Что обеспечивает государственный образовательный стандарт – 11. . /

Содержание

§ 4. Государственный образовательный стандарт и его функции

Одной из современных тенденций развития
содержания образования является его
стандартизация, которая вызвана двумя
обстоятельствами. Прежде всего
необходимостью создания в стране единого
педагогического пространства, благодаря
которому будет обеспечен единый уровень
общего образования, получаемого молодыми
людьми в разных типах образовательных
учреждений. Стандартизация содержания
образования обусловлена и задачей
вхождения России в систему мировой
культуры, что требует учета тенденций
развития содержания общего образования
в международной образовательной
практике.

Понятие стандарта происходит от
английского слова standart, означающего
норму, образец, мерило. Основное назначение
стандартов состоит в такой организации
и регулировании отношений и деятельности
людей, которая направлена на производство
продукции с определенными свойствами
и качествами, удовлетворяющими потребности
общества.

Стандартизация, под которой понимается
разработка и использование стандартов,
является объективно необходимой
деятельностью по упорядочению практики,
ее стабилизации в целостные системы,
отвечающие исторически изменяющимся
потребностям общества.

Под стандартом образования понимается
система основных параметров, принимаемых
в качестве государственной нормы
образованности, отражающей общественный
идеал и учитывающей возможности реальной
личности и системы образования по
достижению этого идеала (В.С.Леднев).

В этом смысле стандартизация образования
в развитых странах мира давно осуществляется
посредством разработки учебных планов
и программ, установления определенного
уровня образования и др. Однако сам
термин «стандарт» в отношении
образования стал использоваться
сравнительно недавно.

Наряду с законом «Об образовании»
стандарт образования является основным
нормативным документом, несущим
толкование определенной части Закона.
Он развивает и конкретизирует такие
характеристики образования, как
содержание, его уровень и форму
предъявления, указывает методы и формы
измерения и интерпретации результатов
обучения. Посредством стандарта
осуществляется обеспечение стабильности
требуемого уровня образования, его
постоянное воспроизводство и
совершенствование, отвечающее перспективам
развития общества.

Важным показателем системы образования
служит степень демократичности его
стандарта, которая прежде всего
характеризуется соотношением доли
образования, централизованно нормируемой
органами власти, с долей образования,
самостоятельно определяемой учебными
заведениями.

В законе Российской Федерации «Об
образовании» в редакции, введенной
в 1996 г., предусмотрено, что государственными
органами власти нормируется лишь
минимально необходимый уровень
образованности. Определение же содержания
образования сверх этой нормы находится
в компетенции образовательных учреждений.
Вот почему в государственном стандарте
общего среднего образования выделяются
три уровня: федеральный, национально-региональный
и школьный.

Федеральный компонент определяет те
нормативы, соблюдение которых обеспечивает
единство педагогического пространства
России, а также интеграцию личности в
систему мировой культуры.

Национально-региональный компонент
содержит нормативы в области родного
языка и литературы, истории, географии,
искусства, трудовой подготовки и др.
Они относятся к компетенции регионов
и учреждений образования.

Наконец, стандартом устанавливается
объем школьного компонента содержания
образования, отражающего специфику и
направленность отдельного образовательного
учреждения.

Итак, стандарт образования, с одной
стороны, отражает обязательства
государства перед своим гражданином,
а с другой — гражданина перед государством
в области образования. Государство
требует от своего гражданина достижения
определенного стандартом уровня
образованности и гарантирует в свою
очередь необходимый для этого уровень
образовательных услуг.

Федеральный и национально-региональный
компоненты стандарта образования
включают:

• описание содержания образования на
каждой из его ступеней, которое государство
предоставляет обучаемому в объеме
необходимой общеобразовательной
подготовки;

• требования к минимально необходимой
такой подготовке учащихся в рамках
указанного объема содержания;

• максимально допустимый объем учебной
нагрузки школьников по годам обучения.

Сущность стандарта общего среднего
образования раскрывается через его
функции, которые многообразны и тесно
связаны между собой. Среди них следует
выделить функции социального регулирования,
гуманизации образования, управления,
повышения качества образования.

Функция социального регулирования
вызвана переходом от унитарной школы
к многообразию образовательных систем.
Ее реализация предполагает такой
механизм, который предотвратил бы
разрушение единства образования. В
период активного поиска новых путей и
моделей обучения образовательные
стандарты призваны сыграть стабилизирующую
и регламентирующую роль, не ограничивая
развития специфических региональных
подходов, возникновения различных типов
школ, создания вариативных программ.

Образовательные стандарты фиксируют
объем и уровень полноценного базового
общего образования. Реальные программы
по своему содержанию могут существенно
отличаться от стандарта и по широте, и
по глубине предлагаемой ими подготовки
учащихся, но все они обязаны обеспечить
уровень не ниже задаваемого стандартом.
Это позволяет добиться внутри страны
некоторого гарантированного качества
подготовки выпускников школы, на который
можно опереться при организации
последующего обучения. Этим самым
обеспечивается эквивалентность
образования — важнейший фактор решения
многих демографических и социальных
проблем: возможности миграции населения,
признания документов об образовании,
полученных в различных регионах, и т.п.

Функция гуманизации образования связана
с утверждением с помощью стандартов
его личностно-развивающей сущности.

Четкое определение минимальных требований
к общеобразовательной подготовке
учащихся открывает возможности для
дифференциации обучения, предусматривающей
возможность овладения материалом на
различных уровнях. Таким образом,
создаются предпосылки для разрешения
противоречия между правами и обязанностями
ученика: школьник обязан выполнять
государственные требования к уровню
общего образования и имеет право при
наличии соответствующего желания
двигаться в овладении содержанием
образования дальше.

Право ограничиться при изучении трудного
или нелюбимого предмета минимальными
требованиями освобождает ученика от
непосильной суммарной учебной нагрузки
и позволяет ему реализовать свои интересы
и склонности. При этом открытая информация
о стандартах дает возможность школьнику
осознанно избирать индивидуальную
траекторию своего развития.

Такой подход к содержанию общего
образования в значительной степени
снимает неоправданное эмоциональное
и психологическое напряжение учащихся,
позволяет каждому обучаться на максимально
посильном ему уровне, формирует
положительные мотивы учения и создает
условия для полноценного развития
личности школьника.

Функция управления связана с возможностью
реорганизации существующей системы
контроля и оценивания качества результатов
обучения.

Введение стандартов позволяет исключить
стихийность и волюнтаризм в разработке
системы критериев качества образования
школьников, повысить объективность и
информативность контроля, унифицировать
оценки. Получение достоверной информации
о реальном состоянии дел в школе создаст
условия для принятия обоснованных
управленческих решений на всех уровнях
образования.

Государственные образовательные
стандарты позволяют осуществлять
функцию повышения качества образования.
Они призваны фиксировать минимально
необходимый объем содержания образования
и задавать нижнюю допустимую границу
уровня образования. До их введения
общегосударственных обязательных норм
не существовало. Имеющиеся ориентиры
и представления о качестве общего
образования складывались стихийно,
были нацелены на наиболее подготовленных
школьников и были недоступны значительной
части учащихся. Отсутствие явно очерченных
пределов усвоения приводило к тому, что
реальный уровень знаний многих выпускников
оказывался чрезвычайно низким, а высокий
уровень образованности отдельных
школьников не решал проблемы качества
образования в целом.

Введение образовательных стандартов
позволяет решить вопрос о гарантированном
достижении каждым учеником определенного,
заранее заданного уровня базовой
культуры личности, способствует повышению
общего уровня образованности и,
следовательно, повышению качества
образования в целом.

Таким образом, реализация основных
функций стандарта общего образования
способствует обеспечению единства
образовательного пространства в условиях
разнообразия типов школ, национальных
и региональных моделей образования;
формированию у учащихся положительной
мотивации учения благодаря повышению
доступности учебного материала,
нормализации учебной нагрузки, знанию
предъявляемых требований к уровню
образования и критериям его оценки;
переходу к оценке результатов труда
учителя на основе соответствия учебных
достижений школьников стандарту
образования; принятию обоснованных
управленческих решений; гарантированному
выделению в учебном плане времени для
занятий по выбору учащихся в соответствии
с их способностями, интересами и
склонностями.

До настоящего времени общеобразовательные
стандарты у нас и за рубежом были
представлены в виде программ и требований
к уровню подготовки школьников по
отдельным учебным предметам. Общая
структура содержания образования
определялась типовым учебным планом,
сложившимся сугубо эмпирическим образом.
Стандарт образования позволяет обозначить
не эмпирически задаваемые учебные
предметы, а базовые образовательные
области, набор которых научно обоснован.
На основе совокупности этих областей,
составляющих инвариантное (базовое)
ядро общего среднего образования, могут
быть разработаны самые разнообразные
рабочие учебные планы.

studfiles.net

§ 7. Государственный образовательный

Стандарт

Проект федерального закона

«Об образовании в российской федерации»

Статья 11. Федеральные
государственные образовательные
стандарты и федеральные государственные
требования.

1.
Федеральные государственные образовательные
стандарты (далее ФГОСы – В. С. ) и
федеральные государственные требования…
являются основой объективной оценки
качества образования лиц, освоивших
образовательные программы соответствующего
уровня и направленности, независимо от
формы обучения.

2.
ФГОСы и федеральные государственные
требования, а также образовательные
стандарты, устанавливаемые университетами,
обеспечивают:

1)
единство образовательного пространства
Российской Федерации;

2) преемственность
основных образовательных программ;

3)
вариативность содержания образовательных
программ соответствующего уровня
образования, возможность формирования
образовательных программ различного
уровня сложности и направленности с
учетом образовательных потребностей
и способностей обучающихся;

4)
государственные гарантии уровня и
качества образования на основе единства
обязательных требований к условиям
реализации основных образовательных
программ.

3.
ФГОСы являются обязательными при
реализации основных образовательных
программ в организациях, осуществляющих
образовательную деятельность.

4. ФГОСы включают
в себя требования к:

1)
структуре основных образовательных
программ, в том числе требования к
соотношению частей основной образовательной
программы и их объему;

2) условиям реализации
основных образовательных программ, в
том числе кадровым, финансовым,
материально-техническим и иным условиям;

3)
результатам освоения основных
образовательных программ.

ФГОСы
устанавливают сроки получения общего
и профессионального образования.

5.
В целях обеспечения реализации права
на образование обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья в ФГОСы включаются
специальные требования и (или)
устанавливаются специальные федеральные
государственные образовательные
стандарты.

6.
ФГОСы разрабатываются по уровням
образования, ФГОСы профессионального
образования – по профессиям, направлениям
подготовки и специальностям соответствующих
уровней профессионального образования97.

ПО МАТЕРИАЛАМ
КНИГИ:

ЗАГВЯЗИНСКИЙ
В. И.

ТЕОРИЯ ОБУЧЕНИЯ:

СОВРЕМЕННАЯ
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ

Стандарт,
стандартизация 
это установление и соблюдение определенных
норм в каком-либо виде деятельности и
в создаваемых в процессе деятельности
результатах.

Нормирование
в образовании существовало всегда в
виде национальных традиций, связанных
с представлениями об идеалах, общих
целях, содержании и формах обучения и
воспитания, а также в виде законодательных
актов, нормативных документов, учебных
планов, программ, учебников.

В
текст ныне действующей Конституции
Российской Федерации впервые внесено
положение о том, что государство
устанавливает ФГОСы, поддерживает
различные формы образования и
самообразования (ст. 43).

Закон
Российской Федерации «Об образовании»
раскрывает содержание и сущность
государственного стандарта. Стандарт
нормирует (определяет) обязательный
минимум содержания основных образовательных
программ, максимальный объем учебной
нагрузки обучающихся, требования к
уровню подготовки выпускников.

ФГОСы
предназначены, таким образом, для
обеспечения гарантированного минимума
обязательной подготовки каждого
обучающегося, независимо от того, в
каком образовательном учреждении
данного уровня и профиля он получает
образование. ФГОСы обеспечивают единство
образовательных требований к качеству
знаний, умений и навыков, а следовательно,

единство образовательного пространства
страны; они призваны защищать учащихся
от перегрузки (определяет максимально
допустимый объем нагрузки), обеспечивать
единую объективную оценку успешности
учебной деятельности и работы
образовательных учреждений и в конечном
итоге гарантировать качество образования.

При
всех своих положительных качествах
образовательный стандарт несет в себе
и определенные опасности, связанные с
возможностью возвращения к унифицированной,
строго зарегламентированной школе, с
риском превращения стандарта в шаблон,
в способ подавления индивидуальности
ребенка и творчества педагога. Прав В.
С. Леднев, писавший о том, что необходимы
такие стандарты, которые закрепляли бы
демократические начала в образовании,
защищали интересы ребенка и творчество
учителя и в то же время сохраняли
необходимый обществу уровень образования,
единство образовательного пространства
страны.

Конечно
же, не следует стандартизировать сам
педагогический процесс, регламентировать
его вариативность, творческое многообразие.
Стандарт 
средство обеспечения минимально
необходимого качества образования и
его единства в образовательном
пространстве Федерации, условие
вариативности образования без разрушения
его основ. Отсюда требование гибкости
стандартов, вариативности их использования.
У школы, любого образовательного
учреждения должно оставаться достаточное
«вариативное пространство» для
планирования, для оперативного маневра,
для учета реальной ситуации. При этом
должен соблюдаться приоритет
гуманистических ценностей, сохранения
нравственного, психического и физического
здоровья школьника или студента98.

ПО МАТЕРИАЛАМ
КНИГИ:

ПЕДАГОГИКА /

Л. П. КРИВШЕНКО,
М. Е. ВАЙНДОРФ-СЫСОЕВА И ДР.

В
соответствии с Законом Российской
Федерации «Об образовании» в нашей
стране введены стандарты образования
(или образовательные стандарты). Понятие
«стандарт» происходит от английского
слова «standard», означающего образец,
норма, мерило. Стандарт образования 
система основных параметров, принимаемых
в качестве государственной нормы
образованности, отражающей общественный
идеал и учитывающей возможности реальной
личности и системы образования по
достижению этого идеала.

Основными
объектами стандартизации в образовании
являются: его структура, содержание,
объем учебной нагрузки и уровень
подготовки учащихся. Нормы и требования,
установленные стандартом, принимаются
как эталон при оценке качества образования.

Необходимость
проведения стандартизации образования
вызвана коренными переменами в сфере
образования как общественного явления.
Поворот России к демократии, к рыночным
отношениям, к правам и свободам личности
потребовал переосмысления политики в
области образования. Сфера образования
теперь ориентирована, прежде всего, на
удовлетворение духовных потребностей
личности, а не на интересы государства.
Это в свою очередь обусловило значительные
перемены в организации образования.
Учебные заведения приобрели большую
самостоятельность в выборе содержания,
форм и методов обучения.

Стандартизация
образования связана также с тем, что
переход школ на новые, более свободные
формы организации учебного процесса,
изменение статуса многих школ, введение
новых учебных планов, более свободный
выбор школами учебных предметов и
объемов изучения последних, введение
альтернативных учебников, создание
новых технологий обучения, многоуровневое
и дифференцированное обучение – все
это потребовало заботы о сохранении
базового единства образовательного
пространства, позволяющего обеспечить
единый уровень образования, получаемого
обучающимися в разных типах
общеобразовательных учреждений. Стандарт
и является тем механизмом, который
обеспечивает существование единого в
стране образовательного пространства.

Стандартизация
образования вызвана также стремлением
России войти в систему мировой культуры,
что требует при формировании общего
образования учета достижений в этой
области международной образовательной
практики. Это обеспечивает российским
гражданам признание их документов об
образовании за рубежом.

Идея
стандартизации образования для России
не нова. Она существовала еще в советское
время. Хотя в СССР, как правило, не
употреблялось понятие государственного
образовательного стандарта, но его роль
фактически выполняли единые учебные
планы99.

ПО МАТЕРИАЛАМ
КНИГИ:

ПЕДАГОГИКА:
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ,

СИСТЕМЫ,
ТЕХНОЛОГИИ /

ПОД РЕД. С. А.
СМИРНОВА

Стандарт
образования является основным нормативным
документом, несущим толкование
определенной части Закона «Об образовании».
Он развивает и конкретизирует такие
характеристики образования, как
содержание, уровень и форма предъявления,
указывает методы и способы измерения
и интерпретации результатов обучения.
Важным показателем системы образования
является степень демократичности его
стандарта, которая характеризуется
соотношением доли образования,
централизованно нормируемой органами
власти, с долей образования, самостоятельно
определяемой учебными заведениями.

В
Законе «Об образовании» предусмотрено,
что государственными органами власти
нормируется лишь минимально необходимый
уровень образованности. Определение
же содержания образования сверх этой
нормы находится в компетенции регионов
и образовательных учреждений. Вот почему
в государственном стандарте общего
среднего образования выделяются три
уровня: федеральный, национально-региональный
и школьный.

Федеральный
уровень определяет те нормативы,
соблюдение которых обеспечивает единство
педагогического пространства России,
а также интеграцию личности в систему
мировой культуры.

Национально-региональный
уровень содержит нормативы в области
родного языка и литературы, истории,
географии, искусства, трудовой подготовки
и др. Они относятся к компетенции регионов
и учреждений образования.

Школьный
уровень определяет образовательное
учреждение. Однако в стандарте указан
объем содержания образования, отражающего
специфику и направленность отдельного
образовательного учреждения.

Федеральный
и национально-региональный уровни
стандарта образования включают:

описание
содержания образования на каждой из
его ступеней, которое государство
предоставляет обучаемому в объеме
необходимой общеобразовательной
подготовки;

требования
к минимально необходимой такой подготовке
учащихся в рамках указанного объема
содержания;

максимально
допустимый объем учебной нагрузки
школьников по годам обучения.

Определение
минимальных требований к общеобразовательной
подготовке учащихся открывает возможности
для разрешения противоречия между
правами и обязанностями ученика: школьник
обязан выполнять государственные
требования к уровню общего образования
и имеет право при наличии соответствующего
желания двигаться в овладении содержанием
образования дальше.

Право
ограничиться при изучении трудного или
нелюбимого предмета минимальными
требованиями освобождает ученика от
непосильной учебной нагрузки и позволяет
ему реализовать свои интересы и
склонности. Стандарт дает возможность
ученику осознанно избирать индивидуальную
траекторию своего обучения и развития,
что в значительной степени снимает
неоправданное эмоциональное и
психологическое напряжение учащихся,
позволяет каждому обучаться на максимально
посильном ему уровне, формирует
положительные мотивы учения и создает
условия для полноценного развития
школьника.

Реализация
ФГОС способствует обеспечению единства
образовательного пространства в условиях
разнообразия типов школ, национальных
и региональных моделей образования;
формированию у учащихся положительной
мотивации учения благодаря повышению
доступности учебного материала,
нормализации учебной нагрузки, знанию
предъявляемых требований к уровню
образования и критериям его оценки;
переходу к оценке результатов труда
учителя на основе соответствия учебных
достижений учеников стандарту образования;
гарантированному выделению в учебном
плане времени для занятий по выбору
учащихся в соответствии с их способностями,
интересами и склонностями.

На
основе стандарта образования могут
быть разработаны рабочие учебные планы100.

studfiles.net

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ (ГОС) это что такое ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ (ГОС): определение — Педагогика.НЭС

Государственный образовательный стандарт

Основной документ, определяющий образовательный уровень, который  должен быть достигнут выпускниками независимо от форм получения образования. Включает в себя федеральный и национально-региональный компоненты. 2. Основной документ, в котором определены конечные результаты образования по учебному предмету. Составляется для каждого этапа образования. Стандартом определяются цели и задачи предметного образования, представления, умения и навыки, которыми предстоит овладеть учащимся, тех нология проверки результатов образования. 3. Федеральные компоненты Г. о. с. определяют обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников.

Оцените определение:

Источник: Словарь терминов по общей и социальной педагогике

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

определяет в обязательном порядке: 1) обязательный минимум содержания основных образовательных программ; 2) максимальный объем учебной нагрузки обучающихся; 3) требование к уровню подготовки выпускников. В мировой практике под образовательным стандартом принято понимать то, что должен учащийся достичь обязательно, что гарантировано ему данной системой образования, что поддается качественному описанию и измерению в педагогической деятельности.

Оцените определение:

Источник: Учебное пособие «Педагогический словарь по темам»

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

образовательный ценз, образовательный уровень, который должен быть достигнут личностью для получения соответствующих документов об образовании. Закон РФ «Об образовании» трактует государственный образовательный стандарт как сумму трех составляющих: обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки обучаемых и требования к уровню подготовки выпускников. Порядок разработки, утверждения и введения государственных стандартов определяется Правительством РФ.

Оцените определение:

Источник: Профессиональное образование. Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика

didacts.ru

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования

Утвержден

приказом Министерства образования

и науки Российской Федерации

от «17» декабря2010 г. №1897

I. Общие положения

1. Федеральный
государственный образовательный
стандарт основного общего образования
(далее – Стандарт) представляет собой
совокупность требований, обязательных
при реализации основной образовательной
программы основного общего образования
образовательными учреждениями, имеющими
государственную аккредитацию1.

Стандарт
включает в себя требования:

к
результатам освоения основной
образовательной программы основного
общего образования;

к
структуре основной образовательной
программы основного общего образования,
в том числе требования к соотношению
частей основной образовательной
программы и их объёму, а также к соотношению
обязательной части основной образовательной
программы и части, формируемой участниками
образовательного процесса;

к
условиям реализации основной
образовательной  программы основного
общего образования, в том числе к
кадровым, финансовым, материально-техническим
и иным условиям.

Требования
к результатам, структуре и условиям
освоения основной образовательной
программы основного общего образования
учитывают возрастные и индивидуальные
особенности обучающихся на ступени
основного общего образования, включая
образовательные потребности обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья2и инвалидов, а также значимость ступени
общего образования для дальнейшего
развития обучающихся.

2. Стандарт
является основой для разработки системы
объективной оценки уровня образования
обучающихся на ступени основного общего
образования.

3.
Стандарт разработан с учётом региональных,
национальных и этнокультурных потребностей
народов Российской Федерации.

4. Стандарт
направлен на обеспечение:

формирования
российской гражданской идентичности
обучающихся;

единства
образовательного пространства Российской
Федерации; сохранения и развития
культурного разнообразия и языкового
наследия многонационального народа
Российской Федерации, реализации права
на изучение родного языка, возможности
получения основного общего образования
на родном языке, овладения духовными
ценностями и культурой многонационального
народа России;

доступности
получения  качественного основного
общего образования;

преемственности
основных образовательных программ
начального общего, основного общего,
среднего (полного) общего, профессионального
образования;

духовно-нравственного
развития, воспитания обучающихся и
сохранения их здоровья;

развития
государственно-общественного управления
в образовании; 

формирования
содержательно-критериальной основы
оценки результатов освоения обучающимися
основной образовательной программы
основного общего образования, деятельности
педагогических работников, образовательных
учреждений, функционирования системы
образования в целом;

условий
создания социальной ситуации развития
обучающихся, обеспечивающей их социальную
самоидентификацию посредством личностно
значимой деятельности.

5. В
основе Стандарта лежит системно-деятельностный
подход, который обеспечивает:

формирование
готовности к саморазвитию и непрерывному
образованию;

проектирование
и конструирование социальной среды
развития обучающихся в системе
образования;

активную
учебно-познавательную деятельность
обучающихся;

построение
образовательного процесса с учётом
индивидуальных возрастных, психологических
и физиологических особенностей
обучающихся.

6. Стандарт
ориентирован на становление личностных
характеристик
выпускника
(«портрет выпускника основной школы»):

любящий
свой край и своё Отечество, знающий
русский и родной язык, уважающий свой
народ, его культуру и духовные традиции;

осознающий
и принимающий ценности человеческой
жизни, семьи, гражданского общества,
многонационального российского народа,
человечества;

активно
и заинтересованно познающий мир,
осознающий ценность труда, науки и
творчества;

умеющий
учиться, осознающий важность образования
и самообразования для жизни и деятельности,
способный применять полученные знания
на практике;

социально
активный, уважающий закон и правопорядок,
соизмеряющий свои поступки с нравственными
ценностями, осознающий свои обязанности
перед семьёй, обществом, Отечеством;

уважающий
других людей, умеющий вести конструктивный
диалог, достигать взаимопонимания,
сотрудничать для достижения общих
результатов;

осознанно
выполняющий правила здорового и
экологически целесообразного
образа жизни, безопасного для человека
и окружающей его среды;

ориентирующийся
в мире профессий, понимающий значение
профессиональной деятельности для
человека в
интересах устойчивого развития общества
и природы.

7.
Стандарт должен быть положен  в основу
деятельности:

работников
образования, разрабатывающих основные
образовательные программы основного
общего образования  с учетом
особенностей развития региона Российской
Федерации, образовательного учреждения,
запросов участников образовательного
процесса;

руководителей
образовательных учреждений, их
заместителей, отвечающих в пределах
своей компетенции за качество реализации
основной образовательной программы
основного общего образования;

сотрудников
организаций, осуществляющих оценку
качества образования, в том числе
общественных организаций, объединений
и профессиональных сообществ,
осуществляющих общественную экспертизу
качества образования в образовательных
учреждениях;

разработчиков
примерных основных образовательных
программ основного общего образования;

сотрудников
учреждений основного и дополнительного
пофессионального педагогического
образования, методических структур в
системе общего образования;

авторов
(разработчиков) учебной литературы,
материальной и информационной среды,
архитектурной среды для основного
общего  образования;

руководителей
и специалистов государственных органов
исполнительной власти и органов местного
самоуправления, обеспечивающих и
контролирующих финансирование
образовательных учреждений общего
образования;

руководителей
и специалистов государственных органов
исполнительной власти субъектов
Российской Федерации, осуществляющих
управление в сфере образования, контроль
и надзор за соблюдением законодательства
в области общего образования;

руководителей
и специалистов государственных органов 
исполнительной  власти, обеспечивающих
разработку  порядка и контрольно-измерительных
материалов итоговой  аттестации
выпускников основной школы;

руководителей
и специалистов государственных органов
исполнительной власти субъектов
Российской Федерации, осуществляющих
разработку положений об  аттестации 
педагогических работников
государственных и муниципальных
образовательных учреждений.

studfiles.net

Что такое государственный стандарт?

БИЛЕТ
№ 13

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ (ГОС ПО) —
норматив­ный
документ, с помощью которого на
государственном уровне осущест­вляется
управление качеством профессионального
образования; обеспечи­ваются
гарантии членам общества, их
конкурентоспособность на отечест­венном
и мировом рынках, с одной стороны, и
удовлетворение персо­нальных
потребностей — с другой; создаются основы
для разработки ва­риативных
профессиональных образовательных
программ, комплексов методического
обеспечения образовательного процесса,
организации ат­тестации
образовательных учреждений и т. д., а
также условия функцио­нирования
в России системы непрерывного образования.

Стандарты,
регламентирующие обязательный минимум
содержания основной
образовательной программы и требования
к уровню подготовки выпускников по
конкретной профессии, специальности
или направлению, разрабатываются
по позициям федерального Перечня и
классификаторов и
относятся к документам второго уровня.

Государственный
образовательный стандарт

Государственный
образовательный стандарт — главный
нормативный документ, определяющий
содержание учебной деятельности.

Государственный
образовательный стандарт бывает
следующих видов:

  1. Государственный образовательный стандарт


общего образования

делится на 3 части

начального
общего основного общего
среднего (полного)

образования
образования общего образования

  1. Государственный образовательный стандарт

профессионального
образования
делится на 4 части

начальное
среднее высшее
послевузовское

профессиональное
профессион. профессиональное
профессион.

В
соответствии с Законом РФ «Об образовании»
(7 статья 1995г.)

ГОСПО
имеет два компонента

Федеральный
Национально-региональный

Федеральные
компоненты образовательных стандартов,
определяют в обязательном порядке:


освоение;


овладение;


развитие;


воспитание;

-получение
опыта применения знаний и умений в
самостоятельной практической деятельности.

  • Обязательный
    минимум содержания основных образовательных
    программ;

  • Максимальный
    объем учебной нагрузки обучающихся;

  • Требования
    к уровню подготовки выпускников
    .

Государственный
образовательный стандарт обязателен
для всех государственных, муниципальных
и негосударственных образовательных
учреждений Российской Федерации.

Утверждается
1 раз в 10 лет.

Государственный
образовательный стандарт является
основой базисного учебного плана.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
СТАНДАРТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

СТРУКТУРА
ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
СТАНДАРТА ПРОФЕССИИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

  1. Общая характеристика специальности

    1. Утверждение
      специальности (кем и когда)

    2. Квалификация
      выпускника

    3. Квалификационная
      характеристика выпускника

    4. Возможности
      продолжения образования выпускника

studfiles.net

§ 4. Государственный образовательный стандарт и его функции

Одной
из современных тенденций развития
содержания образования является его
стандартизация, которая вызвана двумя
обстоятельствами. Прежде всего
необходимостью создания в стране единого
педагогического пространства, благодаря
которому будет обеспечен единый уровень
общего образования, получаемого молодыми
людьми в разных типах образовательных
учреждений. Стандартизация содержания
образования обусловлена и задачей
вхождения России в систему мировой
культуры, что требует учета тенденций
развития содержания общего образования
в международной образовательной
практике.

Понятие
стандарта происходит от английского
слова standart, означающего норму, образец,
мерило. Основное назначение стандартов
состоит в такой организации и регулировании
отношений и деятельности людей, которая
направлена на производство продукции
с определенными свойствами и качествами,
удовлетворяющими потребности общества.

Стандартизация,
под которой понимается разработка и
использование стандартов, является
объективно необходимой деятельностью
по упорядочению практики, ее стабилизации
в целостные системы, отвечающие
исторически изменяющимся потребностям
общества.

Под
стандартом образования понимается
система основных параметров, принимаемых
в качестве государственной нормы
образованности, отражающей общественный
идеал и учитывающей возможности реальной
личности и системы образования по
достижению этого идеала (В.С.Леднев).

В этом
смысле стандартизация образования в
развитых странах мира давно осуществляется
посредством разработки учебных планов
и программ, установления определенного
уровня образования и др. Однако сам
термин «стандарт» в отношении
образования стал использоваться
сравнительно недавно.

Наряду
с законом «Об образовании» стандарт
образования является основным нормативным
документом, несущим толкование
определенной части Закона. Он развивает
и конкретизирует такие характеристики
образования, как содержание, его уровень
и форму предъявления, указывает методы
и формы измерения и интерпретации
результатов обучения. Посредством
стандарта осуществляется обеспечение
стабильности требуемого уровня
образования, его постоянное воспроизводство
и совершенствование, отвечающее
перспективам развития общества.

Важным
показателем системы образования служит
степень демократичности его стандарта,
которая прежде всего характеризуется
соотношением доли образования,
централизованно нормируемой органами
власти, с долей образования, самостоятельно
определяемой учебными заведениями.

В законе
Российской Федерации «Об образовании»
в редакции, введенной в 1996 г., предусмотрено,
что государственными органами власти
нормируется лишь минимально необходимый
уровень образованности. Определение
же содержания образования сверх этой
нормы находится в компетенции
образовательных учреждений. Вот почему
в государственном стандарте общего
среднего образования выделяются три
уровня: федеральный, национально-региональный
и школьный.

Федеральный
компонент определяет те нормативы,
соблюдение которых обеспечивает единство
педагогического пространства России,
а также интеграцию личности в систему
мировой культуры.

Национально-региональный
компонент содержит нормативы в области
родного языка и литературы, истории,
географии, искусства, трудовой подготовки
и др. Они относятся к компетенции регионов
и учреждений образования.

Наконец,
стандартом устанавливается объем
школьного компонента содержания
образования, отражающего специфику и
направленность отдельного образовательного
учреждения.

Итак,
стандарт образования, с одной стороны,
отражает обязательства государства
перед своим гражданином, а с другой —
гражданина перед государством в области
образования. Государство требует от
своего гражданина достижения определенного
стандартом уровня образованности и
гарантирует в свою очередь необходимый
для этого уровень образовательных
услуг.

Федеральный
и национально-региональный компоненты
стандарта образования включают:


описание содержания образования на
каждой из его ступеней, которое государство
предоставляет обучаемому в объеме
необходимой общеобразовательной
подготовки;


требования к минимально необходимой
такой подготовке учащихся в рамках
указанного объема содержания;


максимально допустимый объем учебной
нагрузки школьников по годам обучения.

Сущность
стандарта общего среднего образования
раскрывается через его функции, которые
многообразны и тесно связаны между
собой. Среди них следует выделить функции
социального регулирования, гуманизации
образования, управления, повышения
качества образования.

Функция
социального регулирования вызвана
переходом от унитарной школы к многообразию
образовательных систем. Ее реализация
предполагает такой механизм, который
предотвратил бы разрушение единства
образования. В период активного поиска
новых путей и моделей обучения
образовательные стандарты призваны
сыграть стабилизирующую и регламентирующую
роль, не ограничивая развития специфических
региональных подходов, возникновения
различных типов школ, создания вариативных
программ.

Образовательные
стандарты фиксируют объем и уровень
полноценного базового общего образования.
Реальные программы по своему содержанию
могут существенно отличаться от стандарта
и по широте, и по глубине предлагаемой
ими подготовки учащихся, но все они
обязаны обеспечить уровень не ниже
задаваемого стандартом. Это позволяет
добиться внутри страны некоторого
гарантированного качества подготовки
выпускников школы, на который можно
опереться при организации последующего
обучения. Этим самым обеспечивается
эквивалентность образования — важнейший
фактор решения многих демографических
и социальных проблем: возможности
миграции населения, признания документов
об образовании, полученных в различных
регионах, и т.п.

Функция
гуманизации образования связана с
утверждением с помощью стандартов его
личностно-развивающей сущности.

Четкое
определение минимальных требований к
общеобразовательной подготовке учащихся
открывает возможности для дифференциации
обучения, предусматривающей возможность
овладения материалом на различных
уровнях. Таким образом, создаются
предпосылки для разрешения противоречия
между правами и обязанностями ученика:
школьник обязан выполнять государственные
требования к уровню общего образования
и имеет право при наличии соответствующего
желания двигаться в овладении содержанием
образования дальше.

Право
ограничиться при изучении трудного или
нелюбимого предмета минимальными
требованиями освобождает ученика от
непосильной суммарной учебной нагрузки
и позволяет ему реализовать свои интересы
и склонности. При этом открытая информация
о стандартах дает возможность школьнику
осознанно избирать индивидуальную
траекторию своего развития.

Такой
подход к содержанию общего образования
в значительной степени снимает
неоправданное эмоциональное и
психологическое напряжение учащихся,
позволяет каждому обучаться на максимально
посильном ему уровне, формирует
положительные мотивы учения и создает
условия для полноценного развития
личности школьника.

Функция
управления связана с возможностью
реорганизации существующей системы
контроля и оценивания качества результатов
обучения.

Введение
стандартов позволяет исключить
стихийность и волюнтаризм в разработке
системы критериев качества образования
школьников, повысить объективность и
информативность контроля, унифицировать
оценки. Получение достоверной информации
о реальном состоянии дел в школе создаст
условия для принятия обоснованных
управленческих решений на всех уровнях
образования.

Государственные
образовательные стандарты позволяют
осуществлять функцию повышения качества
образования. Они призваны фиксировать
минимально необходимый объем содержания
образования и задавать нижнюю допустимую
границу уровня образования. До их
введения общегосударственных обязательных
норм не существовало. Имеющиеся ориентиры
и представления о качестве общего
образования складывались стихийно,
были нацелены на наиболее подготовленных
школьников и были недоступны значительной
части учащихся. Отсутствие явно очерченных
пределов усвоения приводило к тому, что
реальный уровень знаний многих выпускников
оказывался чрезвычайно низким, а высокий
уровень образованности отдельных
школьников не решал проблемы качества
образования в целом.

Введение
образовательных стандартов позволяет
решить вопрос о гарантированном
достижении каждым учеником определенного,
заранее заданного уровня базовой
культуры личности, способствует повышению
общего уровня образованности и,
следовательно, повышению качества
образования в целом.

Таким
образом, реализация основных функций
стандарта общего образования способствует
обеспечению единства образовательного
пространства в условиях разнообразия
типов школ, национальных и региональных
моделей образования; формированию у
учащихся положительной мотивации учения
благодаря повышению доступности учебного
материала, нормализации учебной нагрузки,
знанию предъявляемых требований к
уровню образования и критериям его
оценки; переходу к оценке результатов
труда учителя на основе соответствия
учебных достижений школьников стандарту
образования; принятию обоснованных
управленческих решений; гарантированному
выделению в учебном плане времени для
занятий по выбору учащихся в соответствии
с их способностями, интересами и
склонностями.

До
настоящего времени общеобразовательные
стандарты у нас и за рубежом были
представлены в виде программ и требований
к уровню подготовки школьников по
отдельным учебным предметам. Общая
структура содержания образования
определялась типовым учебным планом,
сложившимся сугубо эмпирическим образом.
Стандарт образования позволяет обозначить
не эмпирически задаваемые учебные
предметы, а базовые образовательные
области, набор которых научно обоснован.
На основе совокупности этих областей,
составляющих инвариантное (базовое)
ядро общего среднего образования, могут
быть разработаны самые разнообразные
рабочие учебные планы.

studfiles.net

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ — это… Что такое ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ?



ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
-1) основной документ, определяющий образовательный уровень, к-рый должен быть достигнут выпускниками независимо от форм получения образования. Включает в себя федеральный и национально-региональный компоненты; 2) основной документ, в к-ром определены конечные результаты образования по учебному предмету. Составляется для каждого этапа образования. Стандартом определяются цели и задачи предметного образования, представления, умения и навыки, к-рыми предстоит овладеть учащимся, технология проверки результатов образования; 3) федеральные компоненты Г. о. с. определяют обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников.

Педагогический словарь. — М.: Академия.
Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров.
2005.

  • ГОСПИТАЛИЗМ
  • ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ

Смотреть что такое «ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ» в других словарях:

  • ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ — образовательный ценз, образовательный уровень, который должен быть достигнут личностью для получения соответствующих документов об образовании. Закон РФ «Об образовании» трактует государственный образовательный стандарт как сумму трех… …   Профессиональное образование. Словарь

  • Государственный образовательный стандарт — Основной документ, определяющий образовательный уровень, который  должен быть достигнут выпускниками независимо от форм получения образования. Включает в себя федеральный и национально региональный компоненты. 2. Основной документ, в котором… …   Словарь терминов по общей и социальной педагогике

  • ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК ИНОСТРАННОМУ — ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК ИНОСТРАННОМУ. Нормативный документ, опубликованный в 1999–2000 гг. и содержащий описание требований к элементарному, базовому, I– IV сертификационным уровням владения РКИ.… …   Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

  • ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ — стандарт, реализуемый в пределах образовательных программ начального профессионального или среднего профессионального образования с учетом профиля получаемого профессионального образования …   Профессиональное образование. Словарь

  • ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ — основной инструмент управления качеством профессионального образования на государственном уровне. В.П. Беспалько предложил два варианта стандарта профессионального образования: 1) диагностическое описание минимально обязательных требований к… …   Профессиональное образование. Словарь

  • ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ — совокупность требований к уровню, содержанию и качеству профессионального образования, отраженных в соответствующих нормативных документах. Стандарт призван обеспечивать: качество начального профессионального образования; единство… …   Профессиональное образование. Словарь

  • Государственный образовательный стандарт (ГОС) —     совокупности установленных государством норм по отношению к качеству образования и образовательной деятельности каждого из типов и видов действующих в государстве учебных заведений общего и/или профессионального образования.    ГОС определяют …   Педагогический терминологический словарь

  • ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ — базовый нормативный документ, определяющий структуру и содержание высшего профессионального, образования; призван обеспечить необходимое качество обучения, сохранение единого образовательного пространства России. Включает в себя: общие требования …   Профессиональное образование. Словарь

  • государственный образовательный стандарт высшего (среднего) ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ — документ, содержащий общие требования к структуре и образовательным программам высшего (среднего) профессионального образования, условиям их реализации, нормативам и максимальному объему учебной нагрузки. Утверждается постановлением Правительства …   Словарь терминов по социальной статистике

  • государственный образовательный стандарт высшего (среднего) ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ — документ, содержащий общие требования к структуре и образовательным программам высшего (среднего) профессионального образования, условиям их реализации, нормативам и максимальному объему учебной нагрузки. Утверждается постановлением Правительства …   Социальная статистика. Словарь

pedagogical.academic.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о