Бюджетная деятельность – —

О понятии бюджетной деятельности государства (Нуриахметов Н.М.)

Все статьи О понятии бюджетной деятельности государства (Нуриахметов Н.М.)

Будучи частью финансовой деятельности, бюджетная деятельность обладает общими с ней чертами. Под финансовой деятельностью государства Ю.А. Крохина понимает «основанную на правовых нормах публичную деятельность субъектов финансового права по созданию оптимального механизма финансово-правового регулирования в целях планомерного аккумулирования, распределения и использования централизованных и децентрализованных денежных фондов общего значения» <1>. Схожее определение приводит М.В. Карасева, дополнительно отмечая цель этого процесса в виде выполнения поставленных задач <2>. Более широкое понимание цели финансовой деятельности — создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и развитие человека (ч. 1 ст. 7 Конституции России <3>), — можно встретить у Н.И. Химичевой <4>.
———————————
<1> Финансовое право России: учеб. для вузов / Ю.А. Крохина. М., 2007. С. 18.
<2> Финансовое право: Учебник / Отв. ред. М.В. Карасева. М., 2006. С. 32.
<3> Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) [Электронный ресурс]. URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 01.05.14).
<4> Финансовое право: Учебник / Под ред. Н.И. Химичевой. М., 2001. С. 7.

Е.Ю. Грачева относит к финансовой деятельности публичных образований организационную деятельность уполномоченных органов по образованию, перераспределению и использованию централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивающих бесперебойное функционирование государства и муниципальных образований на каждом этапе общественного развития <5>. О.Н. Горбунова замечает, что финансовая деятельность обязательно является плановой, основанной на финансовом плане <6>.
———————————
<5> Финансовое право: Учебник / Под ред. Е.Ю. Грачевой, Г.П. Толстопятенко. М., 2004. С. 7.
<6> Горбунова О.Н. Финансовое право и финансовый мониторинг в современной России. М., 2003. С. 63.

На двойственный характер финансовой деятельности обращает внимание К.С. Бельский. Такая деятельность, по мнению ученого, одновременно представляет особый вид экономической деятельности и разновидность государственного управления. Причиной такого дуализма им названы деньги, которые помимо выполнения своих экономических функций служат также одним из механизмов государственной власти <7>.
———————————
<7> Финансовое право: Учебник / А.Р. Батяева, К.С. Бельский, Т.А. Вершило и др.; отв. ред. С.В. Запольский. М., 2011. С. 11.

Как видно из приведенных мнений, категория «финансовая деятельность» традиционно раскрывается путем перечисления ее составляющих: основания деятельности, ее целей, непосредственной сути самой деятельности, круга участников и указания на ее характер. Данная модель представляется подходящей и для определения содержания категории «бюджетная деятельность государства».
Бюджетная деятельность государства, как и финансовая, осуществляется исключительно на правовой основе. Этой основой служат положения Конституции Российской Федерации, правила международных договоров России, применимые к бюджетным правоотношениям, нормы отечественного бюджетного законодательства и подзаконных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.
Можно выделить несколько отличительных особенностей правового основания бюджетной деятельности:
— наличие специальных законов (решений) о бюджетах законодательных (представительных) органов власти как особых актов планового характера, имеющих заранее установленный период действия;
— широкий круг органов государственной власти и органов местного самоуправления, издающих в пределах своей бюджетной компетенции правовые акты, регулирующие те или иные бюджетные отношения. Как отмечает Ю.А. Крохина, эта особенность обусловлена осуществлением функций бюджетной деятельности всеми звеньями государственного механизма исходя из принципа разделения властей <8>. Напротив, нормативные правовые акты, например, в сфере налогов и сборов не отличаются разнообразием по числу властных органов их принимаемых.
———————————
<8> Крохина Ю.А. Правовое обеспечение бюджетного процесса в странах «Большой семерки» и России // Финансовое право. 2013. N 1. С. 9 — 10.

Представляется вполне логичным различать постоянную и очередные (плановые) цели бюджетной деятельности. В качестве constanta бюджетная деятельность в целом нацелена на обеспечение бюджетной устойчивости как одной из гарантий национальной безопасности Российской Федерации. Как отмечает Н.А. Поветкина, бюджетная устойчивость является ключевым звеном, составляющим финансовую устойчивость Российской Федерации <9>. Достижение бюджетной устойчивости представляется возможным в первую очередь путем сбалансирования всех видов бюджетов и внебюджетных фондов <10>. Данная цель соответствует пониманию публичных финансов как средства обеспечения общественных благ и потребностей и является производной от общих целей финансовой деятельности публично-правовых образований.
———————————
<9> Поветкина Н.А. Правовые средства обеспечения финансовой устойчивости Российской Федерации // Журнал российского права. 2014. N 6. С. 32 — 33.
<10> Горбунова О.Н. Финансовое право и финансовый мониторинг в современной России. М., 2003. С. 122.

Вместе с тем сама по себе бюджетная обеспеченность конкретного бюджета гарантирует лишь возможность формального исполнения расходных обязательств, но не всегда позволяет достигнуть при этом положительного эффекта в решении задач, стоящих перед обществом и государством. В этой связи в последние годы все большую практическую значимость приобретают вопросы разработки правовых средств достижения наилучших в сравнении с заданными результатов использования финансовых ресурсов в бюджетной сфере <11>. Одним из доказательств этому может служить принятие специального закона о стратегическом планировании <12>.
———————————
<11> См., например, Шохин С.О. Финансовое право — время перемен // Финансовое право. 2014. N 2. С. 3 — 5.
<12> Федеральный закон от 28.06.2014 N 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 30.06.2014. N 26 (часть I). Ст. 3378.

Плановые цели бюджетной деятельности находят свое отражение в ежегодных Посланиях и Бюджетных посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию. Согласно Конституции России основные направления внутренней и внешней политики государства определяет Президент Российской Федерации в форме ежегодных посланий Федеральному Собранию (ч. 3 ст. 80, п. «е» ст. 84). В комментарии Б.С. Эбзеева к Основному закону отмечается, что тем самым обозначаются приоритеты экономического, социального развития страны, которые предопределяют деятельность государства, всех органов публичной власти, а также его внешнеполитическую ориентацию <13>. Таким образом, с нормативной точки зрения вектор основных направлений правового регулирования отношений в бюджетной сфере должен быть подчинен обозначенным главой государства национальным приоритетам. В Бюджетном послании «О бюджетной политике в 2014 — 2016 годах» пристальное внимание уделено проблемам формирования и исполнения бюджетов всех уровней на основе государственных и муниципальных программ <14>. В нем же задекларирована ключевая роль программно-целевых методов управления (государственные программы, «дорожные карты», стратегии развития и т.д.) для целей стратегического и бюджетного планирования. Следует отметить, что ключевые вехи Послания Федеральному собранию <15> и Бюджетного послания продолжают и развивают идеи реформы бюджетного процесса в 2004 — 2006 года о реализации концепции бюджетирования, направленного на результат <16>.
———————————
<13> См. Комментарий к Конституции Российской Федерации (постатейный) / Л.В. Андриченко, С.А. Боголюбов, Н.С. Бондарь и др.; под ред. В.Д. Зорькина. // СПС «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс], 2011.
<14> Бюджетное послание Президента РФ Федеральному собранию от 13.06.2013 «О бюджетной политике в 2014 — 2016 годах» // Опубликовано на официальном сайте Президента России [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/news/18333 (дата обращения: 17.05.14).
<15> Ежегодное Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 12.12.2013 // Опубликовано на официальном сайте Президента России [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/transcripts/19825 (дата обращения: 17.05.14).
<16> Постановление Правительства РФ от 22.05.2004 N 249 «О мерах по повышению результативности бюджетных расходов» (вместе с «Концепцией реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации в 2004 — 2006 годах», «Планом мероприятий по реализации Концепции реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации в 2004 — 2006 годах») // Собрание законодательства РФ. 31.05.2004. N 22. Ст. 2180.

По своей экономической сути бюджетная деятельность представляет собой процесс, направленный на аккумулирование, распределение (перераспределение) и использование централизованных денежных фондов.
Эти фонды представляют собой закрепленную нормами Бюджетного кодекса РФ форму образования и расходования денежных средств в соответствии с целями бюджетной деятельности государства и органов местного самоуправления. Формы денежных фондов многообразны, но сами фонды всегда являются частью средств конкретного бюджета или внебюджетного фонда. Так, например, Резервный фонд является частью денежных средств федерального бюджета, дорожный фонд Республики Башкортостан признается частью средств республиканского бюджета <17> и т.д.
———————————
<17> Статья 1 Закона Республики Башкортостан от 24.12.2010 N 340-з «О Дорожном фонде Республики Башкортостан» // Ведомости Государственного Собрания — Курултая, Президента и Правительства Республики Башкортостан. 2011. N 9 (351). Ст. 390.

В сфере бюджетной деятельности стадия аккумулирования денежных фондов осуществляется путем закрепления источников формирования доходов бюджетной системы и источников финансирования дефицитов бюджетов, установления правил зачисления денежных средств и учета поступивших доходов, наделения бюджетными полномочиями по формированию доходов бюджетов разных уровней бюджетной системы, осуществления заимствований публичными образованиями.
Распределение денежных фондов заключается в установлении бюджетной классификации, нормативов распределения доходов, объемов бюджетных ассигнований, реализации различных форм межбюджетных отношений.
Обратившись к легальным определениям понятий «бюджет» и «расходы бюджета» заметим, что использование денежных фондов в ходе осуществления бюджетной деятельности представляет собой расходование денежных средств, то есть осуществление выплат из бюджета, за исключением выплаты средств, являющихся источниками финансирования дефицита бюджета. При этом системное толкование принципа единства кассы и правил кассового обслуживания позволило А.В. Голубеву прийти к выводу, что «процедура использования бюджетных средств исчерпывается списанием средств с единого счета бюджета» <18>. Данная точка зрения разделяется нами.
———————————
<18> Голубев А.В. Юридическое выражение результативности и эффективности использования бюджетных средств // Финансовое право. 2013. N 2. С. 23.

Вместе с тем следует ответить на вопрос — распространяется ли бюджетная деятельность на отношения после списания средств со счета бюджета или они находятся за ее границами? С одной стороны, осуществление органом Федерального казначейства кассовой выплаты с единого счета бюджета на основании представленного платежного документа служит юридическим фактом, влекущим прекращение бюджетного правоотношения по исполнению расходного обязательства. С другой, по смыслу ч. 1 ст. 1 Бюджетного кодекса РФ <19> осуществление расходов бюджетов является правоустанавливающим для бюджетных правоотношений юридическим фактом. А.В. Голубев ранее указывал, что деятельность по осуществлению расходов бюджетов является объектом бюджетно-правового регулирования, в результате которой возникают бюджетные правоотношения <20>. Нам представляется, что бюджетная деятельность не прекращается после осуществления выплат из бюджета и продолжает существовать в виде деятельности по ведению бюджетного учета, подготовке и утверждению бюджетной отчетности. Вместе с тем эти направления бюджетной деятельности невозможно отнести к стадии использования денежных фондов в силу иного смысла, вкладываемого в понятие «бюджет». Таким образом, в момент списания денежных средств с единого счета бюджета в рамках бюджетной деятельности прекращаются лишь экономические отношения, составляющие бюджетную деятельность.
———————————
<19> Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1998. N 31. Ст. 3823.
<20> Голубев А.В. Расходы бюджетов как финансово-правовое понятие // Финансовое право. 2012. N 2. С. 18 — 19.

С точки зрения государственного управления финансовыми ресурсами централизованных денежных фондов бюджетная деятельность заключается в подготовке и принятии бюджетов, их исполнении и контроле за их исполнением <21>. Этот подход обусловлен представлением о бюджете как о финансовом плане, росписи доходов и расходов.
———————————
<21> Горбунова О.Н., Селюков А.Д., Другова Ю.В. Бюджетное право России: Учебное пособие. М., 2002. С. 10.

Вместе с тем к юридическому содержанию сути бюджетной деятельности помимо стадий бюджетного процесса также следует относить подготовку основных направлений денежно-кредитной политики, различных программ, устанавливающих расходные обязательства публично-правовых образований.
Круг лиц, осуществляющих бюджетную деятельность, определяется через призму бюджетных полномочий. С учетом двойственного характера этой деятельности участниками экономических отношений в бюджетной сфере являются Российская Федерация, ее субъекты и муниципальные образования. В свою очередь круг участников бюджетной деятельности как разновидности государственного управления совпадает с перечнем участников бюджетного процесса.
Заключительной, но не менее важной составляющей категории «бюджетная деятельность» является ее особый плановый характер. Бюджетная деятельность не должна быть хаотичной, спонтанной. По своему характеру она представляет собой процесс детализированного предопределения и формирования намечаемых результатов, который оканчивается составлением плана. Одним из подтверждений этому служит закрепление в 2004 году в Бюджетном кодексе РФ института расходных обязательств, сменившего ранее действовавшие принцип самостоятельного определения федеральными органами исполнительной власти направлений расходования бюджетных средств и принцип формирования расходной части бюджетов на основе минимальных государственных социальных стандартов <22>.
———————————
<22> Сауль С.Н. Правовой институт расходных обязательств (становление и развитие) // СПС «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. 2013.

Традиционно планирование признается одной из универсальных функций управления наряду с организацией, мотивацией и контролем <23>. Таким образом, планирование характеризует бюджетную деятельность как вид государственного управления, но не как экономическую деятельность.
———————————
<23> Государственное управление: основы теории и организации: Учебник. В 2 т. Т. 1 / Под ред. В.А. Козбаненко. М., 2002. С. 18; Голощапов Р.В., Пятков А.Г. Государственное управление: Учебное пособие. Хабаровск, 2005. С. 80.

В Бюджетном кодексе РФ термин «планирование» употребляется применительно к доходам (ч. 4 ст. 96.9), расходам (ч. 3 ст. 72, ч. 1, ч. 2 ст. 158), поступлениям и выплатам по источникам финансирования дефицита бюджета (ч. 1 ст. 160.2), бюджетным ассигнованиям (ч. 2 ст. 69.2, ст. 174.2), бюджетным инвестициям (ч. 2 ст. 80) и закупкам товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд (ч. 2 ст. 217.1). Тем самым подтверждается, что планирование осуществляется при аккумулировании, распределении и использовании бюджетных средств, то есть на всех стадиях бюджетной деятельности в ее экономическом значении.
Вместе с тем наряду с этим термином Бюджетный кодекс РФ оперирует понятиями «проектирование» (объемов бюджетных ассигновании — ст. 165), «прогнозирование» (недостаточности денежных средств — ст. 6; объема валового внутреннего продукта — ч. 2 ст. 96.9; доходов бюджета — ст. 174.1 и т.д.) и «предложение» (не предлагаемые, не планируемые) к изменению в текущем году нормативные акты и договоры — абз. 2 ч. 2 ст. 174.2. Анализ норм Кодекса позволяет заключить, что законодатель применяет понятия планирования, проектирования и предложения в качестве синонимичных, в связи с чем с точки зрения совершенствования юридической техники представляется уместным предложить единообразное применение наиболее подходящего по своему семантическому значению термина планирования.
Однако процесс прогнозирования отличается от планирования. Легальное определение этих понятий приводится в статье 3 ФЗ «О стратегическом планировании». Коротко говоря, согласно этой норме целью прогнозирования является научная оценка потенциальных рисков, показателей и ожидаемых результатов, а планирования — разработка и непосредственная реализация конкретного плана деятельности.
Представляется, что такое понимание этих терминов применимо и для бюджетных правоотношений. Так, статья 174.1 Бюджетного кодекса РФ устанавливает критерии оценки объема денежных средств, которые поступят в бюджет (прогнозирование доходов). В данном случае речь идет о будущих потенциальных объемах ресурсов. Когда же речь идет о бюджетных ассигнованиях (ст. 174.2 Кодекса), то совершенно верным является применение к ним термина «планирование». Поскольку бюджетные ассигнования определяют предельные объемы денежных средств, предусмотренных для исполнения расходных обязательств, размер которых уже спрогнозирован и известен заранее, то планирование объемов бюджетных ассигнований уже само по себе направлено на непосредственное исполнение расходных обязательств, то есть на выполнение плана расходов.
В заключение следует отметить несколько выводов:
1. Непосредственное содержание бюджетной деятельности носит двойственный характер. Как и финансовая деятельность, она является видом экономической деятельности по аккумулированию, распределению и использованию различных форм образования и расходования денежных средств и разновидностью публичного (государственного и муниципального) управления, под которым понимается деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по реализации своих бюджетных полномочий в сфере социально-экономического развития Российской Федерации и отдельно для органов государственной власти — обеспечения национальной безопасности.
2. Экономические отношения, составляющие бюджетную деятельность, прекращаются в момент списания денежных средств с единого счета бюджета.
3. Используемые в Бюджетном кодексе РФ понятия «планирование», «проектирование» и «предложение» употребляются в качестве синонимов.
4. Бюджетное прогнозирование является частью бюджетного планирования как более широкого понятия.

xn—-7sbbaj7auwnffhk.xn--p1ai

примеры. Бухгалтерский учет в бюджетных организациях :: BusinessMan.ru

В рамках экономики конкретного государства свою деятельность осуществляют различные организации. При этом бюджетные учреждения имеют особую структуру и цель.

Что такое бюджетные организации

Говоря о бюджетных учреждениях, стоит понимать, что это организации, которые были созданы органами государственной власти или местного самоуправления.

Их целью является реализация социально-культурных, управленческих, научно-технических и других функций, которые имеют некоммерческий характер и финансируются государственным бюджетом. В качестве такого финансирования используется смета доходов и расходов.

Признаки бюджетного учреждения

Для того чтобы точно определить, какие организации — бюджетные, необходимо ориентироваться на определенные признаки:

  • В качестве учредителей выступают органы субъектов и государственной власти РФ, равно как и органы местного самоуправления. В свою очередь, различные хозяйствующие объекты, например, кооперативы и акционерные общества, не имеют возможности создавать бюджетные организации.
  • В качестве ключевой цели создания подобной организации в документации должны быть отображены только функции некоммерческого характера. Но это не означает, что оказание платных услуг находится под запретом, равно как и получение определенных доходов. Суть в том, что достаточно много бюджетных учреждений посредством осуществления различных видов оплачиваемой деятельности получают средства, необходимые для стабильного развития. Но, как и говорилось выше, получение прибыли не может выступать в качестве основной задачи учреждения бюджетного типа.
  • В основе финансового планирования лежит смета доходов и расходов. Составление этого документа должно быть завершено до начала финансового года. Бухгалтерский учет в бюджетных организациях также подразумевает составление баланса исполнительной сметы на конец отчетного периода.
  • Финансирование бюджетного учреждения должно осуществляться за счет ресурсов государственного или муниципального бюджета. Но интересным является тот факт, что государственное финансирование еще не делает организацию бюджетной. Дело в том, что подобный тип финансирования может осуществляться по отношению и к некоторым коммерческим структурам. Речь идет о крупных закупках определенных товаров для обеспечения государственных и муниципальных целей, а также дотациях, субсидиях, субвенциях и других видах финансовой поддержки.

Таким образом, статус бюджетной организации присваивается тому учреждению, которое сочетает в себе все указанные выше признаки.

Виды бюджетных организаций

Подобные учреждения могут иметь некоторые отличия, что позволяет их определенным образом классифицировать.

Если принять во внимание функции, которые выполняют бюджетные организации, то можно выделить следующие виды:

  • Судебная власть. Это верховный, конституционный, высший арбитражный, а также суды общей юрисдикции.
  • Местное и государственное самоуправление. К этой группе можно отнести Комитет по военно-техническому сотрудничеству с другими государствами, Федеральную службу по банкротству и финансовому оздоровлению, Министерство финансов РФ и др.
  • Международная деятельность. Это представительства за рубежом и посольства.

Бюджетные организации можно разделять и в зависимости от источника финансирования:

  • За счет бюджетных средств субъектов РФ.
  • За счет средств Федерального бюджета.
  • Финансируемые посредством ресурсов местных бюджетов.

Счета бюджетной организации

Для того чтобы подобные учреждения могли полноценно использовать средства, выделенные из государственного бюджета, им нужно открыть специальные счета. Делается это в Федеральном казначействе. В коммерческих банках бюджетные учреждения обслуживать свои счета не имеют права. Данное положение четко определено законодательством РФ.

При этом каждый получатель средств из местного или государственного бюджета, являясь федеральной бюджетной организацией, может использовать и получать средства от доходных видов деятельности только при условии соответствующего разрешения от тех структур, которые выступают в качестве источника финансирования.

Также существуют отдельные счета, на которых учитываются подотчетные средства, используемые для расходов на командировки, транспорт, коммунальные услуги, оплату труда и другие нужды.

Учет денежных документов

В этом случае идет речь о той ситуации, когда бюджетные средства организации используются для предварительной оплаты. Речь идет о картах и талонах для оплаты за масло и бензин. К денежным документам относятся марки госпошлины, путевки в санатории и дома отдыха, которые оплатило госучреждение, талоны на питание и др.

В качестве счетов для учета таких документов стоит рассматривать приходные и расходные кассовые ордера, которые, в свою очередь, подлежат обязательному учету в соответствующем журнале.

Эти документы и данные по их учету находятся в кассе бюджетной организации, которая ежегодно проходит инвентаризацию.

Основные требования по учету

Изначально во внимание стоит принять закон «О бухгалтерском учете». Именно в нем содержатся основные требования относительно формы учета бюджетной организации:

  • имущество, которое является собственностью организации, нужно учитывать отдельно от имущества других юридических лиц, находящихся в данном учреждении;
  • бухгалтерский учет в бюджетных организациях осуществляется только в рублях;
  • ведение учета должно быть обязательным и непрерывным с момента регистрации учреждения и до момента его окончательной ликвидации;
  • любые результаты инвентаризации и хозяйственные операции должны своевременно регистрироваться на бухгалтерских счетах;
  • в качестве основания для фиксации в учетных регистрах могут рассматриваться первичные учетные документы, составляемые в момент проведения хозяйственной операции или сразу после ее завершения;
  • раздельно учитываются те затраты, которые сопряжены с капитальными вложениями или производством продукции.

Объекты и задачи бюджетного учета

Под этим видом учета стоит понимать бухгалтерский учет смет расходов учреждения и исполнителя бюджета.

В качестве объектов, на которых данный вид учета ориентирован, можно выделить следующие категории:

  • денежная наличность, хранящаяся в банках;
  • резервы и фонды, созданные в бюджетах во время их исполнения;
  • расходы и доходы бюджета;

  • материальные ценности учреждений;
  • средства в расчетах между бюджетами.

Такой тип учета используется в качестве средства контроля за процессом исполнения бюджета и позволяет рационально распределять национальный доход с целью расширения воспроизводства.

Бюджетный учет имеет и определенные задачи:

  • выявление дополнительных доходов и мобилизация средств в бюджет;
  • охрана имущества;
  • соблюдение строгого режима экономии и бюджетно-финансовой дисциплины при расходовании ресурсов учреждения.

Что должна делать бухгалтерская служба бюджетной организации

Организация бюджетного учета в учреждении, финансируемом государством, подразумевает отражение всех хозяйственных операций и оценку имущества. Если учетная политика по сравнению с прошлым отчетным периодом будет изменяться, то этот факт должен быть подтвержден соответствующими документами в бухгалтерской отчетности. Также важно проследить за тем, чтобы правильно соотносились расходы и доходы организации по отношению к отчетным периодам.

Бухгалтерский учет должен выполнять и такую задачу, как контроль за исполнением смет, сохранностью товарно-материальных ценностей, денежных средств, а также состоянием расчетов с кредиторами и дебиторами.

Бюджетные учреждения, как можно заметить, значительно отличаются от коммерческих организаций. При этом они ориентированы на принципиально другие задачи.

businessman.ru

Кто относится к работникам бюджетной сферы


В большинстве нормативных актов, регулирующих вопросы денежного содержания работников бюджетной сферы, специальной строкой оговаривается, что подразумевает данный документ под понятием «бюджетная организация». Как правило, это те организации, функции и полномочия учредителя которых выполняют органы исполнительной власти разных уровней – государственного, регионального и муниципального.

В настоящее время определяющим критерием является источник финансирования выплат заработной платы из средств, выделяемых бюджетами этих трех уровней. Получается, что к работникам бюджетной сферы относятся все, кто получает зарплату из бюджета, чей труд оплачивается в соответствии с Единой тарифной сеткой (ЕТС) и те, которые получают оплату непосредственно из того или иного бюджета. Эти выплаты, конечно, заложены в статье «Расходы» этих бюджетов.

В некоторых законодательных актах содержатся определения, по которым работниками бюджетной сферы признаются те физические лица, которые состоят в трудовых отношениях с бюджетными организациями и получают зарплату с учетом окладов, устанавливаемых на основе ЕТС.


В 2012 году в Российской Федерации численность сотрудников бюджетных организаций составляла более 14 миллионов человек. Из них около 3,7 миллионов работали в федеральных государственных учреждениях, 4 миллиона – в государственных учреждениях субъектов РФ и 7 миллионов – в муниципальных учреждениях.

Кроме работников федеральных государственных учреждений, таких, как налоговая инспекция, казначейство, таможенная служба и пр., к бюджетникам относятся работники образования и здравоохранения, социального обслуживания, культуры или науки.

В эту категорию попадает также гражданский персонал воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых по закону предусмотрена воинская служба, а также гражданский персонал некоторых федеральных органов исполнительной власти, связанных с деятельностью в области обороны, правоохранительной и государственной безопасности.

Тем, кто может считать себя работником бюджетной сферы, государство предусматривает в бюджете средства на целевые программы, в том числе и на субсидии для приобретения жилья. В государственной казне предусмотрены средства и на различные социальные льготы работникам бюджетной сферы.

www.kakprosto.ru

бюджетная деятельность — определение — русский

Пример предложения с «бюджетная деятельность», памяти переводов

UN-2Также на том же совещании в рамках пункта повестки дня, озаглавленного «Единые принципы бюджетной деятельности, оценки результатов и отчетности ЮНЭЙДС на 2016-2021 годы», Координационный совет программы, в частности, утвердил Единые принципы бюджетной деятельности, оценки результатов и отчетности на 2016-2021 годы с учетом мнений, высказанных Советом, и напомнил о пункте 7.2 решения, принятого на его тридцать шестом совещании.UN-2Кроме того, правительство в своей деятельности опиралось на бюджетный документ, касающийся прав женщин и вопросов равенства, который позволяет провести анализ бюджетной деятельности государства в разбивке по министерствам в том, что касается равенства между женщинами и мужчинами.MultiUnКроме того, правительство в своей деятельности опиралось на бюджетный документ, касающийся прав женщин и вопросов равенства, который позволяет провести анализ бюджетной деятельности государства в разбивке по министерствам в том, что касается равенства между женщинами и мужчинамиUN-2Правительствам следует рассматривать налогово-бюджетную деятельность в более широком плане, не ограничиваясь лишь вопросами обеспечения бюджетного благополучия, измеряемого обычными мерками, поскольку в этом случае не в полной мере учитывается неоднозначное воздействие различных видов расходов на экономический рост.MultiUnПравительствам следует рассматривать налогово-бюджетную деятельность в более широком плане, не ограничиваясь лишь вопросами обеспечения бюджетного благополучия, измеряемого обычными мерками, поскольку в этом случае не в полной мере учитывается неоднозначное воздействие различных видов расходов на экономический ростMultiUne) финансового управления и составления бюджета для определения общей результативности и эффективности финансово-бюджетной деятельности Департамента операций по поддержанию мира и Отдела финансирования операций по поддержанию мира Департамента по вопросам управленияUN-2[Необходимым условием [полной] реализации целей обеспечения равенства мужчин и женщин, развития и мира [прав человека всех женщин и девушек] на национальном и международном уровне является оказание поддержки, выражающейся в выделении людских и финансовых ресурсов на конкретные и целевые виды деятельности, а также уделении непосредственного внимания этим целям во всей бюджетной деятельности на национальном и международном уровнях.]UN-2В рамках этого же пункта повестки дня Координационный совет программы в связи с финансовой отчетностью призвал, в частности, правительства-доноры вносить многолетние взносы и как можно скорее предоставлять эти взносы, выделенные на внедрение Единых принципов бюджетной деятельности, оценки результатов и отчетности в 2016-2021 годах.UN-2Эффективное управление необходимо также для совершенствования деятельности в областях набора кадров, материально-технического обеспечения и бюджетной деятельности в Центральных учреждениях.MultiUnКомитет был информирован о том, что указанная просьба связана с проведенной Управлением служб внутреннего надзора проверкой, по результатам которой был сделан вывод о том, что уровень С # является слишком низким для обеспечения должного надзора над административной и бюджетной деятельностьюMultiUnТакое увеличение весьма существенно, поскольку не только свидетельствует о неизменной приверженности Генерального секретаря и руководства курсу на продвижение женщин в тех случаях, когда они являются наиболее подходящими кандидатурами, а также свидетельствует о действительном наличии обладающих необходимой квалификацией женщин в различных специальных областях, включая вопросы разоружения, протокола, миротворческой и бюджетной деятельностиUN-2уделение внимания также темам, связанным с четырьмя основными областями, включая руководство государственным сектором; осуществление судебных и законодательных функций и укрепление институционального потенциала учреждений, участвующих в законодательных реформах, бюджетной деятельности, управлении поступлениями, стимулировании, управлении помощью, поступающей для целей развития;UN-2Расширение базы знаний стран — членов ЭКЛАК в области планирования, бюджетной деятельности и подходов к решению проблем развития на местах в рамках государственной политикиMultiUn[Необходимым условием реализации целей обеспечения равенства мужчин и женщин, развития и мира на национальном и международном уровнях является оказание поддержки, выражающейся в выделении людских и финансовых ресурсов на конкретные и целевые виды деятельности, а также уделении непосредственного внимания этим целям во всей бюджетной деятельности на национальном и международном уровнях во всех национальных и международных бюджетах. ]UN-2Административная канцелярия обеспечивает обслуживание Управления по вопросам разоружения в связи с управлением кадрами, бюджетной деятельностью и финансовыми ресурсами, планированием ресурсов и использованием общих служб, а также по мере необходимости занимается административным обслуживанием заседаний директивных органов и других совещаний.UN-2[Необходимым условием достижения целей обеспечения равенства мужчин и женщин, развития мира является оказание поддержки, выражающейся в выделении людских и финансовых ресурсов на конкретные и целевые виды деятельности на национальном и международном уровнях, а также уделении предметного внимания этим целям во всей бюджетной деятельности.]MultiUn[Необходимым условием [полной] реализации целей обеспечения равенства мужчин и женщин, развития и мира [прав человека всех женщин и девушек] на национальном и международном уровне является оказание поддержки, выражающейся в выделении людских и финансовых ресурсов на конкретные и целевые виды деятельности, а также уделении непосредственного внимания этим целям во всей бюджетной деятельности на национальном и международном уровнях. ]MultiUnОсобое внимание при осуществлении данной подпрограммы будет уделяться наращиванию потенциала государств- членов ЭКЛАК в области государственного управления на национальном и местном уровнях, в том числе в области модернизации государственного аппарата, экономического и социального планирования, бюджетной деятельности, государственных инвестиций и политики в вопросах развития на местном уровнеUN-2Структурные корректировки в конце 1980-х годов позволили переломить наблюдавшуюся в течение целого десятилетия тенденцию негативного роста, но значительное расходование средств перед всеобщими выборами в 1990-х годах привело к ряду потрясений в сфере налогово-бюджетной деятельности, сопровождавшихся высоким уровнем инфляции (74% в 1995 году).UN-2Основным направлением деятельности в рамках подпрограммы будет укрепление потенциала государств — членов ЭКЛАК в области государственного управления на национальном и местном уровнях, в том числе в области модернизации государственного аппарата, экономического и социального планирования, бюджетной деятельности, государственных инвестиций и политики в вопросах развития на местном уровне.UN-2Расширение базы знаний стран — членов ЭКЛАК в области планирования, бюджетной деятельности и разработки подходов к решению проблем развития на местах в рамках государственной политикиMultiUnПри «долевом» подходе бюджетная деятельность делится на ряд равных долей, и Сторонам, подписавшимся государствам и другим участникам предлагается внести сумму, соответствующую одной или нескольким долям или частям долиMultiUnМоя делегация поддерживает усилия по повышению эффективности Организации Объединенных Наций и совершенствованию ее повседневной административно-бюджетной деятельностиMultiUnМы также признаем потенциал международного сотрудничества в области налогообложения в целях расширения масштабов национальной бюджетной деятельности

Показаны страницы 1. Найдено 6946 предложения с фразой бюджетная деятельность.Найдено за 27 мс.Накопители переводов создаются человеком, но выравниваются с помощью компьютера, что может вызвать ошибки. Они приходят из многих источников и не проверяются. Будьте осторожны.

ru.glosbe.com

Особенности предпринимательской деятельности бюджетных учреждений

Бюджетные учреждения по критерию своей организационно-правовой формы создаются в целях осуществления функций некоммерческого характера, которые получают финансирование из соответствующего бюджета на основании сметы доходов и расходов. Виды их деятельности разнообразны: воспитание и образование детей, лечение людей, творческая деятельность, сохранность архивных документов и многое другое.

Однако в настоящее время осталось не так много бюджетных учреждений, которые функционируют только за счет бюджетного финансирования и не получают прибыли от предпринимательской деятельности. Это связано с тем, что значительное недофинансирование получателей бюджетных средств, вынуждает руководителей учреждений искать нетрадиционные способы получения денежных средств. Естественно, что многие эти способы связаны с осуществлением предпринимательской деятельности. Средства, полученные от предпринимательской деятельности, могут позволить решить бюджетному учреждению многие социальные вопросы, связанные с улучшением условий труда и отдыха персонала, а так же своевременно обновить изношенные объекты основных средств. Однако, наряду с возможностью вести предпринимательскую деятельность в некоторых случаях законодательство содержит на нее прямой запрет.

Бюджетным учреждениям разрешается осуществлять деятельность, приносящую доход, что касается, например, учреждений здравоохранения и образования. Предпринимательская деятельность может осуществляться учреждением, если в учредительных документах это отражено специальным пунктом. В этом случае доходы от такой деятельности и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение учреждения и учитываются на отдельном балансе [2,с. 231].

Разрешение, на осуществление предпринимательской деятельности, бюджетное учреждение получает у вышестоящего распорядителя бюджетных средств, которое в дальнейшем должно быть закреплено в учредительных документах, т. е. в уставе (положении) должны быть указаны виды разрешенной деятельности.

Осуществление учреждением некоторых видов деятельности, приносящих доход, в обязательном порядке требует получения соответствующей лицензии.         Если же коммерческая деятельность будет наносить ущерб основной (уставной) деятельности учреждения, то вышестоящий распорядитель бюджетных средств имеет право ее приостановить до решения суда по этому вопросу.

До получения право на осуществлении предпринимательской деятельности, учреждению необходимо открыть лицевой счет в территориальном органе Федерального казначейства, на котором следует обособленно учитывать операции по такой деятельности. Лицевой счет открывается на основании генерального разрешения.

Таким образом, можно сказать, что осуществление бюджетным учреждением предпринимательской деятельности является законной процедурой. При этом важным вопросом является правильная организация учета расходов и доходов от предпринимательской деятельности.     Доходы, полученные бюджетным учреждением от предпринимательской или иной деятельности, приносящей доход, после уплаты всех налогов и сборов в полном объеме учитываются в смете доходов и расходов, на соответствующий год, и отражаются в доходах соответствующего бюджета как доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности, либо как доходы от оказания платных услуг.

Налогоплательщиками, с точки зрения налогообложения прибыли, признаются бюджетные учреждения, финансируемые за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации или получающие средства в виде оплаты медицинских услуг, оказанных гражданам в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования, а также получающие доходы от коммерческой деятельности.

Под доходами от коммерческой (предпринимательской) деятельности бюджетных учреждений понимаются доходы, получаемые от юридических и физических лиц в результате реализации товаров, работ, услуг, имущественных прав.

Одним из принципов налогового учета бюджетных учреждений является ведение раздельного учета доходов и расходов, полученных от целевого финансирования и коммерческой деятельности [1].

При формировании налоговой базы бюджетных учреждений в доходы не включаются средства целевого финансирования и целевых поступлений на содержание бюджетных учреждений и ведение уставной деятельности, финансируемой за счет этих источников, а в расходы — расходы, производимые за счет вышеуказанных средств.

Средства целевого бюджетного финансирования относятся к доходам, не учитываемым при налогообложении прибыли, а доходы от коммерческой деятельности участвуют в формировании налоговой базы по налогу на прибыль. Поэтому для учреждений, осуществляющих бюджетную и внебюджетную деятельность, наряду с общими вопросами, которые требуют отражения в учетной политике для целей налогообложения, важное значение имеет методика ведения раздельного учета доходов и расходов по этим видам деятельности. Если раздельный учет отсутствует, то средства целевого финансирования будут рассматриваться как подлежащие налогообложению с даты их получения. Целью такого учета является не только отделение бюджетных поступлений от коммерческих, но и правильное определение тех расходов, которые при формировании налоговой базы уменьшают налогооблагаемую прибыль от коммерческой деятельности.

Во-первых, налоговую базу уменьшают те расходы, которые фактически произведенные в связи с коммерческой деятельностью. Из этого следует, что учреждению в зависимости от осуществляемых видов деятельности, приносящих коммерческие доходы, нужно закрепить в учетной политике для целей налогообложения выбранные способы учета расходов, связанных с коммерческой деятельностью. Например, определить прямые и косвенные расходы, указать методы списания материалов и сырья при определении размера материальных расходов, предусмотреть порядок формирования стоимости при приобретении товаров, методы оценки при списании стоимости покупных товаров, порядок распределения прямых расходов на незавершенное производство и готовую продукцию (выполненные работы, оказанные услуги), порядок признания прочих и внереализационных расходов и т. д.

Во-вторых, всегда имеют место общехозяйственные расходы, которые невозможно прямо отнести к одному виду деятельности. Это может касаться коммунальных услуг, услуг связи и т. п.

Порядок раздельного учета расходов, относящихся и к деятельности, финансируемой из бюджета, и к предпринимательской деятельности, установлен Налоговым кодексом РФ. В нем приведен значительный перечень расходов, финансируемых за счет указанных источников, которые разделяются между коммерческой и некоммерческой деятельностью расчетным методом. К таким расходам относятся расходы по оплате коммунальных услуг, услуг связи, транспортных расходов по обслуживанию административно-управленческого персонала, расходов по всем видам ремонта основных средств за счет двух источников.

Министерство финансов РФ устанавливает что, пропорциональное отнесение перечисленных расходов на уменьшение доходов, полученных от предпринимательской деятельности и средств целевого финансирования, осуществляется в тех случаях, если бюджетными ассигнованиями, выделенными бюджетному учреждению предусмотрено финансовое обеспечение указанных Налоговым кодексом РФ расходов за счет двух источников, и не предусмотрено финансовое обеспечение указанных Налоговым кодексом РФ расходов.

В целях налогообложения, принятие таких расходов на уменьшение доходов, полученных от предпринимательской деятельности и средств целевого финансирования, осуществляется пропорционально объему средств от предпринимательской деятельности, в общей сумме доходов (включая средства целевого финансирования). В общей сумме доходов, для указанных целей, не учитываются внереализационные доходы (доходы в виде банковских процентов по средствам, которые находятся на расчетном, депозитном счетах, а также полученные от сдачи имущества в аренду, курсовые разницы и другие доходы).

Таким образом, можно сделать вывод, что налогоплательщику-бюджетнику целесообразно указать в учетной политике аналитические счета бюджетного учета, на которых отражаются операции, связанные с ведением бюджетной и приносящей доход деятельности, а также определить перечень расходов и применяемых к ним методов признания при определении налоговой базы, установленных Налоговым кодексом РФ, а также отразить эту важную информацию в учетной политике для целей налогообложения.

Литература:

1.      Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая от 31 июля 1998г. № 146 — ФЗ и часть вторая от 5 авг. 2000г. № 117-ФЗ (НК РФ)// Гарант: [сайт информ. — правовой компании]. — [М.:, 2012]. — Режим доступа: http: // base. garant. ru / 10900200/ htm.

2.      Соснаускене О. И. Бюджетный учет. Организация и ведение /О. И. Соснаускене.- М:Литагент «Эксмо»,2012.- 356с.

moluch.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *