Через творчество в профессию жизни – Творческие профессии: список 10 самых интересных

Творческие профессии, востребованные в будущем

Творчество – это процесс создания чего-либо нового. Считается, что творческим мышлением в разной степени наделены все люди, однако у всех отмечаются разные способности.

Условно можно выделить несколько видов творчества:

  • Визуальное;
  • Музыкальное;
  • Литературное;
  • Экономическое.

Если человеку гораздо легче что-то придумать, создать, чем выполнять точную и типичную работу по определенным клише, то не стоит идти против своей природы, а нужно выбирать творческую профессию, отталкиваясь от умений и личных склонностей.

Профессии, которые подойдут человеку с творческим мышлением.

Конечно, творческое мышление в той или иной степени присутствует в каждом деле, и следственно, в каждой профессии. Однако существуют так называемые творческие профессии, где вся работа строится именно на создании чего-либо нового, и творческое мышление является обязательным элементом.

К творческим профессиям относятся:

  • Художественные. В их число входят художники, графики, дизайнеры, проектировщики интерьера, рекламщики, флористы;
  • Музыкальные. К творческим профессиям этого направления относятся композиторы, певцы, диджеи, а также все профессии, связанные с игрой на различных музыкальных инструментах;
  • Кинематографические. К этой категории относятся режиссеры, актеры, мультипликаторы;
  • Литературные. Эта группа включает поэтов, писателей, сценаристов, копирайтеров;
  • Профессии мира моды. Сюда можно причислить стилистов, визажистов, парикмахеров, модельеров.

Особенностью людей творческих профессий является не только наличие знаний в той или иной области, но и умение творить, созидать, воплощать художественные образы. Известны и случаи, когда самоучки, обладающие талантом и фантазией, не имея специального образования, создавали подлинные шедевры искусства. Поэт Леонид Мартынов, к примеру, имел всего 4 класса образования, но проявил себя как замечательный мастер философской лирики.

Через века дошли до нас чудесные картины художников-живописцев, великолепные здания архитекторов разных стилей и эпох. Художники-реставраторы и научные сотрудники музеев помогают сберечь эту красоту для будущих поколений.

Люди писательской профессии в художественном слове донесли до нас бесценный опыт жизни предков. Знаменитые дирижеры, певцы, вокалисты, исполнители на народных инструментах знакомят нас с лучшими произведениями мировой музыкальной культуры, а композиторы создают эту музыку.

Танцоры, хореографы, балетмейстеры не перестают удивлять танцевальными образами. До полного самоотречения преданы своей профессии актеры театра и кино, совершая порой невозможное. Великий Александр Остужев в молодости совсем потерял слух, однако это не мешало ему великолепно играть. Восхищаемся мы и мастерством артистов цирка.

Творческой может быть и вполне обычная профессия, востребованная на рынке труда. Сегодня это – дизайнер и аниматор, парикмахер и фотограф, журналист и модельер.

К расхожей фразе, о том, что любая работа требует творческого подхода, у большинства работающих россиян вызывает, скорее скепсис, чем, принимается как повод к действию.
Однако и в наше время существует множество профессий, где невозможно обойтись без творческого подхода, иначе труд просто не будет по достоинству оценен, или сойдет за халтуру.

По опросу россиян был составлен рейтинг, из самых популярных творческих профессий у нас в стране. В обязательном порядке учитывалось количество вакансий, опубликованных на сайтах. В расчет не принимались ограничения по городам и регионам, поэтому получившийся средний уровень зарплат, можно считать очень приблизительным, так как он будет меняться в зависимости от города, где востребован тот или иной специалист, причем различие это может быть весьма существенным.

Наиболее востребованные творческие профессии в России это:

  • Web-дизайнер
  • Ведущий или артист
  • Модель
  • Флорист
  • Художник
  • Танцор
  • Дизайнер по интерьеру
  • Стилист и парикмахер
  • Журналист
  • Фотограф

Наиболее прибыльные творческие профессии современности

С одной стороны, выбрать для себя творческую профессию и получить образование по ней можно без проблем, но беда заключается в том, что в нашей стране многие профессии такого плана оплачиваются очень слабо, а найти работу по специальности трудно. Конечно, на западе дела обстоят совсем по-другому, но лучше отталкиваться от того, что происходит в родном краю.

Если тянет к творчеству, но не хочется всю жизнь провести в нищете, стоит искать для себя золотую середину.

К творческим профессиям, которые могут принести хороший и постоянный доход, сегодня можно отнести дизайнеров и проектировщиков интерьера, так как даже в условиях кризиса дома продолжают строиться, вещи – создаваться, а жилища – обустраиваться.

На хороший заработок может рассчитывать копирайтер и сценарист. Всегда будут пользоваться спросом рекламщики, так как известно, что реклама – главный двигатель прогресса. Также хорошая прибыль светит профессиональному диджею.

Если говорить о творческих профессиях, то главное в них – это профессионализм и неординарность, лишь тогда можно рассчитывать на успех и хорошее денежное вознаграждение. Великолепный специалист, открытый для новых идей, всегда будет востребован, кем бы он ни был.

Культура – одна из самых древних сфер человеческой деятельности, но постепенно она стала прерогативой узкого круга профессионалов. Однако по мере того, как рутинные функции в работе будут переходить к машинам, все больше людей начнут заниматься творческой деятельностью и станут авторами художественных произведений – как из-за доступности изобразительных технологий (специальные фотофильтры для iPhone позволяют создавать художественные фотографии буквально на ходу, а программа Garage Band может заменить запись в музыкальной студии), так и из-за размытости критериев искусства.

Развитие технологий может вывести человечество как на новый уровень восприятия искусства, так и на новый уровень креативности: можно будет не только создавать более сложные арт-объекты с помощью 3D-принтеров, роботов и нейроинтерфейсов, но и научиться лучше управлять творческими состояниями.

Уже сейчас мы наблюдаем уход от классических способов взаимодействия искусства со зрителем – все чаще используются интерактивные форматы. Создаются интерактивные книги для iPad, набирает популярность иммерсивный театр, где не существует деления на зал и сцену, и зритель оказывается максимально вовлечен в происходящее.

Взаимопроникновение искусства в другие сферы дает интересные сочетания – например, Science Art, вид современного искусства, где художники используют достижения науки и часто сами являются учеными. Искусство начнет играть большую роль и в образовании – могут появиться арт-университеты, где студенты будут учиться, в том числе, через разные формы творчества.

А теперь перейдем к обзору профессий в сфере искусства, которые уже сегодня востребованы (какие-то в нашей стране и за рубежом, а какие-то пока только за границей, но в скором времени появятся и у нас), либо появятся в недалеком будущем.

UX-дизайнер

Дизайнер сайта с точки зрения пользователя. Позволяет пользователю наладить эффективное взаимодействие с системой — сайтом, программой, электронным устройством

Ландшафтный архитектор

Специалист в области ботаники, садово-парковой архитектуры, умеющий хорошо рисовать и чертить, владеть основами композиции и колористики.

Менеджер в сфере искусства/Научный сотрудник музея

Научный сотрудник музея в новом, нетрадиционном осмыслении. Человек, который не только занимается научной деятельностью, а создает условия для привлечения посетителей в музей, разрабатывает новые проекты, знаком с основами музейной педагогики, занимается проектами, направленными на повышение культурного уровня горожанина.

Дизайнер дополненной реальности территорий

Виртуальная реальность уже близко — многие популярные 3D-игры вроде Half-Life2 уже рассчитаны на использование шлемов Oculus Rift, а цифровой мир Second Life стал платформой для настоящих научных и художественных выставок, учебных симуляторов и даже кабинетов психотерапии. С развитием этих технологий можно предпочесть настоящее путешествие или концерт виртуальному событию: например, вместо поездки на реальный опен-эйр сыграть в виртуальную многопользовательскую ролевую игру «Вудсток», где можно будет прикинуться рок-легендой и окунуться в атмосферу конца 1960-х. Но туристические компании смогут использовать прогресс и в своих интересах — например, можно будет организовывать экскурсии и шоу с дополненной реальностью, позволяющей добавлять в мероприятие элемент квеста или реконструировать исторические события.

Поэтому понадобятся специалисты, которые разрабатывали бы различные пласты дополненной реальности вокруг определенной территории с учетом ее ландшафта, исторического и культурного контекста. Например, такой дизайнер может создать несколько вариантов для Красной площади — времена Ивана Грозного, 1917 год, эпоха стиляг и т. д. Или придумать экскурсию по Петербургу Серебряного века, в ходе которой можно будет увидеть виртуальные выступления Ахматовой и Мандельштама.
Дизайнер дополненной реальности должен сочетать навыки дизайнера и программиста с хорошим знанием истории, культуры и моды различных эпох, а еще задумываться над тем, как наглядно и ненавязчиво «упаковать» для туриста полезную информацию. Несмотря на то, что разные компании уже пробуют создавать приложения для дополненной реальности (в России это, например, AlterGeo), эта технология еще недостаточно развита, поэтому специализированная профессия еще не сформировалась. Но все меняется очень быстро, и самое удачное решение для тех, кто интересуется дополненной реальностью в данный момент — развивать вышеперечисленные навыки и пробовать стажироваться в компаниях, запускающих экспериментальные проекты в этой сфере.

Арт-оценщик

Профессия появится до 2020 г.

Специалист, способный оценивать новые форматы произведений искусства, которые состоят из разнородных элементов, отличаются сложностью и/или недолговечностью (например, сайнс-арт, стрит-арт или перформанс).

Science-художник

Профессия появится до 2020 г.

Человек, который в своей творческой практике использует научные данные и знания. Science-art не только активно практикуется отдельными художниками, но и поддерживается серьезными учебными заведениями – например, в MIT существует Центр науки, искусства и технологии, а Нью-Йоркская школа визуальных искусств в прошлом году запустила программу по биоарту.

Личный тьютор по эстетическому развитию

Профессия появится до 2020 г.

Человек, который строит для потребителя индивидуальную траекторию взаимодействия с продуктами искусства. Он прекрасно ориентируется в культурном поле и может создать программу эстетического развития в соответствии со вкусами, запросами и возможностями клиента: например, проследить развитие разных аспектов готического стиля от Средневековья до наших дней как в архитектуре, так и в дизайне, литературе, музыке и кино.

Тренер творческих состояний

Профессия появится до 2020 г.

Специалист по майнд-фитнесу, умеющий приводить людей творческих профессий в «состояние потока» и в другие состояния, характеризующиеся повышенной креативностью. Он также занимается и развитием осознанности, поскольку
одна из важных задач художника – постоянное переосмысление реальности.

Куратор коллективного творчества

Профессия появится до 2020 г.

Специалист, который собирает арт-группы для реализации конкретного творческого проекта. В эти арт-группы могут входить как художники разных профилей, так и ученые, программисты, инженеры и специалисты из других отраслей.

Стрит-арт художник

Термином Street art принято называть все произведения искусства, которые имеют подчеркнутый урбанистический стиль. То есть, граффити является неотъемлемым компонентом стрит-арта, но не более того. Кроме него стрит-арт включает также монументальную живопись, различные перформансы, инсталляции, некоммерческие плакаты и трафареты, стикер-арт (изображения при помощи наклеек), 3Д-рисунки на асфальте. Мастера уличного искусства ищут все новые и новые формы для выражения собственного видения мира. К стрит-арту смело можно отнести и телефонную будку, выполненную в виде огромного сомбреро, и скульптурные изваяния, и инсталляции из природных, экологических материалов. Будь то скульптура или простое трафаретное изображение, его автор всегда подстраивает произведение под окружающую реальность, и при этом формирует различные сюжеты и смысловую нагрузку. Если в привычном граффити для райтера важно лишь увековечить свое имя и собственный стиль на фоне урбанистического пейзажа, художники street-art чаще всего несут зрителю определенный посыл. Заказать стрит-арт произведение, например, объемный рисунок на асфальте можно с различными целями: привлечь как можно больше посетителей, получить освещение в средствах массовой информации, создать неповторимый имидж и выделиться среди конкурентов.

Художник Бодиарта

Сейчас становятся очень популярными различные шоу, проводимые на мероприятиях, презентациях, корпоративах, праздники и свадьбах. Профессиональные художники и модели демонстрируют завораживающее искусство росписи по обнаженному телу и лицу, привлекая внимание гостей специфичным воплощением, яркими красками и необычными рисунками.

Тату-мастер

Тату салоны очень ценят мастеров разных жанров тату и рисунка в целом и в салоне, обычно, собирается команда из мастеров, владеющий самыми разными стилями на любой вкус клиента, дополняющие друг друга. Дотворк, реализм, олд скул – что угодно. А если зарекомендовать себя как отличного мастера и талантливого художника – можно представить свой салон на тату-конвенции. На конвенции собираются лучшие мастера со всего мира, настоящие боги татуировки, так что, если работы победят хотя бы в одной номинации – спонсоры не заставят себя ждать.

Ремеслу тату-мастера обучаются у других специалистов или на специальных курсах. Предварительно требуется художественное или дизайнерское образование
Настоящий мастер татуировки в какой-то степени похож на врача. Обращение с острой иголкой требует аккуратности и стерильности. В противном случае красивый нательный рисунок может обернуться для клиента большими проблемами со здоровьем.
В свободное время специалист разрабатывает новые сюжеты для тату, предлагает их клиентам. Те, в свою очередь, могут выбрать один из предложенных вариантов, а могут прийти в салон со своим собственным. Мастер по нанесению татуировок — это, прежде всего, художник. Дорогостоящие мастера отличаются креативным мышлением, отличной мелкой моторикой, они коммуникабельны и обладают активной жизненной позицией.

Мастера песочного и светового шоу

Как уже говорилось ранее, различного рода шоу на праздниках и вечеринках становятся очень востребованы, в том числе и песочное и световое шоу. И здесь тоже необходимо мастерство художника. Песочное шоу может быть оригинальной декорацией в различных ситуациях: на презентации, на выставочном стенде, на выступлении музыкальной группы или танцевального коллектива. Такое необычное оформление создаст особую атмосферу на протяжении всего мероприятия. Под руководством мастера песочной анимации каждый желающий сможет проявить свои художественные способности и познакомиться с техникой рисования песком. Новейший вид творчества, шоу световых картин, представляется в сочетании неонового света и музыки. Художник создает картины на специальном экране, рисуя световыми кистями и преображая черное полотно в удивительные образы, и неожиданные повороты сюжетов.

Где получить базовое образование, чтобы стать таким специалистом?

  • Британская высшая школа дизайна
  • Московский государственный университет культуры и искусств
  • Московская школа фотографии и мультимедиа имени Родченко (программа «Фотография и мультимедиа»)
  • Московская государственная художественно-промышленная академия им. Строганова
  • Российский государственный гуманитарный университет (факультет истории искусства)
  • Российская государственная специализированная академия искусств
  • Всероссийский государственный университет кинематографии имени С. А. Герасимова
  • Санкт-Петербургский университет культуры и искусств (факультет искусств, факультет мировой культуры)
  • Смольный факультет свободных искусств и наук СПбГУ
  • Санкт-Петербугрский Государственный Академический Институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е.Репина
  • Санкт-Петербургская Государственная Художественно-Промышленная Академия им. А.Л. Штиглица

Интернет-ресурсы

  • http://atlas100.ru/catalog/kultura-i-iskusstvo/
  • http://www.proprof.ru/stati/careera/vybor-professii/o-professiyah/professii-svyazannye-s-iskusstvom
  • https://spb.hh.ru/article/14969
  • http://theoryandpractice.ru/posts/12962-new-tourism
  • http://atlas100.ru/examples/games-and-practices/career-guidance-lessons/iskusstvo-v-buduschem/
  • http://www.zavuch.ru/methodlib/170/
  • http://www.sandart.ru/
  • http://look3.ru/art/365-kak-stat-tatu-masterom
  • http://opis.pro/tatu-master.html
  • http://rs-show.ru/uslugi/svetovye-kartiny/
  • http://art-atak.ru/street-art/

www.uchportal.ru

Роль творчества в профессиональной деятельности человека

Статья посвящена проблеме роли творчества в профессиональной деятельности. Проблема обусловлена увеличением количества «творческих» профессий, востребованностью креативных характеристик работников в наши дни. Анализируя особенности человеческой деятельности, автор обнаруживает необходимость творческого начала в ее структуре. Значимость творчества в профессии обусловлена, с его точки зрения, динамикой современной жизни, личностной основой современной культуры, продуктивным характером современных профессий, обусловленным растущими потребностями человека и общества.

В настоящее время вопросы творчества обсуждаются многими людьми: специалистами, педагогами, учеными, работниками творческих профессий и другими специальностями.

Проблема творчества в деятельности человека остается актуальной и важной, а от изучения этой темы зависит понимание устройства развития человека и общества, поскольку быстрое развитие общественной системы предполагает увеличение значимости творческого начала в деятельности. Кроме того, появление новых технологий, от которых зависит комфорт и эффективность, это результат творческой деятельности. В наши дни активность человека все больше возрастает в области «технического и социального творчества, созидающего техносферу» [2, с. 1243].

Существует различные факторы, влияющие на успешность деятельности личности. Такие как состояние здоровья, семейное положение, возраст, уровень довузовской подготовки; владение навыками самоорганизации, планирования и контроля своей деятельности; мотивы выбора основной деятельности; адекватность исходных представлений об основной деятельности; характер деятельности; внешние условия организации деятельности; материальная база; уровень квалификации; престижность и, немаловажным является индивидуальные психологические особенности личности.

Многое зависит от того, какое место способности занимают в структуре личности конкретного человека, в системе его жизненных ценностей и как они сказываются на развитии других личностных качеств. Во-первых, в структуре способностей следует выделить интеллект, специальные способности и креативность. Однозначно успешность деятельности связана с относительно специальными способностями. К ним относятся такие способности как: фонематический слух для лингвиста, звуковысотный для музыканта, чувствительность различать цвета для художника и т. п., в общем, они называются сенсорными. Помимо вышесказанного существуют моторные способности – это пластика и тонкая координация движений для спортсменов, танцовщиков артистов цирка и т. п. Невозможно обойтись и без профессиональных способностей. К ним относятся техническое мышление, пространственное мышление, математическое. [1]

Другим важным фактором успешной работы личности является креативность. Креативность обеспечивает создание человеком чего-то нового (прежде всего нового для себя, часто являющегося новым и для других).

Деятельность является творчеством в той степени, в какой ее результат нов. Стремление к новому, или «творчество жизни», иногда проявляется в мелочах, например, из двух магазинов покупатель выбирает тот, в который не заходил раньше. Но выбор может относиться не только к ситуации покупки. В научном творчестве новизна проявляется в работе с новыми сложностями, новыми группами методов или же в рассмотрении известного предмета в новом видении. В узком смысле творчество – это создание продуктов культуры (науки, искусства, техники и другое.).

Творчество это есть превышение исходного уровня деятельности уникальным и весьма эффективным образом.

Очень многие профессии являются по сути творческими. Те профессии, в которых существует возможность продуктивного осуществления профессиональных функций не только на основе усвоенных знаний и навыков. Если сказать другими словами, это те профессии, в которых возможен и просто необходим выход за пределы имеющегося опыта.

Одной из таких профессий является профессия инженера-технолога именно в силу того, что в ней без этого постоянного выхода за пределы имеющегося знания и опыта невозможно внедрять процессы и режимы производства продукции, устанавливать порядок работ, последовательность выполнения трудовых операций. Несмотря на наличие стандартизированных процедур, все предусмотреть в технологическом процессе невозможно. Возникновение нештатных ситуаций требует нестандартных, креативных решений.

Профессия технолога – очень востребованная и очень сложная профессия. Если конструктор решает и творчески создает проект того, что еще не было придумано, то технолог решает, как воспроизвести на заводе это нечто самым доступным простым и дешевым способом быстро и в нужном количестве. Для этого необходимо знать очень много и предусматривать различные тонкости. В этом смысле творческая направленность в данной профессии имеет экстенсивный характер креативности, помогающий оформлять и трансформировать вещественный мир, окружающий нас, преобразовывать физическое пространство. Такой тип креативности больше всего связан с научным и техническим творчеством. [4]

В процессе самоорганизации происходит развитие. В возможности изменить самого себя проявляется способность человека строить эффективно свою жизненную стратегию. Эта эффективность достигается за счет упрощения видов деятельности. Невозможно не отметить, что животные в своей эволюции пошли путем развития специализации органов и систем, что привело к упрощению функции. Человек пошел другим путем. И этот путь сделал необходимым целенаправленное создание средств, которые позволили бы получать продукт, помогающий в деле сохранения человеческой популяции, увеличения безопасности жизни. [3]

Получается, что творчество является неотъемлемой характеристикой человеческого мира. И если творчество исчезает из жизни человека, значит, речь идет о серьезном кризисе. Можно согласиться с мнением, что присутствие творчества в деятельности человека и его личность тесно связаны. Личность невозможна без творческого усилия. И отсутствие творческого начала сказывается негативно не только на результативности, но и на личностном росте. А дефицит ярких личностей может быть признаком неполадок в какой-либо сфере. [5] И можно сказать, что нет большой разницы, занимается ли человек профессиональной деятельностью, или отдает свое время хобби, личным увлечениям. И то, и другое способствует созданию и росту его личности, выработке у него новых способностей и качеств, что, в свою очередь, помогает человеку в профессии.

novainfo.ru

Творчество через профессию

становление
Традиционная областная студенческая научно-практическая конференция «Я – специалист» состоялась в Западно-Сибирском государственном  колледже. В ней приняло участие около 80 учащихся и студентов учреждений среднего и начального профобразования. Цели конференции – развитие творческой инициативы и учебно-исследовательской деятельности обучающихся в системе СПО  и НПО, повышение престижа рабочих профессий.

——

Понятие «рабочая профессия» здесь достаточно условно: ребята совместно с преподавателями и специалистами, работающими с молодежью, обсуждали актуальные для всего общества вопросы. Это построение карьеры и трудо-устройство молодых специалистов,   социальные проблемы молодежи.

Нынешняя конференция уже девятая по счету. Заведующая научно-методическим центром Западно-Сибирского колледжа Лариса Аласявичус довольна тем, что уровень студенческих работ возрастает с каждым годом.

— Есть среди наших студентов активные ребята, — с гордостью отмечает педагог. – Они  с удовольствием участвуют в творческой исследовательской деятельности. В этом году особый интерес вызвала тема «Социальные проблемы молодежи, мировоззренческие, нравственные и профессиональные качества специалиста ХХI века». В ближайшем будущем планируем провести интернет-конференцию именно по этому вопросу, чтобы студенты имели возможность высказаться и познакомиться с мнением других – сверстников, преподавателей, родителей, работодателей.

Какие же вопросы актуальны для молодых?

Ольга Чанышева из политехнического колледжа ТюмГНГУ в  исследовании «Профессиональные компетенции молодого специалиста ХХI века» выявила, что, по мнению работодателей, студенты получают знания, недостаточные для работы по специальности, и образовательным учреждениям следует больше контактировать с действующими предприятиями.

Анна Кучкова из Ялуторовского аграрного колледжа анализировала рынок труда родного города и пришла к выводу, что создание дополнительных рабочих мест по программам «Трудовое лето», «Самозанятость» и «Самообеспечение», переобучение безработных и создание кадрового агентства снизят уровень безработицы и повысят предпринимательскую активность жителей Ялуторовска.

Студент Тобольской государственной социально-педагогической академии им. Менделеева Вениамин Кошкаров изучал влияние современного телевидения на формирование нравственных ценностей подростков и выяснил, что ни педагоги, ни родители, не говоря уж  о самих детях, не используют тот воспитательный потенциал, который можно из телевидения извлечь. Было бы неплохо, если бы взрослые направляли ребят в выборе программ.

Жюри, в состав которого входили преподаватели образовательных учреждений, в том числе высших, и представители ТОГИРРО, оценивало глубину раскрытия выбранной темы и ее актуальность, личный вклад выступающего в исследование, грамотное изложение материала и уровень его презентации. Авторов лучших работ наградили дипломами и ценными подарками, а тезисы их докладов опубликовали в сборнике. Победителями в различных номинациях стали Дмитрий Топорков, Елена Паклина, Иван Печеркин, Анастасия
Сосенкова.

Фото автора и Ивана ИЖЕНЯКОВА

мнения
Светлана ШЕПЕЛЕВА, студентка Тюменского педагогического колледжа № 1 г. Тюмени:
— Такие конференции дают неоценимый опыт общения со сверстниками, новую информацию, практику выступления перед большой аудиторией. Методика коллективных творческих дел как фактор сплочения детского коллектива, которую я разрабатываю, может использоваться не только в школе, но и в учреждениях дополнительного образования, в детских лагерях. Развивая коллективные взаимоотношения, педагог показывает детям способы принятия общих решений, сотрудничества и взаимопомощи. У каждого ребенка есть сильные и слабые стороны, и влиять на него можно не только непосредственно, но и через коллектив. В колледже получу специальность социального педагога, но хочу учиться дальше, буду поступать в вуз.
Дмитрий МОЛОДКИН,
Николай КАМОРНИК, студенты института кибернетики, информатики и связи ТюмГНГУ:


— Разработали мультимедийное учебное пособие «Практические работы по слесарному делу» для студентов, которые по каким-то причинам пропустили практические занятия предмета «Производственное обучение». С помощью пособия они не отстанут от учебной программы. Пособие включает в себя комплект видеороликов по разделу «Слесарная практика» и может использоваться также преподавателями. Предполагаем создать веб-сайт в Интернете. В дальнейших планах – продолжить образование в вузе, возможно, после года работы на производстве, чтобы лучше определиться с инженерной специальностью.
Елена ПАКЛИНА, студентка Тюменского педагогического колледжа № 1 г. Тюмени:
— Выступление на конференции – часть моей курсовой работы. В дальнейшем намереваюсь учиться дальше по специальности «Социальный педагог», чтобы совершенствовать свои профессиональные знания, умения и навыки. Социальный педагог помогает детям в трудных жизненных ситуациях. Мне уже приходилось общаться с ребятами в подобных обстоятельствах, и есть удовлетворение, что удалось кому-то помочь, подтолкнуть подростка к тому, чтобы он принял правильное решение. Это вдохновляет.

tumentoday.ru

Рабочая профессия может быть творческой!

Бытует мнение, что рабочие профессии далеки от творчества и что в них нет места креативу. Однако это далеко не так. Герои нашей статьи — обладатели рабочих специальностей, которым приходится каждый день творить, а плоды их работы можно по праву назвать произведениями искусства.

Повар, кондитер, пекарь

Творческая составляющая — неотъемлемая часть работы повара и кондитера. Ведь можно готовить по рецепту, а можно и без него — экспериментировать, изобретать новые, оригинальные сочетания вкусов. Причем важно не просто вкусно приготовить, но и красиво оформить блюдо или десерт, подать его. Поэтому повара и кондитеры — специалисты с богатой фантазией, обладающие даром импровизации и тонким вкусом.

— По образованию я юрист, но никогда не работала по профессии. С тортами та же история, я даже не ела их раньше, просто не любила сладкое. Потом со мной случился декрет, ребенок. На первый день рождения малыша мы решили заказать тортик, выбрали, нам его испекли: торт был вкусный, но оформление нас разочаровало. Тогда мы с мужем посмеялись, что я сама слепила бы лучше, — рассказывает историю, как пришла к своей нынешней профессии, кондитер Ильзия Габитова.

— После этого случая я впервые достала из коробки миксер, который мне до этого, пять лет назад, подарили подруги. И пошло-поехало: поиск рецептов, подбор бисквитов, кремов, пробы, пробы, пробы, — продолжает кондитер. — Чуть позже я стала уже сама придумывать кремы и соединять их с определенными бисквитами. Над оформлением тоже много приходилось работать. Лепить, искать мастер-классы, знакомиться с интересными людьми. То есть творчество в работе кондитера проявляется буквально во всем. Идеи возникают по-разному: иногда приходят во сне, бывает и так: я только-только увидела человека, а у меня уже создался образ тортика для него. Кстати, я начала увлекаться тортами шесть лет назад, всему научилась сама — благодаря Интернету. Потом ходила только на мастер-классы именитых кондитеров, а также по тем направлениям, которые я без обучения не могла освоить.

— Творчество в работе повара проявляется в разработке новых блюд, особенно когда готовишь блюдо из несовместимых продуктов, при оформлении блюда, поэтому можно с уверенностью сказать, что повар — это творец, — вторит коллеге шеф-повар «Туган авылым» Максим Красков. — Полное осознание того, чем хочу заниматься, пришло в достаточно раннем возрасте, мне было 19 лет. Я получил высшее профильное образование. Повышение квалификации на международном уровне получил в Ницце, Софии.

Стать хорошим специалистом в этой сфере при желании можно и отучившись в техникуме, колледже или в училище. А если потребуется, всегда можно окончить вуз или повысить квалификацию на курсах известных кулинаров.

Аэрографист

Если вы увидели проезжающую мимо машину, выделяющуюся на фоне других необычным рисунком на крыле или капоте, то можете быть уверены: постарался художник-аэрографист.

Аэрография — это живописная техника нанесения рисунка жидким красителем при помощи сжатого воздуха на разнообразные поверхности при помощи специального инструмента — аэрографа. Кстати, возможности аэрографии не ограничиваются росписью автомобилей и мотоциклов. Она используется для нанесения рисунков на технику (планшеты, компьютеры и др.), музыкальные инструменты, стекло, текстиль. Ее также применяют при создании 3D-рисунков на асфальте, живописных полотен и боди-арта, в дизайне интерьеров, в мультипликации и т. д.

— В нашей работе творчество проявляется на каждом этапе, начиная от выбора рисунка, продумывания композиции, создания эскиза и заканчивая нанесением рисунка на поверхность, — говорит аэрографист Семен Sem-grafix. — Вдохновляюсь окружающим нас миром: красотой природы, величием гор, полнотой морей, рек и озер, эстетикой городов, а еще вдохновляет сама техника: ее дизайн, характер, мощь. Учился я в самой обычной художественной школе, затем купил аэрограф и набивал руку в гараже у друга, смотрел мастер-классы на Youtube. Вообще считаю, что нет границ для развития навыков.

— Каждый заказ для меня как новый урок: всегда разные задачи. Так что я всегда совершенствую свое мастерство, — рассказывает другой казанский художник-аэрографист Елена Мытко. — Обычно заказчики сами придумывают интересные идеи, а я как исполнитель ищу наилучшее решение. Сам процесс довольно многогранный: от разработки эскиза до отрисовки объекта. Вдохновляют успешные художники и великие люди, очень нравится рисовать диких кошек, они загадочные и грациозные, как будто созданы для того, чтобы их написали. Я окончила отделение живописи Оренбургского художественного колледжа. Сразу после окончания прошла двухнедельные курсы аэрографии в Санкт-Петербурге.

Фотограф

Профессия фотографа также относится к рабочим. Чтобы добиться успеха в фотоделе, требуется творческий склад ума и оригинальное видение мира. Но для достижения высоких результатов надо еще и хорошо разбираться в технической стороне вопроса.

— Фотография и творчество неразделимы. Фотограф — это тот же художник, только вместо кисти и красок у него фотоаппарат. Каждый человек уникален, и я должен понять его и его цели, что он хочет от фотосессии, после чего необходимо придумать идею фотосессии, образа и преподнести все это так, чтобы клиент впечатлился, проникся идеей, — делится опытом фотограф Азат Ягудин. — Я самоучка, всему научился сам, потому что против шаблонных обучающих курсов: они притупляют творчество, интереснее развиваться методом проб и ошибок. В этой профессии есть много правил, но к ним надо прийти самому. К сегодняшнему дню шел 7 лет и думаю, что впереди много нового для меня…

Швея

Швея — практичная специальность с творческим началом. Обладатели этой профессии трудятся и на массовом производстве — в цехах, и в частных мастерских, и на дому, причем выполняя не только пошив, но и конструирование одежды. Поэтому эту профессию, несмотря на ее практическое содержание, можно отнести к творческим. При желании есть возможность выйти за стандартные рамки пошива и стать автором оригинального фасона одежды, интересного дизайна.

— Шитье — это творческий процесс от начала до конца: от создания эскиза, подбора ткани, фурнитуры до готового образа, — рассказывает швея Ольга Майорова, которая трудится в частной мастерской. — Очень редко бывает так, чтобы заказчик пришел с готовой идеей, и мы ничего не добавили, не поменяли. Наоборот, чаще приходят и говорят: есть некий образ, и его надо дополнить, довести до ума, или бывает, что вообще не знают, что хотят: хочу платье — предлагайте! И вот тут открывается бескрайнее поле для творчества. Я окончила училище по специальности «швея-мотористка», затем отучилась в вузе и получила специальность «инженер-технолог легкой промышленности». Но по своему опыту могу сказать, что если есть талант, то достаточно среднего специального или среднего профессионального образования. Вообще думаю, что творчество есть практически в любой профессии, рабочая она или нет, если понимать творчество как процесс создания чего-то нового, хорошего и полезного для людей.

В каких еще рабочих профессиях есть творческая составляющая?

Бутафор, кузнец, витражист, столяр, краснодеревщик, гончар, гример, ювелир, гравер, костюмер, купажист, реставратор, парикмахер и многие-многие другие.

www.kazan.kp.ru

«Через творчество – к профессии»

Муниципальное казённое образовательное учреждение

дополнительного образования

«Поныровская детская школа искусств»

Поныровского района Курской области

306000 Курская обл.,п. Поныри,ул. Ново-Почтовая,2 тел.(47135)2-13-95

email: [email protected]

pdshi.kursk.muzkult.ru

Доклад

«Через творчество – к профессии»

Подготовила:

преподаватель Жукова Н.С.

2016 год

Все дети любят рисовать. Дети рисуют с раннего возраста потому что художественное изображение – преимущественно доступная им форма обучения, связанная со всем процессом образовательных представлений, понятий, умозаключений.

Именно поэтому процесс рисования вызывает у детей чувство радости, снимает нервное напряжение, вызывает положительные эмоции. Кроме того, педагогически организуемая изобразительная деятельность развивает чувство цвета.

Приводя ребёнка на художественное отделение, родители, как правило, преследуют следующие образовательные цели:

– чем-то полезным ребёнок должен заниматься в свободное время;

– ребёнка нужно подготовить к школе;

– хотелось бы научить ребёнка рисовать;

– желательно развить творческие способности ребёнка;

– важно вовремя удовлетворить желание самого ребенка;

– в долгосрочной перспективе необходимо помочь ребёнку в выборе будущей  профессии.

Программа обучения в нашей школе искусств рассчитана на детей от 6,5 до 18 лет и в стратегическом плане является профориентированной. Логика выхода на профориентацию разворачивается последовательно. В дошкольном и младшем школьном возрасте ставятся задачи, соответствующие физиологическому и психическому развитию детей. Дети учатся правильно пользоваться карандашом, ластиком, смешивать краски на палитре, творчески подходить к своей работе. На втором и третьем году обучения дети учатся передавать пропорции, очертания, цвет изображаемых предметов, сравнивать свой рисунок с изображаемой натурой, передавая характерные особенности. Перед детьми ставятся и новые, более сложные учебные задачи: развитие глазомера, образного мышления, грамотный подход к самому процессу рисования и письма. И только на 4-5 год обучения занятия ведутся с акцентировкой детей на профессию.

В нашей школе создаются условия для раскрытия творческого потенциала учащихся при поддержке родителей, развивается интерес к определенному виду профессии, что является хорошей мотивацией к дальнейшему обучению в школе. Педагогу и родителям, интегрируя свои усилия, очень важно объективно оценивать возможности ребенка, так как важно помочь не ошибиться в выборе профессии. Этот методический, а равно и психологический аспект проблемы, заслуживает сегодня самого пристального исследовательского внимания.

Некоторые педагоги считают, что строго научная база преподавания плохо уживается с творчеством. Это не так. Мой многолетний опыт доказывает, что если, к примеру, вовремя перед учащимися не ставить новые, более сложные образовательные задачи (изучение графической либо живописной грамоты), то это, в принципе, приведёт к угасанию интереса заниматься художественно-изобразительной деятельностью. Новые теоретико-практические знания учащийся приобретает постепенно. Форсировать этот процесс нельзя. Порой возникает необходимость дать ученику возможность рисовать так, как он хочет, как умеет, как кажется ему верным. Пусть даже с риском ошибиться. Так, следуя за спонтанно осуществляемой работой ребёнка, нужно ненавязчиво натолкнуть его на те ключевые конфликты, которые возникают при беспорядочных попытках. Вот здесь педагог и помогает самому ученику понять сущность противоречий его рисунка с натуры. Только после этого перед ним ставятся более сложные учебные задачи. Именно с сознательно осуществляемого прогресса в изучении изобразительной грамоты мы, строго говоря, начинаем подходить к процессу профессионального самоопределения.

Для поступления в специальные художественные учебные заведения учащиеся должны обязательно владеть рисунком. На учебных занятиях рисунком дети изучают законы перспективы, с помощью соотношения света и тени, передачу объема изображаемых предметов. Рисунок, в сути своей, имеет научно-вспомогательное значение. Активно применяется он в технике (зарисовка деталей), в топографии, архитектуре. И живопись имеет существенное значение в профессиональной ориентации учащихся. Воспитание у детей живописного восприятия основывается на развитии чувства цвета. Способность видеть и передавать особенности изображаемых предметов приходит в результате большой работы. На занятиях живописью учащиеся работают пастелью, акварелью, гуашью, пишут маслом. Поступая в художественное училище, институт, учащиеся должны сдавать экзамен по композиции. Работа над композицией красной нитью проходит через весь период нашего обучения. С этой целью проводятся лекции, организуется посещение музеев, выставок. Работая на пленэре учащиеся имеют возможность получать сильные, яркие впечатления от природы. Известно, современное понимание композиции далеко от каких-либо схем. И, тем не менее, в построении композиции есть закономерности, на которые нужно обратить внимание. Особо отмечу: настойчиво развивая понимание композиции изображения, необходимо индивидуально подходить к каждому ребенку.

Для повышения мотивации к занятиям дети художественного отделения постоянно принимают участие в творческих выставках городского, областного и международного уровня. Значительные победы повышают самооценку учащихся, дают им хороший стимул для дальнейшего творчества.

infourok.ru

Творческий подход к любой профессии

Часть первая, техническая и естественно-научная

Связь

Как известно, XX век окончательно поставил крест на проблеме расстояний между людьми. Радио, изобретенное Поповым и Маркони в конце XIX века, трансформировалось в такие общеизвестные технологии, как сотовая и спутниковая связь, беспроводный интернет, телевидение http://www.di-net.ru/. Эти технологии продолжают модифицироваться и развиваться, причем темпы развития таковы, что за 5–10 лет могут смениться одно, а то и 2 принципиальных поколения устройств или стандартов. Соответственно, компаниям-лидерам в этой отрасли жизненно необходимы грамотные инженеры в самом широком смысле слова. Проектировщики, исследователи, разработчики программного обеспечения, схемо- и системотехники, конструкторы – список требуемых профессионалов можно продолжать еще очень долго. Главное – это должны быть профессионалы своего дела. Как стать таким? Во-первых, выбрать для учебы приличный втуз – уровня МГТУ, МТУСИ, МИРЭА, МАИ, чтобы быть уверенным в том, что преподаватели смогут ответить если не на все, то на большинство вопросов и помочь сориентироваться в интересующей области техники и знания. Во-вторых, попытаться попасть в НИРСы (сокр. от научно-исследовательская работа студентов), проводимые при участии крупных компаний-лидеров рынка связи. Участие в таких НИРСах не только даст шанс на дальнейшее трудоустройство в компанию-участницу, но и преподаст вам столь необходимые сугубо практические знания и навыки.

Что же касается перспектив для творчества, то их в связи очень много – антенная техника, проблемы теплоотвода от элементов в условиях уменьшения пространства устройств (миниатюризация), стандарты для беспроводной передачи данных (всех радиусов действия), схемотехника абонентских и базовых станций, программное обеспечение для элементов сетей (биллинг, базы данных, реестры пользователей).

Это далеко не полный список направлений, в которых творческий подход жизненно необходим.

Энергетика

Проблемы этой отрасли народного хозяйства тесно соединены с проблемами связи. Современные сотовые телефоны напоминают по своим возможностям микро-ЭВМ – со всеми вытекающими последствиями в виде огромного энергопотребления. Последние шедевры от Nokia, Qtek при условии использования всех возможностей могут работать от аккумулятора не больше нескольких часов – очень часто приходится использовать коммуникаторы включенными в сеть питания. Решение проблемы – использование для создания процессоров более тонкий технологический процесс и применение более емких аккумуляторов.

В принципе, уже есть возможность изготовления так называемых топливных элементов – аккумуляторов, умеющих самостоятельно восстановить часть заряда за счет химических реакций между веществами в своем составе. Но эти устройства отличаются большими размерами: такова плата за использование химических реакций. А электроника в последнее время движется по пути миниатюризации – как самих устройств, так и элементов питания. Что же касается массы, то даже небольшой аккумулятор значительно увеличивает массу всего устройства. Поэтому ставится задача изготовления элементов питания большой емкости, но с ограничениями по массогабаритным характеристикам.

Решение подобных задач – это проблема для ведущих компаний-производителей мобильной аппаратуры. А что касается вопросов подготовки творчески и технически подкованных специалистов – добро пожаловать в энергетические и радиотехнические вузы. Придется изучить химию радиоматериалов, технологию и конструирование, вторичные источники питания и теплотехнику.

Решение такой задачи позволит не только обеспечить мобильным устройствам больший срок жизни, но и дать новое направление энергетике.

Есть и другая задача. Запасы углеводородного топлива не безграничны – приходится обращать внимание на восстановляемые виды энергий – солнечную, ветровую, результаты переработки органических отходов. Если результатом изысканий общей стоимостью в несколько миллиардов долларов станет получение нового вида топлива, то человечество получит еще один шанс выжить!

Нанотехнологии

Одна из наиболее молодых и бурно развивающихся отраслей содержит в себе большое количество нерешенных задач. Причем решение хотя бы одной означает гигантский рывок вперед и, как вариант, присвоение справившемуся с ней Нобелевской премии. С другой стороны, работа с нанотехнологиями – это работа целых НИИ или как минимум отделов. Помимо диплома о высшем образовании может потребоваться и ученая степень – причем полученная за работы в области нанотехнологий. То есть путь к славе тернист и далек – следует хорошо подумать перед тем, как выбрать эту стезю.

Космос

С одной стороны, приток сюда кадров со свежими идеями жизненно необходим, с другой – всё-таки космическая техника требует консервативного подхода из-за большой стоимости производства и эксплуатации. Любые новшества в космической технике и системах жизнеобеспечения требуют проверки в реальных условиях – то есть в космическом пространстве. А теперь представьте себе: сколько стоит изготовить образец и запустить его на орбиту? Поэтому требуется большое количество времени и средств, прежде чем испытать даже самое незначительное улучшение того или иного устройства или прибора. Космос не прощает ошибок – и единственной ценой ошибки в расчетах или при проектировании будет человеческая жизнь. А зарплата в НИИ и КБ, работающих на космос, крайне мала; это работа для фанатов своего дела. И получается, что за нищенскую зарплату возлагается огромная ответственность.

Физика

Здесь до сих пор остаются белые пятна, и интерес к ним не ослабевает. Львиную долю проблем физики составляют проблемы ядерной физики и квантовой механики. К примеру, в Дубне до сих пор открывают тяжелые элементы, экспериментируют с различными установками. Теоретическая физика с трудом продирается сквозь математические препятствия: возможностей современной математики уже не хватает для описания и объяснения результатов исследований и расчетов.

Иными словами, в научной сфере творческие люди как были востребованы, так и продолжают таковыми оставаться. Но вот заманить молодежь в ученые уже нечем. В отличие от прикладных исследований, результаты теоретических изысканий, да еще и в такой специфической сфере, интересны лишь относительно небольшому кругу лиц – тем же коллегам-ученым.

Как можно обобщить вышенаписанное? Да, творческие люди нужны во многих отраслях, но вот что делается для того, чтобы привлечь туда молодежь? Там, где в основном работают частные инвесторы и вращается частный капитал, всё в порядке – и зарплаты приличные, и с испытательной базой нет проблем. В научные разработки вкладываются немалые средства. Это если говорить о связи и энергетике. Для нанотехнологических разработок средства из государственного бюджета выделяют и обещают выделять солидные, но путь для творческого человека невообразимо тернист и далек. В солидные НИИ попасть, даже имея красный диплом, непросто. Нужна реальная работа – для начала в тех же НИРС, написание статей, проект диссертации. В общем, «попробовать, если не получится – бросить» здесь не выйдет. Для того чтобы «попробовать», уже нужно приложить немало усилий.

Часть вторая, гуманитарная

Мы привыкли делить науки на точные и…. вольные? Как бы не так! Конечно, в гуманитарных науках вы не найдете ни формул, ни уравнений, ни даже однозначных ответов на конкретные вопросы. Успех в истории и филологии зависит от способности приподняться над реальностью и увидеть обычные вещи и факты с необычной стороны – но не спешите делать выводы об абсолютной вольнице, которая якобы ожидает вас на стезе гуманитаристики.

Что же может помешать воплощению ваших блестящих фантазий? Во-первых, это известная консервативность научного сообщества. Отважитесь заняться наукой — вашим претензиям на уникальные открытия, искрометные интерпретации придется сосуществовать с академическими формальностями, архаичными взглядами ученых мастодонтов, скепсисом к новым идеям и тенденциям со стороны членов ВАК. Но зачастую эти преграды лишь закаляют молодого ученого, заставляя его более основательно доказывать свои выводы. К тому же у любой авангардной идеи (если она действительно актуальна и перспективна) всегда найдутся приверженцы – такие же молодые авантюристы.

Гораздо сложнее обстоят дела в прикладных сферах (PR, реклама и др.), ведь широкое общественное мнение и вкусы масс – более суровые судьи, чем профессора и академики. Важно, что любая практическая деятельность гуманитария рискует оказать серьезное влияние на общество, а это неизбежно требует осознания ответственности. Если инженер-энергетик, сконструировав ненадежный аккумулятор для сотового телефона, омрачит жизни потребителей небольшими финансовыми потерями и минутным разочарованием, то педагог, «запускающий» новую образовательную программу, бесповоротно меняет сознание своих учеников и их дальнейшую жизнь. Не только педагог, но и любой гуманитарий рискует быть услышанным, и именно с этой активной включенностью в жизнь общества связаны не только все безграничные просторы, но и все ограничения в деятельности гуманитария.

История

Со времени возникновения этой науки и по сей день ведутся споры о значении истории для общества. Некоторые понимают историка как учителя жизни, их оппоненты видят в этих исследователях только хранителей чистого, не прикладного знания о прошлом и считают историю лишь способом удовлетворить собственное любопытство за казенный счет. Но сам факт существования профессии историка говорит о странной потребности общества в знании прошлого.

Было бы ошибкой свести деятельность историка только лишь к выкапыванию доселе неизвестных фактов, хотя и здесь еще много простора для работы – не раскопанные курганы дожидаются археологов, многие памятники древней письменности еще до конца не расшифрованы, документы, затерянные в архивах, ждут огласки. Но основная задача, которую ставит общество перед историком – это интерпретация, т. е. поиск нового значения исторических фактов, событий, эпох. Например, в конце XIX века было принято интерпретировать монгольское иго как катастрофу, приведшую к краху древнерусской культуры, а многие современные исследователи видят в тех же фактах причину объединения разрозненных княжеств и начало российской государственности. Сейчас много говорят о переиначивании и даже «подмене» истории, однако опасения напрасны: это абсолютно естественный процесс. Общество ищет в истории не сухие факты, а свою сопричастность с прошлым. Общество меняется и каждый раз требует заново пересказывать историю – так историк сам становится ее автором.

Все это неизбежно приводит к модернизации самой науки – появляются новые области знания, такие как микроистория (или история повседневности), история материально-бытовой культуры, история моды. Эти, сравнительно молодые и еще малоосвоенные, направления нуждаются в молодых и азартных исследователях.

Реклама

По одежке встречают не только человека, но и товары. Предпринимателю, чтобы добиться успеха и стать миллионером, недостаточно разработать грамотный бизнес-план и наладить производство: товар еще нужно «одеть» и представить потребителю. Основная цель рекламы – заставить покупателя «правильно встретить» и, в перспективе, полюбить товар.

В рекламе занято множество самых разных специалистов – это и дизайнеры, и копирайтеры, режиссеры и операторы рекламных видеороликов, медиа-аналитики, социологи, бренд-менеджеры и т. д. Венчает эту пирамиду маркетолог. Всех этих специалистов, работающих в рекламе, объединяет одна задача – и сковывают одни и те же проблемы. В системе рекламы самым обидным для творческого человека оказывается критерий оценки его идеи – нет, это не эстетичность, не оригинальность, не остроумие… Качество идеи измеряется количеством денег, которые заказчик заработал с ее помощью.

В этой жесткой реальности самыми уязвимыми оказываются люди творческих профессий, или, как принято называть их в рекламе, – креаторы. «Подрезать крылья» творческой фантазии стремятся, с одной стороны, маркетологи, а с другой – непосредственно заказчики. И это стремление вполне объяснимо, ведь за ним стоит потребитель со своими вкусами, в большинстве случаев не совпадающими со вкусами креатора, а предприниматель и маркетолог в первую очередь экономисты, и как экономистам им необходимо сократить риск – ведь производство любой рекламной продукции дело достаточно дорогое. Но как быть творческому человеку? Существует несколько конструктивных путей: во-первых, смириться, подчиниться воле рынка, заменить творчество технологией, зарабатывать вполне приличные деньги и прозябать по полгода где-нибудь в Гоа… Второй выход более компромиссный: дело в том, что все штампы, которые заменяют в рекламе живую творческую мысль, рано или поздно «замыливаются» и перестают работать: согласитесь, нельзя до бесконечности смотреть на оттертую до блеска половину монеты и тонны фруктов, падающих в йогурт… И тут наступает время для блестящей идеи – и ваш «звездный час». Наконец, третий, самый сложный путь – это «стать в позу», отказываться от выгодных заказов в пользу собственных интересов, самому выбирать себе заказчиков. К сожалению, этот путь губителен для начинающих креаторов, зато специалистам, уже зарекомендовавшим себя удачными проектами, такое поведение рано или поздно принесет почет в рекламном обществе.

У маркетолога дела обстоят гораздо сложнее. В своей работе он опирается не на творческую интуицию, а на данные социологических исследований. Наиболее радикальные маркетологи вообще отвергают творчество в рекламе и предпочитают пользоваться специальными каталогами образов и символов, где собраны все возможные графические элементы и разъяснены возможные эмоции, которые они вызывают. С точки зрения рынка, это разумный ход, но мыслимо ли развитие в этих тесных рамках? Безусловно! Во-первых, сознание покупателя постоянно меняется – а маркетолог в ответ на это должен тонко анализировать изменение запросов общества и адекватно на них реагировать. К тому же большинство стандартных рекламных ходов разработаны на Западе и требуют адаптации к российскому потребителю. Во-вторых, если всем прочим работникам рекламы вездесущий рынок ограничивает творческий потенциал, то у маркетолога есть возможность самому управлять рынком.

PR

Пожалуй, самая свободная профессия. Ее ограничивают только нормы приличия, принятые в обществе – ведь PR-акция, будь то газетная статья или мероприятие, должна привлекать, а не отпугивать. Эта профессия требует от человека общительности, креативности, аналитического мышления и беспринципности. Клиенты пиарщика — а ими могут оказаться компании, политические партии, какой-нибудь товар или некая личность — должны получить отдачу в виде общественного резонанса. Он творец новостей. Его задача – создать общественное мнение о своем клиенте.

Культурология

Эта самая молодая гуманитарная наука, несмотря на давление и скепсис со стороны классических дисциплин, по праву считается и самой популярной. Помимо непосредственно культурологов под ее широкое крыло приходят и специалисты из других областей, чьи идеи не вмещаются в русло «классических» дисциплин. Несмотря на чрезвычайную сложность теоретической части, результаты практических исследований оказываются невероятно увлекательными и актуальными. В этой области от исследователя требуется помимо академической выучки еще и оригинальность, наблюдательность и острый ум.

Творческие возможности обусловлены здесь множественностью определений самой культуры. Современные словари предлагают более четырехсот дефиниций культуры – и «ваша культурология» будет зависеть от того определения, которое вы сами выберете. Однако стоит обозначить самые актуальные на сегодняшний день направления.

Западный аналог культурологии – cultural studies. Внимание этих специалистов приковано к современной массовой культуре. Они умеют задавать вопросы тому, что кажется очевидным и недостойным внимания, но ведь постичь человека можно только узнав о его обыденности, о тех вещах, которые окружают его повседневно. Все достижения массовой культуры становятся у них материалом для исследования, а результаты этих исследований пользуются спросом у тех, кто рассчитывает завоевать сердца масс. Каждый от клипмейкера до политика нуждается в таких специалистах, однако в нашей стране подобными исследованиями занимаются всего несколько человек…

Пожалуй, самое занимательное воплощение культурологии – это футурология, наука о будущем. Футуролог не имеет отношения к предсказаниям, ясновидцам и прочей мистике — он совмещает доскональное знание настоящего с маленькой фантазией и вычисляет возможные пути истории. Потребность в таких специалистах испытывают те, кто занимается стратегическим планированием, но на данный момент этих потенциальных потребителей гораздо больше, чем футурологов.

Ценность культурологического образования не столько в практических навыках, сколько в расширении кругозора и, пожалуй, самое важное — в усвоении нового современного образа мышления. Специалистам с таким образованием открыта любая сфера деятельности – от хранителя музея до того же политика.

Здесь рассказано лишь о некоторых гуманитарных дисциплинах, но такой выбор не случаен. С одной стороны, все они по-своему уникальны: история – самая старая «классическая» дисциплина; PR и маркетология – самые прикладные; культурология – самая юная и азартная. Но, в то же время, они обнажают и типичные проблемы гуманитаристики.

Задумываясь о возможности реализовать свой творческий потенциал, стоит помнить, что основная задача любо гуманитарного образования – направить студента «на путь истинный», показать многогранность реальности и снабдить инструментами для ее постижения, научить думать современно. Усвоив этот широкий взгляд на мир, вы каждый день будете открывать для себя новые горизонты.

edunews.ru

Через творчество – к профессии

Все дети любят рисовать. Дети рисуют с раннего возраста потому, что художественное изображение – преимущественно доступная им форма обучения, связанная со всем процессом образовательных представлений, понятий, умозаключений.

Именно поэтому процесс рисования вызывает у детей чувство радости, снимает нервное напряжение, вызывает положительные эмоции. Кроме того, педагогически организуемая изобразительная деятельность развивает чувство цвета.

Приводя ребёнка в изостудию, родители, как правило, преследуют следующие образовательные цели:

– чем-то полезным ребёнок должен заниматься в свободное время;

– ребёнка нужно подготовить к школе;

– хотелось бы научить ребёнка рисовать;

– желательно развить творческие способности ребёнка;

– важно вовремя удовлетворить желание самого ребенка;

– в долгосрочной перспективе необходимо помочь ребёнку в выборе будущей  профессии.

Программа обучения в нашей изостудии рассчитана на детей от 6 до 16 лет и в стратегическом плане является профориентированной. Логика выхода на профориентацию разворачивается последовательно. В дошкольном и младшем школьном возрасте ставятся задачи, соответствующие физиологическому и психическому развитию детей. Дети учатся правильно пользоваться карандашом, резинкой, смешивать краски на палитре, творчески подходить к своей работе. На втором и третьем году обучения дети учатся передавать пропорции, очертания, цвет изображаемых предметов, сравнивать свой рисунок с изображаемой натурой, передавая характерные особенности. Перед детьми ставятся и новые, более сложные учебные задачи: развитие глазомера, образного мышления, грамотный подход к самому процессу рисования и письма. И только на 4-5 год обучения занятия ведутся с акцентировкой детей на профессию.

Наблюдения показывают, что в настоящее время учащиеся серьёзно интересует профессия дизайнера – дизайнер одежды, интерьера, ландшафтный дизайнер, полиграфист.

В нашей изостудии создаются условия для раскрытия творческого потенциала учащихся при поддержке родителей, развивается интерес к определенному виду профессии, что является хорошей мотивацией к дальнейшему обучению в изостудии. Педагогу и родителям, интегрируя свои усилия, очень важно объективно оценивать возможности ребенка, так как важно помочь не ошибиться в выборе профессии. Этот методический, а равно и психологический аспект проблемы, заслуживает сегодня самого пристального исследовательского внимания.

Некоторые педагоги считают, что строго научная база преподавания плохо уживается с творчеством. Это не так. Мой многолетний опыт доказывает, что если, к примеру, вовремя перед учащимися не ставить новые, более сложные образовательные задачи (изучение графической либо живописной грамоты), то это, в принципе, приведёт к угасанию интереса заниматься художественно-изобразительной деятельностью. Новые теоретико-практические знания учащийся приобретает постепенно. Форсировать этот процесс нельзя. Порой возникает необходимость дать ученику возможность рисовать так, как он хочет, как умеет, как кажется ему верным. Пусть даже с риском ошибиться. Так, следуя за спонтанно осуществляемой работой ребёнка, нужно ненавязчиво натолкнуть его на те ключевые конфликты, которые возникают при беспорядочных попытках. Вот здесь педагог и помогает самому ученику понять сущность противоречий его рисунка с натуры. Только после этого перед ним ставятся более сложные учебные задачи. Именно с сознательно осуществляемого прогресса в изучении изобразительной грамоты мы, строго говоря, начинаем подходить к процессу профессионального самоопределения. Социальный заказ в наш адрес обусловлен и требованиями соответствующих профессиональных образовательных учреждений.

Для поступления в специальные художественные учебные заведения учащиеся должны обязательно владеть рисунком. На учебных занятиях рисунком дети изучают законы перспективы, с помощью соотношения света и тени, передачу объема изображаемых предметов. Рисунок, в сути своей, имеет научно-вспомогательное значение. Активно применяется он в технике (зарисовка деталей), в топографии, архитектуре. И живопись имеет существенное значение в профессиональной ориентации учащихся. Воспитание у детей живописного восприятия основывается на развитии чувства цвета. Способность видеть и передавать особенности изображаемых предметов приходит в результате большой работы. На занятиях живописью учащиеся работают пастелью, акварелью, гуашью, пишут маслом. Поступая в художественное училище, институт искусств либо колледж культуры, учащиеся должны сдавать экзамен по композиции. Работа над композицией красной нитью проходит через весь период нашего обучения. С этой целью проводятся лекции, организуется посещение музеев, выставок. Работая на пленэре учащиеся имеют возможность получать сильные, яркие впечатления от природы. Известно, современное понимание композиции далеко от каких-либо схем. И, тем не менее, в построении композиции есть закономерности, на которые нужно обратить внимание. Особо отмечу: настойчиво развивая понимание композиции изображения, необходимо индивидуально подходить к каждому ребенку.

Для повышения мотивации к занятиям дети изостудии постоянно принимают участие в творческих выставках городского, областного и международного уровня. Значительные победы повышают самооценку учащихся, дают им хороший стимул для дальнейшего творчества.

Ещё один важный ресурс не следует упускать из виду. Большую помощь в профессиональной ориентации вносят выпускники моей изостудии. Ведь поступив в специальные учебные заведения, они не теряют связи с нами, приходят на занятия, рассказывают о своих учебных заведениях, устраивают свои персональные выставки.

В современных условиях рынка, когда повышаются требования к качеству работы специалистов разных профессий, к уровню их подготовки, подростки рано начинают понимать, что от выбранной профессии зависит место, социальный статус в обществе. Но при этом для них очень важно, чтобы профессия была не только престижной, но и интересной, т.е. могла полностью раскрыть их творческие возможности. А только в содружестве педагогов и родителей, подходя индивидуально к каждому учащемуся, в изостудии можно создать благоприятные условия для профессионального самоопределения.

www.io.nios.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *