10. Основные методы налогообложения
Метод налогообложения – порядок изменения ставки налога в зависимости от роста налоговой базы. Выделяют четыре основных метода налогообложения: равное, пропорциональное, прогрессивное и регрессивное.
Равное налогообложение предполагает установление для каждого плательщика равной суммы налога. Иначе – это подушное налогообложение (самый древний и простой вид). Этот метод не учитывает имущественного положения и поэтому применяется в исключительных случаях (например, некоторые целевые налоги).
Пропорциональное налогообложение – метод налогообложения, при котором для каждого плательщика равна ставка (а не сумма) налога, которая не зависит от величины дохода (налоговой базы). С ростом базы налог возрастает пропорционально.
Прогрессивное налогообложение – порядок налогообложения, при котором с ростом налоговой базы возрастает ставка налога.
1. Простая поразрядная прогрессия. Налоговая база разбивается на отдельные разряды (ступени). Для каждого разряда налог определяется в виде абсолютной суммы.
2. Простая относительная прогрессия. В данном случае для общего размера налоговой базы также устанавливаются разряды, но для каждого разряда определяются различные ставки (как твердые, так и процентные). При этом ко всей базе налогообложения применяется одна ставка в зависимости от общего размера базы.
3. Сложная прогрессия. Налоговая база разделена на налоговые разряды, но каждый разряд существует самостоятельно, облагается отдельно по своей ставке.
4. Скрытые системы прогрессии. В некоторых случаях фактическая прогрессия достигается не путем установления прогрессивных ставок налога, а иными методами (например, установлением неодинаковых сумм вычетов из налоговой базы для доходов, входящих в разные разряды).
Регрессивное налогообложение – порядок налогообложения, при котором с ростом налоговой базы происходит сокращение размера налоговой ставки (т.е. норма налогообложения уменьшается по мере возрастания дохода налогоплательщика).
11. Способы уплаты налога: по декларации, у источника дохода, кадастровый. Порядок уплаты налога. Налоговая декларация, ее содержание
Существуют три основных способа уплаты налога: по декларации, у источника дохода, кадастровый.
При уплате налога по декларации налогоплательщик обязан представлять в установленный срок в налоговый орган официальное заявление о своих налоговых обязательствах.
При уплате налога у источника выплаты налогоплательщик получает часть дохода за вычетом налога, рассчитанного и удержанного органом, производящим выплату.
При кадастровом способе момент уплаты налога никак не связан с моментом получения дохода. Сам кадастр представляет собой реестр, который содержит перечень типичных объектов, классифицируемых по внешним признакам, устанавливающий среднюю доходность объекта обложения.
Общий порядок уплаты налогов определен ст. 58 НК РФ. Производится разовая уплата всей суммы налога либо в ином порядке, предусмотренном НК РФ и другими актами законодательства о налогах и сборах.
Подлежащая уплате сумма налога уплачивается (перечисляется) налогоплательщиком или налоговым агентом в установленные сроки. Производится уплата в наличной или безналичной форме.
Налоговая декларация – письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога и (или) другие данные, связанные с исчислением и уплатой налога.
Налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Налоговая декларация представляется с указанием единого по всем налогам идентификационного номера налогоплательщика.
Налоговые органы не вправе требовать от налогоплательщика включения в налоговую декларацию сведений, не связанных с исчислением и уплатой налогов.
Декларация представляется в установленные законодательством о налогах и сборах сроки.
studfiles.net
Методы налогообложения 16
Метод налогообложения – это порядок применения налоговой ставки, размер которой меняется в зависимости от роста налоговой базы.
Известны четыре основных метода налогообложения:
равное налогообложение;
пропорциональное налогообложение;
прогрессивное налогообложение;
регрессивное налогообложение.
При равном методе налогообложения для каждого налогоплательщика устанавливается равная сумма налога. Этот метод представляет собой простой вид налогообложения, при котором не учитывается имущественное положение налогоплательщика, и поэтому в сегодняшних условиях применяется лишь в исключительных случаях.
При пропорциональном методе налогообложения устанавливается равная для всех налогоплательщиков ставка налога, а не сумма налога. С ростом налоговой базы пропорционально возрастает сумма налога, ставка налога остается неизменной. В действующей налоговой системе РФ метод пропорционального налогообложения используется достаточно активно.
Прогрессивное налогообложение – система, при которой большему объекту налогообложения соответствует более высокий уровень налоговых ставок, или же с ростом налоговой базы растет ставка налога.
Применяется два вида прогрессии: простая и сложная.
При простой прогрессии ставки возрастают по мере увеличения налоговой базы для всей ее суммы. При сложной прогрессии доходы делятся на части (ступени), каждая из которых облагается по своей ставке, т.е. повышенные ставки действуют не для всего увеличивающегося объекта, а для части, превышающей предыдущую ступень.
Регрессивное налогообложение – система, при которой большему объекту налогообложения соответствует более низкий уровень налоговых ставок.
5. Классификация налогов
Для редактирования данной темы были использованы следующие источники:
Множественность налогов, их различное назначение и построение делают необходимой классификацию налогов.
1) По степени компетенции органов власти различных уровней по установлению и введению налогов выделяют государственные (федеральные и региональные) и местные налоги.
НК РФ предусмотрено следующее деление:
Установление и введение федеральных налогов осуществляется решением высшего представительного органа государства. Они обязательны к уплате на всей территории РФ. Эти налоги поступают не только в федеральный бюджет — они могут зачисляться в бюджеты различных уровней. К федеральным налогам относятся, например, НДС, налог на доходы физических лиц, налог на операции с ценными бумагами, акцизы. Перечень федеральных налогов и сборов приведен в статье 13 НК РФ.
Региональными признаются налоги, которые вводятся на территории соответствующего субъекта Федерации законом субъекта. Это не означает, что субъекты Федерации свободны в определении условий взимания региональных налогов. НК РФ определяет, что, устанавливая региональный налог, представительные органы власти субъектов Федерации определяют налоговые льготы, ставку (в пределах, установленных Кодексом), порядок и сроки уплаты налога, форму отчетности. Иные элементы налогообложения устанавливаются Налоговым кодексом Российской Федерации, т.е. на федеральном уровне (п. 3 ст. 12 части первой НК РФ).
В эту группу налогов входят: налог на имущество организаций, транспортный налог и другие.Местные налоги устанавливаются и вводятся нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и обязательны к уплате на территории соответствующих муниципальных образований. В исключение из этого правила в городах федерального значения — Москве и Санкт-Петербурге — местные налоги устанавливаются и вводятся законами этих субъектов Федерации.
Устанавливая местный налог, соответствующий представительный орган вправе определить те же элементы юридического состава налога, что перечислены выше для региональных налогов. Ряд существенных элементов состава местных налогов также устанавливает федеральный законодатель (п. 4 ст. 12 части первой НК РФ).
Деление налогов на федеральные, региональные и местные не зависит от бюджета или внебюджетного фонда, в который они направляются. Например, налог на доходы физических лиц, платится в консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации и относится к группе федеральных налогов (Приложение 1).
До вступления в силу второй части НК РФ состав федеральных, региональных и местных налогов, взимаемых на территории страны, установлен статьями 19, 20 и 21 Закона Российской Федерации от 27.12.91 № 2118-1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» (таблицы 2-4).
Таблица 2
studfiles.net
3. Принципы и методы налогообложения
Формирование налоговой системы государства требует использования определенных правил (принципов налогообложения). Впервые они были сформированы шотландским экономистом и философом Адамом Смитом (1723-1790г.) в его книге “Исследование о природе и причинах богатства народов”, которая вышла в 1776г.Эти принципы актуальны и сегодня, их по праву называют классическими.
Первым из четырех сформированных А. Смитом принципов является принцип справедливости, утверждающий всеобщность обложения налогом и равномерность распределения его между гражданами соразмерно их доходам. Понимание справедливости зависит от исторического этапа развития, экономического устройства общества. В современном понимании справедливым считается участие юридических и физических лиц в финансировании потребностей государства соразмерно доходам, которые они получают.
Второй принцип А. Смита – это принцип определенности, требующий, чтобы сумма, способ и время платежа были точно заранее известны налогоплательщику.
Третий принцип – принцип удобства,предлагает, что налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые наиболее удобны для налогоплательщика.
И наконец, четвертый принцип – это принцип экономии, заключающийся в сокращении издержек взимания налога, т.е. расходы по взиманию налога должны быть минимальными по сравнению с доходом, который приносит данный налог государству.
Со временем эти принципы были дополнены принципами обеспечения достаточности налогов, подвижности налоговой системы, однократности обложения, научного подхода к установлению величины ставок налога и т.д.
Под методом налогообложения понимается установление зависимости между величиной ставки налога и размером налоговой базы.
Выделяют следующие методы налогообложения:
равное;
пропорциональное;
прогрессивное;
регрессивное.
Равное налогообложениепредполагает установление фиксированной (равной для всех) суммы налога, взимаемой с налогоплательщика. В этом случае вообще нет зависимости между налоговой ставкой и налоговой базой.
Равное налогообложение было широко распространено в средние века (подушный налог). В настоящее время применяется редко. В РФ данный метод использовался ранее (в начале 90-х годов) при введении некоторых местных налогов, например сбора на содержание милиции.
Пропорциональное налогообложение предполагает установление фиксированной налоговой ставки, которая не меняется в зависимости от динамики налоговой базы. При таком методе налогообложения налог растет пропорционально росту налоговой базы.
Большинство российских налогов строится на основе пропорционального метода (налог на прибыль, НДС, налог на доходы физических лиц и т.д.).
Прогрессивное налогообложение предполагает рост налоговой ставки по мере увеличения налоговой базы. Этот вид налогообложения часто используется при обложении доходов и реже – при обложении имущества (налог на имущество физических лиц).
При регрессивном методе налогообложения налоговая ставка не растет по мере роста налоговой базы, а наоборот, снижается.В чистом виде этот метод используется крайне редко. оставшуюся после уплаты налога часть дохода
studfiles.net
Основные методы налогообложения. Характеристика классических принципов налогообложения
Что такое учетная политика в целях налогообложения на прибыль, и какие ее формы применяются в налоговой системе России?
Учетная политика для целей налогообложения — выбранная налогоплательщиком совокупность допускаемых НК способов (методов) определения доходов и (или) расходов, их признания, оценки и распределения, а также учета иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика. Иначе говоря, это совокупность закрепляемых в приказе обязательных правил, по которым систематизируется и обобщается информация о хозяйственных операциях в течение отчетного (налогового) периода с целью определения налоговой базы по конкретным налогам. Основной задачей при разработке учетной политики для целей налогообложения является создание оптимальной системы налогового учета.Практически любому налогоплательщику приходится выбирать тот или иной вариант налогообложения. Решение в пользу сделанного выбора следует оформить документально.Если в НК прописана прямая норма, которая не содержит права выбора, повторять ее в учетной политике не нужно.Учетная политика для целей налогообложения должна быть утверждена соответствующим приказом (распоряжением) руководителя организации (п. 12 ст. 167 и ст. 313 НК РФ). Кроме того, в учетной политике также следует указать способ ведения аналитических регистров налогового учета — с использованием компьютерной техники либо ручным способом.Налогоплательщик самостоятельно в установленных НК РФ рамках разрабатывает и утверждает элементы учетной политики. Наибольшее количество положений, подлежащих закреплению в учетной политике, касается исчисления налога на прибыль. В учетной политике для целей налогового учета по налогу на прибыль устанавливаются элементы, касающиеся как порядка исчисления налога на прибыль, так и способа уплаты авансовых платежей по налогу. Все элементы по налогу на прибыль, отражаемые в учетной политике.
Установив в учетной политике перечень прямых расходов, организация должна определиться с методикой их распределения на остатки незавершенного производства (НЗП) и изготовленную продукцию. Прямые расходы относятся к расходам текущего отчетного (налогового) периода по мере реализации продукции, работ, услуг, в стоимости которых они учтены по статье 319 НК РФ15. Организация самостоятельно определяет порядок распределения прямых расходов на НЗП и изготовленную в текущем месяце продукцию (выполненные работы, оказанные услуги) с учетом соответствия осуществленных расходов изготовленной продукции (выполненным работам, оказанным услугам). Но пункт 2 статьи 318 НК РФ содержит оговорку, согласно которой организации, оказывающие услуги, могут полностью учитывать сумму прямых расходов за отчетный (налоговый) период при расчете налога на прибыль без распределения на остатки незавершенного производства.
Основные методы налогообложения. Характеристика классических принципов налогообложения.
Методы налогообложения – это порядок изменения ставки налога в зависимости от роста налоговой базы. Выделяют четыре основных метода налогообложения:- Равное; — Пропорциональное; — Прогрессивное; — Регрессивное налогообложение. Равное налогооб-ие — метод налогооб-ия, где для каждого плательщика устанавливается равная сумма налога. Этот метод не учитывает имущественного положения и поэтому применяется при взимании некоторых целевых налогов. Пропорц-ое налогообл-ие — метод налогообл-ия, где для каждого плательщика равна ставка (а не сумма) налога. Прогрессивное налогообложение — порядок налогообложения, при котором с ростом налоговой базы возрастает ставка налога. Регрессивное налогооб-ие — метод налогооб-ия, где рост нал-ой базы соответ-ет сокращению размера налоговой ставки.
Характеристика классических принципов налогоо-ия. 1. Прин-п справедливости. Налоги — законная форма изъятия части собственности налогоплательщика для ее использования в общих интересах (интересах общества, государства). Любое изъятие собственности всегда было справедливо для того, кто отнимает, и наоборот — не справедливо для того, у кого отнимают.2. Принцип определенности налогообложения. Смит так формулирует содержание этого принципа: «Налог, который обязывается уплачивать каждое отдельное лицо, должен быть точно определен, а не произволен. Срок уплаты, способ платежа, сумма платежа — все это должно быть ясно и определенно для плательщика и для всякого другого лица», ибо неопределенность налогообложения — большее зло, чем неравномерность налогообложения.3. Принцип удобства налогообложения. Смысл этого принципа заключается в том, налогообложение должно осуществляться тогда и так (тем способом), когда и как плательщику удобнее всего платить его.4. Принцип экономии. Сегодня данный принцип рассмат-ся как чисто тех-ий принцип построения налога. Трактуется он обычно след-им образом: расходы по взиманию налога д.б. мин-ыми по сравнению с доходом, к-ый приносит данный налог. По Смиту, содержание указанного принципа сводится к тому, что «каждый налог должен быть так задуман и разработан, чтобы он брал и удерживал из карманов народа возможно меньше сверх того, что он приносит государственному казначейству». Приведенные классические принципы дополнил немецкий экономист Адольф Вагнер(1835—1917): 1. Финансовые принципы организации налогообложения:- достаточность налогообложения;- эластичность (подвижность) налогообложения. 2. Народнохозяйственные принципы:- надлежащий выбор источника налогообложения, т. е. решение вопроса о том, должен ли налог падать только на доход или капитал отдельного лица либо населения в целом; — правильная комбинация различных налогов в такую систему, которая считалась бы с последствиями и условиями их предложения. 3. Этические принципы, принципы справедливости: — всеобщность налогообложения; — равномерность налогообложения. 4. Административно-технические правила или принципы налогового управления: -определенность налогообложения; -удобство уплаты налога; — максимальное уменьшение издержек взимания.
megaobuchalka.ru
Основные методы налогообложения
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 4Следующая ⇒
Метод налогообложения – порядок изменения ставки налога в зависимости от роста налоговой базы. Выделяют четыре основных метода налогообложения: равное, пропорциональное, прогрессивное и регрессивное.
Равное налогообложение предполагает установление для каждого плательщика равной суммы налога. Иначе – это подушное налогообложение (самый древний и простой вид). Этот метод не учитывает имущественного положения и поэтому применяется в исключительных случаях (например, некоторые целевые налоги).
Пропорциональное налогообложение – метод налогообложения, при котором для каждого плательщика равна ставка (а не сумма) налога, которая не зависит от величины дохода (налоговой базы). С ростом базы налог возрастает пропорционально.
Прогрессивное налогообложение – порядок налогообложения, при котором с ростом налоговой базы возрастает ставка налога.
1. Простая поразрядная прогрессия. Налоговая база разбивается на отдельные разряды (ступени). Для каждого разряда налог определяется в виде абсолютной суммы.
2. Простая относительная прогрессия. В данном случае для общего размера налоговой базы также устанавливаются разряды, но для каждого разряда определяются различные ставки (как твердые, так и процентные). При этом ко всей базе налогообложения применяется одна ставка в зависимости от общего размера базы.
3. Сложная прогрессия. Налоговая база разделена на налоговые разряды, но каждый разряд существует самостоятельно, облагается отдельно по своей ставке.
4. Скрытые системы прогрессии. В некоторых случаях фактическая прогрессия достигается не путем установления прогрессивных ставок налога, а иными методами (например, установлением неодинаковых сумм вычетов из налоговой базы для доходов, входящих в разные разряды).
Регрессивное налогообложение – порядок налогообложения, при котором с ростом налоговой базы происходит сокращение размера налоговой ставки (т.е. норма налогообложения уменьшается по мере возрастания дохода налогоплательщика).
Способы уплаты налога
Существуют три основных способа уплаты налога: по декларации, у источника дохода, кадастровый.
При уплате налога по декларации налогоплательщик обязан представлять в установленный срок в налоговый орган официальное заявление о своих налоговых обязательствах.
При уплате налога у источника выплаты налогоплательщик получает часть дохода за вычетом налога, рассчитанного и удержанного органом, производящим выплату.
При кадастровом способе момент уплаты налога никак не связан с моментом получения дохода. Сам кадастр представляет собой реестр, который содержит перечень типичных объектов, классифицируемых по внешним признакам, устанавливающий среднюю доходность объекта обложения.
Общий порядок уплаты налогов определен ст. 58 НК РФ. Производится разовая уплата всей суммы налога либо в ином порядке, предусмотренном НК РФ и другими актами законодательства о налогах и сборах.
Подлежащая уплате сумма налога уплачивается (перечисляется) налогоплательщиком или налоговым агентом в установленные сроки. Производится уплата в наличной или безналичной форме.
Налоговая декларация – письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога и (или) другие данные, связанные с исчислением и уплатой налога.
Налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Налоговая декларация представляется с указанием единого по всем налогам идентификационного номера налогоплательщика.
Налоговые органы не вправе требовать от налогоплательщика включения в налоговую декларацию сведений, не связанных с исчислением и уплатой налогов.
Декларация представляется в установленные законодательством о налогах и сборах сроки.
Классификация налогов
Классификация налогов осуществляется на основе признаков.
Налоги подразделяют на общие и особенные.
Общие – налоги, взимаемые с продаж, с имущества и дохода.
Особенные – налоги, взимаемые с определенного вида имущества или с определенного дохода.
Налоги классифицируют на прямые, косвенные и безразличные.
Прямые – налоги уплачиваемые непосредственно из того источника, который обложен этим налогом (налог на доход, налог на капитал, уплачиваемый из прибыли от этого капитала).
Косвенные – налоги, которые вносятся в казну одной категорией, но фактически оплачиваются другой (например НДС, который вносит в казну продавец, но фактически оплачивает покупатель, так как продавец прибавляет этот налог к цене своего товара).
Безразличные – налоги, источники уплаты которых не имеют значения, поэтому может быть любой комбинацией доходов (например, поголовный налог на собак).
В зависимости от субъекта налога (налогоплательщика) различают налоги на юридических и физических лиц.
Действующим законодательством предусмотрены федеральные, региональные и местные налоги.
Из числа действующих к федеральным относятся следующие налоги:
• налог на добавленную стоимость;
• акцизы;
• налог на доходы физических лиц;
• единый социальный налог;
• налог на прибыль организаций и др.
К региональным налогам относятся следующие налоги:
• налог на имущество предприятий;
• налог на игорный бизнес;
• транспортный налог.
К местным относятся следующие налоги:
• налог на имущество физических лиц;
• земельный налог.
Цели налоговой политики
Налоговая политика представляет собой комплекс мер в области налогового регулирования, направленных на установление оптимального уровня налогового бремени в зависимости от характера поставленных в данный момент макроэкономических задач.
Принято выделять три типа налоговой политики государства.
1. Политика максимальных налогов. При этом повышение налогов тем не менее обычно не сопровождается ростом государственных доходов.
2. Политика разумных налогов. Она способствует развитию предпринимательства, обеспечивая ему благоприятный налоговый климат.
3. Налоговая политика, предусматривающая достаточно высокий уровень обложения, но при значительной социальной защите. При сильной экономике все указанные типы налоговой политики успешно сочетаются. Для России характерен первый тип налоговой политики в сочетании с третьим.
Налоговая стратегия государства представляет собой налоговую политику, разрабатываемую на длительный срок. Определяется она общими принципами, которых придерживается государство в области наполнения бюджетов и расходования бюджетных средств, социальной защиты населения, стимулирования развития экономики методами фискального регулирования.
Налоговая стратегия преследует следующие задачи:
• экономические – обеспечение экономического роста, ослабление цикличности производства, ликвидация диспропорций в развитии, преодоление инфляционных процессов;
• социальные – перераспределение национального дохода в интересах определенных социальных групп путем стимулирования роста прибыли и недопущения падения доходов населения;
• фискальные – повышение доходов государства;
• международные – укрепление экономических связей с другими странами, преодоление неблагоприятных условий для платежного баланса.
Налоговая тактика государства ежегодно реализуется в законе о бюджете на год и представляет собой реализацию налоговой стратегии государства в текущем периоде, основанную на тех же принципах, но на краткосрочном этапе.
Обоснованность тактических действий при проведении налоговой политики играет огромную роль в формировании доходов бюджета. Противоречия между тактическими действиями управленческих структур и общей стратегией налогообложения, утвержденной конституциональными правовыми актами государства, приводят к разбалансированности бюджета, сбоям в хозяйственном механизме, торможению воспроизводственных процессов и в конечном итоге – к экономическому кризису.
Рекомендуемые страницы:
lektsia.com
2 Принципы и методы налогообложения
Использование налогов в качестве основного источника доходов государства требует разработки определенных правил (принципов) налогообложения. Наиболее точно впервые они были сформированы шотландским экономистом и философом Адамом Смитом в его книге «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776г.). Эти принципы налогообложения (справедливость, определенность, удобство и экономия) актуальны и сегодня, и поэтому их называют классическими. Классические принципы относятся к общенациональным экономическим принципам построения идеальной (оптимальной) системы налогообложения, и, так или иначе, используются в налоговых системах разных стран. Наряду с общенациональными (классическими) принципами налогообложения выработаны современные внутринациональные принципы, учитывающие тип государства, политический строй, возможности экономики и сложившиеся социальные условия развития конкретной страны. Основные принципы налогообложения в РБ изложены в статье 2 первой главы НК РБ:
1. Каждое лицо обязано уплачивать законно установленные налоги, сборы (пошлины), по которым это лицо признается плательщиком.
2. Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги, сборы (пошлины), а также обладающие установленными НК признаками налогов, сборов (пошлин) иные взносы и платежи, не предусмотренные НК РБ либо установленные в ином порядке, чем это определено Конституцией Республики Беларусь, НК, принятыми в соответствии с ним законами, регулирующими вопросы налогообложения, актами Президента Республики Беларусь.
3. Налогообложение в Республике Беларусь основывается на признании всеобщности и равенства.
4. Не допускается установление налогов, сборов (пошлин) и льгот по их уплате, наносящих ущерб национальной безопасности Республики Беларусь, ее территориальной целостности, политической и экономической стабильности, в том числе нарушающих единое экономическое пространство Республики Беларусь, ограничивающих свободное передвижение физических лиц, перемещение товаров (работ, услуг) или финансовых средств в пределах территории Республики Беларусь либо создающих в нарушение Конституции Республики Беларусьи принятых в соответствии с ней законодательных актов иныепрепятствия для осуществления предпринимательской и другой деятельности организаций и физических лиц, кроме запрещенной законодательными актами.
5. Допускается установление особых видов пошлин (специальных, антидемпинговых и компенсационных) согласно международным договорам Республики Беларусь, формирующим договорно-правовую базу Таможенного союза, либо дифференцированных ставок таможенных пошлин в зависимости от страны происхождения товаров в соответствии с НК РБ и таможенным законодательством Таможенного союза
Налоговая система, построенная и функционирующая по вышеизложенным правилам, способствует повышению конкурентоспособности экономики страны, улучшению социального положения в обществе.
Принципы налогообложения на практике реализуются через методы налогообложения. Под методом налогообложения следует понимать установление зависимости между величиной ставки налога и размером объекта налогообложения или налоговой базы. Разработаны следующие методы налогообложения:
1) Равное налогообложение, означающее взимание налога в равной сумме с каждого плательщика. Данный метод не учитывает имущественное положение и платежеспособность плательщика, поэтому применяется редко (например, при взимании госпошлины за оформление документов).
2) Пропорциональное налогообложение, предусматривающее взимание налога по единой ставке, установленной в процентах, не меняющейся при изменении налоговой базы. При этом с ростом налоговой базы пропорционально возрастает сумма налога. Данный метод активно применяется в налоговой системе Беларуси (например, налог на прибыль, налог на недвижимость, налог на добавленную стоимость). Пропорциональное налогообложение основывается на идее справедливости обложения соразмерно с доходами каждого. Однако при пропорциональном обложении совокупного дохода менее состоятельный плательщик несет более тяжелое бремя налога, чем более состоятельный. Поэтому возникает необходимость введения прогрессивного налогообложения.
3) Прогрессивное налогообложение – метод, при котором с ростом налоговой базы растет ставка налога по заранее установленной шкале. Может применяться два вида прогрессии – простая и сложная. При простой прогрессии ставка налога возрастает по мере роста налоговой базы для всей ее суммы (дохода или стоимости имущества). При сложной прогрессии доходы делятся на ступени, каждая из которой облагается по своей ставке, т.е. повышенные ставки применяются не ко всему возросшему доходу, а только к его части, превышающей предыдущую ступень. В настоящее время для налогообложения доходов физических лиц во многих странах мира применяют систему сложной прогрессии.
4) Регрессивное налогообложение предусматривает снижение ставки налога при увеличении налоговой базы. Этот метод налогообложения применяется при установлении ставок государственной пошлины за подачу исковых заявлений имущественного характера в судебные инстанции, примером также может служить единый социальный налог в России (чем больше сумма фонда оплаты труда, тем ниже ставка социального налога).
В целом принципы и методы налогообложения, которые положены в основу системы налогообложения той или иной страны, зависят от экономической ситуации в стране, плана государственных мероприятий, отношения государственной власти и населения к отдельным его группам.
3 Налоговая политика государства
Для современных государств характерно расширяющееся и усиливающееся вмешательство государства в различные сферы экономики. Воздействуя на экономику, государство преследует такие цели как достижение постоянного устойчивого экономического роста; обеспечение стабильности цен на основные товары, услуги; обеспечение полной занятости трудоспособного населения; обеспечение определенного минимального уровня доходов; создание социальной защиты населения; достижение равновесия во внешнеэкономической деятельности. Важнейшим инструментом государственного регулирования является налоговая политика, которая является неотъемлемой частью финансовой политики государства (вместе с бюджетной и денежно – кредитной политикой). Под налоговой политикой понимают систему мер, проводимых государством в области налогов и налогообложения, включающих установление круга плательщиков, объектов налогообложения, видов применяемых налогов, величин налоговых ставок, налоговых льгот и санкций и т.д. Основы налоговой политики закладываются на каждый финансовый (бюджетный) год при принятии бюджета, ее проведение связано с принятием соответствующих законодательных и нормативных актов. Налоговая политика осуществляется через налоговый механизм, представляющий собой совокупность организационно – правовых норм, методов и форм государственного управления налогообложением через систему различных надстроечных инструментов (налоговых ставок, налоговых льгот, способов обложения и др.). Налоговая политика и налоговый механизм отражают экономическую и политическую специфику развития общества. В зависимости от длительности периода и характера решаемых задач налоговая политика делится на налоговую стратегию и тактику. Налоговая стратегия определяет долговременный курс государства в области налогов и предусматривает решение крупномасштабных задач, налоговая тактика предусматривает решение задач конкретного периода развития путем внесения изменений и дополнений в налоговую систему и налоговый механизм. В зависимости от масштаба и сферы влияния налоговая политика подразделяется на внутреннюю и внешнюю. Внутренняя налоговая политика проводится в рамках одной страны и территориальной единицы для решения внутренних задач. Внешняя налоговая политика направлена на избежание двойного налогообложения, сближение, унификацию налоговых систем разных стран.
Выделяется три типа налоговой политики. тип – это политика максимальных налогов, при осуществлении которой существует вероятность того, что повышение налогов приведет к снижению мотивации деятельности и сокращению доходов бюджета (предельная налоговая ставка зависит от множества факторов, но по данным зарубежных ученых она не должна превышать 40 – 50 % ВВП). тип – политика оптимальных (умеренных) налогов, способствующая развитию предпринимательства, в т.ч. и малого. Для создания благоприятного налогового климата предпринимательство максимально выводится из-под налогообложения. Следствием такой политики является сокращение социальных программ, т.к. снижаются государственные доходы. тип — налоговая политика, предусматривающая довольно высокий уровень обложения при значительной государственной социальной защите (примером могут служить Швеция, Дания). Следует отметить, что при эффективной экономике все три типа налоговой политики успешно сочетаются. Для Республики Беларусь характерно наличие элементов налоговой политики всех типов.
Целями налоговой политики в современных условиях являются:
Обеспечение государства финансовыми ресурсами (на основе перераспределения ВВП).
Создание условий для регулирования экономики страны в отраслевом и региональном разрезах.
Сглаживание возникающего в рыночных условиях неравенства в уровнях доходов населения.
Достижение указанных целей возможно при относительном равновесии фискальной и регулирующей функций налогов.
В соответствии с поставленными целями государство в процессе реализации налоговой политики решает следующие задачи: 1) учет действия экономических законов; 2) обеспечение налоговой поддержки принятых решений по реформированию экономики, поддержанию макроэкономической стабилизации и определение мер налогового стимулирования приоритетных направлений оздоровления экономики, развития малого и среднего бизнеса; создания благоприятного инвестиционного климата; 3) определение оптимального и сбалансированного соотношения между доходами государства и субъектов хозяйствования, доли участия физических лиц в формировании государственного бюджета; 4) повышение эффективности налогового механизма за счет снижения налоговой нагрузки на экономику путем снижения ставок налогов, упрощения работы налогоплательщиков ужесточения подходов к предоставлению индивидуальных налоговых льгот, унификации налогового законодательства Республики Беларусь и Российской Федерации.
Основными направлениями реализации налоговой политики на 2011-2015 годы являются снижение налоговой нагрузки на прибыль и фонд заработной платы организаций; упрощение порядка исчисления и переход к квартальным срокам уплаты основных налогов и сборов, развитие системы электронного налогового декларирования.
studfiles.net
МЕТОДЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ — это… Что такое МЕТОДЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ?
- МЕТОДЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
- (англ. methods of taxation) – элемент налогового механизма; отражают характер изменения ставки налога в зависимости от роста налоговой базы. Различают равный, пропорциональный, прогрессивный и регрессивный М.н. При равном методе для каждого плательщика устанавливают равную сумму налога. При пропорциональном – для каждого плательщика устанавливают равную ставку налога. При прогрессивном налогообложении с ростом налоговой базы ставка налога возрастает (см. Налоговая прогрессия), при регрессивном – убывает (см. Налоговая регрессия)
Финансово-кредитный энциклопедический словарь. — М.: Финансы и статистика. Под общ. ред. А.Г. Грязновой. 2002.
- МЕТОДЫ КАЛЬКУЛИРОВАНИЯ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ
- МЕТОДЫ ОЦЕНКИ ЗАПАСОВ
Смотреть что такое «МЕТОДЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ» в других словарях:
МЕТОДЫ ПРИЗНАНИЯ ДОХОДОВ И РАСХОДОВ — для целей налогообложения по налогу на прибыль организаций. Налогоплательщики в соответствии со ст. 271 273 НК могут исчислять налоговую базу, применяя: 1) метод начисления; 2) кассовый метод. Организации имеют право на определение даты получения … Энциклопедия российского и международного налогообложения
Методы определения материальных расходов при списании сырья и материалов, используемых при производстве (изготовлении) товаров (выполнении работ, оказании услуг — МЕТОДЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ МАТЕРИАЛЬНЫХ РАСХОДОВ ПРИ СПИСАНИИ СЫРЬЯ И МАТЕРИАЛОВ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ПРИ ПРОИЗВОДСТВЕ (ИЗГОТОВЛЕНИИ) ТОВАРОВ (ВЫПОЛНЕНИИ РАБОТ, ОКАЗАНИИ УСЛУГ) при определении размера материальных расходов при списании сырья и материалов,… … Энциклопедический словарь-справочник руководителя предприятия
МЕТОДЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЦЕНЫ ТОВАРОВ — (РАБОТ, УСЛУГ) ДЛЯ ЦЕЛЕЙ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ методы, установленные в ст. 40 НК, применяемые налоговыми органами при осуществлении контроля за полнотой исчисления налогов. При соблюдении требований НК налоговые органы вправе последовательно применять… … Энциклопедия российского и международного налогообложения
МЕТОДЫ СТАТИСТИЧЕСКОЙ ОЦЕНКИ — (англ. methods of statistical assessment) – приемы и правила статистических исследований для целей оценочной деятельности количественной стороны социально экономических процессов в неразрывной связи с их качественной стороной. М.с.о. используют:… … Финансово-кредитный энциклопедический словарь
МЕТОД УЧЕТА БАЗЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ — методы бухгалтерского учета, определяющие отнесение различных объектов налогообложения к тому или иному налоговому периоду. Существуют два основных метода учета. Первый метод учитывает момент получения средств и производства выплат в натуре. В… … Большой бухгалтерский словарь
Математические методы в экономике — Эта статья или раздел описывает ситуацию применительно лишь к одному региону. Вы можете помочь Википедии, добавив информацию для других стран и регионов. Математические методы в экономике научное направление в экономике, посвящённое и … Википедия
Запрещенные средства и методы ведения войны — Заседание Гаагской конференции 1907 г. Международное гуманитарное право совокупность международно правовых норм и принципов, регулирующих применение войны в качестве инструмента разрешения споров, отношения воюющих сторон между собой и с… … Википедия
Запрещённые средства и методы ведения войны — Заседание Гаагской конференции 1907 г. Международное гуманитарное право совокупность международно правовых норм и принципов, регулирующих применение войны в качестве инструмента разрешения споров, отношения воюющих сторон между собой и с… … Википедия
ОЦЕНКА СТОИМОСТИ НЕДВИЖИМОСТИ ДЛЯ ЦЕЛЕЙ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ — определение величины налоговой базы при расчете налога на недвижимость. Расчет требует выявления вида стоимости объекта оценки (рыночная, залоговая, страховая, инвентаризационная и др.). Опыт налогообложения недвижимости свидетельствует о том,… … Финансово-кредитный энциклопедический словарь
Закон о справедливом налогообложении и финансовой ответственности 1982 г. — Федеральный закон, направленный на увеличение налоговых поступлений, главным образом путем ликвидации различных пробелов и лазеек и введения комплексных мер контроля. Основные положения закона: (1) Усиление наказаний за невыполнение требований… … Финансово-инвестиционный толковый словарь
finance_loan.academic.ru