Диагноз овз – что это такое? Дети с ограниченными возможностями здоровья: обучение, сопровождение :: BusinessMan.ru

Содержание

кто и как может ее оформить

Здравствуйте, мои дорогие читатели. С вами Татьяна Сухих, и сегодня я попытаюсь ответить на вопрос, сможет ли справка по детям с ОВЗ облегчить учащемуся обучение в школе, в том числе и сдачу ЕГЭ и ОГЭ? С таким вопросом ко мне обратилась одна из моих читательниц и, к сожалению, она не единственная родительница, которой приходится сегодня задаваться этим вопросом.

Содержание статьи:

Справка о справке

С каждым годом «образовательные» министры повышают планку знаний для подрастающего поколения, надеясь вырастить достойную себе смену. Наряду с этим гуманные управленцы государства объединили детей с ограниченными возможностями здоровья вместе с учащимися, которые таковых не имеют, не адаптировав образовательную программу для подобного новшества. Спасти ребенка от непосильных нагрузок может справка ОВЗ, но как получить сей документ и не станет ли процесс его оформления очередным потрясением для психики несформировавшегося организма?

Если вы читаете данную статью, то, скорее всего, уже знакомы с понятием ОВЗ и с его расшифровкой – ограниченные возможности здоровья. Однако данный статус включает в себя довольно обширный список заболеваний, по одному или нескольким из которых может быть выдана справка ребенку. Поэтому проще перечислить типы классификаций нарушений основных функций организма:

  • Если медкомиссия выявила отклонения в восприятии, мышлении, эмоционально-волевых реакциях, запоминании и внимании учащегося, то речь идет о нарушении психических процессов.
  • Нарушенное зрение, обоняние, осязание или слух предполагают расстройство в сенсорных функциях.
  • Статус ОВЗ может получить ребенок с нетипичной функцией дыхания, обмена веществ или кровообращения, а также с нарушениями работы выделительной системы и внутренней секреции.
  • Наконец, расстройство статодинамической функции, а точнее нарушение работы опорно-двигательного аппарата.

В случае с обратившейся читательницей, ребенок имеет диагноз бронхиальной астмы и ангиоцеребральной дистонии с вазоматорными цефалгиями на фоне вертеброгенной патологии, гемодинамические нарушения по позвоночным артериям. То есть речь идет о двух серьезных заболеваниях, относящихся к разным классификациям нарушений функций организма: отклонения в работе дыхательной системы и сосудистого тонуса головного мозга. Последнее заболевание как раз-таки и приводит к:

  • повышенной утомляемости,
  • ухудшению памяти и внимания,
  • головным болям,
  • депрессии,
  • а в некоторых случаях к головокружениям,
  • ухудшению зрения,
  • затруднению дыхания,
  • онемению конечностей
  • и даже расстройству вкусовых и обонятельных функций.

Проще говоря, переутомления, стрессы, нарушение сна, то есть все то, что сопровождает подготовку к экзаменам, а также отсутствие лечения в случае при ангиоцеребральной дистонии могут привести к необратимым последствиям. Речь идет не просто о трудностях школьного обучения, а о здоровье и жизни вашего ребенка в целом. Регулярные приступы могут впоследствии спровоцировать инсульт.

От теории к действиям

Однако доказать, что ребенку сложно осваивать школьную программу ввиду поставленных диагнозов довольно сложно и, как показывает опыт родителей в аналогичных случаях, скорее всего девочке выделят дополнительное время на сдачу 4-х экзаменов, а не сократят их количество до 2-х, как предполагает мама ученицы 9-го класса.

Так или иначе, статус даст возможность дополнительных обследований и лечения у соответствующего врача. А для того, чтобы облегчить учащемуся учебный процесс следует обратиться в поликлинику для прохождения КЭК.

 = КЭК – это клинико-экспертная комиссия, в состав которой входят врачи и заведующие лечебным учреждением, а также специалисты медицинских институтов, дающие заключение в форме справки о состоянии здоровья обратившегося. =

Теоретически справка, выданная данной комиссией, может освобождать ребенка от школьных экзаменов, а также от уроков физкультуры.В состав данной комиссии должен входить и ваш лечащий врач, поэтому помимо невролога вам все-таки стоит возобновить посещение врача-терапевта, дабы тот смог подтвердить наличие бронхиальной астмы. Помните, что именно лечащий врач оформляет запрос на получение КЭК, поэтому в первую очередь вам следует обратиться за консультацией и дальнейшими инструкциями к неврологу, который поставил вам вышеупомянутый диагноз.

= После этого вам предстоит пройти еще один этап обследований у ПМПКкомиссии комплексно диагностирующей ребенка разными специалистами на наличие диагнозов и определения возможностей обучения в общеобразовательной школе. =

На комиссию в равной степени могут отправлять как учителя, так и сами родители (опекуны). В состав комиссии должны входить психиатр, психолог, логопед, дефектолог и преподаватели. Обычно данное обследование проводиться у детей в период обучения с 1-го по 4-й классы. Но если учителя сами рекомендуют вам что-либо предпринять, то я уверенна, они же смогут и направить вас с дочерью на прохождения ПМПК.

Несомненно, оба этих сложных процесса диагностирования отнимут у вас много времени, поэтому с оформлением стоит поторопиться. Экзамены уже не за горами!

Справка по организации обучения детей с ОВЗ

Напоследок мне хотелось бы добавить лично от себя, что полученный статус ОВЗ, к сожалению, не избавит вас от больших нагрузок школьной программы (если вы планируете оставаться в ней после 9-го класса) и не улучшит здоровье ребенка. Так уж повелось в нашем государстве, что в-первую очередь, нам ставят задачу и, лишь потом объясняют пути ее решения. Я говорю об инклюзивном образовании, предполагающем объединение детей с ОВЗ и учащихся без упомянутого статуса.

На данный момент так и не существует объединенной образовательной системы для совместного обучения детей. Учащимся, имеющим проблемы со здоровьем довольно сложно воспринимать материал в больших группах. Им необходим индивидуальный подход и условия, то есть занятия в сокращенных классах (группах) по 2-3 человека или индивидуальные занятия вовсе. То есть учитель должен выделять для этого дополнительное время в стенах школы или в стенах вашего дома.

В нынешних условиях труда педагоги не могут выполнить данной задачи. Поэтому для того, чтобы реализовать требование Министерства Образования и Науки обращаются к дополнительной литературе, а также вебинарам и офлайн-курсам по повышению квалификации. Родители же нередко оформляют статус ОВЗ или инвалидность школьнику, после чего отдают предпочтение домашнему обучению. Это очень удобный вариант для ребенка с повышенной утомляемостью. Есть лишь один недостаток у данного способа обучения – это отсутствие социальной адаптации.

Надеюсь, что я смогла раскрыть тему вопроса об оформлении статуса ОВЗ для ребенка. А как правильней теперь поступить, решать только вам, уважаемые родители и опекуны. На этом я, Татьяна Сухих, прощаюсь с вами. Не забывайте подписываться на обновления моего блога и берегите здоровье своих чад, ведь никакая ученая степень или положение в обществе не вернет его им никогда.

С уважением, Татьяна Сухих! До завтра!

Кстати, рекомендую прочитать:

Опубликовано: 16.11.2016

Привет, дорогие мои читатели, уже ставшие друзьями! Немного печальная сегодня…

Опубликовано: 26.11.2016

Привет, уважаемые друзья! У меня новость: наконец — то обратили…

Опубликовано: 17.01.2017

Здравствуйте, уважаемые педагоги и просто любимые читатели. Я Татьяна Сухих,…

Опубликовано: 21.02.2017

Привет, дорогие мои друзья, коллеги и все, кто виртуально забежал…

Опубликовано: 11.03.2017

Привет, дорогие мои единомышленники и все, кто чисто случайно попал…

metodbv.ru

Группа детей с ОВЗ в детском саду: особенности воспитания

Привет, уважаемые друзья! У меня новость: наконец — то обратили внимание на детей и стали открываться группы для детей с ОВЗ в детских садах. Некоторые воспитатели не прошедшие курсы  (по организация инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья) обескуражены тем, что воспитатели таких групп получают более высокую зарплату и дополнительные дни к отпуску. Сегодня я попытаюсь доходчиво объяснить, что собой представляет работа с этим контингентом деток и за что педагогам, которые прошли специальное инклюзивное обучение, даются некоторые привилегии.

Содержание статьи:

Кто входит в группу ОВЗ?

Кстати, если кто хочет изучить нормативно-правовую базу по данному вопросу самостоятельно, могу порекомендовать пособие «Обучение детей с ОВЗ в соответствии с ФГОС НОО. Локальные правовые акты», купить его можно на портале «Лабиринт.ру».

Итак, стоит отметить, что направление в группу для деток с ограниченными возможностями здоровья можно получить после прохождения специальной психолого-медико-педагогической комиссии и только по согласию родителей или опекунов малыша. Учитывая права ребенка на выбор формы и способа получения образования, специалисты могут лишь рекомендовать маме перевести малыша в специальную группу.

Дело в том, что иногда родители не замечают отклонений в поведении ребенка, которые свидетельствуют о наличии определенного заболевания, которое снижает его возможности получать образование обычным путем. Есть детки, которые родились с явными отклонениями по здоровью и развитию, а есть случаи, когда только по некоторым признакам, заметным специалисту, можно определить наличие какого-то дефекта.

Нужно быть очень внимательным к своим детям и при малейших подозрениях обращаться к специалистам. Ведь большинство незначительных дефектов развития и здоровья можно подкорректировать и забыть о них, но только при ранней диагностике.

Дети могут проходить обучение в коррекционной группе при наличии таких дефектов:

  • Нарушение слуха, зрения, речи;
  • Легкая задержка психического развития;
  • Негативные психические состояния;
  • Психопатоподобные формы поведения;
  • Педагогическая запущенность;
  • Легкая двигательная патология;
  • Сложные формы аллергии;
  • Часто повторяющиеся общие заболевания.

Стоит отметить, что перечисленные патологии должны быть в легкой форме, если же патология тяжелой формы, ребенок просто физически не сможет находиться вне дома и без родителей.

Особенности работы с детьми, имеющими ограничения по здоровью

Нужно понимать, что независимо от состояния физического и психического здоровья ребенка, он имеет равные права на получение образования, как и другие ребята. Просто для деток с ОВЗ составляется индивидуальная программа развития и более глубокая направленность на развитие ребёнка.

В помощь и себе, и всем коллегам, которые работают или планируют работать в коррекционной группе, я подобрала тематические книги в том же «Лабиринте»:

  • «Инклюзивное образование. Настольная книга педагога, работающего с детьми с ОВЗ» – это методическое пособие с рекомендациями по преодолению дефектов в развитии будет интересно всем заинтересованным лицам;
  • «Социально-коммуникативное развитие детей с ОВЗ в соответствии с ФГОС» – компакт-диск серии «Педагогическая видеомастерская» содержит материалы по созданию такой развивающей среды, которая максимально раскроет потенциал каждого ребенка.

Дети с ОВЗ имеют право и должны воспитываться и развиваться в коллективе своих сверстников. Для этого создаются специальные группы или такие детки интегрируются в обычную группу в так называемом массовом детском саду (в отличие от специализированного). Кстати, пребывание деток с ОВЗ в садиках бесплатное.

Мне очень нравится выражение: создание безбарьерного развивающего пространства. Это емкая фраза, не так ли, которая характеризует главную задачу педагога, который работает с этим контингентом деток. Мы должны сделать все, чтобы малыши с ограничениями по здоровью могли получить полноценное дошкольное воспитание и образование в условиях обычного детского сада.

Главной особенностью работы с детками, имеющими ограничения по здоровью, является постоянное психологическое, медицинское и педагогическое сопровождение детей грамотными специалистами, которые тесно взаимодействуют между собой. Работа с этими малышами заключается во всестороннем поиске путей преодоления дефектов и полная социализация в обществе.

Воспитатели одни не могут решить проблему коррекции физических или психологических проблем малышей. Только вместе мы все преодолеем, в том числе и с помощью родителей. И это не только моё мнение, так считают многие специалисты с которыми мы были на курсах.

Методическое подспорье для педагогов

Сегодня существуют разные формы самообразования, включая литературу, семинары, курсы и т.п. Как все успеть? Можно, не выходя из дому, пройти обучение онлайн и получить соответствующие сертификаты, которые не будут лишними в вашем портфолио.

Особенно выгодные предложения по семинарам я всегда нахожу в «УчМаге»:

  • «Развитие мелкой моторики у детей с ОВЗ средствами нетрадиционного оборудования»;
  • «ФГОС НОО: коррекционно-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ»;
  • «Специальное образование детей с особыми образовательными потребностями»;
  • «Методы, приемы и формы работы с родителями по развитию и коррекционно-педагогической помощи детям с ОВЗ».

В чем трудности работы с не совсем здоровыми детками?

Дело в том, что для таких ребят характерна некоторая двигательная заторможенность или гиперактивность, недостаточная координация движений, плохая работоспособность, низкая социализация, интеллектуальная недостаточность, отклонения в познавательных процессах и т.п.

Обычно адаптация такого ребенка проходит с большими трудностями, поскольку налицо заниженная самооценка, различные страхи. Но при этом, как утверждают специалисты, один дефект компенсируется завышенным положительным качеством у таких деток. Например, плохо слышащие малыши отличаются острым зрением и большим интересом к ИЗО. А слабовидящие детки имеют отлично развитое так называемое шестое чувство.

Чтобы работать с этим контингентом воспитанников, мало быть просто воспитателем, имеющим стандартное дошкольное образование. Нужно пройти специальные курсы, самостоятельно изучить много литературы, изучить не только свои обязанности, но и вникнуть в психологию этих детей, понять особенности их физического состояния.

На каждого малыша с ОВЗ пишется характеристика каждым специалистом, который работает с ним. Проводится периодический мониторинг динамики развития ребенка, контроль здоровья, как физического, так и психологического.

Короче говоря, ведется очень трудная, но такая важная работа – коррекция дефектов здоровья ребенка.

Если говорить простым языком,то с детьми просто занимаются и учат не стесняться, а быть успешными в других видах деятельности среди сверстников. Воспитатель должен обращать внимание на способности ребёнка, воспитанникам группы.

Направления коррекционной работы с детками

С малышами, которые посещают коррекционную группу, занимаются по такому же принципу, что и с обычными детками, но с учетом особенностей данного контингента.

Так, большое внимание уделяется таким направлениям:

  • Развитие физического здоровья. Инструктор по физической культуре или по лечебной физкультуре разрабатывает на каждого малыша индивидуальную программу, которая предусматривает коррекцию тех или иных физических дефектов.

Воспитатель вместе с психологом использует физкультуру как инструмент по укреплению силы воли, активной жизненной позиции, мотивирует детей на самостоятельное принятие решения и воспитывает умение выходить из трудных ситуаций. Это укрепляет эмоциональное здоровье малыша и делает его сильнее во всех отношениях.

  • Развитие познавательных качеств. Используя принцип от простого к сложному, опираясь на принцип наглядности, другие методы и приемы, которые подходят каждому конкретному ребенку, обучают малышей навыкам самостоятельного исследования мира. Сложность в том, что у каждого ребенка своя особенность по здоровью и психосоматике, поэтому требуется тщательный подбор методического инструментария.
  • Развитие социально-коммуникативное. Это крайне важное направление именно для деток с ОВЗ. Они нуждаются в обучении самым элементарным бытовым вещам, которые облегчат их социализацию. Здоровые ребята обучаются навыкам самообслуживания и общения естественно, исподволь.

Малыши с ОВЗ испытывают трудности с самыми простыми действиями и часто имеют проблемы с речью. Логопед и воспитатель с двух фронтов решают эти проблемы, занимаясь индивидуально с каждым малышом. В организации коммуникативно-развивающей среды участвуют и педагоги, и родители деток с ОВЗ. Отдельным направлением является просветительная работа с мамами и папами.

Совместными усилиями идут обучения бытовым навыкам и коммуникативным.

  • Развитие художественно-эстетическое. Посредством занятий по музыке, рисованию, лепке и т.п. детки очень эффективно развивают мелкую моторику, осваивают навыки работы с разными материалами, учатся взаимодействовать с воспитателем и товарищами. Искусство очень важно для таких деток, они часто чрезвычайно восприимчивы к музыке, любят все красивое.

Вместо заключения…

Как вы понимаете, чтобы обеспечить выполнение таких непростых задач, которые стоят перед воспитателями специальных группы, необходимы знания, определённо — специальная подготовка и большое желание помочь малышам с ограниченными возможностями. Повышенная зарплата и увеличенный отпуск не будут радовать педагога, если он чувствует, что не дотягивает по своим профессиональным качествам, чтобы брать на себя такую ношу.

Надеюсь, я смогла объяснить, что представляет собой работа с детками с ОВЗ? Если так, просьба поделиться инфой с друзьями, кликнув по иконкам соцсетей. Плюс – приглашаю оформить подписку на новости. Надоедать не буду!

С уважением, Татьяна Сухих! До завтра!

Кстати, рекомендую прочитать:

Опубликовано: 16.11.2016

Привет, дорогие мои читатели, уже ставшие друзьями! Немного печальная сегодня…

Опубликовано: 26.11.2016

Привет, уважаемые друзья! У меня новость: наконец — то обратили…

Опубликовано: 17.01.2017

Здравствуйте, уважаемые педагоги и просто любимые читатели. Я Татьяна Сухих,…

metodbv.ru

Диагноз РАС — особенные дети требуют внимания

Приветствую вас, дорогие коллеги и посетители моего блога, с вами Татьяна Сухих! Во и пролетели новогодние праздники, и давно уже пора взяться за серьезные темы, которые будут полезны воспитателям, работающим или планирующим работать с детьми, у которых поставлен диагноз РАС. Сегодня попробую вкратце дать описание этой болезни, чтобы вы имели представление о ее особенностях и о важности кропотливой работы с воспитанниками с таким диагнозом.

Содержание статьи:

Что такое РАС?

Предлагаю вашему вниманию первую статью по тематике расстройств аутического спектра (РАС) у детей. Именно такая расшифровка диагноза РАС. Впереди еще целая серия статей, включая воспитание детей с подобным диагнозом в ДОУ, их сопровождение, обучение, развитие, а также образовательные программы.

Расстройства аутического спектра подразумевают нарушения развития центральной нервной системы, причем, диагноз имеет достаточно заметные проявления уже в раннем возрасте, поэтому его постановка не составляет труда. Причины заболевания пока не выяснены, поэтому невозможно с точностью сказать, что привело к его развитию.

По предположениям ученых природа подобных расстройств может скрываться в генетических особенностях, а также возникнуть вследствие неблагоприятных факторов, которые влияли на ребенка во время беременности матери.

Часто признаки заболевания можно выявить еще до возраста 1 года, но не всегда они могут на 100% свидетельствовать о заболевании РАС. Однако уже после года при наблюдении определенных симптомов родители должны насторожиться: отсутствие контакта с людьми, боязнь шумных электроприборов, проблемы со сном, нейтральное отношение к матери, когда малыш ей не улыбается, монотонные движение, отсутствие навыков самообслуживания.

Такие дети живут в своем особенном мире, и им в нем достаточно комфортно. Педагогам же предстоит хорошо подготовиться, чтобы наладить контакт с детьми и найти к ним правильный подход. Для повышения уровня своей квалификации рекомендую принять участие в следующих оффлайн-вебинарах:

  • «Оценка и формирование социально-коммуникативных и учебных навыков у детей с РАС»;
  • «Современное специальное образование: отечественный и зарубежный опыт работы с детьми с РАС»;
  • «Профессиональные компетенции специалистов, работающих с детьми с РАС в общеобразовательном учреждении» + спецпредложение на пополнение личного счета.

Также в помощь педагогам прекрасное методическое пособие «Инклюзивное образование. Настольная книга педагога, работающего с детьми с ОВЗ».

Особенности развития детей в дошкольном возрасте

Диагноз РАС у ребенка в дошкольном возрасте — это повод повышенного внимания к нему.

Прежде всего, такие малыши необщительны. Они не присоединяются к играм других и не впускают сверстников в свои игры.

Предпочитают монотонные игры, например, переливание воды или пересыпание песка, в то время как сюжетно-ролевые игры у них не приняты.

Дети практически не реагируют на маму, на других родных и близких.

Что касается речи, то она начинается появляться в период между 1-3 годами, причем, речь не полноценная, а фразовая, чаще всего повторение фраз других людей, что происходит непроизвольно.

Моторика может быть как прекрасно развита, так и могут наблюдаться отклонения. Часто они неправильно оценивают расстояние до предметов, могут ходить на цыпочках, наблюдаются трудности при езде на велосипеде.

Длительное разглядывание одного предмета, расстройства в тех ситуациях, когда вещи переставлены местами и не находятся на привычных местах,

Память развита хорошо, но понимание смысла сказок может отсутствовать. При этом уровень развития интеллекта может быть достаточно высоким, но не всегда. Во время обучения наблюдается нарушение концентрации внимания.

Вот я и познакомила вас с тем, что нужно знать на первое время. Не забудьте поделиться статьей в соцсетях и подписаться на обновления блога. Приходилось ли вам работать с воспитанниками с РАС? Поделитесь своим опытом. Я очень ценю вашу обратную связь, поэтому с нетерпением жду комментариев.

С уважением, Татьяна Сухих! До завтра!

Кстати, рекомендую прочитать:

Опубликовано: 16.11.2016

Привет, дорогие мои читатели, уже ставшие друзьями! Немного печальная сегодня…

Опубликовано: 26.11.2016

Привет, уважаемые друзья! У меня новость: наконец — то обратили…

Опубликовано: 17.01.2017

Здравствуйте, уважаемые педагоги и просто любимые читатели. Я Татьяна Сухих,…

metodbv.ru

Овз какие заболевания входят

ОВЗ: расшифровка

В данном случае ученик с множественными нарушениями здоровья проходит обучение по адаптированной программе, с учетом индивидуального плана. Обязательным условием является формирование среды, в которой в большой степени происходит реализация жизненной компетенции в социуме. Четвертый вариант предусматривает обучение на дому, где акцент делается на расширении в доступных пределах социальных контактов и жизненного опыта. Для освоения программы возможно использование сетевой формы взаимодействия с использованием разных образовательных ресурсов. Ученикам, которые успешно прошли обучение по данному варианту, выдается свидетельство установленного образца.

Ученики с ОВЗ, обучающиеся по данному варианту, получают образование, несопоставимое с тем, которое получают школьники без нарушений здоровья. Обязательным условием для реализации учебного плана является создание адаптированной индивидуальной среды. Учащиеся с ОВЗ совместно с экспертной комиссией выбирают формы аттестации и сроки обучения. В этом случае возможно осуществление учебной деятельности как совместно со сверстниками, так и в отдельных группах и специальных организациях.

ОВЗ — что это такое? Дети с ограниченными возможностями здоровья: обучение, сопровождение

  • Дети, имеющие нарушения в развитии. Они отстают в психическом и физическом развитии из-за того, что есть органическое поражение центральной нервной системы и нарушения функционирования анализаторов (слухового, зрительного, двигательного, речевого).
  • Дети, которые имеют отклонения в развитии. Отличаются перечисленными выше отклонениями. Но они ограничивают их возможности в меньшей степени.

Если говорить о ребенке с незначительными ОВЗ, что это такое мы уже определили, то необходимо отметить, что при создании благоприятных условий, можно избежать большей части проблем с развитием. Многие нарушения не являются ограничителями между ребенком и окружающим миром. Грамотное психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ позволит им овладеть программным материалом и обучаться вместе со всеми в общеобразовательной школе, посещать обычный детский сад. Они могут свободно общаться со своими ровесниками.

ОВЗ — что это такое? Дети с ограниченными возможностями здоровья: обучение, сопровождение

В-пятых, одна из необходимых форм работы — работа с семьей ребенка-инвалида. Основной целью ее является организация помощи родителям в процессе усвоения практических знаний и умений, необходимых при воспитании и обучении детей с ОВЗ. Помимо этого, рекомендуется:

Приоритетной целью интегрированной группы является социализация детей с ОВЗ. Для них дошкольное учреждение становится начальной ступенью. Дети, имеющие разные возможности и нарушения развития, должны научиться взаимодействовать и общаться в одной группе, развивать свой потенциал (интеллектуальный и личностный). Это становится одинаково важным для всех детей, так как позволит каждому из них максимально раздвинуть существующие границы окружающего мира.

Кто входит в группу детей с ограниченными возможностями здоровья? Плата за пребывание в ДОУ

Специальные (коррекционные) образовательные учреждения согласно Типовому положению о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (утв. постановлением Правительства РФ от 12 марта 1994 г. № 248) создаются для

Можно сделать вывод, что согласно заключению врача-педиатра устанавливается диагноз, который обуславливает совместно с заключением психолого-медико-педагогической комиссии направление ребеночка в общее ДОУ или ДОУ коррекционного вида (с условиями коррекционного образования), что является правовым основанием считать наличие у такого ребеночка ОВЗ.

Статья на тему: Дети с ограниченными возможностями здоровья: кто они

Все большее распространение получает интегрированное и инклюзивное воспитание детей с отклонениями в условиях специальной группы в массовом детском саду и среди сверстников в обычной группе. Даже дети со значительными нарушениями могут быть интегрированы по 2-3 человека в обычную группу, но при этом им требуется не только индивидуальный подход, но и специальное обучение.

Наблюдаются также изменения и со стороны внутренних органов – нередки врожденный порок сердца и др. нарушения сердечно — сосудистой системы или желудочно-кишечного тракта. Несколько реже встречаются дефекты развития органов дыхания; наличие таких дефектов приводит к частым простудным заболеваниям и повторным пневмониям.

ОВЗ: расшифровка

Первый вариант создан для детей, которые смогли к моменту поступления в школу достигнуть нужного уровня развития и которые могут сотрудничать со сверстниками. В этом случае наравне со здоровыми школьниками обучаются учащиеся с ОВЗ. Расшифровка данного варианта такова: дети учатся в одной и той же среде, к ним предъявляются в основном одинаковые требования, по окончании школы все получают документ об образовании. Дети с ограниченными возможностями, которые учатся по первому варианту, имеют право на прохождение разных видов аттестации в иных формах. Специальные условия создаются в применении к конкретной категории здоровья учащегося. Основная образовательная программа включает обязательную коррекционную работу, которая исправляет недостатки в развитии ребенка.

Второй тип программы. Ученики с ОВЗ, в школе проходящие обучение по данному варианту, имеют право на более пролонгированные сроки. К основной программе присоединяется несколько учебных планов с учетом потребностей ученика с ограничениями в здоровье. Данный вариант может быть осуществлен как в виде совместного обучения со сверстниками, так и в отдельных группах или классах. Важную роль в учении играют информационные технологии и специальное оборудование, которое расширяет возможности школьника. Второй вариант предусматривает проведение обязательных работ, направленных на углубление и расширение социального опыта учеников с ОВЗ.

Овз какие заболевания входят

Дети не могут полноценно двигаться с такой же скоростью и силой, как их сверстники, не могут сохранять аналогичную скоординированность и темп движения. Среди заболеваний опорно-двигательно аппарата, приводящим к подобным проблемам, можно выделить полиартрит.

Приветствую, мои дорогие читатели! С вами Татьяна Сухих, и сегодня я хочу восполнить один пробел, выбрала тему, о которой нужно было рассказать давным давно, но я почему-то думала, что она и так всем знакома. Оказалось, что нет, но это и неудивительно, ведь я проходила курсы по инклюзивному образованию, а тем кто не работает с детками с ОВЗ, возможно, это понятие известно только в общих чертах. Сегодня же мы рассмотрим, какие заболевания подходят под это понятие.

Перечень заболеваний для получения инвалидности

9. Критерием для установления второй группы инвалидности является нарушение здоровья человека со стойким выраженным расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению одной из следующих категорий жизнедеятельности или их сочетанию и вызывающее необходимость его социальной защиты:

Условия установления инвалидности определены критериями и классификацией, регламентированными Приказом Минздравсоцразвития РФ № 1013н от 23 декабря 2009 г. «Об утверждении классификаций и критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы». (см. ниже)

Дети с ОВЗ и дети-инвалиды: в чем разница

  • Ребенок с ОВЗ — физлицо с недостатками психологического и (или) физического развития, которые препятствуют ему в получении образования без особых условий.
  • Ребенок-инвалид — физлицо возрастом до 18 лет со стойким расстройством функций организма, спровоцированных последствиями травм, заболеваниями или врожденными дефектами, приводящими к ограничению жизнедеятельности и потребности в социальной защите.

В законе «Об образовании» представлена только категория детей с ограниченными возможностями здоровья, что, как считают эксперты, ограничивает права инвалидов, не всегда попадающих в категорию ОВЗ. Именно поэтому отдельные специалисты настаивают на внесении изменений в законодательную базу и разделении спорных понятий.

Категории ОВЗ и их краткая характеристика

1. Не слышащие – дети с полным отсутствием слуха, который не может использоваться для накопления речевого запаса. Эта группа разделяется на подгруппы: не слышащие без речи (дети, родившиеся глухими или потерявшие слух в возрасте до 2–3 лет, до формирования речи) и не слышащие, потерявшие слух, когда речь практически была сформирована – у таких детей необходимо предохранять речь от распада, закреплять речевые навыки.

Различные поражения слухового анализатора вызывают неоднозначную степень выраженности дефекта слуховой функции. Характер последствий зависит и от времени возникновения патологического процесса, приведшего к нарушению слуха, и от того, в какой степени и в какой период развития был нарушен слух. В зависимости от этих двух основных факторов всех детей с недостатками слуха делят на три категории: глухие, позднооглохшие, слабослышащие (тугоухие). Не только дефект слуха, но и вторично возникшая недостаточность речи затрудняет обучение детей и определяет его особенности, поскольку в развитии ребенка слух и речь тесно связаны между собой.

exjurist.ru

что это такое? Воспитание детей с ОВЗ

Всё чаще педагоги дошкольных и школьных образовательных учреждений в своей практике сталкиваются с детьми, которые в силу каких-то своих особенностей выделяются в социуме сверстников. Как правило, такие ребята с трудом усваивают образовательную программу, медленнее работают на занятиях и уроках. Не так давно в педагогический словарь добавилось определение «дети с ограниченными возможностями здоровья», но уже сегодня обучение и воспитание этих малышей стало актуальной проблемой.

Специалисты, занимающиеся изучением контингента детей в образовательных учреждениях, утверждают, что практически в каждой группе детского сада и в классе средней школы есть дети с ОВЗ. Что это такое, становится понятно после детального изучения особенностей современного ребёнка. В первую очередь, это дети, имеющие физические или психические недостатки, которые препятствуют успешному освоению ребёнком образовательной программы. Категория таких ребят достаточно разнообразная: в неё входят дети с нарушениями речи, слуха, зрения, патологиями опорно-двигательного аппарата, комплексными нарушениями интеллекта и психических функций. Кроме того, к ним относятся гиперактивные дети, дошкольники и школьники с выраженными эмоционально-волевыми нарушениями, фобиями и проблемами с социальной адаптацией. Перечень достаточно широкий, следовательно, и ответ на вопрос: «ОВЗ – что это такое?» — требует достаточно детального изучения всех современных отклонений от нормы в развитии ребенка.

Особые малыши – кто они?

Как правило, проблемы особенных детей становятся заметны педагогам и родителям уже в дошкольном возрасте. Именно поэтому в современном дошкольном образовательном социуме всё большее распространение получает организация интеграции особых малышей в социум. Традиционно выделяют две формы такой интеграции: инклюзивное и интегрированное воспитание детей с ОВЗ. Интегрированное воспитание проходит в условиях специальной группы в дошкольном учреждении, инклюзивное — в обычных группах среди сверстников. В тех дошкольных учреждениях, где практикуется интегрированное и инклюзивное воспитание, в обязательном порядке вводятся ставки практических психологов. Как правило, дети нормально воспринимают не совсем здоровых сверстников, ведь малыши более толерантны, чем взрослые, поэтому в детском социуме практически всегда имеет место «общение без границ».

Организация обучения и воспитания особых детей в дошкольном учреждении

При поступлении ребёнка в дошкольное учреждение в первую очередь специалисты обращают внимание на степень выраженности отклонений. Если патологии развития выражены сильно, то помощь детям с ОВЗ становится приоритетной деятельностью соответствующих специалистов детского сада. В первую очередь, педагог-психолог планирует и проводит специальное изучение ребёнка, на основе результатов которого разрабатывается индивидуальная карта развития. В основу изучения малыша включаются такие направления, как индивидуальная беседа с родителями, изучение медицинской карты, обследование психического и физического развития ребёнка. К работе психолога подключаются специалисты определённого профиля, в зависимости от характера патологии. Воспитателя группы, которую посещает малыш с ограниченными возможностями здоровья, знакомят с полученными данными и индивидуальным образовательным маршрутом особого воспитанника.

Адаптация ребёнка с ОВЗ к условиям дошкольного учреждения

Адаптационный период для ребёнка, не имеющего патологий в развитии, как правило, протекает с осложнениями. Естественно, что дошкольники с ОВЗ привыкают к условиям детского социума намного сложнее и проблематичнее. Эти малыши привыкли к ежеминутной опеке родителей, постоянной помощи с их стороны. Установление социальных контактов со сверстниками проходит затруднительно вследствие отсутствия опыта полноценного общения с другими детьми. Навыки детских видов деятельности развиты у них недостаточно: рисование, аппликация, лепка и другие любимые ребятами занятия с особенными малышами проходят несколько медленнее и с затруднениями. Практики, занимающиеся интеграцией детей с ОВЗ в дошкольный социум, рекомендуют в первую очередь проводить психологическую подготовку воспитанников тех групп, в которые придут дошкольники с ОВЗ. Малышу будет комфортнее, если остальные дети, развивающиеся в норме, будут воспринимать его как равного, не замечая недостатков в развитии и не выставляя барьеров в общении.

Особые образовательные потребности ребёнка с ОВЗ

Педагоги, работающие с детьми с ОВЗ, обращают внимание на главную сложность — передачу особому ребёнку социального опыта. Сверстники, развивающиеся в норме, как правило, с лёгкостью принимают эти знания и умения от педагога, но к детям с выраженными патологиями в развитии нужен особый образовательный подход. Организовывают и планируют его, как правило, специалисты, работающие в учебном учреждении, которое посещает ребёнок с ОВЗ. Программа обучения таких детей включает в себя определение направления индивидуального подхода к малышу, дополнительные разделы, соответствующие особым образовательным потребностям. Она также включает в себя возможности по расширению образовательного пространства для ребёнка за пределы образовательного учреждения, что особенно важно для детей с затруднениями в социализации. Самое главное условие реализации образовательной функции – это учёт особых образовательных потребностей ребёнка, обусловленных характером патологии и степенью её выраженности.

Организация обучения и воспитания особых детей в школьном учреждении

Непростой проблемой для сотрудников школьных учреждений становится обучение школьников с ОВЗ. Программа обучения детей школьного возраста намного усложняется по сравнению с дошкольной, поэтому усиленное внимание уделяется индивидуальному сотрудничеству особого школьника и педагога. Связано это с тем, что, кроме социализации, компенсации недостатков в развитии, следует обеспечить условия для усвоения ребёнком общеобразовательной программы. Большая нагрузка ложится на специалистов: психологов, дефектологов, социологов — которые смогут определить направления коррекционного воздействия на особого школьника с учётом характера и степени выраженности патологии.

Адаптация ребёнка с ОВЗ к условиям школьного образовательного учреждения

Дети с ограниченными возможностями здоровья, посещающие дошкольные учреждения, намного лучше адаптированы к детскому социуму в момент поступления в школу, так как имеют некоторый опыт общения со сверстниками и взрослыми. В случае отсутствия соответствующего опыта учащиеся с ОВЗ намного сложнее проходят период адаптации. Затруднительное общение с другими учениками осложняется наличием патологии у ребёнка, что может привести к изоляции такого учащегося в классном коллективе. Школьные специалисты, занимающиеся проблемой адаптации, разрабатывают специальный адаптивный маршрут для ребёнка с ОВЗ. Что это такое, понятно уже с момента его реализации. В процессе участвуют педагоги, работающие с классом, родители ребёнка, родители других учащихся, администрация учебного учреждения, медицинские работники, социолог и психолог школы. Совокупные усилия приводят к тому, что по истечении определённого срока, как правило, 3-4 месяцев, ребёнок с ограниченными возможностями здоровья оказывается в достаточной степени адаптированным в школьном коллективе. Это значительно упрощает процесс его дальнейшего обучения и усвоения им образовательной программы.

Взаимодействие семьи и учебного учреждения по вопросам интеграции детей с ОВЗ в детский социум

Важная роль в улучшении качества обучающего процесса ребёнка с ограниченными возможностями здоровья отводится семье. От того, насколько тесно налажено сотрудничество педагогов с родителями, напрямую зависит успеваемость особого школьника. Родители детей с ОВЗ должны быть заинтересованы не только в усвоении сыном или дочерью учебного материала, но и в установлении полноценного контакта ребёнка со сверстниками. Позитивный психологический настрой в полной мере будет способствовать успехам в усвоении программного материала. Участие родителей в жизни класса будет способствовать созданию единого психологического микроклимата семьи и школы, соответственно, и адаптация ребёнка в классе пройдёт с минимальным проявлением сложностей.

Организация психологического сопровождения детей с ОВЗ

Разрабатывая индивидуальный образовательный маршрут для детей с выраженными патологиями в развитии, специалисты в обязательном порядке учитывают сопровождение ребёнка педагогом-психологом, социальным педагогом, дефектологом, реабилитологом. Психологическое сопровождение особого школьника проводится школьным специалистом психологической службы и включает в себя диагностическое исследование уровня развития интеллектуальных функций, состояния эмоционально-волевой сферы, уровня сформированности необходимых навыков. На основании анализа полученных результатов диагностики планируется проведение реабилитационных мероприятий. Коррекционная работа с детьми, ОВЗ у которых могут быть различного характера и степени сложности, проводится с учетом особенностей выявленных патологий. Проведение коррекционных мероприятий является обязательным условием организации психологического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья.

Специальные методики обучения детей с ОВЗ

Традиционно педагоги работают по определённой схеме: объяснение нового материала, выполнение заданий по теме, оценивание уровня усвоения знаний. Несколько по-другому выглядит эта схема для школьников с ОВЗ. Что это такое? Специальные методики обучения, как правило, разъясняют на профессиональных курсах повышения квалификации для педагогов, работающих с детьми с ОВЗ. В целом схема выглядит ориентировочно следующим образом:

— поэтапное объяснение нового материала;

— дозированное выполнение заданий;

— повторение учеником инструкции к выполнению задания;

— обеспечение аудио-, визуальными средствами обучения;

— система специального оценивания уровня учебных достижений.

Специальное оценивание включает в себя в первую очередь индивидуальную шкалу оценок в соответствии с успехами ребёнка и затраченными им усилиями.

fb.ru

Ребенок с овз это — вопрос №11808256 от 02.12.2016

Не входит. Точно могут поставить диагноз врачи. Учиться в нормальной школе он не мешает.

Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. В силу с 01.09.2016)

Статья 42. Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации

1. Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь оказывается детям, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетним обучающимся, признанным в случаях и в порядке, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством, подозреваемыми, обвиняемыми или подсудимыми по уголовному делу либо являющимся потерпевшими или свидетелями преступления, в центрах психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, создаваемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также психологами, педагогами-психологами организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в которых такие дети обучаются. Органы местного самоуправления имеют право на создание центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи.

2. Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь включает в себя:

1) психолого-педагогическое консультирование обучающихся, их родителей (законных представителей) и педагогических работников;

2) коррекционно-развивающие и компенсирующие занятия с обучающимися, логопедическую помощь обучающимся;

3) комплекс реабилитационных и других медицинских мероприятий;

4) помощь обучающимся в профориентации, получении профессии и социальной адаптации.

3. Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь оказывается детям на основании заявления или согласия в письменной форме их родителей (законных представителей).

4. Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи также оказывает помощь организациям, осуществляющим образовательную деятельность, по вопросам реализации основных общеобразовательных программ, обучения и воспитания обучающихся, в том числе осуществляет психолого-педагогическое сопровождение реализации основных общеобразовательных программ, оказывает методическую помощь организациям, осуществляющим образовательную деятельность, включая помощь в разработке образовательных программ, индивидуальных учебных планов, выборе оптимальных методов обучения и воспитания обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, выявлении и устранении потенциальных препятствий к обучению, а также осуществляет мониторинг эффективности оказываемой организациями, осуществляющими образовательную деятельность, психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи детям, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации.

5. На центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи может быть возложено осуществление функций психолого-медико-педагогической комиссии, в том числе проведение комплексного психолого-медико-педагогического обследования детей в целях своевременного выявления особенностей в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении детей, подготовка по результатам обследования детей рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания, а также подтверждение, уточнение или изменение ранее данных рекомендаций. Положение о психолого-медико-педагогической комиссии и порядок проведения комплексного психолого-медико-педагогического обследования детей устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

6. Психолого-педагогическая помощь в центре психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи оказывается педагогами-психологами, социальными педагогами, учителями-логопедами, учителями-дефектологами и иными специалистами, необходимыми для надлежащего осуществления функций такого центра. Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи осуществляет также комплекс мероприятий по выявлению причин социальной дезадаптации детей и оказывает им социальную помощь, осуществляет связь с семьей, а также с органами и организациями по вопросам трудоустройства детей, обеспечения их жильем, пособиями и пенсиями.

www.9111.ru

Работа с детьми с ОВЗ в школе и ДОУ

]]>

Закон «Об образовании в РФ» широко распахнул двери общеобразовательных школ для детей с ОВЗ. Для этой категории учащихся были разработаны специальные стандарты и четыре вида адаптированных программ, две из которых сопоставимы по результатам с обычными.

О том, как следует организовать инклюзивное образование, чтобы оно принесло пользу и здоровым детям, и детям с особенностями в развитии, рассказывает Любовь Олтаржевская, руководитель Городского психолого-педагогического центра Департамента образования г. Москвы.

Любовь Олтаржевская:

«Инклюзивное образование обеспечивает социальный лифт для детей с ОВЗ и делает добрее здоровых детей».

– Какие условия должны быть созданы в школах для инклюзивного образования и как определить их готовность к внедрению ФГОС ОВЗ?

– Для полноценного образования детей с ОВЗ необходимо создать специальные условия. Это не только пандусы для колясочников или тактильные приспособления для слепых и слабовидящих, но и адаптированные программы для разных категорий учащихся, но и специалисты, способные с ними работать. Это не только учителя, прошедшие подготовку по инклюзивному обучению, но и служба сопровождения: логопеды, дефектологи, социальные педагоги, тьюторы, воспитатели – все те, кто обеспечивает индивидуальный маршрут ребенка.

Конечно, мы понимаем, что далеко не каждая школа обладает таким набором средств и кадров, которые обеспечивают полноценную инклюзию.

Например, в Москве пошли по пути создания ресурсных центров в каждом районе столицы. Каждый из этих ресурсных центров специализируется на обучении детей с определенной нозологией (видом заболевания).

Но и в обычных образовательных комплексах есть все условия для обучения детей с ОВЗ.

Во-первых, такие образовательные организации обладают всеми необходимыми финансовыми средствами для закупки оборудования, кадрового обеспечения, обучения педагогов.

Во-вторых, в состав многих из них вошли коррекционные школы, которые являются важным ресурсом для организации инклюзивного образования.

В-третьих, в их состав входят дошкольные учреждения, следовательно, есть возможность обеспечить индивидуальный образовательный маршрут ребенка с ОВЗ, начиная с самого раннего возраста и продолжая его на школьных ступенях. Благодаря ранней инклюзии проще и естественнее происходит включение ребенка в детский коллектив. Такая модель является более оптимальной для образования и социализации ребенка.


Читайте также:  

«Дети с ОВЗ, или Школа, открытая для всех»


– Дети с ОВЗ нуждаются в толерантном отношении к себе со стороны окружающих. Но как быть в тех случаях, когда родители и дети категорически не желают обучаться вместе с такими детьми? Как их надо готовить к встрече и ежедневному общению с такими учениками?

Такие ситуации бывают, они становятся предметом бурного обсуждения в СМИ, в соцсетях. В данном случае основная ответственность ложится на педагога, поскольку формирование общественного мнения и правильного отношения к детям с ОВЗ – это одна из его важнейших задач.

Я восемь лет руководила одной из первых в стране инклюзивных школ, в которой обучалось 36 детей с самыми разными нарушениями в развитии. И у нас не было ни одного конфликта из-за того, что такие дети находятся в одном классе с обычными ребятами. Надо понимать, как выстраивать инклюзию. Иногда необходим тьютор, который находится рядом с ребенком, чтобы помочь ему в сложной ситуации, позаниматься с ним отдельно. И конечно, родители здоровых детей должны быть заранее предупреждены о введении совместного обучения. Как правило, конфликты возникают там, где родители не владеют информацией. И в данном случае учителю очень важно честно, откровенно разговаривать с родителями.

– А с детьми?

– С детьми все проще. Опять же сошлюсь на свой опыт: если начинать инклюзию на дошкольном этапе, обе стороны включаются в нее просто и естественно. Детская среда достаточно дружелюбная, дети хорошо находят общий язык в процессе игры. Они, скорее, начинают неадекватно реагировать на своих сверстников с ОВЗ в том случае, если взрослые – педагоги, родители – неправильно расставляют акценты в разговоре о таких детях.


Читайте также:  

«Инклюзивное образование в России: разрушая барьеры и создавая условия»


 – Что делать, если учителя школы не желают принять ребенка с проблемами?

Если ребенок не укладывается в общепринятое понятие «здоровый», то от этого он не должен испытывать трудности и проблемы – трудности и проблемы возникают в тех образовательных организациях и у тех педагогов, которые не готовы обучать таких детей.

Желание принять ребенка со всеми его проблемами – это главная задача учителя. Если учитель не может принять ребенка с ОВЗ, то он точно так же не сможет принять ребенка с особенностями поведения или подростка из неблагополучной семьи. По большому счету он также не сможет принять и ребенка с высокой мотивацией, поскольку к нему требуется особый подход и определенные программы обучения.

Профессия учителя требует от него принятия любого ребенка и понимания того, какие условия следует создать для его развития.

Конечно, для решения этой задачи надо овладеть определенными компетенциями. Одним из ведущих направлений деятельности нашего центра является переподготовка и повышение квалификации: около 33 тысяч логопедов, дефектологов, психологов прошли обучение на нашей базе в этом году. Но особое внимание мы уделяем образовательным организациям и педагогам, которые начали работать в системе инклюзивного образования. По запросу организаций мы выезжаем в школы и проводим обучающие семинары на их территории.

– Какие вопросы вам чаще всего задают педагоги? Какие трудности возникают у них в процессе введения инклюзивного образования?

– Больше всего вопросов возникает в процессе работы с детьми, имеющими нарушения интеллекта. При этом мы понимаем, что не всегда снижение интеллекта связано с диагнозом «умственная отсталость», в некоторых случаях оно может быть вызвано социальными факторами или педагогической запущенностью. Надо так дифференцированно выстроить работу на уроке, чтобы сильные ученики не скучали, а слабые продвигались в своем развитии, но ни в коем случае не акцентировать свое внимание на одной какой-то группе.

– Но, наверное, совместное обучение возможно только для детей с сохранным интеллектом?

– Не всегда так. Для детей с нарушениями умственного развития внутри школы создаются ресурсные классы, и в настоящее время отрабатывается три модели обучения:

  1. Ребенок с ОВЗ находится в обычном классе, но в сопровождении тьюторов или других специалистов.
  2. Ребенок с ОВЗ учится в ресурсном классе, где для него созданы особые условия, но есть предметы, которые он изучает вместе с обычными детьми (музыка, ИЗО, физкультура, технология, «Окружающий мир»), а также участвует во внешкольных мероприятиях.
  3. Ребенок с ОВЗ учится в автономном ресурсном классе, но в стенах обычной школы, с выходом на общие мероприятия, с большими возможностями для социализации в среде сверстников.

Иными словами, образовательный маршрут может быть очень гибким, и там, где ребенка можно включить в совместное обучение, мы должны это делать. Но просто так посадить ребенка в класс мы не можем, иначе мы получим обратный эффект. И это касается не только детей с нарушениями в развитии. Учет индивидуальных особенностей ребенка – это та база, на которой строится деятельность любого учителя.


Читайте также:  

«Московская школа «Ковчег» №1321: экскурсия»


– Сколько детей с ОВЗ может обучаться в обычном классе?

Есть СанПиНы, которые регулируют количественные нормы обучения детей с различными особенностями в обычном классе. Но по собственному опыту знаю: нормальная инклюзия – это 2–3 ребенка на класс из 25 человек. Когда эти пропорции нарушаются в сторону увеличения детей с ОВЗ, процесс обучения затрудняется.

– Должен ли учитель знать диагноз ребенка?

Мне известно немало случаев, когда родители скрывают диагноз ребенка, и это затрудняет работу с ребенком. А что касается умственно отсталых детей, то им нужна комплексная медицинская и психолого-педагогическая поддержка, и только в этом случае можно добиться результата. Но иногда учитель использует диагноз ребенка как индульгенцию: дескать, если он умственно отсталый, он не в состоянии хорошо учиться, тогда с педагога якобы взятки гладки. Что с такого ребенка взять? А взять можно очень многое. Прежде всего, определить, по Выготскому, зону его актуального развития, потом – зону ближайшего развития и двигаться по пути освоения новых навыков. К сожалению, непрофессиональный учитель фиксирует неудачи ребенка, и его образовательный маршрут ломается. Если же мы воспринимаем систему образования как камеру хранения для таких детей, то мы совершаем преступление по отношению к ним.

– Понятие «необучаемый» уходит в прошлое?

С введением ФГОС для детей с ОВЗ и четырех типов адаптированных программ – да. Обучить можно любого ребенка, вопрос: чему? Адаптированные программы позволяют выстроить индивидуальный образовательный маршрут ребенка и достичь посильных для него результатов.

– У некоторых родителей детей с ОВЗ есть свои амбиции, и они убеждены в том, что их ребенок, несмотря на тяжелый диагноз, способен обучаться наравне со всеми и получить аттестат. Как сбалансировать интересы родителей с реальными возможностями их детей и школы?

Такие случаи обусловлены тем, что родители хотят доказать окружающим: их ребенок такой же, как все. Наше общество провоцирует их на такое поведение. Иногда эти ребята бывают талантливы в какой-то одной сфере, например в изучении иностранных языков или рисовании, но при этом им не даются элементарные математические действия. И родителям надо это принять как данность и развивать ребенка в том направлении, которое ему лучше всего удается. Раннее предпрофессиональное самоопределение очень важно для таких детей, поскольку для них главное – не получить аттестат, а увидеть и понять свои жизненные перспективы. Задача педагога – сориентировать родителей на реальные, а не на вымышленные перспективы. Это можно сделать методами убеждения, но это должен быть разговор двух заинтересованных в ребенке сторон. И если родитель понимает, что школа – на стороне ребенка, тогда все получится.
Особо хочу отметить такое движение, как «Абилимпикс» – Национальный чемпионат конкурсов профессионального мастерства для людей с инвалидностью. Если раньше к таким соревнованиям готовили учреждения СПО, то теперь в этот процесс включились школы. В рамках дополнительного образования они открывают кружки, студии, на базе которых отрабатываются профессиональные навыки.

– Сохранятся ли наряду с инклюзивным такие формы обучения детей-инвалидов, как надомное и дистанционное обучение?

– Надомное обучение сохранилось, но оно возможно только по медицинским показаниям.

Дистанционное образование не только сохраняется, но и активно развивается.

Например, программа «Московская электронная школа» позволяет нам организовать дистанционное обучение детей с ОВЗ, находящихся на длительном лечении или на реабилитации. Современные технологии позволяют ребенку онлайн присутствовать в классе и слышать учителя в режиме реального времени.

– По вашим прогнозам, останется ли специальное (коррекционное) образование или его окончательно вытеснит инклюзивное?

Коррекционное образование, несомненно, сохранится.

Вопрос – или инклюзивное, или коррекционное образование – некорректен. У родителей должен быть выбор. Но, на мой взгляд, коррекционные школы рассчитаны на тех детей, которые не могут быть включены в систему инклюзивного образования. Как правило, это дети с тяжелыми множественными нарушениями. В Москве эти учреждения были переданы в ведение соцзащиты, поскольку основное внимание там уделяется реабилитационным, медицинским мероприятиям, уходу и присмотру. Образовательная составляющая тоже есть, но она минимальна.

Но если есть хотя бы малейшая возможность включить ребенка в общеобразовательный процесс, это необходимо сделать, поскольку инклюзивное образование – это путь к социализации. Поэтому, выбирая образовательную организацию, родитель должен думать о будущем своего ребенка, о том, что ему предстоит жить в обществе.

Инклюзивное образование обеспечивает ребенку с ОВЗ социальный лифт и неограниченные возможности для общения.

– А в чем преимущества инклюзивного образования для обычных детей?

Для обычных детей это прежде всего нравственное воспитание.

Я наблюдала, как менялся класс, в который пришла обучаться девочка на коляске. Ребята боролись за право возить эту коляску на перемене.

Желание ребят помочь таким детям, объяснить новый материал очень велико.

И еще инклюзивное образование очень полезно для учителя, потому что оно меняет его психологию: с фронтальных методик работы он переходит на индивидуальные и учится быть внимательным к каждому ребенку.

Беседовала Ольга Дашковская

Рекомендации:

  1.  Инклюзивное образование следует начинать с дошкольного возраста. Благодаря ранней инклюзии проще и естественнее происходит включение ребенка в детский коллектив. Такая модель является более оптимальной для образования и социализации ребенка.
  2.  Родители здоровых детей должны быть заранее предупреждены о введении совместного обучения. Как правило, конфликты возникают там, где родители не владеют информацией. И в данном случае учителю очень важно честно, откровенно разговаривать с родителями.
  3.  Желание принять ребенка со всеми его проблемами – это главная задача учителя. Если учитель не может принять ребенка с ОВЗ, то он точно так же не сможет принять ребенка с особенностями поведения или подростка из неблагополучной семьи. Профессия учителя требует от него принятия любого ребенка и понимания того, какие условия следует создать для его развития.
  4.  Образовательный маршрут может быть очень гибким, и там, где ребенка можно включить в совместное обучение, мы должны это делать. Нормальная инклюзия – это 2–3 ребенка на класс из 25 человек. Когда эти пропорции нарушаются в сторону увеличения детей с ОВЗ, процесс обучения затрудняется.
  5.  Родителям детей с ОВЗ надо развивать их в том направлении, которое им лучше всего удается. Раннее предпрофессиональное самоопределение очень важно для таких детей, поскольку для них главное – не получить аттестат, а увидеть и понять свои жизненные перспективы. Задача педагога – сориентировать родителей на реальные, а не на вымышленные перспективы.
  6.  Коррекционные школы в основном рассчитаны на тех детей, которые не могут быть включены в систему инклюзивного образования. Как правило, это дети с тяжелыми множественными нарушениями.

Но если есть хотя бы малейшая возможность включить ребенка в общеобразовательный процесс, это необходимо сделать, поскольку инклюзивное образование – это путь к социализации. Поэтому, выбирая образовательную организацию, родитель должен думать о будущем своего ребенка, о том, что ему предстоит жить в обществе.


rosuchebnik.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *