Дефицитный бюджет – Что такое дефицит государственного бюджета и как он влияет на нашу жизнь? Бюджет России на 2018 год!

Содержание

Понятие и виды бюджетного дефицита

Расходы государственного бюджета и его доходы не всегда совпадают. Если расходы больше доходов, то правительство сталкивается с бюджетным дефицитом. Противоположная ситуация, т. е. превышение доходов над расходами, называется бюджетным профицитом, или излишком.

Принято различать первичный и общий дефицит государственного бюджета.

Первичный дефицит — это общий дефицит государственного бюджета, уменьшенный на сумму процентных выплат по государственному долгу. По аналогии определяется и первичный профицит.

Принято также различать фактический, структурный и циклический дефицит государственного бюджета.

Фактический дефицит — это отрицательная разница между фактическими (действительными) доходами и расходами правительства.

Структурный дефицит — это разность между доходами и расходами государственного бюджета, рассчитанная для уровня национального дохода, соответствующего полной занятости. Другими словами, это та разница, которая существовала бы, если бы при действующей системе налогообложения и принятых законодательной властью государственных расходах в экономике наблюдалась бы полная занятость.

Циклический дефицит — это разница между фактическим и структурным дефицитом государственного бюджета. Циклический дефицит представляет собой следствие колебаний экономической активности в ходе делового цикла. При этом изменения в налоговых поступлениях и государственных расходах происходят автоматически.

Графическое изображение бюджетного дефицита и бюджетного излишка (профицита) дано на рис. 1.

Рис. 1. Государственные расходы, налоговые поступления и дефицит государственного бюджета

G — государственные расходы;

Т — налоговые поступления; У — доход.

В точке Е — сбалансированный бюджет, т. е. налоговые поступления равны государственным расходам (Т = G).

Допустим, что в стране действует пропорциональная система налогообложения. Ставка подоходного налога составляет 20%, или 0,2. Итак, если Y = 0, то Т = 0; при Y = 1000 млрд. долл. налоговые поступления, т. е. Т, составят: Y х 0,2 = 1000 млрд. долл. х 0,2 = 200 млрд. долл. Если доход составляет величину 1500 млрд. долл., то налоговые поступления будут 1500 млрд. долл. х 0,2 = 300 млрд. долл. и т. д.

Допустим, фактический Y = 600 млрд. долл., то Т = 600 млрд. долл. х 0,2 = 120 млрд. долл.; при G = 200 млрд. долл. фактический бюджетный дефицит составит (Т — G) = 120 млрд. долл. — 200 млрд. долл. = -80 млрд. долл.).

Но если бы при той же налоговой ставке и уровне G доход был бы 1200 млрд. долл., т. е. соответствовал бы полной занятости, то не было бы и дефицита госбюджета: Т = 1200 х 0,2 = 240 млрд. долл.; G = 200; Т — G = 240 — 200 = 40 млрд. долл. (бюджетный профицит).

Каков же при этом циклический дефицит? Напомним, что он представляет собой разницу между фактическим и структурным дефицитом. В нашем примере он составит: -80 — (+40) = -120.

Действительно, за счет чего фактический дефицит достигает величины -80, если в условиях полной занятости государственный бюджет сводился бы с профицитом? Очевидно, за счет факторов экономической конъюнктуры, когда уменьшение дохода, вызванное снижением деловой активности, приводит и к снижению налоговых поступлений.

При анализе налогово-бюджетной политики и бюджетного дефицита важно обратить внимание на уже известный из предыдущего анализа подход «утечки — инъекции».

Ранее мы рассматривали равенство S («утечки») = I («инъекции»). При этом мы абстрагировались от тех «утечек» и «инъекций», которые связаны с фискальной политикой правительства.

Но, принимая во внимание, что государство осуществляет как государственные расходы, так и собирает налоги, мы можем применить и здесь подход «утечки — инъекции». К уже известным их видам присоединяются и некоторые другие, которые теперь мы будем принимать в расчет.

Итак, сбережения (S) и чистые налоги (T), т. е. налоги за вычетом трансфертов, — это «утечки» в кругообороте доходов и расходов на макроэкономическом уровне. Инвестиции (I) и государственные расходы (G) — это «инъекции».

Следовательно, если в условиях макроэкономического равновесия сумма «утечек» должна быть равна сумме «инъекций», то получаем:

S + Т = I + G    (1)

Тогда S — I = G — Т , то есть положительная разница между S и I равна дефициту государственного бюджета (G — Т).

Если представить это уравнение как

S = I + (G-T),    (2)

то, очевидно, увеличение дефицита при неизменном объеме сбережений должно вести к снижению инвестиций.

Из этих уравнений видно, что, если в экономике есть дефицит государственного бюджета, то S не равно I. Государство будет использовать часть сбережений для финансирования дефицита.

Как же финансируется бюджетный дефицит? Здесь можно провести аналогию с бюджетом отдельной семьи, или домашнего хозяйства. Если за какой-то период времени, например, за год, расходы домашнего хозяйства превысили его доходы, то налицо дефицит семейного бюджета. Как его покрыть? Можно продать часть имущества или занять деньги, т. е. прибегнуть к кредиту.

Домашнее хозяйство не может печатать деньги или облагать налогом своих соседей для финансирования своего дефицита. Но на макроэкономическом уровне правительство, столкнувшееся с проблемой бюджетного дефицита, имеет иные возможности для его покрытия и использует 

… читать далее …

newinspire.ru

Бюджетный дефицит — Википедия

Бюджетный дефицит — превышение расходов бюджета над его доходами. В случае превышения доходов над расходами возникает бюджетный профицит.

Сбалансированность бюджета

В идеале бюджет любого уровня бюджетной системы государства должен быть сбалансирован. Однако в силу действия различных факторов (экономических, политических, природных и др.) часто возникает ситуация, когда доходы бюджета (налоговые и неналоговые) не покрывают все необходимые для соответствующего уровня бюджетной системы расходы.

Принцип сбалансированности бюджета является одним из наиболее важных принципов бюджетной системы любого государства. Он заключается в том, что общий объём предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объёму поступлений в бюджет. При этом под поступлениями в бюджет подразумеваются не только доходы бюджета, но и другие источники, например заимствования. Таким образом, само по себе наличие дефицита бюджета не означает несбалансированности в том случае, если достигнуто равенство между расходами и суммарной величиной бюджетных поступлений. Несбалансированный бюджет (то есть такой, где объём расходов превышает поступления) фактически нельзя назвать бюджетом, так как он заведомо нереален для исполнения.

Составление бюджета с профицитом (с превышением доходной части над расходной) также влечёт за собой отрицательные последствия. Результатом профицитного бюджета станет снижение эффективности использования бюджетных средств и, как следствие, повышение нагрузки на экономику. Следовательно, сбалансированность бюджета — основополагающее требование, предъявляемое к органам, составляющим и утверждающим бюджет.

Сбалансированный бюджет является основой нормального функционирования органов управления государства и его административно-территориальных образований. Если же хотя бы небольшая часть бюджетов дефицитна (или хотя бы возник кассовый разрыв), это может привести к задержке финансирования бюджетных учреждений, срыву сроков выполнения государственных и муниципальных заказов, возникновению проблемы неплатежей в народном хозяйстве. Идеальным вариантом был бы, конечно, полностью бездефицитный бюджет, в котором сумма расходов полностью соответствует объёму доходов. Однако в условиях реальной экономики этого добиться нелегко, а подчас невозможно. Если составление бюджета с дефицитом неизбежно, для обеспечения сбалансированности приходится привлекать источники финансирования дефицита бюджета (

см. ниже).

Для достижения сбалансированности бюджета в бюджетном планировании применяется ряд методов:

  1. Лимитирование бюджетных расходов, то есть установление их предельных величин для каждого бюджетного учреждения по каждому виду расходов.
  2. Распределение доходов между бюджетами разных уровней соответственно распределению их расходных полномочий.
  3. Мероприятия по максимизации бюджетных доходов, выявление дополнительных резервов на основе мониторинга деятельности бюджетных учреждений.
  4. Модернизация бюджетного регулирования в сфере межбюджетных отношений.
  5. Планирование бюджетных расходов, влекущих за собой потенциальный рост доходов за счёт стимулирования экономики и эффективного решения социальных задач.
  6. Соблюдение принципа экономии расходов; отказ от затрат, не являющихся необходимыми с точки зрения общественного блага.
  7. Использование таких форм бюджетных заимствований, которые обеспечивают наиболее надёжное и эффективное привлечение денежных средств с финансовых рынков.

Важным инструментом в деле обеспечения сбалансированности бюджета на стадии его исполнения является процедура санкционирования бюджетных расходов. Она предусматривает контроль со стороны казначейских органов за соблюдением бюджетными учреждениями установленных лимитов бюджетных обязательств. Этим достигается недопущение расходов, не предусмотренных бюджетом, а также выдерживание сроков осуществления расходов. В случае текущего снижения доходов бюджета относительно плановых величин, предусмотрен механизм сокращения и блокировки расходов бюджета. Необходимо постоянно осуществлять финансовый контроль за целевым, экономным и эффективным хозяйствованием в бюджетных учреждениях, мониторинг динамики бюджетных расходов.

Видео по теме

Причины образования бюджетного дефицита

Причинами возникновения бюджетного дефицита могут выступать:

  1. Рост государственных расходов в связи со структурной перестройкой экономики и необходимостью развития промышленности.
  2. Рост неоплаченного государственного долга[1].
  3. Сокращение доходов государственного бюджета в период экономического кризиса.
  4. Чрезвычайные обстоятельства (войны, массовые беспорядки, крупные катастрофы, стихийные бедствия)
  5. Неэффективность финансовой системы государства.
  6. Политический популизм, выражающийся в росте социальных программ, не обеспеченных финансовыми ресурсами.
  7. Коррупция в государственном секторе.
  8. Неэффективность налоговой политики, вызывающая увеличение теневого сектора экономики.

Проблема сокращения бюджетного дефицита весьма серьёзна по ряду причин. Во-первых, объём необходимых государственных расходов велик. Эти обязательства накапливаются десятилетиями, многие из них не подлежат сокращению, снижение других является непопулярной мерой и затрагивает интересы различных групп населения. Во-вторых, находить новые источники пополнения бюджета достаточно сложно. Рост налогов негативно сказывается на деловой активности в экономике, способствует криминализации экономики (уклонению от налогообложения, росту теневой экономики).

Классификация бюджетного дефицита

Бюджетный дефицит можно классифицировать по ряду критериев.

По характеру возникновения, бюджетный дефицит может быть случайным либо действительным. Случайный (кассовый) бюджетный дефицит как правило обусловлен временными разрывами в поступлении и расходовании средств. Случайный дефицит в основном характерен для местных бюджетов, так как они в большей степени зависят от одного источника финансирования. Действительный дефицит объясняется невосполняемым отставанием роста доходов бюджета от роста расходов. Действительный дефицит закладывается в законе о бюджете на финансовый год в качестве предельной величины, но может оказаться выше или ниже в процессе исполнения бюджета.

По продолжительности, бюджетный дефицит может быть хроническим или временным. Хронический дефицит повторяется в бюджете из года в год. Чаще всего хронический дефицит является следствием продолжительного экономического кризиса. Временный дефицит может длиться в течение не столь долгого срока. Он является не столь опасным для экономики и возникает в силу случайных колебаний доходов и расходов. Проблема заключается в том, что временный дефицит, при неумелом управлении также может перерасти в хронический.

По отношению к плану бюджетный дефицит может быть плановым то есть предусмотренным законодательным актом о бюджете или внеплановым, объясняющимся непредвиденным ростом расходов или резким сокращением доходов.

С учетом расходов по обслуживанию государственного долга, бюджетный дефицит может быть первичным либо вторичным. Первичный дефицит это чистое превышение расходов бюджета над доходами. Вторичный бюджетный дефицит не подразумевает превышения расходов над доходами, но объясняется наличием дополнительных расходов на процентное обслуживание уже существующего бюджетного долга.

В мировой практике также различают следующие виды дефицита госбюджета:

  • циклический дефицит — спад деловой активности и сокращение налоговых поступлений.
  • структурный дефицит — положительное либо отрицательное сальдо бюджета при наличии естественного уровня безработицы, при наличии естественного уровня ВВП, при ставках налога и трансфертных платежей, определенных законодательством. Такой дефицит является результатом дискреционной фискальной политики.

Меры по управлению бюджетным дефицитом

В целях облегчения последствий бюджетного дефицита для экономики страны может быть предпринят ряд мер по управлению бюджетным дефицитом.

  1. Эмиссионное покрытие бюджетного дефицита. Бюджетный дефицит может быть уменьшен или даже полностью покрыт за счёт выпуска дополнительных денег. Такая мера провоцирует инфляцию, которая обесценивает внутренний долг и фактически удешевляет его обслуживание. Если темпы инфляции достаточно высоки, процентные ставки по государственным ценным бумагам могут даже стать отрицательными. Тем не менее, высокая инфляция, перерастающая в гиперинфляцию, крайне вредна для экономики государства, приводя к деградации денежной системы, обесцениванию сбережений населения, экономическому спаду. Помимо этого, в условиях инфляции государство вынуждено каждый новый выпуск государственных ценных бумаг обуславливать более высокой процентной ставкой, а также вводить ценные бумаги с плавающей процентной ставкой. Это в значительной мере нивелирует выгоду эмиссионного покрытия бюджетного дефицита.
  2. Налоговое покрытие бюджетного дефицита. Введение дополнительных налогов и увеличение ставок существующих налогов в краткосрочной перспективе позволяет наполнить бюджет. Однако такая мера в дальнейшем может привести к невыгодности инвестиций и предпринимательской активности, а следовательно к сокращению производства и переходу части экономики в теневой сектор. Таким образом, налоговое покрытие бюджетного дефицита даёт лишь краткий эффект, в последующем уменьшая доходы бюджета в связи уменьшением налогооблагаемой базы.
  3. Секвестирование бюджета. Представляет собой пропорциональное снижение всех расходных статей бюджета на определённую долю. Применяется с момента ввода и до конца бюджетного года. В рамках секвестирования возможно наличие ряда защищённых расходных статей, перечень которых определяется высшими органами власти. Ряд статей (таких, например, как обслуживание внешнего долга) секвестировать невозможно.
В Соединённых Штатах Америки, например, существует разделение расходных статей бюджета на прямые (обязательные) и дискреционные. Прямые расходы гарантированы действующим законодательством (социальные пособия, программы медицинского обслуживания и т. д.) и не могут быть урезаны. Дискреционные расходы ежегодно рассматриваются и утверждаются конгрессом США в рамках бюджета на будущий год. Одновременно устанавливается лимит таких расходов. Если фактические расходы бюджета начинают превышать эти лимиты, то запускается механизм секвестирования, уменьшающий бюджетный дефицит (закон Грэмма — Рудмана — Холлингса).

Финансирование бюджетного дефицита

Различают два вида финансирования бюджетного дефицита — денежное и долговое.

Денежное финансирование означает, что для покрытия бюджетного дефицита правительство получает кредиты центрального банка. Фактически это подразумевает выпуск в обращение (эмиссию) дополнительных денежных средств. Такое финансирование используется лишь в крайних случаях, так как его использование влечет за собой весьма негативные последствия для экономики. В результате реализации такого инструмента денежная масса национальной валюты увеличивается на величину, не обеспеченную товарами и услугами. Как следствие растет инфляция, нарушается нормальный механизм ценообразования, что в итоге влечет за собой падение курса национальной валюты. Помимо этого, отрицательным следствием раскручивания инфляции может стать проявление «эффекта Танзи». Суть этого явления заключается в том, что налогоплательщики начинают сознательно оттягивать уплату налогов в государственный бюджет. За время отсрочки деньги частично обесцениваются, фактическая налоговая нагрузка снижается, что в свою очередь опять же уменьшает доходы бюджета и усугубляет бюджетный дефицит. Таким образом, финансовая система страны расшатывается всё больше.

Поэтому законодательство многих стран накладывает жесткие ограничения на использование такого метода финансирования бюджетных дефицитов. В ряде стран кредитование правительства центральным банком запрещено. По бюджетному кодексу Российской Федерации в настоящее время в России денежное финансирование дефицитов бюджетов также запрещено.

Долговое финансирование осуществляется путём выпуска доходных государственных обязательств, которые размещаются и свободно обращаются на фондовом рынке, а по истечении определенного срока погашаются государством. Поскольку деньги для покрытия бюджетного дефицита занимаются на рынке, прироста денежной массы не происходит.

Таким образом, различаются следующие источники долгового финансирования дефицитов:

  1. Кредиты банков и небанковских кредитных организаций.
  2. Кредиты иностранных государств, международных финансовых организаций.
  3. Государственные займы, осуществляемые путём выпуска ценных бумаг от имени государства.
  4. Бюджетные кредиты, получаемые от других уровней бюджетной системы (как правило от вышестоящих нижестоящим).
  5. Поступления от продажи имущества, находящегося в государственной собственности:

Преимущество долгового финансирования очевидно. Однако существуют и негативные стороны государственного заимствования. Выпущенные государством ценные бумаги обычно рассматриваются участниками фондового рынка как весьма надёжные. Приобретая государственные обязательства, владельцы капитала сокращают таким образом инвестиции в реальный сектор экономики. Это влечёт снижение предпринимательской активности, ставя под вопрос перспективы экономического роста.

Источники финансирования дефицита бюджета

Для финансирования дефицита бюджета используются различные источники, которые делятся на внутренние и внешние.

Внутренние источники

Финансирование дефицита за счет внутренних источников включает:

Внешние источники

В состав источников внешнего финансирования дефицита бюджета включаются:

Бюджетный дефицит: плюсы и минусы

Динамика бюджетного дефицита и профицита США в ХХв.

Дефицит государственного бюджета опасен тем, что он практически всегда приводит к инфляции. Так было, например, в 1959—1975 годах в США, когда бюджетный дефицит был вызван войной во Вьетнаме. Таким образом, наличие бюджетного дефицита обычно рассматривается как негативное явление.

Однако существует и другой подход к проблеме вредоносности бюджетного дефицита как такового. Так, следуя Джону Мэйнарду Кейнсу, ряд экономистов даже рекомендуют составлять бюджет с некоторым дефицитом, чтобы смягчить или положить конец экономическому спаду.

Когда в экономике высока безработица, увеличение государственных закупок создает рынок для предпринимательской активности, порождая доход и стимулируя повышение потребительских расходов. Это стимулирует дальнейший экономический рост (эффект мультипликатора), что повышает реальный ВВП и занятость населения и, в конечном итоге, снижает уровень безработицы. Связь между спросом на внутреннем рынке и безработицей называется законом Оукена, который описывает эмпирически наблюдаемую обратно-пропорциональную зависимость ВВП от уровня безработицы.

Увеличение объёмов рынка, вызванное бюджетным дефицитом, стимулирует экономику также и постольку, поскольку увеличение предпринимательской прибыли вызывает оптимизм производителя, который в свою очередь способствует долгосрочным инвестиционным вложениям (эффект акселератора). В результате возрождается спрос, вызывающий в свою очередь рост занятости населения. Но дефицит не просто стимулирует спрос. Ко всему прочему, если дефицит используется для финансирования таких сфер, как инфраструктура, фундаментальная наука, образование или здравоохранение, то это также в перспективе увеличивает объёмы производства. Таким образом, бюджетный дефицит в определённых случаях может оказаться стимулом для активизации экономических процессов

Бюджеты многих государств являются дефицитными. Если государство стремится ежегодно принимать бездефицитный бюджет, это может усугублять циклические колебания экономики за счет сокращения важных расходов и излишнего повышения налогов. Поэтому при регулировании дефицита важно учитывать не только текущие задачи бюджетной политики, но и её долгосрочные приоритеты.

См. также

Литература

  • Парыгина В. А, Тедеев А. А. Бюджетное право и процесс. — М.: Эксмо, 2005. — 384 с. — ISBN 5-699-09576-4.
  • Зайнуллина Т. Г. Бюджетная система Российской Федерации. — М.: ИКЦ «МарТ», 2006. — 176 с. — ISBN 5-241-00646-Х.
  • Дорнбуш Р., Фишер С. Макроэкономика. пер. с англ. — М.: ИНФРА-М, 1997. — 784 с.
  • Долан Э. Дж., Линдсей Д. Макроэкономика. пер. с англ. — Санкт-Петербург: Изд-во АО «СПб оркестр», 1994. — 410 с.
  • Агапова Т., Серёгина С. Макроэкономика. — М.: Дело и сервис, 2004. — 447 с.
  • Бабич А., Павлова Л. Государственные и муниципальные финансы. — М.: ЮНИТИ, 2002. — 703 с.
  • Вавилов Ю. Государственный долг: Учебное пособие для вузов. — М.: Перспектива, 2007. — 256 с.
  • Буневич К.Г. Бюджетная система Российской Федерации. Учебный курс. (2011). Проверено 14 сентября 2011. Архивировано 18 марта 2012 года.

Ссылки

Примечания

wiki2.red

Дефицит бюджета Википедия

Бюджетный дефицит — превышение расходов бюджета над его доходами. В случае превышения доходов над расходами возникает бюджетный профицит.

Сбалансированность бюджета[ | ]

В идеале бюджет любого уровня бюджетной системы государства должен быть сбалансирован. Однако в силу действия различных факторов (экономических, политических, природных и др.) часто возникает ситуация, когда доходы бюджета (налоговые и неналоговые) не покрывают все необходимые для соответствующего уровня бюджетной системы расходы.

Принцип сбалансированности бюджета является одним из наиболее важных принципов бюджетной системы любого государства. Он заключается в том, что общий объём предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объёму поступлений в бюджет. При этом под поступлениями в бюджет подразумеваются не только доходы бюджета, но и другие источники, например заимствования. Таким образом, само по себе наличие дефицита бюджета не означает несбалансированности в том случае, если достигнуто равенство между расходами и суммарной величиной бюджетных поступлений. Несбалансированный бюджет (то есть такой, где объём расходов превышает поступления) фактически нельзя назвать бюджетом, так как он заведомо нереален для исполнения.

Составление бюджета с профицитом (с превышением доходной части над расходной) также влечёт за собой отрицательные последствия. Результатом профицитного бюджета станет снижение эффективности использования бюджетных средств и, как следствие, повышение нагрузки на экономику. Следовательно, сбалансированность бюджета — основополагающее требование, предъявляемое к органам, составляющим и утверждающим бюджет.

Сбалансированный бюджет является основой нормального функционирования органов управления государства и его административно-территориальных образований. Если же хотя бы небольшая часть бюджетов дефицитна (или хотя бы возник кассовый разрыв), это может привести к задержке финансирования бюджетных учреждений, срыву сроков выполнения государственных и муниципальных заказов, возникновению проблемы неплатежей в народном хозяйстве. Идеальным вариантом был бы, конечно, полностью бездефицитный бюджет, в котором сумма расходов полностью соответствует объёму доходов. Однако в условиях реальной экономики этого добиться нелегко, а подчас невозможно. Если составление бюджета с дефицитом неизбежно, для обеспечения сбалансированности приходится привлекать источники финансирования дефицита бюджета (см. ниже).

Для достижения сбалансированности бюджета в бюджетном планировании применяется ряд методов:

  1. Лимитирование бюджетных расходов, то есть установление их предельных величин для каждого бюджетного учреждения по каждому виду расходов.
  2. Распределение доходов между бюджетами разных уровней соответственно распределению их расходных полномочий.
  3. Мероприятия по максимизации бюджетных доходов, выявление дополнительных резервов на основе мониторинга деятельности бюджетных учреждений.
  4. Модернизация бюджетного регулирования в сфере межбюджетных отношений.
  5. Планирование бюджетных расходов, влекущих за

ru-wiki.ru

Бюджетный дефицит — Бюджетный менеджмент Библиотека русских учебников

Важной задачей финансовой политики каждого государства с рыночным механизмом экономики является оптимизация состава и структуры доходов и расходов бюджета и их сбалансирования. Несбалансированность или недостаточная н надежность сбалансирование доходов и расходов бюджета еще на стадии его планирования приводит к негативным явлениям в экономике, а именно к его дефициту. Значительный уровень дефицита в течение несколько лет при сводит к росту долговых обязательств государства, и, как следствие, — к росту расходов на обслуживание долга, что обостряет долговые проблемы и ведет к раз-балансировка всей финансовой системыми.

При формировании бюджета на текущий год необходимо обращать прежде всего внимание на решение следующих задач:

1) доходная часть бюджета должна быть реальной как в целом, так и по каждому источнику поступлений;

2) структура расходов должна быть оптимальной и учитывать максимальный уровень роста. ВВП;

3) бюджет — сбалансированный

Соотношение между доходной и расходной частями бюджета характеризует его сальдо

Превышение доходов над расходами обеспечивает положительное сальдо бюджета, то есть профицит. Превышение расходов над доходами приводит к бюджетному дефицита

Сумма бюджетных дефицитов за долгосрочный период за вычетом положительного сальдо бюджета создает государственный долг

Уровень бюджетного дефицита рассчитывается в процентах к валовому внутреннему продукту, также может определяться в процентах от национального дохода и расходов. Государственного бюджета. По методике междунар одного. Валютного. Фонда допустимый уровень бюджетного дефицита для стран-должников. МВФ равняется 7-8%. В мировой практике допустимыми уровнями бюджетного дефицита считаются следующие показатели: 2-3%. ВВП, 5% от национального дохода и 10% расходов. Государственного бюджета. С проблемами дефицитного бюджета знакомы все страны мира, это почти постоянное явление в экономике. Так, к началу 90-х годов бюджеты многих экономически развитых стран были дефицитными, например, дефицит бюджета. Италии составил более 25% его расходной части,. Японии — 15,6%;. США — 11,6,6 %.

. Основными причинами возникновения дефицита бюджета считаются следующие:

— чрезвычайные события: войны, стихийные бедствия, требующих значительных средств;

— спад производства и кризисные явления в экономике;

— неэффективное функционирование и расстройство финансово-кредитной системы;

— несовершенство финансового законодательства;

— инфляционные процессы;

— политические кризисы;

— другие факторы, влияющие на экономическую и социальную политику государства

В экономической литературе нет единого мнения относительно влияния небольшого по размерам дефицита бюджета на экономическую жизнь страны. Существует утверждение, что размер дефицита, который не превышает 3%. ВВП, имеет позитив ный влияние на оживление экономики. И наоборот, считается, что в странах с размером дефицита бюджета более 3%, снижается инвестиционная деятельность, повышается уровень инфляцииії.

Это может быть частично обосновано, если:

1) размер дефицита бюджета не превышает объемов капитальных вложений государства;

2) развитый рынок ценных бумаг, что позволяет финансировать государственный долг за счет внутренних источников;

3) дефицит бюджета продолжается не в долгосрочном периоде и находится под постоянным контролем государственных органов

Таким образом, бюджетный дефицит можно рассматривать не только со стороны его величины, т.е. определять количественно, но и характеризовать качество дефицита

Дефицит может быть связан с необходимостью осуществления крупных вложений в реализацию государственных программ, направленных на развитие экономики, ее структурной перестройки. Это даст возможность получить в. Майбах щем значительные доходы, обеспечить реальный рост. ВВП и национального дохода, повысить материальный уровень жизни населения. В этом случае, действительно, качество бюджетного дефицита совсем другая, и он может рассматриваться не как кризисное явление, а как государственное регулирование экономикки.

Бюджетный дефицит можно классифицировать по признакам, приведенным на рисунке 6

Рисунок 6 -. Классификация видов дефицита бюджета

. Открытый бюджетный дефицит — это дефицит, официально признан и зафиксирован в. Законе о бюджете на текущий год

. Скрытый бюджетный дефицит — это официально непризнанный дефицит, который возникает в результате необоснованного завышения объемов доходов бюджета, или включение в их состав источников покрытия дефицита. Скрытый дефицит бюджета может существовать ты также вследствие огромных сумм бюджетной задолженности по выплате заработной платы работникам бюджетной сферы, пенсий и социальных выплат. Именно такая разновидность скрытого бюджетного дефицита был х арактерним в некоторые годы для Украинни.

. Сознательный дефицит бюджета возникает, когда правительство для стимулирования экономики в период спада и активизации предпринимательских структур снижает ставки налогообложения, воплощает в жизнь политику»дешевых»денег, увеличивая одновременно гос ственные расходовні витрати.

. Вынужденный дефицит бюджета является следствием сокращения объемов производства и национального дохода, что приводит к уменьшению налоговых поступлений в бюджет и увеличение с него социальных трансфертных выплат населению

. Пассивный дефицит бюджета — это дефицит, когда средства, привлеченные для его покрытия, направляются на финансирование текущих потребностей, таких как заработная плата работникам бюджетной сферы, социальные выплаты и другие расходы

. Активный дефицит бюджета характеризуется направлением средств на финансирование высокоэффективных проектов, капитальных вложений, что способствует росту. ВВП

. Устойчивый дефицит бюджета — дефицит, который существует в долгосрочном периоде, вызывая рост государственного долга

. Временный дефицит бюджета — дефицит, который возникает вследствие кассового разрыва в процессе выполнения

Известны два пути сбалансирования бюджета (рис 7):

1) инфляционный путь;

2) неинфляционный путь

Увеличение доходов возможно за счет повышения ставок налогообложения, введения новых налогов и расширения базы налогообложения, увеличения объектов неналоговых поступлений

Рисунок 7 -. Пути сбалансирования бюджета

Сокращение расходов может осуществляться пропорционально путем применения механизма секвестра расходов или селективно, т.е. избирательным сокращением некоторых государственных расходов Уменьшение расходов не распространяется юеться на законодательно защищенные статьи бюджета. Сократить расходы можно путем отложения или ограничения на время финансирование капитальных проектеів.

Однако, процесс увеличения доходов в большинстве случаев либо нецелесообразен, либо невозможен, как и уменьшение расходной части бюджета. Поэтому государство вынуждено обращаться к привлечению заемных средств на внутр реннем и внешнем рынках.

Внутренними источниками покрытия бюджетного дефицита могут быть:

— доходы от выпущенных в обращение ценных бумаг;

— кредиты центрального банка

Внешние источники покрытия дефицита бюджета:

— кредиты иностранных государств и международных финансово-кредитных организаций;

— доходы от размещения ценных бумаг на внешнем рынке. Финансирование бюджетного дефицита за счет внешних

займов позволяет увеличить государственные расходы без ограничения текущего потребления

Использование заемных средств для покрытия дефицита бюджета приводит к возникновению государственного внутреннего и внешнего долга. Государство должно постоянно контролировать эффективность использования по озикових средств, а также процесс обслуживания и управления государственным долговыхм.

Эмиссионный метод покрытия бюджетного дефицита — монетиза-ция дефицита — заключается в использовании денежно-кредитной эмиссии. При монетизации бюджетного дефицита государство получает доход от печатания денег так называемый сеньораж результате чего денежная масса в обращении превышает прирост реального. ВВП, и как следствие — растут цены, развивается инфляция. Этот метод самый непопулярный, потому что крайне негативно влияет на экономическую с ситуацию в стране, способствует развитию инфляционных процессов и обострению политической обстановки и социальной напряженности в обществе Украины в 1991 -1994 годах использовала эмиссию денег для финанс ування дефицита бюджета, что привело к гиперинфляции. Поэтому большинство стран, в том числе и наше государство, на законодательном уровне не позволяет применять эмиссионные источники для финансирования дефицита бюд жетету.

. Выбор путей покрытия бюджетного дефицита достаточно сложен и зависит от многих факторов:

— финансовой и политической ситуации в стране в целом;

— состояния развития экономики, темпов роста. ВВП;

— развитости финансового рынка;

— инвестиционного климата в стране;

— заинтересованности кредиторов и их доверия к государству;

— активизации деятельности бизнес структур, особенно малого и среднего бизнеса;

— отлаженности международных связей и интеграции в мировое сообщество;

— и других субъективных и объективных факторов

Финансовая политика правительства каждой страны по преодолению бюджетного дефицита должна быть взвешенная и направлена ??на увеличение доходной и уменьшения расходной частей бюджета государства

К основным мероприятиям в области ликвидации дефицита бюджета можно отнести:

— стимулирование процесса производства;

— направление средств на развитие приоритетных отраслей экономики;

— создание благоприятных условий для хозяйствующих субъектов;

— снижение непроизводительных расходов и необоснованных льгот;

— привлечение средств населения путем размещения государственных ценных бумаг;

— введение режима строгой экономии бюджетных средств;

— другие меры

Относительно к дефициту государственного бюджета Украины, то его размеры на протяжении последних лет свидетельствуют о сокращении бюджетного дефицита

Объем дефицита — профицита в процентах к валовому внутреннему продукту представленный в таблице 5

. Сальдо сводного бюджета Украины

. Таблица 5

Годы

1992

1993

1994

1995

1996

1997

1998

Доходы в ВВП,%

— 13,7%

— 5,1%

— 8,9%

— 6,6%

— 4,9%

— 6,6%

— 2,2%

Годы

1999

2000

2001

2002

2003

2004

2005

Доходы в ВВП,%

— 1,5%

0,6%

— 0,3%

0,7%

-0,2%

-3,2%

2,0%

Сальдо сводного бюджета за 2005 год приведены по данным девяти месяцев

Принятие. Государственного бюджета в течение длительного времени со значительным дефицитом было свидетельством несостоятельности правительства получать доходы в определенных законодательством размерах, что приводило к превышению за апланованих объемов дефицита и наличия значительных объемов скрытого дефицита. Это требовало постоянного привлечения внешних и внутренних заимствований, что вызывало наращивание государственного долгав.

До 1996 года основными источниками финансирования дефицита государственного бюджета были эмиссия. Национального банка Украины и внешние заимствования у международных финансовых организаций (табл. 6)

Впервые как источник финансирования дефицита государственного бюджета, облигации внутреннего государственного займа (ОВГЗ) были введены в 1995 году и уже в 1998 году начали иссякать. Кредитные ресурсы междуна одних финансовых организаций -. МБРР,. Европейского. Сообщества, которые привлекались для финансирования дефицита бюджета, были в 1997 году ограничены, поскольку основные суммы таких займов было получено в 1995-19 96 годах, о чем свидетельствуют данные в процентах таблицы7.

. Таблица 6

. Удельный вес источников финансирования дефицита бюджета

Годы

Источники финансирования дефицита бюджета

НБУ

Внешнее

ОВГЗ

1995

72,7

19,8

7,4

1996

40,2

22,8

37,0

1997

1,6

26,7

71,7

1998

0,8

63,5

35,7

Через высокую доходность. ОВГЗ их владельцами стали 52% нерезидентов. Необходимость погашения и обслуживания внешних финансовых обязательств, привело в 1997 году к самому за все годы абсолютного размера дефицита. Такое положение дел заставлял. Правительство искать новые источники финансирования государственного бюджета и погашение государственного долггу.

. Таблица 7

. Объемы займов международных финансовых организаций

млн долл.. США

Годы

Займы международных финансовых организаций

Всего

В том числе

МБРР

ес

1993

1994

100,0

100,0

1995

511,7

400,0

111,7

1996

516,4

400,0

116,4

1997

311,1

200,0

111,1

В то время в действующем законодательстве отсутствовал механизм размещения облигаций внешних государственных займов. Поэтому в августе 1997 года Украина размещения внешних долговых обязательств через облигации осу снила с помощью иностранных посредников дальнейшем большинство этих коммерческих внешних финансовых обязательств было переоформлено в облигации внешнего государственного займа. Но Украина в то время имела низкие и кредитный рейтинг, и поэтому размещение займов осуществлялось под высокие проценты — от 10 до 17 и на срок 1-3 года. Другие страны получали займы от. МБРР на срок 17-20 лет под 7 процентовтків.

В 1998 году удельный вес внешнего финансирования превысила 63 процента конце 1998 года возникли проблемы с возвратом коммерческих заимствований, что привело к необходимости реструктуризации отдельных х займов путем оформления новых займов, но уже под более высокие процентыи.

На протяжении 1997 — 1999 годов государственный долг в долларах. США увеличился в 1,4 раз, в гривнах — в 4 раза, что было связано с девальвацией гривны в 1998 году на 80 процентов

Проблемы погашению и обслуживанию государственного долга накапливались и во второй половине 1999 года. Отношение расходов на обслуживание государственного долга к доходам государственного бюджета в 1999 году дори ивнювалы 16%. Сложилась преддефолтная ситуация, которая была решена. Правительством Украины объявлением реструктуризации внешних государственных долгов. Это решение фактически было принято еще в процессе составления проекта. Государственного бюджета Украины на 2000 рерік.

Реструктуризация долга предусматривает изменение ранее установленных для заемщика порядка и условий погашения задолженности для обеспечения сокращения обязательств по обслуживанию долга. Процесс управления д государственным внешним долгом осложняется в связи с отсутствием в Украине специального законодательства. Проект. Закона Украины»О государственном долге Украиныкраїни».

Итак, бюджетный дефицит в течение первого десятилетия был отражением дестабилизации украинской экономики. Впервые в Украине бюджет 2000 года был выполнен с профицитом, что можно оценить как позиты ивне явление, которое характеризует постепенное преодоление кризиса в экономике страни.

Правовое регулирование сбалансирования доходов и расходов бюджета Украины, правила и нормы принятия бюджета с дефицитом и профицитом, источники покрытия дефицита определены в. Бюджетном кодексе. Согласно в этому документу. Государственный бюджет утверждается с дефицитом при обосновании источников его покрытия, а с профицитом — в условиях направления средств профицита бюджета на погашение основной суммы долга и на обеспечение сохранения размера оборотной кассовой нали.

Бюджет. Автономной. Республики. Крым и городские бюджеты согласно статье 72. Бюджетного кодекса могут приниматься с дефицитом:

1). По специальному фонду исключительно в части дефицита бюджета развития, который покрывается за счет заимствований

Источниками покрытия дефицита местных бюджетов являются:

— внутренние заимствования органов власти. Автономной. Республики. Крым;

— внутренние и внешние заимствования городских советов. Причем внешние заимствования осуществляются городскими советами городов, численность которых превышает 800 тысяч жителей по статистическим данным на время осуществления заимствованоь.

2). По общему фонду путем внесения изменений в решения о местном бюджете по результатам годового отчета об исполнении соответствующего местного бюджета за предыдущий бюджетный период исключительно на сумму вол льного остатки бюджетных средств.

Схема дефицита местных бюджетов в части общего и специального фондов приведена на рисунке 8

Законом Украины № 1086 — IV от 10072003 года определено понятие свободного остатка бюджетных средств — это разница между остатком средств общего фонда бюджета и оборотной кассовой наличностью на конец бюдж ных периода. Свободный остаток бюджетных средств не подлежит изъятию и используется на проведение расходов согласно решению соответствующего советовади.

. Оборотная кассовая наличность — часть остатка средств общего фонда соответствующего бюджета, которая формируется на начало планового бюджетного периода для покрытия временных кассовых разрывов

Рисунок 8 -. Дефицит местных бюджетов. Оборотная кассовая наличность:

— устанавливается в размере не более 2% плановых расходов общего фонда;

— утверждается в соответствии с законом о. Государственном бюджете Украины и решении о местном бюджете;

— обязательно храниться на конец бюджетного периода

Бюджетным кодексом запрещено использование эмиссионных средств на покрытие дефицита бюджета. Наиболее целесообразным считается использование внутренних источников покрытия бюджетного дефицита украинской экономики и, что не вызывает негативных экономических последствий. Наиболее благоприятный инструмент финансирования дефицита бюджета — долгосрочные ценные бумаги с относительно небольшими процентами за ними. Политика регул вания бюджетного дефицита должна быть долгосрочной, необходимо отказаться от его потребительского характера, с целью использования источников финансирования дефицита для реализации инвестиционных програмрам.

uchebnikirus.com

Дефицит бюджета Википедия

Бюджетный дефицит — превышение расходов бюджета над его доходами. В случае превышения доходов над расходами возникает бюджетный профицит.

Сбалансированность бюджета

В идеале бюджет любого уровня бюджетной системы государства должен быть сбалансирован. Однако в силу действия различных факторов (экономических, политических, природных и др.) часто возникает ситуация, когда доходы бюджета (налоговые и неналоговые) не покрывают все необходимые для соответствующего уровня бюджетной системы расходы.

Принцип сбалансированности бюджета является одним из наиболее важных принципов бюджетной системы любого государства. Он заключается в том, что общий объём предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объёму поступлений в бюджет. При этом под поступлениями в бюджет подразумеваются не только доходы бюджета, но и другие источники, например заимствования. Таким образом, само по себе наличие дефицита бюджета не означает несбалансированности в том случае, если достигнуто равенство между расходами и суммарной величиной бюджетных поступлений. Несбалансированный бюджет (то есть такой, где объём расходов превышает поступления) фактически нельзя назвать бюджетом, так как он заведомо нереален для исполнения.

Составление бюджета с профицитом (с превышением доходной части над расходной) также влечёт за собой отрицательные последствия. Результатом профицитного бюджета станет снижение эффективности использования бюджетных средств и, как следствие, повышение нагрузки на экономику. Следовательно, сбалансированность бюджета — основополагающее требование, предъявляемое к органам, составляющим и утверждающим бюджет.

Сбалансированный бюджет является основой нормального функционирования органов управления государства и его административно-территориальных образований. Если же хотя бы небольшая часть бюджетов дефицитна (или хотя бы возник кассовый разрыв), это может привести к задержке финансирования бюджетных учреждений, срыву сроков выполнения государственных и муниципальных заказов, возникновению проблемы неплатежей в народном хозяйстве. Идеальным вариантом был бы, конечно, полностью бездефицитный бюджет, в котором сумма расходов полностью соответствует объёму доходов. Однако в условиях реальной экономики этого добиться нелегко, а подчас невозможно. Если составление бюджета с дефицитом неизбежно, для обеспечения сбалансированности приходится привлекать источники финансирования дефицита бюджета (см. ниже).

Для достижения сбалансированности бюджета в бюджетном планировании применяется ряд методов:

  1. Лимитирование бюджетных расходов, то есть установление их предельных величин для каждого бюджетного учреждения по каждому виду расходов.
  2. Распределение доходов между бюджетами разных уровней соответственно распределению их расходных полномочий.
  3. Мероприятия по максимизации бюджетных доходов, выявление дополнительных резервов на основе мониторинга деятельности бюджетных учреждений.
  4. Модернизация бюджетного регулирования в сфере межбюджетных отношений.
  5. Планирование бюджетных расходов, влекущих за собой потенциальный рост доходов за счёт стимулирования экономики и эффективного решения социальных задач.
  6. Соблюдение принципа экономии расходов; отказ от затрат, не являющихся необходимыми с точки зрения общественного блага.
  7. Использование таких форм бюджетных заимствований, которые обеспечивают наиболее надёжное и эффективное привлечение денежных средств с финансовых рынков.

Важным инструментом в деле обеспечения сбалансированности бюджета на стадии его исполнения является процедура санкционирования бюджетных расходов. Она предусматривает контроль со стороны казначейских органов за соблюдением бюджетными учреждениями установленных лимитов бюджетных обязательств. Этим достигается недопущение расходов, не предусмотренных бюджетом, а также выдерживание сроков осуществления расходов. В случае текущего снижения доходов бюджета относительно плановых величин, предусмотрен механизм сокращения и блокировки расходов бюджета. Необходимо постоянно осуществлять финансовый контроль за целевым, экономным и эффективным хозяйствованием в бюджетных учреждениях, мониторинг динамики бюджетных расходов.

Причины образования бюджетного дефицита

Причинами возникновения бюджетного дефицита могут выступать:

  1. Рост государственных расходов в связи со структурной перестройкой экономики и необходимостью развития промышленности.
  2. Рост неоплаченного государственного долга[1].
  3. Сокращение доходов государственного бюджета в период экономического кризиса.
  4. Чрезвычайные обстоятельства (войны, массовые беспорядки, крупные катастрофы, стихийные бедствия)
  5. Неэффективность финансовой системы государства.
  6. Политический популизм, выражающийся в росте социальных программ, не обеспеченных финансовыми ресурсами.
  7. Коррупция в государственном секторе.
  8. Неэффективность налоговой политики, вызывающая увеличение теневого сектора экономики.

Проблема сокращения бюджетного дефицита весьма серьёзна по ряду причин. Во-первых, объём необходимых государственных расходов велик. Эти обязательства накапливаются десятилетиями, многие из них не подлежат сокращению, снижение других является непопулярной мерой и затрагивает интересы различных групп населения. Во-вторых, находить новые источники пополнения бюджета достаточно сложно. Рост налогов негативно сказывается на деловой активности в экономике, способствует криминализации экономики (уклонению от налогообложения, росту теневой экономики).

Классификация бюджетного дефицита

Бюджетный дефицит можно классифицировать по ряду критериев.

По характеру возникновения, бюджетный дефицит может быть случайным либо действительным. Случайный (кассовый) бюджетный дефицит как правило обусловлен временными разрывами в поступлении и расходовании средств. Случайный дефицит в основном характерен для местных бюджетов, так как они в большей степени зависят от одного источника финансирования. Действительный дефицит объясняется невосполняемым отставанием роста доходов бюджета от роста расходов. Действительный дефицит закладывается в законе о бюджете на финансовый год в качестве предельной величины, но может оказаться выше или ниже в процессе исполнения бюджета.

По продолжительности, бюджетный дефицит может быть хроническим или временным. Хронический дефицит повторяется в бюджете из года в год. Чаще всего хронический дефицит является следствием продолжительного экономического кризиса. Временный дефицит может длиться в течение не столь долгого срока. Он является не столь опасным для экономики и возникает в силу случайных колебаний доходов и расходов. Проблема заключается в том, что временный дефицит, при неумелом управлении также может перерасти в хронический.

По отношению к плану бюджетный дефицит может быть плановым то есть предусмотренным законодательным актом о бюджете или внеплановым, объясняющимся непредвиденным ростом расходов или резким сокращением доходов.

С учетом расходов по обслуживанию государственного долга, бюджетный дефицит может быть первичным либо вторичным. Первичный дефицит это чистое превышение расходов бюджета над доходами. Вторичный бюджетный дефицит не подразумевает превышения расходов над доходами, но объясняется наличием дополнительных расходов на процентное обслуживание уже существующего бюджетного долга.

В мировой практике также различают следующие виды дефицита госбюджета:

  • циклический дефицит — спад деловой активности и сокращение налоговых поступлений.
  • структурный дефицит — положительное либо отрицательное сальдо бюджета при наличии естественного уровня безработицы, при наличии естественного уровня ВВП, при ставках налога и трансфертных платежей, определенных законодательством. Такой дефицит является результатом дискреционной фискальной политики.

Меры по управлению бюджетным дефицитом

В целях облегчения последствий бюджетного дефицита для экономики страны может быть предпринят ряд мер по управлению бюджетным дефицитом.

  1. Эмиссионное покрытие бюджетного дефицита. Бюджетный дефицит может быть уменьшен или даже полностью покрыт за счёт выпуска дополнительных денег. Такая мера провоцирует инфляцию, которая обесценивает внутренний долг и фактически удешевляет его обслуживание. Если темпы инфляции достаточно высоки, процентные ставки по государственным ценным бумагам могут даже стать отрицательными. Тем не менее, высокая инфляция, перерастающая в гиперинфляцию, крайне вредна для экономики государства, приводя к деградации денежной системы, обесцениванию сбережений населения, экономическому спаду. Помимо этого, в условиях инфляции государство вынуждено каждый новый выпуск государственных ценных бумаг обуславливать более высокой процентной ставкой, а также вводить ценные бумаги с плавающей процентной ставкой. Это в значительной мере нивелирует выгоду эмиссионного покрытия бюджетного дефицита.
  2. Налоговое покрытие бюджетного дефицита. Введение дополнительных налогов и увеличение ставок существующих налогов в краткосрочной перспективе позволяет наполнить бюджет. Однако такая мера в дальнейшем может привести к невыгодности инвестиций и предпринимательской активности, а следовательно к сокращению производства и переходу части экономики в теневой сектор. Таким образом, налоговое покрытие бюджетного дефицита даёт лишь краткий эффект, в последующем уменьшая доходы бюджета в связи уменьшением налогооблагаемой базы.
  3. Секвестирование бюджета. Представляет собой пропорциональное снижение всех расходных статей бюджета на определённую долю. Применяется с момента ввода и до конца бюджетного года. В рамках секвестирования возможно наличие ряда защищённых расходных статей, перечень которых определяется высшими органами власти. Ряд статей (таких, например, как обслуживание внешнего долга) секвестировать невозможно.
В Соединённых Штатах Америки, например, существует разделение расходных статей бюджета на прямые (обязательные) и дискреционные. Прямые расходы гарантированы действующим законодательством (социальные пособия, программы медицинского обслуживания и т. д.) и не могут быть урезаны. Дискреционные расходы ежегодно рассматриваются и утверждаются конгрессом США в рамках бюджета на будущий год. Одновременно устанавливается лимит таких расходов. Если фактические расходы бюджета начинают превышать эти лимиты, то запускается механизм секвестирования, уменьшающий бюджетный дефицит (закон Грэмма — Рудмана — Холлингса).

Финансирование бюджетного дефицита

Различают два вида финансирования бюджетного дефицита — денежное и долговое.

Денежное финансирование означает, что для покрытия бюджетного дефицита правительство получает кредиты центрального банка. Фактически это подразумевает выпуск в обращение (эмиссию) дополнительных денежных средств. Такое финансирование используется лишь в крайних случаях, так как его использование влечет за собой весьма негативные последствия для экономики. В результате реализации такого инструмента денежная масса национальной валюты увеличивается на величину, не обеспеченную товарами и услугами. Как следствие растет инфляция, нарушается нормальный механизм ценообразования, что в итоге влечет за собой падение курса национальной валюты. Помимо этого, отрицательным следствием раскручивания инфляции может стать проявление «эффекта Танзи». Суть этого явления заключается в том, что налогоплательщики начинают сознательно оттягивать уплату налогов в государственный бюджет. За время отсрочки деньги частично обесцениваются, фактическая налоговая нагрузка снижается, что в свою очередь опять же уменьшает доходы бюджета и усугубляет бюджетный дефицит. Таким образом, финансовая система страны расшатывается всё больше.

Поэтому законодательство многих стран накладывает жесткие ограничения на использование такого метода финансирования бюджетных дефицитов. В ряде стран кредитование правительства центральным банком запрещено. По бюджетному кодексу Российской Федерации в настоящее время в России денежное финансирование дефицитов бюджетов также запрещено.

Долговое финансирование осуществляется путём выпуска доходных государственных обязательств, которые размещаются и свободно обращаются на фондовом рынке, а по истечении определенного срока погашаются государством. Поскольку деньги для покрытия бюджетного дефицита занимаются на рынке, прироста денежной массы не происходит.

Таким образом, различаются следующие источники долгового финансирования дефицитов:

  1. Кредиты банков и небанковских кредитных организаций.
  2. Кредиты иностранных государств, международных финансовых организаций.
  3. Государственные займы, осуществляемые путём выпуска ценных бумаг от имени государства.
  4. Бюджетные кредиты, получаемые от других уровней бюджетной системы (как правило от вышестоящих нижестоящим).
  5. Поступления от продажи имущества, находящегося в государственной собственности:

Преимущество долгового финансирования очевидно. Однако существуют и негативные стороны государственного заимствования. Выпущенные государством ценные бумаги обычно рассматриваются участниками фондового рынка как весьма надёжные. Приобретая государственные обязательства, владельцы капитала сокращают таким образом инвестиции в реальный сектор экономики. Это влечёт снижение предпринимательской активности, ставя под вопрос перспективы экономического роста.

Источники финансирования дефицита бюджета

Для финансирования дефицита бюджета используются различные источники, которые делятся на внутренние и внешние.

Внутренние источники

Финансирование дефицита за счет внутренних источников включает:

Внешние источники

В состав источников внешнего финансирования дефицита бюджета включаются:

Бюджетный дефицит: плюсы и минусы

Динамика бюджетного дефицита и профицита США в ХХв.

Дефицит государственного бюджета опасен тем, что он практически всегда приводит к инфляции. Так было, например, в 1959—1975 годах в США, когда бюджетный дефицит был вызван войной во Вьетнаме. Таким образом, наличие бюджетного дефицита обычно рассматривается как негативное явление.

Однако существует и другой подход к проблеме вредоносности бюджетного дефицита как такового. Так, следуя Джону Мэйнарду Кейнсу, ряд экономистов даже рекомендуют составлять бюджет с некоторым дефицитом, чтобы смягчить или положить конец экономическому спаду.

Когда в экономике высока безработица, увеличение государственных закупок создает рынок для предпринимательской активности, порождая доход и стимулируя повышение потребительских расходов. Это стимулирует дальнейший экономический рост (эффект мультипликатора), что повышает реальный ВВП и занятость населения и, в конечном итоге, снижает уровень безработицы. Связь между спросом на внутреннем рынке и безработицей называется законом Оукена, который описывает эмпирически наблюдаемую обратно-пропорциональную зависимость ВВП от уровня безработицы.

Увеличение объёмов рынка, вызванное бюджетным дефицитом, стимулирует экономику также и постольку, поскольку увеличение предпринимательской прибыли вызывает оптимизм производителя, который в свою очередь способствует долгосрочным инвестиционным вложениям (эффект акселератора). В результате возрождается спрос, вызывающий в свою очередь рост занятости населения. Но дефицит не просто стимулирует спрос. Ко всему прочему, если дефицит используется для финансирования таких сфер, как инфраструктура, фундаментальная наука, образование или здравоохранение, то это также в перспективе увеличивает объёмы производства. Таким образом, бюджетный дефицит в определённых случаях может оказаться стимулом для активизации экономических процессов

Бюджеты многих государств являются дефицитными. Если государство стремится ежегодно принимать бездефицитный бюджет, это может усугублять циклические колебания экономики за счет сокращения важных расходов и излишнего повышения налогов. Поэтому при регулировании дефицита важно учитывать не только текущие задачи бюджетной политики, но и её долгосрочные приоритеты.

См. также

Литература

  • Парыгина В. А, Тедеев А. А. Бюджетное право и процесс. — М.: Эксмо, 2005. — 384 с. — ISBN 5-699-09576-4.
  • Зайнуллина Т. Г. Бюджетная система Российской Федерации. — М.: ИКЦ «МарТ», 2006. — 176 с. — ISBN 5-241-00646-Х.
  • Дорнбуш Р., Фишер С. Макроэкономика. пер. с англ. — М.: ИНФРА-М, 1997. — 784 с.
  • Долан Э. Дж., Линдсей Д. Макроэкономика. пер. с англ. — Санкт-Петербург: Изд-во АО «СПб оркестр», 1994. — 410 с.
  • Агапова Т., Серёгина С. Макроэкономика. — М.: Дело и сервис, 2004. — 447 с.
  • Бабич А., Павлова Л. Государственные и муниципальные финансы. — М.: ЮНИТИ, 2002. — 703 с.
  • Вавилов Ю. Государственный долг: Учебное пособие для вузов. — М.: Перспектива, 2007. — 256 с.
  • Буневич К.Г. Бюджетная система Российской Федерации. Учебный курс. (неопр.) (2011). Дата обращения 14 сентября 2011. Архивировано 18 марта 2012 года.

Ссылки

Примечания

wikiredia.ru

Что такое дефицит бюджета?

Бюджетно-финансовая политика любого государства предусматривает сбалансированность всех уровней бюджета. Сам по себе бюджет включает две части, в одной из которых указываются все статьи доходов, а во второй – расходов. Если количество расходов превышает число доходов, то такое состояние называется дефицит бюджета. Однако может наблюдаться и профицит бюджета – преобладание доходной части над расходной.

Следует сказать, что оптимальным вариантом является, конечно же, ситуация, при которой доходы и расходы равны между собой. Ведь и дефицит, и профицит бюджета выступают как отклонение от нормы. Однако привести в равновесие приход и расход финансовых средств очень тяжело. Поэтому более подробно хочется остановиться на преобладании расходов.

Если в стране наблюдается дефицит бюджета в первую очередь финансируется бюджет текущих расходов.

Дефицит бюджета бывает нескольких видов:

1. Активный – появляется при непосредственном превышении трат над доходными поступлениями.

2. Пассивный – возникает как следствие понижения налоговых ставок и уменьшения доходной части (он не связан с увеличением расходов).

3. Структурный дефицит бюджета появляется, когда государство идет на его увеличение сознательно. Для того чтобы в период спада производства стимулировать экономическую активность и совокупный спрос, правительством могут быть снижены налоги или приняты специальные решения по увеличению уровня занятости (к примеру, финансирование для создания рабочих мест).

4. Цикличиский – практически не зависит от налогово-бюджетной политики государства. Он характеризуется общим снижением производства, возникающим на стадии кризиса и являющимся результатом циклического развития экономики.

5. Краткосрочный – обусловлен преобладанием расходов над доходами в рамках одного финансового года. Он отражает текущие изменения в общем состоянии экономики страны, которые при составлении проекта бюджета учтены не были. Среди причин его возникновения наиболее часто отмечают:

  • Опыт макроэкономического прогнозирования у органов власти недостаточный.
  • Плохой учет возможных изменений некоторых обстоятельств: падение экспортных цен, сокращение объема производства, возможное снижение спроса на производимую продукцию, уменьшение ее конкурентоспособности, резкий рост государственных расходов, связанный с инфляцией.

6. Долгосрочный – представляет собой увеличение разрыва в бюджете на протяжении нескольких лет между доходами и расходами. Его возникновение обусловлено причинами, которые имеют устойчивый характер. В большинстве стран это:

  • Повышение социальной нагрузки на бюджет.
  • Нежелательная демографическая ситуация страны, которая связана со старением населения.
  • Изменения налогового законодательства, связанные с его либерализацией.
  • Увеличение внешнего долга страны.
  • Искусственное занижение цен (посредством введения временных или дополнительных налогов, распродажи государственных активов, отсроченных выплат зарплат работникам государственных организаций).
  • Неучтенная в государственном секторе экономики амортизация.
  • Высокие темпы инфляции.

7. Реальный дефицит бюджета – это разница между номинальным дефицитом и процентной величиной государственного долга, которая умножена на темп инфляции.

8. Операционный – общий дефицит бюджета, за вычетом процентных платежей инфляционной части.

У любого государства главная стратегическая цель – достижение сбалансированности бюджета, но, несмотря на это, иногда дефицит бюджета может выступать как важный инструмент в экономической политике в макроэкономическом регулировании. Именно поэтому его грамотное использование позволяет государству решить ряд экономических и социальных проблем. При этом главное, чтобы дефицит не был длительным.

fb.ru

Профицит бюджета — это… Дефицит и профицит бюджета :: BusinessMan.ru

Один из главных элементов формирования государственного плана доходов и расходов – сбалансированность бюджета. В идеальной экономической ситуации суммы затрат и поступлений должны быть равными. В реальности же показатели редко бывают одинаковыми. Отсюда возникают два понятия: дефицит и профицит бюджета. Это характеристика сложившегося результата экономической деятельности государства. Каждое из понятий двояко: долги не всегда пагубно влияют на страну, а выгоды порой достигаются не лучшим способом. Сбалансированность – главный залог успеха. Для того чтобы понять и осмыслить общую картину экономики страны, рассмотрим основные понятия: дефицит бюджета, расходы, доходы, профицит бюджета.

Характеристика бюджетной системы РФ

Как известно, система – это совокупность элементов, ее составляющих. Рассматривая бюджет государства, стоит задуматься: какие субъекты РФ участвуют в его формировании и использовании. Наименьшая единица рассматриваемой системы – местное финансирование. Средства, направляемые в этот бюджет, используются внутри одного города, района, поселка.

Региональный уровень составляют областные, окружные и автономные бюджеты и внебюджетные фонды, относящиеся к данным территориям. Совокупность федеральных средств и государственных внебюджетных фондов формирует первый уровень системы.

Кроме того, отмечают консолидированный бюджет, который включает в себя все уровни бюджетной системы государства. Например, для РФ это будет совокупность местных, республиканских и федеральных средств.

Результат консолидированного бюджета может отличаться от показателей отдельных субъектов. Например, в 2000 году на федеральном уровне наблюдался профицит бюджета. Экономика вроде бы как расцветала, а средств хватило бы на покрытие долгов. Однако показатели консолидированного бюджета говорили об обратном процессе – дефиците. Ситуацию оценили двояко. Кто-то придерживался мнения, что федеральный профицит государственного бюджета – это достижение правительства. Некоторые же считали произошедшее упущением.

Основные статьи расходов государства

Расходы – это сумма затрат, которые необходимо осуществить для достижения каких-то благ. Пожалуй, каждый знаком с этим понятием. Каков масштаб расходов государства? Огромен. Экономисты старательно просчитывают все статьи возможных расходов, чтобы максимально правильно составить план, добиться равновесности и избежать такого явления, как дефицит и профицит бюджета. Какие расходы могут быть у страны? Условно их можно разделить на группы затрат:

  • военных;
  • экономических;
  • социальных;
  • внешнеполитических;
  • управленческих;
  • чрезвычайных.

В современном темпе деятельности государства величина затрат опережает выгоды. Об этом говорил еще немецкий экономист А. Вагнер: «В странах с развитой промышленностью расходы образуются гораздо быстрее, чем национальный доход».

Доходы страны

Проблема роста материальных выгод государства кроется в том, что основная их часть приходится на налоговые сборы. Около 84% от всей величины федерального бюджета составляют именно обязательные платежи граждан и юридических лиц. Остальная часть приходится на прибыль от внешнеэкономической деятельности, собственности, сдаваемой в аренду и средства, вырученные целевыми бюджетными фондами. Таким образом, дефицит и профицит государственного бюджета напрямую зависят от своевременности налоговых поступлений и их сумм.

Понятие дефицита бюджета

Дефицит – это отрицательная разница между доходами и расходами. Большинство современных государств существуют в условиях превышения допустимых затрат. Несмотря на явные недостатки дефицита бюджета, многие экономисты считают его своеобразным «лекарством». Недостаток средств стимулирует правительство пересмотреть план развития государства. Начинает развиваться сельское хозяйство, промышленность, увеличиваются объемы экспорта.

Но чрезмерно быстрый рост внешних долгов не сможет принести стране выгоды. Несоразмерная величина обязательств по сравнению со средствами порождает подъем уровня инфляции и даже может привести к дефолту.

Причины образования дефицита

На возникновение нежелательной экономической ситуации влияет множество факторов, причем как объективных, так и субъективных. Чаще всего превышение доходов над расходами происходит в следующих ситуациях:

  • упадок производства и его низкая производительность;
  • рост безработицы в стране;
  • неконтролируемый рост расходов;
  • большие затраты на содержание вооруженных сил, администрации.

Не всегда возникновение дефицита бюджета связано с отсутствием дальновидности и качественного планирования экономического положения государства. Нередко ситуацию подрывают чрезвычайные обстоятельства, военные действия, природные катаклизмы. Стоит также уделять внимание тому, на что именно тратятся дефицитные средства.

Методы покрытия расходов

Если непредвиденная ситуация все-таки случилась, государство должно максимально правильно и безболезненно решить проблему. К сожалению, отсутствие контроля местных органов управления чаще всего приводит к тому, что возникает дефицит местного бюджета, который в итоге отражается и на показателях консолидированного бюджета.

Мировая практика выработала несколько методов устранения кризисной ситуации:

  • государственные займы у стран-партнеров;
  • усиление налогового режима;
  • формирование резервов банков второго уровня.

Каждый из способов имеет свои преимущества и недостатки. Последние два метода выливаются в недовольство граждан и компаний внутри страны и могут лишь на некоторое время улучшить положение.

Увеличение налоговых платежей обычно приводит к росту безработицы и вовсе «уходу» от обязательств перед государством. В конечном итоге страна рискует получить даже меньше средств, чем поступало до внесения изменений.

Займы у других государств чаще всего становятся наиболее рациональным способом выйти из затруднительного положения. Особенно если ухудшения возникли в связи с чрезвычайной ситуацией и в скором времени прогнозируется восстановление баланса доходов и расходов.

Профицит государственного бюджета – это хорошо?

Когда разница между доходами и расходами остается положительной, можно говорить об остатке средств, своеобразной «прибыли». Все же увеличивающиеся деньги лучше, чем растущие долги. Так, наверное, рассудит практически каждый гражданин. Но экономисты так не считают. Да, профицит бюджета – это сэкономленные средства, которые обычно направляют на погашение государственных займов. При этом нельзя забывать о том, каким способом образовался положительный остаток. Если в связи с умышленным отсутствием финансирования отдельных субъектов экономики страны, то ничем хорошим в итоге это не закончится. Начнет хромать та отрасль, на которую пожалели денег, чтобы в общей картине выглядеть лучше, чем есть на самом деле.

Другой вопрос, если средства были направлены в нужном объеме, но их с умом использовали. Сэкономленная часть не нанесла ущерба деятельности субъекта и в то же время принесла дополнительную пользу государству. Получается двойная выгода. В таком случае профицит бюджета – это положительное явление.

Бездефицитность бюджетов разных уровней

Показатели экономической деятельности государства и административных подразделений могут различаться. Например, на местном уровне средств не хватает, образуются долги. А на общегосударственном уровне все хорошо: даже положительный остаток сформировался. Получается, профицит федерального бюджета еще не говорит о безупречном состоянии экономики.

Для качественного анализа все же необходимо рассматривать показатели местного, регионального, федерального и консолидированного бюджета. Разница конечных результатов зависит от множества факторов: достаточности финансирования, рационального использования, коррупции. В последние годы наиболее остро проблема сбалансированности бюджета стоит именно на местном и региональном уровне.

Значимость сбалансированности экономики

Достигнуть стабильности и процветания возможно лишь соблюдая принцип сбалансированности бюджета. При грамотном распределении средств удается не только избежать дефицита и профицита, но и выправить неудачную ситуацию прошлого периода. Необходим трезвый взгляд на вещи: нельзя заведомо завышать и занижать планку там, где это касается экономики. Допущение дефицита в принципе противоречит идеям положительного планирования. Зная, что профицит бюджета – это палка о двух концах, лучше обойти стороной и его. Баланс доходов и расходов – единственная цель и смысл составления плана по распределению бюджета.

Дефицит и профицит бюджета – понятия, с которыми сталкивается любое государство. Только качественный анализ ситуации, строгий контроль местных и региональных органов, подкрепленные законодательными актами, способны уравновесить два противоположных состояния экономики. Немаловажна и развитая налоговая система, которая не давала бы уходить в «тень» многим предприятиям и гражданам.

businessman.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *