Слово МИРОВОЗЗРЕНИЕ — Что такое МИРОВОЗЗРЕНИЕ?
Слово мировоззрение английскими буквами(транслитом) — mirovozzrenie
Слово мировоззрение состоит из 13 букв: в е е з з и и м н о о р р
Значения слова мировоззрение. Что такое мировоззрение?
Мировоззрение
Мировоззре́ние (нем. Weltanschauung) — совокупность взглядов, оценок, принципов и образных представлений, определяющих самое общее видение, понимание мира, места в нем человека, а также — жизненные позиции, программы поведения, действий людей.
ru.wikipedia.org
МИРОВОЗЗРЕНИЕ (\\feltanschauung,W)ridouUook, vision du monde) —система человеческих знаний о мире и о месте человека в мире, выраженная в аксиологических установках личности и социальной группы…
Философская энциклопедия
МИРОВОЗЗРЕНИЕ — система взглядов на объективный мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы…
Головин С. Словарь практического психолога
Мировоззрение — по [7] «термин «мировоззрение», от немецкого Weltanschaunung, сам по себе неясен (как и большинство немецких философских понятий) и имеет несколько значений.
Теоретические аспекты и основы экологической проблемы
МИРОВОЗЗРЕНИЕ — совокупность общих взглядов на мир (внешнее бытие) и на отношение человека к нему. Главной составляющей мировоззрения является именно отношение человека к миру (природе, обществу, другим людям, к самому себе).
Лебедев С.А. Философия науки. — 2004
МИРОВОЗЗРЕНИЕ (WORLD VIEW) Этим термином, используемым в качестве синонима немецкого Weltanschauung, обозначается совокупность убеждений, составляющих взгляд на мир, характерный для определенной социальной группы, будь то социальный класс…
Социологический словарь. — 2008
Мировоззрение — общая картина мира, предствленная в сознании индивида. Её образуют некие общие идеи, взгляды человека на разные конкретные вопросы, на своё место в обществе и мире, его идеалы, ориентации, ценности существования, на жизнь…
vocabulary.ru
Мировоззрение Гитлера
Гитлер происходил из этнически приграничного района. По утверждениям самого Гитлера в «Майн Кампф», в школе он нейтрально относился к евреям, воспринимая их как немцев…Мировоззрение «В своих мыслях, так же как и в своих действиях, он руководствовался не знанием, а эмоциями» (Траудль Юнге, [1]). Национал-патриотизм и расизм Гитлера Гитлер происходил из…
ru.wikipedia.org
НАУЧНОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ
НАУЧНОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ — мировоззрение, ориентирующееся в своих построениях на конкретные науки как на одно из своих оснований, особенно на их содержание — как материал для обобщения и интерпретации в рамках философской онтологии…
Лебедев С.А. Философия науки. — 2004
Научное мировоззрение
Научное мировоззрение система взглядов человека на мир, построенная исключительно на данных наук и научным путем. Научное мировоззрение основано на представлениях об общих свойствах и закономерностях природы и общества…
Безрукова В.С. Основы духовной культуры. — 2000
Мировоззрение в Dungeons & Dragons
В ролевой системе Dungeons & Dragons (D&D) параметр «мировоззрение» (англ. alignment) отражает этические и моральные нормы персонажа. При создании персонажа игрок указывает его мировоззрение…
ru.wikipedia.org
Юридическое мировоззрение
ЮРИДИЧЕСКОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ система взглядов на право и государство как основу, главный движущий фактор обществ. развития, возникшая в ходе борьбы буржуазии против феод. отношений и абсолютизма.
Философская энциклопедия
Юридическое мировоззрение, идеалистическая система взглядов, в соответствии с которыми право и государство рассматриваются как основа и главный движущий фактор общественного развития.
БСЭ. — 1969—1978
ЮРИДИЧЕСКОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ — система взглядов на право и государство как основу, главный движущий фактор обществ. развития, возникшая в ходе борьбы буржуазии против феод. отношений и абсолютизма.
Философская энциклопедия
Русский язык
Мировоззре́ние, -я.
Орфографический словарь. — 2004
Мир/о/воз/зр/е́ни/е [й/э].
Морфемно-орфографический словарь. — 2002
Примеры употребления слова мировоззрение
В работах нашли отражение внутренние переживания детей, их интересы и мировоззрение.
Мировоззрение наших соотечественников, в большинстве своем, мифологизированное.
В 1961 году был отчислен за несоответствующее нормам соцреализма художественное мировоззрение.
Сюжет дастана отображен в двенадцати главах, уходящих корнями в мифологическое мировоззрение.
Половина населения Швейцарии считает, что исламское мировоззрение и западные ценности не совместимы.
Каждый человек имеет право исповедовать свои идеи, иметь свое мировоззрение, вести свой образ жизни.
- мировая
- мировидение
- мировоздание
- мировоззрение
- мировоззренческий
- мировой
- мировосприятие
Мировоззрение что это? Значение слова Мировоззрение
Значение слова Мировоззрение по Ефремовой:
Мировоззрение — Совокупность взглядов, убеждений, определяющих отношение к действительности.
Значение слова Мировоззрение по Ожегову:
Мировоззрение — Система взглядов, воззрений на природу и общество
Мировоззрение в Энциклопедическом словаре:
Мировоззрение — (миросозерцание) — система обобщенных взглядов на мир иместо человека в нем, на отношение людей к окружающей их действительностии самим себе, а также обусловленные этими взглядами их убеждения, идеалы,принципы познания и деятельности. Выделяют три основных типамировоззрения: житейское (обыденное) мировоззрение, в котором отражаютсяпредставления здравого смысла, традиционные взгляды о мире и человеке.религиозное мировоззрение, связанное с признанием сверхъестественногомирового начала. философское мировоззрение, в котором обобщается опытдуховного и практического освоения мира. На основе рациональногоосмысления культуры философии вырабатывает новые мировоззренческиеориентации. Носитель мировоззрения — личность и социальная группа,воспринимающие действительность сквозь призму определенной системывзглядов. Имеет огромный практический смысл, влияя на нормы поведения,жизненные стремления, интересы, труд и быт людей.
Значение слова Мировоззрение по словарю синонимов:
Мировоззрение — миропонимание
миросозерцание
Значение слова Мировоззрение по словарю Ушакова:
МИРОВОЗЗРЕНИЕ
мировоззрения, ср. (книжн.). Совокупность взглядов, воззрений на окружающее, на жизнь, на мир, на ту или иную область бытия. Люди разных мировоззрений. Мировоззрение древних греков. Буржуазное мировоззрение. Марксистское мировоззрение.
Определение слова «Мировоззрение» по БСЭ:
Мировоззрение — система взглядов на объективный мир и место человека в нём, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации. М. — это далеко не все взгляды и представления об окружающем мире, а только их предельное обобщение. Содержание М. группируется вокруг того или иного решения основного вопроса философии. В качестве субъекта М. реально выступают социальная группа и личность. М. является ядром общественного и индивидуального сознания. Выработка М. — существенный показатель зрелости не только личности, но и определенной социальной группы, общественного класса и его партии. По своей сущности М. — общественно-исторический феномен, возникший вместе с появлением человеческого общества. Источник происхождения того или иного М. — условия материальной жизни общества, общественное бытие.
Различают понятия «М.», «общая картина мира», «мироощущение», «мировосприятие», «миросозерцание», «миропонимание». Между всеми этими понятиями существует тесная связь и единство. Нередко они употребляются в качестве синонимов. Вместе с тем между этими понятиями имеются и различия. Общая картина мира — это синтез знаний людей о природе и социальной реальности. Совокупность естественных наук образует естественнонаучную картину мира, а общественных — социально-историческую картину действительности. Создание общей картины мира — задача всех областей знания.
Будучи отражением мира и ценностным отношением к нему, М. играет и определенную регулятивно-творческую роль, выступая в качестве методологии построения общей картины мира. Ни одна конкретная наука сама по себе не есть М., хотя каждая из них с необходимостью развивается с помощью М., а также содержит в себе мировоззренческое начало, которое выступает в виде её общих положений и методологических принципов.
Понятие «М.» соотносится с понятием «идеология», но они не совпадают. По своему содержанию М. шире идеологии. Идеология охватывает лишь ту часть М., которая ориентирована на социальные явления и классовые отношения. М. же в целом относится ко всей объективной действительности и к человеку.
М. может находиться на житейском (обыденном) уровне, порождаемом непосредственными условиями жизни и передающимся из поколения в поколение опытом людей. Этот уровень М. существует в форме здравого смысла, стихийных, несистематизированных, традиционных представлений о мире. Религиозное М. даёт фантастическую картину мира и характеризуется признанием сверхъестественного мирового начала, его основа выражается в иррациональной и эмоционально-образной форме (см. Религия). Философское М. выступает в понятийной, категориальной форме, в той или иной мере опираясь на достижения наук о природе и обществе и обладая определенной мерой логической доказательности.
М. — это не только содержание, но и способ осознания действительности, а также принципы жизни, определяющие характер деятельности. Важнейший компонент М. составляют идеалы как заветные и решающие жизненные цели. Характер представлений о мире способствует постановке определенных целей, из обобщения которых образуется общий жизненный план, формируются идеалы, придающие М. действенную силу. Содержание сознания превращается в М. тогда, когда оно приобретает характер убеждений, полной и непоколебимой уверенности человека в правоте своих идей,
«…которые овладевают нашей мыслью, подчиняют себе наши убеждения и к которым разум приковывает нашу совесть, — это узы, из которых нельзя вырваться, не разорвав своего сердца, это демоны, которых человек может победить, лишь подчинившись им» (Маркс К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 1, с. 118). М. имеет огромный практический жизненный смысл. Оно влияет на нормы поведения, на отношение человека к труду, к другим людям, на характер жизненных стремлений, на его быт, вкусы и интересы. Это своего рода духовная призма, через которую воспринимается и переживается всё окружающее. Идейная убеждённость помогает человеку в минуту смертельной опасности преодолеть инстинкт самосохранения, жертвовать жизнью и совершать подвиги во имя определенных идеалов.
В классово антагонистическом обществе нет и не может быть единого М., ибо каждый класс имеет своё специфическое М.. в нём происходит борьба М. Носителями передового М. являются те классы, которые оказываются носителями наиболее прогрессивного способа производства. В зависимости от того, совпадают ли интересы данного класса с объективной тенденцией исторического развития, с данными науки и общественной практики или нет, его М. по своему содержанию, общественной значимости может быть последовательно научным или ненаучным, материалистическим или идеалистическим, атеистическим или религиозным, революционным зли реакционным. Феодально-религиозное М. открыто защищало классовое неравенство. М. буржуазии, когда она как восходящий класс противостояла феодализму, было прогрессивным. Вместе с тем её М. и тогда носило классово и исторически ограниченный характер. После утверждения буржуазии у власти её М. становится консервативным и реакционным. Буржуазное М., будучи крайне противоречивым, в целом даёт искажённое отражение действительности, тормозит развитие общества. В нём господствуют Иррационализм, апология капитализма, культ наживы, насилия, которые сосуществуют с либеральными и неолиберальными концепциями и мелкобуржуазными анархически-бунтарскими идеями.
В противоположность буржуазному М., коммунистическое М., обобщая достижения науки и общественной практики, является последовательно научным, интернационалистическим, гуманистическим. Оно возникло с появлением рабочего революционного движения. Ядро коммунистического М. составляет марксистско-ленинская философия, диалектический и исторический материализм. Марксистско-ленинское М. — мощное орудие революционного преобразования мира, одна из решающих сил, организующих людей в борьбе за социализм и коммунизм. В современном мире идёт острая борьба двух противоположных М. — коммунистического и буржуазного, в ходе которой растет влияние марксизма-ленинизма, побеждающего силой правды, достоверностью своих последовательно научных положений.
В социалистическом обществе марксистско-ленинское М. стало господствующим. Формирование у широчайших масс трудящихся коммунистического М. составляет сердцевину всей идейно-воспитательной работы партии. Коммунистическая партия стремится к тому, чтобы каждый человек видел смысл своей жизни в борьбе за практическое воплощение идеалов коммунизма, ясно понимал ход и перспективы развития мировых событий, правильно разбирался в социально-политических явлениях, сознательно строил новое общество. Важнейшей задачей является воспитание коммунистического отношения к труду, коммунистической нравственности, подлинного Гуманизма, Патриотизма и Интернационализма (см. Коммунистическое воспитание).
Лит.: Программа КПСС (Принята XXII съездом КПСС), М., 1973. Материалы XXIV съезда КПСС, М., 1973. Основы марксистско-ленинской философии, 2 изд., М., 1972. Ермолов А. Я., Роль философии в формировании мировоззрения, М., 1964. Черноволенко В. Ф., Мировоззрение и научное познание, К., 1970.
А. Г. Спиркин.
xn—-7sbbh7akdldfh0ai3n.xn--p1ai
Мировоззрение – значение слова в словарях и энциклопедиях
— концептуально выраженная система взглядов человека на мир, на себя и на свое место в мире. М. зависит от обыденного наличного опыта человека, оно связано с потребностями, целями, интересами человека, с его окружением. Однако М. предполагает образ «мира как целого», что достигается при возможности «возвышения» над обыденностью повседневного существования и при выходе в сферу всеобщности. Т. е. М. по сути своей метафизично. Позиция «над» миром и собой является собственно человеческой духовной позицией (М. Шелер). Достигается такая позиция благодаря другому базисному основанию — жизненному опыту человечества, аккумулированному в культуре. Исходными мировоззренческими понятиями являются «мир» и «человек». Вопрос о их соотношении — основной мировоззренческий вопрос. Ответы на этот вопрос различны и многообразны, хотя, так или иначе, они зависят от того, что принимается за определяющее — «мир» или «человек». Если первичным оказывается «мир», то человек произведен от него, является его частью, его проявлением. При этом «мир» может отождествляться с «природой», «материей», «субстанцией» (духовной или материальной), «универсумом», «космосом» и т. п. Человек в таком случае выводится из мира, объясняется через его законы и свойства. Если же за исходное принимается понятие «человек», то мир определяется через человека, человеком (более того — индивидом) и оказывается соразмерным человеку («миром человека»). Нередко два этих полюсных подхода пытаются объединить. Тогда за исходное принимается отношение, связь мира и человека (Л. Фейербах, К. Маркс, Э. Гуссерль, М. Хайдеггер и др.). М. представляет собой систему, которой присущи своя внутренняя структура и устойчивые элементы. Элементы М. — это прежде всего идеи, концептуальные образы, создающие определенную картину мира и человека. На основе этого концептуального миропонимания возникает оценка человеком себя, своего окружения, своей жизни в мире. Выявляется система смыслов и ценностей, вырабатываются идеалы, т. е. всеобщие принципы представления о благе, истине, красоте, пользе и т. п. Ориентируясь на идеалы, человек определяет цели и задачи жизни, познания, практического преобразования мира и себя. Именно идеалы соединяют идеи и жизнь, придают идеям деятельную энергию, «идеируют» жизнь (М. Шелер). М. предполагает выработку жизненной позиции человека — результата жизненного и духовного опыта человека, его проживания и переживания. Позиция человека выливается в систему личностных убеждений, образует внутреннее духовное ядро личности. М. всегда личностно, оно представляет собой рефлексивное понимание своей жизни, выявление смысла бытия в мире. Т. е. М. — высший уровень самосознания индивида. В то же время М. индивида так или иначе сопрягается, перекликается со взглядами, идеями, убеждениями, ценностями, идеалами других людей, человеческого сообщества и выступает как социальное, культурно-историческое образование. М. выражает «дух эпохи» (см. «Дух эпохи»), входит в его структуру наряду с мировосприятием и мироощущением. Помимо индивидуального М. можно вести речь о культурно-исторических и социо-культурных типах М. Первым известным типом такого рода М. является мифологическое миропонимание, т. е. воплощенное в мифе. Его главная особенность — синкретизм, проявляющийся в различных аспектах. Здесь само М. еще не отчленено от мировосприятия и мироощущения, выражается через чувственно-конкретные, наглядные, часто персонифицированные образы. Миф — сказ, но сказ, не отделенный от действительности и создающий тем самым сферу особой мифологической реальности, где слово, дело, вещь взаимозаменяемы. Его основа — не знание и не вера, а доверие, доверчивое сознание. Строясь в соответствии с логикой воображения (Я. Голосовкер), т. е. с логикой желания и свободы человека, мифологическое М. свободно соединяет в единой реальности космическое и земное, природное и общественное, родовое и индивидуальное, жизнь и смерть, прошлое и настоящее, временное и вечное, чувственное и сверхчувственное. В нем — «все во всем». Мифологическое М. имеет свои этапы развития, обусловленные изменением социальной жизни людей. Его распад связан с рационализацией мифа. Мифологическое М. явилось исходным для всех других типов М. Его проявления или апелляцию к мифу можно встретить и в поэзии, и в науке, и в религии, и в философии. Миф переродился в сказку, легенду, но не исчез и в своей первоначальной форме. Всюду, где сказ не отделен от действительности и где действует доверчивое сознание, возможно образование мифологической реальности и мифологического сознания. Усложнение общественной жизни, формирование общественных структур, рационализация мифа привели к вычленению в самостоятельные сферы религиозного, художественного (поэтического, эстетического), научного, философского М. Главный вопрос религиозного ?. — это вопрос о судьбе человека в мире. Здесь уже четко разделены мир земной и мир горний, чувственный и сверхчувственный, зримый и незримый. «Воздействие незримого — вот основная категория элементарной религиозной жизни», — утверждал В. Дильтей. Именно воздействие сверхчувственного, незримого определяет судьбу человека, его жизнь. Этот высший мир нельзя знать, рационально постигать. Его можно предчувствовать, верить в него, уповать на его милость. Религия — установление связи, единства чувственного человеческого мира со сверхчувственным (чаще всего — божественным) миром через веру, молитву, экстаз, откровение, мистическое чувство. Бог, духовные сущности, абсолют — сфера сакрального, святого, недоступного неподготовленному человеку. Святыни входят в обыденную, профанную сферу через благую весть, заповеди, откровения. При этом устанавливается духовное единство всего сущего, задаются идеалы, высшие ценности, моральные максимы бытия человека, преображаются душа и тело человека. Религия имеет множество форм и разновидностей. Атеизм не означает отсутствие религии. Художественное (или поэтическое) М. опирается на чувственный мир земных вещей. При художественном восприятии вещь выделяется из ряда других вещей, из обыденного порядка бытия, приподнимается над ним. Т. е. художник переносит вещь из ограниченного, тленного, преходящего в сферу символического, доводит ее до идеального выражения жизни. Земное «вздымается» к горнему, а горнее нисходит к земному, и появляется та «складка» (М. Хайдеггер), где образуется художественная реальность — база художественного М. Раскрывая индивидуальную неповторимость земной чувственной вещи, художник делает ее равновеликой миру, выражает мир через «этость», самость веши, персонифицирует ее. И тогда «море смеется», «листва шепчет», «звезда с звездою говорит». Мир сливается с человеком, с его желанием и грезой. Поэтхудожник, писатель — автор. X. Ортега-и-Гассет отмечал, что «автор» происходит от «auctor» — так в античности называли полководца, завоевывающего новые территории. Автор — творец, он через метафоры раздвигает смысловые горизонты жизни, создает «новую территорию» — художественную реальность. Автор выражает в своих произведениях свою индивидуальность, одновременно выражая индивидуальную неповторимость изображаемого. Он — демиург и одновременно «пророк», «вестник» (Д. Андреев). Включаясь же в художественную традицию, создавая художественный «текст», он превращается в «отголосок», сам попадает в распоряжение этого особого мира — художественной реальности. «Избыточность» художественной реальности может обогащать человека, компенсировать недостаточность обыденности, расширять горизонт его М. Однако она же может «очаровывать», «соблазнять», подменяя собой жизнь, имитировать мир и человека, перечеркивать действительность, превращая ее в набор «симулякров». При этом человек уходит от жизни в символический мир, в игру, не осознает «серьезность жизни», уходит от обязательности и ответственности, разрушая наличное бытие и себя в нем. Важнейшим типом М. является научное М., базирующееся на науке. В этом случае отношение мира и человека предполагает приоритет мира, или «действительности самой по себе». Наука стремится, насколько возможно, исключить человека, его фантазию, интересы, волю из своей картины. Она отделяет объект от субъекта, сущность и кажимость, чтойность и этость, всеобщее и единичное, истину и мнение. Идеал науки — достижение истинного знания о действительности. Ее эмпирический базис — наблюдение и эксперимент, осуществляемые исследователем. Но самого исследователя наука стремится вычеркнуть из результатов его научного поиска. Сущности, ноуменальности наука пытается достичь через феноменальность, используя при этом процедуры «очищения» сущности от кажимости. В отличие от религии, искусства, мифа наука опирается не на доверие, не на веру, не на внутреннее чувство и не на мистическое откровение, а на рационально выводимое знание. Истина здесь рационально добывается, рационально объясняется, рационально обосновывается. Первоначально истина противопоставлялась пользе, наука не стремилась к практическим результатам. Со временем же именно польза, практический результат стали выражать социальный смысл науки, сама она превратилась в социальный институт, а научное М. стало ядром формирования М. общества. Научное М. выражается научным языком, который строго определен, не терпит двусмысленностей, стремится к однозначности, формализованности и интерсубъективности. Идеал научности (рациональности) менялся исторически. В зависимости от него менялись представления и о степени истинности научного М. Длительное время функцию идеала выполняло математическое знание, затем физическое, в последнее время заявил о своей приоритетности идеал социально-гуманитарного знания. Многие науковеды утверждают, что сейчас нет единого и единственного идеала научной рациональности, что он до конца не оформился, находится в процессе становления. На мировоззренческом уровне наука выявляется в виде научной картины мира (НКМ) — высшего уровня научного знания, объединяющего исторически и дисциплинарно многообразную науку через ее фундаментальные проблемы и родовые принципы. НКМ выражает степень и форму постижения человеком (сообществом) мира. Именно через НКМ наука соотносится с другими типами М., выступая как культурный феномен. Высшим типом М. является философия, изначально претендовавшая на целостный образ мира, на постижение «мира как целого». Метафизическая позиция находит в философии свое наиболее адекватное выражение и воплощение. Философия, будучи «любовью к мудрости», изначально противопоставляла себя и мифу, и религии, и искусству, а затем, и науке, хотя опиралась на них и использовала их. Зародившись, фактически, вместе с другими видами М., которые появлялись с распадом мифа, философия была занята поисками единства в разнообразном видимом мире, поисками всеобщего и целого. Дильтей полагал, что философия появляется тогда, «когда мировоззрение возвышается до связного рационального целого, когда оно научно оправдывается и заявляет притязание на общезначимость». Метафизика отвергала мнение и опиралась на логос, на рациональность, тем самым она совпадала с наукой, тяготела к научному М. Но философское М. может зарождаться, бытовать, используя любой другой тип М. Она связана с обыденным М., где бытует в виде максим житейской мудрости, пословиц, поговорок, притч, баек и т. п. От мифологического М. она заимствует стремление выразить «все во всем», использует миф наряду с логосом (философская мифология Платона и др.). От художественного М. она перенимает способность выражать всеобщее через конкретное, использует и символ, и метафору, да и самое художественную форму (философская эссеистика, философские идеи в поэзии, музыке, литературе, живописи). Как и религия, философия стремится выразить сферу сверхчувственного, установить всеобщие связи, усмотреть за видимым невидимый срез бытия. Философия не отказывается от веры, от откровения, но основывается она преимущественно на рациональном осмыслении и понимании мира и человека. Связь философии с наукой проявляется в стремлении к истине, в использовании рациональной аргументации, в построении особого категориального аппарата, в системности и др. Но философия не сводится ни к одному из типов М. Ее проблемы принципиально не разрешимы до конца, они постоянно вновь и вновь возникают и воспроизводятся в различной форме, постановке, в зависимости от уровня развития и потребностей общественной жизни. Философское М. является самосознанием эпохи и общества, поэтому изменения в нем исторически обусловлены. Меняются постановки проблем, формулировки основного вопроса философии. Даются новые ответы на поставленные вопросы, предлагаются иные формы аргументации. Не меняется всеобщий, предельный характер решаемых проблем. Именно через ответы на поставленные вопросы человечество осознает свои пределы и раздвигает их, формируя и мир, и себя. Философия формирует идеи и концептуальные системы мира; на их основе она дает оценку месту человека в мире и возможности преобразования мира человеком. Философия вырабатывает свою систему принципов и идеалов, определяющих смысл жизни человека в мире; а на их основе формулирует цели человека, определяет задачи его деятельности. Философия заставляет человека выбрать свою жизненную позицию — формирует убеждения людей. Связываясь со своей собственной историей, философия, наконец, развивает духовный опыт человечества. Поднимаясь к предельным вопросам бытия людей и бытия вообще, философия раздвигает эти пределы. Но чтобы не стать схоластикой, безжизненной абстрактной схемой, метафизика должна окунаться в гущу жизни, черпать в ней живительные силы, впитывать реальные жизненные проблемы и вновь подниматься на высоту всеобщности для их решения. Философия находится в постоянном челночном движении: от наличного бытия — в сферу философского обобщения — и назад, в сферу жизни, впитывая и используя при этом достижения всех других типов М. Л. А. Мясниковаvslovare.info
Значение слова «мировоззрение»
Мировоззрение
целостное представление о природе, обществе, человеке, находящее выражение в системе ценностей и идеалов личности, социальной группы, общества.
В основе М. лежит миропонимание, т.е. совокупность определённых знаний о мире. На основе таких знаний и представлений возникли, формировались и развивались традиции во всех сферах человеческой деятельности.
В М. входит также и мировосприятие, которое выражено в определённых идеалах, моделях и образах реальности, формирующихся в практической жизни, искусстве, литературе, науке, религии.
М. всегда насыщено чувственными отношениями. Это может быть ощущение гармонии с миром или разлада с ним, удовлетворённость или неудовлетворённость реальностью. Важнейшей оценкой М. является степень его истинности. Но М. можно оценивать и с точки зрения его систематичности, широты охвата социальной практики, глубины и всесторонности осмысления жизни, а также с точки зрения эффективности решения проблем конкретного человека. При этом могут возникнуть противоречия между различными ценностными характеристиками М. Пессимистическое М. может на конкретном этапе развития общества наиболее глубоко отражать состояние современной культуры и т.о. стать стимулом к более глубокому отображению недостатков реальности, сконцентрировать усилия на их преодолении. Такого рода М. способствовало выходу общества из кризиса и тем самым стимулировало его развитие. С другой стороны, оптимистическое М. может быть слабо обоснованным, не раскрывающим реальных проблем, а потому дезориентирующим. М. всегда связано с переживаемыми обществом стадиями его развития, совокупностью тех проблем, которыми непосредственно живёт общество.
В М. могут проявляться как догматизм, так и скептицизм. И, как всегда в жизни, существует наиболее адекватно отображающая суть дела позиция разумного критицизма. Догматик абсолютно уверен в правильности всех положений, лежащих в основе его М., и не способен учесть к.-л. критику извне. Скептик, в отличие от догматика, напротив, во всем сомневается, и эти сомнения блокируют возможности реально опереться на к.-л. прочные мировоззренческие установки. М. скептика постоянно меняется, он не в состоянии иметь достаточно целостное М. Наиболее правильная позиция — выработать целостное М., ориентируясь на исторически сложившиеся традиции, и ассимилировать в нём всё разумное, что имеется в других мировоззренческих ориентациях. Ни одна мировоззренческая позиция не могла оставаться неизменной под давлением реальной истории. И наиболее глубокие из них потому и выжили, что смогли ассимилировать в себе всё ценное, всё мировоззренчески значимое, что давала история мировой культуры.
М. не всегда связано с убеждением. У каждого человека его мировоззренческие взгляды складываются в результате длительной, сложной, часто мучительной интеллектуальной работы. Такие взгляды становятся фундаментом его духовной культуры, сущностью его «Я», определяют жизненные позиции, его совесть.
М. отдельной личности, социальной группы, определённого общества или эпохи хотя и оказываются взаимосвязанными, существенно отличаются друг от друга как по особенностям процесса их формирования, так и по своему содержанию.
М. может формироваться стихийно, на основе обыденного опыта или в результате взаимодействия различных мировоззренческих установок, либо осознанно, посредством теоретической разработки фундаментальных идей, иде- алов, принципов.
М. человека нередко базируется на его непосредственном жизненном опыте. На разных этапах развития культуры возможности получения информации, конечно, различны, но существует обыденная жизнь, обыденное сознание, в рамках которого может формироваться М. Такое М. всегда характеризуется недостаточной систематичностью, эклектичностью. Оно содержит в себе фрагменты разрозненных, недостаточно обоснованных знаний, элементы философии и мифологии. М. такого рода существует в обществе как многовариантное, оно сильно зависит от изменений, происходящих в общественном сознании, от слухов, расхожих мнений, от уровня культуры субъекта, его социального положения. Оно может быть как религиозным, так и безрелигиозным. Его содержание существенно меняется в зависимости от условий жизни человека.
В обществе издавна существовало и сознательное стремление выработать целостное и обоснованное М., в рамках которого была бы осмыслена вся история человечества, его познавательная и преобразовательная деятельность, его культура и нравственные ориентиры. Сознательное стремление выработать такого рода М. проявляют различные социальные группы людей, политические партии, которые видят в нём основу не только духовного единения, но и программ конкретных действий по преобразованию общества.
В любом обществе есть много разнообразных доктрин, которые по-разному осмысливают современную культуру, всю историю человечества и его будущее. Каждый человек свободен в выборе своего М., однако он не может быть свободным от общественных отношений. В демократическом обществе вопрос о М. каждого человека является его личным делом без к.-л. ограничений.
В М. человека всегда проявляются черты соответствующего времени, которые определяют общие жизненные ориентации людей, их стиль мышления, представления о реальности.
На протяжении мн. тысячелетий в духовной жизни первобытного общества господствовало мифологическое М. Неразвитость языка, отсутствие возможностей выразить абстрактные понятия, неумение древними людьми различать связи части и целого, а также причинно-следственные и пространственно-временные связи и другие — всё это приводило к тому, что М. того времени было слабо систематизировано, включало в себя значительную долю образных и эмоциональных компонентов. В мифе закреплялись все нормы поведения и т.д. Индивидуальный опыт был не в состоянии повлиять на миф. Традиционность мифологического М. имела жизненно важное значение для первобытного общества.
По мере распада мифологической культуры мировоззренческие аспекты духовной жизни общества стали концентрироваться в возникающей в это время особой форме общественного сознания — философии.
В истории европейской культуры стремление к рационально обоснованному М. выявилось наиболее чётко в Древней Греции. Здесь родилась философия как вид теоретического, доказательного и систематизированного размышления над мировоззренческими проблемами. Философия античного мира сразу стала плюралистической.
М. средневековой Европы сложилось в результате синтеза христианства и античной культуры. Его формирование сопровождалось интенсивным взаимодействием многочисленных религиозных верований. М. этой эпохи обладало определённой целостностью. Важнейшие противоречия средневековой культуры, выраженные в противостоянии вечного и временного, священного и греховного, небесного и земного, жизни и смерти, души и тела и т.д. получали своё разрешение в обращении к Богу. Магическое единство человека и природы, символическое значение всего происходившего в мире, вера в чудеса и знамения определяли не только миропонимание, но и мироощущение людей.
Идеологи Просвещения считали средние века временем, потерянным для развития человечества. Они видели в этом времени только проявление невежества, фанатизма и тирании. Человек сам творит свою судьбу. Человечество закономерно совершенствуется, развивая промышленность, культуру, науку, технику. Знания — та сила, которая даёт возможность использовать природные богатства, увеличивая не только физическую силу человека, но и его интеллектуальные способности. Эти общие черты эпохи Просвещения определили новый стиль мышления.
Современные представления о мире сложились, по сути дела, целиком на основании достижений науки 20 в.: теории относительности, квантовой механики, космологии, биологии, синергетики и др. Однако на фоне колоссальных изменений 20-е столетие оказалось веком эскалации насилия, ознаменовалось огромным количеством социальных конфликтов, противостоянием народов. Широкое применение науки и техники показало, что они способны обернуться против человека.
20 в. демонстрирует нам беспрецедентную динамику. С начала века население мира увеличилось более чем в 3 раза, объём промышленного производства — почти в 20 раз. Во многие десятки раз возросли информационные потоки. Видение реальности и её проблем было существенно различным в начале и конце века.
Сегодня существует огромное многообразие философских построений. Однако не многие из них претендуют на создание целостного М. Всё более популярной становится точка зрения, что в силу огромных масштабов и разнообразия современных научных знаний и их быстрого приращения целостное М. вообще невозможно сегодня построить. Но именно для нашего времени характерно всеобщее признание ценностей демократии и прав человека, его экономической и политической свободы, свободы совести и выбора М. Все осознают огромное значение науки не только для практической деятельности общества, но и для его духовной жизни. Религия сегодня в полной мере признаёт высокое предназначение научного знания и с Вместе с тем высокая оценка науки причудливо сочетается с широким распространением суеверий и современных мифов, нередко облаченных в научные одежды. Наших современников беспокоит возрастание духовной апатии и нравственного нигилизма. Большинство людей на планете охватывает тревога за будущее, Это чувство вызывается прежде всего гл. проблемами современности: как выжить человечеству и как уменьшить социальную несправедливость в отношениях между людьми и народами? Дать человеку ориентиры для самостоятельных действий в сложном и противоречивом мире — гл. задача выработки М.
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 143-144)
система философских, научных, социально-политических, нравственных, эстетических взглядов и убеждений, которые отражают в сознании человека общую картину мира и определяют напрвленность его деятельности.
(Педагогика. Учеб. под ред. Л.П. Крившенко. — М., 2005. С. 417)
Ч313.50
how-to-all.com
Значение слова «Мировоззрение» в 10 онлайн словарях Даль, Ожегов, Ефремова и др.
Поделиться значением слова:МИРОВОЗЗРЕНИЕ, -я, ср. Система взглядов, воззрений на природу и общество. || прил. мировоззренческий, -ая, -ое.
Ударение: мировоззре́ние ср.
- Совокупность взглядов, убеждений, определяющих отношение к действительности.
мировоззре́ние
калька из нем. Weltanschauung – то же; см. Унбегаун, RЕS 12, 39.
МИРОВОЗЗРЕ́НИЕ, мировоззрения, ср. (·книж. ). Совокупность взглядов, воззрений на окружающее, на жизнь, на мир, на ту или иную область бытия. Люди разных мировоззрений. Мировоззрение древних греков. Буржуазное мировоззрение. Марксистское мировоззрение.
воззрение, мнение, миропонимание, миросозерцание; взгляды, принципы, воззрения, взгляды на вещи, взгляды на жизнь, видение, убеждения, образ мыслей, символ веры, кредо, идеология, правила, теизм, гуманизм, субъективизм, философия, мировидение, фидеизм
(миросозерцание) , система обобщенных взглядов на мир и место человека в нем, на отношение людей к окружающей их действительности и самим себе, а также обусловленные этими взглядами их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности. Выделяют три основных типа мировоззрения: житейское (обыденное) мировоззрение, в котором отражаются представления здравого смысла, традиционные взгляды о мире и человеке; религиозное мировоззрение, связанное с признанием сверхъестественного мирового начала; философское мировоззрение, в котором обобщается опыт духовного и практического освоения мира. На основе рационального осмысления культуры философии вырабатывает новые мировоззренческие ориентации. Носитель мировоззрения — личность и социальная группа, воспринимающие действительность сквозь призму определенной системы взглядов. Имеет огромный практический смысл, влияя на нормы поведения, жизненные стремления, интересы, труд и быт людей.
сущмиропонимание, идеология, убеждения
См. воззрение» title=’воззрение, воззрение синонимы, синонимы к воззрение, словарь русских синонимов’>воззрение, мнение…
взгляд, воззрение, гуманизм, идеология, кредо, мировидение, миропонимание, миросозерцание, принцип, субъективизм, теизм, убеждение, фидеизм, философия
мировоззре́ние,
мировоззре́ния,
мировоззре́ния,
мировоззре́ний,
мировоззре́нию,
мировоззре́ниям,
мировоззре́ние,
мировоззре́ния,
мировоззре́нием,
мировоззре́ниями,
мировоззре́нии,
мировоззре́ниях
glosum.ru
мировоззрение — это… Что такое мировоззрение?
— система взглядов на объективный мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации. В качестве субъекта мировоззрения реально выступают социальная группа и личность.
Мировоззрение-ядро общественного и индивидуального сознания. Это — отражение, общее понимание мира, человека, общества и ценностное отношение к ним, определяющее социально-политическую, философскую, атеистическую или религиозную, нравственную, эстетическую и научно-теоретическую ориентацию человека. Будучи способом осознания действительности, мировоззрение включает в себя и принципы жизни, обусловливающие характер деятельности людей. Важнейшая компонента мировоззрения — идеалы как решающие жизненные цели. По содержанию и общественной значимости мировоззрение бывает последовательно научным или ненаучным, атеистическим или религиозным, революционным или консервативным и т.д.
Содержание сознания превращается в мировоззрение тогда, когда обретает характер убеждений. Мировоззрение имеет огромный практический смысл. Оно воздействует на нормы поведения, на отношение человека к труду, к другим людям, на характер его жизненных стремлений, на его быт, вкусы и интересы.
Мировоззрение формируется как в результате обобщения естественно-научных, социально-исторических, технических и философских знаний, так и под влиянием непосредственных условий жизни, передаваясь из поколения в поколение с опытом людей в форме здравого смысла, стихийных, несистематизированных, традиционных представлений о мире.
В неоднородном обществе и при наличии различных общественных формаций не может быть единого мировоззрения, что не исключает существования общечеловеческих ценностей, определяющих поведение людей при решении нравственных проблем.
Согласно З. Фрейду, мировоззрение — интеллектуальная конструкция, которая единообразно решает все проблемы нашего бытия, исходя из некоего высшего предположения; в ней ни один вопрос не остается открытым, и все, что вызывает интерес, занимает определенное место.
Словарь практического психолога. — М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998.
psychology.academic.ru
Мировоззрение — Википедия. Что такое Мировоззрение
Мировоззре́ние — система взглядов, оценок и образных представлений о мире и месте в нём человека, общее отношение человека к окружающей действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации[1][2]. Мировоззрение придаёт деятельности человека организованный, осмысленный и целенаправленный характер. Какова позиция «Я», таково и восприятие мира, замечает Ж.-П. Сартр.
История термина
Термин мировоззрение имеет немецкое происхождение. Первым его упоминает Иммануил Кант, однако не отличает его от миросозерцания. В Феноменологии духа Георга Фридриха Вильгельма Гегеля присутствует вынесенное в заглавие понятие «морального мировоззрения» (нем. Die moralische Weltanschauung). Современное значение термин приобретает у Вильгельма Шеллинга[3]. В качестве специальной темы мировоззрение выделяет Дильтей. В русский язык термин попал как калька (не позже 1902 года[4]). Вместе с тем в советское время понятие мировоззрения стало главным для понимания философии. О «монистическом мировоззрении» пишет В. И. Ленин в «Философских тетрадях». Уже в 1923 году его использует А. М. Деборин (Людвиг Фейербах. Личность и мировоззрение).
Типы мировоззрения
Называют обыденное мировоззрение. С точки зрения исторического процесса выделяют следующие ведущие исторические типы мировоззрения: мифологическое, религиозное и философское.
Мифологическое
Мифологический тип мировоззрения определяется как совокупность представлений, которые были сформированы в условиях первобытного общества на основе образного восприятия мира. Мифология имеет отношение к язычеству и является совокупностью мифов, для которой характерно одухотворение и антропоморфизация материальных предметов и явлений.
Мифологическое мировоззрение совмещает в себе сакральное (тайное, волшебное) с профанным (общедоступным). Основано на вере.
Религиозное
Религиозное мировоззрение (лат. religare — воссоединять) основано на вере в сверхъестественные силы. Религии, в отличие от более гибкого мифа, свойственны жесткий догматизм и хорошо разработанная система моральных заповедей. Религия распространяет и поддерживает образы правильного, нравственного поведения. Велико значение религии и в сплочении людей, однако здесь её роль двойственна: объединяя людей одной конфессии, она зачастую разделяет людей разных верований.
Философское
Философское мировоззрение определяется как системно-теоретическое. Основным отличием философского мировоззрения от мифологии является высокая роль разума: если миф опирается на эмоции и чувства, то философия — прежде всего на логику и доказательность.
Философия — (φιλία — любовь, стремление, жажда + σοφία — мудрость → др.-греч. φιλοσοφία (дословно: любовь к мудрости)) — одна из форм мировоззрения[5], а также одна из форм человеческой деятельности и особый способ познания[6], теория[7] или наука[8]. Философия как дисциплина изучает наиболее общие существенные характеристики и фундаментальные принципы реальности (бытия) и познания, бытия человека, отношения человека и мира[5][9].
Философия (как особый тип общественного сознания, или мировоззрения) возникла параллельно в Древней Греции, Древней Индии и Древнем Китае в так называемое «Осевое время», откуда и распространилась впоследствии по всему миру.
См. также
Примечания
Литература
- На русском языке
- Беляев И. А. Человек и его мироотношение. Сообщение 1. Мироотношение и мировоззрение // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета (Научный журнал КубГАУ). — Краснодар: КубГАУ, 2011. — № 09(73). С. 310—319.
- Богомолов А. С., Ойзерман Т. И. Основы теории историко-философского процесса. М., 1983.
- Борн М. Размышления и воспоминания физика. М., 1971.
- Бройль Л. Революция в физике. М., 1965.
- Дильтей В. Типы мировоззрения и обнаружение их в метафизических системах. — В сб.: Новые идеи в философии, № 1. СПб., 1912.
- Митрохин Л. Н. Философия религии. М., 1995.
- Шелер М. Философское мировоззрение. // Шелер М. Избранные произведения. М., 1994.
- Захаров М. М. К библии от науки, СпБ, 2018. https://ideologiya18.ru
- На других языках
- Jaspers K. Psychologic der Weltanschauungen. Lpz., 1919.
- Wenzl A. Wissenschaft und Weltanschauung. Lpz., 1936.
wiki.sc