Что такое фгос в образовании простым языком – Что такое федеральный государственный образовательный стандарт простыми словами: для чего нужен ФГОС

Содержание

Что такое федеральный государственный образовательный стандарт простыми словами: для чего нужен ФГОС

ФГОС – система единых государственных образовательных стандартов, закрепленных в официальных документах. Основное отличие от предыдущих поколений нововведений Минобрнауки – изменение подхода к оценке итогов обучения, а также цели образовательной деятельности. Современный педагог должен научить ученика или студента думать, предоставив ему все необходимые инструменты.

 

Родителей всегда беспокоит качество знаний, которые их чадо получает в детском саду, а затем в школе и университете. Чтобы планка российского образования была на высоте, правительство РФ разработало федеральный государственный образовательный стандарт, которому подчиняются все учебные заведения вне зависимости от региона – ФГОС. Что представляет собой загадочный стандарт в действительности? Попытаемся разобраться в терминах.

История

Впервые общие требования для школ, садов и ВУЗов получили название государственных стандартов в 1992 г. Тогда же впервые появились записи о них в официальных документах. Реформа образования в России была необходима: после распада СССР нужен был переход от советской школы к более современной.

В течение 20 лет педагоги и социологи вместе с государственными служащими разрабатывали систему требований к качеству образования. Государственный образовательный стандарт был принят в четыре этапа и стал обязательным для всех учебных заведений, имеющих государственную поддержку в 2011 г.

Официальное определение стандарта закреплено в нормативных документах: ФЗ «Об образовании в РФ», Приказе Минобрнауки «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».

Определение

ФГОС – это система стандартных требований к учебным заведениям всех уровней, которые финансируются государством или имеют разрешение.

Рисунок 1. Учреждение, ответственное за ФГОС

Органы проводят регулярные проверки учреждений. При наличии нарушений могут лишить организацию статуса государственного. В этом случае диплом об окончании такой школы или ВУЗа можно считать недействительным.

Существует несколько видов стандарта, в зависимости от уровня образования:

  • требования к садикам и дошкольным учреждениям;
  • система правил для учеников школ – начальных, средних и старших;
  • правила обучения для учащихся в начальных и средних профессиональных учреждениях, а также ВУЗах.

Таким образом, ФГОС применяется вне зависимости от типа образования – в любом учебном учреждении.

Зачем нужен стандарт образования

Зачем нужен ФГОС? Чтобы было проще контролировать качество учебного процесса, а также создать единую систему обучения по всей России. Преподаватели должны учитывать принципы стандарта в своей работе как в общении с учащимися, так и в составлении учебных планов.

Родители учеников государственных учреждений и частных организаций, которые имеют специальное разрешение – лицензию, могут быть спокойны, что государство тщательно проверяет качество образовательных услуг.

Полезная информация для бизнеса: Как открыть детский сад без получения лицензии

Основные принципы

Чтобы понять, в чем особенности ФГОС, а также что нового они привнесли в процесс обучения, необходимо разобраться в основных положениях проекта:

  1. В центре внимания педагога – развитие личности ученика с индивидуальным подходом к каждому учащемуся.
  2. Основа стандарта – ученик должен научиться мыслить самостоятельно.
  3. Стандарты закрепляют три базовых требования к результатам обучения: личный, предметный, метапредметный.

    Первый вид результата – личный. В процессе обучения педагог должен помочь ученику сформировать собственное «Я»: создать систему ценностей, сформировать собственное мнение вместе с умением учиться у других, развить способности к организации своего времени.

    Предметный результат – контроль за полученными знаниями по дисциплинам. Теперь учитель не следует стандартной схеме – ученик сам должен догадаться о теме урока, найти нужную информацию, а задача педагога только подтолкнуть и направить.

    Последний вид оцениваемого результата – метапредметный. Согласно ФГОС, учащийся должен освоить универсальные учебные действия (УУД). Простым языком – научиться при помощи разных навыков добывать информацию: развивать навык общения, пользования компьютером и другими технологиями и т.д.

  4. Использование информационно-коммуникационных технологий. Процесс обучения должен как бы встраиваться в обычную жизнь: дети должны учиться не только по учебникам, но и используя технологии – компьютеры, вычислительную технику, фото- и видеоаппаратуру, проводить опыты и ставить эксперименты.
  5. Разделение учебного процесса на урочную и внеурочную деятельность. Даже после окончания уроков процесс обучения и воспитания не должен прекращаться. Учителя образовательного учреждения должны организовать внеклассные мероприятия и факультативы, возможность посещения секций, олимпиады и интеллектуальные игры.
  6. Ведение воспитательной деятельности. Согласно введенному стандарту, каждый педагог должен составить план воспитательных мероприятий – ликбезов о здоровом образе жизни, организации досуга и встреч за пределами стен образовательного учреждения и т.д.

Помимо указанных принципов, существует ряд требований к образовательной программе: например, развитие должно быть всесторонним – баланс между точными и гуманитарными науками.

Оценки и критика

Из-за сложности проведения реформ и внесения изменений в образовательную деятельность проект ФГОС постоянно подвергается критике, хотя, по мнению многих учителей, система дала положительные результаты и стала своевременной мерой улучшения качества обучения.

Рисунок 2. Александр Кондаков – общественный деятель, доктор педагогических наук, один из конструкторов ФГОС

В прошлом году ректор ВШЭ Кузьминов раскритиковал ФГОС НОО (начального общего образования с 1 по 4 класс) и ФГОС ООО (основного общего образования с 5 по 9 класс). По словам Кузьминова, стандартами не предусмотрено углубленное или ускоренное обучение. Кроме того, в новом проекте Минобрнауки отсутствует контроль метапредметных результатов.

В 2019 г. стало известно, что президент РФ Владимир Путин поручил правительству РФ обновить государственные образовательные стандарты и программы – перечень требований можно посмотреть на сайте Кремля.

Об общих положениях ФГОС с разбором основных положений

moneymakerfactory.ru

Что такое ФГОС простым языком и что изменится во ФГОС-2020

Что такое ФГОС в образовании?

Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) – это обязательные требования, которые должны исполнять все государственные образовательные учреждения.

Если вы преподаёте в государственной школе, вузе, лицее, техникуме — вы обучаете детей по Стандартам.

Зачем нужен ФГОС?

Стандарт унифицирует темы и подходы преподавания. Благодаря этому школьник сможет получить все необходимые знания и навыки в любом образовательном учреждении любого региона страны. А педагог может быть уверен, что его учебная программа подойдёт даже для новенького ученика, который перешёл из другой школы.

ФГОС также обеспечивает преемственность образовательных программ. Каждый педагог может быть уверен, что ученик освоил необходимые знания на предыдущей ступени образования, поэтому ему не нужно объяснять темы, выходящие за рамки учебной программы конкретного класса.

Направления реализации ФГОС

  • ФГОС начального общего образования (1-4 кл.)
  • ФГОС основного общего образования (5-9 кл.)
  • ФГОС среднего общего образования (10-11 кл.)
  • ФГОС образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)

Каждый педагог учитывает в своей работе несколько видов ФГОС:
— Стандарт, в зависимости от класса преподавания 
— Стандарт, регламентирующий работу с детьми с ОВЗ

Закон «Об образовании в РФ» обеспечивает право на образование для всех категорий детей, в том числе и для учеников с ограниченными возможностями здоровья. Поэтому всем педагогам необходимо овладеть компетенциями по работе с детьми с ОВЗ.

Стандарты и официальные документы для всех уровней образования есть на сайте fgos.ru

Требования ФГОС

Рассмотрим три главных требования ФГОС к образовательным программам начальной, средней и старшей школы:

  • Требования к структуре основных образовательных программ

    1.

    Учитываются составляющие части предметов, количество часов, соотношение обязательной и вариативной части программы. Обязательная часть программы выполняет требования Стандарта и одинакова для всех школ. Вариативная часть учитывает специфику учебного учреждения, цели и запросы учеников. 

  • Требования к условиям реализации основных образовательных программ

    2.

    Сюда относятся условия, в которых реализуется образовательная программа. Например, сколько педагогов ведут дисциплину, как финансируется обучение, какая техника, учебники и материалы есть в классах.

  • Требования к результатам освоения основных образовательных программ

    3.

    Учитывают навыки и знания (предметные, метапредметные и личностные), которыми должен овладеть ученик после обучения на конкретной ступени образования.

Эта часть Стандартов больше направлена на руководителей и методистов, так как именно они определяют структуру каждой ступени образования в школе. А учителю-предметнику важнее следующий раздел, который касается структуры программы в соответствии с ФГОС.

Структура основной образовательной программы в соответствие ФГОС

Каждый учитель разрабатывает для своего предмета образовательную программу. К её содержанию тоже есть свои требования. Это три раздела:

  • 1.

    Целевой. Содержит цели, задачи и планируемые результаты освоения вашей образовательной программы. 

  • 2.

    Содержательный. Отражает темы и блоки образовательной программы, направленной на достижение личных, метапредметных и предметных компетенций учащихся. 

  • 3.

    Организационный. Регламентирует условия организации учебного процесса. Сюда относится учебный план, мероприятия и праздники, форма аттестации. 

Основная образовательная программа должна соответствовать типу и виду образовательного учреждения, а также быть преемственной по отношению к программе предыдущего уровня образования. 

Главное о ФГОС в образовании

  • Приоритетная задача Стандартов — развитие и воспитание личности обучающихся.
  • Задача педагогов — научить детей учиться, а не только осваивать материал. Необходимо обеспечить способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений.
  • Итоговая оценка в обучении — достижение личных, предметных и метапредметных результатов, необходимых для дальнейшего продолжения образования на следующих ступенях.
  • В процессе обучения желательно использование информационно-коммуникационных технологий в контексте всех предметов и обязательно использование системно-деятельного подхода.
  • В образовательный процесс включена урочная и внеурочная деятельность по направлениям развития личности. Основное образование должно формировать личностное самоопределение учащихся.
  • Каждое образовательное учреждение разрабатывает основную образовательную программу (ООП), которая включает в себя: учебный план, календарный учебный график, рабочие программы по учебным предметам, методические и оценочные материалы.

Обновления ФГОС

Стандарты первого поколения были приняты в 2004 году (назывались государственными образовательными стандартами).

Сейчас в России действуют ФГОС второго поколения, которые были приняты в 2009-2012 гг., ориентированы на развитие УУД (универсальных учебных действий).

Новые ФГОС 2019-2020

С 29 марта 2019 г. по 29 апреля 2019 г. проводилась общественная доработка нового варианта Стандарта на сайте preobra.ru.

«Действующие стандарты недостаточно конкретизированы. Есть, конечно, общие посылы, но содержание отсутствует. Получается, что у нас есть ЕГЭ с конкретными вопросами по результатам, которые не прописаны», — сообщила министр просвещения Российской Федерации Ольга Васильева.

В предыдущей редакции Стандарт включал только общие установки на формирование определенных компетенций. Учебные учреждения сами решали, что именно и в каком классе изучать, поэтому образовательные программы разных школ отличались, а результаты обучения были не конкретизированы. ФГОС нового поколения определяет чёткие требования к предметным результатам по каждой учебной дисциплине.

Вот некоторые из проектируемых изменений в ФГОС:

  • Чётко прописаны обязательства образовательного учреждения (в частности, школы) перед учениками и родителями.
  • Сделан акцент на развитие «мягких» навыков — метапредметных и личностных.
  • Подробно указан перечень предметных и межпредметных навыков, которыми должен обладать ученик в рамках каждого предмета (уметь доказать, интерпретировать, оперировать понятиями, решать задачи).
  • Расписан формат работы в рамках каждого предмета для развития этих навыков (проведение лабораторных работ, внеурочной деятельности и т.д).
  • Зафиксированы контрольные точки с конкретными результатами учеников (сочинение на 300 слов, словарный запас из 70 новых слов ежегодно и т.п).

Новые требования ФГОС 2019-2020 призваны сохранить фундаментальный характер образования, укрепить метапредметные навыки и предметные познания.

fgos.foxford.ru

Что такое ФГОС простыми словами

Каким должен быть современный школьник? Каким требованиям должен отвечать? Сегодня эти вопросы – болезненная тема общества. Казалось бы, с течением времени усложнилась жизнь, знаний стало требоваться больше, и значит, требования к обучению и самому качеству знаний должны быть утяжелены. Так ли это на самом деле?

Известная когда-то на весь мир советская школа ушла в небытие. На смену ей пришло новое. Это новое зовется программой ФГОС. Это государственный стандарт образования, предусматривающий все нюансы обучения ученика. Он фактически пересматривает всю устоявшуюся и зарекомендовавшую систему образования и воспитания Союза. На самом деле, этот стандарт очень и очень неплох, однако есть некие нюансы, которые, в определенных случаях, сводят на нет все благие начинания.

Так, интересен, и в тоже время сложен современный урок, на котором учащиеся сами задумываются над темой, рассуждают о целях и задачах урока. “Научить учиться” – девиз ФГОС. И для действительно одаренных детей – это возможность максимальной реализации себя. Однако при всем этом наблюдается активное снижение качества знаний учащихся. С чем это связано?

У многих учащихся современной школы наблюдается та или иная степень умственной отсталости, необучаемости, имеется много детей с неврологическими заболеваниями, иными физиологическими недостатками (слепота, глухота). Согласно законодательству, они имеют право учиться в классах общеобразовательной школы, если этого хотят родители. Ну и если врачи не против. Кроме того, даже если некая отсталость ученика выявлена не врачами, а уже в процессе обучения, когда учащийся не способен усвоить даже минимум знаний, право выбрать обучение ребенка зависит опять от родителей. Зачастую, такие дети учатся в общем классе, получая свои с трудом заработанные “3”, но при этом сильно тормозя остальных учащихся.

Было ли такое в советской школе?Если и было, то в малых проявлениях. Детям задавали на дом большие объемы заданий, часть из которых была построена на заучивании. Вспомним пресловутую таблицу умножения. Сегодня же все иначе. Согласно ФГОС, ученик должен понимать, но не заучивать. Тоже очень и очень хорошее правило. Однако, хорошо оно работает, только если ученик имеет нужные способности к должной осознанности в математических действиях. Но, стоит согласиться, что к примеру, не все дети имеют одаренность к математике, имея при этом отличную успеваемость по гуманитарным предметам. И все равно ФГОС требует размышления даже в этом случае. Яркий пример опять же с таблицей умножения. Современный второклассник должен ее не заучивать, а понимать суть! Иначе говоря, он должен у уме сложить цифру “8” четыре раза, выполняя пример 8х4. Для многих детей это действительно тяжело.

Есть еще одна особенность, оказывающая определенное влияние на качество знаний учащихся. Вспомним, самый страшный страх школьника двадцать лет назад… Это, конечно, возможность остаться на второй год обучения. А вот теперь самый главный момент! Согласно современному законодательству, можно дойти до 9 класса, получая двойки по двум, даже основным предметам, и сдавать экзамен. Иначе говоря, имея двойки по русскому языку и математике, не усваивая в течение нескольких лет программу, он будет условно переводиться на второй год. Сдавать, по прошествии первой четверти следующего класса экзамены, и идти дальше. А эта самая пересдача, как правило, просто проводится для галочки. Ученику подсказывают, помогают, чтобы таковой не опозорил школу, или по иным причинам. О каком качестве знаний тут можно говорить?

Благодаря такой вот системе обучения, которая, кстати, до сих пор формируется, создается молодой человек XXI века. У нас много талантливых детей, детей, которые просто хотят получать знания. Но уравнительная система не дает им возможности реализоваться в полной мере. Сидя за партой с “троешником”, которого переводят из класса в класс по причине его старательности и имеющейся особенности развития, отличник задумается вообще над смыслом обучения.

aujc.ru

Статья на тему: Что такое ФГОС ?

Информация для родителей по новым Федеральным государственным образовательным стандартам начального общего образования

 (ФГОС НОО)

Уважаемые родители! 

С 1 сентября 2011 года все образовательные учреждения России переходят на новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО).

Что такое Федеральный государственный стандарт начального общего образования? 

Федеральные государственные стандарты устанавливаются в Российской Федерации в соответствии с требованием Статьи 7 «Закона об образовании» и представляют собой «совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего образования (ООП НОО) образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию». С официальным приказом о введении в действие ФГОС НОО и текстом Стандарта можно познакомиться на сайте Минобрнауки России: http://www.edu.ru/db-mon/mo/Data/d_09/m373.html. Материалы по ФГОС НОО размещены на сайте http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=223.

Какие требования выдвигает ФГОС НОО? 

Стандарт выдвигает три группы требований:

  1. Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования.
  2. Требования к структуре основной образовательной программы начального общего образования.
  3. Требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования.

Что является отличительной особенностью нового Стандарта? 

Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу начального обучения. Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов.

Неотъемлемой частью ядра нового стандарта являются универсальные учебные действия (УУД). Под УУД понимают «общеучебные умения», «общие способы деятельности», «надпредметные действия» и т.п. Для УУД предусмотрена отдельная программа – программа формирования универсальных учебных действий (УУД). Все виды УУД рассматриваются в контексте содержания конкретных учебных предметов. Наличие этой программы в комплексе Основной образовательной программы начального общего образования задает деятельностный подход в образовательном процессе начальной школы.

Важным элементом формирования универсальных учебных действий обучающихся на ступени начального общего образования, обеспечивающим его результативность являются ориентировка младших школьников в информационных и коммуникативных технологиях (ИКТ) и формирование способности их грамотно применять (ИКТ-компетентность). Использование современных цифровых инструментов и коммуникационных сред указывается как наиболее естественный способ формирования УУД (включена подпрограмма «Формирование ИКТ компетентности обучающихся»). Реализация программы формирования УУД в начальной школе – ключевая задача внедрения нового образовательного стандарта.

Какие требования к результатам обучающихся устанавливает Стандарт? 

Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования:

  • личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности;
  • метапредметным, включающим освоение обучающимися универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных и коммуникативных), обеспечивающих овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями.
  • предметным, включающим освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.

Предметные результаты сгруппированы по предметным областям, внутри которых указаны предметы. Они формулируются в терминах «выпускник научится…», что является группой обязательных требований, и «выпускник получит возможность научиться …». Не достижение этих требований выпускником не может служить препятствием для перевода его на следующую ступень образования.

Что изучается с использованием ИКТ? 

Отличительной особенностью начала обучения является то, что наряду с традиционным письмом ребенок сразу начинает осваивать клавиатурный набор текста. Сегодня многие родители, постоянно использующие компьютер в профессиональной и личной жизни понимают его возможности для создания и редактирования текстов, поэтому должны понимать важность включения этого компонента в образовательный процесс наравне с традиционным письмом.

Изучение окружающего мира предполагает не только изучение материалов учебника, но и наблюдения и опыты, проводимые с помощью цифровых измерительных приборов, цифрового микроскопа, цифрового фотоаппарата и видеокамеры. Наблюдения и опыты фиксируются, их результаты обобщаются и представляются в цифровом виде.

Изучение искусства предполагает изучение современных видов искусства наравне с традиционными. В частности, цифровой фотографии, видеофильма, мультипликации.

В контексте изучения всех предметов должны широко использоваться различные источники информации, в том числе, в доступном Интернете.

В современной школе широко применяется проектный метод. Средства ИКТ являются наиболее перспективным средством реализации проектной методики обучения. Имеется цикл проектов, участвуя в которых, дети знакомятся друг с другом, обмениваются информацией о себе, о школе, о своих интересах и увлечениях. Это проекты «Я и мое имя», «Моя семья», совместное издание Азбуки и многое другое. Родители должны всячески стимулировать детей к этой работе.

Интегрированный подход к обучению, применяемый при создании нового стандарта, предполагает активное использование знаний, полученных при изучении одного предмета, на уроках по другим предметам. Например, на уроке русского языка идет работа над текстами-описаниями, эта же работа продолжается на уроке окружающего мира, например, в связи с изучением времен года. Результатом этой деятельности становится, например, видеорепортаж, описывающий картины природы, природные явления и т.п.

Что такое информационно-образовательная среда? 

Требования к информационно-образовательной среде (ИС) являются составной частью Стандарта. ИС должна обеспечивать возможности для информатизации работы любого учителя и учащегося. Через ИС учащиеся имеют контролируемый доступ к образовательным ресурсам и Интернету, могут взаимодействовать дистанционно, в том числе и во внеурочное время. Родители должны видеть в ИС качественные результаты обучения своих детей и оценку учителя.

Что такое внеурочная деятельность, каковы ее особенности? 

Стандарт предполагает реализацию в образовательном учреждении как урочной, так и внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное).

Во внеурочную деятельность могут входить: выполнение домашних заданий (начиная со второго полугодия), индивидуальные занятия учителя с детьми, требующими психолого-педагогической  и коррекционной поддержки (в том числе – индивидуальные занятия по постановке устной речи, почерка и письменной речи и т.д.), индивидуальные и групповые консультации (в том числе – дистанционные) для детей различных категорий, экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования и т.д.

Время, отведенное на внеурочную деятельность не входит в предельно допустимую нагрузку обучающихся. Чередование урочной и внеурочной деятельности определяется образовательным учреждением.

Когда образовательные учреждения переходят на новый Стандарт начального образования? 

С 1 сентября 2011 года во всех образовательных учреждениях РФ (1 класс) введение Стандарта является обязательным.

nsportal.ru

Почему вы должны полюбить ФГОС

С 2009 года образовательную систему России начали будоражить нововведения: в конце года был принят федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) для начального общего образования, в 2010 году — для основного общего образования, а в 2012 — для полного общего образования.

Прошли не месяцы — годы, а дискуссии по поводу стандарта не утихают: то ФГОС не нравится родителям, дескать, пусть наших детей учат так, как нас учили, нечего тут выдумывать; то учителя высказываются против и ворчат-возмущаются: «не хочу, не буду». А некоторые учителя считают, что просто ничего не надо менять, «советская система была лучшей в мире», «стандартный урок эффективнее», а «это всё игрульки какие-то».

Стандарт, тем не менее, никто не отменял, он обязателен к исполнению и реализации, и обсуждения постепенно заходят в тупик. При этом примирения во взглядах на стандарт и его необходимость не происходит, а между тем вот-вот появятся ФГОС нового поколения.

Не беру на себя роль «проводника», но всё же, лавируя между столь важными для русской интеллигенции вопросами: «кто виноват?» и «что делать?», хочется внести немного рационализма в стихийные дебаты. Конечно, всё это только личное мнение пока ещё молодого педагога, но вдруг и оно чем-то поможет или, по крайней мере, всколыхнет ещё чьи-то мысли.

Чтобы получить представление о сложившейся ситуации, посмотрим на основные жалобы и претензии к ФГОС, неплохую коллекцию которых можно собрать на педагогических форумах и из бесед в учительской.

Претензия № 1. По ФГОСу учатся родители, а не дети

(источник: Википедия)

Некоторым родителям кажется, что ФГОС не привносит ничего полезного, зато теперь все домашние задания должны выполнять папы и мамы, поскольку дети уж точно «не смогут сделать такое сами».

Мне кажется, что уважаемые родители допускают здесь ошибку. Родителям не стоит забывать, что нельзя делать домашние задания за ребенка, какими бы сложными или непривычными они вам ни казались. Результатом этого станет полная несамостоятельность и нежелание ребенка работать вообще. Задания ведь не просто так придумываются, они определены результатом, которого пытается добиться учитель, и родитель в данном случае мешает и учителю, и собственному ребёнку.

Некоторым кажется, что ребёнок не сможет справиться с необычным заданием просто потому, что они сами никогда не делали такого, учась в школе. Решить несколько примеров и прочитать текст в учебнике — пожалуйста, а сформулировать цель и задачи будущего проекта ребёнок уж точно не сможет сам, придется делать за него. Но ведь это только кажется, что презентации и проекты в начальной школе — это невыполнимо: пусть пробуют, а насколько будет здорово, когда получится!

Поверьте в своих детей и не выполняйте их работу — так они смогут добиться даже большего, чем то, о чём мечтали вы.

Посмотрите на проекты, которые выполняют в начальных школах Великобритании, Южной Кореи, Америки, — дети действительно создают что-то новое самостоятельно, разве это плохо? И, как видим, вполне выполнимо. Благодаря введению ФГОС и наша образовательная система начала движение в эту сторону, стоит ли ей мешать?

Претензия № 2. Мы выросли без ФГОС, и ничего

(источник: tumblr)

Особо хочется сказать по поводу претензий ряда учителей (да и не только учителей, но и родителей) о «советской системе». Наш мир меняется, и с каждым днём это происходит всё быстрее. Современные первоклассники достигнут расцвета своих профессиональных сил в 2040-х годах. Это время, о котором давным-давно мечтали фантасты.

Лично я даже не могу представить, каким будет мир в 2040 году, а сегодняшним первоклашкам в это время работать. И вы хотите вернуть их к «советской системе»?

Этих детей надо учить учиться, самосовершенствоваться, самостоятельно ставить перед собой цели и самостоятельно искать способы их достижения. Проще говоря, результатом их учебы в школе должны стать универсальные учебные навыки, которые и определены ФГОС. Да, в «советской системе» было что-то похожее, и Выготский и Эльконин говорили о чём-то похожем, но зачем нам возвращаться к похожему, если есть современные идеи, развивающие идеи выдающихся педагогов прошлого?

Претензия № 3. ФГОС — это «игрульки»

(источник: flickr)

Об «игрульках», играх, развлечении на уроке и в процессе урока — отдельный разговор. Родителям, которые помнят своё обучение в школе, часто кажется, что дети, не пересказывающие содержание учебника, не отвечающие «связным ответом» у доски, не трясущиеся в пугающем ожидании, кого же сегодня вызовут отвечать, заняты несерьёзным делом, не учатся, а развлекаются, не готовятся к экзаменам, а балуются.

Зачем нужны компьютерные презентации, творческие проекты, работа в группах и дискуссии, если нужно просто выучить параграф и решить пять задач?

Учёба, по их мнению, должна быть тяжелым трудом, а не игрой.

А ведь это серьёзное заблуждение, от которого лучше сразу избавиться. Отказ от этих самых «игрулек» ведёт нас к механической зубрежке, постоянному стрессу, к самому страшному «врагу» обучения — к скуке!

Никто не отрицает важность фундаментальных знаний, никто не отрицает важности изучения формул и правил. И не каждый урок должен состоять только из развлечений. Но учёба должна быть интересной и, да, весёлой тоже. Сегодня это особенно важно.

У современного ребенка столько удивительных развлечений: 3D-фильмы, компьютерные игры с потрясающей графикой и увлекательным сюжетом, веселые блогеры с Ютуба и прочее. А мы будем заставлять их зубрить формулы, пересказывать параграфы? Не лучше ли сделать обучение в школе конкурентным этим развлечениям, таким, чтобы дети шли в школу не через силу? Да и стоит ли вообще зубрить формулы, если гораздо интереснее разобраться в том, как они работают и как можно вывести нужную самостоятельно — такой навык действительно пригодится. Да и параграф для школьного учебника можно записать командой и защитить его — чем не проект? А чем не подготовка к реальной жизни?

Претензия № 4. ФГОС даёт детям слишком много свободы

(источник: pixabay)

Учителей же (особенно той самой «старой» школы) смущают заложенные в стандарт элементы даже не игры, а определённой свободы, свободных формулировок выражения настроения (ребёнок вполне может сказать, что сегодня он в плохом настроении и не хочет делать это упражнение — придется придумать другое занятие), самооценки (ученик может отметить, что сегодня работал гораздо активнее, чем на прошлом уроке, и считает, что может получить «5»): как это возможно?

Ещё как возможно! Просто учителю надо вспомнить, что всё меняется, перестать «быть главным», признать, что сегодня он — не источник информации, а помощник, советчик. А ребёнок — личность, и технологии ФГОС позволяют эту личность формировать не только на словах. Учителям пора перестать бояться меняться, ведь «в деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя» (К.Д. Ушинский)

Претензия № 5. Для ФГОС нет условий

(источник: Википедия)

Эти претензии уже только от учителей. Школы не обеспечены материальной базой: нет денег даже на проекторы, не говоря уже о специализированных классах и мастерских, наличие которых обязательно для полной реализации ФГОС. Учебные материалы и методическая база до сих пор не проработаны.

Подобные претензии можно перечислять очень долго. И стоит отметить, что большая часть из них действительно оправданна. Как и всегда, реализация большого проекта упирается в финансовые вопросы, а в нашей большой стране это особенно заметно. В некоторых школах России ставят электронные турникеты на входе, интерактивные доски в каждом классе и закупают ноутбуки для каждого ученика, а в некоторых искренне радуются новой мебели или свежему линолеуму. Но ведь это не проблемы ФГОС, это проблемы совсем иного уровня.

Если мы будем честными, то придётся признать, что для выполнения большей части требований ФГОС материально-техническая база не так уж и нужна. Разве мы не можем сформировать «ответственное отношения к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию» без проекторов? Разве для формирования «умения самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности» обязательно нужна интерактивная доска? А уж «умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные» дети покажут даже лучше, если вдруг на всех не хватит учебников. В конечном итоге, ФГОС — это не что-то уникальное и новое для педагогики, в ней, как и тысячу лет назад, самым важным элементом остается учитель и его взаимодействие с учеником.

Претензия № 6. Нет методической базы для ФГОС

(источник: flickr)

Никто не показал, как вообще надо реализовывать новые стандарты. У учителя две ставки и ему просто некогда думать над индивидуальным подходом к каждому ученику. В классах слишком много детей, а в школах слишком много классов и работать приходится в две, а то и три смены.

Жалобы, касающиеся самого стандарта, заключаются в том, что нет методической базы, готовых программ и примера, которому нужно следовать. Но так ли это плохо? Стандарт даёт нам только ожидаемый результат, а уж как именно его достичь — решать нам. Самостоятельно. Как тем самым детям из начальной школы, которые именно этому и учатся, получая в качестве домашнего задания «невыполнимый» (только на первый взгляд) проект.

Конечно, есть обязательная часть образовательной программы, но оставшиеся 30% формируются участниками образовательного процесса. И конкретные технологии нам никто не навязывает, и традиционные технологии (классно-урочную систему) тоже никто не отменяет. Всё зависит от самого учителя, его желания и готовности самостоятельно выполнять «домашнее задание».

Претензия № 7. У учителей нет времени на ФГОС

(источник: Википедия)

И вот здесь возникает самая большая, на мой взгляд, проблема: многие учителя не готовы работать по ФГОС, перестраиваться и самостоятельно двигаться вперед. И не потому, что просто не хотят, чаще всего не могут. Не могут, потому что слова о перегруженности учителя — это не чья-то фантазия, а, к сожалению, факт.

Перегружены все по-разному: у кого-то очень много часов, поскольку не хватает учителей, а у кого-то очень много классов, поскольку на предмет отведён только час в неделю.

У учителя просто нет времени на то, чтобы каждый урок соответствовал ФГОС; нет времени на творческие поиски, апробацию новых технологий и реализацию индивидуального подхода. Конечно, это не проблема собственно стандарта, но очень большой минус нашей системы образования. И именно из-за этого минуса некоторые учителя даже не пытаются разобраться в ФГОС.

Ещё пару десятилетий назад журналист и теоретик педагогики С. Соловейчик писал: «Когда слышишь про учителя, у которого 28–30 часов в неделю, содрогаешься. Не хотел бы я быть на его месте. Всем хорошо знакомо ожидание звонка за партой, но как подчас ждет последнего урока человек, навечно вызванный к доске!»

А сегодня нетрудно найти учителя, который берёт и больше часов, чтобы выжить.

Претензия № 8. ФГОС — это утопия

(источник: Википедия)

Следующая претензия очень проста: ФГОС — это просто красивые слова, утопический проект, который никогда не будет работать.

На первый взгляд, это абсолютно справедливая претензия. Стандарт действительно очень красиво написан и, прочитав его полностью, невольно задумываешься: возможно ли это вообще реализовать? Связан ли он с реальной жизнью?

А потом вспоминаешь, что он уже работает. И даже приносит интересные результаты. Не везде, конечно. Но не везде и взялись за полную реализацию, вот что важно!

Когда сегодня я предлагаю шумному, активному, «пацанскому» классу, который абсолютно уверен в том, что искусство — это самое бесполезное в их жизни явление, самим стать «кураторами» воображаемой выставки, дети сами же с удивлением замечают, что в классе вдруг стало тихо и все работают. А я с удовольствием отмечаю, что «хулиганы» и «двоечники» усердно планируют «концепцию» своего музея, хотя пять минут назад не знали такого слова и в музее были раз в жизни. Что они всерьез решают, какая музыка должна звучать рядом с работой Кандинского, и какая скульптура обязательно должна стать следующей в маршруте посетителя. Что самое приятное, они действительно запомнят и Кандинского, и музыку, и задумаются над тем, зачем нужны музеи и выставки. И не надо учить никаких параграфов.

Зачем мне, в стремлении реализовать «региональный компонент», показывать фотографии памятников нашего города и заставлять учить их названия, если это можно превратить в увлекательный групповой проект, который позволит детям добиться лучших результатов в гораздо более интересной форме?

Тогда они самостоятельно пройдутся по улицам города, найдут нужные памятники, ориентируясь на мои подсказки и точно запомнят, где и что находится. Посмотрят на произведения искусства без посредников и увидят гораздо больше, чем на не очень качественных фотографиях, показанных в душном классе. А я заодно захвачу тему «Фотография как вид искусства» и каждый попробует себя в роли фотохудожника, запечатлев себя и товарищей рядом с самыми важными памятниками города, не забыв о композиции и колорите снимка. А потом мы все вместе оценим результат, посмеёмся над неудачными дублями и просто получим удовольствие. Конечно, всё это потребует очень большой подготовки с моей стороны, но результат того стоит.

И именно такие результаты показывают лично мне, что ФГОС — это не только красивые слова, но и вполне перспективное явление в нашей системе образования. Просто любому большому проекту нужно время, чтобы раскрыться полностью, а такому огромному проекту, как новый федеральный государственный образовательный стандарт, нужно много времени.

Мы ведь пока не увидели ни одного выпускника, который прошёл все ступени обучения в соответствии с ФГОС, — как можно уже сейчас судить о результатах и заявлять, что проект не работает? Ясно одно: если мы не будем хотя бы пытаться его реализовать, то он действительно никогда не будет работать. Почему бы просто не попробовать, раз уж многим из нас кажется, что картина, которую рисует ФГОС, идеальна? А вдруг получится?

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

newtonew.com

ууд по фгос что это такое простыми словами

Сегодня обществом и государством выдвигаются всё новые требования к результатам обучения в школе. В стандартах первого поколения,  целью образования была непосредственно передача знаний от педагога к ученикам а итогом, показывающим результаты обучения обозначалось овладение системой знаний, умений, навыков. В стандартах второго поколения понятие «ЗУНы» уже не используется. Меняется и цель обучения. Теперь школы должны выпускать в жизнь людей, не только усвоивших набор определенных знаний и умений, но и умеющих добывать их самостоятельно. Подразумевается, что выпускники должны обладать определенными универсальными учебными действиями (УУД).

Понятие универсальных учебных действий

Универсальные учебные действия – это совокупность способов различных действий, способствующих активному саморазвитию обучающегося, помогающих самостоятельному овладению новыми знаниями, освоению социального опыта, становлению социальной идентичности. Что же такое УУД по ФГОС, говоря простыми словами? Это действия, помогающие «научить человека учиться». Под универсальностью понимаются:

  • Метапредметный, характер. Понятие УУД не относят к какому – либо одному учебному предмету
  • Формируют психологические способности обучающихся
  • Они находятся в основе любой деятельности обучающегося

Универсальные учебные действия выполняют следующие функции:

  • Создают условия для всестороннего развития личности на базе готовности к непрерывному образованию.
  • Способствуют успешному формированию умений, компетентностей, усвоению знаний в различных предметных областях.
  • Обеспечивают возможности учащегося осуществлять самостоятельно деятельность учения, целеполагания, контроля и оценивания процесса и результатов обучения.

Универсальные учебные действия включают следующие виды:

  • личностные
  • регулятивные
  • познавательные
  • коммуникативные

Личностные универсальные учебные действия

Личностные УУД – это действия, обеспечивающие определение ценностно – смысловой ориентации обучающихся. Также они способствуют определению человека своего места и роли в обществе и установлению благополучных межличностных отношений.

В учебной деятельности выделяют несколько видов действий:

  • самоопределение в разных сферах: профессиональное, личностное;
  • смыслообразование: осознание смысла и мотива обучения, связи между ними;
  • Нравственное оценивание усваиваемого материала, способность делать личностный моральный выбор, исходя из социальных ценностей.
Чтобы формировать личностные УУД, предлагается использовать следующие методические приёмы и задания:
  • Групповые проекты. Обучающиеся совместно выбирают интересную и актуальную тему, распределяют роли внутри группы. Каждый вносит свой вклад в осуществление проекта.
  • Ведение портфолио. Дневник индивидуальных достижений способствует созданию ситуации успеха, тем самым повышая самооценку и устанавливаю уверенность в себе. Портфолио подталкивает к стремлению к самосовершенствованию, формированию положительных характеристик личности.
  • Привлечение краеведческого материала на учебные и внеурочные занятия
  • Творческие задания

Характеристика регулятивных универсальных учебных действий

Регулятивные универсальные учебные действия – это действия, которые обеспечивают организацию и коррекцию учебной деятельности. К этой группе относятся:

  • Целеполагание: определение цели и учебной задачи;
  • Планирование: установление последовательности действий в соответствии с установленной целью и учётом предполагаемого результата;
  • Прогнозирование: способность предположить результат и его характеристики;
  • Коррекция: умение внести изменения в план в случае несоответствия с эталоном;
  • Оценка: определение и осознание усвоенного и ещё подлежащего усвоению; оценивание усвоенного;
  • Саморегуляция: способность преодолевать возникшие препятствия и конфликты;

Для формирования регулятивных УУД предлагается несколько методических приемов. В первую очередь, обучающийся должен установить и понять цель изучения какой-либо темы. Без этого невозможно успешное освоение материла. Для формирования целей занятия, учащимся в начале урока может быть предложена такая таблица:

Я знаю

Я могу узнать

Какие темы для этого нужно повторить
 

 

Последнюю колонку можно заполнить и в конце урока, тогда следует изменить её название: «Что нового и интересного я узнал на уроке?» Возможны вариации и в соответствии с темой урока. Например, в начале урока истории по теме « Религия древних греков» может быть работа с такой таблицей:

Что такое религия?Что я хочу узнать о религии древних греков?Что нового я узнал на уроке?
 

 

Чтобы сформировать УУД планирования, целесообразно использовать следующие приемы:
  • Составление плана
  • Обсуждение плана решения учебной задачи
  • Работа с нарочно изменённым (деформированным учителем) планом, его корректировка

Характеристика познавательных универсальных учебных действий

Познавательные УУД  – это общеучебные действия, которые включают в себя:

  • Самостоятельную постановку познавательной цели
  • Поиск и структурирование необходимой информации при помощи различных средств
  • Смысловое чтение
  • Моделирование

В ряде познавательных УУД выделяют группу логических универсальных действий. Это:

  • Создание гипотез и их проверка
  • Установление причинно-следственных связей
  • Определение логических рассуждений
  • Осуществление классификаций, сравнений

Развитию познавательных УУД способствуют такие приёмы и методы: задания на нахождение соответствий, составление кластера, логической цепочки, разработка тестовых вопросов и ответов на них, работа с историческими документами.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Коммуникативными УУД называют действия, обеспечивающие социальную компетентность, способствующие получению навыков построения диалога; позволяющие интегрироваться в социальную среду. К ним относят:

  • Поиск благополучного выхода из конфликтов
  • Умение правильно формулировать вопросы
  • Способность полно и точно выражать свои мысли
  • Контроль и коррекция поведения партнера в группе

Для развития коммуникативных УУД предлагается использовать такие приёмы:

  • Составление уточняющих вопросов или вопросов к выступающему
  • Высказывание суждений
  • Выступление с докладами или сообщениями перед аудиторией
  • Продолжение и развитие суждения одноклассника

Очень нравится детям приём, который называется «горячий стул». Он подходит для закрепления пройденного материала. К доске выходят два человека. Один из них садится на стул, называемый «горячим», лицом к классу. Он не должен видеть доску. Второй обучающийся пишет на доске какой-либо термин либо дату. Класс должен объяснить сидящему значение, а тот в свою очередь, назвать само понятие.

Такой простой приём, как рассказ по иллюстрации, тоже помогает развить коммуникативные УУД. При его составлении обучающийся пользуется зрительной опорой, вызывая пассивный словарный запас. Кроме того, иллюстрации способны оживить сам рассказ, заинтересовать детей, побудить к изучению материала.

Видное место среди средств, формирующих коммуникативные УУД, занимает учебная дискуссия. Так называют обмен мнениями об определённой проблеме. Дискуссия способствует приобретению новых знаний, развитию способности отстаивать своё мнение. Существует множество форм: форум, «суд», дебаты, симпозиум, «круглый стол», мозговой штурм, техника «аквариума», «заседание экспертной группы».

Критерии сформированности УУД

Для определения степени сформированности УУД используются такие основные критерии:

  • Соответствие нормативным требованиям
  • Соответствие результатов освоения УУД требованиям, прописанным заранее
  • Осознанность, полнота и разумность действий
  • Критичность действий

Способствуя формированию и развитию УУД, учитель помогает обучающимся стать активными деятелями учебного процесса. Овладев универсальными учебными действиями, ученик не потеряется в непрекращающемся потоке информации, приобретёт очень важное умение – «умение учиться».

aujc.ru

Образовательные стандарты


Образовательные стандарты

С 1 сентября 2011 года все образовательные учреждения Российской Федерации, в том числе и наша школа, перешли на новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО).

В 2014-2015 учебном году 5-е классы БОУ г. Омска «Средняя общеобразовательная школа №45» начали обучаться по Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования (ФГОС ООО).



Что такое ФГОС?

ФГОС — Федеральные государственные стандарты устанавливаются в Российской Федерации в соответствии с требованием Статьи 7 «Закона об образовании» и представляют собой «совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего образования (ООП НОО) образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию».

Понятие «стандарт» впервые появилось в российском образовании в начале 90-х. Стандарт утверждает то, что школьники должны знать и уметь на определенных этапах своей учебы. За прошедшие годы школе было предложено несколько вариантов стандартов нового поколения, над которыми работали ученые и практики. Они представляли собой обязательный минимум тех знаний, умений и навыков, которые должен освоить ученик к концу каждого периода обучения. Но уже в начале 2000 года стало ясно, что российская система общего образования отстает от мировой практики и становится неконкурентоспособной. Главное отличие новых федеральных государственных образовательных стандартов в том, что на основе их освоения планируется выйти на новый уровень результатов школьников.


Федеральные государственные образовательные стандарты обеспечивают:
единство образовательного пространства Российской Федерации;
преемственность основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования.
Стандарт выдвигает три группы требований:
  1. Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования;
  2. Требования к структуре основной образовательной программы начального общего образования;
  3. Требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования
Что является отличительной особенностью нового Стандарта?

Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу начального обучения. Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов.

Неотъемлемой частью ядра нового стандарта являются универсальные учебные действия (УУД). Под УУД понимают «общеучебные умения», «общие способы деятельности», «надпредметные действия» и т.п. Для УУД предусмотрена отдельная программа – программа формирования универсальных учебных действий (УУД). Все виды УУД рассматриваются в контексте содержания конкретных учебных предметов. Наличие этой программы в комплексе Основной образовательной программы начального общего образования задает деятельностный подход в образовательном процессе начальной школы.

Важным элементом формирования универсальных учебных действий обучающихся на ступени начального общего образования, обеспечивающим его результативность являются ориентировка младших школьников в информационных и коммуникативных технологиях (ИКТ) и формирование способности их грамотно применять (ИКТ-компетентность). Использование современных цифровых инструментов и коммуникационных сред указывается как наиболее естественный способ формирования УУД включена подпрограмма «Формирование ИКТ компетентности обучающихся».

Реализация программы формирования УУД в начальной школе – ключевая задача внедрения нового образовательного стандарта.


Какие требования к результатам обучающимся устанавливает Стандарт?

Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования:

  1. Личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности;
  2. Метапредметным, включающим освоение обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями;
  3. Предметным, включающим освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.
Предметные результаты сгруппированы по предметным областям, внутри которых указаны предметы. Они формулируются в терминах «выпускник научится…», что является группой обязательных требований, и «выпускник получит возможность научиться …», не достижение этих требований выпускником не может служить препятствием для перевода его на следующую ступень образования. Пример: Выпускник научится самостоятельно озаглавливать текст и создавать план текста. Выпускник получит возможность научиться создавать текст по предложенному заголовку. Подробнее познакомиться с содержание этого деления можно, изучив программы учебных предметов, представленные в основной образовательной программе.
Что изучается с использованием ИКТ?

Отличительной особенностью начала обучения является то, что наряду с традиционным письмом ребенок сразу начинает осваивать клавиатурный набор текста. Сегодня многие родители, постоянно использующие компьютер в профессиональной и личной жизни понимают его возможности для создания и редактирования текстов, поэтому должны понимать важность включения этого компонента в образовательный процесс наравне с традиционным письмом.

Изучение окружающего мира предполагает не только изучение материалов учебника, но и наблюдения и опыты, проводимые с помощью цифровых измерительных приборов, цифрового микроскопа, цифрового фотоаппарата и видеокамеры. Наблюдения и опыты фиксируются, их результаты обобщаются и представляются в цифровом виде.

Изучение искусства предполагает изучение современных видов искусства наравне с традиционными. В частности, цифровой фотографии, видеофильма, мультипликации.

В контексте изучения всех предметов должны широко использоваться различные источники информации, в том числе, в доступном Интернете.

В современной школе широко применяется проектный метод. Средства ИКТ являются наиболее перспективным средством реализации проектной методики обучения. Имеется цикл проектов, участвуя в которых, дети знакомятся друг с другом, обмениваются информацией о себе, о школе, о своих интересах и увлечениях.

Интегрированный подход к обучению, применяемый при создании нового стандарта, предполагает активное использование знаний, полученных при изучении одного предмета, на уроках по другим предметам. Например, на уроке русского языка идет работа над текстами-описаниями, эта же работа продолжается на уроке окружающего мира, например, в связи с изучением времен года. Результатом этой деятельности становится, например, видеорепортаж, описывающий картины природы, природные явления и т.п.


Что такое информационно-образовательная среда?

Требования к информационно-образовательной среде (ИС) являются составной частью Стандарта. ИС должна обеспечивать возможности для информатизации работы любого учителя и учащегося. Через ИС учащиеся имеют контролируемый доступ к образовательным ресурсам и Интернету, могут взаимодействовать дистанционно, в том числе и во внеурочное время. Родители должны видеть в ИС качественные результаты обучения своих детей и оценку учителя.


Что такое внеурочная деятельность, каковы ее особенности?

Стандарт предполагает реализацию в образовательном учреждении как урочной, так и внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное).

Содержание занятий должно формироваться с учетом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей).

Во внеурочную деятельность могут входить: выполнение домашних заданий (начиная со второго полугодия), индивидуальные занятия учителя с детьми, требующими психолого-педагогической и коррекционной поддержки (в том числе – индивидуальные занятия по постановке устной речи, почерка и письменной речи и т.д.), индивидуальные и групповые консультации (в том числе – дистанционные) для детей различных категорий, экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования и т.д.

Содержание внеурочной деятельности должно быть отражено в основной образовательной программе образовательного учреждения.

Время, отведенное на внеурочную деятельность не входит в предельно допустимую нагрузку обучающихся. Чередование урочной и внеурочной деятельности определяется образовательным учреждением и согласуется с родителями обучающихся.


Чем отличается новый стандарт от предыдущих?

По требованию новых стандартов полученные знания не должны быть мертвым грузом: вызубрил правило, но ничего не понял. Ребенок должен уметь свободно пользоваться этими знаниями, самостоятельно их находить и наращивать, применять в жизни. На уроках сейчас основное внимание будет уделяться развитию видов деятельности ребенка, выполнению различных проектных, исследовательских работ. Важно не просто передать знания школьнику, а научить его овладевать новым знанием, новыми видами деятельности.

Новые федеральные образовательные стандарты также предполагают, что ученик начальных классов должен черпать знания не только из общеобразовательных предметов, но и из произведений искусства, духовной культуры и фольклора России, истории и традиций страны, а также… периодической литературы, публикаций, радио и телепередач. При этом дети с 7 лет должны понимать, что эти источники информации могут нанести вред его морально-психологическому состоянию.

В стандарты включены такие требования, как умение организовывать свою учебную деятельность, работать с информацией и самостоятельно выполнять задание. Кроме того, будут учитываться личностные результаты. К ним. прежде всего, относится формирование ценностей, которые всегда были приняты в обществе — добро, мир, справедливость, терпение.

Еще одна особенность нового стандарта в том, что он вводится как общественный договор. Если раньше главным ответчиком за результаты образования был ребенок, то теперь их число расширено. С момента поступления ребенка в школу должен заключаться трехсторонний договор между родителями, директором учреждения и руководителем муниципального уровня, где прописаны права и обязанности каждой стороны. Так, например, родители обязаны обеспечить посещение ребенком уроков, выполнение домашнего задания, сообщать о причинах отсутствия ребенка на занятиях, посещать родительские собрания. У школы больше обязанностей, и главная — предоставить ученикам бесплатное качественное образование. Муниципалитет берет на себя содержание школы, а также содействует родителям и учащимся в получении образования в необходимой форме.


Как будет организован процесс образования в первом классе?

Стандарт предполагает организацию в образовательном учреждении, как первой, так и второй половины дня.

В первой половине дня первоклассники будут изучать учебные предметы. Набор уроков в новых федеральных образовательных стандартах ничем не отличается от привычной программы начальных классов — математика, русский язык, ИКТ (информатика), литературное чтение, иностранный (английский, французский, немецкий, испанский), окружающий мир, музыка, изобразительное искусство, технология и физическая культура. Во второй половине дня будет организована внеурочная деятельность по разнообразным направлениям развития личности. Содержание занятий формируется с учетом пожеланий обучающихся и их родителей. На внеурочную деятельность отводится десять часов в неделю во второй половине дня, т.е. в среднем по два часа каждый день. Эти часы не будут относиться к обязательной учебной нагрузке.

Определять учебный план и содержание занятий образовательные учреждения должны будут самостоятельно.

Кроме того, стандарт впервые определил такую составляющую, как здоровье школьников, в качестве одного из важнейших результатов образования. Главная задача руководителей и педагогов — правильно распорядиться теми десятью часами внеурочной деятельности, которые он выделяет школе, не допустить превышения учебной нагрузки. Важно и то, что мера ответственности за конечный результат будет в равной степени возложена на педагога и родителей. Отметим, что ФГОСы включают в себя и такие новинки, как характеристика обучающегося по окончанию начальной школы и так называемый «портфель достижений».


Когда школы перейдут на ФГОС?

Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования разрабатывается поэтапно по ступеням обучения: для ступени начального общего образования, ступени основного общего образования и ступени среднего (полного) общего образования.

В настоящее время утверждены стандарты для ступени начального общего образования (приказ Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373, зарегистрирован в Минюсте России 22 декабря 2009 г., регистрационный №15785) и для ступени основного общего образования (приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 года №1897, зарегистрирован Минюстом России 1 февраля 2011 года, регистрационный №19644).

В соответствии с Федеральным законом от 1 декабря 2007 г. № 309-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта» обязательное введение ФГОС (1 класс) во всех образовательных учреждениях Российской Федерации начинается с 2011/12 учебного года.

Обучение лиц, зачисленных до 31 декабря 2010 г, будет осуществляться до завершения их обучения в соответствии с государственными образовательными стандартами, утвержденными Приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. № 1089. Поэтому, если дети начали обучение 1 сентября 2010 г. по стандартам 2004 г, то 1 января 2011 г. они не должны переходить на обучение по ФГОС. Обучение по ФГОС они могут начать со следующей ступени общего образования.


Обязательным будет обучение по ФГОС:
на ступени среднего общего образования с 2020/21 учебного года.

omschool45.narod.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *