Что входит во внутреннюю политику – ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА — что такое в Политологии. Словаре.

Содержание

ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА — что такое в Политологии. Словаре.

совокупность направлений деятельности государства, его структур и институтов по организационному, конкретно- содержательному выражению интересов народа с целью создания условий для нормальной человеческой жизни; сохранению или реформированию существующего общественного и государственного строя. Сферы внутренней политики многообразны: экономическая, демографическая, культурная, аграрная, социальная и т.п. Одной из этих сфер выступает политическая. Внутренняя политика в политической сфере направлена на модернизацию, совершенствование политической системы общества, отдельных ее институтов, политических отношений и взаимоотношений между институтами, правил, норм, законов, регулирующих эти взаимодействия, и в целом на создание стабильной, эффективно действующей политики.Эта политика основывается на реальных человеческих интересах, основополагающих конституционных принципах: осуществление прав и свобод человека не должно нарушать права и свободы других лиц; права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими; все равны перед законом и судом; государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств; достоинство личности охраняется государством; граждане имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей; избирать и быть избранными в органы государственной власти и местного самоуправления, участвовать в референдуме и др. Внутренняя политика государства достигает успеха тогда, когда ее цели, способы и достижения понятны, ясны и одобрены большинством населения. Как показало время, российская внутренняя политика, особенно на начальной стадии реформирования, была непонятна массам, в результате чего она не только не достигла планируемых результатов, но в сознании людей укрепилась мысль о вредности демократических преобразований, их античеловеческой направленности. Поэтому внутренняя политика многих институтов государственной власти отчуждаема людьми, оцениваема негативно. Деятельность людей и деятельность институтов в разных сферах внутренней политики органически взаимосвязаны, и только в их единстве – ключ к ее эффективности.

Шпак В.Ю.

Политология. Словарь. — М: РГУ.В.Н. Коновалов.2010.

rus-politology-dict.slovaronline.com

политика внешняя и внутренняя — это… Что такое политика внешняя и внутренняя?

(внешняя по отношению к другим государствам, внутренняя по отношению к своему народу) — наука государственного управления

Ср. Ни внутренней, ни внешней политикой захолустье не занималось и под словом «политика» разумело учтивое обращение. «Политичный человек, политикан, сейчас видно, что политик»…

И.Ф. Горбунов. Из моск. захолустья. 1.

Ср. Ты много сделала, что устроила опять Аркадия, но я боюсь, что если он взаправду сумасшедший? «Будь спокойна… помни что говорил Оксенштиерна: «не велик ум надо, чтобы делать политику

Лесков. Зимний день. 13.

Ср. Женщины играют в политике не малое лицо: они движут всеми пружинами правления, и чрез них делаются самые большие и малые дела.

Крылов. Почта духов.

Ср. Политика — тухлое яйцо.

Суворов.

Ср. Die Geheimnisse des Kabinets stecken sich gern in die Falten des Weiberrocks.

Schiller. Fiesko. 2, 15.

Ср. Die Politik ist keine exacte Wissenschaft.

Bismark im preuss. Herrenhanse 18 Dec. 1863.

Ср. Die Politik ist in der That… eine eminent praktische Wissenschaft, bei der man sich an die Form, an die Namen, an Theorien, in die es gerade hineinpassen soll, nicht sehr kehren kann.

Bismark im preuss. Abg. Hause 15 Jan. 1872.

Ср. Die Politik ist keine Wissenschaft, wie viele der Herrn Professoren sich einbilden, sondern eine Kunst.

Bismark 15 Marz 1884. 29 Jan. 1886.

Ср. Mögen die Federn der Diplomaten nicht wieder verderben, was das Volk mit so grossen Anstrengungen errungen.

Не испортили бы перья дипломатов того, чего народ достиг с такими громадными усилиями.

Blücher. Toast nach der Schlacht bei Waterloo. Ср. Treitschke. Hist. n. polit. Aufs. 1, 171.

Ср. Con la politica

Più fina e bella,

Tenevo a chiacchiera,

Or questa, or quella.

A. Guadagnoli. Il mio abito.

Ср. Cedant arma togae, concedat laurea laudi.

Пусть оружие тоге уступит и лавр похвальному делу.

Cic. de offic. 1, 22, 77. Ср. Philipp. 8. Ср. In Pisonem. 29, 30.

Ср. Жертвы русских и Берлинский трактат.

Ср. η πολιτική (τέχνη) — государственная наука — политика.

См. политик.

См. разве ты не знаешь?

См. пружины.

Русская мысль и речь. Свое и чужое. Опыт русской фразеологии. Сборник образных слов и иносказаний. Т.Т. 1—2. Ходячие и меткие слова. Сборник русских и иностранных цитат, пословиц, поговорок, пословичных выражений и отдельных слов. СПб., тип. Ак. наук.. М. И. Михельсон. 1896—1912.

dic.academic.ru

ВНУТРЕННЯЯ И ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА



Обратная связь

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса — ваш вокал


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший «Салат из свеклы с чесноком»


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека — Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков — Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) — В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Политика представляет собой целенаправленную деятель­ность государства по решению общественных проблем, по­становке и реализации общезначимых целей развития обще­ства или его отдельных сфер. Одновременно с этим политика является и средством, позволяющим государству достичь определенных целей в конкретной области.

Существует множество классификаций политики. По критерию направленности выделяют, как вы знаете, внут-

реннюю и внешнюю политику. Внутренняя политика связа­на с решением проблем внутри страны, а внешняя — на международной арене. В зависимости от того, на какую сферу общественной жизни оказывается воздействие, выде­ляются следующие направления внутренней политики: эко комическая, социальная, государственно-правовая, культур­ная. Иногда культурная политика рассматривается в качестве составляющей социальной политики. Каждое из направлений внутренней политики делится, в свою очередь, по отраслевому признаку. Так, экономическая политика включает политику промышленную, аграрную, налоговую, денежно-кредитную и др.

Социальная политика представлена политикой в области здравоохранения, демографической, национальной, моло­дежной политикой и пр. Составляющими

государственной политики являются законодательная, административная, судебная, кадровая, правовая политика. Культурная поли­тика — это политика в области образования, кино, театра и пр. По полноте охвата и влиянию на общество выделяют такие разновидности политики, как научно-техническая, экологическая, информационная. Они пронизывают все сфе­ры общественной жизни и поэтому не принадлежат ни к од­ной из них. Направления политики имеют свою структуру и объекты воздействия. Например, аграрная политика включает следующие элементы: сельскохозяйственную по­литику, агропромышленную политику, внешнюю аграрную политику. Объектами аграрной политики являются агропро­мышленные объединения, фермерские хозяйства и др.


Внешняя политика также имеет направления: оборон­ная, иностранная (между физическими и юридическими ли­цами различных государств), внешнеэкономическая и пр.

Структурная детализация государственной политики поз­воляет более целенаправленно реализовывать программы и проекты в конкретной сфере.

По критерию долговременности выделяют стратегичес кую и тактическую (текущую) политику. Стратегическая политика по временному интервалу бывает долгосрочной (10—15 лет), среднесрочной (3—5 лет) и краткосрочной (1,5—2 года). Тактическая политика — это деятельность, на­правленная на реализацию намеченных стратегических целей.

В современном мире большое влияние на внутреннюю политику оказывает внешний фактор — международная по­литика.

Процесс развития государственной политики включает четыре основных этапа, представляющих своеобразный по­литический цикл: определение общественных проблем и це­лей политики; разработка (формирование) политики; осуще-

ствление государственной политики; оценка результатов го­сударственной политики.

На первом этапе выявляются общественно значимые проблемы и их причины. Например, ухудшение демографи­ческой ситуации в России связано с двумя факторами: с низкой рождаемостью и высокой смертностью, которые, в свою очередь, зависят от других факторов (вспомните изве­стные вам факты). Для разработки политики в этой облас­ти необходимо понять основные причины такого положения: неэффективность отечественного здравоохранения, бедность, неудовлетворительная экология, рост алкоголизма, наркома­нии и т. д.

Второй этап. На основе проведенного анализа определя­ются цели (задачи). Так, в приведенном примере демографи­ческой ситуации задачи политики направлены на устране­ние этих причин. Выстраивается иерархия целей в каждой из областей общественной жизни. Государственные институ­ты выполняют определенную роль в этом процессе. Напри­мер, общую стратегию внешней и внутренней политики оп­ределяет Президент РФ. Он же ставит общие цели перед федеральными органами исполнительной власти, что нахо­дит отражение в его ежегодном Послании Федеральному собранию РФ о положении в стране и основных направле­ниях внутренней и внешней политики государства. Прави­тельство РФ определяет общие конкретные цели, а также стратегию государственной политики в отдельных областях. Основным документом Правительства является среднесроч­ная программа социально-экономического развития Россий­ской Федерации. Парламент также принимает участие в формировании политики путем обсуждения актуальных проблем, в ходе принятия бюджета, законодательных актов, относящихся к отдельным сферам государственной полити­ки. Сложность общественных проблем приводит к тому, что при разработке политики органы государственной власти (политические руководители) прибегают к помощи не толь­ко чиновников-профессионалов (экспертов, аналитиков, спичрайтеров и др.), но и специальных исследовательских организаций—«мозговых центров», нацеленных на разра­ботку новых идей, подходов или программ.

Третий этап. С принятием правительственных программ завершается этап разработки политики и начинается этап ее реализации. Здесь на первый план выступают исполнитель­ные органы власти, прежде всего министерства, службы и агентства. Координирует их работу Правительство РФ и Президент РФ. Федеральные министерства принимают под­законные акты (директивы, приказы, распоряжения и др.). Федеральные службы осуществляют контроль и надзор за их исполнением. Они занимаются также выдачей разреше-

ний (лицензий) на осуществление определенных видов дея­тельности юридическим лицам и гражданам, регистрируют акты, документы. Федеральные агентства осуществляют полномочия собственников в отношении государственного имущества, оказывают услуги другим федеральным органам (например, в разработке стандартов), юридическим лицам, гражданам. Оказание качественных услуг населению — одна из актуальных проблем государственного управления во всех странах, в том числе и в России. Главное в оказании услуг — непрерывное обслуживание и скорость реакции на запросы населения. Недопустимы сбои в работе транспорта, криминальной полиции, ЖКХ и пр. В настоящее время многие государства ориентируются в своей работе на список базовых услуг, принятый в странах Евросоюза. В нем пре­дусмотрены, например, для граждан выплаты из фонда со­циального страхования (студенческих стипендий, семейных льгот и пр.), действия в ответ на заявления о помощи (в ча­стности, о краже, угоне машины), выдача документов (пас­портов, водительских прав), запись актов гражданского со­стояния. В числе общественных услуг для бизнеса — регистрация новых компаний и т. д.

В целом этап реализации политики представляет собой систему мероприятий, ориентированных на конечный результат, что находит отражение в рабочих планах минис­терств. В них заранее продумывается программа действий по осуществлению поставленных задач: цели деятельности, главные исполнители, стандарты выполнения (технические задания), распределение ресурсов, стандарты и критерии ре­зультатов выполнения. При выполнении планов использу­ются различные методы, прежде всего правовые. Широко применяются также методы социально-психологические (убеждение, договоренности) и административные (кон­троль, ограничения, квоты). Большую значимость приобре­ли экономические (налоги, тарифы, дотации) и организаци­онные методы. Например, для выявления поставщиков товаров или исполнителей работ и услуг проводятся откры­тые конкурсы, способствующие совершенствованию государ­ственных заказов.

На четвертом этапе анализируются результаты и последствия государственной политики. Дается заключи­тельная оценка проводимой политике (программе), работе государственных органов. Так, деятельность министерств Великобритании оценивается на основе единой методики по следующим направлениям: эффективность, результатив­ность и экономность. В США рекомендуется оценивать ра­боту городской администрации по таким показателям, как выполнение плановых целей, неплановые эффекты, объем услуг, время выполнения работы, степень удовлетворения населения.

Следует отметить, что большое влияние на государствен­ную политику оказывают различные группы интересов, в том числе лоббистские группы, деятельность которых будет раскрыта в последующих параграфах.

ПОНЯТИЕ БЮРОКРАТИИ

Государственное управление, как мы выяснили, осуще­ствляется политическими руководителями и чиновниками. С деятельностью чиновничества связано понятие «бюрокра­тия» (от франц. bureau — бюро и греч. kratos — власть).

В обыденном сознании многих россиян бюрократия обыч­но ассоциируется с такими негативными явлениями, как коррупция, взяточничество, формализм, бездушное отноше­ние к людям и пр. И это не случайно. В многовековой истории России бюрократия часто выступала замкнутой, оторванной от народа кастой людей, той крайне консер­вативной силой, которая препятствовала назревшим об­щественным преобразованиям. (Приведите примеры из ис­тории.)

Деятельность бюрократов не раз ярко и образно критико­вали в своих художественных произведениях великие русские писатели, в частности Н. В. Гоголь. Вспомните Акакия Ака­киевича, который однажды решился идти к «значительному» лицу — чиновнику, обыкновенный разговор которого состоял из трех фраз: «Как вы смеете?», «Знаете ли вы, с кем разго­вариваете?», «Понимаете ли, кто стоит перед вами?».

Взгляды отечественных бюрократов советского периода точно и лаконично отразил Э. Рязанов в своем фильме «За­бытая мелодия для флейты», где хор чиновников поет: «Мы не пашем, не сеем, не строим, мы гордимся общественным строем».

По мнению видных политиков и политологов, и сегодня многие чиновники не умеют, да и не хотят строить свою ра­боту так, чтобы через много лет, покинув свой пост, они ос­тавили бы после себя завершенные реформы и добрую па­мять. В среде бюрократии, как и прежде, процветает коррупция, достигшая за последнее десятилетие небывалых размеров. Коррупция (от лат. corruption — подкуп) не про­сто безнравственное поведение. Коррупция — это преступ­ная деятельность в различных сферах общественной жизни, совершаемая чиновниками разных рангов в целях личного обогащения.Используя свое служебное положение и связи, они заключают незаконные соглашения с предприятиями, приобретая пакеты акций; «проталкивают» за определенную мзду то или иное выгодное узкому кругу лиц решение; бе­рут взятки с предпринимателей и рядовых граждан, грубо нарушая их права. При формировании кадрового состава в

бюрократическом аппарате нередко господствует протекцио­низм, т. е. подбор по признакам родства, землячества, лич­ной преданности. Все эти формы коррупции наносят суще­ственный ущерб обществу, порождают недоверие к государственной власти. Не случайно в отечественной лите­ратуре долгое время господствовала, да и сейчас встречает­ся точка зрения, согласно которой бюрократия — это нега­тивное явление, зло.

Однако есть и другая точка зрения, сторонники которой рассматривают бюрократию как естественное и положитель­ное явление. Наиболее последовательно эту точку зрения от­стаивал немецкий социолог Макс Вебер (1864—1920). Им была разработана классическая теория (модель) бюрократии, суть которой в том, что политики правят, а чиновники уп­равляют; первые принимают решения, а вторые исполняют их. Эффективность этой модели, по мнению М. Вебера, обус­ловлена характерными признаками бюрократии. К ним от­носятся, прежде всего, наличие законодательно установлен­ных правил управленческой деятельности («рационального права»), устойчивой иерархической структуры с жесткой дисциплиной и контролем вышестоящими инстанциями ни­жестоящих, использование специалистов-профессионалов. Иными словами, чиновники не избираются, а назначаются на ту или иную должность с учетом их квалификации. В соответствии с должностью они получают заработную плату. Для чиновника его работа представляет собой профессию или, по крайней мере, основное занятие.

При сопоставлении приведенных точек зрения возникает вопрос: так что же такое бюрократия — зло, с которым на­до бороться, или, напротив, добро?

Отметим, что бюрократия — это организация профессио­нальных государственных чиновников, предназначенная для квалифицированного исполнения общественной поли­тики.

Бороться с бюрократией, а тем более стремиться к побе­де над ней — задача не только бессмысленная, но и вредная. Бюрократия — закономерное явление, возникающее в любом обществе, ибо любое общество нуждается в более или менее специализированном управлении.

Другое дело бюрократия — несовершенный аппарат уп­равления, имеющий тенденцию к бюрократизму — отрыву чиновничества от народа и превращению в замкнутую ка­сту, главным правилом которой становится собственное сохранение и воспроизводство. Данная тенденция обусловле­на рядом факторов. Во-первых, чиновники работают на по­стоянной, профессиональной основе. Они, в отличие от должностных лиц высшего ранга (президентов, депутатов, министров и пр.), не зависят от выборов и правительствен-

ных кризисов, поэтому составляют стабильный костяк госу­дарственного аппарата. Постоянство корпуса бюрократии (при отсутствии эффективных механизмов отчетности и пер­сональной ответственности за результаты своей деятельнос­ти, четких критериев отбора людей и повышения их квали­фикации) уже само по себе может вести к порокам — снобизму, формализму, инертности. Современный американ­ский политолог Т. Парсонс назвал эти пороки дисфункция­ми бюрократии — перенос чиновниками акцента с целей ор­ганизации на ее средства, в результате чего средства управления — иерархия, дисциплина, инструкции и т. п. — превращаются в самоцель. Иными словами, чиновники вы­дают формальное за содержание, а содержание — за нечто формальное. Государственные задачи превращаются в кан­целярские задачи, бумаготворчество.

Во-вторых, чиновник, занимающий тот или иной пост в государственном аппарате, является экспертом определенно­го профиля. Он накапливает большой объем информации и опыт работы. Большинство политиков знают главным обра­зом то, что им сообщают чиновники. А информация, как из­вестно, может фильтроваться, задерживаться, подвергаться отбору в соответствии с политическими предпочтениями чи­новников. Поэтому они становятся скрытыми, негласными политиками.

В этой связи многие ученые отмечают, что в современ­ном обществе классическая модель М. Вебера не работает, поскольку бюрократия все более политизируется.

В-третьих, бюрократия как развивающийся элемент госу­дарственного управления в поисках оптимальных управлен­ческих решений вступает в тесный контакт с различными социальными группами (предпринимателей, финансистов и пр.), приобретая тем самым клиентов. Клиентизм являет­ся благом, если помогает согласованию общественных инте­ресов и достижению консенсуса. Если же бюрократия попа­дает под влияние отдельных групп (например, финансовых) и контролируется ими, то возникают антидемократические, олигархические явления. Деятельность бюрократических структур засекречивается, переплетается с коррупцией, взя­точничеством, мафиозно-преступными элементами. Иными словами, бюрократия из блага превращается во зло, исполь­зуя свое место в общественном разделении труда в ущерб интересам народа.

Следовательно, бюрократия и бюрократизм — явления не тождественные, как не тождественны и сами эти понятия. В последние годы все чаще термин «бюрократия» заменяет­ся его синонимом — термином «государственная служба».

СОВРЕМЕННАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА И ЕЕ ЗАДАЧИ

На рубеже XX—XXI вв. во многих странах мира было проведено реформирование государственной службы, на­правленное на противодействие бюрократизму, повышение ее качества и эффективности.

В России с принятием нового Закона «О государственной гражданской службе» (июль 2004 г.), других законодатель­ных актов созданы правовые основы госслужбы. В законо­дательстве фиксируется: государственная службаэто про­фессиональная деятельность граждан РФ по обеспечению полномочий Российской Федерации и органов государствен­ной власти.

Обратите внимание на то, что деятельность госслужбы связана не с прямым (непосредственным) осуществлением полномочий государственных органов или высших должно­стных лиц, а с обеспечением этих полномочий. Например, в Администрации Президента РФ насчитывается около двух десятков управлений, в которых профессионалы подготавли­вают проекты президентских указов и распоряжений, мате­риалы для ежегодных посланий и пр.

Госслужба включает гражданскую, военную и правоохра­нительную службы. Государственные служащие осуществля­ют свою профессиональную деятельность на определенных должностях, включенных в соответствующие реестры — списки, содержащие перечень должностей госслужбы. Все должности разделяются на категории. Внутри категорий предусматривается существование должностей различных групп и классных чинов. Высшим классным чином в Рос­сии является действительный государственный советник первого класса. Самый низший чин — секретарь граждан­ской службы третьего класса. С введением категорий, групп и чинов решается задача создания единой государственной службы РФ, создается возможность беспрепятственного и безболезненного перехода с одного вида госслужбы на дру­гой. Например, человек, который ушел с военной службы на гражданскую, будет иметь тот же ранг (категорию) и со­ответствующий оклад, пенсию и пр.

Для повышения престижа госслужбы, стимулирования притока в нее молодых образованных людей совершенству­ется система оплаты труда и социальных гарантий, ориен­тированная на конечный результат. Однако желающие сде­лать госслужбу своей профессией должны пройти конкурс­ный отбор и испытательный срок от 3 месяцев до 1 года. Значительно повышаются и требования к работе госслужа­щего. Он должен соблюдать, прежде всего, законодательно закрепленные принципы госслужбы. Среди них особую зна-

чимость имеет конституционный принцип признания и со­блюдения прав человека, определяющий смысл и содержа­ние деятельности каждого чиновника. Другой принцип — профессионализма и компетентности, который обязывает госслужащих владеть процедурой деятельности органов го­сударственной власти, активно осуществлять свои функции, предусмотренные должностным регламентом (нормативный акт, в котором содержатся требования к профессиональной подготовке госслужащего). Должностной регламент включа­ет также перечень вопросов, по которым чиновники вправе самостоятельно принимать решения, и перечень услуг, ока­зываемых гражданам и организациям. Каждые три года гос­служащий должен пройти аттестацию на соответствие зани­маемой должности. Проводится и персональный квалифи­кационный экзамен, по результатам которого устанавлива­ются классные чины. Все эти меры направлены на стимули­рование открытости и «отзывчивости» госслужбы, повыше­ние ответственности и эффективности работы госслужа­щих.

Законодательство закрепляет также нравственные нормы поведения чиновника. Он обязан сохранять нейтралитет по отношению к партиям, быть корректным в обращении с гражданами, проявлять уважение к обычаям и традициям народов РФ, не допускать конфликтных ситуаций и пр. За нарушение этих, теперь уже юридических, норм предусмат­ривается наказание в виде дисциплинарного взыскания.

Создаются и законодательно закрепляются механизмы, предохраняющие от коррупции и злоупотреблений. Законы запрещают чиновнику заниматься бизнесом, устанавливает­ся порядок предоставления госслужащими сведений о дохо­дах.

Реформирование госслужбы в России, как и во многих других странах, осуществляется с учетом новых обществен­ных реалий, национальных традиций и специфических осо­бенностей государственных структур, что, по мнению рефор­маторов, должно положительно сказаться на деятельности всего государственного аппарата.

.1ЙЁ Основные понятия:бюрократия, бюрократизм, государст­венная служба. IТермины:должностной регламент.

Проверьте себя

1) Почему государство является основным институтом по­литической системы? 2) В чем суть и значимость политики как государственного управления? 3) Чем отличаются поня­тия «бюрократия» и «бюрократизм»? 4) Что представляет собой современная государственная служба? Каковы ее за­дачи?

Подумайте, обсудите, сделайте

1. Изобразите в виде схемы основные направления внут­
ренней и внешней политики. Поясните каждое из них на
конкретных примерах.

2. В начале XIX в. царь Александр I, выслушав совет
видных государственных деятелей провести в жизнь проект
коренных общественных преобразований, воскликнул: «Не­
кем взять», т. е. нет слоя людей, на которых он мог бы опе­
реться. Какое положение параграфа иллюстрирует приве­
денный факт? Ответ поясните.

3. Оформите таблицу «Классификация политики».

4. Прочитайте в «Российской газете» очередное Послание
Президента РФ Федеральному Собранию и выявите полити­
ческие задачи, изложенные в этом документе. На основе ма­
териалов средств массовой информации покажите, как они
реализуются на практике. Сделайте сообщение по результа­
там проведенного исследования.

Поработайте с источником

Познакомьтесь с размышлениями немецкого социолога Макса Ве-бера (1864—1920) о двух категориях политических работников государст­венного аппарата.

Итак, политический чиновник не должен делать именно того, что всегда и необходимым образом должен делать по­литик — как вождь, так и его свита, — бороться. Ибо при­нятие какой-либо стороны, борьба, страсть — ira et sta­dium — суть стихия политика, прежде всего политического вождя. Деятельность вождя всегда подчиняется совершенно иному принципу ответственности, прямо противоположной ответственности чиновника. В случае если (несмотря на его представления) вышестоящее учреждение настаивает на ка­жущемся ему ошибочном приказе, дело чести чиновника выполнить приказ под ответственность приказывающего, выполнить добросовестно и точно, так, будто этот приказ от­вечает его собственным убеждениям: без такой в высшем смысле нравственной дисциплины и самоотверженности раз­валился бы весь аппарат.

Вебер М. Избр. произв. — М.: Прогресс, 1990 — С. 666.

ЦТ Вопросы и задания к источнику. 1)Чем отличается деятель­ность чиновников от деятельности политических руководителей? 2) В чем суть и смысл ответственности чиновников? 3) Актуальны ли приведенные взгляды М. Вебера сегодня? Используйте в ответе материал параграфа.

§ 18. Правовое государство и гражданское общество

Вспомните:

какова роль государства в обществе? Что такое право? В чем суть идеи естественного происхождения прав че­ловека? Как с позиций правоведения трактуется граж­данское общество?

Государство, как вы знаете, способно оказывать на обще­ство не только позитивное, но и негативное воздействие: бю­рократизм, коррупция, произвол, деспотия.

Исторически проявилось стремление государства к не­ограниченному расширению властного пространства, навя­зыванию большинству своей воли. Известно, что многие мыслители прошлого задумывались о том, как поставить го­сударство на службу обществу, оградить его от различных злоупотреблений. На эти вопросы давались разные ответы. Одни полагали, что в принципе ничего нельзя противопо­ставить страсти властолюбия, ибо она ненасытна и бесконеч­на. Другие исходили из того, что государственная власть должна быть сильной, ее вообще не нужно ограничивать. Третьи, напротив, стремились к максимальному ограниче­нию государственной власти, а затем и к ее полному устра­нению. Представители четвертой группы заявляли, что ле­карством от болезней власти является право. Эта точка зрения наиболее последовательно была выражена в теории правового государства немецкого философа И. Канта (17241804).Она оказала большое влияние на становление в обще­ственно-политической практике реальных механизмов пра­вового государства и гражданского общества. Рассмотрим эти явления более подробно.


megapredmet.ru

Внутренняя политика — Википедия (с комментариями)

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

К:Википедия:Статьи без источников (тип: не указан)

Внутренняя политика — область государственной политики, которая касается мероприятий государства (законов, государственных программ и административных решений) внутри страны. Она отличается от внешней политики тем, что вторая относится к способам отстаивания государством своих интересов в мировой политике. Внутренняя политика охватывает широкий спектр областей: бизнеса, образования, энергетики, здравоохранения, правоохранительных органов, финансов и налогов, природных ресурсов, социального обеспечения и личных прав и свобод.

Задачи

Цели и задачи внутренней политики меняются в зависимости от личных и общественных интересов граждан и возможностей страны. Большинство богатых и демократических стран, например, тратят значительные суммы денег на внутренние программы. Многие бедные страны испытывают трудности в выделении ресурсов на такие важные области, как образование и здравоохранение.

Многие внутренние политические дебаты касаются уровня участия государства в решении экономических и социальных вопросов. Традиционно, консерваторы считают, что правительство не должно играть важную роль в регулировании бизнеса и управления экономикой. Большинство консерваторов также считают, что действия правительства не могут решить проблемы бедности и экономического неравенства. Большинство либералов, однако, поддерживают государственные программы, направленные на предоставление экономической безопасности, уменьшение человеческих страданий и сокращение неравенства. Многие либералы считают, что правительство должно регулировать предприятия для обеспечения безопасных и справедливых условий труда, а также ограничить загрязнение окружающей среды.

Особенно спорным среди людей разных культур являются некоторые вопросы внутренней политики, касающиеся религий и личных убеждений. К примеру, к таким вопросам относятся право на аборт, права гомосексуалов, роль религии в общественной жизни и культурное разнообразие в сфере образования и занятости.

Формирование и реализация

Форма государственного правления в значительной степени определяет, как формируется и исполняется внутренняя политика. В авторитарных государствах правящие группы могут преследовать свои внутренние политические цели без участия или согласия граждан, но в демократическом обществе воля народа имеет гораздо большее влияние. В условиях демократии избранные лидеры, законодательный орган и специализированные государственные учреждения несут ответственность за формирование внутренней политики.

Избиратели определяют, какие лица и политические партии имеют право определять политику. Средства массовой информации распространяют информацию о внутренних проблемах и влияют на убеждения и мнения народа. Лоббисты, группы активистов и другие организации также работают, чтобы влиять на политику с помощью различных методов. Такие методы могут включать денежные пожертвования, обещания поддержки, рекламные кампании или демонстрации и акции протеста.

Эффективность внутренней политики зависит от государственной бюрократии — органов власти, которые исполняют законы и программы. В некоторых случаях бюрократия действует медленно, неэффективно или не в соответствии с поставленными задачами. Внутренняя политика также может столкнуться с трудностями в судах. Во многих странах судьи имеют право отменить любые законодательные или исполнительные действия, которые они находят нарушающими конституцию страны.

Напишите отзыв о статье «Внутренняя политика»

Примечания

Ссылки

  • [www.politike.ru/dictionary/274/word/vnutrenja-politika Внутренняя политика] — Словарь по политологии / Под ред. проф. В. Н. Коновалова. — Ростов-на-Дону: Изд-во РГУ, 2001. — 285 с.
  • [www.politike.ru/dictionary/437/word/vnutrenja-politika Внутренняя политика] — А.Болдонов Т.Башинова Е.Тармаханов. Краткий словарь-глоссарий по политологии, 2005 г.
  • [www.kremlin.ru/articles/president04.shtml Определение внутренней политики Президентом РФ]

См. также

Отрывок, характеризующий Внутренняя политика

– Яков Алпатыч, уволь! Возьми от меня ключи, уволь ради Христа.
– Оставь! – сказал Алпатыч строго. – Под тобой насквозь на три аршина вижу, – повторил он, зная, что его мастерство ходить за пчелами, знание того, когда сеять овес, и то, что он двадцать лет умел угодить старому князю, давно приобрели ему славу колдуна и что способность видеть на три аршина под человеком приписывается колдунам.
Дрон встал и хотел что то сказать, но Алпатыч перебил его:
– Что вы это вздумали? А?.. Что ж вы думаете? А?
– Что мне с народом делать? – сказал Дрон. – Взбуровило совсем. Я и то им говорю…
– То то говорю, – сказал Алпатыч. – Пьют? – коротко спросил он.
– Весь взбуровился, Яков Алпатыч: другую бочку привезли.
– Так ты слушай. Я к исправнику поеду, а ты народу повести, и чтоб они это бросили, и чтоб подводы были.
– Слушаю, – отвечал Дрон.
Больше Яков Алпатыч не настаивал. Он долго управлял народом и знал, что главное средство для того, чтобы люди повиновались, состоит в том, чтобы не показывать им сомнения в том, что они могут не повиноваться. Добившись от Дрона покорного «слушаю с», Яков Алпатыч удовлетворился этим, хотя он не только сомневался, но почти был уверен в том, что подводы без помощи воинской команды не будут доставлены.
И действительно, к вечеру подводы не были собраны. На деревне у кабака была опять сходка, и на сходке положено было угнать лошадей в лес и не выдавать подвод. Ничего не говоря об этом княжне, Алпатыч велел сложить с пришедших из Лысых Гор свою собственную кладь и приготовить этих лошадей под кареты княжны, а сам поехал к начальству.

Х
После похорон отца княжна Марья заперлась в своей комнате и никого не впускала к себе. К двери подошла девушка сказать, что Алпатыч пришел спросить приказания об отъезде. (Это было еще до разговора Алпатыча с Дроном.) Княжна Марья приподнялась с дивана, на котором она лежала, и сквозь затворенную дверь проговорила, что она никуда и никогда не поедет и просит, чтобы ее оставили в покое.
Окна комнаты, в которой лежала княжна Марья, были на запад. Она лежала на диване лицом к стене и, перебирая пальцами пуговицы на кожаной подушке, видела только эту подушку, и неясные мысли ее были сосредоточены на одном: она думала о невозвратимости смерти и о той своей душевной мерзости, которой она не знала до сих пор и которая выказалась во время болезни ее отца. Она хотела, но не смела молиться, не смела в том душевном состоянии, в котором она находилась, обращаться к богу. Она долго лежала в этом положении.
Солнце зашло на другую сторону дома и косыми вечерними лучами в открытые окна осветило комнату и часть сафьянной подушки, на которую смотрела княжна Марья. Ход мыслей ее вдруг приостановился. Она бессознательно приподнялась, оправила волоса, встала и подошла к окну, невольно вдыхая в себя прохладу ясного, но ветреного вечера.
«Да, теперь тебе удобно любоваться вечером! Его уж нет, и никто тебе не помешает», – сказала она себе, и, опустившись на стул, она упала головой на подоконник.
Кто то нежным и тихим голосом назвал ее со стороны сада и поцеловал в голову. Она оглянулась. Это была m lle Bourienne, в черном платье и плерезах. Она тихо подошла к княжне Марье, со вздохом поцеловала ее и тотчас же заплакала. Княжна Марья оглянулась на нее. Все прежние столкновения с нею, ревность к ней, вспомнились княжне Марье; вспомнилось и то, как он последнее время изменился к m lle Bourienne, не мог ее видеть, и, стало быть, как несправедливы были те упреки, которые княжна Марья в душе своей делала ей. «Да и мне ли, мне ли, желавшей его смерти, осуждать кого нибудь! – подумала она.
Княжне Марье живо представилось положение m lle Bourienne, в последнее время отдаленной от ее общества, но вместе с тем зависящей от нее и живущей в чужом доме. И ей стало жалко ее. Она кротко вопросительно посмотрела на нее и протянула ей руку. M lle Bourienne тотчас заплакала, стала целовать ее руку и говорить о горе, постигшем княжну, делая себя участницей этого горя. Она говорила о том, что единственное утешение в ее горе есть то, что княжна позволила ей разделить его с нею. Она говорила, что все бывшие недоразумения должны уничтожиться перед великим горем, что она чувствует себя чистой перед всеми и что он оттуда видит ее любовь и благодарность. Княжна слушала ее, не понимая ее слов, но изредка взглядывая на нее и вслушиваясь в звуки ее голоса.

wiki-org.ru

Что такое политическая деятельность? Внутренняя и внешняя политика :: SYL.ru

Всякое общество, существующее или существовавшее в нашем мире, так или иначе возникло только лишь после того, как людей связали прочные и долговременные социальные связи. А они во многом формируются на основе политической жизни общества. Таким образом, политическая деятельность крайне важна для всякого человеческого социума, являясь подобием раствора в каменной кладке. Только с ее помощью может сформироваться политический «организм», который крайне необходим для принятия важных решений.

Увы, но современная политология по каким-то причинам не уделяет должного внимания изучению столь важного вопроса. Более того, сегодня политическая деятельность вообще рассматривается в отрыве от процессов, которые происходят в социуме. Конечно же, это совершенно недопустимо.

Что это такое?

Так что изначально понималось под «деятельностью», что подразумевает данный термин? Это понятие используется для обозначения политических отношений, которые позволяют сохранять старые или создавать новые структурные связи в управленческой структуре социума. Нужно отметить, что социологи делят политическую деятельность сразу на несколько частей, так как понятие это не слишком-то однородное. Вот эти составляющие:

  • Субъект. Это государственный деятель или их группа, которые занимаются достижением определенной цели. К примеру, внутренняя и внешняя политика в этом случае могут предусматривать выход на международные рынки с целью повышения благосостояния собственного населения.
  • Объект. Это тот предмет (закон, социальная группа), на который направлена их работа. Сама деятельность при этом также считается объектом, так что об этом не следует забывать.

Важна также цель, используемые средства и конечный результат, ради которого так или иначе ведется всякая политическая деятельность. Она, как и любая другая отрасль человеческой жизни, всегда основывается на некой мотивации, исходя из которой подбираются также методы достижения поставленного перед собой результата. В общем-то, именно поэтому любую деятельность подобного плана можно поделить на два этапа:

  • Разработка политики поведения.
  • Собственно, сама работа по достижению цели.

Для успеха нужны какие-то ценностные убеждения и ориентация, исходя из которой деятельность подразделяют на три типа: познавательную, ценностную и практическую.

Этапы работы

Любая работа, в том числе и политического направления, делится сразу не несколько этапов:
  • Оценка выполнимости поставленной перед собой задачи.
  • Прогнозирование результатов ее выполнения.
  • Затем специалист должен попытаться адаптировать уже существующие способы, которые использовались его предшественниками при решении подобных задач, к существующим условиям работы.
  • В ходе развития рабочего процесса его следует постоянно корректировать, дабы избежать нежелательной бифуркации конкретной ситуации, с ее последующим развитием по не слишком выгодному для вас направлению.

В политической деятельности могут участвовать сразу несколько участников: народ при помощи выборов или референдума, весь бюрократический аппарат или органы судебной власти, а также все политические партии, входящие в состав Парламента, Думы и т. д.

Основные представления о вопросе

В современных вузах это важнейшее понятие подменяется термином «политическое поведение». Именно это самое «поведение» и рассматривается в качестве того ключа, который предопределяет развитие управленческой структуры в государстве. Именно это понятие сегодня предпочитают рассматривать в качестве отдельной сферы социальных взаимоотношений, что еще более запутывает и без того непростой вопрос. А потому сразу расставим все точки над «i»: «политическая деятельность» и «поведение» являются равнозначными терминами, но рассматриваемыми с разных точек социологического зрения.

Некоторые противоречия подходов

Такой подход стал возможен благодаря американцам. Начиная с середины прошлого века, их социологи стали пытаться отыскать способы изучения политики с точки зрения обычных наук о человеческом обществе. Вот так в политологии появился истинно социологический термин «поведение». Впрочем, результат получился любопытный, так как все поступки политиков стало проще оценивать с психологической точки зрения. Получилась своеобразная «политическая психология», которую, собственно говоря, изучают в современных вузах, причем акцент при этом делается на деятельность и поведение отдельных членов самого социума, которые могут участвовать в политической деятельности.

Именно поэтому в западной литературе чаще всего встречается термин «электоральное поведение». Кроме того, источники характеризуют его и как «гражданское сознание». Термин этот так примелькался в западной прессе, что его значение практически забылось. Напротив, в отечественной литературе «политическое поведение» рассматривается как отдельное понятие, выражающее отношение социума к сложившейся в стране политической обстановке. То есть в это определение попадает как участие в выборах, так и «забеги» при активном содействии противоправным митингам и демонстрациям. Соответственно, если человек входит в какие-то политические партии, он также может считаться лицом с «активным» поведением.

В любом случае политологи и социологи сходятся в том, что конкретные действия обусловлены психологической «обустроенностью» личности, ее зрелостью и наличием твердых, устойчивых убеждений. При этом психологи небезосновательно утверждают, что при этом в человеке, как и во всех прочих случаях, может говорить зависть, у него могут иметься какие-то глубокие внутренние противоречия, «всплывающие» в виде сексуальных девиаций или показательного неприятия другой точки зрения.

Почему этот термин не принимают некоторые ученые?

Мы уже не раз говорили, что понятие «поведение» в данном конкретном случае не совсем корректно. Ни в коем случае не следует привязывать его к «деятельности». Те же американские исследователи порой противоречат основополагающим основам самой социологии. Так, термины «гражданская позиция» и «демократическое поведение» для них оказываются едиными, что в корне неверно и ошибочно. Более того, мы уже описывали ситуацию, когда явно противоправные действия по подрыву гражданского порядка и, теоретически, конституционных основ государственности, являются, согласно их подходу, «политической деятельностью». Именно такое толкование терминов и подмена понятий приводят к совершенно абсурдным выводам: получается, что политология и социология – совершенно «пустые» науки, оперирующие заведомо неверными, запутанными аксиомами.

Наконец, словосочетание «политическое поведение» вообще не слишком корректно со всех точек зрения. Если перевести это понятие на язык нормальной логики, то получается что-то вроде «поведения политики». Возникает неразрешимый парадокс. Таким образом, все же не следует полностью проецировать социологическую составляющую на политическую жизнь, так как результаты будут в корне неверными. Можно ли в этом случае прийти к консенсусу? Да, такая возможность есть. Следует помнить, что в политике, как и в прочих областях человеческой деятельности, играет важную роль наше биологическое, социальное естество, но в большинстве случаев факторы политической деятельности его полностью подавляют.

Если говорить проще, отношение человека к окружающему миру зависит как от его индивидуальных психологических особенностей, так и от воспитания. Но! Поведение – это не форма социальной активности, чтобы о том не говорили некоторые специалисты. Даже если человек проявляет свою индивидуальность в группе (чего почти не бывает), индивидуальность прочих индивидов при этом все равно сглажена и не проявляется настолько, чтобы оказывать какое-то влияние на достаточно большие группы людей. Собственно, а для чего мы сейчас обсуждаем психологические нормы, если разговор ведется о политической деятельности?

Перенос психологических приемов на политическую жизнь

Давайте представим себе обычные, среднестатистические выборы. Они являются своеобразной формой «демократической» активности человека (еще одно ложное понятие) и целых общественных организаций и объединений. Реальное участие обывателей в этом процессе определяет как уровень их «гражданской сознательности», так и гражданский статус. Собственно, так связана политика и власть. Именно в этот момент определяется и политическое поведение человека. Если говорить упрощенно, процесс выборов наглядно показывает, насколько культурен данный индивид, насколько цивилизованно и спокойно он может выражать свое мнение или отстаивать свою же точку зрения. Конечно, те или иные явления могут и носят массовый характер, но все же вычленить в общей массе индивидуальность бывает не так уж и сложно.

Что характеризует это направление деятельности?

В общем, так можно описать не только ориентированность того или иного человека на политику, но и его психологические качества. То есть ничего сугубо специфического в таком подходе попросту нет. По сути, политика и власть никак не отделяются от общечеловеческих стереотипов, прихотей и слабостей. Деятельность же людей в этой сфере никак не отличается от аналогичных действий в любой другой отрасли. Таким образом, рассмотренные выше термины имеют мало общего с реальным положением дел. Пожалуй, американские социологи в свое время были абсолютно правы в том, что политику не следует отделять от обычной социологии и психологии. Вот только они явно ошибаются в том, что термин «политическое поведение» и «деятельность» не следует разделять. Поясним.

Каковы же отличия?

Здесь может возникнуть очень простой вопрос: как деятельность политической организации отличается от работы, к примеру, лесозаготовительного предприятия? Конечно, различия есть. Все же политология рассматривает те факторы, которые влияют на принятие управленческих решений и являются сугубо специфическими именно для данного рода деятельности. Особенностью является то, что эти задачи зачастую требуют от человека абстрагироваться от обычных, людских мотивов и целей. Именно поэтому можно все же утверждать, что результаты политической деятельности и ее мотивы следует рассматривать с отдельной точки зрения, применяя подходы, отличающиеся от общепринятых. А сейчас мы поговорим о глобальных процессах, понимание которых тесно связано с теми сведениями, которые были предоставлены выше.

Внешнеполитическая работа

На международной арене каждое самостоятельное государство всегда реализует свою собственную внешнюю политику, подчиняющуюся интересам граждан этой страны (в идеале). Если не углубляться, то так можно назвать комплекс мер и решений, которые в полнейшей мере соответствуют интересам собственных граждан, но вместе с тем не подрывают авторитет страны на международном поле и не создают условий, препятствующих мирному, дипломатическому урегулированию возникающих противоречий и разногласий. Конечно же, внутренняя и внешняя политика очень тесно связаны, так как процессы, происходящие внутри, зачастую вынуждают правительство идти на какие-то меры для защиты интересов населения.

Следует помнить, что действительно сильное, самостоятельное выражение своих интересов на международной арене возможно только в том случае, когда правительство опирается на следующие потенциалы: демографический, экономический, технический, научный и военный блоки. Чем больше «кусочков» присутствует в этой мозаике, тем вольготнее может себя чувствовать страна. Традиционно задачи политической деятельности в этой области чрезвычайно «просты»: нужно наладить устойчивые дипломатические связи с другими странами и, по возможности, склонить их к союзничеству (не обязательно военному). Только в этом случае будет возможно заключение договоров на всех уровнях с наиболее выгодными для государства условиями. Ошибки здесь стоят очень дорого.

Конечно же, внешняя политика всегда определяется множеством постоянных факторов, далеко не все из которых являются благоприятными: размер страны, ее географическое месторасположение, наличие или отсутствие ресурсов. Чем менее благоприятными являются условия внутри, тем активнее государство стремится участвовать в международных процессах и тем более миролюбивым ему приходится быть. При скудных ресурсах и невысоком потенциале в научной, оборонной и демографической сферах попросту нереально решить вопросы силой. А потому развивается профессиональная политическая деятельность «в лице» дипломатии, отстаивающей национальные интересы в самых сложных ситуациях.

Внутренняя деятельность

Большинство исследователей в наше время придерживаются мнения, что внутренние функции государства подразделяются на следующие типы:

  • Хозяйственная деятельность. Подразумевается организация нормальной экономической деятельности.
  • Стабилизация. Недопущение резких общественных потрясений.
  • Координация, то есть создание общественного, единого «монолита».
  • Социально-политическая деятельность. Распределение благ, назначение и выплата всех типов социальных пособий.
  • Воспитание и культурное развитие народонаселения страны.
  • Правовая функция, которая подразумевает создание и внедрение социально справедливых законов и законодательных норм.
  • Экологическая деятельность, защищающая природные ресурсы государства.

Основная классификация и перечень выполняемых действий

Строго говоря, направления политической деятельности внутри государства можно поделить всего лишь на два типа:

  • Основная работа.
  • Неосновные задачи.
Основные – те функции, которые могут осуществляться только государственными органами. В частности обеспечение правопорядка, в том числе и защита граждан от противоправных действий преступных элементов. Впрочем, функции политической деятельности в этом случае намного разнообразнее:
  • Уничтожение преступности во всех ее проявлениях.
  • Осуществление учета, переписи населения, регистрация видов деятельности граждан.
  • Меры по недопущению различных катастроф техногенного характера, по смягчению последствий возможных стихийных бедствий.
  • Именно государство должно заниматься ликвидацией тех последствий, которые возникают в результате действия стихии или в случае каких-то крупных антропогенных или техногенных катастроф.

Не менее важны и различные функции государственной машины в финансовой и правовой сферах деятельности. Можно сказать, что правительство в этом случае занимается установлением и внедрением каких-то социальных норм, включая экономические и валютные отношения между гражданами. Наиболее важная эмиссия денежных единиц. В нашей стране этим имеет право заниматься только само государство. Оно же отвечает за сбор налогов и распределение денег по субъектам Федерации.

Кстати говоря, последние годы ознаменовались попыткой некоторых слоев общества отобрать у государственных органов функцию эмиссии денег. Речь идет, к примеру, о выпуске (майнинге) тех же биткоинов и прочих образцов криптовалют. В некоторых странах они были признаны законными. Более того, в США было официально разрешено оплачивать с их помощью услуги и товары. Напротив, в Германии и России отношение к криптовалютам резко отрицательное, так как есть небезосновательные опасения их негативного действия на экономику страны.

Неосновные задачи

Неосновная работа правительственных органов также может быть поделена на два основных типа: традиционная (которая исполняется исторически) и «новая», возникшая где-то в середине прошлого века. Следует отметить, что традиционные функции можно встретить далеко не во всех странах. Даже если в двух соседних государствах правительство и имеет аналогичные обязанности, то совсем не обязательно, что они будут даже отдаленно совпадать. В нашей стране политическая деятельность государства в этой сфере состоит из:

  • Транспортной логистики и связи.
  • Образовательных услуг и здравоохранения.
  • Защиты граждан с ограниченными физическими или умственными возможностями.
  • Воздействия на СМИ. (Пожалуй, это практически единственная, действительно универсальная функция, которую так или иначе выполняют правительственные органы во всех без исключения странах с незапамятных времен.)
Следует отметить, что традиционные разновидности работ не являются постоянными: время от времени государство отказывается от исполнения некоторых из них. К примеру, СМИ в нашей стране контролируются только частично: формально государству принадлежат только каналы «Россия 1» и «Россия 2». Прочие выкуплены различными акционерами. Тут следует напомнить, что многие общественно-политические организации, которые приобрели эти каналы, в любом случае остаются подконтрольными правительству. Если же говорить о «новых» функциях, то вот их краткий перечень:
  • Государственная поддержка предпринимательской деятельности. Под непосредственным контролем правительства находится оборонная сфера и некоторые другие отрасли, вмешательство в которые по законам нашей страны недопустимо. В странах социалистического блока этой функции, по понятным причинам, не было. Попытки самостоятельно заработать пресекались, и порой достаточно жестко.
  • Государство так или иначе влияет на экономические процессы с целью их направления в нужное русло. Исполняться эта задача может не только сугубо экономическими, но и административными средствами, что значительно повышает эффективность работы.
  • Социальные услуги. Конечно, эта функция всегда лежала на государстве, но в последние годы объем такого рода мероприятий увеличился, так как появилось много новых пособий и выплат.

Вот что такое политика и политическая деятельность. Надеемся, что вам оказалась полезна данная информация.

www.syl.ru

27. Что такое идеология?

система политических, правовых, нравственных, религиозных и философскихвзглядов и идей, выражающая отношение к действительности людей, классовгрупппартий, составляющая ихмировоззрение, разрабатываемое теоретиками, идеологами. Система, в которой осознаётся и оценивается отношение людей к действительности. Обладает относительной самостоятельностью и оказывает активное воздействие наобщество, ускоряя или тормозя его развитие. Идеология — это систематизированная совокупность идей, связанных пр.всего с определённым пониманием общественной жизни, оценкой её качества, перспектив её преобразования. Идеология предполагает также определение целей человеческой деятельности по сохранению, изменению или разрушению существующей социальной действительности. Термин был впервые использован в к.XVIII-н.XIX в. французским философом и экономистом Дестю де Траси. 

28. Какие идеологии вы знаете?

Несмотря на значительное количество различных идеологий, в самом общем виде принято выделять либеральную (философская, политическая и экономическая идеология, исходящая из того, что права и свободы отдельного человека являются правовым базисом общественного и экономического порядка. Это течение отличается терпимостью и снисходительностью по отношению к любым законным способам распоряжаться собой и своей собственностью. ),консервативную( идеологическая приверженность традиционным ценностям и порядкам, социальным или религиозным доктринам. В политике — направление, отстаивающее ценность государственного и общественного порядка, неприятия «радикальных» реформ и экстремизма. Во внешней политике — ставка на укрепление безопасности, применение военной силы, поддержку традиционных союзников, во внешнеэкономических отношениях — протекционизм.) и социалистическую (социально-политическая, экономическая система социального равенства, характеризующаяся тем, что процесс производства и распределения доходов находится под контролем общества) идеологии.

29)В тетради

30)Тетрадь

31. Чем отличается внешняя политика от внутренней?

Вне́шняя поли́тика (внешние сношения государства) — общий курс государства в международных делах. Внешняя политика регулирует отношения данного государства с другими государствами и народами в соответствии с его принципами и целями, достигаемыми применением различных средств и методов. Важнейшее средство внешней политики — дипломатия.

Внешняя политика неразрывно связана с внутренней политикой государства.

Внутренняя политика — общий, внутриполитический курс государства; совокупность направлений деятельности государства, его структур и институтов по организационному, конкретно-содержательному выражению интересов народа с целью создания условий для нормальной человеческой жизни; сохранению или реформированию существующего общественного и государственного строя. Сферы внутренней политики многообразны: экономическая, демографическая, культурная, аграрная, социальная и тп .Одной из этих сфер выступает политическая в политической сфере направлена на модернизацию, совершенствование политической системы общества, отдельных ее институтов, политических отношений и взаимоотношений между институтами, правил, норм, законов, регулирующих эти взаимодействия, и в целом на создание стабильной, эффективно действующей политики.

studfiles.net

Внутренняя и внешняя политика государства: понятие и принципы.

ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА — деятельность государства на международной арене,

регулирующая отношения с другими субъектами внешнеполитической

деятельности: государствами, зарубежными партиями и иными общественными

организациями, всœемирными и региональными международными организациями.

В.п. опирается на экономический, демографический, военный, научно-

технический и культурный потенциалы государства; сочетание последних

определяет возможности В.п. деятельности государства на тех или иных

направлениях, иерархию приоритетов в постановке и реализации В.п. целœей.

Формой традиционного осуществления В.п. является установление

дипломатических отношений (или снижение их уровня, приостановка, разрыв и

даже объявление войны при обострении отношений с бывшими партнерами) между

государствами; открытие представительств государства при всœемирных и

региональных международных организациях или членство государства в них;

Внутренняя политика — совокупность направлений деятельности государства, его структур и институтов по организационному, конкретно-содержательному выражению интересов народа с целью создания условий для нормальной человеческой жизни; сохранению или реформированию существующего общественного и государственного строя.

Внутренняя политика основывается на реальных человеческих интересах, основополагающих конституционных принципах:

▪ осуществление прав и свобод человека не должно нарушать права и свободы других лиц;

▪ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими;

▪ всœе равны перед законом и судом;

▪ государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединœениям, а также других обстоятельств;

▪ достоинство личности охраняется государством;

▪ граждане имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителœей;

▪ избирать и быть избранными в органы государственной власти и местного самоуправления, участвовать в референдуме и др.

18. Конституционно-правовое регулирование религиозных отно­шений и статуса церквей.

В условиях демократических режимов конституции провозглашают идеологический плюрализм, свободу убеждений и выражения своих мнений (Германия, Италия, Канада, Япония и др.). В соответствии с Международными пактами о правах человека закон запрещает лишь призывы к насилию, террору, расовой и национальной розни. Некоторые запреты связаны с моральными ценностями общества (к примеру, ограничение или полное запрещение порнографических изданий в ряде стран), с крайне важно стью оберегать здоровье населœения (к примеру, запрет или ограничение пропаганды алкоголя или табачных изделий).

В группе стран существует официально признанная идеология (к примеру, рукунегару в Малайзии, панча-сила в Индонезии), но она не внедряется принудительно и уклонение от нее не влечет наказаний. При этом для ее пропаганды создаются значительные преимущества. То же можно сказать об исламе, идеях ʼʼарабского социализмаʼʼ, халифата в ряде мусульманских стран. Для иноверцев эти взгляды не являются обязательными, но для мусульман они представляют из себячасть шариата͵ и в тех странах, где наиболее ревностно соблюдаются каноны ислама, вы-ражение иных взглядов может влечь даже наказание, в т.ч. со стороны особой полиции нравов (мутавы).

Наконец, в странах с тоталитарными политическими системами существует, как уже говорилось, фактически или даже формально обязательная идеология. Выступления с критикой марксизма-ленинизма, маосизма (в Китае), идей ʼʼчучхеʼʼ, произведений Ким Ир Сена в Северной Корее и т.д. влекли за собой наказания.

referatwork.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *