Что такое полезные ископаемые 3 класс определение – Полезные ископаемые 3 класс

Содержание

Урок окружающего мира в 3-м классе по теме «Полезные ископаемые»

Цель урока: Раскрыть роль полезных ископаемых в деятельности человека и показать необходимость их бережного использования.

Задачи урока:

Образовательная:

  • Ознакомить с разнообразием полезных ископаемых и некоторыми их свойствами, способами их добычи;
  • Организовать исследование школьниками основных свойств полезных ископаемых;
  • Показать их важную роль в экономике страны.

Развивающая задача:

  • Развитие умения анализировать и на основе анализа строить гипотезы, выводы, доказательства.
  • Развивать умения составлять схемы, таблицы.

Воспитательная:

  • Показать необходимость охраны полезных ископаемых;
  • Поддерживать осознание причастности каждого школьника в результат совместной учебной деятельности.
  • Воспитывать толерантности.

Тип урока: предметный

Форма урока: урок-исследование.

Форма организации учебной деятельности: индивидуально – групповая, фронтальная.

Методы: частично-поисковый, исследовательский.

Термины и понятия: полезные ископаемые, геологи, месторождения, карьер, шахта.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, молоток, коллекция ископаемых, стеклышки, гвоздь, стакан с водой, белая бумага, лупы.

Дидактические материалы: презентация учителя, горные породы, карточка инструкция по изучению свойств полезных ископаемых.

Ход урока

1 этап. Организационный момент. Психологический настрой.

— Посмотрите друг на друга, глазками пожелайте товарищу хорошего рабочего настроения на весь урок. Теперь посмотрите на меня. Я тоже всем вам желаю интересного урока.

2 этап. Мотивация и целеполагание.

Презентация.

— Посмотрите на нашу Землю. Богата и разнообразна природа нашей Земли. Одни богатства находятся на поверхности Земли, другие спрятаны глубоко в Земле. (слайды 1, 2, 3).

Какие хитрые секреты
Таят обычные предметы:
Блестят в солонке минералы!
Снежинки – это же кристаллы!
Фольга, скрывавшая конфету —
Металл такой же, как в ракетах.
Таит его простая глина,
Сестра сапфира и рубина!
А коль споткнешься ты о камень,
Не думай, что виной булыжник,
И тут всесильная природа
Тебе подсунула породу!

— Как вы думаете, о каких богатствах и секретах пойдет сегодня речь?

— Прочитайте тему урока. “Полезные ископаемые” (слайд 4).

— Какие проблемы нам надо раскрыть по данной теме? Какие поставим для себя вопросы?

(Какие полезные ископаемые мы знаем? Где находятся? Как люди используют в своей жизни? Как надо охранять полезные ископаемые? Как их добывают?)

— Какую проблему ставим на уроке? (Почему полезные ископаемые играют большую роль в жизни человека?) (слайд5).

— Для чего нам необходимо это знать?

— Как будем узнавать неизвестное о полезных ископаемых? Как будем работать? (работая в группах).

3 этап. Планирования поиска способа решения.

-Вы посажены в группы по 5 человек.

— Какой первый шаг, для слаженной работы в группах надо сделать, чтобы найти ответы на все поставленные вопросы? ( распределить роли в группе: организатор, секретарь, информаторы).

4 этап. Реализация плана.

Фронтальная работа.

— Исследование. Что такое “полезные” и “ископаемые” (слайд6).

— Теперь поработайте в группе и попробуйте дать определение “Полезные ископаемые”.

(“Полезные ископаемые” — природные богатства, которые люди добывают из глубины земли и её поверхности и используют). (слайд7).

— Если мы знаем, что такое полезные ископаемые, то чтобы знать как их использовать, где применять, как вы думаете, что еще мы должны о них знать? (свойства). (слайд8).

— Каждое полезное ископаемое обладает каким- либо свойством. Сейчас мы эти свойства будем выявлять — исследовать и заносить в таблицу. Конверт№1.

Свойства полезных ископаемых.

Название
Состояние Цвет Основное свойство Где используют
Нефть Жидкое; легкая; маслянистая коричневый горючесть топливо
Каменный уголь Твердое; тяжелый черный горючесть топливо
Гранит Очень твердое
тяжелый
красный, серый, белый прочность строительство

Нефть (слайд9).

Исследование. Показ учителя опытов и заполнение таблицы. Вывод (слайд10).

Каменный уголь.

Исследовать по плану (слайд11).

План изучения свойств каменного угля.

1. Рассмотрите образец каменного угля. Определить его цвет. Имеет ли блеск?

2. Опустите кусочек в воду. Он плавает на её поверхности или тонет?

3. Проведите ногтем по породе.

  • Если остался след – то порода мягкая;
  • Если можно поцарапать гвоздем, то он твердый;
  • Если нет следа от гвоздя, то очень твердый.

4. Уголь твердый, но предположим, что хрупкий. Докажите! Найдите способ доказательства.

5. Где используют и на основании какого свойства?

— Сравните эти два полезных ископаемых, используя таблицу.

План изучения свойств гранита (слайд12).

1. Рассмотрите в лупу кусочек гранита. Определите, какого цвета и из чего состоит? Подумайте, на какой фрукт похож и почему называется гранит?

2. Определите легче или тяжелее воды?

3. Сравните твердость гранита и твердость угля, оставляя на нем царапины ногтем, гвоздем.

4. Убедитесь в особой прочности гранита. Проведите по стеклу гранитом и углем. Что оставит след или царапину на стекле (уголь или гранит)?

Вывод по таблице о граните.

— Давайте сравним по таблице уголь и гранит.

Физминутка (слайд13).

По дорожке шли, шли,
Много камешков нашли.
Присели, собрали и дальше пошли.
По дорожке, по дорожке
Прыгаем на левой ножке
И по это же дорожке
Прыгаем на правой ножке.
По дорожке побежим, до лужайки добежим.
На лужайке, на лужайке
Мы попрыгаем как зайки.
Стоп! Немножко отдохнем!

И опять работать мы пойдем!”

— Продолжаем работу. Нам предстоит еще многое узнать.

— Итак, зная свойства полезных ископаемых, что мы теперь можем узнать? (где используют и как добывают)

5 этап. Работа по учебнику. С 49- 50. Приложение: Конверт №2. (см. в конце статьи)

— Как вы думаете, кто такие геологи?

— Сейчас каждая группа будет геологами – разведчиками. Вы отправляетесь на разведку и через несколько минут расскажите нам о способах добычи полезных ископаемых. В этом вам помогут учебник и конверт №2.

У каждой геологической группы свое задание. Начинать свой рассказ будете со слов: “Мы геологи только что вернулись с экспедиции….” В помощь к вашему тексту есть еще дополнительная информация. Используйте ее.

Перед рассказами поработаем с понятиями: (слайд 14).

Геологи – люди, занимающиеся изучением и поиском полезных ископаемых.

Месторождения – места, где в глубинах земли и на её поверхности залегают полезные ископаемые.

Карьер – это открытый котлован.

Шахты – это глубокие колодцы.

(Дети читают приготовленные сообщения) (слайд15,16,17,18,19,20,21,22).

— Теперь по вашим рассказам составим небольшую схему – “паучок” (слайд 23).

Для чего человеку нужны полезные ископаемые и где он их использует?

 

 Ребята, а два овала не изучены. Чтобы их изучить, послушаем сообщения. (Дети рассказывают о соли и природном газе) (слайд24,25,26,27).

6 этап. Бережное использование.

— Может ли наша экономика обойтись без природных богатств?

— Полезные ископаемые – это источник нашей жизни.

— Скажите, а что будет, если исчезнут полезные ископаемые с нашей Земли?

— Что же должен делать человек, чтобы по- хозяйски использовать богатства подземных кладовых?

7 этап. Вывод (слайд 28,29).

Полезные ископаемые – это клад нашей Земли. Поэтому, как любой другой клад, их нужно беречь и охранять. Запасы полезных ископаемых на Земле не бесконечны. Нужно правильно и бережно относиться к подземным богатствам, которые не возможно восстановить. А как мы с вами будем бережно использовать эти богатства?

8 этап. Рефлексия (слайд 30).

— Какие задачи ставили в начале урока?

— Как вы думаете, справились ли мы на уроке с поставленной задачей?

-Что помогло нам в работе?

— Какие открытия для себя сделали?

9этап. Оценивание работы.

Оценка в группе.

1 0этап. Домашнее задание

(слайд 31)

— Поднимите руку те, кому захотелось после урока узнать больше о полезных ископаемых и подготовить сообщение.

— Много еще полезных ископаемых на земле. Вот и я предлагаю вам приготовить сообщение о полезном ископаемом Новосибирской области.

— Если кто-то будет затрудняться, то тем детям я предлагаю приготовить сообщение о любом полезном ископаемом.


Приложение к уроку. Конверты.

Задание группе 1.Каменный уголь.

Уголь называют каменным, потому что он твердый и его долгое время считали камнем. А на самом деле уголь образовался из древних растений. Но вот пришли люди, увидели эти залежи. Уголь добывают двумя способами: открытым – добыча в карьере, и закрытым – добыча в шахтах.

Карьер – это открытый котлован.

Шахта – это глубокий колодец.

Уголь – одно из самых необходимых полезных ископаемых. Он обогревает жильё, дает своему другу- человеку лекарства. Без угля нельзя выплавить металл, приготовить пищу. А еще из него готовят духи и разные пахучие сиропы.

Задание группе 2.Нефть.

Наша страна очень богата нефтью. До сих пор ученые не пришли к единому мнению по тому, как я образовалась. Многие утверждают, что за сотни миллионов лет вещества, составлявшие когда – то водоросли, рыб и рачков, превратились в нефть. Без нефти сейчас нельзя обойтись в современном мире. Более тысячи веществ изготавливают из этой маслянистой коричневатой жидкости. Например, чистейший бензин, для авиации и смазочные масла для машин. Из нефти получают духи, лекарства, фотопленки, пластмассы, из которых можно строить дома и делать машины.

Для того, чтобы добыть нефть строят буровые установки и бурят глубокие скважины.

Задание группе 3. Железная руда.

С давних пор человек ищет месторождения РУД, содержащих различные металлы. Из руд чёрных металлов выплавляют железо, чугун, сталь. А из руд цветных металлов – алюминий, медь, цинк, свинец. Как правило, изделия изготавливают не из чистых металлов, а из сплавов. Как много вокруг нас металлических предметов: ножницы, ложки, кастрюли, вёдра.. а станки на заводе, самолеты и автомобили, поезда на рельсах, да и сами рельсы. Все это из металлов! А металлы получены из РУД, добытых в природе.

Задание группе 4 .Строительные материалы. Песок, глина, известняк.

Песок – это рыхлая порода, состоящая из мельчайших частиц. Это продукт разрушения твердых пород. Незаменим в стекольном производстве, строительстве дорог.

Глина – это широко применяемый строительный материал. Кирпич делают из глины. А еще делают красивую фарфоровую, фаянсовую посуду. Глина образуется в результате выветривания различных горных пород. В воде она намокает, становится вязкой, пластичной.

Известняк – залегает в земле громадными слоями. Обыкновенный камень белого или серого цвета. Из него иногда состоят целые горы. Используют в строительстве. Мелом пишут по доске. Белят стены. Используют при строительстве домов.

urok.1sept.ru

Полезные ископаемые стр. 46 — 50. Окружающий мир 3 класс 2 часть

Практическая работа

1. Рассмотрите образец полезного ископаемого. По иллюстрациям учебника определите его название. При необходимости воспользуйтесь атласом-определителем.

Учитель выдал для практической работы полезное ископаемое — уголь.

2. Установите и запишите в рабочей тетради свойства полезного ископаемого: твёрдое или жидкое, цвет, прозрачное или непрозрачное, плотное или рыхлое. Узнайте у учителя, горючее это полезное ископаемое или нет.

Свойства угля: это твердое полезное ископаемое. Уголь непрозрачный, черного цвета, достаточно плотный, но при этом легко раскалывается и крошится.

Уголь — горючее полезное ископаемое.

3. Подумайте, где применяется это полезное ископаемое. На каких свойствах основано его применение?

Уголь может применяться для отопления домов, для получения тепла в металлургических печах.

Его применение основано на горючих свойствах этого ископаемого.

Каких известных тебе полезных ископаемых нет в этом списке: гранит, известняк, нефть, природный газ?

Среди известных мне полезных ископаемых есть еще железная руда, уголь, торф, каменная соль, глина, песок.

Проверь себя

1. Расскажи о разнообразии полезных ископаемых.

Полезные ископаемые бывают твердыми, жидкими и газообразными.

Они могут быть горючими и не горючими.

2. Для чего люди добывают полезные ископаемые? На чём основано их применение?

Люди добывают полезные ископаемые, чтобы с их помощью получить нужные им продукты.

Например, из нефти люди получают бензин, из руды — металлы.

Глина используется в строительстве и производстве посуды, известняк в строительстве.

Применение полезных ископаемых основано на их свойствах.

3. Какие способы добычи полезных ископаемых тебе известны?

Полезные ископаемые добывают в карьерах, котлованах, разрезах, шахтах, а нефть и природный газ добывают из недр земли с помощью бурения.

Задания для домашней работы

1. Запиши в словарик: месторождение, геолог.

2. В краеведческом музее узнайте, какие полезные ископаемые добывают в вашей местности.

В нашей местности добывают много полезных ископаемых.

В основном это нефть и природный газ.

В меньшей степени уголь и металлические руды.

Также у нас добывают торф, известняк, сланцы, гранит.

3. С помощью атласа-определителя подготовь сообщение о каком-нибудь полезном ископаемом (по своему выбору).

Сообщение о полезном ископаемом железная руда для 3 класса

Железная руда используется для получения железа, а потом для производства стали и чугуна.

В природе она встречается в древних горных породах.

Железная руда твердая и имеет черный цвет.

Она не прозрачная, но на воздухе может окисляться и приобретать рыжеватый оттенок.

Месторождения железной руды возникли много миллионов лет назад, когда в морях и океанах было много растворенного железа.

Это железо оседало на морском дне, вступало в реакцию с кислородом и накапливалось.

Постепенно возникли залежи железной руды, которые в результате горообразования оказались на суше.

Железная руда считается одним из основных полезных ископаемых используемых в экономике.

Ведь из нее делают железо, а без железа невозможно строительство машин, домов, простых и нужных в быту вещей.

Человек научился добывать и перерабатывать железную руду в глубокой древности, несколько тысяч лет назад.

Сейчас добыча железной руды в мире и России очень велика, и поэтому геологи постоянно ищут все новые и новые месторождения железной руды.

На следующем уроке

Вспомни, какие растения называют культурными. Приведи примеры таких растений. Какие работы по выращиванию растений проводятся в разные времена года? Какие ты знаешь сельскохозяйственные профессии?

Культурными называют растения, которые выращивает для своих нужд человек.

Это могут быть растения, которые используются в пищу, например зерновые культуры, или овощи, это могут быть технические культуры, которые используются для получения ткани, например хлопок или лен, это могут быть масленичные культуры, из которых получают масло, как например подсолнечник, а могут быть растения, из которых получают сахар, например сахарный тростник.

Весной растения сеют, для чего сперва пашут землю.

Потом за ними ухаживают — поливают, полют, удобряют, уничтожают вредителей.

Летом растениеводы собирают урожай и перерабатывают его.

Осенью растениеводы закладывают свой урожай на хранение.

Некоторые самые качественные растения фермер откладывает на семена, чтобы весной посеять новый урожай.

Зимой растениеводы отдыхают, готовятся к новому сезону.

Примерами сельскохозяйственных профессий могут быть: механизатор, агроном, тракторист, комбайнер, хлебороб, мелиоратор.

Ответы на вопросы учебника Окружающий мир 3 класс 2 часть. Полезные ископаемые стр. 46 — 50

okrmyr.ru

3 класс. Окружающий мир. Полезные ископаемые — Полезные ископаемые

Комментарии преподавателя

Хо­ти­те узнать, какие бо­гат­ства пря­чут­ся под зем­лей? Гор­ные по­ро­ды и ми­не­ра­лы, ко­то­рые че­ло­век ис­поль­зу­ет для своих хо­зяй­ствен­ных нужд, на­зы­ва­ют по­лез­ны­ми ис­ко­па­е­мы­ми. Боль­шин­ство из них – твер­дые: ка­мен­ный уголь, торф, гра­нит, мра­мор, алмаз, песок. Но есть и жид­кие по­лез­ные ис­ко­па­е­мые, это нефть и ми­не­раль­ная вода. Также есть га­зо­об­раз­ные по­лез­ные ис­ко­па­е­мые – при­род­ный газ. Гео­ло­ги все время за­ни­ма­ют­ся раз­вед­кой ме­сто­рож­де­ний по­лез­ных ис­ко­па­е­мых (рис. 1).

Рис. 1. По­лез­ные ис­ко­па­е­мые (Ис­точ­ник)

Чтобы из­го­то­вить стек­ло и сде­лать ста­кан, нужен осо­бый песок, это по­лез­ное ис­ко­па­е­мое. Чтобы суп был со­ле­ным, нужна соль, это тоже по­лез­ное ис­ко­па­е­мое. Чтобы сде­лать чашку или блюд­це, нужна осо­бая белая глина – ка­о­лин (рис. 2).

Рис. 2. Ка­о­лин (Ис­точ­ник)

Чай­ная ложка сде­ла­на из ме­тал­ла, и же­лез­ная до­ро­га, и оке­ан­ский лай­нер, и стан­ки, и часы, и мно­гие дру­гие пред­ме­ты. Ме­тал­лы вы­плав­ля­ют из руды, это тоже по­лез­ное ис­ко­па­е­мое (рис. 3). Из­го­тов­лен­ные че­ло­ве­ком са­мо­ле­ты, ма­ши­ны теп­ло­во­зы сами не по­едут и не по­ле­тят, им необ­хо­ди­мо го­рю­чее – бен­зин и ке­ро­син, ко­то­рые про­из­во­дят из нефти. Нефть вы­ка­чи­ва­ют из земли, это тоже по­лез­ное ис­ко­па­е­мое. При­род­ный газ, ко­то­рый го­лу­бы­ми огонь­ка­ми горит на ку­хон­ной плите, – это тоже по­лез­ное ис­ко­па­е­мое. Вот сколь­ко су­ще­ству­ет раз­ных под­зем­ных бо­гатств.

Рис. 3. Же­лез­ная руда (Ис­точ­ник)

С каж­дым годом рас­тет по­треб­ность людей в го­рю­чих по­лез­ных ис­ко­па­е­мых. Ка­мен­ный уголь, торф, при­род­ный газ – это ос­нов­ное топ­ли­во для жилых домов, для фаб­рик и за­во­дов и теп­ло­энер­го­стан­ций. Самые необ­хо­ди­мые че­ло­ве­ку по­лез­ные ис­ко­па­е­мые – это ка­мен­ный уголь и нефть. Всем из­вест­но, что уголь чер­но­го цвета, но он бы­ва­ет и жел­то­го цвета, на­зы­ва­ет­ся он сла­нец (рис. 4).

Рис. 4. Сла­нец (Ис­точ­ник)

Также есть

www.kursoteka.ru

Полезные ископаемые (3 класс)

Конспект урока

Аттестуемый педагог (ФИО) Каракозова Светлана Анатольевна

Предмет: Окружающий мир Класс: 3

Тема урока: «Полезные ископаемые».

Урок изучения нового материала. 1-ый урок

Цели:

Создать условия для:

  • формирования знаний о полезных ископаемых, их свойствах и способах их добычи.

  • развития у детей наблюдательности, умения анализировать, обобщать, делать выводы.

  • воспитания интереса и любви к природе, бережного к ней отношения.

Планируемый результат: уметь различать полезные ископаемые и их условные обозначения

Основные понятия: «Полезные ископаемые»,

Межпредметные связи: изобразительное искусство, литературное чтение, русский язык.

Ресурсы:

основные учебник, тетрадь

— дополнительные мультимедийный проектор, образцы полезных ископаемых (гранит, известняк, песок, каменный уголь) и их условные обозначения, карточки для самостоятельной работы; ребус; физическая карта России

Организация пространства: фронтальная, парная, групповая.

Содержание этапа

1.

Организационный момент

(1 мин)

Цель: Создать доброжелательную атмосферу, организовать внимание учащихся, настроить на позитивный результат.

Учитель:

Долгожданный дан звонок 
Начинается урок. 
Все ль у вас, друзья, в порядке? 
Есть учебники, тетрадки? 
Настроенье каково? 
Во! 
Значит, будем начинать 
Мир чудесный открывать 
Для себя и для друзей 
К новым знаниям скорей! 

2.

3.

Актуализация опорных знаний

(1 мин)

Сообщение темы урока

(3 мин)

Цель: создать условия для развития у детей умения актуализировать ранее полученные знания, умения работать коллективно.

Учитель:

Сейчас мы с вами проведём блиц опрос. Посмотрим, какая группа справится быстрее и лучше.

— Из чего состоит верхний твёрдый слой земли?

-Какие горные породы вы знаете?

— Какие бывают горные породы?

— Какие горные породы относятся к осадочным ?

— Какие горные породы относятся к магматическим?

-Из чего состоит любая горная порода ?

-Какие три минерала содержатся в граните?

— Из какого минерала сделан стержень у карандаша?

Возможные ответы детей:

. горные породы, торф известняк, гранит, осадочные, магматические, песок ,глина, галька, известняк, гранит, базальт, минералы кварц, полевой шпат ,слюда, графит.

Цель: создать условия для развития у детей умения анализировать и делать выводы.

Учитель:

– Сегодня у нас необычный урок – урок – исследование, на котором вы сможете попробовать себя в роли людей, занимающихся изучением и поиском природных богатств.

– Для того. чтобы узнать как называется эта профессия, давайте разгадаем ребус:

ГЕ + , КОЛОС ,+ Г

– Правильно! 

Возможные ответы детей:

Геолог. Слайд№2

Учитель:

Геологи – это люди, которые ищут природные богатства и изучают их. Им приходится переплывать бурные реки, подниматься высоко в горы, ходить по болотам, пробираться неизвестными тропами, в мороз и жару жить в палатках. Издавна человек учился использовать разнообразные богатства, которые лежат на поверхности земли или в ее недрах, строя шахты, образуя карьеры

Отгадайте загадки: ( Отгадки демонстрируются образцами из коллекции минералов.) 
1.Он очень прочен и упруг, 
Строителям -надёжный друг: 
Дома, ступени, постаменты 
Красивы будут и заметны.
2. На кухне у мамы 
Помощник отличный. 
Он синим цветком 
Расцветает от спички.
3.Без неё не побежит 
Ни такси, ни мотоцикл, 
Не поднимется ракета 
Отгадайте, что же это?  
4.Если встретишь на дороге, 
То увязнут сильно ноги. 
А сделать миску или вазу- 
Она понадобится сразу.
5.Он чёрный, блестящий, 
Людям помощник настоящий. 
От него кругом светло, 
Помогает плавить стали, 
Делать краски и эмали.

Возможные ответы детей:

Гранит, газ, нефть, глина, уголь.

Учитель:

Как одним словом назвать все эти образцы?

Возможные ответы детей:

— Полезные ископаемые

Учитель:

-Кто может сформулировать тему урока?

Возможные ответы детей

Полезные ископаемые

Учитель:

— Какова цель урока?

Возможные ответы детей:

— Научиться различать горные породы.

Учитель:

— Итак, сегодня вы познакомитесь с некоторыми полезными ископаемыми, их свойствами, использованием человеком, способами их добычи.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

Изучение нового материала (20 мин)

Фронтальная работа

( 5 мин)

Самостоятельная работа. (3 мин)

Включение в систему

знаний и повторение

(5мин.)

Итог урока (1мин)

Рефлексия (1мин)

  1. Цель: создать условия для формирования знаний о полезных ископаемых, познакомить с их свойствами и способами их добычи.

Учитель: Слайд№3

— Как вы понимаете название «полезные ископаемые»? Почему их так называют?

Возможные ответы детей:

— Они нужны людям в жизни.

Учитель:

— Подберите синонимы к каждому слову.

( Запись на доске)

полезные ископаемые

Возможные ответы детей:

нужные доставать

необходимые добывать

приносят пользу извлекать

Работа с учебником.

Учитель: Слайд№4

— Откройте учебники на стр.16. Найдите и прочитайте определение понятия «полезные ископаемые»

Учитель:

Слайд №5

— Все полезные ископаемые можно разделить на 3 группы: твёрдые, жидкие, газообразные?

— Кто может привести примеры твёрдых, жидких, газообразных полезных ископаемых?

Возможные ответы детей:

-гранит, уголь, песок, нефть, газ.

Учитель:

-Найдите подтверждение своих ответов в учебнике.

Учитель:

— Продолжим работу

-Я предлагаю вам поработать в группах, провести исследовательскую работу с помощью инструктивной карты (карта у каждой группы на столе)

Название полезного ископаемого
Твёрдое или жидкое _________ _________________________ 
Цвет _____
Плотное или рыхлое (или пластичное)______________ ______ 
Прозрачное или непрозрачное __________________________ 
Горючее или негорючее ________________________________ 
Применение (в строительстве, топливо, для получения металлов

1 группа: гранит

2 группа: торф

3 группа: железная руда

4 группа: мрамор

-Учитель: Слайды № 6-15

Каждая группа подготовила сообщение о своём полезном ископаемом.(Сообщение сопровождается презентацией «Полезные ископаемые».) учитель обращает внимание на условные знаки
После сообщений каждая группа зачитывает карту.

Учитель:

.А как добывают полезные ископаемые?

Возможные ответы детей:

— в карьерах, шахтах, котлованах.

Учитель:

Слайд № 16-19

– Полезные ископаемые добывают по-разному: одни – в карьерах (открытых котлованных), другие – в шахтах, а для того, чтобы добыть нефть или газ, строят буровые установки и глубокие скважины

Цель: создать условия для закрепления знаний о «полезных ископаемых» и их условных обозначениях.

Работа с учебником и тетрадью С.17-21, т. с.5 ( работа в парах)

Учитель:

Откройте тетради на с.5. и прочитайте первую часть задания,

Возможные ответы детей:

— золото, нефть, природный газ, каменный уголь, графит.

Учитель:

_ Прочитайте вторую часть задания.

Возможные ответы детей:

Учитель:

_- Приведи другие примеры полезных ископаемых?

Возможные ответы детей:

-песок, глина, мрамор, гранит, уран.

Учитель:

– Интересно быть геологом? Почему?

Возможные ответы детей:

— Геологи много путешествуют, много видят и делают много открытий.

Цель: создать условия для выполнения самостоятельной работы по карточке

Учитель:

– А теперь, геологи, вы отправляетесь в самостоятельный поиск.

– Возьмите на столе карточку для самостоятельной работы.

1 ЗАДАНИЕ: Соедините стрелками полезные ископаемые и соответствующие им свойства.

2 ЗАДАНИЕ: Дорисуйте условные знаки данных полезных ископаемых.

 

Учитель: Слайд № 20

– Проверьте, правильно ли вы выполнили это задание. (Самопроверка по мультимедийному проектору).

– А теперь переверните листики. Закрасьте звездочку красным цветом, если вы выполнили работу верно, синим – если допустили ошибки.

– Поднимите карточки, посмотрим, как вы справились с этим заданием.

– Молодцы!

Цель: создать условия для выявления границ применимости новых знаний, повтора учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности.

— Как вы думаете, нужны в Волгоградской области люди с такой профессией как геологи?

Возможные ответы детей:

— Нужны. У нас в области тоже есть полезные ископаемые.

Учитель:

Волгоградской области насчитывается 209 месторождений и 110 проявлений твёрдых полезных ископаемых, Среди них выделяются группы сырья (поваренная и каменная соль, магниевая соль-бишофит, фосфориты, торф); сырьё для промышленности стройматериалов (породы для производства извести, строительного щебня и бетонов, пески различного назначения, глины и суглинки для производства керамического кирпича, черепицы и керамзитового гравия. Основная часть месторождений находится на правобережье р. Волги. Керамзит, Щебень, Пески, Карбонатно-цементное сырьё, Цементное сырьё, Железная руда, Титано-циркониевые руды ,Подземные воды , Минеральные воды.

Работа по карте РФ и Волгоградской области.

Учитель:

— Назовите какие полезные ископаемые находятся на территории нашей области (России)?

— Что нам поможет определить полезные ископаемые?

Возможные ответы детей:

— Условные обозначения

Цель: Зафиксировать затруднения, которые остались, и способы их преодоления.

На Земле очень много полезных ископаемых. В природе нет ничего бесполезного. Сегодня мы с вами поговорили о самых важных полезных ископаемых. Геологи и сейчас продолжают открывать новые месторождения полезных ископаемых. К сожалению, полезные ископаемые — это такие богатства, которые нельзя восстановить. Ведь они образовались в недрах Земли за многие миллионы лет! Вот почему необходимо очень экономно использовать подземные богатства. 
Слайд № 21

— Что нового узнали сегодня на уроке?

— Что особенно запомнилось, понравилось? 

Цель: Оценить собственную деятельность и деятельность группы на уроке. Согласовать домашнее задание

СЛАЙД № 22
1. Урок был – полезный, познавательный… 
2. На уроке чувствовал себя…. 
3. Я доволен (не доволен) своей работой на уроке… 
Домашнее задание. с. 16-21 пересказ.

infourok.ru

3 класс. Окружающий мир. Полезные ископаемые — Полезные ископаемые

Комментарии преподавателя

Хо­ти­те узнать, какие бо­гат­ства пря­чут­ся под зем­лей? Гор­ные по­ро­ды и ми­не­ра­лы, ко­то­рые че­ло­век ис­поль­зу­ет для своих хо­зяй­ствен­ных нужд, на­зы­ва­ют по­лез­ны­ми ис­ко­па­е­мы­ми. Боль­шин­ство из них – твер­дые: ка­мен­ный уголь, торф, гра­нит, мра­мор, алмаз, песок. Но есть и жид­кие по­лез­ные ис­ко­па­е­мые, это нефть и ми­не­раль­ная вода. Также есть га­зо­об­раз­ные по­лез­ные ис­ко­па­е­мые – при­род­ный газ. Гео­ло­ги все время за­ни­ма­ют­ся раз­вед­кой ме­сто­рож­де­ний по­лез­ных ис­ко­па­е­мых (рис. 1).

Рис. 1. По­лез­ные ис­ко­па­е­мые (Ис­точ­ник)

Чтобы из­го­то­вить стек­ло и сде­лать ста­кан, нужен осо­бый песок, это по­лез­ное ис­ко­па­е­мое. Чтобы суп был со­ле­ным, нужна соль, это тоже по­лез­ное ис­ко­па­е­мое. Чтобы сде­лать чашку или блюд­це, нужна осо­бая белая глина – ка­о­лин (рис. 2).

Рис. 2. Ка­о­лин (Ис­точ­ник)

Чай­ная ложка сде­ла­на из ме­тал­ла, и же­лез­ная до­ро­га, и оке­ан­ский лай­нер, и стан­ки, и часы, и мно­гие дру­гие пред­ме­ты. Ме­тал­лы вы­плав­ля­ют из руды, это тоже по­лез­ное ис­ко­па­е­мое (рис. 3). Из­го­тов­лен­ные че­ло­ве­ком са­мо­ле­ты, ма­ши­ны теп­ло­во­зы сами не по­едут и не по­ле­тят, им необ­хо­ди­мо го­рю­чее – бен­зин и ке­ро­син, ко­то­рые про­из­во­дят из нефти. Нефть вы­ка­чи­ва­ют из земли, это тоже по­лез­ное ис­ко­па­е­мое. При­род­ный газ, ко­то­рый го­лу­бы­ми огонь­ка­ми горит на ку­хон­ной плите, – это тоже по­лез­ное ис­ко­па­е­мое. Вот сколь­ко су­ще­ству­ет раз­ных под­зем­ных бо­гатств.

Рис. 3. Же­лез­ная руда (Ис­точ­ник)

С каж­дым годом рас­тет по­треб­ность людей в го­рю­чих по­лез­ных ис­ко­па­е­мых. Ка­мен­ный уголь, торф, при­род­ный газ – это ос­нов­ное топ­ли­во для жилых домов, для фаб­рик и за­во­дов и теп­ло­энер­го­стан­ций. Самые необ­хо­ди­мые че­ло­ве­ку по­лез­ные ис­ко­па­е­мые – это ка­мен­ный уголь и нефть. Всем из­вест­но, что уголь чер­но­го цвета, но он бы­ва­ет и жел­то­го цвета, на­зы­ва­ет­ся он сла­нец (рис. 4).

Рис. 4. Сла­нец (Ис­точ­ник)

Также есть зо­ло­ти­стый уголь, и даже уголь го­лу­бо­ва­то-фи­о­ле­то­во­го цвета. Углем ка­мен­ным его на­зва­ли по­то­му, что дол­гое время счи­та­ли его кам­нем, ведь он очень твер­дый. Раз­га­дал тайну про­ис­хож­де­ния угля рус­ский уче­ный – Ми­ха­ил Ва­си­лье­вич Ло­мо­но­сов (рис. 5).

Рис. 5. М.В. Ло­мо­но­сов (Ис­точ­ник)

Он до­ка­зал, что ка­мен­ный уголь об­ра­зо­вал­ся из древ­них рас­те­ний, ко­то­рые росли на земле сотни мил­ли­о­нов лет назад. Без ка­мен­но­го угля нель­зя вы­пла­вить ме­тал­лы из руд, нель­зя при­го­то­вить це­мент. Из ка­мен­но­го угля про­из­во­дят пласт­мас­су, смолу, ле­кар­ства, жид­кое топ­ли­во, кис­ло­ту, пи­ще­вую соду, крас­ки и чер­ни­ла. Сам уголь без за­па­ха, но из него про­из­во­дят духи и раз­ные па­ху­чие си­ро­пы для кон­фет и пи­рож­ных. Уголь непро­зрач­ный, но из него де­ла­ют самое луч­шее стек­ло, лег­кое, твер­дое, чи­стое. Еще уголь ис­поль­зу­ют в про­из­вод­стве удоб­ре­ний, от ко­то­рых лучше пло­до­но­сит земля, рас­тут овощи, фрук­ты, зер­но­вые куль­ту­ры. Из угля можно до­быть даже ви­та­ми­ны.

Из нефти по­лу­ча­ют более тысяч ве­ществ. Из этой мас­ля­ни­сто-ко­рич­не­ва­той жид­ко­сти по­лу­ча­ют чи­стей­ший бен­зин и ке­ро­син для авиа­ции, ди­зель­ное топ­ли­во. Их от­ли­чие от ка­мен­но­го угля в том, что при сго­ра­нии они вы­де­ля­ют зна­чи­тель­но боль­ше тепла. Из нефти из­го­тав­ли­ва­ют небью­ще­е­ся стек­ло, пласт­мас­су, ко­то­рую ис­поль­зу­ют при стро­и­тель­стве домов, из­го­тав­ли­ва­ют из них ме­бель и де­та­ли для машин, со­зда­ют укра­ше­ния.

Битум, ко­то­рый также про­из­во­дят из нефти, необ­хо­дим для ас­фаль­то­во­го по­кры­тия дорог (рис. 6).

Рис. 6. Битум (Ис­точ­ник)

А как об­ра­зо­ва­лась нефть? Уче­ные до сих пор не могут прий­ти к еди­но­му мне­нию по этому во­про­су. Мно­гие счи­та­ют, что за сотни мил­ли­о­нов лет ве­ще­ства, со­став­ляв­шие ко­гда-то во­до­рос­ли, рыб, рач­ков, пре­вра­ти­лись в нефть. Во­до­рос­ли и рачки уми­ра­ли, и их остан­ки вме­сте с ра­куш­ка­ми, вме­сте со ске­ле­та­ми рыб скап­ли­ва­лись в спо­кой­ных водах мор­ских за­ли­вов в огром­ных ко­ли­че­ствах. Они сме­ши­ва­лись с илом и пес­чин­ка­ми, ко­то­рые при­но­си­ли реки, впа­да­ю­щие в море. Зна­чит, нефть можно найти в тех ме­стах, где ко­гда-то были древ­ние моря? Так и есть. Гео­ло­ги разыс­ки­ва­ют за­ли­вы и бе­ре­га давно ис­чез­нув­ших морей и, как пра­ви­ло, об­на­ру­жи­ва­ют там за­па­сы нефти. Наша стра­на очень бо­га­та нефтью. Нефть до­бы­ва­ют между Ура­лом и Вол­гой, за Ура­лом, в вер­хо­вье реки Лены, на ост­ро­ве Са­ха­лин, в Во­сточ­ной Си­би­ри. Самые круп­ные ме­сто­рож­де­ния ка­мен­но­го угля на­хо­дят­ся в рай­оне Вор­ку­ты, в До­нец­ком бас­сейне (рис. 7).

Рис. 7. Неф­те­нос­ные за­па­сы Рос­сии (Ис­точ­ник)

А какие по­лез­ные ис­ко­па­е­мые на­зы­ва­ют­ся руд­ны­ми? Че­ло­век с дав­них пор ищет ме­сто­рож­де­ния руд, со­дер­жа­щие ме­тал­лы. Из руд чер­ных ме­тал­лов вы­плав­ля­ют же­ле­зо, сталь, чугун, а из руд цвет­ных ме­тал­лов – алю­ми­ний, цинк, сви­нец, медь. Как пра­ви­ло, из­де­лия со­дер­жат не чи­стые ме­тал­лы, а их спла­вы. Спла­вы – это ве­ще­ства, ко­то­рые по­лу­ча­ют при плав­ле­нии двух или более ме­тал­лов. Одним из­де­ли­ям необ­хо­ди­мы пла­стич­ность, упру­гость, гиб­кость, дру­гим – проч­ность, твер­дость, дол­

www.kursoteka.ru

Урок окружающего мира » Полезные ископаемые» 3 класс

министерство общего и профессионального образования свердловской области

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования Свердловской области

«Свердловский областной педагогический колледж»

Конспект урока окружающего мира

по теме «Полезные ископаемые»

3 класс

Раздел: Экономика

УМК: Школа России

Выполнила:

Прудей А.А.

Екатеринбург

2018Технологическая карта урока окружающий мир 3 класс. Тема урока: Полезные ископаемые.

Этап урока

Методы и приемы

Содержание урока.

Деятельность учителя.

Деятельность

ученика

Планируемые результаты

(УУД)

1.Организационно – мотивационный

Задача: подготовка учащихся к работе на уроке; обеспечение благоприятного микроклимата.

Создание положительной мотивации на уроке, организация внимания учащихся.

Здравствуйте ребята!

Прозвенел уже звонок,

Как же мы начнём урок?

-На уроке мы сидим –

Не шумим и не кричим,

Руку тихо поднимаем,

Если спросят, отвечаем.

-Мы хороший, дружный класс!

— Все получится у нас!

Садитесь!

Доброжелательный настрой на урок.

— Здравствуйте!

Слушают учителя. Хлопают соседа по ладони для того, чтоб пожелать удачи.

Коммуникативные УУД: учатся слушать и понимать учителя.

2. Проверка домашнего задания

Задача: выявление пробелов в знаниях и способов деятельности учащихся по теме: «Для чего люди добывают полезные ископаемые?».

Организация проверки по выявлению степени усвоения заданного учебного материала, ликвидация обнаруженных недостатков.

-На прошлом уроке мы изучали тему «Природные богатства и труд людей- основа экономики».

-Ребята, как же вы думаете, почему природные богатства и труд мы называем основой экономики? Сейчас вы получите карточки и ответите на несколько вопросов по теме прошлого урока.

Обменяйтесь с соседом по парте карточками и проверьте ответы с образцом на доске.

Хорошо, теперь поднимите ручки те, кто не допустил ошибок,

Теперь те. Кто допустил 1-2 ошибки, а теперь поднимите руки те, кто допустил больше 3 ошибок.

Отлично! Все вспомнили прошлый урок и хорошо справились, оцените работу соседа: 0 ошибок –«5», 1-2 ошибки – «4», более 3 ошибок – «3».

Воспроизведение знаний, умений, навыков. Самоконтроль и самоанализ.

Получают карточки и отвечают на вопросы.

Осуществляют взаимопроверку в соответствии с образцом.

Поднимают руки в соответствии с заданными критериями

Природные богатства и труд людей – основа экономики. Они требуются для производства товаров и услуг.

Коммуникативные УУД: умение обмениваться мнениями, слушать другого ученика и учителя, согласовывать свои действия с партнером, вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его правила и условия, строить понятные речевые высказывания.

3. Создание проблемной ситуации. Актуализация знаний. Планирование деятельности.

Задача: создание ситуации противоречие и формулировка проблемы.

Формулирует задания, которые создают противоречие и приводят к проблеме.

Ребята посмотрите на нашу Землю (слайд2). Богата и разнообразна природа нашей Земли. Один богатства находятся на поверхности Земли, другие спрятаны глубоко в Земле.

Какие хитрые секреты

Таят обычные предметы:

Блестят в солонке минералы!

Снежинки – это же кристаллы!

Фольга, скрывшая конфету –

Металл такой же, как в ракетах.

Таит его простая глина,

Сестра сапфира и рубина!

А коль споткнёшься ты о камень,

Не думай, что виной булыжник,

И тут всесильная природа

Тебе подсунула породу!

-Как вы думаете, о каких богатствах и секретах пойдёт сегодня речь и как будет звучать наша тема сегодняшнего урока?

-Всё правильно!

Выявляют, проговаривают, осознают противоречие.

Формулируют проблему в разных вариантах.

Слушают внимательно учителя

Полезные ископаемые.

Познавательные:  

самостоятельное выделение и формулировка познавательных целей урока;

Регулятивные УУД:

В сотрудничестве с учителем ставить новые творческие и учебные задачи.

Метапредметные УУД:  учиться  понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; 

4. Открытие новых знаний

Задача: решение проблемы

Обучающая: формирования понятий полезные ископаемые, природные богатства, труд, геологи, месторождения, карьер, шахта; ознакомление со способами добычи полезных ископаемых в процессе работы с учебной литературой.

Развивающая: развитие словесно-логического мышления в процессе решения проблемного вопроса «Для чего люди добывают полезные ископаемые?»

Воспитательная: содействие осознания роли полезных ископаемых России, в процессе работы с контурной картой.

Организация работы по решению проблемы.

— Как вы думаете, о каких богатствах и секретах пойдет сегодня речь? Но прежде чем вы ответите на этот вопрос давайте разгадаем ребус и подумаем с какой профессией связаны богатства, о которых мы будем говорить (слайд3-4).

— Какие цели поставим перед собой?

— Вот на этот вопрос мы постараемся ответить.

А для чего вообще люди добывают полезные ископаемые?

Можем ли мы сразу ответить на проблемный вопрос?слайд 5

Что для этого нужно знать?

Я предлагаю нам работать по следующему плану:

1.Что такое полезные ископаемые?

2.Полезные ископаемые Свердловской области.

3.Способы добычи полезных ископаемых.

4.Практическая работа: исследование полезных ископаемых. Слайд 6

1. Что такое полезные ископаемые.

Как вы думаете, что такое полезные ископаемые? Давайте ответим на этот вопрос используя раздаточный материал на ваших партах. Поработаем в парах. Составьте определение из словосочетаний, которые я подготовила для вас. Вам нужно расставить их в правильной последовательности и тогда вы узнаете, что же такое полезные ископаемые.

Что у вас получилось?

-Вы хорошо мыслите. Определение полезных ископаемых посмотрите на слайде (7) и сравните свои ответы.

— Совершенно верно:

Полезные ископаемые – это богатства земных кладовых, которые человек использует в хозяйстве. Различают твёрдые, жидкие и газообразные полезные ископаемые. Нефть- жидкое полезное ископаемое, природный газ- газообразное.

Добывая полезные ископаемы люди преследуют разные цели.

-Можно ли обходится без строительных материалов к примеру кирпичей или бетона?

— Именно, поэтому для изготовления строительных материалов приходится добывать в природе песок, глину, известняк.

Так же происходит и в экономике, мы не можем обойтись без различного вида топлива, которое кстати тоже является я полезным ископаемым.

— А сколько же вокруг нас металлических предметов?

— Какие вы знаете предметы которые состоят из металла?

Да, верно и еще большое количество предметов, которые состоят из металла.

-Металл мы получаем из руд, добытых в природе.

2. Полезные ископаемые Свердловской области.

На территории Свердловской области сосредоточено месторождение черных, цветных, редких и благородных металлов, неметаллических полезных ископаемых.

Кварциты используются для производства разных марок огнеупорного кирпича. Распространены в полосе Уральских гор.

Шамот — огнеупорная глина.

Асбест и тальк.

Свердловская область славится наличием поделочных камней, это те полезные ископаемые которые вставляют в ювелирные изделия или делают из них различные поделки.

3.Способы добычи полезных ископаемых.

— Места, где в глубинах земли или на её поверхности залегают полезные ископаемые, называются месторождениями (8).

Все полезные ископаемые добываются по-разному: одни – в открытых котлованах – карьерах, другие в шахтах. А для того, чтобы извлечь из-под земли нефть и природный газ, люди строят буровые установки и бурят скважины. Нефть и газ добывают как на суше, так и воде.

Какой способ, по-вашему, самый опасный для жизни человека?

Совершенно верно. В шахте глубоко под землей добывают полезные ископаемые – уголь, руду и другие. Работа шахтеров очень тяжелая и опасная. Им приходится спускаться вниз на несколько десятков метров. Шахтер знает, что его работа связана с большим риском. Мы должны преклоняться перед трудом этих людей .

Где применяют полезные ископаемые (9-10)

— А сейчас я предлагаю вам ознакомиться с полезными ископаемыми из разных стран мира, для этого вам потребуется аккуратность и внимательность. Я раздам вам коллекции и вы ознакомитесь с ними. Разбейтесь на 4 группы (11). Сейчас в группе вы изучаете полезные ископаемые, смотрите на их цвет, размер, форму, месторождение. Мы будем выполнять проверочную работу по тем ископаемым, которые сами выберите.

-Все молодцы, вы очень внимательно слушали и активно работали! Сейчас давайте отдохнём и проведём физкультминутку. Все встаём из — за своих парт.

— В ребусе зашифровано слово Геологи.

— Сегодня речь пойдет о том, что спрятано глубоко в земле и не всегда видно человеку.

— Речь пойдет о том что добывают геологи, о полезных ископаемых.

— узнать, какие полезные ископаемые бывают,

— где они находятся,

— как люди используют в своей жизни, как их добывают.

Осознают противоречие, проговаривают его, формулируют проблему. Вступают в диалог и отстаивают свою точку зрения.

П.И. добывать трудно и требуется много людей и техники, поэтому добывать их не нужно. Только ресурсы страны зря тратить! (сказал Илья)

В противовес Анастасия: — А тогда где брать ювелирные изделия, Драгоценные камни? А посуду из чего делать? А дома из чего строить? Нет п.и. добывать нужно обязательно! Без них мы не сможем хорошо жить!

Некоторые дети поддерживают одно мнение, некоторые другое, кто то остался в стороне.

Нет.

Нужно знать что такое полезные ископаемые, какие полезные ископаемые есть в Свердловской области, как их добывают и для чего.

Работают в паре, составляют определение полезным ископаемым.

— Полезные ископаемые – это богатства земных кладовых, которые человек использует в хозяйстве.

— Нет, нельзя

Много!

Ножницы, замки, отвертки, часы, ручка от двери, двери, стиральная машинка, автомобили, цепочка, крестик.

Самый опасный способ добычи полезных ископаемых – это шахта, потому что это глубоко и опасно.

Рассматривают слайд и делают выводы как и для чего нужны полезные ископаемые.

Делятся на группы и готовятся к работе.

Действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; принимать и сохранять учебную задачу (Регулятивные УУД).

Строить речевые высказывания, вести диалог с учителем Коммуникативные УУД.

Регулятивные УУД:

Учатся ставить проблему: «Для чего люди добывают полезные ископаемые?»

Учатся работать по плану:

1.Что такое полезные ископаемые?

2. Полезные ископаемые Свердловской области.

3.Способы добычи полезных ископаемых.

4.Практическая работа: «Характеристика полезных ископаемых».

Физкультминутка

«Путешествие» слайд 12

По дорожке шли, шли, (ходьба на месте)

Много камешков нашли.

Присели, собрали и дальше пошли (присели)

По дорожке, по дорожке

Прыгаем на левой ножке(3 прыжка на левой ноге)

И по этой же дорожке

Прыгаем на правой ножке.(3 прыжка на правой ноге)

По дорожке побежим, до лужайки добежим.(бег на месте)

На лужайке, на лужайке

Мы попрыгаем как зайки.(3 прыжка на обоих ногах)

Стоп! Немножко отдохнём!

И опять работать мы пойдём.

-Отдохнули?

-Присаживаемся на свои места.

Выполняют физкультминутку, повторяя за учителем.

Регулятивные УУД

Формируют:

— умение соотносить свои действия с действиями учителя,

одновременно удерживать несколько видов деятельности: двигательную, речевую, мыслительную.

Личностные УУД

Развивают умение применять в жизненных ситуациях и учебном процессе способы снятия напряжения, концентрации внимания, умение включаться в общую деятельность, развивать творческий потенциал.

5.Самостоятельное применение новых знаний

Задача: закрепление новых знаний и умений.

Практич.: работа с помощью карточки.

Практич.: работа с рабочей тетрадью

Мы выяснили что такое полезные ископаемые и как их добывают, отдохнули и сейчас выполним проверочную работу.

— Предлагаю вам попробовать дать характеристику полезным ископаемым. Для этого вы заполните карточки, выданные вам по образцам полезных ископаемых разных стран мира. Выберите по два экземпляра для практической работы.

«Характеристика полезных ископаемых».

Название полезного ископаемого________________________

Где находится месторождение__________________________

Цвет _______________________________________________

Прозрачное или непрозрачное __________________________

Применение (в строительстве, топливо, для получения металлов, для украшения)______________________________

Все справились с работой! Молодцы! Я тоже вместе с вами заполнила карточку полезного ископаемого Гранит, который добывают на Урале, он обладает розовым не прозрачным цветом и применяют его в сооружении скульптур, строительстве и изготовлении различных плит (ступенек слайд 13-14).

Сейчас 1 группа ищет яшму, магнетит и жадеит, 2 группа розу пустынную, туркенит и оранжевый кальцит, 3 группа,фуксит, родонит, гематит, 4 группа целестит, топаз, галит. находите на парте карточки с описанием ваших экземпляров и выбираете из этого описания самое главное, затем представляете важную информацию и демонстрируете образец всему классу (слайд 15). Так мы все сможем узнать больше о тех полезных ископаемых, которые добывают по всему миру.

Открываем рабочую тетрадь на странице 30 и выполняем задание №4. Вам необходимо вписать название полезного ископаемого, о котором рассказал Сережа ( 16).

Давайте все таки подумаем для чего же добывают полезные ископаемые: из чего строят дома, школы, заводы?

А из чего делают автомобили, самолёты?

— Правильно. Для того, чтобы построить дом, нужно много песка, цемента, известняка; чтобы сделать машины, станки, необходимы чугун, сталь, медь, алюминий. Но вот построили автомобили, самолёты, только ведь сами они не поедут и не полетят. Что ещё нужно для них?

— Да, им нужно горючее, которое получают из нефти. Топливо необходимо и для отопления жилых помещений и промышленных предприятий. Все эти вещества залегают на разной глубине в недрах земли и на её поверхности. Слайд 10. Чтобы пользоваться этими богатствами, их необходимо добыть. Поэтому нефть, уголь, торф, песок и другие, необходимые для людей вещества добывают из недр земли.

А сейчас мы с вами будем делиться знаниями с остальными ребятами. Каждый из вас получил карточки с данными о полезном ископаемом. Найдите его в коллекциях, возьмите и мы, с помощью игры «Собери идеи» будем делиться знаниями.

Выполнение заданий проблемного характера.

Слушают учителя

Выполняют данное задание,

Рассматривают полезные ископаемые и приводят их свойства.

Начинают работу в группа, изучают экземпляры и соотносят названия с карточками, находят главное.

Предоставляют результат классу.

Работают в рабочей тетради.

Дома и школы строят из кирпича и бетона.

Самолеты и автомобили делают из железа.

Топливо, люди, водители, диспетчера, аэропорты, автосервисы.

Получают карточки, изучают их, берут полезное ископаемое и начинают играть в игру « Собери идеи».

Регулятивные УУД: возможность ориентироваться в учебнике и рабочей тетради; оценка результата своих действий; прогнозирование результатов уровня усвоения изучаемого материала.

Личностные УУД: осознание своих возможностей в обучении, способность адекватно судить о причинах своего успеха или неудачи, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

6. Итог урока

Задача: обобщение и выводы по учебной проблеме.

Организация обобщения.

Ребята, давайте подведем итог нашего урока.

Что вы сегодня узнали? Мы ответили на главный вопрос: «Для чего люди добывают полезные ископаемые?» (18)

Вывод: хозяйственная деятельность людей невозможна без полезных ископаемых. Одни используются в строительстве, другие служат топливом, из третьих получают металл. Полезные ископаемые – огромное, бесценное богатство Земли.

А так же мы узнали много нового о зарубежных полезных ископаемых в ходе игры «Собери идеи».

Молодцы ребята, сегодня мы с вами славно потрудились!

Если вам понравился урок, было интересно похлопайте в ладоши. Если вы чего-то не поняли, и вам было не интересно на уроке поднимите ручки и задайте вопросы.

Спасибо!

Обобщение, самоанализ, самооценка.

Мы узнали что такое полезные ископаемые, ка и где их добывают, какие есть полезные ископаемые в нашей области, для чего их добывают и кто их добывает.

— Мы ответили на главный вопрос. Люди добывают полезные ископаемые для того чтобы строить дома и сооружения, производить различные виды транспорта и топлива. Для развития экономики страны

Все хлопают в ладоши.

Затруднений и вопросов не возникло.

Познавательные УУД:

Делают вывод по теме: хозяйственная деятельность людей невозможна без полезных ископаемых. Одни используются в строительстве, другие служат топливом, из третьих получают металл. Полезные ископаемые – огромное, бесценное богатство Земли.

7.Инструктаж по выполнению домашнего задания

Задача: обеспечение понимания и осмысления учащимися цели, содержания и способа выполнения домашнего задания.

Проведение инструктажа.

А сейчас открываем свои дневники и записываем домашнее задание, в учебнике на странице 50, в разделе задания для домашней работы выполняем упражнение №1, в рабочей тетради на странице 28 выполняете задание № 1,2,3.

-И ко всему этому, ваша задача повторить сегодняшнюю пройденную тему.

-Спасибо за урок

Осмысление домашнего задания.

Внимательно слушают учителя, записывают домашнее задание.

Регулятивные УУД:

Осознают домашнее задание.

Записывают задания в дневники.

Приложение 1

«Характеристика полезных ископаемых».

Название полезного ископаемого________________________

Где находится месторождение__________________________

Цвет _______________________________________________

Прозрачное или непрозрачное __________________________

Применение (в строительстве, топливо, для получения металлов, для украшения)______________________________

«Характеристика полезных ископаемых».

Название полезного ископаемого___Гранит______________

Где находится месторождение_____Урал_____ ___________

Цвет _розовый ______________________________________

Прозрачное или непрозрачное __непрозрачное___________

Применение (в строительстве, топливо, для получения металлов, для украшения)_строительство скульптур

Приложение 2

Полезные ископаемые

это богатства земных кладовых, которые человек использует в

хозяйстве.

Жадеит — минерал зелёного цвета. Своё название получил от жада. Внешне жадеит очень похож на нефрит, однако встречается реже нефрита и ценится выше. Кроме того, жад твёрже и прочнее нефрита.

Родонит — красивый розовый минерал с вкраплениями другого цвета. Своё название получил от перевода на греческих язык названия известного во всех странах цветка – розы. В других источниках восприятие родонита символизирует родовое дерево. Общее звучание и исторический корень слова сближают их значения. Камень помогает сохранить обычаи семьи, создать тесные связи поколений. Жизнь человека – это дар земной судьбы, минерал – подарок Земли, как и появление на свет.

Роза пустынная — представляет собой соединение кристаллов гипса, который состоит из воды, песка и солей. Роза пустыни может выглядеть по-разному. Эти камни могут различаться по размеру, по длине лепестков, а также по цвету. Можно встретить кристаллы с длиной лепестков от 3 мм до 20-30 см. По цвету розы пустыни в основном бежевого цвета, но в некоторых регионах можно встретить черные или белые камни. Лепестки довольно жесткие из-за большого количества солей. С ними нужно быть осторожными, иначе можно пораниться.

Туркенит — очень красивый камень в сине-голубых тонах. Он имеет насыщенный голубой цвет и чёрные прожилки, очень похож на бирюзу. Название лунный камень дано за сияющие голубые переливы, причиной которых является тонкое строение минерала. В лунном камне иногда возникает эффект «кошачьего глаза». Минерал хрупкий, очень чувствителен к ударам и сжатию.

Целестит — камень, который путают с баритом, кальцитом и доломитом. Однако, первый двойник гораздо тяжелее небесного минерала. Кальцит чаще бесцветен, а доломит имеет характерные кристаллы в форме седла.

Галит — это один из самых распространенных минералов на земле. Вещество природного происхождения, основные залежи сосредоточены в местах, где в древности были моря и океаны. Формирование новых месторождений происходит постоянно, соленые озера, моря, лиманы являются потенциальными месторождениями. На данный момент элитные сорта пищевой соли добываются в существующих озерах, а нижележащие запасы являются зоной формирования галита.

Оранжевый кальцит — тот минерал, чьих разновидностей огромное множество от кристаллов исландского шпата до мрамора и обычного известняка. Кальциты разных оттенков используются в поделках, а мрамор с известняком активно применяются в строительстве и отделке зданий.

Фуксит — при произношении названия камня сразу представляется нечто фиолетово-розовое. Но это лишь заблуждение. К фуксии минерал не имеет никакого отношения, хотя иногда в его составе и можно увидеть яркие вкрапления. Минерал изумрудно-зеленой гаммы имеет необыкновенную притягательность и уникальные свойства.

Гематит — минерал, представляющий из себя окись железа. Значение этой минеральной руды сложно переоценить. Наиболее широко гематит используется в качестве красящего пигмента при изготовлении стойких эмалей, красных карандашей, темперных красок. Без него не обходится производство чугуна, линолеума и клеенки.

Вопрос № 1 

Вещи и предметы, с помощью которых люди удовлетворяют свои потребности называются:

 услуги 
 товары 
 экономика

Вопрос № 2 

Все, что сделано руками человека называется:

 труд 
 капитал
 природные богатства

Вопрос № 5 

Прямой обмен одних товаров на другие называется

 бартер
 купля 
 продажа

Вопрос № 6 

Лучшим считается бюджет в котором

 доходы больше расходов
 доходы равны расходам 
 доходы меньше расходов

infourok.ru

Презентация к уроку по окружающему миру (3 класс) на тему: Полезные ископаемые. Презентация к уроку окружающего мира. УМК «Школа России». 3 класс

Слайд 1

Окружающий мир. 3 класс Полезные ископаемые © Сергеева Елена Викторовна ГОУ СОШ № 409 г. Пушкин, 2010

Слайд 2

Проверка домашнего задания Назови три кита экономики. Расскажи о значении природных богатств для экономики. Что такое капитал? Приведи примеры. Для чего необходим труд? От чего зависит успех труда людей в экономике? Почему природные богатства, капитал и труд называют тремя китами экономики?

Слайд 3

— Какие материалы люди используют для строительства? Где их берут? — Какие виды топлива вы знаете? — Как получают металлы? Где их используют? — Люди каких профессий заняты при добыче полезных ископаемых? Ответь на вопросы:

Слайд 4

Тема урока: «Полезные ископаемые» Подумай, что такое полезные ископаемые.

Слайд 5

Полезные ископаемые — это горные породы и минералы, которые человек использует в хозяйстве. Одни используются в строительстве, другие служат топливом, из третьих получают металлы. Полезные ископаемые — огромное бесценное богатство Земли.

Слайд 7

Песок Песок — это рыхлая, сыпучая порода, состоящая из минеральных частиц разного цвета, размером от 0,05-2 мм. Песок — это продукт разрушения твёрдых пород под действием солнца, тепла, ветра. Чаще всего песок образуется из кварца. Используется в стекольном производстве; в литейном деле, при плавлении металла; в строительстве.

Слайд 8

Глина Глина — это осадочная порода. Она образуется в результате выветривания различных горных пород, но переотлагается на дне морей и озёр. Глина очень мелкая, бурого, жёлтого, белого, голубого цвета. Широко применяемый строительный материал. Кирпич делают из глины. Также изготовляют посуду,игрушки, фарфор, фаянс, огнеупорные материалы.

Слайд 9

Гранит Возникает из глинистых сланцев и песчаников. Зернистый, твёрдый и прочный. Название гранит произошло от греческого «гранум», что означает зерно. Гранит состоит из зерен трех минералов – полевого шпата (красного цвета), кварца (светло-серого цвета) и слюды (черного цвета). Используется при строительстве и сооружении памятников. Гранитом облицованы набережные в Санкт-Петербурге, отделаны стены домов и станций метро.

Слайд 10

Известняк Известняки залегают в земле громадными слоями. К известнякам относятся мел, обыкновенный известняк и мрамор. Мел — самый мягкий известняк. Им пишут на доске. Толчёным мелом белят стены . Обыкновенный известняк — плотный камень белого, серого или желтоватого цвета. Используется при строительстве домов, мощении дорог, приготовлении извёстки .

Слайд 11

Известняк Мрамор — твёрдый плотный камень разнообразной окраски, хорошо полируется. Используется для украшения зданий, из него делают колонны, статуи, лестницы.

Слайд 12

Нефть Нефть — это жидкое полезное ископаемое тёмного цвета. Её называют чёрным золотом. Происхождение нефти полностью не изучено. До сих пор учёные разных стран спорят о том, как же она появилась. Скорее всего, она образовалась из каких-то живых организмов. Самый обычный способ поиска и добычи нефти — бурение скважин. Бурить начинают в том месте, где, по мнению геологов, должна быть нефть. И бурят до тех пор, пока из скважины не вырвется чёрный фонтан. Из нефти производят керосин, бензин, смазочные масла, вазелин, лекарства, мыло, технический спирт, ткани.

Слайд 13

Каменная соль Раньше соль очень дорого ценилась, и за один килограмм соли платили серебром. Слово «солдат» произошло от сочетания «соль давать», так назывались вооруженные люди, охранявшие караваны с солью.

Слайд 14

Железная руда Слово «железо» возникло от санскритского слова «джальза» (металл, руда). На поверхности Земли находили железные метеориты и делали из них украшения, орудия труда, охоты. Первым орудием труда древнего человека был камень, привязанный к палке. Как-то раз в костёр попали куски окисленной руды, с виду обыкновенного камня, и расплавились. Так было положено начало металлургии. Железная руда чёрного цвета, твёрдая и плотная, притягивает металлические предметы. Из неё делают машины, вагоны, рельсы, ножницы.

Слайд 15

Каменный уголь Уголь образовывается из остатков растений в течении многих миллионов лет. Когда остатки растений перегнивают практически без кислорода, образуется торф. Торф используется как топливо, а также как подстилку для домашних животных.

Слайд 16

Каменный уголь Затем торф превращается в бурый уголь, потом — в каменный уголь и затем в антрацит — уголь самого высокого качества. Каменный уголь чёрного цвета, твёрдый, но хрупкий, горюч. Он используется для отопления жилых помещений, изготовления кокс-краски, лекарств, пластмассы, духов.

Слайд 17

Запишем определение полезных ископаемых в рабочей тетради на странице 25. Помощь в учебнике на странице 48. Выполним практическую работу в рабочей тетради на странице 26 № 2. 1 вариант — нефть, известняк. 2 вариант — гранит, глина. 3 вариант — железная руда, песок. 4 вариант — каменный уголь, природный газ. Практическая работа

Слайд 18

Задани я Прочитай статьи в учебнике «Для чего их добывают» и «Как их добывают» на странице 49-50, рассмотри фотографии в учебнике. Выполни задание № 5 в рабочей тетради. В старой шахте отыщите дорогу к кладу. № 6 . Проверь у соседа. Выполни задание №3 в рабочей тетради. Самостоятельно впиши в клеточки названия полезных ископаемых. Проверь у соседа. Заполни таблицу № 4. Поставь + в соответствующую графу. Самостоятельно.

Слайд 19

Домашнее задание 1. Учебник, 48-50, вопросы. 2. Рабочая тетрадь, № 7-8, стр.29

Слайд 20

Ресурсы Интернет: Песок http://nika-media.ru/news/3535/date2009-09-28.html Коллекция «Полезные ископаемые » h ttp://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/5ca811f4-7aea-42ca-b5da-534dfd445e6c/PoleznyeIskopaemye.html http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/606f3f11-e0fe-11db-8314-0800200c9a66/02_02_06_01.jpg

nsportal.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *