Черты мировоззрения обыденного – 5. Обыденное мировоззрение

Содержание

3.1. Особенности обыденного мировоззрения. Понятие мировоззрения

Похожие главы из других работ:

Возникновение философии как мировоззрения

1. Понятие мировоззрения

Философия составляет теоретическую основу мировоззрения, или его теоретическое ядро, вокруг которого образовалось своего рода духовное облако обобщенных обыденных взглядов житейской мудрости…

Возникновение философии как мировоззрения

6. Функции мировоззрения

Теоретически сформулированным мировоззрением является философия. Здесь мировоззрение выступает как деятельное отношение человека к миру. С такой позиции мировоззрение — это общественное самосознание человека…

Исторические типы мировоззрения

1. Мировоззрение — ядро философии. Структура мировоззрения (уровни и компоненты). Исторические типы мировоззрения (мифология, религия, философия, наука)

мировоззрение мифология религия философия Термин «философия» (от греч. «philio»- любовь и «sofia»- мудрость) буквально означает «любовь к мудрости» и впервые встречается у древнегреческого философа Пифагора (580-500 гг. до н.э.)…

Мировоззрение. Исторические формы мировоззрения, особенности мифологического и религиозного мировоззрения

3. Особенности мифологического и религиозного мировоззрения

мировоззрение миф религия Люди уже в исторические времена создавали представления о мире, который их окружает, и о силах, которые управляют и миром, и человеком…

Особенности мировоззрения человека античности

1. Особенности мировоззрения человека античности

Совесть как центральный нравственный орган личности — в то же время является внутренним ядром личности и носителем морального закона, приобретенного через идентификацию с моделью самосознания культурного сообщества…

Понятие мировоззрения

2. Структура мировоззрения

Будучи важной составной частью внутреннего мира человека, мировоззрение имеет сложную структуру. Мировоззрение человека непременно обнаруживает себя в различных феноменах его духовной жизни и поведения: во взглядах, верованиях, убеждениях…

Понятие мировоззрения

3.2. Особенности религиозного мировоззрения

Мифологическое сознание исторически предшествует религиозному. Религиозное мировоззрение более системно, чем мифологическое, оно более совершенно в логическом плане…

Понятие мировоззрения

3.3. Основные особенности философского мировоззрения

Философия может быть и религиозной, и атеистической, — в зависимости от того, каким исходным мировоззренческим тезисом она руководствуется при построении своей системы…

Проблемы религиозного освоения мира. Формирование религиозных представлений

1.2 Эволюция религиозного мировоззрения. Особенности религиозного сознания

Религиозное мышление, по существу, стало первой формой осмысления человеком мира и, согласно последним научным данным, возникло около 40-50 тысяч лет тому назад [4, 44]…

Расцвет нравственной философии Древнего Китая

1. Особенности древнекитайского мировоззрения

Религиозно-мифологическая сторона духовной жизни Древнего Китая не имела такого всеобъемлющего характера, как в Индии. Однако пантеистические мотивы, несомненно, повлияли на становление древнекитайского этико-философского мышления…

Учение Ф. Бэкона о человеческих заблуждениях

3. Критика обыденного и схоластического разума

«Истинные» и «мнимые», «объективные» и «субъективные» компоненты человеческого знания восходит к самой сущности философии как науки и в античности отчетливо осознается уже Демокритом и элеатами…

Философия

5.3 Характерные особенности мировоззрения Просвещения

Просвещение — широкое интеллектуальное движение, направленное против феодализма и диктата церкви, которое распространилось по всей Европе и достигло своего расцвета во Франции в XVIII в. Просвещение отражало интересы развивающейся буржуазии…

Философия, ее роль в жизни общества и человека

1. Понятие и структура мировоззрения. Исторические типы мировоззрения: миф, религия, философия

В самом простом, наиболее распространенном понимании мировоззрение — это совокупность взглядов человека на мир, который его окружает. Жизнь людей в обществе носит исторический характер. То медленно, то ускоренно…

Философия, ее роль в жизни общества и человека

1. Понятие и структура мировоззрения. Исторические типы мировоззрения: миф, религия, философия

В самом простом, наиболее распространенном понимании мировоззрение — это совокупность взглядов человека на мир, который его окружает. Жизнь людей в обществе носит исторический характер. То медленно, то ускоренно…

Философия, ее роль в жизни общества и человека

1. Понятие и структура мировоззрения. Исторические типы мировоззрения: миф, религия, философия

Мировоззрение — система взглядов на объективный мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе, а также сложившиеся на основе этих взглядов убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности…

fil.bobrodobro.ru

§3 Что таков обыденное мировоззрение?

Не будет открытием заявить о том, что большинство людей несвободно в выборе мировоззрения. Они абсо­лютно зависимы от господствующих в социуме идеологий. Так, в обществе с атеистической идеологией значительная часть его членов становится атеистами, в обществе же, ис­поведующем религиозные принципы, большинство лю­дей — верующие.

Обыденное мировоззрение есть прежде всего результат воздействия семьи и той социальной среды, в которую человек включен в детские и подростковые годы жизни.

Обыденное мировоззрение является совокупностью социальных стереотипов своего времени. В наибольшей степени его можно соотнести с понятием «здравого смыс­ла».

Главной чертой обыденного мировоззрения является его несамостоятельность. Человек — носитель обыден­ного мировоззрения — находится под влиянием массы людей. И это влияние сопровождает его всю жизнь, про­никая в глубины бессознательного. Большинство социальных атомов подчиняет себе один из них — вплоть до поте­ри персональности.

Второй чертой обыденного мировоззрения есть его не­критический характер. Обладатель обыденного мировоз­зрения всегда принимает на веру все исходящее из значи­мой для него социальной среды.

Третья особенность состоит в том, что обыденное мировоззрение не является творческим и не обладает спо­собностью к саморазвитию. Это приводит к его бессистем­ности, делая хаосом из постоянно меняющихся и часто несогласующихся целей и установок.

Может показаться, что обыденное мировоззрение созда­ется не личностью, а массой, совокупными усилиями всей социальной среды, живущей в определенных экономиче­ских и культурных условиях. Однако это лишь отчасти так. В социальной среде действительно шлифуются мировоз­зренческие принципы, но они приходят в нее извне и явля­ются результатом персональных усилий. Здесь уместна такая аналогия: море как некая достаточно активная среда шли­фует гальку, но сами камешки не производятся морем.

Идеи, принципы и ценности приходят в социальную среду из сфер религии и идеологии, а обе эти сферы в сво­их истоках всегда личностно окрашены. И если религия на сегодняшний день свободно и естественно излучает в со­циальную среду свои идеи, позволяя сделать

выбор совести, то идеология (как правило, сфера религиозных представ­лений, суженная под влиянием воли к власти личности и социального слоя) «давит» на среду, сознательно стремясь внедрить определенную систему идей в массовое сознание для того, чтобы манипулировать им.

Другое дело, что религиозное и идеологическое тесно сплетаются в обыденном мировоззрении… Идеологическое становится религиозным, а религиозное идеологическим.

Можно ли освободиться от этого и избежать обезличи­вающих стереотипов мышления и жизни? Да, если человек стремится развить личностное мировоззрение.

§4 Феномен личностного мировоззрения

Личностное мировоззрение во всех своих чертах проти­воположно обыденному.

Во-первых, это мировоззрение самостоятельное и свободное, являющееся достижением личности, которая преодолевает воздействие среды, довлеющее над нею с дет­ства. Это мировоззрение, освободившееся от того, что Френсис Бэкон называл «идолами рода» и «идолами пло­щади» — общепринятыми заблуждениями эпохи.

Во-вторых, это мировоззрение самосознающее и само­познающее. Взгляд внутрь себя, пристальное внимание к динамике развития своей личности — его сущностная чер­та.

В-третьих, личностное мировоззрение есть критиче­ское мировоззрение. Ничто не принимается на веру, не пройдя суд собственного разума и переживания.

В-четвертых, личностное мировоззрение есть творче­ское мировоззрение. Оно выступает основанием созидания новых целей, идеалов и ценностей. Именно творческий характер личностного мировоззрения позволяет решать проблему смысла жизни как смысла свободы — свободы выбора и свободы достижения выбранного. Поиск смыс­ла жизни перестает быть поиском застывшего и вещест­венного — всего того, что время превращает в прах. «Ис­кание истины есть в известном смысле и нахождение исти­ны, такого рода обращение к смыслу жизни есть проник­новение смыслом», — пишет Н. Бердяев.

Личностное мировоззрение так или иначе тяготеет к системности последовательности и цельности. Но человек, обладающий таким мировоззрением, далеко не всегда способен объединить внутренний мир в такую целостность, где все части необходимо и свободно соединены друг с другом. Личностное мировоззрение поэтому лишь стремится стать миропониманием философским миро­воззрением.

§5

Философское мировоззрение .Любое ли личностное мировоззрение устремлено

к философскому?

Итак, философское мировоззрение есть ступень зрелости личностного это личностное мировоззрение, обретшее системность и внутреннюю целостность.

Всякое философское мировоззрение является личност­ным, но не всякое личностное — философским.

Любое ли личностное мировоззрение как само­стоятельное может рассчитывать на то, что оно устремле­но к философскому мировоззрению? Да, если оно стремит­ся обрести системность. Нет, если оно остается лишь само­стоятельным. Более того, если самостоятельность мышле­ния и бытия не движется к системности, она становится случайным и поверхностным явлением, а потому рано или поздно тонет в стихии социальных стереотипов, утрачивая личностный характер.

Самостоятельность, которая чаще всего обладает лишь даром критичности, должна быть дополнена не только самопознанием и творчеством, но и глубинным стремле­нием к системности — лишь это дает ей возможность об­рести устойчивость и жизнь.

Поэтому расхожее утверждение о том, что каждый сам по себе является философом, весьма далеко от истины. Философское мировоззрение есть сложнейшая и неустан­ная работа духа, преодолевающего собственную ограни­ченность.

studfiles.net

Типы мировоззрения

Яндекс.ДиректВсе объявления

Теплый пол своими руками.Легко! Видеокурс от А до Я.Схемы, расчет, оборудование.Возьмите и сделайте!kozinv.ru 

Теплый пол Теплые полы для вашего комфорта. Заходи! Магазин «Теплый дом».Адрес и телефон teplomax.net Симферополь

С точки зрения исторического процесса выделяют три ведущих исторических типа мировоззрения:

Мифологическое мировоззрение (от греч. mythos — сказание, предание) основано на эмоционально-образном и фантастическом отношении к миру. В мифе эмоциональный компонент мировоззрения превалирует над разумными объяснениями. Мифология вырастает прежде всего из страха человека перед неизвестным и непонятным — явлениями природы, болезнью, смертью. Поскольку у человечества еще не было достаточно опыта для понимания истинных причин многих явлений, они объяснялись при помощи фантастических предположений, без учета причинно-следственных связей.

Религиозное мировоззрение (от лат. religio — благочестие, святость) основано на вере в сверхъестественные силы.Религии в отличие от более гибкого мифа свойственны жесткий догматизм и хорошо разработанная система моральных заповедей. Религия распространяет и поддерживает образцы правильного, нравственного поведения. Велико значение религии и в сплочении людей, однако здесь ее роль двойственна: объединяя людей одной конфессии, она зачастую разделяет людей разных верований.

Философское мировоззрение определяется как систем но-теоретическое. Характерными чертами философского мировоззрения являются логичность и последовательность, системность, высокая степень обобщения. Основным отличием философского мировоззрения от мифологии является высокая роль разума: если миф опирается на эмоции и чувства, то философия — прежде всего на логику и доказательность. От религии философия отличается допустимостью свободомыслия: можно остаться философом, критикуя любые авторитетные идеи, вто время как в религии это невозможно.

Если рассматривать структуру мировоззрения на современном этапе его развития, можно говорить об обыденном, религиозном, научном и гуманистическом типах мировоззрения.

Обыденное мировоззрение опирается на здравый смысл и житейский опыт. Такое мировоззрение оформляется стихийно, в процессе житейского опыта и его сложно представить в чистом виде. Как правило, человек формирует свои взгляды на мир, опираясь на четкие и стройные системы мифологии, религии, науки.

Научное мировоззрение основано на объективных знаниях и представляет собой современный этап развития философского мировоззрения. Последние несколько столетий наука все дальше отходила от «туманной» философии в попытке достичь точного знания. Однако в итоге она далеко отошла и от человека с его потребностями: результатом научной деятельности является не только полезная продукция, но и оружие массового поражения, непредсказуемые биотехнологии, приемы манипулирования массами и т.д.

Гуманистическое мировоззрение основано на признании ценности всякой человеческой личности, се права на счастье, свободу, развитие. Формулу гуманизма выразил Иммануил Кант, сказав, что человек может быть только целью, а не простым средством для другого человека. Аморально использовать людей в своих интересах; следует всячески способствовать тому, чтобы каждый человек мог раскрыть и полностью реализовать себя. Такое мировоззрение, впрочем, стоит рассматривать как идеал, а не как реально существующее.

studfiles.net

2 Особенности обыденного мировоззрения и его роль в формировании мифологического и художественного сознания Искусство и мировоззрение

Обыденное (житейское) мировоззрение – исторически первичная форма мировоззрения как в онто-, так и филогенезе. Целостность обыденного мировоззрения достигается за счет ассоциативного мышления и произвольной связи знаний о разных сферах бытия; путем случайного (неупорядоченного) смешения результатов мироощущения и результатов миропонимания в единое целое. Главная особенность обыденного мировоззрения – его фрагментарность, эклектичность, и бессистемность, поскольку этот тип мировоззрения основан на абстракциях I уровня.

В реальности все вещи и явления действительно конкретны, т.е. обладают целостностью всех присущих им свойств и взаимосвязей.

Речь (слово), как уже отмечалось выше, всегда в той или иной мере абстрагируется от конкретного, и фиксирует лишь некоторую часть конкретного: слово «яблоко» абстрагируется от гнилых, несъедобных, горьких, черных (бывают и такие) яблок, подразумевая только «норму», свойственную этому фрукту. Вместе с тем, в некоторых случаях абстрагирование от конкретной целостности воспринимаемого осуществляется непоследовательно и бессистемно. Именно таким путем и формируются абстракции I уровня: определение «зеленые яблоки», может быть дано не по цвету, а по критерию пригодности в пищу, но это значение будет проявлено в тексте не через логическую дефиницию, а посредством так называемого «контекста», т. е. значения понятия, задаваемого «общим смыслом речевого высказывания».

Для того чтобы перейти к абстрагированию II уровня, т. е. к логически точным речевым высказываниям, контекст которых не поясняет, а закрепляет значения лексем, необходимо научиться процедурам логического анализа и синтеза понятий. У большинства людей этот навык формируется неосознаваемым образом, особенно в том случае, если категориальное мышление является типичным для данной культуры.

В любом случае, только при условии доминирования в мышлении процедур абстрагирования II уровня (уровня категориального мышления), обобщения, наличная картина мира может системно и непротиворечиво связать в единую целостность большую часть чувственной разносторонней (многогранной) действительности. Только категориальное мышление способно развиваться из содержательного, а не формального противоречия, потому что формальные противоречия устраняются из такого мышления автоматически, на уровне безусловных рефлексов.

Без развитого категориального мышления мировоззрение зачастую остается противоречивым не только на содержательном, но и на формально-логическом уровне и осуществляется, как в анекдоте о диалоге двух пожилых приятельниц, встретившихся после долгого перерыва:

– «Как дети?

– По-разному. У дочки, слава Богу, все отлично: муж прекрасный нашелся – и готовит сам, и стирает, и по магазинам ходит, а по утрам (не поверишь!) – даже кофе ей в постель подает!

– А сын?

– Ой, и вспоминать не хочу! Такая стерва попалась: и в магазин сам ходи, и готовь сам, и стирай, а по утрам (не поверишь!), – он ей еще и кофе в постель подавать должен!»

Естественно, что противоречий в собственных выводах такое мировоззрение не замечает (как ребенок К. Чуковского, о котором уже говорилось выше), и верить картине мира, созданной с помощью такого мировоззрения, можно лишь с очень большими оговорками. При деятельности такого типа мировоззрения обычно нарушаются все законы формальной логики. На основе обыденного мировоззрения исторически первым стихийно рождается миф – т. е. творческое отображение мира сознанием, главной отличительной особенностью которого являются логические обобщения, нарушающие логический закон достаточного основания.

Логические посылки для мифологизированного восприятия действительности при этом имеются, они лежат в основании практического опыта человека, но выводы о строении и законах существования действительности в мифе, как правило, вполне соответствующие наблюдаемым фактам из жизни природы, общества и человека, соответствуют этим фактам лишь в произвольно выбираемом числе взаимосвязей. Например, языческий миф об Илье Пророке, грохот колесницы которого людям кажется громом, а удары посоха о тучи – молниями, очевидным образом построен методом перенесения опыта жизнедеятельности человека в «небесную сферу». С помощью такого же метода аналогии в современном российском обществе, большинство членов которого физически страдают из-за нехватки средств к существованию, функционирует миф о том, что большие деньги могут сделать человека счастливым, потому что богатый сможет купить себе все, что захочет. Именно из-за этой особенности миф можно определить как способ безболезненного преодоления незнания.

1raz9elite2

Миф – это наиболее простой творческий способ преодоления незнания путем прямого моделирования в сфере незнаемого знакомых (известных) связей и закономерностей. Огромное подспорье при мифологизации обыденного мировоззрения играет имманентная потребность и способность человека к фантазии, формируемая в обществе в силу уже упоминавшейся необходимости существования человека одновременно и в прошлом, и в настоящем, и в будущем, да еще и в условиях доминирования условных связей над безусловными. Главной лексической единицей мифологического мышления является образ.

Образ – это специфическое образование второй сигнальной системы, основной спецификой которого является, с одной стороны, полная открытость значения для внесения субъективных смыслов (для домысливания), а с другой – существенное преобладание в этой лексической единице смыслов над значениями. Образ строится путем ассоциации, т. е., основан на принципе преобладания личного опыта индивида над историческим опытом культурного сообщества; на принципе преобладания свободы в передаче адресату информации, над ограничениями, над ответственностью за переданное сообщение. Можно утверждать, что в образе условные (субъективные) связи и отношения доминируют над безусловными (объективными).

Не контролируемая и никак не регламентируемая свобода позна-

вательной деятельности человека неизбежно приводит к мифоло-

гизации сознания, влекущего за собой: а) развитие художествен-

ного творчества и искусства в целом, и б) застой в развитии общественной жизни, поскольку к поставленным целям человек вынужден идти наиболее длинными, опасными и зачастую бесперспективными путями.

ayp.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *