭСР.

История возникновения

В 1975 году в Рамбуйе (Франция) состоялось первое заседание G6 ("Большой шестерки") по инициативе французского президента Валери Жискар д'Эстена. На заседание собрались главы стран и правительств Франции, Соединенных Штатов Америки, Великобритании, Японии, Германии и Италии. По итогам встречи была принята совместная декларация по экономическим проблемам, которая призывала отказаться от агрессии в торговле и установления новых барьеров дискриминации. В 1976 году в состав клуба вошла Канада, превратив "шестерку" в "семерку". Клуб задумывался больше как предприятие с обсуждением макроэкономических проблем, но затем стали подниматься глобальные темы. В восьмидесятые годы двадцатого столетия повестки дня стали более разнообразными, нежели просто решение экономических вопросов. Лидеры обсуждали внешнюю политическую ситуацию в развитых странах и в мире в целом.

Из "семерки" в "восьмерку"

В 1997 году клуб стал позиционироваться как "Большая восьмерка", поскольку в состав была включена Россия. В связи с этим круг вопросов вновь расширился. Важными темами стали военно-политические проблемы. Члены "Большой восьмерки" начали предлагать планы реформирования состава клуба. Например, выдвигались идеи замены встреч лидеров на видеоконференции, чтобы избежать огромных финансовых затрат на проведение саммитов и обеспечение безопасности членов. Также государства "Большой восьмерки" выдвигали вариант включения в состав большего количества стран, например, Австралии и Сингапура, для преобразования клуба в "Большую двадцатку". Затем от этой идеи отказались, поскольку при большом количестве стран-участников было бы сложнее принимать решения. В начале двадцать первого века появляются новые глобальные темы, и страны "Большой восьмерки" рассматривают текущие проблемы. Обсуждение терроризма и киберпреступности выходит на первый план.

Соединенные Штаты Америки и Германия

"Большая семерка" объединяет значимых на мировой политической арене участников. Соединенные Штаты Америки используют клуб для продвижения своих стратегических целей на международной арене. Особенно сильно американское лидерство проявилось во время финансового кризиса в Азиатско-Тихоокеанском регионе, когда США добились одобрения выгодных схем действий для его урегулирования.

Германия также является важным членом "семерки". Немцы используют свое участие в этом клубе как влиятельное средство для утверждения и укрепления растущей роли своей страны в мире. Германия активно стремится к проведению единой согласованной линии Европейского союза. Немцы выдвигают идею усиления контроля над мировой финансовой системой и основными курсами валют.

Франция

Франция участвует в клубе "Большая семерка" для того, чтобы обеспечить свое положение "страны с глобальной ответственностью". В тесном взаимодействии с Европейском союзом и Североатлантическим альянсом она играет активную роль в мировых и европейских делах. Вместе с Германией и Японией Франция выступает за идею централизованного контроля над передвижениями мирового капитала для недопущения спекуляций с валютой. Также французы не поддерживают "дикую глобализацию", утверждая, что она ведет к разрыву между менее развитой частью мира и более развитыми странами. К тому же в государствах, которые страдают от финансового кризиса, усугубляется социальное расслоение общества. Именно поэтому по предложению Франции в 1999 году в Кельне на заседании была включена тема о социальных последствиях глобализации.

Францию также беспокоит отрицательное отношение многих западных стран к развитию ядерной энергетики, поскольку 85% электроэнергии вырабатывается на атомных электростанциях ее территории.

Италия и Канада

Для Италии участие в "семерке" - это вопрос национального престижа. Она гордится своим членством в клубе, которое позволяет более активно реализовывать свои претензии в международных делах. Италия интересуется всеми политическими вопросами, обсуждаемыми на заседаниях, а также не оставляет без внимания и другие темы. Итальянцы предлагали придать "семерке" характер "постоянного механизма для консультаций", а также стремились предусмотреть накануне саммита регулярные встречи министров иностранных дел.

Для Канады "Большая семерка" - один из важных и полезных институтов для обеспечения и продвижения своих международных интересов. На саммите в Бирмингеме канадцы продвигали в повестку дня вопросы, касающиеся своих ниш в мировых делах, например, таких, как запрет противопехотных мин. Также канадцы хотели создать образ ходатайствующей стороны по тем вопросам, по которым ведущие державы пока не пришли к консенсусу. Относительно дальнейшей деятельности "семерки" мнение канадцев заключается в том, чтобы рационально организовать работу форума. Они поддерживают формулу "только президенты" и проведение отдельных встреч министров иностранных дел за две-три недели до заседаний.

Великобритания

Великобритания высоко ценит свое членство в "семерке". Англичане считают, что это подчеркивает статус их страны как великой державы. Таким образом, страна может оказывать влияние на решение важных международных вопросов. В 1998 году во время того, как Великобритания председательствовала на заседании, она поднимала обсуждение глобальных экономических проблем и вопросы, касающиеся борьбы с преступностью. Британцы также настаивали на том, чтобы упростить процедуру саммита и состав "Большой семерки". Они предлагали проводить заседания с минимальным числом участников и в неформальной обстановке для того, чтобы сконцентрироваться на более ограниченном числе вопросов с целью более эффективного их решения.

Япония

Япония не имеет членства в Совете безопасности Организации Объединенных Наций, не входит в НАТО и в Европейский союз, поэтому участие в саммитах "Большой семерки" для нее имеет особый смысл. Это единственный форум, где Япония может оказать влияние на мировые дела и укрепить свою позицию азиатского лидера.

Японцы используют "семерку" для того, чтобы выдвинуть свои политические инициативы. В Денвере они предлагали обсудить на повестке дня противодействие международному терроризму, борьбу с инфекционными заболеваниями, оказание помощи для развития африканских стран. Япония активно поддержала решения по проблемам международной преступности, экологии и занятости. При этом японский премьер-министр не смог добиться того, чтобы в то время "Большая восьмерка" стран мира обратила внимание на необходимость принятия решения по азиатскому финансово-экономическому кризису. После этого кризиса Япония настояла на разработке новых "правил игры" для того, чтобы добиться большей прозрачности международных финансов как для мировых организаций, так и для частных предприятий.

Японцы всегда принимали активное участие в решении мировых проблем, таких, как обеспечение занятости, борьба с международной преступностью, контроль над вооружением и других.

Россия

В 1994 г. после саммита "Большой семерки" в Неаполе было проведено несколько отдельных встреч российских руководителей с лидерами G7. Президент России Борис Ельцин принял участие в них по инициативе Билла Клинтона, главы Америки, и Тони Блэра, премьер-министра Великобритании. Сначала он был приглашен в качестве гостя, а через некоторое время - в качестве полноправного участника. В итоге Россия стала членом клуба в 1997 г.

"Большая восьмерка" с этого времени значительно расширила круг обсуждаемых вопросов. Страной-председателем РФ была в 2006 г. Тогда заявленными приоритетами Российской Федерации являлись энергетическая безопасность, борьба с инфекционными заболеваниями и их распространением, борьба с терроризмом, образование, нераспространение оружия массового уничтожения, развитие мировой экономики и финансов, развитие мировой торговли, охрана окружающей среды.

Цели клуба

Лидеры "Большой восьмерки" встречались на саммитах ежегодно, обычно в летнее время, на территории государства-председателя. В июне 2014 года на саммит в Брюсселе Россию не пригласили. Помимо глав государств и правительств стран-членов в заседаниях участвуют два представителя от Европейского союза. Доверенные лица членов той или иной страны "Большой семерки" (шерпы) формируют повестку дня.

Председателем клуба в течение года является руководитель одной из стран в определенном порядке. Цели "Большой восьмерки" при членстве в клубе России - решение различных актуальных проблем, возникающих в мире в тот или иной момент. Сейчас они остались прежними. Все страны-участницы являются ведущими в мире, поэтому их лидеры сталкиваются с одинаковыми экономическими и политическими проблемами. Общность интересов сближает руководителей, что позволяет согласовать их дискуссии и плодотворно проводить встречи.

Вес "Большой семерки"

"Большая семерка" имеет свою значимость и ценность в мире, поскольку ее саммиты позволяют главам государств взглянуть на международные проблемы чужими глазами. Саммиты выявляют новые угрозы в мире - политические и экономические, и позволяют предотвратить их или устранить с помощью принятия совместных решений. Все члены "Большой семерки" высоко ценят участие в клубе и гордятся принадлежностью к нему, хотя в первую очередь преследуют интересы своих стран.

www.syl.ru

Большая восьмёрка - это... Что такое Большая восьмёрка?

Большая восьмёрка

Группа восьми (англ. Group of eight, G8), Большая восьмёрка — международный клуб, объединяющий правительства Великобритании, Германии, Италии, Канады, России, США, Франции и Японии. Так же называют и неофициальный форум лидеров этих стран (с участием Европейской комиссии), в рамках которого осуществляется согласование подходов к актуальным международным проблемам.

«Большая восьмёрка» не является международной организацией, она не основана на международном договоре, не имеет устава и секретариата. Решения «восьмёрки» не имеют обязательной силы. Как правило, речь идёт о фиксации намерения сторон придерживаться согласованной линии или о рекомендациях другим участникам международной жизни применять определённые подходы в решении тех или иных вопросов.

Поскольку G8 не имеет устава, соответственно, официально принять статус члена этого института невозможно. С 1996 года, после встречи клуба в Москве, Россия начала всё активнее принимать участие в работе клуба. По негласному правилу саммиты «восьмёрки» проходят ежегодно по очереди в каждом из государств-членов. В России саммит был в 2006 году в Санкт-Петербурге (встреча клуба, которая прошла в Москве в 1996 году, не была признана саммитом).

Название

Термин «Большая восьмёрка» является логичным продолжением термина «Большая семёрка», который возник в русской публицистике из ошибочной расшифровки английского сокращения G7 как «Great Seven» («Большая семёрка»), хотя на самом деле оно расшифровывается как «Group of Seven» («группа семи»). Впервые употребление термина «Большая семёрка» зафиксировано в статье «Прибалтика обошлась Горбачеву в 16 млрд долларов», газета «Коммерсантъ» от 21 января 1991 года.

История

G6 возникла на совещании глав государств и правительств Франции, США, Великобритании, ФРГ, Италии и Японии во дворце Рамбуйе 15-17 ноября 1975 (с начала 70-х годов подобные встречи проводились на уровне министров финансов). В 1976 году «шестёрка» превратилась в «семёрку», приняв в свой состав Канаду, а в течение 1991—2002 поэтапно (по схеме «7+1») преобразована в «восьмёрку» с участием России.

Идея проведения встреч руководителей наиболее промышленно развитых стран мира возникла в начале 70-х годов в связи с экономическим кризисом и обострением отношений между США, Западной Европой и Японией по экономическим и финансовым вопросам.

На первое совещание (15—17 ноября 1975) по инициативе тогдашнего президента Франции Валери Жискар д’Эстена собрались главы государств и правительств шести стран: США, Японии, Франции, Великобритании, ФРГ, Италии. На встрече была принята Совместная декларация по экономическим проблемам, в которой содержится призыв о неприменении агрессии в торговой области и отказ от установления новых дискриминационных барьеров.

В дальнейшем встречи проводятся ежегодно. «Большая восьмёрка»: Россия, США, Великобритания, Франция, Германия, Япония, Италия, Канада. Прочие — ЕС, государство-председатель ЕС, Индия и Китай.

Лидеры «Большой восьмёрки» (по состоянию на 15 мая 2012 года)

Председатель

Председателем «восьмёрки» является в течение каждого календарного года руководитель одной из стран-членов в следующем порядке ротации: Франция, США, Великобритания, Россия (с 2006), ФРГ, Япония, Италия, Канада (с 1981).

Совещания («саммиты»)

Встречи глав государств и правительств стран «Группы восьми» проходят ежегодно (обычно — летом) в очередной стране-председателе. В заседаниях участвуют, помимо глав государств и правительств стран-членов, 2 представителя Европейского союза, а именно — председатель Европейской комиссии и руководитель страны, председательствующей в данный момент в ЕС. Повестку дня саммита формируют шерпы — доверенные лица руководителей стран «восьмёрки».

Лидеры стран «Большой восьмёрки» с момента её создания

Великобритания — премьер-министры

Германия — федеральные канцлеры

Италия — председатели Совета Министров

Канада (c 1976) — премьер-министры

Россия (с 1997) — президенты

США — президенты

Франция — президенты

Япония — премьер-министры

    • Такэо Мики (до 1976),
    • Такэо Фукуда (1976—1978),
    • Масаёси Охира (1978—1980),
    • Дзэнко Судзуки (1980—1982),
    • Ясухиро Накасонэ (1982—1987),
    • Нобору Такэсита (1987—1989),
    • Сосукэ Уно (1989),
    • Тосики Кайфу (1989—1991),
    • Киити Миядзава (1991—1993),
    • Морихиро Хосакава (1993—1994),
    • Цутому Хата (1994),
    • Томиити Мураяма (1994—1996),
    • Рютаро Хасимото (1996—1998),
    • Кэйдзо Обути (1998—2000),
    • Йосиро Мори (2000—2001),
    • Дзюнъитиро Коидзуми (2001—2006),
    • Синдзо Абэ (2006—2007),
    • Ясуо Фукуда (2007—2008),
    • Таро Асо (2008—2009),
    • Юкио Хатояма(2009—2010),
    • Наото Кан (2010-2011),
    • Ёсихико Нода (2011)

Кандидаты

Участники

Главы стран большой двадцатки: Индия, Китай, ЮАР, Мексика, Бразилия, кроме того в g-20 входили Южная Корея, Саудовская Аравия, Турция, Индонезия, Аргентина, Испания, приезжали руководители международных и региональных союзов (ЕС, СНГ).

Саммиты

Страны-участницы и их доли в ВВП (Международный валютный фонд)

Динамика ВВП в странах Большой восьмёрки в 1992—2009 годах, в процентах от уровня 1992 года.
2006 Население ВВП
  Млн % Млрд $ %
Мир 6345,1 100,0 66228,7 100
США 302,5 4,77 13543,3 20,45
Япония 127,7 2,01 4346,0 6,56
Германия 82,4 1,3 2714,5 4,1
Великобритания 60,2 0,95 2270,9 3,43
Франция 64,1 1,01 2117,0 3,2
Россия 142,5 2,25 2076,0 3,13
Италия 59,1 0,93 1888,5 2,85
Канада 32,9 0,52 1217,1 1,84
Страны «Большой
восьмёрки» вместе
871,4 13,73 30006 45,56

Темы и места встреч «Большой восьмёрки»

  • 1975 Рамбуйе Безработица, инфляция, энергетический кризис, структурная реформа международной валютной системы.
  • 1976 Сан-Хуан Международная торговля, взаимоотношения Востока и Запада.
  • 1977 Лондон Безработица среди молодёжи, роль МВФ в стабилизации мировой экономики, альтернативные источники энергии, уменьшающие зависимость развитых стран от экспортёров нефти.
  • 1978 Бонн Меры по обузданию инфляции, помощь развивающимся странам через Всемирный банк и банки регионального развития.
  • 1979 Токио Рост цен на нефть, дефицит энергоносителей, необходимость развития атомной энергетики, проблема беженцев из Индокитая.
  • 1980 Венеция Рост цен на нефть, увеличение внешнего долга развивающихся стран, советское вторжение в Афганистан, международный терроризм.
  • 1981 Монтебелло Рост населения земли, экономические отношения с Востоком с учетом интересов безопасности Запада, ситуация на Ближнем Востоке, наращивание вооружений в СССР.
  • 1982 Версаль Развитие экономических отношений с СССР и странами Восточной Европы, ситуация в Ливане.
  • 1983 Вильямсбург Финансовая ситуация в мире, долги развивающихся стран, контроль над вооружениями.
  • 1984 Лондон Начавшееся оздоровление мировой экономики, ирано-иракский конфликт, борьба с международным терроризмом, поддержка демократических ценностей.
  • 1985 Бонн Опасности экономического протекционизма, политика в области охраны окружающей среды, сотрудничество в сфере науки и технологий.
  • 1986 Токио Определение среднесрочной налоговой и финансовой политики, способы борьбы с международным терроризмом, катастрофа на Чернобыльской АЭС.
  • 1987 Венеция Ситуация в сельском хозяйстве, снижение процентных ставок по внешним долгам для беднейших стран, глобальное изменение климата, перестройка в СССР.
  • 1988 Торонто Роль стран АТР в международной торговле, долги беднейших стран и изменение графика выплат Парижскому клубу, начало вывода советских войск из Афганистана, контингенты советских войск в Восточной Европе.
  • 1989 Париж Диалог с «азиатскими тиграми», экономическая ситуация в Югославии, выработка стратегии по отношению к странам-должникам, рост наркомании, сотрудничество в области борьбы со СПИДом, права человека в Китае, экономические реформы в Восточной Европе, арабо-израильский конфликт.
  • 1990 Лондон Инвестиции и кредиты для стран Центральной и Восточной Европы, ситуация в СССР и помощь Советскому Союзу в создании рыночной экономики, создание благоприятного инвестиционного климата в развивающихся странах, объединение Германии.
  • 1991 Хьюстон Финансовая помощь странам Персидского залива, пострадавшим от войны, миграция в страны G7, нераспространение ядерного, химического, биологического оружия и обычных вооружений.
  • 1992 Мюнхен Проблемы окружающей среды, поддержка рыночных реформ в Польше, отношения со странами СНГ, обеспечение безопасности ядерных объектов в этих странах, партнерство G7 и стран АТР, роль ОБСЕ в обеспечении равных прав для национальных и других меньшинств, ситуация в бывшей Югославии.
  • 1993 Токио Ситуация в странах с переходной экономикой, уничтожение ядерного оружия в СНГ, соблюдение режима контроля над ракетными технологиями, ухудшение положения в бывшей Югославии, усилия по мирному урегулированию на Ближнем Востоке.
  • 1994 Неаполь Экономическое развитие на Ближнем Востоке, ядерная безопасность в Центральной и Восточной Европе и СНГ, международная преступность и отмывание денег, ситуация в Сараево, Северная Корея после смерти Ким Ир Сена.
  • 1995 Галифакс Новая форма проведения саммитов, реформа международных институтов — МВФ, Всемирного банка, предотвращение экономических кризисов и стратегия их преодоления, ситуация в бывшей Югославии.
  • 1996 Москва (встреча) Ядерная безопасность, борьба с незаконной торговлей ядерными материалами, ситуация в Ливане и ближневосточный мирный процесс, ситуация на Украине.
  • 1996 Лион (саммит) Глобальное партнерство, интеграция стран с переходной экономикой в мировое экономическое сообщество, международный терроризм, ситуация в Боснии и Герцеговине.
  • 1997 Денвер Старение населения, развитие малого и среднего бизнеса, экология и здоровье детей, распространение инфекционных заболеваний, транснациональная организованная преступность, клонирование людей, реформирование ООН, освоение космоса, противопехотные мины, политическая ситуация в Гонконге, на Ближнем Востоке, на Кипре и в Албании.
  • 1998 Бирмингем Новый формат встреч — «только лидеры», министры финансов и министры иностранных дел проводят встречи в преддверии саммитов. Глобальная и региональная безопасность.
  • 1999 Кёльн Социальное значение глобализации экономики, списание долгов беднейшим странам, борьба с международной преступностью в финансовой сфере.
  • 2000 Наго Влияние развития информационных технологий на экономику и финансы, борьба с туберкулезом, образование, биотехнологии, предотвращение конфликтов.
  • 2001 Генуя Проблемы развития, борьба с бедностью, продовольственная безопасность, проблема ратификации Киотского протокола, ядерное разоружение, роль неправительственных организаций, ситуация на Балканах и Ближнем Востоке.
  • 2002 Кананаскис Помощь развивающимся странам Африки, борьба с терроризмом и укрепление роста мировой экономики, обеспечение безопасности международных грузов.
  • 2003 Эвиан-ле-Бен Экономика, устойчивое развитие, а также безопасность и борьба с терроризмом.
  • 2004 Си-Айленд Вопросы мировой экономики и безопасности, ситуация в Ираке и на Ближнем Востоке, отношения России и Японии, проблемы свободы слова.
  • 2005 Глениглс Глобальные изменения климата и помощь беднейшим странам Африки.
  • 2006 Санкт-Петербург Энергетическая безопасность, демография и образование, укрепление и расширение сотрудничества по борьбе с терроризмом. Ситуация на Ближнем Востоке.
  • 2007 Хейлигендамм Борьба с глобальными изменениями климата и помощь беднейшим странам Африки
  • 2008 Тояко Борьба с ростом цен на продовольствие и топливо, а также с инфляцией в целом.
  • 2009 Л'Акуила Глобальный мировой экономический кризис 2008—2009 гг.[1][2]
  • 2010 Хантсвилл
  • 2011 Довиль Гражданская война в Ливии.
  • 2012 Кэмп-Дэвид Проблемы энергетики и изменение климата, продовольственная безопасность и питание, преобразования в экономике Афганистана, перемены на Ближнем Востоке и в Северной Африке[3].

Критика «Большой восьмёрки»

«Большую восьмёрку» обвиняют в элитарности, недемократичности и гегемонизме. В июне 2002 года во время саммита в Канаде в Мали прошёл контрсаммит — собрание активистов антиглобализационного движения из Африки, Европы, Америки. В 2003 году во французском городке Анмас параллельно саммиту G8 в Эвиане прошёл ещё один форум антиглобалистов, повестка дня которого полностью копировала программу официальной встречи в Эвиане. Антиглобалисты настаивали на необходимости обсуждения альтернативных программ мирового развития и управления, которое носило бы более гуманный характер и учитывало реальные потребности большинства населения планеты.

Россия и «Большая восьмёрка»

Страной-председателем «Большой восьмёрки» в течение 2006 года являлась Россия (председатель — Владимир Путин). Заявленные приоритеты периода председательства России в «Большой Восьмёрке» это: энергетическая безопасность, образование, борьба с распространением инфекционных заболеваний и прочие актуальные темы (борьба с терроризмом, нераспространение оружия массового уничтожения, урегулирование региональных конфликтов, развитие мировой экономики и финансов, развитие международной торговли, сохранение окружающей среды).

На саммите-2012 Российскую Федерацию представлял председатель правительства Дмитрий Медведев. Президент Владимир Путин отказался от участия во встрече сославшись на необходимость продолжить формирование Правительства[4]. Дмитрий Медведев объяснил своё появление на саммите необходимостью сохранения выбранного курса внешней политики[5]. Такое решение вызвало критику в СМИ США[6][7].

По инициативе России с 2006 г. проводятся молодежные саммиты Большой Восьмерки. Российскую делегацию на этом форуме возглавляет Инал Ардзинба.

Названия советов

  • Совет глав промышленных государств
  • Совет министров финансов
  • Совет министров иностранных дел
  • Совет министров образования
  • Совет генеральных прокуроров
  • Совет спикеров парламентов промышленных государств

См. также

Примечания

Ссылки

Большая восьмёрка (Группа Восьми, G8)

 

Лидеры Большой восьмёрки

 

dic.academic.ru

Большая восьмерка

Группа восьми (G8) относится к Группе восьми высокоиндустриальных стран — Франции, Германии, Италии, Великобритании, Японии, Соединенных Штатов, Канады и России — которые проводят ежегодное совещание для достижения консенсуса по таким глобальным вопросам, как экономический рост и кризисное регулирование, глобальная безопасность, энергетика и терроризм.

Форум дает возможность президентам и премьер-министрам, а также министрам финансов и иностранных дел откровенно обсуждать актуальные международные проблемы. Однако его небольшой и статичный членский состав исключает новые державы из важных переговоров, касающихся глобальной экономики и международной безопасности, и в качестве неофициальной группы государства имеют мало рычагов воздействия на других членов, с помощью которых можно обеспечить соблюдение соглашений, помимо наложения различных штрафов.

Членство

Первоначально группа была сформирована в 1975 году и называлась G6. Туда входили Франция, Западная Германия, Италия, Япония, Соединенное Королевство и Соединенные Штаты Америки. G6 была призвана предоставить крупным промышленным державам антикоммунистического блока площадку для решения экономических проблем, которые в то время включали инфляцию и рецессию, вызванную нефтяным кризисом 1970-х годов. Политика холодной войны неизменно входила в повестку дня группы. В 1976 году к группе присоединилась Канада. А Россия, ставшая последним членом, стала полноправным участником дебатов лишь в 1998 году (хотя первые контакты России с группой большой семерки были начаты еще в последние годы существования СССР – в 1991 году).

ЕС является неофициальным девятым членом; представленный председателями Европейского совета и Европейской Комиссии, ЕС участвует на равных.

Хотя формальных критериев членства не существует, ожидается, что государства-члены будут демократическими и будут иметь высокоразвитую экономику. В G8, в отличие от ООН, нет ни устава, ни секретариата. Председатель — должность, отвечающая за планирование совещаний министров и ежегодной встречи на высшем уровне. Он избирается каждый год среди стран-участниц.

На совещаниях министров, предшествующих ежегодной встрече на высшем уровне, разрабатываются предложения по вопросам политики. Министры финансов и руководители центральных банков продолжают встречаться в качестве «Большой семерки» для обсуждения вопросов международной экономики; в эту группу входят все государства «Большой восьмерки», кроме России. Однако во встречах министров иностранных дел участвуют все государства «восьмерки».

Россия и G8

После окончания Холодной войны несколько мировых лидеров—в частности, президент США Билл Клинтон — поддержали включение России в группу. У России не было тогда ни полностью либерализованной экономики, ни демократии в западном понимании этого слова, но лидеры G7 надеялись, что включение России будет гарантировать ее демократический прогресс. Россия председательствовала в G8 впервые в 2006 году.

К сожалению, на данный момент членство России в G8 приостановлено в связи с войной в Сирии (Россия официально поддерживает легальный режим президента Башара Асада, что категорически не нравится Западу), а также внутренним конфликтом на Украине, когда Крымский полуостров в результате референдума (законного) перешел в состав России. До сих пор это событие не признали нигде в мире, и западные партнеры уверяют, что как только Россия вернет Крым и перестанет поддерживать режим Асада, она снова станет полноправным членом «восьмерки».

 

Критика G8

Критика «восьмерки» выходит далеко за рамки членства России. Все чаше и чаще, начиная с 2001 года, в стране и городе, где будет проходить очередной саммит, на улицы выходят тысячи антиглобалистов.

Другие критики утверждают, что исключительность группы и малое количество ее членов приводит к сосредоточению внимания на потребностях промышленности именно этих стран в ущерб другим развивающимся странам.

В противовес G8 была создана другая организация (с Россией в том числе) – БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай и Южная Африка) , которая позволила сформировать свою политику и экономику.

Ведь далеко не секрет, что многие страны, таких как Индия, Бразилия, Китай, Южная Корея и Мексика, имеют ВВП намного больше, чем страны-участницы «восьмёрки».

Ни Африка, ни Латинская Америка не представлены в этом органе, хотя они могли бы стать действительно важным членом совета и полноправным участником саммитов. Критики утверждают, что «восьмерка» отражает устаревший, ориентированный на Запад взгляд на глобальное распределение власти. Что, в общем-то недалеко от истины.

Саммит G8

Конечно, ежегодно главы правительств должны встречаться для обсуждения насущных финансовых и экономических проблем. Для этого каждый год выбирается город и резиденция президента или премьер-министра, туда съезжаются все участники саммита. Темы всегда разные – в зависимости от важности данной проблемы.

Расширение G8

Отсутствие развивающихся рынков в «восьмерке» — особенно Китая и Индии, учитывая их экономический вес—примечательно. Китай и Индия входят в «большую двадцатку» — форум министров финансов и управляющих центральных банков, посвященный управлению мировой экономикой (главы государств начали встречаться во время финансового кризиса). G20 включает в себя девятнадцать крупнейших экономик мира в дополнение к Европейскому Союзу.

По сравнению с такими институтами, как «восьмерка» и Совет Безопасности ООН, «двадцатка», впервые собравшаяся в 1999 году, уникальна в «объединении существующих и формирующихся держав в качестве равных». G20 затмила G8 в качестве основного форума для финансовой дипломатии. Однако еще предстоит выяснить, сможет ли «двадцатка» добиться аналогичных успехов в сфере сотрудничества в области безопасности. В феврале 2012 года в Мексике состоялась первая встреча министров иностранных дел стран G20.

В 2005 году пять ведущих рыночных и экономически развитых стран ( не с точки зрения Европы, конечно)—Бразилия, Китай, Индия, Мексика и Южная Африка—приняли участие в саммите, но встреча «большая восьмерка+5», как ее называли, была недолгой. Со стороны приглашенных это стало рассматриваться как покровительство и оскорбление – они даже не участвовали во всех встречах.

Конечно, политика – дело грязное и не всегда честное. Однако страны восьмерки в начале своего пути действительно дали (хотя бы самим себе) возможность развиваться экономически. И по сути, экономика всегда должна оставаться в стороне от политики, ведь речь идет в первую очередь о благосостоянии людей.

 

Похожее

am-world.ru

Большая Семёрка - это... Что такое Большая Семёрка?

Большая восьмёрка

Большая восьмёрка (англ. Group of eight, G8) — международный клуб, объединяющий правительства наиболее индустриально развитых демократий мира («Группа семи» или Большой семёрки (G7)) и России. Так же называют и неофициальный форум лидеров этих стран (США, Великобритания, Франция, Япония, Германия, Россия, Канада, Италия) с участием Европейской комиссии, в рамках которого осуществляется согласование подходов к актуальным международным проблемам.

«Большая восьмёрка» не является международной организацией, она не основана на международном договоре, не имеет устава и секретариата. Решения «восьмёрки» не имеют обязательной силы. Как правило, речь идет о фиксации намерения сторон придерживаться согласованной линии или о рекомендациях другим участникам международной жизни применять определенные подходы в решении тех или иных вопросов.

Термин «большая семёрка» возник в русской публицистике из ошибочной расшифровки английского сокращения G7 как «Great Seven» («большая семёрка»), хотя на самом деле оно расшифровывается как «Group of Seven» («группа семи»). Впервые употребление термина зафиксировано 21 января 1991 года в статье газеты «Коммерсантъ» «Прибалтика обошлась Горбачеву в 16 млрд долларов».

Поскольку "Большая восьмерка" не имеет устава, соответственно, официально принять статус члена этот института невозможно. Но по негласному правилу саммиты Восьмерки проходят ежегодно по очереди в каждой из стран-членов. Поэтому страны вступают в G8 тогда, когда ей предлагается провести на своей территории саммит клуба. Россия вступает в организацию в 2006 году. Встреча клуба, которая прошла в Москве в 1996 году, не была признана саммитом, поэтому нельзя считать, что Россия вступила в клуб в 1996 году.

История

«Большая шестёрка» возникла на совещании глав государств и правительств Франции, США, Великобритании, ФРГ, Италии и Японии в Рамбуйе 15-17 ноября 1975 (с начала 70-х годов подобные встречи проводились на уровне министров финансов). В 1976 году «шестёрка» превратилась в «семёрку», приняв в свой состав Канаду, а в течение 1991—2002 поэтапно (по схеме «7+1») преобразована в «восьмёрку» с участием России.

Идея проведения встреч руководителей наиболее промышленно развитых стран мира возникла в начале 70-х годов в связи с экономическим кризисом и обострением отношений между США, Западной Европой и Японией по экономическим и финансовым вопросам.

На первое совещание (15—17 ноября 1975) по инициативе тогдашнего президента Франции Валери Жискар д’Эстена собрались главы государств и правительств шести стран: США, Японии, Франции, Великобритании, ФРГ, Италии. На встрече была принята Совместная декларация по экономическим проблемам, в которой содержится призыв о неприменении агрессии в торговой области и отказ от установления новых дискриминационных барьеров.

В дальнейшем встречи проводятся ежегодно. Большая восьмёрка (шестёрка, семёрка): Россия, США, Великобритания, Франция, Германия, Япония, Италия, Канада. Прочие — ЕС, страна-председатель ЕС, Индия и Китай.

Лидеры Большой восьмёрки

Председатель

Председателем восьмёрки является в течение каждого календарного года руководитель одной из стран-членов в следующем порядке ротации: Франция, США, Великобритания, Россия (с 2006), ФРГ, Япония, Италия, Канада (с 1981).

Совещания («саммиты»)

Встречи глав государств и правительств стран «Группы восьми» проходят ежегодно (обычно — летом) в очередной стране-председателе. В заседаниях участвуют, помимо глав государств и правительств стран-членов, 2 представителя Европейского союза, а именно — председатель Европейской комиссии и руководитель страны, председательствующей в данный момент в ЕС. Повестку дня саммита формируют шерпы — доверенные лица руководителей стран восьмёрки.

Поимённый список

Великобритания — премьер-министры

Германия — федеральные канцлеры

Италия — Председатели Совета Министров

Канада — премьер-министры

Россия (с 1997) — президенты

США — президенты

Франция — президенты

Япония — премьер-министры

    • Такэо Мики (до 1976),
    • Такэо Фукуда (1976—1978),
    • Масаёси Охира (1978—1980),
    • Дзэнко Судзуки (1980—1982),
    • Ясухиро Накасонэ (1982—1987),
    • Нобору Такэсита (1987—1989),
    • Соукэ Уно (1989),
    • Тосики Кайфу (1989—1991),
    • Киити Миядзава (1991—1993),
    • Морихиро Тосакава (1993—1994),
    • Цутому Хата (1994),
    • Томиити Мураяма (1994—1996),
    • Рютаро Хасимото (1996—1998),
    • Кэйдзо Обути (1998—2000),
    • Йосиро Мори (2000—2001),
    • Дзюнъитиро Коидзуми (2001—2006),
    • Синдзо Абэ (2006—2007)
    • Ясуо Фукуда (2007 — 2008)
    • Таро Асо (с 2008)

Кандидаты

Участники

Главы стран большой двадцатки: Индия, Китай, ЮАР, Мексика, Бразилия, кроме того в g-20 входили Южная Корея, Саудовская Аравия, Турция, Индонезия, Аргентина, Испания, приезжали руководители международных и региональных союзов (ЕС, СНГ).

Саммиты

  • 25 Саммит 8 (1999)
  • 26 Саммит 8 (2000)
  • 27 Саммит 8 (2001)
  • 28 Саммит 8 (2002)
  • 29 Саммит 8 (2003)
  • 30 Саммит 8 (2004)
  • 31 Саммит 8 (2005)
  • 32 Саммит 8 (2006)
  • 33 Саммит 8 (2007)
  • 34 Саммит 8 (2008)

Страны-участницы и их доли в ВВП (Международный Валютный Фонд)

2006 Население ВВП
  Млн % Млрд $ %
Мир 6345,1 100,0 66228,7 100
США 302,5 4,77 13543,3 20,45
Япония 127,7 2,01 4346,0 6,56
Германия 82,4 1,3 2714,5 4,1
Великобритания 60,2 0,95 2270,9 3,43
Франция 64,1 1,01 2117,0 3,2
Россия 142,5 2,25 2076,0 3,13
Италия 59,1 0,93 1888,5 2,85
Канада 32,9 0,52 1217,1 1,84
Страны «Большой
восьмёрки» вместе
871,4 13,73 30006 45,56

Темы и места встреч «Большой восьмёрки»

1975 Рамбуйе Безработица, инфляция, энергетический кризис, структурная реформа международной валютной системы.

1976 Пуэрто-Рико Международная торговля, взаимоотношения Востока и Запада.

1977 Лондон Безработица среди молодежи, роль МВФ в стабилизации мировой экономики, альтернативные источники энергии, уменьшающие зависимость развитых стран от экспортеров нефти.

1978 Бонн Меры по обузданию инфляции, помощь развивающимся странам через Всемирный банк и банки регионального развития.

1979 Токио Рост цен на нефть, дефицит энергоносителей, необходимость развития атомной энергетики, проблема беженцев из Индокитая.

1980 Венеция Рост цен на нефть, увеличение внешнего долга развивающихся стран, советское вторжение в Афганистан, международный терроризм.

1981 Оттава Рост населения земли, экономические отношения с Востоком с учетом интересов безопасности Запада, ситуация на Ближнем Востоке, наращивание вооружений в СССР.

1982 Версаль Развитие экономических отношений с СССР и странами Восточной Европы, ситуация в Ливане.

1983 Вильямсбург Финансовая ситуация в мире, долги развивающихся стран, контроль над вооружениями.

1984 Лондон Начавшееся оздоровление мировой экономики, ирано-иракский конфликт, борьба с международным терроризмом, поддержка демократических ценностей.

1985 Бонн Опасности экономического протекционизма, политика в области охраны окружающей среды, сотрудничество в сфере науки и технологий.

1986 Токио Определение среднесрочной налоговой и финансовой политики, способы борьбы с международным терроризмом, катастрофа на Чернобыльской АЭС.

1987 Венеция Ситуация в сельском хозяйстве, снижение процентных ставок по внешним долгам для беднейших стран, глобальное изменение климата, перестройка в СССР.

1988 Торонто Роль стран АТР в международной торговле, долги беднейших стран и изменение графика выплат Парижскому клубу, начало вывода советских войск из Афганистана, контингенты советских войск в Восточной Европе.

1989 Париж Диалог с «азиатскими тиграми», экономическая ситуация в Югославии, выработка стратегии по отношению к странам-должникам, рост наркомании, сотрудничество в области борьбы со СПИДом, права человека в Китае, экономические реформы в Восточной Европе, арабо-израильский конфликт.

1990 Лондон Инвестиции и кредиты для стран Центральной и Восточной Европы, ситуация в СССР и помощь Советскому Союзу в создании рыночной экономики, создание благоприятного инвестиционного климата в развивающихся странах, объединение Германии.

1991 Хьюстон Финансовая помощь странам Персидского залива, пострадавшим от войны, миграция в страны G7, нераспространение ядерного, химического, биологического оружия и обычных вооружений.

1992 Мюнхен Проблемы окружающей среды, поддержка рыночных реформ в Польше, мировая ситуация после распада СССР, обеспечение безопасности ядерных объектов в этих странах, партнерство G7 и стран АТР, роль ОБСЕ в обеспечении равных прав для национальных и других меньшинств, ситуация в бывшей Югославии.

1993 Токио Ситуация в странах с переходной экономикой, уничтожение ядерного оружия в СНГ, соблюдение режима контроля над ракетными технологиями, ухудшение положения в бывшей Югославии, усилия по мирному урегулированию на Ближнем Востоке.

1994 Неаполь Экономическое развитие на Ближнем Востоке, ядерная безопасность в Центральной и Восточной Европе и СНГ, международная преступность и отмывание денег, ситуация в Сараево, Северная Корея после смерти Ким Ир Сена.

1995 Галифакс Новая форма проведения саммитов, реформа международных институтов — МВФ, Всемирного банка, предотвращение экономических кризисов и стратегия их преодоления, ситуация в бывшей Югославии.

1996 Москва (встреча) Ядерная безопасность, борьба с незаконной торговлей ядерными материалами, ситуация в Ливане и ближневосточный мирный процесс, ситуация на Украине.

1996 Лион (саммит) Глобальное партнерство, интеграция стран с переходной экономикой в мировое экономическое сообщество, международный терроризм, ситуация в Боснии и Герцеговине.

1997 Денвер Старение населения, развитие малого и среднего бизнеса, экология и здоровье детей, распространение инфекционных заболеваний, транснациональная организованная преступность, клонирование людей, реформирование ООН, освоение космоса, противопехотные мины, политическая ситуация в Гонконге, на Ближнем Востоке, на Кипре и в Албании.

1998 Бирмингем Новый формат встреч — «только лидеры», министры финансов и министры иностранных дел проводят встречи в преддверии саммитов. Глобальная и региональная безопасность.

1999 Кёльн Социальное значение глобализации экономики, списание долгов беднейшим странам, борьба с международной преступностью в финансовой сфере.

2000 Окинава Влияние развития информационных технологий на экономику и финансы, борьба с туберкулезом, образование, биотехнологии, предотвращение конфликтов.

2001 Генуя Проблемы развития, борьба с бедностью, продовольственная безопасность, проблема ратификации Киотского протокола, ядерное разоружение, роль неправительственных организаций, ситуация на Балканах и Ближнем Востоке.

2002 Кананаскис Помощь развивающимся странам Африки, борьба с терроризмом и укрепление роста мировой экономики, обеспечение безопасности международных грузов.

2003 Эвиан Экономика, устойчивое развитие, а также безопасность и борьба с терроризмом.

2004 Си-Айленд Вопросы мировой экономики и безопасности, ситуация в Ираке и на Ближнем Востоке, отношения России и Японии, проблемы свободы слова.

2005 Глениглс Глобальные изменения климата и помощь беднейшим странам Африки.

2006 Санкт-Петербург Энергетическая безопасность, демография и образование, укрепление и расширение сотрудничества по борьбе с терроризмом. Ситуация на Ближнем Востоке.

2007 Хайлигедамм Борьба с глобальными изменениями климата и помощь беднейшим странам Африки

2008 Тояко Борьба с ростом цен на продовольствие и топливо,а также с инфляцией в целом.

2009 Рим Глобальный мировой экономический кризис 2008-2009г[1][2]

Критика «Большой восьмёрки»

«Большую восьмёрку» обвиняют в элитарности, недемократичности и гегемонизме. В июне 2002 года во время саммита в Канаде в Мали прошел контрсаммит — собрание активистов антиглобализационного движения из Африки, Европы, Америки. В 2003 году во французском городке Анмас параллельно саммиту G8 в Эвиане прошел еще один форум антиглобалистов, повестка дня которого полностью копировала программу официальной встречи в Эвиане. Антиглобалисты настаивали на необходимости обсуждения альтернативных программ мирового развития и управления, которое носило бы более гуманный характер и учитывало реальные потребности большинства населения планеты.

Россия и «Большая восьмёрка»

Страной-председателем «Большой восьмёрки» в течение 2006 года являлась Россия (председатель — Владимир Путин). Заявленные приоритеты периода председательства России в «Большой Восьмёрке» это: энергетическая безопасность, образование, борьба с распространением инфекционных заболеваний и прочие актуальные темы (борьба с терроризмом, нераспространение оружия массового уничтожения, урегулирование региональных конфликтов, развитие мировой экономики и финансов, развитие международной торговли, сохранение окружающей среды).

Названия советов

  • Совет глав промышленных государств
  • Совет министров финансов
  • Совет министров иностранных дел
  • Совет министров образования
  • Совет генеральных прокуроров
  • Совет спикеров парламентов промышленных государств

См. также

Примечания

Ссылки

Большая восьмёрка (Группа Восьми, G8)

 

Лидеры Большой восьмёрки

 

Wikimedia Foundation. 2010.

dic.academic.ru

Большая восьмерка это что такое Большая восьмерка: определение — Политика.НЭС

БОЛЬШАЯ ВОСЬМЕРКА

Group of Eight, G8) — группа семи наиболее промышленно развитых стран мира и Россия. Так же называют и неофициальный форум лидеров этих стран (Россия, США, Великобритания, Франция, Япония, Германия, Канада, Италия) с участием Европейской Комиссии, в рамках которого осуществляется согласование подходов к актуальным международным проблемам. На долю стран-участниц «Восьмерки» приходится 49% мирового экспорта, 51% промышленного производства, 49% активов МВФ.

Западный мир как совокупность наиболее развитых в экономическом отношении государств мира представляет собой хорошо структурированное политическое сообщество. Инструментами интеграции этих стран в единое геополитическое пространство являются многочисленные наднациональные организации — военно-политический блок НАТО, Европейский Союз и его исполнительные и представительные органы, ОБСЕ, Совет Европы и др. Эти структуры различаются по количеству стран-участниц, по задачам, которые они решают, по степени влияния на политику государств, входящих в них, и пр.

Но высокая степень интеграции, достигнутая в западном мире, не отменяет того, что серьезные противоречия между ведущими державами мира продолжают сохраняться, а порой даже и углубляются. В рамках существующих наднациональных институтов (включая ООН, поскольку Запад позиционирует себя как международное сообщество) разрешение этих противоречий проблематично, а порой и невозможно. Ведь нередко даже давние ближайшие союзники — США и Великобритания, демонстрируют разные подходы к той или иной проблеме. (Например, когда Америка приняла решение об увеличении воинского контингента в Ираке, Великобритания тут же объявила о сокращении своего присутствия в этой стране и поэтапном выводе войск).

Возникла необходимость в наднациональной структуре иного рода, принципиально отличающейся от существующих международных институтов. Так появилась «Большая восьмерка» (G8).

Первый саммит глав ведущих капиталистических государств мира прошел в 1975 г. Инициатором встречи был президент Франции Валери Жискар д’Эстен. Кроме него в ней участвовали руководители США, ФРГ, Великобритании, Италии и Японии. В 1976 г. «Большая шестерка» превратилась в «Семерку», приняв в свой состав Канаду.

Необходимость более тесной координации стран западного сообщества перед лицом серьезных глобальных проблем (масштабный энергетический кризис, спровоцированный арабо-израильской войной 1973 г., выработка согласованной позиции в связи с начавшимся процессом разрядки международной напряженности после подписания советско-американского договора ОСВ-1, советско-западногерманских соглашений начала 1970-х гг.) требовала более мобильной и оперативной реакции, нежели это позволяли рамки существующих наднациональных институтов.

Так, Япония не являлась членом НАТО и не входила в Общий рынок, Великобритания вступила в последний лишь двумя годами ранее, Франция не являлась членом НАТО с 1966 г. и т. д. Поэтому неформальные встречи лидеров ведущих государств Запада, на которых в узком кругу в достаточной степени откровенно обсуждаются наиболее животрепещущие проблемы, стали традиционными и проводятся с того времени ежегодно.

«Большая восьмерка» не является международной организацией, она не основана на международном договоре, не имеет устава и секретариата. Решения «Восьмерки» носят характер политических обязательств государств-участников. Как правило, речь идет о фиксации намерения сторон придерживаться согласованной линии или о рекомендациях другим участникам международной жизни применять определенные подходы в решении тех или иных вопросов.

Рабочий цикл «Восьмерки» сориентирован, прежде всего, на подготовку и проведение ежегодных саммитов. Всю подготовительную работу возглавляют и координируют шерпы (доверенные лица руководителей стран «Восьмерки»), которые встречаются, как правило, четыре раза в год. Российский шерп в G8 — помощник Президента РФ Аркадий Дворкович (с 19 мая 2008 г.).

Председателем «Восьмерки» является в течение каждого календарного года одна из стран-членов.

В рамках «Большой восьмерки» организуются также рабочие, экспертные и целевые группы по определенным направлениям. В среднем по линии «Восьмерки» за год проходит от 60 до 80 мероприятий.

«Большую восьмерку» часто обвиняют в элитарности, недемократичности, гегемонизме и т. д. Параллельно саммиту G8 с 2002 г. проводятся контрсаммиты антиглобалистов.

История взаимоотношений нашей страны с «Группой семи» восходит к 1991 г., когда на саммите в Лондоне состоялась рабочая встреча президента СССР М. Горбачева с лидерами «Семерки». В подобном же формате лидеры стран «Группы семи» встречались с президентом Б. Ельциным на саммитах в Мюнхене (1992) и Токио (1993). Все это время Россия носила статус гостя, ассоциированного члена по формуле «7+1».

На качественно новую ступень сотрудничество России с партнерами поднялось на саммите в Денвере в июне 1997 г., который от начала до конца проходил как встреча равноправных партнеров по «Группе восьми». Очевидно, что получение Россией нового, более высокого статуса в теперь уже «Восьмерке» обусловлено соображениями политико-конъюнктурными. Становясь де-юре членом западного сообщества, Россия принимала на себя солидарные обязательства и должна была выстраивать свой внешне- и внутриполитический курс в соответствии с установками ведущих мировых держав.

Ситуация радикально изменилась в первые годы XXI в. С приходом к власти нового руководства Россия значительно окрепла экономически, политически и в

politike.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *