Централизованное государство это государство – Централизованное государство – средоточие власти

Централизованное государство – средоточие власти

Централизованное государство — это единая держава, в которой все управленческие и контрольные функции государства сосредоточены в условном «политическом центре». Сильная централизованная власть, объединяет ранее разделенные территории, устанавливает обязательное для всех законодательство, создает единый беспошлинный рынок и устраивает общую столицу.

В период формирования большинства централизованных государств, прослеживается тенденция к установлению неограниченной монархической власти, приобретающей форму абсолютизма. Например, в России конце XV века Великий князь Иван III начал активный процесс сосредоточения абсолютной власти в своих руках. В его время, главным городом России – столицей стала Москва. В столице пребывал сам глава централизованного государства, в ней был собран высший слой законодательной власти и аппарата управления. Здесь же располагались идеологический, культурный и духовный очаги централизованного государства. Российский процесс централизации растянулся больше чем на два столетия и завершился установлением Петром I абсолютизма в начале XVIII века.

Образование централизованных государств обусловлено несколькими обязательными факторами:

  1. Стремление широких народных масс к национальному единству.

  2. Государство (монарх) берет на себя функцию отстаивания интересов всего народа (нации, как политической общности), а не отдельных элитарных групп.

  3. Сплочение нации происходит благодаря усилению власти центра, в противовес ослаблению региональных, этнических и элитарных групп – противников централизации.

  4. Стремлением к упрочению позиций государства на международной арене (внешнеполитический фактор).

Все территориально-административные единицы централизованного государства объединены вокруг сильного центра. Он обеспечивает им реально действующие общее законодательство, единые экономические условия, систему государственной власти, гражданство, суд, налоги, бюджет и определенные социальные гарантии.

Для централизованного государства характерны признаки:

  • унификация вертикали органов государственного управления. Центр предоставляет гражданам единый режим предоставления публичных услуг;

  • обеспечение государством возможности свободно передвигаться в пределах границ страны;

  • позитивное влияние на экономическое развитие страны;

  • создается режим относительного равенства граждан внутри своих социальных слоев, выстроенных в определенной иерархии;

  • автономия местной власти существенно ограничена авторитарным режимом власти;

  • центральная власть берет на себя полномочия по обеспечению граждан гарантированными благами: правами, свободами и безопасностью;

  • государство принуждает всех подданных к исполнению всех обязательств перед центральной властью, соблюдению существующих в рамках централизованного государства законности и правопорядка.

Централизованное государство не является высшей формой в теории развития государства. Многие страны, прошедшие в средневековье стадию централизации территориально-государственного устройства стали федерациями. Авторитарные централизованные государства продолжают существовать в основном в странах, где сильны этно-конфессиональные традиции (Саудовская Аравия, Бруней и т. п.). В настоящее время в государственном строительстве наметилась устойчивая тенденция к децентрализации в целом. Однако по целому ряду позиций централизованное государство, по некоторым показателям эффективна, как система организации общества и сегодня.

histerl.ru

Централизованное государство

Централизованное государство – это такое государство, в котором система управления основывается на принципе подчинения всех местных органов самоуправления единому центральному, управляющему всей системой и координирующему ее.

В этом государстве земли (территории, административные подразделения и т.п.) объединены политически общим законодательством и экономически единым рынком вокруг сильной центральной власти. При этом на стадии интенсивного объединения земель устанавливается неограниченная монархия в форме абсолютизма (самодержавия).

На Руси централизованное государство было создано в конце 15 века при Иване III. Его главным городом стала Москва. Завершение процессов централизации произошло при первых Романовых, закончившись в начале 18 века утверждением абсолютизма при Петре I.

Такая политико-территориальная организация государства основывается на делении всех его территорий на провинции, округа, районы, обладающие сравнительно ограниченной самостоятельностью. Государство имеет единое законодательство, общее гражданство, систему органов госвласти и управления, судебную и налоговую систему, бюджет и т.д.

Централизованное государство существует в силу ряда объективных факторов. В первую очередь это национальное единство, являющееся обязательным условием становления такой формы объединения земель и населяющих их людей. Государство при этом отражает интересы всей нации как политической общности, а не отдельных региональных, социальных или этнических групп. Благодаря сильному центру происходит сплочение общества, которое было невозможно ранее из-за соперничества отдельных представителей знати, боровшихся за власть.

Выделяют следующие существенные признаки централизованного государства.

Фактором централизации является необходимость создания единообразных органов государственной власти. Унифицировать общие законы и предоставлять гражданам единые публичные услуги способна лишь центральная власть. Ее существование обеспечивает людям возможность свободной миграции из одних регионов в другие.

Важным преимуществом развития такого типа государства является социальное равенство всех его граждан. В условиях децентрализма отдельные периферийные административные и политические институты опираются лишь на собственные силы. Чтобы исправить неравенство, необходима власть центрального правительства, которое обладает более широкими полномочиями, чем регионы, у которых меньший экономический потенциал и которые имеют из-за этого более острые социальные проблемы и нужды.

Процессы централизации идут параллельно с экономическим усилением государства. Единый центр управления способен обеспечить стабильный экономический рост и создание инфраструктуры (системы коммуникации).

Население многих государств насчитывает миллионы человек. Поэтому в настоящее время управление ими может быть не таким эффективным, как в период их ранней истории развития. Причины этого кроются в опасностях бюрократического хаоса. Поэтому сейчас процессы централизации во многих страхах мира начинают обратное движение – к децентрализации.

Централизованное государство характеризуется полным отсутствием местной автономии, поскольку функции местной власти осуществляются назначенными сверху администраторами (чиновниками). Поэтому при таком положении явственно прослеживаются авторитарные политические свойства. Наибольшая степень централизма наблюдается в государствах, в которых существует вертикальная система органов управления. Сегодня в чистом виде такую систему можно наблюдать только в условиях военных режимов.

fb.ru

РУССКОЕ ЦЕНТРАЛИЗОВАННОЕ ГОСУДАРСТВО — это… Что такое РУССКОЕ ЦЕНТРАЛИЗОВАННОЕ ГОСУДАРСТВО?

феод. многонац. гос-во, объединившее к кон. 15 — нач. 16 вв. вокруг Московского великого княжества территории земель и кн-в Сев.-Вост. Руси. Гос.-политич. строем Р. ц. г., оформившимся к сер. 16 в., была феод. монархия с сословным представительством.

Нек-рые социально-экономич. предпосылки преодоления феод. раздробленности начали складываться в Юго-Зап. и Сев.-Вост. Руси в кон. 12 — нач. 13 вв. Но этот процесс был прерван нашествием монголо-татар и установлением монг.-тат. ига. Предпосылки централизации в Сев.-Вост. Руси вновь возникают в 14 в., когда здесь начался новый экономич. подъем. Происходило восстановление запустевших земель и освоение новых (колонизация в 14-15 вв. охватила С., С.-В. и В. страны). В большинстве гос. образований Сев.-Вост. Руси постепенно сложился устойчивый комплекс культивируемых старопахотных земель (село и «тянущие» к нему деревни и починки) — постоянных центров с.-х. произ-ва с относительно стабильным составом рабочего населения. Увеличился объем производимого обществ. продукта, сложилась известная общность условий агр. произ-ва. На этой основе происходил рост феод. землевладения. В землях и кн-вах Сев.-Вост. Руси сложились стабильные системы всех видов феод. зем. собственности. Шел процесс концентрации и мобилизации земель, ускоренный увеличением товарно-ден. обращения. В результате этого процесса нарушалась система сложившихся политич. границ. Рост феод. землевладения требовал унификации условий функционирования феод. зем. собственности в масштабах всей страны. Возникала заинтересованность подавляющей части феодалов в успехах централизации. Обострение клас. борьбы крестьян в ответ на наступление феодалов на экономич. и юридич. интересы крестьянства также увеличивало заинтересованность феод. собственников в усилении гос. аппарата принуждения и насилия и создании иных его форм.

Особенно интенсивно росло церк. землевладение, что объяснялось привилегиров. положением духовных корпораций. Церк. землевладение развивалось прежде всего за счет «черных» крест.

земель, в колонизуемых р-нах и частично за счет светской вотчины. Духовные корпорации (митрополичьи и епископские кафедры, Троице-Сергиев, Кирилло-Велозерский, Симонов и др. монастыри) превратились в собственников в масштабе всей Сев.-Вост. Руси, в экономически мощную и политически влият. часть класса феодалов. Отсюда та поддержка, к-рую на определ. этапе оказывала великокняж. власть зем. притязаниям церкви, и сильная заинтересованность духовных феодалов в успехах объединения. На основе освоения новых и заброшенных земель развивалось и светское вотчинное землевладение. По мере роста крупновотчинной собственности вследствие концентрации и мобилизации земель владения части феодалов нарушали границы политич. образований. Менялся юридич. статус вотчины, она постепенно приобретала служилый характер. В 14-15 вв. произошло резкое увеличение слоя средних и мелких феодалов, владевших землей на условном праве и непосредственно заинтересованных в укреплении центральной гос. власти. Развитие различных видов условного землевладения объяснялось его особой мобильностью. Оно распространялось на «черных» и дворцовых землях, а также на землях церк. и светских феодалов. В кон. 15 в. возникла поместная система — разновидность условного землевладения, приспособленного к экономич. и политич. потребностям Р. ц. г. Объективная заинтересованность подавляющей части феодалов Сев.-Вост. Руси в объединении страны реализовалась в противоречивой борьбе различных групп господствующего класса за конкретные пути и методы централизации, за обеспечение своих экономич. и политич. целей.

Материальные предпосылки объединения в сфере ремесла и торговли складывались по мере восстановления разрушенных и возникновения новых городов. Дифференциация ремесл. произ-ва, начавшийся переход ряда его отраслей в мелкотоварное произ-во привели к расширению товарного обращения в стране. Происходило складывание местных рынков; постепенно возникали общерус. рыночные связи. Развитие последних происходило на основе естественно-географич. разделения труда и стимулировалось расширением внеш. торговли и концентрацией ремесл. произ-ва в крупных городах (Москва, Тверь, Новгород и др.). В результате большая часть торг.-ремесл. населения Сев.-Вост. Руси становилась заинтересованной в создании Р. ц. г. Однако его позиция была противоречивой, т. к. образование Р. ц. г. происходило в значит. мере за счет экономич. ограбления и политич. подчинения городов. Отд. слои торг.-ремесл. населения нек-рых городов (Тверь, Галич и др.) поддерживали сепаратистские устремления своих князей или, как в Новгороде, церк. и боярской верхушки.

