Что является определяющим признаком религиозного мировоззрения – Определяющим признаком религиозного мировоззрения является:

3. Признаки религиозного мировоззрения.

— Вера в сверхъестественное.

— Связь с практикой (ритуалы).

— Низкий уровень логичности (наличие противоречий).

— Яркая образность.

— Воздействия на эмоции и чувства.

Признаки религиозного мировоззрения (отличие от мифологии).

— монотеизм(единобожие) – либо один, либо нет совсем.

— отсутствие анимизма.

— отсутствие антропоморфизма.

— наличие письменных источников (Библия, Коран и т.д.).

— удвоение мира.

— центральное место в религиозном мировоззрении – проблема человека.

— боги в религии — нравственное совершенство(ни одного недостатка).

— вопрос о происхождении мира отходит на задний план.

Лекция №2 Сущность и предназначение философии.

  1. Особенность философского мировоззрения.

  2. Истоки философии. «Семь мудрецов»

  3. Предмет философии. Основной вопрос философии.

1. Особенности философского мировоззрения.

Философское мировоззрение приходит на смену мифологическому в 6 веке до н.э. на Западе в Др.Греции, на Востоке – в Др.Китае и Др.Индии.

Слово «философия» греческого происхождения и переводится как «любовь к мудрости» или «любомудрие». Впервые употребляет это слово Пифагор.

Философское мировоззрение в отличие от мифологического.

— Рационализированное, т.е. выражено в общих чертах, а не в образах (абсолютная идея, трансцендентное, эйдос, материя и т.д.)

— Всегда имеет авторство и, как правило, выражено в письменной форме(устная форма у Сократа, Диогена и др.)

— Не имеет таких черт, как анимизм и антропоморфизм. Гилозоизм (от анимизма) – есть не живая природа, есть живая. С точки зрения гилозоизма зачатки живого есть в неживом.

— Философия не рассказывает, а доказывает и аргументирует.

— И это доказательство логически непротиворечиво.

— Основывается на знании, а не на вере.

— Идея сверхъестественного или бога может присутствовать в философских системах, но она требует обоснования.

— Философия – теоретическое ядро мировоззрения( не требует ритуалов, поклонений и других практических действий).

Философия, мифология и религия: общие черты.

— дают представление о мире в целом, т.е. это система взглядов на мир и на место человека в нем.

— допускают вымысел фантазию

Философская наука: общее и отличие.

Общее:

— рационализированная форма (атомный вес, элемент, сила, сопротивление и т.д.)

— фиксирование результатов в письменной форме

— доказательство и аргументация

— логическая непротивоположность

— установление законов

— методологизм(использование специальных методов и примеров)

Отличие:

— ни одна наука не может дать представление о мире в целом

— субъективный момент сведен к минимуму, поэтому авторство не имеет особого значения

— наука имеет эмпирический уровень

— наука стремится к объективности(философия стремится представить весь мир глазами человека)

— использование знаков и символов

— результаты научных исследований могут приносить практическую пользу

Ортега-и-Гассет (испанский философ 20 века) в работе «Что такое философия?» приводит пример с аркой. Этот пример наглядно показывает, чем отличается философия как наука.

2. Истоки философии.

космологические мифы (мифы об устройстве космоса)

— житейская мудрость (обобщение опыта обыденной жизни)

— зачатки научных знаний

В соответствии с этим – 2 основные концепции генезиса философии.

— Мифогенная (Гегель, Лосев и др.) – мифология возникает из обобщения космологических мифов.

— Гносеогенная

Концепции генезиса философии.

— согласно мифогенной концепции, основной источник возникновения философии – мифы, а именно об устройстве и строении космоса. Этот тезис обосновывается тем, что в первых философских учениях вопрос о том откуда все произошло и как устроен мир занимает центральное место.

гносеогенная концепция источником появления философии считает зачатки научных знаний. Эта позиция обосновывается тем, что философия и наука имеют общие черты (рационализированная форма, способность аргументации и доказательства и т.д.).

— философия возникает из обобщения житейской мудрости.

Мировоззрение «Семи мудрецов» — это житейская мудрость. Возникает в 7 веке до н.э. в Древней Греции. Их число достигало 21, существовало множество списков мудрецов, но в каждом – 7 мудрецов. Их мировоззрение относится к предфилософии.

studfiles.net

Онлайн-тесты на oltest.ru: Философия — все вопросы (3/38)

Онлайн-тестыТестыФилософия и психологияФилософиявопросы


31. Направление западноевропейской философии, отрицающее познавательную ценность философии, наличие у неё собственного, самобытного предмета:
позитивизм

32. Направление, отрицающее существование Бога, называется:
атеизм

33. Некоторые христианские богословы утверждают, что весь мир. Вся Вселенная были созданы Богом за шесть дней, а сам Бог представляет собой бестелесный интеллект, всесовершеннейшую Личность. Какому философскому направлению соответствует такой взгляд на мир?
Объективному идеализму

34. О каком историческом типе мировоззрения идет здесь речь: «Это — целостное миропонимание, в котором различные представления увязаны в единую образную картину мира, сочетающую в себе реальность и фантазию, естественное и сверхъестественное, знание и веру, мысль и эмоции»?

Мифологии

35. Образ ранее воспринимаемого предмета или явления, а также образ, созданный воображением – это:
Представление

36. Онтология – это:
учение о бытии, о его фундаментальных принципах

37. Определите время возникновения философии:
VII-VI века до нашей эры

38. Определите, что не относится к чувственным формам познания?
Понятие

39. Определяющим признаком религиозного мировоззрения является:
вера в сверхъестественные, потусторонние силы, обладающие возможностью влиять на ход событий в мире

40. Основы бытия, проблемы познания, назначение человека и его положение в мире изучает:

философия

41. Отражение объективной действительности в сознании человека в процессе его общественной, производственной, научной деятельности, называется:
Познание

42. Отрицают возможность познания мира:
агностики

43. Признание относительности, условности и субъективности познания, отрицание абсолютных, этических норм и правил – это:
Релятивизм

44. Раздел философии, в котором разрабатываются проблемы познания:
Гносеология

45. Рассуждение, построенное на подмене понятий, ложных доводах и посылках называется:
Софизм



oltest.ru

Религиозное мировоззрение

Религиозное мировоззрение (от лат. religio — благочестие, святость) основано на вере в сверхъестественные силы. Религии, в отличие от более гибкого мифа свойственны жёсткий догматизм и хорошо разработанная система моральных заповедей. Религия распространяет и поддерживает образцы с её точки зрения правильного, нравственного поведения. Велико значение религии и в сплочении людей, однако здесь ее роль двойственна: объединяя людей одной конфессии, она зачастую разделяет людей разных верований.

Немецкий богослов Ф. Шлейермахер утверждал, что в основе религии — сознание зависимости от высших Сил. Великий философ 18 века И. Кант указывал на чувство нравственного долга как на основу религии. Философ Ф. Паульсон писал, что в основе религии внутреннее настроение, характеризуемое «смирением и упованием». Почти наш современник Б. Рассел (1872-1967) считал, что в основе религии «страх перед неведомым».

Общая черта всех этих определений — исключительный акцент на психологическую сторону религиозного переживания и отсутствие упоминаний о его объекте, о его внешнем источнике, т.е. ничего не говорится о божестве (одном или многих). Между тем, как известно, именно «нечто божественное», как бы его в разных религиях себе ни представляли, является объектом религиозной жизнедеятельности и в то же время, по единодушному убеждению приверженцев любой религии, ее источником. К последнему из приведенных высказываний тесно примыкает атеистическое определение религии как иллюзорно-фантастического отражения объективно-существующего бытия (конечно, материального, другого последовательные материалисты не знают) в человеческом сознании. Такое определение религии, в отличие от других, включает объективно, т.е. независимо от сознания существующий материальный мир.

Кроме того, идея Бога как Существа всесовершенного, т.е. Абсолюта, никак не могла бы быть отражением материального мира, в восприятии которого нет ничего опытно-абсолютного (примеры: относительность познания, в частности измерения величин; наличие антагонистических явлений в природе, относительность движения, времени в свете теории относительности).

Религиозное мировоззрение

Религиозное мировоззрение первоначально сформировалось на базе мифологического, включив в свою картину мира образ культурного героя как посредника между богами и людьми, наделенного одновременно природой божественной и природой человеческой, способностями естественными и сверхъестественными.

Однако религия в отличие от мифологии проводит точную грань между естественным и сверхъестественным, наделяя первое только материальной сущностью, второе – только духовной. Поэтому в период, когда мифологические и религиозные представления были соединены в религиозно-мифологическом мировоззрении, компромиссом их сосуществования явилось язычество – обожествление природных стихий и различных сторон человеческой деятельности (боги ремесел, боги земледелия) и человеческих отношений (боги любви, боги войны). От мифологических поверий в язычестве остались две стороны бытия каждой вещи, каждого существа, каждого явления природы – явная и скрытая для людей, остались многочисленные духи, оживляющие мир, в котором живет человек (духи – покровители семьи, духи – хранители леса). Но в язычество вошло представление об автономности богов от их функций, об отделенности богов от сил, которыми они управляют (например, бог-громовержец не является частью или тайной стороной грома и молнии, сотрясение небес – это гнев бога, а не его воплощение).

По мере развития религиозных верований религиозное мировоззрение освобождалось от многих черт мифологического мировоззрения.

Уходили в прошлое такие черты мифологической картины мира, как:

– отсутствие ясной последовательности событий в мифах, их вневременной, внеисторический характер;

– зооморфизм, или звероподобие мифологических богов, их спонтанные, не поддающиеся человеческой логике действия;

– второстепенная роль человека в мифах, неопределенность его положения в действительности.

Целостные религиозные мировоззрения сформировались, когда сложились монотеистические вероучения, когда появились системы догматов, или непререкаемых истин единобожия, принимая которые человек приобщается к Богу, живет по его заповедям и соизмеряет свои помыслы и поступки в ценностных ориентирах святость – греховность.

Религия – это вера в сверхъестественное, признание высших внеземных и надсоциальных сил, создающих и поддерживающих посюсторонний и запредельный миры. Вера в сверхъестественное сопровождается эмоциональным переживанием, чувством сопричастности человека божеству, скрытому от непосвященного, божеству, которое может быть явлено в чудесах и видениях, в образах, символах, знаках и откровениях, посредством которых божество дает о себе знать посвященному. Вера в сверхъестественное оформляется в особый культ и особый ритуал, которые предписывают специальные действия, с помощью которых человек приходит к вере и утверждается в ней.

В религиозном мировоззрении бытие и сознание тождественны, этими понятиями определяется единосущий, вечный и бесконечный Бог, по отношению к которому природа и человек, от него произведенные, вторичны, а потому временны, конечны.

Общество представляется стихийным сборищем людей, так как оно не наделено своей особой душой (в научном мировоззрении называемой общественным сознанием), тем, чем наделен человек. Человек же слаб, произведенные им вещи тленны, дела быстротечны, мирские помыслы тщетны. Общежитие людей – это суетность земного пребывания человека, отступившего от заповедей, данных свыше.

В вертикальной картине мира Бог – человек общественные отношения воспринимаются как сугубо личностные, единичные действия людей, спроецированные на великий замысел Творца. Человек в этой картине – не венец мироздания, а песчинка в круговерти небесного предопределения.

В религиозном сознании, как и в мифологии, духовно-практическое освоение мира осуществляется через его раздвоение на священный (сакральный) и повседневный, «земной» (про-фанный). Однако проработка идеологического содержания религиозной системы взглядов поднимается на качественно иной уровень. Символизм мифа заменяется сложной, порой утонченной системой образов и смыслов, в которой существенную роль начинают играть теоретические, понятийные построения. Важнейший принцип построения мировых религий – монотеизм, признание единого бога. Вторая качественно новая черта – глубокая духовно-этическая нагруженность религиозного мировосприятия. Религия, например христианство, дает принципиально новую трактовку природы человека как существа, с одной стороны, «греховного», погрязшего во зле, с другой стороны, сотворенного по образу и подобию Создателя.

Становление религиозного сознания падает на период разложения родового строя. В эпоху раннего христианства рациональная соразмерность, гармоничность космоса древних греков заменяется картиной мира, полной ужасов и апокалипсических видений, тем восприятием социальной реальности, которое складывалось у порабощенных народов Римской империи, у беглых рабов, у обездоленных, бесправных, скрывающихся в пещерах и пустынях Передней и Малой Азии семитских племен. В условиях всеобщего отчуждения многие люди были практически лишены всего – крова, имущества, семьи, а беглый раб даже не мог считать принадлежащим ему свое собственное тело. Именно в этот период, переломный и трагический момент истории в культуру вошло одно из величайших мировоззренческих озарений: все люди, независимо от социального положения и этнической принадлежности, равны перед Всевышним, человек – носитель величайшего, доныне невостребованного богатства – бессмертной души, источника нравственной силы, духовной стойкости, братской солидарности, бескорыстной любви и милосердия. Открылся новый, неизвестный людям предшествующей эпохи космос – космос человеческой души, внутренней опоры обездоленного и униженного человеческого существа.

Теории возникновения религий

1. Одна из древнейших версий происхождения религиозных представлений усматривает их причину в изобретательности жрецов, источником благосостояния которых эти религиозные представления являлись. Жрецы якобы придумали богов и, создав сложный ритуал богослужений и жертвоприношений, монополизировали его, эксплуатируя человеческое невежество и доверчивость. Сообщниками жрецов объявлялись также вожди и старейшины соответствующих племен, отчего сама теория нередко называется политико-теократической.

Несмотря на то, что так называемый научный атеизм давно от версии сознательного обмана отказался, она до сих пор бытует среди людей, примитивно-враждебно настроенных против религии: «все попы выдумали» такого рода реплики можно слышать и в наше время.

Несостоятельность версии сознательного обмана становится очевидной уже при осмыслении факта, что жрецом человек не рождается, а становится в условиях наличия религиозной ситуации, т.е. религия является по отношению к жреческому сословию чем-то первичным, что неизбежно порождает жречество. Гипотеза эта оставляет открытым вопрос, как у самих жрецов (и правителей) могла возникнуть идея о сверхъестественном, т.е. о Боге или божествах. Жречество становится носителем и хранителем уже образовавшихся религиозных традиций, принимает на себя посредничество между народом и божествами, совершая все более усложняющиеся богослужебные ритуалы и возвещая народу «волю божества».

2. Другой, не менее популярной и, пожалуй, более поздней версией является попытка искать корни религиозных представлений в чувстве страха. Согласно этой теории, человек, осознавая свою беспомощность перед явлениями природы, стал по своему невежеству предполагать существование неких сверхъестественных, опасных, как правило, сознательно угрожающих ему сил.

Поводом для таких гипотез могло служить наличие элементов страха в религиозных переживаниях. Первобытный человек мог объяснять явления природы вмешательством сверхъестественных существ только потому, что был убежден в реальности этих существ или, по крайней мере, был склонен верить в возможность их существования, сами явления могли оказываться для него подтверждением его верований, но не их источником или причиной.

Одним из важнейших условий возникновения религиозных представлений на почве страха сторонники такой гипотезы считают невежество первобытного человека, отсутствие у него естественнонаучных представлений о сущности природных явлений.

Наличие в научном мире множества глубоко религиозных людей, не являясь ни в какой мере доводом в пользу истинности тех или иных религиозных воззрений, убеждает, однако, в отсутствии какой-либо причинной связи между невежеством и религией.

3. Также необходимо остановить внимание на весьма распространенном взгляде на человеческие страдания как причине возникновения религиозных представлений. Жизнь человека полна негативных переживаний, и потому, нуждаясь в утешении, а также в осмыслении собственной участи, он обращается к религии, стремясь в ней найти для себя иллюзорный источник духовных сил. К этой теории примыкает родственная ей доктрина, трактующая религию как удел слабых душ, как признак духовной слабости.

Эта теория, часто называемая в научной литературе теорией пессимизма, или пессимистической, применительно к первобытному населению нашей планеты страдает явной надуманностью, отсутствием научного обоснования. На начальных ступенях развития люди не могли испытывать состояние рефлексии, угнетенности, не могли иметь глубоких переживаний, связанных с осознанием бедственности той или иной ситуации. Любое неблагоприятное стечение обстоятельств вызывало, как правило, активность, направленную на преодоление дискомфорта или тем более страданий, побуждало к действию и не оставляло места для каких-либо мучительных раздумий о смысле страданий, — размышлений, к которым первобытные люди вообще еще не были способны. Непонятным остается также психологический механизм, который послужил бы возникновению идеи божества у первобытного человека, до того подобными идеями не обладавшего. Откуда появилось представление, что божества могут оказаться источниками утешения и поддержки?

Кроме того, далеко не все языческие божества воспринимались как добрые и благожелательные; многие из них представлялись мстительными, злыми, вредоносными (Ариман у персов, Ваал у финикиян, Шива у индийцев и многие другие), не говоря о том, что даже добрые, по мнению человека, божества были подвержены колебаниям настроения и легко переходили от благоволения к гневу и ярости.

4. Последней из подлежащих рассмотрению гипотез о происхождении религий будет так называемая анимистическая теория. Ее разработка принадлежит английским ученым и мыслителям, из которых наиболее известны Э. Тэйлор (1832-1917) и Г. Спенсер (1820-1903). Исходным импульсом появления первичных религиозных представлений они считали иррациональную деятельность сознания, в частности сновидения, галлюцинации и т.п. Древнейшим религиозным представлением якобы была идея о невидимом, сверхчувственном духе, существующем параллельно со своим двойником — реальным человеком, но независимо от него. Предполагалось, что такого рода идеи возникали в сознании первобытного человека под влиянием сновидений, содержащих образы умерших людей. Патологические состояния психики — галлюцинации, бредовые идеи и образы тоже могли, по мнению приверженцев анимистической теории, способствовать возникновению и закреплению идеи о существовании духов, приобретающих после смерти данного человека (а может быть, даже и при его жизни) самостоятельное, независимое от тела бытие.

Более сложные религиозные понятия рассматривались как результат развития и усложнения первичной идеи о существовании у каждого человека некоей параллельной духовной субстанции.

Слабой стороной анимистической теории происхождения религии следует признать прежде всего субъективизм таких психологических явлений, как сон, галлюцинация и др. В самом деле, можно допустить, что увидевший во сне своего умершего предка человек способен уверовать в реальность его существования как некоей первопричины сна или явления, однако уверить или убедить других в реальности собственной души (духа) сновидец не в силах, так содержание сновидения не может быть отождествлено с религиозным представлением, тем более переживанием. Здесь отсутствует сознание зависимости от могущественного объекта религиозного почитания, а, как мы знаем, это сознание — одна из важнейших черт, присущих всякому религиозному переживанию.

studfiles.net

Религиозное мировоззрение, его черты и значение

Исторически первым типом мировоззрения было мифологическое мировоззрение, которое представляло собой, кроме всего и особый вид знания, синкретический вид, при котором представления и мироустройстве разрозненны и не систематизированы. Именно в мифе, кроме представлений человека о природных явлениях, о себе самом, содержались и первые религиозные представления. Поэтому, в некоторых источниках мифологическое и религиозное мировоззрение рассматривается как одно – религиозно-мифологическое. Однако, специфика религиозного мировоззрения такова, что целесообразным является разделять эти понятия, потому что мифологическое и религиозная формы мировоззрения имеют существенные различия.

С одной стороны, представленные в мифах образы жизни тесно были связаны с обрядностью и, безусловно, служили предметом веры и религиозного культа. В этом религия и миф весьма подобны. Но с другой стороны, таковое их подобие проявлялось лишь на самых ранних этапах сосуществования, затем религиозное мировоззрение оформляется в самостоятельный тип сознания и мировоззрения, со своими специфическими чертами и свойствами.

Основные черты религиозного мировоззрения, отличающие его от мифологического, сводятся к тому, что:

— религиозное мировоззрение предусматривает рассмотрение мироздания в его разделенном состоянии на мир естественный и сверхъестественный;

— религия, как форма мировоззрения, в качестве основной мировоззренческой конструкции предполагает отношение веры, а не знания;

— религиозное мировоззрение предполагает возможность установления контакта между двумя мирами, естественным и сверхъестественным при помощи специфической культовой системы и обрядности. Миф только тогда становится религией, когда он прочно входит в культовую систему, а, следовательно, все мифологические идеи, постепенно включаясь в культ, превращаются в вероучение (догматику).

На этом уровне уже и происходит становление религиозных норм, которые, в свою очередь, начинают выступать в качестве регуляторов и регламентаторов общественной жизни и даже сознания.

Религиозное мировоззрение приобретает значимые социальные функции, основная из которых – оказать помощь индивиду в преодолении им жизненных неурядиц и возвыситься до чего-либо высокого, вечного. В этом состоит и практическое значение религиозного мировоззрения, воздействие которого весьма ощутимо проявилось не только на сознании отдельно взятого человека, но и оказало огромное влияние на ход мировой истории.

Если антропоморфизм является главным параметром мифа, то религиозное мировоззрение описывает окружающий мир исходя из уже указанного его деления на два мира – естественный и сверхъестественный. Согласно религиозной традиции, оба эти мира сотворены и управляются Господом Богом, который обладает свойствами всемогущества, всезнания. В религии провозглашаются постулаты, которые утверждают верховенство Бога не только как высшего существа, но и как высшую систему ценностей Бог – есть любовь. А потому в основе религиозного мировоззрения лежит вера – особый тип понятия и принятия ценностей религиозного мировоззрения.

С точки зрения формальной логики, все божественное парадоксально. А с точки рассмотрения самой религии, Бог, как субстанция, требует иного подхода от человека к освоению и принятию себя – с помощью веры.

В этом противоречии, собственно, заключается один из самых важных парадоксов религиозного мировоззрения. Суть его в том, что понимание Бога стало примером феноменальной идеализации, которую потом только стали применять в науке как методологический принцип. Понятие и принятие Бога дало возможность ученым сформулировать многие задачи и проблемы общества и человека.

В таком контексте, рассмотрение Бога, как основного содержательного явления религиозного мировоззрения, можно даже представить в качестве самого выдающегося достижения Разума.

fb.ru

Тесты по философии

ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ

1.С греческого языка слово «философия» переводится как:

любовь к мудрости

2.Впервые употребил слово «философия» и назвал себя «философом»:

Пифагор

3.Определите время возникновения философии:

VII-VI в.в. до н.э.

4.Основы бытия, проблемы познания, назначение человека и его положение в мире изучает:

философия

5.Мировоззренческая форма общественного сознания, рационально обосновывающая предельные основания бытия, включая общество и право:

философия

6.Мировоззренческая функция философии состоит в том, что:

философия помогает человеку понять самого себя, своё место в мире

7.Мировоззрение – это:

совокупность взглядов, оценок, эмоций, характеризующих отношение человека к миру и к самому себе

8.Какой смысл вкладывал Г. Гегель в утверждение о том, что «философия есть эпоха, схваченная мыслью»?

Ход истории зависит от направленности мышления философов

9.Определяющим признаком религиозного мировоззрения является:

вера в сверхъестественные, потусторонние силы, обладающие возможностью влиять на ход событий в мире

10.Направление, отрицающее существование Бога, называется:

атеизм

11.Что характерно для эпистемной линии в философии?

рассмотрение действительности как постоянно развивающейся

12.Онтология – это:

учение о бытии, о его фундаментальных принципах

13.Гносеология – это:

учение о природе, сущности познания

14.Антропология – это:

учение о человеке

15.Аксиология – это:

учение о ценностях

16.Этика – это:

учение о морали и нравственных ценностях

17.Раздел философии, в котором разрабатываются проблемы познания

Гносеология

18.Согласно марксистской философии, суть основного вопроса философии состоит в:

отношении сознания к материи

19.Для идеализма характерно утверждение:

первично сознание, материя независимо от сознания не существует

20.Для дуализма характерен тезис:

материя и сознание – два первоначала, существующие независимо друг от друга

21.Кому принадлежит данное высказывание: «Я утверждаю, что никаких вещей нет. Мы просто привыкли говорить о вещах; на самом деле есть только мое мышление, есть только мое «Я» с присущими ему ощущениями. Материальный мир нам лишь кажется, это лишь определенный способ говорить о наших ощущениях»?

Субъективному идеалисту

22.О каком историческом типе мировоззрения идет здесь речь: «Это — целостное миропонимание, в котором различные представления увязаны в единую образную картину мира, сочетающую в себе реальность и фантазию, естественное и сверхъестественное, знание и веру, мысль и эмоции»?

Религии

23.Некоторые христианские богословы утверждают, что весь мир. Вся Вселенная были созданы Богом за шесть дней, а сам Бог представляет собой бестелесный интеллект, всесовершеннейшую Личность. Какому философскому направлению соответствует такой взгляд на мир?

Объективному идеализму

24.С утверждением: «Мышление является таким же продуктом деятельности мозга, как желчь – продуктом деятельности печени» согласился бы представитель:

вульгарного материализма

25.Агностицизм – это:

учение, отрицающее познаваемость сущности объективного мира

26.Агностицизм – это:

направление в теории познания, полагающее, что адекватное познание мира невозможно

27.Отрицают возможность познания мира:

агностики

28.Направление западноевропейской философии, отрицающее познавательную ценность философии, наличие у неё собственного, самобытного предмета:

позитивизм

ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА

29.Закон воздаяния в индийской религии и религиозной философии, определяющий характер нового рождения перевоплощения:

карма

30.Имя основателя буддизма, означающее пробужденный, просветленный:

Будда

31.Имя основателя буддизма

Сидхартха

32.Центральное понятие буддизма и джайнизма, означающее высшее состояние, цель человеческих стремлений:

нирвана

33.Понятие древнекитайской философии, обозначающее мужское, светлое и активное начало:

Янь

34.Понятие древнекитайской философии, обозначающее женское, темное и пассивное начало:

Инь

35.Представление о «благородном муже» как идеальной личности разработал:

Конфуций

36.Что обозначают понятия Брахман в веданте и апейрон в философии Анаксимандра:

Высший Разум

37.В философии Гераклита слово Логос обозначает мировой закон, мировой порядок, которому подчинено все существующее. Какое понятие китайской философии имеет тот же смысл:

Ли

38.Что обозначает понятие «дхармы» в традиционной индийской философии:

Вечный моральный закон, предписывающий свыше каждому определённый образ жизни

Вечный моральный закон, предписывающий свыше каждому определённый образ жизни

39.К древнеиндийским философским текстам относятся

Упанишады

40.К древнекитайским философским текстам относится

Дао-дэ-цзин

41.В индийской философии — общая сумма совершенных поступков и их последствий, определяющая характер нового рождения

Карма

42.Китайский философ, основатель даосизма

Лао-цзы

43.Золотое правило нравственности: «Чего себе не пожелаешь, того не делай и другим» было впервые сформулировано:

Конфуцием

ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ

44.Хронологические рамки развития античной философии:

VI в. до н.э – VI в. н.э.

45.Основным принципом античной философии был:

космоцентризм

46.Основная проблема, решавшаяся философами милетской школы:

проблема первоначала

47.Тезис, принадлежащий мыслителю Фалесу:

«Познай себя»

48.Тезис, принадлежащий мыслителю Фалесу

«Начало всех вещей — вода»

49.Анаксимен за первооснову всех вещей принимал

Воздух

50.Положение: «Число есть сущность и смысл всего, что есть в мире», принадлежит:

Пифагору

51.Последователь Пифагора, первый начертивший систему мира и поместивший в центр мироздания Центральный Огонь

Парменид

52.Впервые понятие бытия в философии употребил

Парменид

53.Движение, любое изменение являются лишь иллюзией чувственного мира, утверждали:

элеаты

54.Представители какой философской школы поставили проблему бытия, противопоставили мир чувств миру разума и доказывали, что движение, любое изменение лишь иллюзия чувственного иллюзорного мира:

Элейской

55.Как Вы думаете, гипотетический спор каких философов изобразил А.С. Пушкин в стихотворении «Движение»?

Зенона и Гераклита

56.Античный философ считавший, что в одну и ту же реку нельзя войти дважды:

Гераклит

57.Кто из античных философов учил, что всё развивается, что первопричина мира и его первооснова – это огонь, что в одну и ту же реку нельзя войти дважды?

Гераклит

58.Понятие «Логос» в философском учении Гераклита означает:

Всеобщий закон, действию которого подчинено все в мире

59.Впервые выразил идею атомистического строения материи:

Демокрит

60.Высказывание: «Человек – мера всех вещей» принадлежит:

Протагору

61.«Я знаю, что ничего не знаю…». Автор афоризма:

Сократ

62.Знание по Сократу тождественно:

добродетели

63.Суть «этического рационализма» Сократа:

добродетель есть результат знания того, что есть добро, тогда как отсутствие добродетели является результатом незнания

64.Объективно-идеалистическая философия была основана:

Платоном

65.В античности заслуга открытия сверхчувственного мира идей принадлежит:

Платону

66.Чем в философии Платона идея «лошади» отличается от реальной, живой, настоящей лошади? Укажите неправильный ответ.

Идея бессмертна, вечна, настоящая лошадь смертна

67.В философии Платона идея «лошади» отличается от реальной, живой лошади тем, что:

идея материальна, настоящая лошадь – идеальна

68.Высказывание о том, что душа до рождения человека пребывала в мире идей, поэтому в процессе познания она способна припоминать их, принадлежит:

Платону

69.Источник познания – это воспоминание души о мире идей, полагал:

Платон

70.Философ, считавший логику главным орудием познания:

Аристотель

71.Философ, ученик Платона:

Аристотель

72.Философ, ученик Платона, автор книг «Метафизика», «Поэтика», «Политика»

Аристотель

73.Согласно Аристотелю, в человеческую душу не входит
Минеральная душа

74.Сущность этического учения Эпикура состоит в том, что:

надо наслаждаться жизнью

75.Римский поэт, последователь Эпикура, автор поэмы «О природе вещей»

Цицерон

76.Утверждение: «Важно не то, что с нами происходит, а то, как мы к этому относимся» соответствует мировоззрению:

стоиков

77.Римский философ, воспитатель Нерона, автор «Писем к Луциллию», представитель стоицизма

Сенека

78.Философ, который жил в бочке, считал себя «гражданином мира» и призывал к бедности, невежеству

Диоген Синопский

ФИЛОСОФИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ

79.Характерной чертой средневековой философии является:

теоцентризм

80.Какая из нижеперечисленных особенностей не характерна для средневековой философской мысли?

Авторитаризм

81.Теоцентризм – мировоззренческая позиция, в основе которой лежит представление о главенстве:

Бога

82.Философия в Средние века занимала подчиненное положение по отношению к:

богословию

83.Совокупность религиозных доктрин и учений о сущности и действии Бога:

теология

84.Произведения раннехристианской литературы, не включенные в библейский канон, т.е. признанные официальной церковью «ложными»

Апокрифы

85.Эсхатология – это

Учение о конечных судьбах мира и человека

86.Спаситель, избавитель от бед, помазанник Божий

Мессия

87.Ограничение или подавление чувственных желаний, добровольное перенесение физической боли, одиночества:

mirznanii.com

Религиозное мировоззрение и его роль в жизни человека :: SYL.ru

Что такое мировоззрение, и каким оно бывает

Мировоззрение — это система устойчивых взглядов индивида на окружающий мир и явления, происходящие в нем. Оно приобретается в течение всей жизни осознанно либо стихийно, может меняться. На основе видения мира и полученного опыта формируются принципы, убеждения, идеалы, цели, то есть то, что отличает зрелую самодостаточную личность. Любое мировоззрение включает в себя три компонента: мироощущение (эмоционально — чувственная составляющая), миропонимание (рационально — теоретический уровень) и мировосприятие (сформировавшиеся на основе предыдущих двух компонентов ценностные установки). Согласно классификациям психологов, мировоззрение бывает житейским (обыденным), религиозным, научным, мифологическим и философским. Каждое из них имеет свои плюсы и минусы и не претендует на роль единственно правильного. В этой статье более подробно мы разберем только религиозное мировоззрение. Оно является наиболее спорным в современном мире.

Основные черты религиозного мировоззрения

Как становится ясно из названия, данный вид восприятия реальности знаменателен тем, что вещи и явления, происходящие в мире, воспринимаются через призму религии и веры в божественное Провидение. Религиозное мировоззрение обладает рядом отличительных черт:

1. Личность верующего тесно связана с Богом, любой поступок трактуется на основании религиозных предписаний.

2. Вера ценится выше знания, так как только она является единственным путем к спасению.

3. Цель жизни человека — познание истины (или достижение прозрения) через служение Богу и соблюдение его заповедей.

4. Мир делится на физический (видимый) и духовный (ментальный), где живут злые и добрые сущности, которые невидимы для человека, однако напрямую влияют на его жизнь.

5. Религия практична, то есть «вера без дел мертва».

6. Зачастую религиозное мировоззрение идет вразрез с общепризнанными научными теориями, которые отрицают существование Бога. Например, в таких фундаментальных вопросах, как сотворение мира и эволюция человека.

7. Религия может быть не только моно- (христианство, иудаизм), но политеистичной (синтоизм).

8. В отличие от мифологического мировоззрения, в религии присутствует четкое разделение на субъект и объект, присутствует более четкая систематизация понятий.

Религиозное мировоззрение и его роль в жизни общества

Реакция современного светского общества на различные вероисповедания неоднозначна. С одной стороны, специфика религиозного мировоззрения такова, что оно ставит под сомнения многие научные истины и вступает с ними в конфликт. Многие ученые резко высказываются против религии, она же, в свою очередь, призывает людей взглянуть на мир по-иному и понять, что есть вещи, которые существуют, несмотря на то, что мы в них не верим. Несмотря на это, существует несомненный плюс религиозного воспитания: пропаганда высоконравственного образа жизни и мыслей, что способствует поддержанию здоровой моральной атмосферы в обществе. Как сказал представитель одной из христианских общин: «Светский гуманизм, столь распространенный в наше время, под маской человеколюбия оправдывает наши самые низшие страсти и пороки. И лишь вера в Бога способна возвысить человека над своей греховной природой, указывая путь к истине».

www.syl.ru

Религиозное мировоззрение – основные черты

Количество просмотров публикации Религиозное мировоззрение – основные черты — 971

Сущность религиозного мировоззрения состоит в удвоении мира на естественный и сверхъестественный. Главная сила этого сверхъестественного мира — боги (политеизм) или Бог (монотеизм). Именно потустороннее становится смыслом, идеалом и ориентиром жизни земной, посюсторонней. Причем, это весьма эффективный способ обоснования ценностей человеческой жизни, поскольку всœе представления опираются на веру и фактически не бывают ни обоснованы, ни опровергнуты разумом. С логической точки зрения обосновать можно и вечность, и совершенство, и абсолютную значимость Бога. Но с таким же успехом можно всœе эти положения и опровергнуть, ведь по определœению речь идет о мире, который находится за пределами нашего непосредственного опыта͵ и, значит, практическая проверка наших предположений и умозаключений просто невозможна.

Как тип мировоззрения религия отличается образно-эмоциональным характером, типичным и для мифологического мировоззрения. Способ его существования является вера в сверхъестественное, священное начало. Непосредственное проявление вера находит в культе, системе ритуальных действий, являющихся необходимым признаком верующего человека.

Но в отличие от мифологического мировоззрения религиозное (особенно в наиболее развитых формах) не одухотворяет весь мир.
Размещено на реф.рф
Духом пронизан мир, но сам дух – есть высшее в нем. Духом должна быть наделœен и человек, но это результат работы его души, стремления к возвышенному, святому, к Богу. По этой причине основное значение приобретает этическая направленность религиозных взглядов, формирование духовного мира человека, тех чувств, которые помогают строить отношения с другими людьми: сострадание, любовь, совесть, терпимость, надежда, милосœердие и т.д.

В результате религиозное мировоззрение ориентированоуже не на массу, не на толпу, а на личность, ищущую свой путь в жизни. Вместе с тем, если мифологические представления фактически программируют жизнь (миф и есть сама жизнь), то религиозная деятельность, религиозные обряды, ритуалы, и иные способы культового поведения не охватывают всœего многообразия форм человеческой деятельности. Человек свободен в своем выборе, в его жизни большую роль играют светские (нерелигиозные) взгляды, действия, религия же касается духовной стороны человеческого существования.

В истории духовной жизни тайну религиозного сознания пытались понять многие мыслители. К примеру, З.Фрейд считал Бога возвысившимся отцом, позволяющим каждому человеку, слабому и в душе остающемуся ребенком, почувствовать себя надежно защищенным от превратностей судьбы, от крайне важно сти принимать самостоятельные решения и в конечном итоге от ответственности.

По мнению Фейербаха, человек переносит на небо, на Бога всœе самые лучшие свои качества, обедняя тем самым себя. При этом нелишне добавить, что тем самым человек, слабый, несовершенный, смертный, получает прекрасный идеал, к которому можно стремиться, бесконечно совершенствуясь.

К.Маркс, развивая атеистические идеи, утверждал, что религия – иллюзия, необходимая для того, чтобы оправдать и облегчить земные страдания человека, это ʼʼвздох угнетенной твариʼʼ, ʼʼсердце бессердечного мираʼʼ. С увеличением степени человеческой свободы в ходе становления коммунистического общества религиозные иллюзии должны за ненужнобностью исчезнуть.

Напротив, по мнению Гегеля, Канта религия является крайне важно й составляющей человеческой жизни, она тождественна представлению о пути, о духовном совершенствовании человека, о становлении собственно человеческой системы ценностей.

referatwork.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о