Что такое дисциплина конспект урока 7 класс обществознание – План-конспект урока по обществознанию (7 класс) на тему: Конспект урока в 7 классе по обществознанию по ФГОС «Для чего нужна дисциплина»

Содержание

План-конспект урока по обществознанию (7 класс) на тему: Конспект урока в 7 классе по обществознанию по ФГОС «Для чего нужна дисциплина»

Для чего нужна дисциплина

Цель: осознать социальное и личностное значение дисциплины, роль дисциплины в жизни человека.

Задачи: 

Образовательные: дать теоретическое объяснение понятия “дисциплина”, показать привлекательность самодисциплины (внутренней дисциплины), обеспечить мотивацию самовоспитанию.

Развивающие: научить учащихся различать общеобязательную и специальную дисциплину, продолжить развивать навыки работы с учебным текстом.

Воспитательные: учить уважать право, закон, акцентировать внимание учащихся на ответственности за несоблюдение дисциплины.

Оборудование: презентация к уроку; учебник «Обществознание», 7 класс, под ред. Боголюбова Л.Н.; наглядный материал; карточки-задания.

Основные термины: правило, дисциплина, общеобязательная дисциплина, специальная дисциплина, внутренняя и внешняя дисциплина, нормы, санкции.

Ожидаемые учебные результаты. После изучения темы учащиеся должны:

— знать, что такое дисциплина, какой она бывает;

— понимать, какую роль играет дисциплина в человеческом обществе, и каковы последствия нарушения дисциплины;

— уметь осуществлять поиск информации, выделять главное

Тип урока: изучение нового материала.

Ход урока:

I. Организационный момент.

Дисциплина — мать победы. А.В. Суворов, русский полководец

Без дисциплины никак нельзя и никакой пользы в делах быть не может.

Ф.Ф. Ушаков

« — Вы должны стараться дисциплинировать себя, потому что после определенного возраста никто не будет делать это за вас» 

Джиа Мари Каранджи, модель

« Главное — самодисциплина: дисциплина мытья посуды, выбрасывания мусора, работы, мысли. » 

Сергей Юрский 

  1. Строгая дисциплина-залог успеха  Ник Перумов, русский писатель-фантаст. Война мага

  1. Дисциплинированность — похвальное качество.      Эрих Мария Ремарк, немецкий писатель двадцатого века,

« … дисциплина — штука справедливая, правильная, и от нее так же никуда не денешься, как от кори…»

Джон Стейнбек, американский прозаик

Прочитайте, пожалуйста, цитаты и афоризмы. О чём идёт речь?

Константин Подвербный «Дисциплина»

Вы, говорите, что я строг…

Но, дисциплина — это ведь основа:

Для музыки, для слов, для строк,

Для построения семьи и дома!

Никак нельзя, прожить и дня,

Без дисциплины, на планете!

Пусть побудит она тебя,

К тому, чтоб рады были дети!

Не осуждайте! Я прошу:

Открытым текстом… С глазу на глаз…

Весь мир, картинками брошюр,

Детьми изучен. Вот какая радость!

Пусть дети отдыхают… Да!

Но, так, чтоб в голове осталась,

Дисциплинарная звезда!

Ну, хоть немного. Малость.

Чтоб понимал ребёнок впредь,

простую жизни аксиому:

Вращается Земная твердь,

По дисциплине, а не по-иному!

Так, о чем пойдет речь сегодня на уроке? (Правильно, о дисциплине). Как вы думаете, что же вы узнаете о дисциплине? (Верно, что такое дисциплина, для чего она нужна, что происходит, когда ее нарушают). Запишите тему урока в тетрадь и план, по которому мы будем работать.

План урока:

1.Что такое дисциплина.

2.Дисциплина общеобязательная и специальная.

3. Внешняя и внутренняя дисциплина.

1.Подберите, пожалуйста, к слову «дисциплина» ассоциации (солнце с лучиками)

(Например, порядок, армия, ответственность, правила, послушание, строгость, казарма, служба, экономика, физика, наука, строгость, учитель, нарушение (нарушитель), соблюдение)

2. Объяснение нового термина «дисциплина».

— А теперь давайте познакомимся с несколькими определениями слова «дисциплина».

1) Значение слова Дисциплина по словарю Ефремовой:
1. Дисциплина — подчинение твердо установленным правилам, обязательное для всех членов данного коллектива. 2. Отрасль научных знаний.
2) Значение слова Дисциплина по словарю Ожегова:
1. Дисциплина — обязательное для всех членов какого-нибудь коллектива подчинение установленному порядку, правилам. 2. Самостоятельная отрасль, раздел какой-нибудь науки.

3) Дисциплина в Энциклопедическом словаре:
1. Дисциплина — (лат. disciplina) — определенный порядок поведения людей, отвечающий сложившимся в обществе нормам права и морали, а также требованиям той или иной организации. 2. Отрасль научного знания, учебный предмет.

4) Значение слова Дисциплина по словарю Ушакова:
1.Дисциплина —  обязательное для всех членов какого-нибудь коллектива подчинение твердо установленному порядку. 2. Выдержанность, привычка к строгому порядку (книжн.).

Выберете определение термина «дисциплина» в широком смысле слова.

Дисциплина – это определенный порядок поведения людей, отвечающий сложившимся в обществе нормам права и морали, а также требованиям той или иной организации.

3.Обязательная дисциплина (Кристина)

      Дисциплина – необходимое условие существования человеческого общества. Она позволяет обеспечить упорядоченный характер жизни человека, даст ему возможность осуществлять контроль над своими поступками, желаниями и чувствами. Соблюдение основных требований дисциплины позволяет человеку отделять свои поступки от правонарушений, тем самым соблюдать общественный порядок.

   В случае соблюдения общественного порядка человек исполняет правила, установленные государством. Таким образом, все его поступки попадают под контроль со стороны государственных органов. В свою очередь, сами государственные органы и должностные лица должны выполнять возложенные на них задачи и обязанности. Такой вид дисциплины, при котором все должны соблюдать правила, установленные государством, называется общеобязательным.

Задание 1-й группе

 При помощи слов составьте  схему.

Дисциплина

Специальная

Общеобязательная

Военная

Школьная

Технологическая

Трудовая

Моральная

Задание 2-й группе

Особенности

специальных дисциплин

Последствия

нарушения дисциплины

Военная дисциплина

Отличается наибольшей строгостью, четким и точным выполнением требований военной присяги, приказов командиров и начальников, воинских уставов

Снижение боеспособности войск, отсутствие четкости управления ими, угроза жизни многих людей

Трудовая дисциплина

Предусматривает своевременный приход на работу, соблюдение установленной продолжительности рабочего дня, точное исполнение распоряжений администрации, сохранение наиболее высокой производительности труда

Наносит материальный ущерб производству, хозяйству страны в целом

Технологическая дисциплина

Соблюдение правил эксплуатации оборудования, порядка на рабочем месте, последовательности операций в производственном процессе

Ведет к авариям на производстве, в результате которых гибнут люди, возникают

экологические катастрофы, наносится материальный ущерб

Задание 3-й группе

Подберите пары по смыслу.

Технологическая дисциплина

Выполнение приказа командира

Общеобязательная дисциплина

Опоздание рабочего на смену

Трудовая дисциплина

Несоблюдение правил пожарной безопасности на борту самолёта

Военная дисциплина

Обязательное начало уроков в 8 часов 20 минут

Школьная дисциплина

Администрация Дубенского района выполняет возложенные на неё обязанности

Задание 4-й группе

  1. Дайте определение внутренней и внешней дисциплины
  2. Соотнесите примеры с разновидностями дисциплин.

Дисциплина

Внешняя дисциплина

Внутренняя дисциплина

Примеры:

А). Контроль со стороны других людей.

Б). Совесть.

В). Желание выиграть приз.

Г). Боязнь получить выговор.

Д).Чувство вины.

Ж). Увольнение с работы.

З). Требование к самому себе.

Дисциплина, воля и самовоспитание.

В чём проявляется дисциплина: в соблюдении определённых правил от случая к случаю или регулярно и неукоснительно. Именно в регулярном и неукоснительном соблюдении правил заключается основной смысл связи дисциплины, воли и самовоспитания. Задуманное получается не сразу, и только воля помогает человеку не опускать руки, а продолжать идти к цели.

Прочитайте фрагмент из книги современного психолога Н. Козлова.

«К Слабым и Несчастным я раньше относился с жалостью — вот, как им плохо, как им не повезло. А потом посмотрел, как они живут, как они делают свою жизнь, — и увидел, что нет в их жизни невезения. В их жизни есть лень и есть нежелание делать свою жизнь счастливой и сильной. Я увидел, как два очень слабых и болезненных мальчика росли рядом. Но вот один из них стал каждое утро делать зарядку — через боль, через „не хочу», через смех сверстников, — а другой каждое утро валялся и очень себя жалел. Лежал и жалел…

И спустя десять лет первый стал стройным и жилистым мужчиной, а второй — болезненным размазней. И если не знать предысторию, то первому хочется завидовать, а второму — сочувствовать».

На кого из этих двух мальчиков вы хотели бы походить? Почему? Кто из мальчиков проявил волю и самовоспитание, а кто — нет? Вызывает ли у вас сочувствие мужчина, который вырос из второго мальчика? Если нет, то почему? Вывод: нужно учиться быть дисциплинированным.

Рефлексия.

Продолжите фразу:

Сегодня я узнал…

Было интересно…

Было трудно…

Я научился…

Домашнее задание.

nsportal.ru

Урок обществознания в 7-м классе по теме «Что такое дисциплина»

Разделы: История и обществознание

Класс:

#}

Цель: осознать социальное и личностное значение дисциплины, роль дисциплины в жизни человека.

Задачи: дать теоретическое объяснение понятия “дисциплина”, показать привлекательность самодисциплины (внутренней дисциплины), обеспечить мотивацию самовоспитанию.

Материалы к уроку: Учебное пособие: Обществознание, 7 класс, под редакцией БоголюбоваЛ.Н., Ивановой Л.Ф..– Просвещение, 2009; Рабочая тетрадь Котова О А., Лискова Т.Е.. Рабочие листы на каждого.

На доске: Дата, Тема урока, Схема с пропусками:

Дисциплина
1.…
2.специальная
3.________ 4. моральная 5. военная 6._____ 7.______

План урока:
Опрос домашнего задания:
Дисциплина общеобязательная и специальная.

Изучения нового материала:
1. Внешняя и внутренняя дисциплина.
2. Дисциплина, воля и самовоспитание.

Ход урока

Объяснение цели урока:

В начале урока мы с вами определим, что знаем о дисциплине, а затем определим ее особенности и значение для жизни человека. Работать будем по §9, который называется “Что такое дисциплина?”. Выполнять задания будете на Рабочих листах

(Приложение 1), которые я вам раздам.

Напишите на них дату и свою фамилию и имя, в конце урока вы мне их сдадите, и у каждого за работу на уроке будет оценка. Начнем работу.

1. Проверка домашнего задания.

Дисциплина общеобязательная и специальная.

Ответьте на вопросы: 1.Что такое дисциплина? Зачем она нужна? (Ответы на вопросы работа с понятием.)

У вас на столе Рабочий лист. Выполните Задание 1.

Задание 1. Заполните пропуски. (Такая же таблица на доске.) Ученик работает у доски.

Дисциплина
1.… 2.специальная
3.________ 4. моральная
5. военная 6._____ 7.______

Задание 2. Определите, к какой ячейке относятся данные примеры, запишите ответ цифрами в нужной ячейке.

ПРИМЕРЫ: 1. Переходить дорогу на зеленый свет светофора, 2. Помогать старшим, 3. Заботиться о младших, 4. Принимать участие в выборах президента страны, 5. Выполнять устав школы, 6. При посещении больных надевать сменную обувь, 7. Добросовестно учиться, бережно относиться к школьному имуществу.

Придумайте свои примеры. Несколько примеров.

Работа с учащимися:

Видов специальной дисциплины много: военная, трудовая, учебная, профессиональная, санитарная.

Сейчас я назову вид специальной дисциплины, а вы определите ее значение:

Платежная дисциплина что это?

– Это порядок платежей, предусматривающий своевременные выплаты. Коммунальные выплаты – работа электростанций, газовых станций – зарплата рабочим. Обеспечивает порядок.

Исполнительная дисциплина– что это?

Это выполнение принятых в организации решений и распоряжений. Обеспечивается работа предприятия.

Ответьте на вопросы:

Какую дисциплину называют общеобязательной?

Почему воинскую, трудовую, школьную дисциплину считают специальной дисциплиной?

Что такое воинская дисциплина? Чем она отличается от трудовой? Почему приказ командира не обсуждается, а сразу выполняется?

Кого называют нарушителями трудовой дисциплины?

Почему важна учебная дисциплина?

Приведите примеры о том, к каким последствиям может привести несоблюдение специальной дисциплины?

Нарушение дисциплины может привести к непоправимым последствиям! И нужно каждому научиться соблюдать дисциплину.

Изучение нового материала:

1. Внешняя и внутренняя дисциплина.

Учитель.

Что побуждает людей быть дисциплинированными?

Кто следит за тем, дисциплинированны люди или нет?

Дети должны сами сказать:

Соблюдение правовой общеобязательной дисциплины контролируется государством.

Соблюдение специальной дисциплины обеспечивается соответствующей организацией.

Соблюдение моральных норм основывается на общественном мнении и совести каждого человека.

Обратимся за подсказкой к учебнику, как он отвечает на вопрос о том, что побуждает людей быть дисциплинированными?

Работа по учебнику с понятиями внешняя и внутренняя дисциплина.

Затем работа по вопросам:

Почему философ Кант назвал внешнюю дисциплину принуждением?

В чем различие внешней и внутренней дисциплины?

Физкультминутка.

Вернемся к работе с рабочим листом, закрепим знания о внешней и внутренней дисциплине.

Задание 3. Заполни таблицу, используя приведенные ниже примеры (записывай в таблицу номера).

Средства поддержания дисциплины
внешней внутренней
   
   
   

Примеры:

  1. Контроль со стороны других людей.
  2. Совесть.
  3. Желание выиграть приз.
  4. Боязнь получить выговор.
  5. Чувство вины.
  6. Увольнение с работы.
  7. Требование к самому себе.

Обсуждение выполнения задания.

2. Дисциплина, воля и самовоспитание.

Почему внутреннюю дисциплину называют сознательной дисциплиной и самодисциплиной? (Ответы детей.)

Выполним Задание в рабочем листе.

Задание 4. Выберите из перечня то правило, которое может стать вашим требованием к самому себе и поставьте рядом V , в пустую ячейку допишите какое свое правило, вы хотели бы выполнять.

Содержание правила Отметка
1. Делать каждое утро зарядку.
 
2. Убирать за собой постель  
3. Помогать дома родителям без напоминаний и просьб.  
4. Складывать школьную сумку с вечера  
5. Не смотреть телевизор пока не сделаешь все домашнее Задание.  
6.    
7.    

Беседа с учащимися:

Что нужно для того чтобы

намеченное дело реализовалось? Чтобы оно не стало делом на несколько дней, а стало постоянным?

Рассмотрим пример в Рабочей тетради Задание 4 стр. 32–33. Беседа по тексту.

Для закрепления полученных знаний организуется практическая работа.

Рабочий лист Задание 5. Выбери верный ответ:

1. Определенный порядок поведения людей, необходимое условие нормального существования общества и человека – это:

а. Право.
б. Дисциплина.
в. Мораль.

2. В соответствии с этой дисциплиной все государственные органы, организации, должностные лица и граждане должны выполнять возложенные на них задачи и обязанности.

а. Трудовая.
б. Специальная.
в. Общеобязательная.

3. О какой дисциплине идет речь в следующем примере: “Строгое и точное соблюдение всеми военнослужащими порядка и правил, установленных законом и воинским уставом.”

а. Военная.
б. Моральная.
в. Учебная.

4. Если установленные правила соблюдаются только благодаря контролю со стороны, то в данном случае проявляется дисциплина:

а. Внешняя.
б. Внутренняя.

5. Если человек соблюдает правила сам, по своей воле, по своему внутреннему побуждению, без внешних санкций и принудительных мер, то можно говорить о:

а. Внешней дисциплине.
б. Внутренней дисциплине.

6. Внутренняя дисциплина основывается:

а. На моральных нормах.
б. На самоконтроле.
в. Специальных правилах.

7. Залог успешного самовоспитания:

а. Совесть.
б. Воля.
в. Желание.

Несколько тестов ответить вместе, остальные самостоятельно. Можно организовать совместную проверку тестов после самостоятельной работы по заданию.

Сдать рабочие листы.

Домашнее Задание.

§9, вопросы на стр. 107–108, Задания в Рабочей Тетради стр. 31–35.

Подготовить сообщение о роли дисциплины в различных профессиях (пожарник, бухгалтер, учитель, охранник, ветеринар и др.).

12.04.2012

urok.1sept.ru

План-конспект урока по обществознанию (7 класс) на тему: Тема урока: Что такое дисциплина? Тип урока: Урок формирование первоначальных предметных навыков, овладения предметными умениями.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы организации на уроке

УУД

Орг. момент.

Приветствует уч-ся. Предлагает  всем поздороваться, но необычно, а локтем.

Ребята играют «Поздоровайся локтем»

игра

сохранять мотивацию к учебной деятельности; проявлять интерес к новому учебному материалу; выражать положительное отношение к процессу познания

Постановка  цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

Организуется беседа по вопросам из раздела «Вспомним» + возможно обсудим результаты игры (что необходимо ,чтобы эта игра прошла быстро). Какие существуют правила жизни людей в обществе? Почему важно соблюдать эти правила? Что такое нормы и санкции?  Попробуйте сделать вывод, назовите тему урока. Что мы должны сегодня узнать. (1, сл)

Почему эта тема для нас важна?

Отвечают на вопросы.

На рабочем листе отмечают, что знаете, и т.д. по вопросам.

(сл. 2)

беседа

Предметные: знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли.

Метапредметные: умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность,

умение выполнять познавательные и практические задания.

Личностные: сохранять мотивацию к учебной деятельности; проявлять интерес к новому учебному материалу; выражать положительное отношение к процессу познания

Изучение нового материала.

Первичная проверка понимания.

Первичное закрепление.

Изучение нового материала.

Первичная проверка понимания.

Изучение нового материала.

Первичная проверка понимания.

Первичное закрепление.

1.   Дисциплина общеобязательная и специальная. (Сл3)   Уч-ся предлагается найти определение, что такое дисциплина.

Виды дисциплины работают с рабочим листом. Читают определения и определяют вид. 

 Задание № 3 распределить нормы по группам: правовые, моральные, нормы учреждения: «переходить дорогу на зелёный свет светофора», «помогать старшим», «заботиться о младших», «принимать участие в выборах президента страны», «выполнять устав школы», «при посещении больных надевать сменную обувь», «добросовестно учиться», «бережно относиться к школьному имуществу»

Почему воинская дисциплина на                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        иболее строгая? Почему в каждой отрасли существует своя дисциплина? В чём важность учебной дисциплины?

 Почему важно соблюдать разные виды дисциплин? Работа с учебником. Путешествие в прошлое. Что всегда следует за нарушением дисциплины.

Работа с иллюстрациями в учебнике. Стр. 42- 44

2.    Внешняя и внутренняя дисциплина.

Читаем и строим схему самостоятельно. Выберите из перечня то правило, которое может стать вашим требованием к самому себе на ближайшее время: просыпаться за час до выхода в школу, делать каждое утро зарядку, убирать за собой постель, идти в школу пешком, складывать школьную сумку вечером, помогать дома родителям без их напоминания и просьбы. Какими требованиями вы могли бы дополнить этот перечень?

3.    Дисциплина, воля и самовоспитание.

Чтение вслух.

Приведите  примеры из известных им книг и кинофильмов о людях, добившихся цели исключительно благодаря своей силе воли.

Именно в регулярном и неукоснительном соблюдении правил заключается основной смысл связи дисциплины, воли и самовоспитания. Есть ли у Вас определённые личные достижения на пути самовоспитания.

Работа с текстом Жил на свете человек. О Макаренко.

Ситуация. Однажды А. С. Макаренко доверил большую сумму денег бывшему вору Семёну Калабалину. Семён Калабалин не подвёл своего заведующего. Более того, он сам впоследствии стал воспитателем беспризорных детей. Только тогда, когда Макаренко доверял ему деньги, он ещё всего этого не знал и сознательно шёл на большой риск.

Как вы думаете, зачем нужен был этот риск со стороны Макаренко? Можно ли было без него обойтись?

Читаем вывод стр. 46

Находят и вслух читают. Записывают. Восполняют пробелы в определении на рабочем листе. №1

№2

№ 3, работают в рабочих листках

Дети отвечают на вопросы

Отвечают на вопрос.

Отвечают на вопрос.

Рабочий лист № 4 , заполняем схему.

Чтение вслух.

Беседа.

Чтение. Работа по вопросам.

Обсуждение.

Работа с учебником

Проверяем (сл. 4)

Самостоятельная работа

Проверяем (сл. 5)

беседа

Работа с учебником

Кодирование информации

Проверяем (сл. 6)

Беседа. Поясняют.

Работа с учебником

Беседа.

Работа с учебником

Учиться аргументировать.

Предметные: знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли.

Метапредметные: умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность,

умение выполнять познавательные и практические задания.

Личностные: сохранять мотивацию к учебной деятельности; проявлять интерес к новому учебному материалу; выражать положительное отношение к процессу познания

Домашнее задание.

Параграф 5 читать, осн. Понятия выучить.,вопросы письменно «в классе и дома»

Запись в дневники

Рефлексия.

Заполняем таблицу, что я узнал. Игра «Мудрый совет» У вас на парте листочки, напишите однокласснику совет .

Работают на рабочем листе.

Игра с использованием знаний полученных на уроке

Предметные: знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли.

nsportal.ru

План-конспект урока по обществознанию (7 класс) на тему: Урок по обществознанию «Для чего нужна дисциплина» (7 класс)

Тема урока «Для чего нужна дисциплина» (7 класс)

Цели и задачи урока: познакомить учащихся с видами дисциплины; обсудить проблему ответственности и дисциплинированности; сформировать стремление к самовоспитанию и развитию силы воли.

Тип урока: открытие нового знания.

Ход урока.

1.Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания.

Выполните 5 заданий.

1.Вставьте пропущенное слово.

В Конституции записано: «Защита Отечества является долгом и _________ гражданина Российской Федерации».

2. Деятельность, которая включает несение боевых дежурств, участие в ликвидации последствий стихийных бедствий, участие в боевых действиях в условиях вооруженного конфликта, в первую очередь связана с

1) медициной катастроф

2) преподаванием

3) военной службой

4) благотворительностью.

3. Верны ли следующие суждения?

А. Призывной возраст для граждан РФ от 18 до 27 лет.

Б. Гражданин РФ должен встать на воинский учет в год достижения 17 лет.

1)верно только А.

2) верно только Б.

3) верны оба суждения.

4) оба суждения не верны.

4. Найдите обобщающее понятие для всех остальных:

1)Несение боевого дежурства

2) Военная служба

3) Участие в учениях кораблей

4) Выполнение задач в условиях конфликта

5. Найти слово (словосочетание), которое является лишним среди перечисленных и запишите цифру, под которой оно указано.

1) Воинский учет

2) достижения 17 лет

3) военкомат

4) контракт

5) право на труд

Ответы: 1- обязанность, 2- 3, 3 – 3, 4- 2, 5- 5.

Давайте проверим, как вы выполнили работу. Поставьте себе оценки без ошибок –«5», 1 ошибка – «4», 2 ошибки –«3», 3 и более ошибок – «2».

2. Мотивационно-целевой этап.

Работа с иллюстрациями.

На слайде плакат «Падение трудодисциплины разрушает транспорт» неизвестного художника, 1931 года.

  1. Что изображено на плакате? (авария на железной дороге)
  2. Что стало причиной этой аварии? (работник железной дороги не перевел поезд с одного пути на другой, так как был в состоянии алкогольного опьянения, то есть нарушил  дисциплины на железной дороге)

Работа с плакатом «Ты труд другого уважай» С. Низовая, 1954 г.

  1. Что изображено на этом плакате? (мальчик делает уроки, при этом бросает бумаги, точит карандаш на пол. В то время девочка подметает пол)
  2. К каким последствиям может привести данная ситуация? (к конфликту)
  3. С каким призывом автор обращается к зрителям? (Ты труд другого уважай, сам насорил сам убирай!)
  • Что объединят эти два плаката? (тема нарушения дисциплины: в первом случаи на железной дороге, во втором в школе)
  • Как вы думаете, о чем пойдет речь? (о дисциплине)

Тема нашего урока – «Зачем нужна дисциплина»

На какие вопросы нам предстоит ответить?

  1. Для чего нужна дисциплина?
  2. К чему может привести нарушение дисциплины?
  3. Что нужно сделать, чтобы стать дисциплинированным человеком?

4.Изучение нового материала.

1.Дисциплина общеобязательная и специальная.

  • Что такое дисциплина?

Ответы учеников.

Работа со словарем  (стр. 154)

Дисциплина – определенный порядок поведения людей, отвечающий сложившимся в обществе нормам права и морали или требованиям какой-либо организации.

Работа с текстом учебника.

Задание 1. (в парах по рядам). Время выполнения 2 минуты.

1 ряд  читает стр. 39 (последний абзац) – стр. 40 1 абзац.

1.Заполните пропуски в схеме.

Дисциплина

2.Чем отличается общеобязательная и специальная дисциплина? (По характеру деятельности дисциплина бывает общеобязательной и специальной. Общеобязательная обязательна для всех, а специальная существует для членов определенной организации)

2 ряд  читает стр. 40 2, 3, 4 абзацы.

1. к чему обязывает военная дисциплина? (соблюдать законы, выполнять требования Военной присяги,  воинского устава, приказы начальников)

2. Почему воинская дисциплина отличается особой строгостью?  (от нее зависит боеспособность войск, четкость в управлении ими, их действия в боевой обстановке, а главное – жизнь многих людей).

3 ряд читает стр. 41 1,2 абзац

1.что предусматривает трудовая дисциплина? (своевременный приход на работу, соблюдение продолжительности рабочего дня, рациональное использование рабочего времени, точное исполнение распоряжений администрации)

2. в чем проявляется нарушение трудовой дисциплины? (в недобросовестном отношении к труду, неисполнении работником возложенных на него трудовых обязанностей)

Ответы учащихся на поставленные вопросы.

Давайте совершим путешествие в прошлое. Читаем рубрику «Путешествие в прошлое» стр. 41

  • Что объединяет все перечисленные факты? (нарушения трудовой дисциплины)

Итак, на примере воинской и трудовой дисциплины мы выяснили, что их нарушение может привести к тяжелым последствиям.

  • А к каким последствиям может привести нарушение школьной дисциплины, приведите примеры?  (например, бег по лестнице – к травмам)
  • Так  для чего же нужна дисциплина? (что был порядок в обществе)

2.Внутренняя и внешняя дисциплина.

  • Ребята, как вы думаете, кто следит за тем, чтобы люди были дисциплинированными? (государство, правоохранительные органы, школа, совесть)

По форме контроля дисциплина бывает внешняя и внутренняя.  При внешней дисциплине правила соблюдаются только благодаря внешнему контролю. Если человек соблюдает правила по своему внутреннему убеждению, без внешних санкций и принудительных мер, тогда можно говорить о внутренней дисциплине.

  • Приведите примеры внутренней и внешней дисциплины. (Например, один ученик хорошо учится, потому что понимает, что он должен хорошо учиться, чтобы получить хорошее образование. Другой хорошо учится, потому что боится наказания родителей.)

Задание 2.

Соотнесите суждения и виды дисциплины. (1-2 минуты)

Суждение

Виды дисциплины

А) правила соблюдаются благодаря контролю со стороны

1.Внутренняя

Б) человек испытывает внутреннюю потребность следовать принятым нормам поведения, а в случаи несоблюдения испытывает угрызения совести, чувство вины

2.Внешняя

В) человек соблюдает правила по своему внутреннему убеждению, без внешних санкций и принудительных мер.

Г) люди чувствуют постоянный контроль, стремятся получить максимальное или какое-либо поощрение либо избежать наказания

Д) иногда основано на страхе административного или уголовного наказания

Е) основывается на осознанном решении самого человека и самоконтроле

Ответ: А- 2, Б- 1, В- 1, Г- 2, Д- 2, Е- 1.

  • А как вы думаете, какая дисциплина более надежнее оберегает от нарушения правил – внутренняя или внешняя?  (обсуждение)

Кто-то боится больше наказания со стороны, а кто-то наоборот своей совести, ее угрызений.

Давайте обратимся к документу по Т. Мишаткиной.

Слово «совесть» произошло от старославянского «себя ведать», «себя знать»… Ведь в разговоре с собственной совестью человек как бы стоит лицом к лицу с самим собой и поэтому имеет возможность (или вынужден) быть предельно откровенным. Можно обмануть других, можно умолчать о чем-то не желательном, особенно если не было свидетелей, но обмануть собственную совесть невозможно…

Часто приходиться слышать: «Легко рассуждать отвлеченно, а в жизни быть до конца честным, принципиальным, высоконравственным гораздо труднее». Но разве легче жить, усыпив, затоптав, заглушив свою совесть? Можно, конечно, находить себе оправдание. Но в жизни так всегда было и будет: обстоятельства ставят нас перед выбором. Критерием же выбора должна служить совесть. Проблема состоит в том, чтобы сделать ее высшим судьей всей нашей жизни.

Мучительные угрызения совести – стыд за совершенное, за то, что хотел совершить, за те последствия, которые могли бы быть или были, обида за себя, стыд за униженное достоинство (свое и чужое). Угрызения, муки совести — это осознание своей виновности, осмысление безнравственности совершенных действий.

  • Что такое совесть?
  • Что такое угрызения совести?
  • Почему автор совесть называет высшей судьей для человека?  (Можно обмануть других, можно умолчать о чем-то не желательном, особенно если не было свидетелей, но обмануть собственную совесть невозможно…).

3.Дисциплина, воля, самовоспитание.

  • Рассмотрите иллюстрации на слайде. Как можно охарактеризовать этих детей?
  • Что нужно сделать, чтобы стать дисциплинированным человеком?

Нужно постоянно воспитывать себя, т.е. заниматься самовоспитанием. Некоторые этот процесс сравнивают с «укрощением зверей».

  • Согласны ли вы с таким сравнением?
  • Каких зверей в самом себе приходиться укрощать? (лень, неверие в свои силы, необязательность, болтливость, хвастовство, неорганизованность и др.)
  • Какое качество необходимо, чтобы укрощать самого себя? (силу воли)

Как же воспитать в себе волевые качества? Все признают, что это очень сложный процесс. Ведь, по сути это насилие над собой, принуждение делать то, что не хочется, либо наоборот, отказаться от того, что очень хочется. У каждого человека свои способы. По мнению психологов, лучше всего развивает силу воли занятие спортом.

  • Почему? (систематические тренировки побуждают человека постоянно преодолевать себя: усталость, лень, боль)

Кроме спорта, можно воспитать силу воли путем выработки положительных привычек. Например, утренняя зарядка, уборка комнаты)

Проанализируйте ситуацию и ответьте на вопросы:

Лена и Наташа увлекались бальными танцами и отводили им все свое свободное время: ходили на занятия, смотрели выступления танцевальных пар по телевизору. Прошло полгода, и отношение одной подруги к любимому делу  изменилось. Лена, заходя за Наташей по пути на занятия, все чаще слышала: «Мне сегодня очень хочется в кино, на занятия не пойду» или «Сегодня холодно, хочется посидеть с книжкой». Через два года танцевальная пара Лена и Саша победили в турнире. Наташа с завистью сказала: «Какая ты везучая, стала победительницей конкурса! Я тоже хотела, да вот … не получилось».

  • Как можно объяснить «везение» Лены, используя понятия «дисциплина», «воля», «самовоспитание»?
  • Какие качества Наташе необходимо развивать?

Для воспитания силы воли нужно преодолеть все пять ступеней:

  1. Постановка цели – определите, какие волевые качества вам необходимо в себе развить.
  2. Начинайте бороться с недостатками, проявляя свои положительные качества.
  3. Убеждайте себя и приказываете себе поступать правильно.
  4. Контролируйте свои действия – каждый вечер, анализируйте прошедший день, отмечайте, что вам удалось, и намечайте план завтрашнего дня, отмечайте, что помешало довести дело до конца.
  5. Подбадривайте себя, поощряя прогулками, отдыхом, маленькими сюрпризами самому себе.

Так, великий русский полководец Александр Васильевич Суворов, смолоду готовить себя к военному делу. «От природы болезненный, подросток принялся закалять свое здоровье, изнуряя себя физическими упражнениями; даже в холод носил легкую одежду. Зимой Суворов обливался холодной колодезной водой и босой бегал по снегу. Все это помогло будущему полководцу воспитать в себе исключительную выносливость, давшую ему возможность не только преодолевать невероятные тяготы военных походов, но и личным примером воодушевлять русских воинов. 

И чем раньше вы начнете процесс самовоспитания, дисциплинирование самих себя, тем больших успехов вы добьетесь.

Рефлексия.

Упражнение «Круг воли». В ваших рабочих листах изображены 7 кругов с волевыми качествами. В каждом круге отметьте сектор, соответствующий степени развитости этих качеств у вас.

Решительность           Настойчивость           Смелость                Самостоятельность

                        

Инициативность      Целенаправленность         Дисциплинированность

                

Я желаю вам, чтобы вы воспитали в себе эти качества максимально полно.

Домашнее задание: параграф 5. Дополнительно: сочинение «Качества, которыми должен обладать дисциплинированный человек» или сообщение о человеке, который обладает большой внутренней дисциплиной.

nsportal.ru

Конспект урока по обществознанию «Что такое дисциплина» (7 класс)

Конспект урока «Что такое дисциплина» (обществознание 7 класс)

Цели: — наряду с уже известным учащимся содержанием понятия «дисциплина», познакомиться

с обществоведческим термином «дисциплина», раскрыть значение дисциплины как

необходимого условия существования общества и человека.

— Характеризовать различные виды дисциплины.

Моделировать практические ситуации, связанные с последствиями нарушения

общеобязательной и специальной дисциплины.

Иллюстрировать примерами проявления ответственности и дисциплины

несовершеннолетних.

План:

  1. Дисциплина общеобязательная и специальная.

  2. Внешняя и внутренняя дисциплина.

  3. Дисциплина, воля и самовоспитание.

Введение.

— Исходя из темы урока, о чем пойдет речь на уроке?

— Какие ассоциации у вас возникают со словом «дисциплина»?

— Какие существуют правила жизни людей в обществе? (Традиции, обычаи, правила этикета, морали, права и т.д.) Их очень много.

— Почему важно эти правила соблюдать?

— Что такое нормы? Санкции?

Сегодня мы познакомимся с различными видами дисциплины, приведем конкретные примеры и последствия ее нарушения, как воспитать в себе привычку соблюдать дисциплину.

  1. Найдите в учебнике определение (стр.97)

Дисциплина – это определенный порядок поведения людей, отвечающий сложившимся в обществе нормам права и морали или требованиям какой-либо организации.

В Малом энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона: Дисциплина— вообще совокупность мер и правил, обязательных для всех, входящих в состав известного организованного целого. — воспитание, совокупность обязательных правил в школе.

— Что общего во все этих правилах?

Составляем схему: Задание 2 в рабочем листе (учебник, стр.97)

— Что такое право и правовые нормы? Примеры. Что такое мораль? Примеры моральных норм.

Определите, кто установил нормы в следующих случаях: (государство, общество, организации) – инд.задание ученику

1) переходить дорогу на зеленый сигнал светофора; 2) помогать старшим; 3) заботиться о младших; 4) выполнять Устав школы; 5) принимать участие в выборах президента страны; 6) в поликлинике надевать бахилы; 6) бережно относиться к школьному имуществу; 7) добросовестно учиться.

— Какая дисциплина самая строгая? Почему? Приведите примеры.

— В чем заключается нарушение школьной дисциплины? Где прописаны Правила поведения для учащихся? (В Уставе школы, в законе «Об образовании РФ»)

Школьная дисциплина (выдержки из Устава школы)- Мини-исследование учеников (Осотина Е., Алтадукова Р.) о нарушении дисциплины на переменах.

— Как вы думаете, есть ли связь школьной и трудовой дисциплины?

Инсценировка стихотворения В.В.Маяковского «Влас Прогулкин» (Андреева Е., Бакилина О., Романова В., Процкова В., Соколов В.)

Поэт написал стихотворение в 1926 г. Сохранило ли оно свою актуальность в наши дни?

— Что предусматривает трудовая дисциплина?

— Разновидностью трудовой дисциплины является дисциплина технологическая.

Нарушение этой дисциплины может привести к страшным авариям и трагедиям.

Сообщение ученика (Добриев Х.)

  1. Внешняя и внутренняя дисциплина.

Что значит дисциплина внешняя? Учебник, стр.100. Примеры.

Что значит дисциплина внутренняя? Там же. Примеры.

Задание № 3 в рабочем листе.

  1. Дисциплина, воля и самовоспитание.

— Почему этот пункт так называется? Почему объединены именно эти слова? О какой дисциплине идет речь?

Составление синквейна на тему «Дисциплина»

Объясните смысл фразы немецкого философа И.Канта «Дисциплина – это средство уничтожить в человеке его дикость». Что понимается под словом «дикость»? (задание 4 в рабочем листе).

Помочь понять эту фразу поможет французский писатель О.де Бальзак (учебник, стр.101)

«Твердая воля – это ежеминутно одерживаемая победа над инстинктами, над влечениями, которые воля обуздывает и подавляет, над прихотями и преградами, которые она осиливает, над всяческими трудностями, которые она героически преодолевает».

И еще одно высказывание древнекитайского мудреца Конфуция «Благородный человек предъявляет требования к себе, низкий человек предъявляет требования к другим».

Рефлексия.

Д/з п.9; сформулировать рекомендации по воспитанию дисциплины (письменно)

Сообщение о А.С.Макаренко и его воспитанниках + презентация (инд.)

Пословицы и поговорки о дисциплине (инд.)

Задание к теме «Что такое дисциплина»

Определите, кто установил нормы в следующих случаях: (государство, общество, организации)

1) переходить дорогу на зеленый сигнал светофора; 2) помогать старшим; 3) заботиться о младших; 4) выполнять Устав школы; 5) принимать участие в выборах президента страны; 6) в поликлинике надевать бахилы; 6) бережно относиться к школьному имуществу; 7) добросовестно учиться.

Рабочий лист по обществознанию 7 класс

Тема «Что такое дисциплина»

  1. Дисциплина – это… Найти определение в учебнике, стр.97

  2. Заполнить схему «Виды дисциплины»

  1. Заполни таблицу, используя приведенные ниже примеры (запиши номера, под которыми указаны средства поддержания дисциплины, в соответствующий столбец)

Примеры: 1) контроль со стороны других людей; 2) совесть; 3) желание выиграть приз; 4) боязь получить выговор; 5) стремление получить новую работу; 6) чувство вины.

Составь синквейн на тему «Дисциплина»

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы

4 строка – фраза, несущая определенный смысл (короткое предложение, в котором автор высказывает свое отношение)

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

Пословицы и поговорки о дисциплине

  • Опасна не дисциплина, а разнузданность.

  • Порядок и согласье — первое счастье.

  • Порядок бережет время.

  • Дисциплина — против беспорядка плотина.

  • Дисциплина — могучая сила.

  • Дисциплина — залог победы.

  • Кто не умеет повиноваться, тот не умеет повелевать.

  • От беспорядка и большая рать погибает.

  • Исполнительность человека славит.

  • Знай минутам цену, секундам счет.

  • Кто дисциплину блюдет, тот вовремя на работу идет.

  • Войско без дисциплины превращается в сброд.

  • Дисциплина в полку — удар по врагу.

  • Дисциплину держать — значит побеждать.

  • Дисциплина побеждает в бою.

  • Дисциплина кровь бережет.

  • Громи врагов без остатка, дисциплина — основа порядка.

  • Дисциплина плоха — не победить врага.

  • Дисциплина — мать победы (А. Суворов).

  • Служба трудна, но солдат не тревожится, была б дисциплина, а к ней все приложится.

  • Что солдат делает с охотой, то сделано уже вдвойне.

  • Дисциплинированный воин похвалы достоин.

  • Сила воина дисциплиной удвоена.

  • На войне победит тот, кто строго дисциплину блюдет.

  • В строю и в бою точно выполняй задачу свою.

  • Где дисциплина, враг показывает спину.

  • О дисциплине заботься ныне.

  • Где дисциплина плохо ведется, там врагам легче живется.

  • Долг солдата — блюсти дисциплину свято.

  • Без дисциплины жить — добру не быть.

  • Воинская часть дисциплиной крепка.

infourok.ru

План-конспект урока по обществознанию (7 класс) на тему: Анализ посещенного урока по обществознанию 7 класс «Что такое дисциплина?»

1. Организационный момент.

Подготовка к уроку. Психологический настрой на урок.

Объяснение цели урока:

В начале урока мы с вами определим, что знаем о дисциплине, а затем определим ее особенности и значение для жизни человека. Работать будем по §9 “Что такое дисциплина?”. Выполнять задания будете на Рабочих листах (Приложение 1), которые я вам раздала.

Напишите на них дату и свою фамилию и имя, в конце урока вы мне их сдадите, и у каждого за работу на уроке будет оценка. Начнем работу.

2. Проверка домашнего задания.

1.) Дисциплина общеобязательная и специальная.

Ответьте на вопросы: 1.Что такое дисциплина? Зачем она нужна? (Ответы на вопросы, работа с понятием.)

1.У вас на столе Рабочий лист. Выполните Задание 1.

 Заполните пропуски. (Такая же таблица на доске.) Ученик работает у доски.

Дисциплина

1.…        2.специальная

3.__        4. моральная        5. военная        6.__        7.___

Задание 2. Определите, к какой ячейке относятся данные примеры, запишите ответ цифрами в нужной ячейке.

ПРИМЕРЫ: 1. Переходить дорогу на зеленый свет светофора, 2. Помогать старшим, 3. Заботиться о младших, 4. Принимать участие в выборах президента страны, 5. Выполнять устав школы, 6. При посещении больных надевать сменную обувь, 7. Добросовестно учиться, бережно относиться к школьному имуществу.

Придумайте свои примеры. Несколько примеров.

В) Работа с учащимися:

Видов специальной дисциплины много: военная, трудовая, учебная, профессиональная, санитарная.

Сейчас я назову вид специальной дисциплины, а вы определите ее значение:

Платежная дисциплина что это?

– Это порядок платежей, предусматривающий своевременные выплаты. Коммунальные выплаты – работа электростанций, газовых станций – зарплата рабочим. Обеспечивает порядок.

Исполнительная дисциплина– что это?

Это выполнение принятых в организации решений и распоряжений. Обеспечивается работа предприятия.

Ответьте на вопросы:

Какую дисциплину называют общеобязательной?

Почему воинскую, трудовую, школьную дисциплину считают специальной дисциплиной?

Что такое воинская дисциплина? Чем она отличается от трудовой? Почему приказ командира не обсуждается, а сразу выполняется?

Кого называют нарушителями трудовой дисциплины?

Почему важна учебная дисциплина?

Приведите примеры о том, к каким последствиям может привести несоблюдение специальной дисциплины?

Нарушение дисциплины может привести к непоправимым последствиям! И нужно каждому научиться соблюдать дисциплину.

3.Изучение нового материала:

1. Внешняя и внутренняя дисциплина.

Что побуждает людей быть дисциплинированными?

Кто следит за тем, дисциплинированны люди или нет?

Работа по учебнику с понятиями внешняя и внутренняя дисциплина.

Почему философ Кант назвал внешнюю дисциплину принуждением?

В чем различие внешней и внутренней дисциплины?

Физкультминутка.

Вернемся к работе с рабочим листом, закрепим знания о внешней и внутренней дисциплине.

Задание 3. Заполни таблицу, используя приведенные ниже примеры (записывай в таблицу номера).

Средства поддержания дисциплины

внешней        внутренней

Примеры:

Контроль со стороны других людей. Совесть. Желание выиграть приз. Боязнь получить выговор. Чувство вины.

Увольнение с работы. Требование к самому себе.

Обсуждение выполнения задания.

2. Дисциплина, воля и самовоспитание.

Почему внутреннюю дисциплину называют сознательной дисциплиной и самодисциплиной? (Ответы детей.)

Задание 4. Выберите из перечня то правило, которое может стать вашим требованием к самому себе и поставьте рядом V , в пустую ячейку допишите какое свое правило, вы хотели бы выполнять.

Беседа с учащимися:

Что нужно для того чтобы намеченное дело реализовалось? Чтобы оно не стало делом на несколько дней, а стало постоянным?

Рассмотрим пример в Рабочей тетради Задание 4 стр. 32–33. Беседа по тексту.

Для закрепления полученных знаний организуется практическая работа.

Рабочий лист Задание 5.

Сдать рабочие листы.

Домашнее Задание.

§9, вопросы на стр. 107–108, Задания в Рабочей Тетради стр. 31–35.

Подготовить сообщение о роли дисциплины в различных профессиях (пожарник, бухгалтер, учитель, охранник, ветеринар и др.).

nsportal.ru

Конспект урока по обществознанию «Что такое дисциплина»

Урок обществознания в 7-м классе по теме «Что такое дисциплина»

Цель: осознать социальное и личностное значение дисциплины, роль дисциплины в жизни человека.

Задачи: дать теоретическое объяснение понятия “дисциплина”, показать привлекательность самодисциплины (внутренней дисциплины), обеспечить мотивацию самовоспитанию.

Материалы к уроку: Учебное пособие: Обществознание, 7 класс, под редакцией БоголюбоваЛ.Н., Ивановой Л.Ф..– Просвещение, 2009; Рабочая тетрадь Котова О А., Лискова Т.Е.. Рабочие листы на каждого.

На доске: Дата, Тема урока, Схема

План урока:
Изучения нового материала: 
1. Дисциплина общеобязательная и специальная

2.Внешняя и внутренняя дисциплина.
3. Дисциплина, воля и самовоспитание.

4.Психологический тест.

Ход урока

Объяснение цели урока:

В начале урока мы с вами определим, что знаем о дисциплине, а затем определим ее особенности и значение для жизни человека. Работать будем по §9, который называется “Что такое дисциплина?”.

1.Дисциплина общеобязательная и специальная.

Дисциплина — необходимое условие нормальной жизни общества. Благодаря дисциплине поведение людей принимает упорядоченный характер, они привыкают контролировать свои поступки и чувствовать ту грань, которая отделяет их от правонарушений. Дисциплина всегда направлена на соблюдение определённых правил.

Дисциплина — это определённый порядок поведения людей, отвечающий сложившимся в обществе нормам права и морали или требованиям какой-либо организации.(записать в тетради)

Задание 1. Составление по тексту параграфа схемы « Виды дисциплины»

Задание 2. Определите, к какой ячейке относятся данные примеры, запишите ответ цифрами в нужной ячейке.

ПРИМЕРЫ: 1. Переходить дорогу на зеленый свет светофора,

2. Помогать старшим,

3. Заботиться о младших,

4. Принимать участие в выборах президента страны,

5. Выполнять устав школы, 6. При посещении больных надевать сменную обувь,

7. Добросовестно учиться, бережно относиться к школьному имуществу.

Придумайте свои примеры. Несколько примеров.

Работа с учащимися:

Учитель: Видов специальной дисциплины много: военная, трудовая, учебная, профессиональная, санитарная.

Сейчас я назову вид специальной дисциплины, а вы определите ее значение:

Платежная дисциплина что это?

– Это порядок платежей, предусматривающий своевременные выплаты. Коммунальные выплаты – работа электростанций, газовых станций – зарплата рабочим. Обеспечивает порядок.

Исполнительная дисциплина– что это?

Это выполнение принятых в организации решений и распоряжений. Обеспечивается работа предприятия.

Ответьте на вопросы:

  • Какую дисциплину называют общеобязательной?

  • Почему воинскую, трудовую, школьную дисциплину считают специальной дисциплиной?

  • Что такое воинская дисциплина? Чем она отличается от трудовой? Почему приказ командира не обсуждается, а сразу выполняется?

  • Кого называют нарушителями трудовой дисциплины?

  • Почему важна учебная дисциплина?

Приведите примеры о том, к каким последствиям может привести несоблюдение специальной дисциплины?

Нарушение дисциплины может привести к непоправимым последствиям! И нужно каждому научиться соблюдать дисциплину.

2. Внешняя и внутренняя дисциплина.

  • Что побуждает людей быть дисциплинированными?

  • Кто следит за тем, дисциплинированны люди или нет?

Ответы:

  • Соблюдение правовой общеобязательной дисциплины контролируется государством.

  • Соблюдение специальной дисциплины обеспечивается соответствующей организацией.

  • Соблюдение моральных норм основывается на общественном мнении и совести каждого человека.

Обратимся за подсказкой к учебнику, как он отвечает на вопрос о том, что побуждает людей быть дисциплинированными?

Работа по учебнику с понятиями внешняя и внутренняя дисциплина.

Затем работа по вопросам:

Почему философ Кант назвал внешнюю дисциплину принуждением?

В чем различие внешней и внутренней дисциплины?

Физкультминутка.

Вернемся к работе с рабочим листом, закрепим знания о внешней и внутренней дисциплине.

Задание 3. Заполни таблицу, используя приведенные ниже примеры (записывай в таблицу номера).

Средства поддержания дисциплины

внешней

внутренней

 

 

 

 

 

 

Примеры:

Контроль со стороны других людей. Совесть.

Желание выиграть приз. Боязнь получить выговор.

Чувство вины. Увольнение с работы.

Требование к самому себе. Обсуждение выполнения задания.

2. Дисциплина, воля и самовоспитание.

Почему внутреннюю дисциплину называют сознательной дисциплиной и самодисциплиной? (Ответы детей.)

Выполним.Задание 4.Тест Насколько я дисциплинирован?

Для закрепления полученных знаний организуется практическая работа.

Задание 5. Выбери верный ответ:

1. Определенный порядок поведения людей, необходимое условие нормального существования общества и человека – это:

а. Право. б. Дисциплина. в. Мораль.

2. В соответствии с этой дисциплиной все государственные органы, организации, должностные лица и граждане должны выполнять возложенные на них задачи и обязанности.

а. Трудовая б. Специальная. в. Общеобязательная.

3. О какой дисциплине идет речь в следующем примере: “Строгое и точное соблюдение всеми военнослужащими порядка и правил, установленных законом и воинским уставом.”

а. Военная. б. Моральная.  в. Учебная.

4. Если установленные правила соблюдаются только благодаря контролю со стороны, то в данном случае проявляется дисциплина:

а. Внешняя. б. Внутренняя.

5. Если человек соблюдает правила сам, по своей воле, по своему внутреннему побуждению, без внешних санкций и принудительных мер, то можно говорить о:

а. Внешней дисциплине. б. Внутренней дисциплине.

6. Внутренняя дисциплина основывается:

а. На моральных нормах. б. На самоконтроле. в. Специальных правилах.

7. Залог успешного самовоспитания:

а. Совесть. б. Воля. в. Желание.

Домашнее задание.

§9, вопросы на стр. 107–108, Задания в Рабочей Тетради стр. 31–35.

Подготовить сообщение о роли дисциплины в различных профессиях (пожарник, бухгалтер, учитель, охранник, ветеринар и др.).

Насколько я дисциплинирован?

1. Вы с подругой договорились встретиться и пойти в кино, но она опоздала, и в зал вы входите уже в темноте. Как ты отреагируешь на ее опоздание?

А) Постараюсь больше не иметь с ней дела. Если она позволяет себе опоздания, то мне с ней больше говорить не о чем.

Б) Отреагирую по возможности спокойно: кто из нас не опаздывает!

В) Все в порядке, это нормально. Странно, что я сама пришла на встречу раньше нее.

2. Как распределяется твое время в соответствии с теми делами, что у тебя есть?

А) У меня обычно не очень много дел, и, как правило, мне удается сделать большую их часть.

Б) Дел обычно невпроворот, но я стараюсь справиться со всем.

В) У меня всегда много дел, и поскольку большинство из них очень важные и срочные, я хватаюсь за них, а на остальное времени не хватает.

3. Вчера ты запланировала посмотреть по телевизору интересный фильм. Но сегодня, перед самым его началом, ты вспоминаешь, что забыла сделать очень важное дело. Что ты предпримешь?

А) Плюну на фильм и выполню это важное дело.

Б) Сделаю сколько успею, а закончу после фильма.

В) Посмотрю кино, а дело сделаю завтра.

4. Как ты относишься к пунктуальным людям?

А) Без сомнения, это самые достойные уважения люди. Я сама такая же.

Б) Они молодцы. Жалко, что мне не всегда удается следовать их примеру.

В) Отношусь плохо. Выходить из дома на полчаса раньше, чем это действительно необходимо — по-моему, это глупо.

5. Как ты стараешься организовать свои дела?

А) У меня есть записная книжка, в которую я записываю все свои дела.

Б) Стараюсь как-то фиксировать наиболее важные события ближайших дней, как правило, на бумажках.

В) Не трачу время на всякую ерунду: если я должна кому-то что-то сделать, мне это напомнят.

6. Как ты считаешь, рационально ли ты расходуешь свое время?

А) Стараюсь: если замечаю, что в каких-то ситуациях просто бессмысленно теряю время, и стараюсь в дальнейшем их избегать.

Б) Не очень. Трачу время попусту, и не всегда могу что-то с этим поделать.

В) Никогда над этим не задумывалась. Просто делаю то, что делаю.

7. Как ты обычно оправдываешь свои опоздания?

А) Всегда честно объясняю, почему так случилось.

Б) Даю объяснение в зависимости от ситуации, но стараюсь при этом обходиться безо лжи.

В) Никак не объясняю. Достаточно того, что я извинилась.

8. Как ты поступаешь с делами, если сил ни на что больше нет, а делать все-таки что-то надо?

А) Собираю волю в кулак и делаю все, что нужно.

Б) Делаю, сколько могу, и продолжаю на следующий день.

В) Ложусь спать: все равно сегодня ничего сделать не смогу.

9. Когда ты обычно делаешь уроки?

А) Сразу после того, как приду из школы и поем.

Б) С пяти до восьми — мне в это время лучше всего работается.

В) Когда выдается свободное время.

10. Какое высказывание из нижеследующих наиболее близко тебе по духу?

А) Делу время, потехе час.

Б) Со временем я на «ты».

В) Утро вечера мудренее.

11. Представь себе такую ситуацию: школе тебе дают ответственное поручение (например, подготовить важный доклад), и у тебя есть возможность выбрать, как ты его выполнишь. Какой вариант из предложенных ты предпочтешь?

А) Выполнить это задание за короткое время.

Б) Выполнить задание в строго оговоренные сроки, но не очень скоро.

В) Сроки выполнения не оговариваются, но за твою работу все время контролирует учительница.

12. Допустим, ты подготовила этот доклад, но уже на уроке выясняется, что докладов будет несколько и не все могут успеть прочитать свой. Учитывая это, как ты выстроишь свое выступление?

А) Постараешься сократить свой доклад: закончишь быстрее, чем запланировала, но при этом безбожно его скомкаешь.

Б) Постараешься убрать из доклада несущественные моменты, чтобы уложиться в нужный срок.

В) Будешь читать так, как запланировала, все остальное — проблемы учительницы, если она не продумала этот вопрос.

 

А теперь подсчитаем очки. За каждый выбранный тобой пункт «А» прибавь себе 5 баллов, за «Б» — добавь 3 балла, а если где-то предпочла «В» — оставь сумму без изменений. Что получилось?

0-20 баллов: К сожалению, назвать тебя пунктуальным человеком нельзя при всем желании. Как бы ты не старалась, тебе почти никогда не удается попасть в нужное место вовремя. И даже если ты каждый раз обещаешь себе, что сегодня уж точно никуда не опоздаешь, толку от этого совсем немного.

И если этот твой недостаток пока не причиняет тебе больших проблем (что вряд ли), то в будущем он почти наверняка грозит стать твоим бичом. Поэтому лучше прямо сейчас начать прикладывать все усилия к тому, чтобы выработать в себе внутреннее чувство дисциплины и научиться самоконтролю, пока это не вызвало непоправимых последствий и не начало по-настоящему отравлять твою жизнь.

21 — 44 балла: Нужно отдать тебе должное: если ты задумаешь попасть куда-то вовремя, тебе это наверняка удастся. И пусть у тебя не всегда получается быть пунктуальной, у тебя есть все шансы стать таким человеком. Прими к сведению те советы, которые предложены предыдущей группе, и  все получится!

45-54 балла: Молодец! Не убавить и не прибавить. Причем в прямом смысле этого слова. Тебе идеально удается соблюдать баланс времени. Это уникальный дар, и если он у тебя от природы — береги и развивай его. Если же ты сама смогла воспитать в себе это качество, то ты просто сокровище для окружающих тебя людей. Как бы громко это ни звучало, помни: кто владеет своим временем, только тот по-настоящему владеет своей жизнью… Так что владей на здоровье!

55-60 баллов: Наверное, на свете не так и много людей, настолько же пунктуальных, как и ты. Но не кажется ли тебе, что такая распланированная жизнь немного напоминает функционирование робота? Может быть, тебе стоит подумать о том, чтобы немного ослабить свою жесткую дисциплину?

В конце концов, если вдуматься, ничего плохого не случится, если ты войдешь в класс не за пятнадцать минут до начала урока, а за пять, или завтра сядешь за уроки не в пять пятнадцать, а в восемь? В непредсказуемости, даже такой маленькой, есть свою прелесть, так почему бы не попробовать сделать то, что ты никогда прежде не делала?

kopilkaurokov.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *