БЮДЖЕТНЫЙ УЧЕТ — это… Что такое БЮДЖЕТНЫЙ УЧЕТ?
- БЮДЖЕТНЫЙ УЧЕТ
- научно обоснованная система сбора, регистрации и обобщения информации о ходе исполнения бюджетов всех уровней; часть системы хозяйственного учета, включающая три его вида: оперативный, бухгалтерский и статистический при главной роли бухгалтерского учета. Б.у. охватывает все финансово-хозяйственные операции, связ. с процессом исполнения бюджетов. Он состоит из учета исполнения: бюджетов в органах Федерального казначейства, финанс. органах и налоговых органах; смет доходов и расходов бюджетных учреждений. Задачи учета исполнения бюджета в органах Федерального казначейства и финанс. органах однотипны. Различие состоит в том, что органы Федерального казначейства выполняют их применительно к федер. бюджету, а финансовые органы разных уровней [министерства финансов республик, входящих в состав РФ, финанс. управления (отделы) областей, краев, автономной области, автономных округов, городов различного подчинения, районов] – применительно к своим собственным (республиканским, областным, краевым и т.д.) бюджетам. К задачам относятся: обеспечение гос. органов исполнит. власти своеврем. информацией о выполнении доходной и расходной частей соответств. бюджетов, необходимой для управления процессом исполнения бюджетов и контроля за ним (ведутся учет доходов в целом и в разрезе отд. видов, учет бюджетных средств, финансирования и расходов в целом и по отд. распорядителям бюджетных средств). Казначейство и финанс. органы ведут также учет бюджетных ссуд, расчетов между бюджетами, определяют результаты исполнения соответств. бюджетов. Органы Федерального казначейства производят распределение в установл. законодательством (Законом о федеральном бюджете на соотв. год) размерах доходов между федер. бюджетом, бюджетами субъектов РФ и местными бюджетами; инструктаж и контроль Казначейством и финансовыми органами порядка ведения бух.
Финансово-кредитный энциклопедический словарь. — М.: Финансы и статистика. Под общ. ред. А.Г. Грязновой. 2002.
- БЮДЖЕТНЫЙ ПРОЦЕСС
- БЮДЖЕТНЫЙ ФЕДЕРАЛИЗМ
Смотреть что такое «БЮДЖЕТНЫЙ УЧЕТ» в других словарях:
Бюджетный учет — учет всех доходов бюджета, источников финансирования дефицита бюджета, расходов бюджета, а также операций, осуществляемых в процессе исполнения бюджета. Бюджетный учет основывается на едином плане счетов и организуется органом, исполняющим бюджет … Финансовый словарь
Бюджетный учет
Бюджетный учет — По российскому законодательству бюджетный учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о состоянии финансовых и нефинансовых активов и обязательств Российской Федерации, субъектов… … Википедия
Бюджетный учет — 2. Бюджетный учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о состоянии финансовых и нефинансовых активов и обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и… … Официальная терминология
Бюджетный учет — (англ. budget accounting) в бюджетном законодательстве РФ основанная на едином плане счетов система учета всех доходов бюджета, источников финансирования дефицита бюджета, расходов бюджета, а также операций, осуществляемых в процессе исполнения… … Большой юридический словарь
Бюджетный учет в социально-трудовой сфере — упорядоченная система сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о состоянии финансовых и нефинансовых активов и обязательств органов государственной власти, органов местного самоуправления в социально трудовой сфере и… … Официальная терминология
учет — Установление наличия чего нибудь, его измерение и регистрация с количественной и качественной стороны. У. обеспечивает постоянную информацию о всех сферах хозяйственной деятельности и общественной жизни. У. является составной частью управления… … Справочник технического переводчика
УЧЕТ — составная часть управления экономическими процессами и объектами, сущность которого состоит в фиксации их состояния и параметров, сборе и накоплении сведений об экономических объектах и процессах, отражении этих сведений в учетных ведомостях.… … Экономический словарь
Бюджетный учёт — бухгалтерский учёт процесса исполнения бюджета и смет расходов бюджетных учреждений и организаций. В социалистических странах Б. у. одна из составных частей единого народно хозяйственного учёта и строится по единой системе. Он… … Большая советская энциклопедия
УЧЕТ — установление наличия чего нибудь, его измерение и регистрация с количественной и качественной стороны. У. обеспечивает постоянную информацию о всех сферах хозяйственной деятельности и общественной жизни. У. является составной частью управления… … Большой бухгалтерский словарь
Книги
- Бюджетный учет и отчетность. Учебник и практикум. В 2 частях. Часть 2, С. И. Опарина, Т. И. Кришталева, А. И. Гурко. Учебник подготовлен на основе новейших нормативных документов в области бюджетного учета, законодательства, регламентирующего деятельность сектора государственного управления. Учтены… Подробнее Купить за 965 руб
- Бюджетный учет и отчетность в 2-х частях. Часть 1. Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры, Опарина С.И.. В учебнике раскрываются особенности составления баланса, отчета о финансовых результатах, пояснительной записки к отчету. Учтены тенденции сближения российских стандартов по бюджетному учету… Подробнее Купить за 944 руб
- Бюджетный учет и отчетность. В 2 частях. Часть 1. Учебник и практикум, С. И. Опарина, Т. И. Кришталева, А. И. Гурко. Учебник подготовлен на основе новейших нормативных документов в области бюджетного учета, законодательства, регламентирующего деятельность сектора государственного управления. Учтены… Подробнее Купить за 817 руб
finance_loan.academic.ru
Бюджетный учет — это… Что такое Бюджетный учет?
- Бюджетный учет
- Бюджетный учет
- Бюджетный учет — учет всех доходов бюджета, источников финансирования дефицита бюджета, расходов бюджета, а также операций, осуществляемых в процессе исполнения бюджета. Бюджетный учет основывается на едином плане счетов и организуется органом, исполняющим бюджет.
Финансовый словарь Финам.
.
- Бюджетный счет
- Бюллетень Комиссии по ценным бумагам и биржам
Смотреть что такое «Бюджетный учет» в других словарях:
Бюджетный учет — (англ. budget accounting) в бюджетном законодательстве РФ основанная на едином плане счетов система учета всех доходов бюджета, источников финансирования дефицита бюджета, расходов бюджета, а также операций, осуществляемых в процессе исполнения … Энциклопедия права
Бюджетный учет — По российскому законодательству бюджетный учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о состоянии финансовых и нефинансовых активов и обязательств Российской Федерации, субъектов… … Википедия
Бюджетный учет — 2. Бюджетный учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о состоянии финансовых и нефинансовых активов и обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и… … Официальная терминология
БЮДЖЕТНЫЙ УЧЕТ — научно обоснованная система сбора, регистрации и обобщения информации о ходе исполнения бюджетов всех уровней; часть системы хозяйственного учета, включающая три его вида: оперативный, бухгалтерский и статистический при главной роли… … Финансово-кредитный энциклопедический словарь
Бюджетный учет — (англ. budget accounting) в бюджетном законодательстве РФ основанная на едином плане счетов система учета всех доходов бюджета, источников финансирования дефицита бюджета, расходов бюджета, а также операций, осуществляемых в процессе исполнения… … Большой юридический словарь
Бюджетный учет в социально-трудовой сфере — упорядоченная система сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о состоянии финансовых и нефинансовых активов и обязательств органов государственной власти, органов местного самоуправления в социально трудовой сфере и… … Официальная терминология
учет — Установление наличия чего нибудь, его измерение и регистрация с количественной и качественной стороны. У. обеспечивает постоянную информацию о всех сферах хозяйственной деятельности и общественной жизни. У. является составной частью управления… … Справочник технического переводчика
УЧЕТ — составная часть управления экономическими процессами и объектами, сущность которого состоит в фиксации их состояния и параметров, сборе и накоплении сведений об экономических объектах и процессах, отражении этих сведений в учетных ведомостях.… … Экономический словарь
Бюджетный учёт — бухгалтерский учёт процесса исполнения бюджета и смет расходов бюджетных учреждений и организаций. В социалистических странах Б. у. одна из составных частей единого народно хозяйственного учёта и строится по единой системе. Он… … Большая советская энциклопедия
УЧЕТ — установление наличия чего нибудь, его измерение и регистрация с количественной и качественной стороны. У. обеспечивает постоянную информацию о всех сферах хозяйственной деятельности и общественной жизни. У. является составной частью управления… … Большой бухгалтерский словарь
Книги
- Бюджетный учет и отчетность. Учебник и практикум. В 2 частях. Часть 2, С. И. Опарина, Т. И. Кришталева, А. И. Гурко. Учебник подготовлен на основе новейших нормативных документов в области бюджетного учета, законодательства, регламентирующего деятельность сектора государственного управления. Учтены… Подробнее Купить за 965 руб
- Бюджетный учет и отчетность в 2-х частях. Часть 1. Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры, Опарина С.И.. В учебнике раскрываются особенности составления баланса, отчета о финансовых результатах, пояснительной записки к отчету. Учтены тенденции сближения российских стандартов по бюджетному учету… Подробнее Купить за 944 руб
- Бюджетный учет и отчетность. В 2 частях. Часть 1. Учебник и практикум, С. И. Опарина, Т. И. Кришталева, А. И. Гурко. Учебник подготовлен на основе новейших нормативных документов в области бюджетного учета, законодательства, регламентирующего деятельность сектора государственного управления. Учтены… Подробнее Купить за 817 руб
dic.academic.ru
Бюджетный учет: понятие, организация и ведение
Бюджетный учет используется во всех без исключения учреждениях и организациях, которые относятся к государственной форме собственности. Он несколько отличается от привычной работы бухгалтерии, однако основные принципы в нем соблюдаются. Все действия, шаблоны документов и иные элементы, которые только могут понадобиться для деятельности организации, утверждаются вышестоящими органами и носят не рекомендательный, а обязательный характер. Есть и конкретные примеры, образцы и тому подобные вспомогательные документы, которые облегчают работу сотрудников.
Что такое бюджетный учет
Названный вариант учета представляет собой четко регламентированную систему, при которой все элементы управления учреждением собираются воедино и обрабатываются специалистами. Он характеризуется наличием большого числа инструкций и тому подобных документов, которые указывают, как те или иные действия обязаны совершаться в различных условиях. Это очень сильно облегчает процесс работ, ведь информация, которую дает инструкция по бюджетному учету, позволяет сразу приступить к работе и четко выполнять все требования, не отвлекаясь на всевозможные отдельные элементы, присущие его классическому варианту.
![](/wp-content/uploads/byudzhetnyj-uchet-eto_0.jpg)
Задачи учета
Существует определенный перечень главных задач, которые являются основой, составляющей учет. Общее количество подобных элементов очень велико, однако если сократить и вкратце рассматривать данную проблему, можно выделить некоторые из них.
Так, указанный тип учета необходим, чтобы изыскивать неочевидные, скрытые резервы, которые бы позволили государству функционировать более эффективно. Кроме того, бюджетный учет позволяет производить тотальный контроль фактического состояния и наличия любых сумм денежных средств, а также различных активов. При правильном ведении он же дает возможность выявлять и своевременно предупреждать любые нецелесообразные траты и вообще давать понимание того, куда именно, в какой сумме и каким образом были использованы деньги. Учет такого типа, помимо всего прочего, показывает результаты деятельности конкретной организации. То есть насколько прибыльной или убыточной она является.
Не последнюю роль играют статистические и отчетные данные, которые также собираются при помощи этого учета. Они нужны для накопления определенной информации, ее анализа, предоставления заинтересованным лицам и в итоге для формирования новых инструкций, документов, а также для того, чтобы последующие изменения в бюджетном учете максимально соответствовали текущей ситуации и были наиболее эффективными в конкретный отрезок времени.
Нормативные документы
Все базовые основы указаны в специальной Инструкции №148н, которая включает в себя не только четкие определения того, как именно следует действовать в определенных условиях, но и какие наказания могут последовать при отказе от использования указанных требований. Следует отметить, что в этом документе есть только основы и база, которые, безусловно, покрывают все сферы деятельности и элементы работы организации, но могут быть неполными.
Кроме него существует ещё огромное количество всевозможных изменений, дополнений и тому подобных факторов, которые также влияют на работу предприятия и в некоторых случаях могут очень значительно менять ранее утвержденные нормы. В теории руководитель организации и другие лица, наделенные определенной властью в отдельно взятом учреждении, обязаны доводить до сотрудников все эти документы соответствующим образом и в требуемые сроки.
На практике сотруднику рекомендуется самостоятельно отслеживать ситуацию и, по мере получения новой информации, уточнять ее у руководства, во избежание возможных проблем в дальнейшем. Но и это ещё не все, помимо всей этой документации, следует разбираться и в стандартной бухгалтерии со всеми ее нормативными актами. Счета бюджетного учета хоть и отличаются от классических, но работа с ними все равно производится примерно тем же образом, что делает попытки разобраться во всем этом достаточно сложными.
![](/wp-content/uploads/byudzhetnyj-uchet-eto_1.jpg)
Требования
Инструкция по бюджетному учету, а также некоторые другие подобные нормативные документы выставляют определенные требования к его ведению. Они жестко закреплены в законодательстве, и за нарушением данных требований могут последовать жесткие санкции.
- Так, любые действия, обязаны совершаться точно в срок.
- Отчетная информация должна соответствовать фактическому состоянию, а сам учет обязан производиться, начиная с самого первого дня существования организации.
- Наиболее простым и понятным требованием является условие его ведения исключительно в государственной валюте.
Безусловно, в определенных ситуациях могут добавляться и другие особенности работы, но тут уже многое напрямую зависит от того, каким конкретно образом функционирует организация, чем она занимается, каковы ее особенности и так далее. По каждому такому пункту следует проводить дополнительную проверку на наличие условий и требований, способных хотя бы частично касаться работы учреждения.
![](/wp-content/uploads/byudzhetnyj-uchet-eto_2.jpg)
Обязанности
Основные требования выставляются непосредственно к руководителю и главному бухгалтеру учреждения. Именно они обязаны постоянно контролировать производимые работы, их фиксацию в документах и учет бюджетных средств. Только они отвечают за все согласно законодательству, а уж потом при необходимости могут наказывать самостоятельно доступными и адекватными методами своих сотрудников.
Это разумный подход, так как только они знают (или обязаны знать) все особенности, которые обычному человеку, занятому в работах, просто не нужны для полноценной деятельности. При этом тот же главный бухгалтер имеет возможность потребовать от руководства принятия необходимых мер, целью которых будет соответствующий и правильный бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях. К данному пункту относятся требования к организации рабочих мест, их техническому оснащению, найму квалифицированных сотрудников и так далее.
В свою очередь, руководство может требовать выделения соответствующих сумм, на выполнение условий сотрудников, если они будут считаться действительно заслуживающими внимания и препятствующими полноценной работе организации. К примеру, кулер для воды вряд ли будет относиться к обязательному оборудованию, а вот без хотя бы самого плохого компьютера производить учет или выполнять иные аналогичные функции становится практически невозможно. Как следствие, понадобятся подходящая инфраструктура, связь через сетевое соединение и даже отдельный человек, который будет следить за сохранностью всего этого.
![](/wp-content/uploads/byudzhetnyj-uchet-eto_3.jpg)
Структурирование
Чтобы работа организации была максимально эффективной, все действия выполнялись точно и в срок, а отчетность действительно соответствовала предъявленным к ней требованиям, необходим достаточно большой штат сотрудников, каждый из которых будет выполнять четко определенные функции. Это помогает разбивать рабочий процесс на части и дает возможность комфортно и качественно работать в своей области даже при наличии минимальных знаний, ведь действительно опытный человек потребует высокой оплаты, на что организация может и не согласиться.
Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях подразумевает наличие кассиров, ведущих бухгалтеров (или сотрудников, которые будут совмещать обе функции). Кроме того, могут присутствовать заместители (обычно один, но иногда бывает и больше) и, естественно, главный бухгалтер. При такой схеме начальник контролирует основные сферы деятельности и особенности. Более детально они контролируются и направляются заместителями, а выполняют всю работу непосредственно рядовые сотрудники.
Документация
Существует более 40 базовых форм первичной документации, которая обязана использоваться в государственном учреждении для того, чтобы управленческий учет был как можно более приближенным к требованиям законодательства. Фактически все они разделены на две группы, примерно одинаковые по количеству указанных документов, одна из которых относится к фирмам любой формы собственности, а вторая касается исключительно бюджетных организаций.
В свою очередь, бюджетный бухгалтерский учет имеет собственное разделение указанных первичных документов на три основных группы. Все они нужны для качественной работы предприятия и позволяют охватить абсолютно все сферы деятельности.
Так, выделяют примерно равные по числу шаблоны, отвечающие за расчет и начисление заработной платы, проведение любых операций с кассой, а также регулирующие работу с материальными активами. Самой маленькой группой документов являются те, которые не вошли ни в одну из категорий и охватывают некоторые весьма специфичные сферы деятельности, не все из которых существуют на предприятии.
![](/wp-content/uploads/byudzhetnyj-uchet-eto_4.jpg)
Автоматизация
Как и в обычном бухгалтерском учете, активно применяются всевозможные автоматизированные системы, существенно облегчающие работу сотрудников, а также дающие максимально точные и достоверные данные на основании введенных цифр.
Удобство подобных программ давным-давно проверено и одобрено всеми сотрудниками, которые обязаны работать с бухгалтерским, налоговым или управленческим учетом. Они мгновенно выдают всю требуемую информацию, не вынуждают пользователя долгое время обучаться работе с ними, сигнализируют о заканчивающихся сроках сдачи отчетов и так далее. Большинство современных бухгалтеров, в принципе, смутно себе представляет работу организации без таких вспомогательных средств.
![](/wp-content/uploads/byudzhetnyj-uchet-eto_5.jpg)
Учет и отчетность
Все сферы деятельности предприятия тесно связаны с отчетностью. Это одна из основ, которая является обязательной для всех и позволяет накапливать достаточные для анализа, контроля и проверки данные. Выделяют несколько базовых вариантов отчетов в бюджетных организациях, которые в обязательном порядке должны своевременно составляться и подаваться в вышестоящие инстанции:
Как можно заметить, все они позволяют контролирующим органам проводить детальный анализ состояния организации, ее особенностей, текущих проблем, направления развития и так далее. Обычно ко всем этим документам прилагается также и пояснительная записка, в которой уточняется та или иная не совсем понятная сразу информация.
Дополнительно подаются балансовые ведомости и любые другие документы, которые потребуются соответствующим инстанциям, если возникнет необходимость прояснить определенные моменты, цифры или другие особенности деятельности предприятия.
Отличия от стандартного учета
Бюджетный учет во многом схож с обычным, который используется на частных предприятиях, в фирмах и организациях. Основные отличия кроются в, казалось бы, мелких деталях наподобие плана счетов и в особенностях классификации тех или иных действий. Но на самом деле, если вникать во все это детально и подробно, окажется, что данные элементы являются ключевыми и влияют на всю структуру работы организации очень серьезно.
Конкретней о данном вопросе можно сказать, только сравнивая два разных предприятия схожего типа, одно из которых будет частным, а другое — государственным. Управленческий учет, как и любой другой, в частной компании будет, с одной стороны, более простым и понятным, а с другой, при наличии большого количества внутренних нормативных документов, намного более сложным и запутанным. Да ещё и в некоторых случаях пересекающимся с действующим законодательством.
![](/wp-content/uploads/byudzhetnyj-uchet-eto_6.jpg)
Итоги
В целом, если подводить итог всему вышесказанному, бюджетный тип учета является хоть и сложным на начальных стадиях понимания, в отличие от обычной его формы, но намного более простым в дальнейшем.
Главной задачей для полноценного разбора проблемы должен стать разбор всей законодательной базы, которая хоть как-то может касаться данной проблемы. После этого работать станет намного проще и понятней, даже с учетом постоянных правок и изменений. В свою очередь, стандартный тип работы почти любой более-менее крупной фирмы подразумевает тот факт, что сотрудники будут учитывать не только требования законодательства, но и пожелания работодателя, соотнося их с законами и инструкциями.
fb.ru
Бюджетный учет 2019
Гражданское право определяет правовой статус организации как коммерческий или некоммерческий. К последним относят и муниципальные и государственные учреждения, которые чаще всего являются бюджетными (но могут быть и казенными, и автономными). В таких организациях бухгалтерский учет ведется с соблюдением некоторых нюансов, которые нужно учитывать специалисту.
Рассмотрим, чем отличается бухучет в бюджетных организациях от учета в коммерческих структурах, какими нормативными документами он регулируется, какие особенности нужно принимать во внимание бухгалтеру.
Понятие бюджетного бухучета
В каких предприятиях бухгалтерский учет нужно вести по бюджетным принципам? В тех, которые полностью или в какой-то части финансируются из государственного бюджета Российской Федерации.
К бюджетным организациям относятся созданные государственными органами РФ юридические лица, главной целью деятельности которых не является получение прибыли.
Для того чтобы регулярно выделялись деньги из бюджета на финансирование некоммерческой организации, нужно не просто правильно вести бухучет, как в любой структуре, но и в дополнение к традиционным отчетам регулярно предоставлять сметы по доходам и расходам. Это необходимо для отслеживания целей использования государственных денег. Деятельность по формированию этой документации и называется бюджетным бухгалтерским учетом.
Специфика бюджетной организации с точки зрения учета
Бухгалтер-бюджетник должен принимать во внимание особенности обязательств этой сферы по финансам и имуществу:
- одна из целей деятельности муниципального учреждения – госзадание – выполняется на средства определенного уровня государственного бюджета;
- имущество находится не в собственности бюджетного учреждения, а по праву оперативного управления, а владельцем является РФ или ее субъект;
- если бюджетной организации принадлежит земельный участок, он предоставляется в пользование бессрочно;
- обязательства собственников имущества не тождественны обязательствам бюджетного учреждения;
- если даже собственник закрепил за бюджетной организацией право управления ценным имуществом и недвижимостью, то распоряжаться им организация самовольно не может.
ВНИМАНИЕ! Все специфические отличия приводятся в ст. 9 Федерального закона № 7-ФЗ от 12 января 1996 года «О некоммерческих организациях».
Сравниваем бюджетный и коммерческий бухучет
Главные положения бухгалтерского учета неизменны, в какой бы организации он ни производился. Везде нужно учитывать денежные средства, материальные запасы, всевозможные активы и обязательства, отражая это в документации и своевременно информируя контролирующие органы.
Однако в бюджетной организации бухучет имеет особую специфику, все эти операции отражаются на бухгалтерских счетах несколько по-иному. Поэтому бухгалтеру-бюджетнику понадобятся некоторые специфические знания, не обязательные для бухгалтера в коммерческих структурах.
Рассмотрим эти особенности подробнее.
Отдельные планы счетов
Главное отличие коммерческого и бюджетного бухгалтерских учетов – это разные счета, на которых отражаются все хозяйственные операции. Для бюджетной сферы предусмотрен специальный План счетов, содержащий 26 разрядов.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Номера счетов и их наименования в разных планах бухучета не совпадают. Например, в коммерческом ПБУ «Материалы» учитываются на счете 10, а в бюджетном «Материальные запасы» – на счете 105.
Каждый разряд бюджетного ПБУ несет определенные данные об особенностях деятельности учреждения:
- классифицирует доходы;
- распределяет виды расходов;
- показывает, из какого источника организация финансируется;
- какой вид деятельности является целевым;
- синтетические и аналитические счета;
- поступление и выбытие объектов.
Законодательное регламентирование
Бухучет как хозяйственная операция для любого типа организаций регулируется Федеральным законом «О бухгалтерском учете» от 06 декабря 2011 года № 402-ФЗ. Но, кроме общего регламента, обязательны к применению дополнительные подзаконные акты, разработанные для бюджетной и коммерческой сферы:
- Муниципальные государственные организации, помимо базового Закона, «подвластны» приказу Министерства финансов РФ от 01 декабря 2010 года № 157н «Об утверждении единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, государственных и внебюджетных фондов, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и инструкции по его применению».
- Бухгалтерскую отчетность для бюджетных организаций декларируют такие государственные документы:
- приказ Минфина РФ от 29 декабря 2010 года № 191н «Об утверждении инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
- приказ Минфина Российской Федерации от 25 марта 2011 года № 33н «Об утверждении инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений».
Откуда берутся деньги
Финансирование коммерческой организации – ее личное дело, можно использовать личные средства учредителей, банковские кредиты и т.п. Бюджетная же сфера, как следует из ее названия, спонсируется государством. Форма субсидирования может быть различной:
- средства, предоставляемые на выполнение госзадания;
- деньги, предоставленные во временное распоряжение;
- средства по медстрахованию;
- собственные доходы учреждения и др.
Отличия в отчетности
Коммерческие и «бескорыстные» структуры по-разному предоставляют отчетность в контролирующие органы. Отличия лежат не только в составе документации, но и в сроках предоставления: для бюджетников разработаны собственный график и периодичность.
ВАЖНО! В бюджетной сфере объем отчетности значительно больше, чем в коммерческой, поскольку принципы действия в них кардинально отличаются.
Бюджетные организации различного типа сдают довольно много форм в конце разных учетных периодов:
- каждый месяц – от 1 до 5 документов;
- каждый квартал – от 5 до 10 отчетов;
- ежегодно – от 10 до 30 бланков.
Все необходимые документы для отчетов приведены в специальных нормативных актах, рассмотренных выше. Среди них:
- баланс главного распорядителя (администратора, получателя бюджетных средств) – по форме 0503130;
- баланс самого учреждения – по форме 0503730;
- отчет об исполнении плана финансово-хозяйственной деятельности – по форме 0503737;
- отчет о финансовых результатах деятельности организации – по форме 0503721;
- данные по дебиторской и кредиторской задолженности – по форме 0503769;
- информация об остатках денежных средств организации – по форме 0503779.
Отражение средств на балансе
Балансы коммерческой сферы и бюджетников в своей основе едины, но имеют несколько серьезных различий:
- Любой бухгалтерский баланс состоит из актива и пассива. Отличие в том, что бюджетники распределяют эти статьи, отдельно отражая применение целевых средств и собственных прибылей.
- «Коммерсанты» отражают в отчетности, помимо текущего, еще два предыдущих года, а «бюджетники» – только один предыдущий.
- Бюджетные сферы разделяют активы на финансовые и внефинансовые, а средства – на материальные и денежные; у коммерческих структур разделение принципиально другое.
- Пассив бюджетной сферы отражает все виды обязательств, а коммерческая разделяет их по срокам.
Бухгалтерский учет «коммерсантов» и бюджетников имеют глобальные отличия на всех уровнях существования: самих объектах учета, ПБУ, отражении активов и пассивов, составе и порядке предоставления отчетности. Государство постоянно совершенствует систему бюджетного учета, внося в нее различные изменения. Поэтому бухгалтеру бюджетной организации нужно быть постоянно в курсе нововведений, для чего изучать обновления законодательства, читать спецлитературу, посещать профильные семинары.
assistentus.ru
Бюджетный учет — это… Что такое Бюджетный учет?
- Бюджетный учет
По российскому законодательству бюджетный учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о состоянии финансовых и нефинансовых активов и обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также об операциях, изменяющих указанные активы и обязательства.[1]
Кроме того, Министерство финансов Российской Федерации несколько уточняет данное определение. Согласно его приказу бюджетный учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о состоянии финансовых и нефинансовых активов и обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (органов государственной власти, органов управления государственных внебюджетных фондов, органов управления территориальных государственных внебюджетных фондов, органов местного самоуправления и созданных ими бюджетных учреждений и операциях, приводящих к изменению вышеуказанных активов и обязательств.[2]
Бюджетный учет осуществляется в соответствии с планом счетов, включающим в себя бюджетную классификацию Российской Федерации.
План счетов бюджетного учёта и инструкция по его применению утверждаются Министерством финансов Российской Федерации.
Примечания
Wikimedia Foundation. 2010.
- Бюджетный кодекс РФ
- Бюджетная авиакомпания
Смотреть что такое «Бюджетный учет» в других словарях:
Бюджетный учет — учет всех доходов бюджета, источников финансирования дефицита бюджета, расходов бюджета, а также операций, осуществляемых в процессе исполнения бюджета. Бюджетный учет основывается на едином плане счетов и организуется органом, исполняющим бюджет … Финансовый словарь
Бюджетный учет — (англ. budget accounting) в бюджетном законодательстве РФ основанная на едином плане счетов система учета всех доходов бюджета, источников финансирования дефицита бюджета, расходов бюджета, а также операций, осуществляемых в процессе исполнения … Энциклопедия права
Бюджетный учет — 2. Бюджетный учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о состоянии финансовых и нефинансовых активов и обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и… … Официальная терминология
БЮДЖЕТНЫЙ УЧЕТ — научно обоснованная система сбора, регистрации и обобщения информации о ходе исполнения бюджетов всех уровней; часть системы хозяйственного учета, включающая три его вида: оперативный, бухгалтерский и статистический при главной роли… … Финансово-кредитный энциклопедический словарь
Бюджетный учет — (англ. budget accounting) в бюджетном законодательстве РФ основанная на едином плане счетов система учета всех доходов бюджета, источников финансирования дефицита бюджета, расходов бюджета, а также операций, осуществляемых в процессе исполнения… … Большой юридический словарь
Бюджетный учет в социально-трудовой сфере — упорядоченная система сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о состоянии финансовых и нефинансовых активов и обязательств органов государственной власти, органов местного самоуправления в социально трудовой сфере и… … Официальная терминология
учет — Установление наличия чего нибудь, его измерение и регистрация с количественной и качественной стороны. У. обеспечивает постоянную информацию о всех сферах хозяйственной деятельности и общественной жизни. У. является составной частью управления… … Справочник технического переводчика
УЧЕТ — составная часть управления экономическими процессами и объектами, сущность которого состоит в фиксации их состояния и параметров, сборе и накоплении сведений об экономических объектах и процессах, отражении этих сведений в учетных ведомостях.… … Экономический словарь
Бюджетный учёт — бухгалтерский учёт процесса исполнения бюджета и смет расходов бюджетных учреждений и организаций. В социалистических странах Б. у. одна из составных частей единого народно хозяйственного учёта и строится по единой системе. Он… … Большая советская энциклопедия
УЧЕТ — установление наличия чего нибудь, его измерение и регистрация с количественной и качественной стороны. У. обеспечивает постоянную информацию о всех сферах хозяйственной деятельности и общественной жизни. У. является составной частью управления… … Большой бухгалтерский словарь
Книги
- Бюджетный учет и отчетность. Учебник и практикум. В 2 частях. Часть 2, С. И. Опарина, Т. И. Кришталева, А. И. Гурко. Учебник подготовлен на основе новейших нормативных документов в области бюджетного учета, законодательства, регламентирующего деятельность сектора государственного управления. Учтены… Подробнее Купить за 965 руб
- Бюджетный учет и отчетность в 2-х частях. Часть 1. Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры, Опарина С.И.. В учебнике раскрываются особенности составления баланса, отчета о финансовых результатах, пояснительной записки к отчету. Учтены тенденции сближения российских стандартов по бюджетному учету… Подробнее Купить за 944 руб
- Бюджетный учет и отчетность. В 2 частях. Часть 1. Учебник и практикум, С. И. Опарина, Т. И. Кришталева, А. И. Гурко. Учебник подготовлен на основе новейших нормативных документов в области бюджетного учета, законодательства, регламентирующего деятельность сектора государственного управления. Учтены… Подробнее Купить за 817 руб
dic.academic.ru
Тема 1. Организация бюджетного учета в учреждениях
Понятие бюджетного учета
Учетная политика бюджетного учреждения
Бюджетная классификация РФ
План счетов бюджетного учета
Понятие бюджетного учета
Все доходы бюджета, источники финансирования дефицита бюджета, расходы бюджета, а также операции, осуществляемые в процессе исполнения бюджета, подлежат бюджетному учету, основывающемуся на едином плане счетов.
Таким образом, бюджетный учет – это упорядоченная система сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о состоянии финансовых и нефинансовых активов и обязательств органов государственной власти, органов управления государственных внебюджетных фондов, органов управления территориальных государственных внебюджетных фондов, органов местного самоуправления и созданных ими бюджетных учреждений и операциях, приводящих к изменению вышеуказанных активов и обязательств. Помимо активов и обязательств объектами бюджетного учета являются также операции по учету финансовых результатов и операции, связанных с процедурами санкционирования расходов бюджета.
Бюджетный учет осуществляется в соответствии с Федеральным законом №408-ФЗ от 21.11.2011 года, бюджетным законодательством, иными нормативными правовыми актами РФ и Инструкцией по бюджетному учету №162н от 06.12.2010 года и №157н от 01.12.2010 года. В бюджетном учете ПБУ не применяются, основные положения ПБУ содержатся в Инструкциях №162н и 157н.
Единую методологию бюджетного учета и единые правила организации ведения бюджетного учета осуществляет Правительство РФ в лице Министерства Финансов РФ.
В настоящее время действует трехуровневая система финансирования, в которую входят:
Главный распорядитель средств федерального бюджета – орган государственной власти Российской Федерации
Распорядитель бюджетных средств – орган местного самоуправления
Получатель бюджетных средств – расходователь бюджетных средств.
Любая наука имеет свой предмет и методы изучения, то есть, что и как изучает наука.
Предметом бюджетного учета является поступление и использование бюджетных средств в обычной деятельности органов власти разного уровня.
Метод бюджетного учета представляет собой совокупность приемов и способов, с помощью которых учитываются объекты бюджетного учета. В бюджетном учете используются следующие элементы метода учета: первичное наблюдение, стоимостное измерение, группировка и систематизация учетной информации, полное обобщение и соизмерение информации об учетных объектах.
Бюджетный учет имеет следующие основные функции: информационная, контрольная, аналитическая.
Основные задачи бюджетного учета:
Формирование полной и достоверной информации о состоянии и движении активов и обязательств учреждений, о финансовых результатах, а также об исполнении бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ;
Обеспечение контроля за соответствием операций, осуществляемых в ходе исполнения бюджетов всех уровней бюджетной системы законодательству РФ, а также за состоянием и движением активов и обязательств учреждений;
Обеспечение внутренних и внешних пользователей отчетными данными о состоянии активов и обязательств учреждений.
studfiles.net
Бюджетный учёт | ЭконВики — Экономическая энциклопедия
Бюджетный учёт — упорядоченная система сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о состоянии финансовых и нефинансовых активов и обязательств РФ, субъектов РФ и муниципальных образований, а также об экономических потоках, изменяющих указанные активы и обязательства. Бюджетный учёт осуществляется в соответствии с Бюджетным кодексом РФ, Федеральным законом «О бухгалтерском учете», Инструкцией по бюджетному учету, утвержденной Минфином России, иными нормативными правовыми актами РФ. Единая методология и стандарты бюджетного учёта и бюджетной отчетности, план счетов бюджетного учёта и инструкция по его применению устанавливаются и утверждаются Минфином России.
План счетов бюджетного учёта, включающий в себя бюджетную классификацию, является ключевым инструментом при разработке статистики бюджета. Осн. задачи бюджетного учёта: формирование полной и достоверной информации об исполнении бюджетов бюджетной системы РФ, о состоянии активов и обязательств, а также о финансовых результатах деятельности органов гос. власти, органов управления гос. внебюджетных фондов и терр. гос. внебюджетных фондов, органов местного самоуправления, бюджетных учреждений; обеспечение контроля за соответствием законодательству РФ операций, осуществляемых в ходе исполнения бюджетов бюджетной системы РФ, соблюдением финансово-бюджетной дисциплины, а также контроля достоверности бюджетной отчетности, состояния активов и выполнения обязательств учреждений, эффективности использования финансовых, материальных, трудовых и информационных ресурсов; выявление резервов для повышения экономичности и результативности деятельности публично-правовых образований и бюджетных учреждений.
Инструкция по бюджетному учёту, утвержденная Минфином РФ, устанавливает план счетов бюджетного учёта, порядок отражения операций по исполнению бюджетов и кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы РФ на счетах бюджетного учёта, перечень типовых корреспонденций счетов бюджетного учёта, иные вопросы организации бюджетного учёта Инструкция по бюджетного учёта является обязательной для применения тремя группами субъектов бюджетного учёта: учреждениями, органами казначейства, финансовыми органами. При этом к учреждениям относятся органы гос. власти, органы управления гос. внебюджетными фондами, органы управления территориальными гос. внебюджетными фондами, органы местного самоуправления, бюджетные учреждения, а также иные некоммерческие организации, созданные РФ, субъектами РФ, муниципальными образованиями, не являющиеся участниками бюджетного процесса, но осуществляющие ведение бюджетного учёта Органы казначейства- это органы, осуществляющие кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы РФ.
Под финансовыми органами понимаются непосредственно финансовые органы и органы управления гос. внебюджетными фондами, терр. гос. внебюджетными фондами, осуществляющие составление и исполнение бюджетов соответствующих бюджетов бюджетной системы РФ. Подобное деление субъектов бюджетного учёта обусловлено законодательно установленными полномочиями различных участников бюджетного процесса и особенностями финансовых взаимоотношений между этими участниками. В соответствии с Инструкцией по бюджетному учёту все хоз. операции, проводимые учреждениями, финансовыми органами, органами казначейства, оформляются первичными документами, напр., платежное поручение, акты приема-передачи, акты о списании, накладные, приходный кассовый ордер, кассовая книга, акт о результатах инвентаризации и другими первичными документами, унифицированные формы которых перечислены в Инструкции по бюджетному учёту.
Для ведения бюджетного учёта в учреждениях, финансовых органах, органах казначейства применяются регистры бюджетного учёта, напр., журнал операций с безналичными денежными средствами, журнал операций расчетов с подотчетными лицами, гл. кн. Перечень рекомендуемых регистров бюджетного учёта с указанием обязательных реквизитов и показателей приведен в Инструкции по бюджетному учёту. Финансовые органы, органы управления гос. внебюджетных фондов и терр. гос. внебюджетных фондов, осуществляющие составление и исполнение бюджетов, могут устанавливать дополнительные формы регистров бюджетного учёта, учитывающие специфику исполнения соответствующего бюджета бюджетной системы РФ, а также правила их ведения.
Инструкция по бюджетному учёту определяет следующие объекты бюджетного учёта: нефинансовые активы, финансовые активы, обязательства, финансовый результат, санкционирование расходов бюджета. В состав нефинансовых активов включаются осн. средства, нематериальные активы, непроизведённые активы, амортизация, материальные запасы, вложения в нефинансовые активы, нефинансовые активы в пути, нефинансовые активы имущества казны. Финансовые активы согласно Инструкции по бюджетному учёту включают следующие объекты учета: денежные средства учреждения, средства на счетах бюджетов, средства на счетах органа казначейства, финансовые вложения, расчеты по доходам, расчеты по выданным авансам, расчеты по бюджетным кредитам, расчеты с подотчетными лицами, расчеты по недостачам, расчеты с прочими дебиторами, внутренние расчеты по поступлениям в бюджет, внутренние расчеты по выбытиям из бюджета, вложения в финансовые активы.
В части обязательств объектами бюджетного учёта являются расчеты с кредиторами по долговым обязательствам, расчеты по принятым обязательствам, расчеты по платежам в бюджеты, прочие расчеты с кредиторами, расчеты по невыясненным поступлениям в органах казначейства, расчеты по выплате наличных денег, расчеты по операциям единого счета бюджета в органах казначейства, внутренние расчеты по поступлениям в бюджет, внутренние расчеты по выбытиям из бюджета. Объекты учета в части финансового результата подразделяются на финансовый результат учреждения и результат по кассовым операциям бюджета. При ведении учета учреждениями, финансовыми органами показателей бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств и принятых учреждениями обязательств используются такие объекты учета санкционирования расходов, как лимиты бюджетных обязательств, принятые обязательства, бюджетные ассигнования, сметные назначения по приносящей доход деятельности.
Для перечисленных объектов нефинансовых активов, финансовых активов, обязательств, финансового результата и санкционирования расходов в Инструкции по бюджетному учёту приводятся характеристика объекта учета, порядок стоимостной оценки, порядок аналитического учета объекта и совершаемых с ним операций, характеристика счета бюджетного учёта, применяемого для отражения соответствующего объекта бюджетного учёта и совершаемых с ним операций, корреспонденция счетов по каждому счету бюджетного учёта. Инструкция по бюджетному учёту предусматривает возможность ведения учета как по кассовому методу, так и по методу начислений.
Кассовый метод применяется, прежде всего, для учета операций по кассовому исполнению бюджетов, а также финансового результата по кассовым операциям бюджета. Метод начислений играет ключевую роль при формировании бюджетной отчетности о финансовом положении и финансовых результатах деятельности публично-правовых образований (РФ, субъектов РФ, муниципальных образований). В зависимости от категории субъектов бюджетного учёта- учреждения, органы казначейства, финансовые органы- ведение бюджетного учёта осуществляется по тем объектам, которые связаны с полномочиями субъекта учета, определенными бюджетным законодательством. Напр., при ведении бюджетного учёта в ходе осуществления кассового обслуживания исполнения бюджетов в органах казначейства отсутствуют такие объекты учета, как нефинансовые активы, а в части финансового результата отражаются лишь кассовые потоки по счетам учета денежных средств. Следует отметить, что при построении совр. рос. системы бюджетного учёта были учтены не только национальные учетные традиции, но и правила, концепции, применяемые в Междунар. стандартах финансовой отчетности для общественного сектора и в междунар. стандарте по статистике гос. финансов, изложенном в Руководстве по СГФ 2001. Тем не менее сохраняются различия с положениями междунар. стандартов, напр., в части терминологии и определений, отражения условно исчисленных операций и операций в натуральной форме, стоимостной оценки потоков и запасов.
Т.о., бюджетный учёт обеспечивает необходимый объем финансовой информации на всех этапах бюджетного процесса и позволяет формировать не только данные об исполнении бюджета и о кассовых операциях, но и баланс, и отчетность о финансовых результатах деятельности органов гос. власти и местного самоуправления. Имеющиеся различия между правилами и концепциями, применяемыми в бюджетном учёте и в междунар. статистических стандартах, определяют направления дальнейшего совершенствования рос. системы бюджетного учёта.
Источник:
Энциклопедия статистических терминов. — М.: Федеральная служба государственной статистики, 2013.
econwiki.ru