Дескриптивные нормы – Дескриптивная норма это что такое Дескриптивная норма: определение — Психология.НЭС

Содержание

Языковая норма Википедия

У слова «норма» есть и другие значения; см. норма.

Языкова́я но́рма — исторически обусловленная совокупность общеупотребительных языковых средств, а также правила их отбора и использования, признаваемые обществом наиболее пригодными в конкретный исторический период. Норма является одним из существенных свойств языка, обеспечивающих его функционирование и историческую преемственность за счёт свойственной ей устойчивости, хотя и не исключающей вариантности языковых средств и заметной исторической изменчивости, поскольку норма призвана, с одной стороны, сохранять речевые традиции, а с другой — удовлетворять актуальным и меняющимся потребностям общества[1].

В России порядок утверждения норм современного русского литературного языка при его использовании в качестве государственного языка Российской Федерации определяется правительством Российской Федерации[2]. Составление словарей и нормирование языковых конструкций ведется Институтом русского языка Российской Академии Наук, Государственным институтом русского языка им. А. С. Пушкина, Московским государственным университетом им. М. В. Ломоносова, Санкт-Петербургским государственным университетом

[3].

Фиксация нормы

Языковая норма фиксируется в нормативных словарях и грамматиках. Значительная роль в распространении и сохранении норм принадлежит художественной литературе, театру, школьному образованию и СМИ[4].

Некоторые названия и наименования (например, названия географических объектов) могут существовать в языке в различных формах (вариантах), однако, обычно лишь одна из них является нормализованной формой, то есть такой формой, которая обязательна для употребления в научных, справочных и учебных изданиях, а также в периодической печати[5].

Литературная норма

Частным случаем языковой нормы является литературная норма[4].

Литературная норма отличается рядом свойств: она едина и общеобязательна для всех говорящих на данном языке; она консервативна и направлена на сохранение средств и правил их использования, накопленных в данном обществе предшествующими поколениями. В то же время она не статична, а, во-первых, изменчива во времени и, во-вторых, предусматривает динамическое взаимодействие разных способов языкового выражения в зависимости от условий общения.

История представлений о норме

С. И. Ожегов дал такое определение языковой нормы:

Норма — это совокупность наиболее пригодных для обслуживания общества средств языка, складывающихся как результат отбора языковых элементов из числа сосуществующих, наличествующих, образуемых вновь или извлекаемых из пассивного запаса прошлого в процессе социальной, в широком смысле, оценки этих элементов[6].

Классификация норм

В случае, если спонтанное употребление языковых средств различных носителей данного языка характеризуется идентичностью, говорят о языковой норме, сложившейся естественным образом. Если идентичности нет, норму определяют

целенаправленно (искусственно). Искусственные нормы устанавливаются в результате нормотворческой деятельности языковедов путём подготовки и издания авторитетных словарей и справочников, а также законодательных актов по различным аспектам употребления языка. Установление нормы обычно осуществляется одним из следующих способов[источник не указан 3184 дня]:

  • предпочтение одного из вариантов спонтанного употребления на основе бо́льшей частотности данного варианта по сравнению с альтернативными;
  • предпочтение одного из вариантов спонтанного употребления на основе выявленного языковедами его соответствия внутренним закономерностям данного языка;
  • признание нескольких вариантов спонтанного употребления соответствующими языковой норме.

Помимо указанных выше основных способов, иногда используются и другие основания для установления той или иной языковой нормы, в том числе эстетические, этические, политические и др.

[источник не указан 3184 дня]

Дескриптивные и прескриптивные нормы

Существуют различные подходы к установлению нормы, среди которых можно выделить два основных:

  • дескриптивный (описательный), при котором установление нормы осуществляется преимущественно на основе анализа фактического употребления тех или иных языковых явлений носителями языка;
  • прескриптивный (предписывающий), при котором установление нормы осуществляется преимущественно на основе авторитетного заключения лингвистов о правильности или неправильности того или иного употребления.

В чистом виде ни тот ни другой подходы обычно не используются, тем не менее языковые традиции определённой страны обычно отдают предпочтение одному из них. Прескриптивное нормотворчество обычно предполагает[источник не указан 3184 дня] пренебрежительное отношение к диалектам и иным региональным или социальным вариантам языка, наличие жёстких и развитых орфографических и пунктуационных правил, унифицированность школьной программы изучения языка и т. д. В то же время, дескриптивный подход часто выражается в отсутствии жёстко установленных правил в некоторых аспектах языка (например, в пунктуации), терпимом отношении к диалектам, фиксации большого количества различных вариантов употребления в словарях и т. п.

По уровням и аспектам языка

Понятие нормы распространяется на все уровни языка. В соответствии с уровневой соотнесённостью и спецификой выделяются следующие типы языковых норм[1]:

Морфологические и синтаксические нормы включаются в число грамматических норм[7].

Примечания

Литература

Ссылки

wikiredia.ru

Языковая норма — Википедия (с комментариями)

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

У слова «норма» есть и другие значения; см. норма.

Языкова́я но́рма — исторически обусловленная совокупность общеупотребительных языковых средств, а также правила их отбора и использования, признаваемые обществом наиболее пригодными в конкретный исторический период. Норма является одним из существенных свойств языка, обеспечивающих его функционирование и историческую преемственность за счёт свойственной ей устойчивости, хотя и не исключающей вариантности языковых средств и заметной исторической изменчивости, поскольку норма призвана, с одной стороны, сохранять речевые традиции, а с другой — удовлетворять актуальным и меняющимся потребностям общества

[1].

В России порядок утверждения норм современного русского литературного языка при его использовании в качестве государственного языка Российской Федерации определяется правительством Российской Федерации.[2]. Составление словарей и нормирование языковых конструкций ведется Институтом русского языка Российской Академии Наук, Государственным институтом русского языка им. А. С. Пушкина, Московским государственным университетом им. М. В. Ломоносова, Санкт-Петербургским государственным университетом.

[3]

Фиксация нормы

Языковая норма фиксируется в нормативных словарях и грамматиках. Значительная роль в распространении и сохранении норм принадлежит художественной литературе, театру, школьному образованию и СМИ[4].

Некоторые названия и наименования (например, названия географических объектов) могут существовать в языке в различных формах (вариантах), однако, обычно лишь одна из них является нормализованной формой, то есть такой формой, которая обязательна для употребления в научных, справочных и учебных изданиях, а также в периодической печати[5].

Литературная норма

Частным случаем языковой нормы является литературная норма[4].

Литературная норма отличается рядом свойств: она едина и общеобязательна для всех говорящих на данном языке; она консервативна и направлена на сохранение средств и правил их использования, накопленных в данном обществе предшествующими поколениями. В то же время она не статична, а, во-первых, изменчива во времени и, во-вторых, предусматривает динамическое взаимодействие разных способов языкового выражения в зависимости от условий общения.

История представлений о норме

С. И. Ожегов дал такое определение языковой нормы:

Норма — это совокупность наиболее пригодных для обслуживания общества средств языка, складывающихся как результат отбора языковых элементов из числа сосуществующих, наличествующих, образуемых вновь или извлекаемых из пассивного запаса прошлого в процессе социальной, в широком смысле, оценки этих элементов[6].

Классификация норм

В случае, если спонтанное употребление языковых средств различных носителей данного языка характеризуется идентичностью, говорят о языковой норме, сложившейся естественным образом. Если идентичности нет, норму определяют целенаправленно (искусственно). Искусственные нормы устанавливаются в результате

нормотворческой деятельности языковедов путём подготовки и издания авторитетных словарей и справочников, а также законодательных актов по различным аспектам употребления языка. Установление нормы обычно осуществляется одним из следующих способовК:Википедия:Статьи без источников (тип: не указан)[источник не указан 3186 дней]:

  • предпочтение одного из вариантов спонтанного употребления на основе бо́льшей частотности данного варианта по сравнению с альтернативными;
  • предпочтение одного из вариантов спонтанного употребления на основе выявленного языковедами его соответствия внутренним закономерностям данного языка;
  • признание нескольких вариантов спонтанного употребления соответствующими языковой норме.

Помимо указанных выше основных способов, иногда используются и другие основания для установления той или иной языковой нормы, в том числе эстетические, этические, политические и др.К:Википедия:Статьи без источников (тип: не указан)

[источник не указан 3186 дней]

Дескриптивные и прескриптивные нормы

Существуют различные подходы к установлению нормы, среди которых можно выделить два основных:

  • дескриптивный (описательный), при котором установление нормы осуществляется преимущественно на основе анализа фактического употребления тех или иных языковых явлений носителями языка;
  • прескриптивный (предписывающий), при котором установление нормы осуществляется преимущественно на основе авторитетного заключения лингвистов о правильности или неправильности того или иного употребления.

В чистом виде ни тот, ни другой подходы обычно не используются, тем не менее языковые традиции определенной страны обычно отдают предпочтение одному из них. Прескриптивное нормотворчество обычно предполагаетК:Википедия:Статьи без источников (тип: не указан)[источник не указан 3186 дней] пренебрежительное отношение к диалектам и иным региональным или социальным вариантам языка, наличие жёстких и развитых орфографических и пунктуационных правил, унифицированность школьной программы изучения языка и т. д. В то же время, дескриптивный подход часто выражается в отсутствии жёстко установленных правил в некоторых аспектах языка (например, в пунктуации), терпимом отношении к диалектам, фиксации большого количества различных вариантов употребления в словарях и т. п.

По уровням и аспектам языка

Понятие нормы распространяется на все уровни языка. В соответствии с уровневой соотнесённостью и спецификой выделяются следующие типы языковых норм[1]:

Морфологические и синтаксические нормы включаются в число грамматических норм[7].

Напишите отзыв о статье «Языковая норма»

Примечания

  1. 1 2 [slovari.yandex.ru/~книги/Гуманитарный%20словарь/Норма%20языковая Норма языковая] // Российский гуманитарный энциклопедический словарь.
  2. [www.rg.ru/2005/06/07/yazyk-dok.html Федеральный закон от 1 июня 2005 г. № 53-ФЗ «О государственном языке Российской Федерации»]
  3. [www.rg.ru/2009/02/20/normy-yazyka-dok.html Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 декабря 2008 г. N 401]
  4. 1 2 Семенюк Н. Н. Норма языковая — статья из Большой советской энциклопедии.
  5. Словарь географических названий зарубежных стран. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Недра, 1986. — С. 4. — 459 с. — 70 000 экз. — УДК 528.935:003.035(038)
  6. Ожегов С. И. Лексикология. Лексикография. Культура речи. — М., 1974. — С. 169.
  7. Андреева С. В. [rus.1september.ru/articlef.php?ID=200601003 Грамматические нормы современного русского языка]. [www.webcitation.org/65DPtaDDI Архивировано из первоисточника 5 февраля 2012].  (Проверено 6 ноября 2010)

Литература

  • [www.rg.ru/Anons/arc_2002/0625/3.shtm Язык в законе. В каком?] // Российская газета. — 2002. (О попытке законодательного регулирования употребления языка в России.)
  • Митрофанова А. [www.top-manager.ru/?a=1&id=410 Глобализация и языковая политика] // Топ-менеджер. — 2004. — № 625. (О языках, политике и их влиянии друг на друга.)

Ссылки

  • [www.rg.ru/2005/06/07/yazyk-dok.html Федеральный закон от 1 июня 2005 г. № 53-ФЗ «О государственном языке Российской Федерации»].  (Проверено 6 ноября 2010)
  • [www.krugosvet.ru/enc/gumanitarnye_nauki/lingvistika/NORMA_YAZIKOVAYA.html Норма языковая]. Энциклопедия «Кругосвет». [www.webcitation.org/67lGOF6fW Архивировано из первоисточника 19 мая 2012].  (Проверено 6 ноября 2010)

Отрывок, характеризующий Языковая норма

Император сказал, что он благодарит, и поклонился. Князь Андрей вышел и тотчас же со всех сторон был окружен придворными. Со всех сторон глядели на него ласковые глаза и слышались ласковые слова. Вчерашний флигель адъютант делал ему упреки, зачем он не остановился во дворце, и предлагал ему свой дом. Военный министр подошел, поздравляя его с орденом Марии Терезии З й степени, которым жаловал его император. Камергер императрицы приглашал его к ее величеству. Эрцгерцогиня тоже желала его видеть. Он не знал, кому отвечать, и несколько секунд собирался с мыслями. Русский посланник взял его за плечо, отвел к окну и стал говорить с ним.
Вопреки словам Билибина, известие, привезенное им, было принято радостно. Назначено было благодарственное молебствие. Кутузов был награжден Марией Терезией большого креста, и вся армия получила награды. Болконский получал приглашения со всех сторон и всё утро должен был делать визиты главным сановникам Австрии. Окончив свои визиты в пятом часу вечера, мысленно сочиняя письмо отцу о сражении и о своей поездке в Брюнн, князь Андрей возвращался домой к Билибину. У крыльца дома, занимаемого Билибиным, стояла до половины уложенная вещами бричка, и Франц, слуга Билибина, с трудом таща чемодан, вышел из двери.
Прежде чем ехать к Билибину, князь Андрей поехал в книжную лавку запастись на поход книгами и засиделся в лавке.
– Что такое? – спросил Болконский.
– Ach, Erlaucht? – сказал Франц, с трудом взваливая чемодан в бричку. – Wir ziehen noch weiter. Der Bosewicht ist schon wieder hinter uns her! [Ах, ваше сиятельство! Мы отправляемся еще далее. Злодей уж опять за нами по пятам.]
– Что такое? Что? – спрашивал князь Андрей.
Билибин вышел навстречу Болконскому. На всегда спокойном лице Билибина было волнение.
– Non, non, avouez que c’est charmant, – говорил он, – cette histoire du pont de Thabor (мост в Вене). Ils l’ont passe sans coup ferir. [Нет, нет, признайтесь, что это прелесть, эта история с Таборским мостом. Они перешли его без сопротивления.]
Князь Андрей ничего не понимал.
– Да откуда же вы, что вы не знаете того, что уже знают все кучера в городе?
– Я от эрцгерцогини. Там я ничего не слыхал.
– И не видали, что везде укладываются?
– Не видал… Да в чем дело? – нетерпеливо спросил князь Андрей.
– В чем дело? Дело в том, что французы перешли мост, который защищает Ауэсперг, и мост не взорвали, так что Мюрат бежит теперь по дороге к Брюнну, и нынче завтра они будут здесь.
– Как здесь? Да как же не взорвали мост, когда он минирован?
– А это я у вас спрашиваю. Этого никто, и сам Бонапарте, не знает.
Болконский пожал плечами.
– Но ежели мост перейден, значит, и армия погибла: она будет отрезана, – сказал он.
– В этом то и штука, – отвечал Билибин. – Слушайте. Вступают французы в Вену, как я вам говорил. Всё очень хорошо. На другой день, то есть вчера, господа маршалы: Мюрат Ланн и Бельяр, садятся верхом и отправляются на мост. (Заметьте, все трое гасконцы.) Господа, – говорит один, – вы знаете, что Таборский мост минирован и контраминирован, и что перед ним грозный tete de pont и пятнадцать тысяч войска, которому велено взорвать мост и нас не пускать. Но нашему государю императору Наполеону будет приятно, ежели мы возьмем этот мост. Проедемте втроем и возьмем этот мост. – Поедемте, говорят другие; и они отправляются и берут мост, переходят его и теперь со всею армией по сю сторону Дуная направляются на нас, на вас и на ваши сообщения.
– Полноте шутить, – грустно и серьезно сказал князь Андрей.
Известие это было горестно и вместе с тем приятно князю Андрею.
Как только он узнал, что русская армия находится в таком безнадежном положении, ему пришло в голову, что ему то именно предназначено вывести русскую армию из этого положения, что вот он, тот Тулон, который выведет его из рядов неизвестных офицеров и откроет ему первый путь к славе! Слушая Билибина, он соображал уже, как, приехав к армии, он на военном совете подаст мнение, которое одно спасет армию, и как ему одному будет поручено исполнение этого плана.
– Полноте шутить, – сказал он.
– Не шучу, – продолжал Билибин, – ничего нет справедливее и печальнее. Господа эти приезжают на мост одни и поднимают белые платки; уверяют, что перемирие, и что они, маршалы, едут для переговоров с князем Ауэрспергом. Дежурный офицер пускает их в tete de pont. [мостовое укрепление.] Они рассказывают ему тысячу гасконских глупостей: говорят, что война кончена, что император Франц назначил свидание Бонапарту, что они желают видеть князя Ауэрсперга, и тысячу гасконад и проч. Офицер посылает за Ауэрспергом; господа эти обнимают офицеров, шутят, садятся на пушки, а между тем французский баталион незамеченный входит на мост, сбрасывает мешки с горючими веществами в воду и подходит к tete de pont. Наконец, является сам генерал лейтенант, наш милый князь Ауэрсперг фон Маутерн. «Милый неприятель! Цвет австрийского воинства, герой турецких войн! Вражда кончена, мы можем подать друг другу руку… император Наполеон сгорает желанием узнать князя Ауэрсперга». Одним словом, эти господа, не даром гасконцы, так забрасывают Ауэрсперга прекрасными словами, он так прельщен своею столь быстро установившеюся интимностью с французскими маршалами, так ослеплен видом мантии и страусовых перьев Мюрата, qu’il n’y voit que du feu, et oubl celui qu’il devait faire faire sur l’ennemi. [Что он видит только их огонь и забывает о своем, о том, который он обязан был открыть против неприятеля.] (Несмотря на живость своей речи, Билибин не забыл приостановиться после этого mot, чтобы дать время оценить его.) Французский баталион вбегает в tete de pont, заколачивают пушки, и мост взят. Нет, но что лучше всего, – продолжал он, успокоиваясь в своем волнении прелестью собственного рассказа, – это то, что сержант, приставленный к той пушке, по сигналу которой должно было зажигать мины и взрывать мост, сержант этот, увидав, что французские войска бегут на мост, хотел уже стрелять, но Ланн отвел его руку. Сержант, который, видно, был умнее своего генерала, подходит к Ауэрспергу и говорит: «Князь, вас обманывают, вот французы!» Мюрат видит, что дело проиграно, ежели дать говорить сержанту. Он с удивлением (настоящий гасконец) обращается к Ауэрспергу: «Я не узнаю столь хваленую в мире австрийскую дисциплину, – говорит он, – и вы позволяете так говорить с вами низшему чину!» C’est genial. Le prince d’Auersperg se pique d’honneur et fait mettre le sergent aux arrets. Non, mais avouez que c’est charmant toute cette histoire du pont de Thabor. Ce n’est ni betise, ni lachete… [Это гениально. Князь Ауэрсперг оскорбляется и приказывает арестовать сержанта. Нет, признайтесь, что это прелесть, вся эта история с мостом. Это не то что глупость, не то что подлость…]
– С’est trahison peut etre, [Быть может, измена,] – сказал князь Андрей, живо воображая себе серые шинели, раны, пороховой дым, звуки пальбы и славу, которая ожидает его.
– Non plus. Cela met la cour dans de trop mauvais draps, – продолжал Билибин. – Ce n’est ni trahison, ni lachete, ni betise; c’est comme a Ulm… – Он как будто задумался, отыскивая выражение: – c’est… c’est du Mack. Nous sommes mackes , [Также нет. Это ставит двор в самое нелепое положение; это ни измена, ни подлость, ни глупость; это как при Ульме, это… это Маковщина . Мы обмаковались. ] – заключил он, чувствуя, что он сказал un mot, и свежее mot, такое mot, которое будет повторяться.
Собранные до тех пор складки на лбу быстро распустились в знак удовольствия, и он, слегка улыбаясь, стал рассматривать свои ногти.
– Куда вы? – сказал он вдруг, обращаясь к князю Андрею, который встал и направился в свою комнату.
– Я еду.
– Куда?
– В армию.
– Да вы хотели остаться еще два дня?

wiki-org.ru

Психологическая структура групповых норм Текст научной статьи по специальности «Психология»

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ГРУППОВЫХ НОРМ

PSYCHOLOGICAL STRUCTURE OF GROUP NORMS

А.Ю. Чернов

A.U. Chernov

Малая группа, групповые нормы, референтные нормы, прескриптивные нормы, дескриптивные нормы, нормативная структура группы, дисперсия, групповая идентичность, когнитивные репрезентации, ценностные ориентации.

Психологическая структура групповых норм образована тремя компонентами «референтными нормами», «пре-скриптивными нормами» и «дескриптивными» нормами. Сточки зрения теории групповой идентичности референтные нормы являются стабильными когнитивными репрезентациями приемлемого для членов группы поведения, прескриптивные нормы маркируют уровень вознаграждения и негативных санкций за соблюдение или нарушение групповых норм, дескриптивные нормы определяют ценностное содержание принадлежности к группе.

Small group, group norms, reference norms, prescriptive norms, descriptive norms, the normative structure of the group, dispersion, group identity, cognitive representations, values. The psychological structure of group norms consists of three components: «reference norms», «prescriptive norms», and «descriptive norms». From the point of view of the theory of group identity, reference norms are stable cognitive representations of behavior that is acceptable to the members of a group, prescriptive norms mark the level of remuneration and negative sanctions for compliance with or violation of group norms, descriptive norms specify the value content of belonging to a group.

В социологии нормы типично определяются как социальные установки, показывающие, какое поведение допустимо в той или иной ситуации. В психологии используются определения с акцентом на интрапсихических свойствах норм. В этом случае они рассматриваются как репрезентации членами группы установок или способов поведения [Гендин, 2012, с. 273; Никишова, 2014, с. 148; Курышева, 2012, с. 160; Donnelly et al., 2000, p. 406; Miller, 1996, p. 802; Pettit, 2002, p. 322].

Нормы как репрезентации установок и способов поведения в группе обладают специфическими характеристиками. Прежде всего, они существуют и проявляют себя в группе, обладающей переживанием «чувства мы». Это важное обстоятельство нельзя упускать из виду при изучении норм. Механизм их действия напрямую связан с групповой динамикой: с тем, как члены группы выстраивают взаимоотношения, используют средства взаимной поддержки или контроля. Под «группой» в данном случае следует понимать любое сообщество — малую группу, организа-

цию, социальную сеть и т. п. Она может быть формальной или неформальной, реальной или виртуальной. Важно, что ее члены переживают свою принадлежность к ней и, следовательно, соотносят свое мнение и поведение с мнением и поведением других членов. Нормы уникальны не только для каждой новой группы. Они предполагают различия в мыслях, переживаниях и поведении каждого отдельного члена группы. Человек может представлять группу, в отношении мнений и принятых способов поведения в которой он проявляет конформность, но одновременно «внутренне» не принимать существующие нормы. Например, «мы — за смертную казнь, но я — против».

Отсюда выводится вторая важная характеристика норм, которая заключается в том, что они представлены, по крайней мере, двумя различными типами. Первый тип — прескриптивные нормы, которые являются репрезентациями одобряемых или неодобряемых в группе установок и способов поведения. Второй тип — это дескриптивные нормы. Они являются репрезентациями реаль-

1 Публикация подготовлена в рамках поддержанного РГНФ научного проекта N9 14-06-00326.

но принятых в группе установок и способов поведения независимо оттого, одобряются они ей или нет. Принципиальное различие между названными типами норм в том, что первые (прескриптив-ные) нормы указывают на то, как «должно быть», а вторые (дескриптивные) нормы — на то, чем руководствуются члены группы в реальном поведении [йа1сПт е1 а1., 1996, р. 5]. Дескриптивные нормы мотивируют поведение членов группы, информируя их о том, какое поведение в конкретной ситуации является эффективным и адаптивным. Следовательно, прескриптивные нормы можно считать аналогом культурно или социально установленных правил, тогда как дескриптивные нормы отражают то, что реально происходит в группе. Дескриптивные нормы могут совпадать с прескриптивны-ми нормами, противоречить им или быть от них независимыми. И прескриптивные, и дескриптивные нормы регулируют поведение. Нарушение дескриптивных норм создает впечатление «странного», «неуместного» поведения; нарушение пре-скриптивных норм делает поведение «плохим».

Следующей важной характеристикой норм является то, что они представляют собой обобщенную картину представлений, ценностей и способов поведения членов группы. Для понимания этой картины следует иметь в виду два ее свойства. Во-первых, каждая групповая норма имеет центральную тенденцию, то есть средний или наиболее ожидаемый уровень встречаемости или распространенности. Центральная тенденция -значимый показатель того, как нормы группы репрезентируются ее членами. Она отражает содержание нормы и определяет направление ее влияния. Второе свойство нормы — дисперсия. Величина дисперсии указывает на устойчивость нормы, на то, насколько последовательны члены группы в ее соблюдении.

Перечисленные характеристики норм позволяют сформулировать исследовательский вопрос о соотношении прескриптивных и дескриптивных норм. Его актуальность подтверждается проявляемым к этой научной проблеме интересом со стороны многих исследователей. Новые данные будут способствовать расширению и уточнению уже существующих выводов. В исследовании проверя-

лась гипотеза о структурной организации групповых норм. Предполагается, что прескриптивные и дескриптивные нормы выступают компонентами нормативной структуры группы. Каждый компонент имеет различную выраженность и выполняет специфические для себя функции.

Для проверки сформулированной гипотезы было проведено эмпирическое исследование. Сбор данных осуществлялся в два этапа. Первый этап состоял в разработке валидной и надежной методики измерения групповых норм. Для обеспечения конструктной валидности использовалось понятие «социальная роль», определяемая как система взаимосвязанных норм, каждая из которых обозначает действующих лиц, референтных «других», набор конкретных ситуаций, определяющих «правильное» или «неправильное» поведение. При этом имеется в виду процессуальная теория ролей, которая исходит из активности и рефлексивности человека, у которого есть возможность выбора принятия или отклонения роли в конкретных ситуациях. Норма тогда -предмет конструирования и выводится из процесса взаимодействия. Человек в этом случае постоянно находится в состоянии напряжения, в попытках найти согласование разнообразных смыслов и интересов. Методика исследования строилась на этих теоретических положениях. В качестве респондентов выступили студенты 1Н\/ курсов разных направлений подготовки. Сначала им предлагалось назвать типичные дела, действия, способы поведения, в наибольшей степени отражающие суть выполняемой ими роли «студент». Всего было получено 146 описаний. После редактирования первоначального списка (исключение повторов, выявление наиболее часто встречающихся пунктов) был составлен окончательный вариант, включавший 15 пунктов: «Посещать университет», «Нести ответственность за свои поступки», «Проявлять самостоятельность», «Следовать правилам университета (расписание, дресс-код и т. д.)», «Читать научную литературу», «Отказываться от дел, мешающих учебе», «Стараться производить на людей хорошее впечатление», «Планировать свое будущее», «Внимательно прислушиваться к мнению других людей», «Обсуждать уче-

<С £

С т

о

ь

к ^

м т н о

Рч

о ^ о о

О Й

3

м н к о

Рч

м

0

1

к

а

«

о м

V

к

ь

1-4

<с «

м с

X

н и

щ м

бу с друзьями», «Рассказывать родителям о своей учебе», «Всегда носить с собой студенческий билет», «Работать по выходным дням», «Говорить на студенческом сленге», «Помогать тем, кто нуждается в помощи».

На втором этапе сбора данных этот список предъявлялся респондентам (N=60), которые должны были в соответствии с 7-балльной шкалой ответить на два следующих вопроса. Первый вопрос отражал сущность прескриптивной нормы: «У каждого человека есть много повседневных обязанностей (соблюдать законы, уважать окружающих, поддерживать чистоту и т. п.). Выполнение этих обязанностей организует наше поведение в целом, направляет его. Скажите, насколько важно для Вас выполнять следующие обязанности в сравнении с другими, которые есть в Вашей жизни» (1 — по сравнению с другими это не важная обязанность; 7 — по сравнению с другими это очень важная обязанность). Второй вопрос содержательно соответствовал дескриптивной норме: «Как Вы думаете, в какой мере другие студен-

ты (не только Вашей группы) склонны выполнять эти обязанности»? (1 — другие студенты не выполняют эти обязанности; 7 — другие студенты всегда выполняют эти обязанности). Надежность методики проверялась сопоставлением результатов с результатами контрольной группы (N=30). Коэффициент а=0, 87. Далее проводилась статистическая обработка данных.

Результаты исследования отражают структурную организацию норм и содержательные характеристики прескриптивных и дескриптивных норм. Прежде всего, установлено, что в структуре норм действительно выявляются прескриптив-ный и дескриптивный компоненты. Свидетельством такой организации норм являются статистически значимые различия средних значений показателей, полученных при ответах респондентов на предложенные вопросы.

Статистически достоверные различия средних были получены для 7 из 15 включенных в оцениваемый перечень норм. Результаты парного сравнения средних значений приведены в табл. 1.

Таблица 1

Результаты парного сравнения средних значений прескриптивных и дескриптивных норм

Нормы Средние значения т

Прескриптивная норма Дескриптивная норма

Посещать университет 6,18 5,00 3,052**

Нести ответственность за свои поступки 6,63 4,27 6,11**

Проявлять самостоятельность 5,73 4,32 3,21**

Читать научную литературу 5,05 4,05 2,07*

Обсуждать учебу с друзьями 3,05 5,54 5,81**

Говорить на студенческом сленге 2,77 4,22 2,26*

Помогать тем, кто нуждается в помощи 5,73 4,73 2,21*

Примечание. **р<0,005; *р<0,1.

Результаты свидетельствуют о том, что, с одной стороны, существуют нормы, не дифференцированные по критерию «прескрипция» / «дескрипция». В то же время есть нормы, в отношении которых такая дифференциация, по меньшей мере, целесообразна.

Таким образом, можно утверждать, что нормативная структура имеет сложную организацию и состоит из ряда компонентов. Первый компонент — это недифференцированные нормы. Руко-

водствуясь ими, члены группы выстраивают поведение, ориентируясь как на санкционированные требования, так и на репрезентации реально происходящих в группе событий.

Далее нормативная структура представлена прескриптивными и дескриптивными нормами. Здесь важно отметить два обстоятельства. Во-первых, обращает на себя внимание преобладание прескриптивных норм. Их относительное количество составляет 70 %. Это позволяет предпо-

ложить, что прескриптивные нормы оказывают большее влияние на поведение членов группы, чем дескриптивные. Полученные результаты совпадают с данными других исследователей, которые отмечают, что дескриптивные нормы в качестве регулирующего поведение фактора значимы в ситуациях непосредственного межличностного взаимодействия. Содержание дескриптивных норм, полученных в нашем исследовании («Обсуждать учебу с друзьями», «Говорить на студенческом сленге»), подтверждает этот тезис. Оно явно относится к сфере межличностного взаимодействия. Во-вторых, и прескриптивные, и дескриптивные нормы иерархически организованы. Наибольшую выраженность среди прескриптивных норм имеет норма «Нести ответственность за свои поступки», наименьшую — «Читать научную литературу». Прескриптивная норма «Обсуждать учебу с друзьями» выражена в большей мере, чем норма «Говорить на студенческом сленге».

Следующие результаты позволяют установить соотношение прескриптивных и дескриптивных норм как компонентов нормативной структуры группы. Для этого нами использовано несколько критериев [Candan, 1975, р. 11; Cohen, 1988, р. 61].

Минимально необходимое условие принятия нормы. Этот показатель отражает процент членов группы, чьи средние оценки превышают средние значения. Частотный анализ позволяет установить, что для прескриптивных норм средний процент составляет 75,7 %, а для дескриптивных норм — 65,9 %. Это означает — для того чтобы стать прескриптивной нормой репрезентации социальных установок и образцов поведения должны стать общими или разделяться несколько большим количеством членов группы, чем это имеет место в случае дескриптивных норм. Тогда можно предположить, что значимость прескриптивных норм связана с большим по сравнению с дескриптивными нормами социальным давлением, оказываемым относительным большинством группы. Прескриптивные нормы требуют большей конформности.

Интенсивность или согласованность норм. Количественно этот критерий выражен в суммарном отклонении от нейтральных оценок незави-

симо от направления отклонения. В используемой нами шкале нейтральное значение = 4. Среднее отклонение от нейтральных значений, общее для всех прескриптивных норм, = 2,30, для дескриптивных норм = 4,83. Это означает, что при оценке прескриптивных норм респонденты используют меньше крайних значений, что свидетельствует о большей консолидации и согласованности прескриптивных репрезентаций, чем дескриптивных.

Кристаллизация норм. Этот критерий отражает степень принятия членами группы норм и степень согласия следовать им в своем поведении. Для количественного выражения кристаллизации норм используются показатели отклонения от средних значений. Чем выше значения стандартного отклонения, тем в большей степени выполнение тех или иных норм является обязательным для членов группы. В нашем исследовании индекс кристаллизации для прекриптиных норм = 1,21, для дескриптивных норм = 1,5. Иными словами, несмотря на, в целом, меньшую значимость для членов группы дескриптивных норм и их меньшую согласованность, обязательность следовать им оказывается выше, чем для прескриптивных норм. Стандарты поведения, задаваемые дескриптивными нормами, являются жесткими [Кгутко\лгек1 е1 ак, 2009, р. 409].

Таким образом, в исследовании установлено, что структура групповых норм содержит три компонента. Первый компонент образован нормами, которые не дифференцируются по критерию пре-скрипции / дескрипции, второй — прескриптивные нормы, третий — дескриптивные нормы. С нашей точки зрения, такая конфигурация может получить объяснение с точки зрения теории норм, использующей понятие социальной идентичности.

Социальная идентичность — это часть Я-концепции, которая является следствием осознания человеком принадлежности к социальной группе (или группам), принятие смысла и эмоционального значения, придаваемого членству в группе 1981). Важнейшая особенность концепции социальной идентичности заключается в том, что идентификация с группой — это сознательный выбор: можно случайно принадлежать к группе, но социальная идентичность возникает только тог-

ч tí m

о

ь

к Щ

w m н о

Рч < ^

о ^ о о

О Й

EÍ W

н S о

Рч

W

0

1

к %

о

W V S

ь

1-4

<с п

W

с

S

X

н

U

да, когда человек сознательно устанавливает свою принадлежность к группе. Групповое поведение, в отличие индивидуального поведения, характеризуется отличительными особенностями, такими как воспринимаемое сходство членов группы, сплоченность, стремление сотрудничать для достижения общих целей, соответствие взглядов и убеждений групповым нормам. В этом смысле нормы — это стереотипизированные репрезентации свойств группы. Члены группы воспринимают некоторые образцы поведения как уникальные для данной группы и используют их в качестве специфических норм, следование которым обеспечивает принадлежность к ней.

Тогда, по нашему мнению, нормы, нечувствительные к критерию прескрипция / дескрипция, можно условно назвать «референтными», так как они являются следствием процесса социальной идентификации. С функциональной точки зрения они минимизируют воспринимаемые различия между членами группы на индивидуальном уровне и маркируют нормативную границу группы. Референтные нормы — это продукт социальной информации. Сформировавшись, они становятся стабильными когнитивными репрезентациями приемлемого для членов группы поведения.

Нормы, чувствительные к критерию прескрипция / дескрипция, с нашей точки зрения, имеют общую характеристику, а именно мотивацион-ный аспект. В логике теории социальной идентичности члены группы следуют нормам, чтобы удостовериться в своей принадлежности к ней. Тогда идентификация с группой «обещает» человеку ощутимое вознаграждение, а нарушение принятых в ней норм негативно обусловливается посредством санкций. Эту функцию выполняют пре-скриптивные нормы. Подчиняясь им, человек становится «хорошим» членом группы, заслуживающим вознаграждения.

С другой стороны, существует менее явная мотивация групповой идентификации. Человек может стремиться доказать обоснованность членства в группе не только из-за желания получить «положительное подкрепление», но потому, что он ценит свою принадлежность к ней и принимает ее цели и интересы как свои собственные. В этом

случае некоторые личные цели, планы и способы их достижения могут быть принесены в жертву установленным группой стандартам. Эти стандарты проявляются как прескриптивные нормы. Их когнитивная переработка определяет содержание актуальных репрезентаций приемлемых или неприемлемых образцов поведения в группе. Таким образом, прескриптивные и дескриптивные нормы по-разному обусловливают групповую идентичность.

Библиографический список

1. Гендин A.M. Ценности и ценностные ориентации в системе факторов детерминации деятельности // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2012. № 2. С. 269-277.

2. Курышева О.В. Возраст как социально-психологический феномен. Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2012. 306 с.

3. Никишова Н.В. Понятие и сущность социальной нормы: социально-философский анализ // Грамота. 2014. № 1 (39): в 2 ч. Ч. II. С. 147-149.

4. Cancian F. М. Introduction to the study of norms and strategies for describing and measuring norms // F.M. Cancian. What are norms? New York: Cambridge University Press, 1975. P. 1-26.

5. Cialdini R.B., Reno R.R., Kallgren C.A. Activating and aligning two kinds of norms in persuasive communications // Journal of Interpretation Research. 1996. 1(1). P. 3-10.

6. Cohen J. Statistical power analysis for the behavioral sciences. Hillsdale, NJ: Erlbaum, 1988. P. 56-73.

7. Donnelly M.P., Vaske J.J., Whittake, D., Shelby B. Toward an understanding of norm prevalence: Analysis of 20 years of research // Environmental Managemen. 2000. 25(4). P. 403-414.

8. Krymkowski D.H., Manning R.E., Valliere W.A. Norm crystallization: Measurement and comparative analysis // Leisure Sciences. 2009. Vol. 31. P. 403-416.

9. Miller D.T., Prentice D.A. The construction of social norms and standards // E.T. Higgins, A.W. Kruglanski. Social psychology: Handbook of basic principles. New York: Guilford, 1996. P. 799-829.

10. Pettit Ph. Rules, Reasons and Norms: Selected Essays. Clarendon Press, Oxford, 2002. P. 320-333.

cyberleninka.ru

Дескриптивная норма

boldogg — 03.03.2019 Поскольку мне ОЧЕНЬ не нравится идея ввести на Весконе формализованный устав и уклад в области регламента выступлений, то я тоже на этот счёт выскажусь.

По-моему прежде чем принимать меры, следует разобраться в причинах того, что, как кажется, необходимость этих мер вызвало.

И вы знаете, товарищи, я считаю, что причина действительно в ДЕСКРИПТИВНОЙ НОРМЕ. Именно в ней, да.

Дело в том, что ситуация с этой нормой за последние четверть века стала _намного_ лучше. Нравы стали мягче. Люди — корректнее, спокойнее, вежливее, доброжелательней. Вообще, в целом по обществу. Это невооружённым глазом видно. И нашего движения это тоже касается, конечно. Четверть века назад были возможны Грибные Эльфы — сейчас ничто даже вполовину такое начисто невозможно. Просто представления о том, что можно, а что нет изменились. Сейчас глубокое «фи» то, что десять лет назад было вполне норм.

А Кинн и Анариэль не изменились. Они ведь не изменились — они и раньше такими были.

Но на фоне прежней дескриптивной нормы, на фоне Грибных Эльфов и операции «Вихрь-Антимутант» условный «уровень Кинн» был совершенно приемлем. Ну. в самом деле, из-за чего тут переживать — никого же не побили, рюкзак не порезали, палатку не подожгли — а что перебили-нагрубили — ну, что вы хотите, это же Кинн.

Но норма изменилась. И вот уже до той степени доизменялась, что такой уровень стал неприемлемым. Как, знаете, вода опускается и камень, который она скрывала, выступает наружу. Вот это и произошло с Анариэль-Кинн и дескриптивной нормой.

Причём они вполне могут искренне считать, что норма такая, к какой они привыкли. Но нет, это не так.
Это, знаете, как есть такой сюжетный ход в криминальный фильмах-сериалах: выходит какой-нибудь браток родом из 90-ых после долгой отсидки — смотрит, а мир-то изменился. Теперь просто прийти на склад или в магазинчик какой и потребовать дань за крышу — нет, теперь так дела не делаются. Мир изменился, нравы изменились, представления о том, что можно, а что нет изменились.

Так вот если при

yablor.ru

Дескриптивные статистические показатели. Психология развития [Методы исследования]

Дескриптивные статистические показатели

Вернемся к одному из предыдущих примеров: исследованию агрессии методом наблюдения в условиях детского сада. Допустим, исследователь собрал данные, представленные в табл. 7.1. Как можно заметить, имеют место значительные индивидуальные различия в частоте агрессивных действий; вполне вероятно, что есть также различия между полами и возрастными группами. Но как разобраться в этом хаосе цифр и определить истинное положение вещей?

Первый шаг — охарактеризовать данные при помощи ряда дескриптивных статистических показателей. Большинство дескриптивных статистических показателей используется для выявления центральной тенденции, или преобладающей формы ответов в выборке. Чаще всего в качестве меры центральной тенденции выступает среднее арифметическое, или просто среднее. Из табл. 7.2 явствует, что группы испытуемых из нашего гипотетического исследования действительно имеют разный средний уровень агрессии.

Чаще всего среднее — наиболее информативный дескриптивный статистический показатель. Однако он не единственный, в ряде случаев знание лишь среднего не дает полного представления о полученных результатах. Сравним группы 3- и 4-летних мальчиков. Как явствует из табл. 7.2, средний уровень агрессии у старших мальчиков выше. Однако сырые данные из табл. 7.1 свидетельствуют о том, что фактически большинство показателей агрессии обеих групп достаточно близки. Более высокое среднее у старших детей явилось следствием наличия нескольких очень высоких показателей. Или же сравним группы 3-летних мальчиков и девочек. Полагаясь на средние значения из табл. 7.2, мы могли бы заключить, что эти группы имеют одинако-

вый уровень агрессии. Однако сырые данные из табл. 7.1 свидетельствуют о том, что эти средние значения имеют разные основания.

Приведенные выше примеры демонстрируют необходимость иных дескриптивных статистических показателей помимо среднего арифметического. Есть еще две меры центральной тенденции. Одна из них — медиана. Медиана — это центр распределения, выше которого находится одна половина показателей, а ниже — другая. Сравним вновь результаты 3- и 4-летних детей. Из табл. 7.2 явствует, что данные результаты имеют общую медиану — 4. Это свидетельствует о фундаментальном сходстве двух распределений, сходстве, которое мешает заметить разница средних. В целом, медиана приобретает особце значение тогда, когда распределение асимметрично, то есть включает несколько необычно высоких или низких показателей. В таких случаях среднее может дать искаженную картину типичных ответов.

Таблица 7.2 Дескриптивные статистические показатели для данных из таблицы 7.1

СреднееМедианаМодаСтандартное отклонение
3-летние5,6455,38
мальчики
3-летние девочки5,0305,88
4-летние13,44313,90
мальчики
4-летние девочки3,4333,29
Мальчики в9,54311,09
целом
Деоочки в4,23. 04,75
целом
3-летние в5,33,505,55
целом
4-летние в целом8,43311,15

Третья мера центральной тенденции — мода. Мода — показатель, наиболее часто встречающийся в определенной группе. Эта мера используется редко, однако в некоторых обстоятельствах ее значение довольно информативно. Рассмотрим, к примеру, данные 3-летних девочек из табл. 7.1. Ранее мы отметили, что средний уровень агрессивных действий в этой группе — 5,0 — практически такой же, как и у мальчиков. Однако, в отличие от мальчиков, для 3-летних девочек модальным было нулевое значение. Этот факт вполне заслуживает того, чтобы упомянуть о нем в отчете.

Наряду с центральной тенденцией, дескриптивные статистические показатели характеризуют изменчивость распределения. Нам необходимо знать не только, какова центральная тенденция, но и то, насколько приближаются показатели к центральному значению или отклоняются от него. Чаще всего мерой изменчивости служит дисперсия. При ее расчете сначала находят среднее для выборки. Затем определяется разница между этим средним арифметическим и показателем каждого из испытуемых. Эти значения разности, или «отклонения», возводятся в квадрат, суммируются, а полученная сумма делится на N — 1, результатом чего и является показатель дисперсии. Таким образом, дисперсия — это приблизительно среднее квадратичных отклонений; «приблизительно», поскольку делитель равен N — 1, а не N. Чем больше разница между индивидуальными показателями, тем больше дисперсия.

В научных статьях в качестве меры изменчивости обычно указывается не дисперсия, а стандартное отклонение. Стандартное отклонение — это просто квадратный корень из показателя дисперсии. В табл. 7.2 он подсчитан для каждой из групп нашего гипотетического исследования. Полученныезначеиия стандартного отклонения подтверждают наши интуитивные предположения о степени разброса индивидуальных показателей в группах. Обратите особое внимание на весьма значительное стандартное отклонение у 4-летних мальчиков, в группе, где было отмечено несколько крайне высоких показателей.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

psy.wikireading.ru

Языковая норма — Традиция

Материал из свободной русской энциклопедии «Традиция»

У этого термина существуют и другие значения, см. норма.

Но́рма языкова́я — исторически обусловленная совокупность общеупотребительных языковых средств, а также правила их отбора и использования, признаваемые обществом наиболее пригодными в конкретный исторический период.

Определение взято из Большой советской энциклопедии

Языковая норма является результатом коллективного представления о языке, но основывается на частном, индивидуальном употреблении языковых средств в процессе речевой деятельности каждого носителя языка в отдельности. Отсюда проистекает возможность конфликта между «спонтанным употреблением» и «языковой нормой». С.И. Ожегов дал такое определение языковой нормы: «Норма — это совокупность наиболее пригодных для обслуживания общества средств языка, складывающихся как результат отбора языковых элементов из числа сосуществующих, наличествующих, образуемых вновь или извлекаемых из пассивного запаса прошлого в процессе социальной, в широком смысле, оценки этих элементов».

Естественная и искусственная норма[править]

В случае, если спонтанное употребление языковых средств различных носителей данного языка характеризуется идентичностью, говорят о языковой норме, сложившейся естественным образом. Если идентичности нет, норму определяют целенаправленно (искусственно).

Искусственные нормы устанавливаются в результате нормотворческой деятельности языковедов путем подготовки и издания авторитетных словарей и справочников (и даже законодательных актов — см. раздел «Ссылки») по различным аспектам употребления языка. Установление нормы обычно осуществляется одним из следующих способов:

  • предпочтение одного из вариантов спонтанного употребления на основе бо́льшей частотности данного варианта по сравнению с альтернативными;
  • предпочтение одного из вариантов спонтанного употребления на основе выявленного языковедами его соответствия внутренним закономерностям данного языка;
  • признание нескольких вариантов спонтанного употребления «соответствующими языковой норме» (в этом случае говорят о подвижной норме).

Другие основания для формирования и изменения норм[править]

Помимо указанных выше основных способов, иногда используются и другие основания для установления той или иной языковой нормы, в том числе эстетические, этические, политические и др.

Дескриптивный и преспрективный подход к норме[править]

Существуют различные подходы к установлению нормы, среди которых можно выделить два основных:

  • дескриптивный (описательный), при котором установление нормы осуществляется преимущественно на основе анализа фактического употребления тех или иных языковых явлений носителями языка;
  • прескриптивный (предписывающий), при котором установление нормы осуществляется преимущественно на основе авторитетного заключения лингвистов о правильности или неправильности того или иного употребления.

В чистом виде ни тот, ни другой подходы обычно не используются, тем не менее языковые традиции определенной страны отдают обычно предпочтение одному из подходов в ущерб другому. Прескриптивное нормотворчество обычно предполагает пренебрежительное отношение к диалектам и иным региональным или социальным вариантам языка, наличие жестких и развитых орфографических и пунктуационных правил, унифицированность школьной программы по языку и т. д. В то же время, дескриптивный подход часто выражается в отсутствии жестко установленных правил по некоторым аспектам языка (например, в пунктуации), лояльном отношении к диалектам, фиксации большого количества различных вариантов употребления в словарях и т. п. Считается, что для русского языка характерно прескриптивное нормотворчество, а, скажем, для английского — дескриптивное.

Примеры целенаправленного изменения языковых норм[править]

В России[править]

На Украине[править]

Нормы в английском языке[править]

traditio.wiki

Психологическая энциклопедия — значение слова Дескриптивная Норма

(Descriptive norm) — норма, которая определяет, что, как правило, делается в данной ситуации.

Смотреть значение Дескриптивная Норма в других словарях

Норма — ж. лат. общее правило, коему должно следовать во всех подобных случаях; образец или пример. льное состоянье, обычное, законное, правильное, не выходящее из порядка, не……..
Толковый словарь Даля

Норма Ж. — 1. Установленная мера, размер чего-л. // Установленная мера производительности труда. // Средняя, обычная величина чего-л. 2. То же, что: норматив. 3. Обычный, установленный……..
Толковый словарь Ефремовой

Норма — нормы, ж. (латин. norma). 1. Узаконенное установление. Правовые нормы. ? Обычный, признанный обязательным порядок, состояние. Языковая норма. Нормы морали. поведения. Выйти……..
Толковый словарь Ушакова

Амортизации Норма (amortization Rate) — процент периодического
платежа, уменьшающего основную сумму
долга; при ипотеке с равновеликими платежами соответствует
фактору
фонда возмещения.
Экономический словарь

Безрисковая Норма Прибыли — Норма прибыли по безрисковому
активу.
Экономический словарь

Бланкетная Норма — Норма, которая содержит отсылку к правилам, устанавливаемым отдельным нормативным актом (например, правилам техники безопасности, СНиПам).
Экономический словарь

Бланкетная Норма Права — — 1)
норма
права, предоставляющая государственным органам, должностным лицам
право самостоятельно устанавливать
правила поведения, запреты и т. п.; 2)
……..
Экономический словарь

Внутренняя (предельная) Норма Окупаемости Инвестиций — — коэффициент, при котором текущая величина денежных доходов равна сумме текущих инвестиций, а величина чистой текущей стоимости равна нулю.
Экономический словарь

Внутренняя Норма Доходности — (internal rate of return) – значение ставки дисконтирования, которое уравнивает сегодняшнюю
стоимость затрат и доходов, связанных с некоторой инвестицией.
Экономический словарь

Внутренняя Норма Доходности (рентабельности) — — относительный
показатель эффективности инвестиционного
проекта
Экономический словарь

Внутренняя Норма Прибыли — Норма прибыли в долларовом выражении. Учетная ставка (ставка дисконтирования), при которой чистая текущая стоимость инвестиций равна нулю. Ставка, при которой будущее……..
Экономический словарь

Внутренняя Норма Прибыли (internal Rate Of Return, Irr) — Ставка дисконтирования, при которой чистая текущая стоимость денежных выплат и поступлений равна нулю. Называется также Нормой прибыли с поправкой на время (Time-Adjusted……..
Экономический словарь

Годовая Норма Прибыли — Существует
множество способов
расчета годовой нормы прибыли. Если
норма прибыли рассчитывается за один месяц, иногда для получения годовой нормы прибыли……..
Экономический словарь

Норма — -ы; ж. [лат. norma]
1. обычно мн.: но́рмы, -ам. Общепринятое и обязательное для членов того или иного сообщества правило (предписывающее или запрещающее что-л.), порядок осуществления……..
Толковый словарь Кузнецова

Диспозитивная Норма — См.
Норма диспозитивная
Экономический словарь

Доходность, Норма Прибыли (дохода), Показатель Эффективности Затрат — Ценные бумаги с фиксированным доходом (облигации и привилегированные акции): текущий доход, т.е. ставка купона или оговоренная в контракте ставка дивидендов, деленная……..
Экономический словарь

Императивная Норма — —
норма
права, установленная законом и являющаяся обязательной для
субъекта права. И.н. содержат властные предписания, отступления от которых не допускаются………
Экономический словарь

Императивная Норма Международного Права — (лат. -jus cogens) — в соответствии со ст. 53 Венской
конвенции о праве международных договоров 1969 г. —
норма, «которая принимается и признается международным сообществом……..
Экономический словарь

Коллизионная Норма — —
норма, указывающая,
право какого государства должно быть применено к гражданскому, семейному, трудовому отношению международного характера (т.е. отношению,……..
Экономический словарь

Купонная Норма — норма процента на облигации, зависящая от кредитоспособности компании и ее потенциальной прибыли
Экономический словарь

Локальная Норма Международного Права — — юридически обязательное правило поведения, регулирующее определенные области международных отношений между ограниченным кругом (двумя или несколькими) субъектов……..
Экономический словарь

Норма — — 1. узаконенное
установление, признанный обязательным
порядок; 2. установленная мера, средняя
величина чего-нибудь.
Экономический словарь

Норма (ставка) Реинвестирования Прибыли — Норма прибыли, полученной в результате реинвестирования процентов по
облигациям или другим ценным
бумагам с фиксированным доходом.
Ставка реинвестирования……..
Экономический словарь

Норма Амортизации — — установленная законодательно или в ином порядке
процент от балансовой стоимости основных фондов списываемый ежегодно на
себестоимость продукции.
Экономический словарь

Норма Амортизации Основных Средств — — процентное
отношение годовой суммы амортизации к первоначальной стоимости основных средств. Действующие нормы амортизации установлены
постановлением
……..
Экономический словарь

Норма Амортизационных Отчислений — Процент от стоимости основного капитала, который ежегодно включается в себестоимость произведенной продукции (услуг). При равномерном списании эта норма равна 1/n, где n — срок службы активов. 
Экономический словарь

Норма Безработицы Естественная — норма, при которой сохраняется баланс между числом свободных рабочих мест и числом безработных.
Экономический словарь

Норма Бюджетных Расходов — — установленный компетентным органом
размер затрат на расчетную единицу (койка в больнице, студент в
университете). Нормы бюджетных расходов классифицируются……..
Экономический словарь

Норма Возврата Капитала (recapture Rate) — ежегодная ставка, по которой капитал, инвестированный в актив с уменьшающейся стоимостью, возмещается из дохода, получаемого от этого актива.
Экономический словарь

Норма Возмещения Капитала — —
процент
капитала, который ежегодно возвращается
инвестору.
Экономический словарь

Посмотреть еще слова :

slovariki.org

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *