ТРАДИЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО это что такое ТРАДИЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО: определение — Философия.НЭС
ТРАДИЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО
не индустриальное, преимущественно сельское общество, которое представляется статичным и противоположным современному, изме- няющемуся индустриальному обществу. Понятие широко использовалось в социальных науках, но в последние несколько десятилетий стало считаться весьма спорным и избегаться многими социологами. См. Аграрная цивилизация
Оцените определение:
Источник: «Евразийская мудрость от а до Я», толковый словарь
ОБЩЕСТВО ТРАДИЦИОННОЕ
социальная форма развития человеческой жизнедеятельности, основанная на системе “личной зависимости” (К. Маркс). Совместная деятельность людей определена традицией, внеэкономическим принуждением, точным воспроизведением образцов, ориентацией на прошлое. Традиция сохраняет нормы и модели поведения, она “закрыта” от вмешательства, сомнения, определяет устойчивый социальный порядок, систему социальных ролей и статусов. Понятие О. т. в целом охватывает многообразие обществ докапиталистической формации. О. т. развивается в рамках локального “мира-экономики” (Ф. Бро-дель). М. В. Заковоротная
Оцените определение:
Источник: Культурология: краткий тематический словарь
Общество традиционное
докапиталистические (доиндустриальные) общественные уклады аграрного тина, для которых характерны высокая структурная устойчивость и способ регуляции общественных отношений, основанный на традиции. Для традиционного общества характерны инерционность принятых культурных образцов, обычаев, способов действия, трудовых навыков, преобладание предписанных моделей поведения. В нем существует относительно простой и устойчивый тип разделения труда, тяготеющий к сословному или даже кастовому закреплению. Понятие традиционного общества введено в западной социологии, чтобы подчеркнуть отличие всех прочих типов общественной организации от индустриально-рыночных, капиталистических обществ.
Оцените определение:
Источник: Человек и общество. (Культурология) Словарь-справочник
ТРАДИЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО
общество, основанное на воспроизведении схем человеческой деятельности, форм общения, организации быта, культурных образцов. Традиция в нем выступает главным способом передачи социального опыта из поколения в поколение, социальной связью, подчиняющей себе личностное развитие человеческих индивидов. Если пользоваться общепринятой терминологией, можно сказать, что Т. о. охватывает развитие докапиталистических формаций или социальную эволюцию вплоть до начала развития индустриального общества. Если использовать гипотезу К. Маркса о трех ступенях истории, отличающихся разными формами взаимосвязанности индивидов, можно охарактеризовать Т. о. как систему (или системы), где доминируют формы личной зависимости человека от человека. Этим формам соответствует внеэкономическое принуждение, которое и выступает ограничителем личных свобод человеческих индивидов. Т. о. не поощряет индивидуального творчества, и социальные инновации осуществляются в нем как бы сами собою, эволюционным путем на протяжении жизни и деятельности многих поколений.
Т. о. является «закрытым», «замкнутым» обществом, оберегающим нормы и стандарты своей культуры от воздействия и влияний со стороны других обществ и культур. Т. о. начинает утрачивать свои позиции по мере развития торговых, экономических контактов между странами, в ходе создания универсальных средств общения, техники и технологии, отделяющей личные связи между людьми от их функций в процессах разделения деятельности. Возникновение машин и индустриальной технологии окончательно подрывает систему личных зависимостей, скреплявшую основные структуры Т. о.
В. Е. Кемеров
terme.ru
Итоговый контрольный тест по истории (7 класс) на тему «Традиционное общество в Латинской Америке. Традиционные общества Востока»
Тема: «Традиционное общество в Латинской Америке. Традиционные общества Востока»
Вариант I.
Какие ДВА термина относятся к истории латиноамериканского общества раннего Нового времени?
А) гёзы Б) тори В) пеоны Г) креолы Д) левеллеры
Характерная черта экономики колоний в Латинской Америке – это…
А) наличие латифундий- землевладений, занимающих огромную площадь
Б) быстрое развитие мануфактурной промышленности
В) поощрение властями разведения винограда
Военное сословие в Японии составляли: А) самураи Б) сипаи В) раджи Г) пеоны
Государство в странах Востока было заинтересовано в сохранении крестьянской общины, потому что:
а) приступило к созданию гражданского общества б) использовало общину для сбора налогов в) объявило о начале аграрной революции г)
Укажите два признака, характеризующих традиционное общество.
А) преобладание промышленности над сельским хозяйством
Б) господство государственной собственности на землю
В) отсутствие контроля государства над обществом
Г) осуществление принципа разделения властей Д) разделение общества на замкнутые группы
Главная причина «закрытия» Китая:
А) стремление утаить от европейцев технические достижения
Б) активизация деятельности мусульманских проповедников
В) стремление сохранить традиционные устои общества
Г) обособленное географическое положение страны
В Китае, Японии и Индии в Новое время:
А) господствовал аграрный строй Б) использовался труд негров-рабов
В) распространилось конфуцианство Г) существовала сильная центральная власть
Тема: «Традиционное общество в Латинской Америке. Традиционные общества Востока»
Вариант II.
Какие ДВА термина относятся к системе управления колониями в Новом Свете?
А) касики Б) директоры В) алькальды Г) пресвитеры Д) протекторы
Латиноамериканское общество характеризует признак:
А) формирование правового государства и гражданского общества
Б) высокий жизненный уровень местного населения
В) смешение рас и народов
Титул военного правителя в Японии: А) богдыхан Б) падишах В) раджа Г) сёгун
Государство в странах Востока постоянно перераспределяло землю среди своих подданных, т.к.стремилось:
а) уничтожить неравенство б) укрепить центральную власть
в) решить проблему перенаселения г) укрепить обороноспособность страны
Укажите ДВА признака, характеризующих традиционное общество.
А) существование независимой от коллектива личности
Б) наличие у населения политических прав и свобод
В) господство общинной собственности на землю
Г) медленное развитие техники Д) ведущая роль государства
Главное последствие изоляции Японии:
А) ускорение развития страны Б) ослабление центральной власти
В) техническое отставание от стран Запада Г) превращение в колонию Великобритании
Индия, в отличие от Китая и Японии, в Новое время:
А) оставалась аграрной страной Б) сохранила свою независимость
В) имела сильную центральную власть Г) превратилась в колонию Великобритании
Какие ДВА понятия относятся к истории Китая?
А) конфуцианство Б) деспотия В) сёгунат Г) бусидо Д)сипаи
Какие ДВА понятия относятся к истории Индии?
А) маньчжурская династия Б)Поднебесная империя В)кастовый строй Г)буддизм Д)самурай
Какие ДВА события/процессы происходили в период Нового времени?
А) начало феодальной раздробленности Б) Великие географические открытия
В) возникновение христианства Г ) крестовые походы Д)реформация церкви
Конгресс – это…
Реформация – это…
Республика – это…
Как называли протестантов в Англии?
Зависимая территория без самостоятельной политической и экономической власти, владение иного государства – это…
Исключительное право на производство или продажу чего-либо – это…
Общество основанной на частной собственности и рыночной экономике – это…
Как назывался правитель в Китае в XVII-XVIIIв.?
Общее название испанских и португальских завоевателей территорий Нового Света.
Сопоставьте даты и события:
1492г. А) создание Д.Уаттом паровой машины
1600г. Б) открытие Америк Х.Колумбом
1642г. В) принятие первой в истории Франции Конституции
1784г. Г) создание Ост-Индской компании
1791г. Д) начало гражданской войны между королем и парламентом в Англии
Выбери среди представленных имен одну историческую личность наиболее запомнившуюся тебе и напиши о ней все, что тебе известно (годы жизни(век), национальность, род деятельности, причины известности и т.д.): Оливер Кромвель, кардинал Ришелье, Наполеон Бонапарт, Жан Поль Марат, Акбар, Жан-Жак Руссо, Христофор Колумб, Джордж Вашингтон, Леонардо да Винчи, Микеланджело, Уильям Шекспир, Мария Кровавая, Елизавета I, Френсис Дрейк, Робеспьер Максимилиан, Людовик XVI.
.
Какие ДВА события/процессы происходили в период Нового времени?
А) отделение ремесла от сельского хозяйства Б) господство натурального хозяйства
В) борьба за переустройство церкви Г)промышленный переворот Д)Крестовые походы
Декларация – это…
Революция – это…
Парламентская монархия – это…
Как называли протестантов во Франции?
Государство, владеющее колониями – это…
Предприятие нового типа, основанное на разделении труда – это…
Предприниматели-капиталисты, имевшие свое дело в торговле, промышленности или банковской сфере, термин зародился во Франции в XII в.- это…
Назовите две партии, сформировавшиеся в Англии, которые входят в состав парламента по сей день.
Преследование неверующих и атеистов, выступающих против догматов Церкви- это..
Сопоставьте даты и события:
1517г. А) взятие Бастилии, начало революции во Франции
1607г. Б) первое постоянное английское поселение в Северной Америке
1644г. В) первая Конституция США
1787г. Г) начало Реформации
1789г. Д) начало правление династии Цин в Китае
Выбери среди представленных имен одну историческую личность наиболее запомнившуюся тебе и напиши о ней все, что тебе известно (годы жизни(век), национальность, род деятельности, причины известности и т.д.): Оливер Кромвель, кардинал Ришелье, Наполеон Бонапарт, Жан Поль Марат, Акбар, Жан-Жак Руссо, Христофор Колумб, Джордж Вашингтон, Леонардо да Винчи, Микеланджело, Уильям Шекспир, Мария Кровавая, Елизавета I, Френсис Дрейк, Робеспьер Максимилиан, Людовик XVI.
КЛЮЧ
Вариант I
В,Г
А
А
Б
Б,Д
В
А
В, Г
Б, Д
это собрание по вопросам международного значения
борьба за переустройство церкви
форма правления, при которой правит народ (через представителей)
пуритане
колония
монополия
капитализм
богдыхан
конкистадоры
1-Б, 2-Г, 3-Д, 4- А,5-В
Вариант II
А,В
В
Г
Б
Г, Д
В
Г
А, Б
В, Г
это официальный документ, содержащий важные положения
коренной перелом, изменение в чем-либо
форма правления, при которой правит монарх при помощи парламента
гугеноты
метрополия
мануфактура
буржуазия
тори и виги
инквизиция
1-Г, 2-Б, 3-Д, 4-В, 5-А
infourok.ru
традиционное общество в эпоху раннего Нового времени. 7-й класс
Цели:
- углубить знания об основных чертах традиционных обществ на Востоке в 16–17 вв.;
- сделать выводы об отличиях традиционных обществ от обществ европейских;
- убедиться в зависимом от государства положении личности в традиционном обществе;
- развивать познавательный интерес школьников, умение работать с картой
Форма урока: комбинированный урок, работа в группах, заочное путешествие
Основные понятия и термины: традиционное общество ,монополия, сословие, каста, ценности.
Ход урока
1. Организационный момент
2. Изучение нового материала на основе имеющихся знаний
(К доске прикреплена карта: “Евразия” с обозначенной границей.)
Учитель: Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с удивительными странами нашего прекрасного мира, со странами Востока, поскольку: “
– Ребята! Многие из вас, наверное, как и я, любят путешествовать. Но какое же путешествие может быть в середине учебного года? И вот я вспомнила слова Александра Твардовского:
“Есть два разряда путешествий
Один – пускаться с места вдаль,
Другой – сидеть себе на месте,
Листать тихонько календарь…”
– Сегодня я предлагаю вам совершить путешествие и в пространстве и во времени. При помощи карт, учебника, слайдов нашего компьютера, мы переносимся в восточную и южную часть материка – Евразия: в Китай, Японию, Индию периода 16–17 вв.
Профессиональные путешественники обычно ведут наблюдения, путевые дневники, где составляют описания увиденных земель, делают свои открытия.
– Например, вспомните, тверской купец Афанасий Никитин совершил путешествие (когда?,в каком году?)(куда?) и по итогам своего путешествия написал книгу (какую?)
– Вот и вам сегодня в результате нашего путешествия предстоит составить путевой лист по странам Востока 16-17 веков.
– В любом путешествии исследователи берут с собой проводников, показывающих дорогу, рассказывающих о традициях, обычаях дальних стран.
– Сегодня у нас на уроке проводниками будут специалисты по Китаю – …,Японии – …,Индии – … .
И я вам помогу в нашем путешествии. Ваши знания мы будем оценивать жетонами.
Итак, на нашем пути…
1-я остановка “Государство”
Работа по карте “Китай. Япония. Индия в XVI–XVII вв.”
– Для успеха путешествия нам с вами предстоит взять карту. По ней мы определим местонахождение Китая, Японии и Индии.
(Специалисты-проводники выходят к доске с выступлениями.)
а) Историко-географическая справка. (Демонстрация слайдов.) См. Приложение 1, Приложение 2
Китай | Япония | Индия |
Китай – страна загадок и чудес с
древней историей, уникаль-ными традициями и
утончённой философией. Китай расположен в Восточной и Центральную части Азии. Китай – очень древнее государство. Учёные нашли в одной из его пещер остатки предков человека, обитавшего несколько сотен тысяч лет назад. Вопрос: – Вспомните, что изобрели китайцы? |
Япония – это “игрушечная страна” с
гейшами и бумажными фонариками, с цаплями,
драконами и многочисленными старинными
традициями, страна самураев, беспрекословного
повиновения и дьявольской хитрости. К востоку от тихоокеанского побережья Азии протянулась цепь островов – Хоккайдо, Хонсю, Сиккоку, Кюсю – самые крупные из них. Острова вытянуты с севера на юг. Большая часть всей площади японских островов занята высокими и крутыми горами. Вопрос: – Кто знает, какая самая высокая гора в Японии, которая ещё является и вулканом? |
Индия – родина шахмат, родина
арифметических чисел, которыми мы привычно
пользуемся сегодня. Индия отличается причудливым переплетением различных народов, языков, религий, культурных и прочих традиций. С древности Индию представляли страной чудес, несметных богатств. От Китая Индию отделяет цепь высочайших на Земле гор – Гималаев. На склонах гор ещё сохранились густые вечно-зелёные леса – джунгли. Вопрос: – Вспомните, за какими индийскими товарами приходили корабли из других стран? |
б) Определение древних и современных столиц стран.
Работа со школьными атласами по зарубежной истории (О.С.Сороко – Цюпа,В.В.Артёмов, Т.И.Тюляева)
– Откройте настольные атласы по зарубежной истории, определите столицы стран Китая, Японии, Индии.
Работа в путевых листах
– Назовите современные столицы стран Китая, Японии, Индии (Пекин, Токио, Дели). Запишите.
– А теперь посмотрим, как вы справились с домашним заданием и узнали о древних столицах этих стран.(Сиань, Киото, Хампи. Запишите. (Демонстрация слайдов.)
– Наша разминка и знакомство со странами Востока закончилась.
в) роль государства – регулятора хозяйственной жизни традиционных обществ Востока
– А теперь рассмотрим, что представляла собой хозяйственная жизнь в традиционных обществах Востока, таких государствах, как Китай, Япония, Индия?
Работа в словарях
– Но прежде, откроем словари, заглянем в лабиринт понятий и вспомним, что же такое традиционное общество?
– Молодцы! А теперь ответьте на следующий вопрос: – Какие черты хозяйственной жизни были характерны для традиционных обществ Востока? Ответить на этот вопрос поможет наш друг – учебник.
Работа по учебнику “Новая история” (А.Я.Юдовская, П.А.Баранов). 7-й класс, с. 264–265
– Сделаем выводы.
- Всевластие государства, характерное для восточных традиционных обществ, проявлялось в том, что оно являлось верховным собственником земель.
- Государство регулировало хозяйственную жизнь: устанавливало цены на товары, монополию на некоторые отрасли ремесла и торговли, увеличило налоги на ремесленников и купцов.
- Государство устанавливало правила жизни всех сословий и строго следило за их соблюдением.
Работа в словарях
– Вспомним, что же такое монополия?
2-я остановка – “Сословный строй”
– Итак, государство устанавливало правила жизни всех сословий и строго следило за их соблюдением.
Работа в словарях
– Заглянем в лабиринт понятий и вспомним что же такое сословие?
– Рассмотрим сословный строй каждой из страны. Специалисты-проводники приглашаются к доске. А все остальные будут работать в путевых листах.
Работа в путевых листах (Демонстрация слайдов.)
Китай | Япония | Индия |
Императорская семья – проводила время в развлечениях, “купалась” в роскоши, принимала участие в оригинальных церемониях | Воины-самураи Принадлежность к этому сословию передавалась по наследству. Это – высшие военачальники: – князья, богатые феодалы, простые солдаты, высшие чиновники, низшие чиновники. Носили два меча, получали пайки риса. Самураи разделялись на ранги. Подчинялись кодексу чести “бусидо” |
Древние индусы подразделяли людей на
четыре главные социальные группы – касты. КАСТА (в словарь!) – обособленная общественная группа, связанная происхождением, правовым положением своих членов. К наивысшей касте относились учёные и жрецы. |
Чиновники (мандарины) – умели читать и писать. Вели учёт населения, собирали налоги, следили за исполнением законов, организовывали строительные работы | Крестьяне – основная масса населения, их жизнь протекала в тяжёлом труде и нищете. Они выращивали рис, сеяли пшеницу, ячмень, просо, хлопок, табак, чай, одевались в одежду, сделанную из конопли и шёлка | За ними следовали сановники, воины (кшатрии) |
Крестьяне— обрабатывали вручную небольшие наделы, занимались сельским хозяйством | Ремесленники Жили в городах. Сын наследовал профессию отца |
Затем купцы и землевладельцы |
Ремесленники – трудились, не зная отдыха, у них не было выходных. Изготовляли оружие и кухонную утварь, украшения из бронзы и яшмы, керамику и изящную мебель. За свой труд они получали одежду, пищу или деньги | Купцы Их считали “паразитами”, которые сами ничего не производят |
И к самой низшей касте относились крестьяне (вайшии) и слуги |
Торговцы – наживались на торговле, ничего не производя. В обществе их не уважали. | Ниже последней стояла так называемая “каста
неприкасаемых” Это неквалифицированные, презиравшиеся обществом профессии – уборщики. Работники на кладбищах, палачи |
Вопрос: Объясните, почему в Китае и Японии крестьяне стояли по иерархической лестнице выше, чем купеческое сословие и торговцы?
3-я остановка – “Религии Востока”
– Понять внутренний мир и главные ценности, присущие людям традиционных обществ Востока необходимо не познакомившись с их религиозными учениями.
Работа в словарях
– Вспомним, что же такое ценности?
Работа в путевых листах (Демонстрация слайдов.)
Китай | Япония | Индия |
“Три направления человеческой мысли”: – конфуцианство; – даосизм; – буддизм |
Религиозные верования: – синтоизм; – буддизм |
Религиозные верования: – индуизм; – буддизм |
– Какая из данных религий лежит в основе национальных религий этих стран?
– Если во всех странах исповедовался буддизм, то, что вы знаете о буддизме? (Демонстрация слайдов.)
Индия | Япония | Китай |
Буддизм возник в 6 веке до н.э. в Индии. Основателем буддизма является Будда, т.е. “просветлённый”или посланник Бога | Буддизм принесли на японские острова корейские монахи. В 538 году они передали в дар императору статуи Будды. С конца 6 века буддизм превратился в религию императорского двора и богатых сановников. | В 1 в.н.э. чужеземные купцы познакомили китайцев с буддизмом. Это учение нашло много сторонников. Местные монахи начали высекать в скалах изображения Будды. |
– О таких религиозных направлениях, как даосизм, синтоизм и индуизм вы познакомитесь в старших классах, а так же используя сведения учебника и дополнительной литературы.
4-я остановка – “В мире прекрасного”
(Звучит китайская музыка.)
– Устали? Предлагаю всем отдохнуть. (Демонстрация слайдов.)
Индия | Япония | Китай |
– Вы знаете, к нам в гости из далёкой
Индии пожаловали индийские купцы и привезли
разнообразные пряности. Ваша задача распознать
эти пряности. (в трёх блюдцах – молотая гвоздика, корица, лавровый лист) |
– Японцы создадут красоту недосказанного (составление икебан) | – А китайцы приготовят настоящий китайский чай в настоящем китайском сервизе |
– Итак, какие пряности привезли из
далёкой Индии купцы? Рассказ учащегося-специалиста: Индийские блюда изобилуют всевозможными пряностями. Учёные обнаружили, что после употребления большого количества приправ, человек чувствует себя счастливым |
—Посмотрим, какие икебаны составила
команда “Япония” Рассказ учащегося-специалиста: Икебана – самостоятельный вид изобразительного искусства, цель которого выражать красоту природы. Перевод слова “икебана” может быть разным:
Прелесть недосказанности – главное в этом искусстве. |
– Угощайтесь настоящим китайским чаем Рассказ учащегося-специалиста: К распитию чая китайцы относятся очень серьёзно, порой этот процесс может длиться несколько часов. Это занятие называется чайной церемонией, которую проводят специальные обученные мастера. |
– Отдохнули? Продолжаем наше путешествие.
5-я остановка – “Памятники культуры стран Востока”
(Демонстрация слайдов.)
– Перенесёмся в удивительный мир памятников культуры стран Востока и пусть каждый памятник архитектуры расскажет сам за себя.
Китай | Япония | Индия |
Великая китайская стена Построили более 2000 лет назад для защиты от захватчиков. Чтобы пройти по ней понадобится не менее 6 месяцев. На строительстве стены трудились сотни тысяч крестьян. Многие умирали от непосильного труда, истощения, болезней. Умерших замуровывали в стену. Стена протянулась на 3500 км, её высота-9 м, 25 000 сторожевых башен были расположены через равные интервалы. К сожалению, в современное время Великая Китайская стена исчезает. Резкое ухудшение экологической обстановки, возникновение песчаных бурь ведут к разрушению Великой Китайской стены. |
Святилище Синто В нём японцы совершают религиозные обряды Храм Кантэйбо |
Тадж-Махал Сверкающий белый дворец Тадж-Махал – мавзолей в Агре.17 век. Он был возведён почти четыре века назад убитым горем шахом в честь умершей молодой красавицы жены. Джодхпур |
– Наше путешествие подходит к концу. Любой путешественник в конце пути подводит итоги. Итогом нашего с вами путешествия является багаж знаний, накопленный на уроке. Давайте проверим ваш багаж знаний.
3. Закрепление пройденного материала
Отгадывание кроссворда
– Если вы правильно заполните кроссворд, то сможете назвать слово, зашифрованное в выделенном столбце.
(Демонстрация слайдов.)
|
urok.1sept.ru
Часть I. Традиционное общество России . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 11Следующая ⇒
Социальные и политические аспекты истории
Традиционного общества . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7
Этнокультурные традиции средневековой Руси . . . . . . . .13
Часть II. Документы российского традиционализма . . . . . . . 19
Введение
Подлинные предводительницы народов
это традиции. Единственными действи-
тельными тиранами человечества были
тени умерших …
Густав Лебон
В мучительных поисках объединяющих начал человечества родилось понятие «мировая цивилизация». Оно позволило подняться над экономическими формациями, «локальными культурами», «расовыми и этническими особенностями и рассмотреть мировую и региональные истории в рамках глобального и, в определенном смысле, единого процесса.
Подобный подход позволяет определить три больших периода («волны» по А.Тофлеру) в истории человечества. Первый, самый продолжительный, с 6-5 тыс. до нашей эры до 18 века нашей эры, социология истории называет «аграрной цивилизацией» или «традиционным обществом». Второй, с 18 в. по 60-70 гг. 20 в., включает эпоху модернизации и «индустриальное общество», и, наконец, третий, начавшийся, по мнению исследователей, в 70-е годы 20 в., получил название «постмодерна» или «постиндустриального», «информационного» общества.
Хронология той или иной «цивилизационной волны» не совпадает полностью у различных народов и стран. Россия, например, относится к числу стран, цивилизационное развитие которых началось сравнительно поздно, в конце первого тысячелетия нашей эры. Тем не менее, есть нечто общее, присущее всем «традиционным», «индустриальным» и «постиндустриальным» странам. В настоящей брошюре предпринята попытка дать основные черты российского традиционного общества в его исторической эволюции. Однако, прежде, следует остановиться на самом понятии «традиционное общество».
«Традиция» в дословном переводе с латинского означает «передача». Термин «традиционное общество» мы будем использовать для обозначения такого социума (общества), в котором социальный, политический и культурный опыт народов базируется, главным образом, на трансмиссии (передаче) и закреплении способов поведения, оценок, верований, накопленных предыдущими поколениями.
Основой экономики в традиционных обществах является аграрный сектор. Техносфера аграрных цивилизаций базируется на использовании простых орудий труда. Энергетика основана на мускульной силе человека и животных, а также на «природных батареях», подпитывающихся от солнца, ветра, воды. Технические приспособления (лебедка, клин, катапульта, подъемник), как правило, предназначались лишь для «усиления» человеческих мускулов. Сфера «технэ» являлась подражанием природе, но не создавала «новой природы». Все это предполагало своеобразный «потолок» роста производительности труда. В экономике преобладало натуральное, нерыночное хозяйство, обеспечивающее лишь простое воспроизводство продуктов питания, одежды, Производство находилась в сильной зависимости от случайных факторов: войн, неурожаев, эпидемий.
Человек в традиционном обществе не ощущает себя самодостаточным, что определяет его тягу к «роевому», «коммунитарному» образу жизни. Социальная сфера опирается на «большие семьи», «общину», «сословие». В условиях, когда возможности общества ограничены, стабильность социальной структуры поддерживается «закрытостью» сословий, ограничением «вертикальной» и «горизонтальной» мобильности (т.е. перехода из одного социального слоя в другой), социальной иерархией, определенным образом выстроенной соподчиненностью. Частная собственность, как правило, не носит свободного рыночного характера и обусловливается внеэкономическими источниками (привилегиями, наградами за службу и т.п.).
Важнейшие социальные функции, а именно: воспитание, образование, уход за больными, престарелыми — осуществляются в семье, общине. Огромная роль в социальных отношениях принадлежит кланам, родственным связям.
Политическая сфера формируется по образу и подобию отношений в семье и общине. Монархии, деспотии, тирании, в той или иной форме, являются традиционными политическими режимами. Традиционные общества не исключают демократических институтов (например, народные собрания в Древней Греции, вече в древнерусских городах и т.п.), которые, однако, очень часто не ограничены законами и выступают как «коллективные тираны».
Наконец, весьма специфическим является менталитет «традиционного человека». Как правило, он определяется религией. Любопытны представления людей о пространстве и времени. Границы государства для них там, где есть хотя бы один единоверец. Человек традиционного общества не нуждается в точном определении времени, его время — многомерно (аграрное, церковное, княжеское, природное и т.д.). Свобода для таких людей – не в обладании индивидуальными правами, а, скорее, наоборот, в наличии хорошего покровителя, надежного защитника, будь-то деспот, отец семьи или община. О менталитете людей традиционного общества можно писать бесконечно. Ну, например, любопытно, что хорошим хозяином считался тот, кто имел все необходимое в своем подворье, был самодостаточным.
Вместе с тем, богатым (то есть «причастным Богу, хранимым Богом») человеком считался тот, кто не накапливал собственность, а пользовался ею. Как справедливо отмечал И.Н.Данилевский, «лучшим способом пользования имуществом считалась передача его другому человеку. Всё, принадлежавшее человеку, за исключением жизненно необходимого минимума, должно было постоянно переходить из рук в руки. Тот, кто хранил или скрывал своё имущество, по представлениям того времени, во-первых, дискредитировал себя как владельца, а во-вторых, впадал в грех корыстолюбия. Такой человек не мог считаться богатым».[1] Жадный человек не мог считаться богатым. Страх людей перед новшествами, творческой деятельностью (ибо Творцом считался только Бог) не мог не повлиять на медленное развитие техники.
Таким образом, «традиционное общество» — это весьма своеобразный этап в истории человечества, отличающийся медленными темпами исторической эволюции. Конечно, невозможно говорить об унификации всех традиционных обществ. Свою специфику имели традиционные общества на Западе (активность сословий, религиозная активность, ранняя приватизация земли, рост городов, развитие социальных связей на основе закона) и на Востоке (преобладание государства над общиной, длительное отсутствие частной собственности, огромная роль религии). Социологи различают также развитые и задержанные традиционные общества. Естественные процессы социальной эволюции в большинстве случаев проясняют личностные начала в традиционных обществах, что и служит основой последующей их модернизации. Там же, где ход истории сопровождается усилением деспотических, государственных начал, личность не получает должного развития, процессы модернизации часто принимают уродливые формы.
Итак, Вашему вниманию предлагается методическое пособие, посвященное самому длительному периоду отечественной истории ( IX-XVII вв.). В большинстве учебников он трактуется как период феодальной раздробленности и становления централизованного государства. Однако эта характеристика не является исчерпывающей. В домонгольский период сохранялись родовые отношения, рабство, ростовщичество и т.п. Иными словами, «чистого» феодализма не было. Реформы 1860-х — 1870-х гг., как безусловный рубеж окончания феодализма, также условен. И в XIX, и в XX веках сохранились многочисленные черты традиционного общества.
Анализ IX-XVII веков как единого, целостного периода поможет Вам глубже уяснить суть российского традиционализма, медленное вызревание ростков нового индустриального общества.
Методическое пособие включает в себя концептуальный обзор традиционного общества в России. Выделены два направления традиционализма: социальное и этнокультурное. Позиция авторов обзора подкреплена извлечениями из 35 исторических памятников. Внимательное изучение летописей, грамот, договоров, судебников, притч, былин и т.п. позволит Вам составить образное представление о формировании и особенностях российского традиционализма.
Трактовка проблем российского традиционализма не может быть однозначной. Во время дискуссии аргументировать свою позицию следует, прежде всего, на основе документов, а также дополнительной литературы, рекомендованной преподавателем.
Часть I.
Рекомендуемые страницы:
lektsia.com
что такое традиционное общество (8 класс. История нового времени)
<a rel=»nofollow» href=»http://fil.vslovar.org.ru/1125.html» target=»_blank»>http://fil.vslovar.org.ru/1125.html</a> посмотрите ссылочку, там еще какая-то схемка есть по этому поводу, возможно вам пригодиться! ТРАДИЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО — доиндустриальное, преимущественно аграрное, сельское общество, которое противопоставляется современному индустриальному обществу в базовой социологической типологии «традиция – современность». Для традиционного типа социальных отношений, которые обычно определяются как солидаристские, общинные, характерны следующие черты: невыделенная индивидуальность, личная зависимость индивида в семье, касте, сословии; приоритет непосредственных межличностных, внутригрупповых, прежде всего родственных, связей, групповая солидарность; приписанный (аскриптивный) социальный статус и ограниченная социальная мобильность; жесткий социальный контроль преимущественно через механизмы межличностного взаимодействия; групповая идентичность и ценностно-нормативные систем, обеспечивающие локальную, групповую интеграцию и солидарность ( конформизм, патернализм и т. п.) . В современной социологии, постепенно преодолевающей западноцентристский подход, прямое противопоставление традиционности и модерности считается упрощением. Традиционные черты перестают оцениваться как всецело негативные, препятствующие социальным изменениям и экономическому росту и все чаще рассматриваются как ресурс прогрессивных изменений.
то, в котором мы живем. т. е. не деление на группы — а вся та масса людей, что вокруг тебя. Я думаю как то так.
Это антипод индустриального общества, то есть в основе такого общества не рыночные отношения а следование традициям и обычаям, такое общество имеет как правило жесткую сословную иерархию и коллективную (общинную) психологию
touch.otvet.mail.ru
Традиционное общество
По одной из наиболее популярных классификаций выделяют следующие виды общества: традиционные, индустриальные и постиндустриальные. Традиционное общество является первой по времени исторического развития формой организации человеческих отношений. Этот общественный уклад стоит на первой ступени развития и характеризуется рядом следующих признаков.
Прежде всего, традиционное общество – это общество, жизнь которого основана на сельском (натуральном) хозяйстве с использованием экстенсивных технологий и примитивном ремесле. Характерно для периода Древнего мира и Средневековья. Считается, что практически любое общество, существовавшее в период от первобытной общины до начала промышленного переворота, является традиционным.
Орудия труда, используемые в этот период, ручные. Их совершенствование и модернизация происходили очень медленными, практически незаметными темпами естественной вынужденной эволюции. Экономическая система базировалась на использовании природных ресурсов, в ней преобладало натуральное хозяйство, добывающие промыслы, строительство, торговля.
Социальная система общества этого типа сословно-корпоративная, она стабильна и столетиями неподвижна. Существует несколько сословий, которые на протяжении долгого времени не изменяются, сохраняя статичность и неизменный характер жизни. Многим традиционным обществам товарные отношения вообще не свойственны либо развиты настолько слабо, что ориентированы они лишь на удовлетворение потребностей немногочисленного слоя социальной элиты.
Традиционное общество признаки имеет следующие. Оно характеризуется полным господством религии в духовной сфере. Жизнь человека считается осуществлением божественного промысла. Важнейшим качеством человека является коллективизм, чувство принадлежности своему классу, тесная связь с землей, где он родился. Индивидуализм людям еще не свойственен. В это время духовная жизнь была более значима для человека по сравнению с материальной.
Правила жизни в коллективе, сосуществования с соседями, отношение к власти определялись традициями. Статус человек приобретал при рождении. Общественное устройство трактовалось исключительно с точки зрения религии, поэтому и отношение к власти обеспечивалось объяснением божественного предназначения правительства на исполнение его роли в обществе. Глава государства пользовался бесспорным авторитетом и играл первостепенную роль в жизни общества. Такому обществу не свойственна мобильность.
Характеризуется традиционное общество в демографическом отношении высокой рождаемостью и такой же высокой смертностью, а также довольно низкой продолжительностью жизни.
Примерами традиционных обществ сегодня являются уклады жизни большинства стран Северной и Северо-Восточной Африки (Эфиопия, Алжир), юго-восточной Азии (Вьетнам).
В России общество данного типа просуществовало до середины 19 столетия. Несмотря на это, уже к началу века она была одной из самых крупных и влиятельных стран мира, имела статус великой державы.
Главные духовные ценности, которые имеет традиционное общество, это традиции, культура предков. Культурная жизнь была ориентирована преимущественно на прошлое: уважение предков, преклонение перед культурными памятниками и произведениями предыдущих эпох. Культуре свойственна гомогенность, ориентация на собственные традиции и довольно категоричное неприятий альтернативных культур других народов.
Многие исследователи считают, что традиционное общество характеризуется культурой отсутствия выбора. Мировоззрение, доминирующее в обществе, и устойчивые традиции предоставляют человеку уже готовую четкую систему ценностей и духовных ориентиров. Поэтому окружающий мир понятен человеку и не вызывает лишних вопросов.
fb.ru
Традиционное Общество — это, определение слова, понятие. Что такое Традиционное Общество, значение, словарь, энциклопедия
— общество, основанное на воспроизведении схем человеческой деятельности, форм общения, организации быта, культурных образцов. Традиция в нем выступает главным способом передачи социального опыта из поколения в поколение, социальной связью, подчиняющей себе личностное развитие человеческих индивидов. Если пользоваться общепринятой терминологией, можно сказать, что Т. о. охватывает развитие докапиталистических формаций или социальную эволюцию вплоть до начала развития индустриального общества. Если использовать гипотезу К. Маркса о трех ступенях истории, отличающихся разными формами взаимосвязанности индивидов, можно охарактеризовать Т. о. как систему (или системы), где доминируют формы личной зависимости человека от человека. Этим формам соответствует внеэкономическое принуждение, которое и выступает ограничителем личных свобод человеческих индивидов. Т. о. не поощряет индивидуального творчества, и социальные инновации осуществляются в нем как бы сами собою, эволюционным путем на протяжении жизни и деятельности многих поколений. Т. о. является «закрытым», «замкнутым» обществом, оберегающим нормы и стандарты своей культуры от воздействия и влияний со стороны других обществ и культур. Т. о. начинает утрачивать свои позиции по мере развития торговых, экономических контактов между странами, в ходе создания универсальных средств общения, техники и технологии, отделяющей личные связи между людьми от их функций в процессах разделения деятельности. Возникновение машин и индустриальной технологии окончательно подрывает систему личных зависимостей, скреплявшую основные структуры Т. о. В. Е. Кемеров
Философский словарь
не индустриальное, преимущественно сельское общество, которое представляется статичным и противоположным современному, изме- няющемуся индустриальному обществу. Понятие широко использовалось в социальных науках, но в последние несколько десятилетий стало считаться весьма спорным…
Философский словарь
(доиндустриальное общество, примитивное общество) — понятие, фокусирующее в своем содержании совокупность представлений о доиндустриальной стадии развития человечества, характерных для традиционной социологии и культурологии. Единой теории Т.О. не существует. Представления о Т.О…
Новейший философский словарь
ТРАДИЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО (доиндустриальное общество, примитивное общество) — понятие, фокусирующее в своем содержании совокупность представлений о доиндуст-риальной стадии развития человечества, характерных для традиционной социологии и культурологии Единой теории ТО не существует…
Поделиться:
www.insai.ru