Предмет экономики
Что выступает предметом экономики?
Представления о предмете экономической теории изменялись в процессе углубления познаний о хозяйственной деятельности жителей нашей планеты и по мере усложнения самой данной деятельности. Длительное время считалось, что предметом данной науки считаются предпосылки подъема материального благосостояния жителей нашей планеты.
Ограниченность ресурсов нередко считается условной, так как появляются новейшие технологии, позволяющие наращивать производство разных удобств, разрабатываются ранее труднодоступные месторождения полезных ископаемых, делаются информационные системы, расширяющие размер приобретаемых человеком познаний и навыков. Но эти все конфигурации, повышая объем легкодоступных ресурсов, не имеют возможности сделать их безграничными.
Присутствует огромное количество определений того, что исследует экономическая теория. Любое из них следует считать верным, потому что оно отображает какую-нибудь существенную сторону экономики, и в тот момент любое определение считается урезанным вследствие чрезмерной трудности изучаемых экономических действий и явлений.
Сейчас большая часть экономистов полагают, что более успешным следует считать определение, которое исходит из того, что хоть какое сообщество при собственном функционировании сталкивается с проблемой конфликта между безграничными человеческими потребностями в товарах и предложениях и ограниченными ресурсами, которые имеют все шансы быть применены для удовлетворения потребностей.
Экономическая теория исследует деятельность жителей нашей планеты в ходе производства, рассредотачивания, размена и потребления экономических благ в критериях альтернативности целей и способностей применения редких ресурсов. В сферу деятельности экономики входит и поиск путей более действенного применения редких ресурсов, то есть такового их внедрения, при котором выработают максимальные желаемые последствия при малых затратах.
Согласно этому подходу экономическая теория исследует то, как сообщества, сталкиваясь с центральной проблемой согласования безграничных желаний в пользовании продуктов и услуг с ограничивающими их выпуск дефицитными ресурсами, решают, что, как и для кого создавать.
Зависимо от значения исследования действий и явлений финансовой жизни экономическая теория разделяется на последующие сегменты: единые базы финансовой теории, микроэкономика, макроэкономика.
Микроэкономика — такой раздел нашей науки, который подразумевает анализ финансовых поступков индивидов, отдельных бытовых хозяйств, компаний, секторов экономики.
Макроэкономика — занимается исследованием законов функционирования всей государственной экономики в общем, также входящих в нее так именуемых элементов — общественных хозяйств, частного сектора, правительственного сектора.
В единых основах экономики рассматриваются фундаментальные экономические теоремы, на базе которых формируется экономика, дается черта базисных теоретических понятий: финансовых потребностей, удобств и ресурсов. Тут ведь раскрывается предмет и способы исследований вопросов экономики, ее функции, исторический процесс становления этой науки. так как в экономической теории исследуются финансовые отношения, то в данном разделе изучаются природа финансовой системе ив совокупности финансовых взаимоотношений.
Что изучает микроэкономика в целом?
Предметом микроэкономики считается поведение индивидуального финансового субъекта рыночной экономики, функционирующего в критериях ограниченности ресурсов. При всем этом под индивидуальным финансовым субъектом понимается изначальный элемент хозяйственной системы, исполняющий без помощи других конкретные финансовые функции. Таковыми субъектами считаются компания, семейное хозяйство, покупатель, инвестор, владельцы территории, капитала либо рабочей силы и др.
Главной целью считается определение критерий сбалансированного состояния субъектов рыночной экономики при лимитировании у их ресурсов.
Главные объекты, исследуемые в микроэкономике:
- Теория спроса и предложения.
- Микро производственные функции в краткосрочном и длительном периоде.
- Поведение покупателя на индивидуальном рынке.
- Поведение репрезентативной компании в краткосрочном и длительном периодах и рациональные объемы компании.
- Рынки факторов производства и ценообразование на их.
- Рыночные структуры неидеальной конкурентной борьбы: монополия, монополистическая конкурентность, олигополия, монопсония, дуополия.
- Доктрина максимальной производительности причин производства и рассредотачивание заработков.
- Единое равновесие в критериях рационального размена на индивидуальных рынков.
- Наружные действия на рынок.
- Публичные блага, их создание в критериях рынка.
Поведение финансового субъекта — это процесс выработки, принятия и реализации решения про то, как ему применять наличествующие ограниченные ресурсы с наибольше ему полезностью и выгодой. В микроэкономике общеизвестно, что главным мотивом их работы считается максимизация вещественной выгодой, измеренной в определенном признаке.
Для компании это признак выгоды, для клиента — полезность потребительского комплекта, для инвестора — эффективность от финансов и вложений. Оптимальными могут выступать все способы действий, которые приводят к сокращению издержек ресурсов и к повышению выгоды.
Такой комплекс мер содействует развитию последующих основополагающих:
- финансовый подъем.
- финансовая отдача.
- абсолютная занятость.
- без инфляционное становление.
- отдача внешнеэкономического взаимодействия.
Что изучает макроэкономика в целом?
Главные объекты, исследуемые в макроэкономике:
- макро равновесие и условия его достижения.
- макроэкономическая непостоянность, ее измерение и методы регулировки.
- финансовая политика страны, ее виды, цели и инструменты.
- финансовый подъем: характеристики, причины и условия обеспечивания.
- измерение последствий государственной экономики и связь меж ими.
- повторяющееся финансовое становление, его предпосылки и отличительные черты протекания.
- доктрины интернациональной торговли, перемещение денег и рабочей силы.
- равновесие в открытой экономике.
Предметом макроэкономики считается финансовая система в общем. Главные трудности макроэкономики — финансовый подъем, занятость, стагнация экономики, состояние внешнеэкономического взаимодействия.
В ее состав входят такие признаки, как валовой национальный продукт, государственный заработок, единый уровень расценок и так далее теоретическое решение данных вопросов есть основа для формирования финансовой политики страны.
utmagazine.ru
Краткий конспект лекций по курсу экономика.
56
АВТОР КЛИМОВИЧ Л.А.
Раздел 1. Введение. Общие основы экономики.
Тема 1. Предмет и метод экономической науки
Вопросы:
Предмет и функции экономической науки.
Методы экономической науки.Предмет и функции экономической науки
Существует несколько подходов к определению экономики. Само слово «экономика» греческого происхождения (ойкос — хозяйство, номос — закон), оно означает «законы хозяйствования». Сегодня термин «экономика» используется в двух основных значениях: во-первых, как синоним слова «хозяйство» (экономика страны, региона, предприятия, плановая, рыночная экономика и т.п.), во-вторых, как название науки, изучающей теоретические основы хозяйствования.
В более строгом понимании экономика представляет собой совокупность всей системы отношений людей между собой в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ и услуг, необходимых для удовлетворения многообразных потребностей. Наука об экономике, дающая цельное представление о всей экономической жизни людей в системе понятий, категорий, принципов, теорий и экономических законов, называется экономической теорией.
Экономическая теория – наука, изучающая механизм хозяйствования и экономические законы, регулирующие отношения в производстве, распределении, обмене и потреблении материальных благ и услуг на различных структурных уровнях экономической системы – микро-, макроэкономики и мирового хозяйства.
Современная экономическая наука исходит из положения о безграничности потребностей в условиях ограниченности (редкости) ресурсов, что определяет необходимость выработать эффективный механизм их использования. Исходя из этого подхода экономика (экономическая теория) определяется как «наука о том, как общество использует редкие ресурсы для производства ценных товаров и распределения их среди людей» (П. Самуэльсон).
Экономика — это наука о выборе наиболее эффективных способов удовлетворения безграничных потребностей людей ограниченными ресурсами, которые могут быть использованы для удовлетворения этих потребностей. Исходя из различных подходов к определению науки можно выделить и несколько понятий предмета науки.
Предмет курса экономики включает:
• разрешение вопросов: что производить, как и для кого;
• выбор производства при ограниченных ресурсах с целью более полного удовлетворения неограниченных потребностей и более рационального и эффективного их использования;
• познание законов развития экономических процессов и механизма хозяйствования.
Функции экономической науки
• познавательная — изучает экономические явления, выясняет суть процессов и явлений, раскрывает законы, управляющие хозяйственными процессами; теоретически объясняет, как функционирует хозяйство, в чем суть, причины, последствия экономических процессов (в чем суть инфляции, как предложение влияет на цены и т.п.). На основе теоретических обобщений реальных фактов хозяйственной жизни экономика объясняет, что
• практическая — анализирует создавшиеся проблемы и предлагает пути их решения, разрабатывает научные прогнозы, выявляет перспективу общественного развития. На основе позитивных знаний экономика дает рекомендации, предлагает рецепты действий. Она объясняет, что должно быть, какой должна быть экономика (нормативная экономика). Эта функция экономики тесно связана с экономической политикой.
Экономическая политика представляет собой систему мероприятий, направленных на достижение экономических целей.
Экономика — общественная наука. Она изучает определенную сторону жизни общества и как таковая тесно связана с другими общественными науками: историей, социологией, политологией, психологией, юриспруденцией и т.д. Связь экономики и юриспруденции обусловлена тем, что в хозяйственной жизни общества экономические и правовые отношения тесно переплетаются. Экономика не может нормально функционировать без соответствующей правовой основы — совокупности норм, регулирующих деятельность хозяйствующих субъектов как на микро-, так и макроуровне.
Разделы экономической теории
• микроэкономика — исследует поведение отдельных экономических субъектов — покупателей, фирм, анализирует механизмы функционирования отдельных рынков, распределение ресурсов и их использование, формирование доходов и т.п;
• макроэкономика — рассматривает экономические процессы на уровне национальной экономики , такие общие явления и процессы как темпы роста национального производства, инфляция, безработица, бюджетный дефицит, государственный долг, методы государственного регулирования и т.п
• мировая экономика (мегаэкономика) — рассматривает экономические отношения в мировом сообществе.
При анализе экономических процессов экономисты отбирают факты, обобщают их, устанавливают причинно-следственные связи, выявляют закономерности, используя общенаучные методы исследований: научную абстракцию, анализ и синтез, индукцию и дедукцию, выдвижение и проверку гипотез, моделирование, экспериментирование и т.п.
Методы экономической науки.
Метод науки — принципы, подходы, формы и способы познания предмета данной науки.
Диалектический метод:
• все явления и отношения находятся в процессе развития и изменения;
• развитие идет от простого к сложному, от низшего к высшему;
• движущей силой развития являются единство и борьба противоположностей.
Метод научной абстракции — суть — очищение исследуемого предмета от частного, случайного и выделение наиболее существенного, постоянного, типичного Результат научной абстракции — категории, понятия, выражающие сущностные стороны исследуемых объектов (цена, прибыль, рента и т.п.), и экономические законы (принципы), отражающие постоянные, устойчивые, повторяющиеся причинно-следственные связи между экономическими явлениями (закон спроса: повышение цены (причина) ведет к снижению спроса (следствие)).
Метод анализа и синтеза — предмет, явление расчленяются на составные элементы, которые изучаются, и дается определение целого; при синтезе происходит соединение элементов в единое целое, раскрывается внутренняя связь между элементами, противоречия и намечаются пути их устранения.
Метод индукции (вывод теории из фактов и наблюдений) и дедукции (формулирование гипотез и подтверждение их фактами).
Метод исторического и логического — исследования происхождения явления, этапов и тенденций его развития.
Метод системного подхода — экономический объект рассматривается как система, с выделением причины и следствий, корреляционной зависимости.
Экономическое моделирование. Модели представляют собой упрощенное, формализованное описание экономической реальности, они, игнорируя многочисленные второстепенные детали позволяют лучше понимать и описывать причины, взаимосвязи, последствия тех или иных экономических процессов и явлений.
Математическое моделирование в экономике достаточно сложно, так как экономика — многомерная система, характер функционирования и развитие которой носит в значительной мере стохастический (вероятностный) характер, находится под воздействием множества внешних факторов.
Функциональный анализ. При характеристике зависимостей и взаимосвязей между экономическими процессами одни факторы рассматриваются как данные, независимые, а другие как зависимые, производные от первых. Например, спрос рассматривается как функция цены.
Экономический эксперимент — это искусственное воспроизведение экономических явлений в определенных условиях с целью их изучения и дальнейшего практического изменения.
Экономическая теория использует и другие методы: графических изображений, статистические, математические, сравнительного анализа и т. д.
studfiles.net
1. Объект, предмет изучения экономики
По масштабу области исследования экономическая наука делится на микроэкономику, изучающую деятельность фирм, домохозяйств, обособленных производств и государств и макроэкономику, изучающую национальное хозяйство в целом. Слово «экономика» означает искусство ведения домашнего хозяйства, домоводство. Точно сказать, что такое «экономика» в современных условиях, сложно. Наиболее общее определение выглядит следующим образом: экономика – это деятельность людей, связанная с обеспечением материальных условий их жизни.
В экономической науке есть два направления относительно объекта изучения
1. Объектом изучения является экономическое отношение между людьми
2. Экономика изучает распределение ресурсов
Предмет экономики: изучаемые стороны объекта, закономерности котором подчиняется развитие объекта.
Объект экономики
1) предприятие или учреждение производственного или социального назначения;
2) предприятие, учреждение или организация материально-производственного или социально-производственного назначения, расположенное в единой промышленной зоне.
Предмет экономики как самостоятельной области знаний вырисовался около 300 лет назад, когда зародилась политическая экономия — предвестник будущей экономической теории. За прошедшее с тех пор время, в особенности за последние 150 лет, представления о предмете экономической науки значительно трансформировались. На вопрос: «Что такое экономика как наука?» — творцы и самые яркие представители этой отрасли знаний, ученые-экономисты дают далеко не однозначные ответы. Можно выделить по крайней мере три заметно отличающихся подхода к формулированию предмета экономики как науки.
2. Факторы производства
Производство-создание натуральной формы и стоимости продукта.
Факторы производства — те ресурсы, которые вовлечены в производство чего-либо;
Информация, специфической формой информации является технология.
Труд представляет собой целесообразную деятельность человека по созданию экономических благ, проявление совокупности умственных и физических способностей человека в целом.
Капитал относится к производственным (капитальным) ресурсам. Он включает в себя совокупность созданных прошлым трудом человека благ: здания, сооружения, станки, машины, инструменты и др. Акции, облигации, деньги, банковские депозиты не относятся к данному фактору производства.
Земля относится к природным ресурсам. Как фактор производства охватывает все сельскохозяйственные угодья и городские земли, которые отведены под жилищную или промышленную застройку, а также совокупность природных условий, необходимых для производства товаров и услуг.
Предпринимательский талант предполагает особые способности человека, заключающиеся в его умении:
• организовывать производство и выпуск товаров и услуг путем соединения всех необходимых факторов производства;
• принимать основные решения по управлению производством и ведению бизнеса;
• рисковать денежными средствами, временем, трудом, деловой репутацией, поскольку деятельность на рынке связана с большой неопределенностью, а результат не гарантирован;
• быть новатором, то есть внедрять новые технологии, новые продукты, методы организации производства.
studfiles.net
Лекция 1. Понятие «экономика» и предмет её изучения
Часто не задумываясь, мы употребляем термин «экономика» в разных смыслах. К примеру, говорим о недостаточном развитии экономики (т.е. хозяйства) какой-либо страны, региона. Либо изучаем экономику (т.е. науку). Таким образом, можно выделить два смысла экономики:
1) экономика — это хозяйство, в котором осуществляется производство, распределение, обмен, потребление, развиваются хозяйственные отношения. Субъектами экономики в этом смысле является всё экономически активное население — люди, принимающие участие в экономических отношениях;2) экономика — это наука, изучающая хозяйство, хозяйственные отношения. Субъектами экономики в этом смысле являются учёные, а также все те, кто её изучает (школьники, студенты и т.п.).
Экономическая наука выполняет ряд функций:— познавательная функция — проявляется в том, что экономика познаёт, исследует, объясняет сущность и последствия явлений, происходящих в экономической сфере жизни общества;
— методологическая функция — предполагает определение экономической наукой методов, средств, правил исследовательских работ в смежных науках. Например, по отношению к экономической социологии экономическая наука выполняет методологическую функцию в том смысле, что она разрабатывает инструментарий для социолога-исследователя в этом разделе дисциплины;
— практическая функция — проявляется во внедрении достижений экономической науки в практику управления экономическими отношениями, производством и т.п.;
— образовательная функция — проявляется в том, что экономика даёт возможность человеку получить знания по важнейшей сфере жизни общества — экономической;
— идеологическая функция — заключается в обосновании экономикой смысла глобальных экономических процессов, целей развития государства и общества.
Перечень этих функций не закрытый — возможно добавить и другие функции экономики как науки.
В современной экономической науке выделяют два раздела:1) макроэкономика — раздел экономической науки, изучающий хозяйство в целом страны или мира. Важнейшими проблемами исследования этого раздела экономической науки являются: занятость, объёмы производства страны или региона, инфляция, кризисы и т.п.;
2) микроэкономика — наука об отдельных отраслях производства, деятельности производителей и рациональном поведении потребителей. Микроэкономика акцентирует внимание на динамике спроса и предложения конкретных товаров, проблемы ценообразования и т.п.
В целом, главный предмет исследования экономики — экономические отношения. Такие отношения реализуются по поводу экономических благ. Экономическое благо — это благо, удовлетворяющее двум условиям: 1) ограниченность, относительная редкость; 2) способность удовлетворять потребности, полезность. К примеру, воздух полезен — безусловно. Но — он не ограничен, поэтому и не является экономическим благом; у него нет цены. Книги — благо экономическое. Книг в мире не безграничное количество, и они способны удовлетворять потребности в чтении. Поэтому книги имеют цену.
Цена — это оценка участниками рынка степени ограниченности и полезности какого-либо блага. Чем благо более редкое и полезное, тем оно имеет, как правило, более высокую цену.
Экономические отношения реализуются в четырёх стадиях (другими словами это можно назвать циклом воспроизводства товара):1) производство — процесс создания экономического блага;
2) распределение — разделение произведенного экономического продукта, дохода, прибыли на отдельные части, имеющие адресное назначение, предназначенные для передачи, как правило, безвозмездно в отдельные фонды, отдельным лицам. Примером распределения может служить выплата налогов, благотворительность — они осуществляются безвозмездно;
3) обмен — возмездная купля-продажа или бартер (обмен без использования денег) товаров. Исходя из этого, обмен можно разделить на два типа: а) Т — Д — Т (товар — деньги — товар, т.е. купля-продажа) и Т — Т (товар — товар, или бартер). Примером обмена может являться покупка овощей в магазине. Покупатель обменивает деньги на товар;
4) потребление — извлечение полезных свойств из товара. Потреблённый товар прекращает своё существование, а цикл воспроизводства товаров повторяется.
Качество экономических отношений и, в целом, уровень развития производственной сферы в немалой степени зависит от экономической культуры. Экономическая культура общества — это общественная система мотивов, ценностей, установок хозяйственной деятельности, экономических отношений, а также совокупность знаний, оценок, предопределяющие деятельность людей в экономической сфере. От уровня экономической культуры общества зависят уважение к частной собственности и коммерческому успеху, неприятие экономических правонарушений, одобрение и поддержка предпринимательства.
Экономическая культура включает три компонента: экономические знания, экономическое мышление и экономическая направленность (потребности, интересы, мотивы) личности.
Вы можете поделиться материалом лекции в социальных сетях:
social-studies.ru
Предмет экономики
Предмет мировой экономики, выступая в качестве методологической основы в сложной совокупности отраслей, оказывает существенное воздействие на развитие социальных наук. Теория о хозяйственной деятельности, например, по мнению Кейнса, не является набором уже готовых рекомендаций, которые применимы исключительно в хозяйственной политике. Экономическое учение считается в большей степени техникой мышления, инструментом. Наука помогает выводить правильные умозаключения.
Предмет изучения экономики – это то, что исследует эта наука. Название дисциплины происходит от сочетания двух греческих слов. Буквально термин «экономика» обозначает «искусство по управлению домашним хозяйством». Изучает эта наука хозяйственные закономерности и проблемы.
При этом многие специалисты говорят о том, что при исследовании данной дисциплины на первое место чаще всего выходят не закономерности, а экономические проблемы. Они существуют и решаются в рамках общества, в пределах сформированной в нем экономической системы. Сама же система является только частью, элементом общественного устройства. Социум представляет собой достаточно сложную структуру. В ней присутствует и политика, и семья, и идеология, и национальные взаимоотношения, и религия, и прочее. Важнейшее место в общественном устройстве занимает экономическая система.
Внутри структуры хозяйствования осуществляется обмен, производство, потребление, распределение продуктов, факторов производства, услуг. Все эти виды деятельности на определенном этапе имеют свою значимость.
Предмет экономики изучает часть общественного устройства – систему хозяйственной деятельности. Данное определение, впрочем, по мнению ряда авторов, считается слишком общим. Экономическая система изучается разными экономическими научными дисциплинами. В частности, к ним относят бухгалтерский учет, финансы и кредит, статистику, хозяйственные международные отношения и прочие. Однако все эти науки являют собой специальные конкретные дисциплины. Этим от них отличается предмет экономики, так как она охватывает все отрасли в целом. Это – общетеоретическая дисциплина. Предмет экономики является основой для развития и изучения прочих экономических наук.
Данная дисциплина изучает виды деятельности, которые связаны с денежными сделками и обменом между людьми. Предмет экономики – повседневная деловая жизнедеятельность людей, способы извлечения средств к существованию, а также методы их применения.
Экономическое учение является общественной наукой. Оно исследует поведение человека и групп людей в распределении, производстве, потреблении и обмене материальных благ. Экономическая теория изучает способы, при помощи которых человечество решает задачи в потребительской и производственной области. Согласно формулировке Энгельса, эта наука исследует законы, при помощи которых становится возможным управление обменом и производством материальных ценностей на разных стадиях развития общества. Маршалл сводил предмет науки к изучению богатства, мотиваций к противодействию и стимулов человеческого действия.
Экономическая теория занимается изучением общественных отношений людей в пределах производства. Наука также исследует производственный строй. Экономический мир представляет собой структуру достаточно сложную. В пределах данной системы существует взаимодействие миллионов людей, хозяйственных отраслей, цен на услуги и товары, предприятий и прочего. В связи с этим возникает и такое многообразие при определении предмета экономики. Она достаточно близко соприкасается с разными отраслями, учебными дисциплинами. В частности, отмечается взаимосвязь экономики с социологией, политологией, историей, психологией.
fb.ru
Предмет экономической теории
С развитием экономической теории как науки менялась трактовка ее предмета. Экономистов интересовал широкий круг проблем, и на разных этапах экономического развития во главе угла оказывались некоторые из них. Одни экономисты полагали, что предметом изучения экономической дисциплины являются проблемы материального благополучия общества; другие — проблемы социальной сферы и, прежде всего, многообразные задачи организации обмена и потребления; третьи — проблемы создания и распределения богатства; четвертые — проблемы повседневной хозяйственной деятельности людей. Постепенно выкристаллизовался предмет экономического анализа. Современное его определение исходит из того, что любое общество сталкивается с главной экономической проблемой: ресурсы общества ограничены или редки, а его материальные потребности безграничны. В конечном итоге все экономические проблемы сводятся к одной: как добиться наибольшей выгоды при наименьших затратах. Предметом экономической теории являются отношения, возникающие между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ и услуг в мире ограниченных ресурсов. Целью дисциплины является достижение эффективного использования ограниченных экономических ресурсов для максимального удовлетворения материальных потребностей людей.
С точки зрения объекта изучения в общей экономической теории можно выделить три раздела: введение в экономическую теорию, микроэкономику и макроэкономику. Первый раздел имеет методологическое, фундаментальное значение, так как служит основным средством исследования двух следующих разделов — микроэкономики и макроэкономики. Экономическая теория формулирует свои принципы и законы на различных уровнях анализа. В зависимости от масштаба выделяют микро- и макроэкономику. Микроэкономика изучает малые экономические единицы, дает объяснение тому выбору, который делают частные лица, фирмы, правительственные агенты, рассматривает закономерности и последствия их функционирования в рыночной экономике. Макроэкономика изучает крупномасштабные экономические явления. Она связана с функционированием национальной экономики в целом и изучает процессы, происходящие на уровне всего общества, рассматривает совокупные показатели дохода, занятости, инфляцию, экономический рост, определяет закономерности государственной экономической политики. Четкой границы между микроэкономикой и макроэкономикой не существует, так как совокупность решений, принимаемых на микроуровне, определяет макроэкономические показатели функционирования экономики, и наоборот.
modern-econ.ru
Тема 1. Что такое экономика (конспект)

ГУО Гимназия № 33
Ксенофонт (около 430 г. до н. э. –
356 до н. э.)
© Матвиенко Е.Ф.
Что такое экономика?
Слово «экономика» было введено в обращение древнегреческим философом Ксенофонтом. Оно представляет собой соединение двух греческих слов «эй-
кос» (οἶκος) – «хозяйство» и «номос» (νόμος) – «за-
кон», так что в буквальном, изначальном смысле экономику следовало бы трактовать как хозяйство, веду-
щееся в соответствии с законами, правилами, нормами.
Древние греки понимали, что хозяйство следует вести соблюдая законы и придерживаясь определенным правилам. Однако в то время наука о хозяйстве еще только зарождалась, и принципы рачительного хозяйствования были выработаны опытным путем, на основе обобщения хозяйственной практики. И за более чем два тысячелетия смысл понятия «экономика»
значительно обогатился и изменился. Постепенно сформировалась, оформилась экономическая наука как часть общечеловеческих знаний о способах и средствах получения, распределения, обмена и использования средств существования людей.
Экономика
как деятельность (economy) | как наука (economics) |
это рационально организованная | это наука о хозяйстве, изучающая | |
деятельность больших групп | ||
экономические процессы и | ||
людей, вступающих между собой в | ||
отношения между людьми, | ||
отношения производства, | ||
участвующими в хозяйственной | ||
потребления, распределения и | ||
деятельности | ||
обмена товаров и услуг | ||
|
Экономика – это хозяйство, наука о хозяйстве и хозяйствовании и отношения между людьми в процессе хозяйствования.

© Матвиенко Е.Ф. | ГУО Гимназия № 33 |
Основные задачи экономики
как хозяйственной деятельности | как науки |
Производство товаров и услуг для | Изучение того, как удовлетворить | |
человеческие потребности при помощи | ||
удовлетворения потребностей человека | ||
имеющихся ресурсов | ||
|
Производство – процесс создания экономических благ и услуг, исходный пункт экономической деятельности.
Распределение – разделение произведенного продукта, дохода между участвующими в его производстве факторами производства, т.е. выявление доли каждого фактора в произведенном продукте.
Обмен – стадия воспроизводства, в процессе которой взамен произведенного продукта экономический субъект получает деньги или другой продукт (бартер).
Потребление – заключительная фаза воспроизводства, на которой произведенный продукт используется. В процессе потребления осуществляется удовлетворение потребностей людей.
Потребность – состояние нужды или неудовлетворённости в чём-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности и развития личности, фирмы и общества в целом.
В экономической литературе существуют различные подходы к классификации потребностей. Наиболее известной и часто употребляемой является теория иерархии потребностей, разработанная американским психологом А. Маслоу. Пирамида потребностей Маслоу состоит из пяти групп.
Потребность в самореализации
Потребность в самоутверждении
Социальные потребности
Потребность в безопасности
Физиологические потребности
© Матвиенко Е.Ф. | ГУО Гимназия № 33 |
Первую группу составляют физиологические потребности. Они связаны с поддержанием физиологических процессов: потребности в пище, воде, воздухе и т. п. Если эти простейшие потребности удовлетворены, т. е. исключена непосредственная угроза жизни, то человек желает безопасности. Данные потребности составляют вторую группу. Человек стремится быть защищенным от страха, боли, болезней и других страданий, которые может принести жизнь. Следующая группа потребностей социальная. К ним относится стремление принадлежать к определенному кругу людей, ощущать их поддержку. Это потребности в любви, семье, друзьях и т. д. Далее следуют потребности в самоутверждении, которые отражают желание завоевать признание, уважение, поднять свой престиж в глазах окружающих. Наконец, высшую ступеньку занимают потребности человека реализовать себя в этом мире, в своем деле, в понимании собственного назначения. Эта группа потребностей выражает потребность в самореализации.
Маслоу полагал, что по мере удовлетворения потребностей более низкого порядка возникают потребности более высокого уровня.
Таким образом, потребность – внутренний мотив, побуждающий к
экономической деятельности.
Ресурсы – это источники, средства обеспечения производства; возможности для создания благ и удовлетворения потребностей. Ресурсы, вступившие в процесс производства, называются факторами производства.
Факторы производства
Земля | Труд | Капитал | Предпринимательская | |
способность | ||||
|
|
|
Земля, являясь естественным фактором, выступает в качестве всеобщего средства производства, предоставляет для него сферу действия, включает сельскохозяйственные земли, полезные ископаемые, леса, водные ресурсы и другие природные богатства.
Труд – целесообразная деятельность человека по созданию благ и услуг, физические и умственные усилия людей в процессе создания благ и услуг.
Капитал, или инвестиционные ресурсы, включает в себя всю совокупность созданных прошлым трудом человека благ. К капиталу (а точнее, к реальному капиталу) относятся здания, сооружения, станки, машины, оборудование, инструменты, используемые для производства товаров и услуг. Финансовый капитал (акции, облигации, банковские депозиты, деньги) к факторам производства не относится, так как не связан с реальным производством, а выступает лишь в качестве инструмента получения реального
© Матвиенко Е.Ф. | ГУО Гимназия № 33 |
капитала.
Предпринимательская способность предполагает инициативную са-
мостоятельную деятельность людей, направленную на получение прибыли (или личного дохода), осуществляемую на свой риск и под свою имущественную ответственность.
Однако удовлетворить все потребности всех людей в полном объеме невозможно. Вот почему в жизнь людей с древних времен вошла проблема выбора. Она базируется на двух фундаментальных фактах, образующих основу экономики:
1)потребности людей безграничны;
2)экономические ресурсы ограничены или редки.
Проблема принятия экономических решений, по сути, является проблемой выбора одного из альтернативных вариантов экономических действий.
В процессе выбора как человек, так и общество должны ответить на
три фундаментальных экономических вопроса:
1)что производить?
2)для кого производить?
3)как производить?
Направление некоторого количества ресурсов на удовлетворение определенных потребностей всегда связано с отказом от использования этих ресурсов для удовлетворения других потребностей. Таким образом, обратной стороной проблемы выбора является проблема экономии – ограниченного и продуманного выделения средств на удовлетворение данной потребности при обеспечении возможности удовлетворения других потребностей.
Желая получить максимальное количество необходимых товаров и услуг при ограниченных ресурсах, общество стремится использовать последние эффективно.

© Матвиенко Е.Ф. | ГУО Гимназия № 33 |
Экономический кроссворд
1 | 2/3 |
4 |
|
5 | 6 |
7 | 8 |
9 | 10 |
11 |
|
1.Заключительная фаза воспроизводства, на которой произведенный продукт используется.
2.Процесс создания экономических благ и услуг, исходный пункт экономической деятельности.
3.Состояние нужды или неудовлетворённости в чём-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности и развития личности, фирмы и общества в целом.
4.Хозяйство, наука о хозяйстве и хозяйствовании и отношения между людьми в процессе хозяйствования.
5.Совокупность созданных прошлым трудом человека благ.
6.Разделение произведенного продукта, дохода между участвующими в его производстве факторами производства.
7.Имя учёного, который ввёл в обращение термин «экономика».
8.Возможности для создания благ и удовлетворения потребностей.
9.Естественный фактор, выступающий в качестве всеобщего средства производства.
10.Физические и умственные усилия людей в процессе создания благ и услуг.
11.Стадия воспроизводства, в процессе которой взамен произведенного продукта экономический субъект получает деньги или другой продукт (бартер).
© Матвиенко Е.Ф. ГУО Гимназия № 33
Ответы
|
|
| П |
|
|
|
|
|
|
|
| П | Р | О | И | З | В | О | Д | С | Т | В | О |
|
|
| О |
|
|
|
| Э |
|
|
| О |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Т |
|
|
|
| К | А | П | И | Т | А | Л |
| Р |
| ||||||
|
|
| Р |
|
|
|
| О |
|
| Р |
|
|
| А |
| |||||||
| К | С | Е | Н | О | Ф | О | Н | Т |
| Р | Е | С | У | Р | С | Ы |
| |||||
|
|
| Б |
|
|
|
| О |
| Б |
|
|
| П |
|
|
|
|
|
|
| ||
|
|
| Л |
|
| З | Е | М | Л | Я |
| Н |
|
| Т | Р | У | Д |
| ||||
О | Б | М | Е | Н |
|
|
| И |
| О |
|
|
| Е |
|
|
|
|
|
|
| ||
|
|
| Н |
|
|
|
| К |
|
|
| С |
|
|
| Д |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| И |
|
|
|
| А |
|
|
| Т |
|
|
| Е |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Е |
|
|
|
|
|
|
|
| Ь |
|
|
| Л |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Е |
| ||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Н |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| И |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Е |
|
|
|
|
|
|
|
studfiles.net