Ежедневный (междусменный) отдых (2)
В ст. 107 ТК РФ одним из видов времени отдыха назван ежедневный (междусменный) отдых. Норма, посвященная порядку предоставления и продолжительности данного вида времени отдыха, в федеральном законе отсутствует. Однако у работника по окончании рабочего дня или смены возникает право на ежедневный (междусменный) отдых. Данному праву корреспондирует обязанность работодателя по предоставлению такого отдыха, то есть по освобождению работника от исполнения трудовых обязанностей и предоставлению ему права распоряжаться этим временем по собственному усмотрению. Правовое значение имеет момент возникновения данного права у работника и соответствующей ему обязанности у работодателя.
При поденном учете рабочего времени, в частности при сменной работе, право на ежедневный (междусменный) отдых возникает у работника после отработки установленной нормы часов. При нормальной продолжительности рабочего времени продолжительность рабочего дня длится 8 часов, меньшая продолжительность рабочего дня — при установлении работнику сокращенной продолжительности рабочего времени. Однако работник может быть привлечен к работе сверх нормальной продолжительности рабочего времени, например, на условиях внутреннего совместительства либо к сверхурочной работе. В подобной ситуации продолжительность рабочего дня работника не может превышать 12 часов. Следовательно, максимально возможный промежуток времени, по истечении которого у работника возникает право на ежедневный (междусменный) отдых, равен 12 рабочим часам.
При еженедельном и суммированном учете рабочего времени работник в учетном периоде может привлекаться к работе сверх продолжительности рабочего дня, установленного в организации. Сказанное касается и работников с ненормированным рабочим днем. Однако и в этом случае рабочий день работника не должен продолжаться более 12 часов. В связи с изложенным напрашивается вывод о том, что по истечении 12 часов работы у работника при любом режиме работы возникает право на ежедневный (междусменный) отдых. Соответственно, у работодателя возникает обязанность по предоставлению такого отдыха. Отказ работодателя от предоставления ежедневного (междусменного) отдыха при наступлении у работника права на него позволяет реализовать данное право собственными действиями.
Следует учитывать, что привлечение работника к работе сверх установленного в организации времени может происходить лишь по установленным в законодательстве основаниям либо по соглашению между работником и работодателем с предоставлением работнику дополнительных льгот. В связи с чем право на ежедневный (междусменный) отдых возникает по общему правилу по окончании рабочего дня в организации. Случаи продления рабочего дня до 12 часов имеют исключительный характер. Таким образом, по общему правилу после 8 часов работы, а в исключительных случаях при привлечении работника к работе сверх установленного в организации времени этот период может быть продлен до 12 часов, у работника возникает право на ежедневный (междусменный) отдых.
Продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха в федеральном законе также не определена. При сменной работе она не должна быть меньше двойной величины времени, отработанного работником в смену. При нормальной продолжительности рабочего времени и использовании поденного учета рабочего времени продолжительность ежедневного (междусменного) перерыва также составляет двойную продолжительность отработанного работником времени. Данный баланс нарушается при привлечении работника к работе сверх нормальной продолжительности рабочего времени. Но и в этом случае работнику в качестве минимума гарантирован ежедневный (междусменный) перерыв продолжительностью, равной отработанному времени. Таким образом, работнику гарантируется ежедневный (междусменный) перерыв продолжительностью не менее отработанного им накануне рабочего времени.
Аналогичные правила действуют при привлечении работника к суточным дежурствам. В этом случае рабочий день длится у работника сутки, то есть 24 часа. По окончании дежурства работник имеет право на междусменный отдых продолжительностью, равной двум отработанным сменам, то есть 48 часов. В исключительных случаях по соглашению с работником срок междусменного перерыва может быть сокращен до продолжительности отработанной им смены, то есть до 24 часов.
Следовательно, в качестве установленного государственного минимума продолжительности ежедневного (междусменного) перерыва выступает величина отработанных работником часов накануне в рабочий день или смену. Данный норматив не может быть нарушен, законодательство предоставление ежедневного (междусменного) отдыха меньшей продолжительности не допускает. Хотя работодатель и работник могут заключить соглашение о выполнении трудовой функции в период, приходящийся на время ежедневного (междусменного) отдыха, с предоставлением работнику дополнительных по сравнению с законодательством льгот и преимуществ. Такое соглашение, исходя из действия принципа диспозитивности, может быть отменено только по заявлению его сторон. Поэтому подобные соглашения могут появляться вопреки установленным законодательством запретам.
Учебник «Трудовое право России» Миронов В. И.
hr-portal.ru
3. Ежедневный (междусменный) и еженедельный отдых. Выходные и нерабочие праздничные дни.
Ежедневный (междусменный) отдых — это время с момента окончания работы и до ее начала в следующий день (смену). Его продолжительность определяется правилами внутреннего трудового распорядка или графиком сменности и зависит от длительности ежедневной работы и обеденного перерыва. ТК РФ не устанавливает мин продолжительности такового. В соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами «Гигиенические требования к организации технологических процессов, производственному оборудованию и рабочему инструменту СП 2.2.2.1327-03»
, утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 23 мая 2003 г. № 100, продолжительность такого отдыха должна быть вдвое больше продолжительности работы. Меньший отдых (но не менее восьми часов) допустим только при чрезвычайной ситуации (аварийные работы) (п. 10.24).По сложившейся в организациях практике режим работы такой, что мин. продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха вместе со временем обеденного перерыва была не менее двойной продолжительности времени работы в предшествующий отдыху день (смену).
Для отдельных категорий работников минимальная продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха установлена специальными отраслевыми актами (положениями об особенностях рабочего времени и времени отдыха)
Выходные дни. = свободные от работы дни календарной недели, предоставляемые работникам для отдыха.
(ст. 111 ТК РФ): при пятидневной рабочей неделе работникам предоставляются два выходных дня в неделю, при 6тидневной — один выходной день. Общим выходным днем
является воскресенье.
2 выходной день при пятидневной рабочей неделе определяется коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка. При этом, как правило, оба выходных дня должны предоставляться подряд (ст. 111 ТК РФ).
По сложившейся практике вторым выходным днем обычно является суббота.
В тех случаях, когда по производственно-техническим или организационным условиям невозможно установить работникам общеустановленный или общий выходной день, выходные дни могут предоставляться в различные дни недели. (например, к работодателям, приостановка работы у которых в силу характера работы или по производственно-техническим условиям невозможна, а также к работодателям, у которых работа не может прерываться в общий выходной день в связи с необходимостью обслуживания населения. Им: поочередно каждой группе работников или одновременно всем работникам в определенный день недели, не совпадающий с общеустановленным выходным днем в соответствии с колл. Дог. Или внутренним распорядком.) +
Некоторым положены доп. выходные дни:
1) для ухода за детьми-инвалидами одному из родителей (опекуну, попечителю) по его письменному заявлению – 4 доп. оплачиваемых выходных дня в месяц (ст. 262 ТК РФ).
2) Женщинам, работающим в сельской местности, может предоставляться по их письменному заявлению 1 доп. выходной день в месяц без сохранения заработной платы (ст. 262 ТК РФ).
3) Одному из родителей (опекуну, попечителю, приемному родителю), работающему в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, имеющему ребенка в возрасте до 16 лет, по его письменному заявлению ежемесячно предоставляется дополни-
тельный выходной день без сохранения заработной платы (ст. 319 ТК РФ)
Еженедельный непрерывный отдых. Продолжительность исчисляется с момента окончания работы накануне выходного дня и до начала работы (смены) в следующий после выходного рабочий день. Она зависит от вида рабочей недели (пятидневная или шестидневная), графика смен, продолжительности рабочего дня.
не может быть менее 42 часов (ст. 110 ТК РФ). (для всех работодателей при установлении режимов работы и графиков сменности (в том числе и на непрерывных производствах).
Исключение из общего правила о соблюдении минимальной продолжительности допускается при суммированном учете рабочего времени — она может быть уменьшена в отдельные недели, по сравнению с общеустановленной. Однако в среднем за учетный период эта норма должна быть соблюдена.
(ст 112) Нерабочими праздничными днями в РФ являются:
1, 2, 3, 4, 5, 6 и 8 января — Новогодние каникулы;
7 января — Рождество Христово;
23 февраля — День защитника Отечества;
8 марта — Международный женский день;
1 мая — Праздник Весны и Труда;
9 мая — День Победы;
12 июня — День России;
4 ноября — День народного единства.
+ о гарантиях (ст. 112):
Для того чтобы каждый работник имел возможность ежегодно использовать помимо выходных все предусмотренные нерабочие праздничные дни, ТК РФ предусматривает
специальное правило о переносе выходного дня, совпадающего с нерабочим праздничным днем, на другие дни в соответствии с ФЗ или НПА Прав-ва РФ.
Перенос выходного – на следующий после праздничного рабочий день,
Перенос выходных дней, совпадающих с нерабочими праздничными, должен осуществляться во всех организациях, в том числе и в организациях, применяющих различные режимы труда и отдыха, при которых работа в праздничные дни не производится (относится к режимам работы как с постоянными фиксированными по дням недели выходными днями, так и со «скользящими» днями отдыха).
Еще одна гарантия:
правило, предусматривающее выплату работникам, за исключением работников, получающих должностной оклад, дополнительного вознаграждения за нерабочие праздничные дни, в которые они не привлекались к работе (ч. 3 ст. 112 ТК РФ). Размер и порядок выплаты – коллективным договором, соглашением, локальным нормативным актом, принимаемыми с учетом мнения выборного органа первичной профсоюза, трудовым договором. + там указывается, что суммы расходов на выплату дополнительного
вознаграждения за нерабочие праздничные дни относятся к расходам на оплату труда в полном размере.
Ч. 4. Ст. 112: работникам, получающим оклад (должностной оклад), заработная плата в календарном месяце сохраняется в полном размере независимо от числа нерабочих праздничных дней в этом месяце.
И еще одна гарантия: запрещение работы в выходные и нерабочие праздничные дни
studfiles.net
Отдых между сменами должен быть не менее — продолжительность междусменного перерыва
Отдых между сменами
Стандартная норма выполнения трудовых обязанностей составляет 40 рабочих часов в неделю. Для некоторых профессий или должностей она установлена в меньшем размере. Например, у учителей или тех работников, кто трудится в условиях повышенного воздействия вредных для здоровья факторов.
Кроме того, все наемные работники имеют право на определенную продолжительность времени отдыха между сменами. В ТК РФ (ст. 107), установлено, что трудящимся положены перерывы в течение рабочего дня, после него, еженедельные выходные и ежегодный отпуск.
Точная длительность межсменного перерыва на отдых устанавливается санитарными нормами и внутриотраслевыми нормативными актами.
Так, СП 2.2.2.1327-03 (санитарные правила) устанавливает, что продолжительность отдыха между рабочими сменами должна быть равна их двукратному размеру (п. 10.24).
К примеру, при 24 часовом рабочем дне время отдыха между сменами должно быть равно 48 часам.
Эти правила действуют абсолютно для всех профессий и должностей. Наниматель может уменьшить длительность перерыва только при наступлении каких-либо форс-мажорных обстоятельств, когда требуется присутствие наемного персонала на рабочем месте сверх установленной нормы времени.
Но на практике соблюдать такой норматив времени отдыха между сменами удается только при 8 часовом рабочем дне. Поэтому наниматели часто используют для отдельных работников суммированный учет рабочего времени.
Дополнительные часы выдаются работнику в виде выходных дней по заявлению или графику, а также добавляются к необходимому еженедельному перерыву в 42 часа.
Особенности сочетания режимов труда и отдыха предусматриваются во внутрифирменных нормативных актах, с учетом отраслевых правил и условий выполнения должностных обязанностей.
Исключения из правил по длительности межсменных перерывов
Постановления и приказы некоторых отраслевых ведомств дают работодателям возможность изменять продолжительность перерывов для отдыха. Одним из таких случаев является профессия водителя автотранспорта (Приказ Минтранса № 15). По возможности у них устанавливается стандартная рабочая неделя с 8 часовым временем смены. Чаще всего у водителей используется суммированный учет рабочего времени, что дает нанимателям право на изменение графика «смена — отдых».
Внутри рабочего дня дают дополнительные перерывы для отдыха и приема пищи. Для тех, кто осуществляет управление общественным транспортом, время между сменами может уменьшаться до 12 часов, а не более трех раз в неделю до 9 часов. После двух смен, между которыми водитель отдыхал только 9 часов, ему должны предоставить как минимум двое суток отдыха. Кроме того, у нанимателя есть возможность разбивать межсменный отдых и частично включать в него время внутрисменных перерывов.
При этом один из таких перерывов должен длиться 8 часов.
Для тех водителей, кто занимается междугородними перевозками пассажиров и грузов, правило по соблюдению режима труда и отдыха имеет одну особенность. В случае отсутствия на трассе места, где можно остановиться на перерыв, водителю разрешено продолжать движение, и перенести время отдыха.
У водителей, находящихся в длительных рейсах, строго регламентируется время, которое они могут провести за рулем транспортного средства без перерыва.
Поэтому в таких поездках, как правило, два водителя, которые меняются каждые 4 часа. Такие перерывы также суммируются с межсменным отдыхом.
Еще одной распространенной ситуацией, когда правило о двукратном межсменном перерыве соблюдается с исключениями, является работа вахтовым методом. По договоренности между нанимателем и вахтовыми работниками время отдыха при 12 часовом рабочем дне составляет аналогичный период. После того, как вахта через 2 — 3 месяца заканчивается, сэкономленное время суммируется, и работник получает длительный восстановительный период.
Типично несоблюдение продолжительности межсменных перерывов и для сферы здравоохранения. Однако здесь ситуация связана скорее с нехваткой квалифицированного персонала и малым размером зарплат у медиков, чем с желанием нанимателей и работников идти на нарушение норм труда и отдыха.
Отсутствие или сокращение межсменных перерывов на отдых в долгосрочном периоде приводит к накоплению усталости у наемного персонала, невозможности восстановления при работе во вредных и опасных условиях. Это в конечном итоге приведет не только к повышению затрат нанимателя на выплату пособий по нетрудоспособности или устранению брака в работе неотдохнувшего сотрудника, но и к более серьезным последствиям.
Аварии, неверные действия наемного персонала, ставшие следствием длительного отсутствия нормального времени для восстановления, могут повлечь за собой даже человеческие жертвы. Кроме того, контролирующие органы при выявлении случаев нарушения режима межсменного отдыха, штрафуют работодателей на существенные суммы.
В ст. 107 ТК РФ одним из видов времени отдыха назван ежедневный (междусменный) отдых. Норма, посвященная порядку предоставления и продолжительности данного вида времени отдыха, в федеральном законе отсутствует. Однако у работника по окончании рабочего дня или смены возникает право на ежедневный (междусменный) отдых. Данному праву корреспондирует обязанность работодателя по предоставлению такого отдыха, то есть по освобождению работника от исполнения трудовых обязанностей и предоставлению ему права распоряжаться этим временем по собственному усмотрению. Правовое значение имеет момент возникновения данного права у работника и соответствующей ему обязанности у работодателя.
При поденном учете рабочего времени, в частности при сменной работе, право на ежедневный (междусменный) отдых возникает у работника после отработки установленной нормы часов. При нормальной продолжительности рабочего времени продолжительность рабочего дня длится 8 часов, меньшая продолжительность рабочего дня — при установлении работнику сокращенной продолжительности рабочего времени. Однако работник может быть привлечен к работе сверх нормальной продолжительности рабочего времени, например, на условиях внутреннего совместительства либо к сверхурочной работе. В подобной ситуации продолжительность рабочего дня работника не может превышать 12 часов. Следовательно, максимально возможный промежуток времени, по истечении которого у работника возникает право на ежедневный (междусменный) отдых, равен 12 рабочим часам.
При еженедельном и суммированном учете рабочего времени работник в учетном периоде может привлекаться к работе сверх продолжительности рабочего дня, установленного в организации. Сказанное касается и работников с ненормированным рабочим днем. Однако и в этом случае рабочий день работника не должен продолжаться более 12 часов. В связи с изложенным напрашивается вывод о том, что по истечении 12 часов работы у работника при любом режиме работы возникает право на ежедневный (междусменный) отдых. Соответственно, у работодателя возникает обязанность по предоставлению такого отдыха. Отказ работодателя от предоставления ежедневного (междусменного) отдыха при наступлении у работника права на него позволяет реализовать данное право собственными действиями.
Следует учитывать, что привлечение работника к работе сверх установленного в организации времени может происходить лишь по установленным в законодательстве основаниям либо по соглашению между работником и работодателем с предоставлением работнику дополнительных льгот. В связи с чем право на ежедневный (междусменный) отдых возникает по общему правилу по окончании рабочего дня в организации. Случаи продления рабочего дня до 12 часов имеют исключительный характер. Таким образом, по общему правилу после 8 часов работы, а в исключительных случаях при привлечении работника к работе сверх установленного в организации времени этот период может быть продлен до 12 часов, у работника возникает право на ежедневный (междусменный) отдых.
Продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха в федеральном законе также не определена. При сменной работе она не должна быть меньше двойной величины времени, отработанного работником в смену. При нормальной продолжительности рабочего времени и использовании поденного учета рабочего времени продолжительность ежедневного (междусменного) перерыва также составляет двойную продолжительность отработанного работником времени. Данный баланс нарушается при привлечении работника к работе сверх нормальной продолжительности рабочего времени. Но и в этом случае работнику в качестве минимума гарантирован ежедневный (междусменный) перерыв продолжительностью, равной отработанному времени. Таким образом, работнику гарантируется ежедневный (междусменный) перерыв продолжительностью не менее отработанного им накануне рабочего времени.
Аналогичные правила действуют при привлечении работника к суточным дежурствам. В этом случае рабочий день длится у работника сутки, то есть 24 часа. По окончании дежурства работник имеет право на междусменный отдых продолжительностью, равной двум отработанным сменам, то есть 48 часов. В исключительных случаях по соглашению с работником срок междусменного перерыва может быть сокращен до продолжительности отработанной им смены, то есть до 24 часов.
Следовательно, в качестве установленного государственного минимума продолжительности ежедневного (междусменного) перерыва выступает величина отработанных работником часов накануне в рабочий день или смену. Данный норматив не может быть нарушен, законодательство предоставление ежедневного (междусменного) отдыха меньшей продолжительности не допускает. Хотя работодатель и работник могут заключить соглашение о выполнении трудовой функции в период, приходящийся на время ежедневного (междусменного) отдыха, с предоставлением работнику дополнительных по сравнению с законодательством льгот и преимуществ. Такое соглашение, исходя из действия принципа диспозитивности, может быть отменено только по заявлению его сторон. Поэтому подобные соглашения могут появляться вопреки установленным законодательством запретам.
Учебник «Трудовое право России» Миронов В. И.
Что это такое?
Под междусменным отдыхом следует понимать время перерыва между окончанием одной рабочей смены (дня) и началом другой. Длительность таких перерывов не регулируется ТК. Это регламентируют локальные нормативные акты, разработанные на предприятии. Например, графики сменности или правила внутреннего трудового распорядка. Но для некоторых категорий трудящихся время перерывов между сменами в соответствии с законом должно быть увеличено.
Это относится к:
- инвалидам;
- несовершеннолетним;
- работникам, чей труд носит опасный характер или проходит во вредных условиях;
- другим категориям, установленным законом.
Также минимальная длительность отдыха между рабочими днями (сменами) строго устанавливается для работников, занятых в определенных отраслях народного хозяйства, например водителей, медработников. Читайте также статью: → как составить график отпусков в организации, → предоставление дополнительного ежегодно оплачиваемого отпуска работнику.
|
Перерыв между сменами
Для водителей
Продолжительность рабочей смены регулируется ТК и нормативными актами. В соответствии с ними работник не должен трудиться больше 40 часов в неделю. Из этого следует, что продолжительность одной смены при пятидневке не может быть больше 8 часов.
В отношении условий труда и отдыха водителей действуют некоторые исключения. Междусменный отдых этой категории работников не может быть короче удвоенной предшествующей смены. Необходимо учитывать, что обеденные перерывы обязательно включаются в междусменный перерыв.
Характер труда | Продолжительность перерыва между сменами | Возможность сокращения перерыва | Компенсация за сокращение |
Суммовой учет рабочего времени. Городские и пригородные маршруты | Не короче 12 часов | Возможно сокращение междусменного перерыва не более чем на 3 часа | В таком случае ему после случая сокращения перерыва ему обязаны предоставить отдых между сменами в течение двух суток |
Междугородные перевозки | Не короче 11 часов | Возможно сокращение междусменного перерыва не более чем на 2 часа, но не чаще 3 раз в неделю | Предоставляется компенсация излишне отработанного времени в размере не менее того, которого водителя лишили |
Разрешается разбивать междусменный перерыв на несколько частей. Главное условие – один из его отрезков не должен быть короче 8 часов.
Для медработников
Продолжительность, условия труда медицинских работников имеют определенную специфику. В соответствии с законодательными актами рабочий день трудящегося в сфере здравоохранения не может превышать 39 часов в неделю. Медработники условно делятся на категории, в соответствии с которой для них установлена продолжительность рабочей недели составляет:
- 24;
- 30;
- 33;
- 36 часов.
Соответственно длительность смены медработников при стандартной пятидневной неделе будет меньше 8 часов. Междусменный перерыв для них не может быть короче двойной продолжительности смены, предшествующей ему.
Ответы на актуальные вопросы
Вопрос №1. Сколько должен длиться перерыв между сменами при ее продолжительности 7 часов 30 минут, включая получасовой обеденный перерыв?
Ответ. В ТК не содержатся определенные указания по продолжительности междусменного перерыва. Но иными нормативными актами отражена обязательная длительность перерыва между сменами не менее двойной продолжительности рабочего времени. Если перерыв на обед оплачивается работодателем, то отдых между сменами не должен быть меньше 15 часов, а если не оплачивается, то14 часов.
Вопрос №2. Каким местным нормативным актом на предприятии установлена возможность сменной работы, длительность рабочих смен и перерыва между ними?
Ответ. Сменная работа разрешена для тех предприятий, для которых иной режим труда работников будет экономически нецелесообразным или невозможным по технологическим причинам. Основным документом в организации, регулирующим порядок посменной работы и длительность перерывов между сменами, является график сменности, согласованный с профсоюзом. Работник должен ознакомиться с ним не позже месяца до его вступления в силу.
Вопрос №3. Какова длительность междусменного перерыва, если работник трудился в ночную смену.
Ответ. Не зависимо от того, дневная смена или ночная, перерыв между сменами не должен быть короче длительности труда, умноженной на 2. Для ночной смены установлено ограничение для продолжительности (короче дневной на 1 час).
Почему важен?
Даже отсутствие полноценного сна менее чем 8 часов в сутки влечет за собой опасность развития ряда психологических и физических заболеваний, учитывая, что организм полностью не восстанавливается и при продолжении труда требует все больше и больше затрат энергии, которой уже нет.
При этом минимальный отдых влечет за собой и другие не менее негативные последствия — ту же невнимательность, замедленную реакцию и весьма посредственный мыслительный процесс.
А теперь представим, что может случиться с водителем, который поспал всего несколько часов и вовремя не смог отреагировать на сложную ситуацию в процессе дорожного движения. Если он даже на долю секунды вывернет руль позже, могут пострадать люди. Или вспомним конвейер, где от быстроты рук сотрудников зависит не только качество выпускаемой продукции, но и их безопасность.
При этом в трудовом процессе важен еще один фактор, а именно наличие вредных условий, которые подразумевают то же пребывание в запыленном помещении либо же вибрацию, не говоря уже об излучениях либо же иных факторах, которые вредят здоровью человека.
А ведь если после смены отдохнуть хотя бы 15 часов, вестибулярный аппарат восстановит свои функции, легкие проветрятся, а суставы избавятся от усталости в виду повторяющихся движений.
Законодательные нормы
Безусловно, работодатели заинтересованы в том, чтобы штатные сотрудники работали как можно дольше, производя больше продукции и принося прибыль. Но они не думают о том, что чрезмерные нагрузки влекут за собой увеличение периодов нетрудоспособности, которые между прочим оплачиваются за счет компании и несут за собой дополнительные расходы.
А так как одной из основных функций государства является забота о своих гражданах, включая и их здоровье, на законодательном уровне предусмотрен ряд мер, которые и позволяют обеспечить работникам полноценный отдых вопреки желанию недобросовестного руководства.
Они изложены в следующих нормативных актах:
- Основным документом, который предусматривает обязательное предоставление времени для восстановления сил выступает ч.5 с.37 Конституции.
- Также обязательность отдыха закреплена и в ТК РФ, а именно в ст.21, определяющей права тружеников.
- И общее понятие отдыха, а также порядок его оформления и предоставления регламентирован нормами главы 18 ТК РФ.
При этом, учитывая, что каждая отрасль имеет свои особенности в частности, ту же интенсивность труда и иные аспекты, порядок расчета того же ежедневного междусменного отдыха, а также его протяженность устанавливается и отраслевыми приказами, соглашениями и иными нормативными актами.
Ежедневный междусменный отдых в 2019 году
Трудовые отношения весьма разнообразны. И далеко не все аспекты прописаны в основном документе о труде –ТК РФ, учитывая, что в режиме одного законодательного акта невозможно учесть все нюансы, а также специфику отдельно взятой отрасли либо же предприятия.
Именно поэтому согласно норм ТК РФ некоторые аспекты трудовых правоотношений регулируются посредством отраслевых соглашений и локальных актов. Относится данное правило и к протяженности ежедневного междусменного отдыха, который в ТК РФ конкретно не прописан.
Стоит учесть, что при пятидневной рабочей неделе определение отдыха между рабочими днями особо и не требуется, так как 15 часов вполне достаточно. Но при сменном графике работы на предприятиях, имеющих круглосуточную занятость, протяженность как смен, так и отдыха между ними очень важна. Труд в таких учреждениях, как правило, сопряжен еще и с вредными условиями труда.
Сколько часов должно быть между сменами?
Многие компании ориентируются на нормы, установленные еще во времена СССР. Так, в 1929 году было принято Постановление Совета комиссаров «О рабочем времени», где в п.11 было сказано, что время отдыха между сменами должно равняться как минимум двойной протяженности самого трудового будня вместе с обеденным перерывом.
Однако в конце 2017 года указанный акт утратил свою силу. Чем же руководствоваться теперь уже в 2019 году?
Законодатели не считают нужным конкретизировать вопрос протяженности междусменного отдыха потому, что статьей 91 ТК РФ уже установлена норма рабочего времени на неделю, которая применяется и к компаниям, занятым в режиме беспрерывного производства.
Даже если учреждение использует норму не за неделю, а за учетный период, равный полугоду или кварталу, свободного времени остается вполне достаточно для полноценного отдыха.
Также следует учитывать и тот факт, что работодателям дано право самостоятельно определять режим труда и отдыха с учетом специфики труда, а также отраслевого законодательства. Именно оно используется в качестве основы при разработке режима занятости в отдельно взятой компании.
Минимальный перерыв
По общему правилу перерыв между сменами не может быть менее двойной протяженности самой смены с обеденным перерывом вместе, что собственно предполагает узаконенный минимум.
Однако в некоторых учреждениях, которые заняты в особых условиях — к примеру, тем же вахтовым методом, отдых может составлять и 12 часов, даже если смена имеет аналогичную продолжительность без перерыва на обед.
Продолжительность для водителей
Работа водителей подразумевает высокую концентрацию внимания, а также идеальное здоровье, учитывая, что от их реакции зависит безопасность дорожного движения.
Именно поэтому для данной категории тружеников предусмотрен не только особый график работы в ряде случаев, но и регламентированная протяженность ежедневного междусменного отдыха, утвержденная Приказом Минтранса России от 20.08.2004 N 15.
В указанной норме оговорено, что водителю при протяженности смены от 8-ми и более часов может предоставляться два обеденных перерыва для полноценного отдыха, а вот продолжительность освобождения от обязанностей между сменами должна равняться как минимум двойной протяженности смены.
То есть при 8-ми часовой загрузке водитель должен отдыхать 16 часов. При этом, если транспортная компания занята в круглосуточном режиме, отдых между сменами должен составлять минимум 12 часов.
Хотя в особых обстоятельствах, допустим, при междугородних перевозках, отдых может быть сокращен еще на 3 часа, то есть до 9, но с условием, что после поездки сотрудник перед следующей сменой будет свободен на последующие 48 часов.
Могут ли не отпустить в отпуск? Информация — в нашей статье.
Как правильно заполнить личную карточку работника? Читайте .
Для чего нужно штатное расписание? Узнайте .
Для медицинских работников
Быть медиком означает постоянное пребывание на страже интересов своих подопечных, что выражается в продолжительных сменах и переработках.
Но врачам и медицинскому персоналу отдыхать тоже нужно, причем не менее нормы, которая, к сожалению, определена еще в советские времена актами.
Они уже и не действуют, но применяются в качестве основы, учитывая, что других законов по сей день не принято:
- Так в п.3 Письма-Разъяснения №02-19/21 от 1954 года сказано, что протяженность междусменного отдыха медиков должна равняться двойной продолжительности смены.
- При этом в Приказе Минздрава СССР №685 от 1987 года оговорено, что рабочий день мед. персонала не может длиться более 12 часов, даже если речь идет о ночной смене, но при этом по решению коллектива смены могут быть увеличены и до полных суток.
То есть налицо небольшое противоречие, которое, тем не менее, означает, что протяженность дежурств определяет администрация больницы по согласованию с Профсоюзным комитетом, и с учетом норм рабочего времени установленного уже в РФ. Однако независимо от того какова будет продолжительность дежурств, отдых должен равняться их двойной сумме часов.
В школе
Занятость педагогов сопряжена с чрезмерной психологической нагрузкой. Поэтому для указанной категории снижена норма выработки часов преподавания с 40 часов в неделю до 35-20, конечно, с учетом занимаемой должности.
При этом педагоги обязаны разницу между теми же 20 и 40 часами покрывать за счет работы с методическими материалами и подготовкой к урокам, что в принципе означает наличие времени отдыха в достаточном количестве, учитывая, что речь идет как минимум о 15 часах между каждым рабочим днем.
У сторожей
Дежурный охранник или сторож есть на многих предприятиях, которые имеют стандартный пятидневный график работы, но не могут оставить без присмотра имущество компании в ночное время.
А так как сторожа работают в режиме, который отличается от стандартного, для них разрабатывается отдельный график с учетом норм рабочего времени при суммированном учете.
То есть они могут работать как по 8, так и по 12 часов в вечернее и ночное время. Но вот междусменный отдых для указанной категории, тем не менее, должен составлять как минимум двойную протяженность рабочего, потому что иным способом норму рабочего времени не соблюсти.
При суммированном учете рабочего времени
Суммированный учет рабочего времени в силу ст. 104 ТК РФ применяется в основном в учреждениях, которые имеют непрерывный режим труда и придерживаться 40-часовой недельной занятости достаточно сложно. Именно поэтому в компаниях и используются учетные периоды, равные кварталу либо полугодию, на протяжении которых норма труда и соблюдается.
К примеру, в месяце может быть 160 рабочих часов, в трех месяцах это уже будет 480 часов. При этом в одном месяце сотрудник может отработать и 150 часов, а вот в другом 170, что собственно и будет нормой, если брать квартал. А так как норма рабочих часов всегда разрабатывается и с учетом времени отдыха, как междусменного, так и еженедельного, переработок, а также нарушений прав работников не будет.
Кстати, нарушить нормы рабочего времени, а также поставить сотрудника в две смены подряд работодатель не имеет права, это прямое нарушение ст.103 ТК РФ.
Также руководитель не может допустить и переработок свыше нормы, учитывая, что они оплачиваются в повышенном размере в рамках ст.152 ТК РФ, поэтому график будет составлен таким образом, чтобы учесть и трудовое законодательство и права тружеников на отдых.
При вахтовом методе
Порядок организации работы вахтовым методом, а также процесс оформления графика работ регламентируется нормами Постановления Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС, Минздрава СССР от 31.12.1987 N 794/33-82, которое в силу ст.423 ТК РФ является действующим по сей день.
Так, в п.4.3 сказано, что протяженность смены на вахте не должна превышать 12 часов, а вот время между сменами при острой необходимости может быть уменьшено до 12 часов с учетом обеденных перерывов, но с условием компенсации неиспользованного времени отдыха в период после окончания вахты.
При вредных условиях труда
В силу ст.92 ТК РФ труженики, занятые в условиях, относящиеся к 3-й и 4-й степени вредности, могут привлекаться к труду только при сокращенной рабочей недели, которая должна составлять не более 36 часов.
Хотя по желанию работников их смены могут быть увеличены из расчета 40 часов занятости в неделю, но за отдельную доплату разницы в 4 часа.
А так как указанная норма рабочего времени предполагает занятость на протяжении недели, междусменный и еженедельный отдых будет составлять 132 часа, чего явно достаточно для полноценного отдыха.
Про сроки выплаты квартальной премии читайте на нашем сайте.
Обязательно ли вести табель рабочего времени? Узнайте .
Между ночными сменами
Законом не определена продолжительность междусменного отдыха при любом из графиков работ, но установлена норма рабочего времени.
Если работодатель предоставит слишком продолжительный период для отдыха, норма труда будет не выполнена и работник сможет предъявить претензии по неисполнению его прав на труд, согласно норме рабочего времени. Если же норма занятости будет превышена, проблемы возникнут уже с контролирующими органами при очередной проверке.
Именно поэтому многие работодатели и используют самый оптимальный вариант продолжительности междусменного отдыха, проверенный временем, а именно отдых, равный двойной продолжительности самой смены.
При ненормированном рабочем дне
В силу ст.101 ТК РФ ненормированный рабочий день подразумевает эпизодическое привлечение к работе за пределами установленного режима труда. А так как предусмотреть, в какие дни сотрудник может понадобиться на лишние час или два на предприятии, невозможно, ему переработка компенсируется дополнительным оплачиваемым отпуском.
А междусменный отдых, в отличие от эпизодического привлечения, является величиной постоянной, причем отраженной в графике, ввиду чего даже после вызова на работу после той же аварийной ситуации сотрудник все равно выходит на работу по графику, даже если отдохнуть удалось на пару часов меньше.
abn62.ru
Онлайн Инспекция — Работодатель обязан предоставлять работникам ежедневный (междусменный) отдых не менее установленной законодательством продолжительности
Часть 5 статьи 103 ТК РФ:
Работа в течение двух смен подряд запрещается.
Пункт 25 Положения «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей» (утв. Приказом Минтранса России от 20.08.2004 N 15):
25. Продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха вместе с временем перерыва для отдыха и питания должна быть не менее двойной продолжительности времени работы в предшествующий отдыху рабочий день (смену).
При суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха должна быть не менее 12 часов.
При суммированном учете рабочего времени на регулярных перевозках в городском и пригородном сообщении продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха может быть сокращена с 12 часов не более чем на три часа, с учетом удаленности места отдыха работника, с предоставлением ежедневного (междусменного) отдыха не менее 48 часов непосредственно после окончания рабочей смены, следующей за уменьшенным ежедневным (междусменным) отдыхом, по письменному заявлению работника, по согласованию с выборным органом первичной профсоюзной организации, а при его отсутствии — иным представительным органом работников.
На междугородных перевозках при суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха в пунктах промежуточных остановок или стоянок не может быть менее 11 часов. Этот отдых может быть сокращен до девяти часов не более трех раз в течение одной недели при условии, что до конца следующей недели ему предоставляется дополнительный отдых, который должен быть суммарно равен времени сокращенного ежедневного (междусменного) отдыха. В те дни, когда продолжительность отдыха не сокращается, он может быть разбит на два или три отдельных периода в течение 24 часов, один из которых должен составлять не менее восьми часов подряд. В этом случае продолжительность отдыха увеличивается не менее чем до 12 часов. Если в течение каждых 30 часов автомобилем управляли, по крайней мере, два водителя, каждый водитель должен был иметь период отдыха продолжительностью не менее восьми часов подряд.
Пункт 13 Положения «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей трамвая и троллейбуса» (утв. Приказом Минтранса России от 18.10.2005 N 127):
13. Продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха должна быть не менее двойной продолжительности времени работы в предшествующий отдыху рабочий день (смену), но не менее 12 часов.
При суммированном учете рабочего времени на регулярных перевозках в городском и пригородном сообщении продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха может быть сокращена с 12 часов не более чем на три часа, с учетом удаленности места отдыха работника, с предоставлением ежедневного (междусменного) отдыха не менее 48 часов непосредственно после окончания рабочей смены, следующей за уменьшенным ежедневным (междусменным) отдыхом, по письменному заявлению работника, по согласованию с выборным органом первичной профсоюзной организации, а при его отсутствии — с иным представительным органом работников.
Пункты 17 и 18 Положения «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха специалистов по техническому обслуживанию и ремонту воздушных судов в гражданской авиации» (утв. Приказом Минтранса России от 07.07.2011 N 181):
17. Продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха с учетом времени перерыва для отдыха и питания в предшествующий отдыху рабочий день (смене) должна быть не менее двойной продолжительности времени работы в предшествующий отдыху рабочий день (смену).
18. В случаях, предусмотренных статьей 113 Трудового кодекса Российской Федерации, работник может быть привлечен к работе в выходные дни, установленные для работника графиком работы (сменности), или в нерабочие праздничные дни, работа в которые не предусмотрена графиком работы (сменности).
При этом минимально допустимая продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха перед привлечением к работе в выходной день или в нерабочий праздничный день должна быть не менее 12 часов.
Пункты 16 и 18 Положения «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха отдельных категорий работников, занятых на погрузочно-разгрузочных работах в морских и речных портах» (утв. Приказом Минтранса России от 27.06.2013 N 223):
16. Продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха с учетом времени перерыва для отдыха и питания в предшествующий отдыху рабочий день (смену) должна быть не менее двойной продолжительности времени работы в предшествующий отдыху рабочий день (смену).
В случаях производственной необходимости работодателем с учетом мнения представителей работников, занятых на погрузочно-разгрузочных работах в морских и речных портах, при составлении графиков работы (сменности), продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха может быть уменьшена до 12 часов, с соответствующим увеличением времени отдыха непосредственно после окончания рабочего дня (смены), следующего за уменьшенным ежедневным (междусменным) отдыхом.
18. В случаях, предусмотренных статьей 113 Трудового кодекса Российской Федерации, работник может быть привлечен к работе в выходные дни, установленные для работника графиком работы (сменности), или в нерабочие праздничные дни, не установленные для работника графиком работы (сменности) как рабочие дни. При этом минимально допустимая продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха перед привлечением к работе в выходной день или в нерабочий праздничный день должна быть не менее 12 часов.
Пункты 17 и 19 Положения «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха отдельных категорий работников федерального государственного унитарного предприятия «Управление ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации», имеющих особый характер работы» (утв. Приказом Минтранса России от 16.05.2013 N 183):
17. Продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха с учетом времени перерыва для отдыха и питания в предшествующий отдыху рабочий день (смену) должна быть не менее двойной продолжительности времени работы в предшествующий отдыху рабочий день (смену).
19. В случаях, предусмотренных статьей 113 Трудового кодекса Российской Федерации, работник может быть привлечен к работе в выходные дни, установленные для работника графиком работы (сменности), или в нерабочие праздничные дни, работа в которые не предусмотрена графиком работы (сменности). При этом минимально допустимая продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха перед привлечением к работе в выходной день или в нерабочий праздничный день должна быть не менее 24 часов.
Пункты 19 и 21 Положения «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха морских лоцманов и кандидатов в морские лоцманы» (утв. Приказом Минтранса России от 14.03.2012 N 61):
19. Продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха с учетом времени перерыва для отдыха и питания в предшествующий отдыху рабочий день (смену) должна быть не менее двойной продолжительности времени работы в предшествующий отдыху рабочий день (смену).
21. В случаях, предусмотренных статьей 113 Трудового кодекса Российской Федерации, лоцман может быть привлечен к работе в выходные дни, установленные для лоцмана графиком работы (сменности), или в нерабочие праздничные дни, не установленные для лоцмана графиком работы (сменности) как рабочие дни. При этом минимально допустимая продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха перед привлечением к работе в выходной день или в нерабочий праздничный день должна быть не менее 24 часов.
Пункты 20 и 22 Положения «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха отдельных категорий работников федерального государственного предприятия «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации», имеющих особый характер работы» (утв. Приказом Минтранса РФ от 09.12.2011 N 308):
20. Продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха с учетом времени перерыва для отдыха и питания в предшествующий отдыху рабочий день (смену) должна быть не менее двойной продолжительности времени работы в предшествующий отдыху рабочий день (смену).
22. В случаях, предусмотренных статьей 113 Трудового кодекса Российской Федерации, работник может быть привлечен к работе в выходные дни, установленные для работника графиком работы (сменности), или в нерабочие праздничные дни, работа в которые не предусмотрена графиком работы (сменности). При этом минимально допустимая продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха перед привлечением к работе в выходной день или в нерабочий праздничный день должна быть не менее 24 часов.
Пункты 54-59 Положения «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха членов экипажей воздушных судов гражданской авиации Российской Федерации»(утв. Приказом Минтранса РФ от 21.11.2005 N 139):
54. Отдыху ежедневному (отдых между полетными сменами) соответствует непрерывный период времени, предоставляемый члену экипажа для восстановления работоспособности после выполнения очередной полетной смены.
55. Нормальная продолжительность времени отдыха между полетными сменами должна составлять не менее двойной продолжительности завершенной полетной смены и устанавливаться с учетом:
а) продолжительности времени завершенной полетной смены;
б) разницы во времени между базовым и внебазовым аэропортами по всемирно-скоординированному времени;
в) продолжительности дорожного времени во внебазовых аэропортах.
56. При разнице во времени по всемирно-скоординированному времени между базовым и внебазовым аэропортами четыре часа и более продолжительность отдыха между полетными сменами должна быть увеличена на 30 минут за каждый час разницы во времени с базовым аэропортом.
57. После пребывания в часовых поясах с разницей во времени по всемирно-скоординированному времени с базовым аэропортом четыре часа и более в течение 48 часов и более время отдыха после возвращения в базовый аэропорт должно составлять не менее 48 часов.
58. Если дорожное время во внебазовом аэропорту превышает 60 минут, то продолжительность отдыха между полетными сменами должна быть увеличена на продолжительность дорожного времени, соответствующего периоду с момента убытия члена экипажа после окончания полетной смены до момента его размещения на отдых, а также время с момента убытия члена экипажа от места отдыха до момента начала предполетной подготовки.
59. По согласованию с представителями работников в базовом и внебазовых аэропортах продолжительность ежедневного отдыха, в зависимости от продолжительности завершенной полетной смены, может быть сокращена до значений минимального ежедневного времени отдыха, указанных в приложении N 6 Положения, с соблюдением норм, установленных пунктами 56, 58 настоящего Положения.
Пункты 6, 13, 39 — 42, 43, 46, 50 — 51 Положения «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников железнодорожного транспорта, непосредственно связанных с движением поездов» (утв. Приказом МПС РФ от 05.03.2004 N 7):
6.Время непрерывного отдыха между сменами должно составлять не менее 12 часов.
13. На непрерывных сменных работах работникам не разрешается оставлять рабочее место, не дождавшись смены. Работодатель должен принять все зависящие от него меры для смены работника. При этом междусменный отдых вызываемого работника должен быть не менее 12 часов.
39. Продолжительность ежедневного непрерывного отдыха не может сокращаться, если по расчету она получается больше установленной. Дни еженедельного непрерывного отдыха указываются в графиках сменности (нарядах). Дни еженедельного отдыха работникам локомотивных и кондукторских бригад предоставляются только в основном пункте работы и объявляются в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка.
40.Число дней еженедельного непрерывного отдыха должно быть равно числу воскресений (при шестидневной рабочей неделе) по календарю в течение учетного периода.
41. Предоставление, как исключение, дней еженедельного непрерывного отдыха в суммированном виде может допускаться:
а) с согласия работников локомотивных и кондукторских бригад, обслуживающих грузовые и пассажирские поезда, — за период не более чем две рабочих недели. При этом продолжительность сдвоенного выходного дня определяется путем добавления 24 часов к выходному дню, определяемому в порядке, предусмотренном пунктом 39 настоящего Положения;
б) для работников пассажирских поездов дальнего следования и беспересадочных вагонов (проводников пассажирских вагонов, приемосдатчиков груза и багажа, поездных электромехаников, начальников и механиков-бригадиров пассажирских поездов) — за период не более чем две недели, а при потурном учете — за все время туры;
в) проводникам служебных и специальных вагонов и работникам, постоянная работа которых протекает в пути, — за период не свыше месяца, а при продолжительности поездки свыше месяца — за время поездки;
г) бригадам рефрижераторных секций и АРВЭ — за время поездки.
42. Работникам локомотивных и кондукторских бригад после каждой поездки в оба конца в основном пункте работы (основное депо, пункт подмены локомотивных бригад по месту жительства членов бригады) предоставляется междусменный отдых. Допускается уменьшение продолжительности междусменного отдыха в основном пункте работы, но не более чем на четверть от полагающегося по расчету, с соответствующим увеличением междусменного отдыха после последующих поездок в учетном периоде. После двух ночных поездок подряд не допускается предоставление сокращенного междусменного отдыха. Междусменный отдых менее 16 часов (для бригад пригородных поездов — 12 часов) не допускается.
Продолжительность междусменного отдыха определяется следующим образом:
Пример 1. Время работы локомотивной бригады за поездку составляет 20 часов, отдых в пункте подмены бригады составляет 10 часов. Включаемое в рабочее время число часов за поездку в оба конца умножается на коэффициент 2,6 и из полученного произведения вычитаются часы отдыха в пункте подмены локомотивных бригад за время поездки (коэффициент 2,6 образуется путем деления недельной нормы часов отдыха за неделю в рабочие дни на недельную норму часов рабочего времени 104 : 40 = 2,6). Расчетный междусменный отдых составляет 20 х 2,6 — 10 = 42 часа. Минимально допустимый отдых, уменьшенный на четверть, составляет 42 х 3 : 4 = 31,5 часов.
Пример 2. Время работы локомотивной бригады за поездку составляет 8 часов, отдых в пункте подмены локомотивных бригад составляет 4 часа. Расчетный междусменный отдых составляет 8 х 2,6 — 4 = 16,8 часа. Уменьшенный на четверть междусменный отдых составит 16,8 х 3 : 4 = 12,6 часа. Предоставляемый в этом случае междусменный отдых должен быть не менее 16 часов.
С учетом мнения представительного органа работников при сменном графике работы допускается предоставление междусменного отдыха в основном пункте постоянной работы работникам локомотивных бригад продолжительностью не менее 12 часов.
43. При обслуживании пригородных поездов с продолжительностью работы работников локомотивных бригад до конечного пункта следования до четырех часов предоставляется междусменный отдых в основном пункте работы в соответствии с графиком сменности продолжительностью, определенной в порядке, предусмотренном пунктом 42 настоящего Положения.
46. Общее время полагающегося междусменного отдыха в основном пункте для работников, постоянная работа которых осуществляется в пути, следует определять так же, как и работникам локомотивных и кондукторских бригад в порядке, предусмотренном пунктом 42 настоящего Положения, за вычетом отдыха в пути следования с прибавлением приходящихся по календарю воскресений и нерабочих праздничных дней за поездку (туру). При этом дни еженедельного непрерывного отдыха за время поездки предоставляются в суммированном виде сразу после поездки.
Междусменный отдых работнику должен быть предоставлен после каждой поездки полностью. В отдельных случаях, определенных правилами внутреннего трудового распорядка, допускается предоставление проводникам пассажирских вагонов междусменного отдыха после обслуживания состава в течение 2 — 5 поездок общей продолжительностью не более 15 суток, рассматриваемых, в данном случае, как одна поездка.
В исключительных случаях, когда междусменный отдых после данной поездки не может быть предоставлен полностью, неиспользованное количество часов междусменного отдыха за данную поездку присоединяется к причитающемуся количеству часов междусменного отдыха за следующие 1 — 2 поездки (туры). Междусменный отдых может быть уменьшен не более чем на четверть от полагающегося по расчету.
Если в течение 1 — 2 последующих поездок (тур) неиспользованная часть междусменного отдыха за предыдущую поездку (туру) не будет предоставлена полностью, эквивалентное количество рабочих часов считается сверхурочной работой.
50. В период массовых пассажирских перевозок (июнь — сентябрь) работодателем, с учетом мнения представительного органа работников, может устанавливаться особый режим времени отдыха работников бригад пассажирских поездов, кассиров билетных железнодорожных вокзалов (станций), городских железнодорожных агентств, при котором междусменный отдых по месту постоянной работы, с их письменного согласия, предоставляется в размере не менее половины времени отдыха, определяемого в порядке, предусмотренном пунктом 46 настоящего Положения. Указанное сокращенное время междусменного отдыха не может составлять менее: у работников бригад пассажирских поездов — 2 суток, кассиров билетных — 12 часов.
Особый режим времени отдыха устанавливается в порядке, определенном правилами внутреннего трудового распорядка.
Неиспользованное время междусменного отдыха, определяемое в порядке, предусмотренном пунктом 46 настоящего Положения, должно быть компенсировано работникам бригад пассажирских поездов, кассирам билетным железнодорожных вокзалов (станций), городских железнодорожных агентств предоставлением дополнительного времени отдыха по окончании периода массовых пассажирских перевозок, но не позднее 1 мая следующего календарного года или присоединено к ежегодному отпуску в те же сроки, с оплатой в установленном порядке.
51. В период летних путевых работ для работников путевых машинных станций и машинистов железнодорожно-строительных машин дистанций пути, в отдельных случаях, с их письменного согласия, и с учетом мнения представительного органа работников, допускается уменьшение продолжительности междусменного отдыха, но не более чем на четверть от полагающегося по графику сменности и не более чем на 24 часа в месяц.
Пункты 22, 27, 28 и 30 Положения «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха работников метрополитена» (утв. Приказом Минтранса РФ от 08.06.2005 N 63):
22. На работах, не допускающих перерыва, работники (за исключением работников локомотивных бригад) должны продолжать работу до явки сменяющего работника. В этих случаях работодатель обязан немедленно принять меры по замене сменщика другим работником.
Порядок вызова другого работника на работу устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка организации. При этом продолжительность использованного ежедневного (междусменного) отдыха этого работника не может быть менее 12 часов, а предшествующий вызову рабочий день (смена) не должен включать работу в ночное время.
27. Продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха должна быть не менее двойной продолжительности времени работы в предшествующий рабочий день (смену). Минимально допустимая продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха должна быть не менее 12 часов.
28. В случае, если продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха работников локомотивных бригад составляет более двойной продолжительности времени работы в предшествующий рабочий день (смену), допускается соответствующее уменьшение продолжительности ежедневного (междусменного) отдыха после следующих смен в данном учетном периоде. При этом после работы в течение двух смен подряд, включающих работу в ночное время, сокращение ежедневного (междусменного) отдыха не допускается.
30. Для работников локомотивных бригад продолжительность еженедельного непрерывного отдыха определяется суммированием 24 часов с продолжительностью непосредственно предшествующего ежедневного (междусменного) отдыха, при этом общая продолжительность времени отдыха не может быть менее 42 часов.
Пункт 12 Положения «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха работников, осуществляющих управление воздушным движением гражданской авиации Российской Федерации» (утв. Приказом Минтранса РФ от 30.01.2004 N 10):
12. Продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха диспетчера УВД не может быть менее двойной продолжительности времени работы в предшествующий отдыху рабочий день (смену). В отдельных случаях продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха может быть уменьшена до продолжительности предшествующей рабочей смены с соответствующим увеличением времени отдыха в течение текущего месячного периода.
Пункт 8 Положения «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха работников оперативно-производственных организаций Росгидромета, их структурных подразделений, имеющих особый характер работы» (утв. Приказ Росгидромета от 30.12.2003 N 272):
8. Продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха не может быть менее 12 часов.
Пункт 18 Положения «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха работников плавающего состава судов внутреннего водного транспорта» (утв. Приказом Минтранса РФ от 16.05.2003 N 133):
18. Продолжительность периодов времени между временем несения вахт и выполнения судовых работ (далее — время ежедневного отдыха) не может быть менее 12 часов. При этом один из перерывов в работе должен быть не менее 8 часов непрерывного отдыха; при работе экипажей по бригадному методу обслуживания судов — не менее 6 часов. Продолжительность остальных перерывов перед заступлением на ходовую вахту должна составлять не менее 4 часов.
При бригадном методе обслуживания судов с непрерывным несением работниками плавсостава вахт (смен) продолжительностью 12 часов непрерывный отдых между вахтами должен составлять не менее 24 часов.
Пункты 20 и 21 Положения «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха членов экипажей (гражданского персонала) судов обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации» (утв. Приказом Министра обороны РФ от 16.05.2003 N 170):
20. Временем ежедневного отдыха членов экипажей судов считаются промежутки между вахтами или периодами выполнения судовых работ. Продолжительность ежедневного отдыха не может быть менее 12 часов.
21. Каждый член экипажа должен иметь один непрерывный 8-часовой отдых в течение суток.
Пункты 3.3 — 3.4 Положения «О рабочем времени и времени отдыха работников плавающего состава судов морского флота» (утв. Постановлением Минтруда РФ от 20.02.1996 N 11):
3.3. Временем ежедневного отдыха членов экипажей считаются промежутки между вахтами или периодами выполнения судовых работ.
Продолжительность ежедневного отдыха не может быть менее 12 часов.
3.4. Каждый член экипажа должен иметь в течение суток (24 часов), по крайней мере, один непрерывный 8-часовой отдых.
Пункт 13 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха членов экипажей из числа гражданского персонала пограничных патрульных судов, катеров (утв. Приказом ФСБ РФ от 07.04.2007 N 161):
13. Временем ежедневного отдыха членов экипажа считаются промежутки между вахтами или периодами выполнения судовых работ. Продолжительность ежедневного отдыха не может быть менее 12 часов. При выполнении работ по графику сверх нормальной продолжительности рабочего времени каждый член экипажа должен иметь в течение суток (24 часов) как минимум один непрерывный 8-часовой отдых.
Данное положение не распространяется на случаи несения суточных дежурств, предусмотренных пунктом 8 настоящего Положения.
Показать больше
xn--80akibcicpdbetz7e2g.xn--p1ai
25. Продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха вместе с временем перерыва для отдыха и питания должна быть не менее двойной продолжительности времени работы в предшествующий отдыху рабочий день (смену).При суммированном учете рабочего времени
25. Продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха вместе с временем перерыва для отдыха и питания должна быть не менее двойной продолжительности времени работы в предшествующий отдыху рабочий день (смену).При суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха должна быть не менее 12 часов.То есть может ли водитель работать с 7 до 20 с обедом в 1 час по графику 2/2 и с выходными суб, и вскр?
Ответ на вопрос:
По общему правилу водитель не может работать в таком режиме.
Согласно п. 9 Положения, утвержденного Приказом Минтранса России от 20.08.2004 № 15, при суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневной работы (смены) водителей не может превышать 10 часов, за исключением следующих случаев:
в случае, когда при осуществлении междугородной перевозки водителю необходимо дать возможность доехать до соответствующего места отдыха, продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена до 12 часов.
при суммированном учете рабочего времени водителям, работающим на регулярных городских и пригородных автобусных маршрутах, продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена работодателем до 12 часов по согласованию с представительным органом работников.
подителям, осуществляющим перевозки для учреждений здравоохранения, организаций коммунальных служб, телеграфной, телефонной и почтовой связи, аварийных служб, технологические (внутриобъектные, внутризаводские и внутрикарьерные) перевозки без выхода на автомобильные дороги общего пользования, улицы городов и других населенных пунктов, перевозки на служебных легковых автомобилях при обслуживании органов государственной власти и органов местного самоуправления, руководителей организаций, а также перевозки на инкассаторских, пожарных и аварийно-спасательных автомобилях, продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена до 12 часов в случае, если общая продолжительность управления автомобилем в течение периода ежедневной работы (смены) не превышает 9 часов.
Следовательно, если Ваша ситуация не подпадает под перечисленные исключения, продолжительность рабочего дня водителя не должна превышать 10 часов.
Также необходимо учесть ограничение продолжительности времени непосредственного управления автомобилем.
Согласно п. 16, Положения, утвержденного Приказом Минтранса России от 20.08.2004 № 15, время управления автомобилем (подпункт «а» пункта 15 Положения) в течение периода ежедневной работы (смены) не может превышать 9 часов (за исключением случаев, предусмотренных в пунктах 17, 18 Положения), а в условиях горной местности при перевозке пассажиров автобусами габаритной длиной свыше 9,5 метра и при перевозке тяжеловесных, длинномерных и крупногабаритных грузов не может превышать 8 часов.
Подробности в материалах Системы Кадры:
1. Нормативная база: Приказ Минтранса России от 20.08.2004 № 15 «Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей»
ПОЛОЖЕНИЕ
об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей
II. Рабочее время
9. При суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневной работы (смены) водителей не может превышать 10 часов, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 10, 11, 12 Положения.*
10. В случае, когда при осуществлении междугородной перевозки водителю необходимо дать возможность доехать до соответствующего места отдыха, продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена до 12 часов.
Если пребывание водителя в автомобиле предусматривается продолжительностью более 12 часов, в рейс направляются два и более водителей. При этом автомобиль должен быть оборудован спальным местом для отдыха водителя.
11. При суммированном учете рабочего времени водителям, работающим на регулярных городских и пригородных автобусных маршрутах, продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена работодателем до 12 часов по согласованию с представительным органом работников.
12. Водителям, осуществляющим перевозки для учреждений здравоохранения, организаций коммунальных служб, телеграфной, телефонной и почтовой связи, аварийных служб, технологические (внутриобъектные, внутризаводские и внутрикарьерные) перевозки без выхода на автомобильные дороги общего пользования, улицы городов и других населенных пунктов, перевозки на служебных легковых автомобилях при обслуживании органов государственной власти и органов местного самоуправления, руководителей организаций, а также перевозки на инкассаторских, пожарных и аварийно-спасательных автомобилях, продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена до 12 часов в случае, если общая продолжительность управления автомобилем в течение периода ежедневной работы (смены) не превышает 9 часов.
16. Время управления автомобилем (подпункт «а» пункта 15 Положения) в течение периода ежедневной работы (смены) не может превышать 9 часов (за исключением случаев, предусмотренных в пунктах 17, 18 Положения), а в условиях горной местности при перевозке пассажиров автобусами габаритной длиной свыше 9,5 метра и при перевозке тяжеловесных, длинномерных и крупногабаритных грузов не может превышать 8 часов.
17. При суммированном учете рабочего времени время управления автомобилем в течение периода ежедневной работы (смены) может быть увеличено до 10 часов, но не более двух раз в неделю. При этом суммарная продолжительность управления автомобилем за две недели подряд не может превышать 90 часов.
18. При суммированном учете рабочего времени для водителей автобусов, осуществляющих перевозки в городском и пригородном сообщении, допускается введение суммированного учета времени управления автомобилем.
14.09.2017
С уважением и пожеланием комфортной работы, Юлия Месхия,
эксперт Системы Кадры
www.kdelo.ru
Междусменный отдых не может быть менее – минимальный перерыв между сменами
Положения
Положение о рабочем времени и времени отдыха водителей автомобилей
Открыть в формате Word
I. Общие положения
1. Положение о рабочем времени и времени отдыха водителей автомобилей (далее — Положение) устанавливает особенности регулирования труда и отдыха водителей автомобилей (далее — водители) в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации.
2. Положение является нормативным правовым актом, действие которого распространяется на водителей, работающих по трудовому договору (контракту) на автомобилях, принадлежащих зарегистрированным на территории Российской Федерации организациям независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, ведомственной подчиненности (за исключением водителей, занятых на международных перевозках, а также работающих в составе вахтовых бригад при вахтовом методе организации работ), предпринимателям, осуществляющим на территории Российской Федерации перевозки грузов и/или пассажиров с коммерческой целью или использующим автомобили для обеспечения собственных производственных нужд, а также иным лицам.
3. Режим труда и отдыха, предусмотренный настоящим Положением, является обязательным при составлении графиков работы водителей. Расписания и графики движения автомобилей во всех видах сообщений должны разрабатываться с учетом норм и требований настоящего Положения.
4. При междугородных перевозках грузов и пассажиров работодатель устанавливает водителю задание по времени на движение и стоянку автомобиля исходя из норм настоящего Положения.
II. Рабочее время
1. В течение рабочего времени водитель должен выполнять свои трудовые обязанности в соответствии с условиями трудового договора (контракта), трудовым распорядком или графиком работы.
2. Нормальная продолжительность рабочего времени водителей не может превышать 40 часов в неделю.
3. В тех случаях, когда по условиям производства (работы) не может быть соблюдена установленная ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, водителям может устанавливаться суммированный учет рабочего времени (как правило, за месяц).
Решение об установлении суммированного учета рабочего времени принимается работодателем по согласованию с соответствующим выборным профсоюзным органом или иным уполномоченным работниками представительным органом, а при их отсутствии — по согласованию с работником, закрепляемому в трудовом договоре или приложении к нему.
4. При суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневной работы (смены) водителям может устанавливаться не более 10 часов.
В случае, когда при осуществлении междугородной перевозки водителю необходимо дать возможность доехать до соответствующего места отдыха, продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена до 12 часов.
При привлечении к сверхурочным работам общая продолжительность ежедневной работы (смены) не должна превышать 12 часов. Сверхурочные работы применяются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
5. Водителям может устанавливаться ненормированный рабочий день.
Решение об установлении ненормированного рабочего дня принимается работодателем по согласованию с соответствующим выборным профсоюзным органом или иным уполномоченным работниками представительным органом, а при их отсутствии — по согласованию с работником, закрепляемому в трудовом договоре или приложении к нему.
Количество и продолжительность рабочих смен по графикам сменности при ненормированном рабочем дне устанавливаются исходя из нормальной продолжительности рабочей недели, а дни еженедельного отдыха предоставляются на общих основаниях.
6. В состав рабочего времени водителя включается:
а) время управления автомобилем;
б) время остановок для кратковременного отдыха от управления автомобилем в пути и на конечных пунктах;
в) подготовительно-заключительное время для выполнения работ перед выездом на линию и после возвращения с линии в организацию, а при междугородных перевозках — для выполнения работ в пункте оборота или в пути (в месте стоянки) перед началом и после окончания смены;
г) время проведения медицинского осмотра водителя перед выездом на линию и после возвращения с линии;
д) время стоянки в пунктах погрузки и разгрузки грузов, в местах посадки и высадки пассажиров, в местах использования специальных автомобилей;
е) время простоев не по вине водителя;
ж) время проведения работ по устранению возникших в течение работы на линии эксплуатационных неисправностей автомобиля, а также регулировочных работ в полевых условиях, при отсутствии технической помощи;
з) время охраны груза и автомобиля во время стоянки на конечных и промежуточных пунктах при осуществлении междугородных перевозок в случае, если такие обязанности предусмотрены трудовым договором (контрактом), заключенным с водителем;
и) время присутствия на рабочем месте водителя, когда он не управляет автомобилем при направлении в рейс двух водителей.
к) время в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
7. Ежедневная продолжительность управления автомобилем в течение периода ежедневной работы (смены) не может превышать 9 часов.
При суммированном учете рабочего времени решением работодателя, согласованным с соответствующим выборным профсоюзным органом или иным уполномоченным работниками представительным органом (а при их отсутствии — с работником), не более двух раз в неделю ежедневная продолжительность управления автомобилем может быть увеличена до 10 часов. При этом суммарная продолжительность управления автомобилем за две недели подряд не должна превышать 90 часов.
8.
После первых 3 часов непрерывного управления автомобилем (например, на междугородных перевозках) предусматривается остановка для кратковременного отдыха водителя продолжительностью не менее 15 минут, в дальнейшем остановка такой продолжительности предусматривается не более чем через каждые 2 часа.
Правила поведения пользователей на сайте
При остановке на перерыв для отдыха и питания указанное дополнительное время для кратковременного отдыха водителю автомобиля не предоставляется.
Частота перерывов в управлении автомобилем для кратковременного отдыха водителя и их продолжительность указывается в задании по времени на движение и стоянку автомобиля.
9. Состав и продолжительность подготовительно-заключительных работ, включаемых в подготовительно-заключительное время, и время проведения медицинского осмотра водителя устанавливаются работодателем по согласованию с соответствующим выборным профсоюзным органом или иным уполномоченным работниками представительным органом, а при их отсутствии — по согласованию с работником, закрепляемому в трудовом договоре или приложении к нему.
10. Время охраны груза и автомобиля засчитывается водителю в рабочее время в размере не менее 1/3. Конкретная продолжительность времени охраны груза и автомобиля, засчитываемого водителю в рабочее время, устанавливается работодателем по согласованию с соответствующим выборным профсоюзным органом или иным уполномоченным работниками представительным органом, а при их отсутствии — по согласованию с работником, закрепляемому в трудовом договоре или приложении к нему.
Если перевозка на одном автомобиле осуществляется двумя водителями, время на охрану груза и автомобиля учитывается в рабочее время только одному водителю. Соглашением между работодателем и водителем может быть установлен иной порядок учета времени стоянки с одновременной охраной груза и автомобиля.
11. Время присутствия на рабочем месте водителя, когда он не управляет автомобилем при направлении в рейс двух водителей, засчитывается ему в рабочее время в размере не менее 50 процентов. Конкретная продолжительность времени присутствия на рабочем месте водителя, когда он не управляет автомобилем при направлении в рейс двух водителей, засчитываемого в рабочее время, устанавливается работодателем по согласованию с соответствующим выборным профсоюзным органом или иным уполномоченным работниками представительным органом, а при их отсутствии — по согласованию с работником, закрепляемому в трудовом договоре (контракте) или приложении к нему.
III. Время отдыха
1. Водители в соответствии с законодательством Российской Федерации пользуются правом на:
а) перерывы в течение рабочей смены для отдыха и питания;
б) ежедневный отдых;
в) еженедельный отдых;
г) отдых в праздничные дни;
д) ежегодный оплачиваемый отпуск и дополнительные отпуска в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, коллективным договором (соглашением).
е) отдых в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
2. Водителям предоставляется перерыв для отдыха и питания продолжительностью не более 2 часов, как правило, в середине рабочей смены, но не позднее, как правило, чем через 4 часа после начала работы.
При установленной графиком сменности продолжительности ежедневной работы (смены) более 8 часов водителю могут предоставляться два перерыва для отдыха и питания общей продолжительностью не более 2 часов.
Конкретная продолжительность перерыва для отдыха и питания (общая продолжительность перерывов) устанавливается работодателем по согласованию с соответствующим выборным профсоюзным органом или иным уполномоченным работниками представительным органом, а при их отсутствии — по согласованию с работником, закрепляемому в трудовом договоре (контракте) или приложении к нему.
3. Продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха вместе с временем перерыва для отдыха и питания должна быть не менее двойной продолжительности времени работы в предшествующий отдыху рабочий день (смену).
На междугородных перевозках при суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха в пунктах оборота или в промежуточных пунктах может быть установлена не менее продолжительности времени предшествующей смены, а если экипаж автомобиля состоит из двух водителей, — не менее половины времени этой смены с соответствующим увеличением времени отдыха непосредственно после возвращения к месту постоянной работы.
4. Еженедельный непрерывный отдых должен непосредственно предшествовать или непосредственно следовать за ежедневным отдыхом, при этом суммарная продолжительность времени отдыха вместе с временем перерыва для отдыха и питания в предшествующий день должна составлять не менее 42 часов.
5. При суммированном учете рабочего времени еженедельные дни отдыха устанавливаются в различные дни недели согласно графикам сменности, при этом число дней еженедельного отдыха в текущем месяце должно быть не менее числа полных недель этого месяца.
6. В случае установления водителям при суммированном учете рабочего времени рабочих смен продолжительностью свыше 10 часов продолжительность еженедельного отдыха может быть сокращена, но не менее чем до 29 часов. В среднем за учетный период продолжительность еженедельного непрерывного отдыха должна быть не менее 42 часов.
7. В праздничные дни допускается работа водителей, если эти дни предусмотрены графиками сменности как рабочие, в случаях, когда приостановка работы невозможна по производственно-техническим условиям (непрерывно действующие организации), на работах, связанных с необходимостью обслуживания населения, и при выполнении неотложных ремонтных и погрузочно-разгрузочных работ.
При суммированном учете рабочего времени работа в праздничные дни по графику включается в норму рабочего времени учетного периода.
u-bags.ru
Трудовой кодекс перерыв между рабочими сменами
При сменной работе каждая группа работников должна производить работу в течение установленной продолжительности рабочего времени в соответствии с графиком сменности. Читайте по теме в электронном журнале Все гигиенические нормативы рассчитаны исходя из 40 часовой рабочей недели и продолжительности смены 8 часов. В каждом конкретном случае возможность работы в течение одной смены более 8 часов должна быть согласована с территориальными управлениями Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека с учетом показателей здоровья работников (по данным периодических медицинских осмотров и др.), наличия жалоб на условия труда и обязательного соблюдения гигиенических нормативов (это предусмотрено в разделе 3 «Р 2.2.2006-05. Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса.
Ежедневный междусменный отдых
ВажноОни регулируются Положением, утвержденным Приказом Минтранса России от 20 августа 2004 года N 15 (далее – Положение). На основании пункта 25 Положения длительность предоставляемого каждый день междусменного отдыха водителя должна быть не менее продолжительности его рабочей смены, предшествующей времени отдыха, умноженной на два. Это время включает в себя обеденный перерыв. Исключением из этого правила являются случаи, когда в отношении работника – водителя автомобиля работодателем применяется сложение отработанного времени.
В этом случае междусменный отдых при суммированном учете рабочего времени водителя должен составлять не менее двенадцати часов. Если работник задействован на регулярных перевозках по городу и пригородам, длительность отдыха между сменами (при суммированном учете) возможно уменьшить не более чем на три часа.
Определение и продолжительность ежедневного междусменного отдыха
Время отдыха между сменами по ТК РФ при сменном графике работы: как составляется график График работы и времени отдыха между сменами при сменной работе устанавливается с учетом положений ст. 91, 94, 103, 108, 110 ТК РФ:
- График сменности составляется таким образом, чтобы соблюдались нормы трудочасов в зависимости от выбранного учетного периода: за месяц, квартал, год.
- Норма рабочего времени за месяц рассчитывается по формуле, утв. приказом Минздравсоцразвития РФ от 13.08.2009 № 588н:
N = (Rn / 5) × Rd – Chppd, где: Rn — продолжительность рабочей недели; Rd — количество рабочих часов в месяц; Chppd — количество сокращенных часов в предпраздничные дни. Например, месячная норма за март 2017 года такова: (40 / 5) × 22 – 1 = 175 часов. Праздник 8 Марта выпал на среду, этот день нерабочий, а предпраздничный день 7 марта сокращается на 1 час.
Межсменный отдых при суммированном учете рабочего времени
Правовая база : СОВЕТ НАРОДНЫХ КОМИССАРОВ СССР ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 24 сентября 1929 года О РАБОЧЕМ ВРЕМЕНИ И ВРЕМЕНИ ОТДЫХА В ПРЕДПРИЯТИЯХ И УЧРЕЖДЕНИЯХ, ПЕРЕХОДЯ
vip-real-estate.ru