Что такое модернизация в обществознании – ЕГЭ. Общество. Тема 8. Модернизация. Инновация |

Модернизация общества | Понятия и категории

МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВА — в широком смысле глубокое обновление социально-экономических, политических, культурно-духовных основ жизни общества путем различных нововведений и усовершенствований. В более узком смысле под модернизацией общества понимается процесс перехода от аграрного общества к индустриальному через промышленный переворот, индустриализацию, развитие частной собственности, национального рынка, социальной и производственной инфраструктуры, через создание адекватной либерально-демократической политико-правовой системы (правового государства и гражданского общества).

В настоящее время термин чаше всего употребляется в связи с переходом ряда стран в постиндустриальное состояние.

Различают два вида модернизации: органическая и неорганическая. Органическая модернизация является моментом собственного развития страны и подготовлена всем ходом предшествующей эволюции. Такая модернизация начинается не с экономики, а с культуры и изменения общественного сознания. Капиталистическая модернизация в этом случае возникала как естественное следствие изменений в укладе жизни, традициях, мировоззрении и ориентациях людей (Англия, США, Франция, Нидерланды, Норвегия, Швеция, Италия и пр.).

Неорганическая модернизация — ответ на внешний вызов со стороны более развитых стран. Она представляет собой способ, модель «догоняющего развития», предпринимаемый сверху правительством с целью преодолеть историческую отсталость, избежать иностранной зависимости и сохранить традиционные институты власти. Неорганическая модернизация начинается не с культуры, а с экономики (ведущих отраслей) и в меньшей степени — с политики. Принципы модернизации не успевают охватить подавляющее большинство населения, поэтому не получают прочной социальной поддержки. Во многом именно так происходило в России, в Германии и Японии в XIX — начале XX в. В последних двух странах неорганическая модернизация в нач. XX в. переросла в органическую.

Словарь терминов и понятий по обществознанию. Автор-составитель А.М. Лопухов. 7-е изд. переб. и доп. М., 2013, с. 219-220.

ponjatija.ru

Что такое модернизация в обществознании. Социальная модернизация общества

Под модернизацией мы понимаем макропроцесс перехода от традиционного к современному обществу – обществу модерна.

Сегодня понятие модернизации рассматривается преимущественно в трех различных значениях:

1) как внутреннее развитие стран Западной Европы и Северной Америки, относящееся к европейскому Новому времени;

2) догоняющая модернизация, которую практикуют страны, не относящиеся к странам первой группы, но стремящиеся их догнать;

3) процессы эволюционного развития наиболее модернизированных обществ (Западная Европа и Северная Америка), т.е. модернизация как некий перманентный процесс, осуществляющийся посредством проведения реформ и инноваций, что сегодня означает переход к постиндустриальному обществу.

Мы знаем, что культурная антропология возникла в процессе изучения традиционных, архаических формхы сосуществования людей. Достаточно вспомнить работы классиков культурной антропологии А. Крёбера, Л. Уайта, М. Херсковица, Э. Тайлора.

В культурной антропологии эволюция множества традиционных локальных культур осуществлялась преимущественно в двух формах:

1) как линейно-стадиальная эволюция прогрессивного характера от относительно простых обществ ко все более сложным. Это понимание коррелирует с классическим пониманием модернизационных процессов. Эти взгляды в большей или меньшей степени разделяли в Англии – Г. Спенсер, Дж. Мак-Леннан, Дж. Лебок, Э. Тайлор, Дж. Фрезер; в Германии – А. Бастиан, Т. Вайц, Ю. Липперт; во Франции – Ш. Летурно; в США – Л.Г. Морган;

2) как многолинейное развитие различных типов культур. В последнем случае больший акцент делался на своеобразии модернизационных процессов и вариантов модерна, которые вследствие этого возникают. Модернизация рассматривается, скорее, как реализация разнообразных исторически обусловленных типов. Так, известный специалист в области модернизационных трансформаций Ш. Эйзенштадт полагает, что в настоящее время существует и развивается множество цивилизаций. Проблема состоит в том, что эти цивилизации, имея много сходных компонентов и постоянно находя точки пересечения между собой, продолжают развиваться, рождая новые варианты различных аспектов модернизма, каждая из которых предлагает собственную программу культурного развития. Все это способствует диверсификации подходов к пониманию модернизма и к оценке культурных программ, выдвигаемых различными частями современных обществ.

Говоря о генеалогии самого слова «modern», немецкий философ Ю. Хабермас отмечет, что оно впервые используется в Европе в конце V в. в целях разграничения получившего официальный статус христианского настоящего и языческого римского прошлого. В последующие эпохи содержание этого понятия менялось, но лишь эпоха Просвещения и затем романтизма наполнила его смыслом, соотносимым с современным. Модерным, современным с тех пор считается то, что способствует объективному выражению спонтанно обновляющейся актуальности духа времени.

В результате ускорения имманентного развития в период Нового времени в Европе сложилась особая цивилизация модерна, радикально отличающаяся от традиционного общества. Она возникла в Западной Европе благодаря формированию протестантской трудовой этики, рыночной экономики, бюрократии и правовой системы. В Западной Европе макропроцесс модернизации – перехода от традиционного (доиндустриального) общества к обществу модерна занял несколько столетий (промышленный переворот в Англии, укрепление буржуазии и обретение ею политической власти в результате английской 1640–1642 г., американской 1776 г. и Великой французской 1789 г. революций).

Обычно выделяют три периода модернизации: I период – конец XVIII – начало XX в.; II период – 20–60-е годы XX в.; III период – 70–90-е годы XX в. Ряд авторов, в частности Ю. Хабермас и Э. Гидденс, полагают, что эпоха модерна продолжается сегодня, как продолжается и процесс модернизации. Некоторые авторы полагают, что модерн (современность) не может быть завершен в принципе. Так, сенегальский социолог С. Амин утверждает, что «современность (modernity) незавершенна, она открывает двери в неизведанное. Современность незавершаема по своей сути, но она предполагает последовательность форм, которые очень разнообразно преодолевают противоречи

money-trans.ru

57. Модернизация общества

Наиболее полное определение модернизации дал в 1960-е годы Ш.Эйзенштадт: «Модернизация — это процесс поступательного развития общества в направлении той социально-экономической и политической системы, которая сформировалась в Западной Европе и Северной Америке в период с XVII по XIX век, затем распространилась на другие европейские страны, охватив в XIX и XX веках южноамериканский, азиатский и африканский континенты»[318]. М.Леви трактовал модернизацию как социальную революцию, заходящую столь далеко, насколько это возможно без разрушения самого общества. Модернизация предполагает создание рыночного общества западного, т.е. капиталистического типа. Начало тому было положено еще в эпоху Реформации и достигло пика в эпоху Просвещения. В те времена происходит рождение капитализма, индустриального общества и новой, основанной на рационализме и протестантских ценностях, культуры. Культура «модернити», вот уже четыре века определяющая развитие европейской цивилизации, основывается на идее прогресса и общечеловеческих ценностях, которые ныне дороги сердцу каждого европейца: демократическую политическую систему, экономическую свободу, профессиональное мастерство, автономию личности, институты гражданского общества и правовое государство. Содержательное ядро модернити составляют рационализм, расчетливость, урбанизация и индустриализация. Неотъемлемым элементом новой жизни является также изменение политических отношений на основе уважения прав человека, установления принципа разделения властей, обеспечения свободы слова и всемерного вовлечения граждан в политический процесс. Модернизация — процесс становления, а затем распространения западного (рыночного и демократического) типа общества на незападные общества. Модернизация — это в первую очередь культурное, во вторую — социально-экономическое и в третью — политическое становления современного европейского (а затем уже всех других) общества в течение последних 400 лет.

Результатом «догоняющей» модернизации часто становится потеря традиционной культуры без обретения новой. Модернизация «догоняющего» типа создает явное неравенство, обещая при этом равные шансы, и, поскольку на деле эти шансы — далеко не для многих, порождает социальное недовольство, неустойчивость, сопротивление. Вместе с тем анклавная «догоняющая» модернизация, ломая традицию, ставит общество перед отсутствием духовной перспективы. Обязательной нормой жизни общества становится мелкий бизнес, в него вовлекаются огромные людские массы. Общество развивается, не имея духовных ориентиров. «Догоняющая» стратегия предполагает, что Северная Америка и Западная Европа остаются неизменными, дожидаясь, так сказать, отставших соседей. Однако сейчас весь мир радикально трансформируется. Многие развитые западные страны находятся в переходном состоянии. Глобализация как новый тип социальной трансформации (как в плане институциональном, так и в ценностном отношении) — еще один фактор, который не позволяет модернизирующимся странам, в частности России, только перенимать и имитировать структуры западного общества, тем более что те сами подвергаются интенсивным изменениям. Глобализация в этом случае оборачивается противоположностью модернизации, ибо догонять и имитировать в ее условиях — значит обрекать себя на прогрессирующее отставание. Быть похожим на других сегодня не годится. Сегодня надо быть лучшим или уникальным.Достойным образом интегрировать страну в глобальную экономическую систему «догоняющая» модернизация неспособна.

Приведем мнение С. Хантингтона, который указывает на возможность нескольких путей развити. Первый путь — вестернизация без модернизации. Хотя многим подобная возможность представляется сомнительной, подобный опыт эмпирически известен. Вестернизация без модернизации заключается в поверхностном, иногда операциональном усвоении западных принципов и разрушении собственных культурных традиций без восприятия западных культурных устоев. Такое общество называют разрушенным традиционным обществом, не перешедшим на следующую ступень развития.

Второй путь — это модернизация без вестернизации. Поскольку классическая модернизация всегда сопровождалась вестернизацией, такой способ развития стал принципиально новым. Иногда его называют постмодернизацией. По этому пути пошли новые индустриальные страны Юго-Восточной Азии. Они модернизировалась, не меняя своей идентичности. После Второй мировой войны американские оккупационные власти в Японии потребовал слома коллективных структур как проводников милитаристского сознания, и началась либерализация, но она привела лишь к разрушению традиционного общества. Японцы модернизировались на собственной культурной основе, то есть они, не меняясь культурно, начали производить современную продукцию, осуществили технологическую революцию. Однако в 90-х годах в экономике Японии наступила стагнация, и многие считают это следствием недостаточной вестернизации.

Третья форма развития, показывает Хантингтон, — догоняющее развитие, при котором пропорции модернизации и вестернизации примерно одинаковы. По этой модели развивались Россия, Турция, Мексика и некоторые другие страны. Но и эта модель, обеспечив ряд достижений, в конечном итоге ведет в тупик. Во-первых, ускоренная трансформация, которую переживает сегодня сам Запад, не позволяет установить, какую фазу развития Запада предстоит догонять. И второе: если рекультуризация, или отрицание собственной культуры, — элемент вестернизации — осуществляется слишком быстро либо в оскорбительной манере, то неизбежны откаты назад. Неудачи российских реформ в 90-е годы наглядно иллюстрируют данный тезис, показывая опасность возврата если не к прежним формам правления, то к новым формам социальной деструкции и маргинализации.

Наиболее адекватной формой развития обществ Хантингтону представляется национальная модель модернизации, возникающая на некотором уровне того, что он называет уже достигнутой вестернизацией. По мнению Хантингтона, надо пройти какой-то уровень вестернизации, а далее перейти к тому, что я называю национальной моделью модернизации, — к тому типу развития, который диктуется национальными нуждами. «Национальный» в данном контексте понимается как соответствующий интересам основной геополитической единицы современности — национального государства. Получается, что необходимый и достаточный уровень усвоения западного опыта ведет сегодня к национальной модели развития, а значит, к многообразию типов модернизации, возникающих на современном этапе развития.

studfiles.net

Многовариантность общественного развития (типы обществ)

I. Характер общественного развития: реформа и революция, инновация и модернизация

1. Реформы, их виды и направления.


1.1. Реформа (от фр. reforme, лат. reformare — преобразовывать) – степень усовершенствования в какой-либо сфере общественной жизни, проводимого одновременно, через ряд постепенных преобразований, не затрагивающих фундаментальные основы (системы, явления, структуры)

1.2. Виды реформ:

  • Прогрессивные (например, реформы 60-70-х гг. XIX в. в России — Великие реформы Александра II)
  • Регрессивные (реакционные) (например, реформы второй половины 80-х — начала 90-х гг. XIX в. в России — «Контрреформы» Александра III)

1.3. Направления реформ

  • Социальные – преобразования, изменения, переустройства каких-либо сторон общественной жизни, не уничтожающие основ социальной системы (эти реформы непосредственным образом связаны с людьми)
  • Политические – изменения в политической сфере общественной жизни (изменения в Конституции, избирательной системе, расширение гражданских прав и т.п.)
  • Экономические – преобразования хозяйственного механизма: форм, методов, рычагов и организации управления хозяйством страны (приватизация, закон о банкротстве, антимонопольные законы и т.п.)

Реформы могут проходить во всех сферах общественной жизни.

Степень реформистских преобразований может быть очень существенной, вплоть до изменений общественного строя или типа экономической системы: реформы Петра I, реформы в России в начале 90-х гг. XX в.

2. Революции и их виды.

2.1. Революция (от лат. revolutio — поворот, переворот) – коренное, качественное изменение всех или большинства сторон общественной жизни, затрагивающее основы существующего социального строя

2.2. Виды революций:

  • Долговременные (например, неолитическая революция – 3 тыс. лет, промышленная революция – XVII-XVIII вв.)
  • Кратковременные (например, Февральская революция 1917 г. в России)


3. Инновации.
В современном обществознании акцент переносится с дилеммы «реформа или революция» на «реформа — инновация», где инновация рядовое, однократное улучшение, связанное с повышением адаптационных возможностей социального организма в данных условиях.


4. Модернизация.
В современной социологии общественное развитие связывается с процессом модернизации.

Модернизация — это процесс перехода от традиционного, аграрного общества к обществам современным, индустриальным.

Классические теории модернизации:

  • «первичная» модернизация (развития западного капитализма).
  • «вторичная» или «догоняющая» модернизация (осуществляется в условиях существования «образца» западноевропейской либеральной модели; часто понимается как вестернизация, т.е. процесс прямого заимствования). По сути данная модернизация представляет собой всемирный процесс вытеснения локальных, местных типов культур и социальной организации «универсальными» (западными) формами современности.

II. Классификации (типологии) обществ

1.     Различные классификации обществ

 


Критерий

Типы обществ

Наличие письменности

Дописьменные

Письменные

Число уровней управления обществом и степень его дифференциации

Простые (нет руководителей и подчиненных, богатых и бедных)

Сложные (несколько уровней управления и несколько социальных слоев населения)

Уровень развития

Развитые, развивающиеся, отсталые общества

Формационный признак

Бесклассовые общество:

  • первобытное общество,

 

  • коммунистическое общество

Классовые общества:

  • рабовладельческое общество,
  • феодальное общество,
  • капиталистическое общество,

2.    

Формационный и цивилизационный подходы

    Формационный подход (основоположники К. Маркс (1818—1883) и Ф. Энгельс (1820—1895). Ключевое понятие – «общественно-экономическая фор­мация».

    Общественно-экономическая формация (от лат. formatio — образование, вид) — это общество, находящееся на определенной ступени исторического развития, взя­тое в единстве всех его сторон, с присущим ему спосо­бом производства, экономическим строем и возвышаю­щейся над ним надстройкой

    Структура:


    Надстройка
    — это совокупность идеологических от­ношений, взглядов и учреждений (философия, рели­гия, мораль, государство, право, политика и др.), воз­никающая на основе определенного экономического базиса, органически связанная с ним и активно воз­действующая на него

    Способ производства


    Базис
    — это экономический строй (совокупность производственных отношений, т. е. отношений, не зависящих от сознания людей, в которые люди всту­пают в процессе материального производства)

     

    Производительные силы — это средства производ­ства и люди, обладающие производственным опы­том, навыками к труду


    Производственные отношения
    – отношения людей, складывающиеся в процессе производства


    Тип надстройки преимущественно определяется характером базиса.
    Он же представляет собой основу формации, определяя принад­лежность того или иного общества.

    3. Традиционное, индустриальное, информационное общество

    Линии сравнения

    Традиционное

    (доиндустриальное)

    Индустриальное

    Постиндустри­альное

    (инфор­мационное)

    Основной фактор производ­ства

    Земля

    Капитал

    Знания

    Основной продукт производ­ства

    Пища

    Промышлен­ные изделия

    Услуги

    Характер­ные черты производ­ства

    Ручной труд

    Широкое   при­менение   меха­низмов,   техно­логий

    Автоматизация производства, компьютериза­ция общества

    Характер труда

    Индивидуаль­ный труд

    Преимущест­венно стан­дартная де­ятельность

    Резкое повы­шение творче­ского начала в труде

    Занятость населения

    Сельское      хо­зяйство — око­ло 75%

    Сельское хо­зяйство — око­ло 10%, промышлен­ность — 85%

    Сельское хозяй­ство — до 3%, промышлен­ность — около 33%, услуги — около 66%

    Основной вид экс­порта

    Сырье

    Продукты про­изводства

    Услуги

    Социаль­ная  струк­тура

    Сословия, классы, вклю­ченность всех в коллектив; замкнутость социальных структур; низ­кая социаль­ная мобиль­ность

    Классовое деле­ние; упроще­ние социальной структуры; подвижность и открытость социальных структур

    Сохранение со­циальной диф­ференциации; рост числен­ности среднего класса; про­фессиональ­ная дифферен­циация в зави­симости от уровня знаний, квалификации

    Продолжи­тельность жизни

    40—50 лет

    Свыше 70 лет

    Свыше 70 лет

    Воздейст­вие челове­ка на при­роду

    Локальное, не­контролируе­мое

    Глобальное, не­контролируе­мое

    Глобальное, контролируе­мое

    Взаимо­действие с другими странами

    Несуществен­ное

    Тесная взаимо­связь

    Открытость об­щества

    Полити­ческая жизнь

    Преобладание монархиче­ских форм правления; по­литические свободы отсут­ствуют; власть выше закона, для нее не нуж­ны обоснова­ния; сочетание самоуправляю­щихся общин и традицион­ных империй

    Провозглаше­ние политиче­ских свобод, равенства пе­ред законом, демократиче­ские преобразо­вания; власть не воспринима­ется как дан­ность, от нее требуется обос­нование права на лидерство

    Политический плюрализм, сильное граж­данское об­щество; воз­никновение но­вой формы демократии — «демократии консенсуса»

    Духовная жизнь

    Господствуют традиционные религиозные ценности; одно­родный харак­тер культуры; преобладает устная переда­ча информа­ции; малое ко­личество обра­зованных людей; борьба с неграмотно­стью

    Утверждаются новые ценнос­ти прогресса, личного успе­ха, веры в нау­ку; возникает и занимает лиди­рующие пози­ции массовая культура; подготовка спе­циалистов

    Особая роль науки, обра­зования; раз­витие индиви­дуализиро­ванного сознания; непрерывное образование

    humanitar.ru

    Обществознание ПО-5

    1. Понятие модернизации.
    2. Теория модернизации.
    3. Типы модернизации.


    Понятие модернизации

    Сам термин пришел к нам из английского языка: “modern” – обновленный, современный. Отсюда и слово «мода», которое и означает «новейший, пользующийся спросом, востребованный».

    МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВА — в широком смысле глубокое обновление социально-экономических, политических, культурно-духовных основ жизни общества путем различных нововведений и усовершенствований.

    В более узком смысле под модернизацией общества понимается процесс перехода от аграрного общества к индустриальному.
    Как правило, этот глобальный переход в развитии общества происходит через:

    • промышленный переворот,
    • индустриализацию,
    • развитие частной собственности, национального рынка, социальной и производственной инфраструктуры
    • создание либерально-демократической политико-правовой системы (правового государства и гражданского общества).

    В настоящее время термин чаше всего употребляется в связи с переходом ряда стран в постиндустриальное состояние.
    Модернизация необходима постольку, поскольку она позволяет обществу избегать застоя, развиваться и соответствовать вызовам истории.

    Модернизация это всё тоже развитие, которое характеризуется:

    • Направлением
    • может быть со знаком плюс (тогда мы говорим о прогрессе)
    • со знаком минус (и тогда мы подразумеваем регресс)
    • методами становления
    • революция
    • реформы

    Последствия перехода от сельскохозяйственных обществ к индустриальным так сильно сказались на социальных нормах, что породили совершенно новую дисциплину — социологию, которая стремится описать и понять эти изменения. Практически все великие социальные мыслители конца XIX века — включая Макса Вебера, Эмиля Дюркгейма — посвятили свои исследования выяснению природы этого перехода. Так на свет появилась теория модернизации.

    — читать лекцию далее …


     

     

    www.bguor.ru

    урок по обществознанию на тему «Модернизация» (10 класс)

    Урок №                                                                                                                       10 класс

    Тема урока: Модернизация.

    Тип урока: урок усвоения новых знаний.

    Цель: дать усвоения основных понятий урока; сформировать представление о модернизации, раскрыть сущность органической и неорганической модернизации; воспитать интерес к уроку.

     

    Ход урока:

    1.      Организационный момент

    2.      Актуализация знаний.

    3.      Объяснение нового материала.

    I. Понятие модернизации. В мировой социологии описывают переход от доиндустриального к индустриальному, а затем и к постиндустриальному обществу. Слово «модернизация» пришло  из английского языка. Обозначает усовершенствования, отказ от старых форм и поиск новых.

     

    Вопрос: на что опирается теория модернизации? Стр. 42

     

    Термин модернизация относится не ко всему периоду социального прогресса, а только к одному этапу – современному. С перевода с английского означает «осовременивание» . Так как современный период человечества истории датирует с момента зарождения, а затем и расцвет капитализма, суть модернизации связывают со всемирным распространением по земному шару ценностей и достижений именно этой формации. Идет речь о рационализме, расчетливости, урбанизации, индустриализации.

     

    Вопрос: Лидеры модернизации? Стр. 42

     

    Модернизация призвана объяснить то, каким образом запоздавшие в своем развитии страны могут достичь современной стадии и решить внутренние проблемы, на нарушая очередности этапов. Она может указать способ вхождения в мировое сообщество.

     

    II. Органическая модернизация. Ученики записывают. Такая модернизация начинается не с экономики, а с культуры и изменения общественного сознания. Примеры стр. 43

     

    III. Неорганическая модернизация.  Ученики записывают. Представляет собой способ догоняющего развития, предпринимаемый правительством с целью преодолеть историческую отсталость и избежать иностранной зависимости.  Примеры стр. 43

     

    Неорганическая модернизация совершается путем закупки зарубежного оборудования и патентов, приглашения специалистов, обучения за рубежом. Изменения происходят и в социальной и политической сферах: резко изменяется система управления, вводятся новые властные структуры.

     

    Вопрос: где это происходило стр. 43.

     

     За короткий период неорганическая модернизация сменилась органической. Япония служит примером подражания. Иначе обстоит дело в России.

    Неорганическая модернизация начинается не с культуры, а с экономики и политики. Иначе говоря, неорганическая сверху, а органическая снизу.

     

    Вопрос: найдите в учебнике и ответьте на вопрос:  принципы модернизации охватили все население? Стр. 44

    Огромную роль в развитии общества и в переходе от индустриального к постиндустриальному обществу сыграл технический прогресс. Он преобразил человеческое общество.

    Благодаря процессу оно сегодня вступает в эпоху безлюдного производства. В 2000 г. так называемые «белые воротнички» — работники, занятые в автоматизированном производстве, научных и прикладных разработках, а также в сфере информации, — составили в развитых странах около 90% рабочей силы.

     

    Вопрос: какая возникла особая форма занятости? Стр. 44

     

    О новом этапе развития индустриального общества заговорили  во второй половине XX века, когда темпы научно-технического прогресса превысили мыслимые социальные реалии. Им стало «постиндустриальное» общество, придуманное Д. Беллом. Кроме того используют и другие термины: «вторая промышленная революция» «третья волна»,  «супериндустриальное общество» «третья индустриальная революция»,   «кибернетическое общество».

     

    70-е годы XX века послужили точкой отсчета нового этапа в развитии человеческого общества.

     

    Вопрос: Чем она характеризуется? Стр. 45.

     

    Агробизнес, нефтехимия, генная инженерия, компьютерная техника свидетельствуют о лидирующей роли технологии в обществе.

    Кардинальным образом изменились источники энергии определяющие скорость технического прогресса. Простое, т. е. традиционное общество – это эпоха человеческих мускулов, аграрное общество – силы животных, индустриальное общество – мощи энергии и пара, воды, ветра, наконец, постиндустриальное – атомной и термоядерной энергии.

     

    Модернизация – добро или зло? Читают самостоятельно стр. 46-44

     

    4.      Итог урока.

     

    5.      Домашнее задание п. 6, вопросы, написать эссе «Модернизация — это»

    www.metod-kopilka.ru

    48 Модернизация как культурно-исторический процесс

    Оживленные дискуссии продолжаются сегодня вокруг «теории модернизации» – такое наименование получила концепция, возникшая в 70-е гг. XX столетия. Так же как теория постиндустриального общества и концепция третьей волны, теория модернизации направлена на выявление последовательных стадий общественного развития, которые одновременно являются фундаментальной характеристикой сосуществующих, но находящихся в разных фазах эволюции современных обществ. Вместе с тем теория модернизации стремиться учесть всемирное разнообразие в значительно большей мере, чем это делали предшествующие стадиальные теории. В частности, особенности стран незападного мира рассматриваются в ее рамках более пристально и с гораздо большим вниманием. Именно характерное для этой теории стремление учесть особенности и многообразие факторов, характеризующих различия стран, народов, регионов, делает ее более сложной и во многом дискуссионной.

    В рамках теории модернизации выделяются в первую очередь два типа общества: традиционное и современное. Процесс перехода от традиционного к современному называется модернизацией.

    Согласно теории модернизации традиционное общество характеризуется следующими основными чертами: зависимость организации социальной жизни от религиозных или мифологических представлений; цикличность (а не поступательность) развития; коллективистский характер общества и невыделенность персонального (личностного) начала; преимущественная ориентация на метафизические, а не инструментальные ценности; авторитарный характер власти; отсутствие способности производить не ради насущных потребностей, а ради будущего; преобладающее распространение людей с особым психическим складом – недеятельной личности; преобладание традиции над нововведениями (инновациями).

    Характеристики современного общества в значительной мере противоположны тем, которые присущи традиционному. К ним относятся: преобладание инноваций над традициями; светский (нерелигиозный) характер социальной жизни, поступательное развитие, выделенная персональность; преимущественная ориентация на инструментальные ценности; либерально-демократическая система власти; наличие способности производить не ради насущных потребностей, а ради будущего; преобладание людей с активным, деятельным психологическим складом.

    В рамках теории модернизации понятие современного общества не равнозначно хронологической современности. Не все существующие в настоящий момент общества могут быть отнесены к современным: в некоторых преобладают черты традиционного, другие же перешли к фазе постсовременного общества.

    Процесс модернизации складывается из двух основных составляющих: утверждения в обществе ценностей либерализма и освоения достижений современного научно-технического прогресса.

    Дихотомия «традиционное общество» — «современное общество». «Традиционное» общество зачастую описывалось как статичное, которому присуща малая степень дифференциации и специализации, а также урбанизации и грамотности, в то время как «современное» общество рассматривалось как воплощение высокого уровня дифференциации и урбанизации, грамотности и доступности средств массовой информации. В политическом плане традиционное общество описывалось как основанное на власти «традиционной» элиты, управляющей по тому или иному «мандату неба», а современное общество — как основанное на широком участии масс, не принимающих традиционных принципов легитимности и рассматривающих правителей ответственными с точки зрения светских ценностей и эффективности. Но главное заключалось в том, что «традиционное» общество уже в силу самого определения было ограничено культурными горизонтами, утверждаемыми традицией, в то время как «современному» обществу присуща культурная динамика и ориентация на изменения и инновации.Этот принцип противопоставления современного и традиционного начал породил очень спорное понимание отношений между современными и традиционными элементами в процессе развития жизнестойкого современного общества. Представлялось, что чем меньше влияние традиций, тем общество современнее, а значит, тем в большей степени оно в состоянии справляться с новыми проблемами и новыми социальными силами и развивать свою институциональную структуру.

    Модернизация и «вестернизация»

    Согласно теории модернизации первыми прошли по пути модернизированных преобразований страны Запада. В отличие от этого модернизационные процессы в незападном мире осуществлялись в основном как ответ на вызовы Запада. Поэтому теория, о которой идет речь, рассматривает модернизацию незападных обществ как отраженную, или вторичную. В этой связи такая модернизация, как правило, оказывается догоняющей.

    Историческим предшественником термина «модернизация» было понятие «вестернизация». Слово «вестернизация» наиболее полно выражает суть перемен в посткоммунистических странах, начиная с 1989 г. и по сей день. Оно отчетливо передает суть и направленность политики, осуществляемой в России правящим режимом, начиная со старта гайдаровских реформ в январе 1992 г. и ее зависимость от западных держав. Термин «вестернизация» применим к российской действительности, понимаемый как в широком смысле (преобразование на западный манер законодательства, всей системы экономических и общественных отношений, установление более тесных отношении зависимости от Запада в области внешней и внутренней политики и проч.), так и в узком смысле слова, акцентирующем внимание на процессах в сфере сознания, культуры и образа жизни. Символами вестернизации являются как внедряемые в русскую лексику иностранные наименования чиновничьих должностей и бюрократических учреждений — «мэр», «префект», «департамент», «муниципалитет» и т.д,, так и дорогие магазины, ночные клубы, казино и рестораны с привычными для уха космополитов названиями, на глазах меняющие внешний облик центральных улиц Москвы и Петербурга, делающие их похожими на центры западных мегаполисов и таким косвенным путем воздействующие на сознание и поведение россиян. Производится внедрение в сознание нации чужих культурных стереотипов, имеющее далеко идущие последствия.

    Процесс вестернизации происходит во всех посткоммунистических обществах, идущих параллельными с Россией курсами реформ. Он повсеместно встречает сопротивление и, по оценкам специалистов, потребует времени, сопоставимого с периодом жизни поколения. Нужны долгие годы, чтобы либеральная идеология, лежащая в основе образа жизни современного западного буржуазного капиталистического общества, была воспринята в странах проигравшего социализма большинством населения, а не только узким слоем лиц.

    Цикличность модернизации в России

    Противоречивые свойства модернизационного процесса в России, пожалуй, ни в чем ином не выражаются столь контрастно, как в его волнообразном развитии через циклы реформ — контрреформ. Наиболее отчетливо такие циклы проявляются, начиная с эпохи Александра I (первых десятилетий XIX в.) и вплоть до наших дней. Цикличность волн реформирования/контрреформирования стала своеобразным императивом российской модернизации.

    Чередование реформ — контрреформ проявилось в следующих волнах модернизационного процесса в России.

    Первый цикл начался с либеральных реформ ранних лет царствования Александра I и проектов государственного устройства М.Сперанского, направленных на развитие государственно-политической системы, а завершился контрреформами Николая I.

    Второй цикл начался «великими реформами» 1860-х годов при Александре II, а завершился контрреформами Александра III

    Третий, наиболее драматичный по своему воплощению цикл был начат реформами С.Витте — П.Столыпина, способствовавшими оформлению разделения властей, многопартийности, отечественного аналога правового государства и форсировавшими распад общины, и завершился контрреформаторской акцией в виде «военного коммунизма», а также гражданской войной.

    Четвертый цикл, открытый «передышкой» нэпа, способствовавшей некоторой дифференциации монопольно правившей партии большевиков, окончился «великим переломом».

    Начало следующего, пятого цикла ознаменовали реформы Н.Хрущева и А.Косыгина по новому частичному раскрепощению общества с попытками изменить систему партийно-государственного управления для ее децентрализации и специализации; конец цикла сопровождался ужесточением политической и идеологической линии при Л.Брежневе и М.Суслове

    Наконец, современный шестой цикл был открыт фазой «перестройки», положившей начало радикальному реформированию политической системы, включая осуществление разделения властей, формирование многопартийности и демократической выборной системы. В то же время эти политические преобразования в условиях малопродуманных и необычайно тяжелых для населения «рыночных реформ» вновь способствовали заметному расколу общества, чреватому контрреформаторской реакцией.

    Главной внутренней предпосылкой осуществления модернизационного процесса в России в виде чередующихся волн реформ и контрреформ является, на наш взгляд, характерное для российского государства и общества расщепление культуры, идеологии, общественно-политического уклада жизни на две преобладающие тенденции: радикальный «либерализм», защищающий права и свободы человека, но игнорирующий социальные проблемы большинства населения, и не менее радикальный «государственный патернализм» (крайняя его форма — государственный социализм), якобы покровительствующий «маленькому человеку», однако пренебрегающий экономическими и политическими правами и свободами граждан и не позволяющий вызреть гражданскому обществу в целом. Подобная расщепленность эволюционных тенденций вместо их необходимого синтеза создает весьма устойчивое чередование реформаторских и контрреформаторских волн в развитии российского общества и государства, включая и противоречивое развитие общественного сознания, которое не способно достичь уровня генерализации ценностей.

    studfiles.net

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *