Что относится к правоохранительным органам – 1.1.1   Правоохранительные органы: понятие, функции, виды

Содержание

Относится ли МЧС к правоохранительным органам?

МЧС нацелено на защиту населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а так же на ликвидацию последствий стихийных бедствий. Спасение людей – основная задача МЧС России. МЧС — это министерство чрезвычайных ситуаций, и сама аббревиатура говорит о том, что к правоохранительным органом МЧС не относится.

К правоохранительным органам относится: прокуратура РФ, следственный комитет РФ, федеральная служба безопасности (ФСБ), полиция, федеральная миграционная служба (ФМС), федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков, министерство юстиции федеральная таможенная служба. Правоохранительные органы осуществляют деятельность по охране правопорядка и законности, защите прав и свобод человека.

Как мне кажется, правоохранительные органы и МЧС объединяет лишь одна из функций, — защита населения, и то, на мой взгляд, эта функция в отношении к каждой из структур выполняет разные задачи именно по обеспечению защиты населению.

 Правоохранительные органы работают в целях защиты интересов человека и их жизней каждый день. Например,  это полицейские, которые патрулируют улицы и следят за общественным порядком; таможенная служба в аэропортах и вокзалах; ФСБ держит под контролем особо опасных личностей; ФМС борется с мигрирующими людьми.

Что касается МЧС, то Министерство чрезвычайных ситуации осуществляет функцию защиты населения тогда, когда случаются пожары, катастрофы техногенного характера, стихийные бедствия и т.д., тогда, когда нужно своевременно оказать помощь людям в чрезвычайной ситуации, спасти их жизни, обеспечить укрытие на момент ЧС и обеспечить медицинскую, гуманитарную, а так же психологическую помощь.

Подведя итог, хочу сказать, что МЧС и правоохранительные органы – это 2 абсолютно разные структуры РФ, они выполняют разные задачи и функции. Поэтому, отнести МЧС к правоохранительным органам нельзя.

422 гр

lawinrussia.ru

Что такое правоохранительные органы? Общая характеристика правоохранительных органов

Правоохранительная система весьма сложна и многогранна. Её цель – это обеспечение безопасности и сохранения прав всех субъектов Российской Федерации. Каждый гражданин должен знать, что такое правоохранительные органы, как они функционируют, и на каких принципах базируется их деятельность.

Терминология

Давайте ознакомимся с несколькими определениями:

  1. Правоохранительными называют органы, которые осуществляют необходимую деятельность, обладая соответствующей компетенцией, а также нужными для этого материальными ресурсами. Более детально о задачах каждого из них мы поговорим далее.
  2. Правоохранительной называется деятельность, которая осуществляется упомянутыми ранее органами, которые уполномочены рядом прав для охраны и защиты общества благодаря применению юридических мер влияния.

Классификация

Какими же бывают правоохранительные органы? И какой деятельностью они занимаются? Разобраться с этим вам поможет следующий список:

  1. Конституционный суд Российской Федерации. Занимается контролем соответствия правовых процессов в государстве главному закону страны.
  2. Суды общей юрисдикции. Осуществляют правосудие на территории страны согласно действующему законодательству.
  3. Министерство юстиции Российской Федерации. Занимается организационным обеспечением деятельности судов.
  4. Прокуратура Российской Федерации. В её ведении находится надзор, а также выявление и расследование преступлений.
  5. Органы внутренних дел. Занимаются выявлением и расследованием преступлений.
  6. Адвокатура. Оказывает юридическую помощь, а также защиту в уголовных делах.
  7. МВД РФ. Занимается непосредственным обеспечением правопорядка в стране.

Функции

Мы уже разобрались, что такое правоохранительные органы. Теперь давайте рассмотрим их функции. Они такие:

  1. Охранять государственный и общественный строй.
  2. Укреплять законность и правопорядок.
  3. Защищать права и свободы гражданина и человека.
  4. Бороться с преступностью.
  5. Охрана законных прав, интересов и слежение за исполнением своих обязанностей.

Вот главные функции правоохранительных органов.

Основные субъекты системы

Мы знаем, что такое правоохранительные органы, и какие функции они исполняют. Но не могут они все иметь одинаковую важность. Давайте рассмотрим основные субъекты действия, которые имеет система правоохранительных органов в Российской Федерации:

  1. Прокуратура.
  2. МВД.
  3. Министерство юстиции.

Прокуратура

Является единой централизованной системой федеральных органов, которые осуществляют надзор за тем, чтобы точно и единообразно исполнялись законы. Здесь есть прокуратуры субъектов Российской федерации, военные и специализированные, а также территориальные. Всё это управляется ГП РФ. В качестве основных направлений деятельности можно привести следующее:

  1. Надзор за выполнением законов.
  2. Уголовное преследование, которое осуществляется согласно закону.
  3. Надзор за соблюдением свобод и прав гражданина и человека.
  4. Координация работы правоохранительных органов, которые занимаются борьбой с преступностью.
  5. Прокуроры участвуют во время рассмотрения судами различных гражданских, административных и уголовных дел как государственные обвинители.
  6. Занимаются опротестованием решений, приговоров, постановлений и определений суда, которые противоречат закону.
  7. Осуществляют расследование преступлений, которые предусмотрены законом.

Эти государственные правоохранительные органы мог видеть в деятельности каждый, кто был хотя бы на одном заседании суда.

Министерство внутренних дел

Является федеральным органом исполнительной власти. Оно обеспечивает защиту свобод и прав гражданина и человека. Также Министерство внутренних дел занимается охраной порядка и обеспечением общественной безопасности. Оно заведует криминальными, экономическими и общественными преступлениями. Министерство внутренних дел выполняет такие задачи правоохранительных органов:

  1. Разрабатывает и принимает меры, направленные на защиту свобод и прав людей (в пределах своей компетенции).
  2. Целая система правоохранительных органов работает на то, чтобы предупреждать и пресекать преступления и административные правонарушения. А если это не удалось, то они занимаются выявлением, раскрытием и их расследованием.
  3. Следит за миграционными потоками.
  4. Обеспечивает исполнение уголовных наказаний.
  5. Занимается руководством внутренними войсками.
  6. Развивает и укрепляет собственную материально-техническую базу.
  7. Занимается подготовкой и совершенствованием нормативно-правовой основы для своей деятельности.

Как видите, функции правоохранительных органов весьма разносторонние.

Министерство юстиции

Так называется федеральный орган исполнительной власти, который занимается сферой юридических отношений. Также он координирует деятельность других веток исполнительной власти, чтобы она отвечала закону. Министерство юстиции выполняет следующие задачи правоохранительных органов:

  1. Правовое обеспечение нормотворческой деятельности.
  2. Создание условий для функционирования судов.
  3. Государственная регистрация всех нормативных актов, которые издаются центральными органами федеральной исполнительной власти.
  4. Развитие системы предоставления юридических услуг.
  5. Повышение квалификации кадров организаций и учреждений юстиции.
  6. Осуществление международно-правовой деятельности в сфере охраны прав и интересов граждан.
  7. Обеспечение организации уголовно-исполнительной системы.

Судебная власть

Она существует независимо от исполнительной и законодательной. На данный момент действует такая система правоохранительных органов:

  1. Конституционный суд. Является органом контроля, который независимо осуществляет свою власть.
  2. Суд общей юрисдикции. Осуществляет гражданское, административное, уголовное и другие виды производств.
  3. Арбитражный суд. Занимается рассмотрением экономических споров. В данном типе судов в качестве сторон могут выступать только те граждане, которые являются предпринимателями.

Проблемы правоохранительных органов

Самым главным является наличие отчуждения между народом и властью. Если есть правильно налаженное взаимодействие, то тогда можно получить устойчивое развитие (даже при наличии внутренних проблем и внешних конфликтов). Поэтому выстраивается саморазвивающаяся система, которая вовлекает граждан для решения широкого спектра вопросов, начиная от местного самоуправления до государственного уровня. В неё на данный момент времени входят такие направления:

  1. Выборы.
  2. Деятельность общественных структур (среди которых наиболее весомыми являются общественные палаты).
  3. Инициативы граждан.

Деятельность правоохранительных органов имеет определённые проблемы. Если ознакомиться с отзывами людей, часто можно встретить нарекания на низкую внутреннюю организацию и медленность реагирования. Справедливости ради следует отметить, что представители структур, которые готовы даже пожертвовать своей жизнью или просто отнестись со всем возможным вниманием к проблеме, – тоже не редкость.

Существуют значительные проблемы с системой судов. Так, в Российской Федерации один из самых низких процентов оправдательных приговоров в мире. Поэтому широко применяется инструмент амнистии для освобождения людей, которые содержатся за решеткой за незначительные правонарушения или имеют облегчающие обстоятельства. Второй стороной медали является то, что благодаря такой системе часто на свободу выходят преступники, место которых – в тюрьме.

Заключение

Конечно, система безопасности нашего государства не универсальна, а права правоохранительных органов постоянно выступают объектом общественных дискуссий. Но постепенно во время эволюционного развития любая организация совершенствуется (если она хочет существовать). Нам же нужно проявить свою гражданскую позицию, чтобы поспособствовать улучшению правоохранительных органов. Сделать это можно, сообщая в соответствующие инстанции о ненадлежащей работе определённых структур. Тогда вы будете не только знать, что такое правоохранительные органы, но и сможете влиять на качество их функционирования.

fb.ru

Понятие «правоохранительные органы». Общая характеристика, структура и полномочия правоохранительных органов

Конституционной обязанностью государства является защита свобод и прав человека и гражданина. Всеми полномочиями по этой охране владеют структуры, специально созданные властью государства. Чтобы описать понятие «правоохранительные органы», сформулировать точное определение этого термина, нужно рассмотреть основные признаки данного образования, его цели и деятельность.

Из чего складывается понятие

Что следует считать правоохранительными органами, а что не следует? Этот термин используется довольно активно и законодателями, и далёкими от юриспруденции людьми. Это словосочетание не расшифровывается в нормативных актах ни разу. Составить понятие «правоохранительные органы» помогут характерные признаки, выделяющие это социальное образование из общей массы прочих.

Первый признак — цель деятельности, которую можно увидеть уже в названии — охрана прав. Что здесь подразумевается?

  • Восстановление нарушенных прав.
  • Наказание нарушителя прав.

Как видим, данное толкование подразумевает, что охрана прав возможна лишь тогда, когда права нарушены: до совершения преступления судить никого невозможно. Значит, сама суть охраны прав данными задачами вовсе не исчерпывается. Понятие «правоохранительные органы» значительно шире. Оно не только наказывает нарушителя и восстанавливает человека в правах, но и создаёт такие условия, которые правонарушению препятствуют.

Охраняются сами правовые устои, и в этом состоит главная цель деятельности правоохранительных органов. Таким образом, нормально функционирует не только сама личность, но и всё общество, государство со многими своими объектами, в том числе и вся окружающая среда. Проводится работа по профилактике правонарушений, но если всё-таки нарушитель объявится, то после установления обстоятельств последует и реакция вкупе с санкциями.

Второй признак — правоохранительные органы всегда государственные, именно государством они создаются, им же и финансируются. Работа в правоохранительных органах доступна не каждому: здесь собраны специалисты по особым требованиям, которые имеют специальное образование и должную подготовку. Тем не менее частные адвокатские или юридические, охранные или следовательские (детективные) агентства к правоохранительным органам не относятся.

СК и Прокуратура РФ

Следственный комитет Российской Федерации — обязательный государственный орган, чьи полномочия лежат в сфере законодательства и уголовного судопроизводства. Образован в 2011 году при прокуратуре РФ. Это организация военизированная, наделена правами ведения дознания и предварительного следствия. Так же, как и Прокуратура РФ, Министерство внутренних дел, МЧС РФ, Следственный комитет Российской Федерации, это гражданская государственная служба вкупе с правоохранительной и военной. Руководит всей сферой деятельности Следственного комитета президент РФ.

Прокуратура Российской Федерации — централизованная государством единая система органов, которая выполняет надзор за соблюдением Конституции РФ, чтобы законы выполнялись и неутомимо действовали на всей территории РФ. У неё много функций помимо надзора. Федеральный закон установил порядок её деятельности, структуру организации и полномочия. Естественно, и эта организация не может быть невоенизированной. Прокуратура Российской Федерации наиболее независима, она не имеет отношения ни к одной ветви власти, ни к одному из государственных органов — ни к судебному, ни к исполнительному, ни к законодательному.

Соответственно недавно принятым (2007-2011) нормативным правовым актам процесс руководства следствием из полномочий прокурора исключён. Следственный комитет, следовательно, несмотря на принадлежность к органам прокуратуры, стал самостоятельным ведомством. Таким образом, была совершена попытка создания условий для повышения объективности следствия, для пущей законности в уголовном судопроизводстве и наилучшего соблюдения прав граждан согласно Конституции РФ.

Функции организации правоохранительных органов

Основными направлениями деятельности, то есть функциями правоохранительных органов, с присущими им компетенцией, структурой, организацией, являются: осуществление правосудия, конституционный контроль, расследование преступлений, оперативно-разыскные мероприятия, исполнение решений суда, прокурорский надзор, административная деятельность. Некоторым правоохранительным органам присущ только один вид деятельности, у других таких функций несколько. К примеру, Конституционный суд только контролирует, а в ОВД работают и оперативники-розыскники, и следователи, и администраторы.

Такова структура системы правоохранительных органов. Определённые подразделения этой структуры могут осуществлять правоохранительные функции только конкретного плана. Прокурорский надзор никак не касается представителей МЧС РФ, например. Однако взаимодействие правоохранительных органов почти всегда сплетается тесно, поскольку все они взаимосвязаны. Например, результаты предварительного расследования передаются непосредственно в суд, и только после судопроизводства следует функция, исполняющая судебные решения. Правосудие является наиболее значимой функцией правоохранительных органов. Многие другие являются лишь обслуживающими функциями относительно свершения правосудия.

Рассредоточение

Когда в одном органе сосредоточены несколько правоохранительных функций, это отрицательно влияет на законность деятельности всей системы. История развития государства очень ясно это показывает. Именно поэтому в последнее время мы наблюдаем процесс, в котором правоохранительные функции отдаются различным органам. Например, исполнение решений суда по уголовным делам, когда присуждено наказание лишением свободы, уже передана в Министерство юстиции РФ из МВД. О прокуратуре и СК написано выше.

Ставится вопрос и о дальнейшем выделении в самостоятельное ведомство, например, предварительного следствия, а также и другие перестановки в структуре правоохранительных органов тоже возможны. Расследование правонарушений, как считают сведущие люди, будет отделено в самом ближайшем времени. Это необходимо для того, чтобы был строжайшим образом соблюдён закон. Охрана порядка правоохранительной деятельности обеспечивает реализацию гражданами своих прав, отстаивает государственные интересы.

Характеристика

Правоохранительная деятельность может быть рассмотрена в узком и широком смыслах. Широкий смысл — это все госорганы во всей их деятельности, которая обеспечивает соблюдение свобод и прав граждан, их законность, а затем реализацию и правопорядок. Узкий смысл этого понятия заключается в деятельности специальных правомочных органов, для которых охрана порядка от нарушений — главное, но ещё важнее форма, установленная законом, а также рамки собственной компетенции.

Выявлять, пресекать и предупреждать правонарушения — вот основная задача каждого подразделения, какой конкретикой его функции ни были бы снабжены. Общая характеристика правоохранительных органов строится сугубо на этом основании. Специального перечня органов, относящихся к правоохранительным, пока нет, но эту принадлежность вполне можно определить по вышеперечисленным признакам. Также не существует и конкретное понятие — «правоохранительные органы», поскольку оно полностью истекает из характера действий.

Признаки

  • Правоохранительные органы обязательно уполномочил закон осуществлять любую деятельность, он посвящён задачам данной организации и конкретно каждому виду правоохранительной деятельности.
  • Форма деятельности правоохранительного органа не произвольна, здесь чётко соблюдаются установленные законом процедуры и правила. За любое нарушение сотрудники несут уголовную, материальную, административную или дисциплинарную ответственность.
  • Правомочность применения мер государственного принуждения к правонарушителям в зависимости от тяжести преступления и компетенции данного правоохранительного органа.
  • Обязательность исполнения гражданами и должностными лицами законных и обоснованных решений, принятых правоохранительными органами. В случае неисполнения образуется ещё одно правонарушение, которое влечёт за собой дополнительную ответственность.

Структура

По традиции правоохранительным органам принадлежат прокуратура и суд, ОВД и следственные органы, а также юстиция. Система эта развивается, в последнее время сюда добавились органы таможенные, налоговой полиции и налоговой службы, обеспечения безопасности. Достаточно часто авторы статей относят к правоохранительным органам негосударственные. Это неправильно. Несмотря на значительную роль в защите прав организаций и отдельных граждан, частные детективные, охранные и адвокатские службы не имеют прав на меры принуждения. Статуса работника правоохранительных органов работники данных частных фирм не получили.

Иногда встречается мнение, что в силу исключительности государственного места суд тоже не имеет отношения к правоохранительным органам. Это не так. Суды всем вышеперечисленным признакам отвечают. Организация судебной системы во всех трёх её ипостасях — Конституционного суда Российской Федерации, арбитражных и судов общей юрисдикции, сам правовой судейский статус — самое верное доказательство этой принадлежности. Нужно помнить, что все, буквально все правоохранительные органы осуществляют ту или иную функцию из списка (или несколько функций): осуществление правосудия — прерогатива суда. Ни прокурорского надзора, ни конституционного контроля, ни расследования правонарушений он не ведёт. Также суд не обеспечивает безопасность, не охраняет общественный порядок, никого оперативно не разыскивает, юридическую помощь не оказывает, и профилактикой правонарушений тоже не занимается. Суд даже не исполняет свои же решения. Он только судит. И ни один правоохранительный орган не сделает это за него.

Виды

1. Суд. Суды осуществляют правосудие, знают, как разрешить гражданские, трудовые или любые другие споры, а также имеет право рассматривать уголовные дела.

2. Прокуратура. Надзирает над соблюдением законности, имеет право на возбуждение уголовных дел, поддержку обвинения в суде и является представителем государственных интересов в процессе судопроизводства.

3. ОВД. Органы внутренних дел многочисленны: пожарная служба, полиция, ГИБДД и так далее и некоторые другие, но все они занимаются законностью и правопорядком.

4. Органы госбезопасности ведут контрразведывательные мероприятия, осуществляют борьбу с преступностью и деятельностью террористов, разведку, охрану границ, обеспечивают информационную безопасность.

5. Таможня держит под контролем ввоз и вывоз товаров, взимает сборы и пошлины.

6. Налоговая полиция контролирует соблюдение законодательства в сфере налогообложения.

7. Нотариат удостоверяет разнообразные договоры и сделки, оформляет наследственные права, заверяет копии документов, а также принимает их на хранение. Помимо перечисленного, у нотариата ещё много различных функций.

8. Адвокатура оказывает юридическую помощь организациям и отдельным гражданам.

Требования к специалистам

Законом закреплены пределы полномочий специалистов правоохранительных органов. Это обязательный признак. Законами же и регулируется вся их деятельность: «О Прокуратуре Российской Федерации», например. Каждое подразделение органов имеет посвящённые рамкам их деятельности законы.

Чтобы государство нормально функционировало, существуют не только методы поощрения и стимулирования юридических и физических лиц. Есть и негативные рычаги воздействия. Все правоохранительные органы могут применять меры принуждения. Никакие другие государственные структуры таких прав не получили. Если хоть один из четырёх признаков отсутствует, это означает, что организация (даже и государственная) не относится к правоохранительным.

Признаки из второго ряда даже не все правоохранительные органы имеют. Их так и называют: признаки второй очереди. Их два. Это, прежде всего, право применять нормы уголовного закона. А во-вторых, осуществлять полномочия строго в определённой процессуальной форме (это касается суда, где существуют разные виды судопроизводства: гражданское, уголовное, конституционное, арбитражное, административное).

Конституционная инициатива

Правоохранительные органы тесно взаимодействуют между собой, от этого более всего зависит качественное решение общей задачи. Помимо правоохранительных, очень часто (почти всегда) в работе участвуют и другие государственные подразделения. В ведении правоохранительных только исполнительная и судебная власти. Но законы, предписывающие этим органам их полномочия, тоже довольно часто терпят изменения. С законодательной властью правоохранительные органы общаются чаще всего — через действующее и перспективное законодательство, не критикуя законы и воздерживаясь от политических оценок. Они только исполнители. По большей части. Но право инициативы в этой области у некоторых правоохранительных органов есть. Конституционный суд Российской Федерации, Верховный суд Российской Федерации и Высший арбитражный суд Российской Федерации могут влиять и на законодателей.

На ниве обеспечения безопасности, законности и правопорядка правоохранительные органы взаимодействуют буквально со всеми подразделениями на всех уровнях государственных и общественных структур. Это охрана жизни, здоровья и имущества граждан, чем и занимаются сотрудники правоохранительных органов. Также есть и взаимодействие аналогичных структур других государств с российскими, которое подтверждено договорами и имеет конкретно прописанные пункты относительно всех видов деятельности. Например, это касается международного сотрудничества в области уголовного судопроизводства. Естественно, деятельность эта регулируется огромным количеством нормативных и законодательных актов различной юридической силы.

fb.ru

Правоохранительные органы в системе органов государства. Судебная власть


Правоохранительные органы в системе органов государства. Судебная власть

  1. Правоохранительная деятельность и её отличие от других форм государственной деятельности.

  2. Правоохранительные органы и их характеристика.

  3. Понятие и значение судебной власти.

  4. Отличие судебных органов от других органов власти.

  5. Понятие и правосудие. Символы судебной власти.

 

Правоохранительная деятельность и её отличие от других форм государственной деятельности

Правоохранительные органы хотя и имеют четко определенные задачи существуют и работают не изолировано от других органов, создаваемых государством. Особая роль взаимоотношения органов государственной власти с правоохранительными органами строиться в соответствии с Конституцией РБ.

Правоохранительная деятельность отличается от других форм государственной деятельности:

  1. Осуществляется только путем применения юридических мер воздействия (меры государственного принуждения, принуждения правонарушения и их профилактика)

  2. Применение юридических мер воздействия должно соответствовать закону и правовым нормам.

  3. Применение юридических мер воздействия должно осуществляться в строгом порядке и форме в соответствии с законом.

  4. Правоохранительная деятельность осуществляется специально созданными органами государства.

Правоохранительная деятельность – государственная деятельность, осуществляемая с целью охраны права специально уполномоченными органами, путем применения юридических мер воздействия в соответствии с установленным законом порядка и формой, и в строгом соответствии с законом.

Правоохранительная деятельность осуществляется по различным направлениям:

  1. Конституционный контроль.

  2. Правосудие.

  3. Организационно обеспечение деятельности судов.

  4. Прокурорский надзор.

  5. Борьба с преступлениями и правонарушениями.

  6. Оказание юридической помощи населению и защита по уголовным и представительство в уголовном и гражданском судопроизводстве.

 

Правоохранительные органы и их характеристика

К правоохранительным органам относятся не только государственные, но и общественные организации, которые выполняют правоохранительные функции.

К государственным правоохранительным органам относятся:

  1. Конституционный суд, осуществляющий контроль за соответствием законов и других нормативных актов конституции РБ.

  2. Суды общей юрисдикции, осуществляющие правосудие путем рассмотрения гражданских, уголовных и административных дел.

По результатам рассмотрения дел суд выносит приговоры, решения и определения, которые приобретают силу закона. Суд в праве разбирать дела и оправдывать или применять наказания от имени республики.

  1. Хозяйственные суды осуществляют правосудие в области экономических отношений между юридическими лицами.

  2. Органы прокуратуры осуществляют надзор за точным и единообразным исполнением законов всеми юридическими и физическими лицами на территории РБ. Прокуратура требует устранения всех нарушений закона, восстановления нарушенных прав и привлечение виновных лиц к ответственности. она осуществляет надзор за органами дознания и предварительного следствия при рассмотрении дел в судах. По уголовным делам прокурор выступает как государственный обвинитель. Решение по всем делам принимает только суд и прокурор может только опротестовать решение суда, если считает, что оно не законно.

  3. Министерство юстиций способствует защите прав и интересов граждан, обеспечивает организационное руководство деятельностью судов общей юрисдикции.

  4. МВД и его органы осуществляет защиту интересов граждан, честь и достоинства здоровья граждан, все формы собственности от посягательств, ведут борьбу с правонарушениями и преступлениями.

  5. Нотариат обеспечивает правильное оформление сделок и договоров. Документы, противоречащие закону, не могут быть нотариально удостоверены. Используются подтверждение закона интересов граждан при рассмотрении дел в судах.

     

    К общественным организациям, выполняющих функции правоохранительных органов относятся:

     

    1. Товарищеский суд создается на предприятиях, учреждениях, организациях.

    2. Комиссии по делам несовершеннолетних.

    3. Добровольные народные дружины.

    4. Наблюдательные комиссии местных органов власти.

     

    Адвокатура является самостоятельным правовым институтом, занимается правозащитной деятельностью путем дачи консультации по правовым вопросам, составлению деловых бумаг, защиты по уголовным делам и представительство в уголовном и гражданском судоустройстве.

     

Понятие и значение судебной власти

В соответствии с Конституцией РБ, судебная власть в РБ принадлежит судам, образованным в установленном порядке и осуществляется независимо от законодательной и исполнительной властей.

Под судебной властью понимается система независимых судов, наделенных властными полномочиями по окончательному разрешению от имени государства правовых споров, применению предусмотренных законом мер государственного воздействия к лицам, виновным в совершении преступления.

В соответствии с Кодексом о судоустройстве и статусом судей установлено, что судебная власть осуществляется общими, хозяйственными и другими судами, предусмотренными законами РБ.

К общим судам относятся:

  1. Верховный суд Республики Беларусь
  2. Областные суды, Минский городской суд и Белорусский военный суд
  3. Районные (городские, межгорнизонные военные) суды.

К хозяйственным судам относятся:

  1. Высший хозяйственный суд
  2. Областные и Минский городской хозяйственные суды

Преднозночение судебной власти состоит в том, чтобы обеспечивать реализацию требований закона, торжество права и справедливости.

 

Перед судебной властью стоят задачи:

  1. Осуществление правосудия.
  2. Разрешение споров и конфликтов, связанных с применением или исполнением законов.

Судебной власти присущи следующие черты:

  1. Исключительность. Заключается в том, что только суд и никакой другой орган не может осуществлять правосудие.
  2. Полнота и Самостоятельность. Они выражаются в том, что выносимые судом приговоры и решения, не требуют никаких согласований и утверждений ни с органами государственной власти и управления, ни с вышестоящими судебными органами.
  3. Активность. Суд сам может собирать и затребовать доказательства и документы.

Судебным органом присущи полнота и исключительность власти:

  1. Суд в праве применить к правонарушителю любую меру государственного принуждения, предусмотренную законом, исходя из материалов дела.
  2. Решение суда, вступившие в законную силу, обязательны для всех.
  3. Суд имеет право вызвать любое должностное лицо или гражданина, допросить их в качестве свидетелей, эксперта, специалиста.
  4. Суд имеет право истребовать любые документы и сведения от должностных лиц, если это необходимо для рассмотрения дела.
  5. Суд, вынесший решение или приговор по делу, сам не может его изменить, если оно не законно или не обоснованно.

Отличие судебных органов от других органов власти

Судебные органы, как органы государственной власти, отличаются от других государственных органов по следующим основаниям:

  1. Только суд осуществляет правосудие.
  2. В деятельности суда гласность выражена наиболее ярко и шире.
  3. Отличаются особым порядком замещения должностей (судьи назначаются президентом).
  4. Отличаются характером взаимоотношения звеньев (нижестоящее звено не подчиняется вышестоящему звену при рассмотрении конкретных дел).
  5. Особый порядок привлечения судей к дисциплинарной ответственности и неприкосновенность судей.
  6. Установлена ответственность за неуважение к суду (административное и уголовное).
  7. Не издают законов, а только ими руководствуются, этим они отличаются от законодательных органов.
  8. Суд не занимается исполнительно-распорядительной деятельностью и не является поэтому административным органом.

Понятие правосудия и символы судебной власти

В самом понятии правосудия заключен тот смысл, который вкладывали в него с давних времен – правый, справедливый суд, суд по праву.

Основные черты правосудия:

  1. Правосудие – это государственная деятельность, осуществляемая судом. Такие органы как прокуратура, милиция способствуют осуществлению правосудия (принимают меры к раскрытию преступлений, собирают доказательства виновности и т.д.). Однако их деятельность не является правосудием. Признать человека виновным в совершении преступления и подвергнуть его уголовному наказанию может только суд. Возможность в несудебных уголовных репрессий полностью исключена.
  2. Правосудие осуществляется на основе закона. Рассматривая дело, выясняя и оценивая его обстоятельства, суд решает все вопросы по существу этого дела путем применения норм права к конкретному событию, действию, лицу правоотношения. При этом вся деятельность суда строго регламентирована в законе. Решения или приговоры буду незаконными и подлежат отмене, если суд применил ненадлежащий закон, либо неверно истолковал закон при его применении, в виду чего выводы суда оказались противоречащими точному смыслу закона. Не допускается произвольного судейского рассмотрения и решения дела по соображениям цели сообразностям.
  3. Правосудие осуществляется путем рассмотрения в судебных заседаниях гражданских и уголовных дел в установленной законом процессуальной форме. Соблюдение процессуальной формы способствует достижению истины в процессе. Нарушение процессуальных правил отражается на правильности рассмотрения дела по существу.
  4. В результате рассмотрения дела применяется государственное принуждение, которое может применить только суд. Осуждая подсудимого по уголовным делам, суд применяет меру государственного принудительного воздействия в приделах санкции уголовного закона. Принудительный характер мер проявляется и в гражданских делах, удовлетворяя иск или отказывая в нем, суд принуждает ответчика или истца к должному поведению в рамках данного гражданского правоотношения.

Правосудие – это государственная деятельность, осуществляемая судом на основе закона, заключающаяся в разбирательстве гражданских и уголовных дел в установленной законом процессуальной форме, направленная на укрепление законности и правопорядка, имеющая задачи по охране общественного строя, его политических и экономических систем, прав и интересов граждан, государственных и общественных организаций и по результатам рассмотрения дел применяющая меры государственного принуждения.

Символами судебной власти в РБ являются:

  1. Государственный герб.
  2. Государственный флаг.

Они устанавливаются в здании суда и в зале судебных заседаний.

…………………………..

Метки текущей записи:
власть, вопрос, документы, закон, норм, Понятие, права, право, президент, принуждение, прокурор, спор, статус, Судоустройство
Больше из этой рубрики
Больше этого автора

bip-ip.com

К правоохранительным органам в Российской Федерации относятся также органы полиции.

Полиция является составной частью единой централизованной системы федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.

В состав полиции могут входить подразделения, организации и службы, создаваемые для выполнения возложенных на полицию обязанностей.

Полиция предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства (далее также — граждане; лица), для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности.

Деятельность полиции осуществляется по следующим основным направлениям:

1) защита личности, общества, государства от противоправных посягательств;

2) предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений;

3) выявление и раскрытие преступлений, производство дознания по уголовным делам;

4) розыск лиц;

5) производство по делам об административных правонарушениях, исполнение административных наказаний;

6) обеспечение правопорядка в общественных местах;

7) обеспечение безопасности дорожного движения;

8) контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации в области оборота оружия;

9) контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации в области частной детективной (сыскной) и охранной деятельности;

10) охрана имущества и объектов, в том числе на договорной основе;

11) государственная защита потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, судей, прокуроров, следователей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, а также других защищаемых лиц;

12) осуществление экспертно-криминалистической деятельности.

По решению Президента Российской Федерации сотрудники полиции могут участвовать в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности.

Правовую основу деятельности полиции составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, а также нормативные правовые акты федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.



Полиция в своей деятельности руководствуется также законами субъектов Российской Федерации по вопросам охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, изданными в пределах их компетенции.

Руководство деятельностью полиции осуществляют в пределах своей компетенции руководитель федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководители территориальных органов федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел (далее — территориальные органы) и руководители подразделений полиции. Руководители указанных органов и подразделений несут ответственность за выполнение возложенных на полицию обязанностей.

Состав полиции, порядок создания, реорганизации и ликвидации подразделений полиции определяются Президентом Российской Федерации.

Полиция осуществляет свою деятельность на основе соблюдения и уважения прав и свобод человека и гражданина.

Деятельность полиции, ограничивающая права и свободы граждан, немедленно прекращается, если достигнута законная цель или выяснилось, что эта цель не может или не должна достигаться путем ограничения прав и свобод граждан.

Полиция осуществляет свою деятельность в точном соответствии с законом.

Полиция защищает права, свободы и законные интересы человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

Сотруднику полиции запрещается состоять в политических партиях, материально поддерживать политические партии и принимать участие в их деятельности. При осуществлении служебной деятельности сотрудник полиции не должен быть связан решениями политических партий, иных общественных объединений и религиозных организаций.

cyberpedia.su

Относятся ли суды к правоохранительным органам?

Правоохранительные органы входят в структуру исполнительной власти, а суды — судебной власти!

От понятия “правоохранительные органы” необходимо отличать понятие “правоприменительные органы”, являющееся более широким. Судебная система – это совокупность судебных органов, предназначенных для осуществления судебной власти. К правоохранительным органам относятся суд, арбитраж, конституционный суд, прокуратура, органы внутренних дел, федеральной службы безопасности, госнаркоконтроля, таможенного контроля, юстиции, служба судебных приставов. В широком смысле это понятие включает также ряд негосударственных институтов: адвокатуру, третейский суд и пр. это коротенько

Относятся. А так же к числу правоохранительных органов относятся: прокуратура, служба судебных приставов, органы внутренних дел, органы охраны основ конституционного строя РФ и обеспечения безопасности государства, федеральные органы налоговой полиции, таможенные органы РФ, органы предварительного расследования.

Ни в коем случае. Суды отправляют правосудие, а не борются с преступностью.

touch.otvet.mail.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *