Что такое внешняя политика и внешняя политика – 47. Внешняя политика: понятие, виды, средства, функции.

47. Внешняя политика: понятие, виды, средства, функции.

Вне́шняя поли́тика — общий курс государства в международных делах. Внешняя политика регулирует отношения данного государства с другими государствами и народами в соответствии с его принципами и целями, достигаемыми применением различных средств и методов. Важнейшее средство внешней политики —дипломатия.

Практическая значимость внешней политики выражается через реа­лизацию ее функций.

1. Охранительная функция

2. Представительно-информационная

3. Организаторская

4. Идеологическая

5.Координация усилий государств по решению глобальных проблем.

Практическая реализация внешней политики достигается е помощью разнообразных средств, к которым относятся:

• информационно-пропагандистские или идеологические

• политические

• экономические

• военные

Одним из таких видов является пассивная внешняя политика, которая присуща экономически слабым государствам, вынужденным приспосабливаться к международной конъюнктуре. Агрессивная внешняя политика заключается в формировании собственной внутренней политики и в стремлении приспособить (посредством внешней политики) или принудить к изменениям во внутренней и внешней политике другие государства. Активная внешняя политика заключается в интенсивных поисках равновесия между внутренней и внешней политикой.Консервативная внешняя политика заключается в активной или даже агрессивной охране достигнутого ранее равновесия между внутренней и внешней политикой. Такая политика характерна для некоторых бывших супердержав. В качестве примера можно привести действия Великобритании в ответ на аргентинское вторжение в 1984 г. на Фолькленды-Мальвины.

48. Основные приоритеты и направления внешней политики рб.

Придерживаясь единых подходов к развитию отношений со всеми зарубежными партнерами без исключения, Беларусь в то же время, как и любое другое государство, концентрирует свои внешнеполитические усилия на ряде наиболее важных и перспективных векторов. 

Среди таких приоритетных направлений – государства-соседи, прежде всего, Российская Федерация, сотрудничество с которой строится на союзной основе, а также государства-участники Содружества Независимых Государств. Последовательно отстаивая идеи интеграции, Беларусь занимает активную позицию в объединительных образованиях на постсоветском пространстве – Таможенном союза/ЕЭП, СНГ и ОДКБ Евросоюз – объективно важный для Беларуси партнер в торгово-экономической сфере и источник инвестиционных ресурсов.

 На качественно новый уровень выходит сотрудничество со странами со странами мирового Юга. Беларусь последовательно выступает за нормализацию отношений с Соединенными Штатами Америки.Важным направлением внешнеполитической активности Беларуси является многосторонняя дипломатия, сотрудничество в рамках международных организаций. «РБ в своей внеш пол исходит из принципов равенства государств, непримен силы или угрозы силой, нерушим границ, мирн урегул споров, невмеш во внутр дела и друг общепризн принцип и норм меж­дунар права».Межд пол нос миролюб хар-р. РБ первой в истории отказ от ядерного оружия, одной из перв выпол услов дог-ра о сокращ обычн вооружений. Сейчас РБ устан дип отно­ш с 160 гос мира. Беларусь рук-тся принципом многовекторности. Инт-сы страны естеств образом охват и Зап, и вост векторы тк.распол в центр Европы.Основн направл полит на между­нар арене являются:

• Вхожд в мир сообщество в качестве равноправ суверен­н незав гос-ва.• Активн взаимод с междунар орг-ями,, • Способ-е строит нов мир и европ сист безоп-ти,• Участв в многостор междунар эконом и энерг сотрудн

приоритеты: союз Россией, интеграцию в СНГ и ЕЭС; взаимод с гос Азии, Африки,ЛА и т.д.

закл Дог об обр Со­общества Беларуси и России. Ключевой приоритет — стра­ны-соседи. Россия- основн торгово-эконом партнер, оказ нам поддержку на междунар арене, но Беларусь считает принцип важн сохран суверенитета.

Содружество незав гос-в(СНГ) основ в 1991. Высш орг-Совет глав государств, а пост дей­ствующим — Исполн комитет СНГ. Евразийское эконом сообщество объед 6 стран (Россия, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Узбекистан, Таджикистан).цель -ускор формир един эконом пространства. Гос-ва ЕврАзЭс — Беларусь, Казахстан и Россия — быстро про­двиг в интеграционных процессах: выраб нормат-прав базу по открыт к 2010 г. таможен союза. К июлю 2011 г. заверш его созд и будет осущ режим свободн бес­пошлинной торговли. +Организ Договора о коллектив безоп-ти (ОДКБ) государств-участников СНГ. развив отношения с Украиной, с Азербайджаном и Казахстаном –гос-ми, богат энергоресурсами.

расширение связей ЕС.+Наиболее эффективно торгово-эконом научные, инвестиц связи развив с Норвегия, Герма­ния, Великобритания, Латвия, Литва, Италия, Польша и др. +Беларусь поддерж политику ООН во всех сферах. Беларусь единств из европ стран явл членом Движения неприсоединения (ДН), 120 го­сударств, где наши сотрудники Венесуэла и Иран гот предост совместн добычу и переработку нефти. Рб акт взаимод с ОБСЕ. развиваются гос, пар­лам контакты с Китаем, Индией, Ираном и Вьетнамом. ( трактор и грузовых автомобилей «МАЗ» в Иране и Китае)выс уровень в развитии двустор связей достиг с Египтом, Сирией, Ливаном, Ливией и ЮАР.( «МАЗ» в Египте). Главн партн Белар в ЛА явл Венесуэла, Брази­лия, Куба, Мексика, Аргентина, Чили.

49. Предмет, функции и методы геополитики. Геополи́тика — наука о контроле над территорией, о закономерностях распределения и перераспределения сфер влияния (центров силы) различных государств и межгосударственных объединений. Относится к роду общественно-географических наук, являясь частью политической географии. Основной объект изучения геополитики — геополитическая структура мира, представленная множеством территориальных моделей.

К функциям геополитики относятся:

1) познавательно-созидательная. Она позволяет получить необходимую информацию о геополитической ситуации в мире, тенденциях развития мировых интересов, определить место своей страны в динамично развивающемся мире и выработать стратегию развития и поведения;

2) аналитико-рекомендательная. На основе исследования территориальной расстановки политических сил в соседних и ведущих странах мира, в соответствии с их географическим положением, геополитика вырабатывает конкретные предложения для государственных деятелей, определяющих политику страны;

3) сохранно-защитная. Эта функция нацелена на выработку геополитикой направлений деятельности, ставящих задачу сохранения своего государства и народа как территориально-географической единицы, частицы земной поверхности от войн, вымирания, социальных и экологических катастроф.

studfiles.net

Виды внешней политики

Реализация внутренних функций государства приобретает различные форма в зависимости от складывающихся обстоятельств на международной арене. Можно выделить некоторые виды внешней политики, характерные для тех или иных государств в современных условиях.

Одним из таких видов является пассивная внешняя политика, которая присуща экономически слабым государствам, вынужденным приспосабливаться к международной конъюнктуре.Агрессивная внешняя политика

заключается в формировании собственной внутренней политики и в стремлении приспособить (посредством внешней политики) или принудить к изменениям во внутренней и внешней политике другие государства.Активная внешняя политиказаключается в интенсивных поисках равновесия между внутренней и внешней политикой.Консервативная внешняя политиказаключается в активной или даже агрессивной охране достигнутого ранее равновесия между внутренней и внешней политикой. Такая политика характерна для некоторых бывших супердержав. В качестве примера можно привести действия Великобритании в ответ на аргентинское вторжение в 1984 г. на Фолькленды-Мальвины.

Внешняя политикапризвана регулировать взаимоотношения между государствами и народами, курс того или иного государства, его представителей на международной арене, направленный на достижение национально-государственных интересов. Для определения сущности внешнеполитического курса любой страны крайне необходим учет господствующих внутренних социальных отношений. Будучи «перенесенными» на международную арену в лице государства, они становятся государственной внешней политикой, направленной на сохранение и упрочение данной структуры общественных отношений и форм собственности. Любое государство стремится к тому, чтобы превратить свою международную политику в важный инструмент укрепления своих позиций и достижения своих классовых целей. В основе внешней политики любого цивилизованного государства лежат национальные интересы. Внешняя политика тем самым выражает национальные интересы на международной арене, избирает адекватные средства и методы их реализации.

Основными субъектами внешней политики являются:

  • Государство, его институты, а также политические лидеры и главы государств. Государству принадлежит определяющая роль в формировании внешнеполитического курса.

  • Неправительственные организации, так называемая «народная дипломатия», которая включает деятельность как политических партий и движений, так и неполитических объединений и союзов.

Успех внешней политики зависит от объективности и реальности отражения насущных общественных интересов, а также от адекватно выработанных средств и методов реализации этих интересов и достижения поставленных целей.

Цели внешней политики

Сущность внешней политики определяется целями, которые она ставит перед собой, и средствами их достижения, что зависит от многих обстоятельств: социально-политического устройства государства, формы правления, политического режима, уровня социально-экономического развития, участия в международных организациях и, прежде всего, военно-политических блоках, политической динамики государства, уровня политической культуры и т.д. Основными целями внешней политики государства можно назвать: повышение материального и духовного уровня жизни населения, экономического и политического могущества государства, обеспечение безопасности государства, его национального суверенитета и территориальной целостности, недопустимость вмешательства во внутренние дела извне, повышение престижа и роли государства в международных отношениях, защита определенных политических и экономических позиций во внешнем мире. Все перечисленные цели тесно взаимосвязаны между собой. Успешная реализация каждой из них способствует благоприятным условиям реализации всех остальных.

Цели внешней политики весьма разнообразны. Их формулирование и разработка обусловлены различными обстоятельствами: социально-политическим устройством страны, формами правления, уровнем развития экономики, союзами с другими государствами. Можно выделить следующую группу целей внешнеполитической деятельности современных государств. Это — обеспечение национальной безопасности, возрастание экономического и политического могущества государства, укрепление его международных позиций.

Укрепление национальной безопасности – одна из важнейших задач государства. В периоды наибольшей угрозы национальной безопасности государства обычно подчиняют все другие цели обеспечению своей безопасности с тем, чтобы создать эффективные гарантии от любой внешней угрозы. В истории государств немало примеров, иллюстрирующих эту закономерность. Классическим примером является Великая Отечественная война СССР против гитлеровского фашизма.

Одной из важнейших целей внешней политики государства является обеспечение роста его экономического и политического потенциала. Отстаивание национальных интересов тесно связано с обеспечением оптимальных условий функционирования государства. Могущество государства зависит от его внутренней политической стабильности, способности регулировать противоречия различных слоев общества. Государство через свою внешнюю политику может способствовать эффективному экономическому развитию страны, повышению уровня жизни населения. Государство способно приумножить свое национальное достояние через участие в различных экономических и политических группировках.

Важной задачей государства является создание позитивного международного имиджа, престижа и прочных международных позиций среди государств мирового сообщества. Перечисленные цели внешней политики тесно взаимосвязаны. Так, формирование положительного имиджа страны на международной арене невозможно без реализации двух предыдущих целей. Например, политическая дестабилизация общества серьезно подрывает национальную безопасность государства, ослабляет его международные позиции. Понятно, что достигнуть идеального состояния, при котором обеспечивается оптимальная реализация всех целей государства, весьма трудно, а порой и просто невозможно. Необходимо также помнить, что цели внешней политики всегда являются производными от экономического потенциала страны, уровня развития демократии и политической культуры. Поэтому рациональная внешняя политика всегда состоит в поиске баланса условий, при которых отсутствие успехов в реализации целей на одном из направлений политики компенсируется достижениями на других направлениях.

studfiles.net

Международная и внешняя политика — Онлайн библиотека

Различия между внешней и международной политикой является не только терминологическими, но и содержательными. Связаны они прежде всего с различиями между субъектами этих видов политики. Когда речь идет о внешней политике, которую иногда называют еще зарубежной, то имеется в виду деятельность государства за пределами своих национальных границ. При этом государство может выступать и как территориально организовано и политически независимое общество, и как политический институт — система организаций и учреждений. В первом случае субъектами внешнеполитической деятельности, кроме государства как политического института, выступят также другие политические институты — политические партии, общественно-политические организации, общественные движения, органы местного самоуправления, средства массовой информации. Во втором случае субъектом внешней политики является лишь государство как политический институт.

Чаще всего во внешней политикой понимают только зарубежную деятельность государства как политического института. Связано это с тем, что государство является единственным общенациональным политическим институтом, уполномоченным осуществлять внешнюю политику, только она наделена правом официально представлять все общество во внешних сношениях, участвовать от его имени в отношениях с другими государствами и международными организациями, заключать договоры, объявлять войну и т.д.

Кроме государства и других национальных политических институтов, субъектами политики выступают также различные организации международного характера. Для обозначения многообразной деятельности всех субъектов внешнеполитической деятельности и международного политического жизнь используется термин «международная политика», тогда как термин «внешняя политика» обычно обозначает только зарубежную деятельность государства.

Другими словами, международная политика — это вся совокупность действий политических субъектов в отношениях между государствами и на международной арене в целом.

Этот вид политики называется еще «мировой политикой».

Внешняя политика в научной литературе обычно определяется через деятельность государства: «Внешняя политика — деятельность государства на международной арене, которая регулирует отношения с другими субъектами внешнеполитической деятельности: зарубежными государствами, партиями и другими общественными организациями, всемирными и региональными международными организациями».

Указанное различие внешней и международной политики дает возможность, в частности, разграничить внешнеполитическую деятельность государства как выражение общенациональных интересов и действия отдельных национальных субъектов политики, например партий или средств массовой информации, на международной арене, которые могут противоречить общенациональным интересам и уже по этой причине не считаются составными внешней политики государства. Чаще всего такие противоречия между внешней политикой государства и отдельными действиями проявляются в сфере экономической политики, негосударственные субъекты которой, например биржи, банки, корпорации, могут действовать вопреки общенациональным интересам, следовательно, и внешней политике государства.

Таким образом, внешняя политика это заграничная деятельность государства.

Действия всех других субъектов политики на международной арене являются составными не внешней политики государства, а международной политики.

В определении специфики внешней политики важное значение имеет выяснение ее соотношение с внутренней политикой. Существует несколько вариантов решения этой проблемы. Первый связан с теорией завоевания, которая объясняет возникновение государств завоеванием одних народов другими. Согласно этой теории внешняя политика, в результате которой возникают и существуют государства, является определяющей по отношению к их внутренней политики. Так, один из авторов теории завоевания польско-австрийский социолог и юрист Л. Гумплович утверждал, что внутреннее развитие государства определяется развитием ее внешних сил, что внутренняя история государства является простым приложением внешней, предопределяется последней.

Другой вариант трактовки соотношение внешней и внутренней политики предложил марксизм, который исходит из того, что внешнеполитический курс любого государства является продолжением ее внутренней политики, вызванного экономическим базисом и интересами правящих сил. Наконец, третий вариант заключается в том, что внешняя и внутренняя политика трактуются как равнозначные.

Каждый из перечисленных вариантов отмечает некой особенности соотношение внешней и внутренней политики, одновременно недооценивая другие. При определенных условиях внешняя политика действительно может стать определяющей в отношении внутренней. Так, во время ведения войны, которая на протяжении всей истории человечества была одним из главных средств внешней политики, все внутреннюю жизнь страны подчиняется достижению победы: экономика переводится «на военные рельсы», ограничивается действие отдельных конституционных положений, запрещается деятельность некоторых организаций, вводится цензура и т.д. Однако война является экстремальным, а не нормальным состоянием общества и она также направлена на удовлетворение определенных внутренних интересов и потребностей. Поэтому нельзя утверждать, что внешняя политика всегда и во всем определяет внутреннюю. Подобные утверждения отрывают внешнюю политику от внутренней и превращают ее в самоцель.

Так же неправомерно было бы считать, что внешняя политика является лишь простым продолжением внутренней. Внешнеполитическая деятельность государства — это взаимодействие с другими государствами и международными организациями, которые оказывают ощутимое обратное воздействие на субъект внешней политики. їноді это влияние заставляет государство корректировать, а то и существенно изменять ее внутреннюю политику. Зависимость внешней политики государства от других субъектов международной политики не позволяет одновременно утверждать, что и внутренняя политика во всем определяет внешнюю.

Казалось бы, наиболее приемлемым является третий вариант, который признает внешнюю и внутреннюю политику равнозначными. Однако и он является упрощенным трактовкой соотношение внешней и внутренней политики, которое не раскрывает их действительной взаимозависимости.

Внешняя и внутренняя политика находятся в тесной взаимосвязи и взаимообусловленности. Стороны этого единства имеют общие черты и качественные отличия, и внешняя политика не является простым продолжением внутренней. Особенность внешней политики заключается прежде всего в том, что она не имеет властного характера. Если внутренняя политика является деятельностью по осуществлению власти, субъектами и объектами внешней политики выступают государства как суверенные образования, ни одно из которых не может (не должно) навязывать свою волю другому. Конечно, в реальных международных отношениях случается доминирование одних государств над другими, однако оно не признается нормой международных отношений, а ее нарушением.

Второй особенностью внешней политики является ее обусловленность определенным этапом развития международных отношений и конкретной ситуацией на международной арене. Определение и реализация государством целей во внешней политике, особенно формирования программ и организация действий, должны осуществляться с учетом действий и целей других суверенных государств. Внутренняя политика имеет относительную автономию в отношении внешних факторов.

Третьей особенностью внешней политики является ее зависимость не только от государства, что ее осуществляет, но и от степени согласованности или конфликта интересов данного государства с интересами и устремлениями других государств; в зависимости от степени согласованности этих интересов проведения внешней политики облегчается или затрудняется.

Наконец, четвертая особенность внешней политики заключается в том, что она имеет собственное институциональное обеспечение. Полномочиями по осуществлению внешней политики наделяются высшие органы законодательной и исполнительной власти. Больше всего таких реальных полномочий в зависимости от формы государственного правления у главы государства или премьер-министра. В то же время в государстве существуют и специальные институты, назначение которых заключается в непосредственной реализации внешней политики. Главным таким институтом является министерство иностранных дел с сетью иностранных дипломатических представительств. Специальными внешнеполитическими институтами выступают также органы внешней разведки, министерства внешней торговли, внешнеэкономической деятельности и др. Задачей специальных органов внешнеполитической деятельности является реализация соответствующих решений высших органов государства, сбор и анализ данных об политические процессы в других государствах, анализ объективных и субъективных типов их внешней политики, выработка рекомендаций для практической деятельности правительства и других высших органов государства.

Следовательно, внешняя и внутренняя политика не являются равнозначными. В диалектическом единстве этих видов политики есть своя ведущая, определяющая сторона; это — внутренняя политика. Именно она определяет главные направления и цели внешней политики, а также обеспечивает средства ее реализации. Однако внешняя политика не является простым продолжением внутренней. Последняя определяет первую лишь в главном, наиболее существенной, первая производит ощутимый обратное воздействие на вторую. Внешняя политика влияет на другие государства, прежде всего с целью создания благоприятных условий для осуществления внутренней политики. С развитием международных отношений, усилением взаимозависимости государств растет и зависимость внутренней политики от внешней.

banauka.ru

ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА — это… Что такое ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА?


ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА

вся совокупность отношений данного государства с другими государствами, с международными организациями, а также общий курс государства в международных отношениях. Термин «внешняя политика» используется как в конституциях государств, так и в иных нормативных правовых актах. Иногда в конституцию включается специальная глава о В. п. Например, в Конституции СССР 1977 г. имелась гл. 4 «Внешняя политика», а в Конституции РФ 1978 г. — гл. 4 «Внешнеполитическая деятельность и защита социалистического Отечества». В остальном чаще всего в конституциях определяется компетенция государства, его субъектов и государственных органов, руководящих В. п. Так, в Конституции РФ к ведению РФ отнесены: В. п. и международные отношения РФ, международные договоры РФ; вопросы войны и мира (п. «к» ст. 71). Президент РФ в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами определяет основные направления внутренне»»! и В. п. государства и осуществляет руководство В. п. РФ (ст. 80, 86 Конституции). В решении ряда вопросов В. п. участвуют палаты Федерального Собрания РФ: в принятии законов о ратификации и денонсации международных договоров РФ, о статусе и защите государственной границы РФ, по вопросам войны и мира, валютного, таможенного регулирования, согласования назначения дипломатических представителей РФ и др. К ведению Правительства РФ относится, в частности, осуществление мер по реализации В.п.РФ (ст. 114 Конституции РФ). Специальным органом проведения В. п. является Министерство иностранных дел РФ.

В соответствии с Конституцией РФ в совместном ведении РФ и субъектов РФ находится координация международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ, выполнение международных договоров РФ (п. «о» ст. 72). Поэтому субъекты РФ также принимают определенное участие в реализации В. п. РФ, в том числе создавая свои представительства в зарубежных странах. (С. А.)

Конституционное право. Энциклопедический словарь. — М.: Норма. С.А. Авакьян. 2001.

  • ВНЕШНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ
  • ВНЕШНЯЯ РАЗВЕДКА

Смотреть что такое «ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА» в других словарях:

  • Внешняя политика — политика, регулирующая взаимоотношения между государствами и народами на международной арене. Внешняя политика той или иной страны представляет собой конкретную практическую реализацию соответствующим (внешнеполитическим) ведомством основных… …   Политология. Словарь.

  • ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА — есть имитация войны другими средствами. Жан Франсуа Ревель Главный принцип моей внешней политики хорошее правление внутри страны. Уильям Гладстон Мы не должны отдавать панамцам Панамский канал. В конце концов, мы украли его честно и справедливо.… …   Сводная энциклопедия афоризмов

  • внешняя политика — ▲ политика ↑ в отношении, иностранный, государство внешняя политика. внешнеполитический (# курс). геополитика. нейтрализм. изоляционизм. экспансионизм. экспансионист. империализм стремление государства к расширению границ. континентализм.… …   Идеографический словарь русского языка

  • внешняя политика — — [http://www.eionet.europa.eu/gemet/alphabetic?langcode=en] EN foreign policy The diplomatic policy of a nation in its interactions with other nations. (Source: WEBSTE) [http://www.eionet.europa.eu/gemet/alphabetic?langcode=en] Тематики… …   Справочник технического переводчика

  • Внешняя политика — (внешние сношения государства)  общий курс государства в международных делах. Внешняя политика регулирует отношения данного государства с другими государствами и народами в соответствии с его принципами и целями, достигаемыми применением… …   Википедия

  • ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА — Политика, регулирующая отношения с другими государствами и народами на международной арене. В. п. неразрывно связана с внутренней политикой и отражает характер внутригосударственных отношений …   Словарь политических терминов

  • ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА — – продолжение внутренней политики, ее распространение на отношения с др. государствами с помощью различных средств и методов; искусство ведения международных дел. Как и внутренняя политика, В. п. тесно связана с экономикой, общественным и… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • Внешняя политика России — Политика  Портал:Политика Россия …   Википедия

  • Внешняя политика Белоруссии — Внешняя политика Республики Беларусь  совокупность отношений с другими государствами и международными структурами. Содержание 1 Основные принципы, цели и задачи 2 Член …   Википедия

  • Внешняя политика Болгарии — Политика  Портал:Политика Болгария Эта статья  часть серии: Политическая система Бо …   Википедия


constitutional_law.academic.ru

Общая и прикладная политология. Глава XI. Внешняя политика

Общая и прикладная политология. Глава XI. Внешняя политика

Под общей редакцией В.И. Жукова, Б.И. Краснова

М.: МГСУ; Изд-во “Союз”, 1997. – 992 с.

 

Красным шрифтом в квадратных скобках обозначается конец текста на соответствующей странице печатного оригинала указанного издания

 

ГЛАВА XI. ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА

 

1. Определение внешней политики, ее функции, цели и средства реализации

 

Внешняя политика – это общий курс государства в международных делах. Она регулирует отношения данного государства с другими государствами и народами в соответствии с его принципами и целями, которые реализуются различными способами и методами. Внешняя политика любого государства тесно взаимосвязана с его внутренней политикой и должна отражать характер государственного и общественного строя. В этом случае она сочетает национальные интересы и ценности с общечеловеческими интересами и ценностями особенно в вопросах безопасности, сотрудничества и укрепления мира, в решении глобальных международных проблем, возникающих на пути социального прогресса.

Формирование внешней политики происходит по мере вызревания объективных потребностей данного общества или государства вступить в определенные взаимоотношения с внешним миром, то есть с другими обществами или государствами. Поэтому она появляется позднее, чем внутренняя политика. Обычно начинается с простого интереса: а что у них есть такого, чего у нас нет? И когда этот интерес становится осознанным, то он превращается уже в политику – в конкретные действия по его реализации.

Существует множество теорий внешней политики, которые по-разному объясняют ее основные цели и задачи, сущность и функции. Но есть и общая теория, на базе которой разрабатываются наиболее эффективные средства и методы достижения поставленных целей, осуществляется планирование и координация различных внешнеполитических мероприятий и акций.

В свою очередь планирование внешней политики означает перспективную разработку конкретных действий на международной арене и оно состоит из нескольких стадий. Во-первых, составляется прогноз вероятного развития системы международных отношений в целом или в отдельных регионах, а также отношений между данным государством и другими государствами. Такой прогноз является одним из самых сложных видов политического [c.165] прогнозирования и он дается на основе анализа тенденций возможного изменения тех или иных элементов системы международных отношений. Это позволяет произвести достаточно точную оценку вероятностных последствий планируемых внешнеполитических действий. Во-вторых, определяются размеры ресурсов и средств, которые потребуются для решения выдвинутых внешнеполитических задач. В-третьих, устанавливаются первоочередные цели внешней политики данного государства по различным направлениям, исходя прежде всего из его экономических и политических интересов. В-четвертых, разрабатывается комплексная программа всех внешнеполитических мероприятий, которая обязательно утверждается правительством страны.

Из конкретных теорий внешней политики наиболее известной считается теория американского политолога Г. Моргентау. Он определяет внешнюю политику прежде всего как политику силы, в которой национальные интересы возвышаются над любыми международными нормами, принципами и поэтому сила (военная, экономическая, финансовая) превращается в основное средство достижения поставленных целей. Отсюда вытекает и его формула: “Цели внешней политики должны определяться в духе национальных интересов и поддерживаться силой”.

Приоритет национальных интересов служит двум задачам: 1. Придает внешней политике общую ориентацию и 2. Становится критерием выбора в конкретных ситуациях. Таким образом, национальные интересы определяют как долговременные, стратегические цели, так и краткосрочные, тактические действия. Для оправдания использования силы Г. Моргентау вводит в оборот термин “баланс сил”, который известен еще с эпохи Возрождения. Под этим термином он подразумевает, во-первых, политику, направленную на определенную расстановку военной силы, во-вторых, описание любого действительного состояния сил в мировой политике, в-третьих, относительно равное распределение силы на международном уровне. Однако при таком подходе, когда руководствуются только собственными национальными интересами, взаимовыгодное сотрудничество может отойти на второй план, так как предпочтение отдается только конкуренции [c.166] и борьбе. В конечном счете это та же древняя максима: хочешь мира – готовься к войне.

В конце ХХ века война не должна быть инструментом внешней политики, иначе нельзя гарантировать суверенное равенство всех государств, самоопределение народов в выборе пути развития, недопустимости захвата чужих территорий, установление справедливых и взаимовыгодных экономических и хозяйственных связей и т.п.

Современная мировая практика знает три основных способа обеспечения международной безопасности: 1. Сдерживание возможной агрессии при помощи различных форм давления (экономических, политических, психологических и др.). 2. Наказание агрессора путем применения против него конкретных практических действий. 3. Политический процесс как способ достижения мирных целей без силового решения (переговоры, совещания, встречи на высшем уровне и т.п.).

Среди основных целей внешней политики следует выделить, во-первых, обеспечение безопасности данного государства, во-вторых, стремление к увеличению материального, политического, военного, интеллектуального и др. потенциала страны и, в-третьих, рост ее престижа в международных отношениях. Реализация этих целей обусловливается определенным этапом развития международных отношений и конкретной ситуацией в мире. При этом деятельность государства во внешней политике должна учитывать цели, интересы и деятельность других государств, иначе она окажется неэффективной и может стать тормозом на пути социального прогресса.

К важнейшим функциям внешней политики государства относятся: 1. Оборонительная, противодействующая любым проявлениям реваншизма, милитаризма, агрессии со стороны других стран. 2. Представительно-информационная, имеющая двойное назначение: информирование своего правительства о положении и событиях в той или иной стране и информирование руководства других стран о политике своего государства. 3. Торгово-организаторская, направленная на установление, развитие и укрепление торгово-экономических и научно-технических связей с различными государствами.

Главным средством внешней политики является дипломатия. Этот термин греческого происхождения: [c.167] диплома – сдвоенные дощечки с нанесенными на них письменами, которые выдавались посланцам вместо ныне действующих верительных грамот, подтверждающих их полномочия. Дипломатия – это совокупность невоенных практических мероприятий, приемов и методов, применяемых с учетом конкретных условий и поставленных задач. Работники дипломатической службы, как правило, готовятся в специальных высших учебных заведениях, в частности, в России – это Московский государственный институт международных отношений и Дипломатическая академия. Дипломат – это должностное лицо государства, которое представляет его интересы за рубежом в посольствах или миссиях, на международных конференциях по внешней политике, по защите прав человека, имущества и граждан своего государства, временно находящихся за границей. Поэтому дипломат должен обладать искусством ведения переговоров с целью предотвращения или урегулирования международных конфликтов, поиска консенсуса (согласия), компромиссов и взаимоприемлемых решений, расширения и углубления взаимовыгодного сотрудничества по всем направлениям.

К наиболее распространенным дипломатическим методам относятся официальные визиты и переговоры на высшем и высоком уровне, конгрессы, конференции, совещания и встречи, консультации и обмен мнениями, подготовка и заключение двусторонних и многосторонних договоров и других дипломатических документов, участие в работе международных и межправительственных организаций и их органов, дипломатическая переписка, публикации документов и т.п., периодическое беседы государственных деятелей во время приемов в посольствах и миссиях.

Внешняя политика имеет свой собственный конституционно-правовой механизм организации, главными определяющими которого являются обязательства данного государства, закрепленные в нормах международного права, созданного на основе взаимных уступок и компромиссов.

Одним из важнейших принципов международного права и отношений между государствами стала их территориальная целостность. Это означает недопустимость каких-либо посягательств на территорию другого государства или насильственных мер, направленных против [c.168] неприкосновенности его территории. Такой принцип основывается на правиле взаимного уважения территориальной целостности государств, тесно связан с их обязанностью воздерживаться от применения или угрозы применения силы, с правом любого государства на индивидуальную или коллективную самооборону в случае вооруженного нападения извне. Это закреплено в Уставе Организации Объединенных Наций и в многочисленных межгосударственных соглашениях. В соответствии с Декларацией ООН от 1960 года о предоставлении независимости колониальным странам и народам каждый народ имеет неотъемлемое право на полную свободу осуществления своего суверенитета и целостность национальной территории. Поэтому любое насильственное удержание чужой территории или угроза захвата ее представляет собой либо аннексию, либо агрессию. И сегодня стало очевидным, что безопасность каждого народа неотделима от безопасности всего человечества. Таким образом, возникает проблема всестороннего осмысления нового построения мира и перспектив его развития.

В политологии обычно используются два понятия: “мировой порядок” и “международный порядок”. Они не идентичны. Первое охватывает более широкую сферу, так как характеризует не только внешние, но и внутриполитические отношения государств. Иначе говоря, это понятие помогает разрешить противоречия, возникающие в процессе функционирования международной системы, помогает упорядочить взаимодействие и взаимовлияние совершающихся в мире политических процессов. Второе понятие – “международный порядок” является основой мирового порядка, потому что оно требует интернационализации международных связей на базе укрепления мира и безопасности, на базе прогрессивного развития международного правопорядка, обеспечивающего суверенное равенство всех государств, больших и малых, самоопределения народов в выборе пути развития, установление справедливых экономических и хозяйственных отношений и т.д.

При построении нового мирового порядка особое значение приобретают следующие факторы: во-первых, это высокий уровень развития техники коммуникаций, позволяющей превращать информацию в эффективный [c.169] инструмент политического и идеологического влияния за внешними границами государств; во-вторых, это принципы так называемого “космического права”, отличающиеся широким демократизмом и требующие мирного космоса без угрозы “звездных войн”; в-третьих, это утверждение правопорядка в мировом океане, поскольку почти три четверти нашей планеты покрыты водой.

Названные факторы играют все большую роль во внешней политике различных государств, объединенных в мировое сообщество и заинтересованных в развитии международных отношений на принципах сотрудничества, взаимности, равенства и доверия, что может гарантировать безопасность каждому члену этого сообщества.

 

УСЛОВИЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ

 

[c.170]

 

2. Субъекты, классификация и принципы международных отношений

 

Международные отношения – более сложное явление, чем внешняя политика. Это – совокупность экономических, политических, идеологических, правовых, военных, информационных, дипломатических и других связей и взаимоотношений между государствами и системами государств, между основными социальными, экономическими и политическими силами, организациями и движениями на мировой арене.

Субъекты международных отношений – это такие социальные общности, которые своими практическими действиями решают вопросы, влияющие на судьбы всего человечества. Обычно выделяют две группы социальных общностей: национальные, то есть нации, этносы, классы, профессиональные, женские, молодежные, научные и другие объединения, и интернациональные, то есть группы стран, народов, международных систем, движений (экологическое “Гринпис”, Неприсоединения и т.п.). Результатами взаимодействия субъектов международных отношений являются все политические, экономические, идеологические, культурные, военные процессы и события на мировой арене, которые существуют и развиваются вне пределов территории, компетенции и юрисдикции отдельных государств, могут затрагивать интересы двух, нескольких или всех государств мира, международных и межправительственных организаций. Поэтому международные отношения между их субъектами строятся на двусторонней или многосторонней основе, носят глобальный или региональный характер.

Общепринятая классификация международных отношений предложена югославским ученым Р. Вукадиновичем, который выделяет среди них четыре типа: 1. Классический тип, опирающийся на “равновесие сил” государств с приблизительно одинаковой военной и экономической мощью. Такой тип международных отношений нестабильный, поскольку война – основное средство разрушения равновесия или установления нового равновесия сил с учетом происшедших изменений в мире. 2. ”Холодная война”, вызванная к жизни после второй мировой войны противостоянием двух антагонистических мировых общественно-политических систем: капиталистической и [c.171] социалистической. Динамику отношений других государств определяли прежде всего отношения между двумя сверхдержавами: СССР-США. В этих условиях снижалась роль международных отношениях нейтральных, средних и малых стран. 3. ”Мирное сосуществование”, пришедшее на смену “холодной войне”. Этот тип характеризуется установлением паритета в военной сфере, усилением борьбы за безъядерный мир и безопасность во всем мире, повышением роли международных организаций в решении глобальных проблем, постепенным снижением уровня вооружений, сначала ракетно-ядерных, а затем и обычных. 4. Неприсоединение и сохранение свободы выбора решений и действий в международных отношениях, стремление к нормальному экономическому сотрудничеству со всеми государствами независимо от установившихся в них политических режимов.

В принципе первых три типа международных отношений уже ушли в историю и все большую роль играет четвертый тип, поскольку он лучше отвечает интересам всего человечества.

Виды международных отношений подразделяются на политические, экономические, идеологические, социальные, культурные, научно-технические, военно-стратегические и др. Из форм международных отношений выделяют политико-правовые, дипломатические, протокольные, организационные, торгово-экономические, финансовые, кооперативные, информационные, военно-стратегические (союзы, блоки, объединения). Особая роль принадлежит социальным формам международных отношений: а) международное контакты, начиная с простейших международных связей субъектов для удовлетворения их социальных потребностей – научные конференции, симпозиумы, гастроли театров, отдельных актеров, выступления писателей, музыкантов, певцов и т.п.; б) международное действие – совокупность актов одного субъекта ради изменения или поддержки взглядов, воли, поведения другого международного субъекта, то есть речь идет о митингах и демонстрациях у иностранных посольств и представительств, о резолюциях и петициях в отношении другого государства и т.д.; в) международной взаимодействие – социальная взаимосвязь двух международных субъектов, когда действия одного из них [c.172] вызывают ответные действия другого; г) международная зависимость – форма связи между субъектами международных отношений, которая может быть объективной зависимостью как часть от целого и как результат преднамеренного действия одного международного субъекта на другой путем применения определенных средств и методов принуждения и давления.

Международные отношения имеют разнообразные уровни: глобальный – Организация Объединенных Наций, межрегиональный – Движение неприсоединения, Гринпис, региональный – Европа, Ближний Восток, Тихоокеанская зона и т.д., локальный – Россия-Германия, Эстония-Финляндия, Франция-Англия и др. В связи с этим особое значение в современном мире приобретают концепции регионализма и глобализма.

Основные принципы международных отношений зафиксированы в Уставе ООН и в других документах, подписанных и ратифицированных большинством стран мира. Это прежде всего невмешательство, согласно которому никакое государство или группа государств не имеют права прямо или косвенно вмешиваться во внутренние и внешние дела другого государства. Принцип невмешательства запрещает также организацию, поощрение, помощь в вооруженной подрывной, или террористической деятельности, направленной на изменение общественно-политического строя другого государства путем насилия или агрессии.

Среди других важных принципов международных отношений можно выделить принцип мирного разрешения международных споров и конфликтов, то есть любые возникающие между субъектами международных отношений разногласия должны решаться с помощью переговоров, посредничества, судебного разбирательства, международного арбитража, чтобы не подвергать угрозе мир и безопасность народов. Принцип мирного сосуществования государств с различным общественным строем, то есть признание нерушимости границ, территориальной целостности, всестороннее сотрудничество, отказ от применения силы с целью нарушить политическую независимость того или иного государства. Принцип равноправия и самоопределения народов, принцип суверенного равенства государств, исключающий [c.173] всякую иностранную власть на территории другого государства. Суверенитет всегда является полным, исключительным, неотъемлемым свойством государства. Принцип полного соблюдения прав человека и основных свобод, под которыми понимается комплекс социально-экономических, гражданских, политических, культурных прав и свобод, характеризующих статус личности в данном государстве. Помимо Устава ООН этот принцип закреплен во Всеобщей декларации прав человека 1948 г., в Декларации о предоставлении независимости колониальным странам и народам 1960 г., в Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1966 г., в Пактах о правах человека 1966 г., в Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 г. и в других международных документах. Этот принцип осуждает также любые формы расовой дискриминации из-за цвета кожи, этнического происхождения, вероисповедания, языка, пола как посягательство на достоинство личности. В современных условиях быстрого развития и распространения электронных средств массовой информации все большее значение приобретает принцип безусловного воздержания от пропаганды насилия, террора и войны как инструментов лишения народов – больших или малых – формы их национального существования. И, наконец, принцип добросовестного выполнения государствами обязательств, взятых ими в соответствии с Уставом ООН.

Сегодня определяющими тенденциями развития международных отношений являются гуманизация и демократизация. Гуманизация означает переход к такому типу международных отношений, которые в наибольшей мере служат интересам личности, способствуют созданию максимальных возможностей для ее дальнейшего развития и совершенствования, для повышения качества самой ее жизни. Демократизация международных отношений выступает в качестве средства построения гуманного миропорядка. [c.174]

 

3. Особенности внешней политики современной России и ее роль в международном сообществе

 

Проблемы формирования новой государственности в России с точки зрения ее роли в мировом политическом процессе нельзя рассматривать без учета взаимозависимости основных субъектов международных отношений. Этим объясняются и некоторые особенности ее внешней политики, а также и особенности ее роли, которую она играет в международном сообществе.

Во-первых, на ускорении развития мирового исторического процесса очень серьезно сказался распад СССР и формирование на большей части его территории Содружества независимых государств. При дальнейшем развитии событий это может привести к возникновению нового международного образования по типу европейского сообщества. Кроме того, такое положение привело к изменению некоторых приоритетов, основных целей и ориентиров во внешней политике России и ее поведения в мировом сообществе народов.

Среди приоритетов внешней политики России центральное место сегодня занимают ее отношения не с США, Японией, Францией, Англией, Европой в целом, а с Германией. Как это ни парадоксально, но между двумя странами – непримиримыми противниками во второй мировой войне, которая принесла огромные жертвы и разрушения для обеих сторон, установились взаимовыгодные связи в экономической, научно-технической и даже в военной сферах.

Непосредственная угроза развязывания прямой агрессии против России сейчас значительно снизилась, но она все же не потеряла своей актуальности. В связи с этим можно определить долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные интересы безопасности Российской Федерации.

К долгосрочным интересам безопасности относятся: а) проведение такой внешней политики, которая способствует сохранению общей стабильности в мире, чтобы не допускать локальных или межрегиональных вооруженных конфликтов; б) предотвращение или ликвидация любых очагов напряженности вблизи территории России; в) установление и сохранение нормальных отношений со всеми государствами, независимо от общественного строя и политического режима, царящего в [c.175] них; г) укрепление и развитие миротворческих возможностей России по линии ООН и других международных организаций в целях быстрого политического урегулирования конфликтов, которые могут перерасти в вооруженные столкновения; д) восстановление в полной мере международного престижа России как правопреемника СССР, признанного мировым сообществом.

Среди среднесрочных интересов безопасности России особое внимание заслуживают нормализация и стабилизация обстановки в ближнем зарубежье. Речь идет о том, что создание единого экономического пространства требует немедленного решения вопросов о границах как между государствами СНГ, так и по всему периметру бывшего Советского Союза. Без этого невозможно избежать экономических диверсий, роста преступности, коррупции и т.п.

К краткосрочным интересам безопасности России относятся решение проблем после гражданской войны в Чечне, а также недопущение локальных конфликтов вдоль юго-западных и южных границ бывшего СССР, где проявилось противостояние на религиозной, националистической или клановой основе. Для этого необходимо координировать со странами СНГ как общую внешнюю политику, так и конкретные действия по обеспечению взаимной безопасности.

Систему приоритетов во внешней политике России составляют ряд факторов, которые определяют реализацию ее международных интересов. Это прежде всего кардинальное изменение геополитического положения России, ставшей самостоятельным субъектом международных отношений после распада Советского Союза. Численность населения и ее экономический потенциал составляют сегодня около 60 процентов от бывшего СССР, а территория – 76 процентов. Но Россия не просто уменьшилась в размерах и по населению, а оказалась в принципиально новом внешнем окружении с запада и с юга, где расположены бывшие советские республики. Но границы с ними очень условны, прозрачны и почти не охраняются, так как для этого требуются значительные материальные и людские ресурсы. Второй фактор состоит в том, что Россия, оставаясь одной из ведущих держав мира в силу гигантских масштабов, богатых природных ресурсов и неограниченного интеллектуального потенциала, пока не в [c.176] состоянии определять ход мировых событий. Являясь постоянным членом Совета безопасности ООН, Россия стремится удержать свои позиции великой мировой державы. То же самое относится к ее внешнеполитической работе и в других международных организациях.

Международные организации – это межправительственные и неправительственные объединения государств, созданные на основе международных соглашений для осуществления определенных целей. Универсальной международной организацией является Организация Объединенных Наций, родившаяся в итоге великой победы над фашистской Германией и милитаристской Японией. Устав ООН, подписанный всеми ведущими участниками антигитлеровской коалиции, вступил в силу 24 октября 1945 года. Поэтому этот день ежегодно отмечается во всем мире как День ООН. Штаб-квартира находится в Нью-Йорке. Ее главными органами являются Генеральная Ассамблея, Совет Безопасности, Экономический и Социальный Совет – Экосос, Совет по опеке, Международный суд и Секретариат. Кроме того имеется ряд специализированных учреждений ООН, которые в соответствии со сферой деятельности подразделяются на три основные группы. В первую группу входят учреждения экономического характера. Это – Международный валютный фонд – МВФ, Международный банк реконструкции и развития – МБРР, Международная финансовая корпорация – МФК, Международная ассоциация развития – МАР, Продовольственная и сельскохозяйственная организация объединенных наций – ФАО, Всемирный почтовый союз – ВПС, Организация объединенных наций по промышленному развитию – ЮНИДО, Межправительственная морская организация – ИМО, Международный союз электросвязи – МСЭ, Всемирная метеорологическая организация – ВМО. Вторую группу составляют специализированные учреждения социального характера. Это – Международная организация труда – МОТ и Всемирная организация здравоохранения – ВОЗ. Третью группу образуют специализированные учреждения культурно-гуманитарного характера. Это – Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры – ЮНЕСКО, Всемирная организация интеллектуальной собственности – ВОИС, Детский фонд ООН – ЮНИСЕФ. В развитии международного [c.177] сотрудничества в области мирного использования атомной энергии важную роль играет Международное агентство по атомной энергии – МАГАТЭ.

Помимо названных специализированных учреждений ООН существуют различные международные межправительственные организации, которые занимаются узкими конкретными вопросами: Международный институт холода, Международный союз публикации таможенных тарифов, Дунайская комиссия и др.

Поскольку международные межправительственные организации занимают значительное место в современных международных отношениях, то в их работе активно участвуют представители России как суверенного государства. Это позволяет ей сохранять и укреплять позиции ведущей державы мира, оказывая широкое воздействие на рост и интенсификацию международных связей по всем направлениям.

От международных межправительственных организаций следует отличать международные неправительственные организации. Их членами могут быть как национальные общественные организации, так и отдельные лица, а также города и научные учреждения. В то же время всякого рода тайные общества и закрытые клубы не считаются международными неправительственными организациями.

В настоящее время в мире насчитывается свыше трех тысяч международных неправительственных организаций. Наиболее известные из них – это Всемирная федерация профсоюзов – ВФП, Всемирная федерация породненных городов – ВФПГ, Международный совет научных союзов – МСНС, Международная организация журналистов – МОЖ, Международная ассоциация юристов-демократов – МАЮД и др. В работе многих из них участвуют организации и граждане России. И хотя статус у международных неправительственных организаций в основном консультативный, они играют существенную роль в развитии плодотворного сотрудничества народов, в мобилизации мирового общественного мнения против политики агрессии, расового и национального угнетения, за мир и безопасность, за всеобщее разоружение и дальнейший социальный прогресс.

Краткие выводы: [c.178]

1. Содержание и направленность внешней политики любого государства обусловливаются природой его общественного строя и существующим политическим режимом.

2. Интернационализация современных международных отношений требует сохранения и укрепления мира, безопасности и справедливости во имя жизни нынешнего и будущих поколений землян.

3. Смещение приоритетов во внешней политике России произошло из-за глубокого социально-политического и экономического кризиса, поразившего страну после распада Советского Союза. Современные международные отношения невозможно представить без активного участия в них России, которая всячески стремится укрепить свои позиции ведущей державы мира. [c.179]

 

Глава XI.

 

Основные понятия: внешняя политика, внутренняя политика, международная политика, функции внешней политики, международные отношения, безопасность национальная.

 

Вопросы для размышления и самопроверки, учебные задания:

 

1. Сопоставьте различные определения внешней политики и ее функции.

2. Каковы средства реализации внешней политики различных политических режимов?

3. Нарисуйте схему “Виды, формы, уровни международных отношений”.

 

Литература:

 

1. История внешней политики. М., 1991. Т. 1-2.

2. История дипломатии. М., 1990. Т. 1-5.

3. Устав ООН.

4. Всеобщая декларация прав человека 1948 г.

5. Мировая экономика и международные отношения, 1994, № 10.

6. Дипломатический словарь. М., 1989. Т. 1-3. [c.179]

 

Сайт создан в системе uCoz

grachev62.narod.ru

понятие, функции, цели :: BusinessMan.ru

Общий курс, регулирующий отношения одного государства с другими, называется международной (внешней) политикой. Способы и методы, реализующиеся в международных делах, соответствуют принципам и целям, которые это государство преследует. Внешняя политика тесно связана с внутренней и отражает характер общественного и государственного строя. В ней сочетаются национальные ценности и интересы с общечеловеческими, решаются вопросы сотрудничества, безопасности, укрепления мира, разбираются международные проблемы, иначе невозможен социальный прогресс.

Понятие

Общий курс внешней политики никак не может быть выработан без становления политики внутренней, до созревания потребностей общества. Когда объективные потребности сложатся и будут ясно определены цели, сформируется внешняя политика как необходимость вступить во взаимоотношения с остальным миром, другими обществами, народами, государствами. Здесь важен обыкновенный человеческий интерес: что есть у соседей такого, чего нет у нас?

По мере осознания он превращается в стратегию, то есть в конкретные действия по реализации интереса. Теорий внешняя политика имеет множество, все они по-разному трактуют её задачи и цели, функции и сущность. Однако общая теория составляет базу для самых эффективных методов и средств достижения политических целей, с её помощью планируются и координируются различные внешнеполитические акции и мероприятия.

Международная политика

Большую роль играет план разработки на перспективу всех конкретных действий, которые будут предприняты на международной арене. Внешняя политика государства должна быть продуманной до мелочей, потому планирование включает в себя несколько стадий. Сначала составляются прогнозы вероятного развития международных отношений данной страны с другими государствами и отдельными регионами. Это один из самых сложных видов политического прогнозирования, где непременно анализируются все тенденции возможных изменений элементов всей системы отношений между странами.

Планируемые внешнеполитические действия получают достаточно точную оценку своих последствий. Затем нужно определить размеры средств и ресурсов, которых данные задачи внешней политики потребуют для полного решения. И напоследок необходимо установить главные цели экономических и политических интересов государства по всем направлениям. После прохождения этих этапов можно разрабатывать комплексную программу внешнеполитических мероприятий, которые и имеют название международная политика. Все мероприятия должны быть утверждены правительством данной страны.

Теория Моргенау

Конкретные теории, в которых рассматривается внешняя политика, кратко обрисовывают труды политолога из Америки Г. Моргенау. Он определил главным свойством внешней политики прежде всего силу, где национальные интересы гораздо выше любых международных норм и принципов. Поэтому любая сила — финансовая, экономическая, военная — служит основным средством достижения любых поставленных целей.

Отсюда появляется и выведенная им формула: цели внешняя политика определяет в рамках национальных интересов и поддерживает их силой. Звучит знакомо. Вся современная внешняя политика США (особенно на Ближнем Востоке и в Северной Африке) построена на этом постулате. Немного другим смыслом наполнена максима, также знакомая людям очень давно: хочешь мира — готовься к войне. И вот по этой формуле строится внешняя политика России.

Приоритеты

Задачами национальных интересов обозначены следующие:

  1. Общая ориентация цели внешней политики.
  2. Критерий выбора в конкретной ситуации.

Значит, национальный интерес определяет всё: и долговременную стратегию, и направления внешней политики на тактические краткосрочные цели. Оправданием использования силы служит термин известный со времён Возрождения как баланс сил.

Под этим подразумевается расстановка военной силы, действительное состояние сил в мировой политике, более или менее равное распределение сил на международном уровне — это всё задачи внешней политики. При таком подходе, надо сказать, взаимовыгодному сотрудничеству развиваться довольно трудно, поскольку здесь целиком и полностью царствует конкуренция, а к её услугам присягнула только борьба, в том числе и политическая.

Война как средство

В современном мире война никак не должна была быть главным инструментом внешней политики, но, к сожалению, пока она таким средством достижения целей является. Именно поэтому ни одна страна не может гарантировать равенство государств, недопустимость захвата чужих территорий, самоопределение народов относительно выбора пути развития, установление взаимовыгодных и справедливых хозяйственных и экономических связей. Направления внешней политики, проявляющиеся сейчас в мировых международных отношениях, не могут гарантировать безоблачность завтрашнего дня ни в одной стране мира.

Международная безопасность может быть обеспечена только тремя известными мировой практике способами:

  1. Сдерживание прогнозируемой агрессии путём давления: психологического, политического, экономического и любой другой формы.
  2. Наказание агрессора конкретными практическими действиями.
  3. Достижение мирных целей с помощью политического процесса без силовых решений: переговорами, совещаниями, встречами на высшем уровне и так далее.

Цели и функции

Основными целями внешняя политика называет как минимум три:

  1. Обеспечение государственной безопасности.
  2. Увеличение потенциала политического, материального, интеллектуального, военного и так далее.
  3. Рост престижа государства в международных отношениях.

Реализовать цели внешней политики можно, развивая международные отношения с учётом конкретной ситуации в мире. Деятельность государства не может не учитывать деятельность, интересы и цели других государств, поскольку тогда внешняя политика не станет эффективной, напротив, затормозит социальный прогресс.

Внешняя политика должна быть действенной. Функции её включают в себя следующие:

  1. Оборонительная функция, которая противодействует любым проявлениям милитаризма, реваншизма, агрессии со стороны остальных государств.
  2. Представительно-информационная функция имеет двойное назначение: информирование о политике своего государства руководителей других стран и информирование о событиях и положении в других странах собственного правительства.
  3. Торгово-организационная устанавливает, развивает и укрепляет научно-техничесике и торгово-экономические связи с другими государствами.

Дипломатия как средство

Этот внешнеполитический термин пришёл к нам из античности. Сдвоенные дощечки с письменами древние греки выдавали посланцам вместо современных верительных грамот, подтверждающий полномочия. Они назывались дипломами.

Дипломатия является одним из главнейших средств внешнеполитических отношений. Она представляет собой совокупность практических мероприятий невоенного плана, приёмы и методы, которые применяются, согласно поставленным задачам, и учитывают конкретные условия. Дипломатическую службу несут специалисты, обучавшиеся в специальных вузах. Внешняя политика России, например, устанавливается выпускниками Дипломатической академии и МГИМО.

Дипломат — государственное должностное лицо, представляющее интересы своей страны за рубежом в миссиях или посольствах, а также на внешнеполитических международных конференциях, защищая права людей, их имущества, то есть всех граждан своего государства, находящихся за границей. Здесь необходимо знать искусство ведения переговоров, чтобы предотвратить или урегулировать международный конфликт, найти согласие (консенсус), компромисс или взаимоприемлемое решение, чтобы расширять и углублять взаимовыгодное сотрудничество по всем направлениям.

СССР

Деятельность, которую проводил Народный комиссариат иностранных дел, а позже министерство (то есть внешняя политика СССР), основывалась на красивую идею мировой революции, затем просто мирное сосуществование. Государство сразу поставило себе множество задач:

  1. Подписание мирных договоров (Германия и другие страны).
  2. Московский договор 1921 года.
  3. Рапалльский договор 1922 года.

Эти договорённости стали прорывом из дипломатически изолированного пространства, к тому же завершили войну с уже независимыми соседями на западе: Финляндией, Эстонией, Латвией, Литвой, Польшей, сохранился только спор с Румынией из-за Бессарабии.

Далее дипломатические отношения были восстановлены с Великобританией в 1924 году, а в 1923-м создана концессия с Главным концессионным комитетом. Последовал ряд договоров, в том числе Пекинский и Берлинский, создан Коминтерн, в 1932-м пакты о ненападении с Польшей и Францией, в 1933-м созданы дипломатические отношения с Соединёнными Штатами Америки. В 1934-м внешняя политика СССР была направлена на вступление в Лигу Наций. В 1940 состоялась советско-финская война, и с Лигой Наций пришлось проститься. История внешней политики СССР богата материалами и чрезвычайно интересна.

Перестройка

С её началом во внешней и внутренней политике СССР начали происходить огромные и зачастую необратимые изменения. В основу внешней политики легла концепция философско-политическая, крайне выгодная странам Западной Европы и США. Новое политическое мышление отказывалось от классовой и идеологической конфронтации в построении многообразного, но взаимозависимого и целостного мира. Из Восточной Европы советские войска были выведены. Видимо, для того, чтобы там сразу же были обустроены американские базы. То же самое произошло и с Афганистаном. Война прекращена, войска покинули территорию страны и собственные базы. Немедленно в тех же местах появились американские.

Но, как это ни странно, стержнем советской внешней политики времён Горбачёва были советско-американские отношения: М. С. Горбачёв и Р. Рейган с ДЖ. Бушем очень полюбили друг друга. Подписание договора о ликвидации ракет меньшей и средней дальности в 1987-м — это не самое значительное событие, апофеозом стало соглашение о сокращении стратегических наступательных вооружений, причём значительных. А как интересно разграничили морские пространства Соглашением 1990 года между США и СССР! Немудрено, что в результате такой внешней политики СССР перестал существовать.

Современность

Роль России в международном политическом процессе при формировании новой государственности получилась, естественно, проблемной, если учесть взаимозависимость основных субъектов политического процесса, которым удалось расчленить сильнейшую страну и сразу же её разорить, разрушив все производственные наработки. Мировой исторический процесс значительнейшим образом ускорился в связи с распадом СССР и началом формирования СНГ на бывших его территориях. Сменились цели внешней политики, изменились приоритеты и ориентиры. Россия стала вести себя во внешней политике и в мировом сообществе совершенно иначе.

Приоритетными стали и заняли центральное место отношения вовсе не с США и Японией, Англией и Францией, а с Германией. Непримиримые противники Второй мировой войны, которая принесла огромное количество горя и разрушений обеим сторонам, вдруг установили взаимовыгодные связи в научно-технической, экономической и, как это ни странно, в военной сферах. Угроза развязывания войны против России и теперь не потеряла актуальности. Это обусловило определение краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных интересов безопасности РФ.

Безопасность

Долгосрочные интересы безопасности:

  1. Проведение внешней политики, способствующей сохранению стабильности в мире, без локальных или межрегиональных конфликтов.
  2. Предотвратить или ликвидировать любые очаги напряжённости неподалёку от территории России.
  3. Установить и сохранять нормальные отношения со всеми государствами, даже если в них царит политический режим или общественный строй нежелательной формы.
  4. Укреплять и развивать миротворческие возможности РФ по линии ООН и многих международных организаций, чтобы быстро политически урегулировать конфликты, угрожающие вооружёнными столкновениями.
  5. Восстановить в полной мере международный престиж РФ как правопреемника СССР, который был признан мировым сообществом.

Среднесрочные интересы безопасности предполагают нормализацию и стабилизацию обстановки Ближнего зарубежья. Единое экономическое пространство требует пересмотра вопросов о границах и между странами СНГ, и по периметру бывшего СССР. Иначе страны будут захлёстывать экономические диверсии, вырастет преступность, коррупция и так далее.

Краткосрочные интересы — решение вопросов относительно террористических группировок на Кавказе, недопущение локальных войн вдоль юго-западных границ, где поднял голову нацизм. Необходимо противостоять конфликтам, основанным на клановой, националистической или религиозной почве. Для этого внешняя политика России координируется со странами СНГ в общую, а также конкретизируются действия, обеспечивающие взаимную безопасность.

businessman.ru

Виды внешней политики.

Реализация внутренних функций государства приобретает различные форма в зависимости от складывающихся обстоятельств на международной арене. Можно выделить некоторые виды внешней политики, характерные для тех или иных государств в современных условиях.

Одним из таких видов является пассивная внешняя политика, которая присуща экономически слабым государствам, вынужденным приспосабливаться к международной конъюнктуре. Агрессивная внешняя политика заключается в формировании собственной внутренней политики и в стремлении приспособить (посредством внешней политики) или принудить к изменениям во внутренней и внешней политике другие государства. Активная внешняя политика заключается в интенсивных поисках равновесия между внутренней и внешней политикой. Консервативная внешняя политика заключается в активной или даже агрессивной охране достигнутого ранее равновесия между внутренней и внешней политикой. Такая политика характерна для некоторых бывших супердержав. В качестве примера можно привести действия Великобритании в ответ на аргентинское вторжение в 1984 г. на Фолькленды-Мальвины.

Внешняя политика призвана регулировать взаимоотношения между государствами и народами, курс того или иного государства, его представителей на международной арене, направленный на достижение национально-государственных интересов. Для определения сущности внешнеполитического курса любой страны крайне необходим учет господствующих внутренних социальных отношений. Будучи «перенесенными» на международную арену в лице государства, они становятся государственной внешней политикой, направленной на сохранение и упрочение данной структуры общественных отношений и форм собственности. Любое государство стремится к тому, чтобы превратить свою международную политику в важный инструмент укрепления своих позиций и достижения своих классовых целей. В основе внешней политики любого цивилизованного государства лежат национальные интересы. Внешняя политика тем самым выражает национальные интересы на международной арене, избирает адекватные средства и методы их реализации.

Основными субъектами внешней политики являются:

  • Государство, его институты, а также политические лидеры и главы государств. Государству принадлежит определяющая роль в формировании внешнеполитического курса.

  • Неправительственные организации, так называемая «народная дипломатия», которая включает деятельность как политических партий и движений, так и неполитических объединений и союзов.

Успех внешней политики зависит от объективности и реальности отражения насущных общественных интересов, а также от адекватно выработанных средств и методов реализации этих интересов и достижения поставленных целей.

3. Цели, функции и средства внешней политики.

Сущность внешней политики определяется целями, которые она ставит перед собой, и средствами их достижения, что зависит от многих обстоятельств: социально-политического устройства государства, формы правления, политического режима, уровня социально-экономического развития, участия в международных организациях и, прежде всего, военно-политических блоках, политической динамики государства, уровня политической культуры и т.д. Основными целями внешней политики государства можно назвать: повышение материального и духовного уровня жизни населения, экономического и политического могущества государства, обеспечение безопасности государства, его национального суверенитета и территориальной целостности, недопустимость вмешательства во внутренние дела извне, повышение престижа и роли государства в международных отношениях, защита определенных политических и экономических позиций во внешнем мире. Все перечисленные цели тесно взаимосвязаны между собой. Успешная реализация каждой из них способствует благоприятным условиям реализации всех остальных.

Цели внешней политики весьма разнообразны. Их формулирование и разработка обусловлены различными обстоятельствами: социально-политическим устройством страны, формами правления, уровнем развития экономики, союзами с другими государствами. Можно выделить следующую группу целей внешнеполитической деятельности современных государств. Это — обеспечение национальной безопасности, возрастание экономического и политического могущества государства, укрепление его международных позиций.

Укрепление национальной безопасности – одна из важнейших задач государства. В периоды наибольшей угрозы национальной безопасности государства обычно подчиняют все другие цели обеспечению своей безопасности с тем, чтобы создать эффективные гарантии от любой внешней угрозы. В истории государств немало примеров, иллюстрирующих эту закономерность. Классическим примером является Великая Отечественная война СССР против гитлеровского фашизма.

Одной из важнейших целей внешней политики государства является обеспечение роста его экономического и политического потенциала. Отстаивание национальных интересов тесно связано с обеспечением оптимальных условий функционирования государства. Могущество государства зависит от его внутренней политической стабильности, способности регулировать противоречия различных слоев общества. Государство через свою внешнюю политику может способствовать эффективному экономическому развитию страны, повышению уровня жизни населения. Государство способно приумножить свое национальное достояние через участие в различных экономических и политических группировках.

Важной задачей государства является создание позитивного международного имиджа, престижа и прочных международных позиций среди государств мирового сообщества. Перечисленные цели внешней политики тесно взаимосвязаны. Так, формирование положительного имиджа страны на международной арене невозможно без реализации двух предыдущих целей. Например, политическая дестабилизация общества серьезно подрывает национальную безопасность государства, ослабляет его международные позиции. Цели внешней политики всегда являются производными от экономического потенциала страны, уровня развития демократии и политической культуры. Поэтому рациональная внешняя политика всегда состоит в поиске баланса условий, при которых отсутствие успехов в реализации целей на одном из направлений политики компенсируется достижениями на других направлениях.

studfiles.net

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *