Дефицит профицит – Дефицит и профицит бюджета

Содержание

5. Учебно-материальное обеспечение

1. Технические средства обучения: мультимедийный проектор, экран, компьютерная техника, слайды.

Вопрос 1. Дефицит (профицит) бюджета

Понятие дефицита (профицита) бюджета. Доходы и расходы государственного бюджета в принципе могут быть сбалансирова­ны. Однако в реальной жизни этого, как правило, не бывает и име­ет место дефицит или профицит.

Дефицит государственного бюджета характеризует превышение расходов и чистого кредитования над суммой доходов и полученных официальных трансфертов, определяемых в соответствии с установленными принципами формирования государственных финансов и классификации доходов и расходов. Такой концепту­альный подход к понятию дефицита не случаен. Он позволяет определить, в какой мере сектор государственного управления по­крывает свои расходы и выдаваемые в целях проведения государ­ственной политики кредиты за счет доходов, официальных транс­фертов и сумм, получаемых от погашения ранее выданных им займов, без увеличения своих долговых обязательств и без умень­шения объема ликвидных средств.

Дефицит бюджетов органов государственного управления пред­ставляет собой ту часть расходов и валового кредитования, которая превышает поступления доходов, сумм, полученных в погашение ранее выданных кредитов и полученных официальных трансфер­тов. Дефицит покрывается за счет финансирования, величина ко­торого равна дефициту, но имеет противоположный знак.

Профицит. В случае превышения доходов органов государствен­ного управления над их расходами профицит составляет ту часть доходов и полученных официальных трансфертов, которая превы­шает расходы.

Наличие дефицита или профицита сопряжено с признанием необязательного сбалансирования поступлений и платежей и воз­можности использования государственных финансов для регули­рования экономического развития путем изменения государ­ственных доходов и расходов. Наряду с этим, существуют кассо­вые разрывы между временем поступления доходов и временем осуществления расходов. Величина дефицита и профицита и их отношение к ВВП являются основными итоговыми показателя­ми, характеризующими поступление и расходование денежных средств сектором государственного управления. Наличие дефи­цита нередко является симптомом неблагополучия и нуждается в анализе.

Причины дефицита бюджета. Дефицит бюджета возникает в силу превышения расходов над доходами. Основными причинами де­фицита бюджета являются войны, расходы на военные нужды в мирное время, а также спады, стагнация и периоды депрессии производства. В годы, когда ВВП сокращается, автоматически сокра­щаются также налоговые поступления. В то же время расходы со­храняют тенденцию оставаться на прежнем уровне. В итоге возни­кает или увеличивается разрыв между расходами и доходами, растет дефицит. Факторами возникновения и роста дефицита могут быть обстоятельства, связанные с недостаточностью доходной базы и неоправданным, не учитывающим финансовых возможностей ростом расходов и их неэффективностью, в частности с расходами на содержание управленческого персонала, дотациями убыточным отраслям и др. Негативное влияние на доходы бюджета и, соответ­ственно, на размеры дефицита оказывает неустойчивость национальной валюты и денежного обращения. Слабость валюты, ее недостаточность для обслуживания экономического оборота при­водят к развитию бартерных операций, появлению суррогатов де­нег, нарушению нормальных расчетов, неплатежам хозяйствующих субъектов друг другу и в бюджет. Нерациональная налоговая поли­тика, превышение нормальной налоговой нагрузки также могут вести к негативному результату вследствие порождения тенденции к ограничению и сокращению хозяйственной деятельности.

Финансирование дефицита бюджета.

Дефицит бюджета должен быть профинансирован. Финансирование дефицита государствен­ного бюджета равно величине дефицита и представляет собой по­крытие недостатка доходов за счет займов или эмиссии новых де­нег. В случае если расходы и чистое кредитование растут быстрее, чем доходы и получаемые трансферты, потребность в заемных средствах возрастает. Международная практика финансирования бюджетного дефицита свидетельствует о том, что для обеспечения экономического развития достаточно лишь рефинансирования государственных обязательств. При рефинансировании государ­ственного долга погашение ранее выпущенных займов произво­дится за счет выручки от выпуска новых, т.е. продажи новых облигаций и использования части полученных средств для выплаты держателям погашаемых облигаций или же получения новых кре­дитов и погашения за их счет ранее полученных. Таким образом, обязательства перед кредиторами выполняются за счет новых зай­мов, а кредиторы получают проценты за предоставляемые средства. В случае если приток новых займов ослабевает и становится мень­ше затрат по погашению долга, то в целях увеличения заинтересо­ванности инвесторов в предоставлении новых займов могут быть увеличены проценты по прямым кредитам и государственным цен­ным бумагам. В случае уменьшения потребности в займах процент­ные платежи могут быть уменьшены.

Сальдо производимых расходов и поступающих доходов имеет важное значение для государственного регулирования экономики. Специфика его воздействия на экономическое развитие определя­ется источниками финансирования отрицательного сальдо (дефи­цита) и направлениями использования превышения доходов над расходами (профицита). Оно осуществляется двумя основными способами: за счет государственных займов и за счет эмиссии но­вых денег. На финансирование дефицита оказывает также влияние увеличение или уменьшение у органов государственного управле­ния остатков ликвидных финансовых средств. Таким образом, ка­тегория финансирования включает государственное заимствова­ние, погашение (выплату) задолженности и изменение остатков средств органов государственного управления на счетах в банках, государственных резервов национальной валюты и ценных бумаг.

Для финансирования дефицита государственного бюджета с по­мощью займов государство привлекает свободные денежные сред­ства других секторов экономики и внешнего мира, используя раз­личные финансовые инструменты: размещение государственных долговых обязательств и прямые кредиты от банков, международ­ных организаций развития, правительств других стран. Государственные долговые обязательства считаются наиболее надежным видом ценных бумаг. Этим обусловлена их повышенная привлека­тельность для инвесторов и одновременно относительно низкая доходность. Вместе с тем эта надежность не является абсолютной. В частности, государственные ценные бумаги очень чувствительны к изменениям процентных ставок. В этом смысле государственные облигации являются все же рисковыми, даже если не грозит опас­ность дефолта, поскольку их курс может упасть в условиях роста процентных ставок. Рассматривать государственные ценные бума­ги как полностью безрисковые было бы заблуждением.

Государственное заимствование и изменение остатков ликвид­ных финансовых активов являются неэмиссионными способами покрытия дефицита бюджета. Покрытие дефицита за счет выпуска новых денег увеличивает денежную массу в обращении и способ­ствует развитию инфляционных процессов. В условиях неразвито­го рынка государственных ценных бумаг займы у Центрального банка являются основным внутренним источником финансирова­ния дефицита бюджета. Однако и в условиях высокоразвитого рын­ка государственных долговых обязательств органы государствен­ного управления могут и практически используют займы у центральных банков.

Изменение остатков ликвидных финансовых активов включает изменение остатков денежных средств (наличных и депозитов) и изменение финансовых требований к другим секторам, приобре­тенных органами государственного управления в целях управления ликвидностью. Изменение остатков денежных средств между на­чалом и концом бюджетного периода отражает разницу между все­ми поступлениями и платежами за данный период. Отрицательная величина свидетельствует о том, что поступления средств превы­шают платежи. Такой подход позволяет определить, насколько сектор государственного управления в состоянии покрывать свои расходы и обеспечивать кредитование, не увеличивая при этом объема своих финансовых обязательств и (или) не уменьшая ре­зервов ликвидных средств. Включение изменения остатков средств органов государственного управления на счетах в банках и резервов наличных денег в состав операций финансирования объясняется тем, что влияние этих операций на экономическое развитие ана­логично операциям заимствования. Использование ранее накоп­ленных ресурсов приводит к увеличению общего спроса в эконо­мике, как и получение кредитов у Центрального банка, поскольку и в том и в другом случае финансовые ресурсы для других секторов экономики в текущем периоде не уменьшаются. Увеличение ос­татков средств органов государственного управления на банков­ских счетах ведет к сокращению общего спроса на ресурсы в дан­ном периоде.

Финансирование дефицита государственного бюджета может осуществляться как за счёт внешнего заимствования, так и за счет заимствования внутри страны. Влияние внутреннего и внешнего заимствования на величину финансовых ресурсов страны, платеж­ный баланс и рост экономической активности различно.

studfiles.net

определение понятия, сбалансированность бюджета, платежный баланс, влияние на экономику государства и отличия от дефицита.

Добавлено в закладки: 0

Что такое профицит бюджета? Описание и определение понятия.

Профицит бюджета — это понятие предполагает превышение уровня доходов над расходами. Данное экономическое понятие подразумевает, что доходная составляющая часть бюджета в значительной мере превышает расходную часть.

Один из наиболее главных составляющих оформления госплана прибыли и расходов – это сбалансированность бюджета. Если рассматривать экономические ситуации в их идеальном виде то суммы затрат, а также прибыли должны быть равны между собой. Однако в реальности эти показатели очень редко бывают полностью одинаковыми. Именно из-за этого возникают два понятия такие как дефицит и профицит бюджета, эти понятия характеризуют собой сложившуюся экономическую ситуацию в деятельности государства, однако каждое из этих понятий можно рассматривать двояко, поскольку долги не всегда могут повлиять негативно на ситуацию в стране, а выгоды зачастую достигаются не самым лучшим путем. Именно поэтому самый лучший залог успеха – это полная сбалансированность. Но для того, чтобы хорошо понять, а также осмыслить всю общую картину экономического положения страны, нужно рассмотреть эти два понятия: дефицит бюджета, его расходы, доходы, а также профицит.

Рассмотрим более детально, что значит профицит бюджета.

Характеристика бюджетной системы и основные статьи расходов

Если рассмотреть само понятие бюджетной системы, то мы увидим что это совокупность определенных частей и его составляющих. Если рассматривать бюджет страны, то стоит задуматься над тем, какие субъекты играют роль в его формировании, а также в его использовании. Самая маленькая единица рассматривая в системе – это местное финансирование средств, которые уходят в этот бюджет, и используется только в одном городе, в районе или в посёлке. Кроме всего этого, консолидация бюджета может в значительной степени отличаются от этих показателей, которые дают отдельные субъекты. Например, в 2000 году на федеральном уровне наблюдался профицит бюджета, с одной стороны экономика расцветала и средств хватало для того, чтобы покрыть долги. Однако с другой стороны показатели консолидированного бюджета говорили о дефиците. Поэтому такая ситуация оценивалась двояко, некоторые придерживались мнения, что профицит – это достижение, другие же считали, что это упущение со стороны правительства.

Расход – это общая сумма всех затрат, которые нужно осуществлять для того, чтобы получить определенные блага. Каждый из нас знаком с таким понятием. Однако, на государственном уровне масштаб расходов огромен, экономисты конечно со своей стороны проделывают всю необходимую работу для того, чтобы рассчитать все статьи возможных расходов и самым лучшим образом составить план и добиться сбалансированности, а также избежать в следствии этого дефицита или профицита бюджета. Рассмотрим расходы страны. Затраты при этом можно разделить на следующие группы:

  • военные;
  • экономические;
  • социальные;
  • внешнеполитические;
  • управленческие;
  • чрезвычайные затраты.

В наше время в таком современном и напряженном темпе деятельности государства, величина затрат опережает все разумные выгоды, если рассмотреть высказывания Вагнера то можно согласиться с сделанным и выводом он сказал: «в странах где развита экономическая промышленность, расходы образуются намного быстрее, чем национальный доход».

Вся проблема в росте материальной прибыли государства скрывается в том, что основная часть уходит на налоговые сборы, 84% от общей величины федерального бюджета составляют как раз такие обязательные платежи со стороны граждан и юридических лиц, вся оставшаяся часть составляет прибыль от внешнеэкономической деятельности или собственности, которая остается в аренду.

Дефицит и профицит госбюджета целиком и полностью зависит от того, насколько своевременно поступают налоги, а также выплачена ли их полная сумма.

Понятие дефицита

Дефицит, как многие из нас знают — это отрицательная разница выявленная в сравнении между доходами и убытками. Современные государства в наше время существуют в условиях сумм, которые в значительной степени превышают затраты. Несмотря на то, что дефицит имеет явные недостатки в бюджете, очень многие экономисты считают его лекарством. Как они это объясняют? А объясняют таким образом, что недостаток средств является хорошим стимулом для правительства для того, чтобы пересмотреть планы развития. Именно это дает толчок для развития сельского хозяйства, промышленности, а также для увеличения объемов экспорта. Однако, нельзя забывать о том, что быстрый рост внешних долгов никогда не сможет превысить графу доходов и выгод в самой стране. Огромная разница и величина обязательств по сравнению со всеми доходами поражает объем уровня инфляции и часто такое явление считается следствием дефолта. Причины образования дефицита кроются во множестве факторов и чаще всего превышение доходов над расходами является следствием следующих ситуаций:

  • упадок производства или его довольно таки и низкая производительность;
  • значительный и стремительный рост безработицы в государстве;
  • неконтролируемые расходы;
  • значительные затраты выходящие на военное оружие и на администрации.

Стоит помнить, что не во всех случаях возникновения дефицита связано с отсутствием не проницательности или плохого планирования.

Экономическая система и ее положение в государстве

Часто причиной таких ситуаций являются военные действия или же природные катаклизмы, которые не всегда можно предвидеть и учесть. А ведь именно важно обратить внимание на то, куда тратятся средства. Рассмотрим способы для покрытия расходов в случаях, когда происходит чрезвычайные ситуации. Правительство должно правильно и безболезненно решать подобные проблемы. Однако, из-за того, что местные органы управления не имеют контроля, это приводит к тому, что возникает дефицит бюджета, который в следствии имеет отображение на всех показателях.

Рассмотрим что такое консолидация бюджета. Если посмотреть на мировую практику, то существуют сразу несколько методов для борьбы с кризисными ситуациями:

  • Первый метод – государственный заем у страны-партнера;
  • Второй метод – усиления налогового режима;
  • третий метод – формирование резервов банков второго уровня.

Каждый из этих способов имеет конечно же своей как преимущества так и недостатки. Последние два метода упомянутые выше вызывают недовольство граждан, а также конфликты внутри государства и могут только на короткое время улучшить положение в стране. Способ поднятия налогов обычно приводит к тому, что растет уровень безработицы и граждане уходят в тень от выполнения обязательств перед государством. В конечном итоге всё заканчивается тем, что страна рискуют получить еще меньше средств, чем поступало до этого в основной бюджет. Заем материальных средств у других государств чаще всего наиболее подходящее решение для того, чтобы выйти из трудных ситуаций. Особенно это является хорошим способом, если трудности возникли из-за чрезвычайных происшествий и в скором времени баланс будет восстановлен.

Рассмотрим влияние профицита государства на бюджет. Мы рассмотрели как влияет дефицит средств на государство. Однако, что происходит в случаях, когда разница между доходами и расходами установится в плюсе. Можно ли говорить об остатке средств как о прибыли? Конечно, личные деньги это лучше чем растущие долги – подумает каждый гражданин. Однако, экономисты придерживаются другого мнения.

Профицит бюджета – это сэкономленные средства и они направляются в основном для погашения государственных долгов. Однако, при этом нельзя забывать о том, с помощью каких методов образовывается такой накопленный остаток. Если это является следствием того, что уменьшается отсутствие финансирования отдельных субъектов в экономике страны, то ничего хорошего в итоге это не принесет, ведь из-за этого начинает хромать отрасль, на которую было потрачено и вложено меньше денег, чем было необходимо. Однако, если средства были направлены на все отрасли и использовались в нужном объеме и суммах, то тогда сэкономленная часть не принесет ущерба деятельности и в тоже время принесет дополнительную пользу, результатом этого будет положительное влияние на бюджет страны.

Бездефицитность разных уровней

Показатели как самой экономической деятельности, так и административных подразделений может в значительной степени иметь существенное отличие. Например, на местном уровне средств может не хватать, и они могут образовать долги. Однако, в тоже время на общегосударственном уровне дела могут обстоять совсем иначе и может даже сформироваться положительный остаток, при этом получается что профицит бюджета еще ничего не говорит о безупречном состоянии, в котором находится экономика. Для того, чтобы провести качественный анализ, нужно рассмотреть показатели местного и регионального, а также Федерального и консолидированного бюджета. Полученная разница всех конечных результатов будет зависит от некоторых факторов: достаточное финансирование, рациональное использование, а также фактор коррупции. Как показывает реальность – в последнее время самые острые проблемы сбалансированности бюджета состоят именно в региональном и местном уровне. Возможность достигнуть сбалансированности и процветания является следствием соблюдения принципа сбалансированности бюджета.

Если происходит грамотное распределение средств, тогда удается не только избежать дефицита и профицита, но и даже исправить неудачные ситуации прошлого периода.

Тогда сбалансированность экономики будет приносить успех стране, для этого необходим четкий взгляд на следующие понятия: нельзя заранее завышать, а также занижать планку в местах, которые касаются экономики. Допущение фактора дефицита противоречит идеям хорошего планирования. Зная то, что профицит бюджета это тоже не самый лучший показатель, лучше и его обойти вовсе. Самая лучшая и единственная цель, к которой нужно стремиться для правильного распределения бюджета – это баланс.

Дефицит и профицит бюджета – понятия, с которыми сталкивается каждое государство, и которого еще никто не смог избежать. Исключительно только самый лучший и качественный анализ всех ситуаций, а также строгий контроль и регулирование местных, а также региональных органов в подтверждении с законодательными актами, могут уравновесить два противоположных друг другу состояния экономического развития. Немаловажно при этом и хорошо развитая налоговая система, которая не давала бы причин гражданам страны избегать уплаты налогов.

Профицит также является следствием товарного излишка, то есть превышение объема предложений над величиной спроса на товар со стороны граждан. В производстве профицит является превышением экспорта над импортом, поэтому важно рассмотреть вопрос о платежном балансе или превышении поступлений материальных средств над их расходами. Иначе говоря, это называется активным платежным балансом. Профицит также является следствием избытка какого-то одного ресурса или же фактора производства, когда обнаруживается фактор присутствия профицита, то он сокращается путем уменьшения доходов от продажи государственной и муниципальной собственности, а также доходов от продажи государственных запасов или ресурсов. Другой способ состоит в том, что средства могут направляться на погашение долгов или денежные средства могут частично направляться на другие уровни.

Отличия профицита и дефицита

Можно отдельно отметить отличия профицита и дефицита. Эти понятия абсолютно противоположны друг друга и возникают вследствие разных и совершенно противоположных причин. Единственное что их связывает, так это то, что они оба говорят о том, что внутри экономической политики отсутствует баланс. При этом дефицит может возникать в следующих случаях:

  • кризисное явление;
  • неспособности нынешнего правительства регулировать внутренние финансовые потоки;
  • воины внутри страны или революции;
  • стихийные бедствия;
  • огромное количество национальных ресурсов уходит на укрепление обороны в мирное время;
  • быстрые темпы роста издержек социального характера;
  • реструктуризация производственной сетки страны.

На первый взгляд кому-то может показаться, что ситуация, в следствии которой расходы значительной степени превышают доходы, не является катастрофической и гораздо лучше когда денежных средств больше. Но на самом деле профицит, как мы уже коснулись этой темы выше, оказывает не менее пагубное влияние, чем дефицит. Кроме того, многие страны существуют и функционируют при самой острой сбалансированности доходов и расходов, и расходы при всем при этом, могут в значительно большей степени превышать доходы, поэтому государства имеют несбалансированный бюджет.

Профицит имеет разные виды. Если переводить этот термин с латинского языка, то он будет означать «рост» и «повышение», а повышаться в стране может что угодно. Особенно это касается бюджета страны, поскольку бюджет – это сводный план доходов и расходов домохозяйств и фирм, а также муниципальных образований утверждённый на 2 года. Профицит бюджета – это превышение доходов над затратами государства. Если посмотреть на это со стороны государственного бюджета, то это баланс доходов и затрат за определенный ограниченный период времени, чаще всего за год. Основной финансовый план страны, который был принят законодательным органом, и денежные потоки на территории государства, могут разделяться на 3 уровня:

  • первый – федеральный бюджет;
  • второй – региональный;
  • третий – местный.

Доходы и издержки это две главных части любого бюджета, каждое правительство хочет достигнуть того, чтобы обе части были в полном равновесии между собой, что является на языке экономистов – балансом. На самом деле, как показала история, баланса достичь практически невозможно. Именно поэтому важно знать, что означают оба понятия и знать обо всех их плюсах и минусах.

Бюджетный профицит и его последствия за счёт дополнительной прибыли, полученной в условиях наиболее высоких экспортных цен, формируется изолированной частью федерального бюджета. Такая часть финансовых ресурсов называется – финансовый резерв. Источником его образования принято считать свободные остатки денежных средств федерального бюджета. Вследствие увеличения доходов и расходов госбюджета растут и количественные показатели общей денежной массы, которые повышают уровень жизни граждан, в результате чего хорошо развивается инфраструктура. Вследствие этого появляется ревальвация, или повышение курса национальной валюты в стране, а также дефляция. Также как и в случае, когда увеличение денежной массы происходит по причине притока национальной валюты, государство сталкивается с девальвацией, и соответственно этому инфляция с неизменным ростом стоимости цен на товары расчёт, а также анализ макроэкономических показателей в стране определяется профицитным платежом баланса, как значительной степени преобладания потока любых денежных средств с заграницы. Остаток с доходной части платежного баланса в стране является следствием, прежде всего, товарообмена в стране услугами, а также капитала между определённой страной и другими странами в мире.

По сути, это выглядит как балансовый отчет, в котором зафиксированы с одной стороны – внешней поступления, с другой стороны – отображаются платежи, производимые за границу. В течение определенного периода времени, структура платежного баланса – это своего рода показатель, который отображает существующую ситуацию и суммарные части всех валютных поступлений в страну, которые сами по себе превышают общий отток денежных средств за пределы страны.

Последствия профицита платежного баланса

Профицит платежного баланса вызывают следующие факторы:

  • увеличение доходов и расходов бюджета государства;
  • развитие инфраструктуры;
  • повышение качества и уровня жизни граждан в стране;
  • увеличение денежной массы в государстве;
  • направлении денежных средств на поддержку хозяйственной деятельности.

Также необходимо отметить, что рост доходной части профицита торгового баланса в стране – это разница между ценой на экспорт и ценой на импорт за определенный отрезок времени.

Способов избавиться от ненужных товаров или излишков материальных средств достаточно много. Однако, их нужно направить в необходимое русло и сделать это необходимо, потому что избыточный товарный запас, например, требует значительных ресурсов компании, таких как хранения на складе, замороженные средства, инвентаризация, учет и анализ и так далее. Наибольшую опасность избыток товара предоставляет для компании в случае, когда она находится на стадии внедрения на рынок или же на той стадии, когда компания переживает периоды выживания, то есть в моменты, когда больше всего необходимы ресурсы и средства. Если для компании внешняя система менее важна, чем решение проблем внутри, то излишки могут быть смертельно опасными для всей компании.

Мы коротко рассмотрели что такое профицит бюджета, его особенности и отличия от дефицита, влияние на экономическую ситуацию в государстве и роль фактора сбалансированности бюджета. Оставляйте свои комментарии или дополнения к материалу.

biznes-prost.ru

47. Дефицит и профицит государственного бюджета. Государственный долг и его структура.

Государственный бюджет – один из инструментов государственного регулирования экономики, основной финансовый план образования и использования централизованного фонда денежных средств государства.

Основными элементами государственного бюджета являются доходы и расходы. К доходам относятся налоги и сборы; к расходам – финансирование экономики, социально-культурных программ, обороны и управления.

Баланс доходов бюджета означает равенство его доходов и расходов. Если расходы превышают доходы, то имеет место дефицит, а в случае превышения доходов над расходами – профицит, или излишек.

Существуют несколько понятий бюджетного дефицита:

—  структурный дефицит – это разность между текущими государственными расходами и доходами, которые поступили бы в бюджет в условиях существующей налоговой системы при полной занятости населения;

—  фактический дефицит – это разница между доходами и расходами фактически исполненного бюджета;

—  циклический дефицит

 – это разница между фактическим и структурным дефицитом;

—  первичный дефицит – это общий дефицит государственного бюджета, уменьшенный на сумму выплат по государственному долгу.

Форма проявления бюджетного дефицита — государственный долг.

Государственный долг – общая сумма непогашенных дефицитов государственного бюджета, накопленная за время существования страны.

Основные формы государственного долга:

—  внутренний долг – задолженность государства своим собственным гражданам;

—  внешний долг – задолженность государства гражданам и организациям других стран;

Пути преодоления бюджетного дефицита:

—  сокращение бюджетных расходов;

—  изыскание дополнительных источников доходов;

—  заем денег;

—  денежная эмиссия.

Управление государственным долгом – совокупность действий государства по погашению и регулированию суммы государственного долга, а также по привлечению новых заемных средств.

Основные средства:

—  бюджетные средства;

—  выпуск новых займов;

—  изменение условий займа.

Государственный долг уменьшается, если образовывается первичный бюджетный избыток и если темп прироста реального национального дохода превышает реальную ставку процента.

48. Понятие валюты. Валютный курс и его характеристики. Конвертируемость валюты.

Международные валютные отношения возникли с началом функционирования денег в международном платёжном обороте.

Национальная валюта —  денежная единица данной страны, используемая в международных расчётах с другими странами.

Национальная валютная система – это часть денежной системы страны, в которой формируются и используются валютные ресурсы и осуществляются международный платёжный оборот.

Мировая валютная система – форма организации валютных отношений, сложившихся на основе развития мирового рынка, закреплённая межгосударственными соглашениями.

Международный валютный фонд – международная валютно-кредитная организация, имеющая статус специализированного учреждения ООН.

Основные цели:

—  содействие развитию международной торговли и валютного сотрудничества путем установления норм регулирования валютных курсов и устранения валютных ограничений;

—  предоставление государством – членам кредитов в иностранной валюте для выравнивания платежных балансов.

Валютный рынок – это система социально-экономических и организационных отношений по купле-продаже иностранной валюты.

Валютный курс – цена денежной единицы данной национальной валюты, выражается в денежных единицах валюты другой страны.

Виды валютных курсов:

—  система жёсткофиксированных валютных курсов.

—  система гибких или плавающих валютных курсов.

Действия правительства на  регулирование валютного курса могут быть:

Прямые – это политика учётной ставки и валютная интервенция.

Косвенные – инструменты денежно–кредитной и финансовой политики Центробанка.

Номинальный валютный курс —  цена одной валюты в единицах другой. Реальный валютный курс– относительная цена товаров, произведенных в двух странах.

Валютная интервенция – воздействие на курс национальной валюты путём купли/продажи иностранной валюты.

Продажа иностранной валюты способствует снижению обменного курса, покупка – повышению.

Меры правительства по регулированию валютного курса побуждает его проводить девальвацию или ревальвацию.

Девальвация  направлена на снижение обесценивание и снижение курса своей национальной валюты.

Ревальвация направлена на повышение и укрепление курса национальной валюты.

Конвертируемость (обратимость) –  это определенный валютно-финансовый режим, который позволяет в ходе всех или определенных внешнеэкономических операций осуществлять свободный обмен национальных денежных единиц на иностранные валюты. Конвертируемость означает, что национальная валюта в той или иной мере выполняет функцию мировых денег.

По степени конвертируемости валюты бывают:

—  свободно конвертируемые;

—  частично конвертируемая валюта;

—  абсолютно неконвертируемая валюта.

studfiles.net

Лекция 5. Дефицит и профицит бюджета

5.1. Понятие дефицита бюджета, его классификация

Одной из главных целей государственной финансовой политики является мaкроэкономическая стабилизация. Она может достигаться использованием таких бюджетных инструментов, как налоги, госу­дарственныe расходы, бюджетный дефицит. Теоретически можно выделитьтри состояния бюджета: сбалансированное, дефицитное и профицитное.

Дефицит бюджета— это превышение расходов бюджета над его доходами. В мировой практике для финансирования бюджетного дефицита используютсязаймы, налоги и денежная эмиссия.

Возможна следующая классификация дефицитов бюджетов.

По отношению к планувыделяют плановый и фактический дефици­ты бюджета.

По степени учета конъюнктурных доходовбывают скрытый (ла­тентный) и реальный дефициты бюджета. Скрытый дефицит представляет собой разность между расходами и доходами за вычетом конъюнктурных доходов бюджета, т. е. доходов, полученных в связи с ростом цен на нефть, газ, и других факторов, влияющих на показатели доходов бюджета.

По отношению к уровню бюджетамогут быть дефициты федераль­ного, региональных, местных бюджетов.

По характеру возникновенияразделяют случайный (чрезвычайный) и действитель­ный дефициты.

В зависимости от периодичности возникновенияразличают постоянный, циклический и временный дефициты.

По степени переложе­ния на будущие поколенияможет быть переложимый и и непереложимый бюджетный дефицит.

По степени учета процентных выплат по обслуживаниюгосударственного или муниципальногодолгаразличают первичный (рабочий или структурный) и вторичный дефициты. Дефицит бюджета без учета процентных выплат по обслуживанию долга наэывают первичным, с учетом — вторичным.

По способу воздействия на социально-экономические процессыразличают активный и пассивный дефициты бюджетов. Активный дефицит бюджета связан с дефиuитом бюджета развития, пассивный — с бюджетом текущих расходов.

В экономической литературе в последнее время используется понятиененефтегазового баланса, в соответствии с которым возникают понятия ненефтяного бюджетного дефицитаили nрофицита. Ненефтяной бюджетный дефицит — превышение расходов бюджета над ненефтяными доходами (за вычетом ассигнований, связанных, нефтегазовой отраслью). В БК РФ внесена новая ст.96.7 «Ненефтегазовый дефицит федерального бюджета», который представляет собой разницу доходов бюджета без учета нефтегазовых доходов бюджета и доходов от управления средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния и общим объемом расходов федерального бюджета в соответствующем финансовом году. Ненефтегазовый дефицит федерального бюджета финансируется за счет нефтегазового трансферта и источников финансирования дефицита федерального бюджета. БК РФ устанавливает также ограничения на ненефтегазовый дефицит федерального бюджета.

Ограничения размера бюджетного дефицита

Ограниченияразмера бюджетного дефицита федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетовустановлены в БК РФ( ст.92, 92.1).

В соответствии с Федеральным законом от 26.04.07 N 63-ФЗ дефицит федерального бюджета, утвержденный федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период,не может превышать размера нефтегазового дефицита федерального бюджета. Причем этот же закон устанавливает, что кредиты Центрального банка РФ, а также приобретение Центральным банком РФ государственных ценных бумаг РФ при их размещениине могут бытьисточниками финансирования дефицита федерального бюджета.

Дефицит бюджета субъекта РФ не должен превышать 15 процентовутвержденного общегогодового объема доходовбюджета субъекта РФ без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений.

В случае утверждения законом субъекта РФ о бюджете в составе источников финансирования дефицита бюджета субъекта РФ поступлений от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в собственности субъекта РФ, и снижения остатков средств на счетах по учету средств бюджета субъекта РФ, в том числе средств Резервного фонда субъекта РФ, дефицит бюджета субъекта РФ может превысить ограниченияв пределах суммы указанных поступлений и снижения остатков средств на счетах по учету средств бюджета субъекта РФ, в том числе средств Резервного фонда субъекта РФ.

Дефицит местного бюджета не должен превышать 10 процентовутвержденного общегогодового объема доходовместного бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений и (или) поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений.

В случае утверждения муниципальным правовым актом представительного органа муниципального образования о бюджете в составе источников финансирования дефицита местного бюджета поступлений от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в собственности муниципального образования, и снижения остатков средств на счетах по учету средств местного бюджета дефицит местного бюджета может превысить ограниченияв пределах суммы указанных поступлений и снижения остатков средств на счетах по учету средств местного бюджета.

Превышение по данным годового отчета об исполнении соответствующего бюджета установленных БК РФ ограничений является нарушением бюджетного законодательства РФи влечет применение мер принужденияза нарушение бюджетного законодательства РФ.

Кредиты Центрального банка РФ, а также приобретение Центральным банком РФ государственных ценных бумаг субъектов РФ, муниципальных ценных бумаг при их размещении не могут бытьисточниками финансирования дефицита соответствующего бюджета.

Источники финансирования дефицита федерального бюджета

В Федеральном законе от 26.04. 2007 г. №63-ФЗ определены источники финансирования дефицита для бюджетов каждого уровня.

В состав источников внутреннего финансирования дефицита федерального бюджета включаются:

  • разница между средствами, поступившими от размещения государственных ценных бумаг РФ, номинальная стоимость которых указана в валюте РФ, и средствами, направленными на их погашение;

  • разница между полученными и погашенными РФ в валюте РФ бюджетными кредитами, предоставленными федеральному бюджету другими бюджетами бюджетной системы РФ;

  • разница между полученными и погашенными РФ в валюте РФ кредитами кредитных организаций, кредитами международных финансовых организаций;

  • изменение остатков средств на счетах по учету средств федерального бюджета в течение соответствующего финансового года;

  • иные источники (поступления от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в собственности РФ; от реализации государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней, уменьшенные на размер выплат на их приобретение; курсовая разница по средствам федерального бюджета; прочие).

В состав источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета включаются:

  • разница между средствами, поступившими от размещения государственных займов, которые осуществляются путем выпуска государственных ценных бумаг от имени РФ и номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, и средствами, направленными на их погашение;

  • разница между полученными и погашенными РФ в иностранной валюте кредитами иностранных государств, включая целевые иностранные кредиты (заимствования), с учетом средств, перечисленных из федерального бюджета российским поставщикам товаров и (или) услуг на экспорт в счет погашения государственного внешнего долга РФ, международных финансовых организаций, иных субъектов международного права и иностранных юридических лиц;

  • разница между полученными и погашенными РФ в иностранной валюте кредитами кредитных организаций.

Установлено, что утвержденный федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период общий объем источников финансирования дефицитафедерального бюджета, не связанных с использованием средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния, не может превышать 1 процент прогнозируемого ВВП, указанного в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период (ограничение может быть превышено на сумму бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда РФ, не использованных в отчетном финансовом году).

studfiles.net

5. Учебно-материальное обеспечение

1. Технические средства обучения: мультимедийный проектор, экран, компьютерная техника, слайды.

Вопрос 1. Дефицит (профицит) бюджета

Понятие дефицита (профицита) бюджета. Доходы и расходы государственного бюджета в принципе могут быть сбалансирова­ны. Однако в реальной жизни этого, как правило, не бывает и име­ет место дефицит или профицит.

Дефицит государственного бюджета характеризует превышение расходов и чистого кредитования над суммой доходов и полученных официальных трансфертов, определяемых в соответствии с установленными принципами формирования государственных финансов и классификации доходов и расходов. Такой концепту­альный подход к понятию дефицита не случаен. Он позволяет определить, в какой мере сектор государственного управления по­крывает свои расходы и выдаваемые в целях проведения государ­ственной политики кредиты за счет доходов, официальных транс­фертов и сумм, получаемых от погашения ранее выданных им займов, без увеличения своих долговых обязательств и без умень­шения объема ликвидных средств.

Дефицит бюджетов органов государственного управления пред­ставляет собой ту часть расходов и валового кредитования, которая превышает поступления доходов, сумм, полученных в погашение ранее выданных кредитов и полученных официальных трансфер­тов. Дефицит покрывается за счет финансирования, величина ко­торого равна дефициту, но имеет противоположный знак.

Профицит. В случае превышения доходов органов государствен­ного управления над их расходами профицит составляет ту часть доходов и полученных официальных трансфертов, которая превы­шает расходы.

Наличие дефицита или профицита сопряжено с признанием необязательного сбалансирования поступлений и платежей и воз­можности использования государственных финансов для регули­рования экономического развития путем изменения государ­ственных доходов и расходов. Наряду с этим, существуют кассо­вые разрывы между временем поступления доходов и временем осуществления расходов. Величина дефицита и профицита и их отношение к ВВП являются основными итоговыми показателя­ми, характеризующими поступление и расходование денежных средств сектором государственного управления. Наличие дефи­цита нередко является симптомом неблагополучия и нуждается в анализе.

Причины дефицита бюджета. Дефицит бюджета возникает в силу превышения расходов над доходами. Основными причинами де­фицита бюджета являются войны, расходы на военные нужды в мирное время, а также спады, стагнация и периоды депрессии производства. В годы, когда ВВП сокращается, автоматически сокра­щаются также налоговые поступления. В то же время расходы со­храняют тенденцию оставаться на прежнем уровне. В итоге возни­кает или увеличивается разрыв между расходами и доходами, растет дефицит. Факторами возникновения и роста дефицита могут быть обстоятельства, связанные с недостаточностью доходной базы и неоправданным, не учитывающим финансовых возможностей ростом расходов и их неэффективностью, в частности с расходами на содержание управленческого персонала, дотациями убыточным отраслям и др. Негативное влияние на доходы бюджета и, соответ­ственно, на размеры дефицита оказывает неустойчивость национальной валюты и денежного обращения. Слабость валюты, ее недостаточность для обслуживания экономического оборота при­водят к развитию бартерных операций, появлению суррогатов де­нег, нарушению нормальных расчетов, неплатежам хозяйствующих субъектов друг другу и в бюджет. Нерациональная налоговая поли­тика, превышение нормальной налоговой нагрузки также могут вести к негативному результату вследствие порождения тенденции к ограничению и сокращению хозяйственной деятельности.

Финансирование дефицита бюджета. Дефицит бюджета должен быть профинансирован. Финансирование дефицита государствен­ного бюджета равно величине дефицита и представляет собой по­крытие недостатка доходов за счет займов или эмиссии новых де­нег. В случае если расходы и чистое кредитование растут быстрее, чем доходы и получаемые трансферты, потребность в заемных средствах возрастает. Международная практика финансирования бюджетного дефицита свидетельствует о том, что для обеспечения экономического развития достаточно лишь рефинансирования государственных обязательств. При рефинансировании государ­ственного долга погашение ранее выпущенных займов произво­дится за счет выручки от выпуска новых, т.е. продажи новых облигаций и использования части полученных средств для выплаты держателям погашаемых облигаций или же получения новых кре­дитов и погашения за их счет ранее полученных. Таким образом, обязательства перед кредиторами выполняются за счет новых зай­мов, а кредиторы получают проценты за предоставляемые средства. В случае если приток новых займов ослабевает и становится мень­ше затрат по погашению долга, то в целях увеличения заинтересо­ванности инвесторов в предоставлении новых займов могут быть увеличены проценты по прямым кредитам и государственным цен­ным бумагам. В случае уменьшения потребности в займах процент­ные платежи могут быть уменьшены.

Сальдо производимых расходов и поступающих доходов имеет важное значение для государственного регулирования экономики. Специфика его воздействия на экономическое развитие определя­ется источниками финансирования отрицательного сальдо (дефи­цита) и направлениями использования превышения доходов над расходами (профицита). Оно осуществляется двумя основными способами: за счет государственных займов и за счет эмиссии но­вых денег. На финансирование дефицита оказывает также влияние увеличение или уменьшение у органов государственного управле­ния остатков ликвидных финансовых средств. Таким образом, ка­тегория финансирования включает государственное заимствова­ние, погашение (выплату) задолженности и изменение остатков средств органов государственного управления на счетах в банках, государственных резервов национальной валюты и ценных бумаг.

Для финансирования дефицита государственного бюджета с по­мощью займов государство привлекает свободные денежные сред­ства других секторов экономики и внешнего мира, используя раз­личные финансовые инструменты: размещение государственных долговых обязательств и прямые кредиты от банков, международ­ных организаций развития, правительств других стран. Государственные долговые обязательства считаются наиболее надежным видом ценных бумаг. Этим обусловлена их повышенная привлека­тельность для инвесторов и одновременно относительно низкая доходность. Вместе с тем эта надежность не является абсолютной. В частности, государственные ценные бумаги очень чувствительны к изменениям процентных ставок. В этом смысле государственные облигации являются все же рисковыми, даже если не грозит опас­ность дефолта, поскольку их курс может упасть в условиях роста процентных ставок. Рассматривать государственные ценные бума­ги как полностью безрисковые было бы заблуждением.

Государственное заимствование и изменение остатков ликвид­ных финансовых активов являются неэмиссионными способами покрытия дефицита бюджета. Покрытие дефицита за счет выпуска новых денег увеличивает денежную массу в обращении и способ­ствует развитию инфляционных процессов. В условиях неразвито­го рынка государственных ценных бумаг займы у Центрального банка являются основным внутренним источником финансирова­ния дефицита бюджета. Однако и в условиях высокоразвитого рын­ка государственных долговых обязательств органы государствен­ного управления могут и практически используют займы у центральных банков.

Изменение остатков ликвидных финансовых активов включает изменение остатков денежных средств (наличных и депозитов) и изменение финансовых требований к другим секторам, приобре­тенных органами государственного управления в целях управления ликвидностью. Изменение остатков денежных средств между на­чалом и концом бюджетного периода отражает разницу между все­ми поступлениями и платежами за данный период. Отрицательная величина свидетельствует о том, что поступления средств превы­шают платежи. Такой подход позволяет определить, насколько сектор государственного управления в состоянии покрывать свои расходы и обеспечивать кредитование, не увеличивая при этом объема своих финансовых обязательств и (или) не уменьшая ре­зервов ликвидных средств. Включение изменения остатков средств органов государственного управления на счетах в банках и резервов наличных денег в состав операций финансирования объясняется тем, что влияние этих операций на экономическое развитие ана­логично операциям заимствования. Использование ранее накоп­ленных ресурсов приводит к увеличению общего спроса в эконо­мике, как и получение кредитов у Центрального банка, поскольку и в том и в другом случае финансовые ресурсы для других секторов экономики в текущем периоде не уменьшаются. Увеличение ос­татков средств органов государственного управления на банков­ских счетах ведет к сокращению общего спроса на ресурсы в дан­ном периоде.

Финансирование дефицита государственного бюджета может осуществляться как за счёт внешнего заимствования, так и за счет заимствования внутри страны. Влияние внутреннего и внешнего заимствования на величину финансовых ресурсов страны, платеж­ный баланс и рост экономической активности различно.

studfiles.net

Бюджетный дефицит и профицит

Расходы гос.бюджета и его доходы не всегда совпадают. Если расходы больше доходов, то правительство сталкивается с бюджетным дефицитом. Противоположная ситуация называется бюджетным профицитом или излишком.

Принято различать: первичный и общий дефицит гос.бюджета.

Первичный дефицит— это общий дефицит гос.бюджета, уменьшенный на сумму процентных выплат по гос.долгу.

По аналогии определяется и первичный профицит.

Принято также различать фактический, структурный и циклический дефицит гос.бюджета.

Фактический дефицит– это отрицательная разница между фактическими доходами и расходами правительства.

Структурный дефицит– это разность между доходами и расходами гос.бюджета, рассчитанное до уровня номинального дохода, соответствующего полной занятости.

Циклический дефицит– это разница между фактическим и структурным дефицитом гос.бюджета. Циклический дефицит представляет собой следствие колебаний экономической активности в ходе делового цикла. При этом изменения в налоговых поступлениях и гос.расходах происходит автоматически.

Гос. расходы, налоговые поступления и дефицит.

TG – гос. расходы

T – налоги

Y – доход

E – сбалансированный бюджет.

В т.E сбалансированный бюджет.

Налоговые поступления = гос. расходам.

Источником финансирования гос.бюджета являются внутренние и внешние источники следующих видов.

Внутренние источники:

-кредиты, полученные Россией от кредитных организаций в валюте РФ

-гос.займы, осуществляемых путём выпуска ценных бумаг от имени РФ

-бюджетные ссуды, полученные от бюджетов др.уровней бюджетной системы РФ

Внешние источники:

-Гос.займы, осуществляемые в иностранной валюте, путём выпуска ценных бумаг от имени РФ.

-кредиты правительств, иностранных гос-в, банков, фирм, международных финансовых организаций, предоставленные в иностранной валюте.

50. Государственный долг

Нарастание бюджетного дефицита в экономике приводит к появлению и увеличению гос. долга.

Гос.долг– это сумма, накопленных за определённый период времени бюджетных дефицитов за вычетом имевшихся положительных сальдо бюджета.

Гос.долг:

Внешний-долг иностранным гос-вам, организациям, отдельным лицам. Это наиболее тяжёлый долг, т.к. страна должна продавать наиболее ценные товары, чтобы оплатить процент и сам долг.

Внутренний– это долг своему населению. Это долговые обязательства правительства РФ, выраженные в валюте РФ перед физическими и юридическими лицами.

Долговые обязательства могут выступать в следующих формах:

  1. Кредитов, полученных правительством РФ

  2. Гос.займов, осуществлённых за счёт выпуска ценных бумаг от имени правительства

  3. Др.долговых обязательств, гарантированных правительством РФ.

Долговые обязательства могут быть:

-Долгосрочными(до 1 года)

-Среднесрочный (от 1 года до 5 лет)

-Долгосрочные (от 5 до 10 лет)

Бюджетный дефицит и госдолг тесно связаны: во-первых – госзаймы – важный источник покрытия бюджетного дефицита, во- вторых, без анализа величины госдолга невозможно определить дефицит бюджета.

Гос.долг имеет 2 опасности:

1.Банкротство нации

2.Опасность переложения данного бремени на будущее поколение .

Т.о. правительство применяет следующие меры по обслуживанию гос.долга:

А) рефинансирование– когда при наступлении срока погашения облигаций, правительство продает новые облигации с тем, чтобы использовать выручку для погашения предыдущих облигаций.

Б) взимание новых налогов. Цель – получить доход для выплаты процентов по долгу и основной его суммы.

В) выпуск новых денег в обращение.

Кроме того, рост гос.долга ведёт к негативным экономическим последствиям:

  1. Выплата процентов по гос.долгу увеличивает неравенство доходов, т.к. значительная часть гос.обязательств сосредотачивается у состоятельной части наеления. Погашение государством внутреннего долга, ведёт к тому, что деньги переходят к более обеспеченным гражданам

  2. Повышение ставок налогов, как средство выплаты внутреннего долга может подорвать действие экономических стимулов развития производства и снизить инвестиционную привлекательность многих программ, но самое главное может усилить соц. Напряженность.

  3. Существование внешнего долга предполагает передачу части, созданного внутри страны ВВП за рубеж в виде процентов или сумм основного долга.

  4. Рост внешнего долга снижает авторитет страны

  5. Займ страны на рынке капиталов для рефенансирования долга или уплаты процентов ведёт к увеличению ставки процента на внешний капитал. Это в свою очередь уменьшит спрос на деньги со стороны частных инвесторов и следовательно приведёт к падению капитальных вложений в производство. В результате этого эффекта вытеснение частных инвестиций в будущем новые поколения получат меньший производственный потенциал.

Психологический эффект гос.долга – это неуверенность населения страны в завтрашнем дне.

studfiles.net

2.Дефицит и профицит бюджета

Под бюджетным дефицитом понимается превышение расходов государственного бюджета над его доходами. Обратное явление – профицит бюджета– означает превышение доходов бюджета над расходами. Существует также понятие «первичный профицит», которое означает превышение доходов над расходами без учета расходов на обслуживание государственного долга (в этом случае обслуживание государственного долга превышает сумму дефицита бюджета).

При сбалансированном бюджете государственные доходы равняются расходам. Повторим, что в том случае, когда доходы больше расходов, превышение называется профицитом бюджета или положительным сальдо бюджета. Бюджетный дефицит (отрицательное сальдо) существует при превышении расходов над доходами.

Бездефицитность бюджета не означает еще «здоровья» экономики. Всегда необходимо обращать внимание на то, какой именно (государственный, региональный, муниципальный, консолидированный) бюджет исполняется с профицитом. Так, в последние годы государственный бюджет РФ исполняется с профицитом, однако консолидированный бюджет РФ дефицитен из-за отрицательного сальдо подавляющего числа региональных и почти всех местных бюджетов.

В экономической теории сложились несколько подходов к проблеме бюджетного дефицита.

Первая концепция: бюджет должен быть ежегодно сбалансирован. Вообще, стремление всеми мерами бороться с бюджетным дефицитом и не делать государственных заимствований может привести к отрицательным последствиям для экономики любой страны. Допустим, наметился рост безработицы. Доходы населения падают, налоговые поступления сокращаются. Правительство, стремясь получить бездефицитный бюджет, должно либо увеличить число и повысить ставки налогов, либо сократить государственные расходы, либо использовать сочетание этих мер. Следствием этих мероприятий будет еще большее сокращение совокупного спроса и дальнейший спад в экономике. Такая бюджетно-финансовая политика ориентирована только на решение текущих экономических проблем, но не способна решать перспективные задачи. Правительство Е.Гайдара проводило в 1992 бюджетно-финансовую политику, базирующуюся на концепции резкого снижения государственных расходов на социальную политику, пытаясь таким образом сократить бюджетный дефицит. Однако ему не удалось ни ликвидировать бюджетный дефицит, ни остановить спад производства.

Вторая концепция: бюджет должен быть сбалансирован на протяжении экономического цикла, а не ежегодно. Это означает, что правительство осуществляет антициклическое воздействие и одновременно стремится сбалансировать бюджет. В период спада государство осуществляет стимулирующую бюджетно-финансовую политику: снижает налоги и увеличивает государственные расходы, т.е. сознательно увеличивает дефицит бюджета, стимулируя тем самым рост совокупного спроса и подъем экономики. В период подъема государство проводит сдерживающую бюджетно-финансовую политику: повышает налоги и снижает государственные расходы. Возникает положительное сальдо бюджета, которое используется для покрытия дефицита бюджета в период спада. Данная концепция имеет, однако, существенный недостаток: она не учитывает того, что спады и подъемы могут быть неодинаковы по глубине и продолжительности, их чрезвычайно трудно спрогнозировать. Например, длительный и глубокий спад может смениться коротким и незначительным подъемом. В этом случае дефицит бюджета устранить не удастся, он примет циклическую форму.

Третья концепция: сбалансированность бюджета является второстепенной проблемой. Первостепенная экономическая задача государства, с точки зрения сторонников данного подхода, — это стимулирование экономического роста. Выполнение этой задачи может сопровождаться как устойчивым положительным сальдо бюджета, так и устойчивым бюджетным дефицитом (именно такая картина типична, например, для государственного бюджета США и ряда европейских стран).

Из зарубежной практики показателен профицит бюджета в Румынии времен Чаушеску. Этот коммунистический лидер очень боялся как бюджетного дефицита, так и закабаления страны посредством роста внешнего долга. Такая политика оказала угнетающее действие на экономику страны, сдерживала рост инвестиций, что стало одной из причин падения режима Чаушеску. Вообще, создание профицита консолидированного бюджета государства сродни хранению денег в чулке — средства просто обесценятся.

Небольшой бюджетный дефицит для экономики многие экономисты считают лекарством, стимулирующим хозяйственное развитие. Его роль сродни роли потребительского кредита: получаешь блага сейчас, но приходится много работать, чтобы отработать его, вместо того, чтобы получить эти блага в будущем за меньшие деньги. Кроме того, государство, в отличие от домохозяйств, может постоянно тратить больше, чем зарабатывать.

Однако передозировка любого лекарства может быть опасной. Рост бюджетного дефицита порождает инфляцию, экономическую нестабильность, рост внешних и внутренних заимствований, которые в свою очередь приводят к дефолту.

Первостепенное внимание надо обратить на то, на какие цели расходуется бюджетный дефицит. Едва ли можно упрекнуть правительство, когда оно тратит деньги на инвестиции в наукоемкие и высокодоходные отрасли, на подготовку к военным действиям в случае военной угрозы. Однако слишком часто средства госбюджета уходят на решение сиюминутных проблем, разворовываются, а сам дефицит возникает из-за неумения руководства страны обуздать финансовые претензии министерств, ведомств и различных лоббистских групп.

Существует 3 традиционных способа покрытия дефицита бюджета: 1) выпуск госзаймов, 2) ужесточение налогообложения, 3) производство денег, или «сеньораж», т.е. печатание денег. Однако в настоящее время «сеньораж» не является простым печатанием денег, т.к. это вызывает инфляцию. Современный «сеньораж» выражается в создании резервов коммерческих банков, которые концентрируются в ЦБ и могут быть использованы для покрытия дефицита бюджета. Однако политика ЦБ, направленная на рост величины резервов денежных средств, поступающих к нему из коммерческих банков, вызывает недовольство последних, ослабляет их финансовое положение и усиливает противоречия внутри финансовой системы страны.

Созданный в начале 2000-х в России профицит федерального бюджета при дефиците консолидированного бюджета страны вызывает у экономистов противоречивые оценки. Некоторые считают профицит не заслугой Правительства, а его ошибкой: искусственная «накачка» средств в федеральный бюджет посредством отъема их из региональных и местных бюджетов практически сводит на нет возможности эффективного функционирования региональных и местных органов власти. Защитники позиции правительства считают, что центральное правительство уже научилось составлять сбалансированный бюджет, предотвращая тем самым инфляцию, в то время как дефициты местных бюджетов связаны с низким качеством бюджетного процесса в регионах.

Различают следующие виды финансирования бюджетного дефицита – денежное и долговое.

Денежное финансирование означает, что для покрытия бюджетного дефицита правительство получает кредиты центрального банка или напрямую продает ему свои долговые обязательства. Этот метод имеет существенные недостатки, поэтому законодательство многих стран накладывает жесткие ограничения на его использование. В ряде стран кредитование правительства центральным банком запрещено. Но даже если прямого запрета нет, денежное финансирование дефицита используется лишь в крайних случаях. Дело в том, что при таком подходе центральный банк увеличивает денежную массу на величину, не обеспеченную товарами и услугами. В результате растет инфляция, нарушается нормальный механизм ценообразования, падает курс национальной валюты, ухудшаются рациональные ожидания в экономике и возникает ряд других неблагоприятных последствий.

В отличие от денежного, долговое финансирование дефицита осуществляется путем выпуска доходных государственных обязательств, которые размещаются на фондовом рынке, свободно покупаются и продаются на нем, а по истечении определенного срока погашаются государством. Средства, полученные от размещения займов, идут на покрытие бюджетного дефицита. Поскольку деньги занимаются не у центрального банка, а на рынке, прироста денежной массы не происходит. В этом состоит преимущество долгового финансирования. Однако, перераспределение денежной массы имеет и негативные последствия. Поскольку выпущенные обязательства гарантированы государством, они рассматриваются как достаточно надежное вложение средств. Приобретая государственные ценные бумаги, субъекты рынка ограничивают свои вложения в реальный сектор экономики. В итоге происходит вытеснение средств в сферу финансовых операций, снижается инвестиционная активность, что негативно сказывается на перспективах экономического роста в будущем.

Помимо государственных займов, источниками финансирования дефицита могут быть кредиты и ссуды, полученные от бюджетов других уровней, частных банков и компаний, правительств других стран, а также международных финансовых организаций – Международного валютного фонда (МВФ), Международного банка реконструкции и развития (МБРР) и др.

Структура источников финансирования дефицита бюджетов различных уровней в России определяется Бюджетным кодексом (ст. 94-96). В соответствии с ним выделяются следующие источники финансирования дефицита федерального бюджета:

1) внутренние источники:

кредиты, полученные от кредитных организаций в рублях;

государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации;

бюджетные ссуды, полученные от других уровней бюджетной системы;

2) внешние источники:

государственные займы, осуществляемые в иностранной валюте путем выпуска ценных бумаг от имени РФ;

кредиты в иностранной валюте, полученные от правительств иностранных государств, банков, фирм, международных финансовых организаций.

Источники финансирования дефицита бюджетов субъектов РФтакже подразделяются на внутренние и внешние. К внутренним источникам относятся государственные займы путем выпуска ценных бумаг от имени субъектов РФ, бюджетные ссуды от других уровней бюджетной системы и кредиты, полученные от кредитных организаций;

Дефицит местных бюджетовможет финансироваться только за счет внутренних источников: муниципальных займов и кредитов, полученных от кредитных организаций.

По российскому законодательству, бюджетный дефицит может финансироваться только на долговой основе. Кредиты Центрального банка, а также приобретение им государственных или муниципальных долговых обязательств при их первичном размещении не могут быть источниками финансирования дефицита бюджета.

Бюджетный кодекс регулирует не только способы покрытия бюджетного дефицита, но и устанавливает ограничения на его объем. Так, размер дефицита федерального бюджета не может превышать суммарный объем бюджетных инвестиций и расходов на обслуживание государственного долга РФ.

Дефицит бюджета субъекта РФ не может быть больше 5 процентов от объема его доходов без учета финансовой помощи из федерального бюджета. При этом доходы бюджета должны полностью покрывать его текущие расходы. Источники финансирования дефицита региональных бюджетов могут использоваться только на покрытие инвестиционных расходов, эти средства нельзя направлять на обслуживание и погашение долга субъектов РФ.

Ограничение на размер дефицита местного бюджета – не более 3 процентов от объема доходов без учета финансовой помощи из федерального и регионального бюджетов. Поступления из источников финансирования дефицита также могут направляться только на инвестиционные расходы.

studfiles.net

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *