Что изучает управление народным хозяйством – Экономика и управление народным хозяйством (Аспирантура и докторантура)

Экономика и управление народным хозяйством (Аспирантура и докторантура)

1. Промышленность.

Содержание этой области исследования: экономические отношения, возникающие в процессе развития народного хозяйства; методы, механизмы, инструменты и технологии функционирования экономических систем и институциональных преобразований в условиях рыночной экономики с учетом тенденций глобализации экономических процессов в отраслях промышленности. Объект исследования: национальные, отраслевые, региональные и отдельные экономические системы, сложившиеся и формирующиеся в результате институциональных преобразований в первичных и агрегированных звеньях промышленности (предприятия, хозяйственные ассоциации, финансово-промышленные объединения топливно-энергетического, машиностроительного, металлургического и др. комплексов народного хозяйства).

2. Управление инновациями.

Содержание этой области исследования: выявление, анализ и разрешение проблем инновационного развития национальной экономики, управления основными параметрами инновационных процессов в современной экономике, научно-технического и организационного обновления социально-экономических систем, а также методов и инструментов оценки результатов инновационной деятельности.

3. АПК и сельское хозяйство.

Содержание этой области исследований: экономические отношения в сфере агропромышленного комплекса и его отраслей: сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности, сельскохозяйственного машиностроения, производства минеральных удобрений, лесного, водного и рыбного хозяйства, оптовой и розничной торговли продовольственными и сельскохозяйственными товарами, обслуживания предприятий и организаций комплекса, производственной и социальной инфраструктуры.

4. Экономика предпринимательства.

Содержание этой области исследования: закономерности и тенденции развития системы ведения хозяйства на инициативной, рисковой основе с целью получения предпринимательского дохода; методология, теория формирования и развития предпринимательства; формы, методы, методологическое обеспечение и управление предпринимательством как одним из стратегических ресурсов и внутренних источников развития национальной экономики в целом и ее предпринимательских структур.

5. Строительство.

Содержание этой области исследования: разработка экономических проблем современного состояния и прогнозирования развития строительного комплекса под влиянием таких тенденций и факторов, как реструктуризация национальных экономик, инновационные технологии, совершенствование технологической и воспроизводственной структур инвестиций, повышение роли социально-ориентированных направлений развития и др.

6. Экономика труда.

Содержание этой области исследования: экономическая наука, посвященная исследованию тенденций и закономерностей трудовой деятельности людей; социально-трудовые отношения; воспроизводство трудовых ресурсов и рабочей силы; правовые, организационные и социально-экономические механизмы управления трудом.

7. Сфера услуг.

Содержание этой области исследования: анализ современных тенденций и прогнозов развития экономики, управления сферой услуг; определение научно обоснованных организационно-экономических форм деятельности, типологий форм хозяйственного механизма предприятий, учреждений, организаций и комплексов отраслей сферы услуг; совершенствование методов управления и государственного регулирования.

8. Экономика народонаселения и демография.

Содержание этой области исследования: во-первых, экономика народонаселение как важнейшее направление экономической науки, изучающее закономерности влияния экономики на воспроизводство населения в целом и его отдельные процессы (рождаемость, смертность, миграция), народонаселение как субъект и объект экономических отношений, как цель и критерий общественного прогресса, экономические концепции и социально-экономические критерии развития человеческих ресурсов, их физического, духовного и психического здоровья, интеллектуального потенциала, во-вторых, демографии как самостоятельной науки, изучающей закономерности естественного воспроизводства и миграции населения, их влияния на экономику (экономическая демография) на разных исторических этапах общественного развития, а также численность населения, его виды и структуры, его демографическое поведение.

9. Экономика природопользования.

Содержание этой области исследования: проблемы экономической оценки природных ресурсов и социально-экономической эффективности их использования, прогнозирование сценариев развития социо-эколого-экономических систем, совершенствование методов управления природопользованием и охраной окружающей среды.

10. Экономическая безопасность.

Содержание этой области исследования: оценка современного состояния и прогнозов обеспечения экономической безопасности; разработка обеспечивающих ее механизмов.

igsu.ranepa.ru

Управление народным хозяйством

Главная суть экономики народного хозяйства состоит в том, чтобы находить пути развития этого направления, а также изучать потребности и проблемы, существующие в отраслях хозяйствования, чтобы правильно планировать и прогнозировать дальнейшие действия и результаты.

Цели народного хозяйства призваны совершенствовать всю политику относительно отраслей экономики и хозяйства, а также сферу услуг и производство для создания эффективного сектора народного воспроизводства.

Характеристика народного хозяйства России

Исторически, народное хозяйство зародилось достаточно давно, практические с момента формирования общества. Однако оно имела совершенно другую форму и вид, нежели сегодня.

Определение 1

Народное хозяйство – это определенная система в обществе, которая определяет ход и возможности воспроизводства в хозяйственной сфере.

Все народное хозяйство можно охарактеризовать посредством нескольких основных категорий отраслевого комплекса, а именно:

  • Все производственные силы и возможности общества. Сюда относят и заводы, и материальные составляющие, также производственный персонал, производственные мощности (станки, оборудование) и т.д.;
  • Различные отрасли хозяйствования. К отраслям можно отнести сельское хозяйство, автомобилестроение, пищевая отрасль, промышленная отрасль и т.д.;
  • Различные комплексы между отраслями хозяйствования.

Таким образом, народное хозяйство охватывает множество категорий в производственной, промышленной, отраслевой сферах.

Замечание 1

Народное хозяйство и ВВП неразрывные части единой экономической системы, так, считается, что ВВП России находится на шестом месте по категории, связанной с покупательской способностью граждан страны.

Народное хозяйство России, где главным элементом является промышленность страны, имеет свои особенности. Так, надо заметить, что во времена перехода на рыночную экономику (1990-е годы), структура промышленного сектора народного хозяйства в значительной степени изменилась.

Прежде всего, это связано с тем, что в те времена произошла серьезная перемена в рамках вопросов частной собственности, а также во всех отраслях народного хозяйства. Так как государство разрешило гражданам своей страны владеть своим имуществом, а также покупать другое имущество, то это привело к повсеместной скупке всевозможных экономических ресурсов в стране.

Ввиду этого большая часть промышленных секторов народного хозяйства оказались в частных руках, а именно:

  • Легкая промышленность;
  • Текстильная промышленность;
  • Нефтяная промышленность;
  • Газовая промышленность;
  • Пищевая промышленность;
  • Сельскохозяйственная промышленность и т.д.

Однако, надо заметить, что такие отрасли промышленности государства как энергетическая и оборонная, остались на балансе правительства.

Структура народного хозяйства

Как было отмечено ранее, народное хозяйство состоит из различных производственных секторов, различных отраслей хозяйствования, что в целом является общей промышленностью и производственной структурой государства.

Структура народного хозяйства выглядит следующим образом:

  • Сельское хозяйство страны. Эта отрасль в общей структуре народного хозяйства занимает далеко не самый большой процент (всего около 5%), но имеет большое значение для государства, особенно в последнее время. Наша страна богата на разнообразие земель и многообразие угодий, имеет несколько климатических поясов, что способствует бурному развитию этой отрасли народного хозяйства;
  • Промышленный сектор народного хозяйства. Промышленность занимает достаточно большой удельный вес в общей структуре народного хозяйства (около 36%). Но в данном случае надо заметить, что этот сектор необходимо развивать, чтобы повысить возможности страны на внешнем рынке и укрепить экономику. На сегодняшний день развитыми секторами промышленности России являются оборонная и энергетическая;
  • Сфера услуг. Еще один глобальный сектор народного хозяйства, который занимает приоритетное место в общей структуре (около 59%). Эта сфера хозяйствования начала активно развиваться с 1990-х годов, параллельно рыночной экономике. На сегодняшний день большая часть рынка нашей страны состоит из разнообразных услуг. С одной стороны это положительная тенденция для государства, а с другой необходимо поднимать производство, а сектор услуг оставить как дополняющий, чтобы оздоровить экономическую систему.

Управление народным хозяйством

Цикл управления народным хозяйством состоит из нескольких основных составляющих, к которым можно отнести: планирование производственных показателей страны на внутреннем и внешнем рынке; прогнозирование основных показателей деятельности всех секторов народного хозяйства; внедрение инновационных путей развития всех отраслей и т.д.

Управлением в народном хозяйстве занимается непосредственно персонал, который возглавляет все отрасли экономики, промышленности и производства. Во главе управления стоят государственные структуры, которые контролируют и координирует деятельность отраслей по средствам законодательства, а также различных программ и правил.

Непосредственно на местах управления находятся директора различного уровня и класса, менеджеры высшего звена, экономисты, ведущие бухгалтера и маркетологи.

Определение 2

Управление народным хозяйством – это процесс грамотного планирования, прогнозирования, координирования и контроля за всеми отраслями промышленности, производства и услуг.

Таким образом, народное хозяйство представляет собой целый комплекс разнообразных отраслей. Все эти отрасли связаны с промышленность, сферой услуг, а также непосредственно сельским хозяйством, которые формируют весь ВВП нашего государства и влияют непосредственно на экономическую систему. Грамотное управление всем народным хозяйством призвано обеспечить экономическую стабильность и устойчивость всех государственных структур в целом.

spravochnick.ru

08.00.05 Экономика и управление народным хозяйством

Паспорт специальностей ВАК

Шифр специальности:

Формула специальности:

В рамках данной специальности исследуются экономические системы, их генезис, формирование, развитие, прогнозирование. Разграничительным признаком специальности 08.00.05 по отношению к другим экономическим специальностям, и в частности 08.00.01 – Экономическая теория, является изучение экономических систем в качестве объектов управления. Объектом исследования могут служить экономические системы различного масштаба, уровня, сфер действия, форм собственности.

Составной частью специальности 08.00.05 являются теоретические и методологические принципы, методы и способы управления этими системами, а также институциональные и инфраструктурные аспекты развития экономических систем:

Важной составной частью специальности 08.00.05 являются различные аспекты изучения субъектов управления экономическими системами (государственные, транснациональные, региональные, корпоративные управленческие структуры, а также менеджеры как субъекты управления).

Предметом исследования данной специальности являются управленческие отношения, возникающие в процессе формирования, развития (стабилизации) и разрушения экономических систем.

Области исследований:

1.2. Апк и сельское хозяйство.

Содержание этой области исследований: экономическиеотношения в сфере агропромышленного комплекса и его отраслей: сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности, сельскохозяйственного машиностроения, производства минеральных удобрений, лесного, водного и рыбного хозяйства, оптовой и розничной торговли продовольственными и сельскохозяйственными товарами, обслуживания предприятий и организаций комплекса, производственной и социальной инфраструктуры.

Объект исследований: организационное устройство, структура АПК и межотраслевые связи; материально-техническая база АПК и его отраслей, продовольственные и ресурсные рынки АПК; продуктовые подкомплексы, социальные,экономическиеи организационно-управленческие проблемы предприятий и отраслей АПК, в том числе сельского хозяйства; сельская местность.

1.2.30. Теория аграрных отношений, в том числе земельных; развитие отношений собственности в сельском хозяйстве и других отраслях АПК.

1.2.31. Функционирование и развитие агропродовольственных и ресурсных рынков АПК, методы их защиты.

1.2.32. Государственное регулирование сельского хозяйства и других отраслей АПК.

1.2.33. Особенности воспроизводственного процесса в сельском хозяйстве, в том числе воспроизводства основных фондов, земельных и трудовых ресурсов, инвестиционной деятельности, финансирования и кредитования.

1.2.34. Особенности развития материально-технической базы АПК и его отраслей.

1.2.35. Особенности формирования и использования человеческого капитала в аграрном секторе, занятость и доходы сельского населения

1.2.36. Рынок сельскохозяйственных земель, земельные отношения в аграрном секторе экономики и сельской местности

1.2.37. Институциональные преобразования в АПК.

1.2.38. Эффективность функционирования отраслей и предприятий АПК.

1.2.39. Обоснование прогнозов и перспектив развития агропромышленного комплекса и сельского хозяйства.

1.2.40. Инновации и научно-технический прогресс в агропромышленном комплексе и сельском хозяйстве

1.2.41. Планирование и управление агропромышленным комплексом, предприятиями и отраслями АПК

1.2.42. Организационный и экономический механизм хозяйствования в АПК, организационно-экономическиеаспекты управления технологическими процессами в сельском хозяйстве

1.2.43. Экономические проблемы формирования и функционирования интегрированных структур в АПК и сельском хозяйстве

1.2.44. Развитие сельскохозяйственной кооперации, в том числе производственной, обслуживающей и кредитной.

1.2.45. Экономические проблемы создания и функционирования малого и среднего бизнеса в АПК и сельской местности

1.2.46. Формирование, развитие и функционирование информационно-консультативных систем в АПК

1.2.47. Развитие сельских подсобных производств и промыслов

1.2.48. Экономические проблемы развития личного подсобного хозяйства

1.2.49. Экономика, организация и управление в крестьянских (фермерских) хозяйствах и у сельских индивидуальных предпринимателей

1.2.50. Многофункциональный характер сельского хозяйства, устойчивое развитие сельских территорий и социальной инфраструктуры

1.2.51. Продовольственная безопасность страны, последствия мирового продовольственного кризиса, аграрные аспекты присоединения России к Всемирной торговой организации.

studfiles.net

08.00.05 Экономика и управление народным хозяйством

Паспорт специальностей ВАК

Шифр специальности:

Формула специальности:

В рамках данной специальности исследуются экономические системы, их генезис, формирование, развитие, прогнозирование. Разграничительным признаком специальности 08.00.05 по отношению к другим экономическим специальностям, и в частности 08.00.01 – Экономическая теория, является изучение экономических систем в качестве объектов управления. Объектом исследования могут служить экономические системы различного масштаба, уровня, сфер действия, форм собственности.

Составной частью специальности 08.00.05 являются теоретические и методологические принципы, методы и способы управления этими системами, а также институциональные и инфраструктурные аспекты развития экономических систем:

Важной составной частью специальности 08.00.05 являются различные аспекты изучения субъектов управления экономическими системами (государственные, транснациональные, региональные, корпоративные управленческие структуры, а также менеджеры как субъекты управления).

Предметом исследования данной специальности являются управленческие отношения, возникающие в процессе формирования, развития (стабилизации) и разрушения экономических систем.

Области исследований:

1.2. Апк и сельское хозяйство.

Содержание этой области исследований: экономическиеотношения в сфере агропромышленного комплекса и его отраслей: сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности, сельскохозяйственного машиностроения, производства минеральных удобрений, лесного, водного и рыбного хозяйства, оптовой и розничной торговли продовольственными и сельскохозяйственными товарами, обслуживания предприятий и организаций комплекса, производственной и социальной инфраструктуры.

Объект исследований: организационное устройство, структура АПК и межотраслевые связи; материально-техническая база АПК и его отраслей, продовольственные и ресурсные рынки АПК; продуктовые подкомплексы, социальные,экономическиеи организационно-управленческие проблемы предприятий и отраслей АПК, в том числе сельского хозяйства; сельская местность.

1.2.30. Теория аграрных отношений, в том числе земельных; развитие отношений собственности в сельском хозяйстве и других отраслях АПК.

1.2.31. Функционирование и развитие агропродовольственных и ресурсных рынков АПК, методы их защиты.

1.2.32. Государственное регулирование сельского хозяйства и других отраслей АПК.

1.2.33. Особенности воспроизводственного процесса в сельском хозяйстве, в том числе воспроизводства основных фондов, земельных и трудовых ресурсов, инвестиционной деятельности, финансирования и кредитования.

1.2.34. Особенности развития материально-технической базы АПК и его отраслей.

1.2.35. Особенности формирования и использования человеческого капитала в аграрном секторе, занятость и доходы сельского населения

1.2.36. Рынок сельскохозяйственных земель, земельные отношения в аграрном секторе экономики и сельской местности

1.2.37. Институциональные преобразования в АПК.

1.2.38. Эффективность функционирования отраслей и предприятий АПК.

1.2.39. Обоснование прогнозов и перспектив развития агропромышленного комплекса и сельского хозяйства.

1.2.40. Инновации и научно-технический прогресс в агропромышленном комплексе и сельском хозяйстве

1.2.41. Планирование и управление агропромышленным комплексом, предприятиями и отраслями АПК

1.2.42. Организационный и экономический механизм хозяйствования в АПК, организационно-экономическиеаспекты управления технологическими процессами в сельском хозяйстве

1.2.43. Экономические проблемы формирования и функционирования интегрированных структур в АПК и сельском хозяйстве

1.2.44. Развитие сельскохозяйственной кооперации, в том числе производственной, обслуживающей и кредитной.

1.2.45. Экономические проблемы создания и функционирования малого и среднего бизнеса в АПК и сельской местности

1.2.46. Формирование, развитие и функционирование информационно-консультативных систем в АПК

1.2.47. Развитие сельских подсобных производств и промыслов

1.2.48. Экономические проблемы развития личного подсобного хозяйства

1.2.49. Экономика, организация и управление в крестьянских (фермерских) хозяйствах и у сельских индивидуальных предпринимателей

1.2.50. Многофункциональный характер сельского хозяйства, устойчивое развитие сельских территорий и социальной инфраструктуры

1.2.51. Продовольственная безопасность страны, последствия мирового продовольственного кризиса, аграрные аспекты присоединения России к Всемирной торговой организации.

studfiles.net

08.00.05 Экономика и управление народным хозяйством

Шифр специальности:

08.00.05 Экономика и управление народным хозяйством

Формула специальности:

В рамках данной специальности исследуются экономические системы, их генезис, формирование, развитие, прогнозирование. Разграничительным признаком специальности 08.00.05 по отношению к другим экономическим специальностям, и в частности 08.00.01 – Экономическая теория, является изучение экономических систем в качестве объектов управления. Объектом исследования могут служить экономические системы различного масштаба, уровня, сфер действия, форм собственности.

Составной частью специальности 08.00.05 являются теоретические и методологические принципы, методы и способы управления этими системами, а также институциональные и инфраструктурные аспекты развития экономических систем:

Важной составной частью специальности 08.00.05 являются различные аспекты изучения субъектов управления экономическими системами (государственные, транснациональные, региональные, корпоративные управленческие структуры, а также менеджеры как субъекты управления).

Предметом исследования данной специальности являются управленческие отношения, возникающие в процессе формирования, развития (стабилизации) и разрушения экономических систем.

Области исследований:

1. Экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами

1.1. Промышленность.

Содержание этой области исследования: экономические отношения, возникающие в процессе развития народного хозяйства; методы, механизмы, инструменты и технологии функционирования экономических систем и институциональных преобразований в условиях рыночной экономики с учетом тенденций глобализации экономических процессов в отраслях промышленности.

Объект исследования: национальные, отраслевые, региональные и отдельные экономические системы, сложившиеся и формирующиеся в результате институциональных преобразований в первичных и агрегированных звеньях промышленности (предприятия, хозяйственные ассоциации, финансовопромышленные объединения топливно-энергетического, машиностроительного, металлургического и др. комплексов народного хозяйства).

1.1.1.Разработка новых и адаптация существующих методов, механизмов

иинструментов функционирования экономики, организации и управления хозяйственными образованиями в промышленности.

1.1.2.Формирование механизмов устойчивого развития экономики промышленных отраслей, комплексов, предприятий.

1.1.3.Механизмы формирования корпоративных образований в российской экономике с учетом глобализации мировой экономики.

1.1.4.Инструменты внутрифирменного и стратегического планирования на промышленных предприятиях, отраслях и комплексах.

1.1.5.Гармонизация промышленной и торговой политики с учетом экономической безопасности.

1.1.6.Государственное управление структурными преобразованиями в народном хозяйстве.

1.1.7.Механизмы изменения форм собственности (приватизация, национализация, интеграция, демонополизация и др.) хозяйственных образований.

1.1.8.Совершенствование организационно-правовых форм хозяйствования в корпоративных образованиях.

1.1.9.Инструменты функционирования товарных рынков с ограниченной и развитой конкуренцией в условиях глобализации мировой экономики и свободной торговли.

1.1.10.Внешнеторговая деятельность предприятий в условиях либерализации внешнеэкономической деятельности.

1.1.11.Оценки и страхование рисков хозяйствующих субъектов.

1.1.12.Условия и инструменты создания транснациональных корпораций, механизмы их адаптации к российским условиям хозяйствования.

1.1.13.Инструменты и методы менеджмента промышленных предприятий, отраслей, комплексов.

1.1.14.Диверсификация вертикально- и горизонтально-интегрированных хозяйственных структур.

1.1.15.Теоретические и методологические основы эффективности развития предприятий, отраслей и комплексов народного хозяйства.

1.1.16.Промышленная политика на макро- и микроуровне.

1.1.17.Теоретические и методологические основы мониторинга развития экономических систем народного хозяйства.

1.1.18.Проблемы повышения энергетической безопасности и экономически устойчивого развития ТЭК. Энергоэффективность.

1.1.19.Методологические и методические подходы к решению проблем в области экономики, организации управления отраслями и предприятиями топливно-энергетического комплекса.

1.1.20.Состояние и перспективы развития отраслей топливноэнергетического, машиностроительного, металлургического комплексов.

1.1.21.Состояние и основные направления инвестиционной политики в топливно-энергетическом, машиностроительном и металлургическом комплексах.

1.1.22.Методология развития бизнес-процессов и бизнес-планирования в электроэнергетике, нефтегазовой, угольной, металлургической, машиностроительной и других отраслях промышленности.

1.1.23.Методологические и методические вопросы прогнозирования топливно-энергетического баланса страны, территориальноадминистративного образования.

1.1.24.Тарифная политика в отраслях топливно-энергетического комплекса. Методологические и методические подходы к решению проблем

вобласти экономики, организации и управления отраслями и предприятиями металлургического комплекса.

1.1.25.Методологические и методические подходы к решению проблем в области экономики, организации и управления отраслями и предприятиями машиностроительного комплекса.

1.1.26.Теоретические и методические подходы к созданию системы контроллинга в промышленной организации.

1.1.27.Управление производственной программой в различных условиях хозяйствования подразделения организации.

1.1.28.Проблемы реструктуризации отраслей и предприятий промышленности.

1.1.29.Методологические проблемы экономики промышленности как

науки.

1.2. АПК и сельское хозяйство.

Содержание этой области исследований: экономические отношения в сфере агропромышленного комплекса и его отраслей: сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности, сельскохозяйственного машиностроения, производства минеральных удобрений, лесного, водного и рыбного хозяйства, оптовой и розничной торговли продовольственными и сельскохозяйственными товарами, обслуживания предприятий и организаций комплекса, производственной и социальной инфраструктуры.

Объект исследований: организационное устройство, структура АПК и межотраслевые связи; материально-техническая база АПК и его отраслей, продовольственные и ресурсные рынки АПК; продуктовые подкомплексы, социальные, экономические и организационно-управленческие проблемы предприятий и отраслей АПК, в том числе сельского хозяйства; сельская местность.

1.2.30.Теория аграрных отношений, в том числе земельных; развитие отношений собственности в сельском хозяйстве и других отраслях АПК.

1.2.31.Функционирование и развитие агропродовольственных и ресурсных рынков АПК, методы их защиты.

1.2.32.Государственное регулирование сельского хозяйства и других отраслей АПК.

1.2.33.Особенности воспроизводственного процесса в сельском хозяйстве,

втом числе воспроизводства основных фондов, земельных и трудовых ресурсов, инвестиционной деятельности, финансирования и кредитования.

1.2.34.Особенности развития материально-технической базы АПК и его отраслей.

1.2.35.Особенности формирования и использования человеческого капитала в аграрном секторе, занятость и доходы сельского населения

1.2.36.Рынок сельскохозяйственных земель, земельные отношения в аграрном секторе экономики и сельской местности

1.2.37.Институциональные преобразования в АПК.

1.2.38.Эффективность функционирования отраслей и предприятий АПК.

1.2.39.Обоснование прогнозов и перспектив развития агропромышленного комплекса и сельского хозяйства.

1.2.40.Инновации и научно-технический прогресс в агропромышленном комплексе и сельском хозяйстве

1.2.41.Планирование и управление агропромышленным комплексом, предприятиями и отраслями АПК

1.2.42.Организационный и экономический механизм хозяйствования в АПК, организационно-экономические аспекты управления технологическими процессами в сельском хозяйстве

1.2.43.Экономические проблемы формирования и функционирования интегрированных структур в АПК и сельском хозяйстве

1.2.44.Развитие сельскохозяйственной кооперации, в том числе производственной, обслуживающей и кредитной.

1.2.45.Экономические проблемы создания и функционирования малого и среднего бизнеса в АПК и сельской местности

1.2.46.Формирование, развитие и функционирование информационноконсультативных систем в АПК

1.2.47.Развитие сельских подсобных производств и промыслов

1.2.48.Экономические проблемы развития личного подсобного хозяйства

1.2.49.Экономика, организация и управление в крестьянских (фермерских) хозяйствах и у сельских индивидуальных предпринимателей

1.2.50.Многофункциональный характер сельского хозяйства, устойчивое развитие сельских территорий и социальной инфраструктуры

1.2.51.Продовольственная безопасность страны, последствия мирового продовольственного кризиса, аграрные аспекты присоединения России к Всемирной торговой организации.

1.3.Строительство.

Содержание этой области исследования: разработка экономических проблем современного состояния и прогнозирования развития строительного комплекса под влиянием таких тенденций и факторов, как реструктуризация национальных экономик, инновационные технологии, совершенствование технологической и воспроизводственной структур инвестиций, повышение роли социально-ориентированных направлений развития и др.

Объект исследования: строительный комплекс в целом; предприятия различных форм собственности, функционирующие в инвестиционностроительной сфере; организационно-правовые формы взаимодействия участников инвестиционно-строительного процесса, их объединения;

государственное регулирование в сфере капитального строительства, жилищно-коммунального хозяйства, на рынке недвижимости.

1.3.52.Теоретические и методологические основы развития строительного комплекса.

1.3.53.Организационно-экономические аспекты формирования систем управления строительным комплексом; исследования современных тенденций развития строительства и его организационных форм как самоорганизующейся и саморегулируемой системы; государственные функции регулирования рыночных отношений в строительстве.

1.3.54.Анализ современного состояния и основных тенденций развития строительного рынка и его отдельных сегментов.

1.3.55.Анализ и оценка эффективности инвестиций в повышение технологического уровня, механизации и автоматизации строительного производства; обеспечение конкурентоспособности строительной продукции

ипредприятий строительного комплекса.

1.3.56.Методологические и методические подходы к развитию сметного нормирования и рыночных методов ценообразования в строительстве.

1.3.57.Развитие теории, методологии и организации подрядных торгов (конкурсов) на объекты и услуги в строительстве и городском хозяйстве.

1.3.58.Развитие теории, методологии и методов оценки эффективности деятельности строительных организаций.

1.3.59.Методологические основы формирования системы взаимоотношений между участниками инвестиционного процесса в строительстве (инвестор – заказчик – застройщик – проектировщик – подрядчик).

1.3.60.Методология формирования рыночного механизма управления корпоративными структурами в строительном комплексе.

1.3.61.Развитие методологических подходов к экономике и управлению различными направлениями капитального строительства.

1.3.62.Методологические основы экономического механизма функционирования предприятий строительного комплекса и материальнотехнической базы строительства, в том числе промышленности строительных материалов, изделий и конструкций.

1.3.63.Формирование теоретических и методологических основ управления лизинговыми операциями в строительстве.

1.3.64.Теоретические и методологические основы обеспечения заданных сроков, стоимости, качества, экологичности и конкурентоспособности строительной продукции.

1.3.65.Развитие методологии управления качеством и конкурентоспособностью строительной продукции.

1.3.66.Развитие теории и методологии управления объектами недвижимости различного функционального назначения.

1.3.67.Теоретические и методические основы разработки и внедрения инноваций в основные, вспомогательные и обслуживающие

производственные процессы по созданию, эксплуатации и обслуживанию объектов недвижимости.

1.3.68.Методологические подходы к анализу портфельных инвестиций на рынке недвижимости.

1.3.69.Теоретические и методологические проблемы управления стоимостью объектов недвижимости на различных стадиях жизненного цикла.

1.3.70.Государственное регулирование рынка недвижимости, формирование федеральной и муниципальной инвестиционной политики в сфере жилищного строительства в условиях социально ориентированной рыночной экономики.

1.3.71.Организационно-экономический механизм управления инвестициями в комплексную застройку в крупных мегаполисах, развитие программы паспортизации жилищного фонда и формирование кадастра городских территорий.

1.3.72.Развитие методологии комплексного управления жилищным фондом. Методы оценки эффективности эксплуатации, воспроизводства и расширения жилищного фонда (реконструкция, модернизация и новое строительство).

1.3.73.Анализ состояния и определение тенденций развития сферы жилищно-коммунального хозяйства различных организационно-правовых форм функционирования.

1.3.74.Организационно-экономические аспекты формирования систем управления ресурсо- и энергосбережением в жилищно-коммунальном хозяйстве.

1.3.75.Экономические проблемы реконструкции и восстановления основных фондов ЖКХ различных форм собственности.

1.3.76.Развитие методологии управления и организации инвестиционного проектирования в строительстве.

1.3.77.Теоретические, методологические и методические основы определения эффективности инвестиционных проектов в строительстве.

1.3.78.Развитие теории и методологии управления рисками инвестиционных проектов в строительстве.

1.4.Транспорт.

Содержание этой области исследования: явления и процессы, свойственные транспорту как специфической отрасли человеческой деятельности; производственные отношения в сфере транспорта, закономерности его функционирования, планирования, управления и развития.

Объект исследования: транспортные предприятия и организации.

1.4.79.Развитие методологии и экономической теории транспорта.

1.4.80.Экономический анализ деятельности предприятий и организаций различных видов транспорта, выполняемый на уровне транспортной системы страны, ее регионов, видов транспорта и их структурных подразделений – железных дорог, морских и речных пароходств, авиакомпаний и др.

1.4.81.Исследование влияния транспортных факторов на развитие рынков,

размещение производительных сил, повышение эффективности общественного производства и экономическую безопасность страны.

1.4.82.Оценка качества транспортного обслуживания экономики и населения страны.

1.4.83.Экономическое обоснование систем управления на транспорте.

1.4.84.Оценка экономической эффективности нового транспортного строительства, технического перевооружения и модернизации путей сообщения.

1.4.85.Определение экономической эффективности модернизации подвижного состава и создания новых транспортных средств.

1.4.86.Исследование экономической эффективности новых форм и способов организации перевозок, транспортного строительства, технического обслуживания и ремонта подвижного состава.

1.4.87.Исследование закономерностей и принципов распределения пассажиро- и грузопотоков по видам транспорта, выбора экономически целесообразных схем освоения перевозок и организации перевозочного процесса.

1.4.88.Методы прогнозирования и стратегического планирования грузовых и пассажирских перевозок.

1.4.89.Планирование и анализ производственно-хозяйственной и коммерческой деятельности предприятий транспорта.

1.4.90.Совершенствование грузовых и пассажирских тарифов.

1.4.91.Организация лицензирования и сертификации деятельности предприятий транспорта.

1.4.92.Организация управления на транспорте.

1.5. Связь и информатизация.

Содержание этой области исследования: явления и процессы, свойственные связи и информатизации как специфической отрасли человеческой деятельности; производственные отношения в сфере связи и информатизации; закономерности функционирования, планирования, управления и развития предприятий отрасли и их влияние на другие сферы человеческой деятельности.

Объект исследования: информационная инфраструктура страны и ее отдельные компоненты.

1.5.93.Развитие методологии, экономической теории и методов управления в области связи и информатизации.

1.5.94.Экономический анализ деятельности предприятий и организаций связи и информатизации, выполняемый на уровне отрасли и отдельных структурных звеньев, а также в территориальном (региональном) разрезе.

1.5.95.Исследование влияния связи и информатизации на развитие рынков, производительных сил, эффективность общественного производства, социально-экономический прогресс и экономическую безопасность страны.

1.5.96.Оценка качества обслуживания экономики и населения страны средствами связи и информатизации.

1.5.97.Определение экономической эффективности модернизации материально-технической базы предприятий и организаций связи и информатизации.

1.5.98.Исследование экономической эффективности новых форм и способов информационного обеспечения с использованием различных видов связи.

1.5.99.Исследование закономерностей и принципов распределения информационных потоков по сетям различных видов связи на уровне страны

иотдельных регионов.

1.5.100. Планирование и анализ производственно-хозяйственной и коммерческой деятельности предприятий связи и информатизации.

1.5.101. Организация лицензирования и сертификации деятельности предприятий связи и информатизации.

1.5.102. Исследование форм и методов государственного регулирования на предприятиях связи и информатизации

1.5.103. Исследование закономерностей, производственных отношений, научных принципов, форм, методов и средств формирования информационной инфраструктуры.

1.5.104. Исследование финансовых и организационных методов и механизмов управления инновационным развитием средств связи и информатизации.

1.5.105. Проблемы повышения информационной безопасности и устойчивого развития рынка средств отрасли связи и информатизации.

1.5.106. Исследование и развитие организационно-экономических принципов, форм и методов международного и государственного регулирования информационной безопасности отрасли связи и информатизации.

1.5.107. Развитие методологии аудита информационных систем, включая разработку руководящих, организационно-методических и нормативных документов, методов обоснования выбора технических и программных средств, процедур управления ходом разработки, методов оценки рисков и мероприятий по минимизации последствий их наступлений.

1.5.108. Развитие новых информационных технологий, обеспечивающих эффективное функционирование электронного бизнеса.

1.6. Сфера услуг.

Содержание этой области исследования: анализ современных тенденций и прогнозов развития экономики, управления сферой услуг; определение научно обоснованных организационно-экономических форм деятельности, типологий форм хозяйственного механизма предприятий, учреждений, организаций и комплексов отраслей сферы услуг; совершенствование методов управления и государственного регулирования.

Объект исследования: все организационно-правовые формы предприятий и организаций (коммерческие частные предприятия, некоммерческие учреждения, общественные организации, союзы, ассоциации, федеральные органы, органы субъектов федерации, региональные и местные органы

управления отраслями и комплексами, международные организации и союзы и др.), обеспечивающих основную деятельность в сфере услуг, а также производственную и социальную инфраструктуру, подготовку кадров.

1.6.109. Совершенствование организации, управления в сфере услуг в условиях рынка.

1.6.110. Особенности формирования и развития общественного (государственного) сектора сферы услуг.

1.6.111. Ресурсный потенциал отраслей сферы услуг и эффективность его использования.

1.6.112. Факторы, влияющие на размещение и эффективность деятельности предприятий сферы услуг.

1.6.113. Экономические методы и критерии обоснования эффективности специализации и кооперирования в сфере услуг.

1.6.114. Организационно-экономическое обеспечение стандартов на услуги

населению.

 

 

 

1.6.115. Социально-экономическая

эффективность

и

качество

обслуживания населения в отраслях сферы услуг.

 

 

1.6.116. Механизм повышения эффективности и качества услуг.

 

1.6.117. Современные тенденции развития организационно-экономических

форм хозяйствования в сфере услуг.

 

 

 

 

 

1.6.118. Формирование

и развитие отраслевых, региональных

и

общенациональных рынков услуг.

 

 

 

 

 

1.6.119. Особенности малых и

средних

форм предпринимательской

деятельности в отраслях сферы услуг.

 

 

 

 

 

1.6.120. Экономические

основы

государственного

 

регулирования

интеллектуальной собственности в сфере услуг.

 

обеспечения

1.6.121. Организационно-экономические

механизмы

 

инновационного развития отраслей сферы услуг.

 

 

 

1.6.122. Соотношение

рыночных

и государственных

регуляторов

в

развитии отраслей и комплексов сферы услуг.

 

 

 

 

1.6.123. Обеспечение конкурентоспособности предприятий сферы услуг.

 

1.6.124. Формы

государственной

поддержки

 

отечественных

производителей в сфере услуг.

 

 

 

 

 

1.6.125. Повышение

 

эффективности

использования

рыночных

инструментов в сфере услуг.

 

 

 

 

 

1.6.126. Социальная инфраструктура предприятий в условиях рынка.

 

1.6.127. Экономические

основы

функционирования

некоммерческих

организаций в сфере услуг.

1.6.128. Государственная поддержка некоммерческих организаций сферы услуг.

1.6.129. Экономические проблемы благотворительности, меценатства и спонсорства в сфере услуг.

1.6.130. Экономические основы социальной защиты и поддержки населения.

1.6.131. Механизм антикризисного управления в сфере услуг.

1.6.132. Государственно-частное партнерство в сфере услуг. 2. Управление инновациями.

Содержание этой области исследования: выявление, анализ и разрешение проблем инновационного развития национальной экономики, управления основными параметрами инновационных процессов в современной экономике, научно-технического и организационного обновления социальноэкономических систем, а также методов и инструментов оценки результатов инновационной деятельности.

Объект исследования: экономические процессы формирования и организации эффективного функционирования инновационной сферы народного хозяйства, включающей совокупность инноваций, создаваемых и осваиваемых регионами, отраслями и предприятиями в результате инновационной деятельности; механизмы ее инвестиционного, информационного и организационного обеспечения; методы и инструменты обоснования направлений и оценки эффективности инновационного развития хозяйственных систем.

2.1.Развитие теоретических и методологических положений инновационной деятельности; совершенствование форм и способов исследования инновационных процессов в экономических системах.

2.2.Разработка методологии и методов оценки, анализа, моделирования и прогнозирования инновационной деятельности в экономических системах.

2.3.Формирование инновационной среды как важнейшее условие осуществления эффективных инноваций. Определение подходов, форм и способов создания благоприятных условий для осуществления инновационной деятельности. Пути улучшения инновационного климата.

2.4.Исследование интеграционных процессов в инновационной среде. Концепции обновлений и формы их практической реализации.

2.5.Особенности создания и исследования национальных инновационных систем: принципы построения и развития, структуры и функции, оценка эффективности.

2.6.Разработка методов и механизмов интеграции вузовской науки в национальную инновационную систему и мировой инновационный процесс. Развитие методов и форм коммерциализации вузовских инноваций в малых инновационных предприятиях.

2.7.Особенности и проблемы формирования малых инновационных предприятий на базе бюджетных научных и учебных организаций.

2.8.Исследование жизненного цикла инноваций: параметры цикла, инструменты и технологии управления параметрами жизненного цикла, сбалансированное развитие инновационного и инвестиционного циклов в экономических системах.

2.9.Оценка инновационного потенциала экономических систем.

2.10.Оценка инновационной активности хозяйствующих субъектов в целях обеспечения их устойчивого экономического развития и роста стоимости.

studfiles.net

Система управления народным хозяйством — Энциклопедия по экономике

Являясь ведущим звеном в социалистической системе управления народным хозяйством, планирование выполняет функцию подготовки решений партии и социалистического государства по управлению обществом в виде перспективных и текущих планов. От качества и своевременности составления планов в решающей степени зависит успех, именно поэтому планирование — центральное звено в управлении, его сердцевина.  [c.128]
В развитом социалистическом обществе роль централизованного народнохозяйственного планирования особенно возрастает. Оно является ядром всей системы управления народным хозяйством, главным инструментом реализации социальной и экономической политики Коммунистической партии. Ведущая роль централизованного планирования в плановом руководстве социалистической экономикой выражается в том, что Государственный план направляет развитие всего народного хозяйства как единого целого. В системе планов обеспечивается увязка целей развития общества с необходимыми для их достижения ресурсами. Под воздействием системы планирования совершенствуются организация и структура управления, механизм экономического регулирования хозяйственной деятельности и информационно-техническая база управления.  [c.16]

Задачи совершенствования системы управления народным хозяйством и, в частности, системы планирования постоянно находятся в центре внимания инженерно—технических работников, В области планирования производства одним из важнейших направлений является планирование материально-технического снабжения особенно значимого в наиболее материалоемком производстве — бурении.  [c.55]

Комплексной программой решения экономических проблем по совершенствованию планирования и управления в газовой промышленности в 1976-1980 гг. предусмотрено разработать и внедрить единую систему государственного управления качеством продукции газовой промышленности в общей системе управления народным хозяйством на базе стандартизации с применением электронно-вычислительной техники.  [c.15]

Система управления народным хозяйством в ВНР.— Будапешт, 1972.  [c.382]

В системе управления народным хозяйством различают отраслевой и территориальный принципы.  [c.25]

В середине 60-х гг. в СССР планировалось осуществление коренной хозяйственной реформы, направленной на повышение эффективности и прибыльности работы предприятий. Целями реформы были совершенствование системы управления народным хозяйством и усиление экономического стимулирования производства. Одним из основных документов, определявших цели и задачи хозяйственной реформы, было постановление ЦК КПСС и СМ СССР О совершенствовании планирования и усилении экономического стимулирования промышленного производства от 4 октября 1965 г.  [c.255]

При централизованной системе управления народным хозяйством такие важные сферы управленческих действий, как налоговое планирование, прогнозирование, информационный анализ, контроль, были жестко регламентированы. Это обеспечивало цель любой ценой выполнить директивно устанавливаемый план. Информационно-аналитические действия сводились к составлению статистических отчетов и сводок о ходе выполнения директивных заданий по платежам в бюджет. Отчеты зачастую содержали искажения и приписки.  [c.134]

Правовой статус предприятий в бывшем СССР определялся в рамках централизованной системы управления народным хозяйством.  [c.116]

Финансы — неотъемлемый элемент общественного воспроизводства на всех уровнях хозяйствования они одинаково необходимы и низовому звену — предприятиям (организациям, учреждениям), и межхозяйственным объединениям (ассоциациям, концернам), и государственной системе управления народным хозяйством. Без финансов невозможно обеспечивать индивидуальный и общественный кругооборот производственных фондов на расширенной основе, регулировать отраслевую и территориальную структуру экономики, стимулировать быстрейшее внедрение научно-технических достижений, удовлетворять другие общественные потребности.  [c.13]

Исходя из единства, взаимной связи и взаимной обусловленности учета и планирования, представляющих в социалистическом обществе две функции единой системы управления народным хозяйством, целесообразно рассматривать характеристику учетно-плановой информации в совокупности.  [c.49]

Перестройка системы управления народного хозяйства, начавшаяся в  [c.66]

Под институциональными преобразованиями понимается изменение формальных и неформальных условий хозяйственной деятельности. Эта система мер включает прежде всего разработку и применение законодательства, соответствующего рыночным условиям хозяйствования. К институциональным преобразованиям обычно относят изменение отношений собственности (создание частного сектора), формирование новых организаций и учреждений рыночного типа (коммерческих банков, товарных и фондовых бирж, инвестиционных фондов и др.), а также создание новой системы управления народным хозяйством (путем замены административных рычагов экономическими, прежде всего бюджетными и налоговыми).  [c.653]

Институциональные преобразования включают разработку рыночного законодательства и контроль за его применением изменение отношений собственности, формирование новых хозяйствующих субъектов рыночного типа создание новой системы управления народным хозяйством.  [c.655]

Стандарты отраслей разрабатываются на продукцию, работы, услуги отраслевого значения. С переходом от командно-административной системы управления народным хозяйством к рыночной экономике принципиально меняются подходы к определению роли и содержания отраслевых стандартов. Государство отказалось от всестороннего обязательного регулирования многих параметров продукции, оставив в своей компетенции лишь некоторые обязательные требования, предусматриваемые в государственных стандартах. В этих условиях регулятором товарной политики компаний становятся требования рынка. Негосударственные компании, входящие в отрасль, являясь самостоятельными хозяйствующими субъектами, не подчинены государственному органу управления, и его указания не являются для них обязательными.  [c.255]

Экономическая эффективность унификации и стандартизации документов достигается в результате снижения затрат на составление, изготовление и оформление документов, их передачу, обработку, хранение и уничтожение. Эту экономическую эффективность мы будет называть прямой. Кроме этого, может быть получен косвенный эффект за счет совершенствования системы управления народным хозяйством, выражающийся в повышении оперативности управления за счет сокращения времени на все виды работ с документами и приближения принимаемых решений к оптимальным вариантам в результате повышения качества документов.  [c.27]

В условиях социалистической системы управления народным хозяйством отбор тематики НИР и ОКР производится с позиций государственной полезности, народнохозяйственной эффективности. Отбор тем по их значимости целесообразно проводить не столько на уровне научной организации, сколько на высших уровнях управления — в министерстве, ведомстве. Это объясняется тем, что планирование целей НИР и ОКР, определение направлений разработок, конкретных тем осуществляются сверху и с учетом предложений снизу о конкретных путях решения научно-технических задач и средствах достижения целей.  [c.196]

Входными сигналами для системы управления народным хозяйством являются сигналы о наличных ресурсах и структуре потребностей общества объектами управления — технология производства, механизм обмена промежуточными продуктами (средствами производства) между предприятиями и механизм распределения конечной продукции системы воспроизводства между членами общества. Управляющие параметры (выходные сигналы) — экономические, административные и правовые рычаги управления. В данном случае в качестве предмета исследования выбраны объекты управления второго типа и методы управления ими.  [c.84]

Что касается пользователей АСУ, то, с одной стороны, в задачу разработчиков входит максимальное облегчение условий обращения их к машинным системам с учетом экономических, социальных и психологических факторов, а с другой — пользователи АСУ в системе управления народным хозяйством должны получить минимальную подготовку, необходимую прежде всего для того чтобы знать возможности АСУ и условия их эффективного функционирования в конкретных областях ставить задачи, которые повышают качество управления уметь обращаться к АСУ, т. е. владеть языком, на котором может вестись диалог между человеком и ЭВМ.  [c.128]

АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА ПЛАНОВЫХ РАСЧЕТОВ (АСПР) — составная часть общегосударственной автоматизированной системы управления народным хозяйством, призванная обеспечивать своевременную высококачественную разработку народнохозяйственных планов. АСПР позволяет координировать работы в области планирования, осуществляемые Госпланом СССР, министерствами и ве-  [c.3]

Масштабы социалистического произведет в а и необходимость повышения его эффективности изменяют значение и роль планирования в системе управления народным хозяйством страны в целом, и материально-техническим снабжением в частности.  [c.10]

Какое место занимает статистика в системе управления народным хозяйством  [c.19]

Принятая на июньском (1987 г.) Пленуме ЦК КПСС целостная система управления народным хозяйством определяет по существу программу действий по перестройке хозяйственного механизма. Определены цели и важнейшие направления этой работы, охватывающие все стороны и элементы управления, различные уровни хозяйствования. Комплексный подход к преобразованиям, их революционный характер — отличительные черты развернутой перестройки управления народным хозяйством.  [c.6]

Последовательное осуществление принципов целостной системы управления народным хозяйством дает возможность наиболее эффективно использовать преимущества социалистических производственных отношений, реализовать на деле важнейшее преимущество социализма — планомерность развития. Уже в течение многих лет вполне правомерно подчеркивается политической экономией социализма, что планомерность при социализме проявляется в условиях действия товарно-денежных отношений, социалистического рынка. В то же время практическая реализация этой стороны производственных отношений не находила оптимального решения. В ходе осуществления перестройки выработаны новые подходы к использованию плана и рынка.  [c.7]

Система управления народным хозяйством — совокупность структурно-функциональных подсистем и элементов, обеспечивающих целенаправленное, сознательное воздействие на процесс социалистического расширенного воспроизводства в соответствии с объективными законами общественного развития.  [c.204]

Финансы СССР являются одной из сторон социалистических производственных отношений и системы управления народным хозяйством. Этим определяется внутренняя структура финансов, которые в социалистическом обществе состоят из общегосударственных финансов, финансов государственных предприятий и хозяйственных организаций и финансов колхозно-кооперативных организаций. Первые два звена представляют собой государственные финансы, а все три вместе — финансы СССР.  [c.8]

Как видим, один из существенных аспектов совершенствования системы управления народным хозяйством заключен в обеспечении полноты удовлетворения общественных потреб-  [c.87]

Это постановление — документ принципиальной важности. В нем разработаны обоснованные меры по убыстрению темпов развития общественного производства на базе научно-технического прогресса. Оно представляет собой важный шаг на пути создания целостной системы управления народным хозяйством, адекватной современным требованиям.  [c.202]

АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА ПЛАНОВЫХ РАСЧЕТОВ (АСПР) — составная часть общегосударственной автоматизированной системы управления народным хозяйством, призванная обеспечивать своевременную высококачественную разработку годовых, пятилетних и долгосрочных народно-  [c.3]

ПРИНЦИПЫ УПРАВЛЕНИЯ — основные положения, определяющие построение и функционирование системы управления народным хозяйством, всеми сферами деятельности и отраслями. Одним из основных П. у. является демократический централизм — сочетание централизованного руководства в решении основных, стратегических вопросов с развитием демократии, расширением участия трудящихся в управлении. Наиболее важным проявлением централизма является определение основных направле-  [c.239]

СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ — совокупность целей, структура, формы и методы управления. С. у. динамична, конкретное содержание ее элементов изменяется с изменением социальных и экономических условий. С. у. оказывает активное влияние на формирование общественных отношении и состоит из подсистем, образуемых на различных уровнях руководства и отражающих особенности объекта управления. В соответствии с этим выделяются системы управления народным хозяйством страны, хозяйством определенной территории, отраслью народного хозяйства, крупным народнохозяйственным комплексом,  [c.291]

При общности и единстве коренных Э. и. членов общества при социализме интересы отдельных работников и коллективов не всегда совпадают, между ними возникают неантагонистические противоречия, которые разрешаются в процессе постоянного совершенствования экономических и организационных условий хозяйствования. Коренная перестройка системы управления народным хозяйством призвана обеспечить более полное согласование интересов участников социалистического производства, членов общества. В учете интересов, в воздействии на интересы, управлении ими и через них в конечном счете и состоит важнейшая составная часть механизма перестройки.  [c.429]

В СССР действует единая система государственного управления качеством продукции (ЕСГУКП), которая является неотъемлемой частью всей системы управления народным хозяйством. На ЕСГУКП установлен ГОСТ 15467—70. Согласно ГОСТу под управлением качества продукции понимается установление, обеспечение и поддержание необходимого уровня качества продукции при ее разработке, производстве и эксплуатации, осуществляемые путем целенаправленного воздействия на условия и факторы, влияющие на качество продукции. ЕСГУКП включает  [c.56]

В условиях научно-технической революции совершенствование системы управления народным хозяйством выступает как важное условие всесторонней интенсификации и повышения эффек-  [c.283]

На основании постановления Центрального Комитета КПСС и Совета Министров СССР О дополнительных мерах по расширению прав производственных объединений (предприятий) промышленности в планировании и хозяйственной деятельности по усилению их ответственности за результаты работы с 1 января 1984 г. с целью совершенствования методов хозяйствования в стране был начат широкомасштабный экономический эксперимент. Опыт его проведения показал большие возможности в повышении эффективности производства, качества продукции, улучшении результатов работы трудовых коллективов. Производственные объединения (предприятия) министерств, участвующих в экономическом эксперименте, перевыполнили установленные задания по объему производства, росту производительности труда, ярибыли, снижению себестоимости продукции, выпуску продукции высокого качества, улучшилось выполнение обязательств по поставкам продукции в соответствии с договорами. При этом хорошо работающие коллективы получили более широкие возможности для материального поощрения работников, решения социальных вопросов. Внедрение в практику новых методов хозяйствования представляет собой новый шаг на пути создания целостной системы управления народным хозяйством, обеспечивающей оптимальное сочетание улучшения планирования, усиления действенности экономических рычагов и стимулов, совершенствование организационной структуры.  [c.187]

Ленинскйе требования к руководителю служат основой выработки правил,,определяющих стиль работы любого советского руководителя, какой бы пост он ни занимал в системе управления народным хозяйством.  [c.205]

Организационная структура ГСНТИ является отражением складывающейся в стране системы управления народным хозяйством.  [c.156]

ПРИНЦИПЫ УПРАВЛЕНИЯ основные положения, определяющие построение и функционирование системы управления народным хозяйством, всеми сферами деятельности и отраслями. Одним из основных П. у. является демократический централизм — сочетание централизованного руководства в решении основных, стратегических вопросов с развитием демократии, расширением участия трудящихся в управлении. Наиболее важным проявлением централизма является определение основных направлений, темпов и пропорций в развитии народного хозяйства, распределение важнейших материальных и финансовых ресурсов, политика цен и заработной платы. Демокра-  [c.238]

После Октябрьской революции отношение между государством и монополиями перешли на более высокий уровень. Система управления народным хозяйством периода военного коммунизма получила название главкизма предприятия объединялись в главки, централизованно управляющие их производственной деятельностью, снабжением, сбытом, финансами. К концу гражданской войны таких главков насчитывалось 52.  [c.224]

Партия учит, что игнорирование, непонимание, недостаточный учет объективных экономических законов социализма ведут к субъективизму и волюнтаризму в хозяйственной практике. Чтобы должным образом опираться в решении хозяйственных задач на экономические законы социализма, требуется глубокое понимание их природы и характера, их способа действия и форм проявления. XXIII съезд КПСС полностью одобрил мероприятия, проводимые партией после октябрьского (1964 года) Пленума Центрального Комитета и направленные на совершенствование экономических отношений в советском обществе, улучшение системы управления народным хозяйством, планирования и стимулирования производства. Съезд также полностью одобрил решения мартовского и сентябрьского (1965 года) Пленумов Центрального Комитета, вскрывших причины недостатков в развитии экономики-и выработавших новый подход к руководству народным хозяйством.  [c.209]

ЦК КПСС, Совет Министров СССР и ВЦСПС 17 сентября 1986 г. приняли постановление О совершенствовании организации заработной платы и введении новых тарифных ставок и должностных окладов работников производственных отраслей народного хозяйства . Впервые за послевоенные годы совершенствование организации заработной платы проводится одновременно с коренной реформой всей системы управления народным хозяйством, внедрением новых принципов, форм и методов управления, расширением и углублением хозрасчета, реорганизацией планирования и экономического стимулирования. Принципиально важно и то, что впервые речь идет о перестройке не отдельных элементов заработной платы, а практически всей системы. Это создает качественно новые возможности для органической увязки намечаемых мер по совершенствованию организации заработной платы с внедрением новых методов хозяйствования. Так, при повышении тарифных ставок и окладов предусмотрено повсеместно на практике реализовать принцип самофинансирования этого важнейшего социального мероприятия. На XXVII съезде КПСС подчеркивалось, что намечаемое на двенадцатую пятилетку повышение ставок и окладов рабочих и служащих в производственных отраслях впервые будет проходить в основном за счет и в пределах средств, зарабатываемых самими предприятиями> .  [c.130]

На XIX Всесоюзной конференции КПСС отмечалось, что мы взялись за глубокую, поистине радикальную по своим целям и масштабам реформу системы Управления народным хозяйством. Значительная часть первичных звеньев экономики осваивает принципы полноте хозрасчета и самофинансирования в соответствии с Законом о государственном предприятии. Недавно принятый Закон о кооперации в СССР открывает оуть к ео . аг—ич> pvnHoio кооперативного сектора в экономике страны, широкому применению рд.чно-  [c.417]

economy-ru.info

Курсовые работы — ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ НАРОДНЫМ ХОЗЯЙСТВОМ

ВВЕДЕНИЕ

Огромная роль государства и способность его регулировать некоторые экономические процессы зависят от связи экономики и политики, от разработки экономической политики. Государство представляет собой стержень существующей общественной системы, оно концентрирует власть, санкционирует существование всех других негосударственных институтов, формулирует принципы и организует формы общественной жизни. Поэтому возникновение и существование государства является общественно прогрессивным и значимым фактором развития. С возникновением государства складывается сфера его экономической деятельности. Более того, экономическая политика государства становится составным звеном и необходимым элементом рыночной системы [9, с.324].

Рыночная система – это, прежде всего гибкость и динамизм в принятии решений производителями и потребителями [2, c.233]. И все же регулирующие функции государства здесь приобретают исключительное значение, так как рыночный механизм не в состоянии разрешить всех проблем экономического роста. Усиление межгосударственной интеграции на основе разделения труда приводит к перерастанию общих экономических процессов за национальные границы, формированию новых социально-экономических проблем, связанных с обороной, наукой, регулированием социальных отношений, воспроизводством рабочей силы, экологией и т. д. Появляется строгая необходимость вмешательства государственной структуры в механизм принятия регулируемых решений [16, с.212].

В теории и практике необходимость государственного регулирования экономики сейчас мало кем оспаривается. Современное управление экономикой основано на концепции активного участия в нем государства не только как государства-регулятора, устанавливающего «правила игры» на рынке и реализующего механизм регулирования, но и как государства-собственника в рыночной экономике, его субъекта.

Цель данной курсовой работы – исследовать государственное управление народным хозяйством.

Поставленная цель предопределила решение следующих задач:

Рассмотреть сущность и основные понятия государственного управления народным хозяйством в условиях рыночного хозяйства;

Изучить направления государственного управления экономикой;

Раскрыть экономическое содержание расходов государства на финансирование отраслей народного хозяйства;

Рассмотреть состав, структуру расходов и источники их формирования;

Рассмотреть формы и методы государственного управления экономикой.

Методологическими и теоретическими основами исследования стали научные труды в области экономики. В работе использованы принципы системного подхода для выявления направлений, форм и методов управления народным хозяйством.

Источниковедческой базой исследования стали труды отечественных и зарубежных ученых, информация периодической печати.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ НАРОДНЫМ ХОЗЯЙСТВОМ

edutext.net

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *