Что такое табличные модели – Табличные модели. Их задачи, возможности и ограничения.

Табличные модели. Их задачи, возможности и ограничения.

Поделись с друзьями

Табличные – объекты и их свойства представлены в виде списка, а их значения размещаются в ячейках прямоугольной формы. Перечень однотипных объектов размещен в первом столбце (или строке), а значения их свойств размещаются в следующих столбцах (или строках).

Табличные модели. Одним из наиболее часто используемых типов информационных моделей является таблица, которая состоит из строк и столбцов.

Построим, например, табличную информационную модель, отражающую стоимость отдельных устройств компьютера. Пусть в первом столбце таблицы содержится перечень объектов (устройств), входящих в состав компьютера, а во втором – их цена.

            С помощью таблиц создаются информационные модели в различных предметных областях. Широко известно табличное представление математических функций, статистических данных, расписаний поездов и самолетов, уроков и т. д.

Табличные информационные модели проще всего формировать и исследовать на компьютере посредством электронных таблиц и систем управления базами данных.

            Табличная  информационная модель – это модель, в которой объекты или их свойства представлены в виде списка, а их значения размещаются в ячейках прямоугольной таблицы.

            Табличная модель – это информация о моделируемом объекте, структурированная в виде таблицы. Различают следующие типы табличных моделей:

- таблица типа «объект-свойство» в одной строке содержит информацию об одном объекте в виде заданного набора его свойств.

-таблица типа «объект-объект» отражает взаимосвязи между разными объектами по какому-либо свойству (связь между объектами Студент и Экзамен через свойство Оценка за экзамен).

-таблица типа «двоичная матрица» являются частным случаем таблицы «объект-объект» и отражает наличие или отсутствие связи между объектами (1 – связь присутствует, 0 – отсутствует). Далее показана табличная модель типа «двоичная матрица», соответствующая графу на рис. 5.4, б). Сравнивая эти  8 модели, можно отметить, что более наглядной является модель в виде графа. Более удобной для компьютерной обработки является табличная модель.

students-library.com

Табличные модели

Главная | Информатика и информационно-коммуникационные технологии | Планирование уроков и материалы к урокам | 8 классы | Планирование уроков на учебный год | Табличные модели





Содержание урока

Табличные модели. Таблицы типа «объект—свойство»

Табличные модели. Таблицы типа «объект—объект»

Табличные модели. Вопросы и задания

Системы, модели, графы. Понятие системы

Системы, модели, графы. Виды графов

Системы, модели, графы. Вопросы и задания

Дополнительный материал. Основы системологии


Табличные модели
Таблицы типа «объект—свойство»

Изучаемые вопросы:

- Таблицы типа «объект-свойство».
- Таблица типа «объект-объект».
- Двоичные матрицы.

Таблицы типа «объект—свойство»

Еще одной распространенной формой информационной модели является прямоугольная таблица, состоящая из строк и столбцов. Использование таблиц настолько привычно, что для их понимания обычно не требуется дополнительных объяснений.

В качестве примера рассмотрим таблицу 2.1.

При составлении таблицы в нее включается лишь та информация, которая интересует пользователя. Например, кроме тех сведений о книгах, которые включены в таблицу 2.1, существуют и другие: издательство, количество страниц, стоимость. Однако для составителя таблицы 2.1 было достаточно сведений об авторе, названии и годе издания книги (столбцы «Автор», «Название», «Год») и информации, позволяющей найти книгу на полках книжных стеллажей (столбец «Полка»). Предполагается, что все полки пронумерованы и, кроме того, каждой книге присвоен свой инвентарный номер (столбец «Номер»).

Таблица 2.1 — это информационная модель книжного фонда домашней библиотеки.

Таблица может отражать некоторый процесс, происходящий во времени (табл. 2.2).

Показания, которые занесены в таблицу 2.2, снимались в течение пяти дней в одно и то же время суток. Глядя на таблицу, легко сравнить разные дни по температуре, влажности и пр. Данную таблицу можно рассматривать как информационную модель процесса изменения состояния погоды.

Таблицы 2.1 и 2.2 относятся к наиболее часто используемому типу таблиц. Их называют таблицами типа «объект—свойство».

В одной строке такой таблицы содержится информация об одном объекте (книга в библиотеке или состояние погоды в 12-00 в данный день). Столбцы — отдельные характеристики (свойства) объектов.

Конечно, строки и столбцы в таблицах 2.1 и 2.2 можно поменять местами, повернув их на 90°. Иногда так и делают. Тогда строки будут соответствовать свойствам, а столбцы — объектам. Но чаще всего таблицы строят так, чтобы строк в них было больше, чем столбцов. Как правило, объектов больше, чем свойств.

xn----7sbbfb7a7aej.xn--p1ai

Табличные модели

Главная | Информатика и информационно-коммуникационные технологии | Планирование уроков и материалы к урокам

| 8 классы | Планирование уроков на учебный год | Табличные модели





Содержание урока

Табличные модели. Таблицы типа «объект—свойство»

Табличные модели. Таблицы типа «объект—объект»

Табличные модели. Вопросы и задания

Системы, модели, графы. Понятие системы

Системы, модели, графы. Виды графов

Системы, модели, графы. Вопросы и задания

Дополнительный материал. Основы системологии


Табличные модели
Таблицы типа «объект—объект»

Другим распространенным типом таблиц являются таблицы, отражающие взаимосвязи между разными объектами. Их называют таблицами типа «объект—объект». Вот понятный каждому школьнику пример таблицы успеваемости (табл. 2.3).

Строки относятся к ученикам — это первый вид объектов; столбцы — к школьным предметам — второй вид объектов. В каждой ячейке таблицы, на пересечении строки и столбца, — оценка, полученная данным учеником по данному предмету.

Таблица 2.4 тоже имеет тип «объект-объект».

Однако, в отличие от предыдущей таблицы, в ней строки и столбцы относятся к одному и тому же виду объектов. В этой таблице содержится информация о наличии прямых дорог между населенными пунктами, согласно карте (см. рис. 2.2).


Двоичные матрицы

В математике прямоугольная таблица, составленная из чисел, называется матрицей. Если матрица содержит только нули и единицы, то она называется двоичной матрицей. Числовая часть таблицы 2.4 представляет собой двоичную матрицу.

Таблица 2.5 также содержит двоичную матрицу.

В ней приведены сведения о посещении четырьмя учениками трех факультативов. Вам уже должно быть понятно, что единица обозначает посещение, нуль — непосещение. Из этой таблицы следует, например, что Русанов посещает геологию и танцы, Семенов — геологию и цветоводство и т. д.

В таблицах, представляющих собой двоичные матрицы, отражается качественный характер связи между объектами (есть дорога — нет дороги; посещает — не посещает и т. п.). Таблица же 2.3 содержит количественные характеристики успеваемости учеников по предметам, выраженные оценками пятибалльной системы.

Мы рассмотрели только два типа таблиц: «объект-свойство» и «объект-объект». На практике используются и другие, гораздо более сложные таблицы.

xn----7sbbfb7a7aej.xn--p1ai

Табличные информационные модели

Разделы: Информатика

Класс:


Цели урока: расширить представления учащихся о словесных и табличных информационных моделях. Сформировать представление учащихся о принципах организации текстовой информации в табличном виде при работе в текстовом процессоре.

Задачи урока:

  • Обучающие – научить алгоритму составления табличных моделей; сформировать/закрепить навыки создания таблиц; вспомнить алгоритм создания и заполнения таблиц при работе в текстовом процессоре.
  • Развивающие – сформировать представление о табличном решении логических задач,
  • Воспитательные – сформировать культуру грамотной работы с текстом при оформлении таблиц.

Используемые педагогические технологии, методы и приемы: развивающее обучение, личностно-ориентированные технологии, работа в группах с учетом способностей учащихся, активное взаимодействие ученика и учителя.

Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока: учащиеся научатся алгоритму построения табличных информационных моделей типа “объекты-свойства”, закрепят навыки построения, редактирования и форматирования таблиц в текстовом процессоре.

Необходимое оборудование и материалы: ПК, проектор, интерактивная доска, компьютерный класс с заготовками для работы учащихся, раздаточный материал.

Ход урока

I. Организационный момент, актуализация знаний. Повторение понятий “модель”, “информационная модель” – 5 мин.

Учитель:

– На прошлом уроке мы изучили тему “информационные модели”, давайте вспомним, что же такое модель?

 (Модель – упрощенное представление о реальном объекте, процессе явлении) (Слайд 2) (Приложение 3).

– А что такое информационная модель? (Информационная модель – совокупность информации, характеризующая свойства и состояния объекта, процесса, явления, а также взаимосвязь с внешним миром.) (Слайд 3)

– Какие методы описания моделей Вы знаете? (Словесный, графический и математический.) (Слайд 4)

– Выскажете свое мнение почему нужны модели? (Потому что оригиналы либо очень маленькие, либо очень большие, либо процесс протекает очень быстро, либо очень медленно.) (Слайд 5, 6)

II. Объяснение теоретического материала (с использованием интерактивной доски – формирование представления учащихся о принципах организации текстовой информации в табличном виде. – 10 мин).

Учитель: Вспомните что означает процесс “моделирования”? (Это процесс построения моделей для исследования и изучения объектов, процессов, явлений). (Слайд 7)

Определите объект моделирования. (Слайд 8)

На прошлом уроке мы разбирали классификацию информационных моделей. Одну из главных ролей в этой классификации играют табличные информационные модели, и давайте посмотрим почему.

Посмотрите на текст:

Иванов Михаил ученик 11 класса занял первое место на олимпиаде по информатике, Петрова Ольга ученица 7 класса заняла второе место на олимпиаде по математике, Сидорова Алла ученица 10 класса заняла третье место на олимпиаде по физике.

Скажите, примером какой модели он является? (Cловесная модель.) (Слайд 9)

Преобразуем словесную модель в табличную (шторка):

Ученик Класс Предмет Место
Иванов Михаил 11 информатика 1
Петрова Ольга 7 математика 2
Сидорова Алла 10 физика 3

Сравните какая модель более наглядна? (Слайд 10)

Учитель: Табличная форма придает наглядность данным, структурирует данные, позволяет увидеть закономерности в характере данных, дает возможность совмещать таблицы с диаграммами и графиками. С какими примерами табличных моделей вы встречаетесь в жизни? (Расписание уроков, поездов, таблица химических элементов, таблица умножения, и т.д.) Посмотрите на структуру таблицы в общем виде: (Слайд 11). [1]

Головка таблицы
боковик ячейки ячейки столбцы
ячейки ячейки
ячейки прографка
ячейки ячейки
строки

При составлении таблицы в нее включается лишь та информация, которая интересует пользователя. В табличной модели перечень однотипных объектов или свойств размещены в первом столбце (или строке) таблицы, а значения их свойств размещаются в следующих столбцах (или строках) таблицы. На этом уроке мы рассмотрим самые простые табличные модели типа “объекты – свойства”. Познакомьтесь с алгоритмом составления такой модели (Слайды 12–15): [1]

III. Учащимся предлагается ознакомиться с известной “Загадкой Эйнштейна” [9]; учитель вместе с учащимися разбирает теоретический ход ее решения – 5 мин.

Учитель: Хочу познакомить вас с известной задачей, авторство которой, по неподтвержденной информации принадлежит известному ученому Альберту Эйнштейну.

Многие слышали, что только 2% жителей Земли могут решить ее. Однако эта информация не соответствует действительности. Дело в том, что 2% могут решить ее в уме, а мы решим ее с помощью табличной модели. (Слайд 16–17) Условие задачи.

Задача: На одной улице подряд стоят пять домов, каждый — своего цвета. В каждом живет человек, все пять — разных национальностей. (Приложение 1).

Каждый человек предпочитает уникальную марку машин, напиток и домашнее животное.

Кроме того:

1. Американец живет в первом доме.
2. Шотландец живет в красном доме.
3. Зеленый дом находится слева от белого, рядом с ним.
4. Русский пьет чай.
5. Тот, кто у кого HONDA, живет рядом с тем, у кого кошка.
6. Тот, кто живет в желтом доме, катается на BMW.
7. У Мексиканца автомобиль KIA.
8. Тот, кто живет в центре, пьет молоко.
9. Сосед того, кто ездит на HONDA, пьет воду.
10. Тот, кто ездит на LADA выращивает птиц.
11. Японец выращивает собак.
12. Американец живет рядом с синим домом.
13. Тот, кто выращивает лошадей, живет в синем доме.
14.Тот, кто ездит на УАЗ, пьет сок.
15. В зеленом доме пьют кофе.

Вопрос: Кто выращивает рыбок?

Учитель вместе с учениками разбирает ход ее решения с использованием интерактивной доски. Можно не разбирать решение целиком, а только наметить ее правильный ход.

Решение.

  1. Из 1 утверждения следует, что американец живет в 1 доме.
  2. Из 12, что рядом с его домой находится синий дом.
  3. Из 13, что в синем доме выращивают лошадей.
  4. Из 8 следует, что в 3-ем доме пьют молоко.
  5. Из 3 следует, что 1 дом не зеленый и не белый, а значит либо красный, либо желтый.
  6. Из 2 следует, что 1 дом не может быть красным, т.к. в красном живет шотландец. (в 1 живет американец). Значит 1 дом желтый.
  7. Из 6 следует, что американец ездит на BMW.
  8. Из 15 следует, что 3 дом не зеленый, вместе с тем, из 3 следует, что он красный, а значит 4 и 5 дома зеленые и белый соответственно.
  9. Из 2 следует, что в 3 доме живет шотландец.
  10. Из 15 следует, что в 4 доме пьют кофе.
  11. Из 4 и 14 следует, что американец пьет воду (т.к. не пьет чай и не пьет сок).
  12. Из 9 следует, что во 2 доме ездят на HONDA.
  13. Из 14 следует, что во 2 доме пьют чай.
  14. Из 4 следует, что во 2 доме живет русский, тогда в 5 японец, а в 4 мексиканец.
  15. Далее все очевидно и легко убедиться, что рыбок выращивает мексиканец.
дом 1 2 3 4 5
цвет желтый синий красный зеленый белый
национальность американец русский шотландец мексиканец японец
напиток вода чай молоко кофе сок
машина BMW Хонда ЛАДА KIA УАЗ
животное кошка лошадь птицы рыбки собака

Учитель может не доводить до конца решение задачи, чтобы усилить мотивацию учеников на последующем этапе решения задачи

IV. Практическая часть урока – решение “загадки Эйнштейна” на компьютерах в программе MSWord с помощью таблиц и рисунков – заготовок. 12 мин. (Резерв времени 2–3 мин.)

Учитель: теперь мы знаем, как создавать табличные модели в текстовом процессоре Word и готовы решить задачу и ответить на вопрос “Кто же все-таки разводит рыбок?” (Слайд 17)

Первая группа садится за компьютеры, решают задачу путем составления таблицы в текстовом процессоре Word. Учитель контролирует процесс, при необходимости помогает. (Выполняет задачу Эйнштейна.)

Группа 2 разбирает задачу (за лекционными столами):

Задача (Приложение 1):

На столе поставлены в ряд бутылка минеральной воды, кружка, чашка, стакан и кувшин, причем точно в таком порядке, в каком они перечислены.

В них находятся различные напитки: кофе, чай, молоко, квас и минеральная вода, но неизвестно, какой напиток, в каком сосуде.

Если стакан поставить между посудой с чаем и молоком, то по соседству с молоком будет квас, а кофе будет точно в середине.

Определите, в какую посуду что налито.

Задача решается с помощью таблицы:

Бутылка Кружка Чашка Стакан Кувшин
Мин. вода Чай Молоко Кофе Квас

Группа 1 меняется с группой 2. Вторая группа приступает к выполнению задания за компьютере. Первая группа работает в печатной тетради.

V. Подведение итогов урока. Запись домашнего задания – 3 мин. (Слайд 19)

Учитель: И так, чему мы сегодня научились? (Cтроить табличные модели типа объекты-свойства, работать с таблицами в текстовом процессоре, решать логические задачи табличным методом.)

Повторим:

Алгоритм составления табличной модели:

выделить в тексте имена объектов, имена свойств объектов и значения свойств объектов;

  • уточнить структуру таблицы;
  • “заселить” таблицу, перенеся в нее информацию из текста.

Важно: Количество строк в таблице зависит от количества имеющихся объектов, а количество столбцов – от количества рассматриваемых свойств.

Таблица типа “объекты-свойства”.

Имя класса объектов Имя свойства 1 Имя свойства 2
Имя свойства 1      
Имя свойства 2 Значения Свойства Объекта
     

VI. Краткий обзор программ, в которых можно создавать табличные модели – электронные таблицы, СУБД, текстовые процессоры. (При наличии времени.) (Слайд 20)

Учитель: Для создания серьезных табличных моделей используются электронные таблицы (программы, позволяющие работать с большими массивами табличных данных с возможностью автоматизированной обработки и вычислений) и системы управления базами данных (программы для хранения, поиска и оценки систематизированных данных, относящихся к определенному кругу деятельности).

Учитель: В будущем мы будем работать в этих более сложных программах, а пока рассмотрим принципы организации табличных моделей в текстовом процессоре.

VII. Домашнее задание. (Слайд 21) (см раздаточный материал):[5]

§ 25, стр.58 – 64; Р.Т. № 28 – 31, стр. 51– 53.

Задача (группа 1).

В школе учатся четыре талантливых подростка: Иванов, Петров, Сидоров, Андреев. Один из них – будущий музыкант, другой преуспел в бальных танцах, третий – солист хора мальчиков, четвертый подает надежды как художник. О них известно следующее:

1. Иванов и Сидоров присутствовали в зале консерватории, когда там солировал в хоре мальчиков певец.
2. Петров и музыкант вместе позировали художнику.
3. Музыкант ранее дружил с Андреевым, а теперь неразлучен с Ивановым.
4. Иванов незнаком с Сидоровым, т.к. они учатся в разных классах и в разные смены. Кто чем увлекается?

(Cоставить табличную модель решения задачи.)

Использованная литература и интернет-источники (Слайд 22):

  1. Информатика и ИКТ: учебник для 7 класса / Л.Л. Босова. – М. Бином, Лаборатория зданий, 2011.
  2. Информатика и ИКТ: рабочая тетрадь для 7 класса / Л.Л. Босова. – М. Бином, Лаборатория зданий, 2011.
  3. Занимательные задачи по информатике / Л.Л. Босова. – М. Бином, Лаборатория знаний, 2009.
  4. Уроки информатики в 5–7 классах: Методическое пособие\ Л.Л. Босова. – М. Бином. Лаборатория Знаний, 2008.
  5. Информатика. Задачник-практикум в 2 т. / под. Ред. И.Г. Семакина, Е.К. Хеннера: том 1. – М.: Бином. Лаборатория знаний.
  6. Урок "Виды информационных моделей. Табличная организация информации" Халикова Венера Рафкатовна, учитель информатики и ИКТ http://festival.1september.ru/articles/574184/
  7. Ресурс Яндекс-картинки http://images.yandex.ru/
  8. “Загадка Эйнштейна” http://ru.wikipedia.org/wiki
  9. Статья “Методические рекомендации по формированию мотивации учебной деятельности” http://gim39.ucoz.ru/ped_pomochs/psixologi/Metod.doc.

Приложение 2. (Заготовки для практикума.)

6.05.2013

urok.1sept.ru

Табличные информационные модели. Правила оформления таблиц

Вопросы занятия:

·                   таблицы;

·                   Таблицы типа «объекты-свойства»;

·                   Таблица типа «объекты-объекты-один».

На прошлых уроках мы узнали, что по способу представления, информационные модели делятся на образные, знаковые и смешанные.

На этом уроке мы рассмотрим такую смешанную информационную модель, как таблица. Таблицы используют для описания ряда объектов, у которых можно выделить одни и те же свойства. Нам хорошо знакомы таблица расписания поездов и таблица Пифагора.

Таблицы используют для того чтобы компактно и наглядно представить информацию об объектах. В таблицах может содержаться информация об отдельных объектах, или группах объектов

Наименьшая составная часть таблицы – ячейка, именно в ячейках таблицы содержатся данные.

Горизонтальный ряд ячеек, от одного края таблицы до другого, образует строку.

А вертикальный ряд ячеек, от верхнего края таблицы до нижнего – столбец.

Как правило, в первой ячейке строки и верхней ячейке столбца записываются их названия.

При создании таблицы нужно следовать нескольким правилам:

·                   Из названия таблицы должно быть понятно, какие данные в ней содержатся.

·                   Названия, строк и столбцов, должны быть краткими, но понятными

·                   Для числовых величин нужно указывать единицы измерения, если они одинаковые для всей таблицы, то они указываются в её названии, если нет, то в заголовках соответствующих строк или столбцов.

·                   Важно чтобы все ячейки таблицы были заполнены, при необходимости, можно использовать условные обозначения: вопросительный знак, если данные не известны, крестик, если данные не возможны, стрелка, направленная вниз, если данные нужно взять из вышестоящей ячейки.

Чаще всего информация для таблицы берётся из текста. Чтобы составить таблицу по тексту нужно:

·                   Выделить в тексте названия объектов, а также названия и значения их свойств.

·                   Продумать структуру таблицы. Количество строк, столбцов и их названия.

·                   Внести в таблицу, выделенные данные

При выделении в тексте информации для таблицы названия объектов, названия их свойств и значения этих свойств удобно выделять по-разному, чтобы не запутаться в дальнейшем. Условимся, что названия объектов мы будем подчёркивать простой линией, названия свойств – двойной линией, а значения свойств - пунктирной линией.

На пример рассмотрим предложение: Название города – Минск, он имеет площадь 348 квадратных километров, его население – 1949000 человек.

В данном случае, объектом будет город, его свойствами - название, площадь и население, а значениями свойств соответственно Минск, 348 квадратных километров и один миллион девятьсот сорок девять тысяч человек.

Теперь составим таблицу. Назовём её «Информация о городе». В ней будет две строки, строка заголовков и одна строка описания объекта, и три столбца, по количеству свойств. Столбцы будут называться по названию свойств. Заполним таблицу.

Рассмотрим различные типы таблиц. Таблицы типа «объекты-свойства», или сокращённо типа ОС используют для описания свойств объектов одного класса.

На пример в данной таблице описаны, такие свойства учеников школы как, имя, рост, вес и возраст.

Когда в таблице не много объектов, на пример, как у нас, четверо, их можно располагать в произвольном порядке. Когда объектов много, информацию о них найти сложнее. В таком случае объекты размещают определённым образом, на пример, разделив на группы или в алфавитном порядке.

Иногда бывает удобно повернуть таблицу на бок, на пример, когда её нужно вместить на лист. При повороте таблицы, её столбцы становятся строками, а строки столбцами. Где располагать названия объектов, а где их свойства, в строках или столбцах зависит от количества объектов, количества рассматриваемых свойств и формы листа.

Ещё один тип таблиц, «объекты-объекты-один» или сокращённо ООО. В таблицах этого типа, как правило, содержится информация об одном свойстве некоторых пар объектов. На пример рассмотрим таблицу температур в различных городах, в течение весны. Как правило, таблицы типа ООО имеют сложные, многоуровневые заголовки, а в их клетках содержатся данные одного типа. В данной таблице парами объектов являются город и месяц, а в её клетках содержится температура, в градусах. Как и таблицы типа «объекты-свойства», таблицы типа ООО можно переворачивать.

Рассмотрим ещё одну таблицу. Футбольные команды города провели турнир, в котором все команды сыграли друг с другом. Счета матчей могут быть представлены в такой таблице. Особенность данной таблицы состоит в том, что в заголовках её строк и столбцов представлены объекты одного класса «футбольные команды». Обратим внимание на заполнение ячеек на главной диагонали, так как команда не может сыграть сама с собой – эти данные не возможны.

Перейдём к практической части урока.

Сегодня мы будем создавать табличные информационные модели в текстовом процессоре.

Создадим таблицу по образцу, внесём в неё информацию из текста, а также выполним основные операции над ней.

Откроем текстовый процессор «Microsoft word».

Для начала создадим таблицу по образцу. Чтобы создать таблицу, как в образце, мы вставим таблицу размером восемь ячеек на четыре ячейки. Для этого на вкладке «вставка», нажмём на кнопку «таблица» и появившемся окне выберем пункт «вставить таблицу». Затем в появившемся диалоговом окне, выберем в пункте «число столбцов» – четыре, а в пункте «число строк» - восемь. Нажмём на кнопку «Ок».

Есть и другой способ вставки таблицы, для этого, после нажатия на кнопку таблица, в появившемся выплывающем окне, мы мышкой можем выбрать количество строк и столбцов.

Теперь в появившейся таблице нам нужно объединить первые две ячейки в первой строке. Но сперва их нужно выделить. Для этого установим курсор первой ячейке, затем удерживая левую кнопку мыши, или клавишу «shift», переместим его во вторую ячейку, используя мышь или клавишу «стрелка вправо»

Теперь нажмём на любой из них правой кнопкой мыши, и в появившемся контекстном меню выберем пункт «объединить ячейки». Так же мы будем объединять ячейки, пока не приведём таблицу к виду, указанному в образце.

Теперь рассмотрим текст, в папке с заготовками, в файле «Текст.docx». Но прежде чем начать вносить информацию из текста в таблицу, мы должны выделить в тексте объекты, названия их свойств и значения их свойств. Условимся, что объекты мы будем выделять красным цветом, названия свойств – синим, а значения свойств – зелёным.

Рассмотрим первое предложение «В Марий-Эл количество осадков в июле составило 79 мм.», по смыслу можно определить, что объектами являются местность, о которой говорится в предложении, а также месяц, в котором были получены данные, т.е. слова «Марий-Эл» и «Июль». Выделим слово «Марий-эл» красным цветом. Для этого выделим данное слово, так же, как мы это делали с ячейками таблицы, и на вкладке «Главная» в группе «Шрифт», выберем «цвет текста». Выберем в появившемся выплывающем окне красный цвет. Теперь чтобы выделим красным цветом слово июнь, и так, как цвет уже выбран, нам достаточно выделить это слово и нажать на кнопку цвет текста. Названием свойства будет «количество осадков», выделим его синим цветом. А значением свойства будет «79 мм», выделим его зелёным. Во втором предложении объектами будут «Пермская область» и «июль», выделим их красным цветом, названием свойства - «средняя температура», выделим его синим цветом, значением свойства - «+18 градусов», выделим его зелёным. Выделим объекты, названия и значения их свойств для всего текста.

Рассмотрев текст, мы заметили, что в нем фигурирует шесть объектов класса «местность», а также два объекта класса «месяц», и у каждой пары объектов есть два свойства «Средняя температура», которая измеряется в градусах, а также «Количество осадков» - в миллиметрах.

Теперь снова вернёмся к нашей таблице. Для этого выберем соответствующую иконку панели задач, и щёлкнем по ней левой кнопкой мыши, или же удерживая клавишу «Alt», и нажимая при этом клавишу «Tab», в появившемся окне выберем соответствующий эскиз окна.

Обратим внимание, что в таблице не хватает одного столбца и одной строки. Добавим сначала столбец в начало таблицы, для этого установим курсор в любую ячейку первого столбца, нажмём на ней правой кнопкой мыши, наведём указатель на пункт меню «вставить» и в появившемся подменю выберем подпункт «вставить столбцы слева», щёлкнув на нем левой кнопкой мыши.

Теперь в нашей таблице нужное количество столбцов. И нам нужно добавить строку в начало таблицы, для этого установим курсор в любую ячейку первой строки и проделаем те же действия что и для столбца, но в последнем подменю выберем пункт «вставить строки сверху». Теперь у нас в таблице нужное количество строк. И появившаяся строка, такая же, как и та, ячейку которой мы выбрали. Объединим последние две ячейки в появившейся первой строке, а также три верхних ячейки в первом столбце.

Так же мы можем вставлять сразу несколько столбцов или строк. На пример вставим ещё три столбца. Для этого выдели горизонтальный ряд из трёх ячеек и проделаем те же действия что и для вставки одного столбца. Но теперь у нас в таблице на три столбца больше чем нужно. Удалим лишние.

Для начала удалим один столбец, установим курсор в ячейку столбца, который мы хотим удалить. Нажмём на ней правой кнопкой мыши и в появившемся контекстном меню выберем команду «удалить ячейки», после чего в появившемся диалоговом окне выберем пункт «удалить весь столбец» и нажмём кнопку «Ok». Так же, как мы вставляли несколько столбцов, мы можем удалить оставшиеся два лишних столбца, для этого выделим две ячейки в соответствующих столбцах и проделаем те же де действия, что и для удаления одного столбца.  

Теперь используем данные из текста для заполнения таблицы. В верхней ячейке первого столбца, запишем слово «местность» и внесём в ячейки ниже названия объектов соответствующего класса. Теперь в первой строке, из трёх строк заголовка, запишем заголовок таблицы «Климатические данные», а в двух ячейках под ней - названия свойств «средняя температура, в градусах» и «количество осадков в миллиметрах». Теперь строкой ниже запишем для средней температуры названия столбцов «в январе» и в «июле», то же самое сделаем и для количества осадков.

Заполнив строки заголовка, и внеся названия объектов в первый столбец, мы можем начать заполнять остальные ячейки значениями свойств. Для этого нам будет удобно использовать операцию копирования. Для этого снова вернёмся к тексту. Так из первого предложения в тексте, выделим значение свойства «79 » и нажмём по нему правой кнопкой мыши и в появившемся контекстно меню выберем пункт «копировать», или же воспользуемся сочетанием клавиш «Ctrl» и «С». Теперь перейдём к окну, в котором открыта наша таблица.

Найдём ячейку, в первой ячейке строки которой будет название «Марий-Эл», в разделе «Количество осадков» в столбце «в июле». Установим курсор в соответствующую ячейку, затем на вкладке «главное» выберем пункт «вставить», или же воспользуемся сочетанием клавиш «Ctrl» и «V». Так же заполним всю таблицу.

Теперь у нас есть таблица климатических данных.

Сделаем её более красочной, для этого установим курсор в любой её ячейке и на вкладке «Конструктор», в группе «Стили таблиц» выберем понравившийся нам стиль.

Сохраним получившуюся таблицу. Для этого в меню «файл», выберем команду «сохранить как» и в появившемся диалоговом окне укажем путь к нашей рабочей папке, а названием файла запишем «Климатические данные».

На этом уроке мы рассмотрели табличные информационные модели. Мы узнали, что, когда нужно представить информацию об объектах с одинаковыми наборами свойств используют таблицы.

Таблицы типа «объекты-свойства» используют для описания свойств объектов одного класса.

Таблица типа «объекты-объекты-один» описывает одно свойство некоторых пар объектов.

Сегодня мы научились создавать и редактировать табличные информационные модели в текстовом редакторе.

videouroki.net

Что такое табличная модель. Презентация на тему "табличные модели "

Табличные информационные модели

Одним из наиболее часто используемых типов информационных моделей является прямоугольная таблица, которая состоит из столбцов и строк. Такой тип моделей применяется для описания ряда объектов, обладающих одинаковыми наборами свойств. С помощью таблиц могут быть построены как статические, так и динамические информационные модели в различных предметных областях. Широко известно табличное представление математических функций, статистических данных, расписаний поездов и самолетов, уроков и так далее.

В обычно перечень объектов размещен в ячейках первого столбца таблицы, а значения их свойств - в других столбцах. Иногда используется другой вариант размещения данных в табличной модели, когда перечень объектов размещается в первой строке таблицы, а значения их свойств - в последующих строках. Подобным образом организованы таблицы истинности логических функций, рассмотренные в главе 3. Перечень логических переменных и функций размещен в первой строке таблицы, а их значения - в последующих строках.

В табличной информационной модели перечень однотипных объектов или свойств размещен в первом столбце (или строке) таблицы, а значения их свойств размещаются в следующих столбцах (или строках) таблицы.

Построим табличную информационную модель "Цены устройств компьютера". В первом столбце таблицы будет содержаться перечень однотипных объектов (устройств, входящих в состав компьютера), а во втором - интересующее нас свойство (например, цена) - табл. 2.1. Построенная табличная модель позволяет оценить долю стоимости отдельных устройств в цене компьютера и приобрести за минимальную цену компьютер в наиболее производительной конфигурации.

Таблица 2.1. Цены устройств компьютера на конец 2001 г.
Наименование устройства Цена (в у.е.)
Системная плата 80
Процессор Celeron (1 ГГц) 70
Память DIMM 128 Мб 15
Жесткий диск 40 Гб 130
Дисковод 3,5" 14
Видеоплата 16 Мб 30
Монитор 15" 180

ismcomp.ru

Простые таблицы

Главная | Информатика и информационно-коммуникационные технологии | Планирование уроков и материалы к урокам | 7 классы | Планирование уроков на учебный год | Простые таблицы





Практическая работа №6
«Создаем табличные модели» (задания 3, 4)


Простые таблицы

Таблица типа «объекты - свойства» (ОС)

Таблица типа «объекты - свойства» — это таблица, содержащая информацию о свойствах отдельных объектов, принадлежащих одному классу.

Общий вид таблиц типа ОС:

Количество строк в таблице зависит от количества имеющихся объектов, а количество столбцов — от количества рассматриваемых свойств.

Пример 1

Таблица 2.2

Города Золотого кольца России

В этой таблице приведена информация о некоторых древних русских городах, хранящих уникальные памятники нашей культуры и истории и образующих всемирно известное Золотое кольцо России. Эта информация отражена в заголовке таблицы.

В таблице представлены объекты «Владимир», «Кострома», «Переславль-Залесский» и «Гусь-Хрустальный», принадлежащие классу «город». Для каждого объекта приведены значения свойств «год основания», «основатель» и «достопримечательность», выраженные числами и словами.

В маленьких таблицах (из 3-4 строк) объекты можно перечислять в произвольном порядке. Если объектов в таблице много, то располагать их надо в некотором осмысленном порядке, согласно некоторому правилу. Например, в таблице 2.2 города могут быть перечислены в алфавитном порядке, по возрастанию или убыванию годов их основания.

Если в таблице типа ОС свойств больше, чем объектов, то ее можно «повернуть набок» — строки превратить в графы, а графы — в строки.

Например:

Таблица 2.3

Города Золотого кольца России

Что именно располагать в головке, а что в боковике — объекты или свойства, — зависит от конкретной таблицы. Как правило, таблица, в которой много строк и мало граф, бывает удобней, чем таблица, содержащая мало строк, но много граф.

Таблица типа «объекты-объекты-один» (ООО)

Таблица типа «объекты-объекты-один» — это таблица, содержащая информацию о некотором одном свойстве пар объектов, чаще всего принадлежащих разным классам.

Общий вид таблиц типа ООО:

В этой таблице головка (верхний заголовок) имеет сложную (двухъярусную) структуру.

Пример 2

Таблица 2.4

Таблица типа ООО может быть «повернута на бок строки превращены в графы, а графы — в строки.

Например:

Таблица 2.5

В таблице типа ООО фиксируется одно свойство пары объектов, поэтому в ее ячейках всегда содержатся значения одного типа: или числа, или слова, или графические изображения.

Пример 3

В таблице «Расстояния между городами» представлены расстояния между парами объектов, принадлежащих одному классу «город», поэтому объекты этого класса занесены и в головку, и в боковик таблицы. В результате головка таблицы «теряет» один уровень, и сама таблица выглядит проще. Эта таблица также относится к типу ООО.

Таблица 2.6

Подобные таблицы есть в атласах автомобильных дорог. Правда, там они оформляются так:

Таблица 2.7

Пример 4

Таблица 2.8

По этой таблице можно получить представление о том, чем увлекаются ученики 7 класса, какие кружки и секции они посещают. Если ученик увлекается танцами, спортом или компьютерной графикой (посещает соответствующий кружок или секцию), то в нужную ячейку ставится 1, а если нет — 0.

Ячейки этой таблицы содержат числа, но только 0 и 1. Такие таблицы называют двоичными таблицами.

Важная особенность этой таблицы состоит в том, что в ней фиксируются не количественные (сколько?), а качественные свойства (наличие/отсутствие связи между объектами).

Коротко о главном

Таблица типа «объекты-свойства» — это таблица, содержащая информацию о свойствах отдельных объектов, принадлежащих одному классу.

Таблица типа «объекты-объекты-один» — это таблица, содержащая информацию о некотором одном свойстве пар объектов, чаще всего принадлежащих разным классам.

Вопросы и задания

Приведите пример таблицы типа ОС.

Расписание звонков:

Приведите пример таблицы типа ООО.

Таблица успеваемости:




Практическая работа №6
«Создаем табличные модели» (задания 3, 4)


Задание 3. Таблица типа ОС. Золотое кольцо России

1. На основании информации, содержащейся в данных таблицах:

составьте свою таблицу, имеющую вид:

2. Занесите в таблицу информацию о 3 - 4 древних русских городах.

3. Измените ориентацию страницы на альбомную [Вкладка "Разметка страницы"- Ориентация - Альбомная].

4. Измените таблицу, добавив в нее правее графы «Основатель» графу «Герб».

5. Вставьте в соответствующие ячейки таблицы изображения гербов городов Золотого кольца из папки Заготовки.

- Ярославль
- Суздаль
- Ростов Великий
- Переяславль - Залесский
- Кострома
- Гусь - Хрустальный
- Владимир

6. Измените таблицу, добавив в нее правее графы «Достопримечательность» графу «Расстояние от Москвы».

7. Сохраните таблицу в собственной папке под именем Кольцо.

Задание 4. Таблица типа ОО. Прогноз успеваемости

1. Создайте таблицу следующей структуры:

2. Внесите в первую графу названия всех предметов, изучаемых в 7 классе.

3. Внесите в таблицу уже имеющиеся свои четвертные оценки.

4. Подумайте, успеваемость по каким предметам вы можете улучшить. Внесите в таблицу свои предполагаемые оценки по четвертям и за год.

5. Сохраните таблицу в собственной папке под именем Прогноз.

xn----7sbbfb7a7aej.xn--p1ai

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *