Демократическое это – демократический — это… Что такое демократический?

ДЕМОКРАТИЯ — это… Что такое ДЕМОКРАТИЯ?

(греч. δημοκρατία – власть народа, от δῆμος – народ и κράτος – власть). Термин «Д.» употребляется: 1) для обозначения народовластия, 2) для характеристики гос-ва, к-рос отличается рядом юридич. признаков (признание воли большинства в качестве источника власти и декларирование свободы и равноправия граждан), 3) как синоним прав и свобод граждан. Однако в каком бы смысле ни определялась Д., она во всех случаях является одной из политич. форм классовой диктатуры, орудием в классовой борьбе. Бесчисленное множество наиболее распространенных определений Д., данных бурж. наукой, условно можно подразделить на 3 осн. группы: 1) Д. означает гл. обр. или исключительно форму правления, отличающуюся от др. форм правления своими специфич. признаками; 2) Д. представляет собой не только форму правления, но «философию общества» в смысле идеалов и принципов, движущих и управляющих поведением членов общества; 3) определения Д., включающие в себя в том или ином сочетании элементы определений первых двух групп. Авторы первой группы определений обычно относят к признакам и критериям демократизма гос. устройство, разделение властей, верховенство парламента над пр-вом, независимость судебных органов от исполнит. власти, избират. право и нек-рые др. правовые гарантии, провозглашенные конституциями. Авторы определений, входящих во вторую группу, выдвигают на первый план систему абстрактных этич. идеалов, «моральных предпосылок» (высокие моральные качества деятелей, способность к достижению прогресса и т.п.), регулирующих поведение членов общества, и распространяют демократизм не только на политич., но и на экономич., социальные и культурные взаимоотношения людей. Авторы третьей группы определений считают, что Д. включает правовые и моральные элементы, понимают под Д. «образ жизни» народа.

Идеологи буржуазии и социал-реформисты отождествляют Д. с бурж. парламентаризмом, к-рый на деле является политич. системой, не создающей необходимых условий для активного участия трудящихся в политич. жизни.

Марксистская наука рассматривает Д. не как что-то абсолютное и застывшее, постоянное и неизменное. Д. возникла и развивалась под влиянием борьбы классов; изменялись классовая сущность и институты Д., степень ее применения и ее роль в классовой борьбе. Поэтому можно говорить о рабовладельч., феод. и бурж. типах Д. С победой социалистич. революции возник новый, высший тип Д. – социалистич. Д. Д. и диктатура – соотносит. понятия. Гос-во в любой форме и на всех ступенях историч. развития есть политич. орудие диктатуры того или иного класса. Диктатура не обязательно означает уничтожение Д. для класса, осуществляющего ее над другим классом, но обязательно означает уничтожение или ограничение Д. для класса, против к-рого направлена диктатура. Бурж. Д., напр., «выражает на деле иногда диктатуру буржуазии, иногда бессильный реформизм мещанства, подчиняющегося этой диктатуре» (Ленин В. И., Соч., 4 изд., т. 28, с. 278). Диктатура пролетариата «соединяет насилие против буржуазии, т.е. меньшинства населения, с полным развитием демократии, т.е. действительно равноправного и действительно всеобщего участия всей массы населения во всех г о с у д а р с т в е н н ы х делах и во всех сложных вопросах ликвидации капитализма» (Ленин В. И., там же, т. 23, с. 13). В условиях победившего социализма, когда полностью ликвидированы остатки эксплуататорских классов и функция их подавления отмерла, гл. содержание социалистич. Д. как орудия в руках народа по строительству нового общества находит свое полное проявление. Д. и гос-во не тождеств. понятия. Гос-ва могут быть недемократическими и антидемокра-тическими. Таковы, напр., деспотич. монархии в эпоху рабства, абсолютные монархии в период разложения феодализма, фашистские и полуфашистские гос-ва в эпоху общего кризиса капитализма. Д. представляет собой такую разновидность гос-ва (бурж.-демократич. республика, нар.-демократич. республика, советская республика), к-рое характеризуется офиц. признанием принципа подчинения меньшинства большинству (см. В. И. Ленин, там же, т. 25, с. 428). Но Д. не может быть понята в отрыве от сущности и роли гос-ва, она не должна отождествляться с подчинением меньшинства большинству. Признание гос-вом принципа подчинения меньшинства большинству имеет неодинаковый смысл в антагонистич. обществ.-экономич. формациях и в переходный от капитализма к социализму период. Воля большинства может стать действит. гос. волей лишь при определ. условиях, связанных с характером собственности на средства произ-ва, с классовым составом общества. Для этого необходимо, чтобы осн. орудия и средства произ-ва находились в руках не ничтожного меньшинства членов общества, а в руках большинства или всего народа. В антагонистич. классовых формациях – рабовладельческой, феодальной и капиталистической – господствует частная собственность на орудия и средства произ-ва. Это определяет характер обществ. и гос. строя и служит гл. причиной господства эксплуататорского меньшинства и подчинения ему большинства. Опыт истории свидетельствует о том, что народ не может властвовать, если его экономич. или внеэкономич. принуждением, или одновременно тем и другим методом заставляют работать на эксплуататорское меньшинство. Социалистич. революция, победившая в СССР, а затем в ряде др. стран, превратила осн. орудия и средства произ-ва в обществ. собственность. Благодаря этому стало возможным подлинное народовластие. Д. зависит от форм собственности, от производств. отношений и, в свою очередь, оказывает на них влияние. «Всякая демократия, как вообще всякая политическая надстройка (неизбежная, пока не завершено уничтожение классов, пока не создалось бесклассовое общество), служит, в конечном счете, производству и определяется, в конечном счете, производственными отношениями данного общества» (Ленин В. И ., там же, т. 32, с. 60).

Для действит. господства воли большинства необходимо, чтобы класс, фактически осуществляющий гос. руководство обществом, один (или вместе со своими союзниками) составлял большинство населения страны. Этого условия нот в капиталистич. обществе, как его не было и в предшествующие капитализму эпохи. Это условие возникает в эпоху диктатуры пролетариата. Для действит. выявления и проведения в жизнь воли большинства необходимо, чтобы гос-во провозгласило и гарантировало права и свободы граждан, обеспечивающие осуществление этой воли в законодательстве, управлении и в др. формах проявления гос. власти. Этого условия нет ни в одном классово-антагонистич. обществе. Оно налицо в условиях диктатуры пролетариата.

Бурж. гос-во признает принцип подчинения меньшинства большинству и устанавливает те или иные политич. (парламенты, органы местного самоуправления и т.п.) и юридич. институты (политич. свободы граждан, равноправие граждан по закону и перед законом и т.п.) для того, чтобы придать своей классовой воле видимость всенар. воли или воли большинства народа. Всякие заявления бурж. идеологов об абстрактной свободе и равенстве без учета характера производств. отношений, классового состава населения и реального соотношения сил в классовой борьбе являются обманом трудящихся. Бурж. гос-во формальным признанием всеобщей свободы и равенства прикрывает фактич. несвободу и экономич. неравенство громадного большинства членов капиталистич. общества и диктатуру буржуазии.

Буржуазия подразделяет права индивида на права человека и гражданина. Индивида, рассматриваемого в связи с т.н. гражданским обществом, буржуазия называет человеком, а того же индивида, живущего и действующего в политич. сфере, именует гражданином. Это разделение прав индивида вызвано антагонистич. природой капиталистич. общества и характером бурж. гос-ва, к-рое представляет и защищает интересы не общества в целом, а лишь эгоистич. интересы меньшинства его членов – буржуазии. Совр. бурж. политич. деятели и теоретики лицемерно говорят о священности и неприкосновенности прав и свобод человека. Преднамеренно замалчивается то, что целью капиталистич. произ-ва является не удовлетворение материальных и культурных потребностей человека, а извлечение капиталистич. прибыли. Оставляется в тени широко организованный реакцией поход против прав и свобод, завоеванных многолетней борьбой трудящихся. Термином «Д.» империалисты обозначают господство империализма на междунар. арене, направленное против народов, действительно свободных или освобождающихся от социального и колониального рабства. Бурж. Д. в разных странах и на разных историч. стадиях имеет разную степень развития. Свободной конкуренции обычно соответствует Д. в политич. жизни общества, а капиталистич. монополиям – тенденция к политич. реакции по всем линиям. В период монополистич. капитализма обостряются классовые противоречия (см. Империализм). Рабочий класс сплачивает все демократич. силы, к-рые противостоят антидемократич. тенденции капитализма. «Та урезанная демократия и то ограниченное социальное обеспечение, которые имеют рабочие при капитализме, были достигнуты и поддерживаются в результате многолетних острых битв» (Фостер У., Превосходство мирового социализма над мировым капитализмом, см. «В помощь политическому самообразованию», 1958, No 8, с. 66). Буржуазия, видя для себя опасность в развитии Д., пытается свести ее на нет насаждением и использованием фактич. привилегий меньшинства и прежде всего таких, как привилегии богатства, бурж. образования, связей, а также прямым отказом от Д. Рабочий класс не может безразлично относиться к формам господства буржуазии. Борьба за установление, сохранение и расширение Д. в капиталистич. странах имеет огромное значение для хода и исхода всей классовой борьбы трудящихся масс. Исход борьбы в совр. эпоху зависит от соотношения классовых сил в капиталистич. странах, на к-рое существ. влияние оказывают рост могущества мировой социалистич. системы и подъем нац.-освободит. движения. Бурж. Д., будучи великим историч. прогрессом по сравнению с феод. гос-вом, является тем не менее «раем для богатых, ловушкой и обманом для эксплуатируемых, для бедных» (Ленин В. И ., Соч., 4 изд., т. 28, с. 222). Социалистическая революция коренным образом изменяет классовую сущность и содержание Д., переносит центр тяжести с формального признания прав и свобод на фактич. их осуществимость (гарантии Д.) и распространяет демократизм не только на область политич. жизни, но и на все др. сферы обществ. жизни. При капитализме Д. осуществляется исключительно в политич. области и сводится в основном к демократизму выборов в парламенты и органы местного самоуправления. Социалистич. революция устанавливает равноправие всех трудящихся, уничтожает социальный, нац. и расовый гнет, провозглашает право на труд и отдых, свободу совести в смысле свободы вероисповедания и антирелиг. пропаганды, создает условия для свободной деятельности многочисл. обществ. орг-ций трудящихся – партии, профсоюзов и иных добровольных обществ. Все это означает невиданное расширение Д. для трудящихся. При диктатуре пролетариата демократич. права и свободы реальны и гарантированы. Содержание социалистич. Д. характеризуется постоянным и решающим участием широчайших масс населения страны в политич. жизни, в управлении гос-вом, равноправием граждан и их реальной возможностью пользоваться демократич. правами и свободами: свободой слова, печати, митингов и собраний, шествий и демонстраций, активным и пассивным избират. правом, независимо от пола, нац. и расовой принадлежности.

Орг-ция и деятельность социалистич. гос-ва, коммунистич. партии и др. объединений трудящихся, входящих в систему диктатуры пролетариата, основаны на принципах демократического централизма.

Рабочий класс может осуществить свою диктатуру, только опираясь на демократич. представит. учреждения нового, высшего типа. Классики марксизма дали глубокий анализ тех представит. учреждений, к-рые были созданы Парижской Коммуной 1871. Ленин создал учение о Советах, коренную особенность к-рых он видел, в частности, в том, что депутаты совета, т.е. своего рода парламентарии, «должны сами работать, сами исполнять свои законы, сами проверять то, что получается в жизни, сами отвечать непосредственно перед своими избирателями» (там же, т. 25, с. 396).

Необходимым признаком и обязат. условием социалистич. Д. в переходный от капитализма к социализму период является подавление сопротивления эксплуататоров, степень и формы к-рого различны в разных странах и на разных ступенях их развития и зависят гл. обр. от силы сопротивления свергнутых классов. Отсюда и разнообразие методов подавления. Причем, ни один из них нельзя абсолютизировать. В СССР в переходный к социализму период эксплуататоры лишались избират. прав. С созданием социалистич. обществ. строя Сов. гос-во перешло ко всеобщему избират. праву. Ленин предвидел, что в будущих социалистич. революциях не обязательно будет применяться лишение буржуазии политич. прав. В КНР и др. странах нар. демократии дело обошлось без лишения буржуазии избират. прав, кроме той ее части, к-рая оказывала вооруженное сопротивление новой власти.

Человек социалистич. общества полноправен в хозяйств. жизни общества. Он обладает в сфере произ-ва и распределения материальных благ осн. правами: правом на труд, на отдых, материальное обеспечение в старости, в случае болезни и потери трудоспособности, правом личной собственности, правом ее наследования. Социалистич. гос-во, придавая огромное значение этим социально-экономич. правам, ни в какой степени не умаляет роли и значения свобод граждан в др. сферах жизни. Бурж. и правосоциалистич. авторы противопоставляют социально-экономич. права и материальную обеспеченность граждан социалистич. гос-ва их политич. свободе. Многие из них считают США, Англию и нек-рые др. капиталистич. страны эталоном политич. Д. Напр., Г. Стассен в кн. «Человек рожден быть свободным» (Н. Stassen, Man was meant to be free, 1951) изображает США и Англию как бастионы политич. свободы граждан. Однако, говоря о свободе слова, печати, личности, бурж. политики и ученые умалчивают о таких свободах, как свобода народа от эксплуатации, свобода трудящихся от экономич. кризисов, безработицы и бедности. Таких свобод нет в капиталистич. странах. Эти свободы характерны для социалистич. общества. Социалистич. Д., являющаяся всемирно-историч. прогрессом по сравнению с бурж. гос-вом и бурж. Д., представляет собой полновластие и полноправие трудящихся во главе с рабочим классом. Она отличается последоват. миролюбием. Она противостоит империалистич. войнам, рассматривает их как тягчайшее преступление. «Империалистическая война, – писал В. И. Ленин, – есть тройное, можно сказать, отрицание демократии (а – всякая война заменяет «права» насилием; б – империализм вообще есть отрицание демократии; в – империалистическая война вполне приравнивает республики к монархиям), но пробуждение и рост социалистического восстания против империализма н е р а з р ы в н о связаны с ростом демократического отпора и возмущения» (Соч., 4 изд., т. 23, с. 13). Бурж. Д., во-первых, не исключает междунар. политику капиталистич. монополий, для к-рых характерны «холодная война», подготовка к мировой войне, воен. авантюры, неслыханный нац.-колониальный гнет, удушение и ограбление слабых стран «передовыми» капиталистич. державами; во-вторых, используется капиталистич. монополиями против трудящихся масс, борющихся за мир. Под покровом защиты Д. бурж. гос-ва осуществляют законодат., административно-полицейские и судебные мероприятия, направленные против движения сторонников мира, прогрессивных орг-ций, разоблачающих подготовку к новой мировой войне, выступающих за запрещение атомного и водородного оружия. Борьба нар. масс за Д., права и свободы неразрывно переплетается с борьбой за мир.

Социалистич. Д. проходит в своем развитии переходный от капитализма к социализму период, период социализма и постепенного перехода от социализма к коммунизму. Закономерностью ее развития является расширение и укрепление, возрастание материальных возможностей и гарантий народовластия и тех свобод и прав, к-рые вытекают из власти народа.

XXI съезд КПСС (1959) отметил, что период развернутого строительства коммунизма в СССР характеризуется всемерным развертыванием социалистич. Д., вовлечением широчайших слоев населения в управление всеми обществ. делами, повышением роли обществ. орг-ций во всех областях государств., хозяйств. и культурной жизни страны, постепенной передачей обществ. орг-циям ряда гос. функций, усилением гарантий демократич. свобод и прав человека. Марксизм-ленинизм исходит из того, что Д. как политич. учреждение отомрет при коммунизме с такой же неизбежностью, как и гос-во, «функции общественного управления утратят свой политический характер и превратятся в непосредственное народное управление делами общества» (Хрущев Н. С., О контрольных цифрах развития народного хозяйства СССР на 1959–1965 годы, 1959, с. 119), но принципы Д. не исчезнут, а преобразуются. Выполнение обществ. функций, к-рые сохранятся при коммунизме (планомерное и организованное распределение труда, регулирование рабочего времени и др.), будет осуществляться на основе самоуправления трудящихся масс. В обществ. организациях трудящихся полная Д. будет основным началом их самодеятельности. Ленин писал, что в коммунистич. обществе будет «демократия действительно полная, входящая в привычку и потому отмирающая… Полная демократия равняется никакой демократии. Это не парадокс, а истина!» («Марксизм о государстве», 1958, с. 55).

Лит.: Маркс К., Критика Готской программы, М., 1953; Энгельс Ф., Происхождение семьи, частной собственности и государства, М., 1953; Ленин В. И., Государство и революция, Соч., 4 изд., т. 25; его же, Тезисы и доклад о буржуазной демократии и диктатуре пролетариата 4 марта [на I Конгрессе Коммунистического Интернационала 2–6 марта 1919 г.], там же, т. 28; его же, Пролетарская революция и ренегат Каутский, там же; его же, Речь об обмане народа лозунгами свободы и равенства 19 мая [нa I Всероссийском съезде по внешкольному образованию 6–19 мая 1919 г.], там же, т. 29; его же, Марксизм о государстве, М., 1958; Хрущев Н. С., О контрольных цифрах развития народного хозяйства СССР на 1959–1965 годы. Доклад на внеочередном XXI съезде КПСС 27 января 1959 г., М., 1959; Декларация Совещания представителей коммунистических и рабочих партий социалистических стран, состоявшегося в Москве 14–16 ноября 1957 года, М., 1957; Мао Цзе-дун, О диктатуре народной демократии, [M.], 1949; О народной демократии в странах Европы. Сб. статей, М., 1956; Песков Е. Б. и Шабад В. Α., Социалистическая демократия и ее «критики», М., 1957; Шкадаревич И. И., Демократия миллионов, М., 1958; Kadlecová E., Socialisticke vlastenectví, [Praha], 1957; Bystřina I., Lidová demokracie, Praha, 1957; Flegle Α., Geschichte der Democratie, Bd l – Altertums, Nürnberg, 1880; Glover T. R., Democracy in the Ancient World, Camb., 1927; Сrоiset Α., Les démocraties antiques, P., 1909; Leсkу W. Ε. Η., Democracy and Liberty, v. 1–2, L., 1908; Ruggiero G. de, Storia del liberalismo europeo, Bari, 1925; Воrgeaud С., The rise oi Modern Democracy in Old and New England, L., 1894; Hattersley, Alan F., A short History of Democracy, Camb., 1930, containing bibliography; Allen J. W., A history of Political Thought in the Sixteenth Century, L., 1928; Figgis J. N., Studies of Political Thought from Gerson to Grotius, 2 éd., L.–Edin., 1916; Gooсh G. P., English Democratic Ideas in the Seventeenth century, 2 éd., Camb., 1927.

А. Денисов. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970.

dic.academic.ru

Демократия простыми словами

Демократия: определение из Википедии

Демокра́тия (др.-греч. δημοκρατία — «власть народа», от δῆμος — «народ» и κράτος — «власть») — политический режим, в основе которого лежит метод коллективного принятия решений с равным воздействием участников на исход процесса или на его существенные стадии. Хотя такой метод применим к любым общественным структурам, на сегодняшний день его важнейшим приложением является государство, так как оно обладает большой властью. В этом случае определение демократии обычно сужают до одного из следующих признаков:
Назначение лидеров управляемыми ими людьми происходит путём честных и состязательных выборов
Народ является единственно легитимным источником власти
Общество осуществляет самоуправление ради общего блага и удовлетворения общих интересов
Народное правление требует обеспечения ряда прав для каждого члена общества. С демократией связан ряд ценностей: законность, политическое и социальное равенство, свобода, право на самоопределение, права человека и др.
Поскольку идеал народовластия труднодостижим и подлежит различным толкованиям, предлагалось множество практичных моделей. До XVIII века наиболее известной моделью была прямая демократия, где граждане осуществляют своё право принятия политических решений непосредственно, за счёт достижения консенсуса или с помощью процедур подчинения меньшинства большинству. В представительной демократии граждане осуществляют то же право через избранных ими депутатов и других должностных лиц путём делегирования им части собственных прав, при этом выбранные руководители принимают решения с учётом предпочтений руководимых и отвечают перед ними за свои действия.
Одной из основных целей демократии является ограничение произвола и злоупотреблений властью. Этой цели часто не удавалось достигнуть там, где права человека и другие демократические ценности не были общепризнанными или не имели эффективной защиты со стороны правовой системы. Сегодня во многих странах народовластие отождествляется с либеральной демократией, которая, наряду с честными, периодическими и всеобщими выборами наделённых высшей властью лиц, в ходе которых кандидаты свободно соревнуются за голоса избирателей, включает в себя верховенство права, разделение властей и конституционные ограничения власти большинства путём гарантий определённых личных или групповых свобод. С другой стороны, левые движения утверждают, что реализация права принятия политических решений, влияние рядовых граждан на политику страны невозможно без обеспечения социальных прав, равенства возможностей и низкого уровня социально-экономического неравенства.
Ряд авторитарных режимов имел внешние признаки демократического правления, однако в них властью обладала только одна партия, а проводимая политика не зависела от предпочтений избирателей. На протяжении последней четверти века мир характеризовался тенденцией распространения демократии. К числу сравнительно новых стоящих перед ней проблем относятся сепаратизм, терроризм, миграция населения, рост социального неравенства. Международные организации, такие как ООН, ОБСЕ и ЕС, полагают, что контроль над внутренними делами государства, включая вопросы демократии и соблюдения прав человека, частично должен быть в сфере влияния международного сообщества.

Демократия: определение из словаря Ожегова

ДЕМОКР’АТИЯ, -и, ж.
1. Политический строй, основанный на признании принципов народовластия, свободы и равноправия граждан. Принципы, идеалы демократии. Борьба за демократию.
2. Принцип организации коллективной деятельности, при к-ром обеспечивается активное и равноправное участие в ней всех членов коллектива. Внутрипартийная д.
прил. демократический, -ая, -ое. Д. строй. Демократическая республика. Демократическая партия (название нек-рых партий в ряде стран). Демократические преобразования.

Демократия: определение из словаря Даля

ДЕМОКРАТИЯ ж. греч. народное правленье; народодержавие, народовластие, мироуправство; противопост. самодержавие, единодержавие или аристократия, боярщина и пр. Демократический, народодержавный, народоуправный, народовластный, мироуправный. Демократ м. демократка ж. приверженец мироуправства.

Демократия: определение из словаря Ефремовой

1. ж.
Политический строй, при котором власть принадлежит народу; народовластие.
2. ж.
Принцип организации коллективной деятельности, при которой обеспечивается
равноправное и активное участие в ней всех членов коллектива.

Демократия: определение из словаря Ушакова

демократии, ж. (греч. demokratia) (книжн., полит.). 1. только ед. Форма правления, при к-рой власть осуществляется самим народом, массами, непосредственно или через представительные учреждения. В буржуазных странах демократия существует только формально. Советский переворот дал невиданный в мире толчок развитию демократии,… демократии социалистической (для трудящихся), в отличие от демократии буржуазной (для эксплоататоров, для капиталистов, для богатых). Ленин. 2. Государство с такой формой правления. Античные демократии. 3. только ед. Средние и низшие слои общества, массы (дореволюц.). 4. только ед. Способ организации какого-н. коллектива, обеспечивающий влияние широких масс. Внутрипартийная демократия.

На текущей странице дано определение слова демократия простым языком. Надеемся, что после прочтения этого объяснения простыми словами, у вас больше не осталось вопросов, что такое демократия.

wikisimple.ru

понятие, принципы, виды и формы. Признаки демократии

Достаточно давно в литературе многократно высказывается мысль о том, что последствием развития государственности закономерно и неизбежно станет демократия. Понятие трактовалось как естественное состояние, которое наступит немедленно на определенном этапе вне зависимости от содействия либо сопротивления отдельных индивидуумов или их объединений. Самыми первыми стали использовать термин древнегреческие мыслители. Рассмотрим далее подробно, что такое демократия (основные понятия).

Терминология

Демократия – понятие, введенное в практику древними греками. Дословно оно означает «власть народа». Является формой государственного правления, которая предполагает участие в нем граждан, их равенство перед нормами законодательства, предоставление индивиду определенных политических свобод и прав. В классификации, предложенной Аристотелем, это состояние социума выражало «власть всех», чем отличалось от аристократии и монархии.

Демократия: понятие, виды и формы

Данное состояние социума рассматривается в нескольких значениях. Так, демократия – понятие, выражающее способ организации и работы госорганов и негосударственных организаций. Ею также именуют установившийся правовой режим и тип государства. Когда говорят, что страна демократическая, имеют в виду присутствие всех этих значений. Государство при этом имеет ряд отличительных признаков. К ним относят:

  1. Признание народа в качестве высшего источника власти.
  2. Выборность ключевых госорганов.
  3. Равноправие граждан, в первую очередь, в процессе реализации ими их избирательных прав.
  4. Подчинение меньшинства большинству в ходе принятия решений.

Демократия (понятие, виды и формы этого института) исследовались разными учеными. В результате анализа теоретических положений и практического опыта мыслители пришли к выводу, что это состояние социума не может существовать без государства. В литературе выделяют понятие прямой демократии. Она предполагает осуществление воли народом через выборные органы. Ими являются, в частности, местные структуры власти, парламенты и пр. Понятие непосредственной демократии предполагает реализацию воли населения или конкретных социальных объединений через выборы, референдумы, собрания. В этом случае граждане самостоятельно решают те или иные вопросы. Однако это далеко не все внешние проявления, которыми характеризуется демократия. Понятие и виды института могут рассматриваться в контексте тех или иных сфер жизни: социальной, экономической, культурной и так далее.

Государственный характер

Многие авторы, разъясняя, что такое демократия, понятие, признаки этого института характеризуют по определенной системе. В первую очередь, указывают на принадлежность к государственному режиму. Это проявляется в делегировании населением своих полномочий госорганам. Граждане участвуют в управлении делами непосредственно или через выборные структуры. Население не может реализовывать самостоятельно всю власть, которая ему принадлежит. Поэтому часть своих полномочий оно передает госорганам. Выборность уполномоченных структур – еще одно проявление государственного характера демократии. Кроме этого, он выражается в способности власти влиять на деятельность и поведение граждан, подчинять их для управления социальной сферой.

Понятие политической демократии

Этот институт, как и рыночная экономика, не может существовать без конкуренции. В данном случае речь ведется о плюралистической системе и оппозиции. Проявляется это в том, что демократия, понятие и формы института, в частности, ложатся в основу программ партий в их борьбе за государственную власть. При таком состоянии социума учитывается многообразие существующих мнений, идеологических подходов к решению насущных вопросов. При демократии исключены государственная цензура и диктат. В законодательстве закреплены положения, гарантирующие плюрализм. К ним относят право выбора, тайное голосование и пр. Понятие, принципы демократии базируются, в первую очередь, на равенстве избирательных прав граждан. Оно дает возможность выбора между разными вариантами, направлениями развития.

Гарантия реализации прав

Понятие демократии в обществе связывается с закрепленными на законодательном уровне юридическими возможностями каждого гражданина в разных сферах жизни. В частности, речь идет об экономических, социальных, гражданских, культурных и прочих правах. Вместе с этим устанавливаются и обязанности для граждан. Законность выступает в качестве режима социально-политической жизни. Она проявляется в установлении требований ко всем субъектам, в первую очередь, к госорганам. Последние должны создаваться и действовать на основании неуклонного и строгого исполнения существующих норм. У каждого госоргана, должностного лица должен быть только необходимый объем полномочий. Демократия – понятие, которое связано с обоюдной ответственностью граждан и государства. Она предполагает установление требования воздерживаться от действий, которыми нарушаются свободы и права, создаются препятствия для исполнения обязанностей участниками системы.

Функции

Разъясняя понятие демократии, отдельно необходимо сказать о задачах, которые реализует данный институт. Функциями выступают ключевые направления воздействия на социальные отношения. Их целью выступает повышение активности населения в управлении государственными делами. Понятие демократии связывается не со статическим, а с динамическим состоянием социума. В этой связи, функции института в те или иные периоды исторического развития претерпевали определенные изменения. В настоящее время исследователи разделяют их на две группы. Первые раскрывают связь с социальными отношениями, вторые – выражают внутренние задачи государства. Среди наиболее значимых функций института следует выделить:

  1. Организационно-политическую.
  2. Регулятивно-компромиссную.
  3. Общественно-стимулирующую.
  4. Учредительную.
  5. Контрольную.
  6. Охранительную.

Социальные отношения

Связь с ними отражают три первые функции, указанные выше. Политическая власть в государстве организуется на демократических началах. В рамках этой деятельности предусматривается самоорганизация населения (самоуправление). Она выступает как источник госвласти и выражается в наличии соответствующих связей между субъектами. Регулятивно-компромиссная функция заключается в обеспечении плюрализма деятельности участников отношений в рамках сотрудничества, консолидации и концентрации вокруг интересов населения и государства разных сил. В качестве правового средства обеспечения этой функции выступает урегулированность юридических статусов субъектов. В процессе разработки и принятия решений социально-стимулирующее влияние на государство может оказать только демократия. Понятие и формы этого института обеспечивают оптимальное служение власти населению, учет и применение общественного мнения, активности граждан. Это проявляется, в частности, в возможности граждан участвовать в референдумах, направлять письма, заявления и так далее.

Государственные задачи

Понятие «представительная демократия» связывается с возможностью населения формировать органы госвласти и территориального самоуправления. Это осуществляется путем проведения голосования. Выборы в демократическом государстве тайные, всеобщие, равные и прямые. Обеспечение работы госорганов в рамках их компетенции в соответствии с предписаниями законодательства осуществляется посредством реализации контрольной функции. Она также предполагает подотчетность всех звеньев аппарата управления страной. Одной из ключевых считается охранительная функция демократии. Она предполагает обеспечение госорганами безопасности, защиты достоинства и чести, свобод и прав личности, форм собственности, пресечение и предупреждение нарушений закона.

Исходные требования

Они представляют собой те принципы, на которых базируется демократический режим. Признание их международным сообществом обуславливается стремлением укрепить антитоталитарную позицию. В качестве ключевых принципов выступают:

  1. Свобода выбора социального строя и способа правления. Народ имеет право изменять и определять конституционный строй. Первичное значение имеет свобода.
  2. Равноправие граждан. Оно означает, что у всех людей есть обязанности соблюдать закон, права и интересы других. Все несут ответственность за нарушения, имеют право на защиту в суде. Конституция гарантирует соблюдение равноправия. Нормами запрещены привилегии или ограничения по расовым, половым признакам, религиозным, политическим убеждениям, социальному, имущественному статусу, месту проживания, происхождения, языку и так далее.
  3. Выборность госорганов и постоянное их взаимодействие с населением. Этот принцип предполагает формирование структур власти и территориального самоуправления посредством народного волеизъявления. Он обеспечивает сменяемость, подконтрольность, равную возможность для каждого гражданина реализовать свое избирательное право.
  4. Разделение властей. Оно предполагает взаимную зависимость и ограничение разных направлений: судебного, исполнительного, законодательного. Это препятствует превращению власти в инструмент подавления равенства и свободы.
  5. Принятие решений волей большинства при соблюдении прав меньшинства.
  6. Плюрализм. Он означает многообразие социальных явлений. Плюрализм способствует расширению круга политического выбора. Он предполагает множественность партий, объединений, мнений.

Способы реализации воли населения

Функции демократии осуществляются через ее институты и формы. Последних существует достаточно много. Формы демократии рассматриваются как ее внешнее выражение. К ключевым из них относят:

  1. Участие граждан в управлении социальными и государственными делами. Оно реализуется через представительную демократию. В этом случае власть осуществляется посредством выявления воли уполномоченных народом лиц в выборных органах. Граждане могут участвовать в управлении и непосредственно (через референдум, например).
  2. Создание и работа системы госорганов на базе гласности, законности, сменяемости, выборности, разделении полномочий. Эти принципы предупреждают злоупотребление социальным авторитетом и служебным положением.
  3. Юридическое, в первую очередь, конституционное закрепление системы свобод, обязанностей и прав гражданина и человека, обеспечение их охраны в соответствии с установленными международными стандартами.

Институты

Они представляют собой легальные и легитимные компоненты системы, непосредственно формирующие демократический режим через реализацию исходных требований. В качестве предпосылки для законности любого института выступает его юридическое оформление. Легитимность обеспечивается признанием общественности и организационной структурой. Институты могут различаться по исходному назначению при решении актуальных государственных задач. В частности, выделяют:

  1. Структурные учреждения. К ним относят депутатские комиссии, парламентские сессии и пр.
  2. Функциональные институты. Ими являются наказы избирателей, общественное мнение и пр.

В зависимости от юридической значимости, выделяют институты:

  1. Императивные. Они обладают общеобязательным, окончательным значением для должностных лиц, госорганов, граждан. Такими институтами являются законодательные и конституционные референдумы, избирательные наказы, выборы и так далее.
  2. Консультативные. Они обладают совещательным значением для политических структур. Такими институтами выступают консультативный референдум, всенародное обсуждение, анкетирование, митинги и пр.

Самоуправление

Оно основывается на самостоятельном регулировании, организации и деятельности участников гражданских отношений. Население устанавливает определенные правила и нормы поведения, осуществляет организационные действия. Народ обладает правом принимать решения и реализовывать их. В рамках самоуправления субъект и объект деятельности совпадают. Это означает, что участники признают власть только собственного объединения. Самоуправление базируется на принципах равенства, свободы, участия в администрировании. Этот термин, как правило, используется относительно нескольких уровней объединения людей:

  1. Ко всему социуму в целом. В этом случае говорят об общественном самоуправлении.
  2. К отдельным территориям. В этом случае имеет место местное и региональное самоуправление.
  3. К конкретным производствам.
  4. К общественным объединениям.

Власть народа как социальная ценность

Демократия во все времена понималась и трактовалась различными способами. Однако несомненно, что как правовая и политическая ценность она стала неотъемлемым компонентом организации мира. Между тем, отсутствует такая ее конечная стадия, при которой все ее субъекты были бы удовлетворены. Человек, который испытывает ограничения, вступает в спор с государством, не обнаруживая в законодательстве справедливость. Конфликт возникает, когда во внимание не принимается неравенство заслуг и природных способностей, отсутствует признание в зависимости от опыта, умения, зрелости и пр. Стремление к справедливости не может быть полностью удовлетворено. В обществе должно происходить постоянное пробуждение воли, развитие желания выражать свое мнение, взгляды, проявлять активность. Собственная ценность демократии выражается через ее общественное значение. Оно, в свою очередь, заключается в службе на пользу личности, государству, социуму. Демократия способствует установлению соответствия между реально действующими и формально провозглашенными принципами равенства, свободы, справедливости. Она обеспечивает их воплощение в государственной и социальной жизни. В системе демократии сочетаются общественные и властные начала. Она способствует формированию атмосферы гармонии интересов государства и личности, достижению компромисса между субъектами. При демократическом режиме участники отношений осознают преимущества партнерства и солидарности, согласия и мира. Инструментальная ценность института проявляется через его функциональное назначение. Демократия – способ решения государственных и общественных дел. Она позволяет участвовать в создании госорганов и местных структур власти, самостоятельно организовывать движения, профсоюзы, партии, обеспечивать охрану от противоправных действий. Демократия предполагает контроль деятельности выборных институтов и прочих субъектов системы. Личностная ценность института выражается через признание индивидуальных прав. Они формально закрепляются в нормативных актах, реально обеспечиваются посредством формирования материальных, духовных, юридических и прочих гарантий. В рамках демократического режима предусматривается ответственность за невыполнение обязанностей. Демократия не выступает как средство достижения личных честолюбивых целей за счет ущемления свобод, интересов, прав других лиц. Тому народу, который готов признавать автономию индивида и его ответственность, этот институт формирует наилучшие возможности реализации существующих гуманистических ценностей: социального творчества, справедливости, равноправия и свободы. При этом несомненую важность имеет и участие государства в процессе обеспечения гарантий, защиты интересов населения. В этом состоит его основная функция в демократическом обществе.

fb.ru

Демократическое государство: понятие, принципы. Формы демократии — Конституционное право

Обеспечение прав и свобод человека и гражданина — важнейший признак демократического государства. Именно здесь проявляется тесная связь формально демократических ин­ститутов с политическим режимом. Только в условиях демокра­тического режима права и свободы становятся реальными, уста­навливается законность и исключается произвол силовых струк­тур государства. Никакие возвышенные цели и демократические декларации не способны придать государству подлинно демо­кратический характер, если не обеспечиваются общепризнанные права и свободы человека и гражданина. Конституция РФ за­крепила все известные мировой практике права и свободы, од­нако для реализации многих из них еще необходимо создать ус­ловия.

Демократическое государство не отрицает принуждения, а предполагает его организацию в определенных формах. К этому побуждает сущностная обязанность государства защищать права и свободы граждан, устраняя преступность и другие правонару­шения. Демократия — это не вседозволенность. Однако принуж­дение должно иметь четкие пределы и осуществляться только в соответствии с законом. Правозащитные органы не только впра­ве, но и обязаны применять силу в определенных случаях, одна­ко при этом всегда действуя только законными средствами и на основании закона. Демократическое государство не может допустить «разрыхления» государственности, т. е. невыполнения зако­нов и других правовых актов, игнорирования действий органов государственной власти. Это государство подчинено закону и требует законопослушания от всех своих граждан.

Принцип народовластия характеризует Российскую Федерацию как демократическое государство ( ст. 1 Конституции РФ). Народовластие предполагает, что носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ является её многонациональный народ (ст.3 Конституции РФ).

Принцип федерализма является основой его государственно-территориального устройства РФ. Он способствует демократизации управления государством. Децентрализация власти лишает центральные органы государства монополии на власть, предоставляет отдельным регионам самостоятельность в решении вопросов их жизни.

Основы конституционного строя включают основные принципы федерализма, определяющие государственно-территориальное устройство РФ. К ним относятся:

  1. государственная целостность;
  2. равноправие и самоопределение народов;
  3. единство системы государственной власти;
  4. разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ;
  5. равноправие субъектов РФ во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти (ст. 5 Конституции РФ).

Принцип разделения властей — выступает как принцип организации государственной власти в правовом демократическом государстве, как одна из основ конституционного строя. Является одним из основополагающих принципов демократической организации государства, важнейшей предпосылкой верховенства права и обеспечения свободного развития человека. Единство всей системы государственной власти предполагает, с одной стороны, осуществление её на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную, носителями которой являются самостоятельные органы государства (Федеральное Собрание, Правительство РФ, суды РФ и аналогичные им органы субъектов федерации).

Принцип разделения властей является предпосылкой верховенства права и обеспечения свободного развития человека. Разделение властей поэтому не ограничивается распределением функций и полномочий между различными государственными органами, а предполагает взаимное равновесие между ними с тем, чтобы ни один из них не мог получить преобладание над другими, сосредоточить всю полноту власти в своих руках. Это равновесие достигается системой «сдержек и противовесов», которая выражается в полномочиях государственных органов, позволяющих им оказывать влияние друг на друга, сотрудничать при решении важнейших государственных проблем.

Принципы идеологического и политического плюрализма. Идеологический плюрализм означает, что в РФ признаётся идеологическое многообразие, никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной (ст.13,ч. 1,2 Конституции).

РФ провозглашается светским государством (ст.14 Конституции). Это означает, что никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Светский характер государства проявляется так же и в том, что религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

Политический плюрализм предполагает наличие различных социально-политических структур, функционирующих в обществе, существование политического многообразия, многопартийности (ст.13, ч.3, 4, 5 Конституции). Деятельность всевозможных объединений граждан в обществе оказывает влияние на политический процесс (формирование органов государственной власти, принятие государственных решений и т.д. ). Многопартийность предполагает легальность политической оппозиции, способствует вовлечению в политическую жизнь более широких слоёв населения. Конституцией запрещается лишь создание и деятельность таких общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности РФ, подрыв безопасности государства, создание вооружённых формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.

Политический плюрализм — это свобода политических мнений и политических действий. Его проявление – деятельность независимых объединений граждан. Поэтому надёжная конституционно-правовая защита политического плюрализма есть необходимая предпосылка не только реализации принципа народовластия, но и функционирования правового государства.

Принцип многообразия форм экономической деятельности подразумевает, что основу экономики РФ составляет социальное рыночное хозяйство, где обеспечивается свобода экономической деятельности, поощрение конкуренции, разнообразие и равноправие форм собственности, их правовая защита. В РФ признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

jurkom74.ru

ДЕМОКРАТИЯ — это… Что такое ДЕМОКРАТИЯ?

  • ДЕМОКРАТИЯ — есть механизм, гарантирующий, что нами управляют не лучше, чем мы того заслуживаем. Джордж Бернард Шоу Демократия наихудшая форма правления, если не считать всех остальных. Уинстон Черчилль Демократия это процесс, в ходе которого люди свободно… …   Сводная энциклопедия афоризмов

  • Демократия — (democracy) От греческого слова народовластие . Поскольку народ редко проявляет единообразие мыслей, демократия , как термин описательный, может считаться синонимом понятия правления большинства (majority rule). В Древней Греции и позже, в XVIII… …   Политология. Словарь.

  • ДЕМОКРАТИЯ — (от греч. demos народ, kratos власть, правление) форма правления, при которой граждане лично или через избранных представителей осуществляют право принятия (политических) решений. Д. основывается на признании народа в качестве источника власти и… …   Философская энциклопедия

  • ДЕМОКРАТИЯ — (греч. demokratia, от demos народ, и kratos власть). Образ государственного правления, когда в нем принимает участие весь народ, без различия звания и состояния. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910.… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • Демократия —  Демократия  ♦ Démocratie    Политический строй, при котором полнота власти принадлежит народу. Это не значит, что народ управляет государством или хотя бы принимает его законы. Это значит, что никто не может управлять государством или… …   Философский словарь Спонвиля

  • ДЕМОКРАТИЯ — (от греческого demos народ и…кратия), форма государственно политического устройства общества, основанная на признании народа в качестве источника власти. Основные принципы демократии: власть большинства, равноправие граждан, правовая… …   Современная энциклопедия

  • Демократия — (от греческого demos народ и …кратия), форма государственно политического устройства общества, основанная на признании народа в качестве источника власти. Основные принципы демократии: власть большинства, равноправие граждан, правовая… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • ДЕМОКРАТИЯ — (от греч. demos народ и …кратия) форма государственно политического устройства общества, основанная на признании народа в качестве источника власти. Основные принципы демократии власть большинства, равноправие граждан, защищенность их прав и… …   Большой Энциклопедический словарь

  • демократия — демократизм, демократическое государство; народовластие, народоправство. Ant. тоталитаризм, тоталитарное государство Словарь русских синонимов. демократия народовластие; народоправство (устар.) Словарь синонимов русского языка. Практический… …   Словарь синонимов

  • Демократия — Демократия. Слово Д. происходит от греческих dhmoV и kratia буквально народовластие. Им обозначаются: 1) государственное устройство,где власть принадлежит народу, или где интересы народа стоят на первомплане, и 2) самые народные массы, раз они… …   Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  • dic.academic.ru

    Демократия | Наука | FANDOM powered by Wikia

    Демокра́тия (греч. δημοκρατία) — это, с теоретической точки зрения, такая форма правления государством, которая осуществляется через прямое народовластие (прямая демократия) либо через представителей, избираемых народом или какой-то частью народа (представительная демократия).

    С практической точки зрения демократия — это набор правил, процедур и условий, стремящийся обеспечить законную свободную конкуренцию различных общественных организаций и движений, политических партий и элит, представляющих разные точки зрения на пути развития государства и общества и выражающих интересы разных слоев общества, свободное формирование таких организаций, групп и партий, наличие формального «социального лифта», делающего потенциально возможным попадание из низов в политические элиты, а также более или менее точное соответствие состава и политики властных и управляющих органов действительному волеизъявлению избирателей.

    Исходной формой демократии была прямая демократия в небольших городах-государствах. Критика античных форм прямой демократии содержится в теории государства Платона. В России примером прямой демократии может служить Новгородская вечевая республика, просуществовавшая около 400 лет. Впоследствии, с усложнением решаемых государством задач, прямая демократия была практически повсеместно вытеснена монархическими формами правления.

    В настоящее время демократическое правление обычно носит форму западной европейской представительной демократии, получившей название «либеральная демократия». Среди её теоретических основоположников были Жан Жак Руссо (1712—1778), Джон Локк (1632—1704) и Монтескьё (1689—1755). Развитие средств массовой коммуникации, автоматической обработки информации, теории искусственного интеллекта с инженерией знаний, с учетом нарастающих сложностей с реализацией представительной демократии, возродило интерес к её прямым формам.

    Либеральная демократия предполагает правовое государство на основе представительной демократии, в котором способность избранных представителей осуществлять власть ограничены во имя защиты прав и интересов различных меньшинств: политических, национальных, этнических, социальных, культурных, а также прав, свобод и интересов каждой отдельной личности. Причем права и свободы отдельной личности имеют приоритет над правами и интересами групп (классов, национальностей, меньшинств и т. д.), к которым принадлежит или не принадлежит данная личность, и над текущими интересами общества и государства в целом[1]. Эти либеральные права закреплены в высших законах (таких, как конституция), которые в свою очередь наделяют различные органы полномочиями с целью обеспечения этих прав.

    Современное понятие демократии включает, кроме того:

    • «свободу слова»
    • свободу вероисповедания и отправления веры, религиозных культов и обрядов
    • отделение религии от государства и школы от религии
    • независимость печати и других средств массовой информации (включая телевидение)
    • деполитизацию и департизацию армии, полиции, органов государственной безопасности, прокуратуры и суда, рядового (неполитического) состава аппарата органов государственной власти и управления
    • гражданский, общественный и парламентский контроль за армией, полицией, органами госбезопасности и другими силовыми структурами
    • право гражданина на свободное получение и распространение полной, достоверной и правдивой информации о деятельности органов власти и управления
    • свободу творчества и творческого самовыражения, и в частности свободу выражения мнений
    • свободу мирных собраний, шествий, митингов и демонстраций
    • свободу союзов, организаций и политических партий
    • право граждан свободно объединяться в любые общественные организации, группы, союзы и политические партии
    • гарантии личной неприкосновенности граждан
    • право человека на жизнь, личную свободу и безопасность
    • право частной собственности, гарантии её неприкосновенности и право на свободу экономической деятельности
    • независимость и беспристрастность суда
    • право человека на честное и объективное разбирательство его дела в суде при обеспечении реальной состязательности сторон обвинения и защиты и строгом соблюдении презумпции невиновности
    • строгое соблюдение принципа разделения законодательной, исполнительной и судебной власти
    • ответственность чиновников исполнительной власти перед представительными органами
    • ограничение вмешательства государства в деятельность экономических субъектов, граждан, общественных организаций, партий и движений, религиозных конфессий, органов местного самоуправления
    • сильное местное самоуправление
    • развитое гражданское общество
    • развитые институты парламентаризма, включая парламентские расследования
    • всеобщее, равное и прямое избирательное право при обеспечении реального равноправия и состязательности кандидатов, политических партий и движений и их программ
    • государственные гарантии внутрипартийной и внутрипрофсоюзной демократии, в частности гарантии свободного существования внутрипартийных фракций и соблюдения определенных процедур при выборах партийных органов — это не может являться внутренним делом ни одной партии, претендующей на участие в выборах

    В современном глобализованном и взаимопереплетенном мире «реальная демократия», с точки зрения лиц, осуществляющих поддержку американских (США) интересов в регионе, предполагает добровольное ограничение суверенитета национальных государств и правительств в пользу американозависимых международных организаций, гарантирующих соблюдение интересов глобализированного капитала и прикрытого риторикой об общепринятых демократических правилах, нормах и процедурах, прав и свобод человека и гражданина. Такими ограничениями являются, например, приглашение международных наблюдателей на выборы или подписание конвенций о правах человека, пересмотр итогов выборных процедур в пользу кандидатов в органы власти, выражающих американские интересы в регионе или ликвидация силовых институтов (армия, полиция и. т.д.)государства. Государства, точки зрения лиц, осуществляющих поддержку американских (США) интересов в регионе, отказывающиеся от добровольного ограничения суверенитета, но утверждающие о своей демократичности, чаще всего на практике являются режимами так называемой имитационной демократии либо авторитарными или полуавторитарными режимами.

    Начиная с последнего десятилетия XX-го века, в политический жаргон входит понятие «борьба за демократию».

    1. ↑ По крайней мере в теории — практические реализации могут таить опасность разрушения защищающих жизнь и права человека общественных и государственных институтов, но тем не менее демократические государства стремятся приблизиться к теоретическому идеалу.

    С точки зрения практичекой релизации в государственных системах на момент начала 2007 года:

    1. Реализуется в основном в форме представительной демократии.

    2. +/- работает на муниципальном уровне, если в стране население имеет право на свободное владение оружием: личное знание деловых качеств избираемого лица + силовое обеспечение возможности его смены жителями с учетом возможного противодействия нанятых избранным лицом силовых/правоохранительных структур.

    3. На уровне выше муниципального до уровня государства: «Демократия» — политический режим, при котором власть можно купить за деньги.

    4. На межгосударственном уровне: «Демократия» — зонтичный бренд, являющийся торговой маркой, принадлежащей Соединенным Штатам Америки (США). Основной продвигаемый под данным брэндом продукт: установление в других государствах социально-экономической системы, позволяющей реализовывать интересы граждан США без противодействия со стороны местного населения и без учета его интересов. Является ли установленный режим при этом собственно демократией значения не имеет.

    <span /> <span />af:Demokrasie ar:ديمقراطية ast:Democracia bg:Демокрация bn:গণতন্ত্র bs:Demokracija ca:Democràcia cs:Demokracie cy:Democratiaeth da:Demokrati de:Demokratie el:Δημοκρατία en:Democracy eo:Demokratio es:Democracia et:Demokraatia eu:Demokrazia fa:مردم‌سالاری fi:Demokratia fr:Démocratie ga:Daonlathas gd:Deamocrasaidh gl:Democracia he:דמוקרטיה hi:लोकतंत्र hr:Demokracija ht:Demokrasi hu:Demokrácia id:Demokrasi is:Lýðræði it:Democrazia ja:民主主義 ka:დემოკრატია ki:Ndemookirathĩ ko:민주주의 ku:Demokrasî la:Democratia ln:Demokrasi lt:Demokratija lv:Demokrātija mk:Демократија mr:लोकशाही nl:Democratie nn:Folkestyre no:Demokrati pl:Demokracja pt:Democracia qu:Akllanakuspa kamachinakuy ro:Democraţie scn:Dimucrazzìa sh:Demokracija simple:Democracy sk:Demokracia sl:Demokracija sr:Демократија sv:Demokrati th:ประชาธิปไตย tl:Demokrasya tr:Demokrasi uk:Демократія ur:جمہوریت vi:Dân chủ yi:דעמאקראטיע zh:民主

    ru.science.wikia.com

    Демократия — Циклопедия

    М.Б.Конашев. «Демократия: некоторые проблемы теории и методологии»

    Демократия (др.-греч. δημοκρατία — народовластие). Понятие «демократия» полисемантично, а сама демократия многомерна: существуют более 200 определений этого понятия и десятки разновидностей собственно демократии, в том числе демократия политическая, экономическая, социальная, производственная, общинная, управленческая, армейская, информационная, процедурная. Наиболее распространенным является употребление термина «демократия» для определения:

    1. политического принципа, суть которого заключается в признании (чаще формальном, чем фактическом) народа единственным источником власти на всей территории страны, а также в провозглашении равенства прав всех участников политического процесса;
    2. формы государственного политического устройства и социального самоуправления, представляет собой систему государственных, гражданских и идеологических институтов, обеспечивающих участие граждан в управлении государством, согласовывающих разнонаправленные интересы, находящих политические компромиссы, создающих условия для цивилизованного общежития.

    [править] История термина

    Как форма государственно-политического устройства демократия возникла в процессе формирования государственных организмов и долгое время сосуществовала с другими формами управления — монархической, аристократической, олигархической. Авторство термина «демократия» связывают с именем Перикла, который обозначил им строй, внедрявшийся под его (Перикла) руководством в Афинах и противопоставлявшийся тирании (позднее главным антиподом понятие «демократия» стало понятие «диктатура»).

    Платон охарактеризовал демократию как «порядок, который не имеет надлежащего управления, но является приятным и разнообразным», поскольку не сковывает, как другие устроения, свободы граждан. Впрочем, Платон ясно очертил и недостатки демократии, подчеркивая, что она способствует перерождению свободы в произвол, а следовательно, сама производит силы, которые вызывают её гибель. Поэтому он считал демократию, как и олигархию, неправильной, искаженной формой государства.

    Аристотель тоже довольно скептически относился к демократии, более совершенной формой государства он считал «политию» — нечто среднее между олигархией и демократией. «Полития», очевидно, это строй достаточно близкий к умеренной цензовой демократии, когда в государстве политическими правами пользуется лишь часть населения — большинство так называемого свободного населения, а напряжение, обусловленное ​​противостоянием бедных и богатых, не превращается в разрушительную силу из-за того, что в обществе численно, по количеству своих представителей, преобладает состоятельный средний слой.

    Античная традиция толкования демократии в рамках учений о формах государства просуществовала вплоть до конца XVIII века. После Французской революции конца XVIII века понятие «демократия» приобрело более широкий смысл, стало базовым понятием новой демократической системы взглядов. Демократия начинают понимать как форму гармонизации свободы и равенства, интересов полититической власти и широких общественных слоёв. Одновременно нарастает критика демократии, в частности об опасности отрицания свободы через внедрение демократического «равенства в рабстве» предостерегал французский социолог Алексис де Токвиль, доказывая, что грань между демократией и деспотией условная — демократия таит в себе угрозу «тирании большинства». О возможных искажениях равенства в условиях демократии писал Макс Вебер, констатируя, что природа государственных чиновников побуждает их выдавать собственные интересы за общественно-народные.

    Опыт XX столетия показал: демократия является хоть и не идеальной, но всё же лучшей формой государственного устройства, так как именно при демократии по-настоящему ценится человеческая жизнь и обеспечивается право каждого человека на свободу.

    Современная демократия является инструментом свободного самоопределения гражданина и средством мирного разрешения социальных и иных проблем. Она является не только оптимальной формой политического устройства, но и действенным механизмом, ограничивающим вмешательства властей в частную и общественную жизнь. Она также способна адаптироваться к новейшим глобализационным вызовам (см. Глобализация).

    Характерными особенностями демократического порядка являются: право большинства на власть, обеспечение прав меньшинства, выборность органов власти, осведомлённость граждан по общественным делам, свобода собраний и ассоциаций, свобода выражения гражданами своего мнения.

    Ценности демократии — выборность, состязательность, гласность, подотчётность — в сочетании с моральными ценностями справедливости, ответственности, порядочности обеспечивают оптимальный паритет во взаимоотношениях человека и власти.

    Сила демократических систем — в создании конституционных гарантий, которые препятствуют монополизации политической власти (общее избирательное право, свобода слова и информации, разграничения законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти и др.). Механизмами реализации демократии выступают государство, гражданское общество, региональные и местные самоуправления.

    Принцип равенства — основополагающий в системе демократических принципов. Он реализуется через гарантированное государством каждому гражданину право на защиту собственной индивидуальности от дискриминации по признаку пола, расовой или этнической принадлежности, религиозных или других убеждений и предоставления обществом всем гражданам равных возможностей для самореализации.

    Демократическому обществу обязательно присущ также определенный уровень экономической свободы граждан, обеспечивается их право на частную собственность.

    Участие народа в осуществлении государственной власти может быть непосредственным (прямым) и опосредованным (представительным), соответственно различают и демократию непосредственную и демократию представительную. Непосредственной является такая демократия, при которой власть в государстве осуществляется всем народом, например, посредством референдумов или плебисцитов. Представительная демократия базируется на избрании гражданами официальных лиц для принятия последними (как представителями народа) политических решений и осуществления задач управления; эти лица подотчетны народу. Представительная демократия, которая действует в соответствии с нормами конституции, называется еще конституционной. Выборы производятся голосованием — инструментом, с помощью которого народ в условиях представительной демократии передаёт своим представителям право на реализацию своего суверенитета.

    На нынешнем этапе исторического развития демократия является антитезой тоталитаризму и авторитаризму (см. Авторитарные режимы), составляет наиболее органическую форму естественной самоорганизации социумов. Степень соответствия принципов народовластия принципам гуманизма и свободы, рассматривается сегодня как мера цивилизованности страны и общества. Наиболее развитой считается либеральная демократия (конституционный либерализм), которая базируется на законодательном закреплении всех естественных прав и свобод человека и на разделении властей, обеспеченному эффективной системой сдерживаний и противовесов. Такая форма демократии невозможна без постоянных широких дискуссий в обществе по общественному благу, национальным интересам, принципам политической деятельности.

    Жизненность демократии как политического принципа основана на укоренённости в глубинных архетипах сознания и природе человека. Как общественному существу человеку присуще соучастие в общинной жизни и в имитационных политических играх. Как существу духовному ему присуща свобода. Поэтому в более или менее развитом виде элементы демократии существуют при любом общественном строе. Но утверждение демократии как общественной ценности и основы цивилизованного общежития требует больших скоординированных усилий социума. Как «рукотворное явление» и уязвимая форма власти демократия существует лишь там, где общество тратит немалые усилия на её поддержку, развитие и защиту от искажений.

    Настоящая демократия органично соединяет свободу с законопослушностью, независимость с ответственностью, принципиальность с толерантностью.

    • Невичерпність демократії. К., 1994; (укр.)
    • Шумпетер Й. А., Капіталізм, соціалізм і демократія. К., 1995; (укр.)
    • Даль Р., О демократии. М., 2000;
    • Ревель Д. Ф., Друга молодість демократії. Майбутнє демократичного імпульсу. К., 2001; (укр.)
    • Пазенок В., Демократія і людина. «Політика і час», 2003, № 2; (укр.)
    • Лебедева Т. П., Либеральная демократия как ориентир для посттоталитарных преобразований. «Полис», 2004, № 2.

    cyclowiki.org

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *