Что такое школа гимназия – Чем кардинально отличается гимназия от школы

это что такое? Определение :: SYL.ru

Гимназия — это слово, которое сегодня знакомо каждому школьнику. При этом не всякий знает, что подобный тип учебных заведений появился несколько тысяч лет назад и за все это время не раз менялся. Давайте более подробно рассмотрим значение термина «гимназия», а также узнаем его историю.

Что такое гимназия: определение

Сегодня словом «гимназия» именуют определенный тип элитных учебных заведений для получения базового и полного среднего образования, являющийся аналогом общеобразовательной школы. Гимназии могут быть государственными и частными.

На протяжении всей истории существования учебного заведения под названием «гимназия», определение слова, как и перечень изучаемых предметов, менялось, причем иногда кардинально.

В некоторых современных языках этот термин имеет дополнительное значение. Так, в немецком, английском, польском гимназия – это не только высшая школа, но и помещение для занятий спортом, в частности гимнастикой.

Чтобы понять, почему одно и то же существительное приобрело сразу 2 разных смысла, нужно узнать его этимологию, а также историю.

Происхождение термина «гимназия»

Это слово пришло в современные европейские языки из греческого. Образовано оно от древнегреческого термина γυμνός, который дословно переводится как «обнаженный».

Помимо существительного «гимназия», от этого греческого термина произошло и известное всем слово «гимнастика». Хотя сегодня значения этих слов кажутся весьма далекими друг от друга, у древних греков они были однокоренными. Чтобы понять, почему так произошло, нужно углубиться в историю.

Гимназии в Древней Греции

Понимание того, что такое «гимназия» в Древней Греции (определение — ниже) поможет ответить на вопрос: почему этим словом называют и школу, и спортзал.

Воспитательно-образовательные заведения под названием гимназии (у греков их звали «гимнасии») впервые появились в Греции задолго до нашей эры. Хотя эллины и славились своими интеллектуальными достижениями, в приоритете у них всегда оставалась физическая красота и сила. По этой причине древнегреческие гимназии специализировались на физическом воспитании учеников, и представляли собой квадратные площадки для занятий спортом. Заниматься в гимнасиях принято было обнаженными, поэтому термин «гимназия» и был образован от слова «голый». Кстати, именно поэтому во многих европейских языках гимназия — это не только учебное заведение, но и место для занятий спортом. По этой же причине вышеупомянутое слово «гимнастика», является однокоренным для «гимназии», ведь древние греки все физические упражнения делали обнаженными.

Не стоит, однако, думать, что греческие гимнасии занимались только физическим развитием своих подопечных. Хотя оно и было в приоритете, также там обучали чтению и письму. А в более поздние века – философии и риторике.

В Древней Греции было 2 типа гимназий: Александрийская (общеобразовательное обучение всех граждан) и Спартанская (физическое воспитание и военное дело, причем не только для юношей, но и для девушек).

Среди наиболее известных античных педагогов, можно назвать Платона, Аристотеля и Киносарга, которые преподавали в греческих гимназиях. Платон выступал за гармоническое развитие личности, настаивая на том, что физическому развитию стоит уделять только половину времени. Его ученик – Аристотель, наоборот, концентрировал внимание на физическом развитии. Он написал несколько учебников для гимназий, которые оставались популярными вплоть до XVIII в.

Гимназии в Древнем Риме

Греческая культура оказала огромное влияние на большинство городов-государств Малой Азии. С легкой руки греков аналоги гимназий существовали в Египте, Сирии и других близлежащих странах.

Когда Римская империя покорила Грецию, они переименовали многие из своих школ в гимназии. Поскольку изначально у римлян не было гимнасий для занятий физическими упражнениями (они тренировались на Форуме и Марсовом поле), подражая грекам, они стали строить подобные площадки.

Жители Рима придерживались взглядов Спартанского типа гимназий и Аристотеля, готовя из учеников в первую очередь воинов и спортсменов.

С принятием христианства культ здорового и красивого тела надолго ушел в подполье, поскольку теологи призывали людей заботиться о духовном развитии, а не о плоти. В связи с этим на многие столетия традиции гимназического обучения были забыты, и лишь в эпоху Возрождения снова стали актуальными.

Гимназии в Европе

Разобравшись с тем, что такое гимназия (определение по истории Древнего Мира — выше) в древности, стоит рассмотреть, как она изменилась во времена Ренессанса.

Стоит отметить, что возвращению к традициям гимназического обучения способствовало увлечения людей эпохи Возрождения античностью. До этого, вместо гимназий, в Европе существовала система монастырских школ, а также светских учебных заведений при университетах. Главными изучаемыми предметами в них были латынь, грамматика, риторика, арифметика, геометрия, музыка, физика и астрономия.

Начиная с XVI в. в Германии и Англии начинают открываться школы-гимназии, программа которых строится по античному образцу, в частности, на трудах Аристотеля. К предметам, которые преподавались в этих заведениях, добавился греческий, язык, а также курс естествознания.

Особенной популярностью пользовалась гимназическая образовательная система в Италии, Польше и на территориях, принадлежащих Германии.

Во Франции в роли гимназий выступали лицеи и колледжи. В Великобритании, а позже и США – Grammar-Schools, Grammar-Colleges и High Schools. В Испании – колехьйос. В Швейцарии – кантональные школы.

Дореволюционные гимназии в Российской империи

Первая гимназия на территории Российской империи была открыта при правлении Петра I в 1703 г. Ее основателем стал пастор-лютеранин Эрнст Глюк. По настоянию царя среди предметов, которым обучались в этом заведении, важную роль играла физическая подготовка. В частности учеников учили плавать, ездить верхом, стрелять, фехтовать и даже танцевать.

Собственно русская гимназия появилась лишь спустя 23 года. Это была Московская академическая гимназия. Поначалу туда допускали лишь дворянских детей. Однако видя их не особое рвение к наукам, через несколько лет в Академическую гимназию стали принимать выходцев из среднего сословия, а также детей солдат. Из-за проблем с преподавателями устав учебного заведения постоянно менялся, как и учебные предметы. С трудом просуществовав вплоть до 1805 г., эта гимназия была закрыта.

Несмотря на это интерес к подобным образовательным учреждениям в империи усиливался. С началом нового века было создано Министерство народного просвещения. Именно с его деятельностью связано начало формирование полноценной образовательной системы и повсеместное открытие гимназий. Их устройство было позаимствовано у французов. В отличие от греков, у россиян физическое воспитание стало необязательным предметом. В XIX в. гимназисты начали изучать историю, географию, математику, право, политическую экономику, латынь, иностранные языки (французский и немецкий), рисование, музыку и танцы.

В XIX в. в гимназии стали принимать детей всех сословий, однако у дворянских отпрысков всегда были привилегии вроде пансионов.

На протяжении всего века устройство гимназий в империи непрерывно менялось. Был введен такой предмет, как закон божий, а само заведение было распределено на 2 группы: классическая гимназия и реальная. Главным отличием между ними было изучение в классических гимназиях древних языков, вроде латыни и греческого. Также в этот период были введены телесные наказания, а также увеличена плата за учебу.

В начале XX в. на территории страны уже функционировало около 180 гимназий. Среди них были не только государственные, но и частные, а также гимназии, устроенные при церквях неправославного вероисповедания (католики, протестанты), женские гимназии.

После революции, в 1915-1916 гг., были попытки реформировать гимназии по новому образцу. Однако из-за неспособности политиков и преподавателей найти общий язык, этот проект свернули. А с приходом к власти коммунистов гимназии были устранены. Вместо них появились общеобразовательные школы, которые существуют и сегодня.

Гимназия сегодня

После распада СССР в 1992 г. в Российской Федерации был возвращен такой тип учебного заведения, как гимназия. Сегодня этим словом называют учебное учреждение, дающее ученикам более обширные знания, чем обычные школы.

В Украине, которая обрела независимость в 1991 г., гимназии вернулись в тот же период. Однако долгие годы требования к ним не были четко сформулированы в законодательстве, что вызывало массу манипуляций со стороны руководства этих заведений. Лишь к 1999 г. правовой статус гимназий на территории Украины был четко прописан в законодательстве.

Разница между обычной школой, гимназией и лицеем

Если задать кому-нибудь задание: «Что такое гимназия? Дайте определение. Гимназия отличается от общеобразовательной школы и лицея, поясните, яем именно», — далеко не всякий сможет с ним справиться.

Так в чем же отличие? Ответ на этот вопрос можно найти в законодательстве. Так, школы – это общеобразовательные учреждения. Гимназии – это профильные заведение, дающие углубленные знания, согласно специализации. Иными словами, гимназия – это та же школа, однако с более высоким уровнем преподавания.

Лицей и гимназия имеют более существенные отличия. Цель лицея не просто дать хорошие знания ученикам (как в гимназии), а подготовить их к поступлению на конкретную специальность или даже в определенный вуз. Если в гимназии обучение носит, скорее, теоретический характер, то в лицее – практический. По этой причине на базе многих вузов открываются подготовительные лицеи, куда можно поступить, сдав экзамены после 7-8 классов.

www.syl.ru

Чем гимназия отличается от школы

Три буквы. Именно столько, если говорить буквально, составляет реальная разница между школой и гимназией. Так стоит ли спорить, какая форма обучения лучше? Сегодняшние выпускники гимназий с сочувствием смотрят на столкнувшихся с новацией четвероклашек. Те, как я думаю, пока не совсем понимают, то ли радоваться тому, что привычных вступительных экзаменов не будет, то ли огорчаться, поскольку привычного гимназического обучения тоже не предусмотрено. А в классы придут новенькие — запись начнется меньше чем через месяц. В том числе лоботрясы и двоечники, хулиганы и забияки — все те, от кого гимназические стены уже отвыкли.

фото kirov-portal.ru


Думаю, еще многие помнят те времена, когда само слово «гимназия» носило какой-то имперский оттенок. Это ж дети дворян учились в гимназиях. Тогда в уме рисовался портрет этакого строгого ученика, с синими от усердия чернильными пальцами, в почти военной синей униформе. А потому термин прижился у нас не сразу. Очень долго он воспринимался как школа с плюсом — лучшая. Остальным приходилось лишь к этой планочке тянуться. Тянулись к ней и сами педагоги. Преподавать по старинке неинтересно, да и неактуально. Как однажды в беседе обозначила директор гимназии № 10 Минска Марина Ильина, современный учитель не только должен быть уверенным пользователем новых технологий, но и уметь задействовать их в учебном процессе. Способностью просто включать компьютер и печатать текст сегодня никого не удивишь.

Что помимо этого? Знание предмета, умение им заинтересовать. Впрочем, по правде говоря, хорошие учителя есть везде. Необязательно в гимназиях.

Встреча с учителем начальных классов школы № 125 Минска Николаем Шавловским, думаю, перевернула не одну детскую жизнь. В хорошем смысле. Не только потому, что в младших классах «усатый нянь» — редкость, а потому, что педагог с четвертьвековым стажем с нежностью и трепетом относится к каждому ребенку. К таким педагогам, как Николай Шавловский, идут косяком. Это тот случай, когда статус учреждения уходит на второй план. Да и, давайте откровенно, в начальную школу идут за мотивацией, любовью к учебе, а не за глубокими знаниями. Гонка за ними и за статусностью еще совсем недавно начиналась после четвертого класса. Когда родители задумывались о будущем способного чада. Чтобы эту самую мотивацию не потерять.

А иногда и не задумывались. Потому как зачастую и школа звучит не хуже. Если там есть болеющий за общее дело руководитель, который и спортивную базу наладит, и кружки интересные организует. Так, чтобы родителям не нужно было возить детей в удаленные районы города. А чтобы все, как говорится, в одном наборе — и общеобразовательная, и музыкальная школа, и спортивные секции. Как, например, в минской школе № 56. Хлопотно — да, говорит ее директор Юрий Круглик, так ведь школа для этого и строилась.

Конечно, от самого образовательного учреждения зависит многое. Но не все. Например, уровень знаний и мотивация к учебе, с которой придут к ним в классы ребята, вряд ли. Давайте скажем честно: школы больше готовы к работе с разным контингентом. В гимназиях о категории детей-двоечников просто подзабыли — много лет сюда приходили только те, кто действительно хотел учиться.

Ну да, теперь показатели успеваемости поползут вниз, а мест на олимпиадах станет чуть меньше. Но дело даже не в этом. Придется педагогам вспомнить забытые психологические приемы и снова объяснять непослушным детям, зачем нужны те или иные знания. А умники снова превратятся в «заучек» и «ботаников».

И еще. Увы, равные возможности совсем не гарантируют равный результат. Всегда будут те, кто учится, и те, кто, так сказать, отбывает повинность, какие бы возможности им ни предоставили. И совсем не важно, как будет называться учреждение, в котором они обучаются, — просто школа или элитная гимназия.

[email protected]

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

www.sb.by

Гимназия — это… Что такое Гимназия?

  • ГИМНАЗИЯ — (греч. gymnasion, от gymnazo, происш. от gymnos голый). 1) у древних греков публичное место, где юноши (обыкновенно нагие) занимались телесными упражнениями (гимнастикой), и где позже учили и философы. 2) ныне общеобразовательное классическое… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • Гимназия № 12 — МОУ гимназия №12 г. Липецка Основана: 1954 Директор: Уласевич Ольга Николаевна Тип: Гимназия Адрес: г. Липецк, ул. Гагарина, 24 Телефон: Work+7 (4742) 27 73 58 Факс …   Википедия

  • Гимназия №1 — Гимназия № 1  название ряда образовательных учреждений в различных городах России (и не только). Гимназия № 1 (Новосибирск) Гимназия № 1 (Мурманск) Гимназия № 1 (Челябинск) Гимназия № 1 (Новороссийск) …   Википедия

  • ГИМНАЗИЯ — ГИМНАЗИЯ, гимназии, жен. (от греч. gymnasion помещение для гимнастических упражнений) (дорев.). Среднее учебное заведение. Классическая гимназия (с преподаванием классических языков). Женская гимназия. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935… …   Толковый словарь Ушакова

  • Гимназия № 19 — имени Поповичевой Нины Зиновьевны Основана: 1939 Директор: Пиндюрина Римма Евгеньевна Тип: Гимназия Адрес: Липецк, ул. Семашко, 68 Телефон: Work+7 (4742) 27 65 13 …   Википедия

  • Гимназия №42 — Полное название: Коммунальное Учреждение Луганский учебно воспитательный комплекс специализированная школа гимназия І степени № 42 находится на кв. им. Волкова Жовтневого района г. Луганска (Украина). В школе на данный момент учаться порядка 1500 …   Википедия

  • ГИМНАЗИЯ — (от гимнасий) средняя общеобразовательная школа в России и некоторых зарубежных странах. Возникли в Германии в 16 в. Первая в России академическая в Санкт Петербурге (основана в 1726). С 1804 мужские гимназии открываются в каждом губернском… …   Большой Энциклопедический словарь

  • ГИМНАЗИЯ — ГИМНАЗИЯ, и, жен. Общеобразовательное среднее учебное заведение. Классическая г. (с обучением древним языкам). Женская, мужская г. | прил. гимназический, ая, ое. Г. курс. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 …   Толковый словарь Ожегова

  • ГИМНАЗИЯ — жен., греч. казенное, гражданское учебное заведение средней степени, между низшими и университетами. Гимназический, к гимназии относящийся. Гимназист муж. ученик гимназии; гимназистов, ему принадлежащий; гимназистский, им свойственный. Гимнастика …   Толковый словарь Даля

  • гимназия — сущ., кол во синонимов: 1 • школа (68) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 …   Словарь синонимов

  • Гимназия — общеобразовательное учебное учреждение I III ступеней с углубленным изучением отдельных предметов в соответствии с профилем обучения… Источник: МОДЕЛЬНЫЙ ЗАКОН О СРЕДНЕМ ОБЩЕМ ОБРАЗОВАНИИ …   Официальная терминология

  • spiritual_culture.academic.ru

    Ответы@Mail.Ru: Что такое гимназия?

    1)Гимназия — среднее общеобразовательное учебное заведение, как правило, гуманитарно-филологического направления, дающее учащимся классическое общее образование. Термин заимствован из Древней Греции, где в т. н. гимнасиях обучались дети привилегированных слоев общества 2)ГИМНАЗИЯ ж. греч. казенное, гражданское учебное заведение средней степени, между низшими и университетами. Гимназический, к гимназии относящийся. Гимназист м. ученик гимназии; гимназистов, ему принадлежащий; гимназистский, им свойственный. Гимнастика ж. ловкосилие искусство укреплять тело человеческое и делать его сильным, ловким и гибким, упражняя его в телодвижеииях; бег, прыжки, скачка, ломка, лазанье, плаванье, борьба и пр. ; иногда так называют и самое устройство для упражнений этих или гимнастическое заведение. Гимнастик м. ловкосил, знающий все приемы телесного упражнения. 3)Понимание сути и функции гимназии – также вопрос сегодняшнего дня. К сожалению, существует такая вещь, как отвлечение ресурсов гимназии на реализацию функций иных организаций. Школа на сегодня – самая дешевая организация, позволяющая дешевле всего решать энное количесвто задач. Это знают все, причем с советских времен. Проведение тех же праздников, массовых мероприятий, еще каких-то акций – к школам обращаются всегда: «Дайте детей, организуйте и т. д.» . В связи с этим важно разрешить вопрос о том, что такое гимназия. Это рыночный проект или социальный? Очевидно: в нашей стране есть две версии развития образования. Первая, которая так или иначе связана с Москвой, – это образование как социальный проект. Вторая – образование как часть или сегмент рынка. Да, безусловно, мы не можем быть в стороне от рынка, но если гимназия, так же как и любое другое образовательное учреждение, теряет свой социальный статус и превращается в чисто рыночное учреждение, тогда уже можно не говорить ни о разном доступе к образованию, ни о возможно¬стях. Но обращаю ваше внимание: в нашей стране сегодня, с моей точки зрения, нет профессионального учительского сообщества, которое бы говорило об этих проблемах и представляло бы свою точку зрения. Возможно, кто-то может мне возразить, что такое сообщество есть. Тогда хотел бы узнать адрес. Но пока знаю только одну такую организацию, которая уже упоминалась выше, – Ассоциация гимназий Санкт-Петербурга. И то, что у нас нет такого сообщества, а есть лишь структуры, выросшие на основе различных инновационных проектов, и не позволяет нам создать систему, которую можно было бы назвать методологической защитой. Работаем интенсивнее Гимназия – универсальное образовательное учреждение. Эта универсальность проявляется не только в том, что здесь реализуются различные типы образовательных программ, но и в том, что фактически мы сегодня пытаемся выработать определенную политику в контексте профильности. Гимназия и профильность – это как раз тот вопрос, который обсуждается сейчас во многих регионах. От нас требуют стать профильными ОУ. При этом сами гимназии рассматривают себя, мне кажется, прежде всего как организации, поддерживающие систему вариативного образования. С другой стороны, гимназии – с их ресурсоемкостью и одновременно наличием кадров достаточно высокого уровня – просто призваны быть теми уникальными институциями, которые могут не только пользоваться имеющимися образовательными стратегиями, но и разрабатывать их. Ведь ни одно образовательное учреждение само по себе эту задачу сегодня, естественно, решить не может.

    раньше там учились дети, эти не официальные детские сады или школы

    Учебное заведение. Так назывались школы еще в Древней Греции. В России гимназиями назывались школы с прогарммой классического (гумантираного) образования — латынь, философия, риторика и прочая байда, в отличие от реальных и коммерческих училищ, где образование было более прагматичным. Теперь в гимназии и лицеи переименовывают средние общеобразовательные школы понтов ради.

    гимназии раньше занимались гимнастикой потом начали учить всяким премудростям. . теперь там обучают одаренных детей.

    Школа где учатьса дети.

    Вопрос непростой. Даже на официальном уровне нет чёткого определения того, что такое гимназия. Обычно под гимназическим образованием понимают единство трёх компонентов: это гуманитарная направленность, расширенные и углублённые программы, высокий уровень знаний учащихся. ГИМНАЗИЯ, -и, ж. Общеобразовательное среднее учебное заведение. Классическая г. (с обучением древним языкам) . Женская, мужская г. II прил. гимназический, -ая, -ое. Г. курс.

    в гимназии сложнее программа чем в обычной школе

    ШКОЛАААААА ДЛЯЯЯЯЯ ВЗРОСЛЫХ

    touch.otvet.mail.ru

    Чем отличается школа от гимназии и лицея?

    Гимназия-это школа с углубленным изучением предметов гуманитарного направления. Лицей-это школа с углубленным изучением предметов точного-технического направления. В простых школах как правило общеобразовательная программа, правда есть школы с углубленным изучением отдельных предметов. Выбирать следует из способностей и склонности ребёнка. Удачи вам и правильного выбора!

    В гимназии или лицее учат по профилю, а школа общеобразовательная

    Нагрузкой.. В лицее и гимназии больше часов по профильным предметам.

    Суммами денежных вливаний со стороны родителей.

    Отличаются образовательными программами, набором предметов

    Уровнем нагрузки и требований.

    В школе программа государственная, в гимназиях и лицеях помимо программы (возможно альтернативной) есть ещё и гимназический или лицейский компонент, согласно профиля гимназии или лицея. Данный компонент предполагает развитие личности.

    С дочей у нас тоже стояла такая проблема, куда отдавать учиться? Мы долго искали отличия, спрашивали у учителей, знакомых. И в итоге пришли к одному решению, отличий много, но главное это количество учеников поступивших в институты. Это первое, что надо узнавать при выборе учебного заведения .К примеру в нашем лицее 97% выпускников поступают в институты, причём учатся бесплатно!! ! Думаю это главное отличие.

    Школа она общеобразовательная. Лицей имеет уклон больше к матеметическим наукам (хотя Пушкин поэт, а учился в лицее) , а гимназия к гуманитарным. И не все гимназии платные. Моя дочь будет учиться бесплатно.

    nichem ne otlichaetcy, tol`ko nazvaniem

    touch.otvet.mail.ru

    ГИМНАЗИЯ — это… Что такое ГИМНАЗИЯ?

  • ГИМНАЗИЯ — (греч. gymnasion, от gymnazo, происш. от gymnos голый). 1) у древних греков публичное место, где юноши (обыкновенно нагие) занимались телесными упражнениями (гимнастикой), и где позже учили и философы. 2) ныне общеобразовательное классическое… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • Гимназия № 12 — МОУ гимназия №12 г. Липецка Основана: 1954 Директор: Уласевич Ольга Николаевна Тип: Гимназия Адрес: г. Липецк, ул. Гагарина, 24 Телефон: Work+7 (4742) 27 73 58 Факс …   Википедия

  • Гимназия №1 — Гимназия № 1  название ряда образовательных учреждений в различных городах России (и не только). Гимназия № 1 (Новосибирск) Гимназия № 1 (Мурманск) Гимназия № 1 (Челябинск) Гимназия № 1 (Новороссийск) …   Википедия

  • ГИМНАЗИЯ — ГИМНАЗИЯ, гимназии, жен. (от греч. gymnasion помещение для гимнастических упражнений) (дорев.). Среднее учебное заведение. Классическая гимназия (с преподаванием классических языков). Женская гимназия. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935… …   Толковый словарь Ушакова

  • Гимназия № 19 — имени Поповичевой Нины Зиновьевны Основана: 1939 Директор: Пиндюрина Римма Евгеньевна Тип: Гимназия Адрес: Липецк, ул. Семашко, 68 Телефон: Work+7 (4742) 27 65 13 …   Википедия

  • Гимназия №42 — Полное название: Коммунальное Учреждение Луганский учебно воспитательный комплекс специализированная школа гимназия І степени № 42 находится на кв. им. Волкова Жовтневого района г. Луганска (Украина). В школе на данный момент учаться порядка 1500 …   Википедия

  • ГИМНАЗИЯ — (от гимнасий) средняя общеобразовательная школа в России и некоторых зарубежных странах. Возникли в Германии в 16 в. Первая в России академическая в Санкт Петербурге (основана в 1726). С 1804 мужские гимназии открываются в каждом губернском… …   Большой Энциклопедический словарь

  • ГИМНАЗИЯ — ГИМНАЗИЯ, и, жен. Общеобразовательное среднее учебное заведение. Классическая г. (с обучением древним языкам). Женская, мужская г. | прил. гимназический, ая, ое. Г. курс. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 …   Толковый словарь Ожегова

  • ГИМНАЗИЯ — жен., греч. казенное, гражданское учебное заведение средней степени, между низшими и университетами. Гимназический, к гимназии относящийся. Гимназист муж. ученик гимназии; гимназистов, ему принадлежащий; гимназистский, им свойственный. Гимнастика …   Толковый словарь Даля

  • гимназия — сущ., кол во синонимов: 1 • школа (68) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 …   Словарь синонимов

  • Гимназия — общеобразовательное учебное учреждение I III ступеней с углубленным изучением отдельных предметов в соответствии с профилем обучения… Источник: МОДЕЛЬНЫЙ ЗАКОН О СРЕДНЕМ ОБЩЕМ ОБРАЗОВАНИИ …   Официальная терминология

  • lingvostranovedcheskiy.academic.ru

    Школа — это… Что такое Школа?

    Шко́ла (от греч. σχολή — досуг, scholē) — учебное заведение для получения среднего образования. В широком смысле слово может применяться к названию любого образовательного учреждения[1].

    Происхождение термина

    Первоначально греческое σχολή означало «досуг, свободное времяпровождение», затем стало применяться как «занятия на досуге» (напр. Платоном), затем — «учебные занятия», «беседа философов» (напр. у Плутарха). В русский язык слово пришло не напрямую, а через латынь и польский язык.

    Типы школ

    Служат для получения

    Процесс обучения

    Распределение школьного времени

    Школьное время, в общем и целом распределяется на три этапа: урок, перемена и «продлёнка». Урок и перемена чередуются между собой некоторое количество раз, а «продлёнка» завершает учебный день.

    • Урок — занятие школьников по предметам
    • Перемена — отдых между уроками
    • «Продлёнка» (полн. Группа продлённого дня, ГПД) — нахождение ученика в школе после окончания уроков (обеспечивается питание, возможность подготовки уроков), если нет возможности нахождения ребёнка дома.

    Оценки

    В школах не различают оценки (как качественную информацию обратной связи при обучении) и отметки (количественное выражение оценки). Поэтому оценкой называют всё: и отметки, и собственно оценки. Оценки в российских школах ставятся, как правило, по пятибалльной системе (от 1 до 5). Неудовлетворительными являются оценки 1 и 2 (официальное название — неудовлетворительно). Оценка 3 (официальные названия — удовлетворительно или посредственно) является минимальной удовлетворительной оценкой и, как правило, считается недостаточно высокой. Оценка 4 (официальное название — хорошо) часто считается «выше средней». Оценка 5 (официальное название — отлично) является лучшей возможной.

    Уровень знаний в 3 балла и выше называется успеваемостью, в том числе в 4 балла и выше — качеством знаний[2] (например, в официальных документах: «успеваемость по классу — 80 %, качество знаний — 70 %» — то есть 80 % учеников имеют оценку 3 балла и выше, из них 70 % — 4 балла и выше).

    Иногда к оценке добавляется плюс или минус. Например, оценка 4+ (4 с плюсом) выше, чем 4, но ниже, чем 5− (5 с минусом), а 5− ниже, чем 5. Как правило, плюсы и минусы в дальнейшем не учитываются. За четверть, за год и в аттестат оценки с плюсом или минусом не ставятся. К неудовлетворительным оценкам (1 и 2) плюсы и минусы практически никогда не добавляются. Оценка 1- ставится очень редко. Существуют полуофициальные «правила», запрещающие в официальных документах (например, в классных журналах) употреблять плюсы и минусы. Кроме этого подразумевается определённая механика вывода «рубежной отметки» (за четверть, полугодие, семестр, триместр) из текущих отметок. Чаще всего этот механизм сильно похож на расчёт среднего арифметического с приоритетом последних значений.

    Есть и дифференцированная система оценок (10-балльная, 12-балльная и даже 20-балльная). 20-балльная является основной системой оценок в школах Франции, 12-балльная — в школах Украины, а 10-балльная — в школах Белоруссии, Молдавии, Латвии, Литвы, Грузии. Также существуют буквенные и иные системы оценивания знаний.

    Школы в СССР

    В 1918 году декретом об отделении церкви от государства и школы от церкви введён принцип светского образования. Впервые в истории России в 1930 году был введён принцип всеобщего обязательного бесплатного образования. Для ликвидации неграмотности подавляющей части населения (не менее 2/3 неграмотных в 1897 году в среднем по стране) вплоть до 1930-х годов в системе народного образования СССР действовали школы ликбеза[3].

    В СССР была создана система общеобразовательных школ, охватывающая все слои населения. Существовали средние общеобразовательные школы, школы для работающей молодёжи (вечерние школы, школы рабочей молодёжи).

    В школах существовали Ленинские комнаты, первичные ячейки детских и молодёжных организаций: для младших классов октябрятские звёздочки, с 4-го по 7-й класс пионерские отряды и в старших классах — комсомольские организации. Существовала стандартная школьная форма, покрой которой с годами изменялся.

    В советские годы и на нынешнем постсоветском пространстве широко распространен стереотип советской школы как «лучшей в мире»[4].

    Школы в России

    В разное время школа в России состояла из 10—12 классов, которые делятся на 4 ступени — дошкольные, младшие, средние, старшие. После окончания школы, после сдачи экзаменов, ученики получают «Аттестат зрелости».

    Школа содержится на средства государства (регионального или муниципального бюджетов), частных лиц и общественных объединений, а также религиозных конфессий. По уровню образования делятся на начальные, неполные средние (основные), средние, высшие; по полу учащихся — на мужские, женские, совместного обучения; по отношению к религии — на светские и религиозные (конфессиональные).

    В современной России

    Образовательные учреждения, дающие общее среднее образование, включают в себя общеобразовательные школы, лицеи и гимназии. Обычно в общеобразовательное учреждение поступают в 6 или 7 лет; оканчивают в 17 или 18 лет. Стандартная школьная программа общего среднего образования рассчитана на 10 — 12 классов и соответственно лет обучения.

    Учебный год начинается 1 сентября и оканчивается в конце мая или в июне. Существует два основных способа деления учебного года.

    • Деление на четыре четверти. Между каждыми четвертями есть каникулы («летние», «осенние», «зимние» и «весенние»).
    • Деление на три триместра. Триместры разбиты на 5 блоков с недельными каникулами между ними и с летними каникулами между III и I триместрами. Или школьная программа делится на триместры, но не имеет 7 дневных каникул, а имеет каникулы по Госстандарту. Существует вариант, когда чередуются 5-6-недельные учебные модули (периоды) с недельными каникулами. 2 таких периода (модуля) составляют триместр.

    В 10-11 классах год, как правило, делится на 2 полугодия.

    В конце каждой четверти или триместра выставляется итоговая оценка по всем изучаемым предметам, а в конце каждого года — годовая оценка. Иногда вместо или вместе с оценками за четверть ставятся и оценки за полугодие. Неуспевающий ученик, то есть имеющий неудовлетворительные годовые оценки, может быть оставлен на второй год или переведен на класс ниже.

    В конце последнего класса, а также в конце 9 класса (или 8-го при 10-летнем обучении), ученики сдают экзамены по части предметов. По результатам этих экзаменов и годовых оценок выставляются оценки в аттестат зрелости. По тем предметам, по которым нет экзаменов, в аттестат ставится годовая оценка.

    Обязательно обучение до 9 класса. Обучение в 10 и 11 классе не является обязательным для всех детей. После окончания 11-го класса ученик получает свидетельство о полном среднем образовании (в Российской Федерации — Аттестат о полном общем образовании). После успешного окончания 9-го класса выпускник получает аттестат об основном общем образовании. Выпускник 9-го класса может продолжить обучение в профессиональном учебном заведении (ПТУ, СПТУ), где, помимо прочего, возможно окончание обучения по программе полного среднего образования, или в среднем специальном учебном заведении (техникум, колледж, ряд училищ: медицинские, педагогические), где может получить среднее специальное образование и квалификацию, как правило, техника или младшего инженера, или даже сразу начать работать. Для поступления в высшее учебное заведение обычно требуется полное среднее образование: аттестат о среднем (полном) общем образовании, либо диплом профессионально-технического училища, либо диплом техникума, а также результаты ЕГЭ.

    В большинстве школ принята 5-дневная рабочая неделя (выходные — суббота, воскресенье) или 6-дневная (выходной — воскресенье), ежедневно по 4-8 уроков (согласно новым СанПиН, не более 5 в 1-4 классах, не более 6 в 5 и 6 и не более 7 в 7-11 классах). При такой системе приняты уроки длиной 45 минут (бывают короче, но, как правило, не менее 35 минут). Уроки разделяются переменами по 5-20 минут каждая. Кроме обучения в классах ученики выполняют домашние задания (для младших школьников задания на дом, по усмотрению учителя, может и не быть).

    В системе общего образования могут также быть специализированные средние школы или отдельные классы (предпрофильные и профильные): с углублённым изучением ряда предметов — иностранного языка, физико-математические, химические, инженерные, биологические и т. п. От обычных отличаются дополнительной учебной нагрузкой по предметам специализации. В последнее время развивается сеть школ полного дня, где дети не только получают общее образование, но с ними проводится большой объём внеурочной работы, действуют кружки, секции и другие объединения дополнительного образования детей.

    Кроме общеобразовательных школ в России, есть и учреждения дополнительного образования детей — музыкальные, художественные, спортивные и т. д., которые не решают задач общего образования, а ориентированы на цели развития у детей творческого потенциала, выбора ими жизненного самоопределения, профессии.

    Численность школ в РФ за 2005—2010 годы сокращена на 12 377 единиц[5].

    Современная школа в различных странах

    в Германии

    «Бисмаркшуле»

    Система оценок знаний в количественной форме в Германии прямо противоположна российской. Высшим баллом считается единица, наихудшим баллом шесть. По объёму предлагаемых знаний школы Германии отличаются весьма сильно. На первом месте стоит гимназия, на последнем — основные школы. Переход ученика из школы одного типа в школу с более высокими требованиями к знаниям чрезвычайно затруднён.

    в Швейцарии

    Все школы в Швейцарии делятся на 2 типа: государственные и частные. Все государственные учебные заведения бесплатные, в них учится большинство местных жителей. Все государственные школы работают по национальной системе образования — Matura, которая считается одной из самых сильных в мире. Ее главной особенностью является обязательное изучение 3 языков — двух государственных на выбор и одного иностранного. Швейцария состоит из трех частей — немецкой, французской и итальянской. Соответственно, в каждой части страны учебные заведения работают по различным вариантам национальной программы — франкоязычная Matura, немецкоязычная и италоязычная, каждая из которых максимально приближена к школьным стандартам соседних Германии, Франции и Италии. Соответственно, эти программы считаются эквивалентными друг другу.

    Частных школ в Швейцарии более 250, в них в основном учатся иностранцы. Частные школы Швейцарии известны во всем мире: согласно данным Forbes они преобладают в списке самых престижных и дорогих учебных заведений мира[6]. Эти школы создавались под влиянием идей знаменитых педагогов и психологов Иоганна Песталоцци, Жана Пиаже, отца Жирара, Марии Монтессори и Рудольфа Штайнера. Сильной стороной швейцарских школ считается направленность их программ на гармоничное развитие личности (духовное, интеллектуальное и физическое), на развитие самомотивации к учёбе.

    Частные школы рассчитаны на иностранцев, а потому работают они фактически по всем международно признанным национальным стандартам школьного образования. А есть и ноу-хау: изобретенные именно в Швейцарии специальные школьные программы:

    • Международная программа IB (International Baccalaureate), призванная за 3-4 года подготовить ученика к поступлению в лучшие университеты мира.
    • Finishing School, — школа для девушек, где помимо качественного образования научат и дипломатическому этикету, и хорошим манерам.

    Аттестаты о полном среднем образовании всех швейцарских школ, вне зависимости от программы обучения, признаются во всей Европе, а также Америке, Австралии и других странах. Для зачисления в любой вуз необходимо наличие проходного балла и подтверждение знания языка преподавания.

    Список школ Швейцарии

    в Туркменистане

    Образовательные учреждения, дающие общее среднее образование включают в себя общеобразовательные школы, лицеи и гимназии. Учебный год начинается 1 сентября и оканчивается в конце мая. Учебный год делится на четыре четверти. Между каждыми четвертями есть каникулы («летние», «осенние», «зимние» и «весенние»). В конце каждой четверти выставляется итоговая оценка по всем изучаемым предметам, а в конце каждого года — годовая оценка. Иногда вместо или вместе с оценками за четверть ставятся и оценки за полугодие. При неудовлетворительных годовых оценках, ученик может быть оставлен на второй год.

    Обычно в общеобразовательное учреждение поступают в 6 или 7 лет; оканчивают в 16 или 17 лет. Таким образом, обучение продолжается 10 лет.

    Обучение 10 лет является обязательным для всех детей. После окончания 10-го класса ученик получает свидетельство о полном среднем образовании (в Туркменистане — Аттестат о среднем образовании). Для поступления в высшее учебное заведение обычно требуется полное среднее образование: аттестат средней школы, либо документ об окончании среднего профтехучилища, либо диплом техникума.

    Средняя школа Бейик Сердар Несиллери в Ашхабаде

    В большинстве школ принята 6-дневная рабочая неделя (выходной — воскресенье), ежедневно по 4-7 уроков. При такой системе приняты уроки длиной 45 минут. Кроме обучения в классах ученики выполняют домашние задания (для младших школьников задания на дом может по усмотрению учителя и не быть).

    Каждый год, начиная с 3 класса, ученики сдают экзамены. В конце последнего класса, ученики сдают государственные экзамены по части предметов. По результатам этих экзаменов и годовых оценок выставляются оценки в аттестат зрелости. По тем предметам, по которым нет экзаменов, в аттестат ставится годовая оценка.

    В системе общего образования могут также быть специализированные средние школы или отдельные классы (предпрофильные и профильные): с углублённым изучением ряда предметов — иностранного языка, физико-математические, химические, инженерные, биологические и т. п. От обычных отличаются дополнительной учебной нагрузкой по предметам специализации.

    Кроме общеобразовательных школ в Туркменистане, есть и учреждения дополнительного образования детей — музыкальные, художественные, спортивные и т. д., которые не решают задач общего образования, а ориентированы на цели развития у детей творческого потенциала, выбора ими жизненного самоопределения, профессии.

    В Туркменистане действует российско-туркменская школа имени Пушкина. Это здание прекрасно не только по архитектуре — школа действительно необычна и в то же время является отражением того архитектурного стиля, который сегодня существует в Туркменистане и в Ашхабаде. Эта школа создана с учётом современных технологий, мультимедийных технологий, с использованием возможностей для отдыха учеников, для того, чтобы преподавательский состав получал максимальные возможности, чтобы преподавать и объяснять свои предметы.[7].

    См. также

    Примечания

    dic.academic.ru

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *