Что такое компетенция профессиональная – Что такое профессиональные компетенции? — Все для студента

Профессиональная компетентность — это… Что такое Профессиональная компетентность?


Профессиональная компетентность

«…Профессиональная компетентность: обладание совокупностью профессиональных знаний и опыта (компетенций), а также положительного отношения к работе, требуемые для эффективного выполнения рабочих обязанностей в определенной области деятельности. Компетентность подразумевает не только умение выполнять работу, но также способность передавать и использовать знания и опыт в новых условиях…»

Источник:

» РУКОВОДСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ И ОБУЧЕНИЮ СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБЛАСТИ АВИАЦИОННОЙ МЕТЕОРОЛОГИИ. РД 52.21.703-2008″

(утв. Росгидрометом 12.09.2008)

Официальная терминология. Академик.ру. 2012.

  • Профессиональная информация на рынке труда
  • Профессиональная компетентность педагогических работников

Смотреть что такое «Профессиональная компетентность» в других словарях:

  • Профессиональная компетентность — умения применять свои знания и умения на практике, используя при этом все свои умственные, психологические и даже физические возможности. Она включает в себя: специальную компетентность (подготовленность к самостоятельному выполнению… …   Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

  • профессиональная компетентность — 2.1.34 профессиональная компетентность: Обладание совокупностью профессиональных знаний и опыта (компетенций), а также положительного отношения к работе, требуемые для эффективного выполнения рабочих обязанностей в определенной области… …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • Профессиональная компетентность — это профессиональная подготовленность и способность субъекта труда к выполнению задач и обязанностей по занимаемой должности …   Психолого-педагогический словарь офицера воспитателя корабельного подразделения

  • ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ — формирование на базе общего образования таких профессионально значимых для личности и общества качеств, которые позволяют человеку наиболее полно реализовать себя в конкретных видах трудовой деятельности, соответствующих общественно необходимому… …   Профессиональное образование. Словарь

  • ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ — отношение к успешной профессиональной деятельности, ее значению и определенным специфическим задачам в совокупности со всеми знаниями и навыками, используемыми при ее осуществлении …   Словарь по профориентации и психологической поддержке

  • Профессиональная компетентность педагогических работников — Профессиональная компетентность качество действий работника, обеспечивающих эффективное решение профессионально педагогических проблем и типичных профессиональных задач, возникающих в реальных ситуациях педагогической деятельности, с… …   Официальная терминология

  • Профессиональная компетентность руководителя — Профессиональная компетентность качество действий руководителя, обеспечивающих своевременное и оптимальное решение управленческих проблем и типичных профессиональных задач; видение проблем и их преодоление; нахождение нестандартных решений задач; …   Официальная терминология

  • ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПСИХОЛОГА-КОНСУЛЬТАНТА — знания и практические умения психолога консультанта, благодаря которым он может оказывать действенную помощь клиентам в решении их жизненных, психологических проблем …   Словарь терминов по психологическому консультированию

  • КОМПЕТЕНТНОСТЬ — КОМПЕТЕНТНОСТЬ. Термин, получивший распространение в литературе по педагогике и лингводидактике с 60 х годов прошлого столетия для обозначения способности личности к выполнению какой либо деятельности на основе жизненного опыта и приобретенных… …   Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

  • Компетентность в психологии (competency in psychology) — В условиях потребительского об ва вопрос о компетентности возникает достаточно часто. Люди хотят иметь профессионально собранный и работающий автомобиль. Они желают, чтобы их телевизоры чинили компетентные специалисты. Когда засоряется и течет… …   Психологическая энциклопедия


official.academic.ru

«Профессиональная компетенция: понятие и сущность»

«Профессиональная компетенция: понятие и сущность»

Автор статьи: Никонова Светлана Владимировна

Коренные преобразования в социально-экономической политике развитых стран вызывают необходимость изменений и в национальных системах образования. Современная политика относит образование к важнейшим источникам развития общества. Знаниями и образованием обеспечиваются от 40 до 70% прироста национального дохода развитого государства, поэтому в современных условиях приоритетным считается решение задач, способствующих повышению эффективности и конкурентоспособности образования.

Джон Равен пишет: «Общество нуждается в новых убеждениях и ожиданиях. Но их нельзя развивать безотносительно к личным системам ценностей, и система образования, школьного и социального, должна это учитывать. Те, кто заинтересован в развитии компетентности, обязаны помочь людям задуматься о том, как должны функционировать организации и как они функционируют на самом деле, задуматься о своей роли и о роли других людей в обществе».

В психолого-педагогической литературе понятие «компетентность» получило широкое распространение сравнительно недавно. Так, в конце 1960 – начале 1970-х гг. в западной, а в конце 1980-х гг. в отечественной литературе зарождается специальное направление – компетентностный подход в образовании. На данном этапе развития педагогической науки не существует точного определения понятий «компетентность» и «компетенция». Различные учёные выдвигают свои гипотезы по данному вопросу. Различные ученые выдвигают свои гипотезы по данному вопросу.

Наиболее известным учёным в данном вопросе является почётный профессор Эдинбургского университета, доктор Джон Равен. Он определяет компетентность как специфическую способность, необходимую для эффективного выполнения конкретного действия в конкретной предметной области и включающую узкоспециальные знания, особого рода предметные навыки, способы мышления, а также понимание ответственности за свои действия.

Наряду с понятием «компетентность», используется и понятие «компетенция», которое также имеет вариативное описание в различных источниках. Одни отождествляют его с понятием «компетентность», другие — выделяют его как самостоятельную структуру.

Впервые пытались показать различия между этими понятиями авторы толкового словаря под редакцией Д.И. Ушакова: «Компетентность — осведомлённость, авторитетность; компетенция — круг вопросов, явлений, в которых данное лицо обладает авторитетностью, познанием, опытом, кругом полномочий».

В начале нового столетия наряду с проблемой определения понятия компетентности и ее видов, возник вопрос о соотношении понятий «компетенция» и «компетентность». В педагогической науке можно выделить два направления — синонимизирующее и дифференцирующее. Представители первого направления (В.А. Болотов, В.С. Леднев, М.В. Рыжаков, В.В. Сериков и др.) отождествляют данные понятия, акцентируя внимание на практической направленности компетенций. Сторонники второго направления (И.А. Зимняя, О.М. Мутовская, А.В. Хуторской, С.Е. Шишов и др.) принципиально разграничивают данные понятия, позиционируя компетентность как первичную категорию. И.А. Зимняя понимает под компетенцией некоторые внутренние, потенциальные, сокрытые знания, представления, системы ценностей, которые потом проявляются в компетентности человека. А.В. Хуторской под компетенцией понимает «социальное требование (норму) к образовательной подготовке ученика, необходимой для его качественной продуктивной деятельности в определенной сфере». Компетентность с его точки зрения – это «владение соответствующей компетенцией, совокупность личностных качеств ученика, обусловленных опытом его деятельности в определенной социально и личностно-значимой сфере». Таким образом, автор рассматривает компетентность как совокупность взаимосвязанных личностных качеств (знания, умения, навыки, способности, ценностно-смысловые ориентации) и готовность их применения в определенной деятельности. А.В. Хуторской акцентирует внимание на деятельностной основе компетентности. Наряду с А.В. Хуторским, компетентность, рассматривают А.Г. Бермус, Г.К. Селевко, О.М. Мутовкина, С.Е. Шишов и другие. С позиции данных ученых, компетентность — это не просто набор знаний, умений, навыков и личностных качеств, а способность использовать их в конкретной ситуации. Это «мера способности человека включаться в деятельность».

Большинство исследователей придерживаются той точки зрения, что компетентность — это возможность не просто обладать знаниями, но скорее потенциально быть готовым решать задачи со знанием дела.

Следовательно, можно сделать вывод что компетенция — это параметр социальной роли, который в личностном плане проявляется как компетентность, соответствие лица занимаемому месту, «времени»; это способность осуществлять деятельность в соответствии с социальными требованиями и ожиданиями. Компетенцию можно рассматривать как возможность установления связи между знанием и ситуацией или, в более широком смысле, как способность найти, обнаружить процедуру (знание, действие), подходящую для решения проблемы.

Одним из аспектов подготовки высококвалифицированного учителя является формирование профессиональных компетенций. Профессиональная компетенция – способность успешно действовать на основе практического опыта, умения и знаний при решении профессиональных задач.

В современной практике термин «профессиональная компетенция» чаще всего определяет способность сотрудника выполнять задачи в соответствии с заданными стандартами. В подходах к пониманию профессиональных компетенций, можно выделить два основных направления толкования понятия компетенции:

— способность человека действовать в соответствии со стандартами;

— характеристики личности, позволяющие ей добиваться результатов в работе.

Остановимся подробнее на профессиональных компетенциях будущего учителя. В соответствии с требованиями ФГОС ВПО 3 поколения выделяются следующие профессиональные компетенции, которыми должен обладать выпускник ВУЗа:

— общепрофессиональными:

осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности;

способен использовать систематизированные теоретические и практические знания гуманитарных, социальных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач;

владеет основами речевой профессиональной культуры;

способен нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности;

владеет одним из иностранных языков на уровне профессионального общения;

способен к подготовке и редактированию текстов профессионального и социально значимого содержания;

— в области педагогической деятельности:

способен реализовывать учебные программы базовых и элективных курсов в различных образовательных учреждениях;

готов применять современные методики и технологии, в том числе и информационные, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса на конкретной образовательной ступени конкретного образовательного учреждения;

способен применять современные методы диагностирования достижений обучающихся и воспитанников, осуществлять педагогическое сопровождение процессов социализации и профессионального самоопределения обучающихся, подготовки их к сознательному выбору профессии;

способен использовать возможности образовательной среды, в том числе информационной, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса;

готов включаться во взаимодействие с родителями, коллегами, социальными партнерами, заинтересованными в обеспечении качества учебно-воспитательного процесса;

способен организовывать сотрудничество обучающихся и воспитанников;

готов к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся в учебно-воспитательном процессе и внеурочной деятельности;

в области культурно-просветительской деятельности:

способен разрабатывать и реализовывать культурно-просветительские программы для различных категорий населения, в том числе с использованием современных информационно-коммуникационных технологий;

способен профессионально взаимодействовать с участниками культурно-просветительской деятельности;

способен к использованию отечественного и зарубежного опыта организации культурно-просветительской деятельности;

способен выявлять и использовать возможности региональной культурной образовательной среды для организации культурно-просветительской деятельности.

Формирование профессиональных компетенций учителей – это результат умелого применения разных методов обучения в сочетании с конкретной ситуацией, ценностями, способностями и знаниями, осуществляемый в процессе обучения их дисциплинам предметной подготовки в ВУЗе.

Процессы модернизации российского образования и его интеграции в мировое образовательное пространство обуславливает повышение требований к профессиональной подготовке учителей общеобразовательной школы, которые должны не просто владеть знаниями и умениями по отдельным направлениям педагогической, но и обладать высокоразвитыми компетенциями в области преподаваемого предмета, т.е. профессиональными компетенциями.

nsportal.ru

Развитие профессиональной компетентности в системе среднего профессионального образования

Стратегия развития образования ставит новые ориентиры в образовательных учреждениях среднего профессионального образования, что требует формирования новых подходов к структуре и содержанию образования. В современных условиях экономика России требует не простого увеличения числа образованных работников, а специалистов качественно нового типа, обладающих фундаментальными знаниями, инновационным типом мышления, способных работать в команде и принимать нестандартные решения. Кроме того, важно сформировать из будущего выпускника не только хорошего специалиста, но и высоконравственную, интеллектуально развитую и образованную личность, способную легко адаптироваться в окружающем социуме.

Современный специалист должен владеть не только необходимой суммой фундаментальных и специальных знаний, но и определёнными навыками творческого решения практических задач, постоянно повышать свою квалификацию, быстро адаптироваться к изменяющимся условиям. Все эти качества необходимо формировать при обучении в образовательном учреждении.

Одной из важных составляющих в организации процесса подготовки специалистов в настоящее время является включенность их в научно-исследовательскую деятельность, открывающую возможность развивать творческие способности в различных формах профессиональной деятельности, побуждать стремление к углублению знаний, к поиску, формировать аналитические, прогностические, коммуникативные умения, профессиональные и личностные качества. Карьера современного выпускника напрямую зависит от способностей, которыми он овладел в процессе обучения.

Компетентностный подход в определении целей и содержания образования не является качественно новым в отечественной системе образования. А. В. Хуторской отмечает, — «это подход, акцентирующий внимание на результате образования, причём результатом образования становится не сумма усвоенной информации, а способность человека действовать в различных проблемных ситуациях» (6, с. 58).

В настоящее время профессиональное образование ориентировано на работодателей, которые являются потребителями результатов образовательных процессов. Оценить качество образования и подготовленность специалистов можно по уровню их компетентности. По мнению Кирьяковой А. В. профессиональное образование должно быть ориентировано на подготовку компетентного специалиста, способного применять полученные знания и умения, быть готовым к осуществлению определенного вида деятельности в конкретных ситуациях (4, с. 132). В соответствии с видами профессиональной деятельности перед выпускником стоит ряд задач, успешное решение которых зависит от уровня сформированности у него профессиональной компетентности.

Профессиональная компетентность как качество личности формируется на протяжении всей жизни человека. Начальные профессиональные знания, умения, ценности закладываются еще в школе. Поступая в техникум, обучающиеся имеют различные уровень знаний, жизненный опыт, ценностные ориентации. Задача системы среднего профессионального образования — подготовить высококвалифицированного специалиста в выбранной области профессиональной деятельности. Сущность профессиональной компетентности заключается в формировании на базе профессионального образования таких профессионально значимых для личности и общества качеств, которые позволяют человеку наиболее полно реализовать себя в конкретных видах трудовой деятельности. Выполнение стандартов среднего профессионального образования третьего поколения предполагает формирование определенного уровня профессиональной компетентности, позволяющего выпускнику быть конкурентноспособным на рынке труда и активно внедриться в выбранную им профессиональную сферу с целью дальнейшего профессионального самосовершенствования (5, с. 189).

Формирование профессиональной компетентности специалиста в качестве системообразующего фактора продуктивности его профессиональной деятельности — это развитие способности к саморазвитию, самосовершенствованию личности и деятельности, самореализацией и развитием его потребностей и творческих способностей. Профессиональная компетентность и качества личности подвержены развитию, в основе которого лежат, с одной стороны, способности и профессионально значимые мотивы, с другой — реальная деятельность и ее функциональные модели (1, с. 12).

Эффективность процесса формирования профессиональных компетенций выпускников обеспечивается при многообразии различных подходов к его осуществлению, при этом ведущим является компетентностный подход. По мнению Брайденко В. И. данный подход наиболее полно отражает сам феномен профессиональных компетенций, а также требования к содержанию образовательного процесса, направленного на их формирование. Формирование общепрофессиональных компетенций реализуется на основе компетентностного подхода при организации воспитательно-образовательного процесса в системе среднего профессионального образования. Формирование общепрофессиональных компетенций студентов — это процесс развития личности, который происходит под влиянием внешних воздействий, то есть при получении и переносе предметных знаний, умений, индивидуальных способностей на объекты в сфере будущей профессиональной деятельности, приобретение обучающимися опыта в процессе обучения для решения профессиональных проблем и задач в реальных производственных ситуациях.

Развитие профессионального образования может происходить только на основе компетентностного подхода. Поэтому важнейшей задачей среднего профессионального образования в настоящее время является переход от оценки знаний к оценке компетенций. Компетенции и результаты образования тесно связаны между собой. Компетентность в переводе от латинского (competens) — надлежащий; способный. По мнению Кондакова Н. И., компетентный человек — «это человек знающий, сведущий в определенной области; имеющий право по своим знаниям или полномочиям делать или решать что-либо, судить о чем- либо». Компетентность представляет собой способность грамотно решать человеком задачи, возникающие в его жизнедеятельности, в том числе и производственной деятельности.

По мнению Зимней И. А. — компетентностный подход заключается в привитии и развитии у студентов набора ключевых компетенций, которые определяют его успешную самореализацию в профессии и обществе. В отличие от термина «квалификация», компетенции включают помимо сугубо профессиональных знаний и умений, характеризующих квалификацию, такие качества, как инициатива, сотрудничество, способность к работе в группе, коммуникативные способности, умение учиться, оценивать, логически мыслить, отбирать и использовать информацию.

Таким образом, компетентностный подход связан с идеей всесторонней подготовки и воспитания человека не только как специалиста, но и как личности. В связи с вышеизложенным можно определить одну из главных задач системы современного профессионального образования — помочь каждому студенту развить все свои способности.

Важным компонентом компетенций является опыт — интеграция в единое целое усвоенных человеком отдельных действий, способов и приемов решения задач. Мы опираемся на понимание профессиональной компетентности Болотова В. А., который отмечает, что это есть «сформированная в процессе обучения и самообразования система научно-практических знаний и умений, влияющих на качество решения профессиональных задач, и развитые личностно-профессиональные качества, проявляющиеся в деловом и партнерском общении с людьми при решении их жизненных проблем». В качестве одной из важнейших составляющих профессиональной компетентности называет способность самостоятельно приобретать новые знания и умения, а также использовать их в практической деятельности.

Компетентность всегда проявляется в деятельности. Профессиональная компетентность специалиста обнаруживается при решении профессиональных задач. Как правило, под компетентностью понимают владение специалистом набором необходимых для его работы компетенций, либо соответствие данного специалиста требованиям его должности, либо способность специалиста эффективно осуществлять свою профессиональную деятельность (1, с. 14).

Таким образом, о сформированности профессиональной компетентности можно судить по навыкам и умениям, применяемым специалистом для решения сложных задач не только профессионального, но и межличностного характера.

Об успешности реализации компетентностного подхода можно судить по тому, насколько студенты со своей подготовкой оказываются готовыми в будущем выдержать конкуренцию на свободном рынке труда и занять достойное место в обществе.

Профессиональная компетенция будущего специалиста заключается в способности успешно действовать на основе практического опыта, умения и знаний при решении задач профессионального рода, принимать эффективные решения при осуществлении профессиональной деятельности, а также определяет социальную значимость будущего специалиста, его востребованность, мобильность и готовность к инновационной профессиональной деятельности.

Профессиональная компетентность как показатель общего профессионализма формируется в процессе профессионально-ориентированного обучения и имеет деятельностный характер. Данное профессиональное качество динамично и, будучи однажды сформированным, нуждается в постоянном развитии и совершенствовании.

У студента в процессе профессионального обучения могут быть сформированы следующие компетенции:

—          учебно-познавательная компетенция — это совокупность умений и навыков познавательной деятельности;

—          информационная компетенция — это способность самостоятельно искать, анализировать, отбирать, обрабатывать и передавать необходимую информацию;

—          коммуникативная компетенция — это владение навыками взаимодействия с окружающими людьми, умение работы в группе. Знакомство с различными социальными ролями;

—          информационно-коммуникационная компетентность является одной из ключевых компетентностей современного человека и проявляется, прежде всего, в деятельности при решении различных задач и ситуаций с привлечением персонального компьютера и средств компьютерной обработки информации;

—          а также технические навыки, принятие решений, саморазвитие.

Компетентностно-ориентированное профессиональное образование — явление в образовании, вызванное к жизни различными предпосылками. Прежде всего, это реакция профессионального образования на изменившиеся социально-экономические условия, на процессы, появившиеся вместе с рыночной экономикой. Рынок предъявляет к современному специалисту целый пласт новых требований, которые недостаточно учтены или совсем не учтены в программах подготовки специалистов. Эти новые требования, как оказывается, не связаны жестко с той или иной дисциплиной, они носят надпредметный характер, отличаются универсальностью. Их формирование требует не столько нового содержания (предметного), сколько иных педагогических технологий.

Формируя систему предметных знаний и умений, необходимо уделять внимание развитию личностных и социальных компетенций, определяющих (при одном и том же уровне образования) конкурентоспособность выпускника.

В качестве цели при реализации компетентностного подхода в профессиональном образовании выступает формирование компетентного специалиста.

Таким образом, профессиональную компетентность можно определить как теоретическую и практическую готовность к осуществлению профессиональной деятельности.

 

Литература:

 

1.    Байденко В. И., Компетенции в профессиональном образовании (к освоению компетентностного подхода)/В. И. Байденко / Высшее образование в России. — 2004. № 11.

2.    Болотов В. А. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе / В. А. Болотов, В. В. Сериков // Педагогика. — 2003. № 10.

3.    Зимняя И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия. — М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004.

4.    Кирьякова А. В. Ориентационно-ценностные основания компетентностных технологий / Компетентность и технологии образования: Материалы научно-практической конференции. –2008.

5.    Кирьякова А. В. Теория ориентации личности в мире ценностей: монография /А. В. Кирьякова. — Оренбург: Изд-во ОГПУ 1996.

6.    Хуторской А. В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования // Народное образование. — 2003. — № 2.

Основные термины (генерируются автоматически): профессиональное образование, профессиональная компетентность, профессиональная деятельность, знание, способность, подход, умение, процесс обучения, результат образования, формирование.

moluch.ru

Тема 8. Общие и профессиональные компетенции как цели и результат профессиональной подготовки будущих рабочих и специалистов

Современные требования к подготовке профессиональных кадров.

В стандарте предусмотрено использование следующих уровней усвоения:

1.Как параметр мастерства условно – это «ученический уровень деятельности», деятельность по узнаванию, репродуктивная, алгоритмическая;

2.Самостоятельное выполнение по памяти типовых действий. Это – «уровень воспроизведения», при котором заданы цель и ситуация (условия), а от учащегося требуется применить ранее усвоенные действия по выполнению задания, решению задачи;

3.Продуктивная деятельность эвристического типа с опорой на схожие алгоритмы, но в не стандартные ситуации, — «уровень умений».

Понятия «компетенция» и «компетентность».

Компетенция – это совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, и необходимых, чтобы продуктивно действовать по отношению к ним, а компетентность – владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности.

Компетенция – некоторое отчужденное, наперед заданное требование к образовательной подготовке обучающегося, компетентность – уже состоявшееся его личностное качество.

Общие и профессиональные компетенции.

Под общими компетенциями понимают умения, основанные на знаниях, опыте, ценностях, которые получают во всех типах образовательной практики. Их ещё можно назвать базовыми или ключевыми. А профессиональные компетентности — это связанные с областью деятельности навыки, соответствующие методы и технические приемы, свойственные различным предметным областям.

Функциональный анализ деятельности спе­циалиста. Структура трудовой деятельности.

В основе методики разработки профессиональных стандартов,

предлагаемой в настоящем пособии, лежит метод функционального анализа. Данный метод предполагает проведения «инвентаризации» определенной области профессиональной деятельности с точки зрения тех функций, которые должны быть выполнены для того, чтобы эта область профессиональной деятельности могла выполнить свое предназначение. Метод функционального анализа предполагает проведение широкого опроса предприятий отрасли (области профессиональной деятельности), а также учет перспективных тенденций ее развития, включая международные



Связь функционального анализа профессиональной деятельности с профессиональными модулями и профес­сиональными компетенциями.

Использование метода функционального анализа позволяет прозрачно инепротиворечиво описывать требования к трудовой деятельности,которые проецируются в результаты обучения и требования к оценке достижения этих результатов.

В нормативных документах РФ профессиональная компетентность определяется как качество, свойство или состояние специалиста, обеспечивающее вместе или в отдельности его физическое, психическое и духовное соответствие необходимости, потребности, требованиям определенной профессии, специальности, специализации, стандартам квалификации, занимаемой или исполняемой служебной должности. Модель компетенций – это перечень компетенций с конкретными показателями их проявлений в профессиональной деятельности. В модель включаются компетенции наиболее важные для организации на данном этапе развития.

Тема 9. Содержание образования

Проблема содержания обучения и воспитания.

Современные психолого-педагогические взгляды на суть обучения и воспитания основываются на том, что обучение является процессом формирования сознания, а воспитание апеллирует главным образом к подсознанию. На социальном уровне имеет наивысший объем понятия «воспитание». На этом уровне оно рассматривается как форма передачи социального опыта. На педагогическом уровне воспитания, как и обучение, рассматривается как путь образования, их диалектическое единство и составляет образование. Образование — это педагогический процесс, цель которого заключается в выявлении и максимальному развитию индивидуально наиболее значимых позитивных и задатков человека.

Зависимость содержа­ния образования от полити­ческих, социально-экономических, национальных и культурных факто­ров.

Роль образования заключается, однако, не только в получении человеком определенных знаний. Одновременно оно выполняет и другую функцию — прививает способность человеку понимать других людей и взаимодействовать с ними. В российских кризисных условиях задача подготовки мыслящего специалиста должна дополняться не менее важными социокультурными ориентирами. В условиях той угрозы, которую кризис несет духовности человека, упадку его социальных и жизненных сил, остро встают вопросы передачи того, что порой называют «генетическим кодом общества», то есть моральных норм, традиций, ценностей. Сложный социокультурный контекст существования человека важный с точки зрения возможностей его самоопределения, выработки духовно-ценностных ориентаций, которые необходимы для формирования автономной, самоактуализирующейся личности, нынешняя модель образования учитывает лишь в малой степени.

Воздействие развития науки и техники на содержа­ние образова­ния.

На содержание образования влияют потребности общества, которые выступают в качестве объективного фактора. Еще одним из факторов, влияющих на содержание обучения, являются изменения в развитии науки и техники.

Под содержанием образования понимают систему знаний, умений, навыков, а также систему мировоззренческих и нравственно-эстетических идей, которыми должен овладеть учащийся в процессе обучения. Все, что необходимо передать учащимся, должно отбираться в соответствии с поставленными целями развития человечества, в виде информации передается ему.

Принципы отбора содержания образования: интеграция, гуманизация, диф­ференциа­ция и индивидуализация, демократизация и централизация.

Гуманитаризацияпрофессионального образования представляет собой путь, ведущий студента к культуре, к пониманию себя и своего места в мире природы, человеческих отношений, техники. Ее сущностью является «очеловечивание» знаний, превращение их в инструмент духовного формирования личности. Этот процесс может и должен происходить не только при изучении гуманитарных Демократизацияобразования представляет собой следствие гуманизации и рассматривается как расширение прав всех участников педагогического процесса, прежде всего студентов, через предоставление им разнообразного спектра образовательных услуг, альтернативных форм получения образования: индивидуального обучения, экстерната, дистанционного обучения и т. д.; увеличения их роли в решении организационных проблем в учреждении образования, вырабатывания студенческого самоуправления.

Интеграция образования. Тенденция к интеграции определена необходимостью предоставления наибольших возможностей студенту в получении интегрированной профессиональной подготовки, которая дает его свободное перемещение в быстро изменяющейся сфере образования, успешную социализацию и вхождение в культуру.

Со­циокультурный, предметно-информационный, квалификацион­но уровне­вый подходы к содержанию образования.

Социокультурный подход предполагает необходимость формирование ценностного и на его основе ответственного отношения человека к окружающему миру, как основы для «вхождения» в Культуру; организацию такого образовательного процесса и создание такой образовательной среды, чтобы формирование личности протекало в контексте общечеловеческой культуры с учетом конкретных культурных условий жизнедеятельности человека. В концепции информатизации образования отмечается, что изменение содержания образования возможно по нескольким направлениям: а) становление учебных дисциплин, обеспечивающих общеобразовательную и профессиональную подготовку учащихся в области информатики; б) расширение использование средств информатизации, что влечет за собой изменение содержания всех учебных дисциплин на всех уровнях образования; в) моделирование качественно новых целей обучения в направлении подготовки членов будущего «информационного общества», для которого способность к человеческим коммуникациям, активное овладение научной картиной мира, гибкое изменение своих функций в труде и творческое мышление станут очевидной жизненной необходимостью.

В основе термина «квалификационный подход» лежит понятие «квалификация». До недавнего времени все формы работы, связанные с подготовкой кадров, оценкой профессиональной компетентности руководителей, и в том числе в системе художественного образования связывались с понятием «квалификация».

Принципы государст­венной поли­тики в области содержания образования: гуманистический ха­рактер образо­вания, гуманитарная направленность, приоритет общечеловече­ских ценно­стей, жизни и здоровья человека, свободного разви­тия личности.

— основные положения, на к-рых базируется государственная политика в области образования. Основные принципы государственной политики в области образования закреплены в действующем в настоящее время Федеральном законе от 10 июля 1992 го № 3266-1 «Об образовании»: Гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих цен ностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;

 

Федеральный государст­венный образовательный стандарт.

Совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию. К образовательным стандартам, принятым до 2009 года, применялось название «Государственные образовательные стандарты» с 2000 года, до принятия государственных стандартов по каждой ступени общего образования и специальности (направления подготовки) профессионального образования, в рамках общего государственного образовательного стандарта применялись государственные требования к минимуму содержания уровню подготовки выпускника по каждой ступени образования и специальности.

Тема 10. Содержание профессиональной подготовки будущих ра­бочих и специалистов

Структура и содержание профессионального обучения в учреждениях начального и среднего профессионального обучения.

Начальное профессиональное образование обеспечивает работникам возможность иметь рабочую квалификацию или квалификацию служащего по всем основным направлениям общественно-полезной деятельности на базе полученного основного общего образования. Такое образование, соответствующую квалификацию рабочего или служащего и разряд могут быть получены обучающимися в профессионально-технических и иных училищах, лицеях соответствующего уровня и вида. Нормативная продолжительность обучения в подобного типа образовательных учреждениях составляет 2-3 года. Среднее профессиональное образование ориентировано на подготовку специалистов среднего звена. Программы среднего профессионального образования реализуются в техникумах, колледжах, а также в вузах. Национальная система хозяйствования в настоящее время испытывает колоссальную потребность в специалистах среднего звена, таких как бухгалтеры, экономисты, программисты, правоведы, работники культуры. Экономические издержки на подготовку специалистов среднего звена примерно в 1,5-2,0 раза ниже, чем на подготовку бакалавров по направлению или дипломированных специалистов с высшим образованием.

Факторы, детермини­рующие содержание образования: особенности региональной системы ПО, особенности регионального рынка труда.

Региональная образовательная политика направлена на решение социальных задач данного территориального образования, прежде всего его социально-экономическое развитие, удовлетворение потребностей местных рынков труда, а также запросов населения в сфере получения образовательных услуг. На региональную образовательную политику все большее влияние оказывают проблемы занятости и трудоустройств населения региона, миграции и др. Поэтому при организации образовательного процесса должны учитываться экономические, культурологические, географические факторы и интеллектуальный потенциал региона. Эффективность социального взаимодействия общего и профессионального образования в регионе зависит от многих факторов, таких как принципов управления образованием на региональном уровне, удовлетворения потребностей местных рынков труда, законодательной основы взаимодействия указанных уровней образования,запросов населения в сфере получения образовательных услуг и т.д

Основная профессиональная образовательная программа.

Ссогласно Федеральному закону № 273 от 29 декабря 2012 года «Об образовании в Российской Федерации» комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов.

Учебно — программная документация, регламентирующие содержание образования.

РАБОЧАЯ УЧЕБНО-ПРОГРАММНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ — это учебный план для обучения по определенной профессии, разработанной для конкретного учреждения начального профессионального образования, и соответствующие ему учебные программы. Учебно-программная документация (УПД) – это совокупность нормативных документов, определяющих цели, задачи и содержание образования по конкретной специальности. К учебно-программной документации относятся: учебный план специальности; учебные планы специализаций; учебные программы дисциплин. Учебный план специальности – документ, определяющий содержание общеобразовательной, общепрофессиональной и специальной подготовки специалистов конкретной квалификации.

Учебный план. Перечень учебных дисциплин с указанием объема их изучения, в том числе объема аудиторных занятий, с разбивкой по учебным периодам, с указанием видов аттестации и сроков её проведения.

Назначение и структура общепрофессионального цикла.

Общепрофессиональный цикл объединяет дисциплины общеобразовательного компонента и общепрофессионального цикла – это: анатомия, фармакология, латинский язык, основы патологии, информационные технологии, химия, биология, микробиология, здоровый человек и его окружение, основы медицинской генетики, медицинская психология и др. предметы. Изучение этих дисциплин создает прочную основу для освоения клинических дисциплин и подготовки конкурентоспособных специалистов.

Рабочие программы учебных дисциплин и профессиональных модулей.

Рабочая программа – нормативный документ, определяющий результаты обучения, критерии, способы и формы их оценки, а также объем, порядок, содержание обучения и требования к условиям реализации учебной дисциплины, профессионального модуля, учебной и производственной практики. Рабочая программа разрабатывается по каждой учебной дисциплине и профессиональному модулю для всех форм обучения: очная и заочная, для каждой специальности.

Профессиональный модуль: назначение, струк­тура.

Профессиональный модуль — это часть основной профессиональной образовательной программы, имеющая определённую логическую завершённость по отношению к заданным Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) результатам образования, предназначенная для освоения профессиональных компетенций в рамках каждого вида деятельности. В состав модуля входит следующий комплект документации:1. Спецификация модуля.2. План обучения и сценарии занятий.3. Руководство по оценке модуля.4. Памятка по оценке для студента.5.Практические задания. 6.Комплексное практическое задание.7. Контрольная ведомость студента.

Понятие «междисциплинарный учебный курс»: интеграция содержа­ния, структура построения.Междисциплинарные курсы — (далее МДК) учебные дисциплины, содержание которых ориентировано на максимальную адаптивность к требованиям и потребностям учеников. Междисциплинарность курсов определяется взаимосвязью с несколькими науками и предметными областями, максимальной гибкостью содержания, высокой степенью свободы учителя в выборе форм и методов обучения. Содержание МДК определяется познавательными и возрастными особенностями учеников, логикой изложения МДК, научными предпочтениями учителя и требованиями к результатам обучения. МДК чаще всего входят в вариативную часть учебного плана.

Учебная практика: образовательные цели, функ­ции и содержание.

Это составная часть программы высшего образования, одна из форм учебного процесса на первом или втором курсе вуза. Она заключается в практической подготовке будущего специалиста и закрепляет полученные теоретические знания. Цель учебной практики – приобретение первичного профессионального опыта. Реализация этой цели предусматривает: общее знакомство с деятельностью предприятия, его структурой, системой управления и организационно-правовой формой; изучение функций подразделений предприятия; изучение нормативно-правовых документов, касающихся вопросов управления, и законодательных актов, которые регулируют деятельность предприятия; практическое знакомство с вашей специальностью и её особенностями; сбор материалов для написания курсовых работ..

Производственная практика: образовательные цели, функ­ции и содержание.

Производственная практика – неотъемлемая часть учебного процесса в подготовке квалифицированных специалистов. Эту форму учебных занятий студенты вузов и ссузов проходят на предприятиях и в учреждениях, соответствующих их специальности. Задачами производственной практики являются: закрепление и проверка теоретических знаний, приобретенных в университете или в колледже, освоение технологических процессов, приобретение профессиональных навыков, адаптация студентов к реальным производственным условиям. Условия производственной практики максимально приближены к будущей профессиональной деятельности студентов.

 

megaobuchalka.ru

Что такое профессиональные компетенции?

Сегодня часто применяется термин «профессиональная компетенция». В толковых словарях компетенция определяют, как осведомленность, эрудирован­ность. В переводе с латинского «competentia» означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом латинский язык: competo — добиваюсь, соответствую, подхожу. Одним словом, профессиональная компетенция — это способность конвертации знаний, умений и навыков в практику.

Первые две составляющие, думаю, всем понятны. Знания — это сведения, необходимые для трудовой деятельности. Умения — это применение знаний на практике. Навыки — это действия, которое, благодаря многократному повторению, выполняются неосознанно, т.е. доведено до автоматизма. Это, так называемые профессиональные навыки («хардскилз», англ. Hard skills — «твердые навыки»), которые можно наглядно продемонстрировать. Они входят в перечень требований, изложенных в должностных инструкциях, их легко разложить на ряд простых операций. Обратите внимание, именно о профессиональных навыках идет речь в статье 195 Трудового кодекса РФ, при определении квалификации работника («Квалификация работника – уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника»). Навыки Hard skills мы можем легко наблюдать в повседневной жизни. Например, набор текста на компьютере, работа с оборудованием, использование компьютерных программ.

Профессиональные компетенции являются одним из основных параметров, по которому оценивается человеческий капитал компании. Сегодня интеллектуальная составляющая оказывается ключевой в деловой репутации современного бизнеса. Однако, основную роль в успехе на различных местах работы играют не столько профессиональные специальные знания и навыки, сколько мягкие навыки (soft skills).

Soft skills — (англ. «мягкие» навыки) универсальные компетенции, которые не поддаются количественному измерению. Иногда их называют личными качествами, потому что они зависят от характера человека и приобретаются с личным опытом. Это умение работать в команде, коммуникабельность, самоорганизация, принятие решений. Т.е. это то, что мы с вами пишем в резюме в графе «Личные качества». Наверно правильнее было бы их называть «гибкими» навыками. Ведь это умение кооперироваться и взаимодействовать «на равных», в горизонтальных структурах.

Сегодня все больше и больше работодателей требуют от своих подчиненных (особенно тех, что занимают руководящие должности) и соискателей работы, которые только желают устроиться в компанию, наличия soft skills.
При этом чем выше вы идете по карьерной лестнице, тем большую роль играют социальные навыки в вашей жизни, в то время как профессиональные отходят на второй план.

На Мировом экономическом форуме в Давосе — 2016 эксперты по рынку труда перечисляли человеческие качества, которые будут наиболее востребованы к 2020 году: умение видеть и решать проблемы комплексно, критическое мышление, креативность, навыки совместной работы с людьми и эмоциональный интеллект. Значительная часть этих качеств относится к категории soft skills, которые напрямую связаны с умением выстраивать отношения с людьми.

Вот и Национальное агентство развития квалификаций выступило инициатором обсуждения внедрения soft skills в профессиональные стандарты и квалификации.

«Наша задача – обсудить, насколько мы готовы включить общие компетенции в Национальную систему квалификаций, которая охватывает как сферу труда, так и сферу подготовки кадров, обеспечивая устойчивое взаимодействие через профессиональные и образовательные стандарты, профессиональные квалификации и учебные программы, независимую оценку квалификаций.

Материал подготовлен: ХАБПрофстандарт

cok-ps.ru

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ — это… Что такое ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ?


ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ.

Способность преподавателя к успешной профессиональной деятельности; включает знания из области дидактики, психологии, языкознания, методики, психолингвистики и других наук, значимых для деятельности педагога, владение профессиональными умениями (конструктивными, организаторскими, гносеологическими, коммуникативными), а также умениями, позволяющими организовать деятельность учащихся и управлять такой деятельностью. П. к. – одна из основных целей обучения в педагогическом вузе и на курсах повышения квалификации преподавателей языка. Включает следующие виды компетенции: a) языковую компетенцию – дает представление о системе языка и об умении ею пользоваться для понимания речи других людей, выражения собственных мыслей (в устной и письменной форме), а также анализа речи учащихся с точки зрения ее соответствия нормам изучаемого языка;

б) речевую и коммуникативную компетенции – обеспечивают способность пользоваться языком как средством общения в различных его сферах и в разных ситуациях;

в) методическую компетенцию – способность пользоваться языком в профессиональных целях, обучать языку. См. также профессиональные умения преподавателя.

Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). — М.: Издательство ИКАР. Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин. 2009.

  • ПРОФЕССИОГРАММА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ
  • ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБУЧЕНИЯ ЯЗЫКУ

Смотреть что такое «ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ» в других словарях:

  • КОМПЕТЕНЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ — КОМПЕТЕНЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ. См. профессиональная компетенция …   Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

  • Компетенция (значения) — Компетенция (от лат. competere  соответствовать, подходить)  это личностная способность специалиста (сотрудника) решать определенный класс профессиональных задач. Также под компетенцией понимают формально описанные требования к… …   Википедия

  • ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБУЧЕНИЯ ЯЗЫКУ — ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБУЧЕНИЯ ЯЗЫКУ. Обучение иностранному языку с учетом будущей профессии, например, преподаватель иностранного (русского языка), исследователь языка, переводчик. См. профессиональная компетенция, профессиональная… …   Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

  • Компетенция — В Викисловаре есть статья «компетенция» Компетенция (от лат. competere  соответствовать …   Википедия

  • компетенция Профессиональная — (от лат. competentia принадлежность по праву) круг вопросов, решение которых входит в обязанности специалиста [81, c. 295] …   Современный образовательный процесс: основные понятия и термины

  • Цели и задачи обучения — активное владение языком, владение языком, владение языком активное, воспитательная цель обучения, вторичная языковая личность, грамматическая компетенция, задачи обучения, коммуникативная задача, коммуникативная компетенция, коммуникативная… …   Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

  • Подготовка судебных экспертов-психологов — В РФ исторически сложилось несколько систем подготовки и сертификации судебных психологов экспертов. Первая – Министерства юстиции. В каждом регионе страны, как правило, располагается базовая ЛСЭ (Лаборатория судебных экспертиз), проводящая… …   Энциклопедия современной юридической психологии

  • Федеральный суд США — (USA Federal judiciary) Федеральный суд США это орган судебной власти США федерального уровня, созданный правительством для разрешения споров федерального уровня Федеральный суд США: федеральная судебная система США, кем назначаются судьи… …   Энциклопедия инвестора

  • УЧАСТНИКИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА — автономия обучающегося, адресант, адресат, бакалавр, билингв, билингвальный тип обучения, воспитывающая функция преподавателя, воспитывающее обучение, грамматический тип обучения, группа, групповая деятельность, групповые нормы, деловой стиль,… …   Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

  • Альтернативные теории ВИЧ-инфекции и СПИДа — Фото вируса ВИЧ сделанное с помощью электронного микроскопа[1]. СПИД диссиденты ставят под сомнение связь между болезнью СПИД и данным вирусом или вообще оспаривают существование вируса ВИЧ …   Википедия

methodological_terms.academic.ru

Профессиональная компетенция и компетентность

Поделись с друзьями

Компетенция, профессиональная — способность успешно действовать на основе практического опыта, умения и знаний при решении задач профессионального рода деятельности;

Компетенция (управление персоналом)— это личностная способность специалиста (сотрудника) решать определенный класс профессиональных задач. В управлении персоналом чаще под компетенцией понимают формально описанные требования к личностным, профессиональным и др. качествам кандидата на поступление, сотрудника, или к группе сотрудников компании

Таким образом, к числу ключевых компетенций топ-менеджера мы относим:

  • умение работать с целями и ценностями компании;
  • способность к эффективным внешним и внутренним коммуникациям;
  • умение точно подбирать ключевых сотрудников компании и использовать в бизнесе их наиболее сильные стороны.

Важнейшими компетенциями руководителя, которые напрямую связаны с вопросами обеспечения конкурентоспособности компании, сегодня становятся умение эффективно организовать собственное время и время сотрудников компании, т.е. персональный и корпоративный тайм-менеджмент. Очевидно, что длительная плодотворная и результативная работа невозможна без умения отдыхать, а инновационность крайне проблематична без способности топ-менеджера к поиску нетривиальных решений.

Компете́нтность — наличие знаний и опыта, необходимых для эффективной деятельности в заданной предметной области. Компетентность (лат. competens — подходящий, соответствующий, надлежащий, способный, знающий) — качество человека, обладающего всесторонними знаниями в какой-либо области и мнение которого поэтому является веским, авторитетным; Компетентность — способность к осуществлению реального, жизненного действия и квалификационная характеристика индивида, взятая в момент его включения в деятельность; поскольку у любого действия существуют два аспекта — ресурсный и продуктивный, то именно развитие компетентностей определяет превращение ресурса в продукт; Компетентность — потенциальная готовность решать задачи со знанием дела; включает в себя содержательный (знание) и процессуальный (умение) компоненты и предполагает знание существа проблемы и умение ее решать; постоянное обновление знаний, владение новой информацией для успешного применения этих знаний в конкретных условиях, т.е. обладание оперативным и мобильным знанием; Компетентность — это обладание определённой компетенцией, т.е. знаниями и опытом собственной деятельности, позволяющими выносить суждения и принимать решения

students-library.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *