Что устанавливают лимиты на размещение отходов – Лимиты на размещение отходов \ Акты, образцы, формы, договоры \ Консультант Плюс

Содержание

Лимиты на размещение отходов — что это такое, что они устанавливают, кто должен получать и их утверждение

  1. Основание
  2. План выдачи лимитов
  3. Исходные данные
  4. Согласование
  5. Ответственность

На основании чего делаются лимиты

Закон  № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 гласит, что ежегодно после получения лимитов на размещение отходов, необходимо делать отчет о неизменности производственных процессов (он же ежегодное продление лимитов).

Закон  № 89-ФЗ

Статья 11

Индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанных с обращением отходов, обязаны:

Статья 18. Нормирование в области обращения с отходами

3. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Субъекты малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, представляют в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в соответствии с их компетенцией, отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке.

п. 3 в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 309-ФЗ

План выдачи лимитов на размещение отходов

  1. Проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР) утверждается на 5 лет.
  2. На основании утверждённого ПНООЛР выдаётся «лимит на размещение отходов», устанавливающий нормативы образования, складирования, размещения (утилизации).
  3. Один раз в год «лимит на размещение отходов» необходимо продлевать в органах Росприроднадзора, на основании «Технического отчета о неизменности производственного процесса, используемого сырья и об образующихся отходах», а также комплекта документов, подтверждающих обеспечение охраны окружающей среды.
  4. Форма данного отчёта определяется приказом Ростехнадзора от 19.10.2007 № 703 «Об утверждении методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов их размещения».

Терминология

Отходы производства и потребления — остатки сырья, материалов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства;

Лимит на размещение отходов — предельно допустимое количество отходов конкретного вида, которые разрешается размещать определенным способом на согласованный срок в объектах размещения отходов.

Норматив образования отходов — установленное количество отходов конкретного вида при производстве единицы продукции;

Перечень необходимых исходных данных

  1. Полное, сокращенное, фирменное наименование организации.
  2. Юридический, почтовый, фактический адрес — с индексом.
  3. Фамилия, имя, отчество руководителя — полностью, с точным указанием должности.
  4. Основной вид деятельности организации.
  5. ИНН
  6. КПП
  7. ОГРН
  8. ОКПО
  9. ОКВЭД
  10. ОКАТО
  11. Телефон, факс, адрес электронной почты.
  12. Оригинал нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
  13. Заверенные копии справок о размещении (обезвреживании, использовании) отходов за отчетный год, контрольных талонов и справок-сверок, актов сдачи-приемки отходов, актов зачистки очистных сооружений, товарных накладных и т.п.
  14. Заверенные копии договоров на вывоз, размещение, обезвреживание, использование отходов, заверенные копии лицензий организаций-исполнителей.
  15. Копия плана мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду (из ПНООЛР).
  16. Копии отчетов по расчету платы за отчетный период

Где согласовывается

Департамент Росприроднадзора по Субъекту РФ

Ответственность за отсутствие

При отсутствии подтверждения за текущий год деятельность организации в области обращения отходов, согласно действующему законодательству ограничивается или прекращается. Плата за негативное воздействие на окружающую среду рассчитывается как сверхлимитная.

ecopromcentr.ru

Разъяснения По Утверждению Нормативов Образования Отходов и Лимитов На Их Размещение!

Всем привет! Я сам по себе не эколог и не в тренде всех тенденций в этой области, но разъяснения Минприроды России касательно нормативов образования отходов и лимитов на их размещение придутся впору.

Данные разъяснения Минприроды сделало в связи с вступлением в силу с 01.08.2014 года приказа Минприроды России от 30.09.2011 № 792 «Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра отходов» и приказа Росприроднадзора от 18.07.2014 № 445 «Об утверждении федерального классификационного каталога отходов».

Далее за письмом от 24 ноября 2014 № АА-03-04-36-18808 следуют сами разъяснения:

Минприроды России рассмотрело письмо Росприроднадзора с запросом разъяснений о предоставлении государственной услуги по утверждению нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в связи с вступлением в силу 01.08.2014 приказа Минприроды России от 30.09.2011 № 792 «Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра отходов» (далее — Порядок ведения ГКО) и по поставленным в нем вопросам сообщает.

В соответствии со статьей 18 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее — Закон об отходах) индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (далее — ПНООРЛ) в Порядке разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденном приказом Минприроды России от 25.02.2010 № 50 (далее — Порядок).

При этом согласно пункту 5 Порядка нормативы образования отходов и лимиты на их размещение утверждаются территориальными органами Росприроднадзора на основании комплекта обосновывающих расчетов, материалов и документов — ПНООРЛ, разрабатываемого индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с методическими указаниями, утвержденными Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

Соответствующие Методические указания утверждены приказом Минприроды России от 05.08.2014 № 349 (зарегистрирован в Минюсте России 24.10.2014, регистрационный № 34446), который вступит в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования (далее — Методические указания).

Согласно пункту 5 Методических указаний основной задачей при разработке ПНООЛР является, в том числе, обоснование количества отходов, предлагаемых для размещения в конкретных объектах размещения отходов.

При этом в соответствии с пунктом 6 Методических указаний при принятии территориальными органами Росприроднадзора решения об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение учитываются, в том числе такие сведения, содержащиеся в ПНООЛР, как:

  • наличие объектов размещения отходов, эксплуатируемых хозяйствующим субъектом или сторонними организациями, а также имеющиеся технические возможности по размещению в них предлагаемого количества отходов каждого вида и их класса опасности;
  • наличие объектов размещения отходов, эксплуатируемых хозяйствующим субъектом или сторонними организациями, в государственном реестре объектов размещения отходов согласно Порядку ведения ГКО (далее — ГРОРО).

Согласно пунктам 25 и 26 Методических указаний хозяйствующие субъекты при заполнении в ПНООРЛ раздела «Сведения о предлагаемом размещении отходов на самостоятельно эксплуатируемых (собственных) объектах размещения отходов» и раздела «Предложения по лимитам ежегодного размещения отходов» в соответствующих таблицах по приложениям № 13 и № 14 к Методическим указаниям указывают наименование и номер объекта размещения отходов в формируемом Росприроднадзором в соответствии с Порядком ведения ГКО.

В соответствии с частью 7 статьи 12 Закона об отходах запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в ГРОРО.

Вместе с тем, ГРОРО формируется на основе информации об объектах размещения отходов, полученной в результате их инвентаризации, проведенной в соответствии с Правилами инвентаризации объектов размещения отходов, утвержденными приказом Минприроды России от 25.02.2010 № 49.

Дополнительные разъяснения по вопросу ведения ГРОРО Минприроды России направило в Росприроднадзор письмом от 05.09.2014 № 05-12-44/20156.

В случае, если объект не включен в ГРОРО, территориальным органам Росприроднадзора при рассмотрении ПНООРЛ не представляется возможным установить производственную мощность объекта размещения отходов, необходимую для планируемого размещения отходов.

На основании изложенного Минприроды России по пункту 1 письма Росприроднадзора поясняет, что в случае, если в составе ПНООРЛ хозяйствующими субъектами представлены предложения по размещению отходов на конкретных объектах размещения отходов, не внесенных в ГРОРО, данный проект не подлежит утверждению по основанию, изложенному в пункте 10 Порядка.

При этом в отношении пункта 1 письма Росприроднадзора Минприроды России поясняет, что если в составе материалов для переоформления документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (далее — Документ), выданного до 01.08.2014, хозяйствующими субъектами представлена информация о размещении отходов на объекте размещения отходов, не внесенном в ГРОРО, который был указан в ранее действующем Документе, переоформление невозможно в силу части 7 статьи 12 Закона об отходах.

Вместе с тем, Минприроды России утвержден приказ от 25.07.2014 № 338 «О внесении изменений в Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденный приказом Минприроды России от 25.02.2010 № 50», который вступит в силу по итогам его государственной регистрации в Минюсте России и официальном опубликовании.

Положениями данного приказа предусматривается в том числе:

  • дополнение нормы об отказе в утверждении ПНООРЛ случаем, когда объект размещения отходов, на котором предполагается размещение отходов, отсутствует в ГРОРО, а также,
  • дополнение случаев переоформления Документа — при изменении данных об объектах размещения отходов.

Таким образом, до вступления в силу приказа Минприроды России от 25.07.2014 № 338 «О внесении изменений в Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденный приказом Минприроды России от 25.02.2010 № 50» по вопросам утруждения ПНООРЛ и переоформления Документа необходимо руководствоваться вышеуказанными разъяснениями Минприроды России.

Согласно пункту 5.5.11 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. № 400, а также согласно положениям Порядка ведения ГКО, Росприроднадзор ведет государственный кадастр отходов, то есть обобщает и систематизирует информацию, полученную из территориальных органов Росприроднадзора, формирует сводный перечень видов отходов, подлежащих включению в Федеральный классификационный каталог отходов (далее — ФККО). При этом ФККО согласно пункту 3.1 раздела III Регламента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, утвержденного приказом Росприроднадзора от 29.06.2007 № 191, оформляется в виде приказа.

На основании подготовительных работ, проведенных ФГБУ «Уральский государственный научно-исследовательский институт региональных экологических проблем» совместно с ФБУ «Федеральный центр анализа и оценки техногенного воздействия», и во исполнение возложенных полномочий Росприроднадзором приказом от 18.07.2014 № 445 утвержден федеральный классификационный каталог отходов.

Кроме того, внесение изменений и дополнений в перечень видов отходов, включенных в ФККО, осуществляется Росприроднадзором в соответствии с пунктами 10 — 13 Порядка ведения ГКО.

Таким образом, в случаях, указанных в пункте 3 письма Росприроднадзора (выявление несоответствия в установленном ранее классе опасности отходов, включенных в Документ, с данными по ФККО, а также случай, если отходы, включенные в Документ, не конвертируются либо отсутствуют в ФККО), Росприроднадзору необходимо принимать по каждому конкретному случаю безотлагательные меры, направленные на:

  • установление причин несоответствия информации, указанной в ранее выданном Документе, с данными, включенными в ФККО и конвертере, в том числе с привлечением вышеуказанных федеральных бюджетных учреждений,
  • незамедлительное устранение выявленных несоответствий путем внесения изменений в ФККО и конвертер.

Вместе с тем, Минприроды России обращает внимание на необходимость обязательного одновременного пополнения Банка данных об отходах при внесении изменений в ФККО, которые необходимо оформлять отдельными правовыми актами Росприроднадзора.

Заместитель Министра
Р.Р.ГИЗАТУЛИН

На этом разъяснения Минприроды заканчиваются.

Возможно у экспертов по экологической безопасности есть своё видение по теме  «Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение», буду благодарен за ваши разъяснения. Надеюсь, и посетителям (начинающим экологам, ответственным за экологию), они будут в пользу.

На этом у меня всё. До новых заметок!


Ты хочешь получать информацию,
но ты делаешь это без уважения

Будь моим подписчиком!

Сохраните эту заметку в: 

xn—-8sbbilafpyxcf8a.xn--p1ai

Лимиты на размещение отходов и образование: проект и расчет платы

Отходы образуются во всех сферах деятельности и их важно правильно и своевременно утилизировать. Лимиты на размещение отходов получают от уполномоченных органов исполнительной власти, которые регулируют деятельность по обращению с утильсырьем, и утверждают проект размещения отходов.

Во всех сферах деятельности проводятся проверки природоохранными органами, одним из которых является Росприроднадзор. Во время таких проверок от юридического лица требуются:

  • Разрешение на расположение использованных материалов
  • Лимит на возникновение и расположение утильсырья
  • Паспорт отработок
  • Паспорт объектов, необходимых для обращения с мусором

В случае если в наличии нет расчета установленных лимитов и проекта, то деятельность юридического лица может временно приостанавливаться по решению суда. Также к организации применяется административное наказание в виде штрафа от природоохранного органа (Росприроднадзор).

Лимитирование на размещение утильсырья ввели для:

  • Установления объема и типа отработанного материала
  • Определения сроков временного накопления мусора на территории предприятия
  • Получения нужных документов на их расположение

В соответствии с действующим законодательством, индивидуальные предприниматели и юридические лица, ведущие хозяйственную деятельность, обязаны вести проекты по отходам и фиксировать лимиты размещения отходов.

Законодательное регулирование

Лимиты размещения отходов рассчитываются и проверяются на основании федерального законодательства. Конкретнее, правила и правовые основы прописаны в № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления». Суть 11 статьи этого закона в том, что после получения лимитов на размещение отходов, организации и ИП обязаны отчитываться по установленной форму и продлевать лимит. А в случае изменения производственного процесса, сведения должны быть оперативно поданы в контролирующие органы для перерасчета.

Кроме того 11 статья содержит следующие положения:

  1. ИП и юр. лица должны своевременно разрабатывать нормативные проекты об образовании отходов, рассчитывать лимиты размещения(соблюдая законодательное ограничение) и способствовать государственному учету отходов, а также, по возможности, минимизировать накопление мусора.
  2. ИП и юридические лица обязуются при возможности внедрять малоотходные технологии, поддерживать инновационные экологические разработки.
  3. ИП и юридические лица должны регулярно проводить инвентаризацию не только отходов, но и объектов размещения, отправляя актуальные и полные сведения в надзорные органы.

Статья 18 этого закона содержит следующую информацию:

  • ИП и юридические лица, которые тем или иным образом способствуют накоплению мусора в результате своей хоз. деятельности, обязаны разрабатывать проекты нормативов по образованию мусора, и рассчитывать лимит на размещение отходов.
  • Субъекты малого и среднего бизнеса должны отправлять отчетность в органы исполнительной власти об образовании, хранении, транспортировке, обезвреживании или ином использовании отходов.

Расчет оплаты

За расположение утильсырья производства и потребления предполагается установленная законом плата. По приложению №1 расчет платы за размещение отходов на специально оборудованных площадках и полигонах производится по коэффициенту 0,3.

Когда рассчитывается плата, нужно соблюдать также несколько дополнительных условий, которые установил Росприроднадзор.

  • Во — первых, если отходы размещаются на специализированных площадках, то такие полигоны должны располагаться в зоне источника негативного воздействия с соблюдением предустановленных для этой цели правил.
  • Во — вторых, нужен расчет или проект размещаемых отходов, объем которых не должен превышать лимиты.

Взимается плата за:

  • Установленные лимиты на размещение отходов
  • Помещение отработок сверх лимита

В законе нет определения для понятия «источник негативного воздействия», однако в ФЗ «Об охране окружающей среды» были выделены основные группы видов негативного воздействия, за которые дополнительная плата взимается по установленному природоохранным органом (Росприроднадзор) коэффициенту. К данным отработкам относят те из них, которые провоцируют образование загрязнений:

  • Почвы
  • Воздуха
  • Недр
  • Поверхностных вод, водосборных площадей и подземных вод.

Плата взимается также, если на полигоне размещаются отходы потребления и производства, а также такие их виды, которые загрязняют природу шумом, физическими, ионизирующими, электромагнитными и прочими воздействиями, а также теплом.

Однако уже с 1 февраля 2016 года расчет и оплата для этой категории не потребуется. Отмечается, что согласно изменениям, которые были внесены в ст. 16 ФЗ № 7, плата исключена и для следующих отходов:

  • Вещества, сбрасываемые на водосборную площадь
  • Выбросы в воздух, которые производятся передвижными источниками
  • Загрязнение недр

Определение «плата» утверждается Постановлением Правительства РФ № 632 от 28.08.1992 года. Если отсутствует проект на образование отработанных веществ производства и потребления или же лимит на их размещение, тогда будет взиматься плата как за сверхлимитное загрязнение, но уже с учетом пятикратного повышающего коэффициента.

Ограничением размещения отходов называют предельно дозволенный объем утильсырья конкретного типа, который можно располагать на конкретный период времени в объект для размещения отработок. При этом учитывается состояние территории с точки зрения экологии. Расчет лимита на размещение отходов выполняют на срок действия разрешения на работу со сбором отработанных веществ 1 — 5 класса опасности.

Разработка и изготовление ПНООЛР выполняется организациями, а также индивидуальными предпринимателями с целью снизить количество возникновения отходов. При наличии у хозяйствующего субъекта дочерних подразделений, находящихся в различных муниципальных районах, для каждого филиала необходимо разрабатывать ПНООЛР.

Разработка документов

Проект и нормативы размещения и образования отходов утверждает Росприроднадзор при условии подачи ряда документов, в том числе технического отчета по обращению с ними. Если нет необходимой документации, в размещении мусора разного вида может быть отказано. Проект подается в уведомительном порядке в Росприроднадзор, который и ведет расчет нормативов. Отправить проект также можно по почте. Если предыдущий проект истекает по срокам, то подавать новый в Росприроднадзор необходимо за 10 дней до конечной даты. Окончательным сроком получения бумаг считается отметка местного органа Росприродназдор о доставке документов.

Технический отчет и проект на образование отходов должен также включать в себя сведения о том, какого мусора нет на специально оборудованных полигонах и других хозяйственных субъектах, который утилизируется самостоятельно. В Росприроднадзор следует подавать информацию об обезвреживании и хранении основных видов отходов предприятия. Кроме того, Росприроднадзор, после того как расчет и рассмотрение бумаг было проведено, может потребовать некоторые документы, которых нет в этом списке и, которые он посчитает нужным изучить.

Расчет, а также данные об образующихся отходах имеют не последнее место, если разрабатывается проект, который будет подаваться в Роскомнадзор. Иногда расчет и установленные нормы не могут отобразить реального количества отходов, помещаемых на полигоны. В таких случаях, Росприроднадзор может применить санкции по отношению к производственной организации.

Продление документа ПНООЛР

Юридические лица, которые осуществляют деятельность по работе с отходами, обязаны разрабатывать ПНООЛР. Это касается и частных предпринимателей. Срок действия такого проекта составляет 5 лет. Главное условие для такого срока — это неизменность технологических процессов предприятия. Неизменность производственного процесса должна подтверждаться ежегодно соответственно административному регламенту Росприроднадзора, выполняется продление лимита на размещение отходов.

Технический отчет оформляется в соответствии с требованиями нормативно-методической документации. Он подтверждает неизменность производственного процесса, а также используемого сырья, которые представлены в ПНООЛР. Продление лимита на размещение отходов рассматривается в департаменте федеральной службы — Росприроднадзор.

Существуют случаи, когда необходимо переоформление лимитов на размещение отходов:

  1. При изменении сведений в заявлении предпринимателя: названия фирмы, организационно — правовой формы, смена ФИО предпринимателя, его места жительства и других данных.
  2. При изменении данных об объектах расположения отработок (собственных или эксплуатируемых).

Переоформление документа осуществляют территориальные органы Росприроднадзор. Весь процесс занимает всего 10 рабочих дней. В этот период времени органами Росприроднадзор принимается решение о переоформлении или же об отказе в переоформлении утвержденных ранее нормативов. Отказ в переоформлении должен обосновываться конкретными положениями

vtorothodi.ru

Лимиты на размещение отходов | Экологический центр Эколс

Лимиты на размещение отходов


Разработка лимитов размещения отходов необходима для проекта НООЛР и является его важной частью. Согласованные лимиты на отходы определяют права и обязанности предприятия по размещению отходов, образующихся в результате деятельности или как сопутствующие технологическому процессу производства и потребления.

Лимитами на отходы производства и потребления нормируются фактические объемы отходов, собранные и направленные в установленном порядке для обезвреживания, утилизации или складирования на полигоне. Если у предприятия есть филиалы или вспомогательные территории, оформление лимитов на отходы может производиться отдельно для каждого филиала или только на головное предприятие, по выбору собственника, но с согласованием в органах экологического мониторинга.

Срок действия нормативов образования и лимитов на размещение отходов

Установленные лимиты на размещение отходов утверждаются сроком на пять лет, но при этом требуют ежегодного подтверждения неизменности технологического процесса и сырья, применяемого в производстве.

Если собственники предприятия игнорируют это требование, то автоматического продления лимитов на отходы не происходит, и оплата размещения отходов рассчитывается с пятикратным превышением от установленной.

Срок действия лимита в особых случаях на размещение отхода устанавливается экспертом Росприроднадзора. Переоформление лимитов отходов до окончания срока действия требуется, если из-за изменения технологических процессов или объема производства, количество образовавшихся отходов увеличивается или уменьшается более, чем на 20% от утвержденных лимитов.

Обращение с отходами — один из самых проблемных аспектов взаимодействия предприятия и проверяющих органов. Законодательство по вопросу учета и отчетности образования отходов, согласование лимитов и расчет платы за НВОС очень запутано. Чтобы учесть все нюансы и случайно ничего не нарушить и не забыть отчитаться везде и внести плату за все, желательно иметь в штате профессионального опытного эколога.

Второй вариант – взаимодействие с профессионалами и выстраивание работы согласно их консультациям или заключение договора на комплексное обслуживание предприятия, в том числе получение лимита на отходы.

ekols.ru

Лимиты на размещение отходов. Переработка мусора

Ни одна из существующих сфер деятельности не сможет функционировать так, чтобы не образовались промышленные и производственные отходы. Сама жизнедеятельность человека базируется на постоянной заботе об утилизации мусора во благо экосистемы и собственного здоровья. Потому и существуют такие понятия, как переработка мусора, лимит на его размещение, сортировка отходов. Что и как функционирует и какими законодательными документами регламентируется, предстоит сегодня разобраться вместе.

Лимиты и для чего они необходимы

Лимит на размещение отходов оформляется уполномоченным органом исполнительной власти, регулирующим деятельность в связи с обращением утильсырья и утверждающим проекты согласно размещению отходов.

В каждой из сфер деятельности представителями природоохранных органов, в данном случае Росприроднадзором, осуществляется плановый и внеочередной контроль за состоянием и перспективным планом на утилизацию и размещение отходов.

Документы, сопровождающие процедуру

При проведении проверки юридическое лицо обязуется предоставить:

  1. Разрешение размещения материалов, находившихся в обороте.
  2. Лимит на возникновение и расположение утилизируемых отходов.
  3. Паспорт обработок.
  4. Паспорта объектов, необходимых для обращения со средствами переработки.

При наступлении случая, когда расчет установленных лимитов и проектов отсутствует, уполномоченный орган вправе временно прекратить право деятельности юридического лица до момента восстановления его прав судом.

В случае нарушения одного из пунктов, предусмотренных нормативами, Росприроднадзором применяется административное наказание к нарушителю в форме штрафа.

Лимитирование: зачем оно необходимо?

Необходимость во введении лимитирования на размещение утилизируемого сырья ввели чтобы:

  1. Установить тип и объем переработанных материалов.
  2. Определить сроки кратковременного скопления мусорных отходов на территории промышленного предприятия.
  3. Получить необходимый пакет документов и бумаг на их размещение.

Согласно действующей законодательной базе, каждый из индивидуальных предпринимателей, а также юридических лиц, ведущих хозяйственную деятельность, обязуется вести проекты по утильсырью и фиксировать суммы превышающих или не превышающих лимитов по размещению мусора.

Правовой регламент в сфере переработки мусора

Образование и размещение отходов, как и другая зарегистрированная деятельность, регулируется законодательно. О действии лимитов на правовой основе сказано в федеральном законе «Об отходах производства и потребления» № 89. В 11 статье закона прописано: «Получение лимитов на размещение отходов, организацию и индивидуальное предпринимательство фиксируются в форме отчетов, выполненных по специальному образцу. Сроки лимитов ограничены, но обязательно должны продлеваться в случае функциональной деятельности объекта». В случае если производственный процесс поддавался изменениям, эти сведения должны быть оперативно направленны в органы, осуществляющие контроль, где будет проведен перерасчет лимитов.

Кроме вышеизложенного в 11 статье упоминается о том, что как индивидуальный предприниматель, так и юридическое лицо обязуются:

  • заниматься своевременно разработкой нормативных проектов об образовании перерабатываемого сырья;
  • рассчитывать их, руководствуясь законными ограничениями;
  • оказывать содействие в государственном учете отходов;
  • насколько это возможно способствовать минимизации накопления мусора;
  • используя каждую возможность, заниматься внедрением малоотходных технологий, поддержанием инновационных экоразработок;
  • заниматься регулярным проведением инвентаризации не только второстепенного сырья, но и объектов размещения, подавая полные и актуальные отчеты в соответствующие органы.

В статье 18 того же закона говорится: «В отношении ИП и юридического лица, способствующего накоплению больших объемов мусора в результате хозяйственной деятельности, производятся расчеты лимитов на размещение мусора». Относительно субъектов малого и среднего бизнеса, сказано, что они обязуются сдавать отчеты представителям органов исполнительной власти о скоплении, сбережении, перевозке, утилизации, переработке мусора или проведения других действий с отходами.

Особенности расчета оплаты по услугам

Расположение производственного утильсырья и его обработка предполагает плату, установленную законодательно. В приложении 1 прописан расчет платы за размещение мусора на специально отведенных участках (площадках и полигонах). Процедура проводится с учетом коэффициента, который в данном случае составляет 0,3.

Условия расчета

При расчете платы нужно соблюдают пару дополнительных условий, установленных Росприроднадзором, а именно:

  • размещая отходы на специальном полигоне, следует побеспокоиться о том, чтобы он находился в зоне негативного воздействия источника и соответствовал ряду правил исходя из целевого использования объекта;
  • составлять смету или проект размещаемых объемов и сроков размещаемого мусора, не нарушающий законодательные нормы.

Типы оплаты

Плату за размещение отходов производства взимают за:

  1. Установленные лимиты на размещение мусора.
  2. Хранение отработок в объеме, превышающем лимиты.

К ряду отработок относятся и те, которые выступают в виде провокатора к образованию загрязнений грунта, атмосферы, недр Земли, поверхностных вод, водосборных участков, подземных вод.

Расчет услуг по тарифу проводился и в случае хранения на полигоне потребительских и производственных отходов, а также видов мусора, загрязняющих природу шумом, физическим, ионизирующим, электромагнитным, тепловым и другими методами воздействия. Однако с 1 февраля 2016 года плата за размещение отходов производства и потребления для этой категории была отменена.

Процедуру расчета лимита проводят на период подлинности разрешения на работу по сбору отработок, принадлежащих к 1, 2, 3, 4 и 5 классам опасности.

Отмечено, что в связи с внесением изменений в статью 16 закона «Об отходах производства и потребления» № 89, сегодня отменили плату для следующих типов отходов:

  1. Веществ, сбрасываемых на водосборные площади.
  2. Выбросов в атмосферу, производимых передвижными источниками.
  3. Загрязнений недр.

Лимиты на размещение отходов – это предельно дозволенные объемы утилизируемого сырья конкретного вида, располагающегося на конкретный период на территории объекта для размещения мусора. При определении такой территории учитывается общее экологическое состояние региона.

Составление проекта нормативов образования отходов и лимитов их размещения (ПНООЛР)

Проектирование и выпуск проекта лимитов на образование и размещение отходов выполняется организациями и ИП с целью снижения объемов возникновения отработок. В случае наличия у руководствующего (центрального) объекта дочерних филиалов, требуется разработать ПНООЛР для каждого из подразделений.

Документальный аспект

ПНООЛР утверждается Росприроднадзором при условии предоставления заявителем (ответственным за объект лицом) полного пакета документов, необходимого для составления проекта и его дальнейшего утверждения. Подготавливая документы, кроме основных требуется предоставить и прочие, к примеру, технический отчет по обращению с отходами.

В случае отсутствия необходимой документации, в размещении сырья могут отказать.

Расчетом нормативов размещения отходов занимается Росприроднадзор после подачи проекта в уведомительном порядке. Разработку можно не подавать лично, а отправить в электронном виде.

Если действие предыдущего проекта уже заканчивается, то подавать документы для заключения нового контракта необходимо не позже, чем за 10 дней до истечения срока. Окончательная дата получения переоформленного проекта назначается Росприроднадзором.

Технические отчет и главы проекта

В техническом отчете и проекте должны находиться сведения о сборе и утилизации отходов, транспортирующихся на специальный полигон и отработках, утилизирующихся своими силами.

ИП или юридическое лицо сдает в Росприроднадзор отчетность о состоянии обезвреживания и процессах хранения основных видов мусора. После расчета и рассмотрения проекта, уполномоченный орган проводит анализ, вследствие которого может затребовать отдельные документы, которые, как он считает, необходимо прикрепить к делу.

При разработке субъектом проекта для отправки в Росприроднадзор требуется грамотное проведение расчета и данных о лимитах на размещение отходов. Именно на эти пункты плана обращают внимание в первую очередь.

Иногда ПНООЛР не отображают реальные объемы сырья, поддающегося утилизации на полигонах. При наступлении такого случая Росприроднадзор имеет право применять ряд санкций относительно производственного предприятия.

Продление сроков по ПНООЛР

Главная обязанность юридических лиц и частных предпринимателей, осуществляющих деятельность по работе с мусором – разработка ПНООЛР.

Составляемый субъектом план имеет свой срок действия, который ограничивается 5 годами. На протяжении этого периода, при сохранении условий договора и данных проекта, субъект обязуется выполнять производственный процесс неизменно без каких-либо отклонений от пунктов, регламентирующийся нормативно.

Оформляют технический отчет, подтверждающий неизменность производственного процесса и используемого сырья, согласно требованиям нормативно-методической документации.

Лимиты на размещение отходов подлежат продлению, которое определяется департаментом федеральной службы – Росприроднадзором.

Особые условия

Выделяют ряд обстоятельств, при наступлении которых требуется переоформление лимитов.

В случае, когда изменяются сведения в заявлении, поданном при обращении в орган, а именно:

  • название компании;
  • организационно-правовая форма;
  • смена предпринимателем Ф. И. О. или других личных данных.

Когда данные об объектах расположения отработок подлежали изменению.

Переоформлением документов занимаются территориальные органы (представительства) Росприроднадзора. Весь процесс занимает не больше 10-ти рабочих дней с момента подачи заявления. В это же время уполномоченный орган занимается переоформлением или отказом в проведении операций с ранее утвержденными нормативами. В случае отказа решение обосновывается конкретными положениями.

Как видите, лимиты на размещение отходов — серьезная и достаточно глубока тема, с которой вы, как предприниматель, должны ознакомиться.

fb.ru

Размещение отходов

Ключевые вопросы

Как определить наличие/отсутствие документа об утверждении НООЛР в ситуации, когда отходы размещены в ОРО, не указанном в данном документе?

Применяется ли в таком случае 5-кратный повышающий коэффициент при исчислении платы за НВОС?

 

Смоделируем ситуацию. У хозяйствующего субъекта имеется документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (далее — НООЛР), которым предусмотрено, что определенное количество образуемых отходов может размещаться на объекте размещения отходов «А».

В силу различных обстоятельств природопользователь намерен (или вынужден) передавать отходы на размещение на объекте размещения отходов «Б».

Как должен повести себя в такой ситуации хозяйствующий субъект? Ответ очевиден — переоформить документ об утверждении НООЛР в части замены объекта размещения отходов «А» на объект размещения отходов «Б».

Тем не менее на практике нередки случаи, когда над этим вопросом природопользователь задумывается уже после передачи отходов для размещения в объекте, не указанном в разрешительной документации.

При этом, как известно:

1. Лицом, обязанным исчислять и вносить плату за размещение отходов (за исключением твердых коммунальных отходов), является лицо, в процессе деятельности которого образовались отходы.

2. Размещение отходов должно осуществляться в соответствии с утвержденными лимитами на размещение отходов.

3. Размер платы за размещение отходов зависит в том числе от того, имеются ли у плательщика платы за негативное воздействие на окружающую среду (далее — НВОС) утвержденные лимиты на размещение отходов.

Однако как определить, имеются ли у субъекта платы за НВОС утвержденные лимиты на размещение отходов в контексте смоделированной ситуации? Ведь в документе об утверждении НООЛР лимиты на размещение отходов «привязаны» к конкретному объекту размещения отходов (далее — ОРО).

Справедливости ради отметим, что решение данного вопроса зависит от выбора одной из двух теорий.

 

Теория 1

Теория основана на том, что лимитом на размещение отходов является предельно допустимое количество отходов конкретного вида, которые разрешается размещать определенным способом на установленный срок в ОРО.

При этом сторонники данной теории отталкиваются от определения понятия «лимит на размещение отходов», предусмотренного ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (в ред. от 03.07.2016; далее — Федеральный закон № 89-ФЗ), и считают, что смысловое ударение в приведенном утверждении необходимо ставить именно на «количество отходов», в то время как место размещения отходов (т.е. ОРО) с точки зрения соблюдения лимитов на размещение отходов не имеет никакого значения.

Такой подход позволил его приверженцам сформулировать вывод: в каком бы ОРО ни были размещены образованные отходы, главное, чтобы не были превышены предельные количественные показатели допустимого размещения отходов, установленные документом об утверждении НООЛР.

 

Теория 2

Теория основана на том, что лимит на размещение отходов характеризуется не только количественным показателем, но неразрывно связан с ОРО, в котором соответствующее количество отходов допускается размещать, т.к. лимит на размещение отходов устанавливается как предельно допустимое количество отхода конкретного вида, направляемого на размещение в конкретный ОРО.

Такой подход основан не только на определении понятия «лимит на размещение отходов», установленном ст. 1 Федерального закона № 89-ФЗ, но и на положениях Порядка разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденного Приказом Минприроды России от 25.02.2010 № 50 (в ред. от 25.07.2014).

Сторонники данной теории полагают, что для решения вопроса, размещены ли отходы в соответствии с лимитами на их размещение, необходимо определить:

1) какое количество отходов направлено для размещения; не превышает ли это количество установленные в документе об утверждении НООЛР предельно допустимые количества отходов конкретного вида;

2) в какой ОРО отходы направлены для размещения; совпадает ли ОРО с тем объектом, который указан в документе об утверждении НООЛР?

При этом в случае, если ОРО совпадает с объектом, указанным в документе об утверждении НООЛР, но превышены количественные показатели лимитов на размещение отходов, имеет место сверхлимитное размещение отходов.

В свою очередь, если количественные показатели лимитов на размещение отходов не превышены, но ОРО, в который направлены отходы, не совпадает с объектом, указанным в документе об утверждении НООЛР, имеет место размещение отходов в отсутствие разрешительной документации.

 

Далее обратимся к определению размера платы за НВОС в части размещения отходов в ситуации, когда отходы размещены в объекте, не указанном в документе об утверждении НООЛР.

Специалистов экологических служб в подобном случае всегда интересует, подлежит ли применению при исчислении платы за размещение отходов 5-кратный повышающий коэффициент, как при размещении отходов в отсутствие разрешительной документации?

Вспомним Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 28.08.1992 № 632 (в ред. от 26.12.2013; далее — Порядок):

 

Извлечение
из Порядка

[…]
5. Плата за сверхлимитное загрязнение[1] окружающей природной среды определяется путем умножения соответствующих ставок платы за загрязнение в пределах установленных лимитов на величину превышения фактической массы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, объемов размещения отходов уровней вредного воздействия над установленными лимитами, суммирования полученных произведений по видам загрязнения и умножения этих сумм на пятикратный повышающий коэффициент.
6. В случае отсутствия у природопользователя оформленного в установленном порядке разрешения на выброс, сброс загрязняющих веществ, размещение отходов вся масса загрязняющих веществ учитывается как сверхлимитная. Плата за загрязнение окружающей природной среды в таких случаях определяется в соответствии с пунктом 5 настоящего Порядка.
[…]

 

Казалось бы, положение донельзя понятно:

1) документ об утверждении НООЛР (действующий) в наличии (и при этом лимиты на размещение отходов не превышены) — нет оснований для применения 5-кратного повышающего коэффициента при исчислении платы за размещение отходов;

2) документ об утверждении НООЛР отсутствует — есть основания для применения 5-кратного повышающего коэффициента при исчислении платы за размещение отходов.

Однако дискуссия между администратором и плательщиком платы за НВОС разворачивается именно вокруг вопроса о том, как определить наличие/отсутствие документа об утверждении НООЛР в ситуации, когда отходы размещены в ОРО, который не совпадает с объектом, указанным в документе об утверждении НООЛР.

При этом в основании дискуссии как раз и лежат обозначенные выше «теории» о том, что является лимитом на размещение отходов.

Нетрудно догадаться, приверженцами какой теории, как правило, выступают субъекты платы за размещение отходов. Разумеется, в большинстве случаев они стоят на идее «были бы лимиты (как количества отходов, допустимые к размещению), а в каком ОРО отходы размещены — не важно».

Принципиально иную позицию занимает администратор платы за НВОС (Росприроднадзор): отходы считаются размещенными в соответствии с разрешительной документацией (т.е. в соответствии с документом об утверждении НООЛР и утвержденными лимитами на размещение отходов) только тогда, когда они размещены в определенном количестве (без превышения) в определенном ОРО.

В свою очередь, арбитражные суды в данном споре чаще поддерживают администратора платы за НВОС, что значительно увеличивает экономический риск хозяйствующих субъектов, связанный с размещением отходов в ОРО, не указанном в документе об утверждении НООЛР (помимо экономического риска не стоит забывать и о риске привлечения к административной ответственности).

По мнению Центра правовой экологии, вопрос, применяется ли при исчислении платы за размещение отходов в объекте, не указанном в документе об утверждении НООЛР, 5-кратный повышающий коэффициент, требует утвердительного ответа: да, в такой ситуации при исчислении платы за размещение отходов применяется 5-кратный повышающий коэффициент.

В свою очередь, на вопрос, как хозяйствующему субъекту избежать внесения сверхлимитной платы за размещение отходов, ответим: обеспечить своевременное переоформление документа об утверждении НООЛР («своевременное» — значит «до передачи отходов на другой ОРО») по основанию «изменение данных об объектах размещения отходов — самостоятельно эксплуатируемых (собственных) объектах размещения отходов и/или об объектах размещения отходов, эксплуатируемых другими хозяйствующими субъектами, и на которые отходы индивидуальных предпринимателей и юридических лиц передаются для размещения».

 

[1] Здесь и далее выделено автором.

И.В. Куликов, заместитель генерального директора ООО «Центр правовой экологии»

www.profiz.ru

4. порядок установления лимитов размещения отходов производства и потребления временные правила охраны окружающей среды от отходов производства и потребления в РФ (утв- минприроды РФ 15-07-94) (2019). Актуально в 2019 году

размер шрифта

ВРЕМЕННЫЕ ПРАВИЛА ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ОТ ОТХОДОВ ПРОИЗВОДСТВА И ПОТРЕБЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (утв- Минприроды РФ… Актуально в 2018 году

4.1. На период разработки методических документов по нормированию размещения отходов действует система установления лимитов размещения отходов производства и потребления.

4.2. В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 августа 1992 г. N 545 лимиты размещения отходов устанавливают место их размещения, предельные размеры выделяемой площади (объемов отходов) для складирования и захоронения, способы и условия размещения отходов и другие показатели, связанные с предотвращением или ограничением отрицательного влияния отходов на состояние окружающей природной среды и условия жизни населения.

4.3. Лимит размещения отходов — это объем (масса) отходов, который допускается размещать в установленный период времени. Он определяется исходя из норм расхода сырья и материалов с учетом планируемого объема производства продукции, за вычетом планового объема (массы) отходов, используемых в качестве сырья и материалов в соответствии с программами по использованию отходов, или переданных сторонним природопользователям в качестве сырья и материалов, с учетом мероприятий по сокращению объемов (массы) образования отходов и возможности экологически приемлемого размещения отходов данного наименования.

4.4. Лимиты размещения отходов устанавливаются по всем наименованиям отходов в совокупности значений для отдельных объектов для размещения отходов.

4.5. Лимиты размещения отходов утверждаются территориальным органом Минприроды России по согласованию с территориальным органом Госсанэпиднадзора России по типовой форме (Приложение 3).

Обеспечение согласования и утверждения лимита размещения отходов вменяется в обязанность природопользователя.

4.6. Для установления лимитов размещения отходов природопользователь должен представить на согласование и утверждение материалы, содержащие заявку, обоснование и первичную информацию, основанные на действующих нормативах, технологических регламентах, стандартах, технических условиях и т.п., результаты расчетов проектов лимитов и планы мероприятий по их достижению (Приложения 4, 5, 6, 7).

4.7. Планы мероприятий по достижению природопользователем лимитов размещения отходов должны содержать конкретные мероприятия по снижению объемов образования и поступления в окружающую среду отходов производства и потребления, степени их опасности, а также строительству, реконструкции и повышению эффективности эксплуатации действующих объектов для размещения отходов.

При разработке мероприятий следует отдавать приоритет внедрению экологически прогрессивных технологий с учетом достижений отечественной и зарубежной науки и техники. Указанные планы утверждаются руководителем предприятия и должны быть обеспечены финансовыми, материально — техническими ресурсами, проектными и строительно — монтажными работами (Приложение 7).

4.8. Территориальный орган Минприроды России рассматривает представленные материалы и в месячный срок принимает решение об утверждении лимитов размещения отходов или отклонении их на доработку. По особо крупным объектам (в отдельных случаях) срок рассмотрения материалов может быть продлен до двух месяцев.

Проекты лимитов размещения отходов, представленные после доработки, рассматриваются в те же сроки.

В случаях повторного отклонения материалов представленные после доработки проекты лимитов размещения отходов направляются на государственную экологическую экспертизу.

4.9. Лимиты размещения отходов производства и потребления устанавливаются сроком на один год.

4.10. Порядок пересмотра лимитов размещения отходов до истечения срока их действия при изменении экологической обстановки в регионе, появлении новых или уточнении параметров существующих источников загрязнения окружающей среды отходами в связи с расширением (сокращением) производства, ликвидации (вводе в эксплуатацию) общерегиональных объектов для размещения отходов, отсутствии у природопользователя возможностей для обеспечения дальнейшего безопасного хранения отходов на промышленной площадке и по другим причинам устанавливается территориальным органом Минприроды России.

Пересмотр установленных лимитов размещения отходов осуществляется природопользователем в соответствии с п. 4.6.

4.11. Сверхлимитное количество размещения отходов — это масса размещаемых отходов, которая превышает установленный лимит.

www.zakonprost.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *