Чем объяснительная отличается от служебной записки – Всё о записках: докладная, служебная, объяснительная

Чем отличается служебная записка от докладной

Существуют правила написания документов, регламентирующих деятельность работодатель-работник. Именно поэтому, необходимо знать, чем отличается служебная записка от докладной, в каких случаях они пишутся.

Что такое служебная записка, когда она пишется

Не всегда устное обращение позволяет решить вопрос. Поэтому необходимо знать, правила письменного обращения с просьбой, предложением к начальству. Служебная записка — внутренняя, внешняя — зависит от адресата, функций, несущих на себе. Адресовывается вышестоящему начальнику. Может содержаться просьба, замечание или предложение.

Классификация:

  • докладная;
  • объяснительная;
  • пояснительная;
  • аналитическая.
Обратите внимание: написанная бумага не только оговаривает суть проблемы, но и указанное подробное описание, пути решения.
Суть написания заключается — сообщение вышестоящему руководящему составу о возникших ситуациях.

Четких требований к ее написанию нет, составляется документ в произвольной форме. В шапке требуется указать адресата, к которому она должна будет попасть.

Главная задача — изложить, все, что волнует, не устраивает, дать варианты решения. Для уверенности, что документ будет получен начальствующим составом, лучше составить в двух экземплярах. Передавая записку, на копии прописывается дата, время приема, личные данные и роспись. Кроме того, ставится печать компании. Копия сохраняется, пока не будет решен вопрос полностью.

Бывает ситуация, когда это единственное средство общения между отдаленными подразделениями. Тогда прописываются адреса стороны, написавшей его и получателя. При написании используется формат А4.

Что такое докладная, кем и когда пишется

Наиболее популярный вид, адресованный главному бухгалтеру, директору, вышестоящему руководству. Имеет юридическую силу, всегда направляется только вышестоящему управляющему. Главной задачей является — информирование руководящего состава о сложившейся ситуации. Возможно указание на возможность решения проблемы.

Пишется любым сотрудником организации. Могут быть отчетными, информационными, внештатными.

Функции:

  • урегулирование проблемы;
  • предложение по улучшению производственной деятельности;
  • донесение до руководящего состава мнения коллектива;
  • при конфликтной ситуации изложение своей позиции;
  • отчет о ходе выполненной работы;
  • информирование руководства о нарушении трудовой дисциплины.
Обратите внимание: пишется в любом случае, когда требуется реакция руководства и его вмешательства в работу организации изнутри.

Основные отличия документов

Несмотря на всю схожесть, стоит сказать о том, что есть и отличия:

СлужебнаяДокладная
Может быть написана на имя любого сотрудникаАдресована только вышестоящему начальству
Внутренний вариантВнешний, используется для переписки между юридическими лицами разных компаний
Не имеет юридической силыИмеет юридическую силу
Составляется на обычном листке бумагиИспользуется фирменный бланк, регистрационный номер и обязательные элементы официальной переписки

Как правильно составить: образцы и бланки

При составлении одного и другого пояснения, можно писать все самостоятельно, без использования подсказок. Лучше, воспользоваться образцами, чтобы она была принята, зарегистрирована как входящая документация.

Образцы можно скачать, перейдя по ссылке:

Скачать пример докладной о нарушении трудовой дисциплины. doc

Скачать пустой бланк служебной записки. doc

Независимо, что пишется, юридически это должно быть оформлено правильно.

Смотрите видео, в чем разница между докладной и служебной запиской:

gderaznica.ru

Оформление докладной, служебной и объяснительной записки

Докладная записка — документ, адресованный вышестоящему руководителю с изложением конкретной проблемы или постановкой вопроса и содержащий выводы и предложения.

В зависимости от содержания докладные записки бывают информационные и отчетные. Докладная записка может быть составлена как по инициативе автора, так и по указанию руководителя. Цель инициативной записки — побудить руководителя принять конкретное решение. Информационная записка служит способом систематического извещения руководства о выполнении какого-либо поручения, работы.

Текст докладной записки состоит из констатирующей части, в которой излагаются факты, послужившие причиной ее составления, и части, в которой приводятся выводы, предложения, мнения ее автора.

Докладные записки бывают внутренними, которые предназначены руководству организации, где работает составитель, и внешними, направляемыми в вышестоящие организации. Внутренние записки могут быть оформлены на чистом листе бумаги, внешние оформляются на общем угловом бланке формата А4.

Приведем макет оформления внешней докладной записки (рис. 4).

Рис. 4. Макет внешней докладной записки

Служебная записка документ внутренней деловой переписки между структурными подразделениями организации или должностными лицами, не находящимися в прямом подчинении.

В тексте служебной записки излагаются деловые вопросы, касающиеся работы структурного подразделения или должностного лица, решение которых оказалось в зависимости от выполнения своих функций смежным подразделением или должностным лицом.

Структура текста служебной записки аналогична структуре делового письма. Макет служебной записки выглядит следующим образом:

Адресат: наименование должности, Фамилия И. О. (в дательном падеже)

СЛУЖЕБНАЯ ЗАПИСКА

Текст по структуре и содержанию аналогичен построению и изложению делового письма.

Должность составителя (подпись) И. О. Фамилия

00.00.0000

Объяснительная записка документ, объясняющий вышестоящему непосредственному руководителю причины невыполнения какого-либо поручения, нарушения трудовой или технологической дисциплины.

Объяснительная записка может быть оформлена рукописным способом на стандартном листе бумаги. Реквизиты объяснительной записки подобны реквизитам докладной записки.

Адресат: наименование должности, Фамилия И. О. (в дательном падеже)

ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Текст записи должен быть объективным, убедительным, давать четкие разъяснения. По структуре и построению объяснительная записка аналогична докладной записке.

Должность составителя (подпись) И. О. Фамилия

00.00.0000

Оформление документации по личному составу Состав кадровой документации

Важнейшей функцией кадровой службы (служба персонала) является документирование трудовых правоотношений. В состав документации, оформляемой кадровой службой, входят первичные учетные, распорядительные, личные, по социальному обеспечению и другие документы.

Самой значительной по объему и важности является документация, связанная-с процессом движения кадров в организации. Речь прежде всего идет о приеме, переводе и высвобождении (увольнении) персонала. В состав этой документации входят также документы по оформлению трудовых отпусков, командированию, оценке деятельности кадров и некоторые другие. Ниже рассмотрим оформление лишь основных документов, связанных с движением кадров.

studfiles.net

определение понятия, виды объяснительных записок, оформление объяснительных записок, регистрация объяснительных записок, сроки хранения объяснительных записок

Добавлено в закладки: 0

Что такое объяснительная записка? Описание и определение понятия.

Записка объяснительная – это документ, который поясняет некоторые пункты проекта, отчёта, а также информирующий о причинах сложившихся ситуаций и произошедших событий. Объяснительные документы делят на две группы. В первой группе имеются сопроводительные бумаги к основному пакету документов ил проекту, которые должны разъяснять некоторые
положения. Они подписываются обязательно руководителем. Ко второй группе относят записки, которые поясняют причины неположенного поведения сотрудника, нарушения технологии производства, неисполнения поставленных задач.

Рассмотрим, более детально, что значит объяснительная записка.

Записка (от гл. записать) — коротенькое письмо, листок бумаги с записью. Также произведение в форме воспоминаний, мемуаров (например, «Записки юного врача» М. Булгакова).

Виды объяснительных записок и их особенности

  • Докладная записка;
  • Аналитическая записка;
  • Пояснительная записка — это самостоятельная часть бухгалтерской отчетности, её наиболее объёмная и важнейшая часть.
  • Объяснительная записка — документ, который поясняет содержание отдельных положений главного документа (отчета, плана, проекта и так далее.) или объясняющий причины какого-нибудь факта, события, поступка. Их можно поделить на две группы:
    • документы, сопровождающие чаще всего основной документ и поясняющие содержание отдельных его положений. Их оформляют на общем бланке учреждения и руководитель их подписывает.
    • объяснительные записки в отношении каких-нибудь происшествий, поведения поступков отдельных работников, сложившихся ситуаций. Зачастую данный документ объясняет непосредственному вышестоящему руководителю причины неисполнения какого-нибудь поручения, нарушения технологической или трудовой дисциплины.
  • Поминальная записка —  это записка, подаваемая в церкви, с просьбой священнику помолиться на панихиде, литургии.

Объяснительная записка составляется работником от руки или набирается в электронном виде, в единственном экземпляре, на листе бумаги А4 формата, а затем адресуется лицу, потребовавшему ее. Форма объяснительной записки, а также способ исполнения законодательно не закреплены. Такой документ может быть  составлен структурным подразделением или определенным должностным лицом.

Записка как доказательство

Требуя от работника объяснительную записку, написанную от руки, работодатель, таким образом, защищает себя от неправомерных действий со стороны работника в трудовом споре. Он также сводит к нулю возможную подмену исходного документа.

В том случае, когда в компании применяются шаблонные формы, тогда в конце текста делается пометка: объяснение составлено лично с использованием персонального компьютера. Дата. Подпись.

Оформление объяснительной записки

Для унификации информационно-справочных документов объяснительную записку необходимо составить и оформить согласно с установленными требованиями.

Датой объяснительной записки является дата ее составления.

Текст объяснительной записки должен содержать:

  • описание фактов, послуживших поводом к ее написанию;
  • аргументы, объясняющие сложившуюся ситуацию.

Требование к тексту объяснительной записки: он должен быть убедительным и содержать неопровержимые доказательства.

Требование к оформлению подписи: она должна содержать должность, личную подпись, инициалы и фамилию составителя.

При необходимости, к записке могут быть добавлены некоторые приложения. Так, в приложении могут приводиться документы, которые оправдывают действия составителя записки и подтверждающие определенные обстоятельства. Объяснительная записка не может содержать выводов либо предложений.

Некоторые компании разработали и утвердили типовые формы объяснительных записок, применительно к разным ситуациям. Однако, это не означает, что работники обязаны оформлять записки по утвержденным формам. Документ, составленный не по утвержденной форме, иногда тоже может быть действительным.

Регистрация объяснительных записок 

Одной из функций делопроизводственной службы организации является обеспечение оперативного поиска нужной информации, связанной с продвижением переданных документов к исполнителю.

Для более удобного поиска этих данных используются различные регистрационные формы.

Объяснительные записки по своему функциональному назначению являются носителями определенной информации. Поскольку изложенный в записке вопрос требует письменного оформления решения в виде резолюции руководителя организации или иного полномочного должностного лица, документы необходимо регистрировать.

Для этого существуют три формы регистрации документов:

  • журнальная;
  • карточная;
  • автоматизированная.

Каждая компания выбирает более эффективную и подходящую ей форму регистрации.

Журнальная форма регистрации – является одной из самых распространенных форм. При этом имеет существенный недостаток: регистрация всех документов в ней идет в порядке поступления, что очень осложняет поиск определенного документа, так как специалисту необходимо просмотреть все листы журнала. Еще одним ощутимым недостатком является то, что инициативный документ может быть зарегистрирован, в одном журнале, а ответ на него совершенно в другом.

Карточная форма регистрации в сравнении с журнальной – более удобная и адаптированная. Создаваемые регистрационно-контрольные карточки документов при поиске в классификаторе дают возможность оптимизировать процесс поиска документа и сократить время процесса регистрации. Главным достоинством карточной регистрации является то, что регистрацией единовременно могут заниматься несколько работников;

Автоматизированная, или электронная, форма регистрации предполагает использование определенного программного обеспечения. Информация о документе вводятся в электронную регистрационно-контрольную карточку, и сохраняется в базе данных. Вместе с регистрацией возможна и печать регистрационно-контрольной карточки.

По обыкновению объяснительные записки имеют непростой регистрационный индекс, формулировка которого соответствует индексу исходящего документа. Регистрационный номер включает в себя индекс дела по номенклатуре дел. Этот индекс состоит из индекса структурного подразделения и номера дела по номенклатуре дел этого подразделения. Далее в регистрационный номер добавляется порядковый номер документа в пределах календарного года.

При этом вопросы, связанные с регистрацией и учетом документов в компании, необходимо отразить в инструкции по делопроизводству. В ней нужно зафиксировать следующее:

  • перечень нерегистрируемых документов;
  • перечень регистрируемых групп документов;
  • порядок действий при повторном поступлении документа в компанию.

В перечне регистрируемых групп документов, для отдельной группы необходимо указать:

  • место регистрации;
  • время и порядок регистрации;
  • правило образования регистрационного номера;
  • форму, в которой производится регистрация;
  • перечень реквизитов, заносимых в форму и правила их заполнения;
  • правила учета движения документов после регистрации;
  • суть регистрации, однократная либо повторная, в случае передачи документа в иное подразделение.

Сроки хранения объяснительных записок

Термин хранения установлен в перечне типовых управленческих архивных документов, которые образуются в процессе деятельности госорганов, органов местного самоуправления и непосредственно самой компанией.

При составлении объяснительных записок требуется придерживаться определенного стиля, при этом текст документа должен соответствовать правилам деловой этики и установленным требованиям к оформлению документов.

Авторитетность информации и ее восприятие в целом, во многом зависит от качества содержания и элементарного соблюдения грамматике языка написания.

Мы коротко рассмотрели что такое объяснительная записка, ее разновидности, способы оформления и варианты регистрации, а также сроки хранения таких документов в организации. Оставляйте свои комментарии или дополнения к материалу.

biznes-prost.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *