7.1. Классификация нарушений основных функций организма человека
1. Нарушение психологических функций: восприятия, внимания, мышления,
речи, эмоций, воли;
2. Нарушение сенсорных функций: зрения, слуха, обоняния, осязания;
3. Нарушение статодинамических функций: двигательных функций головы, туловища, конечностей, статики, координации движений;
4. Нарушение функции кровообращения, дыхания, пищеварения, выделения,
обмена веществ и энергии, внутренней секреции;
5. Нарушения языковых и речевых функций: нарушения устной речи (ринолалия, дизартрия, заикание, алалия, афазия), письменной речи (дисграфия, дислексия), вербальной и невербальной речи, нарушения голосообразования.
6. Нарушения, обусловленные физическими уродствами: внешнее уродство (деформации лица, головы, туловища, конечностей), аномальные отверстия выделительных трактов (пищеварительного, мочевыделительного, дыхательного), нарушение размеров тела.
7.2.Классификация основных категорий жизнедеятельности
1. Cпособность к самообслуживанию – способность самостоятельно удовлетворять основные физиологические потребности, выполнять повседневную бытовую деятельность, осуществлять личную гигиену;
Cпособность к самостоятельному передвижению – способность передвигаться в пространстве, преодолевать препятствие, сохранять равновесие тела;
Cпособность к обучению – способность к восприятию и воспроизведению знаний (общеобразовательных, профессиональных и др.), овладению навыками и умениями (социальными, культурными и бытовыми).
4. Способность к трудовой деятельности — способность осуществлять деятельность в соответствии с требованиями к содержанию, объему и условиям выполнения работы.
5. Способность к ориентации – способность определяться во времени и пространстве.
6. Способность к общению — способность к установлению контактов между людьми путем восприятия, переработки и передачи информации
Способность контролировать свое поведение – способность к осознанию себя и адекватному поведению с учетом социально – правовых норм.
7.3.Классификация нарушений функции организма по степени выраженности
1 степень – незначительные или умеренные нарушения функций;
2 степень – выраженные нарушения функций;
3 степень – значительно выраженные нарушения функций.
7.4.Критерии установления степени ограничения способности к трудовой деятельности
Способность к трудовой деятельности включает в себя:
— способность человека к воспроизведению специальных профессиональных знаний, умений и навыков в виде продуктивного и эффективного труда;
— способность человека осуществлять трудовую деятельность на рабочем месте, не требующем изменений санитарно-гигиенических условий труда, дополнительных мер по организации труда, специального оборудования и оснащения, сменности, темпов, объема и тяжести работы;
— способность человека взаимодействовать с другими людьми в социально-трудовых отношениях;
— способность к мотивации труда;
— способность соблюдать рабочий график;
— способность к организации рабочего дня (организации трудового процесса во временной последовательности).
Оценка показателей способности к трудовой деятельности производится с учетом имеющихся профессиональных знаний, умений и навыков.
Критерием установления 1 степени ограничения способности к трудовой деятельности является нарушение здоровья со стойким умеренно выраженным расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к снижению квалификации, объема, тяжести и напряженности выполняемой работы.
При Iстепени ограничения способности к трудовой деятельности гражданин не может продолжать работу по основной профессии, но может выполнять другие виды работ более низкой квалификации в обычных условиях труда:
— при выполнении работы в обычных условиях труда по основной профессии с уменьшением объема производственной деятельности не менее чем в 2 раза, снижением тяжести труда не менее чем на два класса;
— при переводе на другую работу более низкой квалификации в обычных условиях труда в связи с невозможностью продолжать работу по основной профессии.
Критерием установления 2 степени ограничения способности к трудовой деятельностиявляется нарушение здоровья со стойким выраженным расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, при котором возможно осуществление выполнения трудовой деятельности в специально созданных условиях труда, с использованием вспомогательных технических средств и (или) с помощью других лиц.
Критерием установления 3 степени ограничения способности к трудовой деятельностиявляется нарушение здоровья со стойким значительно выраженным расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к полной неспособности к трудовой деятельности, в том числе в специально созданных условиях, или противопоказанности трудовой деятельности.
studfiles.net
Вторая группа вторая степень инвалидности
К сожалению на юридическом сайте Вам такого ответа никто не даст, так как четко определенных заболеваний, травм, состояний итп, при которых ОБЯЗАТЕЛЬНО давалась бы инвалидность нет
Приложениек ПриказуМинистерства здравоохраненияи социального развитияРоссийской Федерацииот 23 декабря 2009 г. N 1013н
КЛАССИФИКАЦИИ И КРИТЕРИИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫГРАЖДАН ФЕДЕРАЛЬНЫМИ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ УЧРЕЖДЕНИЯМИМЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ
IV. Критерии установления групп инвалидности
8. Критерием для определенияпервой группы инвалидности является нарушение здоровья человека со стойким значительно выраженным расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению одной из следующих категорий жизнедеятельности или их сочетанию и вызывающее необходимость его социальной защиты:
способности к самообслуживанию третьей степени;
способности к передвижению третьей степени;
способности к ориентации третьей степени;
способности к общению третьей степени;
способности контролировать свое поведение третьей степени;
способности к обучению третьей степени; способности к трудовой деятельности третьей степени.
При этом
6. При комплексной оценке различных показателей, характеризующих ограничения основных категорий жизнедеятельности человека, выделяются 3 степени их выраженности:
а) способность к самообслуживанию — способность человека самостоятельно осуществлять основные физиологические потребности, выполнять повседневную бытовую деятельность, в том числе навыки личной гигиены:
1 степень — способность к самообслуживанию при более длительной затрате времени, дробности его выполнения, сокращении объема с использованием при необходимости вспомогательных технических средств;
2 степень — способность к самообслуживанию с регулярной частичной помощью других лиц с использованием при необходимости вспомогательных технических средств;
3 степень — неспособность к самообслуживанию, нуждаемость в постоянной посторонней помощи и полная зависимость от других лиц;
б) способность к самостоятельному передвижению — способность самостоятельно перемещаться в пространстве, сохранять равновесие тела при передвижении, в покое и при перемене положения тела, пользоваться общественным транспортом:
1 степень — способность к самостоятельному передвижению при более длительной затрате времени, дробности выполнения и сокращении расстояния с использованием при необходимости вспомогательных технических средств;
2 степень — способность к самостоятельному передвижению с регулярной частичной помощью других лиц с использованием при необходимости вспомогательных технических средств;
3 степень — неспособность к самостоятельному передвижению и нуждаемость в постоянной помощи других лиц;
Если ко всему этому Вы неспособны, то Вам должна быть назначена 1 группа
pravoved.ru
III. Классификации основных категорий жизнедеятельности человека и степени выраженности ограничений этих категорий ПРИКАЗ Минздравсоцразвития РФ от 23.12.2009 N 1013н (ред. от 26.01.2012) «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КЛАССИФИКАЦИЙ И КРИТЕРИЕВ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ГРАЖДАН ФЕДЕРАЛЬНЫМИ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ»
действует Редакция от 01.01.1970 Подробная информацияНаименование документ | ПРИКАЗ Минздравсоцразвития РФ от 23.12.2009 N 1013н (ред. от 26.01.2012) «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КЛАССИФИКАЦИЙ И КРИТЕРИЕВ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ГРАЖДАН ФЕДЕРАЛЬНЫМИ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ» |
Вид документа | приказ, классификация |
Принявший орган | минздравсоцразвития рф |
Номер документа | 1013Н |
Дата принятия | 06.04.2010 |
Дата редакции | 01.01.1970 |
Номер регистрации в Минюсте | 16603 |
Дата регистрации в Минюсте | 11.03.2010 |
Статус | действует |
Публикация |
|
Навигатор | Примечания |
III. Классификации основных категорий жизнедеятельности человека и степени выраженности ограничений этих категорий
5. К основным категориям жизнедеятельности человека относятся:
способность к самообслуживанию;
способность к самостоятельному передвижению;
способность к ориентации;
способность к общению;
способность контролировать свое поведение;
способность к обучению;
способность к трудовой деятельности.
6. При комплексной оценке различных показателей, характеризующих ограничения основных категорий жизнедеятельности человека, выделяются 3 степени их выраженности:
а) способность к самообслуживанию — способность человека самостоятельно осуществлять основные физиологические потребности, выполнять повседневную бытовую деятельность, в том числе навыки личной гигиены:
1 степень — способность к самообслуживанию при более длительной затрате времени, дробности его выполнения, сокращении объема с использованием при необходимости вспомогательных технических средств;
2 степень — способность к самообслуживанию с регулярной частичной помощью других лиц с использованием при необходимости вспомогательных технических средств;
3 степень — неспособность к самообслуживанию, нуждаемость в постоянной посторонней помощи и полная зависимость от других лиц;
б) способность к самостоятельному передвижению — способность самостоятельно перемещаться в пространстве, сохранять равновесие тела при передвижении, в покое и при перемене положения тела, пользоваться общественным транспортом:
1 степень — способность к самостоятельному передвижению при более длительной затрате времени, дробности выполнения и сокращении расстояния с использованием при необходимости вспомогательных технических средств;
2 степень — способность к самостоятельному передвижению с регулярной частичной помощью других лиц с использованием при необходимости вспомогательных технических средств;
3 степень — неспособность к самостоятельному передвижению и нуждаемость в постоянной помощи других лиц;
в) способность к ориентации — способность к адекватному восприятию окружающей обстановки, оценке ситуации, способность к определению времени и места нахождения:
1 степень — способность к ориентации только в привычной ситуации самостоятельно и (или) с помощью вспомогательных технических средств;
2 степень — способность к ориентации с регулярной частичной помощью других лиц с использованием при необходимости вспомогательных технических средств;
3 степень — неспособность к ориентации (дезориентация) и нуждаемость в постоянной помощи и (или) надзоре других лиц;
г) способность к общению — способность к установлению контактов между людьми путем восприятия, переработки и передачи информации:
1 степень — способность к общению со снижением темпа и объема получения и передачи информации; использование при необходимости вспомогательных технических средств помощи; при изолированном поражении органа слуха способность к общению с использованием невербальных способов и услуг по сурдопереводу;
2 степень — способность к общению при регулярной частичной помощи других лиц с использованием при необходимости вспомогательных технических средств;
3 степень — неспособность к общению и нуждаемость в постоянной помощи других лиц;
д) способность контролировать свое поведение — способность к осознанию себя и адекватному поведению с учетом социально-правовых и морально-этических норм:
1 степень — периодически возникающее ограничение способности контролировать свое поведение в сложных жизненных ситуациях и (или) постоянное затруднение выполнения ролевых функций, затрагивающих отдельные сферы жизни, с возможностью частичной самокоррекции;
2 степень — постоянное снижение критики к своему поведению и окружающей обстановке с возможностью частичной коррекции только при регулярной помощи других лиц;
3 степень — неспособность контролировать свое поведение, невозможность его коррекции, нуждаемость в постоянной помощи (надзоре) других лиц;
е) способность к обучению — способность к восприятию, запоминанию, усвоению и воспроизведению знаний (общеобразовательных, профессиональных и др.), овладению навыками и умениями (профессиональными, социальными, культурными, бытовыми):
1 степень — способность к обучению, а также к получению образования определенного уровня в рамках государственных образовательных стандартов в образовательных учреждениях общего назначения с использованием специальных методов обучения, специального режима обучения, с применением при необходимости вспомогательных технических средств и технологий;
2 степень — способность к обучению только в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся, воспитанников, детей с ограниченными возможностями здоровья или на дому по специальным программам с использованием при необходимости вспомогательных технических средств и технологий;
3 степень — способность к обучению элементарным навыкам и умениям (профессиональным, социальным, культурным, бытовым), в том числе правилам выполнения последовательности элементарных целенаправленных действии в привычной бытовой сфере, или невозможность этого обучения в связи с имеющимися ограничениями жизнедеятельности;
(в ред. Приказа Минздравсоцразвития РФ от 26.01.2012 N 60н)
ж) способность к трудовой деятельности — способность осуществлять трудовую деятельность в соответствии с требованиями к содержанию, объему, качеству и условиям выполнения работы:
1 степень — способность к выполнению трудовой деятельности в обычных условиях труда при снижении квалификации, тяжести, напряженности и (или) уменьшении объема работы, неспособность продолжать работу по основной профессии при сохранении возможности в обычных условиях труда выполнять трудовую деятельность более низкой квалификации;
2 степень — способность к выполнению трудовой деятельности в специально созданных условиях с использованием вспомогательных технических средств;
(в ред. Приказа Минздравсоцразвития РФ от 26.01.2012 N 60н)
3 степень — способность к выполнению трудовой деятельности со значительной помощью других лиц или невозможность (противопоказанность) ее осуществления в связи с имеющимися ограничениями жизнедеятельности.
(в ред. Приказа Минздравсоцразвития РФ от 26.01.2012 N 60н)
7. Степень ограничения основных категорий жизнедеятельности человека определяется исходя из оценки их отклонения от нормы, соответствующей определенному периоду (возрасту) биологического развития человека.
zakonbase.ru
Определение способности к трудовой деятельности
При осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы используются: классификации, определяющие основные виды нарушений функций организма человека, обусловленные заболеваниями, последствиями травм или дефектами, и степени их выраженности;
основные категории жизнедеятельности человека и степени выраженности ограничений этих категорий. Классификации и критерии утверждены приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 23 декабря 2009 г. N 1013н.
При комплексной оценке различных показателей, характеризующих стойкие нарушения функций организма человека, выделяются четыре степени их выраженности:
1 степень — незначительные нарушения,
2 степень — умеренные нарушения,
3 степень — выраженные нарушения,
4 степень — значительно выраженные нарушения.
К одной из основных категорий жизнедеятельности человека относится способность к трудовой деятельности — способность осуществлять трудовую деятельность в соответствии с требованиями к содержанию, объему, качеству и условиям выполнения работы.
При комплексной оценке такой категории жизнедеятельности человека как способность к трудовой деятельности выделяются 3 степени её выраженности:
1 степень — способность к выполнению трудовой деятельности в обычных условиях труда при снижении квалификации, тяжести, напряженности и (или) уменьшении объема работы, неспособность продолжать работу по основной профессии при сохранении возможности в обычных условиях труда выполнять трудовую деятельность более низкой квалификации;
2 степень — способность к выполнению трудовой деятельности в специально созданных условиях труда с использованием вспомогательных технических средств и (или) с помощью других лиц;
3 степень — неспособность к любой трудовой деятельности или невозможность (противопоказанность) любой трудовой деятельности.
Степень ограничения такой категорий жизнедеятельности, как способность к трудовой деятельности человека (аналогично и иных категорий жизнедеятельности: способности к самообслуживанию, к самостоятельному передвижению, к ориентации, к общению, контролировать свое поведение, к обучению) определяется исходя из оценки её отклонения от нормы, соответствующей определенному периоду (возрасту) биологического развития человека.
Отсутствие рабочих мест на рынке труда и пенсионный возраст не является основанием для установления более высокой степени ограничения способности к трудовой деятельности.
Признаки ограничения способности к трудовой деятельности
1 степени:
Cтойкие умеренно выраженные расстройства функций; трудовая деятельность со снижением объёма, квалификации, со снижением тяжести и напряжённости. Возможность выполнения других видов работ более низкой квалификации в обычных условиях по основной профессии с уменьшением объёма труда (работы) не менее чем в 2 раза, снижением тяжести не менее чем на 2 класса. Возможность перевода на другую работу более низкой квалификации при потере профессии.
Признаки ограничения способности к трудовой деятельности
2 степени:
Cтойкие выраженные расстройства функций; труд в специально созданных условиях, с использованием вспомогательных технических средств, на специально оборудованном рабочем месте, с помощью других лиц. Для работы требуются специально созданные условия.
Признаки ограничения способности к трудовой деятельности
3 степени:
Cтойкие, в значительной мере выраженные расстройства функций организма, неспособность к любой трудовой деятельности, абсолютная противопоказанность любого труда, даже в специально созданных условиях.
www.mse68.ru
Iii. классификации основных категорий жизнедеятельности человека и степени выраженности ограничений этих категорий приказ минздравсоцразвития РФ от 23-12-2009 1013н об утверждении классификаций и критериев используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы (2019). Актуально в 2019 году
размер шрифта
ПРИКАЗ Минздравсоцразвития РФ от 23-12-2009 1013н ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КЛАССИФИКАЦИЙ И КРИТЕРИЕВ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ… Актуально в 2018 году
5. К основным категориям жизнедеятельности человека относятся:
способность к самообслуживанию;
способность к самостоятельному передвижению;
способность к ориентации;
способность к общению;
способность контролировать свое поведение;
способность к обучению;
способность к трудовой деятельности.
6. При комплексной оценке различных показателей, характеризующих ограничения основных категорий жизнедеятельности человека, выделяются 3 степени их выраженности:
а) способность к самообслуживанию — способность человека самостоятельно осуществлять основные физиологические потребности, выполнять повседневную бытовую деятельность, в том числе навыки личной гигиены:
1 степень — способность к самообслуживанию при более длительной затрате времени, дробности его выполнения, сокращении объема с использованием при необходимости вспомогательных технических средств;
2 степень — способность к самообслуживанию с регулярной частичной помощью других лиц с использованием при необходимости вспомогательных технических средств;
3 степень — неспособность к самообслуживанию, нуждаемость в постоянной посторонней помощи и полная зависимость от других лиц;
б) способность к самостоятельному передвижению — способность самостоятельно перемещаться в пространстве, сохранять равновесие тела при передвижении, в покое и при перемене положения тела, пользоваться общественным транспортом:
1 степень — способность к самостоятельному передвижению при более длительной затрате времени, дробности выполнения и сокращении расстояния с использованием при необходимости вспомогательных технических средств;
2 степень — способность к самостоятельному передвижению с регулярной частичной помощью других лиц с использованием при необходимости вспомогательных технических средств;
3 степень — неспособность к самостоятельному передвижению и нуждаемость в постоянной помощи других лиц;
в) способность к ориентации — способность к адекватному восприятию окружающей обстановки, оценке ситуации, способность к определению времени и места нахождения:
1 степень — способность к ориентации только в привычной ситуации самостоятельно и (или) с помощью вспомогательных технических средств;
2 степень — способность к ориентации с регулярной частичной помощью других лиц с использованием при необходимости вспомогательных технических средств;
3 степень — неспособность к ориентации (дезориентация) и нуждаемость в постоянной помощи и (или) надзоре других лиц;
г) способность к общению — способность к установлению контактов между людьми путем восприятия, переработки и передачи информации:
1 степень — способность к общению со снижением темпа и объема получения и передачи информации; использование при необходимости вспомогательных технических средств помощи; при изолированном поражении органа слуха способность к общению с использованием невербальных способов и услуг по сурдопереводу;
2 степень — способность к общению при регулярной частичной помощи других лиц с использованием при необходимости вспомогательных технических средств;
3 степень — неспособность к общению и нуждаемость в постоянной помощи других лиц;
д) способность контролировать свое поведение — способность к осознанию себя и адекватному поведению с учетом социально-правовых и морально-этических норм:
1 степень — периодически возникающее ограничение способности контролировать свое поведение в сложных жизненных ситуациях и (или) постоянное затруднение выполнения ролевых функций, затрагивающих отдельные сферы жизни, с возможностью частичной самокоррекции;
2 степень — постоянное снижение критики к своему поведению и окружающей обстановке с возможностью частичной коррекции только при регулярной помощи других лиц;
3 степень — неспособность контролировать свое поведение, невозможность его коррекции, нуждаемость в постоянной помощи (надзоре) других лиц;
е) способность к обучению — способность к восприятию, запоминанию, усвоению и воспроизведению знаний (общеобразовательных, профессиональных и др.), овладению навыками и умениями (профессиональными, социальными, культурными, бытовыми):
1 степень — способность к обучению, а также к получению образования определенного уровня в рамках государственных образовательных стандартов в образовательных учреждениях общего назначения с использованием специальных методов обучения, специального режима обучения, с применением при необходимости вспомогательных технических средств и технологий;
2 степень — способность к обучению только в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся, воспитанников, детей с ограниченными возможностями здоровья или на дому по специальным программам с использованием при необходимости вспомогательных технических средств и технологий;
3 степень — неспособность к обучению;
ж) способность к трудовой деятельности — способность осуществлять трудовую деятельность в соответствии с требованиями к содержанию, объему, качеству и условиям выполнения работы:
1 степень — способность к выполнению трудовой деятельности в обычных условиях труда при снижении квалификации, тяжести, напряженности и (или) уменьшении объема работы, неспособность продолжать работу по основной профессии при сохранении возможности в обычных условиях труда выполнять трудовую деятельность более низкой квалификации;
2 степень — способность к выполнению трудовой деятельности в специально созданных условиях труда с использованием вспомогательных технических средств и (или) с помощью других лиц;
3 степень — неспособность к любой трудовой деятельности или невозможность (противопоказанность) любой трудовой деятельности.
7. Степень ограничения основных категорий жизнедеятельности человека определяется исходя из оценки их отклонения от нормы, соответствующей определенному периоду (возрасту) биологического развития человека.
—www.zakonprost.ru
Способ оценки степени ограничений жизнедеятельности у детей в категории способность к самообслуживанию
Изобретение относится к медицине, конкретно к способам оценки степени нарушений жизнедеятельности в категории «способность к самообслуживанию» у детей различного возраста. Путем тестирования оценивают следующие критерии: мытье, уход за частями тела, физиологические отправления, одевание, прием пищи, питье, забота о своем здоровье, бытовая жизнь, каждый критерий оценки этих способностей оценивают по 4-балльной системе. Тестирование проводят за три возрастные периода, предыдущие возрасту ребенка на момент освидетельствования. При этом соответствие критерия возрастному периоду в норме оценивают в 3 балла. Несоответствие критерия возрастному периоду в норме или отставание в выполнении на один возрастной период оценивают в 2 балла. Отставание в выполнении на два возрастных периода оценивают в 1 балл, а отставание на три возрастных периода — в 0 баллов. Суммируют полученные баллы, при этом суммарная цифра баллов, набранных при тестировании, служит оценкой степени ограничений жизнедеятельности в данной категории в каждом возрастном периоде. Отклонение от максимальной суммы баллов вычисляют в процентах и снижение количества набранных баллов на 0-4% классифицируют как отсутствие ограничений жизнедеятельности, снижение на 5-24% — как незначительные ограничения — 1 степень, снижение на 25-49% — как умеренно выраженные ограничения — 2 степень, снижение на 50-95% — как тяжелые ограничения — 3 степень, на 96-100% — как абсолютное ограничение жизнедеятельности. Способ позволяет установить ограничения жизнедеятельности в категории способность к самообслуживанию у детей различного возраста, а также составить индивидуальную программу реабилитации. 1 табл., 1 пр.
Изобретение относится к медицине, конкретно к способам оценки степени нарушений жизнедеятельности в категории «способность к самообслуживанию» у детей различного возраста, и может быть использовано для проведения медико-социальной экспертизы при установлении статуса «ребенок-инвалид», а также для составления индивидуальной программы реабилитации и оценки эффективности ее выполнения при динамическом наблюдении.
Способность к самообслуживанию — важнейшая категория жизнедеятельности человека, предполагающая его физическую независимость в окружающей среде. Этот раздел жизнедеятельности относится к осуществлению заботы о себе, способности мытья и вытирания, ухода за своим телом и его частями, одеванию и раздеванию, приему пищи и питья, заботе о своем здоровье, выполнению повседневной бытовой деятельности.
Известен способ оценки способности к самообслуживанию и социальной адаптации у постинсультных больных, согласно которому на основании результатов тестирования 201 пациента, перенесшего инсульт головного мозга, сопоставлены наиболее употребительные шкалы, оценивающие функциональное состояние больного. Выделены наиболее показательные и информативные шкалы в зависимости от области назначения (И.П.Ястребцева, А.Н.Новосельский, Вестник Ивановской медицинской академии, т.11, №3-4, с.36-38, 2006).
Известна градация нуждаемости в уходе:
1 степень (потребность значительна) — необходимы гигиенический уход, помощь при приеме пищи или передвижении. Пациенты нуждаются как минимум в двух услугах однократно в течение дня и неоднократно в течение недели — в помощи по хозяйству. Время, затрачиваемое на такую помощь, как минимум — 90 мин в день;
2 степень (потребность весьма значительна) — необходимы гигиенический уход, помощь при приеме пищи или передвижении. Пациенты нуждаются как минимум в помощи трижды в день в разное время дня и дополнительно неоднократно в течение недели — в помощи по хозяйству. Время, затрачиваемое на такую помощь, как минимум — 3 часа в день;
3 степень (уход крайне необходим) — пациентам постоянно необходима помощь при гигиенических процедурах, приеме пищи, передвижении, а также неоднократная в течение недели помощь по хозяйству. Время, затрачиваемое на такую помощь, как минимум — 5 часов в день (http://www.meduhod.ru/components/observation/samoobsluzhivanie.shtml).
Разработаны «Карты оценки способности пациента к самообслуживанию» (Правительство Санкт-Петербурга. Комитет по здравоохранению. Распоряжение от 15 декабря 2005 года N 468-р «Об утверждении перечня критериев оценки потребности пациентов в услугах гериатрической помощи»).
Международная классификация функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья (МКФ), принятая ВОЗ в 2001 году, трактует данную категорию жизнедеятельности как «способность к самообслуживанию» и выделяет следующие критерии: мытье; уход за частями тела, физиологические отправления, одевание, прием пищи, питье, забота о своем здоровье, бытовая жизнь.
Приказом Минздравсоцразвития РФ от 23.12.2009 №1013н утверждены «Классификации» и «критерии», используемые при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями МСЭ, согласно которым способность к самообслуживанию характеризуется как способность человека осуществлять основные физиологические потребности, выполнять повседневную бытовую деятельность, в том числе навыки личной гигиены. При комплексной оценке различных показателей, характеризующих ограничения основных категорий жизнедеятельности человека, выделяются 3 степени их выраженности: 1 степень — способность к самообслуживанию при более длительной затрате времени, дробности его выполнения, сокращении объема с использованием при необходимости вспомогательных технических средств; 2 степень — способность к самообслуживанию с регулярной частичной помощью других лиц с использованием при необходимости вспомогательных технических средств; 3 степень — неспособность к самообслуживанию, нуждаемость в постоянной посторонней помощи и полная зависимость от других лиц.
Задачей изобретения является разработка достоверного балльного способа оценки степени ограничений жизнедеятельности в категории «способность к самообслуживанию» у детей различного возраста.
Техническим результатом, направленным на решение поставленной задачи, является установление степени ограничений жизнедеятельности в категории «способность к самообслуживанию» у детей различного возраста при проведении медико-социальной экспертизы с целью установления статуса «ребенок-инвалид», составления индивидуальной программы реабилитации и оценки эффективности ее выполнения.
Поставленная задача решается проведением тестирования по критериям, характеризующим «способность к самообслуживанию». Вычисляют степень нарушения каждого критерия, характеризующего способность к самообслуживанию, на основе применения балльной системы оценки.
Способ осуществляют следующим образом. Оценивают следующие критерии: мытье, уход за частями тела, физиологические отправления, одевание, прием пищи, питье, забота о своем здоровье, бытовая жизнь, каждый критерий оценивают по 4-балльной системе, тестирование проводят за три возрастные периода, предыдущие возрасту ребенка на момент освидетельствования: в возрасте 3 месяцев — за 3 прошедших месяца; на первом году жизни ребенка за один возрастной период считают полугодие жизни: первое и второе полугодие, причем в возрасте 6 месяцев оценка приобретенных навыков проводится за 6 прошедших месяцев, в возрасте 12 месяцев — за прошедшие 12 месяцев — 2 возрастных периода; от 1 до 7 лет — ежегодно: 2, 3, 4, 5, 6, 7 лет, в возрасте 7 лет — за три, предыдущих моменту освидетельствования, возрастных периода: 5, 6 и 7 лет; а в возрасте 10 лет — за три, предыдущих моменту освидетельствования, возрастных периода: 6, 7, 10 лет, в возрасте 15 лет: 7, 10 и 15 лет, при этом соответствие критерия возрастному периоду в норме оценивают в 3 балла, несоответствие критерия возрастному периоду в норме или отставание в выполнении на один возрастной период оценивают в 2 балла, отставание в выполнении на два возрастных периода оценивают в 1 балл, а отставание на три возрастных периода — в 0 баллов, суммируют полученные баллы, при этом суммарная цифра баллов, набранных при тестировании, служит оценкой степени ограничений жизнедеятельности в данной категории в каждом возрастном периоде, отклонение от максимальной суммы баллов вычисляют в процентах и снижение количества набранных баллов на: 0-4% классифицируют как отсутствие ограничений жизнедеятельности, на 5-24% — как незначительные ограничения — 1 степень, на 25-49% — как умеренно выраженные ограничения — 2 степень, на 50-95% — как тяжелые ограничения — 3 степень, на 96-100% — как абсолютное ограничение жизнедеятельности.
Способность к самообслуживанию у детей различного возраста во многом зависит от развития у него двигательных навыков, а также развития его психической сферы. Поэтому оценка критериев, характеризующих способность к самообслуживанию, должна учитывать возраст ребенка и этапы становления различных функций, обеспечивающих эти способности.
Нами была разработана балльная система оценки степени нарушений способности к самообслуживанию у детей различного возраста. При этом каждый критерий оценки этих способностей оценивают по 4-балльной системе. Соответствие критерия возрастному периоду в норме оценивают в 3 балла, несоответствие критерия возрастному периоду в норме или отставание в выполнении на один возрастной период оценивают в 2 балла, отставание в выполнении на два возрастных периода оценивают в 1 балл, а отставание на три возрастных периода — в 0 баллов, суммируют полученные баллы, при этом суммарная цифра баллов, набранных при тестировании, служит оценкой степени ограничений жизнедеятельности в данной категории в каждом возрастном периоде.
У детей в возрасте 0-3 года один возрастной период — это эпикризный срок; у детей в возрасте от 3 до 7 лет один возрастной период — 1 год, затем — возраст 10 лет, 15 лет.
Для определения степени нарушений способности к самообслуживанию целесообразно проводить тестирование за период трех возрастных периодов, предыдущих возрасту ребенка на момент освидетельствования: в возрасте 3 месяцев — за 3 прошедших месяца; на первом году жизни ребенка за один возрастной период считают полугодие жизни: первое и второе полугодие, причем в возрасте 6 месяцев оценка приобретенных навыков проводится за 6 прошедших месяцев, в возрасте 12 месяцев — за прошедшие 12 месяцев — 2 возрастных периода; от 1 до 7 лет — ежегодно: 2, 3, 4, 5, 6, 7 лет, в возрасте 7 лет — за три, предыдущих моменту освидетельствования, возрастных периода: 5, 6 и 7 лет; а в возрасте 10 лет — за три, предыдущих моменту освидетельствования, возрастных периода: 6, 7, 10 лет, в возрасте 15 лет: 7, 10 и 15 лет. Суммарное количество набранных при тестировании баллов для каждого возрастного периода рассчитывают в процентном отношении к возрастной норме баллов.
МКФ расценивает снижение способности на 0-4% как отсутствие ограничений, на 5-24% — как незначительные ограничения — 1 степень, на 25-49% — как умеренно выраженные ограничения — 2 степень, на 50-95% — как тяжелые ограничения — 3 степень, на 96-100% — как абсолютные ограничения (Международная классификация функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья // Перевод Г.Д.Шостка, В.Ю.Ряснянский, А.В.Квашин и др. / ВОЗ, Женева. 2001, 342 с.).
Пример осуществления способа
Пример 1
Мальчик Сулейманов Рустам, 15 лет. Диагноз: Болезнь Вильсона, смешанная форма (акинетико-ригидная форма), цирроз печени; дементный синдром. Ребенка тестировали по критериям, характеризующим способность к самообслуживанию. Оценивают следующие параметры: мытье, уход за частями тела, физиологические отправления, одевание, прием пищи, питье, забота о своем здоровье, бытовая жизнь.
Каждый критерий оценивают по 4-балльной системе, тестирование проводят за период 7-15 лет. Конкретные параметры оценки приведены в таблице.
Таблица 1 | |||
Критерий | Оценка | Исполнение критерия | Оценка |
Процесс приема пищи внутрь через рот не нарушен | 3 | Процесс приема пищи внутрь через рот нарушен | 0 |
Мочеиспускание не нарушено | 3 | Мочеиспускание нарушено | 0 |
Дефекация не нарушена | 3 | Дефекация нарушена | 0 |
Мытье осуществляет самостоятельно, но под руководством взрослого | 0 | Мыться самостоятельно, но под руководством взрослого, не может | 0 |
Самостоятельно пользуется зубной щеткой | 0 | Зубной щеткой пользовать самостоятельно не может | 0 |
Пользуется туалетом самостоятельно | 0 | Пользоваться туалетом самостоятельно не может | 0 |
Одевается самостоятельно | 0 | Одеваться самостоятельно не может. | 0 |
Раздевается самостоятельно | 0 | Раздеваться самостоятельно не может | 0 |
Обувается самостоятельно | 0 | Обуваться самостоятельно не может. | 0 |
Разувается самостоятельно | 0 | Разуваться самостоятельно не может | 0 |
Моется самостоятельно | 1 | Самостоятельно мыться не может | 1 |
Уход за частями тела осуществляется под контролем взрослого | 1 | Ухаживать за частями тела под контролем взрослого не может | 1 |
Самостоятельно ухаживает за волосами, но под контролем взрослого | 1 | Самостоятельно, но под контролем взрослого, ухаживать за волосами не может | 1 |
Полное овладение навыками самообслуживания, но под контролем взрослого | 1 | Осуществлять полное самообслуживание под контролем взрослого не может | 1 |
Самостоятельно пользуется зубной щеткой | 1 | Самостоятельно пользоваться зубной щеткой не может | 1 |
Может самостоятельно мыть части тела, используя воду, мыло и другие вещества | 2 | Самостоятельно мыть части тела не может | 2 |
Может самостоятельно мыть все тело (принимать ванну или душ) | 2 | Самостоятельно мыть все тело (принимать ванну или душ) не может | 2 |
Может самостоятельно вытираться | 2 | Самостоятельно вытираться не может | 2 |
Может самостоятельно заботиться о поверхности и влажности кожи | 2 | Самостоятельно заботиться о поверхности и влажности кожи не может | 2 |
Может самостоятельно заботиться о гигиене ротовой полости | 2 | Самостоятельно заботиться о гигиене ротовой полости не может | 2 |
Может самостоятельно заботиться о волосах на голове и лице | 2 | Самостоятельно заботиться о волосах на голове и лице не может | 2 |
Может самостоятельно чистить, подстригать ногти на руках | 2 | Самостоятельно чистить, подстригать ногти на руках не может | 2 |
Может самостоятельно чистить, подстригать ногти на ногах | 2 | Самостоятельно чистить, подстригать ногти на ногах не может | 2 |
Может самостоятельно координировать и управлять мочеиспусканием | 3 | Самостоятельно координировать и управлять мочеиспусканием не может | 2 |
Может самостоятельно координировать и управлять дефекацией | 3 | Самостоятельно координировать и управлять дефекацией не может | 2 |
Может самостоятельно координировать и осуществлять мероприятия при менструации | 2 | Самостоятельно координировать и осуществлять мероприятия при менструации не может | 2 |
Может самостоятельно выполнять координированные действия при надевании одежды | 2 | Самостоятельно выполнять координированные действия при надевании одежды не может | 2 |
Может самостоятельно выполнять координированные действия при снятии одежды | 2 | Самостоятельно выполнять координированные действия при снятии одежды не может | 2 |
Может самостоятельно надевать и снимать носки, чулки и обувь | 2 | Самостоятельно надевать и снимать носки, чулки и обувь не может | 2 |
Может самостоятельно следовать правилам и условностям своего окружения и культуры при выборе одежды и одевании в соответствии с климатическими условиями | 3 | Самостоятельно следовать правилам и условностям своего окружения и культуры при выборе одежды и одевании в соответствии с климатическими условиями не может | 2 |
Может самостоятельно резать, ломать пищу на куски, открывать банки, использовать столовые приборы, принимать пищу | 2 | Самостоятельно резать, ломать пищу на куски, открывать банки, использовать столовые приборы, принимать пищу не может | 2 |
Может самостоятельно смешивать, размешивать и разливать жидкости для питья, открывать бутылки и банки, пить через соломинку, пить воду, текущую из крана или фонтана, сосать грудь или рожок | 2 | Самостоятельно смешивать, размешивать и разливать жидкости для питья, открывать бутылки и банки, пить через соломинку, пить воду, текущую из крана или фонтана, сосать грудь или рожок не может | 2 |
Может самостоятельно ощущать потребность и обеспечивать себе пребывание в комфортных условиях, без жары и холода и при адекватном освещении | 2 | Самостоятельно ощущать потребность и обеспечивать себе пребывание в комфортных условиях, без жары и холода и при адекватном освещении не может | 2 |
Может самостоятельно ощущать потребность в потреблении полноценных продуктов питания, а также в поддержании физической формы | 3 | Самостоятельно ощущать потребность в потреблении полноценных продуктов питания, а также в поддержании физической формы не может | 2 |
Может самостоятельно обращаться за профессиональной медицинской помощью, следовать медицинским рекомендациям и советам, предохраняться от травм, заразных болезней, наркотиков и болезней, передающихся половым путем | 2 | Самостоятельно обращаться за профессиональной медицинской помощью, следовать медицинским рекомендациям и советам, предохраняться от травм, заразных болезней, наркотиков и болезней, передающихся половым путем, не может | 2 |
Может самостоятельно приобретать за деньги товары и услуги повседневного потребления | 2 | Самостоятельно приобретать за деньги товары и услуги повседневного потребления не может | 2 |
Может самостоятельно стирать белье и одежду вручную и развешивать их для сушки | 2 | Самостоятельно стирать белье и одежду вручную и развешивать их для сушки не может | 2 |
Может самостоятельно мыть тарелки, кастрюли, горшки, столовые приборы, кухонный стол и пол на кухне и в столовой | 2 | Самостоятельно мыть тарелки, кастрюли, горшки, столовые приборы, кухонный стол и пол на кухне и в столовой не может | 2 |
Может самостоятельно убирать жилую часть дома | 2 | Самостоятельно убирать жилую часть дома не может | 2 |
Может самостоятельно использовать все виды домашних приборов | 2 | Самостоятельно использовать все виды домашних приборов не может | 2 |
Может самостоятельно удалять домашний мусор | 2 | Самостоятельно удалять домашний мусор не может | 2 |
Может самостоятельно поддерживать в рабочем состоянии средства личного передвижения, поддерживать в рабочем состоянии средства связи. | 2 | Самостоятельно поддерживать в рабочем состоянии средства личного передвижения, поддерживать в рабочем состоянии средства связи не может | 2 |
Может самостоятельно заботиться о комнатных растениях | 2 | Самостоятельно заботиться о комнатных растениях не может | 2 |
Может самостоятельно заботиться о домашних животных | 2 | Самостоятельно заботиться о домашних животных не может | 2 |
Набрано баллов 76 из максимально возможных 135 баллов | |||
нет ограничений (отставание на 0-4%) | 130-135 баллов | ||
незначительные ограничения 1 степень (отставание на 5-24%) | 103-129 баллов | ||
умеренно выраженные ограничения, 2 степень (отставание на 25-49%) | 69-102 балла | ||
тяжелые ограничения, 3 степень (отставание на 50-95%) | <69 баллов | ||
Заключение: Имеются умеренно выраженные ограничения жизнедеятельности в категории «способность к самообслуживанию» 2 степени. |
Балльная система может быть объективным критерием оценки степени ограничений жизнедеятельности в категории «способность к самообслуживанию» у детей различного возраста и использоваться при проведении медико-социальной экспертизы с целью установления статуса «ребенок-инвалид», разработке индивидуальной программы реабилитации и оценке эффективности ее выполнения.
Способ оценки степени ограничений жизнедеятельности у детей в категории способность к самообслуживанию, включающий оценку степени нарушений критериев, характеризующих способность к самообслуживанию, на основе балльной системы, отличающийся тем, что оценивают следующие критерии: мытье, уход за частями тела, физиологические отправления, одевание, прием пищи, питье, забота о своем здоровье, бытовая жизнь, каждый критерий оценки этих способностей оценивают по 4-балльной системе, тестирование проводят за три возрастные периода, предыдущие возрасту ребенка на момент освидетельствования: в возрасте 3 месяцев — за 3 прошедших месяца: на первом году жизни ребенка за один возрастной период считают полугодие жизни: первое и второе полугодие, причем в возрасте 6 месяцев оценка приобретенных навыков проводится за 6 прошедших месяцев, в возрасте 12 месяцев — за прошедшие 12 месяцев — 2 возрастных периода; от 1 до 7 лет — ежегодно: 2, 3, 4, 5, 6, 7 лет, в возрасте 7 лет — за три, предыдущих к моменту освидетельствования, возрастных периода: 5, 6 и 7 лет; а в возрасте 10 лет — за три, предыдущих к моменту освидетельствования, возрастных периода 6, 7, 10 лет, в возрасте 15 лет: 7, 10 и 15 лет, при этом соответствие критерия возрастному периоду в норме оценивают в 3 балла, несоответствие критерия возрастному периоду в норме или отставание в выполнении на один возрастной период оценивают в 2 балла, отставание в выполнении на два возрастных периода оценивают в 1 балл, а отставание на три возрастных периода — в 0 баллов, суммируют полученные баллы, при этом суммарная цифра баллов, набранных при тестировании, служит оценкой степени ограничений жизнедеятельности в данной категории в каждом возрастном периоде, отклонение от максимальной суммы баллов вычисляют в процентах, и снижение количества набранных баллов на 0-4% классифицируют как отсутствие ограничений жизнедеятельности, снижение на 5-24% — как незначительные ограничения — 1 степень, снижение на 25-49% — как умеренно выраженные ограничения — 2 степень, снижение на 50-95% — как тяжелые ограничения — 3 степень, на 96-100% — как абсолютное ограничение жизнедеятельности.
findpatent.ru
Человека и степени выраженности ограничений этих категорий — МегаЛекции
5. К основным категориям жизнедеятельности человека относятся:
а) способность к самообслуживанию;
б) способность к самостоятельному передвижению;
в) способность к ориентации;
г) способность к общению;
д) способность контролировать свое поведение;
е) способность к обучению;
ж) способность к трудовой деятельности.
6. Выделяются 3 степени выраженности ограничений каждой из основных категорий жизнедеятельности человека:
а) способность к самообслуживанию — способность человека самостоятельно осуществлять основные физиологические потребности, выполнять повседневную бытовую деятельность, в том числе использовать навыки личной гигиены:
1 степень — способность к самообслуживанию при более длительном затрачивании времени, дробности его выполнения, сокращении объема с использованием при необходимости вспомогательных технических средств;
2 степень — способность к самообслуживанию с регулярной частичной помощью других лиц с использованием при необходимости вспомогательных технических средств;
3 степень — неспособность к самообслуживанию, нуждаемость в постоянной посторонней помощи и уходе, полная зависимость от других лиц;
б) способность к самостоятельному передвижению — способность самостоятельно перемещаться в пространстве, сохранять равновесие тела при передвижении, в покое и при перемене положения тела, пользоваться общественным транспортом:
1 степень — способность к самостоятельному передвижению при более длительном затрачивании времени, дробности выполнения и сокращении расстояния с использованием при необходимости вспомогательных технических средств;
2 степень — способность к самостоятельному передвижению с регулярной частичной помощью других лиц с использованием при необходимости вспомогательных технических средств;
3 степень — неспособность к самостоятельному передвижению и нуждаемость в постоянной помощи других лиц;
в) способность к ориентации — способность к адекватному восприятию личности и окружающей обстановки, оценке ситуации, к определению времени и места нахождения:
1 степень — способность к ориентации только в привычной ситуации самостоятельно и (или) с помощью вспомогательных технических средств;
2 степень — способность к ориентации с регулярной частичной помощью других лиц с использованием при необходимости вспомогательных технических средств;
3 степень — неспособность к ориентации (дезориентация) и нуждаемость в постоянной помощи и (или) надзоре других лиц;
г) способность к общению — способность к установлению контактов между людьми путем восприятия, переработки, хранения, воспроизведения и передачи информации:
1 степень — способность к общению со снижением темпа и объема получения и передачи информации, использование при необходимости вспомогательных технических средств помощи, при изолированном поражении органа слуха — способность к общению с использованием невербальных способов общения и услуг по сурдопереводу;
2 степень — способность к общению при регулярной частичной помощи других лиц с использованием при необходимости вспомогательных технических средств;
3 степень — неспособность к общению и нуждаемость в постоянной помощи других лиц;
д) способность контролировать свое поведение — способность к осознанию себя и адекватному поведению с учетом социально-правовых и морально-этических норм:
1 степень — периодически возникающее ограничение способности контролировать свое поведение в сложных жизненных ситуациях и (или) постоянное затруднение выполнения ролевых функций, затрагивающих отдельные сферы жизни, с возможностью частичной самокоррекции;
2 степень — постоянное снижение критики к своему поведению и окружающей обстановке с возможностью частичной коррекции только при регулярной помощи других лиц;
3 степень — неспособность контролировать свое поведение, невозможность его коррекции, нуждаемость в постоянной помощи (надзоре) других лиц;
е) способность к обучению — способность к целенаправленному процессу организации деятельности по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности (в том числе профессионального, социального, культурного, бытового характера), развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию мотивации получения образования в течение всей жизни:
1 степень — способность к обучению и получению образования в рамках федеральных государственных образовательных стандартов в образовательных и иных организациях с созданием специальных условий (при необходимости) для получения образования, в том числе обучение с применением (при необходимости) специальных вспомогательных технических средств, определяемая с учетом заключения психолого-медико-педагогической комиссии;
2 степень — способность к обучению и получению образования в рамках федеральных государственных образовательных стандартов в образовательных и иных организациях с созданием специальных условий для получения образования только по адаптированным образовательным программам и адаптированным (основным) образовательным программам при необходимости обучение на дому и/или с использованием дистанционных технологий с применением (при необходимости) специальных вспомогательных технических средств, определяемая с учетом заключения психолого-медико-педагогической комиссии;
3 степень — способность к обучению только элементарным навыкам и умениям (профессиональным, социальным, культурным, бытовым), в том числе правилам выполнения только элементарных целенаправленных действий в привычной бытовой сфере, или ограниченные возможности способности к такому обучению в связи с имеющимися значительно выраженными нарушениями функций организма, определяемые с учетом заключения психолого-медико-педагогической комиссии;
ж) способность к трудовой деятельности — способность осуществлять трудовую деятельность в соответствии с требованиями к содержанию, объему, качеству и условиям выполнения работы:
1 степень — способность к выполнению трудовой деятельности в обычных условиях труда при снижении квалификации, тяжести, напряженности и (или) уменьшении объема работы, неспособность продолжать работу по основной профессии (должности, специальности) при сохранении возможности в обычных условиях труда выполнять трудовую деятельность более низкой квалификации;
2 степень — способность к выполнению трудовой деятельности в специально созданных условиях с использованием вспомогательных технических средств;
3 степень — способность к выполнению элементарной трудовой деятельности со значительной помощью других лиц или невозможность (противопоказанность) ее осуществления в связи с имеющимися значительно выраженными нарушениями функций организма.
7. Степень ограничения основных категорий жизнедеятельности человека определяется исходя из оценки их отклонения от нормы, соответствующей определенному периоду (возрасту) биологического развития человека.
Рекомендуемые страницы:
Воспользуйтесь поиском по сайту:
megalektsii.ru