Сохранение ига Золотой Орды, экспансионистская политика Вел. кн-ва Литовского, Ливонского ордена и Швеции стимулировали заинтересованность населения Сев.-Вост. Руси, прежде всего господствующего класса, в ускорении централизации. Образование Р. ц. г. было неразрывно связано с успехами нац.-освободит. борьбы. Но постоянное отвлечение значит. средств на внешнеполитич. цели тормозило темпы объединения страны.

В итоге острой борьбы двух сильнейших кн-в — Тверского и Московского — победило последнее и Москва стала центром складывающегося Р. ц. г. (со 2-й пол. 14 в.). При Дмитрии Донском (1359-89) она стала во главе освободит. борьбы Сев.-Вост. Руси против монг.-тат. ига. При Василии I Дмитриевиче (1389-1425) было присоединено Нижегородское кн-во и укрепилось внешнеполитич. положение сев.-вост. рус. земель: В годы княжения Василия II Васильевича (1425-1462) борьба за централизацию развернулась внутри самого Моск. вел. кн-ва и вылилась в феод. войну 2-й четв. 15 в. На последнем этапе она охватила все гос. образования Сев.-Вост. Руси. Разгром галицких князей моск. дома и их союзников привел к резкому изменению соотношения сил в пользу великокняж. власти. В правление Ивана III (1462-1505) образование единой терр. Р. ц. г. фактически было завершено. В его состав были включены Тверское, Ярославское, Ростовское и др. княжества, а также Новгородская земля. Права удельных князей моск. дома были ограничены. В 1480 было свергнуто монг.-тат. иго, а в результате рус.-литов. войны кон. 15 — нач. 16 вв. присоединены Вязьма, Брянск, уделы «верховских» князей, Новгород-Северское и Стародубское княжества. В 1-й пол. 16 в. завершилось складывание терр. Р. ц. г.: ликвидирована независимость Пскова (1510), присоединено Рязанское кн-во (1521) и в результате войны с Польско-Литов. гос-вом возвращен Смоленск (1514). В 1552-56, с присоединением Казанского и Астраханского ханств, начался быстрый рост терр. Р. ц. г. на востоке. В период правления Василия III (1505-33) и регентства Елены Глинской (1533-38) были ликвидированы уделы князей моск. дома (позднее был реставрирован лишь удел кн. Старицких, частично сохранились также уделы служебных князей Воротынских, Одоевских, Мстиславских и др.).

Завершение оформления социальной и гос.-политич. структур Р. ц. г. произошло к сер. 16 в. На смену многоступенчатым вассальным отношениям внутри класса феодалов пришли отношения подданства вел. князю (с 1547 — царю). Класс феодалов превратился в значит. мере в замкнутое сословие. Выработалась система чинов господствующего класса. Все светские феодалы делились на чины «думные», «московские» и «городовые» (см. Служилые люди). В соответствии с чином определялись служебные назначения феодалов, устанавливалось их ден. и зем. жалованье («поместные оклады»). Родовой состав первых двух чинов был закреплен в «Государевом родословце» (ок. 1555). Взаимоотношения феодалов внутри этих групп, их служебное продвижение определялось нормами местничества. Этим фамилиям принадлежала большая часть светского вотчинного землевладения. «Городовые» чины, подразделявшиеся на ряд статей, составляли рядовую массу класса феодалов и делились на терр. корпорации, численный и фамильный состав к-рых фиксировался в «десятнях». Особенности положения каждой корпорации в конечном счете определялись ист. условиями развития той или иной области. Для этой группы было характерным среднее и мелкое поместное и вотчинное землевладение. «Уложение о службе» (ок. 1556) определило виды и размеры воен. службы всех светских феодалов. Влиятельную часть господствующего класса составляли церк. корпорации. Была закреплена общая юридич. привилегированность класса феодалов. Промежуточным слоем Р. ц. г., оформление к-рого связано с воен. реформами сер. 16 в. и правительств. колонизацией юж. областей, были служилые люди «по прибору». В их состав входили стрельцы, пушкари и затинщики (рядовой состав походной и крепостной артиллерии), воротники, сторожа, «кормовые», «городовые» и «поместные» казаки. Они были лично свободными людьми, обязанными гос-ву определ. видом службы, за к-рую они получали жалованье.

Вырабатывается статус торг.-ремесл. слоев гор. населения. Вся земля в городах, за исключением «белых» слобод и дворов, считалась государевой, а посадские люди были тяглым населением, обязанным нести повинности и платить налоги. Привилегированную часть посадского сословия составляли гости и суконники. Население «белых» слобод и дворов, а также частно-владельч. городов эксплуатировалось своими феод. владельцами.

Наиболее угнетенным сословием Р. ц. г. было крестьянство. Образование Р. ц. г. не только закрепило развивавшиеся ранее крепостнич. тенденции, но в значит. мере предопределило постоянное усиление крепостничества. Крестьянство в зависимости от юридич. статуса земли, к к-рой оно было прикреплено, делилось на черносошное, дворцовое и частновладельческое. Происходили изживание различных форм «обельного» холопства, быстрый рост кабального холопства, сближение реального экономич. положения крестьянства и подавляющей части холопов.

Главой Р. ц. г. был вел. князь (с 1547 — царь), обладавший формально всей полнотой высшей законодат., суд. и исполнит. власти. Законосовещат., суд. и исполнит. институтом была Боярская дума, сословно-представит. орган всей светской части феод. класса и прежде всего его аристократич. верхушки. Боярская дума в значит. степени ограничивала власть монарха. К сер. 16 в. возник Земский собор, высший законосовещат. орган, состоявший из Боярской думы, «Освященного собора» (высшие иерархи рус. церкви), представителей «московского» и «городового» чинов, а также посадского населения. На рассмотрение Земских соборов, созывавшихся по инициативе пр-ва, выносились важнейшие вопросы внеш. и внутр. политики. В кон. 15 — 1-й пол. 16 вв. центр. органами исполнит. и суд. власти были великокняж. Казна, Дворец (Большой и областные) и постоянные комиссии при Боярской думе. К 50-м гг. 16 в. возникли приказы. Появление и укрепление приказной системы означало рождение бюрократич. машины Р. ц. г. На смену наместничьей системе местных органов власти, сыгравшей положит. роль в период образования Р. ц. г., пришли сословно-представительные институты местного самоуправления (губные и земские избы), находившиеся под контролем центральных органов власти. Во главе их стали представители местного дворянства, зажиточной части посадского населения и черносошного крестьянства. Часть функций местного управления была передана в руки непосредств. агентов пр-ва (городовые приказчики и т. д.). Реформы 50-х гг. 16 в. унифицировали финансово-податную систему Р. ц. г. и закрепили единое общегос. право (Судебники 1497 и 1550).

Терр. Р. ц. г. в 50-е гг. 16 в. (без р-нов Среднего и Ниж. Поволжья) составляла ок. 3 млн. км2. На С. она простиралась до Баренцева и Белого морей, захватывая на С.-В. область Сев. Урала. На С.-З. Р. ц. г. граничило с Норвегией, Швецией и Ливонским орденом. Зап. и юго-зап. соседом Р. ц. г. было Вел. кн-во Литовское. Юж. граница была неопределенной. К сер. 16 в. рус. колонизация распространилась на р-ны верховьев pp. Оскола, Дона, Воронежа. Вост. граница шла по предгорьям Среднего Урала. На Ю.-В. находилась терр. кочевой Большой Ногайской орды, постепенно попадавшей в вассальную зависимость от Р. ц. г. Числ. населения Р. ц. г. в сер. 16 в. — примерно 7-9 млн. ч. Этнич. основу составила великорус. (рус.) народность. Кроме того, в его состав вошли лопари, ханты, манси, коми, удмурты, татары, мари, чуваши, мордва, карелы и др. народы и племена. Включение этих народов в Р. ц. г. было прогрес. фактором их дальнейшего ист. развития, но осуществлялось оно прежде всего в интересах господствующего класса и проводилось с помощью методов насильств. христианизации и русификации.

Образование Р. ц. г. — важнейший этап в ист. развитии нашей страны. Несмотря на всю противоречивость и сложность, процесс объединения рус. и др. народов в единое гос-во имел в целом прогрессивное значение. Его завершение и привело к созданию новых, более благоприятных условий для развития экономики страны, культуры ее народов и для решения внутриполитич. и внешнеполитич. задач.

Историография. Проблема образования Р. ц. г. была одной из важнейших тем исследований рус. дореволюц. историографии. Но ее представители были далеки от подлинно науч. постановки проблемы и ее решения. Заслугой историков гос. школы, особенно О. М. Соловьева, была попытка вскрыть закономерности, приведшие к образованию единого Рус. гос-ва. В работах бурж. историков собран ценный фактич. материал и сделаны интересные конкретные наблюдения (особенно в трудах В. О. Ключевского, Н. П. Павлова-Сильванского, А. Е. Преснякова). В сов. историографии первые шаги в исследовании проблемы были сделаны в 20-30-е гг. Успехи этих лет связаны с именем M. H. Покровского, к-рый допустил, однако, серьезные ошибки (теория «торгового капитала», от к-рой он позднее отказался, концепция «борьбы за рынки» и крушения феод. порядков с образованием Р. ц. г. и т. д.). Переломным моментом в изучении складывания Р. ц. г. был конец 30-х гг. Наиболее полно вопросы этой проблемы тогда были поставлены в статьях С. В. Бахрушина и К. В. Базилевича, выступивших с критикой концепции M. H. Покровского (С. В. Бахрушин, «Феод. порядок» в понимании M. H. Покровского, в сб.: «Против ист. концепции M. H. Покровского», ч. 1, М.-Л., 1939, К. В. Базилевич, «Торг. капитализм» и генезис моск. самодержавия в работах M. H. Покровского, там же). Они впервые употребили термин «Р. ц. г.».

Методологич. основы и приемы решения проблемы были уточнены и развиты в ходе дискуссии, проведенных ж. «Вопросы истории» (в 1946 — об образовании Р. ц. г., в 1949-51 — о периодизации истории СССР). На протяжении 40-60-х гг. происходило широкое изучение социально-экономич. и политич. проблем развития Сев.-Вост. Руси в 14 — 1-й пол. 16 вв. Все это позволило создать обобщающие исследования, посвященные истории образования Р. ц. г.

Однако ряд существенных вопросов проблемы различно трактуется учеными. Большинство их начало образования Р. ц. г. относят к 14 в. (К. В. Базилевич — к 80-м гг. 15 в.), но окончат. оформление Р. ц. г. датируют различно: кон. 15 в. (В. В. Мавродин),1-я пол. 16 в. (И. И. Смирнов), 16 в., включая опричнину (С. В. Юшков, П. П. Смирнов), и сер. 17 в. (К. В. Базилевич). Л. В. Черепнин считает, что образование Р. ц. г. завершается в основном в кон. 15 — нач. 16 вв., а окончат. оформление Р. ц. г. относится к сер. 16 в. Высказаны различные мнения и об осн. социальных выразителях процесса централизации: дворянство и горожане (К. В. Базилевич, С. В. Бахрушин, П. П. Смирнов), церк. феодалы и моск. боярство (С. В. Юшков), крупные «многовотчинные землевладельцы» (С. Б. Веселовский), различные круги господствующего класса (А. М. Сахаров), различные слои господствующего класса феодалов и различные слои горожан (Л. В. Черепнин). Эти расхождения связаны с разным пониманием хода политич. борьбы в период образования Р. ц. г. Распространенной является точка зрения о том, что характер политич. борьбы в 1-й пол. 16 в. определялся столкновением экономич. и политич. интересов прогрессивного поместного дворянства и консервативного княжеско-боярского слоя. В последних работах (Л. В. Черепнина, А. А. Зимина, С. М. Каштанова и др.) показана схематичность такого деления класса феодалов и неточность характеристики действий отд. его слоев, встречающейся у сторонников такой схемы. Единства взглядов нет также и по вопросу об уровне развития мелкотоварного произ-ва в 14-15 вв. Эти и др. вопросы истории Р. ц. г. нуждаются в дополнит. изучении.

Лит.: Пресняков А. В., Образование Великорус. гос-ва, П., 1918; Мавродин В. В., Образование единого Рус. гос-ва, Л., 1951; Черепнин Л. В., Образование Рус. централизованного гос-ва в XIV-XVBB., M., 1960; его же, La réorganisation de l’appareil d’Etat durant la période de la centralisation politique de la Russie. Fin du XVe et début du XVIe siécle, «Annali delia Fondazione italiana per la storia amministrativa», 1964, No 1; его же, К вопросу о роли городов в процессе образования Рус. централизованного гос-ва, в кн.: Города феод. России. Сб. ст., М., 1966; Любавский М. К., Образование осн. гос. терр. великорус. народности, Л., 1929; Веселовский С. В., Феод. землевладение в Сев.-Вост. Руси, т. 1, М.-Л., 1947; Греков Б. Д., Крестьяне на Руси с древнейших времен до сер. XVII в., 2 изд., кн. 1-2, М.-Л., 1952-54; Копанев А. И., История землевладения Белозерского края XV-XVI вв., М.-Л., 1951; Данилова Л. В., Очерки по истории землевладения и хоз-ва в Новгородской земле XIV-XV вв., М., 1955; Вернадский В. Н., Новгород и Новгородская земля в XV в., М.-Л., 1961; Горский А. Д., Очерки экономич. положения крестьян Сев.-Вост. Руси XIV-XV вв., М., 1960; Кочин Г. Е., Сельское хоз-во на Руси в период образования Рус. централизованного гос-ва, конец XIII — нач. XVI в., М.-Л., 1965; Алексеев Ю. Г., Аграрная и социальная история Сев.-Вост. Руси XV-XVI вв. Переяславский уезд, М.-Л., 1966; Рыбаков Б. A., Ремесло древней Руси, (М.), 1948; Бахрушин С. В., Науч. труды, т. 1-2, М., 1952-54; Смирнов П. П., Посадские люди и их клас. борьба до сер. XVII в., т. 1, М.-Л., 1947; Тихомиров M. H., Средневек. Москва в XIV-XV вв., М., 1957; его же, Россия в XVI ст., М., 1962; Сахаров А. М., Города Сев.-Вост. Руси XIV-XV вв., М., 1959; его же, Проблема образования Рус. централизованного гос-ва в сов. историографии, «ВИ», 1961, No 9; Хорошкевич А. Л., Торговля Вел. Новгорода с Прибалтикой и Зап. Европой в XIV-XV вв., М., 1963; Носов H. E., Очерки по истории местного управления Рус. гос-ва первой пол. XVI в., М.-Л., 1957; Смирнов И. И., Очерки политич. история Рус. гос-ва 30-50-х гг. XVI в., М.-Л., 1958; его же, Заметки о феод. Руси XIV-XV вв., «ИСССР», 1962, No 2-3; Зимин A. A., Реформы Ивана Грозного, М., 1960; его же, О политич. предпосылках возникновения рус. абсолютизма, в кн.: Абсолютизм в России (XVII-XVIII вв.), сб. ст., М., 1961; Леонтьев А. К., Образование приказной системы управления в Рус. гос-ве, М., 1961; Базилевич К. В., Внеш. политика Рус. централизованного гос-ва. Вторая пол. XV в., (М.), 1952; Масленникова Н. Н., Присоединение Пскова к Рус. централизованному гос-ву, Л., 1955.

В. Д. Назаров. Москва.

Советская историческая энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия . Под ред. Е. М. Жукова. 1973—1982.

dic.academic.ru

Что такое централизованное государство 🚩 Политика

Любое централизованное государство имеет главную отличительную черту – сильную центральную власть. В противном случае невозможно было бы управлять всеми территориями в пределах страны. Земли в таком государстве объединены законодательством и экономически единым пространством.

Для централизованного государства характерным типом власти является монархия На этапе централизации, то есть собирания земель вокруг центра, она имеет абсолютный характер. Централизованное государство, как крупная единица, имеет в составе более мелкие части, а именно -районы, области, округа и т.д. Однако они не обладают самостоятельностью.

Стоит сказать, что для возникновения любого централизованного государства необходимы предпосылки. В частности, мощным объединяющим фактором является национальное единство. Ошибочно думать, что в государстве при этом соблюдаются интересы лишь одной главенствующей национальности. По закону ни одна из наций, населяющих страну, не должна быть ущемлена в интересах и правах.

Существует ряд признаков, по которым можно определить, что государство является централизованным.

Во-первых, это созданные в государстве единообразные органы государственной власти. Задача центра предоставить всем гражданам страны публичные услуги в едином режиме.

Во-вторых, характерным признаком централизованного государства является возможность миграции его жителей по территории страны.

В-третьих, процессы централизации в таком государстве идут параллельно с экономическим развитием страны.

В-четвертых, в государстве с единым центром сохраняется равенство всех его жителей, даже если оно многомиллионное.

В-пятых, в централизованном государстве отсутствует автономия местных властей. Таким образом, центральная власть насаждает авторитарный режим управления, присылая своих ставленников на места. Регионы не могут издавать и принимать законы в рамках своей территории.
В свою очередь, центральная власть в подобном государстве принимает на себя всевозможные обязательства по обеспечению жителей необходимыми благами, выступает гарантом их свободы и независимости, берет обязательства по борьбе с преступностью.

Стоит сказать, что в современном мире подобные государства в чистом виде практически не существуют, так как не соблюдаются все принципы централизации. Оно может существовать только в условиях военно-политического режима. По-другому централизованное государство называют унитарным. Примерами таких государств являются Франция, Узбекистан, страны Азии.

www.kakprosto.ru

Исторический словарь — значение слова Централизованное Государство

— такое государство, в котором происходит политическое (собирание воедино земель с общим для всех законодательством) и экономическое (складывание единого рынка) объединение вокруг сильной центральной власти, когда устанавливается неограниченная монархия — абсолютизм (самодержавие). В конце XV в. при Иване III создано единое Русское государство с центром в Москве. Государство окончательно сложилось при первых Романовых и завершилось формированием абсолютизма при Петре I в начале XVIII в.

Смотреть значение Централизованное Государство в других словарях

Государство — страна
держава
земля
царство
Словарь синонимов

Государство — государства, ср.
Толковый словарь Ушакова

Государство Ср. — 1. Политическая форма организации общества, осуществляющая управление обществом, охрану его экономической и социальной структуры. 2. Страна с определенной политической……..
Толковый словарь Ефремовой

Государство — -а; ср.
1. Политическая форма организации общества во главе с правительством и его органами, осуществляющая управление обществом, охрану его экономической и социальной……..
Толковый словарь Кузнецова

Буферное Государство — Небольшое (или относительно небольшое) и слабое в экономическом, политическом и военном отношении государство, расположенное между двумя государствами и используемое……..
Политический словарь

Государство — — важнейший социально-политический институт общества, основа его политической системы, осуществляющий политическую власть в процессе регулирования поведения……..
Политический словарь

Государство Национальное (моноэтническое) — — государство, образованное на исторически сложившейся этнической территории той или иной нации (этноса) и воплощающее ее суверенитет. Исторически Г.н. складывались……..
Политический словарь

Государство Правовое — — вид демократического государства, политический режим которого опирается на строгое соблюдение законности, правовых норм, закрепляющих естественные, неотъемлемые,……..
Политический словарь

Государство Социальное — — демократическое государство, опирающееся на широкую социальную основу и проводящее активную и сильную социальную политику, направленную на повышение или стабильное……..
Политический словарь

Государство Ассоциированное — — понятие, используемое для обозначения особой формы межгосударственных, а по сути нередко внутригосударственных отношений. Как правило, под Г.а. понимается государство,……..
Политический словарь

Государство Благосостояния — — (от англ. The Welfare State-государство благосостояния) — или «государство всеобщего благоденствия» (социальное государство) — понятие, которым обозначают совокупность социальных……..
Политический словарь

Государство Буферное — — государство, расположенное между территориями двух или нескольких более крупных держав. Г.б. находится на пути вероятного военного вторжения, через его территорию……..
Политический словарь

Государство Всеобщего Благоденствия — — концепция, рассматривающая современное капиталистическое общество как способное с развитием науки, техники и экономики обеспечить относительно высокий уровень……..
Политический словарь

Государство Всеобщего Благоденствия (благосостояния) — — термин для обозначения сущности государства в США и Европе 30-х — 70-х гг. ХХ в., начиная с «нового курса» Рузвельта (по имени советника которго — Дж.Кейнса — часто именуется……..
Политический словарь

Государство Многонациональное (полиэтническое) — — государства, на территории которого проживают различные этносы — нации, народности, национальные и этнографические группы. Исторически Г.м. образовывались……..
Политический словарь

Государство Национальное — — один из важнейших принципов организации современной государственности, возникший в результате распада традиционных социальных связей и резкого повышения мобильности……..
Политический словарь

Государство Полицейское — — термин, указывающий тип государства и характеризующий политический режим в таком государстве. Как правило, полицейское государство — реализация одной из парадигм……..
Политический словарь

Государство Правовое — — тип государства, где утвержден политический режим, характеризующийся правовым (конституционным) порядком осуществления политической власти. Принцип правового государства……..
Политический словарь

Государство Социальное — — государство, стремящееся к обеспечению каждому гражданину достойных условий существования, социальной защищенности, а в идеале примерно одинаковых стартовых возможностей……..
Политический словарь

Государство Унитарное — — характеризуется простотой устройства, единой конституцией и гражданством, единой системой высших государственных органов, права и суда, действующих без ограничения……..
Политический словарь

Государство-изгой — — ярлык, который навешивается на государства, пытающиеся жить своим собственным умом, не оглядываясь на мировое сообщество. Обычно изгоями такие государства делают……..
Политический словарь

Государство-нация — — светское государство с ярко выраженным централизмом. Политическое образование, в котором государственные формы приводят к рождению этноса и его культуры. Отличается……..
Политический словарь

Депозитарий (государство-депозитарий) — Государство, участвующее в заключении многостороннего договора и взявшее на себя, по условиям этого договора, обязанность хранить текст договора, документы о его ратификации,……..
Политический словарь

Корпоративное Государство — – одна из государственных форм авторитарного режима (например, в фашистских государствах). Идея корпоративного государства явилась развитием теории солидаризма Л………
Политический словарь

Многонациональное Государство — — государство, в котором ни один из народов, проживающих на территории данного государства, не имеет доминирующей позиции. Другими словами, сохраняется межнациональный……..
Политический словарь

Национальное Государство — — характеристика конституционно-правового статуса государства, означающая, что данное государство является формой самоопределения конкретной нации, выражает прежде……..
Политический словарь

Ослабленное, Обанкротившееся Государство — Термин обозначает государство, которое демонстрирует неспособность осуществить свою основную функцию — обеспечивать жизнь и физическую безопасность своих граждан……..
Политический словарь

Правовое Государство — в политико-юридической теории — государство, важнейшими признаками которого являются: господство закона во всех сферах общественной жизни; связанность законом государства……..
Политический словарь

Социальное Государство — — государство, стремящееся к обеспечению каждому гражданину достойных условий существования, прав на социальную защиту, на участие в управлении производством.
Политический словарь

Унитарное Государство — (от лат. unitas — единство) — одна из форм территориально-политической организации и управления государством, в которой реализуется принцип распределения власти между центром……..
Политический словарь

Посмотреть еще слова :

slovariki.org

1.Образование единого централизованного государства

XIV век стал переломным в судьбе русского народа и русского государства. В это время произошел мощный пассионарный толчок и, по словам Л.Н. Гумилева, пассионарность, как катализатор, спа­яла рыхлую массу в монолит — Россию. Нарождался новый этнос, и в 1380 г на Куликово поле пошли уже не московиты, тверичи, рязанцы, смоляне, новгородцы — пошли русские Начался процесс, превративший раздробленную Древнюю Русь в Великую Россию. Городом, вокруг которого происходило объединение русских земель, стала Москва. Первое упоминание в летописях о Москве,( как известно, относится к 1147 г. По мнению профессора И.Д. Беляева, второе известие о Москве относится к 1175 г. В этом году четверо князей, ехав из Чернигова . во Владимир для занятия Владимирского княжения по смерти Анд­рея Боголюбского, останавливались в Москве и принимали там по­сольство от суздальцев и Владимирцев. А под 1213 г. летопись уже упоминает об особом московском князе Владимире Всеволодови­че. Таким образом, на пространстве 148 лет от первого известия о Москве мы находим в летописях девять упоминаний о ней. Историки много спорили о том, почему именно Москве было-суждено стать столицей нового государства. Это объясняли и ее выгодным географическим положением, и генеалогическим положе­нием ее князей, и поддержкой со стороны православной церкви. Так или иначе, московские князья сумели добиться важных поли­тических успехов, и прежде всего расширить свою территорию. Ключевский называет пять главных способов расширения террито­рии Московского княжества: скупка земель, вооруженный захват, захват дипломатический (с помощью Орды), служебный договор с удельным князем, расселение за Волгу. В итоге к середине XV в. Московское княжество было уже самым большим на Руси. Московское княжество стало выделяться с того времени, когда московским князем сделался сын Александра Невского Даниил (1276—1303). Даниилу удалось захватить Коломну у рязанских кня­зей и получить по наследству Переяславское княжество. Сын Да­ниила Юрий присоединил к Московскому княжеству Можайск, после чего решил бороться с тверским князем Михаилом за получе­ние от Золотой Орды ярлыка на великое княжение. В конце концов ярлык на великое княжение получил брат Юрия — Иван Даниилович Калита (1325—1340). Иван Калита при­соединил к Московскому княжеству ряд городов — Углич, Белозерск, Галич. В полной зависимости от Ивана Калиты находилось Ростовское княжество. Москва становится центром борьбы за на­циональную свободу, единство и государственную независимость Руси. В княжение Калиты Москва сделалась постоянным место­пребыванием главы русской церкви — митрополита и тем самым стала церковным центром. Преемники Калиты — Семен (1340—1353) и Иван II (1353—1359) продолжали увеличивать территорию Московского княжества. При внуке Калиты — Дмитрии Ивановиче Донском (1359—1389) Мос­ковское княжество вело борьбу с тверскими князьями, которые за­ключили союз с Литвой и опирались на Золотую Орду. В итоге тверской князь Михаил заключил с Дмитрием Ивановичем мир и признал его «братом старейшим». Московское княжество в это время было настолько сильным, что сделало попытку освободиться от татарского ига. Важной вехой в этом процессе стала состоявшая­ся в 1380 г. Куликовская битва — одно из величайших сражений в нашей истории.

Образование централизованного государства — прогрессивное явление, так как создает более благоприятные условия для экономического и культурного развития, повышения обороноспособнос­ти. Все государства, пережившие период феодальной раздроблен­ности, приходят к централизованному государству, если этому не мешают внешние причины. Одновременно с Россией процессы централизации происходили в Западной Европе: Франции, Англии, Испании, Швеции, а также на Востоке: в Корее и Китае. Но, как обычно, у нас данный процесс имел свои особенности: во-первых, если в Европе централизация происходила на этапе разложения фе­одализма, одновременно с началом формирования единого внут­реннего рынка, то в России централизация сопровождалась укреп­лением и развитием феодализма, ростом крепостничества в мас­штабах страны. В результате объединение имело недостаточные экономические предпосылки при явно выраженных предпосылках политических. Во-вторых, особенности России определялись более слабым, чем в Европе, развитием городов. В итоге ведущей соци­альной силой объединения стали не горожане и торговцы, как на Западе, а землевладельцы: сначала боярство, а потом дворянство. Третьей особенностью стала особая роль политической власти из-за внешней опасности.

Новый период в отечественной истории — период Московской Руси — начинается, по мнению Ключевского, с середины XV в., а точнее, с 1462 г., когда на великокняжеский стол вступил Иван III. Почувствовав себя в новом положении, московская власть стала искать для себя новые формы, которые соответствовали бы этому положению. Иван III вторым браком женился на племяннице пос­леднего византийского императора Софье Палеолог. Этот брак имел значение политической демонстрации — наследница павшего византийского дома перенесла его державные права в Москву. После окончательного падения ига в 1480 г. Иван III выходит на международную арену с титулом Государя всея Руси, который был формально признан Литвой в договоре 1494 г. В отношениях с менее значительными иностранными правителями Иван III имену­ет себя царем, что в то время означало властителя, который никому не платит дани. 3 февраля в Успенском соборе московского кремля впервые короновался внук Ивана Ш царевич Дмитрий. Власть московских государей получила освященный Богом авторитет, и на предложение германского императора пожаловать ему королевский титул Иван Ш ответил: «Мы, Божьей милостью, государи в своей земле изначала, а постановление имеем от Бога». В 1547 г. Иван 1У впервые венчался на царство. С конца XV в. на печатях московского князя появ­ляется византийский двуглавый орел, а в летописях того времени фиксируется новое родословие русских князей, восходящее к рим­ским императорам. Позднее, при Иване IV, возникнет идея о том, что Москва — это Третий Рим. Идея о всемирной роли «Москвы – третьего Рима» овладела русским народом, московский великий князь стал рассматриваться «царем всего православия», а русская церковь – достойной преемницей греческой церкви.

Существенным явлением стало деление государства не на самостоятельные княжества и даже не на уделы, а на простые административные единицы – уезды во главе с представителями центральной власти.

Следует отметить, что Русское государство складывалось как многонациональное. Наряду с русскими землями в состав централизованного государства входили территории, где проживали карелы, коми, мордва, удмурты и многие другие народы.

studfiles.net

Централизованное государство и его неотъемлемые признаки :: SYL.ru

Централизованное государство — это государство, формой правления в котором выступает абсолютизм, т.е. реальная власть полностью оказывается в руках одного человека. При этом оно имеет собственные вооружённые силы, валюту и единую систему законов. Атрибутами такого государства являются единство территории страны (не допускается создание национальных субъектов), организация сильной системы управления на местах, введение одного гражданства для всего населения данного государства.

Централизованное государство на Руси

В период правления Киевских князей никто даже и не задумывался о возможности распада территории, подвластной им, на множество мелких уделов. К концу XI века, однако, это произошло, и централизованной власти на русских землях не осталось — каждый потомок Рюрика предпочел править на небольшой территории, нежели контролировать огромную Русь. По этой причине началась эпоха раздробленности, продолжавшаяся до самого возвышения Москвы как духовного и торгового центра северо-восточных русских земель. Централизованное государство со столицей в Москве появилось, однако, далеко не сразу. Сперва правители первопрестольной начали проводить политику собирания земель. За этим названием скрывались захваты соседних княжеств. Можно даже сравнить такой ход вещей с испанской Реконкистой, которая шла параллельно. К концу XVI века Москва стала столицей огромного государства, которое раскинулось от Пскова до Сибири и от Колы до Путивля.

Централизованное государство в Германии и Италии

Если в собирании русских земель Москва особых преград не встретила, то итальянский и немецкий народы даже и мечтать не могли о собственных единых странах вплоть до середины XIX века.

Центром объединения Германии могло стать любое феодальное княжество, коих на немецких землях было столько, что политическая карта территории напоминала лоскутное одеяло. Преуспела, однако, в этом Пруссия — крупнейшее германское государственное образование. В Италии картина была интереснее. Там признаки централизованного государства имело Королевство Обеих Сицилий, которое изначально и предполагалось как ядро для объединения итальянских земель. Столицей новой страны стал бы в таком случае не Рим, а Неаполь. В реальности же все сложилось совсем по-другому. Италия объединилась вокруг княжества Пьемонт, а Королевство Обеих Сицилий благополучно кануло в Лету.

Есть ли хоть одно централизованное государство сегодня?

Да, такие государства есть. Это в основном страны Азии, где есть сильная власть монарха. Например, Бруней или Саудовская Аравия. Многие другие страны давно прошли стадию централизованного государства и превратились в федерации, так что мы можем констатировать тот факт, согласно которому, централизованная форма государственного устройства не является наивысшей. Это всего лишь неотъемлемый этап процесса становления молодого государства, который должен завершиться в определённое время, а если этого не произодёт, то революция неминуема.

www.syl.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *