Демократии определение – ДЕМОКРАТИЯ это что такое ДЕМОКРАТИЯ: определение — Философия.НЭС

Содержание

16. Понятие демократии, ее признаки и классификация

Понятие
демократии

как особой формы государственно-политического
устройства: (народовластие)
– форма государства, характеризующаяся
рядом признаков: источник власти –
народ; свободные выборы как способ
формирования властных институтов;
равноправие граждан; гарантия прав и
свобод личности и т.д.

В ХХ веке слово
«демократия» стало, пожалуй, самым
популярным у народов и политиков всего
мира. Сегодня нет ни одного влиятельного
политического движения, которое не
претендовало бы на осуществление
демократии, не использовало этот термин
в своих, часто далеких от подлинной
демократии, целей. Что же представляет
собой демократия и в чем причины ее
популярности?

Этимологические
определения демократии.

В современном языке слово «демократия»
имеет несколько значений. Его первое,
основополагающее, значение связано с
этимологией, т.е. с происхождением этого
термина. «Демократия» переводится с
древнегреческого как «народовластие»
или, используя расшифровку определения
американским президентом Линкольном,
«правление народа, избранное народом
для народа».

Производным от
этимологического понимания является
более широкая вторая трактовка демократии
как формы устройства любой организации,
основанной на равноправном участии ее
членов в управлении. В этом смысле
говорится о партийной, профсоюзной,
производственной и даже семейной
демократии. Понимая демократию в широком
значении, она может существовать всюду,
где есть организация, власть и управление.

С этимологическим
пониманием демократии связаны также и
другие – третье и четвертое – значения
этого термина. В третьем значении
демократия рассматривается как основанный
на определенной системе ценностей идеал
общественного устройства и соответствующее
ему мировоззрение. К числу составляющих
этот идеал ценностей относятся свобода,
равенство, права человека, народный
суверенитет и некоторые другие.

В четвертом значении
демократия рассматривается как социальное
и политическое движение за народовластие,
осуществление демократических целей
и идеалов. Это движение возникло в Европе
под флагом борьбы с абсолютизмом за
освобождение и равноправие третьего
сословия и в ходе истории постепенно
расширяет диапазон своих целей и
участников. Современные демократические
движения чрезвычайно разнообразны. Это
социал-демократы, христианские демократы,
либералы, новые социальные и другие
движения.

Понятие демократии
как народовластия (и другие производные
от него трактовки демократии) является
нормативным, поскольку базируется на
нормативном подходе к этому феномену,
предполагающем посторонние категории
исходя из человеческих идеалов, ценностей
и пожеланий. Демократия характеризуется
в этом случае как идеал, основанный на
таких основополагающих ценностях, как
свобода, равенство, уважение человеческого
достоинства, солидарность. В первую
очередь именно такому ценностному
содержанию демократия обязана своей
популярности в современном мире.

Конституирующие
признаки демократии.

Учитывая
взаимосвязь нормативных определений
демократии как формы государственного
правления, можно выделить ее следующие
характерные черты.

1. Юридическое
признание и институциональное выражение
суверенитета, верховной власти народа.
Именно народ, а не монарх, аристократия,
бюрократия или духовенство выступают
официальным источником власти. Суверенитет
народа выражается в том, что именно ему
принадлежит учредительная, конституционная
власть, что он выбирает своих представителей
и может периодически сменять их, а во
многих странах имеет также право
непосредственно участвовать в разработке
и принятии законов с помощью народных
инициатив и референдумов.

2. Периодическая
выборность основных органов государства.
Демократией может считаться лишь то
государство, в котором лица, осуществляющие
верховную власть, избираются, причем
избираются на определенный, ограниченный
срок. В древности многие народы нередко
выбирали себе царей, которые затем имели
право на пожизненное правление и даже
передачу этого права по наследству. (У
древних греков выборная монархия
называлась «эсимнетия».) Однако в этом
случае демократии еще не было.

3. Равенство прав
граждан на участие в управлении
государством. Этот принцип требует как
минимум равенства избирательных прав.
А в современной, сложно организованной
политической системе он предполагает
также свободу создавать политические
партии и другие объединения для выражения
воли граждан, свободу мнений, право на
информацию и на участие в конкурентной
борьбе за занятие руководящих должностей
в государстве.

4. Принятие решений
по большинству и подчинение меньшинства
большинству при их осуществлении.

Эти требования
являются минимальными условиями,
позволяющими говорить о наличии
демократической формы правления в той
или иной стране. Однако реальные
политический системы, основанные на
общих принципах демократии, весьма
существенно отличаются друг от друга,
например, античная и современная
демократии, американская и швейцарская
политические системы и т.д.

Названные общие
принципы демократии дают возможность
выделить основные критерии, позволяющие
различать и классифицировать многочисленные
теории и практические демократические
модели и как бы измерять их.

Прямая,
плебисцитарная и представительная
демократии.

Суверенитет народа – важнейший
конституирующий признак демократии,
служащий основанием ее оценки не только
с точки зрения понимания самого этого
субъекта, но также по форме осуществления
им власти. В зависимости от того, как
народ участвует в управлении, кто и как
непосредственно выполняет властные
функции, демократия делится на прямую,
плебисцитарную и представительную
(репрезентативную).

В прямых формах
народовластия граждане сами непосредственно
участвуют в подготовке, обсуждении и
принятии решений. Такая форма участия
доминировала в античных демократиях.
Практически она возможна в сравнительно
небольших коллективах (на производственных
предприятиях, в общинах, городах и т.п.),
причем в тех случаях, когда принимаемые
решения достаточно просты и участие в
их подготовке и обсуждении не требует
специальной квалификации. В современном
мире прямая демократия встречается
главным образом на уровне местного
самоуправления, например, в американских
и швейцарских общинах, в израильских
кибуцах (поселения коммунистического
типа)
и т.п. Распространенность прямых
форм демократии прямо зависит от того,
насколько удается децентрализовать
процесс вынесения решений и передать
право их принятия сравнительно небольшим,
локальным коллективам.

К прямой демократии
обычно относят так называемый императивный
мандат, предполагающий обязанность
выборных представителей голосовать
строго в соответствии с наказом
избирателей, их волей. Так, характер
императивного мандата имеет коллегия
выборщиков президента США, обязанных
отдать свой голос за кандидата, победившего
в соответствующих штатах. Императивный
мандат как бы консервирует волю
избирателей, не позволяя его носителям
участвовать в обсуждении и принятии
компромиссных вариантов решений.

Важным (вторым)
каналом участия граждан в осуществлении
власти является плебисцитарная
демократия. Различие между ней и прямой
демократией проводится не всегда,
поскольку обе эти формы участия включают
непосредственное волеизъявление народа,
однако оно существует. Суть его состоит
в том, что прямая демократия предполагает
участие граждан на всех важнейших
стадиях процесса (в подготовке, принятии
политических решений и в контроле за
их осуществлением), а при плебисцитарной
демократии возможности политического
влияния граждан сравнительно ограничены.
Им предоставляется право посредством
голосования одобрить или отвергнуть
тот или иной проект закона или другого
решения, который обычно готовится
президентом, правительством, партией
или инициативной группой. Возможности
участия основной массы населения в
подготовке таких проектов очень невелики
даже в тех случаях, когда непосредственно
самим гражданам предоставляется право
подготавливать и выносить их на
рассмотрение законодательных органов
или на всенародное голосование.

Плебисцитарные
институты нередко используются в целях
манипулирования волей граждан,
достигаемого, в частности, с помощью
двусмысленных формулировок вопросов,
выносимых на голосование. Они, особенно
референдумы и опросы, достаточно широко
применяются на различных уровнях
управления: в общинах, городах, областях,
в масштабах всего государства.

Третьей ведущей
в современных государствах формой
политического управления является
представительная демократия. Ее суть
– в опосредованном участии граждан в
принятии решений, в выборе ими в органы
власти своих представителей, призванных
выражать их интересы, принимать законы
и отдавать распоряжения. Представительная
демократия необходима особенно тогда,
когда из-за больших территорий или
вследствие других причин затруднено
регулярное непосредственное участие
граждан в голосованиях, а также когда
принимаются сложные решения, труднодоступные
для понимания неспециалистов.

studfiles.net

от античности до наших дней

Среди всех существующих видов устройства верховной власти государства демократия является единственной формой правления, в которой полномочия закрепляются за большинством, причем независимо от его происхождения и заслуг.

На сегодняшний день это самый распространенный и прогрессивный вид политического режима в мире, отличающийся непрерывным развитием и видовым разнообразием.

Этой форме государственного устройства посвящено немало трудов философов и ученых всех времен.

Определение демократии и сопутствующее ей понятие

Демократия – система управления государством, при которой власть признается за народом и осуществляется на базе законодательно выраженных равных прав и свобод граждан.

Демократия неотделима от понятия государства, так как возникла вместе с ним.

* Государство – политическая форма организации общества, реализующаяся на определенной территории.

История возникновения демократии

Демократия зародилась в 507 году д. н. э. в Древней Греции как одна из форм народного самоуправления античными городами-государствами. Поэтому дословно с древнегреческого демократия переводится как «власть народа»: от demos — народ и kratos – власть.

Интересно, что demos греки называли не весь народ, а только свободных граждан, наделенных правами, но не относящихся к аристократам.

Общие признаки демократии

Неотъемлемыми признаками демократической системы являются:

  • Народ – источник власти.
  • Избирательный принцип в основе формирования органов государственного самоуправления.
  • Равенство гражданских прав, при приоритете избирательного.
  • Руководство мнением большинства в спорных вопросах.

Признаки современных демократических государств

В процессе исторического развития демократия выработала новые признаки, среди которых:

  • главенство Конституции;
  • разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную;
  • приоритет прав человека над правами государства;
  • признание прав меньшинства на свободное выражение собственного мнения;
  • конституционное закрепление приоритета прав большинства перед меньшинством и др.

Принципы демократии

Системообразующие положения демократии, безусловно, отражаются в ее признаках. Помимо политических свобод и гражданского равноправия, выборности госорганов и разделения властей, следует отметить и такие принципы:

  • Воля большинства не должна ущемлять в правах меньшинство.
  • Плюрализм – социально-политическое многообразие, лежащее в основе свободы выбора и выражения мнения. Он предполагает множественность политических партий и общественных объединений.

Виды демократии

О том, какими способами народ может проявлять свою власть, говорят существующие разновидности демократии:

  1. Прямая — Граждане сами, без посредников, обсуждают какой-то вопрос и выносят его решение на голосование
  1. Плебисцитная (считается разновидностью прямой) — Граждане могут только проголосовать за или против решения, к подготовке которого они не причастны.
  1. Представительная — Решения за граждан принимают их представители во власти, получившие народные голоса на выборах.

Демократия в современном мире

В наше время демократические государства являются государствами представительной демократии. В них народная воля, в отличие от античного общества, выражается через избираемых представителей (депутатов) в парламенте или органах местного самоуправления.

Представительная демократия делает возможным народное управление крупным государством с большой территорией и населением.

Однако во всех формах современной демократии встречаются элементы прямой демократии, в качестве референдумов, прямых президентских выборов, плебисцитов.

[youtube]iOT1UgUTiI0[/youtube]

histerl.ru

Значение слова ДЕМОКРАТИЯ. Что такое ДЕМОКРАТИЯ?

Демокра́тия (др.-греч. δημοκρατία — «власть народа», от δῆμος — «народ» и κράτος — «власть») — политический режим, в основе которого лежит метод коллективного принятия решений с равным воздействием участников на исход процесса или на его существенные стадии. Хотя такой метод применим к любым общественным структурам, на сегодняшний день его важнейшим приложением является государство, так как оно обладает большой властью. В этом случае определение демократии обычно сужают до одного из следующих признаков:

Назначение лидеров управляемыми ими людьми происходит путём честных и состязательных выборов

Народ является единственно легитимным источником власти

Общество осуществляет самоуправление ради общего блага и удовлетворения общих интересов

Народное правление требует обеспечения ряда прав для каждого члена общества. С демократией связан ряд ценностей: законность, политическое и социальное равенство, свобода, право на самоопределение, права человека и др.

Поскольку идеал народовластия труднодостижим и подлежит различным толкованиям, предлагалось множество практичных моделей. До XVIII века наиболее известной моделью была прямая демократия, где граждане осуществляют своё право принятия политических решений непосредственно, за счёт достижения консенсуса или с помощью процедур подчинения меньшинства большинству. В представительной демократии граждане осуществляют то же право через избранных ими депутатов и других должностных лиц путём делегирования им части собственных прав, при этом выбранные руководители принимают решения с учётом предпочтений руководимых и отвечают перед ними за свои действия.

Одной из основных целей демократии является ограничение произвола и злоупотреблений властью. Этой цели часто не удавалось достигнуть там, где права человека и другие демократические ценности не были общепризнанными или не имели эффективной защиты со стороны правовой системы. Сегодня во многих странах народовластие отождествляется с либеральной демократией, которая, наряду с честными, периодическими и всеобщими выборами наделённых высшей властью лиц, в ходе которых кандидаты свободно соревнуются за голоса избирателей, включает в себя верховенство права, разделение властей и конституционные ограничения власти большинства путём гарантий определённых личных или групповых свобод. С другой стороны, левые движения, видные экономисты, а также такие представители западной политической элиты как экс-президент США Барак Обама, директор-распорядитель МВФ Кристин Лагард утверждают, что реализация права принятия политических решений, влияние рядовых граждан на политику страны невозможно без обеспечения социальных прав, равенства возможностей и низкого уровня социально-экономического неравенства.

Ряд авторитарных режимов имел внешние признаки демократического правления, однако в них властью обладала только одна партия, а проводимая политика не зависела от предпочтений избирателей. На протяжении последней четверти века мир характеризовался тенденцией распространения демократии. К числу сравнительно новых стоящих перед ней проблем относятся сепаратизм, терроризм, миграция населения, рост социального неравенства. Международные организации, такие как ООН, ОБСЕ и ЕС, полагают, что контроль над внутренними делами государства, включая вопросы демократии и соблюдения прав человека, частично должен быть в сфере влияния международного сообщества.

kartaslov.ru

Этимологическое определение демократии

Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Определение демократии — одновременно весьма простое и чрезвычайно сложное дело. В современном более или менее цивилизованном обществе феномен демократии как будто понятен чуть ли не каждому гра­жданину. Это и не удивительно, ибо каждый из них знает: понятие «демократия» буквально означает «власть людей», означает, что власть принадлежит народу. В то же время мало кто из граждан ощущает свою непосред­ственную причастность к реальной власти, к прини­маемым ею решениям. Как оказывается, она находится в руках незначительного меньшинства. В повседневной жизни для многих демократия — пустой звук или того хуже — средство затуманивания сознания и беззастен­чивого обмана. К тому же среди специалистов полити­ческой науки отсутствует согласованное определение демократии, что имеет как объективные, так и субъек­тивные основания.

Объективные причины состоят в том, что демокра­тия — это сложное многоплановое явление, в котором исследователи, в зависимости от мировоззренческих пристрастий и целевых установок проводимого анализа, вычленяют свое специфическое содержание. Проблема демократии, кроме того, двойственна: речь может идти о демократии идеальной (нормативной) и демократии реальной (эмпирической). Наконец, это связано с многообразием видов демократии. Кроме политической, имеются экономическая, индустриальная и социальная демократии.

Субъективная причина заключается в том, что тер­мин «демократия» сознательно искажается. Демократия одно из самых распространенных выхолощенных слов: «слово-ловушка» (Дж. Сартори), «слово-ласка» (Ф. Хайек), которое для многих утратило свой изначальный смысл. Этому явлению уделил большое внимание Дж. Сартори в названной работе, где он цитирует Оруэлла: «…в случае такого слова, как демократия, не толь­ко не существует согласованного определения, но и попытки создать таковое встречают сопротивление со всех сторон. Защитники режима любого типа заявляют, что это демократия, и они боятся, что придется прекратить использование этого слова, если оно будет свя­зано с каким-то одним значением».

Учитывая сложность явления демократии и необхо­димость максимально адекватного определения ее, нач­нем с самого простого — этимологического определе­ния феномена. Термин «демократия» возник ок.2400 лет тому назад и переводится с древнегреческого (demos — народ, cratos — власть) как «народовластие». За про­шедшее время это слово приобретало весьма разнооб­разные значения в зависимости от различных историче­ских обстоятельств и разных идеалов. Однако в нем так или иначе присутствовал смысл — власть народа. Наи­более емко этот смысл выразил американский прези­дент Линкольн. В своем Геттисбергском обращении в 1863 г. он расшифровал это понятие так: «Управление народа народом и для народа». Однако наличие ответа здесь только видимое. Сама посылка «демократия» — власть народа — с самого начала является неясной, ибо не выяснено понятие «демос» (народ). Да и формула Линкольна, при всей ее внешней привлекательности, не выдерживает строго научного анализа, поскольку не раскрывает внутренний механизм народного правления.

Даже в Древней Греции понятие «демос» не было лишено двойственности.«Демос» означал в V в.до н.э. общество, собранное в ekklesia — народное собрание. В то же время демос мог быть приравнен к народу в целом или к polloi — большинству, или к ochlos — чер­ни. Когда же демос стал переводиться как латинское populis, многозначность слова еще больше возросла. Правда, в современных итальянском, французском и немецком языках слова соответственно popolo, peuple и volk означают «органическое целое», «единую сущ­ность». В английском же языке (более распространен­ном в мире) слово people означает множественное чис­ло. Современные политологи дают, как правило, несколько интерпретаций понятия «народ», Дж. Сартори, например, шесть. Это: 1 — каждый, 2 — неопре­деленная большая часть, 3 — низший класс, 4 — неде­лимая сущность — органическое целое, 5 — большая часть, выраженная принципом абсолютного большин­ства, 6 — большая часть, выраженная принципом огра­ниченного большинства.

Дж. Сартори, на наш взгляд, вполне обоснованно отвергает не только первые четыре, но и пятую интерпретацию и пользуется при определении понятия «народ» шестой интерпретацией. При этом он исходит из того, что абсолютное большинство означает — в счет идет только большинство. Большое число рассматривае­мого населения символизирует все и обладает неограниченным (абсолютным) правом решать все в своей жизни. Принцип же ограниченного большинства озна­чает, что права какого-либо большинства не могут быть «абсолютными». Дж. Сартори характеризует демократию как систему правил большинства, ограниченную пра­вами меньшинства. Это, говорит Дж. Сартори, и явля­ется единственной характеристикой практически всех процедурных интерпретаций понятия «народ».

Из такой этимологической трактовки демократии вытекает по меньшей мере четыре вывода. Первый — недопустима фетишизация понятия «народ», демокра­тия — это отнюдь не демофилия. Создание из народа идола может идти рука об руку с презрением к факти­чески существующим людям. С этим, к слову сказать, каждый из нас встречается чаще, чем хотелось бы. Вто­рой — в демократическом обществе необходимо защи­щать права меньшинства (к чему мы вернемся ниже). Третий — выражение «власть народа» описывает начало процесса и оставляет его незавершенным. Ведь власть осуществляется над кем-то, управление предполагает не только управляющих, но и управляемых. Четвертый — характер демократии зависит от понимания народа и осуществляемого им суверенитета. Ограничение наро­да определенными классовыми или демографическими рамками даст основание характеризовать государства, подвергающие политической дискриминации определенные группы населения, как социально ограниченные демократии и отличать их от всеобщих демократий — государства с равными политическими правами для всего взрослого населения, а также от охлократий, то есть таких типов правления, которые означают власть черни и толпы (от греч. ochlos — толпа, чернь, kratos — власть). Последнее вытекает из соответствующей трак­товки народа как простого люда, неимущих слоев, чер­ни, составляющих большинство населения.

Кроме того, раскрывая этимологическое определе­ние демократии, как в известной мере условное, мы только обозначим его и оставим в стороне такое важное понятие, как измерение демократии, единицей которого в современных условиях является национальное государство. Народ в массовом обществе это не 2—5 тыс человек, которые собирались в Древней Греции в ekklesia, а многие тысячи и миллионы, так что воля каждого — это не одна двух- или пятитысячная, а одна стотысячная или миллионная, а то и десятимиллионная (что, естественно, отражается на самосознании и пове­дении людей). Кроме того, в ряде стран именно народ­ные массы сделали возможным тоталитаризм. А по мнению многих современных социопсихологов, для значительной части народа характерен «страх свободы», для многих свобода и ответственность — слишком большое бремя.

studopedya.ru

Что такое демократическое государство? :: SYL.ru

Впервые термин «демократия» был использован в труде греческого историка Геродота. Американский президент Авраам Линкольн определял это понятие как власть народа, которую он избирает и в интересах которого она совершается. Чтобы понять, что такое демократическое государство, следует рассмотреть основные его признаки, принципы и функции.

Определения термина «демократия»

На сегодняшний день юридическая наука и политология дают несколько определений понятию «демократия»:

1. Особая форма организации государства, при которой власть принадлежит всем ее гражданам, которые пользуются равными правами на управление.

2. Устройство какой-либо структуры. Оно основывается на принципах равенства ее членов, периодичной избирательности органов управления и принятия решений большинством голосов.

3. Социальное движение с целью утверждения в жизни идеалов демократии.

4. Мировоззрение, основанное на принципах свободы, равенства, уважения прав человека и национальных меньшинств.

Демократическое государство является олицетворением власти народа. При этом граждане имеют равные права на управление, а правительство действует в их интересах.

Признаки демократического государства

1. Признание народного суверенитета. Граждане демократических государств – верховные носители власти.

2. Возможность участия всего народа (а не части населения) в управлении делами в обществе и стране непосредственно или через представительные органы.

3. Наличие многопартийной системы. Конкурентные, честные и свободные выборы, в которых принимают участие все граждане. При этом одни и те же люди не должны долгое время находиться у власти.

4. Признание и гарантии основополагающих прав человека. Для этого должны функционировать специальные юридические институты, предупреждающие беззаконие.

5. Политическая свобода и равенство граждан перед судом.

6. Наличие систем самоуправления.

7. Взаимная ответственность гражданина и государства.

Часть из этих признаков можно считать также принципами демократического государства, которые будут подробно рассмотрены далее.

Принципы демократического государства

1. Плюрализм во всех сферах общественной жизни. В экономике он воплощается в наличии разнообразных форм собственности и хозяйственной деятельности. В политике плюрализм проявляется через многопартийную систему, а в сфере идеологии – через свободное высказывание мыслей, концепций и идей.

2. Свобода слова. Этот принцип включает в себя гласность деятельности всех субъектов политики. Это все должно обеспечиваться свободой средств массовой информации.

3. Демократическое государство предполагает подчинение меньшинства большинству при принятии любых решений.

4. Избирательность органов государственной и местной власти.

5. Гарантии прав национальных меньшинств, предупреждение дискриминации по какому-либо признаку.

6. Существование и свободное функционирование политической оппозиции.

7. Власть в демократическом государстве должна обязательно быть разделена (законодательная, исполнительная и судебная).

Что такое правовое государство?

Впервые проанализировать и обосновать с юридической точки зрение это понятие удалось Р. фон Молю. Он определил, что демократическое правовое государство основано на закреплении в конституции прав и свобод граждан и обеспечении их защиты законом и судом. Следует отметить, что изначально не всеми учеными признавались реальность и возможность воплощения в жизнь этой концепции. До сих пор некоторые исследователи отмечают слабость основ для такой формы государственности, в частности на постсоветском пространстве.

Для этой концепции характерно признание верховенства права над властью. При этом признаются:

1) приоритет личности и общества над государством;
2) реальность прав и свобод каждого гражданина;
3) взаимная ответственность государства и личности;
4) независимость и авторитет суда;
5) связанность власти правом.

Что такое социальное государство?

В истории формирования концепции социального государства можно выделить три основных этапа. Первый характеризуется принятием в различных странах таких политических решений, которые открыли путь к его формированию. На этом этапе в работах Пренса и Шершеневича впервые появилось понятие «демократическое социальное государство». Его определение было сформулировано Хеллером в XX в. Кроме того, в это время в области внутренней политики государства начинает выделяться социальная.

Второй этап – начало–средина XX в. Этот период характеризуется появлением двух традиций утверждения социальной модели государства. Первая как сборное понятие была реализована в Германии, вторая как фундаментальный принцип конституционного строя – во Франции, Испании.

Третий этап – формирование социального права. В это время появляются специальные документы, регулирующие отношения в данной области.

Признаки социального государства

1. Демократическое государство с развитым гражданским обществом. Наличие эффективной правовой системы.

2. Наличие юридической основы. Она выступает в форме социального законодательства, которое отвечает принципам справедливости и быстро реагирует на изменения в обществе.

3. Наличие сбалансированной экономической основы. Она выступает в форме развитого социально ориентированного рыночного хозяйства.

4. Государство заботится о защите основополагающих гражданских прав.

5. Гарантии социальной безопасности населения страны. При этом граждане, благодаря своей активности, сами обеспечивают себе необходимый уровень материального положения.

6. Социальная помощь государства населению, которое не способно само себя обеспечивать.

7. Укрепление стабильности в стране. Деятельность государства направлена на сведение к минимуму имущественной дифференциации.

Демократическое, авторитарное и тоталитарное государства

Противоположностью демократическому государству являются авторитарное и тоталитарное. Следует выделить такие их признаки:

1. Власть сосредоточена в руках одного человека или группы лиц. Они, выступая от имени государства или общества, действуют исключительно в своих интересах, не учитывают мнения большинства.

2. В работе органов власти используются методы давления и диктата.

3. Объем прав и свобод человека зависит от правящих лиц и может быть изменен в любой момент.

4. Нет размежевания полномочий между ветвями власти. Один и тот же орган может издавать законы и контролировать их воплощение в жизнь.

Характеристика основных форм правления

Чтобы понять, кто является верховным носителем власти в демократическом государстве, необходимо рассмотреть особенность двух форм правления.

Монархия. На политической карте мира существует несколько государств с такой формой правления. Это конституционные (парламентские) монархии: Великобритания, Бельгия, Испания, Норвегия, Япония и Швеция. Они являются демократическими государствами. Власть монарха в этих странах значительно ограничена, и основными вопросами общественной жизни занимаются парламенты.

Республика. Различают несколько видов государств с такой формой правления.

Парламентская республика характеризуется приоритетом высшего законодательного органа. Среди таких стран Германия, Греция, Италия. Правительство в этих государствах формируется парламентом и отвечает только перед ним.

В президентской республике глава государства избирается народом. Он сам формирует правительство с согласия парламента.

Реализация принципов демократического государства на примере России

Россия – демократическое государство. Об этом сказано в Конституции страны. Представительская демократия в России обеспечивается выборностью Государственной думы и законно обусловленным формированием Совета Федерации. Кроме того, в стране реализуется такой признак демократического государства, как гарантии и признание основополагающих прав и свобод человека.

Россия по своему устройству является конституционно-правовой федерацией. Это означает, что отдельные части страны (территории) располагают определенной самостоятельностью. Субъекты такой федерации равноправны.

Россия – демократическое государство, которое обеспечивает гарантии прав и свобод человека, реализует принцип идеологического и политического разнообразия и т.д.

www.syl.ru

Демократия — значение слова, определение слова, слово означает


Демократия (греч. dеmokratía, буквально — народовластие, от dеmos — народ и krátos — власть), форма политической организации общества, основанная на признании народа в качестве источника власти, на его праве участвовать в решении государственных дел и наделении граждан достаточно широким кругом прав и свобод. Д. в этой связи выступает прежде всего как форма государства. Термин «Д.» употребляют также применительно к организации и деятельности др. политических и социальных институтов (например, партийная Д., производственная Д.), а также для характеристики соответствующих общественных движений, политических курсов, течений социально-политической мысли.

  Подлинно научное понимание Д. дано марксизмом-ленинизмом, который рассматривает её в неразрывной связи с материальными условиями жизни общества и его классовой структурой. Д. — явление историческое, изменяющееся по мере развития общества, смены социально-экономических формаций. При первобытнообщинном строе отсутствовали классы и классовые противоречия, существовала неполитическая Д., воплощавшаяся в учреждениях родового и племенного самоуправления. С возникновением экономического неравенства, частной собственности и эксплуатации, т. е. с появлением антагонистических классов, вместе с государством возникает политическая Д., развитие которой в классовом обществе неразрывно связано с государством как основным учреждением политической власти.

  В классовом обществе Д. как форма государства является выражением диктатуры господствующего класса как сущности государства. Отличиями Д. как формы государства от иных его форм (деспотия, автократия, открытая военная диктатура и др.) являются: официальное признание принципа подчинения меньшинства большинству; равноправие граждан, наличие широких политических и социальных прав и свобод, выборность основных органов государства, ведущая роль выборных представительских органов власти в системе государственных учреждений, верховенство закона и др. Различают институты непосредственной и представительной Д.: первые предполагают принятие основных решений непосредственно избирателями (например, в порядке референдума), вторые — полномочными выборными учреждениями (парламентом и др.).

  История классового общества не знает надклассовой, или внеклассовой, Д. Буржуазная Д. — наиболее развитый исторический тип Д. в эксплуататорском обществе — является формой диктатуры капиталистов над пролетариатом и иными, полупролетарскими и непролетарскими трудящимися классами и слоями населения. Она характеризуется явным противоречием между декларируемой «властью народа» и действительным господством эксплуататоров. Функции институтов буржуазной Д. состоят в обеспечении классового господства, гарантирующего привилегии эксплуататорского класса, в маскировке его господства, в самоконсолидации класса буржуазии, разрешении её внутриклассовых противоречий. Такое понимание марксизмом-ленинизмом буржуазной Д. не означает абсолютно негативной её оценки: Д., даже формально декларируемая, представляет собой значительную ценность, т.к. в условиях Д. рамки политической свободы, общественной и индивидуальной самодеятельности несравненно шире, чем в условиях авторитаризма и др. недемократических режимов. Буржуазная Д., возникнув как политическое выражение экономической системы капитализма, явилась большим прогрессом по сравнению с феодальным политическим строем, она создала значительно более широкие возможности для развития движения и организации промышленного пролетариата. В условиях капитализма пролетариат не удовлетворяется использованием созданных буржуазией классово-ограниченных демократических учреждений, а борется за расширение и обновление Д. на новой социальной основе, создавая в этих целях свои политические партии, профсоюзы и др. классовые организации. В период империализма и особенно развитого государственно-монополистического капитализма рабочий класс противопоставляет реакционным устремлениям монополистической буржуазии к свёртыванию, подрыву Д., замене её фашизмом или иным открыто реакционным режимом свои демократические требования, свою систему демократических организаций, борющихся за социализм. Развёртывается общедемократическая борьба против монополий, возглавляемая рабочим классом, как составная часть борьбы за социализм.

  Исторически высшим типом политической Д. является социалистическая Д. Это единственно возможная форма социалистического государства. Она возникает как революционное отрицание буржуазной Д. Вместе с тем социалистическая Д. воспринимает и развивает те прогрессивные элементы и институты, которые явились результатом общественно-политического творчества трудящихся классов ещё при капитализме и утвердились в обществе. Принципиальное качественное отличие социалистической Д. от предшествовавших типов Д. состоит в полном соответствии формы и содержания демократических учреждений, законов и т.д.  власти трудящихся, следствием чего являются: реальность, гарантированность и полнота политических прав и свобод, их органическое единство с социально-экономическими и культурными правами; единство прав и обязанностей граждан; полновластие представительных учреждений; реальность принципа подчинения меньшинства большинству; равноправие наций и народностей, социалистический интернационализм и др. институты и нормы политической жизни, базирующиеся на экономическом фундаменте социализма. Социалистический демократизм — универсальный принцип всей социалистической политической организации общества, т. е. принцип организации и деятельности органов государства, общественных организаций и органов общественной самодеятельности, принцип взаимодействия всех составных частей системы власти трудящихся, принцип, определяющий единство фактического и правового положения личности в обществе, положение гражданина социалистического государства.

  Вместе с новым общественным строем социалистическая Д. непрерывно развивается, проходя ряд основных этапов: пролетарская Д. как форма диктатуры пролетариата — в условиях переходного периода от капитализма к социализму; Д., перерастающая в общенародную (вместе с перерастанием государства диктатуры пролетариата в общенародное), — в условиях создания развитого социалистического общества; общенародная Д. как форма общенародного государства, общенародной политической власти — в условиях развитого, зрелого социализма и строительства коммунизма. На всех этапах своего развития социалистическая Д. имеет классово-пролетарскую природу и направленность. Д. для трудящихся объективно означает ограничение Д. для эксплуататоров (как элемент подавления их сопротивления) в переходный период, подавление классово-враждебных, преступных, антиобщественных элементов на всех этапах становления и развития социализма.

  Социалистическая Д. включает требование общественной дисциплины и сознательной самодисциплины трудящихся (производственной, государственной и т.д.).

  Социалистическая Д. развивается как результат научно обоснованного марксизмом политического творчества трудящихся, руководимых пролетарской революционной партией. Расширение и совершенствование Д. — планомерный процесс, направляемый марксистско-ленинской партией — руководящей силой в системе организаций социалистической Д. Всестороннее развёртывание и совершенствование социалистической Д. как главного направления развития социалистической государственности определено Программой КПСС.

  Формы социалистической Д. разнообразны. Государственное и общественно-политическое строительство в странах мировой социалистической системы выявило ряд специфических черт, способов организации и функционирования социалистической Д. при сохранении её главных общих существенных черт.

  Марксисты-ленинцы решительно выступают как против реформистских и право-ревизионистских требований «чистой», «внеклассовой» Д., фактически означающих перепев взглядов буржуазных идеологов по этому вопросу, так и против леворевизионистских стремлений к отрицанию социалистической Д. и замене её военно-бюрократическим режимом.

  В исторической перспективе социалистическая Д. как политическое явление отомрёт вместе с государством и всей политической надстройкой в условиях высшей фазы коммунизма. На смену Д. социалистической придёт неполитическая Д. как форма организации общественного коммунистического самоуправления. См. также Государство.

  Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Манифест Коммунистической партии, Соч., 2 изд., т. 4; Маркс К., Гражданская война во Франции, там же, т. 17; его же, Конспект книги Бакунина «Государственность и анархия», там же, т. 18; Энгельс Ф., Происхождение семьи, частной собственности и государства, там же, т. 21; его же, Об авторитете, там же, т. 18; Ленин В. И., Государство и революция, Полн. собр. соч.(сочинение), 5 изд., т. 33; его же, Марксизм о государстве, там же, т. 33; его же, Тезисы и доклад о буржуазной демократии и диктатуре пролетариата, там же, т. 37; его же, Пролетарская революция и ренегат Каутский, там же, т. 37; Советская социалистическая демократия, под ред. М. Б. Митина, М., 1964; Чхиквадзе В. М., Государство, демократия, законность. Ленинские идеи и современность, М., 1967; Проблемы демократии в современном мире, М., 1967; Марксистско-ленинская общая теория государства и права. Основные институты и понятия, М., 1970.

  В. Е. Гулиев.

vseslova.com.ua

кратко и понятно о том, что это такое, признаки и формы, кто такие демократы, прямая и представительная

По последним подсчетам, на 2017 год в мире насчитывается 251 страна. Все они отличаются друг от друга по размерам, по количеству населения и их национальной принадлежности, по форме правления и по степени развития. Но одной из самых главных характеристик государства, от которой зависит весь образ жизни населения, является политический режим. Именно он определяет те методы и формы управления, которые будут господствовать в стране.

Вконтакте

Facebook

Twitter

Google+

Мой мир

Существует всего три основных политических режима:

  • Тоталитарный режим, который еще называют тоталитаризмом, заключается в том, что государство контролирует все сферы жизни общества. Власти опираются на силу, любая оппозиция запрещена, а вождь возвеличивается.
  • Авторитарный режим характеризуется чуть более «мягким» правлением власти. У руля стоит группа лиц или один человек, имеющий неограниченную власть, но при этом уже допускаются определенные гражданские и экономические свободы граждан. Авторитаризм является более мягкой формой тоталитарного режима.

Самым распространенным политическим режимом во всем мире, которого придерживаются очень много государств, является демократия. На первое место при таком режиме ставятся свобода и права граждан. Если говорить кратко, главный принцип демократизма заключается в том, что обществу предоставляется огромный объем свобод и прав, включая право полностью участвовать в жизни государства.

Признаки демократии

Каждый из политических режимов обладает признаками, отличительными чертами, которые и являются их сущностью. Демократическая форма правления не исключение. У нее есть несколько признаков, которые выделяют ее на фоне остальных способов управления и которые определяют, что такое демократия.

  • Само слово означает власть народа. Именно народ при ней является главным и единственным источником власти.
  • Народ выбирает представителей власти – депутатов. Общество делает это только одним способом – честные, открытые, свободные выборы.
  • Власть не выбирается один раз и навсегда: отличительной особенностью демократии является то, что депутаты избираются на определенный и не очень долгий срок, по истечение которого выборы будут происходить заново.
  • Равенство прав любого человека – очередная особенность этого режима. У каждой личности есть права, которые она может отстаивать при помощи независимых механизмов – судов.
  • Все государственное устройство, весь государственный аппарат не сосредоточен у узкой группы лиц – он разделен на ветви власти: законодательную, судебную и исполнительную.
  • Если при тоталитаризме оппозиция всяческими способами пресекалась и уничтожалась, то демократия в этом вопросе отличается кардинально – оппозиция ведет свободную деятельность, высказывает свое недовольство, организует шествия, политические демонстрации, митинги и прочие формы выражения протеста и несогласия.
  • Независимые от государства средства массовой информации, которые свободно рассказывают о том, что происходит в стране – основа демократического устройства.

Вся сущность демократии заключается во власти народа – голосованиях, референдумах, демонстрациях, на которых общество выражает свои требования, предпочтения, несогласие и так далее.

Важно! Демократизм не гарантирует права и свободы абсолютно всем гражданам. Например, человек, который нарушил какой-либо закон, должен будет понести наказание в виде ограничения этих самых прав и свобод.

Формы демократии

Существует две формы этого политического режима: прямая и представительная демократия. Чем они отличаются? Давайте разбираться.

Главные отличительные особенности кроются в их названии. Прямая форма демократии характеризуется тем, что управление государством, то есть власть, осуществляется непосредственно народом при помощи голосований и референдумов.

Для лучшего понимания приведем пример: в государстве было предложено принять какой-то определенный закон. Для того чтобы решить, будет ли этот закон принят, организуется референдум, на котором каждый желающий отдает свой голос за или против принятия нового законопроекта. Таким или подобными способами решается большинство важных вопросов при прямой демократии.

Представительная демократия отличается в корне. Предыдущий пример с новым законопроектом тоже подойдет: принимать решение о принятии или отклонении нового законопроекта будут депутаты, которые избирались народом посредством свободных и честных выборов.

Главное отличие вроде бы понятно, но у каждой из форм есть свои плюсы и минусы: люди при господстве первой формы сами принимают решения, но ведь не все из них хорошо ознакомлены с юриспруденцией, с законами, со всеми тонкостями и нюансами подобных дел. При второй форме власть народа ограничена, ведь он выбирает тех, кто будет принимать решения, а не сам их принимает. В таком случае может появиться очень много недовольных.

Функции демократии

Любой способ управления государством выполняет определенные функции для нормального существования страны и ее процветания. Демократизм преследует выполнение нескольких задач:

  • Первой и самой важной считают охранительную функцию. Обществу в современном развитом государстве даются гарантии безопасности, соблюдения законов, охраны достоинства, чести, прав и свобод любого гражданина.
  • Организацию и формирование государства как аппарата, как системы из органов центральной власти и органов местного самоуправления путем честных и свободных выборов выполняет учредительная функция.
  • Организационно-политическая функция гарантирует то, что народ является единственным и бессменным источником власти.
  • Регулятивная функция обеспечивает правильную работу всех необходимых субъектов для обеспечения прав и свобод граждан.

Только при выполнении всех описанных функций можно сказать, что в государстве господствует демократический режим.

Это интересно! Социализм – это: кратко и понятно о социалистической идеологии

Плюсы и минусы демократии

Каждый режим отражает в себе как положительные, так и отрицательные стороны, ведь идеальных вариантов не существует. При всем прогрессе, который несет демократия, у нее имеются минусы, так или иначе влияющие на жизнь общества.

Плюсы Минусы
Такая форма организации обеспечивает хороший контроль над должностными лицами и над демократическими институтами. Очень большое количество граждан придерживаются нейтральной и безразличной позиции, то есть у них не имеется желания участвовать в политической жизни государства.
Демократия предотвращает и всячески пресекает злоупотребление чиновниками и любыми должностными лицами своими полномочиями. Сколько людей – столько и мнений. Это правило в больших государствах порой очень сильно мешает принять правильное и единственное решение.
При данном устройстве голос каждого человека будет не просто услышан, он будет учтен в принятии каких-либо решений. Истинная власть народу, скорее всего, принадлежать не будет, так как все решения принимаются избранными представителями.
В подавляющем большинстве стран, где господствует истинная демократия, наблюдается стабильное процветание всех сфер жизни общества, начиная от культуры и развития, заканчивая экономикой и военной силой. Процветание бюрократизма чаще всего происходит в демократических странах.

При всех тех довольно значительных минусах, фигурирующих при демократизме, плюсы гораздо больше влияют на жизнь общества в положительную сторону.

Важно! Следует запомнить, что на вопрос, кто такие демократы, не следует отвечать, что это жители стран с таким режимом. Демократы – это сторонники политического направления, отстаивающие принципы демократизма.

Современные демократические страны

Чтобы наглядно рассмотреть влияние демократизма на жизнь общества, возьмем демократические страны, добившиеся наибольших успехов.

  • Швейцария – это одна из самых развитых в экономическом плане страна. Ее жители богаты, благоустройство на высочайшем уровне, а на медицину, образование и прочие необходимые структуры Швейцарии равняется весь мир. Демократия – это то политическое устройство, которое установилось здесь очень давно.
  • Вторая по площади страна во всем мире – Канада, также является одной из самых развитых в плане экономики стран мира. ВВП на душу населения крайне высок, то есть уровень жизни населения развит очень хорошо. Здесь институты демократии работают на благо общества. Кроме этого, Канада отличается необычайно низким уровнем преступности, а также прекрасной экологией.
  • Новая Зеландия находится в юго-западной части Тихого океана и является еще одной демократической страной. Очень развитая экономика, низкий уровень преступности – всем этим может похвастаться Новая Зеландия, в которой царствует демократизм.
  • Греция является не просто очередным государством с демократическим режимом, а государством, где демократия зародилась. Именно в Древней Греции впервые гражданам разрешили избирать «высших должностных лиц». Эта страна относится к развитым странам с быстро растущим ВВП.

Что такое демократия, ее виды, плюсы и минусы

Демократия, примеры стран

Вывод

Демократизм процветает во многих странах мира, и в большинстве из них наблюдается значительное улучшение жизни, повышение ВВП, развитие образования, медицины и других сфер жизни общества. Демократический режим является наиболее прогрессивным из всех существующих, ведь что более ценно для человека, чем жизнь и ее безопасность, свобода выбора и гарантия прав.

Это интересно! Что такое унитарное государство: примеры стран

uchim.guru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о