Цели и функции социального государства – 2. ,

4. Понятие, главные цели и задачи социального государства. Основные функции социального государства. Принципы социального государства.

Государство — политическая организация, при помощи которой осу­ществляется управление обществом. Государство — это территориально организованная публично-правовая общность населения, построенная на началах власти и осуществляющая свою деятельность на основе права с помощью специального государственного аппарата.

Признаки государства: народ, территория, наличие власти, налоговая и финансовая системы, суверенитет, система права.

Социальное государство представляет собой особый тип высокоразвитого государства, в котором обеспечивается высокий уровень социальной защищенности всех граждан посредством активной деятельности государства по регулированию социальной, экономической и других сфер жизнедеятельности общества, установлению в нем социальной справедливости и солидарности. Социальное государство знаменует высокий уровень сближения целей и гармонизации отношений государственных институтов и общества.

Сущность социального государства состоит в обеспечении становления и утверждения в обществе принципов социальной справедливости и солидарности посредством активной деятельности государства по регулированию социальной, экономической и других сфер жизнедеятельности общества на основе признания, соблюдения и защиты основных прав и свобод человека и гражданина как высшей ценности с ограничением государственной власти правом

Однако на теоретическом уровне существует два диаметрально противоположных подхода к соотношению понятий «правовое государство» и «социальное государство».

Согласно одному из них, между правовым и социальным государством существует принципиальное противоречие: правовое государство, признавая юридическое равенство людей и их организаций, оставляет без внимания их реальное социально-экономическое неравенство, особенно в сфере производства, обмена, распределения и потребления, социальное же государство стремится к «сглаживанию» неравенства, однако вся социальная деятельность лежит вне правового поля.

Согласно другому, принцип «социального государства» — перераспределение национального дохода в пользу социально слабых — не противоречит принципу «правового государства» — господству права и формальному равенству, поскольку именно использование понятия «формальное равенство» дает возможность рассматривать социальную политику государства не как благотворительность, а как «выравнивание» возможностей.

социальным может быть только правовое государство, то есть такое, в котором правовые механизмы развиты настолько, что они способны уберечь власти от «перераспределительного произвола» и не позволить социальному началу государственности навредить ее правовому началу.

Констатация правовой природы социального государства фактически закрепила за государством его социальные функции, которые не просто приобрели правовые основания, но стали ведущими для государства, трансформируя, в свою очередь, правовую базу государства.

Социальное государство является очередной ступенью эволюционного развития государственности. Объективные причины его возникновения связаны с изменением роли человека на производстве, когда ведущее отношение «государство—личность» пришло на смену отношению «государство-общество». Поэтому диссертант приходит к выводу, что правовое и социальное государство отнюдь не антагонисты: их принципы не входят в непреодолимое противоречие, принципы социального государства играют роль ограничителя все возрастающей диспропорции уровней жизни различных слоев населения.

studfiles.net

Глава 1. Социальные цели и функции социального государства

1.1 Понятие и сущность социального государства

Социальное государство — правовое демократическое государство, проводящее сильную социальную политику и развивающее отечественное социальное рыночное хозяйство, обеспечивающее высокий жизненный уровень, занятость населения, социальную защищенность, реальное осуществление прав и свобод граждан, создание современных и доступных всем гражданам систем образования, здравоохранения, культуры, социального обеспечения и обслуживания, поддержание неимущих и малоимущих слоев населения.

Социальное государство — это государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Социальная политика государства — это определенная ориентация и система мер по оптимизации социального развития общества, отношений между социальными и другими группами, создание тех или иных условий для удовлетворения жизненных потребностей их представителей.

Социальная политика — это составная часть внутренней политики государства, воплощенная в его социальных программах и практике и регулирующая отношения в обществе в интересах и через интересы основных социальных групп населения.

Процесс возникновения и становления социального государства имеет долгую и сложную историю. В настоящее время оно существует в трех основных проявлениях и его можно анализировать на следующих трех соответствующих уровнях: на научном — как идею и ее развитие в целом ряде

концепций; на нормативном — как конституционный принцип, закрепленный в Основных законах все возрастающего числа стран; на эмпирическом — как реальную практику деятельности государственных институтов по решению социальных проблем общества и социальных групп.

Существует несколько моделей социального государства.

Одна из них — либеральная модель, в основе которой лежит индивидуальный принцип, предусматривающий личную ответственность каждого члена общества за свою судьбу и судьбу своей семьи. Роль государства в этой модели незначительная. Финансирование социальных программ осуществляется в первую очередь за счет частных сбережений и частного страхования. При этом задачей государства является стимулирование роста личных доходов граждан. Такая модель используется в США, Англии и других странах.

Другая модель социального государства — корпоративная, которая предполагает механизм ответственности предприятий и организаций (корпораций) за материальное положение и судьбу своих работников. Работнику предоставляются корпорацией социальные гарантии, включая пенсионное обеспечение, частичную оплату медицинских, образовательных и других услуг. В основе социального обеспечения лежат страховые взносы корпораций и деятельность организаций-работодателей.

Наиболее распространенной моделью социального государства является модель, в основе которой лежит ответственность всего общества за судьбу своих членов, а главным принципом выступает условие, при котором богатый платит за бедного, а молодой за старого. Государство перераспределяет поступающие налоговые отчисления через бюджет, социальные страховые фонды и социальные программы, систему социального обслуживания. Вспомогательную роль играют действующие в

странах негосударственные (частные) институты социальной помощи (различные фонды, программы и т.д.), которые играют, однако, вспомогательную роль.

Идейная основа социального государства восходит к представлениям античных мыслителей об идеальном государственном устройстве, обеспечивающем всеобщее благо для всех граждан, его практическое формирование — отражает объективный процесс возрастания социальной роли государства в регулировании общественных отношений в индустриальном и постиндустриальном обществах.

Понятие “социальное государство” впервые было выдвинуто в середине ХIХ века знаменитым немецким государствоведом и экономистом Лоренцем фон Штейном (1815 — 1890), чья теория социального государства сложилась под влиянием философии Гегеля, французских социалистических доктрин, в результате анализа развития капитализма и классовой борьбы в Германии. Он считал, что идея государства заключается в восстановлении равенства и свободы, в поднятии низших, обездоленных классов до уровня богатых и сильных, что государство должно “осуществлять экономический и общественный прогресс всех его членов, так как развитие одного является условием и следствием развития другого и в этом смысле мы говорим об общественном или социальном государстве. Социальное государство по Штейну, должно не только узаконить и охранять господствующих, но и сознательно служить интересам народа. В настоящее время все развитые страны мира, независимо от наличия или отсутствия в их Основных законах соответствующих положений, в большей или меньшей степени де-факто являются социальными государствами.

Идея социального государства с ее ориентацией на развитие человека, создание ему достойных условий жизни была положена в основу Всеобщей

декабря 1948 г. В ней подчеркивается, что все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве, и каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами, провозглашенными Декларацией, без какого-либо различия. 

Социальное государство немыслимо без политической доктрины, экономической модели и финансового обеспечения его развития.

Сегодня основными параметрами социального государства лю­бого типа считаются:

1.Развитая система страховых социальных отчислений и высокий уровень налогов, формирующих бюджет и размеры бюджетных отчислений на социальную сферу.

2.Развитая система услуг и социальных служб для всех групп населения.

3.Развитая правовая система, где осуществлено разделение властей, четкая реализация функций каждой ветви власти; отработана нормативно-правовая база социальной работы, взаимодействие государственных органов, гражданского общества и частных инициатив.

Российская Федерация провозгласила себя социальным государством, опираясь на свой опыт социализации экономической и социальной жизни, а также учитывая менталитет ее общества.

Практика социальных государств показывает, что все они в процессе своей деятельности опираются на ряд принципов, включая:

-экономическую свободу человека и признание права предпринимателей и их объединений, лиц наемного труда и их профсоюзов на тарифную автономию на основе социального партнерства;

-доверие к регулирующей роли рынка через спрос, предложение, ценообразование, конкуренцию, но одновременно и ответственность

государства за игру рыночных сил и создание условий для упорядочения течения экономической и социальной жизни, направленной на обеспечение благополучия своих граждан;

-социальную справедливость и солидарность общества, в том числе путем налогового перераспределения доходов от богатых к бедным и загрузки трудоспособных, чтобы помочь уже нетрудоспособным;

-участие работников в управлении производством и распределением, в общественной и государственной жизни, развитие при этом различных форм экономической демократии.

Главная задача социального государства — достижение такого общественного развития, которое основывается на закрепленных правом принципах социальной справедливости, всеобщей солидарности и взаимной ответственности. Социальное государство призвано помогать слабым, влиять на распределение экономических благ исходя из принципа справедливости, чтобы обеспечить каждому достойное существование[3 C.34]

   Таким образом, социальное государство одновременно выражает цель, присущую обществу, регламентирует методы, которые общество считает допустимыми, и создает средства для реализации цели, представленные в виде системы постоянно развивающихся производительных сил (в том числе и самого человека) и системы соответствующих им производственных отношений. На каждом этапе своего развития социальное государство определяет приоритеты в реализации установленных принципов. Приоритеты определяются исходя из степени остроты важнейших социально-экономических и политических проблем. Приоритеты определяются исходя из проблемного видения самых значительных противоречий сложившейся исторической ситуации, разрешение которых будет способствовать переходу общества на качественно новый уровень социально-экономического развития, опирающегося на демократические принципы и правовые нормы. Приоритеты социального государства на данном этапе развития нашей страны — это то, чему государство отдает преобладающее значение в развитии социально-экономических отношений. Они определяются на макроуровне (для решения сверхприоритетных проблем), мезоуровне (для решения задач в среднесрочной перспективе) и микроуровне (для решения ближайших приоритетных задач). 

В программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу определена задача преодоления послекризисного спада уровня жизни на основе соответствующего роста ВВП и эффективности производства, создания благоприятных условий для расширения внутреннего спроса, что в первую очередь требует снижения уровня бедности и сокращения дифференциации доходов населения за счет усиления адресности социальной поддержки населения, стимулирования роста оплаты труда, обеспечение эффективного уровня занятости трудоспособного населения.

Для содействия устойчивому росту доходов необходимо создать условия для опережающего развития социальных институтов (образование, здравоохранение, культура) и развития механизмов социального партнерства. Основным механизмом решения наиболее значимых социальных проблем является последовательная реализация государством своей политики развития социальной сферы. На современном этапе в решении главных социальных задач российское государство установило следующие приоритеты (извлечение из программы социально-экономического развития Российской

Федерации на среднесрочную перспективу:

Приоритеты России в реализации социальной политики и укреплении социально-экономических основ социального государства меняются в зависимости от внутренней и международной политической и социально-экономической ситуации. В условиях всеобщего обнищания масс на первый план выдвигается борьба с нищетой и бедностью, ставятся задачи создания дополнительных рабочих мест, усиливаются страховые принципы социальной защиты населения. 

Даже некоторое оживление экономики меняет расстановку приоритетов. При сохранении прежних ориентиров, на первый план выдвигаются инвестиции в человека, и прежде всего в образование, которое является непременным условием конкурентоспособности нашей страны в мировой экономике, а также в здравоохранение. 

Страны с высокоразвитой экономикой могут позволить себе ориентироваться в большей степени на самостоятельное решение большинством граждан своих социальных проблем, оказывая социальную помощь и поддержку уязвимым слоям населения. 

Несмотря на изменение приоритетов, подавляющее большинство компонентов этой системы остаются неизменными. И в этом смысле, отдельные составляющие приводимых ниже приоритетов Правительства Российской Федерации на среднесрочную перспективу в различных сферах жизнедеятельности могут быть использованы в качестве критериев моделирования системы приоритетов на различных этапах развития России или ее отдельных регионов. [4 C.314.]

studfiles.net

2. Функции социального государства

Функции социального государства — это главные направления деятельности социального государства, выражающие его сущность. В отличие от социальных функций» присущих любому государ­ству, которые на ранних стадиях развития государственных форм выступают в виде общих принципов деятельности государства (например, перераспределение богатства, регулирование трудо­вой деятельности) или в виде экономических функций, функ­ции социального государства появляются в ходе эволюционного развития государства, и их появление связано со сменой домини­рования отношений «государство — общество» на отношения «го­сударство — личность». Причем социальные функции появляются у государства только па определенной стадии развития производ­ственных отношений, с изменением места человека в структуре производительных сил» с возникновением нового эволюционно­го типа индустриального государства.

Возникновение и развитие социальных функций государства характеризуется двойственным процессом. С одной стороны, про­исходит рост количества социальных функций на более высоких уровнях развития государства, а с другой — включение соци­альных функций в сложные функциональные системы наравне с правовыми, политическими и экономическими функциями, в результате чего происходит «социализация» всех функций госу­дарства. Общественные гарантии выживания, поддержка мало­имущих и бедствующих существуют с догосударственных времен. Но только социальное государство ставит удовлетворение соци­альных потребностей своей целью, развивая социальное рыноч­ное хозяйство.

Социальное государство призвано создать и поддержи­вать законодательные и правовые предпосылки для эффективной экономической основы для развития общества в целях макси­мального удовлетворения материальных и духовных потребнос­тей членов общества и обеспечивать соответствие между есте­ственными правами, обязанностями и вознаграждением каждого члена общества. В соответствии с этими признаками социальное государство, проводя государственную социальную и экономи­ческую политику, реализует социальные функции, в том числе:

обеспечение занятости и постоянного роста доходов населе­ния;

обеспечение социального страхования для всех членов об­щества;

обеспечение доступности образования, здравоохранения и духовно-культурного развития;

-социальную защиту нуждающихся;

сглаживание социального неравенства в обществе, создание достойных условий существования посредством перераспределе­ния благ;

предоставление социальных услуг.

Каждая из данных функций обязательна для социального государства, но может быть выражена с различной степенью ин­тенсивности. Функции социального госу­дарства имеют определенную направленность на достижение как социальных, так и экономических целей. Решение таких соци­альных задач» как выравнивание условий жизни, сглаживание социального неравенства, повышение уровня личного потребле­ния одновременно способствуют решению и таких экономичес­ких задач» как мотивация повышении производительности тру­да, увеличение потребительского спроса, предотвращение соци­альных конфликтов и учет изменения роли человека на произ­водстве.

Современная Концепция социального государства выдвигает на передний план взаимоотношения государства и личности в условиях свободной рыночной экономики.

Сегодня возрастает как социальная, гак и экономическая фун­кция социального государства. При этом государство в социаль­ной сфере во все больших масштабах выступает не как институт власти, а как общенациональная авторитетная корпорации с соответствующими инициативно-частными организациями.

Специфика России состоит я том, что формирование соци­альной государственности базируется на недостаточно прочном правовом фундаменте государства, в обстановке нестабильности, правовой разрегулированности и нарушения прав человека. Рос­сия провозгласила себя социальным государством в период эко­номической разбалансированиости, обнищания большей части населения., что привело к значительным трудностям в реализа­ции социально-экономических функций социального государств.

studfiles.net

1. Цели, приоритеты социального государства и механизмы его функционирования

Социальное государство — правовое демократическое государ­ство, проводящее сильную социальную политику и развивающее отечественное социальное рыночное хозяйство, обеспечивающее высокий жизненный уровень, занятость населения, социальную защищенность, реальное осуществление прав и свобод граждан, создание современных и доступных веем гражданам систем обра­зования, здравоохранения, культуры, социального обеспечения и обслуживания, поддержание неимущих и малоимущих слоев населения.

Основная цель социального государ­ства — максимальное удовлетворение постоянно растущих матери­альных и духовных потребностей членов общества; последователь­ное повышение уровня жизни населения и снижение социального неравенства; обеспечение всеобщей доступности основных социальных благ, прежде всего качественного образования, медицинского и социального обслуживания.

Идея социального государства с ее ориентацией на развитие человека, создание ему достойных условий жизни была положена в основу Всеобщей декларации прав человека, принятой Гене­ральной Ассамблеей ООН в 1948 г, в ней подчеркивается, что все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве, и каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свобо­дами, провозглашенными Декларацией, без какого-либо разли­чия. Декларация (ст.6) провозглашает экономические, социальные и культурные права, включая право на социальное обеспечение, на труд и свободный выбор работы, на жизненный уровень, не­обходимый для поддержания здоровья и благосостояния, на об­разование и участие в культурной жизни и т.д.

В реальной практике конституционные принципы социально­го государства будут закреплены лишь при соблюдении в стране таких прав и гарантий, как:

право человека на свободу;

право на свободную реализацию трудового и интеллекту­ального потенциала, с тем чтобы каждый гражданин смог обес­ценить себе и своей семье материальное благополучие;

гарантии в проведении государством сильной, последова­тельной социальной политики, ориентированной на максималь­но возможные инвестиции т человека», достижение высоких жизненных, стандартов большинством граждан, адресная поддер­жка наиболее уязвимых сдоев и групп населения;

гарантии создания благоприятных условий для реального участия основных производительных сил общества, а выработке и социальной экспертизе управленческих решений на всех уровнях власти;

права и гарантии, признающие и реализующие систему со­циального партнерства в качестве основного механизма достиже­ния общественного согласия, баланса интересов работника, рабо­тодателя и государства при регулировании социально-экономи­ческих и трудовых отношений;

— гарантии, при которых любой хозяйствующий субъект, любой собственник должен иметь определенную социальную нагрузку;

права и гарантии, ориентированные на укрепление семьи, духовное, культурное, нравственное развитие граждан» и прежде всего молодежи; на бережное отношение к наследию предков и преемственность поколений, сохранение самобытности нацио­нальных и исторических традиций.

Таким образом, социальное государство одновременно выра­жает цель, присущую обществу, регламентирует методы, которые общество считает допустимыми, и создает средства для реализации цели, представленные в виде системы постоянно развивающихся производительных сил (в том числе и самого человека) и системы соответствующих им производственных отношений». На каждом этапе своего развития социальное государство оп­ределяет приоритеты в реализации установленных принципов, исходя из степени остроты важнейших социально-экономичес­ких и политических проблем и из проблемного видения самых значительных противоречии сложившейся исторической ситуа­ции, разрешение которых будет способствовать переходу обще­ства на качественно новый уровень социально-экономического развитая, опирающегося на демократические принципы и пра­вовые нормы.

На каждом этапе своего развития социальное государство оп­ределяет приоритеты в реализации установленных принципов, исходя из степени остроты важнейших социально-экономичес­ких и политических проблем и из проблемного видения самых значительных противоречий сложившейся исторической ситуа­ции» разрешение которых будет способствовать переходу обще­ства на качественно новый уровень социально-экономического развития, опирающегося на демократические, принципы и пра­вовые нормы.

Приоритеты России в реализации социальной политики и ук­реплении социально-экономических основ социального государ­ства меняются в зависимости от внутренней и международной политической и социально-экономической ситуации. В условиях всеобщего обнищания масс па первый план выдвигается борьба с нищетой и бедностью, ставятся задачи создания дополнительных рабочих мест, усиливаются страховые принципы социальной за­щиты поселения.

Даже некоторое оживление экономики меняет расстановку приоритетов. При сохранении прежних ориентиров на первый план выдвигаются инвестиции в человека, и прежде всего в образование, которое является непременным условием конку­рентоспособности нашей страны в мировой экономике, а также в здравоохранение, Страны с высокоразвитой экономикой мо­гут позволить себе ориентироваться в большей степени на само­стоятельное решение большинством граждан своих социальных проблем, оказывая социальную помощь и поддержку уязвимым слоям населения.

Несмотря на возможное изменение приоритетов, в перспекти­ве подавляющее большинство их базовых компонентов остаются неизменными. При этом основной ориентир – достойный уровень жизни человека – остается неизменным всегда.

Показатели уровня жизни, являются одним из критериев разви­тости социального государства.

studfiles.net

Социальное государство: понятие и принципы — Конституционное право

Социальное государство — государство, которое берет на себя обязан­ность заботиться о социальной справедливости, благополучии своих граждан, их социальной защищенности.

Главная задача социального государства:
    • достижение общественного прогресса на закрепленных правом принципах социального равенства, всеобщей солидарности и взаимной ответственности.

Социальное государство должно удовлетворять интересы и потребности людей, стремиться к равномерному содействию благу всех граждан и максимально возможному равномерному и справедливому распределению жизненных благ.

Это государство стремится к обеспечению каждому гражданину достойных условий существования, социальной защищенности.

Важно! Следует иметь ввиду, что:

  • Каждый случай уникален и индивидуален.
  • Тщательное изучение вопроса не всегда гарантирует положительный исход дела. Он зависит от множества факторов.

Чтобы получить максимально подробную консультацию по своему вопросу, вам достаточно выбрать любой из предложенных вариантов:

  • Обратиться за консультацией через форму.
  • Воспользоваться онлайн чатом в нижнем правом углу экрана.
  • Позвонить:

Социальной деятельностью такого государства является перераспределение доходов.

Социальное государство призвано:
    1. создавать условия для обеспечения граждан работой,
    2. перераспределять доходы через государственный бюд­жет,
    3. обеспечивать людям прожиточный минимум и содейство­вать увеличению числа мелких и средних собственников,
    4. охра­нять наемный труд,
    5. заботиться об образовании, культуре, семье и здравоохранении,
    6. постоянно улучшать социальное обеспечение и др.

Помимо собственно социальной политики социальную ориентацию должна иметь вся экономическая политика правительства и при этом не перечеркивать конкурен­цию и экономическую свободу, поощрять индивидуальную ини­циативу, сохранять и даже усиливать стимул к росту личного благосостояния. Это государство должно бороться не против бо­гатства, а против нищеты, оно отрицает чрезмерный этатизм в распределении благ, поощряя социальную функцию частной соб­ственности.

Функции социального государства:
    • создание усло­вий для поддержания полной занятости;
    • перераспределение доходов через государственный бюджет в пользу неимущих, обеспечение прожиточного минимума;
    • охрана наемного труда;
    • забота об образовании, социальном обеспечении, семье, здравоохра­нении и т. д.

Социальная деятельность по этим направлениям не требует огосударствления экономики, а, напротив, сочетается с укреплением рыночного хозяйства и развитием индивидуальной инициативы.

Социальная функция государства должна обеспечивать права, предусмотренные ст. 25 Всеобщей декларации прав человека, в том числе право на такой жизненный уровень человека, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания его здоровья и благосостояния, его самого и его семьи, а также право на обеспечение на случай инвалидности или иного случая утраты средств к существованию по независящим от него обстоятельствам.

В соответствии с ч. 1 ст. 7 Конституции РФ социальное государство призвано проводить политику, которая направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Под достойной жизнью обычно понимают прежде всего материальную обеспеченность на уровне стандартов современного развитого общества, доступ к ценностям культуры, гарантированность личной безопасности. Под свободным развитием понимается физическое, умственное и нравственное совершенствование человека.

Достойная жизнь — это, конечно, слишком общая цель. Однако ч. 2 ст. 7 дает некото­рую расшифровку обязанностей государства:

  1. охрана труда и здоровья людей;
  2. установление гарантированного минимального размера оп­латы труда;
  3. обеспечение государственной поддержки семьи, материнст­ва, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан;
  4. развитие системы социальных служб;
  5. установление государственных пенсий, пособий;
  6. иные гарантии социальной защиты.

Такой перечень социальных обязанностей государства явноотстает от общепризнанных в конституционной теории и практи­ке развитых стран. Однако введенный в Конституцию термин «социальная защита», хотя не обязательно связанный только с государственными мерами, предполагает возможность расшире­ния этих обязанностей в будущем законодательстве. К сожале­нию, в конституционный текст не включена формула «социально ориентированная рыночная экономика», это, безусловно, суще­ственно помогало бы становлению социального государства.

jurkom74.ru

Теория социального государства. Исторический опыт и современные представления о социальном государстве.

Поиск Лекций

Содержание

Тема 1 Теоретико-методологические основы социальной политики государства

Тема 1.1.

Теория социального государства. Исторический опыт и современные представления о социальном государстве.

Тема 1.2.

Цели, задачи и функции социального государства. Роль и место гражданского общества в построении социального государства.

Тема 1.3.

Социальные обязательства государства и механизмы их реализации. Государство в системе социального партнерства.

Тема 1.4.

Концепция социального государства Российской Федерации.

 

Тема 2 Социальная политика государства

Тема 2.1.

Социальная политика государства: основные цели, направления, механизмы формирования и реализации. Модели государственной социальной политики. Объекты социальной политики государства.

Тема 2.2.

Система оценок эффективности социальной политики государства. Социальные услуги государства: принципы классификации. Понятие социальных стандартов, их применение.

Тема 2.3.

Современные представления о социальной ответственности власти. Распределение социальной ответственности между различными уровнями государственной власти и местного самоуправления. Социальная ответственность бизнеса.

Тема 2.4.

Социальная защита населения: основные принципы, формы и методы. Субъекты, объекты и механизмы социальной защиты населения в современной России

 

Тема 3 Управление социальным развитием организации

Тема 3.1.Социальное развитие организации как объект управления: цели, задачи, принципы.

Тема 3.2 Отечественный и зарубежный опыт в управлении социальным развитием организации.

Тема 3.3. Социальные стратегии и факторы в системе управления социальным развитием организации.

Тема 3.4 Основные задачи и функции социальной службы организации. Современная методика оценки уровня социального развития организации.

Тема 1 Теоретико-методологические основы социальной политики государства

Тема 1.1.

Теория социального государства. Исторический опыт и современные представления о социальном государстве.

Идея социальной государственности сформировалась в конце XIX — начале XX века как результат социально-экономических процессов, происходящих в обществе. В середине XIX века во многих странах прошла мощная волна революций и кризисов. Идеи равенства, солидарности, справедливости, бессословного общества, требование вмешательства государства в распределение доходов, уравнивания доходов и ответственность государства за социальную политику, демократизация власти в этот период стали основой политических и государственных преобразований во многих странах. В ситуации возможного социального взрыва правящие элиты вынуждены были пойти на уступки и провозгласить новую миссию государства.

Термин «социальное государство» был введен в научный оборот немецким ученым Лоренцем фон Штейном (1815 — 1890) в 1850 году. Определяя сущность социального государства, Л. фон Штейн писал, что государство обязано поддерживать абсолютное равенство в правах для всех различных общественных классов, для отдельной самоопределяющейся личности благодаря своей власти. Оно обязано способствовать экономическому и общественному прогрессу всех своих граждан, ибо, в конечном счете, развитие одного выступает условием развития другого, и именно в этом смысле говорится о социальном государстве».

Следуя логике Штейна, вся система социального обеспечения существует для того, чтобы поддерживать баланс интересов между различными классами; как верно заметил Дж. Кеннеди (1917-1963), если свободное общество не сможет помочь многим бедным, оно не сможет защитить немногих богатых. Проблему предлагалось решить при помощи социальной мобильности как средства преодоления классовых различий и комплекса мер социального характера. Говоря о зарождении данной концепции, нельзя не упомянуть труды других немецких ученых XIX в.: А. Вагнера (1835-1917) , которому принадлежит идея «государства культуры и всеобщего благоденствия», Ф. Наумана (1860-1919), Ю. Оффнера (1845-1903). Характерная особенность трактовки социальной государственности у немецких ученых заключается в их взгляде на нее сквозь призму увязывания деятельности государства по социальной защите граждан и рыночной экономики.

В 80-е годы XIX века в Германии наряду с термином «социальное государство» появляется и другой термин — «государство благоденствия», понимаемый как государство, политика которого направлена на улучшение жизни всех граждан. Эти два термина в тот период выражают одно понятие и не конкурируют друг с другом. Главным для них является наделение граждан социальными правами, а государство – социальной ответственностью.

Значительный вклад в развитие теории и практики социального государства внес «Новый курс» Франклина Делано Рузвельта (1882 -1945). Будучи средством преодоления кризисных явлений в экономике, он в то же время стал базой для изменения охранительной роли государства и установления этой концепции в США благодаря обширной, продуманной и эффективной программе реформ, включающей в себя огромный блок мер социального характера: борьбу с безработицей, законодательное закрепление права рабочих на коллективный договор и организацию профсоюзов, установление максимальной продолжительности рабочей недели, введение системы государственного социального страхования по старости и безработице и др.

Целью любого государства является сохранение социально-политической стабильности. Ради этого оно идет на уступки обществу и, как результат, становится социальным. «Государство так же заинтересовано трансформироваться в социальное, как оно заинтересовано в своем самосохранении», — утверждает Л.Н. Кочеткова.

Важнейшую роль в воплощении концепции в жизнь сыграло возникновение Советского государства, где была законодательно закреплена социальная направленность политики.

После Второй мировой войны настал новый этап в развитии доктрины социального государства — конституционное закрепление. Специфические функции этого типа государства нашли свое отображение в текстах конституций европейских государств. Первой провозгласила себя социальным государством Федеративная Республика Германия, указав в ч. 1 ст. 20 Основного Закона: «Конституционное устройство в землях должно соответствовать принципам республиканского, демократического и социального правового государства…». Позднее данное положение законодательно было отображено в Конституциях Португалии, Греции, Дании, Швеции, Нидерландов, Турции и других стран.

Российская Федерация провозгласила себя социальным государством, опираясь на свой опыт социализации экономической и социальной жизни, а также учитывая менталитет ее общества. Современная Россия определяется как социальное государство в ст. 7 Конституции РФ 1993 года.

Социальное государство представляет собой особый тип высокоразвитого государства, в котором обеспечивается высокий уровень социальной защищенности всех граждан посредством активной деятельности государства по регулированию социальной, экономической и других сфер жизнедеятельности общества, установлению в нем социальной справедливости и солидарности. Социолог М.В. Баглай дает следующее определение: «Социальное государство — особый тип государства, возникший в результате широкого исторического компромисса разнонаправленных политических и социальных сил в интересах всех слоев общества, основанного на осознании зоны объективных общих интересов контрагентов социального противоборства и необходимости ее дальнейшего расширения с помощью активной, опирающейся на экономическую эффективность и политическую стабильность, социальной политики», и полагает, что социальное государство берет на себя обязанность заботиться о социальной справедливости, благополучии своих граждан, их социальной защищенности.

Исследователи усматривают особенности социального государства в том, что оно, регулируя экономическую и другие сферы общественной жизни, делает акцент на проведении социальной политики

Практика социальных государств показывает, что все они в процессе своей деятельности опираются на ряд принципов, включая:

— экономическую свободу человека и признание права предпринимателей и их объединений, лиц наемного труда и их профсоюзов на тарифную автономию на основе социального партнерства;

— доверие к регулирующей роли рынка через спрос, предложение, ценообразование, конкуренцию, но одновременно и ответственность государства за игру рыночных сил и создание условий для упорядочения течения экономической и социальной жизни, направленной на обеспечение благополучия своих граждан;

— социальную справедливость и солидарность общества, в том числе путем налогового перераспределения доходов от богатых к бедным и загрузки трудоспособных, чтобы помочь уже нетрудоспособным;

— участие работников в управлении производством и распределением, в общественной и государственной жизни, развитие при этом различных форм экономической демократии.

Главная задача социального государства — достижение такого общественного развития, которое основывается на закрепленных правом принципах социальной справедливости, всеобщей солидарности и взаимной ответственности. Социальное государство призвано помогать слабым, влиять на распределение экономических благ исходя из принципа справедливости, чтобы обеспечить каждому достойное существование.

Современная наука пока не выработала единого понимания социального государства. До сих пор не решен вопрос, обладает ли понятие «социальное государство» относительной самостоятельностью или оно выражает конституционно закрепленную функциональную зависимость между сущностью, содержанием и формой государства. По сути, вопрос стоит так: тождественны ли понятия «социальное государство» и «социальная функция государства»?

Социальная функция — это деятельность государства, направленная на минимизацию различий в доступе членов государства к общественным благам с целью обеспечения стабильности (самосохранения) социума. На современном этапе социальная функция государства претерпевает значительные изменения. Еще совсем недавно основной целью социального государства было обеспечение публично-властными структурами права на достойное существование для каждого гражданина, а мера свободы, которую может обеспечить государство посредством выплаты пособий по безработице, пенсий, дотаций и т.п., являлась основным критерием степени «социальности» государства. Именно этот критерий определял парадигму социальной функции патерналистского социального государства. Сегодня происходит смена основного критерия: вместо меры свободы, обеспеченной через патронаж органов публичной власти, — скорость и степень «включения» гражданина в трудовую деятельность (речь идет исключительно о полностью или частично трудоспособных гражданах), что определяет степень «социальности» современного социального государства.

Современное социальное государство — это этап развития социального государства, следующий за патерналистским социальным государством, характеризующийся как этап развития государственно-организованного общества в целом. Такой атрибут государства, как социальная функция, является имманентным атрибутом любого типа государства, развивающегося в рамках индустриального или постиндустриального общества. Не только государство (публичная власть и ее структуры) обязаны осуществлять социальную функцию, это обязанность всего современного государственно-организованного общества. Причем основным актором осуществления социальной функции в современном государстве в зависимости от множества факторов могут быть либо публичная власть, либо структуры гражданского общества. Возможен и такой вариант — оба эти соактора реализуют социальную функцию субсидиарно.

Анализ представлений о социальном государстве позволяет нам представить следующую периодизацию его развития:

— 1-й этап (с 70-х годов ХIХ в. до 30-х годов ХХ в.) – социалистический;

— 2-й этап (с 30-х годов ХХ в. до конца 40-х годов) – правового социального государства;

— 3-й этап (с конца 40-х годов по 60-е годы ХХ в.) – государство социальных услуг;

— 4-й этап (с конца 50-х годов до середины 80-х) – государство всеобщего благоденствия;

— 5-й этап (с начала 80-х годов по середину 90-х) – деструкции и кризиса государства всеобщего благоденствия;

— 6-й этап (с середины 90-х годов ХХ в. по настоящее время) – либеральное социальное государство.

Необходимо отметить, что каждый из этих этапов отражает не только изменение социальных функций государства в различные исторические периоды, но и динамику теоретических представлений о содержании понятия « социальное государство».

В рамках существующих определений социального государства можно выделить как универсальные его характеристики, так и специфические аспекты, анализ которых развивает наши представления, о его природе.

Рассмотрим, сложившиеся в социальных науках признаки социального государства.

Первым константным признаком социального государства является доступность социальной поддержки государства для всех членов общества.

Вторая константа определений социального государства фиксирует правовую природу осуществления его социальной политики — право осуществлять контроль и регулирование социальных процессов. Правовая функция социального государства не сводится только к регулированию социальных процессов, а проявляется в наделении граждан социальными правами и государство — социальной ответственностью.

В качестве третьего признака выступает наличие в социальном государстве бюджетных социальных выплат.

Четвертым инвариантным признаком социального государства можно считать наличие государственных систем социальной защиты, социального обеспечения и обеспечения занятости.

Пятая константа связана с признанием за социальным государством ответственности за уровень благосостояния своих граждан.

В последнее время так же в качестве устойчивого признака социального государства выделяют наличие в нем институтов гражданского общества.

Определение признаков и устойчивых свойств социального государства позволяет не только выделить данный тип государства из всего культурно-исторического многообразия конкретных стран, но и провести сопоставление социальных государств между собой.

Ведущие исследователи государства благосостояния Томас Маршалл (1893-1981), Коста Эспин-Андерсон, Тимоти Тилтон, Норман Фёрнис в 70-е годы ХХ в. предприняли попытку уточнить смысл понятия «государство благосостояния», дать его историческую классификацию и выделили три его разновидности:

1. «Позитивное государство социальной защиты» – государство, ориентированное уравнять шансы на благосостояние всех граждан, обеспечение и гарантирование «равных возможностей», примером такого государства является США;

2. «Государство социальной безопасности» — в дополнение к обеспечению равных шансов граждан создает условия полной занятости и гарантирует всем гражданам без исключения получение доходов не ниже прожиточного минимума, пример – Великобритания;

3. «Социальное государство всеобщего благосостояния» — обеспечивает полную занятость, сглаживает различия в доходах всего населения, создает многочисленные постоянные государственные и общественные социальные службы, пример – Швеция.

Достаточно распространенной, особенно в России, является попытка объяснения социального государства через его политическую природу: либеральное, консервативное и социал-демократическое. В данной классификации либеральное социальное государство обеспечивает равные социальные шансы гражданам (соответствует «позитивному государству социальной защиты») и исходит из остаточного принципа финансирования малообеспеченных, стимулируя активный поиск ими работы. Консервативное социальное государство исходит из необходимости обеспечить равновесие патерналистских мер власти с адресными программами социальной поддержки различных профессиональных и имущественных групп и слоев». «Оно ориентируется на приоритетное социальное обеспечение семьи, а не отдельного индивида. Социал-демократическое социальное государство постулирует равные социальные права граждан и обеспечивает их одинаковыми социальными условиями и льготами. В рамках такого государства обеспечивается действительное равенство социальных условий. По существу в основе данной классификации лежит принцип противопоставления рыночной экономики и социальной направленности государства, противостояние либеральной и социальной идей.

В случае построения либерального социального государства «осуществление социальных реформ проходило под сильным влиянием идей либерализма» и привело к принятию постулата, что у каждого есть права, по крайней мере, на минимально достойные условия жизни. В данном типе государства все подчинено рынку, а социальные функции есть вынужденная уступка, диктуемая необходимостью стимулировать трудовую мотивацию и обеспечение воспроизводства рабочей силы.

Консервативная модель представляет собой равновесие между рынком и социальными целями, когда они, рассматриваемые как два противоположных полюса, находятся в динамическом равновесии. В этом случае социальные функции уже не являются вынужденными, как в либеральной модели, а выступают как равноценные рынку. В основе консервативного социального государства лежит идея партнерства между государством, общественными и благотворительными организациями.

Социал-демократическая модель социального государства предполагает доминирование социальных задач над требованиями рынка, поэтому, социальные услуги должны предоставляться на универсальной основе, то есть бесплатной для всех, основе, а не в зависимости от проверки нуждаемости.

В тоже время консервативную модель обозначают как корпоративную или солидарно-консервативную. Это, связано с идеей, что одним из критериев выделения либеральной, консервативной и социал-демократической моделей является соотношение объемов государственного и частного (корпоративного) финансирования социальных программ – преобладание внебюджетного финансирования в либеральной модели, примерное равенство в тратах на социальные нужды в солидарно-консервативной модели и преобладание государственного финансирования в социал-демократической.

Кроме того, развитие социального государства связано с изменением его функциональной структуры, поэтому именно функциональная дифференциация является причиной видовых различий государства. Поскольку изменение функциональной структуры идет через увеличение набора социальных функций и усложнение функциональных систем, то наличие или отсутствие определенного набора функций может быть объективным критерием выделения типов социальных государств и основой их классификации.

При данном подходе различные виды социальных государств выглядят не как сосуды, в которых в разной пропорции представлены либеральные и социальные идеи, государственные и частные источники финансирования социальных программ, государственное и частное страхование, а как одни и те же системы разного уровня развития. Характеристика социальных государств не может быть объективной, если её давать без учета содержания и объема социальных функций, представляемых этими государствами. Поэтому, следует говорить о разном уровне социальности того или иного государства. В рамках этого подхода находятся современная Швеция, проводящая свою социальную политику за счет высоких налогов взимаемых с граждан, и Кувейт, и Объединенные Арабские Эмираты, социальное благополучие которых обеспечивается при отсутствии налогов. Так страны, имеющие различные источники и природу финансирования своих социальных программ, являются социальными государствами с примерно одинаковым набором социальных функций и могут рассматриваться как один тип государства всеобщего благоденствия при условии, что речь идет только о гражданах этих стран.

В Европе сложилось два типа стран, принципиально различающихся соотношением доли участия государства, работника и работодателя в финансировании социальных программ.

К первому типу относятся страны с социально ориентированной рыночной экономикой, где бюджетные отчисления и страховые взносы работника и работодателя на социальные мероприятия примерно равны и основными каналами перераспределения являются государственные частные (т.е. находящиеся под государственным контролем) социально-страховые фонды. К таким странам относятся Германия и другие государства.

Ко второму типу относятся страны так называемого рыночного социализма, в которых значительная часть расходов на социальные нужды берет на себя государство, а основным каналом перераспределения является бюджет (например, Швеция).


1.2 Цели, задачи и функции социального государства. Роль и место гражданского общества в построении социального государства.

Основная цель социального государства – максимальное удовлетворение постоянно растущих материальных и духовных потребностей членов общества, последовательное повышение уровня жизни населения и снижение социального неравенства, обеспечение всеобщей доступности основных социальных благ: качественного образования, медицинского и социального обслуживания и т. д.

Становление социального государства – процесс, растянутый во времени, включающий этапы, фиксирующие появление у государства новых свойств, целей и функций и механизмов их реализации. Рассмотренный ранее набор признаков определяет свойства социального государства: от возникновения определенного специфического качества до наиболее его современных форм. Переход на каждый новый уровень развития социального государства обусловлен появлением новых свойств и функций, обеспечивающих достижение нового качества. В качестве первичной классификации должна выступать историческая периодизация возникновения социальных функций на основе последовательности формирования соответствующих характеристик.

Выделенные нами шесть этапов формирования константных свойств – признаков социального государства позволяют нам определить типологию по степени представленности в нем социальных функций.

Устойчивые свойства, атрибуты социального государства, определяют его особенные системные качества. Часть этих качеств – такие, как доступность социальной поддержки государства всем членам общества, государственное социальное обеспечение, социальная защита и обеспечение занятости, ответственность за уровень благосостояния граждан – являются целями системы, другие – правовая природа социальной политики; наличие социального бюджета, наличие гражданского общества – это непременные условия достижения данных целей, развитие которых выступает как условие существования данной системы, её функционирования и развития.

Атрибуты социального государства – это не только фиксируемые качества, отличающие социальное государство от других государственных форм, но и системообразующие цели данной телеологической системы, обеспечивающие её специфическую активность, определяющие её функциональную структуру.

Атрибуты задают основные направления деятельности социального государства, определяя наборы его функций. Каждая из функций социального государства реализуется посредством определенных механизмов, т.е. способов их реализации, в качестве которых в нашем случае выступают: система социального страхования, пенсионная система, система занятости, система социальной защиты и др. Таким образом, механизмы социальный функций представляют собой системы конкретных действий, направленных на реализацию определенных функций, обеспечивающих и облегчающих этот процесс, формирующих условия функционирования.

Если системообразующие цели и функции могут существовать в качестве идей, правовых норм, этических принципов, политических деклараций и абстракций «общественного договора», то механизмы реализации функций имеют материальную вещественную форму, воплощенную в специализированных институтах, которые осуществляют объективирование механизмов реализации функций, их регулирование и развитие. Социальные государственные институты – это организационные формы, обеспечивающие работу социальных механизмов, в качестве которых могут выступать специализированные организации – органы социальной защиты, страховые фонды, социальные службы, социальные фонды, негосударственные пенсионные фонды, страховые компании, государственный пенсионный фонд и т.п. Необходимо отметить, что реализация социальных функций государства обеспечивается механизмами и социальными институтами, часть которых может и не быть государственными, но деятельность, которых способствует достижению государственных целей.

Социальные механизмы и институты, обеспечивающие реализацию социальных функций и являющиеся элементами социального государства, задаются, активируются и регулируются государством. Обеспечение работы социальных институтов, соответствующих им социальных механизмов и реализации социальных функций осуществляется государством через социальную политику, в основе которой – системообразующие свойства социального государства.

Функции социального государства – это главные направления его деятельности, выражающие его сущность. В отличие от социальных функций, присущих любому государству, выступающих на ранних стадиях развития государственных форм в виде общих принципов деятельности государства: перераспределение богатства, регулирование трудовой деятельности, или в виде экономических функций, функции социального государства появляются только на определенных стадиях развития производственных отношений, с изменением места человека в структуре производительных сил, с возникновением нового эволюционного типа индустриального государства.

Появление у государства новых социальных задач, с одной стороны, порождает новые, специфические для государства функции, а с другой – трансформирует многие традиционные его функции, придавая им социальное значение.

Назовем этапы развития социальных функций государства:

1. Первичные социальные функции – регулирование трудовой деятельности, регулирование отношений среди членов общества, обеспечение общедоступности естественных благ и т.п.;

2. Экономические функции, направленные на достижение социальных целей, – создание благоприятных экономических условий, регулирование природопользования, повышение уровня личного потребления и др.;

3. Общие социальные функции – обеспечение доступного здравоохранения и образования, удовлетворение культурных запросов и т.п.;

4. Социальные функции социального государства– обеспечение занятости, социальное обеспечение и пр.

Пройдя через эти четыре этапа, социальные функции стали ведущими по отношению к другим государственным функциям, трансформируя их под социальные цели. Самый яркий пример дает трансформация экономики под социальные задачи в форме социально ориентированного рыночного хозяйства.

Социальная ориентированность многих функций социального государства порождает объективные трудности в их систематизации и определении механизмов реализации. К собственным функциям социального государства относятся только те, через которые реализуются его основные характеристики, проявляющиеся в виде атрибутов, или константных свойств.

Другими словами, под функциональной системой социального государства понимается совокупность функций и связей между ними, через которые реализуются его специфические цели, выступающие в виде системообразующих устойчивых свойств (атрибутов).

Нужно оговориться, что речь идет только о специфических функциях социального государства, непосредственно вытекающих из его задач. Эта оговорка важна для понимания того, что каждая из этих функций при реализации многократно дробится, образуя функциональное дерево, каждая веточка которого может быть инкорпорирована в функциональную систему, содержащую экономические, политические и другие функции и направленную на достижение иных, не только социальных, целей.

Таким образом, атрибуты социального государства:

· доступность социальной поддержки для всех;

· правовая природа социальной политики;

· наличие системы социальных бюджетных выплат;

· наличие государственных структур социальной защиты, социального обеспечения и занятости;

· принятие государством ответственности за достойный уровень благосостояния граждан;

· наличие гражданского общества.

Именно они являются основанием выделения собственно социальных функций государства. Способы реализации данных специфических качеств и являются свойственными социальному государству функциями. Новые цели, появляющиеся у государства в новых культурно-исторических условиях, обуславливают формирование ранее отсутствующих функций, обеспечивающих достижение данных целей, которые, в свою очередь, придают государству новые качественные характеристики, закрепляемые в виде его свойств или атрибутов. В то же время устойчивые свойства государства, становясь принципами, исходными условиями и целями его деятельности, существенным образом модифицируют и влияют на дальнейшее развитие функций, через которые они реализуются.

Иерархия становления функций социального государства будет представлена следующим образом:

1. Социальное обеспечение;

2. Обеспечение доступного здравоохранения и образования;

3. Социальная защита;

4. Сглаживание социального неравенства;

5. Обеспечение занятости;

6. Предоставление социальных услуг;

7. Проведение государственной социальной политики.


Рассмотрим более подробно каждую из этих функций.

Функция социального обеспечения является самой ранней функцией социального государства. С неё началось изменение отношений общества и личности, приобретение государством социальных качеств, именно она стала первой изначальной социальной обязанностью государства. Сопоставление данной функции с атрибутами социального государства показывает, что с её развитием расширяется и перечень константных признаков, которыми она обусловлена. В период становления социальное обеспечение напрямую связано с реализацией принципа всеобщей доступности социальной поддержки. Затем социальное обеспечение получает закрепление в правовых актах и становится неотъемлемым правом человека. В дальнейшем данная функция начинает реализовываться через бюджетное финансирование и создание государственных структур социального обеспечения. На более поздних этапах развития социального государства через неё реализуется принцип ответственности государства за достойный уровень благосостояния граждан.

Функции обеспечения доступного здравоохранения и образования не являются присущими только социальному государству. Будучи условиями физической и экономической жизни людей, они в той или иной форме реализуются и в других исторических формах государства. Особенность их реализации в социальном государстве связана с тем, что они становятся неотъемлемыми правами людей, а их обеспечение — обязанностью государства. Механизмом их реализации становятся государственные ассигнования, а для здравоохранения – и система социального страхования. Таким образом, через функцию обеспечения доступного здравоохранения и образования реализуются такие свойства социального государства, как правовая природа социальной политики и наличие социального бюджета.

Всеобщая доступность социальной поддержки, правовая природа социально-политического регулирования социальных процессов, социальное бюджетное финансирование и наличие специализированных государственных структур лежат и в основе и функции социальной защиты. Функция социальной защиты не может быть реализована без существования в государстве принципов всеобщности, правовой основы, бюджетного финансирования, но только создание государством специализированных государственных структур делает эту функцию реальной. Дальнейшее развитие этой функции связано с реализацией принципов ответственности за уровень жизни граждан.
Отсюда мы видим, что связь между константными признаками и функциями, через которые они проявляются, возникает не одномоментно, а является эволюционным процессом.

Государственная ответственность за уровень благосостояния появляется у социального государства наряду с созданием условий для развития гражданского общества. Реализация государством этих двух целей ведет к появлению двух новых функций – обеспечение занятости и предоставление социальных услуг.
Принятие государством на себя этих функций также знаменует собой переход к активной государственной социальной политике.

Обеспечение занятости, возникнув как, государственная функция в период Веймарской республики и получив яркое выражение в политике «нового курса» Ф.Рузвельта в период преодоления Великой депрессии в США в начале 30-х годов ХХ в., собственно постоянной государственной функцией, включенной в систему основных функций государства, становится только после Второй мировой войны. Обеспечение занятости и предоставление социальных услуг опирается на все сложившиеся до этого инвариантные свойства социального государства, включая создание специализированных государственных структур.

Новые атрибуты социального государства становятся и важнейшими условиями реализации более ранних функций, например социального обеспечения, общедоступного здравоохранения и образования, социальной защиты и сглаживания социального неравенства.

Предоставление социальных услуг, появившихся, как функция социального государства во второй половине ХХ в., фиксирует новое качество социального государства и определяет очередной уровень его развития. С реализацией данной функции социальное государство не только берет на себя ответственность за уровень благосостояния населения и ответственность за социальную политику, но и начинает выступать как прямой субъект удовлетворения социальных потребностей человека, непосредственно обеспечивая ему реализацию расширяющегося перечня социальных услуг. По сути дела появление у государства данной функции можно рассматривать как переход государства из состояния тотального подавления индивида, государства насилия, к государству, подчиненному интересам каждого человека, – государству, находящемуся в услужении общества и отдельного человека. Данная функция, опираясь на всю систему атрибутов социального государства, напрямую реализуется через механизмы гражданского общества.

Проведение государственной социальной политики (последняя, седьмая функция), включенной в структуру общеполитических функций государства, является принципиально новым явлением развития социального государства. Социальная политика уже не связана с формированием нового, не существовавшего на предыдущих этапах атрибута социального государства. Эта функция реализуется через все ранее возникшие свойства на основе их интеграции в единую систему.


Рекомендуемые страницы:

Поиск по сайту

poisk-ru.ru

Тема 4. Функции и принципы социального государства.

Первые представления о государстве, основанном на господстве закона, сложились еще в Древней Греции.

Один из величайших мыслителей античности Платон (427-347 гг. до н. э.) различал два вида устройства государства: в первом над всеми возвышаются правители как личности, а во втором – законы. Все блага, которые боги могут даровать государству, учил Платон, бывают только там, где «законвладыка над правителями, а они его рабы».

Другой знаменитый философ древних времен – Аристотель ( 384-322 гг. до н. э.) полагал, что в наиболее правильно устроенном государстве – государством правят не люди, а законы, поскольку даже лучшие правители подвержены страсти, закон же есть «уравновешенный разум». Другими словами сказать, Аристотель утверждал, что там, где отсутствует власть закона, нет места и какой-либо форме государственного строя.

В средние века Н. Маккиавелли и Ж. Боден обосновали задачу государства, которая состоит в охране прав и свобод граждан.

Ж. Боден определял государство как правовое управление многими семействами и тем, что им принадлежит. А задача государства, по его мнению, состоит в том , чтобы обеспечить права и свободы.

Н. Макиавелли в своей теории, на основе многовекового опыта существования государств прошлого и настоящего, предпринял попытку объяснить принципы политики. Цель государства он видел в возможности свободного пользования имуществом и обеспечении безопасности для каждого.

Так же идеи правового государства, идеи его развития волновали ученых так называемой эпохи начинавшихся демократических революций, охвативших XVII – XVIII века.

Так, крупный английский ученый в области политики и права Дж. Локк (1632 – 1704 гг.) писал, что государство объединило людей под эгидой установленного им закона, само соблюдает и охраняет права личности.

Но все-таки, кто был родоначальником теории «правового государства? Мнения специалистов, в области истории политических учений, по этому вопросу расходятся. Одни говорят, что родоначальником является Иммануил Кант (1724 – 1804 гг.), другие называю немецких юристов первой половины XIX в. Т. К. Валькера и Р. Фон Моля.

Иммануил Кант дал философское обоснование теории правового государства, а Т. Л. Валькер и Р. Фон Моль в названия своих работ включая слова «правовое государство», детально раскрывали свое понимание этой категории.

Само государство (по теории Канта), должно во всей своей деятельности опираться на

право.

Правовое государство – это всеохватывающая политическая организация общества, основанная на верховенстве закона. Форма осуществления народовластия, функционирующая на основе права, инструмент защиты и обеспечения прав, свобод и обязанностей каждой личности.

Основы правового государства.

Принципиально важными предпосылками создания и упрочнения правового государства являются его основы, на базе которых оно создается, и благодаря которым оно функционирует.

Основы правового государства носят следующий характер:

1.Экономической основой правового государства являются определенные производственные отношения, базирующиеся на развитии разнообразных форм собственности, свободном предпринимательстве, в борьбе с экономическим монополизмом.

2.Создание в обществе условий, необходимых для реализации каждым человеком своих творческих и трудовых возможностей, обеспечение личных прав и свобод человека, составляет прочную социальную основу правового государства.

3.Политическая основа правового государства наиболее полно проявляется в его суверенитете. Правовое государство является суверенным, иными словами, оно концентрирует

всебе суверенитет народа и наций, населяющих определенную страну.

studfiles.net

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *